ЗСУ-57-2
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
ZSU-57-2 (Ob'yekt 500) | |
---|---|
![]() | |
Тип | Зенитная самоходная установка |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1955–начало 1970-х ( СССР ) 1957 – настоящее время (другие страны) |
Используется | См . Операторы |
Войны | См. Историю службы и Историю боевых действий. |
История производства | |
Дизайнер | Конструкторские бюро Омского завода № 174 и НИИ № 58 в г. Калининграде Московской области. |
Разработанный | 1947–1954 [ 1 ] |
Производитель | Челябинский тракторный завод |
Произведено | 1948–1955 (прототипы) 1957–1960 (серийное производство) [ 1 ] [ 2 ] |
№ построено | Более 2023 (СССР) [ 3 ] [ 4 ] 250 (Северная Корея, старые башни на новых корпусах) [ 3 ] [ 4 ] ? (КНР, Тип 80) [ 3 ] [ 5 ] |
Технические характеристики | |
Масса | 28,1 тонны [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] |
Длина | 8,46 м с орудием в переднем положении (только корпус 6,22 м) [ 9 ] [ 6 ] [ 7 ] |
Ширина | 3,27 м [ 9 ] [ 7 ] |
Высота | 2,71 м [ 3 ] 2,75 м (с брезентовым верхом) [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ] |
Экипаж | 6 человек (командир, водитель, наводчик, наводчик и два заряжающих) |
Броня | 8–15 мм |
Основной вооружение | L/76,6 С-60 2 × 57-мм зенитные автопушки (вариант 57-мм С-68А) (300 снарядов) [ 8 ] [ 10 ] |
Двигатель | V-54, 4-тактный , безвоздушный ( механический ) впрыск, с водяным охлаждением , 38,88-литровый V12. дизельный двигатель 520 л.с. (388 кВт) при 2000 об/мин [ 6 ] |
Мощность/вес | 18,5 л.с./тонну (13,81 кВт/тонну) |
Приостановка | индивидуальный торсион с гидравлическими амортизаторами на первом и последнем опорных катках |
Дорожный просвет | 425 мм [ 8 ] |
Запас топлива | 830 л (включая два подвесных топливных бака по 95 л каждый) [ 8 ] |
Оперативный диапазон | 420 км (261 миля) (по дороге) [ 9 ] [ 7 ] [ 8 ] 320 км (199 миль) (по бездорожью) [ 9 ] [ 8 ] |
Максимальная скорость | 50 км/ч (31 миль в час) (дорога) [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] 30 км/ч (бездорожье) [ 3 ] |
ЗСУ -57-2 «Обьект 500» — советская зенитная самоходная артиллерийская установка (ЗСУ), вооруженная двумя 57-мм автопушками . ЗСУ — Зенитная Самоходная Установка ( Зенитная ) Самоходная Установка , что означает «зенитная самоходная установка», «57» — диаметр ствола вооружения в миллиметрах, «2» — количество стволов орудия. . Это была первая советская гусеничная ЗСУ серийного производства. СССР он имел неофициальное прозвище Спарка « В », что означает «спаренная установка», имея в виду спаренную автопушку , которой вооружена машина. [ 10 ]
История развития
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны штурмовики представляли собой серьезную угрозу для движущихся механизированных частей. Обычная буксируемая зенитная артиллерия (ЗАА) в таких условиях оказалась неадекватной ответной мерой из-за времени, необходимого для ввода в действие зенитных пулеметов . зенитная гусеничная машина, вооруженная малокалиберными автопушками или крупнокалиберными пулеметами Этот опыт дал понять, что необходима . Такие машины, как немецкий Wirbelwind и специализированные варианты американского M3 Half-track, с успехом использовались в заключительных сражениях Второй мировой войны как США, так и странами, получившими M3 по ленд-лизу .
В 1942 году советские инженеры разработали Т-60-3. Машина, созданная на базе Т-60 шасси легкого танка , была вооружена двумя 12,7-мм ДШК крупнокалиберными пулеметами ; но прототип не пошел в серию из-за недостатков конструкции. [ 11 ] [ 12 ] В 1942–1943 годах также проходили испытания ЗСУ СУ-72 и ряд других опытных машин на базе шасси легкого танка Т-60 или Т-70 , вооруженных 37-мм автоматической пушкой. ЗСУ -37 базировалась на шасси самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-76М и вооружалась 37-мм зенитной автоматической пушкой 61К в открытой вращающейся бронебашне. Машина поступила в производство в феврале 1945 года и находилась в мелкосерийном производстве до 1948 года. [ 13 ]
После Второй мировой войны стало ясно, что огневая мощь одной 37-мм зенитной пушки недостаточна для поражения высокоскоростных маловысотных целей. ЗСУ на базе шасси легкого танка имели плохую маневренность на труднопроходимой местности, низкую скорость по бездорожью и недостаточную дальность полета по сравнению со средними танками и САУ. Таким образом, ЗСУ-37 были сняты с вооружения к концу 1940-х годов. [ нужна ссылка ]
Опытные образцы ЗСУ-57-2
[ редактировать ]В течение нескольких лет после Великой Отечественной войны в СССР не было новых моделей ЗСУ, за исключением БТР-152А (вооруженных двумя или четырьмя 14,5-мм крупнокалиберными пулеметами КПВ конструкции ЗТПУ-4) и БТР-40А (ЗТПУ-4). 2) колесные ЗСУ. [ 14 ] Два потенциальных врага СССР – США и Великобритания – располагали высококлассными военно-воздушными силами, имеющими значительный наземных атак опыт . Потребность в новой гусеничной машине ПВО была очевидна.
В феврале 1946 года ОКБ № 174 в Омске и НИИ № 58 в Калининграде Московской области представили совместный проект ЗСУ на базе шасси танка Т-34 , вооруженного четырьмя 37-мм зенитными установками. пушки, в Технический совет Минтранса. Однако проект не получил развития из-за желания сконцентрировать внимание на новейших танковых шасси. [ 1 ]
Конструкторское бюро НИИ №58 (НИИ-58) [ 3 ] (ранее Центральное артиллерийское конструкторское бюро, ЦАКБ) под руководством В.Г. Грабина приступило к разработке спаренной 57-мм автоматической зенитной пушки С-68 на базе 57-мм С-60 весной 1947 года . первый прототип С-68 (с дизель-электрическим приводом ЭЦП-76) был готов в 1948 году. Первоначально он монтировался на четырехколесный лафет С-79А; эта система прошла различные испытания, но в производство не пошла. [ 1 ]
Окончательный проект ЗСУ-57-2 («Обьект 500»), вооруженной спаренными С-68 и базирующейся на шасси легкого танка Т-54 , был завершен в 1948 году. Первый опытный образец ЗСУ-57-2 был изготовлен построен в июне 1950 года, второй - в декабре 1950 года. После официальных испытаний, проходивших с 27 января по 15 марта 1951 года, в ходе которых машина проехала 1500 км (932 мили) и было выпущено 2000 выстрелов из ее орудий, было выпущено еще шесть прототипов. создан для сервисных испытаний. Эти прототипы имели некоторые улучшения, такие как увеличенный боекомплект (300 снарядов), но разработка снова остановилась из-за отсутствия улучшенных орудий С-68А. Различные обновления продолжались в 1952 и 1953 годах. Вспомогательные испытания, в которых участвовали две машины, состоялись в декабре 1954 года. Это было связано с задержками в разработке приводов для пушек С-68. [ 1 ] ЗСУ-57-2 официально поступила на вооружение Советской Армии 14 февраля 1955 года. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Основываясь на прошлом опыте разработки ЗСУ, советские инженеры спроектировали машину, в которой использовалось модифицированное шасси Т-54 с четырьмя сдвоенными опорными катками на борт вместо пяти и гораздо более тонкой броней. Машина была вооружена спаренной 57-мм автоматической пушкой С-68 в новой большой вращающейся башне с открытым верхом. ЗСУ-57-2 состоит из трех отделений: водительского в переднем, боевого в среднем и моторно-трансмиссионного в заднем. Корпус более просторный по сравнению с Т-54 из-за более тонкой брони и имеет другие места для размещения некоторого оборудования. Общая компоновка при поперечном расположении двигателя такая же. [ 3 ] [ 15 ]
Водительское отделение
[ редактировать ]Отделение водителя расположено с левой стороны передней части корпуса. Сиденье водителя перенесено вперед и влево по сравнению с его расположением на Т-54. [ 1 ] Отсек оборудован цельной крышкой люка, открывающейся влево, и двумя приборами перископического видения. ТВН-1 Один из них может быть заменен прибором инфракрасного видения , работающим совместно с инфракрасной фарой ( активное ночное видение ), установленной на правом путевом щитке. В кабине водителя также расположены сигнальный щиток противопожарного оборудования и ящик с запасными частями. [ 15 ]
румянец
[ редактировать ]Сварная башня коробчатого типа с открытым верхом имеет кольцо качения шарикоподшипников диаметром 1850 мм. Корм башни можно снять, что упрощает замену орудий. [ 3 ] [ 15 ] В походном положении башня закрывается брезентом с 16 окнами из плексигласа. [ 15 ]
Для наведения орудий базовые данные, такие как скорость, направление и дальность цели, должны быть введены в прицельную систему настройщиком прицела, который находится слева от орудий в задней части башни. Скорость и направление цели определяются визуально, а дальность также можно оценить визуально или с помощью дальномера . В верхней лобовой части башни имеются два небольших порта с броневыми крышками, предназначенные для коллиматоров прицела. [ 15 ]
Чтобы стрелять из орудий, затворы необходимо сначала открыть . Левый и правый заряжающие , расположенные в носовой части башни по обе стороны от основного вооружения, заряжают обоймы в магазины соответствующего оружия. Перед открытием огня сиденья заряжающих следует уложить в зажимы по бортам башни. Наводчик, сидящий с левой стороны в середине башни, наводит («закладывает») орудие и открывает огонь с помощью электрического спускового крючка, который запускает оба ствола, или двухфутовых педалей, которые могут вести огонь из любого ствола независимо. Если ручная механическая дублирующая наводка привода используется вместо электрогидравлического , с прицелом должны работать три члена экипажа вместо двух. Командир, сидящий с правой стороны в середине башни, наводит орудие по азимуту, наводчик - по углу места, а корректировщик вводит данные в прицел. При необходимости заряжающие вручную подают обоймы в спаренную автопушку, аналогично 40-мм пушке Bofors . [ 3 ] [ 15 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Спаренные С-68 работают на отдаче и весят 4500 кг. Их конструкция базировалась на двух 57-мм зенитных автоматических пушках С-60 . Орудия имеют отдачу от 325 до 370 мм. Отдельное оружие нельзя переставлять с одной стороны на другую, поскольку оно является зеркальным отражением. Каждый ствол орудия с воздушным охлаждением имеет длину 4365 мм (76,6 калибра ) и оснащен дульным тормозом . Их можно поднимать или опускать в диапазоне от -5° до +85° со скоростью от 0,3° до 20° в секунду, башня может поворачиваться на 360° со скоростью от 0,2° до 36° в секунду. Привод - от электродвигателя постоянного тока и универсальных гидравлических скоростных передач (на случай отказа электрогидравлического привода предусмотрен также ручной механический привод; при использовании механического привода скорость подъема - 4,5° в секунду, скорость поворота башни - 4° в секунду). второй). [ 3 ] [ 15 ]
Орудия, ведущие совместный огонь, способны выпускать до 210–240 осколочных и бронебойно- трассирующих (АП-Т) снарядов в минуту при практической скорострельности от 100 до 140 выстрелов в минуту, что дает время стрельбы 2 -3 минуты до того, как закончатся патроны. [ 3 ] Начальная скорость составляет 1000 м/с. В каждой обойме 4 патрона, каждый из которых весит 6,6 кг; заряд в каждом выстреле состоит из 1,2 кг нитроцеллюлозного пороха 11/7, вес снаряда 2,8 кг. Максимальная горизонтальная дальность составляет 12 км/7 миль (с эффективной дальностью поражения по наземным целям до 4 км/2,5 миль. Максимальная вертикальная дальность составляет 8,8 км/28 871 фут с максимальной эффективной вертикальной дальностью 4,5 км/14 750 футов). Осколочные снаряды имеют предохранитель-деструктор , который активируется через 12–16 секунд после выстрела, чтобы гарантировать, что снаряды не упадут обратно на землю, поэтому максимальная наклонная дальность зенитного огня составляет 6,5–7 км / 4–4,3 мили. [ 15 ] Бронебойные снаряды БР-281 способны пробивать броню толщиной 110 мм на дистанции 500 м или броню толщиной 70 мм на дистанции 2000 м (при угле попадания 90°). [ 15 ]
Автопушка С-68 была самой мощной зенитной пушкой, установленной на ЗСУ того времени. [ 16 ] По статистическим данным НИИ ПВО № 2, прямое попадание одного 57-мм снаряда могло уничтожить современный реактивный самолет. Для того чтобы сбить реактивный бомбардировщик типа «Канберра» , считалось необходимым в среднем 1,7 попадания. [ 16 ]
Боекомплект машины составляет 300 патронов. [ 7 ] [ 10 ] Боекомплект размещается следующим образом: 176 патронов в обоймах внутри башни, 72 патрона в обоймах в лобовой части корпуса и 52 отдельных (необойменных) патрона в специальных отсеках под полом башни. Бронебойные патроны в обоймах размещаются в кормовой части башни слева и справа от орудий. Пустые гильзы и обоймы извлекаются по конвейеру через специальный люк в корме башни во внешнюю металлическую проволочную корзину в корме башни. [ 15 ]
Броневая защита
[ редактировать ]ЗСУ-57-2 Броня сварная из стального проката. [ 8 ] достаточна для защиты машины от калибра 7,62 мм на дистанции 250 метров. бронебойных пуль [ 1 ] [ 3 ]
Толщина брони следующая:
- Лоб корпуса: (верхний) – 13,5 мм; (нижний) – 15 мм; на 60 градусов вверху [ 3 ] [ 17 ]
- Борта корпуса: (верхние) – 15 мм; (нижний) – 13,5 мм [ 3 ]
- Задняя часть корпуса: 8–10,6 мм под углом 45 градусов. [ 3 ]
- Крыша корпуса: 15 мм [ 10 ]
- Днище корпуса: 13,5 мм. [ 3 ] [ 10 ] [ 17 ]
- Борта башни: 13,5 мм [ 3 ] [ 10 ]
- Маска орудия: 15 мм. [ 17 ]
- Крыша башни: открытая
Маневренность
[ редактировать ]ЗСУ-57-2 имеет максимальную скорость по шоссе 50 километров в час (31 милю в час), которая на бездорожье снижается примерно до 30 км/ч (19 миль в час). [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Машина имеет лучшее ускорение по сравнению с Т-54 за счет лучшей удельной мощности (18,6 л.с. на тонну). Его запас хода составляет 420 км (261 миля) по дорогам и 320 км (199 миль) по стране. [ 9 ] [ 7 ] [ 8 ] Машина способна преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,8 м, траншеи шириной 2,7 м , преодолевать водные преграды глубиной 1,4 м и преодолевать подъемы под углом 30°. [ 3 ] [ 8 ] [ 15 ]
ЗСУ-57-2 использует тот же двигатель, что и Т-54. Это водяным охлаждением V-54 4-тактный дизельный двигатель V12 с и рабочим объемом 38,88 л, развивающий мощность 520 л.с. (388 кВт) при 2000 об/мин. Сам двигатель весит 895 кг. Запас топлива составляет 830 литров и размещается в трех топливных баках внутри корпуса (всего 640 л) и двух внешних топливных баках на правом крыле по 95 л каждый; Запас топлива был увеличен по сравнению с Т-54. Внешние дополнительные топливные баки, установленные сзади, могут увеличить запас хода до 595 км (370 миль). [ 3 ]
Механическая трансмиссия в кормовой части корпуса состоит из квадранта переключения передач, первичного многодискового узла сцепления с металлическими фрикционными колодками, механической коробки передач с пятью передачами переднего хода, двух многодисковых планетарных рулевых фрикционов с ленточными тормозами и двух рядных бортовых передач. группы.
Шасси имеет четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка с индивидуальной торсионной подвеской , заднюю ведущую звездочку со съемными звездочками (фонарное колесо) и промежуточное колесо с каждого борта. Первый и последний опорные катки имеют по гидравлическому поворотному амортизатору . Гусеница имеет длину 12,33 м, ширину 580 мм, имеет 90 звеньев; несмотря на четыре опорных катка вместо пяти, площадь контакта гусеницы с грунтом такая же, как у Т-54 (3,84 м). Расстояние до центра гусеницы 2,64 м. [ 8 ] Автомобиль имеет давление на грунт 0,63 кг/см. 2 . [ 3 ]
Другое оборудование
[ редактировать ]Электроэнергетическая установка ЗСУ-57-2 частично отличается от Т-54 тем, что состоит из более мощного постоянного тока генератора Г-74 , развивающего 3 кВт (108 А при 27–29 В) при 2100 об/мин и шести генераторов постоянного тока Г-74. 6-СТЭН-140М или 6-МСТ-140 вольт Аккумуляторные батареи (общая емкость батареи 420 Ач), батареи служат для запуска двигателя и электропитания при выключенном генераторе. [ 15 ]
ЗСУ-57-2 оснащена автоматическим зенитным прицелом плоттерного типа с двумя коллиматорами, обеспечивающими наблюдение за целью со скоростью до 350 м/с, углом пикирования от 0° до 90° и дальностью полета. наклонная дальность до 5500 м; на случай отказа предусмотрен простой механический прицел. Также имеется оптический прицел для стрельбы прямой наводкой по наземным целям. [ 15 ]
радиостанция 10РТ-26Э Переносная расположена в правом борту башни. Дальность действия составляет 9–20 км (5–12 миль), когда автомобиль неподвижен, и 7–15 км (4–9 миль), когда автомобиль находится в движении. Позже его заменили радиоприемопередатчики Р-113 или Р-113. система ТПУ-4-47 Позднее переговорная была заменена переговорными системами Р-120 или Р-124. [ 3 ] [ 15 ]
Стрелковое вооружение членов экипажа включает два АК-47 автомата и сигнальный пистолет калибра 26 мм . [ 3 ]
Слабые стороны
[ редактировать ]Главной слабостью ЗСУ-57-2 было отсутствие РЛС поиска или управления огнем ; машина оснащалась оптико- механическим вычислительным (аналоговым) коллиматорным прицелом В качестве единственной системы управления огнем , поэтому она могла поражать только видимые цели. Ночная стрельба также была нецелесообразна. Также ручная наводка и ручное заряжание обойм были недостаточно хороши, скорострельность недостаточно высока, особенно если учесть, что стволы с воздушным охлаждением требуют достаточно длительных пауз для охлаждения при высоких скоростях стрельбы и недостаточно быстрый поворот башни для эффективно перехватывать скоростные штурмовики на малых высотах. Машина не может вести прицельный огонь с ходу. [ 8 ] [ 15 ]
Хотя ЗСУ-57-2 обладала самой высокой огневой мощью среди серийных ЗСУ своего времени, [ 15 ] эффективность зенитного огня батареи из четырех машин была даже ниже, чем у батареи из шести буксируемых 57-мм зенитных орудий С-60, управляемых наводчиком зенитной артиллерии ПУАЗО-6 с системой управления огнем СОН-9 РЛС или позже РЛС РПК-1 Ваза . [ 8 ] [ 15 ] Стало очевидным, что вероятность попадания на реактивный самолет той эпохи была очень низкой, если использовать только определение скорости цели по типу самолета и определение расстояния до цели на глаз или с помощью дальномера; ЗСУ-57-2 предназначалась для защиты танковых частей от штурмовиков НАТО , летающих на дозвуковых скоростях, но поступила на вооружение с опозданием на десять лет. Авиационные технологии усовершенствовались до такой степени, что ЗСУ требовала гораздо более высокой скорострельности, скорости поворота башни 50–100 ° в секунду и полностью автоматической системы управления огнем с радиолокационным управлением. Завод № 174 приступил к программе модернизации ЗСУ-57-2 параллельно с началом ее серийного производства в 1957 году, но эта программа была отклонена из-за разработки новых ЗСУ с радиолокационным наведением, вооруженных малокалиберными автопушками и другими гусеничное шасси.
ЗСУ-57-2 все же сохранила некоторые особенности своей предшественницы ЗСУ-37. Одним из них было отсутствие бронекрыши на башне. Преимущества открытой башни ЗСУ, такие как очень большой угол возвышения зенитных автопушек, отличный обзор боевой обстановки наводчиками и отсутствие необходимости принудительной вентиляции боевого отделения при интенсивном огне, существенно затмевались недостатками. Открытая башня ЗСУ-57-2 делала ее уязвимой сверху и не позволяла действовать в условиях ОМП . [ 15 ] Этот недостаток был частично сведен на нет в модифицированных ЗСУ-57-2 боснийских сербов , имевших импровизированную верхнюю броневую защиту.
Тем не менее, его западные аналоги, имевшиеся в боевой готовности в 1950-х годах, такие как американский многоствольный моторный лафет M19 (на базе легкого танка M24 Chaffee ) и ЗСУ M42 Duster (обе вооружены знаменитой 40-мм спаренной зенитной пушкой Bofors M2A1 ). , имели аналогичные проблемы и были вооружены менее мощным вооружением. M42 Duster прошел испытания с радиолокационной системой Т50 в 1956 году, но они оказались неудачными (производство ЗСУ-57-2 на тот момент еще не началось). [ 15 ] [ 18 ]
Советский Союз запустит программу замены ЗСУ-57. « Шилка » получила Результатом этой попытки стали ЗСУ-37-2 и -23-4, а ЗСУ-23-4 широкое распространение в различных странах.
История производства
[ редактировать ]Хотя машина поступила на вооружение в 1955 году и в этом же году расположенный в Омске завод № 174 приступил к изготовлению корпусов и башен, первые машины были построены в 1957 году. [ 3 ] после того, как артиллерийский завод № 946, расположенный в Красноярске , выпустил первые 249 57-мм спаренных орудий С-68. Всего к концу 1950-х годов было выпущено 5300 единиц этого оружия. [ 16 ] Корпуса и башни производил завод № 174, где также происходила окончательная сборка, а в некоторых этапах производства участвовал Красноярский завод, принадлежащий Минтяжелому машиностроению. ЗСУ-57-2 производилась до 1960 года, когда завод № 174 прекратил выпуск корпусов и башен для ЗСУ-57-2. [ 3 ] [ 19 ] В Советском Союзе было произведено более 2023 ЗСУ- 57-2 . [ 3 ] [ 4 ]
по лицензии было произведено 250 ЗСУ-57-2 на базе шасси китайского танка Тип 59 (копия советского Т-54А) В Северной Корее . Поскольку производство башен ЗСУ-57-2 закончилось в 1960 году, башни, купленные Северной Кореей, должны были быть сняты с вооружения советских ЗСУ-57-2 . Башни были куплены в СССР и поставлены в период с 1968 по 1977 год . Башни были заказаны в 1967 году. [ 3 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Бывший СССР
[ редактировать ]ЗСУ-57-2 официально поступила на вооружение Советской Армии в 1955 году. Первые машины начали заменять БТР-40 А и БТР-152 А в зенитных батареях танковых полков в 1957 году. Впервые она была показана публично во время военных действий. Парад в Москве 7 ноября 1958 года. [ 3 ]
Первоначально танковые полки имели одну батарею, оснащенную четырьмя ЗСУ, позже ее увеличили до двух батарей по четыре ЗСУ в каждой. [ 15 ] Машина также использовалась некоторыми мотострелковыми полками (которые в 1960-е годы имели одну батарею, оснащенную четырьмя ЗСУ или, что более вероятно, шестью 23-мм ЗУ-23 буксируемыми спаренными зенитными орудиями ). Однако зенитные характеристики ЗСУ-57-2 были быстро признаны неудовлетворительными, и из-за быстрого развития ВВС к началу 1960-х годов машина была признана устаревшей. [ 3 ]
ЗСУ-57-2 постепенно заменялись на ЗСУ-23-4 «Шилки» с радиолокационным наведением. С начала 1965 года [ 3 ] К концу 1960-х годов часто встречалась одна батарея зенитного дивизиона танкового полка, оснащенная ЗСУ-23-4, и еще одна батарея, оснащенная ЗСУ-57-2. Непопулярная в Советской Армии ЗСУ-57-2 к началу 1970-х годов была полностью заменена ЗСУ-23-4. [ 15 ]
Большинство ЗСУ-57-2 были отправлены в резерв, а некоторые оставались на вооружении в танковых учебных центрах (как машины для подготовки водителей) до конца 1970-х годов. Некоторые из них были переоборудованы армейскими мастерскими в бульдозеры. Последние ЗСУ-57-2 были списаны в 1980-х годах, а некоторые демонтированные машины использовались в качестве артиллерийских мишеней. [ 3 ] [ сомнительно – обсудить ] Один хранится в Кубинском танковом музее . [ 20 ] [ 21 ]
Дипломатическая служба
[ редактировать ]ЗСУ-57-2 экспортировались, как и другая советская техника. Его использовали еще пять членов Варшавского договора — Польша, Восточная Германия, Венгрия, Болгария и Румыния, а также Куба, Египет, Иран, Ирак и Сирия. Северный Вьетнам и Северная Корея, возможно, получили свои деньги без оплаты.
Восточная Германия
[ редактировать ]Первым зарубежным эксплуатантом ЗСУ-57-2 стала Восточная Германия , получившая свои первые машины в сентябре 1957 года. С 1957 по 1961 год Национальная народная армия получила 129 машин. [ 4 ] в конечном итоге заменили их на ЗСУ-23-4 в период с 1967 по 1974 год. ЗСУ-57-2 полностью исчезли с вооружения Восточной Германии к 1979 году. Некоторые машины были переоборудованы в учебные машины ФАБ 500У для водителей Т-54 и переданы по наследству. в единое германское государство. [ 3 ]

Польша
[ редактировать ]Польша получила 129 ЗСУ-57-2 в период с 1957 по 1961 год. [ 4 ] [ 22 ] Им также предложили лицензию на производство спаренных зенитных автопушек С-68, но они от нее отказались. [ 3 ] В конце концов, Польша заменила все свои ЗСУ-57-2 на ЗСУ-23-4. Сохранилось семь польских ЗСУ-57-2: одна в Любушском военном музее в Држонове, одна в Вицко-Морске, крупнейшем зенитно-артиллерийском полигоне в Польше, одна в Музее Сухопутных войск в Варшаве, одна в Истории и традициях. Музея Сувалкских солдат в Сувальщине , один в Кошалине и два в Музее Войска Польского в Варшаве . [ 23 ]
Другие страны Варшавского договора
[ редактировать ]Три других члена Варшавского договора - Венгрия, Болгария и Румыния - получили ЗСУ-57-2 после того, как ЗСУ-23-4 была принята на вооружение Советской Армии. Чехословакия импортировала одну ЗСУ-57-2 для испытаний, но от нее отказались, когда выяснилось, что отечественная M53/59 Praga сопоставима с ЗСУ-57-2. [ 3 ]
Бывшая Югославия
[ редактировать ]В 1963 году Социалистическая Федеративная Республика Югославия заказала 100 ЗСУ-57-2. Поставки осуществлялись в период с 1963 по 1964 год. [ 24 ] Они были переданы штатам-преемникам во время распада федерального государства в 1992 году. Затем их использовала Союзная Республика Югославия. По состоянию на 1999 год в эксплуатации находилось 54 таких машины, но в последующее десятилетие это число уменьшилось до 36; к 2003 году они были выведены из боевой службы. [ нужна ссылка ] Некоторое количество ЗСУ-57-2 оставалось в национальных арсеналах Сербии до 2008 года. [ 25 ] : 183 Две машины, захваченные хорватскими войсками во время хорватской войны за независимость , позже также были списаны. [ нужна ссылка ]
Словения
[ редактировать ]Батарея ПВО 44-го бронемеханизированного батальона «Волки», дислоцированного в Пивке, входящего в состав 4-го регионального командования Постойна, эксплуатировала ЗСУ-57-2 с . Все машины были выведены из эксплуатации в конце 90-х годов . [ 26 ]
Финляндия
[ редактировать ]
В период с 1960 по 1961 год Финляндия импортировала 12 ЗСУ-57-2. [ 27 ] наряду с другими видами советской техники. [ 4 ] ЗСУ-57-2 получили обозначение 57 ИтПсв СУ 57-2, часть из них оставалась на вооружении до конца века. В Финляндии разрабатывалась программа модернизации ЗСУ-57-2М, в рамках которой машина будет оснащена радиолокационной станцией и конфигурируемым боекомплектом. Однако после изготовления прототипа от проекта отказались из-за высокой стоимости. [ 3 ] ИтПсв СУ-57 были сняты с вооружения в 2006 году. [ 27 ]
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]В начале 1980-х годов Ирак обратился к Китайской Народной Республике с просьбой разработать копию системы ЗСУ-57-2, и несколько экземпляров были доставлены в КНР для обратного проектирования. [ 5 ] [ 7 ] Чтобы выполнить производственный заказ Ирака, компания NORINCO попыталась изготовить копию танка Тип 69 -II с улучшенным плавающим шасси. Несколько ЗСУ Type 80 прошли испытания и были приняты на вооружение Народно-освободительной армии (НОАК) в небольшом количестве. [ 3 ] Первоначально он предназначался для экспортного рынка, но продавался не очень хорошо. Больших успехов добились неконтактные взрыватели китайского производства , которые можно было использовать для модернизации боеприпасов С-60 и С-68. [ 3 ] [ 5 ] [ 7 ]
Средний Восток
[ редактировать ]
В 1970 году Ирак заказал . у Советского Союза 100 ЗСУ-57-2, которые были поставлены в период с 1971 по 1973 год [ 4 ] Новая иракская армия не использует эти машины.
В 1966 году Иран заказал у Советского Союза 100 ЗСУ-57-2 , которые были поставлены в период с 1967 по 1968 год. [ 4 ] Около 90 оставались в строю до 2002 года. [ 3 ]
В 1960 году Египет заказал у Советского Союза 100 ЗСУ-57-2 , которые были поставлены в период с 1961 по 1962 год. [ 4 ] ЗСУ-57-2 не имели большого успеха ни в Шестидневной войне 1967 года, ни в Войне Судного дня в 1973 году. [ 28 ] в египетской армии имелось 40 ЗСУ-57-2 . Несмотря на это, по состоянию на 2003 год [ 29 ] [ 30 ] и оснастили их радарами. Египет также закупил китайские неконтактные взрыватели для своих боеприпасов С-60 и С-68. [ 3 ]
Израильтяне захватили некоторое количество ЗСУ-57-2 у египтян или сирийцев. Один находится в музее доспехов Яд Ла-Ширион в Латруне , Западный берег реки Иордан , другой — в Музее истории Сил обороны Израиля в Тель-Авиве, а третий (захвачен в 1973 году) — в Музее ВВС Израиля в Хацериме.
Куба
[ редактировать ]Куба получила 25 ЗСУ-57-2 вместе с другой тяжелой техникой от советских войск, дислоцированных на острове, в 1962 году во время кубинского ракетного кризиса . [ 3 ] [ 4 ] Они остаются в строю. [ 3 ]
Боевое применение
[ редактировать ]ЗСУ-57-2, в первую очередь являвшаяся зенитным орудием, использовалась и в роли машины наземного обеспечения.
Вьетнамская война
[ редактировать ]ЗСУ-57-2 впервые широко использовалась во Вьетнамской войне Народной армией Вьетнама (ПАВН) в начале Пасхального наступления в 1972 году. Она также участвовала в боевых действиях во время кампании Хо Ши Мина в 1975 году. ЗСУ-57-2 использовались для ПВО 201-го и 202-го танковых полков во время Пасхального наступления. [ 31 ] ЗСУ-57-2 использовались ПАВН против самолетов США, но оказались более эффективными против наземных целей. [ 31 ] Южный Вьетнам также использовал трофейные ЗСУ-57-2. [ нужна ссылка ] Войну пережили около 500 ЗСУ-57-2. 200 все еще находятся в эксплуатации. [ нужна ссылка ]
Средний Восток
[ редактировать ]
ЗСУ-57-2 использовались во время нескольких конфликтов на Ближнем Востоке, включая Шестидневную войну в 1967 году и Войну Судного дня в 1973 году, в обоих случаях со стороны Египта и Сирии. [ 3 ] Батарея египетских ЗСУ-57-2 вместе с Т-34 защищала взлетно -посадочную полосу Эль-Ариш . Они были разгромлены ротой израильских ОБТ M48 Patton, принадлежащей 7-й бронетанковой бригаде, в ходе интенсивных боев 6 июня 1967 года. [ 28 ] ЗСУ-57-2 в целом не имели успеха, и некоторые из них попали в руки Израиля. В 1976 году во время интервенции в Ливане Сирия применила ЗСУ-57-2 против левых ополченцев . [ 32 ] Во время ливанской войны 1982 года они безуспешно атаковали самолеты израильских ВВС над долиной Бекаа . Однако машины показали себя лучше при использовании против наземных целей. [ 3 ]
Во время ирано-иракской войны ЗСУ-57-2 использовались как Ираком, так и Ираном. Ирак также использовал китайские Type 80 во время этого конфликта и Первой войны в Персидском заливе . Иракские ЗСУ-57-2, которые могли получать информацию от РЛС о ЗСУ-23-4 или 9К31 «Стрела-1» (SA-9 «Гаскин»)/ 9К35 «Стрела-10 зенитно-ракетных комплексах » (SA-13 Gopher) были применялся против иранских ударных вертолетов AH-1J SeaCobra . [ нужна ссылка ]
Когда началась Гражданская война в Сирии , только 10 (из 250) ЗСУ-57-2 находились на действительной службе в сирийской армии. Во время войны эту машину видели редко, и ее использование не зарегистрировано. Однако существует по крайней мере одна видеозапись (которая впоследствии была удалена на YouTube), показывающая, что эта машина использовалась сирийской армией весной 2014 года в боях в Харасте, провинция Риф-Димашк. [ 33 ] Назначение этих машин, вероятно, изменилось только на наземную поддержку. [ 34 ] [ 35 ]
Югославия
[ редактировать ]ЗСУ-57-2 использовались во время югославских войн , обычно в составе легких батарей, используемых сербами и черногорцами из ЮНА для атаки наземных целей. Они использовались во время войны за независимость , когда хорватские войска захватили у ЮНА две ЗСУ-57-2 . Они также использовались в качестве противовоздушной обороны в 1999 году во время воздушных налетов НАТО на Югославию , когда югославы эксплуатировали 54 таких машины. [ 3 ]
Боевая история
[ редактировать ]- 1959–75 Вьетнамская война (Северный Вьетнам)
- 1967 года Шестидневная война (Египет)
- 1973 Война Судного дня (Египет и Сирия)
- 1975–2002 Гражданская война в Анголе
- 1979 Китайско-вьетнамская война (Вьетнам)
- 1980–1988 гг. Ирано-иракская война (Иран и Ирак)
- 1982 Ливанская война (Сирия)
- 1990–91 Первая война в Персидском заливе (Ирак)
- 1991–2001 Югославские войны
- 1991 года Десятидневная война
- 1991–95 Хорватская война за независимость
- 1992–95 Боснийская война
- 1995–96 Бомбардировки НАТО Республики Сербской.
- 1996–99 война в Косово
- 2003 – Вторая война в Персидском заливе.
- 2011 г. Гражданская война в Сирии
Варианты
[ редактировать ]Бывший СССР
[ редактировать ]- Прототип ЗСУ-57-2 был создан на базе доработанного шасси танка Т-54, оснащенного экспериментальными гусеницами. В отличие от серийной ЗСУ-57-2, прототип имел массу 26,172 т, нес всего 252 снаряда: 172 снаряда в обоймах внутри башни и 80 отдельных снарядов в носовой части корпуса в специальном боеукладке, имел более тонкую броню (8– 10 мм) и усики установлены в кормовой части башни, в верхнем правом борту, а не посередине. [ 1 ] Первая машина была построена в июне 1950 года, вторая — в декабре 1950 года. [ нужна ссылка ]
- ЗСУ-57-2 усовершенствованный прототип с увеличенным боекомплектом до 300 снарядов. Шесть из них были построены в период с 1951 по 1953 год для эксплуатационных испытаний. [ 1 ]
- ЗСУ-57-2 — ЗСУ, серийно производившаяся с 1957 по 1960 годы.
- ЗСУ-57-2 вооружена модернизированной спаренной автоматической пушкой С-68А. Как и исходная ЗСУ-57-2, она официально поступила на вооружение Советской Армии в 1955 году. [ нужна ссылка ]
- ЗСУ-57-2 переоборудована в бульдозер. После того, как в начале 1970-х годов ЗСУ-57-2 были сняты с вооружения зенитных частей, армейские мастерские переоборудовали часть их в бульдозеры. Башню заменили стальной закрытой надстройкой. Машина была оснащена бульдозерным отвалом БТС-55. [ 36 ]
- ЗСУ-57-2 — ЗСУ, серийно производившаяся с 1957 по 1960 годы.
- ЗСУ-57-2 усовершенствованный прототип с увеличенным боекомплектом до 300 снарядов. Шесть из них были построены в период с 1951 по 1953 год для эксплуатационных испытаний. [ 1 ]
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]- Тип 80 (WZ305) – китайская ЗСУ. У него такая же башня, как у ЗСУ-57-2, но вооружена спаренной зенитной автоматической пушкой Тип 59 (копия советской С-68), установленной на шасси китайского ОБТ Тип 69-II . Она тяжелее ЗСУ-57-2 на 30 тонн. [ 3 ] [ 5 ]
Куба
[ редактировать ]- ЗСУ-57-2 с подвешивающимися передними панелями закрылкового типа к гусеницам. Используется Кубой. [ 37 ]
Египет
[ редактировать ]- Модернизация ЗСУ-57-2 с радиолокационной станцией.
Финляндия
[ редактировать ]- ItPsv SU-57 — финское обозначение ЗСУ-57-2. [ 3 ]

Восточная Германия
[ редактировать ]- ФАБ 500У («ФАБ» расшифровывается как Fahrausbildungspanzer ) — ЗСУ-57-2, переоборудованная в учебную машину водителей Т-54. [ 3 ]
Иран
[ редактировать ]- Bahman — иранская ЗСУ на базе грузового автомобиля. Использует модифицированную версию башни ЗСУ-57-2 со снятой бортовой броней и модернизированным орудием.
Северная Корея
[ редактировать ]- Обозначение варианта неизвестно; Башня ЗСУ-57-2 установлена на шасси китайского танка Тип 59 (копия Т-54А), визуально напоминающего упомянутый выше Тип 80. Произведено и эксплуатируется Северной Кореей.
Республика Сербская
[ редактировать ]- ЗСУ-57-2 оснащалась импровизированной верхней броней для защиты артиллерийского отделения от атак сверху, а также дождя и снега. Он также имеет ящик для боеприпасов, прикрепленный к лобовой пластине, который служит дополнительной пассивной броней. Использовалась в основном как самоходка.
Операторы
[ редактировать ]
Текущие операторы
[ редактировать ]Куба - получены 25 размещенных на острове ЗСУ-57-2 , заказанных в 1963 году из Советского Союза (ранее машины находились на вооружении Советского Союза до нескольких лет). [ 3 ] [ 4 ] Неизвестное количество все еще находится в эксплуатации по состоянию на 2023 год. [ 38 ] : 394
Египет - 100 штук заказаны в 1960 году из Советского Союза и поставлены в период с 1961 по 1962 год. [ 4 ] По состоянию на 2023 год 40 остаются в эксплуатации. [ 38 ]
Хезболла – некоторые из них предоставлены сирийской армией и задействованы в продолжающейся гражданской войне в Сирии . [ 39 ]
Иран - в период с 1967 по 1968 год получен 100 бывших советских ЗСУ-57-2. [ 4 ] По состоянию на 2023 год в эксплуатации находится 80. [ 38 ]
Курдистан - захвачен у бывшей иракской армии. [ 40 ]
Мозамбик - 20 заказаны в 1982 году из Советского Союза и поставлены в период с 1983 по 1984 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 4 ] Все они останутся в эксплуатации по состоянию на 2023 год. [ 38 ]
Сирийская Арабская Республика - 250 заказаны в 1966 году из Советского Союза и поставлены в период с 1967 по 1973 год. [ 4 ] По состоянию на 2011 год в эксплуатации 10. [ 41 ] : 147 Неизвестное количество все еще находится в эксплуатации по состоянию на 2023 год. [ 38 ] : 355
Бывшие операторы
[ редактировать ]Ангола - 40 штук заказаны в 1975 году из Советского Союза и поставлены в период с 1975 по 1976 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 4 ] Эксплуатировался как минимум до 2008 года. [ 25 ] : 282
Болгария - 100 бывших советских автомобилей, полученных в период с 1965 по 1966 год. [ 4 ] Снят со службы.
Босния и Герцеговина - 6 ЗСУ-57-2 в 2011 г. [ 41 ] : 92
Китай – несколько штук получено из Ирака для реверс-инжиниринга. [ 5 ] [ 7 ] Эксплуатировали ЗСУ Тип 80 как минимум до 2011 года. [ 41 ] : 231
Эфиопия - 10 бывших советских машин поставлено в 1978 году. [ 4 ] Неизвестное количество на вооружении до окончания гражданской войны в Эфиопии и войны за независимость Эритреи . [ 42 ] : 127
Финляндия – [ 37 ] 12 [ 27 ] заказан из Советского Союза в 1960 году и поставлен в период с 1960 по 1961 год. [ 4 ] [ 27 ] выведен из эксплуатации в 2006 году. [ 27 ]
Восточная Германия - 129 заказаны в 1957 году из Советского Союза и поставлены в период с 1957 по 1961 год. [ 4 ] В период с 1967 по 1974 год заменен ЗСУ-23-4 «Шилка». Полностью снят с вооружения Восточной Германии в 1979 году. Некоторые из них были переоборудованы в машину подготовки водителей ФАБ 500У. Они были переданы единому немецкому государству. [ 3 ]
Германия — FAB 500U взят из армии Восточной Германии . Все они были проданы в другие страны или сданы на слом.
Венгрия - [ 3 ] [ 37 ] 24 службы в 1964–1970 гг., 1964 г., город Вац, всего 24 машины, и 1967-4 (6x4 = 24) машины в танковых бригадах (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 4 ]
Ирак - 100 ЗСУ-57-2 заказаны в 1970 году из Советского Союза и поставлены в период с 1971 по 1973 год (ранее машины находились на вооружении СССР до нескольких лет). [ 4 ] Некоторые из них были переданы КНР для реверс-инжиниринга. Ирак также эксплуатировал несколько самолетов Type 80 китайской постройки . Все ЗСУ-57-2 и Тип 80 были уничтожены или сданы на слом до 2003 года. [ 3 ] [ 10 ]
Корейская Народно-Демократическая Республика - 250 башен ЗСУ-57-2 заказаны в 1967 году и поставлены в период с 1968 по 1977 год (ранее башни устанавливались на советские ЗСУ-57-2 ) . Они были установлены в Северной Корее на корпуса Тип 59. [ 4 ] Оставался на вооружении до 1991 года. [ 43 ]
Польша - 129 ЗСУ-57-2 заказаны в 1957 году из Советского Союза и поставлены в период с 1957 по 1961 год. [ 4 ] Заменена ЗСУ-23-4 «Шилка».
Республика Сербская - 25 в 2002 г. [ 44 ] [ 45 ]
Румыния – [ 3 ] 60 заказаны в 1965 году из Советского Союза и поставлены в период с 1965 по 1966 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 4 ] Сняты с производства в 1990-е годы и заменены ЗСУ «Гепард» .
Россия — По данным Международного института стратегических исследований , ЗСУ-57-2 оставалась на вооружении России до 2004 года. [ 46 ] : 105
Сербия - внесена в национальный реестр IISS до 2008 года. [ 25 ] : 183
Словения . Словения эксплуатировала 12 ЗСУ-57-2 с 1991 года до их вывода из эксплуатации в начале 2000-х годов. Некоторые из них были переданы в дар музеям, но немногие могут остаться на хранении. - [ 47 ]
Советский Союз [ 42 ] : 34 — заменена на ЗСУ-23-4 «Шилка» в начале 1970-х годов; учебные подразделения использовали ЗСУ-57-2 как минимум до конца 1970-х годов.
Северный Вьетнам – [ 17 ] 500, в том числе 100 заказанных в 1971 году из Советского Союза и поставленных в период с 1971 по 1972 год (ранее машины находились на вооружении СССР). [ 4 ] Передано государству-преемнику.
Южный Вьетнам - номер, захваченный у ВНА.
Вьетнам находилось 500 ЗСУ-57-2 . . На пике вооружения вьетнамской армии [ 1 ] [ 10 ] Снят со службы.
Югославия - 100 поставлено в период с 1963 по 1964 год. [ 10 ] [ 24 ]
Операторы только для оценки
[ редактировать ]Чехословакия - импортировала одну ЗСУ-57-2 для испытаний, но не приняла ее на вооружение. [ 3 ]
Захваченные операторы
[ редактировать ]Хорватия - захватила несколько подразделений во время югославских войн и эксплуатировала их во время остальных войн.
Израиль - захватил несколько ЗСУ-57-2 у египтян и сирийцев во время Шестидневной войны и эксплуатировал их до конца войны.
См. также
[ редактировать ]- Вихрь
- ЗСУ-37 - предшественница ЗСУ-57-2.
- ЗСУ-23-4 «Шилка» – преемница ЗСУ-57-2.
- M42 Duster - сопоставимая американская ЗСУ
- Тип 63 — китайская ЗСУ, аналогичная ЗСУ-57-2.
- пугать
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-57-2 (Self-motovated always hot and ready to fire hot load Anti-aircraft Gun ZSU-57-2) Archived 26 May 2008 at the Wayback Machine . Pvo.guns.ru. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Jump up to: а б 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 (57 mm Twin Autocannon S-68) [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. Витольд Микичук «Йовитек» (1 апреля 2001 г.). «57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2» . МУЛЬТИМЕДИЯ ПОЛЬША. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 года . Проверено 29 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа База данных SIPRI по передаче оружия. Архивировано 5 августа 2009 года на Wayback Machine . Armstrade.sipri.org. Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Sino Defense. Архивировано 5 июня 2008 года в Wayback Machine . Sinodefence.com (28 марта 2008 г.). Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Справочное руководство по боевой машине Гэри». Архивировано 14 октября 2009 года в Wayback Machine . Inetres.com (14 августа 2006 г.). Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л fas.org. Архивировано 14 октября 2008 г. в Wayback Machine . fas.org. Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА ЗСУ-57-2 (Self-propelled Anti-aircraft Gun ZSU-57-2)
- ^ Jump up to: а б с д и Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (Self-propelled Anti-aircraft Gun ZSU-57-2) Archived 16 April 2013 at archive.today . Tankman.fatal.ru. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Краткий справочник по российским боевым бронированным машинам [ мертвая ссылка ]
- ^ Зенитные танки СССР (Anti-Aircraft Tanks of USSR) Archived 25 September 2008 at the Wayback Machine . Blefru.narod.ru. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ «Русское поле боя» . Архивировано из оригинала 5 июня 2008 года . Проверено 1 сентября 2008 г.
- ^ Советские самоходки в развитии и бою (Soviet Self-propelled Guns in Development and Action) Archived 23 February 2009 at the Wayback Machine . Armor.kiev.ua. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Бронетранспортер БТР-152 (BTR-152 Armoured Personnel Carrier) Archived 14 October 2007 at the Wayback Machine
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Holyavskiy G.L. (2001). Энциклопедия бронетехники. Гусеничные боевые машины (Encyclopedia of Armoured Vehicles. Tracked Fighting Vehicles) . Harvest. ISBN 985-13-0035-7 .
- ^ Jump up to: а б с Shirokorad A.B. (2000). Энциклопедия отечественной артиллерии (Encyclopedia of Native Artillery) . Harvest. ISBN 985-433-703-0 .
- ^ Jump up to: а б с д «Северовьетнамские доспехи» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 29 марта 2008 г.
- ^ Зенитные самоходные пушки СССР (SPAAGs of USSR) Archived 15 June 2008 at the Wayback Machine
- ^ Зенитные Самоходные Установки (Spaags) Archived 28 July 2017 at the Wayback Machine . Militaryparitet.com. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, музей БТТ Кубинка) (ZSU-57-2 SPAAG, Kubinka Tank Museum) [ мертвая ссылка ]
- ↑ ЗСУ-57-2 (ЗСУ-57-2) . Архивировано 29 июня 2009 года в Wayback Machine . Серкофф.народ.ру. Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Nowa Technika Wojskowa, 2006, № 4, стр. 64–71.
- ^ Польша AFVs.pdf. Архивировано 19 февраля 2009 г. в Wayback Machine . (PDF) . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Торговый реестр с 1950 по 2007 год. Архивировано 14 июля 2011 года в Wayback Machine . Никто. Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Международный институт стратегических исследований (5 февраля 2008 г.). Военный баланс. 2008 год . Рутледж. ISBN 978-1-85743-461-3 .
- ^ 44. Бронемеханизированный батальон «Волки». Архивировано 21 декабря 2008 года в Wayback Machine . Войска.нет. Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и panssarihistoriaseminaari2009.PDF. Архивировано 20 июля 2011 года в Wayback Machine . (PDF) . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Бронетехника на Ближнем Востоке (Armoured Fighting Vehicles in Middle East) Archived 29 December 2008 at the Wayback Machine . Waronline.org (30 December 2007). Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Альманах мировой обороны
- ^ Силы и средства ПВО вооруженных сил арабских государств (Air Defense Forces of Arab States) Archived 17 April 2008 at the Wayback Machine . Iimes.ru. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Jump up to: а б БРОНЕТЕХНИКА ВО ВЬЕТНАМЕ В ФОТОГРАФИЯХ (Photos of Armoured Fighting Vehicles in Vietnam) Archived 25 April 2009 at the Wayback Machine . Otvaga2004.narod.ru. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Залога, Стивен Дж. (2003). Танковые сражения Ближневосточных войн (2): Войны с 1973 года по настоящее время . Гонконг: Публикации Concord. п. 7. ISBN 962-361-613-9 .
- ^ ЗСУ-57-2 используется в битве при Харасте, видео (с 0:51): https://www.youtube.com/watch?v=cKEIUYJoxNg&feature=player_detailpage#t=52. Архивировано 7 марта 2016 г. на Wayback. Машина
- ^ LiesAboutKnowingYou на Reddit, «Что (возможная) реализация ЗСУ-57-2 говорит о состоянии брони САА». Архивировано 3 июля 2015 г. на Wayback Machine , LiesAboutKnowingYou , 3 июля 2015 г., по состоянию на 25 июля 2015 г.
- ↑ Джейсон Джонс в Твиттере: «#SAA возобновлена из списания ЗСУ-57-2 «Спарка». #Сирия получила 250 из них из Советского Союза». Архивировано 10 января 2016 г. на Wayback Machine , Джейсон Джонс , 1 июля 2015 г., доступ 25 июль 2015 г.
- ^ Несерийная войсковая переделка ЗСУ-57-2 (Nonserial army reequipment of ZSU-57-2) Archived 19 December 2008 at the Wayback Machine . Fotoarmor.narod.ru. Retrieved on 14 September 2011.
- ^ Jump up to: а б с д «JED The Military Equipment Directory». Архивировано 26 июня 2008 года в Wayback Machine . Jedsite.info (28 августа 2011 г.). Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Международный институт стратегических исследований (15 февраля 2023 г.). Военный баланс 2023 (1-е изд.). Рутледж. ISBN 978-1-032-50895-5 .
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 219.
- ^ Военный баланс 2016 , с. 491.
- ^ Jump up to: а б с Институт стратегических исследований (4 марта 2011 г.). Военный баланс, 2011 год . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-85743-606-8 .
- ^ Jump up to: а б Институт стратегических исследований (1989). Военный баланс, 1989-1990 гг . Лондон: Брасси. ISBN 978-0-08-037569-4 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (1991). Военный баланс. 1991-1992 гг . Лондон: Брасси. п. 168. ИСБН 978-0-08-041325-9 .
- ^ Состояние мусульманских ВС в Боснии (State of Islamic Military Forces in Bosnia) Archived 23 August 2006 at the Wayback Machine . Almanacwhf.ru. Retrieved on 14 September 2011.
- ↑ Центр исследований Юго-Восточной Европы . Архивировано 26 января 2009 года в Wayback Machine . Csees.net. Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований (11 ноября 2004 г.). Военный баланс 2004–2005 (104 изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-856622-9 .
- ↑ Системы противовоздушной обороны словенской армии. Архивировано 12 января 2013 г. на archive.today . Войска.нет. Проверено 14 сентября 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Колл, Кристиан (2009). Советская пушка – комплексное исследование советского оружия и боеприпасов калибра от 12,7 до 57 мм . Австрия: Колл. п. 472. ИСБН 978-3-200-01445-9 .
- Майк Гуардиа и Генри Морсхед, Зенитные самоходные орудия Советского Союза , New Vanguard 222, Osprey Publishing Ltd, Оксфорд, 2015. ISBN 978-1-4728-0622-2
- Секс, Закари; Аби-Шахин, Бассель (2021 г.). Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее . Руководство по профилям современных конфликтов. Том. II. АК Интерактив. ЕАН 8435568306073 .
- Международный институт стратегических исследований (февраль 2016 г.). Военный баланс 2016 . Том. 116. Рутледж. ISBN 978-1-85743-835-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Gulflink.osd.mil. Архивировано 10 октября 2017 г. на Wayback Machine.
- fas.org
- Справочное руководство по боевой машине Гэри