Jump to content

БТР-60

БТР-60
БТР-60ПБ
Тип Колесный амфибия бронетранспортер-
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации 1959 – настоящее время
Используется См . Операторы
Войны См. Список конфликтов.
История производства
Дизайнер V. A. Dedkov
Разработанный 1955 [1]
Производитель Gorkovsky Avtomobilny Zavod (Soviet Union)
Автономное управление по производству военной техники (Румыния, TAB-71)
Произведено 1960–1976 (Советский Союз) [2]
1970-1990 (Румыния) [3]
построено ~ 25 000 (Советский Союз) [4]
1878 (Румыния, ТАБ-71) [3]
Варианты См . варианты
Технические характеристики (БТР-60ПБ)
Масса 10,3 т (11,4 коротких тонны) [5]
Длина 7,56 метра (24 фута 9 + 1 2 дюйма) [5]
Ширина 2,825 м (9 футов 3 дюйма) [5]
Высота 2,31 м (7 футов 7 дюймов) [5] [а]
Экипаж 2 экипажа + 14 пассажиров [5] [б]

Броня Сварная сталь [6]
5−9 мм по корпусу [5]
7 мм в башне [5]
Основной
вооружение
14,5-мм КПВТ крупнокалиберный пулемет (500 патронов) [7] [с]
вторичный
вооружение
7,62-мм ПКТ спаренный пулемет (3000 патронов) [7]
Двигатель 2×ГАЗ-49Б 6-цилиндровые бензиновые с водяным охлаждением [5]
67 кВт (90 л.с.) каждый [5] 134 кВт (180 л.с.) (комбинированный)
Мощность/вес 13,03 кВт/т (17,47 л.с./т) [5]
Приостановка Торсион с гидравлическими амортизаторами [5]
Дорожный просвет 475 мм ( 18 + 11 16 дюймов) [5]
Запас топлива 290 л (77 галлонов США) [5]
Оперативный
диапазон
500 км (300 миль) [5]
Максимальная скорость 80 км/ч (50 миль/ч) на дороге
10 км/ч (6 миль в час) в воде [5]

БТР -60 — первая машина в серии советских восьмиколесных бронетранспортеров (БТР). Он был разработан в конце 1950-х годов как замена БТР -152 и впервые был показан публично в 1961 году. БТР расшифровывается как бронетранспортёр ( по-русски : бронетранспортёр, БТР , букв. «бронетранспортёр»). [8]

Происхождение

[ редактировать ]

БТР -152 и БТР-40 , первые два советских серийных БТР, разработанные после Второй мировой войны , дали Советской Армии полезный опыт работы с колесными бронетранспортерами. Однако даже в том виде, в каком они были спроектированы, они не подходили для нужд Советской Армии из-за отсутствия крыши (которая была добавлена ​​​​в более поздних версиях, получивших обозначение БТР-152К и БТР-40Б соответственно). Низкая боевая ценность БТР-152 и БТР-40 проявилась, когда египетская армия использовала их во время Суэцкого кризиса , а также когда Советская Армия использовала их в боях на улицах Будапешта во время Венгерской революции 1956 года . Это были одни из причин, по которым был разработан новый БТР. [2]

В 1956–1957 годах было принято решение о преобразовании всех стрелковых и механизированных дивизий в мотострелковые и составлена ​​потребность в новой транспортной машине.

ЗИЛ-153 в Кубинском танковом музее.

Разработка шла по двум путям: более дорогая машина, которая в конечном итоге стала БМП-1 для использования в танковых дивизиях, и более дешевая машина для использования в мотострелковых дивизиях, которая в конечном итоге стала БТР-60. Требования были предъявлены двум КБ: ГАЗу под руководством В.А. Дедкова, [1] и ЗИЛ во главе с Родионовым и Орловым. В требованиях говорилось, что машина должна иметь полный привод, как минимум две поворотные оси, независимую подвеску, а также подвижность и способность преодолевать брод, позволяющие ей действовать рядом с танками. Машина также должна была быть амфибией. [2] Конструкторская группа ГАЗа приступила к работе над новым БТР зимой 1956 года. Несмотря на то, что армия хотела полностью крытую машину с системой защиты от ядерного оружия, конструкция ГАЗа не имела таких особенностей. Утверждалось, что вести огонь из тесноты салона будет сложно и что ограничение потерь не является приоритетом. [2] Прототип был построен между 1957 и 1958 годами. [1] ЗИЛ разработал конструкцию 6х6 — ЗИЛ-153, по форме корпуса схожую с конструкцией ГАЗ. Существовали также три других прототипа с колесной формулой 8х8: «Обьект 560» (также известный как ММЗ-560). [9] ), Ob'yekt 1015 (developed by KAZ [9] ), Ob'yekt 1015B (developed by KAZ, [9] имел башенное вооружение и ручные движители, [2] также известный как БТР-1015Б [9] ) and Ob'yekt 1020B (developed by KAZ [9] ). Все прототипы были представлены и прошли государственные испытания в 1959 году. Хотя «Обьект 1015Б» показал лучшие результаты, была выбрана конструкция ГАЗа, получившая обозначение БТР-60П. [2] [1] Официально комиссия, принявшая такое решение, сделала это исходя из производственных возможностей и опыта завода ГАЗ. Основная причина заключалась в том, что конструкция ГАЗа была самой простой и дешевой и содержала наименьшее количество технологических достижений, что облегчало запуск в серийное производство. [2]

БТР-60П во время парада 1 мая 1964 года в Москве.
BTR-60P during 1964 Moscow May 1st Parade.

БТР-60П имел открытую крышу боевого и десантного отделений, что считалось серьезным недостатком. Соответственно, в 1963 году в производство поступила новая версия с бронированной крышей, получившая обозначение БТР-60ПА. Вместимость этой новой версии была уменьшена с 16 до 14 солдат.

The appearance of the German HS.30 APC, which was armed with a 20 mm cannon, prompted the addition of the conical BPU-1 turret. This turret, which was originally developed for the BRDM-2 amphibious armoured scout car, was armed with the KPVT 14.5 mm heavy machine gun and a PKT 7.62 mm tank machine gun. The new vehicle was designated the BTR-60PAI and entered production in 1965. It was, however, quickly replaced by the BTR-60PB, which had a better sighting system for the machine guns.

Description

[edit]

BTR-60 was a revolutionary design for its time.[1][10] It had a non-standard layout for an APC; the crew compartment was in the front, the troop compartment in the middle and the engine compartment in the rear.[1] This meant that, while the BTR-60 did not share some of the weaknesses that other APCs had, it had several disadvantages of its own.

Crew

[edit]
The driver's station.
BTR-60P crew: 1)-commander; 2)-driver; 4)- 14× infantry soldiers
BTR-60PB crew: 1)-commander; 2)-driver; 3)-gunner; 4)- 7× infantry soldiers

In the BTR-60, the crew compartment is located in the front of the vehicle and had a roof – unlike the troop compartment, which first received one with the introduction of the BTR-60PA. In the BTR-60P and BTR-60PA, the crew consists of a driver and a commander. The driver's seat is on the left and commander's seat is on the right. In the BTR-60PAI, BTR-60PB and BTR-60PZ, the crew consists of a driver, a commander and a gunner. The position of the driver and commander stations remained unchanged in later models. The gunner operates the BPU-1 turret, using the PP-61A optical sight. In the BTR-60P, both the driver and commander manned their positions by entering the vehicle through the sides. The BTR-60PA introduced two hatches over their stations and crew members had to climb on top of the vehicle to use them. The entry method did not change in later production models. The BTR-60B introduced a side door for the gunner on the right side, and firing ports for both the driver and commander, and two for the gunner, one on each side. (For more information on the BTR-60's firing port see the troop compartment section). Both the driver and the commander have forward views through bulletproof windshields, onto which steel covers can be lowered. In the BTR-60P and BTR-60PA, the covers had vision slots, and additional slots on both sides of the crew compartment. These were removed in the BTR-60PB in favor of two periscopes on each side.[clarification needed] In early models of the BTR-60P and BTR-60PA, only the driver had a periscope, while the commander had a removable OU-3 infrared searchlight. In the BTR-60PB, both the driver and the commander have three periscopes in the front (the commander's center periscope can be hard to see as it's just below the OU-3 infrared light). The vehicle was usually equipped with an R-113 radio; however, some models used the R-123. The initial BTR-60P production model lacked night-vision and had only four headlights (two infrared, two white, one of each kind per side, these remained in all BTR-60 models). Late BTR-60P models were fitted with night-vision; the TKN-1 connected with the OU-3 infrared searchlight for the commander and the TWN-2 for the driver. This remained unchanged in later models.[2][1]

Troop compartment

[edit]

The troop compartment is behind the crew compartment and in front of the engine compartment. The BTR-60P can transport up to 16 fully equipped soldiers. This number reduced to 14 in BTR-60PB. As the BTR-60P did not have a roof, it was covered with a tarpaulin when traveling in bad weather conditions. It was also covered with bows and canvas. Also, all BTR-60 models had three firing ports on each upper side of the hull through which the infantry being transported could fire at the enemy with their personal weapons. The difference between models was in the position of these three firing ports. The BTR-60P and BTR-60PA had the firing ports positioned in a row between the middle and the front part of the troop compartment. In the BTR-60PB, the firing ports were relocated; one was next to the driver and commander, one next to the gunner and one in the side of the troop compartment.[1][11]

Because of the engine placement (in the rear of the vehicle), transported infantry must mount and dismount through the sides in the BTR-60P or through the roof hatches in the roofed BTR-60PA, BTR-60PB, and BTR-60PZ variants. To help the infantry to mount and dismount the vehicle, the BTR-60P had two steps on each side of the hull, one between the first and second pair of road wheels and the other between the third and fourth pair of wheels. It also had two vertical hand rails on each side of the troop compartment, as well as an angled horizontal one on the left-hand side of the hull next to the engine compartment. The BTR-60PA introduced yet another step on each side of the hull between the second and third pair of wheels, as well as six horizontal hand rails on each side of the vehicle, three on the lower side and three on the upper side. The vertical ones were removed, while yet another angled horizontal one was added on the right-hand side of the hull next to the engine compartment. In the BTR-60PB, the number of hand rails decreased from six to five on each side of the hull; the rear upper hand rail was removed from the right side, whereas the center upper one was removed from the left side. The BTR-60P has two doors on each side of the troop compartment (one in the front and one in the rear), but infantry still had to dismount through the sides.[2] The side doors were removed in the BTR-60PA.[12] They were used mostly as emergency exits and as auxiliary firing ports. In the BTR-60PB, a side door was added on the front left of the troop compartment.

Protection

[edit]

The hull armour is made from welded steel and provides protection against small arms fire and shrapnel.[2][1] The frontal armour can withstand 7.62 mm bullets from any range. The rest of the armour can withstand 7.62 mm bullets from a range of 100 m.[1]

The BTR-60P did not have a roof over the troop compartment, which made a weakness that could easily be exploited—even the simplest explosives could take out a BTR-60P. The new BTR design with a roof was called the BTR-60PA.

Armour thickness is as follows:

Hull:

  • Upper front: 7 mm at 86°[5]
  • Lower front: 9 mm at 47°[5]
  • Sides: 7 mm[5]
  • Upper rear: 5 mm at 65°[5]
  • Lower rear: 7 mm at 0°[5]
  • Floor: 5 mm[5]
  • Roof: 7 mm (Since BTR-60PA)[5]

Turret (BTR-60PB):

  • Front: 7 mm[5]
  • Sides: 7 mm[5]
  • Rear: 7 mm[5]
  • Roof: 7 mm[5]

Maneuverability

[edit]

The BTR-60 has a 8x8 suspension. Originally, there were difficulties in finding a suitable engine for it: the six-cylinder GAZ-40P gasoline engine, which produces 90 hp, had insufficient power, while the 205-hp YaAZ-206B was too heavy.[citation needed] Instead, the BTR was fitted with two six-cylinder gasoline GAZ-49B engines (90 hp)[5] located side by side in the rear of the vehicle. The combined power of the engines is 180 hp (134 kW). Each engine propels two of the vehicle's axles. The engine on the right propels the second and the fourth axles, while the one on the left propels the first and the third axles. Each engine has its own four-speed gear box with a single-shielded hydraulically controlled clutch and an exhaust. Each axle has its own differential and is hung on transversal torsion bars. The first two axles each have two hydraulic absorbers, while the third and fourth only have one. The first and second pair of wheels can be turned. The gaps between the first and second axles and between the third and fourth axles are even. The gap between the second and third axles is slightly larger than the other ones.[2][1][13][12]

The two-engines setup has an advantage in the fact that each engine could work without the other. This means that if one engine is disabled, it does not affect the other one and the vehicle can still move, albeit with reduced speed. This setup, however, caused several problems that either do not exist in single-engined vehicles or were not as serious: the design itself was complicated and the amount of work that had to be done during maintenance and repair was higher than in vehicles with a single engine. The engines themselves were originally intended for truck use, which meant that they were working in extreme conditions not originally envisioned for them. Because of this, engine breakdowns were frequent. The vehicle also used large amounts of fuel and caught fire easily. Despite all this, the two-engines setup was used in all BTR-60 production models as well as most variants of the BTR-70. The single-engine setup was introduced in the BTR-80.[2]

Amphibious capability

[edit]
Ex-Egyptian or ex-Syrian BTR-60PB, in the Yad la-Shiryon museum, Israel, 2005. Notice the exposed water jet with both of its lids opened.

The BTR-60 is fully amphibious, propelled in the water by a jet centrally mounted at the rear of the hull.[1] It was, however, prone to breakdowns.[2] When not in use, it is protected by the sideways opening lids. Before entering the water, the trim vane at the front of the hull should be erected to prevent water from flooding over the bow. While in its traveling position, it serves as additional lower frontal armor.

Production models

[edit]
Characteristics of the BTR-60 production models
BTR-60P early BTR-60PA BTR-60PA BTR-60PA-1 BTR-60PAI BTR-60PB
Weight
(tonnes)
9.8[14] 10.2[14] 10.3[14] ? 10.3[14]
Height
(metres)
2.06 m[15] 2.31 m[11][13]
Crew 2 + 16[11][13] 3 + 14[11]
Primary armament 7.62 mm PKT, SGMB or PKB tank/medium/general-purpose machine gun (2,000 rounds)[13] 12.7 mm DShK 1938/46 heavy machine gun (500 rounds)[13] 14.5 mm KPVT heavy machine gun
(500 rounds)[13]
Secondary armament 2 × 7.62 mm PKT, SGMB or PKB tank/medium/general-purpose machine guns (3,000 rounds) mounted on the sides of the troop compartment (optional)[13] 7.62 mm PKT coaxial tank machine gun (3,000 rounds)[13]
Power-to-weight ratio
hp/tonne
(kW/tonne)
18.4
(13.7)
17.6
(13.1)
17.5
(13.0)
? 17.5
(13.0)

Production history

[edit]

BTR-60s were produced by Gorkovsky Avtomobilny Zavod (GAZ). The BTR-60P was produced between 1960 and 1963.[2] The BTR-60PA entered production in 1963,[2][15] followed by the BTR-60PA-1 in 1965. Both the BTR-60PA and BTR-60PA-1 were produced until 1966.[2] The BTR-60PAI also entered production in 1965,[2] but was quickly replaced in 1966 by the BTR-60PB, which had a better sighting system for the machine guns. The BTR-60PB remained in production until 1976, when it was superseded by the BTR-70.[2] According to Western estimates, around 25,000 BTR-60s were produced by GAZ.[4] During BTR-80 production, and therefore after BTR-60 production had ended, there was a special production run of 100 BTR-60PBs, some of which have been exported to Iraq.[12]

Service history

[edit]

Soviet Union

[edit]

An order to enter the BTR-60P into Soviet Army service was issued on 13 December 1959. However, production did not start until 1960.[2] The first BTR-60Ps were delivered in 1960. It first entered service with the Soviet Army and later the Marine Corps. The BTR-60 entered service with the Soviet military at the time when the USSR was arming on a mass scale.[2] In the early 1960s, it replaced the BTR-152 in the role of the basic APC. The BTR-60P was first seen by the West in 1961. The BTR-60PA entered service with the Soviet Army in 1963, the BTR-60PA-1 and BTR-60PAI entered service in 1965, the BTR-60PB in 1966, the BTR-60PZ in 1972 and the BTR-60PBK in 1975. As newer models of the BTR-60 appeared, the older ones were gradually withdrawn from front-line service. A number of old BTR-60Ps were converted into repair vehicles.[12]

The first use of Soviet BTR-60s in an armed conflict happened during the Warsaw Pact 1968 Invasion of Czechoslovakia. However, actual combat was scarce.[4][16]

In the 1980s, most of the BTR-60s in the Soviet army had been replaced by the BTR-70 and BTR-80; however, a large number was still operated by second-line and border troops. According to the data provided by the USSR during the signing of the CFE Treaty in 1990, there were 4,191 BTR-60s in service with the units stationed in the European part of the Soviet Union.[17]

Sino-Soviet border conflict

[edit]

The first real combat use of the BTR-60 took place during the Sino-Soviet border conflict on Zhenbao Island (Damansky Island at the time) in March 1969. The frontier units operating on the island were equipped with BTR-60PBs, while the 57th border detachment group was equipped with BTR-50Ps and BTR-50PKs. The BTR-60 proved to be a worthwhile vehicle, although it sustained high losses due to the large number of RPGs used by the Chinese and mistakes made by the commanders of the APCs stemming from their insufficient combat experience with the new vehicles.[18] The high losses due to RPG hits wasn't unexpected, as the BTR-60's armour was designed to protect the vehicle from small arms fire and shrapnel, but not specialized anti-tank weapons. The most effective tactic found for using BTR-60PBs was in covering the dismounted infantry.[18] This is a job more suited for infantry fighting vehicles than armoured personnel carriers, whose main role is transporting infantry to the battlefield and providing them with armour protection during that time. The BMP-1, the world's first mass-produced infantry fighting vehicle, started production in 1966 and therefore the Soviet Army had very small numbers of those vehicles available at the time of Sino-Soviet border conflict. During the fights in March, the Chinese managed to capture four BTR-60PBs and one T-62 MBT.[4]

BTR-60PBs were used again during the border conflict east of Lake Zhalanashkol in Kazakhstan (Kazakh SSR at the time) in August 1969. During the fighting, the armour of BTR-60PB proved inadequate.[4][19]

Soviet–Afghan War

[edit]
A rusting BTR-60PB abandoned in the center of a village in Afghanistan's Oruzgan province.

The BTR-60PB was used in large numbers during the initial part of the Soviet–Afghan War. This was because the units that were originally used for this operation weren't the top priority of the Soviet military, which prioritized the units stationed in East Germany. The same design flaws were present during this conflict and the vehicle became even more vulnerable due to the kind of fighting that took place in Afghanistan. The GAZ-40P gasoline engines experienced frequent power losses and overheating due to the tropical highland climate for which they were not well suited. Also, the BTR-60PB's turret could not elevate its armament high enough to fire at the Mujahideen attacking from high ground. Like during the Sino-Soviet border conflict, many BTR-60PBs fell victim to RPGs. Because of those drawbacks, the BTR-60PBs were replaced by BTR-70s as soon as possible to a point where only the BTR-60 command variants were used.[19]

Other operational use

[edit]

Soviet BTR-60s, BTR-70s and BTR-80s were used for dispersing the demonstrations in Tbilisi in 1989 and stopping the fighting on the border between Uzbek SSR and Kirghiz SSR. They were also used in Nagorno-Karabakh and South Ossetia. In 1990, they were used in Vilnius to suppress the Lithuanian independence movements.[20]

Soviet Union successor states

[edit]

In 1991, the BTR-60s of the Soviet Army was passed on to the armies of the successor states and thus used in many regional conflicts. 27 BTR-60PBs[20] that were inherited by Moldavia were used by its army during the War of Transnistria. A number of BTR-60s were used by the Georgian army during the 1992–1993 War in Abkhazia.[21]

As of 2007, several hundred BTR-60s remain in service with USSR successor states; these are in a process of being replaced by more modern vehicles.[22]

Russia
[edit]

The Russian Army deployed the BTR-60PB during the First Chechen War, but shortly thereafter retired the vehicle type from army service.[19] Since the mid-1990s, nearly all BTR-60s remaining in Russia's active inventory have been operated by the Border Service.[19] One exception is the BTR-60PU, which has been retained as a command vehicle in the Russian NBC Protection Troops.[23] During the late 2000s, the Russian BTR-60PUs were all refurbished and upgraded with new engines adapted from the BTR-80 series, receiving the designation BTR-60PUM.[23] Some of these BTR-60PUMs were deployed in the Chernobyl Exclusion Zone during the 2022 Russian invasion of Ukraine, with at least one being captured by the Ukrainian Armed Forces.[24]

Moldova
[edit]

Moldova inherited 27 BTR-60PBs from the Soviet Union. They were used during the War of Transnistria against the Pridnestrovian Moldavian Republic.[21] Moldova also ordered 161 ex-Romanian TAB-71Ms in 1992, which were delivered between 1992 and 1995.[25] Moldova also inherited 20 BTR-70s from the Soviet Union and received 250 TAB Zimbrus and MLI-84s from Romania.[citation needed] In the end of March 1992, the Moldavian army was trying to sever the connection between Tiraspol and Rîbnița. Five out of the six BTRs used during that operation were lost. On 1 April, two BTRs were used during the assault on Bender. In June, dozen of APCs were used during another assault on the city.[20]

Georgia
[edit]

In 1992, the separatist state of Abkhazia declared Independence from Georgia and the War in Abkhazia (1992–1993) began. Georgia sent its troops to Abkhazia to stabilize the region. The 3,000-man force was poorly equipped with military vehicles, having only five T-55 main battle tanks, a few BMP-2 infantry fighting vehicles, three BTR-60/70 armoured personnel carriers and a small number of BM-21 Grad MRLs. As the war continued, the Georgian forces in Abkhazia were strengthened. The rebels had no AFVs of their own, but captured some heavy equipment from the Georgians.[20] BTR-60 was also used by Ossetian rebels during 1991–1992 South Ossetia War, in one case Ossetian rebels supported by BTR-60PB launched an attack on Georgian Checkpoint, BTR was heavily damaged by 30mm Rounds fired by Georgian BMP-2 and was forced to retreat, following BTR-60 was found by Georgian forces in several days after attack, it was repaired and used by Georgian National Guard.

Armenia
[edit]
BTR-60PB of the Armenian police enters Shahumyan Square near the French Embassy in Yerevan, Armenia 2008.

A BTR-60PB of the Armenian police was used on 1 March 2008 during the Armenian presidential election protests in Yerevan. It was sent to counter the protest at the Shahumyan Square near the French Embassy, where it arrived at 1:30 pm. Eventually, the unarmed and peaceful demonstrators surrounded the APC, mounted it, and forced its crew to leave the square.

Ukraine
[edit]

During the ongoing Russo-Ukrainian War, Ukrainian Military used several BTR-60 variants. The Ukrainian National Guard, have deployed BTR-60PB's for counter-insurgency operations in Eastern Ukraine.[26]

Foreign service

[edit]
BTR-60s in Grenada

BTR-60 APCs were employed widely both by the Soviet Army and by more than 30 export customers.[15] Operators of the BTR-60 have included Afghanistan, Algeria, Angola, Bhutan, Botswana, Bulgaria, Cambodia, Congo, Cuba, Djibouti, East Germany, Ethiopia, Finland, Grenada, Guinea, Guinea-Bissau, Hungary, India, Iran, Iraq, Laos, Libya, Mali, Mongolia, Mexico, Morocco, Mozambique, Nicaragua, North Korea, Romania, Soviet Union, Syria, Uganda, Vietnam, Yugoslavia, Yemen, and Zambia, as well as many of the successor states of the Soviet Union.[27] The most widely spread model is the BTR-60PB.

Although the BTR-60 still remains in service with many of the world's armies, it is almost never used as an APC any more. They are still being used as mobile command posts, artillery forward observation posts, airplane guidance posts, communication posts and many other specialized roles.[10]

The BTR-60 has seen action in the Yom Kippur War, the 1971 War between India and Pakistan (where it was used very effectively to punch a hole through to Jessore and subsequently Khulna), the Soviet invasion of Afghanistan (where it was used by both the Soviet and Afghan government troops), the Chechen and Yugoslav wars. It was also used by Warsaw Pact forces during the 1968 Warsaw Pact invasion of Czechoslovakia.[10]

Angola

[edit]

The Soviet Union invested heavily in bolstering the mechanized and armoured capabilities of the People's Armed Forces of Liberation of Angola (FAPLA) during the Angolan Civil War.[28] To that end, it provided FAPLA with just under 500 BTR-60s as part of a comprehensive military assistance programme between 1975 and 1989.[25] FAPLA initially received 74 BTR-60PBs in 1975, and ordered another 175 BTR-60PBs in 1980, which were delivered between 1981 and 1985.[25] In 1987 and 1988, Angolan motorized brigades received another 250 BTR-60PBs and some BTR-60R-145BM command vehicles.[25]

For most of the 1970s, FAPLA remained critically short of modern armoured vehicles, and as late as 1981 many of its motorized infantry formations were equipped only with trucks or obsolete BTR-152s.[29][30] By the late 1980s, however, the BTR-60 had largely superseded the BTR-152 in FAPLA service and was being deployed frequently during the civil war.[31] FAPLA's motorized brigades, which bore the brunt of South African counter-insurgency as well as conventional army operations, came to include three companies of BTR-60s each.[32] Additionally, both the Cuban and Soviet military missions in Angola possessed a number of BTR-60s, which were used for general liaison purposes.[31]

A number of FAPLA BTR-60PBs were deployed during the Battle of Cuito Cuanavale, with 65 being lost during several engagements with South African expeditionary forces.[33] FAPLA was not successful in coordinating its combined arms operations over the course of the campaign, and on several occasions the Angolan motorized infantry became separated from their accompanying armour or advanced with no accompanying armour at all, allowing the much more lightly armed South African troops to isolate and destroy them.[34] The first armour-to-armour kill of the battle occurred on 9 September 1987, when a lone BTR-60 carrying out reconnaissance on the Lomba River was knocked out by a South African Ratel infantry fighting vehicle.[35]

Over the course of the civil war, FAPLA BTR-60PBs were commonly used for convoy escort purposes, guarding logistical vehicles bringing fresh supplies and ammunition to the front lines.[36] In this role they were used to repel counter-insurgent ambushes, with some success. Due to prevalence of land mines on Angolan roads, the BTRs always traveled behind a bulldozer or a tank equipped for mine clearance.[36] During the late 1980s, the threat of ambush by South African troops with armoured vehicles and heavy weapons of their own prompted the BTR-60 to be complemented in this role by the much more heavily armed BMP-1.[36]

Finland

[edit]

Finland's Jäger battalions operated Soviet-built BTR-60R-145BM "Chaika" vehicles. These were upgraded to BTR-60PUM standard between 1996 and 1997. In 1991, seven conscripts of the Karelia Brigade drowned when their BTR-60 sank at Taipalsaari during an amphibious exercise because the vehicle was loaded incorrectly (top-heavy) and the roof hatches opened.

The usual nicknames for BTR-60 amongst the Finnish conscripts were Petteri (a male name), after the initials BTR, and Taipalsaaren sukellusvene (Taipalsaari Submarine) after the 1991 incident.

Poland

[edit]
Polish-modified BTR-60PB of the Polish Police on Tamka Street in Warsaw, Poland during European Economy Summit 2004. Notice the lack of armament.

Milicja Obywatelska (MO) operated several BTR-60PAs. They were used by ZOMO riot control units.[12] The Polish Army also received a dozen BTR-60PU-12s, which were used within the Soviet supplied 9K33 Osa SAM regiment delivered between 1980 and 1985.[25][12] On 7 December 1981, the delegation of the Polish Ministry of Internal Affairs went to the Soviet Ministry of Internal Affairs asking for equipment and supplies necessary to equip around 60,000 MO operatives and reservists enlisted because of the intensified activities against the Communist government. In response, on 17 December, the Soviet Ministry of Internal Affairs decided to transfer 25 BTR-60PBs along with 10,250,000 "Czeromucha" incapacitating chemical devices and 2,000 tonnes of gas over to its Polish counterpart.[37] These vehicles had previously been used in Afghanistan. They were later modified by adding another radio set. They were used by ZOMO.[12][38] During the martial law in Poland, the MSW automobile plant in Łódź fitted some BTRs with breakers mounted on the front of the vehicle, which were used for clearing obstacles (See Poland section in the Variants section for details).[39][40] When the Milicja Obywatelska was transformed back into Policja in 1990, all BTR-60PBs had their armament removed. This was because Policja, unlike MO, didn't have a need for weaponry with such a high muzzle velocity – such weapons were dangerous to use in urban areas. The MO needed such weaponry because it was also supposed to carry out anti-partisan operations. Policja used unarmed BTR-60PBs for security during European Economy Summit 2004 in Warsaw, as well as for clearing blockades set up by the Samoobrona political party. A few Police BTR-60PBs are kept in storage for anti-riot duty as barricade breakers.

People's Republic of China

[edit]

PRC reversed engineered the BTR-60PB after capturing four examples during the Sino-Soviet border conflict on Zhenbao Island in March 1969. The program was completed in the late 1970s. However, the vehicle did not enter service in large numbers because the PRC's primitive road system and rugged terrain meant that the wheeled APC was not well suited for the Chinese conditions as it lacked the cross country capability of the tracked APCs in the Chinese inventory.[2] It should be noted though that, before the Sino-Soviet split, the PRC imported 100 BTR-40s and 100 BTR-152s from the USSR and manufactured copies of those vehicles; and these served with the PLA until the mid-1990s.[25][41] The experience gained through reverse-engineering the BTR-60 helped the PRC in developing other more advanced wheeled APCs later in the 1980s.

BTR-60PB captured by Israel during the Yom Kippur War. This example now resides at the IDF History Museum, Tel Aviv.

List of conflicts

[edit]

Variants

[edit]

Former Soviet Union

[edit]
Three assaulting BTR-60P APCs supporting entrenched infantry.
  • BTR-60P (1959) (P stands for plavajushhijj – literally "swimming", i.e. amphibious)[2] – Initial version with troop compartment completely exposed and often covered with bows and canvas. The vehicle has mounting points for three 7.62 mm machine guns (either the PKT, the SGMB or the PKB tank/medium/general-purpose machine guns), one on the front and one on each side between the two small doors; however, only one mount is fitted, and that is usually on the front mounting point. The vehicle carries 2,000 machine gun rounds.[2][1][12] It was also known under the designation GAZ-49.[2]
    • BTR-60P with a modified machine gun mounting point in the front to fit the DShK 1938/46 12.7 mm heavy machine gun like in BTR-60PA instead of the 7.62 mm machine gun. The vehicle carries 500 rounds for the DShK 1938/46 12.7 mm heavy machine gun and 3,000 rounds for 7.62 mm machine guns.[2][13][12]
    • BTR-60P converted into a command vehicle equipped with a rail-type antennae running around three sides of the hull top.[12]
    • BTR-60P M1961/1 – BTR-60P converted into a fire support vehicle. It is fitted with the turret from the PT-76 amphibious light tank.[12] Most probably prototype only.
      • BTR-60P M1961/1 fitted with a smaller version of the PT-76 turret.[12] Most probably prototype only.
    • BTR-60P M1961/2 – BTR-60P converted into a fire support vehicle. It is fitted with a small open-topped turret armed with a 37 mm gun with clean barrel with conical flash-hider.[12] Most probably prototype only.
    • BTR-60P converted into a mortar carrier. It can carry up to two mortars, along with their crews and ammunition.[12]
    • MTR-2 – BTR-60P converted into a repair vehicle with a raised tarpaulin cover over the troop compartment running almost to the rear.[12]
BTR-60PA.
  • BTR-60PA (1963) – This version has an armoured roof over the troop compartment. It is fitted with improved 'closed-down' vision devices for the crew. Behind the commander's and driver's hatches is a single rear-opening rectangular hatch in front of which is a single mount for the DShK 1938/46 12.7 mm heavy machine gun between the two circular crew hatches at the front of the personnel compartment and two optional mounts for 7.62 mm machine guns (either the PKT, the SGMB or the PKB tank/medium/general-purpose machine guns) on each side of the roof of the personnel compartment. Early production BTR-60PAs only had a single mount for the 7.62 mm machine gun between the two circular crew hatches at the front of the personnel compartment. The small doors on each side of the hull that were present in the BTR-60P were removed. The BTR-60PA introduced collective NBC protection system to the series. It has six handrails on the each side, in rows of three. The personnel compartment has two rectangular hatches. The fact that the roof has been added makes passengers more vulnerable to enemy fire while they're exiting the vehicle through the top hatches. Also, the gunner must be at least shoulder high out of the vehicle to operate the weapons. The vehicle carries 500 rounds for the DShK 1938/46 12.7 mm heavy machine gun and 3,000 rounds for 7.62 mm machine guns. The weight of the vehicle increased from 9.8 tonnes to 10.2 tonnes. It was also known under the designation BTR-60PK, where K stands for krisha – "roof" and GAZ-49A.[13][15][12][14]
    • BTR-60PA-1 (1965) – Upgraded BTR-60PA with improved power plant and transmission and the R-123 radio instead of the R-113. The weight of the vehicle increased from 10.2 tonnes to 10.3 tonnes. It entered service in very small numbers.[1][14]
    • BTR-60PA converted into a command vehicle equipped with two side-mounted angled telescopic masts.[12]
    • MTP-2 (MTP stands for mashina tekhnicheskoj pomoshchi) – BTR-60PA converted into a technical support vehicle based on the BTR-60PA. It is equipped with a crane mounted on the front of the hull. While in transport, the crane is carried on the left-hand side of the vehicle. It's also fitted with several stowage boxes, two on the roof behind the front hatches, one smaller on the front of the right-hand side of the hull and two over the engine decks. It is also missing two or three hand rails.[12]
    • BTR-60PAI (1965) – Initial version with the DShK 1938/46 12.7 mm heavy machine gun replaced by the conical BPU-1 turret from the BRDM-2, which is armed with the KPVT 14.5 mm heavy machine gun and the PKT 7.62 mm coaxial tank machine gun, on the top of the vehicle. The turret is placed over the second axle. The two remaining mountings for 7.62 mm machine guns on the upper hull sides were removed. Since the turret has been added, the crew had increased from two to three (commander, driver, and gunner). There are two semicircular hatches for the crew in front of the turret. The vehicle carries 500 rounds for the KPVT 14.5 mm heavy machine gun and 3,000 rounds for the PKT 7.62 mm coaxial tank machine gun.[13][12]
BTR-60PB, 14 November 1984.
  • BTR-60PB (1966) – Improved sighting system for 14.5 mm KPVT heavy machine gun and improved GAZ-49B engine. The turret was modified to include a new telescopic sight, the 14.5 mm KPVT heavy machine gun and the 7.62 mm PKT coaxial light machine gun were moved to the right, while the telescopic sight was mounted coaxially to the left. The armour protection has also been improved. The frontal armour of the BTR-60PB can withstand fire from 7.62 mm bullets from any range, while the rest of its armour can withstand fire from 7.62 mm bullets from 100 m. It has a filtration and over pressurization system for NBC protection. It also has self-sealing tires, a central tire inflation system and antennae mount on the right hand side of the rear of the roof. It has a side door in the left side of the front part of the troop compartment. Some BTR-60PBs also lack one of the firing ports on the left side of the hull. Late production BTR-60PBs have the same sighting improvement as the BTR-70, which consists of a small additional episcope sight, which faces to the rear on the turret roof. The vehicle carries 500 rounds for 14.5 mm KPVT heavy machine gun and 3,000 rounds for 7.62 mm PKT coaxial light machine gun.[1][13][15][12] It was also known under the designation GAZ-49B.[14]
    • BTR-60PB produced during the BTR-80 production run. It has a side door in the right side of the front part of the troop compartment.[12]
    • BTR-60PB converted into an agitation and propaganda vehicle. It is fitted with the same turret as the BTR-70ZS.[12]
    • BTR-60PB converted into a command vehicle equipped with two side-mounted angled telescopic masts.[12]
    • GAZ-4907 – BTR-60PB converted into a specialized chassis used by a few command variants.
    • BTR-60PBK (K stands for komandnyj – "command") (1975) – Company commander version, based on the specialized chassis GAZ-4907. This version is equipped with three radio sets (two R-123 and one R-148), as well as three whip antennas and an antenna mast on the left upper hull.[15][14] Late-production models have a modified turret and additional Pin Stick antenna.
    • BTR-60R-145BM "Chaika" – Turret-less command vehicle, based on the GAZ-4907 chassis and fitted with a collapsible AZI frame antenna, the AMU 10 m high telescopic mast, the AB-1-P/30 generator, five radio sets (one R-123MT, one R-130, two R-111 and one R-012M) as well as the TA-57 field telephone. It is also known under the designation BTR-60PU.[15][12][14]
      • BTR-60R-145BM-1 – Modernized model.[14]
      • BTR-60R-149BM – Command vehicle based on BTR-60R-145BM-1.[14]
    • BTR-60PZ (zenitnyj) (1972) – Version with an improved turret similar to that on the BTR-70, which can be used to fire at flying targets.[2] It's equipped with the 1PZ-2 roof-mounted periscope mounted on the turret. The armament has a high angle of elevation.[13] It entered service in very small numbers.
    • BTR-60 1V18 "Klyon-1" – BTR-60PB converted into an artillery command and forward observer vehicle, used by battery commanders of units equipped with towed artillery and MRL systems. The original turret has been replaced by an unarmed one ("Darth Vader") with the NNP-21 and DV observation devices and a rangefinder.[14] В состав другого специализированного оборудования входят внутренний генератор УД-15Г, четыре радиостанции (три Р-123М и одна Р-107М), а также компьютер 1В510, установка управления огнем ПУО-9М и прицельный круг ПАБ-2А. Экипаж состоял из пяти солдат. Каждый комплект 1В17 «Машина-Б» состоит из трёх 1В18 , одного 1В19 (см), трёх 1В110 ( на базе ГАЗ-66 ) и одного 1В111 (на базе ЗИЛ-131 ).
      • БТР-60 1В18-1 — Модернизированная модель.
    • БТР-60 1В19 «Клён-2» - БТР-60ПБ переоборудован в центр управления артиллерийским огнем, внешне идентичен БТР-60 1В18, но снабжен радиостанцией Р-130М и дополнительным вещевым ящиком на каждом верхнем борту корпуса. Используется командирами батальонов. [14]
      • БТР-60 1В19-1 — Модернизированная модель.
    • БТР-60 Р-145БМ - БТР-60ПБ переоборудован в безбашенную машину связи и оснащен пятью радиостанциями: двумя Р-111 или Р-171, одной Р-123 или Р-173, одной Р-130М и одной. Р-012М. [14]
БТР-60ПУ-12
    • БТР-60ПУ-12 (9С482) ( пункт управления ) (1972 г.) — БТР-60ПБ переоборудован в командирскую машину ПВО и используется частями, оснащенными ЗСУ-23-4 , СА-9 или СА-13 . Башню сняли, на машине установили телескопическую мачту АМУ на правой стороне передней крыши корпуса и генератор АБ1-П/30 мощностью 1 кВт наверху заглушки. [14] Машина оснащена гироскопом 1Г13, навигационным аппаратом КП-4 и компьютером АСПД-12. Зачастую ПУ-12 подключают к РЛС и изображение РЛС непосредственно видно на мониторе машины ИТ-45. БТР-60ПУ-12М может обрабатывать до 12 целей.
      • БТР-60ПУ-12М (9С482М) - модернизированная модель, разработанная в 1980-х годах для частей, оснащенных более современными ЗРК. [14] Эта модель оснащена более современной ЭВМ АСПД-У вместо АСПД-12 и блоком обработки данных С 23-1, подключаемым к МП-21, МП-22, Стрела-10М, Оса-АК и т. д. БТР- 60ПУ-12М может обрабатывать до 99 целей вместо всего лишь 12.
    • БТР-60Р-975 - машина, используемая группами тактического управления воздушным движением, оснащенная четырьмя радиостанциями (Р-123, Р-134, Р-853 и Р-864), а также радиомаяком СМИ-2 км (защищена коническая крышка при транспортировке) и генератор Г-290Б. [14] Он имеет две лопастные антенны на задней части деки.
      • БТР-60Р-975М1 — Модернизированная версия. [14] У него нет конической крышки для системы маяков.
    • БТР-60Р-137Б - БТР-60ПБ переоборудован в машину связи USW, аналогичную БТР-60Р-140БМ. Он оснащен двумя радиостанциями: Р-123 и Р-405. [14] Он также имеет рамочные антенны вокруг верхней части корпуса и телескопическую мачту на правой стороне передней части крыши личного отсека. [12]
    • БТР-60Р-140БМ - БТР-60ПБ переоборудован в машину связи SW, аналогичную БТР-60Р-137Б. Он оснащен тремя радиостанциями: Р-140, Р-405, Р-123. [14]
    • БТР-60Р-156БТР - БТР-60ПБ переоборудован в машину КВ связи, используемую на оперативном уровне. Он оснащен КВ-радиостанцией Р-156 и двумя другими радиостанциями: Р-405 и Р-123. [14]
    • БТР-60Р-409БМ - БТР-60ПБ переоборудован в радиорелейную станцию, аналогичную БТР-60Р-419БР, оснащенную радиостанцией Р-409. [14]
    • БТР-60Р-419БР — БТР-60ПБ переоборудован в низкочастотную радиорелейную станцию, аналогичную БТР-60Р-409БМ. [14]
    • БТР-60Э-351БР - БТР-60ПБ переоборудован в машину-зарядное устройство для подразделений связи. Он оснащен генератором мощностью 20 кВт. [14] В автомобиле есть дополнительное сиденье и внутри находится топливо для генератора.
    • БТР-60П-238БТ - БТР-60ПБ переделанный в распределительную машину. [14] ( kompleksnaya apparatnaya telegrafnoj svyazi ).
    • БТР-60П-239БТ - БТР-60ПБ переделанный в распределительную машину. [14] ( kompleksnaya apparatnaya telegrafnoj svyazi ).
    • БТР-60П-240БТ - БТР-60ПБ переделанный в распределительную машину. [14] ( kompleksnaya apparatnaya telefonnoj svyazi ).
    • БТР-60П-241БТ - БТР-60ПБ переделанный в распределительную машину. [14] ( kompleksnaya apparatnaya telegrafnoj svyazi ).
    • БТР-60МС - БТР-60ПБ переоборудован в машину связи с антенным креплением «High Ball». [12] [14]
    • БТР-60МБП (МБП — машина боевого поста ) — БТР-60ПБ, переоборудованный в базовую машину охраны ракетных подразделений стратегического назначения. [42] Исходная башня заменена на новую, вооруженную 12,7-мм пулеметом НСВ. [42] и оснащен улучшенным прицелом 1ПН22М1, громкоговорителями, ИК-прожекторами ОУ-3ГА-2 и дополнительными перископами ТНПО-170. Машина также оборудована вещевым ящиком на правом борту корпуса. За правым бортовым люком в крыше десантного отделения имеется небольшая прикрученная пластина. [12]
  • БТР-70
  • БТР-60ПБМ - модернизация БТР-60ПБ с новым двигателем в новом, увеличенном моторном отсеке, аналогичном БТР -80 . Выхлопные трубы также аналогичны, если не идентичны, выхлопным трубам БТР-80. Переделан правый борт корпуса: добавлена ​​боковая дверь с небольшим поручнем для десантного отделения, удалены четыре поручня из пяти (исключение составляет нижний передний), огневые порты заменены на один, расположенный рядом с местом наводчика и рядом с моторным отделением был добавлен вещевой ящик. [43] Модернизацию осуществляет Арзамасский машиностроительный завод. [44]
  • MWS – Очередную модернизацию БТР-60 разработало АО «Муромтепловоз». Он оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-236А мощностью 195 л.с. в гораздо большем моторном отсеке, с люком для обслуживания сзади и только одной выхлопной трубой с левой стороны. Первый прототип, иногда называемый БТР-60БД , на самом деле представлял собой модернизированную командирскую машину Р-145БМ. Машина, показанная на выставке IDEF-2006 в Москве, представляла собой модифицированный БТР-60ПБ с заменой исходной пулеметной башни на модульную башню МБ2 с 30-мм пушкой 2А42. [45] [46]
    • MWS-M – MWS с измененными бортами корпуса. С левой стороны убрали два поручня (центральный нижний и задний нижний) и добавили вещевой ящик в центре. С правой стороны убрали два поручня (центральный верхний и нижний), добавили новый поручень верхний задний. Огневые порты были удалены с обеих сторон. [12] [47]
    • Последняя модернизация была впервые показана на МАКС-2011 . Эта версия также имеет новый дизельный двигатель ЯМЗ-236Д (как на модернизированном БТР-70Д), но здесь моторное отделение перенесено в центр корпуса. Десантное отделение на восемь мест теперь находится в самом конце корпуса, имеет приподнятую линию крыши и две выходные двери. Перископов у пехотного отделения нет, а огневые порты всего два, в задних дверях. На десантном отделении установлена ​​новая башня МА7-02. [48] Башня оснащена прицелом 1ПЗ-7А и вооружена 12,7-мм пулеметом «Корд», автоматическим гранатометом АГ-17, спаренным пулеметом ПКТМ калибра 7,62-мм и 81-мм дымовыми гранатометами 902В. [49]
    • 9К35М3-К «Колчан» («колчан [для стрел]») - на МАКС-2007 Муромтепловоз продемонстрировал ракету-носитель ЗРК на базе модернизированного БТР-60, вооруженную пусковой установкой «Стрела-10» , установленной на крыше корпуса. [12] [50]
  • Иртыш - БТР-60ПБ переоборудован в гражданскую ремонтную машину. Он имеет кран, установленный в передней части корпуса, и ящик наверху корпуса. Башню сняли. Также отсутствуют два поручня: один в центре верхней части корпуса и один в центре нижней части корпуса. Огневые порты заблокированы. Стальные накладки на лобовых стеклах сняты. Перископы были сняты. В передней части каждого борта корпуса было добавлено окно. [12]
  • БТР-60ПБ переоборудован в гражданскую бронированную пожарную машину. Башня и центральные поручни были сняты, а все огневые порты заблокированы. Стальные крышки лобовых стекол были сняты, как и перископы. В передней части каждого борта корпуса было добавлено окно. Наверху корпуса был установлен ящик. [12]
  • БТР-60ППМ - БТР-60ПБ переоборудован в гражданскую бронированную пожарную машину. Были сняты башня и центральные поручни, а также стальные крышки лобовых стекол. Все огневые порты были заблокированы, как и перископы. На каждом борту корпуса было добавлено по три окна. Наверху корпуса был установлен ящик. Он также имеет А-кран на правой стороне корпуса. [12]
БТР-60ПБ-МД1 на параде ко Дню Армии в Софии , 6 мая 2009 года.
  • БТР-60Д - украинская модернизация БТР-60, поставленная Болгарией в начале 2024 года. Включает новую компоновку сидений, боковые двери, тепловизионную камеру для наводчика и водителя. Водитель также получает камеру заднего вида. Повышенная защита за счет новой разнесенной брони Armox 500T. Оригинальные газовые двигатели Газ-40П заменены парой дизелей Deutz BF4M2012. Новая радиостанция Лыбидь К-2РБ и навигационная станция СН-4215. [51] [52]

Болгария

[ редактировать ]
БТР-60ПАУ
  • БТР-60ПАУ - БТР-60ПА переоборудован в артиллерийскую командирскую машину, оснащенную четырьмя штыревыми антеннами.
  • БТР-60ПБ экспериментально оснащался польской башней ВАТ от СКОТ-2АП . Был изготовлен только прототип. [12]
  • БТР-60ПБ-МД ( бронетранспорт или модернизированный ) - модернизация БТР-60ПБ с дизельным двигателем ВАМО ДТ3900 или Ровер ТД-200, четырьмя дымовыми гранатометами МБ на башне (по два с каждого борта), ночным прицелом «Мелопа», новый дневной прицел, новая система защиты от ядерного оружия, современные радиостанции. Он также имеет зеркало заднего вида на левом борту корпуса и боковые люки. Был изготовлен только прототип. [12]
    • БТР-60ПБ-МД1 - вариант БТР-60ПБ-МД, разработанный для болгарской армии, оснащенный дизельным двигателем Cummins ISB 25.30 с турбонаддувом мощностью 250 л.с. (186 кВт), дополнительной защитой фар и восемью дымовыми гранатометами на башне (четыре с каждой стороны). 150 в эксплуатации. [12] [42]
    • БТР-60ПБ-МД3 - экспортный вариант БТР-60ПБ-МД с дизельным двигателем КамАЗ, различными прицелами, восемью дымовыми гранатометами в правом углу лобовой части корпуса и шестью в башне (по три с каждого борта). Он также известен под обозначением БТР-60ПБ-МД2 . [12] Прототип, показанный в 2004 году, был создан на базе БТР-60ПА.
  • БТР-60ПБ с башней от БМП-1. Также отсутствуют поручни на верхней стороне корпуса. [12]
  • БТР-60ПБ вооружен 100-мм пушкой в ​​сильно модифицированной башне от Т-54. Корпус также модифицирован: два поручня по бокам корпуса исчезли, а два других перенесены в центр корпуса между верхней и нижней частями борта корпуса. Фары в передней части получили броневую защиту. Машина имеет два зеркала заднего вида в передних углах корпуса (по одному с каждой стороны). Шасси также было модифицировано: машина имеет прямое шасси типа БТР-80 без наклона в районе моторного отделения. [12] Из-за размеров новой башни машина, скорее всего, будет уже не БТР, а бронеавтомобилем.
  • БТР-60 вооружен спаренными 23-мм зенитными автоматами (вероятно, ЗУ-23-2 ). Он предназначен для использования в зенитных целях.
  • БТР-60 вооружен спаренными 37-мм зенитными автоматами. Он предназначен для использования в зенитных целях.
  • БТР-60ПБ с башней, замененной на башню французского Panhard AML-90 . легкого бронеавтомобиля [42] Был переоборудован только один БТР-60ПБ, и это было сделано для использования запасной башни после того, как исходный корпус АМЛ-90 был разрушен в результате дорожно-транспортного происшествия. [12]

Финляндия

[ редактировать ]
  • БТР-60ПА [53] Только одно транспортное средство.
  • БТР-60ПБ оснащен полками для хранения вещей над моторными палубами. [12]
  • БТР-60ПБК - модернизация БТР-60ПБ со второй телескопической радиоантенной радиопередатчика и снаружи машины на палубе агрегатом, тросовым колесом и ящиком для оборудования. [54]
  • БТР-60ПУМ - модернизация БТР-60Р-145БМ «Чайка» с новым оборудованием связи и вооружением 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом НСВ.

Позже Финляндия купила два БТР-80 для испытаний на замену, но в итоге купила отечественную серию машин XA-180, известную позже как Patria Pasi .

Бывшая Восточная Германия

[ редактировать ]

[55] [56]

  • SPW-60P (SPW — бронетранспортеры ) — обозначение СВА БТР-60П. [25]
  • SPW-60PA (SPW расшифровывается как бронетранспортеры ) — обозначение СВА БТР-60ПА. [25]
    • SPW-60PA(S) — SPW-60PA переделанный в штабную машину.
  • SPW-60PB (SPW расшифровывается как бронетранспортеры ) — обозначение СВА БТР-60ПБ. [25]
    • SPW-60PB (ABS) (ABS расшифровывается как Artillerie-Beobachtungsstelle - «Центр артиллерийского мониторинга») - SPW-60PB переоборудован в передовую машину артиллерийского наблюдателя с 4 штыревыми антеннами (2 в задней части крыши моторной палубы), двумя небольшими кронштейны на верху верхнего левого борта корпуса с полосатыми шестами в походном положении, складывающиеся вперед горизонтально люки командира и механика-водителя и измененное место командира с выдвижным смотровым прибором. [12]
    • SPW-60PB(BBS) (BBS расшифровывается как Batterie-Beobachtungsstelle - «Центр мониторинга батарей») - SPW-60PB переоборудован в командирскую машину для артиллерийских батарей ПВО. Похож на SPW-60PB, но имеет две штыревые антенны в кормовой части корпуса.
    • SPW-60PB(S) — SPW-60PB переделанный в командирскую машину.
    • NZ(B) MSR/PR (NZ расшифровывается как Nachrichtenzentrale ) - SPW-60PB переоборудован в машину связи для мотострелковых и танковых полков. Он оснащен радиостанциями Р-123М, Р-123МТ и Р-405, установленным за башней генератором АБ-2-0 и электронным телеграфом Ф-1301. Турель отключена.
    • LBGS(B) (LBGS расшифровывается как Leitungsbaugerätesatz ) – SPW-60PB, преобразованный в телефонный кабельный укладчик. Он также известен под обозначением LBT . [12]
    • Р-137Б - SPW-60ПБ, переоборудованный в машину связи. Внешне отличается от советского типа и имеет некоторые комплектующие местного производства, в том числе полевой телефонный аппарат ФФ63М.
    • Р-140БМ - СПВ-60ПБ переоборудован в машину связи, оснащенную радиостанцией КВ Р-140М, двумя подвижными штыревыми антеннами в корме, телескопической мачтой высотой 10 м и генератором АБ-4-Т/230-М1. Внешне он отличается от советского аналога и включает в себя некоторые компоненты местного производства, в том числе приемник EKD 315 SW.
    • Р-409БМ - СПВ-60ПБ переделана в радиорелейную станцию, оснащенную двумя полукомплектами Р-409МА, свободными приемниками: Р-326, Р-123МТ, Р-303-ОБ и АВ-2-0. Генератор /230-М1.
    • Р-145БМ/АКЛ1 - SPW-60ПБ переоборудован в машину связи. Это Р-145БМ, оснащенная дополнительным комплектом Р-870М.
    • Р-145БМ/АКЛ2 - Машина связи. Как Р-145БМ, но с дополнительным комплектом Р-809М2.
    • Р-145БМ/Л1 — машина связи.
    • Р-145БМ/Л2И - Машина связи с радиостанциями Р-111, Р-123МТ, Р-130М, Р-809М2, Р-859Д и Р-863 −802.
    • P-238BT – Switchboard vehicle ( kompleksnaya apparatnaya telegrafnoj svyazi ) SAS- and Chiffrier Services
    • P-239BT – Switchboard vehicle ( kompleksnaya apparatnaya telegrafnoj svyazi ) SAS- and Chiffrier Services
    • P-240BT – Switchboard vehicle ( kompleksnaya apparatnaya telefonnoj svyazi ) SAS- and Chiffrier Services
    • P-241BT – Switchboard vehicle ( kompleksnaya apparatnaya telegrafnoj svyazi ) SAS- and Chiffrier Services
Иранский Гейдар-7
  • Седад - вариант БТР-60ПБ с заменой башни на 23-мм пушку ЗУ-23-2 с установленным оптическим устройством и ПЗС-камерой, позволяющей наводчику вести огонь изнутри машины с возможностью стрельбы днем ​​и ночью. [57] [58]
  • Шахрам - Модифицированный БТР-60ПБ как лаборатория обнаружения ядерного, радиологического, биологического и химического (NRBC). Имеет единственную дверь на левом борту корпуса, замененную башню с дальномером обнаружения и оптикой в ​​виде камеры, установленной на мачте, а также дистанционный боевой модуль с 7,62-мм пулеметом и блоком из четырех дымовых гранатометов на каждом. борт в передней части корпуса. [59]
  • Гейдар-5 - минный вариант БТР-60ПБ со снятой башней и боевым отделением для размещения автоматической огневой установки. Минно-пусковая установка имеет по 18 минно-пусковых установок, смонтированных на каждом борту корпуса, причем каждая минно-пусковая установка имеет по два предзаряженных магазина, каждый из которых вмещает по две противотанковые или противопехотные мины. Их можно выбрасывать для создания минного заграждения во время движения машины. В передней части «Гейдар-5» вооружен крупнокалиберным пулеметом ДШК с дистанционным управлением . [60]
  • Гейдар-6 - усиленный БТР-60ПБ, оснащенный башней БМП-1 , вооруженной 73-мм пушкой, питаемой из магазина на 40 патронов, спаренным 7,62-мм пулеметом и АТ-3 Sagger противотанковой ракетой с проводным наведением с одной несущей. в стартовом положении и две перезарядки, загружаемые по направляющей через люк в носовой части крыши башни. [61]
  • Гейдар-7 — БТР-60ПБ, оснащенный плитками динамической брони , новой беспилотной башней, оснащенной единственной 23-мм автоматической пушкой , внутренними панелями дисплея и улучшенным двигателем.
  • БТР-60ПБ с минометным комплексом CARDOM калибра 120/81 мм в десантном отделении. [42] Башня и крыша над десантным отделением сняты. Сохранилась крыша над боевым отделением вместе с обоими люками. По крайней мере, к одной стороне корпуса была добавлена ​​лестница для облегчения посадки и демонтажа. Он был разработан Soltam. [12]
  • БТР-60 Модернизация , разработанная компанией Nimda, с установкой на него новой силовой установки и автоматической коробки передач, что повышает мобильность и надежность. [62]
  • Модернизация БТР-60 разработки компании Saymar. В рамках модернизации были выполнены следующие работы:
    • Демонтаж всех систем и деталей автомобиля.
    • Добавление прикрученной надстройки с двумя люками спереди, идущими от передних люков до моторного отсека, что необходимо для адаптации автомобиля к новым системам и деталям. (Моторный отсек теперь внешне напоминает российский MWS. Однако он не имеет люка для обслуживания сзади и расположен под углом вверху, а также имеет задние фонари, установленные с обеих сторон моторного отсека, хотя сами фонари разные. )
    • Пескоструйная обработка и покраска корпуса.
    • Переборка автомобиля с использованием новых и усовершенствованных систем и деталей, а также установка новой раздельной раздаточной коробки, включающей ограниченный раздельный дифференциал и систему мониторинга, позволяющую двигаться по пересеченной местности и улучшающую проходимость.
    • Замена двух бензиновых двигателей ГАЗ-40П на один дизельный двигатель Caterpillar мощностью 300 л.с.
    • Установка ряда новых деталей для нового двигателя, включая систему сцепления, разъёмную коробку передач, вспомогательные системы двигателя, системы охлаждения, систему впуска воздуха, выхлопную систему.
    • Преобразование и адаптация новой топливной системы для дизельного двигателя, а также установка новых топливных баков большего размера для увеличения максимального запаса хода.
    • Установка новой современной электрической системы, включая усовершенствованную панель управления и замену всего внутреннего и внешнего освещения.
    • Увеличение поля зрения водителя за счет установки камеры заднего вида с ЖК-экраном.
    • Улучшение человеко-машинного интерфейса. Машина вооружена крупнокалиберным пулеметом М2 спереди и вторым пулеметом меньшего калибра, установленным на «кольце» сзади. Задний пулемет управляется изнутри с помощью «кольца» для перемещения и может вращаться на полные 360°. Также машина имеет две штыревые антенны в передней части надстройки. Модернизация может быть применена и к БТР-70 . [63]

Китайская Народная Республика

[ редактировать ]
  • Копия БТР-60ПБ, созданная методом реверс-инжиниринга.
  • БТР-60ПБ оснащен дополнительной радиостанцией. [38] [39] [40]
    • БТР-60ПБ, модифицированный автомобильным заводом ТБО для использования во время военного положения в Польше компанией ZOMO, оснащен двусторонним прерывателем массой 1,5 тонны, установленным в передней части машины, и противовесом, установленным в задней части машины. Сам прерыватель сделан из рельсовых путей и пластины толщиной в десяток миллиметров. Также имеется дополнительная защита на инфракрасном прожекторе ОУ-3, а также воздушные ремни безопасности водителя и командира. [38] [39] [40]
Советский БТР-60ПБ (слева) и румынский БТР ТАБ-71 (справа) на выставке в Национальном военном музее "Король Фердинанд".
  • Серия TAB-71 (TAB расшифровывается как Transportor Amfibiu Blindat - «бронетранспортер-амфибия») - Румыния была единственной страной, производившей БТР-60ПБ. Когда в конце 1960-х годов армия Социалистической Республики Румыния изучала возможность лицензионного производства БТР-60ПБ, Советы согласились, вероятно, чтобы предотвратить дальнейшее сотрудничество между Румынией и « еретиками » югославами. [3]
    • ТАБ-71 - первоначальная безбашенная версия, запущенная в производство в 1970 году. По сути это был БТР-60П с двумя румынскими двигателями мощностью 140 л.с. вместо обычных двигателей мощностью 90 л.с. Эта версия была выпущена в небольшом количестве. [3]
    • ТАБ-71М — иногда называют ТАБ-72 . Это была версия БТР-60ПБ с измененной башней и форсированными двигателями. Единственное внешнее отличие БТР-60ПБ от ТАБ-71М — выступающий прицел на левой стороне башни румынской машины. [3] Модифицированная Румынией башня позволяет вести зенитный огонь, что повышает боевую ценность этой советской машины, построенной по румынской лицензии. [64]
    • ТАБ-71А Р-1 450 — Командный вариант [3]
    • ТАБ-71А Р-1 451 — Командный вариант [3]
    • ТАБ-71А Р-1 452 — Командный вариант [3]
    • ТАБ-71АР — иногда называется ТАБ-73 . Эта версия имела 82-мм миномет, установленный в надстройке десантного отделения, где обычно располагалась башня. Когда он был представлен публике в ноябре 1975 года, он стал первым известным БТР с минометом в армии Варшавского договора , кроме армии Советского Союза. [3] [65]
    • ТЕРА-71 ( эвакуационно-авторемонтный тягач ) — ремонтно-эвакуационная версия. [3]
    • ТЕРА-71Л ( эвакуационно-авторемонтный тягач ) — ремонтно-эвакуационная версия. [3]
  • БТР-60ПБ с башней, замененной на башню французского легкого бронеавтомобиля Panhard AML-90. [66] Функционально это было идентично такому же преобразованию, проведенному в Джибути, но инициировано в более крупных масштабах. [66] Несколько йеменских БТР-60ПБ получили эту модернизацию в середине 2014 года. [66]

Операторы

[ редактировать ]
Операторы:
  Текущий
  Бывший
БТР-60ПБ на вооружении Литовской армии .
Национальной армии Сомали . Бронетранспортер БТР-60

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 2,055 метра (6 футов 9 дюймов) от низа до верха корпуса. ( Фосс 1990 , стр. 434)
  2. ^ Максимальная вместимость — 14 пассажиров, обычно перевозилось 8. ( Фосс 1990 , стр. 434)
  3. Основное вооружение БТР-60П и БТР-60ПА — 7,62-мм пулемет СГМ или ПКБ с боезапасом 2000 патронов, хотя Фосс отмечает, что на некоторых машинах вместо него был замечен 12,7-мм ДШК пулемет . ( Фосс 1990 , стр. 432)

Библиография

[ редактировать ]
  • A.V. Karpenko (1996) Obozreniye Bronetankovoj Tekhniki (1905–1995 gg.) Nevskij Bastion
  • Бассель Аби-Шахин, Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 гг ., Éditions Dergham, Jdeideh (Бейрут), 2019. ISBN   978-614-459-033-1
  • Фосс, Кристофер Ф. , изд. (1990). Доспехи и артиллерия Джейн 1990–91 (11-е изд.). Информационная группа Джейн. ISBN  978-0-7106-0909-0 .
  • Фосс, Кристофер Ф., изд. (2011). Джейнс Броня и Артиллерия 2011-2012 гг . Информационная группа Джейн. ISBN  978-0-7106-2960-9 .
  • Хай, Гил (июнь 1998 г.). «Почтовые штемпели армейских постов всего мира» . Солдаты . 53 (6). Департамент армии: 26–27 . Проверено 28 апреля 2024 г.
  • Халл, А.В., Марков, Д.Р., Залога, С.Дж. (1999) Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии с 1945 года по настоящее время . Дарлингтон Продакшнс. ISBN   1-892848-01-5 .
  • Международный институт стратегических исследований (1994 г.). Военный баланс 1994-1995 гг . ISBN  978-1-85753-115-2 .
  • Международный институт стратегических исследований (2008 г.). Военный баланс 2008 . Рутледж. ISBN  978-1-85743-461-3 .
  • Международный институт стратегических исследований (2024 г.). Военный баланс 2024 . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-040-05115-3 .
  • Самер Кассис, 30 лет военной техники в Ливане , Бейрут: Elite Group, 2003. ISBN   9953-0-0705-5
  • Секс, Закари; Аби-Шахин, Бассель (2021). Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее . Руководство по профилям современных конфликтов. Том. II. АК Интерактив. ЕАН   8435568306073 .
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Pancerni 1. Архивировано 2 октября 2011 года в Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 21 сентября 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Танки мира, Выпуск 41, стр. 1, 2.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии: 1945-1995» . Разведывательная деятельность морской пехоты. 11 мая 1995 г. - через Google Книги.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Танки мира, Выпуск 41, стр. 11, 12.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть Фосс 1990 , с. 434.
  6. ^ Фосс 1990 , с. 432.
  7. ^ Jump up to: а б Фосс 1990 , стр. 432, 434.
  8. ^ KAT-orygie-0/24-49-soderzanie . Web.archive.org (3 November 2006). Retrieved on 21 September 2011.
  9. ^ Jump up to: а б с д и JED Ob'yekt. Архивировано 16 июня 2008 года в Wayback Machine . Jedsite.info. Проверено 21 сентября 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Pancerni 2. Архивировано 2 октября 2011 года в Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 21 сентября 2011 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Софтленд БТР-60» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как «JED Справочник военной техники» . Архивировано из оригинала 27 января 2008 г. (новый адрес: http://www.jedsite.info/afv-bravo/bravo-btr/btr-60_series/btr60-series.html ). [ самостоятельно опубликованный источник? ] [ постоянная мертвая ссылка ]
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Справочное руководство по боевой машине Гэри. Архивировано 4 января 2008 года в Wayback Machine . Inetres.com (1 ноября 2007 г.). Проверено 21 сентября 2011 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Танки мира , Выпуск 41, стр. 2, 3.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г Всемирное руководство по оборудованию OPFOR. Архивировано 11 марта 2016 г. в Wayback Machine , Управление поддержки угроз TRADOC DCSINT, январь 1999 г.
  16. ^ Baryatinsky, M. (2007). Otechestvennye koljosnye bronetransportjory BTR-60, BTR-70, BTR-80 (literally: Domestic wheeled BTR-60 BTR-70 BTR-80) . Bronekollektsiya (in Russian). Vol. special issue no. 11. Modelist-konstruktor. p. 30.
  17. ^ Baryatinsky, M. (2007). Otechestvennye koljosnye bronetransportjory BTR-60, BTR-70, BTR-80 (literally: Domestic wheeled BTR-60 BTR-70 BTR-80) . Bronekollektsiya (in Russian). Vol. special issue no. 11. Modelist-konstruktor. p. 27.
  18. ^ Jump up to: а б Baryatinsky, M. (2007). Otechestvennye koljosnye bronetransportjory BTR-60, BTR-70, BTR-80 (literally: Domestic wheeled BTR-60 BTR-70 BTR-80) . Bronekollektsiya (in Russian). Vol. special issue no. 11. Modelist-konstruktor. p. 32.
  19. ^ Jump up to: а б с д Baryatinsky, M. (2007). Otechestvennye koljosnye bronetransportjory BTR-60, BTR-70, BTR-80 (literally: Domestic wheeled BTR-60 BTR-70 BTR-80) . Bronekollektsiya (in Russian). Vol. special issue no. 11. Modelist-konstruktor. p. 34.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Танки мира, Выпуск 41, стр. 12, 13.
  21. ^ Jump up to: а б Shumilin, S. (2000). Sovetskie bronetransportjory BTR-60/70/80/90 (Soviet armoured personnel carriers BTR-60 BTR-70 BTR-80) . Voennye mashiny (in Russian). Vol. 15. Kirov: Kirovskoe obshhestvo ljubitelejj voennojj tekhniki i modelizma. p. 49.
  22. ^ Военный баланс 2007 г.
  23. ^ Jump up to: а б «Специалисты РЧБД получили новейшие командирские машины на базе БТР-60 ПУМ : Министерство обороны Российской Федерации» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 28 ноября 2017 г.
  24. ^ Салами, Элисса (11 апреля 2022 г.). "Россия назначает нового командующего на Украине - но будет ли это иметь значение?" . WPMI 15 . Мобил, Алабама. Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м База данных SIPRI по передаче оружия. Архивировано 5 августа 2009 года на Wayback Machine . Armstrade.sipri.org. Проверено 21 сентября 2011 г.
  26. ^ «Файл:Батальон «Донбасс» в Донецкой области 04.JPG — Wikimedia Commons» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 6 декабря 2014 г.
  27. ^ Вестхорп, Крис (редактор), Армии мира: иллюстрированный обзор армий мира , Salamander Press, c. 1991, ISBN   0-517-05240-7
  28. ^ Ваннеман, Питер (1990). Советская стратегия в Южной Африке: прагматический подход Горбачева . Стэнфорд: Издательство Гуверовского института. стр. 41–57 . ISBN  978-0-8179-8902-6 .
  29. ^ Стенкамп, Виллем (1983). Пограничный удар! Южная Африка в Анголу . Дурбан: Издательство Баттервортс. п. 19. ISBN  0-409-10062-5 .
  30. ^ Норт, Пит (2003). 32-й батальон: внутренняя история элитного боевого подразделения Южной Африки . Нью-Йорк: Зебра Пресс. стр. 100-1 10–11. ISBN  1-86872-914-1 .
  31. ^ Jump up to: а б Токарев Андрей; Шубин, Геннадий, ред. (2011). Война Буша: Дорога в Куито-Куанавале: Отчеты советских солдат о войне в Анголе . Окленд-Парк: Jacana Media (Pty) Ltd., стр. 15–27. ISBN  978-1-4314-0185-7 .
  32. ^ Питер, Эбботт; Хельмоед-Ромер Хейтман; Пол Хэннон (1991). Современные африканские войны (3): Юго-Западная Африка . Издательство Оспри. стр. 22–23. ISBN  978-1-85532-122-9 . Архивировано из оригинала 16 мая 2016 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
  33. ^ Холт, К. (2005). По твоему зову мы не дрогнули . Зебра Пресс. стр. 107–108. ISBN  978-1-77007-117-9 .
  34. ^ Манналл, Дэвид (19 ноября 2014 г.). Битва на Ломбе, 1987 год: день, когда южноафриканский бронетанковый батальон разбил последнее механизированное наступление Анголы (изд. 2014 г.). Гелион и компания. стр. 178–203. ISBN  978-1-909982-02-4 .
  35. ^ Полац, Петр (2013). Последняя горячая битва холодной войны: Южная Африка против Кубы в гражданской войне в Анголе (иллюстрированное издание). Оксфорд: Издательство Каземат. стр. 98–99. ISBN  978-1-61200-195-1 .
  36. ^ Jump up to: а б с Джордж, Эдвард (2005). Кубинская интервенция в Анголе, 1965–1991: от Че Гевары до Куито Куанавале . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 152–153. ISBN  0-415-35015-8 .
  37. ^ "Софтленд БТР МО ч. 2" . Архивировано из оригинала 31 июля 2008 года.
  38. ^ Jump up to: а б с Оборудование ЗОМО . Zomoza.kgb.pl. Проверено 21 сентября 2011 г.
  39. ^ Jump up to: а б с «Софтленд Полицейский БТР-60ПБ» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2007 года.
  40. ^ Jump up to: а б с «БТР МО ч. 1» . Архивировано из оригинала 4 августа 2008 года.
  41. Народно-освободительная армия . Архивировано 10 сентября 2009 года в Wayback Machine . Globalsecurity.org. Проверено 21 сентября 2011 г.
  42. ^ Jump up to: а б с д и Танки мира, выпуск 41, стр. 3, 4.
  43. БТР-60ПБМ. Архивировано 1 октября 2012 года в Wayback Machine . Никто. Проверено 21 сентября 2011 г.
  44. ^ Нижегородская деловая энциклопедия 2008 Archived 14 September 2008 at the Wayback Machine . Innov.ru. Retrieved on 21 September 2011.
  45. ^ Air Power Australia 9K35. Архивировано 2 мая 2010 года в Wayback Machine . Ausairpower.net (30 мая 2011 г.). Проверено 21 сентября 2011 г.
  46. Оборонная выставка IDEF 2006. Архивировано 17 октября 2011 года в Wayback Machine . Worldwide-defence.blogspot.com (23 апреля 2011 г.). Проверено 21 сентября 2011 г.
  47. ^ Видео, демонстрирующее модернизированные БТР-60 и БРДМ-2. Архивировано 19 марта 2017 года в Wayback Machine . Youtube.com (21 января 2008 г.). Проверено 21 сентября 2011 г.
  48. ^ strangernn: Интересный концепт модернизации БТРов от "Муромтепловоза"! Archived 31 March 2012 at the Wayback Machine . Strangernn.livejournal.com. Retrieved on 21 September 2011.
  49. ^ Наши координаты Archived 31 March 2012 at the Wayback Machine . Muromteplovoz.ru. Retrieved on 21 September 2011.
  50. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 27 августа 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  51. ^ "В Украине представили модернизацию БТР-60Д" . Милитарный (in Russian) . Retrieved 21 апреля 2024 .
  52. ^ «МСН» . www.msn.com . Проверено 21 апреля 2024 г.
  53. ^ Финская бронетехника 1918–1997 (Финская бронетехника 1918–1997), стр. 120, Эса Муикку и Юкка Пурхонен, Апали, www.apali.fi
  54. ^ Финская бронетехника 1918–1997 (Финская бронетехника 1918–1997), стр. 123, Эса Муикку и Юкка Пурхонен, Апали, www.apali.fi
  55. ^ Гау ЛР., Плейт Дж., Зигерт Дж. (2001) Немецкие военные машины — Бундесвер и СВА . Издательство «Моторбук». ISBN   3-613-02152-8
  56. ^ * Руководство по средствам массовой информации восточногерманской армии на SPW 60 PB
  57. ^ Вооруженные силы Ирана представили новый бронетранспортер БТР-60, вооруженный 23-мм пушкой Седад. Архивировано 31 августа 2014 г. на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 28 августа 2014 г.
  58. ^ «Акареб 8х8» . www.militaryfactory.com . Проверено 3 апреля 2021 г.
  59. ^ Иранская оборонная промышленность представляет свою новую машину Shahram NRBC 8x8 на базе БТР-60ПБ. Архивировано 16 апреля 2016 г. на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 14 апреля 2016 г.
  60. ^ Новый колесный бронетранспортер-минный заградитель Heidar-5, разработанный иранской оборонной промышленностью. Архивировано 22 апреля 2017 г. на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 19 апреля 2017 г.
  61. ^ Иранская армия представляет новый БТР Heidar-6 8x8 на базе советского БТР-60 ПБ с башней БМП-1. Архивировано 22 апреля 2017 г. на Wayback Machine - Armyrecognition.com, 19 апреля 2017 г.
  62. ^ «Nimda Group Ltd. – коммерческие и военные системы в энергетике, транспорте и автомобилестроении» . Архивировано из оригинала 10 мая 2010 года.
  63. ^ Рекламный видеоролик программы модернизации БТР-60 и БТР-70 компании Saymar. Архивировано 18 апреля 2017 года в Wayback Machine . Youtube.com (31 августа 2009 г.). Проверено 21 сентября 2011 г.
  64. ^ «Военное обозрение» . 11 мая 1976 г. - через Google Книги.
  65. ^ «Военное обозрение» . 11 мая 1976 г. - через Google Книги.
  66. ^ Jump up to: а б с «Отчет IHS Jane's Defense Insight» (PDF) . Лондон: Информационная группа Джейн. Май 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2017 г. . Проверено 26 июля 2017 г.
  67. ^ IISS 2024 , стр. 342–343.
  68. ^ IISS 2024 , стр. 178–179.
  69. ^ IISS 2024 , стр. 180–181.
  70. ^ МИСИ 2024 , с. 474.
  71. ^ МИСИ 2024 , с. 77.
  72. ^ МИСИ 2024 , с. 252.
  73. ^ МИСИ 2024 , с. 481.
  74. ^ МИСИ 2024 , с. 483.
  75. ^ МИСИ 2024 , с. 486.
  76. ^ МИСИ 2024 , с. 428.
  77. ^ МИСИ 2024 , с. 487.
  78. ^ МИСИ 2024 , с. 348.
  79. ^ МИСИ 2024 , с. 490.
  80. ^ МИСИ 2024 , с. 491.
  81. ^ МИСИ 2024 , с. 496.
  82. ^ МИСИ 2024 , с. 497.
  83. ^ МИСИ 2024 , с. 353.
  84. ^ МИСИ 2024 , с. 290.
  85. ^ МИСИ 2024 , с. 371.
  86. ^ МИСИ 2024 , с. 503.
  87. ^ МИСИ 2024 , с. 441.
  88. ^ МИСИ 2024 , с. 190.
  89. ^ МИСИ 2024 , с. 295.
  90. ^ МИСИ 2024 , с. 505.
  91. ^ МИСИ 2024 , с. 507.
  92. ^ МИСИ 2024 , с. 443.
  93. ^ Jump up to: а б с д и ж г Фосс 2011 , с. 635.
  94. ^ МИСИ 2024 , с. 282.
  95. ^ Митцер, Стейн; Олиманс, Йост (29 октября 2021 г.). «Курдская бронетехника: инвентаризация оборудования YPG в Северной Сирии» . Блог Орикса .
  96. ^ IISS 2024 , стр. 131–132.
  97. ^ МИСИ 2024 , с. 193.
  98. ^ Митцер, Стейн; Олиманс, Йост (15 декабря 2021 г.). «Буря в пустыне: список ББМ Полисарио» . Орикс . Проверено 28 апреля 2024 г.
  99. ^ МИСИ 2024 , с. 386.
  100. ^ МИСИ 2024 , с. 207.
  101. ^ Тираспольский хостел (13 апреля 2014 г.). «Танки Приднестровской армии в центре Тирасполя!» (на итальянском языке). Тирасполь Хостел. Архивировано из оригинала 26 мая 2018 года . Проверено 7 августа 2017 г.
  102. ^ МИСИ 2024 , с. 208.
  103. ^ МИСИ 2024 , с. 526.
  104. ^ IISS 2024 , стр. 211–212.
  105. ^ МИСИ 2024 , с. 215.
  106. ^ МИСИ 2024 , с. 324.
  107. ^ Jump up to: а б МИСИ 2024 , с. 394.
  108. ^ МИСИ 2024 , с. 528.
  109. ^ Хорватская броня. Архивировано 4 июля 2010 года в Wayback Machine . Войска.нет. Проверено 21 сентября 2011 г.
  110. ^ МИСИ 2008 , с. 177.
  111. ^ IISS 1994 , с. 50.
  112. ^ Jump up to: а б Высокий 1998 , с. 27.
  113. ^ Фосс 1990 , с. 776.
  114. ^ Фосс 1990 , с. 784.
  115. ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 58.
  116. ^ Аби-Шахин, Народно-освободительная армия глазами объектива, 1975–1991 (2019), стр. 61; 97.
  117. ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 12; 24; 39.
  118. ^ IISS 1994 , с. 94.
  119. ^ Jump up to: а б с Фосс 2011 , с. 636.
  120. ^ МИСИ 2024 , с. 150.
  121. ^ Фосс 1990 , с. 782.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f21c9aed492e66d04d36e52da1285d6__1722796800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/d6/9f21c9aed492e66d04d36e52da1285d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
BTR-60 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)