M53/59 Прага
M53/59 Прага | |
---|---|
![]() M53/59 Praga — зенитная самоходная установка сербской армии. | |
Тип | Зенитная самоходная установка |
Место происхождения | Чехословакия |
История обслуживания | |
Войны | Война в Персидском заливе [ 1 ] [ 2 ] Югославские войны [ 3 ] [ 4 ] Вторая война в Конго [ 5 ] |
История производства | |
Разработанный | 1957 |
Производитель | Машиностроительные и металлургические заводы, завод Тренчин - Кубра (1959–1961). Шкода работает |
Произведено | 1959–1978 [ 6 ] |
№ построено | 900+ [ а ] |
Технические характеристики | |
Масса | 10,3 тонны (11,4 коротких тонны) [ 7 ] |
Длина | 6,92 м (22 фута 8 дюймов) [ 7 ] |
ствола Длина | 2,4 м (94 дюйма) [ 7 ] |
Ширина | 2,35 м (7 футов 9 дюймов) [ 7 ] |
Высота | 2,95 м (9 футов 8 дюймов) [ 7 ] [ б ] |
Экипаж | 4 (водитель, командир и два наводчика) [ 7 ] |
Оболочка | Фиксированный QF 30x210mmCz |
Калибр | 30 мм (1,2 дюйма) [ 7 ] |
Бочки | 2 |
Высота | -10° – +85° [ 7 ] |
Траверс | 360° [ 7 ] |
Скорострельность | 450−500 об/мин на ствол циклический 150 об/мин на ствол практично [ 7 ] |
Начальная скорость | 1000 м/с (3300 футов/с) [ 7 ] |
Эффективная дальность стрельбы | 3 км (2 мили) [ 7 ] |
Броня | Сталь, максимум 10 мм (0,39 дюйма) (оценка) [ 7 ] |
Основной вооружение | 30-мм спаренная зенитная автоматическая пушка (600−900 снарядов) [ 7 ] |
Двигатель | Tatra T 912-2 6- цилиндровый рядный дизель с воздушным охлаждением 110 л.с. (82 кВт) при 2200 об/мин [ 7 ] |
Мощность/вес | 11,57 л.с./т (8,63 кВт/т) [ 7 ] |
Приостановка | листовая рессора |
Запас топлива | 120 литров (32 галлона США) [ 7 ] |
Оперативный диапазон | 500 км (310 миль) [ 7 ] |
Максимальная скорость | 60 км/ч (37 миль в час) [ 7 ] |

M53 /59 Praga — чехословацкая зенитная самоходная установка, разработанная в конце 1950-х годов. Он состоит из бронированной версии шасси шестиколесного грузовика Praga V3S , вооруженной модифицированной версией спаренной 30-мм (1,2 дюйма) зенитной пушки M53, установленной сзади, которую можно снять и использовать для обеспечения наземной безопасности. поддерживать. [ 8 ]
В Чехословакии он был известен как Praga PLDvK vz. 53/59 (ПЛДвК Модель 53/59). PLDvK расшифровывается как l Proti etadlový dvoj k = anón Зенитная спаренная пушка. В то время автомобили для экспортного рынка продавались под обозначением Praga M53/59 «Ještěrka» («Ящерица»). [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]М53/59 имеет цельносварной стальной бронекорпус с расположением двигателя спереди, боевым отделением в центре и кормовыми орудиями. Броня имеет наклон, обеспечивающий защиту от стрелкового оружия и шрапнели без увеличения веса. [ 7 ]
Броневые крышки со смотровыми щелями, которые можно опускать в бою для обеспечения дополнительной защиты водителя и командира, а два заряжающих, сидящие в задней части боевого отделения, имеют две смотровые щели за боковыми дверями. Для наблюдения командир также имеет полусферическую башенку из плексигласа. [ 7 ]
Спаренные орудия имеют угол возвышения +85° и наклон -10°, за исключением боевого отделения, где депрессия ограничена +2°, и командирской башенки, где ее нет. Стальная пластина в задней части боевого отделения предотвращает удар стволов орудий о крышу. Башня может поворачиваться на 360°, а гидравлические системы поворота, подъема и опускания могут управляться вручную в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Наводчик сидит на левом борту башни под броневой защитой рубки. [ 7 ]
Спаренные 30-мм автопушки газовые , с максимальной скорострельностью от 450 до 500 выстрелов на ствол в минуту и практической скорострельностью 150 выстрелов на ствол в минуту. Каждое ружье имеет магазин на 50 патронов, в который подаются обоймы на 10 патронов. Каждая машина обычно несет от 600 до 800 патронов. Полностью снаряженные магазины размещаются в задней части боевого отделения, прикрепленные к полу быстросъемными защелками, а три запасных магазина размещаются по обе стороны платформы. Первоначально орудия были оснащены дульными тормозами , но позже вместо них стали использовать конические пламегасители . Стволы можно было быстро заменить при перегреве, а запасные стволы предоставлялись экипажам в составе основного снаряжения. [ 7 ]
Максимальная горизонтальная дальность составляет 9,7 км (6 миль), максимальная вертикальная дальность - 6,3 км (4 мили), а эффективная дальность противовоздушной обороны - 3 км (2 мили). Орудия M53 могут стрелять бронебойно-зажигательными снарядами, способными пробить 55 мм (2,2 дюйма) RHA под углом 0 ° на дальности 500 м (550 ярдов), а также осколочно-фугасными зажигательными снарядами. [ 7 ]
Под машиной расположены две аппарели и лебедка, с помощью которых экипаж может снять артиллерийскую установку для развертывания системы в роли наземной поддержки (стабилизированной четырьмя домкратами) и установить ее обратно на машину. [ 7 ]
В системе отсутствует радиолокационное наведение и оборудование ночного видения, что делает ее эффективной только днем при хороших погодных условиях. Другими недостатками M53/59 являются отсутствие системы защиты от ядерного оружия , отсутствие амфибийных возможностей и отсутствие центральной системы регулирования давления в шинах. [ 7 ]
В конце 1950-х и 1960-х годах Советский Союз экспортировал ЗСУ-57-2 в некоторые страны-члены Варшавского договора , такие как Восточная Германия и Польша . Чехословакия импортировала один для испытаний, но в конечном итоге отказалась от него в пользу M53/59. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]Чехословакия
[ редактировать ]- M53/59 Praga — серийно производился с 1959 по 1978 год. [ 6 ]
- М53/70 — экспортный вариант, с улучшенной системой управления огнем. [ 7 ] Неизвестное количество машин было продано Ираку и использовалось во время войны в Персидском заливе . [ 1 ]
Сербия
[ редактировать ]- Praga VS35 M19 — модернизация, предложенная Srboauto в 2019 году для удовлетворения требований Вооруженных сил Сербии . Усовершенствования включали новую четырехдверную кабину, полностью бронированную в соответствии со стандартом НАТО STANAG 4569 уровня 2, оснащенную пуленепробиваемыми окнами спереди и по бокам, а также обогреватель Ebersspreher мощностью 8 кВт (11 л.с.), установленный в боевом отделении. [ 10 ]
Боевая история
[ редактировать ]Ирак
[ редактировать ]По оценкам, в 1991 году, до начала войны в Персидском заливе, Ирак имел на вооружении от 9 000 до 10 000 зенитных орудий, включая M53/59 и M53/70. [ 1 ]
Югославия
[ редактировать ]M53/59 использовался югославской армией во войн время югославских . [ 3 ] [ 4 ] словенские и хорватские силы, в основном выполняющие роль наземной огневой поддержки. Также [ 6 ] [ 7 ]
Демократическая Республика Конго
[ редактировать ]По крайней мере один M53/59 был замечен в 2012 году в городе Гома . [ 5 ] [ 6 ] Хотя его точное происхождение неизвестно (возможно, из Сербии, Словакии или Ливии), известно, что недавно реформированная армия ДРК была вооружена оружием, оставленным бывшей заирской армией, и всем, что можно было купить за границей. [ 11 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]Бывший
[ редактировать ]Босния и Герцеговина - 100 в 2002 г. [ 7 ]
Хорватия [ 7 ]
Чешская Республика [ 7 ] − Уволен со службы 31 декабря 2003 г. [ 6 ]
Чехословакия [ 12 ] − Передано государствам-преемникам [ 7 ]
Союзная Республика Югославия [ 7 ]
Ирак [ 2 ] − M53/59 и M53/70, использовавшиеся в войне в Персидском заливе, [ 1 ] к 2002 году ни один не остался в эксплуатации [ 7 ]
Ливия — 100+ в 2002 году. [ 7 ]
Словакия [ 7 ]
Словения - 9 в 2002 г. [ 7 ]
Югославия [ 12 ] − Передано государствам-преемникам [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- BRAMS Преемник конструкции
- Прага (автомобильные работы)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Поставлен в Чехословацкую армию . [ 6 ] По данным SIPRI, Югославия получила в общей сложности 789 машин в период с 1969 по 1976 год, а Ливия получила 110 машин в период с 1970 по 1973 год. [ 13 ]
- ^ Включая журналы. 2,585 м (8 футов 6 дюймов) без магазинов. ( О'Халлоран и Фосс 2002 , стр. 52)
Библиография
[ редактировать ]- Басевич, Эндрю Дж.; Коэн, Элиот А., ред. (2002). Война из-за Косово: политика и стратегия в глобальную эпоху . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-50052-4 .
- Справочник по стране Боснии: Силы по выполнению Мирного соглашения (IFOR) . Министерство обороны. 1995 . Проверено 1 мая 2024 г.
- Купер, Том (2013). Пожар Великих озер: Вторая война в Конго, 1998–2003 гг. (PDF) . Гелион и компания. ISBN 978-1-909384-66-8 . Проверено 1 мая 2024 г.
- Каллен, Тони; Фосс, Кристофер Ф. , ред. (1992). Наземная противовоздушная оборона Джейн, 1992–93 (PDF) (5-е изд.). Информационная группа Джейн. ISBN 978-0-7106-0979-3 . Проверено 30 апреля 2024 г.
- Гардиа, Майк (2015). Зенитные самоходные установки Советского Союза . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-4728-0623-9 .
- Национальный учебный центр (1991). Иракская армия: организация и тактика . Паладин Пресс. ISBN 978-0-87364-632-1 .
- О'Халлоран, Джеймс С.; Фосс, Кристофер Ф., ред. (2002). Наземная противовоздушная оборона Джейн 2002–2003 (15-е изд.). Информационная группа Джейнс. ISBN 978-0-7106-2437-6 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Каллен и Фосс 1992 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Национальный учебный центр 1991 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б Министерство обороны 1995 , с. 17-4.
- ^ Jump up to: а б Басевич и Коэн 2002 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Купер 2013 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бжковский, Марек (11 июля 2017 г.). «Ящерица ПЛДВК: Зенитный комплекс из Брно воевал на Балканах, в Ливии и в Конго» . 100+1 зарубежная достопримечательность (на чешском языке).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль О'Халлоран и Фосс 2002 , с. 52.
- ^ О'Халлоран и Фосс 2002 , стр. 51–52.
- ^ Guardia 2015 , стр. 13−14.
- ^ Фосс, Кристофер Ф. (19 июля 2019 г.). «Модернизированная Praga VS35 от Srboauto проходит испытания» . Джейнс.com . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Купер 2013 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Каллен и Фосс 1992 , с. 62.
- ^ «База данных о поставках оружия» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Проверено 1 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Обучение стрельбе в чешской армии
- «М53/59 в компании ELDON sro» . 2003. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.