ГАЗ-66
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
ГАЗ-66 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | ГАЗ |
Производство | 1964-1998 |
Кузов и шасси | |
Сорт | Грузовик |
Макет | Макет F4 |
Силовой агрегат | |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 3300 мм (129,9 дюйма) |
Длина | 5805 мм (228,5 дюйма) |
Ширина | 2322 мм (91,4 дюйма) |
Высота | 2520 мм (99,2 дюйма) |
Снаряженная масса | 3440 кг (7584 фунта) |
Хронология | |
Предшественник | ГАЗ-63 |
Преемник | ГАЗ-3308 |
ГАЗ -66 — советский , а затем российский формулой 4х4 вседорожный (внедорожный) военный грузовик с колесной производства ГАЗ . Это была одна из основных грузовых машин мотопехоты Советской Армии , которая до сих пор используется в странах бывшего Советского Союза . [ 1 ] Его прозвали шишига (шишига), шишарик (шишарик)/ шешерик (шешерик), верный человек (в Сибири ).
История
[ редактировать ]После испытаний и испытаний в 1969 году ГАЗ-66 получил государственный знак качества СССР . Это был первый грузовик СССР, удостоенный такой награды. [ 2 ]
Почти миллион машин этого типа было построено как для военного, так и для гражданского использования. ГАЗ-66 завоевал легендарный статус во многих странах мира благодаря своей надежности, простоте и внедорожным возможностям. [ 3 ] С 1960-х годов ГАЗ-66 пользуется популярностью среди вооруженных сил и любителей бездорожья. [ 4 ] Производство прекратилось в 1999 году, вместо него стал выпускаться ГАЗ-3308 .
Базовые версии
[ редактировать ]



- ГАЗ-66-1 (1964-1968) — первая модель без централизованной системы регулировки давления воздуха в шинах.
- ГАЗ-66А (1964-1968 гг.) - с лебедкой
- ГАЗ-34 — прототип 6х6.
- ГАЗ-66Б (1966 г.) — десантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и складной рамкой лобового стекла.
- БМ-21В «Град-В» (Воздушнодесантный - «воздушно-десантный») (обозначение НАТО M1975): разработан для воздушно-десантных войск в 1969 году. Четырехцилиндровое грузовое шасси ГАЗ-66Б оснащено 12-зарядной 122-мм реактивной установкой. . Транспортное средство достаточно прочное, чтобы его можно было сбрасывать с воздуха. Части автомобиля, такие как брезентовая крыша кабины, можно снять или сложить, чтобы уменьшить его размер во время транспортировки. Как и БМ-21 , БМ-21В имеет в задней части машины стабилизирующие домкраты для поддержки при стрельбе. Ракета-носитель имеет промышленный индекс 9П125.
- ГАЗ-66Д (1964-1968) — шасси с валом отбора мощности.
- ГАЗ-66П — тягач (экспериментальный)
- ГАЗ-66Э (1964-1968 гг.) - с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-01 (1968-1985) — базовая модель с централизованной системой контроля давления в шинах.
- ГАЗ-66-02 (1968-1985 гг.) - с лебедкой
- ГАЗ-66-03 (1964-1968 гг.) - с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-04 (1968-1985 гг.) — шасси с экранированным электрооборудованием.
- ГАЗ-66-05 (1968-1985 гг.) - с экранированным электрооборудованием и лебедкой.
- ГАЗ-66-11 (1985-1996 гг.) — модернизированная базовая модель.
- ГАЗ-66-12 (1985-1996 гг.) - с лебедкой
- ГАЗ-66-14 (1985-1996 гг.) - шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности.
Военные версии
[ редактировать ]- ГАЗ-66-15 (1985-1996 гг.) - с экранированным электрооборудованием и лебедкой.
- ГАЗ-66-16 (1991-1993 гг.) - модернизированный вариант с ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса - наклонными), доработанными тормозами, платформой без выступающих колесных ниш (устанавливался также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66- 40), грузоподъемность 2,3 тонны
- ГАЗ-66-21 (1993-1995 гг.) — народнохозяйственная модификация со сдвоенными шинами и деревянной платформой заднего моста ГАЗ-53, грузоподъемность 3,5 тонны.
- ГАЗ-66-31 — шасси для грузовых автомобилей.
- ГАЗ-66-41 (1992-1995 гг.) — безнаддувный дизельный двигатель ГАЗ-544.
- ГАЗ-66-40 (1995-1999 гг.) - с турбодизелем ГАЗ-5441.
- ГАЗ-66-92 (1987-1995 гг.) - для эксплуатации на Крайнем Севере.
- ГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусов.
Экспортные версии
[ редактировать ]- ГАЗ-66-51 (1968-1985)
- ГАЗ-66-52 (1968-1985 гг.) - с лебедкой
- ГАЗ-66-81 (1985-1995 гг.) - для стран с умеренным климатом.
- ГАЗ-66-91 (1985-1995 гг.) - для стран с тропическим климатом.
Специализированные версии
[ редактировать ]- АП-2 — медпункт, основное транспортное подразделение полкового медпункта.
- АС-66 – машина скорой помощи, предназначенная для эвакуации раненых.
- ДДА-2 – душевая дезинфицирующая установка, применяется в военных (иногда гражданских) санитарно-эпидемиологических частях.
- ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта», «Хлеб» и «Медицина»
- МЗ-66 - Смазка.
- 3902, 3903, 39021, 39031 – мобильные мастерские по оказанию технической помощи сельскохозяйственной технике.
- 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 - мобильные клиники
- НЗАС-3964, Волгарь-39461 - смотреть автобусы
- ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на базе ГАЗ-66-31 (сборка — Саранск).
- ГАЗ-КАЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на базе ГАЗ-66-31 (сборка - Бишкек, Киргизия)
Операторы
[ редактировать ]Ангола [ 5 ]
Армения [ 6 ]
Болгария [ 7 ]
Китай
Куба [ 8 ]
Египет [ 5 ]
Грузия [ 9 ]
Гвинея-Бисау
Венгрия
Иран [ 5 ]
Ирак [ 10 ]
Ливия [ 11 ]
Молдова - Вооруженные Силы Республики Молдова [ 12 ]
Северная Корея
Лаос
Польша
Сирия
Румыния - Вооруженные силы Румынии
Россия [ 13 ]
Приднестровье
Украина - Вооруженные Силы Украины [ 14 ]
Вьетнам
Бывшие операторы
[ редактировать ]Афганистан - Вооруженные Силы Демократической Республики Афганистан [ 15 ]
Финляндия [ 5 ] - закуплено 200 штатных грузовиков ГАЗ-66 и 100 специальных модификаций для сил обороны Финляндии в 1972–1975 годах. Очередной раунд (140 единиц) в 1986–1989 гг.
Восточная Германия – перешла к Германии после воссоединения; ушедший на пенсию.
Советский Союз - передан государствам-преемникам.
Технические характеристики
[ редактировать ]Технические характеристики ГАЗ-66-11 [ 16 ] [ 17 ]
- Дизайн
- Кабина сдвинута вперед, 2-местная кабина + 21 пассажир сзади.
- Полезная нагрузка: 2000 кг (4400 фунтов) плюс прицеп того же веса.
- Подвеска: неразрезные мосты на листовых рессорах.
- Двигатель
- Тип - двигатель ЗМЗ-66-06 бензиновый (карбюраторный) верхнеклапанный; сверхмощный вариант ЗМЗ-53 [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
- Рабочий объем: 4254 куб.см (диаметр цилиндра 92 мм (3,622 дюйма), ход поршня 80 мм (3,150 дюйма))
- Степень сжатия: 7,6:1
- Мощность: 120 л.с. (89 кВт) при 3200 об/мин.
- Крутящий момент: 284,5 Нм (210 фунт-сила-фут) при 2000–2200 об/мин.
- Макс. скорость — 90 км/ч (56 миль в час) (скорость регулируется)
- Тормоза
- Тип: Барабанные, с гидравлическим управлением, одноконтурные, с сервоприводом
- Тормозной путь на скорости 20 миль в час: 27 футов.
- Измерения
- Д×Ш×В: 5805 мм (19 футов 1 дюйм) x 2322 мм (7 футов 7 дюймов) x 2490 мм (8 футов 2 дюйма) (кабина) / 2520 мм (8 футов 3 дюйма) (палатка)
- Колесная база: 3300 мм (129,92 дюйма)
- Колея спереди/сзади: 1820 мм (71,65 дюйма)/1750 мм (68,90 дюйма)
- Снаряженная масса: 3440 кг (7580 фунтов)
- Топливные баки: 2 x 105 л (23 имп галлона; 28 галлонов США)
- Экономия топлива: 31,5 л/100 км (9 миль на галлон — имп ; 7 миль на галлон — США )
- Маневренность
- Диаметр поворота: 9,5 м (31 фут)
- Угол подхода: 41°
- Угол съезда: 32°
- Макс. Угол подъема: 31–37° (при полной загрузке)
- Дорожный просвет: 315 мм (12 дюймов)
- Глубина преодолеваемого брода: 1 м (39 дюймов)
- Шины
- Размер: 12–18 дюймов.
- Давление: регулируется с помощью центральной системы подкачки шин из кабины.
Популярная культура
[ редактировать ]
- В игре Call of Duty: Black Ops 2010 года ГАЗ-66 используется в качестве транспорта для охраны на уровне «Воркута».
- Он упоминается в Тома Клэнси романе 1991 года «Сумма всех страхов» .
- В российской версии телепередачи Top Gear была проведена проверка прочности автомобиля: на кузов упали строительные обломки, его подожгли и погрузили в воду. После всех этих испытаний дело продолжилось.
- ГАЗ-66 был показан в фильме «Неудержимые 2» с Жан-Клодом Ван Даммом .
- ГАЗ-66 — грузовик в игре MudRunner, получивший название Б-66 из-за претензий на авторские права.
- В HBO мини-сериале «Чернобыль » 2019 года грузовик используется командующим Советскими химическими войсками генерал-полковником Владимиром Пикаловым для проведения измерений радиации на поврежденной электростанции с помощью дальнобойного дозиметра , расположенного спереди и впереди. простыни, закрывающие салон.
- В фильме 2020 года «Чудо-женщина 1984». Появляется в сцене ближневосточного конвоя.
Библиография
[ редактировать ]- Фосс, Кристофер Ф .; Гандер, Терри Дж., ред. (1991). Военная техника и логистика Джейн, 1991–92 (12-е изд.). Информационная группа Джейн. ISBN 978-0-7106-0950-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Легкий внедорожник ГАЗ-66 | Military-Today.com» . www.military-today.com . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ Л. Д. Гоголев. Автомобили в боевом строю. М., "Молодая гвардия", 1981.
- ^ «Может быть, лучший советский грузовик, Легенда Советского Союза – ГАЗ-66 | English Russia» . 8 ноября 2016 г. Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «Российский полноприводный грузовик ГАЗ-66 для охотников и путешественников по бездорожью» . Автомобильный рынок США: Автомобильные объявления . Архивировано из оригинала 24 апреля 2019 г. Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фосс и Гандер 1991 , с. 393.
- ^ Яновский, Джейкоб; Дэн; Митцер, Стейн; Олиманс, Йост; Кемаль (27 сентября 2020 г.). «Борьба за Нагорный Карабах: документирование потерь со стороны Армении и Азербайджана » Орикс Получено 5 января.
- ^ Нусиари, Марина; Оливетта, Эральдо (9 мая 2021 г.). Лидеры завтрашнего дня: вызовы военному лидерству в эпоху асимметричной войны . Спрингер Природа. п. 202. ИСБН 978-3-030-71714-8 .
- ^ Фосс и Гандер 1991 , с. 645.
- ^ Force, SRA Каролина Гмырек, ВВС США (05.07.2003), английский: Солдаты армии Республики Грузия готовятся установить антенну на фургоне связи ГАЗ-66 во время учений «КОМБИНИРОВАННЫЕ УСЛОВИЯ», спонсируемых Европейским командованием США (USEUCOM), проходил в Lager Aulenbach, Германия. Учения представляют собой учения «Партнерство ради мира» (ПРМ), проводимые в Германии, и являются крупнейшими в мире учениями по информационным и коммуникационным системам, в которых основное внимание уделяется тестированию и документированию совместимости командования, управления, связи и компьютеров (C4). , получено 30 мая 2021 г.
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Справочник по стране Ирака (PDF) . Разведывательная деятельность морской пехоты. п. 156. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2005 года . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Фосс и Гандер 1991 , с. 648.
- ^ Тестирование не знает передышки // «Oastea Moldovei», № 11, 2020. С.6-7.
- ^ Яновский, Якуб; наалсио26; Алоха; Дэн; Кемаль; Черный, Александр (24 февраля 2022 г.). «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . Орикс . Проверено 15 апреля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Б., Владимир (29 июля 2023 г.). «Единая грузовая платформа для Сил обороны Украины: КрАЗ, МАЗ или Татра?» . Военный . Проверено 28 января 2024 г.
- ↑ Афганистан по пути мира // «Советское военное обозрение», № 8, август 1988. стр. 40-41.
- ^ «ГАЗ-66 | Weaponsystems.net» . Сайт Weaponsystems.net . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ "Основные ТТХ серийного ГАЗ-66-11 (1985–1996)" .
- ^ ЗМЗ-511: технические характеристики
- ^ Двигатели на ГАЗ 3307
- ^ Двигатели V8 ЗМЗ конструкция, характеристики, история разработки
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Англоязычный сайт российских военных грузовиков
- Британский дом Газа 66
- Группа энтузиастов ГАЗ-66
- Немецкий дом ГАЗ-66
- Немецкий блог с реставрацией ГАЗ-66 и туристической информацией
- Сайт энтузиастов ГАЗ-66
- Польский сайт ГАЗ-66
- Экспедиционная площадка ГАЗ-66
- GAZ-66 blog
- ГАЗ-66 Видео
- ГАЗ-66 Видео
- ГАЗ-66 Видео
- История предшественника ГАЗ-66 - ГАЗ-62 (рус)
- GAZ-66 3d model
- ГАЗ-66 3d 360-просмотр