БМД-1
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
БМД-1 | |
---|---|
![]() БМД-1 на вооружении России, 2011 г. | |
Тип | Боевая машина десанта |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1969 – настоящее время |
Используется | См . Операторы |
Войны | См. Историю службы и Историю боевых действий. |
История производства | |
Дизайнер | Волгоградский тракторный завод |
Разработанный | 1965–1969 |
Производитель | Волгоградский тракторный завод |
Произведено | 1968–1987 |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики (БМД-1) | |
Масса | 7,5 т (7,4 длинных тонны; 8,3 коротких тонны) [ 1 ] 8,3 т (8,2 длинных тонны; 9,1 коротких тонны) (боевая масса) [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] |
Длина | 5,41 м (17,7 футов) [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] |
Ширина | 2,53 м (8,3 фута) [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] |
Высота | 1,97 м (6,5 футов) [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] |
Экипаж | 2 (водитель + наводчик) + 6 спешивающихся (командир + пулеметчик + 3-4 десантника) [ 4 ] |
Броня | сварной алюминиевый сплав Маска орудия 26–33 мм 6-23-мм башня 15 мм нижняя часть корпуса [ 1 ] [ 5 ] 10 мм остальная часть корпуса [ 6 ] [ 7 ] |
Основной вооружение | 73-мм пушка 2А28 «Гром» гладкоствольная (40 снарядов) ПТУР 9М14М / 9М111М / 9М113 (3 снаряда) [ 4 ] [ 8 ] |
вторичный вооружение | 7,62-мм ПКТ (2000 патронов) спаренный танковый пулемет 2х7,62-мм ПКТ (4000 патронов) корпусных пулемета |
Двигатель | 6-цилиндровый дизельный двигатель 5Д-20. [ 5 ] [ 9 ] 241 л.с. (180 кВт) при 2600 об/мин [ 5 ] [ 10 ] |
Мощность/вес | 32,1 л.с./тонну (24 кВт/тонну) 18,1 л.с./тонну (13,5 кВт/тонну) (с оборудованием) |
Приостановка | гидравлический независимая торсионная [ 11 ] |
Дорожный просвет | Регулируемый [ 5 ] [ 11 ] от 100 мм до 450 мм [ 10 ] [ 11 ] |
Запас топлива | 300 л (79 галлонов США) [ 10 ] |
Оперативный диапазон | 600 км (370 миль) (по дороге) [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] 116 км (72 мили) (вода) [ 10 ] |
Максимальная скорость | 80 км/ч (50 миль в час) (дорога) [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] 45 км/ч (28 миль в час) (по пересеченной местности) [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] 10 км/ч (6,2 миль в час) (плавание) [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 10 ] |
БМД -1 — советская десантируемая гусеничная боевая машина пехоты (БМП), которая была представлена в 1969 году и впервые замечена на Западе в 1970 году. БМД расшифровывается как «Боевая Машина Десанта » , что буквально переводится как «Боевая машина Десанта». ВДВ»). [ 12 ] Его можно сбрасывать на парашюте, и хотя он напоминает БМП-1, на самом деле он намного меньше. БМД-1 использовалась в качестве БМП советскими Воздушно-десантными войсками (ВДВ). Был разработан улучшенный вариант БМД-1 — БМД-2 . БМД-1 также послужила основой для БТР-Д бортового многоцелевого гусеничного БТР .
Разработка
[ редактировать ]После кубинского ракетного кризиса армии было приказано рассмотреть возможность уделения большего внимания средствам проецирования силы за пределы обычной сферы советского влияния. В результате были предприняты серьезные усилия по развитию ВДВ как сил быстрого развертывания. Советские исследования воздушно-десантных операций показали, что легковооруженные парашютисты неспособны бороться с бронетанковыми силами. Также в начале 1960-х годов разрабатывалась боевая машина пехоты БМП-1. Еще до поступления на вооружение БМП-1 в 1966 году высшее командование Советской Армии приняло решение оснастить подобными машинами вновь создаваемые воздушно-десантные дивизии.
Использование самолетов Ан-12 на момент разработки ПРО позволяло перевозить для десантирования только легкую бронетехнику массой менее семи тонн. Поскольку существующая БМП-1 весила 13 тонн, ее фактически исключили из рассмотрения для ВДВ.
Задача проектирования БМД выпала на долю Волгоградского тракторного завода , который выпустил неудачного конкурента «Обьекта 764», ставшего в итоге БМП-1, — «Обьекта 914». Проект БМД «Обьекта 915» по сути был урезанная версия «Обьекта 914» - меньшая по размеру и более легкая алюминиевая броня с сохранением 73-мм гладкоствольной полуавтоматической пушки низкого давления 2А28 «Гром» с короткой отдачей. Компромиссом стал крайне тесный боевой отсек.
Разработка началась в 1965 году, а испытания начались в 1967 году. Ограниченное производство началось в 1968 году. После эксплуатационных испытаний он был введен в эксплуатацию 14 апреля 1969 года. [ 8 ] а серийное производство началось в 1970 году, хотя машина весила на 500 кг больше заявленного в требованиях (7,5 тонны и 13,3 тонны с оборудованием).
С 1977 года новая модернизированная машина получила обозначение БМД-1П после принятия на вооружение новой пусковой установки ПТУР 9П135М-1 вместо пусковой установки ПТУР 9С428, стреляющей 9М113 «Конкурс» (АТ-5 «Спандрел») и 9М111М «Фагот» или 9М111-2 (штатная нагрузка: две ракеты 9М113 и одна 9М111М). Таким образом впоследствии было модернизировано большинство старых БМД-1. [ 8 ]
В 1983 году на основе боевого опыта Афганистана было принято решение о создании нового варианта ПРО с вооружением, способным поражать цели, подобные тем, с которыми столкнулись воздушно-десантные войска в том конфликте. В результате появился «Обьект 916», который впоследствии стал БМД-2 .
Удлиненное шасси БМД-1 послужило основой для БТР-Д бортового многоцелевого гусеничного БТР , который в свою очередь послужил основой для многих специализированных авиадесантных машин.
Описание
[ редактировать ]
Обзор
[ редактировать ]БМД-1 можно рассматривать как БМП, предназначенную для воздушно-десантных войск. Поэтому машина должна быть легче и меньше, чтобы соответствовать требованиям по массе, десантируемой (БМД-1 крепится к поддону и сбрасывается с парашютом с грузовых самолетов).
БМД-1 имеет нетрадиционную для БМП компоновку. От передней части к задней части машины отделения расположены в следующем порядке: рулевое, боевое, десантное и моторное. Это связано с тем, что БМД-1 создана на базе «Обьекта 914», который, в свою очередь, основан на ПТ-76 легком плавающем танке разделе «Прототипы» см. В статьи о БМП-1 ( подробнее ). Это означало, что перевозимые военнослужащие должны были садиться и слезать с машины через люки в крыше, что делало их легкой мишенью на поле боя при выполнении этих действий.
Экипаж
[ редактировать ]Экипаж состоит из четырех солдат: механика-водителя, командира, наводчика и носового пулеметчика, двое из которых (командир и пулеметчик) включены в число перевозимых солдат. [ 4 ] Рабочее место водителя расположено по центру передней части автомобиля и имеет люк, который открывается поднятием и поворотом вправо. Водитель снабжен тремя перископическими обзорными блоками, которые позволяют ему видеть внешнюю обстановку, когда его люк закрыт. Центральный может быть заменен прибором ночного видения для использования в ночное время и в условиях плохой видимости или удлиненным перископом для плавания с поднятым дифферентным флюгером. [ 9 ] Место командира находится слева от водителя. Он снабжен люком, одним перископическим смотровым блоком, прибором наблюдения за внешней обстановкой и Р-123 радиостанцией связи . Он также стреляет из левого носового пулемета. Правым управляет наводчик носового пулемета, сидящий справа от механика-водителя. Пост наводчика расположен на левом борту башни, как и у БМП-1, и имеет такое же оборудование ( см. раздел «Пост наводчика» в статье «БМП-1»). подробнее [ 1 ] [ 5 ]
румянец
[ редактировать ]БМД-1 имеет такую же башню, как и БМП-1.
Вооружение
[ редактировать ]Машина вооружена 73-мм пушкой 2А28 «Гром» и спаренным танковым пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. На маске установлена пусковая установка ПТУР 9С428, способная вести огонь ПТУР 9М14 «Малютка » (по классификации НАТО: AT-3A Sagger A) и 9М14М «Малютка-М» (по классификации НАТО: AT-3B Sagger B) (для чего машина несет в башне два ПТУР). . Также имеются два 7,62-мм пулемета ПКТ в неподвижных установках, по одному в каждом углу носовой части.
Мобильность
[ редактировать ]Маневренность
[ редактировать ]На машине установлен 6-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель жидкостного охлаждения 5Д-20 объемом 15,9 л, развивающий мощность 270 л.с. (201 кВт) при 2600 оборотах в минуту. Двигатель приводит в движение механическую коробку передач с пятью передними и одной задней передачей. [ 5 ]
Максимальная скорость БМД-1 по шоссе составляет 80 километров в час, снижается примерно до 45 километров в час по бездорожью и до 10 километров в час при плавании. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] [ 10 ]
БМД-1 может преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,8 метра (2,6 фута), преодолевать траншеи шириной 1,6 метра (5,2 фута) и боковые уклоны 30%. Он может преодолевать уклоны 60%. [ 5 ] [ 11 ] БМД-1 имеет давление на грунт 0,57 кг/см. 2 . [ 11 ]
Ширина 230 мм. [ 11 ] гусеница имеет привод сзади и проходит через пять небольших равномерно расположенных опорных катков, подвешенных на независимых торсионах. С каждого борта спереди имеется натяжное колесо, задняя ведущая звездочка и четыре опорно-опорных катка. Независимая подвеска сочетает в себе гидравлическую систему изменения дорожного просвета и поддержания натяжения гусеницы с пневматическими пружинами, что позволяет изменять дорожный просвет от 100 мм до 450 мм. [ 5 ] Альтернативный дорожный просвет облегчает транспортировку в самолете. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ]
Амфибийные способности
[ редактировать ]БМД-1 является полностью амфибией, она может плавать после включения двух электрооткачивающих насосов, установки двухсекционного дифферентного флюгера, улучшающего устойчивость и водоизмещение машины в воде и не допускающего затопления водой носовой части танка, и переключения Перископ водителя для плавательного перископа, который позволяет водителю видеть поверх триммерной лопатки. Когда триммерная лопасть не используется, она размещается в горизонтальном положении в передней части носовой части под стволом основного орудия и служит дополнительной броней. Также имеется ручной трюмный насос для экстренного использования. Трюмные помпы удерживают автомобиль на плаву даже в случае удара, повреждения или протечки. В воде он приводится в движение двумя водометами, по одному с каждого борта корпуса, с входом под корпусом и выходами в корме корпуса. Задние выходы имеют крышки, которые могут закрываться полностью или частично, перенаправляя струю воды к направленным вперед выходам по бортам корпуса, что дает возможность машине развернуться или плыть задним ходом, например, идти влево, левая вода струя закрыта, что уменьшает тягу на этой стороне и перенаправляет часть или весь поток воды в сопло, обращенное вперед. Чтобы идти направо, правый водомет перекрыт. Закрытие форсунок пропорционально управляющему входу. Для поворота на 180° левый водомет может направлять воду в заднее сопло, а правый водомет - в переднее, создавая прямую тягу с одной стороны и обратную тягу с другой, или же машина может дать задний ход, закрыв оба форсунки и направив всю воду через передние форсунки (см. ПТ-76 для полного объяснения водоструйной системы).
Методы сброса с воздуха
[ редактировать ]
Транспортировать машину можно самолетами Ан-12 , Ан-22 , Ил-76 , Ан-124 , а также Ми-6 и Ми-26 . вертолетами [ 9 ]
Первоначально БМД сбрасывалась под многокупольным парашютом МКС-350-9 со скоростью спуска от 15 до 20 м/с. [ 13 ] Намерение состояло в том, чтобы оставить машину без экипажа. Это оказалось очень проблематичным, поскольку экипаж часто приземлялся на значительном расстоянии от машины и часто не мог ее найти. Кроме того, сама машина легко могла приземлиться в месте, откуда ее невозможно было извлечь (либо из-за отсутствия подходящего оборудования, либо из-за практически недоступности этого места). В 1970-х годах было проведено несколько экспериментов, чтобы найти способ обойти эти ограничения, в том числе сбрасывание БМД с двумя ключевыми членами экипажа, водителем и наводчиком, сидящими внутри машины во время спуска. Первое такое испытание состоялось 23 января 1976 года с участием подполковника Леонида Щербакова и майора Александра Маргелова , и работоспособность концепции была доказана в последующей серии испытаний. [ 14 ] [ 15 ]
Для обеспечения безопасного приземления корабля был разработан ракетный парашют ПРСМ-915. Для использования парашюта БМД перед взлетом сначала упаковывают на специальный поддон. Для сброса БМД выпускается тормозной парашют, который первоначально вытаскивает БМД из транспортного самолета Ил-76. После выхода из самолета открывается единственный большой главный парашют. Развертывание основного желоба приводит к раскрытию четырех длинных стержней, которые висят под поддоном. Как только стержни касаются земли , срабатывает ретроракета, замедляя БМД до скорости снижения от 6 до 7 м/с и обеспечивая относительно мягкую посадку. [ 16 ] [ 17 ] Эта система поступила на вооружение в 1975 году и позволяет относительно безопасно сбрасывать БМД с парашютом как с водителем, так и с наводчиком.
Альтернативная система радиолокации также существует. Каждому члену экипажа предоставляется радиоприемник, привязанный к транспондеру в его конкретной БМД, что позволяет каждому члену экипажа БМД быстро определить местонахождение своей машины после десантирования.
Броневая защита
[ редактировать ]Броня БМД-1 изготовлена из АБТ-101 — сплава, состоящего из 91% алюминия, 6% цинка и 3% магния. С другой стороны, БМД-2 состоит из АБТ-102, который на 94% состоит из алюминия, на 4% из цинка и на 2% из магния. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Толщина брони 23 мм при 42° в лобовой части башни, 19 мм при 36° по бортам башни, 13 мм при 30° в кормовой части башни, 6 мм в верхней части башни, 15 мм. на лобовой части корпуса и 10 мм на остальной части корпуса. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] Лобовая броня корпуса имеет две секции: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть наклонена под углом 78°, а нижняя - под углом 50°. [ 5 ] Он устойчив к огню стрелкового оружия и шрапнели.
Десантное отделение
[ редактировать ]В конструкции пришлось пойти на множество компромиссов, чтобы сохранить необходимый вес, не в последнюю очередь для комфорта экипажа. БМД-1 имеет чрезвычайно тесное внутреннее пространство, которое намного меньше, чем у БМП-1 и БМП-2. Он может перевозить пять пехотинцев, включая командира машины, носового пулеметчика и трех солдат, сидящих за башней. [ 4 ]
Тем не менее, он оснащен перископическими обзорными блоками по бокам и в задней части машины. Огневых окон всего три: по одному на каждом борту корпуса и по одному в корме. В стандартном исполнении в десантном отделении машины установлено следующее вооружение: переносной противотанковый гранатомет РПГ-7 или РПГ-16 , управляемый двумя солдатами, РПК ручной пулемет С и пять АКМ С. автоматов [ 4 ] Также на нем имеются переносные пусковые установки для ракет 9М14М «Малютка». [ 4 ] (ракеты 9М111/9М113 в БМД-1П).
Оборудование
[ редактировать ]На машине установлены электрические и ручные водооткачивающие помпы, гирокомпас Гпк-С9, предпусковой подогреватель двигателя, дымообразующее оборудование ТДА, комплекс РБК ФТП-100М, приемопередатчик Р-123, переговорное устройство Р-124 и централизованная бромистым метилом система пожаротушения . , такой же, как и на других бывших советских бронемашинах. [ 9 ]
История обслуживания
[ редактировать ]БМД-1 поступила в серийное производство в 1968 году. Ее выпускал Волгоградский тракторный завод . Два воздушно-десантных полка каждой воздушно-десантной дивизии были оснащены БМД-1. Всего в каждой дивизии имелось по 220 БМД-1. Впервые она была продемонстрирована публично во время учений «Двина» в СССР в 1970 году. Второй раз БМД-1 была продемонстрирована во время парада на Красной площади в Москве в ноябре 1973 года. Первоначально западные правительства классифицировали БМД-1 как легкий танк. прежде чем была известна его истинная природа. [ 2 ] [ 3 ] Из-за малочисленности экипажа внедрение БМД привело к сокращению численности военнослужащих в воздушно-десантном батальоне с 610 до 316 человек. Огневая мощь БМД также означала, что от части встроенной огневой поддержки батальона можно было избавиться. В 1973 году БМД-1 полностью заменила в советских ВДВ авиадесантные автоматы АСУ-57 , повысив огневую мощь и маневренность воздушно-десантной дивизии. [ 2 ] [ 3 ] С 1977 года ряд советских БМД-1 прошли модернизацию до стандарта БМД-1П.

Новости Огадена
[ редактировать ]В 1978 году отряд из 70 БМД-1 и АСУ-57 кубинской армии, сражавшихся на стороне правительства Эфиопии, был переброшен по воздуху на вертолетах Ми-6 в тыл сомалийским войскам, удерживавшим город Джиджига . Эта атака сформировала клещи с помощью обычного кубинского бронетанкового удара и разгромила сомалийские силы в Огадене . [ 21 ]
Советско-афганская война
[ редактировать ]Широко использовался воздушно-десантными частями во время советско-афганской войны. [ 11 ] Во время первого советского вторжения в Афганистан в 1979 году БМД-1 советской 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 345-го отдельного парашютно-десантного полка были десантированы транспортными Ил-76 в аэропорт Кабула и на аэродром Баграм , что позволило быстро захватить важные города и объекты по всему миру. Афганистан. Аналогичный захват Кундуза осуществила 56-я десантно-штурмовая бригада . На протяжении оставшейся части советской оккупации Афганистана до 1989 года воздушно-десантные войска 40-й армии использовали БМД-1 в качестве боевых машин пехоты для транспортировки и огневой поддержки в операциях против моджахедов .
БМП-1 не подходили для боевых действий в жарких горных районах Афганистана, поскольку изначально они разрабатывались для оснащения воздушно-десантных подразделений БМП, чтобы дать им шанс в бою с бронетехникой противника и позволить им действовать в ядерно-биолого-химических условиях. (NBC) Условия ведения войны. В Афганистане главными врагами были не ББМ, а фугасы и засады, подготовленные умелыми афганскими моджахедами, вооруженными легкими противотанковыми средствами, а это означало, что противотанковая огневая мощь БМД-1 была бесполезна. Многие БМД-1 и легкие БТР стали жертвами атак моджахедов и противотанковых мин. За девять лет войны в Афганистане Советская Армия потеряла 1317 БТР и БМП всех типов.

Ирак
[ редактировать ]Иракские БМД-1 были развернуты во время вторжения в Ирак в 2003 году . [ 22 ]
Бывшая Югославия
[ редактировать ]БМП-1 и БМД-1ПК используются российскими воздушно-десантными частями в составе СДК . БМП-1 использовались российскими воздушно-десантными подразделениями в составе СФОР.
2008 Грузино-российская война
[ редактировать ]Во время российско-грузинской войны БМД-1 104-го десантно-штурмового полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии продвинулись в Южную Осетию и успешно вступили в бой с войсками и техникой грузинской армии . [ 23 ] Однако визуальное и прицельное оборудование БМД подверглось критике как примитивное. [ 24 ]
2014 Русско-украинская война
[ редактировать ]
Во время российско-украинской войны 2014 года на востоке Украины БМД-1 использовались как механизированными частями Украинской Армии. [ 25 ] и в меньшем количестве со стороны сепаратистов Донецкой Народной Республики . Утверждалось, что БМД-1 была одной из шести бронемашин сепаратистских сил, защищавших Славянск во время его осады . [ 26 ]
Текущая услуга
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( сентябрь 2013 г. ) |
На данный момент БМД-1 и машины на ее базе используются в следующих частях ВДВ России или дислоцируются на следующих базах (в этот список не входят БТР-Д и варианты БТР-Д):
76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия (ЦДО) из Пскова , входящая в состав Ленинградского военного округа (210 машин БМД по состоянию на 2000 год), в состав подразделений этой дивизии входят 104-й воздушно-десантный полк из Пскова (51 БМД-1) и 234-й воздушно-десантный полк из Пскова. (98 БМД-1). [ 27 ]
98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Иваново (220 машин БМД по состоянию на 2000 год), в состав подразделений этой дивизии входят 217-й гвардейский воздушно-десантный полк из Иваново (109 БМД-1) и 331-й воздушно-десантный полк из Костромы (102 БМД-1). [ 27 ]
106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Тулы , входящая в состав Московского военного округа (306 БМД по состоянию на 2000 год), в состав подразделений этой дивизии входят 51-й воздушно-десантный полк из Тулы (93 БМД-1) и 137-й воздушно-десантный полк из Рязани (10 БМД). -1). [ 27 ]
7-я гвардейская воздушно-десантная горнострелковая дивизия из Новороссийска (190 машин БМД и БМП по состоянию на 2000 год), в состав подразделений этой дивизии входят 108-й гвардейский десантно-штурмовой полк из Новороссийска (70 БМД-1) и 743-й батальон спецназовцев из Новороссийска (6 БМД-1). . [ 27 ]
31-я отдельная воздушно-десантная бригада из Ульяновска , входящая в состав Приволжско-Уральского военного округа (26 БМД-1 по состоянию на 2000 год). [ 27 ]
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (51 БМД-1). [ 27 ]
99-я дивизия внутренних войск из Ростова , Персиановка, входящая в состав Северо-Кавказского военного округа (4 БМД-1 и 33 БМД-1 в Черкменском полку). [ 28 ]
81-й танкоремонтный завод из Армавира ( Краснодар ) (1 БМД-1). [ 29 ]
Замена
[ редактировать ]Российские военные рассматривали возможность полной замены серии БМД на ГАЗ-3937 . Это очень легкий колесный бронетранспортер, в конструкции которого использованы пластик и углеродное волокно , а также алюминий. ГАЗ-3937 может десантироваться, как и БМД, но он значительно легче и дешевле в производстве. Поскольку ГАЗ-3937 лишен бронезащиты, проходимости и тяжелого вооружения серии БМД, а вооружен только 7,62-мм пулеметом ПКМ перед командирским люком, то БМД-4 (модернизированная БМД- 3 ) был выбран для дальнейшего использования российской воздушно-десантной и морской пехотой. [ нужна ссылка ] БМД-4 использует ту же 100-мм основную пушку с 30-мм автоматической пушкой и башней из среднего пулемета калибра 7,62 мм на улучшенном, увеличенном корпусе, в результате чего общая масса повышается до 15-тонного класса. Водометные плавательные двигательные установки БМД-3/4 достаточно мощны, чтобы обеспечить транспортировку с корабля на берег, что позволяет использовать российскую военно-морскую пехоту.
Варианты
[ редактировать ]Бывший СССР
[ редактировать ]
- БМД – первая серийная модель. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ]
- БМД-1 (Объект 915) - Окончательная серийная модель. Он имеет куполообразный воздухозаборник фильтра NBC с правой стороны в центре крыши корпуса. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ]
- БМД-1К (К означает командирская - командная) - командный вариант, оснащенный приемопередатчиками Р-126 и Р-107, двумя антеннами на вешалке и генераторным ящиком. Иногда ее называют БМД-К . [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ]
- БМД-1П - модернизация БМД-1 с заменой пусковой установки ПТУР 9С428 на цапфовую пусковую установку ПТУР 9П135М-1, способную вести огонь 9М113 «Конкурс» (АТ-5 «Спандрел»), 9М113М «Конкурс-М» (АТ-5Б «Спандрел Б»). , ПТУР 9М111 «Фагот» (АТ-4 Патрубок) и 9М111-2 «Фагот» (АТ-4Б Патрубок Б). Вступил в строй в 1977 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ]
- БМД-1ПК (К — командирская — командная) — командирский вариант БМД-1П. Он оснащен дополнительной радиостанцией Р-123М, генератором, гироскопическим компасом ГПК-59, блоком радиационной и химической разведки ПРХР и двумя навесными столами. Убран пулемет, установленный в левом углу носовой части корпуса, а также одно из сидений. Экипаж состоит из 6 человек. Боекомплект уменьшен на один ПТУР 9М113 «Конкурс» (АТ-5 «Спандрел») и 250 выстрелов к пулемету калибра 7,62 мм.
- БМД-1М — БМД-1 с дымовыми гранатометами в кормовой части башни, улучшенной вентиляцией и опорными катками. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ]
- БМД-1 с 73-мм основной пушкой 2А28 «Гром» заменена 30-мм автоматической пушкой.
- БМД-1 с 73-мм основной пушкой 2А28 «Гром» заменена 30-мм АГС-17 «Пламя» автоматическим гранатометом .
- БМД-1 переоборудована в минометоносец.
- BMD-1 with turret mounted 2B9 Vasilek mortar.
- БМД-1 переоборудована в самоходную систему залпового огня. Вооружение было снято и заменено прибором видения. На башне установлена небольшая коробчатая пусковая установка для ракет калибра 12×80 мм.
- БМД-2 (Объект 916) - вариант БМД-1 с новой одноместной башней, вооруженной стабилизированной 30-мм многоцелевой автоматической пушкой 2А42 и спаренным 7,62-мм танковым пулеметом ПКТ (установлен на правом борту основного орудия). Машина имеет боезапас 300 патронов к основному орудию (180 AP и 120 HE) и 2940 патронов к пулемету. Пушка имеет максимальный угол возвышения 75° и может использоваться для стрельбы по воздушным целям. Башня также вооружена шкворневой пусковой установкой 9П135М, расположенной на правом борту крыши башни, с полуавтоматическим управлением, способной вести стрельбу управляемыми SACLOS 9М113 «Конкурс» (АТ-5 «Спандрел») и 9М113М «Конкурс-М». (AT-5B Spandrel B) ПТУР. В новой башне наводчик размещается с левой стороны от основного орудия. На вершине башни имеется цельный круглый люк, открывающийся вперед. Перед люком расположен прицел наводчика, такой же, как на БМП-2 . Еще один прицел наводчика расположен с левой стороны основного орудия и перемещается в вертикальных плоскостях вместе с ним. Это прицел с большим углом обстрела, используемый при наведении наводчика на воздушные цели. Машина также имеет дополнительные перископы, обеспечивающие обзор по бокам. В передней части башни установлен белый прожектор. Количество носовых танковых пулеметов уменьшено с двух до одного. Правый носовой пулемет сохранился. НАТО присвоило ему обозначение БМД М1981/1 . [ 2 ] [ 3 ]
- БТР-Д (Объект 925) ( бронетранспортёр ) — удлиненный вариант (с 6 вместо 5 опорных катков), слегка усиленный спереди. БТР-Д не имеет башни, но вооружен двумя носовыми пулеметами ПКБ и может быть оснащен цапфовыми автоматическими гранатометами (АГС-17, АГС-30 или АГС-57) и/или пулеметами (ПКМ). , 6П41, «Утёс» или «Корд»). Введен в эксплуатацию в 1974 году и может перевозить 10 пассажиров. Боевая масса: 8,5 тонн.
- БМД-1 (Объект 915) - Окончательная серийная модель. Он имеет куполообразный воздухозаборник фильтра NBC с правой стороны в центре крыши корпуса. [ 2 ] [ 3 ] [ 1 ]

- 2С2 «Фиалка» (Объект 924) — опытный образец авиадесантной самоходной артиллерийской установки конструкции И.В. Габалова.
Беларусь
[ редактировать ]- БМД-1 оснащена 2А42 «Кобра» . модульной одноместной башней подвесной установки
Россия
[ редактировать ]- Модернизация БМД-1 с одноместным боевым модулем ТКБ-799 «Кливер» разработки Тульского конструкторского бюро приборостроения (КБП). Вооружен ракетной установкой, 30-мм многоцелевой автоматической пушкой 2А72 (может применяться как по наземным, так и по воздушным целям) и спаренным 7,62-мм пулеметом общего назначения ПКТМ. Ракетный блок устанавливается с правой стороны боевого модуля и обычно вмещает четыре ПТУР 9М133 «Корнет» (АТ-14 «Спригган») или 9М133Ф «Корнет» с устойчивой к лазерным помехам системой управления огнем, но их можно снять и заменить блоком из Зенитные ракеты 9К38 «Игла» (SA-18 Grouse). Имеет боезапас 300 патронов к основному орудию, 2000 патронов к пулемету ПКТМ и 4 ПТУР. Он также имеет современную компьютеризированную систему управления огнем с двухплоскостным стабилизатором, оптический прицел 1К13-2 с дальномерным/тепловым/лазерным каналами и баллистический вычислитель с внешними датчиками. [ 2 ] [ 3 ]
Операторы
[ редактировать ]
Текущий Бывший

Текущие операторы
[ редактировать ]Ангола [ 30 ]
Армения : 10 по состоянию на 2023 год. [ 31 ]
Азербайджан : 20 по состоянию на 2023 год. [ 32 ]
Беларусь : В резервном хранении. [ 33 ]
Индия [ 30 ]
Молдова : 44 БМД-1, 9 БТР-Д, а также 9 2С9 по состоянию на 2023 год. [ 34 ]
Россия : около 105 находятся на вооружении и более 2400 находятся на хранении. [ 1 ]
Туркменистан : 8 по состоянию на 2023 год. [ 35 ]
Украина : 20 по состоянию на 2023 год. [ 36 ]
Узбекистан : 120 по состоянию на 2023 г. [ 37 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р война.ру . война.ру. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Глобальная безопасность . Глобальная безопасность. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т fas.org . fas.org. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Maksim Sayenko. "Bronya »krylyatoy pyekhoty«" ( Armour of "Winged infantry" ). Tekhnika i Vooruzhenie no.08/2006, p. 28-32 (in Russian)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Pancerni.net 1. Архивировано 2 февраля 2009 г. в Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Глобальная безопасность БМД-2 . Globalsecurity.org. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б БМД-2 . Фас.орг. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Maksim Sayenko. "Bronya »krylyatoy pyekhoty«" ( Armour of "Winged infantry" ). Tekhnika i Vooruzhenie no.09/2006, p. 29-36 (in Russian)
- ^ Перейти обратно: а б с д Pancerni.net BMD-2 1. Архивировано 2 февраля 2009 г. в Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Pancerni.net 2. Архивировано 2 февраля 2009 г. в Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Краткий справочник по российской боевой бронетехнике
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала 3 ноября 2006 года . Проверено 3 ноября 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) CS1 maint: бот: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . Проверено 20 сентября 2011 г. - ^ Pancerni.net BMD-2 2. Архивировано 2 февраля 2009 г. в Wayback Machine . Pancerni.abajt.pl. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Kargapoltsev, Sergey. "Щербаков, Леонид Иванович" (in Russian). Heroes of the Country . Retrieved 1 June 2021 .
- ^ "ЩЕРБАКОВ Леонид Иванович" (in Russian). Krasnaya Zvezda . 31 May 2021. Archived from the original on 2 June 2021 . Retrieved 1 June 2021 .
- ^ показывающий ретро-ракеты, используемые для замедления падения больших грузов «Парашюты с ретро-ракетами» — короткий видеоролик на YouTube, .
- ^ Испытание парашюта ПРСМ-925 с ретроракетой на YouTube. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Путь к боевым машинам десанта» . Вооружение и техника (декабрь 2012 г.): 10 . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ «Информационный бюллетень НИИ Стали по алюминиевой броне» . НИИ Стали . Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ «Основные вехи» . НИИ Стали . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грейндж, Дэвид (2002). Air-Mech-Strike, 2-е изд . Падука, Кентукки: Turner Publishing Co., стр. 86–88. ISBN 9781563116162 .
- ^ Дебе, Ив (2003). Операция «Свобода Ирака: Победа в Багдаде» . Специальные наблюдения 27. Публикация Concord. п. 48. ИСБН 962-361-067-Х .
- ^ Лавров, Антон (2010). Пушки августа: Хронология событий (PDF) . Москва: Центр анализа стратегий и технологий. стр. 70–73. Архивировано из оригинала (PDF) 28 января 2011 года . Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ Anatoly Tsiganok, "Assessing the Campaign in the South Caucasus," Nezavisimoye Voyennoye Obozreniye, 19 September 2008.
- ^ Макдональд, Макдональд (20 марта 2014 г.). «Украинские войска окопались возле границы с Россией» . Чикаго Трибьюн. Рейтер . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Стрелков: "Ополченцы" будут убивать украинских военных, если те в дальнейшем будут выполнять свои обязанности . Ukrinform, 26 April 2014
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж ВДВ . Война.ру. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Северо-Кавказский военный округ . Война.ру. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Генеральный штаб . Война.ру. Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фосс, Кристофер Ф. (2000). Руководство Джейн по распознаванию танков и боевых машин (изд. 2000 г.). Издательство Харпер Коллинз. п. 179. ИСБН 978-0-00-472452-2 .
- ^ Международный институт стратегических исследований 2023 , с. 172.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2023 , с. 173.
- ^ Митцер, Стейн; Олиманс, Йост. «Уходя в небытие: список боевых машин Беларуси» . Орикс . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2023 , с. 182.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2023 , с. 199.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2023 , с. 204.
- ^ Международный институт стратегических исследований 2023 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б База данных SIPRI о поставках оружия . Armstrade.sipri.org. Проверено 20 сентября 2011 г.
- Халл, А.В., Марков, Д.Р., Залога, С.Дж. (1999). Советские/российские практики проектирования бронетехники и артиллерии с 1945 года по настоящее время . Дарлингтон Продакшнс. ISBN 1-892848-01-5 .
- Перретт, Брайан (1987). Советская бронетехника с 1945 года . Лондон: Бландфорд Пресс. ISBN 0-7137-1735-1 .
- Международный институт стратегических исследований (2023 г.). Военный баланс 2023 (отчет). Рутледж. ISBN 978-1-032-50895-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]