АСУ-85
АСУ-85 | |
---|---|
![]() АСУ-85 на выставке в музее. Белый Орел в Скаржиско-Каменне. | |
Тип | Штурмовое орудие |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1959–1993/ 2022- |
Войны | Вторжение Варшавского договора в Чехословакию [1] Советско-афганская война [1] Китайско-вьетнамская война Русско-украинская война |
История производства | |
Дизайнер | Конструкторское бюро Астрова |
Разработанный | 1951–1959 |
Производитель | ММЗ ПМЗ |
Произведено | 1959–1966 |
Технические характеристики | |
Масса | 15,5 тонн (34 171 фунт) |
Длина | 8,49 м (27 футов 10 дюймов) |
Ширина | 2,80 м (9 футов 2 дюйма) |
Высота | 2,10 м (6 футов 11 дюймов) |
Экипаж | 4 |
Броня | 40–45 мм |
Основной вооружение | 85-мм пушка Д-70 (2А15) |
вторичный вооружение | 1 × 7,62-мм ПКТ или СГМТ спаренный пулемет |
Двигатель | ЯМЗ-206В водяного охлаждения . 6-цилиндровый рядный дизель 210 л.с. (154 кВт) |
Мощность/вес | 13,5 л.с./тонну |
Передача инфекции | механический |
Приостановка | торсион |
Запас топлива | 400 л |
Оперативный диапазон | 230 км (161 миль) |
Максимальная скорость | 45 км/ч (28 миль в час) |
АСУ -85 ( русский : Авиадесантная самоходная установка, АСУ-85 , латинизированная : Авиадесантная Самоходная Установка , АСУ-85 — десантная самоходная установка ) — советской разработки авиадесантная самоходная установка времен Холодной войны . С 1959 года она стала заменять на вооружении АСУ-57 с открытым верхом . [2] В свою очередь, начиная с 1969 года ее заменила БМД-1 .
История развития
[ редактировать ]Разработка нового автомата для вооруженных сил началась в конструкторском бюро ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) под руководством главного конструктора Николая Александровича Астрова. Первый прототип «Объекта 573» был готов к заводским испытаниям во второй половине 1953 года. За этой первой машиной последовала небольшая партия из трех усовершенствованных машин, прошедших оценку в вооруженных силах в 1956–1957 годах. Усовершенствованные машины оснащались новым горизонтальным шестицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-206В вместо исходного V-6 ПТ -76 . приказ о начале серийного производства СУ-85 уже существовала — как она первоначально называлась (хотя машина с таким названием на базе Т-34 В 1958 году был отдан ). Однако в результате приказа Минобороны о добавлении бронекрыши (первоначальные машины были еще с открытым верхом) серийное производство удалось начать лишь в 1961 году. К тому времени конфигурация уже устарела и находилась в эксплуатации. Во второй половине 1960-х годов ВДВ стало основным эксплуатантом СУ-85 и переименовало ее в АСУ-85.
Дизайн
[ редактировать ]АСУ-85 создана на базе ПТ-76 танка шасси , но без амфибийных возможностей и оснащена новым двигателем. Машина имеет три отделения: водительское спереди, боевое отделение в центре и моторное отделение сзади.
Вооружение состоит из 85-мм пушки Д-70 (2А15), созданной на базе Д-48 Ф. Ф. Петрова . Снаряд L/67 имеет общий вес 1865 кг и диапазон возвышения от −4,50° до +15°. Угол поворота составляет 15° в обе стороны. Д-70 стреляет тем же боекомплектом, что и Д-48 (3БК-7 кумулятивный, БР-372 ХВАП-Т и ОФ-372 ОФ), боевая нагрузка составляет 45 выстрелов. Орудие имеет эффективную дальность стрельбы 1150 м и максимальную дальность стрельбы 10 км. Он может пробить стальную броню толщиной 192 мм (7,6 дюйма) под углом 60 ° на максимальном расстоянии 1 км. [3] Спаренный пулемет — СГМТ или ПКТ с боевой нагрузкой 2000 патронов.
Наведение как основного орудия, так и спаренного пулемета осуществляется с помощью прицела ТШК-2-79. Для ночной стрельбы применяется прицел ТПН1-79-11 в сочетании с ИК-прожектором Л-2. Огонь с закрытых позиций ведется с помощью прицелов С-71-79 и ПГ-1. Кроме того, командир снабжен двумя приборами наблюдения; ТНПК-20 (дневной) и ТКН-1Т (ночной).
Все АСУ-85 оснащались радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. В начале 1970-х годов на некоторых машинах устанавливался крупнокалиберный пулемет ДШК-М калибра 12,7 мм с боезапасом 600 патронов. Эти машины имели уменьшенную боевую нагрузку до 39 выстрелов к основному орудию и получили обозначение НАТО ASU-85 M1974 . Первоначальное обозначение — СУ-85М или АСУ-85М . АСУ-85 также могла оснащаться дымогенераторами БДШ-5.
История обслуживания
[ редактировать ]Советские ВДВ использовали АСУ-85 в воздушно-десантных операциях. Его основной ролью была поддержка или нападение легкой пехоты с ограниченными противотанковыми возможностями. В каждой воздушно-десантной дивизии имелся один дивизион штурмовых орудий с 31 АСУ-85.
Советский Союз экспортировал АСУ-85 только в две другие страны-члены Варшавского договора: Восточную Германию и Польшу. [4]
Авиационное применение АСУ-85 стало возможным с внедрением вертолетов Ми-6 и Ми-10, а также мощных многодоменных и ретрореактивных систем фиксированного опускания крыла. Впервые он был замечен НАТО в 1962 году и широко использовался советскими и польскими воздушно-десантными частями.
Во время советско-афганской войны советские воздушно-десантные войска использовали в боях АСУ-85.
В начале 2016 года Вьетнам выразил заинтересованность в белорусском пакете модернизации АСУ-85, который включает в себя более мощный силовой агрегат, увеличивающий скорость по шоссе с 45 до 60 км/ч (от 28 до 37 миль в час), а запас хода с 400 до 450 км (от 250 до 37 миль в час). 280 миль). [3]
Варианты
[ редактировать ]Вариантов АСУ-85 нет, но ее шасси послужило основой для других конструкций, таких как шасси ГМ-575 ЗСУ -23-4 «Шилка» и шасси ГМ-568 и ГМ-578 ракета-носитель 2П25 и радиолокационная машина 1С91 комплекса 2К12 «Куб» .
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]Вьетнам : минимум 5 на вооружении. [3]
Украина : По крайней мере один использовался во время российско-украинской войны . [5]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Польская Народная Республика : [1] В 1965 году Польша получила 31 АСУ-85. [6] Они были приписаны к 35-й самоходно-артиллерийской эскадрилье 6-й Померанской воздушно-десантной дивизии в Кракове до ее вывода в 1976 году, после чего подразделение было расформировано.
Советский Союз : Советская Армия эксплуатировала АСУ-85 в воздушно-десантных дивизиях Воздушно-десантных войск СССР . [1]
Восточная Германия : неизвестное количество на вооружении в 1970-е годы. [4]
Выжившие автомобили
[ редактировать ]- Польша
- Музей Войска Польского в Варшаве — тактический номер 1601, экспонируется в Музее польской военной техники ;
- Артиллерийский музей в Торуни
- Музей Белого Орла в Скаржиско-Каменне – тактический номер 9011,
- Музей польского оружия в Колобжеге ,
- Музей бронетанкового оружия в Познани
- Военный музей в Сувалках . [7]
- Россия
- Кубинский танковый музей – тактический номер 057.
- Памятник в Омске
- Два памятника на военном объекте в Пскове
- Украина
- Музей военной техники в парке Мира в Кременчуге
- Памятник в Тарутино – тактический номер 328.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Такер-Джонс, Энтони (20 мая 2015 г.). Советское вооружение времен холодной войны: танки и бронетехника . Перо и меч. стр. 97–98. ISBN 978-1-78303-296-9 .
- ^ Танки и боевые бронированные машины: визуальная энциклопедия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Chartwell Books. 2012. с. 286. ИСБН 9780785829263 . OCLC 785874088 .
- ^ Jump up to: а б с Вьетнамская армия вернула на вооружение старую противотанковую самоходку АСУ-85 советского производства - Armyrecognition.com, 24 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Фосс, Кристофер Ф. (1976). Боевые бронированные машины Jane's World (изд. 1976 г.). Macdonald and Jane's Publishers Ltd. с. 331. ИСБН 0-354-01022-0 .
- ^ Орикс. «Истощение в действии: список техники украинской армии, еще не уничтоженной Россией» . Орикс . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ «Военное подружество» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 9 марта 2012 г.
Примечания
[ редактировать ]- Ганстон Б., «Армейское оружие», в: Бондс Р. (редактор), «Советская военная мощь» , (Корги 1982), с. 203-204
- Залога, Стивен Дж., Халл, Эндрю В. и Марков, Дэвид Р. (1999). Советская/российская практика проектирования бронетехники и артиллерии: с 1945 года по настоящее время . Дарлингтон Продакшнс. ISBN 1-892848-01-5
- Solyankin, A.G, Zheltov, I.G and Kudryashov, K.N. (2010). Otechestvenniye Bronirovanniye Mashiny - XX Vek, Tom 3: 1946-1965 , "Tsejkhgauz". ISBN 978-5-9771-0106-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]