Jump to content

БТР-50

БТР-50
Модифицированный Израилем бывший сирийский или бывший египетский БТР позднего производства БТР-50ПК в музее Яд Ла-Ширион , Израиль, 2005 год.
Тип амфибия Гусеничный бронетранспортер-
Место происхождения Советский Союз
История обслуживания
В эксплуатации 1954 – настоящее время
Используется См . Операторы
Войны
История производства
Разработанный 1952
Произведено 1954–1970 (также производился в Чехословакии до 1972 года; возможно, до сих пор производится некоторыми зарубежными компаниями)
Варианты См . варианты
Технические характеристики
Масса 14,5 тонн
Длина 7080 мм
Ширина 3140 мм
Высота 2030 мм
Экипаж 2 + 20 пассажиров

Броня Однородная сварная сталь
13 мм спереди
стороны 10 мм
10 мм верх
7 мм сзади
Основной
вооружение
Никто
БТР-50П и БТР-50ПК: 7,62-мм СГМБ средний пулемет (1250 патронов).
БТР-50ПА: 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВ.
Двигатель 6-цилиндровый 4-тактный рядный дизель «В-6» с водяным охлаждением.
240 л.с. (179 кВт) при 1800 об/мин
Мощность/вес 16,6 л.с./т
Приостановка торсион
Дорожный просвет 370 мм
Запас топлива 400 л
Оперативный
диапазон
400 км
Максимальная скорость 44 км/ч (дорога)
11 км/ч (вода)

БТР -50 (БТР — Бронетранспортер (рус. БТР, Бронетранспортер ), буквально «бронированный транспортёр») — советский гусеничный плавающий бронетранспортёр (БТР) на базе ПТ-76 шасси лёгкого танка . [ 3 ] БТР-50 был разработан в 1952 году и поступил на вооружение Советской Армии в 1954 году. Его производство в СССР было прекращено в 1970 году, но производство продолжалось в Чехословакии до 1972 года, и есть предположения, что его все еще производят некоторые иностранные компании. Он способен перевозить до 20 полностью экипированных пехотинцев и может быть вооружен ничем: 7,62-мм СГМБ средним пулеметом или 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВ . Он заслужил заметную службу в Шестидневной войне , войне Судного дня и совсем недавно в русско-украинской войне .

БТР-50 имеет сходство с двумя другими БТР, разработанными независимо: ОТ-62 ТОПАС и Тип 77 . В то время как ОТ-62 представляет собой улучшенную копию БТР-50, разработанного совместно Чехословакией и Польшей, Тип 77 основан на легком плавающем танке Тип 63, разработанном Китайской Народной Республикой (КНР), который был разработан на базе ПТ. -76.

Описание

[ редактировать ]
Передняя часть модифицированного Израилем бывшего сирийского или бывшего египетского БТР позднего производства БТР-50ПК в музее Яд ла-Ширион, Израиль. 2005 год. Обратите внимание на приподнятый триммер и ИК-прожектор.
Тот же БТР, вид сзади. Две водометные форсунки закрыты крышками.

Как и ПТ-76, БТР-50 имеет плоский корпус лодочной формы. В отличие от ПТ-76, в передней части машины добавлена ​​новая надстройка. Корпус БТР-50 выполнен цельносварным из стали с боевым отделением спереди, десантным отделением в центре и моторным отделением сзади. Он способен перевозить до 20 полностью экипированных пехотинцев, которые сидят на скамьях, проходящих по всей ширине десантного отделения. Они садятся и высаживаются из БТР, перелезая через борта корпуса. [ 4 ]

Водитель сидит в центре передней части корпуса и имеет три смотровых блока и перископы, расположенные в верхней части наклонного лобового листа. При работе в ночное время центральный перископ можно заменить на прибор ночного видения ТВН-28, который обеспечивает водителю хороший обзор на расстоянии до 60 метров. У водителя есть небольшой люк, который открывается вверх: его нельзя использовать, чтобы покинуть машину, но его можно открыть в относительно безопасных местах для дополнительного обзора. В бою люк закрыт и механик-водитель может использовать обзорный блок. [ 4 ]

Под сиденьем водителя имеется аварийный люк. Командир, сидящий спереди с левой стороны машины, имеет три смотровых блока и перископы в выступающем отсеке. На вершине этого отсека находится купол, который открывается вперед и может запираться вертикально. У него есть блок обзора, обращенный вперед. Транспортное средство может работать при температуре от −40°С до +40°С. [ 4 ]

Торсионная подвеска состоит из шести равномерно расположенных больших обрезиненных опорных катков с ведущей звездочкой сзади и натяжным колесом спереди. Опорные катки полые, что способствует его амфибийным возможностям. Эти колеса увеличивают плавучесть БТР на 30%. Опорно-возвратных катков нет. Первый и последний опорные катки имеют гидравлический амортизатор, стальные гусеницы в новом состоянии имеют один палец и по 96 звеньев каждая. Над каждой направляющей имеется небольшая тонкая горизонтальная юбка.

БТР-50 оснащен 6-цилиндровым 4-тактным рядным дизельным двигателем водяного охлаждения мощностью 240 л.с. (179 кВт) при 1800 об/мин. Он развивает скорость 44 км/ч и запас хода 400 км. Машина способна преодолевать боковые уклоны крутизной 30°, преодолевать подъемы крутизной 60°, преодолевать вертикальные препятствия высотой 1,1 м и траншеи шириной 2,8 м. Двигатель имеет систему охлаждения и предпусковой подогреватель, предназначенные для зажигания при температуре воздуха −20 °С и ниже. БТР имеет пятиступенчатую механическую трансмиссию валового типа, аналогичную таковой на среднем танке Т-34/85 .

Коробка передач имеет четыре передачи вперед и одну передачу назад. Автомобиль оснащен боковым сцеплением, позволяющим совершать повороты, механической трансмиссией и ленточным тормозом. Машина имеет три топливных бака: два справа в передней части моторного отсека и один сзади. Общий запас топлива составляет 400 литров. Машина имеет четыре крепления для подвесных топливных баков, расположенных в кормовой части корпуса. Два по углам корпуса предназначены для плоских подвесных баков, а два в центре — для танков барабанного типа.

БТР-50 является амфибией благодаря плоскому корпусу лодочной формы, который герметичен и обеспечивает минимальное сопротивление БТР на плаву. Он может плавать после включения двух электрических трюмных помп. Установка триммера повышает устойчивость и водоизмещение машины в воде, а также предотвращает затопление носовой части БТР водой. Замена перископа водителя на перископ для плавания позволяет водителю видеть через триммерную лопасть. Для экстренного использования предусмотрена ручная трюмная помпа.

В воде он приводится в движение двумя гидрореактивными двигателями, по одному с каждой стороны корпуса. Входные отверстия находятся под корпусом, выходные — в корме. По обоим бортам корпуса над последними опорными катками имеются дополнительные вспомогательные водометные воздухозаборники. Задние выпускные отверстия имеют крышки, которые можно полностью или частично закрывать, перенаправляя поток воды к направленным вперед выпускным отверстиям по бокам корпуса, что позволяет автомобилю поворачивать. Эту систему разработал Н. Коновалов. Это та же система, что и в ПТ-76. Низкий надводный борт автомобиля (15–20 см) и отсутствие трубки позволяют ему плавать только в самых спокойных водах.

Его броня состоит из однородной холоднокатаной сварной стали — по современным меркам она очень тонкая: 13 мм спереди, 10 мм по бокам и сверху и 7 мм сзади. Хотя его максимальная броня может защитить его от огня стрелкового оружия и мелких осколков артиллерийских снарядов, она не может защитить его от пулеметных пуль 50-го калибра и более крупных осколков снарядов. Хотя его лобовая броня может защитить его от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм, этот же огонь иногда может проникнуть и в борта. Автомобиль оборудован ИК-фарами дальнего света и ИК-прожектором. Он отстает от других советских боевых бронированных машин, так как не имеет систем противопожарной защиты и, за исключением варианта БТР-50ПК, не имеет систем ядерной, биологической и химической (РХБ) защиты, что существенно снижает его эффективность. [ нужна ссылка ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Плакат с признанием армии США.
Захваченный египетский БТР-50, принятый на вооружение Израиля во время Шестидневной войны в 1967 году.

БТР-50 был разработан в 1952 году и поступил на вооружение Советской Армии в 1954 году. Впервые он был показан публике в ноябре 1957 года. Он служил в мотострелковых полках танковых дивизий и механизированных бригад в советской и восточногерманской армиях. Типичная механизированная бригада состояла из трех батальонов, в каждом из которых было по 30 БТР и командирская машина. На смену им пришла -1 БМП . Варианты командирских машин использовались многими армиями Варшавского договора .

БТР-50 использовались Египтом и Сирией во время Шестидневной войны (1967 г.), часть из которых была захвачена Израилем. [ 5 ] Некоторые машины затем были повторно использованы израильской армией . Обе стороны использовали БТР-50 во время Войны на истощение (1968–70). Во время операции «Равив» (8–9 сентября 1969 г.) десантного рейда через Суэцкий канал три танка Т-54 и шесть БТР-50 были использованы для сея хаос в тылу Египта. [ 6 ]

БТР-50 снова использовались Египтом, Сирией и Израилем во время Войны Судного дня (1973 г.). В ходе этого конфликта БТР-50 вместе с Т-54 и Т-55 использовались ЦАХАЛом во время боев в городе Суэц и вокруг него . Израиль захватил дополнительные БТР-50 у египтян и сирийцев. [ 5 ] Некоторые из израильских БТР-50 позже были переданы армии Южного Ливана .

Русско-украинская война

[ редактировать ]

В феврале 2023 года сообщалось, что Россия вывела из хранения несколько БТР-50 и развернула их во время российского вторжения в Украину . [ 7 ] В октябре 2023 года появился первый образец российского БТР-50, участвовавшего в боевых действиях на Украине, причем визуально было подтверждено, что по крайней мере один БТР-50 уничтожен украинскими противотанковыми минами к северо-востоку от Авдеевки в Донецкой области во время крупномасштабной операции. масштабное наступление русских на город. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

По состоянию на май 2024 года визуально подтверждено, что Россия понесла потери шести БТР-50 (три БТР-50 и три БТР-50 с башней БПУ-1). [ 11 ]

Варианты

[ редактировать ]

Бывший СССР

[ редактировать ]
Бывший сирийский или бывший египетский БТР позднего производства БТР-50ПК в музее Яд ла-Ширион, Израиль. 2005.
Крупный план верхних люков.
Бывший сирийский или бывший египетский командирский БТР-50ПУ. Обратите внимание на второй отсек и овальные люки.
УР-67
  • БТР-50П (Обьект 750) (1952 г.) — первый серийный вариант с открытым десантным отделением. Встроенного вооружения машина не имела, но имела цапфовую установку для 7,62-мм среднего пулемета СГМБ. Ранние модели БТР-50П имели складные аппарели в задней части корпуса, позволяющие 57-мм ЗиС-2 , 76,2-мм ЗиС-3 или 85-мм противотанковую пушку Д-44. заряжать и стрелять из двигателя палубы. Из оружия можно было стрелять и при нахождении машины на плаву, но только при работе водометов. У этой системы был один серьезный недостаток: дуло орудия обычно находилось над открытым личным отделением, и поэтому все находящиеся в нем люди подвергались значительному сотрясению мозга и дыму. Эти пандусы отсутствовали в более поздних серийных моделях.
    • БТР-50П - переоборудован в переносную артиллерийскую машину. В этой версии орудие размещалось в боевом отделении, таким образом дуло орудия располагалось за пределами машины. Хотя в основном это была 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 , были также два других варианта этой машины с зенитным (зенитным) вооружением.
      • ЗТПУ-2 ( зенитная самоходная установка ) - БТР-50П, переоборудованный в зенитную самоходную установку (ЗСУ), вооруженный спаренными ЗПУ-2 крупнокалиберными пулеметами калибра 14,5 мм (1280 патронов). Прототип.
      • ZTPU-4 ( zenitnaya samokhodnaya ustanovka ) – A BTR-50P converted into a SPAAG armed with quadruple ZPU-4 14.5 mm heavy machine guns (2,560 rounds). Prototype.
    • БТР-50П - переоборудован в машину передового управления воздушным движением со второй надстройкой поверх первой.
    • БТР-50П - переоборудован в разведывательную машину РХБ со второй надстройкой поверх первой.
    • БТР-50П — имеет удлиненную носовую часть.
    • БТР-50ПА (Объект 750М) (1954 г.) - БТР-50П, вооруженный 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВ на шкворневой установке в передней части десантного отделения.
      • БТР-50ПА с крупнокалиберным пулеметом, установленным на командирской башенке.
    • БТР-50ПК (Объект 750К) (К означает криша - «крыша») (1958 г.) - БТР-50П с бронированной крышей, посадка и высадка войск осуществляется через два прямоугольных люка в крыше, открывающихся в обе стороны. . В передней части крыши имеется еще один прямоугольный люк. Он был вооружен цапфовым средним пулеметом СГМБ калибра 7,62 мм. Этот вариант имеет систему защиты от ядерного оружия. Машина имела два вентилятора: один в передней части десантного отделения справа и один в задней части, также справа. Вероятно, эти машины в основном были модернизированы из БТР-50П. Другая серийная партия БТР-50ПК имела по одному огневому иллюминатору с каждой стороны надстройки. Их редко использовали в качестве БТР, поскольку большинство из них состояло из специализированных вариантов, таких как командирские машины, а затем была заменена другой партией с двумя огневыми окнами на каждой стороне надстройки.
      • БТР-50ПК - оснащен локатором в центре моторной палубы. Этот вариант поступил на вооружение советских морских и штурмовых переправочных частей.
      • БТР-50ПК - переоборудован в учебную машину с четырьмя башенками на крыше.
      • БТР-50ПК — имеет удлиненную носовую часть. Используется подразделениями морской пехоты.
      • УР-67 ( установка разминирования ) - машина разминирования, оснащенная реактивной пусковой системой УР-67, имеющей три пусковые установки, стреляющие из трубок УЗП-67 или УЗР-3, наполненных взрывчаткой. УЗП-67 или УЗР-3 перевозятся в тканевом трубчатом контейнере, размещаемом внутри корпуса. Процедура разминирования состоит из подъезда машины к краю минного поля и выравнивания ее перед запуском ракет из приподнятой пусковой установки в задней части машины. Ракета буксирует линейный заряд, закрепленный на пусковой установке, через минное поле. Затем экипаж машины устанавливает линейный заряд и взрывает его, чтобы обезвредить мины поблизости. Расчищенная полоса обычно имеет длину от 60 до 150 м и ширину от 2 до 5 м. Экипаж машины состоит из трех человек. Часть машин была создана на базе БТР-50ПК, другая — на базе ПТ-76. На западе они были известны как МТК и МТК-1 . Лишь небольшое их количество осталось на вооружении, большинство из них были заменены на УР-77.
      • БТР-50ПН (1958 г.) - ранняя командирская машина с тремя радиостанциями (включая Р-113) и тремя штыревыми антеннами. Было построено лишь небольшое количество.
      • БТР-50ПУ ( машина управления ) (1959 г.) — невооруженная командирская машина. Он вмещает экипаж из 10 человек и имеет бронированную крышу с овальными люками и четырьмя штыревыми антеннами. Большинство БТР-50ПУ имеют два выступающих отсека в передней части машины (соответствующие коды НАТО: БТР-50ПУ(1) и БТР-50ПУ(2) ). Оба отсека имеют одинаковую форму, в отличие от ОТ-62 ТОПАС, который в остальном очень похож по внешнему виду. Машина имеет десять сидений, из них четыре — для командира и его штаба, четыре — для радистов и два — для командира и водителя машины. В штабном отделении имеется складной стол, второй небольшой столик для командира, два гамака и три лестницы. В полу автомобиля предусмотрен люк аварийного выхода, автомобиль имеет теплоизоляцию . Специализированное оборудование состоит из навигационных приборов КН-2 и КП-2; генератор АБ-1-П/30 мощностью 1 кВт (расположен на задней моторной палубе); Р-105 радиостанции УКВ , Р-105У и Р-113; КВ-трансивер Р-112, КВ-приемник Р-311 ; разборная мачтовая антенна длиной 11 м для Р-105У; легкая телескопическая мачта длиной 10 м для Р-112; комплект реле Р-403БМ; Переговорное устройство Р-120 и 10-линейный полевой телефонный коммутатор П-193А с шестью полевыми телефонами ТАИ-43 и четырьмя кабельными барабанами, каждый по 600 м двухжильного кабеля. В состав навигационной системы входят гироскопический указатель курса и курсопостроитель (первый указывает курс корабля, второй — отображает его в прямоугольной системе координат). Некоторые автомобили имеют разное количество вещевых ящиков, расположенных в разном расположении на задней моторной палубе. Некоторые автомобили имеют второй генератор.
        • БТР-50ПУ с удлиненной носовой частью.
        • БТР-50ПУ-2 - улучшенная версия с более современным радиооборудованием, скорее всего Р-123 и Р-130М. Внешне он похож на БТР-50ПУ, но имеет переносной генератор, расположенный сразу за десантным отделением.
        • БТР-50ПУМ - модернизированный вариант, оснащен большой телескопической антенной мачтой АМУ и радиостанциями Р-123 (3×), Р-130, Р-326, Р-405Д и Т-218. Эта модель имеет квадратный ящик для хранения антенны на правом лобовом борту корпуса.
        • БТР-50ПУМ-1 (1972 г.) - последняя модель с экипажем до 8 человек и оснащенная теми же радиостанциями, что и Р-145БМ ( БТР-60 ): Р-111 (2×), Р-123МТ, Р. -124 и Р-130М.
      • MTP-1 ( mashina tekhnicheskoj pomoshchi ) – A technical support vehicle with a raised troop compartment and a light crane.
      • Полесье - гражданская версия МТП-1.

Беларусь

[ редактировать ]
  • БТР-50ПКМ - модернизированный БТР-50ПК с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. (224 кВт), новыми рулевым управлением, тормозной системой и оптикой водителя. [ 12 ]
  • МТП-300Т — Автомобиль технической поддержки, оснащенный манипулятором, универсальным сварочным аппаратом, буксировочно-подъемным механизмом, верстаком, запасными частями и т. д. [ 12 ]

Болгария

[ редактировать ]
БТР ОТ-62 ТОПАС в музее Яд ла-Ширион, Израиль. 2005 г. Обратите внимание на второй отсек и боковой люк.
  • Р-54 — планируемый вариант БМП с 23-мм пушкой. Дополнение для экипажа из 3 человек и 9 пассажиров.
  • Р-82 - усовершенствованная командирская машина БТР-50ПУ с различными радиостанциями и разборной рамочной антенной АЗИ.

Чехословакия

[ редактировать ]
  • ОТ-62 ТОПАС (ОТ-62 расшифровывается как O brněný T ransportér vzor 62 - «Бронетранспортер модель 62») («ТОПАС» расшифровывается как T ransportér O brněný PÁS ový – «Гусеничный бронетранспортер») - серия БТР. -50 вариантов, разработанных совместно Польшей и Чехословакией. Они похожи на БТР-50ПК, но имеют люки в бортах корпуса, более мощный двигатель ПВ-6 мощностью 300 л.с. (224 кВт) и два выступающих отсека в передней части надстройки вместо одного, как у аналогичного БТР-50ПУ ( однако бухты отличаются друг от друга по форме).

Восточная Германия

[ редактировать ]
Восточногерманская командирская машина SPW-50PU.
  • SPW 50P ( бронетранспортер ) — обозначение Национальной народной армии (НВА) советского БТР-50П.
    • SPW 50PK - обозначение СВА советского БТР-50ПК. На вооружении СВА имелось несколько модифицированных на месте SPW. [ 13 ] [ 14 ]
      • SPW 50PK(Akl) ( разведывательный ) — Версия для разведывательных подразделений.
      • СПВ 50ПК(Д)
      • SPW 50PK(B) ( Bergefahrzeug ) - БТР-50ПК, переоборудованный в эвакуационную машину. Он весил 14 тонн, имел экипаж из двух человек (командир и водитель) с местами для четырех вспомогательного персонала. Во время спасательных операций на машине могут разместиться до восьми человек личного состава. СПВ-50ПК(Б) комплектуется радиостанциями Р-123М и Р-124, задним сцепным устройством для буксировки, буксирным крюком, двумя дополнительными буксировочными тросами, двумя специальными быстросъемными скобами, штатными скобами и карабинами, прожектор, два спасательных пояса, спасательные жилеты, набор инструментов, огнетушители и четыре кранца.
      • SPW 50PK(BBS) ( Батарейный наблюдательный центр ) — машина наблюдения для подразделений ПВО.
      • SPW 50PK(KM) ( Kernmine ) — SPW 50PK, оснащенный комплектом инструментов саперов PGS-5 ( Pioniergerätesatz ) для обнаружения и извлечения мин.
      • SPW 50PK(LA) ( Люфтабвер ) — командирская машина частей ПВО.
      • SPW 50PK(MRF) ( Minenräumfahrzeug ), также известный как Minenräumfahrzeug 50PK (SPW) — машина разминирования, оснащенная двумя контейнерами для разминирующих зарядов WLWD польской разработки. Контейнеры загружались на крышу десантного отделения через две аппарели, приваренные к моторной палубе.
      • SPW 50PK(Pi) — командирская машина саперных подразделений .
      • SPW 50PK(S) – Командно-штабная машина.
      • SPW 50PK(UF) ( Underwater Travel ) — SPW 50PK, оснащенный комплектом инструментов саперов ПГС-4 ( Комплект пионерского снаряжения ) для подготовки переправ через реки.
      • SPW 50PU — обозначение НВА БТР-50ПУ.
        • SPW 50PU(A) — локально модифицированная версия для командиров дивизионной артиллерии.
  • БТР-50ПК - оснащен застекленной кабиной поверх штатной надстройки.

Финляндия

[ редактировать ]
  • БТР-50YVI ( yhtymän viestijärjestelmä ) — БТР-50ПК переделанный в командно-штабную машину. Он оснащен цифровой системой связи YVI-2, телескопической мачтой, НСВТ крупнокалиберным пулеметом калибра 12,7 мм и дополнительной броней. Выставлен в 1994 году.
  • БТР-50ПУМ - Модернизированный БТР-50ПУ, оснащенный оборудованием Р-145БМ (вариант БТР-60) и дымовыми гранатометами, одним крупнокалиберным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм и дополнительной броней.
    • БТР-50ПУМ1 - Модернизированный ПУМ с западными радиостанциями.

Индонезия

[ редактировать ]
БТР-50П(М) Корпуса морской пехоты Индонезии
  • БТР-50ПМ ( модификация Палавы ) - индонезийской морской пехоты БТР-50 , модернизированный с помощью пакета модернизации БТР-2000 от Нимды, Израиль, в 1990-х годах. [ 15 ] Оснащен радиостанциями AN/VRC-64 и PRC-33 вместо 10-RT, новой тормозной системой, пулеметом FN MAG вместо ПКТ и двигателем Detroit Diesel 6V92T вместо оригинального V-6V. [ 16 ]
  • БТР-50П (М) - БТР-50 Корпуса морской пехоты Индонезии, отремонтированный, отремонтированный и оснащенный новой системой пожаротушения компанией PT Lumindo Artha Sejati в 2019–2021 годах. [ 17 ] [ 18 ]
  • PAL-AFV ( Armored Floating Vehicle ) — модернизированная версия, разработанная PT PAL Indonesia в сотрудничестве с Pindad . Эта машина имеет новую носовую часть, приподнятую заднюю часть корпуса и оснащена двигателем мощностью 300 л.с. Боевая масса – 14700 кг, транспортная вместимость – 3+14 десантников. [ 19 ] Модель PAL-AFV была представлена ​​на выставке Indo Defense 2008. [ 19 ] Фото
  • БТР-50П — переоборудован в зенитную самоходную установку ( ЗСУ ) и вооружен советской 23-мм ЗУ-23-2 зенитной автопушкой . Оснащен дополнительной броней вокруг моторных палуб для сохранения амфибийных способностей.
  • БТР-50ПК переоборудован в ЗСУ, вооруженную спаренными чехословацкими 30-мм автопушками М-53/59 в открытой установке.
  • БТР-50ПК оснащен цапфовым 7,62-мм пулеметом FN MAG перед командирской башенкой.
  • БТР-50ПК был вооружен тремя цапфовыми средними пулеметами США M1919A4 калибра .30 (один в передней части надстройки и по одному с каждой стороны), еще один устанавливался на цапфе перед командирской башенкой.
БТР-50С на военной выставке "Партнер 2011".
  • ОТ-62 ТОПАС (ОТ-62 расшифровывается как O brněný T ransportér vzor 62 - «Бронетранспортер модель 62») («ТОПАС» расшифровывается как T ransportér O brněný PÁS ový – «Гусеничный бронетранспортер») - серия БТР. -50 вариантов, разработанных совместно Польшей и Чехословакией. Они похожи на БТР-50ПК, но имеют люки в бортах корпуса, более мощный двигатель ПВ-6 мощностью 300 л.с. (224 кВт) и два выступающих отсека перед надстройкой вместо одного, как у похожего на вид БТР-50ПУ (однако заливы отличаются друг от друга формой).

Южный Ливан

[ редактировать ]
Импровизированная машина для медицинской эвакуации, используемая армией Южного Ливана в музее Яд ла-Ширион, Израиль. 2005.
  • БРЭМ на базе БТР-50ПК . [ 20 ]
  • БТР-50М - модернизация БТР-50ПК производства Морозова. Он отличается улучшениями огневой мощи и мобильности, которые можно осуществлять независимо. [ 4 ]

Улучшение огневой мощи достигается за счет добавления одного из двух новых боевых модулей (башен), каждый из которых вооружен одной 30-мм автоматической пушкой ЗТМ1 или 2А72, одним спаренным пулеметом 7,62 мм КТ или ПКТ, одним 9К113 Конкурс (НАТО: АТ-5). Spandrel ) ПТУР и один 30-мм АГС-17 автоматический гранатомет . Оба орудия стабилизированы по вертикальной оси (второй вариант имеет двухосную стабилизацию) и имеют электромеханические приводы наводки. Оба имеют максимальную эффективную дальность действия 4000 м и могут подниматься или опускаться в диапазоне от -10° до +60° или от -4° до +60°. Боекомплект машины составляет 150 патронов (второй вариант — 350 патронов). [ 4 ]

Оба пулемета имеют максимальную эффективную дальность стрельбы 1600 м. Боекомплект машины составляет 2000 патронов четырьмя партиями по 500 патронов (второй вариант несет такое же количество боекомплекта, но двумя партиями по 1000 патронов). [ 4 ] Система ПТУР имеет минимальную дальность действия 100 м и максимальную дальность действия 4000 м с четырьмя ракетами. Автоматический гранатомет имеет максимальную дальность стрельбы 1700 м. [ 4 ]

В составе вооружения машина использует ряд приборов. К ним относятся дневной/ночной прицел ТКН-5 с лазерным дальномером, дневной прицел ПЗУ-7 для стрельбы по воздушным и наземным целям и прицел противотанкового управляемого ракетного комплекса 9Ш119М1. [ 4 ]

Подвижность повышена за счет замены двигателя советского производства на 6-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель водяного охлаждения украинского производства УТД-20, замены коробки передач на планетарную и установки гидрообъемной передачи. Подвеску также усовершенствовали за счет добавления трех возвратных катков. Автомобиль имеет новую систему воздухозаборников и выхлопов с левой стороны передней части моторного отсека. Данная модернизация также может быть применена к машинам БТР-50ПУ. Эта машина обладает большей боеспособностью, меньшим расходом топлива и большей удельной мощностью . Автомобиль может работать при температуре от −40 °C до +55 °C и имеет повышенную скорость по шоссе до 75 км/ч. [ 4 ]

В результате всех этих изменений машина стала выше — 3,085 м (второй вариант — 2,895 м) и тяжелее — 16,6 т (второй вариант весит 16,8 т). [ 4 ]

Также имеются дополнительные доработки, которые могут быть выполнены по желанию заказчика. К ним относятся установка противоосколочного подбойника кевларового типа для улучшения защиты машины, навигационная система для улучшения тактической мобильности и система кондиционирования воздуха для повышения комфорта экипажа и облегчения эксплуатации в жарком климате. [ 4 ]

Операторы

[ редактировать ]
Карта операторов БТР-50 синего цвета и бывших операторов красного цвета.
БТР -50ПК позднего производства Сухопутной армии Хорватии .

Текущие операторы

[ редактировать ]
  •  Афганистан - 100 заказано в 1963 году из Советского Союза и поставлено в период с 1965 по 1966 год. 560 заказано в 1979 году из Советского Союза и поставлено в период с 1979 по 1988 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 21 ]
  •  Албания - 200 БТР-50 и 150 Тип 77. [ 22 ] В настоящее время его заменяет бронетранспортер М113 американского производства.
  •  Алжир - 130 БТР-50 заказаны в 1977 году из Советского Союза и поставлены в период с 1978 по 1979 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 21 ] В настоящее время на вооружении находятся 30 БТР-50 и ОТ-62 ТОПАС. [ 23 ]
  •  Ангола - 92 заказаны в 1975 г. из Советского Союза и поставлены в 1975 г. (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 21 ]
  •  Республика Конго
  •  Куба – 200 [ 24 ]
  •  Демократическая Республика Конго - в настоящее время на вооружении находятся 3. [ 25 ]
  •  Египет - 500 штук были заказаны в 1964 году из Советского Союза и поставлены в период с 1965 по 1966 год (возможно, машины ранее находились на вооружении СССР). [ 21 ] В настоящее время на вооружении находятся 250 БТР-50ПК. [ 26 ] 12 июля 2014 года 500 БТР-50 были модернизированы до стандарта БТР-50ПКМ с дизельным двигателем УТД-201С и новым комплектом дневных и ночных датчиков. [ 27 ]
  •  Гвинея - 10 штук были заказаны в 1981 году из Советского Союза и поставлены в 1982 году (машины были бывшие в употреблении). [ 21 ]
  •  Индия - 200 штук заказаны в 1977 году из Советского Союза и поставлены в период с 1978 по 1979 год. [ 21 ]
  •  Индонезия - 66 БТР-50П/ПМ/ПУ были заказаны в 1963 году из Советского Союза и поставлены в 1963–1965 годах. 34 БТР-50ПК были заказаны в 1997 году из Украины и поставлены в 1997–1999 годах. [ 21 ] [ 28 ] В настоящее время на вооружении находится около 70.
  •  Иран - 270 были заказаны в 1966 году из Советского Союза вместе с 300 БТР-60П по сделке на 110 миллионов долларов и поставлены в период с 1967 по 1968 год. [ 21 ] 300 БТР-50 и БТР-60 находились на вооружении в 2000, 2002, 2005 и 2008 годах. Примерно 1000 находятся на хранении. У Ирана есть собственный модернизированный вариант БТР-50 — БМП «Макран» . [ 29 ] в настоящее время на вооружении находится более 150 БТР-50, сотни из них находятся на хранении По данным GlobalSecurity, .
  •  Казахстан - 300 БТР-50 и БТР-60 на вооружении в 2000, 2002 и 2005 годах. [ 30 ]
  •  Либерия - 8 куплено в 1987 году у Румынии. [ 31 ]
  •  Ливия - 36 были заказаны в 1969 году из Советского Союза и поставлены в 1970 году. 60 были заказаны в 1977 году из Советского Союза и поставлены в 1978 году (машины, вероятно, ранее находились на вооружении СССР). [ 21 ] 700 БТР-50 и БТР-60 на вооружении в 1986 году. [ 32 ] 540 БТР-50 и БТР-60 . В настоящее время на вооружении находятся [ 33 ]
  •  Никарагуа - 1 БТР-50ПУ заказан в 1982 году из Советского Союза и поставлен в 1982 году. [ 21 ]
  •  Северная Корея - 50 штук были заказаны в 1966 году из Советского Союза и доставлены в 1967 году. [ 21 ] На вооружении в 1985 году находилось 1010 «Коршунов» , ВТТ-323 , Тип 63 (YW-531), БТР-40 , БТР-50, БТР-60 и БТР-152 , 2200 ВТТ-323, Тип 63 (YW-531), БТР-40, БТР-50, БТР-60 и БТР-152 на вооружении в 1990 и 1995 годах, а также 2500 ВТТ-323, Тип 63 (YW-531), БТР-40, БТР-50, БТР-60 и БТР-152. на вооружении в 2000, 2002 и 2005 годах. [ 34 ]
  •  Россия - по состоянию на 2003 год на вооружении находилось 1000 БТР-50ПУ, БТР-50ПУМ, МТП-1 и УР-67. [ 35 ] Сообщается, что в 2022 году Россия вернула на вооружение Украины неизвестное количество БТР-50. [ 36 ]
  •  Сербия - БТР-50ПУ
  •  Сомали - 30 штук были заказаны в 1971 году из Советского Союза и поставлены в 1973 году (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 21 ]
  •  Сомалиленд – 25
  •  Судан - 50 штук были заказаны в 1968 году из Советского Союза и поставлены в период с 1969 по 1970 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 21 ]
  •  Сирия - 150 штук были заказаны в 1966 году из Советского Союза и поставлены в период с 1966 по 1967 год. 400 были заказаны в 1973 году из Советского Союза и поставлены в период с 1973 по 1975 год (возможно, машины ранее находились на вооружении СССР). [ 21 ] Около 1500 БТР-40, БТР-50, БТР-60, БТР-152 и ОТ-64 находились на вооружении в 1990, 1995 и 2000 годах и около 1600 в 2001, 2003 и 2005 годах. [ 37 ]
  •  Вьетнам - 280 единиц используются Вьетнамской народной армией , некоторые находятся в техническом состоянии. [ 38 ]
  •  Йемен - перешел из Южного Йемена.

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Иракская модель БТР-50ПК позднего производства, использовавшаяся во время ирано-иракской войны, извлеченная из грязи, март 2004 г.
  •  Бангладеш - 700 заказано в 1979 году из Советского Союза и поставлено в период с 1980 по 1983 год. [ 21 ] Снят со службы.
  •  Хорватия — 26 БТР-50П и БТР-50ПК, захваченные у ЮНА . 18 находились на вооружении в 1991 и 2003 годах. [ 39 ] затем их заменила Patria AMV . [ 40 ]
  •  Восточная Германия - 200 SPW-50P и SPW-50PK были заказаны в 1958 году из Советского Союза и поставлены в период с 1959 по 1962 год (включая командирские машины). [ 21 ] Перешел к единому немецкому государству.
  •  Финляндия – всего около 80 использованных. 60 БТР-50ПК поставлены из Советского Союза в 1964–68 гг. 40 машин БТР-50ПК, переоборудованных в варианты БТР-50YVI с 1993 года. Машины БТР-50ПУ, поставленные из Советского Союза в 1967–76 годах. Остальные поставлены из бывшей ГДР в 1991 году. С 1985 года переоборудован в БТР-50ПУМ. С 1993 года модернизирован до БТР-50ПУМ1. Все версии выведены из эксплуатации в 2018 году и списаны. [ нужна ссылка ]
  •  Германия - взято из армии ГДР. Все они были списаны или проданы в другие страны.
  •  Венгрия - 150 штук были заказаны в 1959 году из Советского Союза и поставлены в 1960 году. В 2019 году на вооружении находилось 20 БТР-50ПУ-II. [ 21 ] Уже на пенсии. [ 40 ]
  • Ирак Ирак - 250 заказаны в 1968 году из Советского Союза и поставлены в период с 1969 по 1973 год. [ 21 ] Все уничтожено или списано.
  •  Израиль - захватил несколько БТР-50 из Египта и Сирии во время Шестидневной войны. Некоторые из них были модифицированы и служили в израильской армии. Снят с вооружения в 2002 году. [ 41 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 42 ]
  •  Румыния - БТР-50ПУ, БТР-50ПК списаны. [ 40 ]
  •  Армия Южного Ливана - 20 БТР-50ПК были получены в качестве помощи от Израиля в период с 1985 по 1986 год (ранее машины находились на вооружении Израиля). [ 21 ]
  •  Словения – БТР-50ПУ. Ушедший на пенсию [ 43 ]
  •  Советский Союз - передан государствам-преемникам.
  •  Северный Вьетнам - 400 машин были получены в качестве помощи от Советского Союза в период с 1969 по 1973 год (некоторые машины, возможно, ранее находились на вооружении СССР). [ 21 ] Перешел к единому Вьетнамскому государству.
  •  Южный Йемен - 100 штук были заказаны в 1972 году из Советского Союза и поставлены в 1973 году (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 21 ]
  •  Югославия - 217 (131 БТР-50ПУ и 86 ПК) были заказаны с 1964 по 1967 год из Советского Союза и поставлены с 1965 по 1976 год. [ 21 ] Передано государствам-преемникам.
  1. ^ Харьяди 2019, с. 437
  2. ^ Jump up to: а б Харьяди 2019, с. 450
  3. ^ «†» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 3 ноября 2006 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Аккаунт заблокирован» . morozov.com.ua. Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Табличка с описанием БТР-50 Яд ла-Ширион» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 22 августа 2009 г.
  6. ^ Джон Пайк. «Тиран 4/5 (Т-54/Т-55)» . Глобальная безопасность. Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  7. ^ Малясов, Дилан (23 февраля 2023 г.). «Россия перебросит в Украину старинные гусеничные транспортеры» . Оборонный блог . Проверено 24 февраля 2023 г.
  8. ^ UAWeapons (14 октября 2023 г.). «Первая подтвержденная потеря российского БТР-50» . UAОружие . Проверено 15 октября 2023 г.
  9. ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» .
  10. Российские войска, не сумевшие вернуть себе украинский город, были отправлены в бой на устаревшей бронетехнике советских времен: отчеты . Бизнес-инсайдер . 17 октября 2023 г.
  11. ^ Орикс. «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» . Орикс . Проверено 13 марта 2024 г.
  12. ^ Jump up to: а б "Разработка" . Архивировано из оригинала 9 августа 2015 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  13. ^ Гау ЛР., Плейт Дж., Зигерт Дж. (2001) - Немецкая военная техника - Бундесвер и СВА - Motorbuch Verlag - ISBN   3-613-02152-8
  14. ^ Зигерт Дж. (2008) - Танки СВА - 1956-1990 - Motorbuch Verlag - ISBN   978-3-613-02954-5
  15. ^ «НИМДА – БТР-50 и ПТ-76» . nimda.co.il . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года.
  16. ^ Харьяди 2019, с. 452
  17. ^ «Характеристики сохраняются, ряд плавающих танков ПТ-76М морской пехоты проходят ремонт» . indomiliter.com (на индонезийском языке). 25 мая 2020 г. Проверено 3 июня 2022 г.
  18. ^ «ЛЮМИНДО УСПЕШНО ВОССТАНАВЛИВАЕТ НЕКОТОРЫЕ АЛУЦИСТА КОРПУСА МОРСКОЙ МОРСКОЙ МОРЕ» . lumindoartha.com (на индонезийском языке). 20 мая 2020 г. Проверено 3 июня 2022 г.
  19. ^ Jump up to: а б «Защита Индонезии» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  20. Украинская армия. Архивировано 24 июня 2009 г. на сайте Wayback Machine Armyrecognition.com.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Торговые реестры» . СИПРИ. Архивировано из оригинала 5 августа 2009 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  22. ^ «БТР-50» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2008 г.
  23. Алжирская армия. Архивировано 29 мая 2009 г. на сайте Wayback Machine Armyrecognition.com.
  24. ^ «Техника армии Кубы» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2014 г. Проверено 25 декабря 2014 г.
  25. ^ Международный институт стратегических исследований (2021 г.). Военный баланс . Тейлор и Фрэнсис. п. 461. ИСБН  9781032012278 .
  26. Египетская армия. Архивировано 14 мая 2009 г. на сайте Wayback Machine Armyrecognition.com.
  27. ^ Бинни, Джереми (29 июля 2014 г.). «Модернизация египетского БТР-50 близка к завершению» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
  28. ^ «БТР-50ПК морской пехоты: по-прежнему «оригинальный» с максимальными характеристиками» . indomiliter.com (на индонезийском языке). 5 апреля 2019 г. Проверено 23 мая 2021 г.
  29. ^ Джон Пайк. «Техника Сухопутных войск Ирана» . Глобальная безопасность. Архивировано из оригинала 3 марта 2010 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  30. ^ Джон Пайк. «Техника Сухопутных войск Казахстана» . Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  31. ^ «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 22 августа 2013 г. Проверено 20 июня 2013 г.
  32. ^ Джон Пайк. «Армейская техника» . Архивировано из оригинала 30 августа 2009 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  33. Ливийская армия. Архивировано 9 февраля 2010 г. на сайте Wayback Machine Armyrecognition.com.
  34. ^ Запасы оборудования - Корейская народная армия. Архивировано 23 ноября 2014 г. на Wayback Machine globalsecurity.org.
  35. Вооружённые Силы России: 1999–2003 warfare.ru.
  36. ^ «Россия возвращает на вооружение советские БТР-50» .
  37. ^ Джон Пайк. «Сирия – армейская техника» . Глобальная безопасность. Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  38. ^ «Вьетнамская армия разработала вариант бронетранспортера БТР-152 для медицинской эвакуации | Апрель 2018 г., глобальная индустрия новостей оборонной безопасности | Армейская индустрия новостей глобальной оборонной безопасности, 2018 г. | Архив новостей года» . 30 апреля 2018 г.
  39. ^ Иван Байло. «Хорватские доспехи» . vojska.net. Архивировано из оригинала 4 июля 2010 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  40. ^ Jump up to: а б с Международный институт стратегических исследований (14 февраля 2021 г.). Военный баланс 2022 . Рутледж. стр. 192–195. ISBN  978-0367466398 .
  41. ^ Гаурич, Джордж В. (1996). Альбатрос решающей победы . Документы Ливенворта. Гринвуд. Архивировано из оригинала 30 июня 2007 г. п. 111
  42. ^ Армейское оборудование - Израиль. Архивировано 17 октября 2014 г. на Wayback Machine globalsecurity.org.
  43. ^ Иван Байло. «Словенские доспехи» . vojska.net. Архивировано из оригинала 22 января 2016 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  • Харьяди, Йосафат Роберт. История кавалерии морской пехоты (на индонезийском языке), Karunia Publishers, Сурабая, 2019. ISBN   978-979-9039-97-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8c1896a31bf03a0bc8fb471b0cf1b95__1716488100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/95/d8c1896a31bf03a0bc8fb471b0cf1b95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
BTR-50 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)