Т-64
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Т-64 | |
---|---|
Тип | Основной боевой танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1966 – настоящее время |
Используется | См . Операторы |
Войны | |
История производства | |
Дизайнер | ХМДБ |
Разработанный | 1951–1962 |
Производитель | Malyshev Factory |
Произведено | 1963–1987 |
№ построено | ≈13,000 |
Технические характеристики (Т-64А [ 2 ] ) | |
Масса | 38 тонн (42 коротких тонны ; 37 длинных тонн ) |
Длина | 9,225 м (30 футов 3,2 дюйма) (пушка вперед) |
Ширина | 3,415 м (11 футов 2,4 дюйма) |
Высота | 2,172 м (7 футов 1,5 дюйма) |
Экипаж | 3 (водитель, командир, наводчик) |
Броня | Стеклопластик, зажатый между слоями стали.
Таблички ERA на более поздних версиях Корпус и башня –От 370 до 440 мм по сравнению с APFSDS От 500 мм до 575 мм по сравнению с HEAT [ 1 ] |
Основной вооружение | 125-мм гладкоствольная пушка 2А26(М/М-1) (Т-64А), 125-мм гладкоствольная пушка Д-81Т (она же 2А46) |
вторичный вооружение | 7,62-мм ПКМТ Спаренный пулемет НСВТ , 12,7-мм зенитный пулемет |
Двигатель | 5ТДФ 5-цилиндровый дизель 13,6 л. 700 л.с. (522 кВт) |
Мощность/вес | 18,4 л.с./тонну (13,7 кВт/тонну) |
Приостановка | Торсион |
Оперативный диапазон | 500 км (310 миль), 700 км (430 миль) с внешними баками |
Максимальная скорость | 45–60 км/ч (28–37 миль в час) в зависимости от версии |
Т -64 — советский танк , производимый в Харькове и спроектированный Александром Морозовым . Танк был представлен в начале 1960-х годов. Это был более совершенный аналог Т -62 : Т-64 служил в танковых дивизиях, а Т-62 поддерживал пехоту в мотострелковых дивизиях. В нем был представлен ряд усовершенствований, включая композитную броню , компактный двигатель и трансмиссию, а также гладкоствольную 125-мм пушку, оснащенную автоматом заряжания, позволяющую сократить экипаж до трех человек, что сделало танк меньше и легче. Несмотря на то, что был вооружен и бронирован как тяжелый танк Т-64 , он весил всего 38 тонн (42 коротких тонны ; 37 длинных тонн ).
Эти особенности сделали Т-64 дорогим в производстве, значительно дороже, чем предыдущие поколения советских танков. Особенно это касалось электростанции, строительство которой требовало много времени и стоило вдвое дороже, чем более традиционные конструкции. Было сделано несколько предложений по улучшению Т-64 с помощью новых двигателей, но главного конструктора Александра Александровича Морозова политическая власть в Москве сохранила проект в производстве, несмотря на любые опасения по поводу цены. [ нужна ссылка ]
Т-64 лег в основу конструкции советского Т-80 . [ 3 ] который поступил на вооружение в 1976 году. По состоянию на 2023 год танк используется в нескольких странах и регионах. Т-64 проходит значительный заводской ремонт и модернизацию в Украине .
Обзор
[ редактировать ]Т-64 был задуман в Харьковском конструкторском бюро машиностроения имени Морозова как основной боевой танк следующего поколения Александром А. Морозовым, конструктором Т-54 (который тем временем постепенно совершенствовался Леонидом Н. Карцева Нижнетагильское бюро по моделям Т-54А, Т-54Б, Т-55 и Т-55А).
Т-64 был первым советским танком, в котором для 125-мм пушки использовался автомат заряжания , что позволяло исключить место одного члена экипажа и помогло снизить размер и вес танка. Танкисты шутили, что конструкторы наконец-то догнали свой неофициальный гимн « Три танкиста» — песню, написанную в память о членах экипажа, сражавшихся в битве на Халхин-Голе на трёхместных танках БТ-5 в 1939 году. [ 4 ]
Т-64 также стал пионером в других советских танковых технологиях: на Т-64А образца 1967 года была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, а Т-64Б 1976 года мог стрелять противотанковой управляемой ракетой через ствол орудия. Советские военные стратеги считали Т-64 первым танком третьего поколения. [ 5 ] и первый основной боевой танк . [ 6 ]
Проект Т-64 был использован ЛКЗ с газотурбинной установкой в качестве основы для основного боевого танка Т-80 . Башня Т-64А была принята на ранние модели танка Т-80 с основным орудием, механизмом автоматического заряжания и модернизированной броней.
Т-64 поставлялся только Советской Армии и ее преемникам. До 1991 года он никогда не поставлялся на экспорт, в отличие от Т-54/55. Танк оснащался элитными и регулярными формированиями в Восточной Европе и других странах. Модель Т-64А впервые была развернута в Группе советских войск Восточной Германии в Германии (SFG) Венгрии (GSFG) в 1976 году, а некоторое время спустя - в Южной группе войск . К 1981 году улучшенные Т-64Б начали дислоцироваться в Восточной Германии, а затем и в Венгрии . Хотя считалось, что Т-64 предназначался для элитных частей, он также использовался «неготовыми формированиями» гораздо более низкого уровня, например, 14-й армией Одесского военного округа.
После распада Советского Союза в 1991 году танки Т-64 остались на вооружениях России, Украины, Белоруссии и Узбекистана. В середине 2014 года немногим менее 2000 бывших советских танков Т-64 находились на вооружении вооруженных сил Украины и около 4000 выведены из строя и ожидали уничтожения в России. [ 7 ]
История развития
[ редактировать ]Объект 430
[ редактировать ]Studies for the design of a new battle tank started as early as 1951. The KB-60M team was formed at the Kharkiv design bureau of the Kharkiv transport machine-building factory No. 75 named for Malyshev ( Russian : конструкторское бюро Харьковского завода транспортного машиностроения №75 им. Малышева ) by engineers coming back from Nizhniy Tagil , with Morozov at its head.
В рамках проекта «Объект 430» было создано три прототипа, которые прошли испытания в Кубинке в 1958 году. [ 8 ] Эти машины имели характеристики, которые должны были повлиять и радикально изменить конструкцию танков по эту сторону железного занавеса . Впервые был использован чрезвычайно компактный оппозитный двигатель 4ТД, разработанный моторостроительным коллективом завода. Трансмиссия включала по две боковые шестерни с каждой стороны двигателя. Эти два нововведения привели к созданию очень короткого моторного отсека с проемом, расположенным под башней. Объем моторного отделения был почти вдвое меньше, чем у Т-54. Была установлена улучшенная система охлаждения и новая облегченная подвеска с полыми металлическими колесами небольшого диаметра и гусеничными гусеницами с резиновыми шарнирами.
Танк будет вооружен Д-54ТС и будет иметь лобовую броню толщиной 120 мм. Поскольку он не имел явного превосходства по боевым характеристикам по сравнению с Т-55 , поступавшим на вооружение, Морозов решил, что производство еще не готово, учитывая недостатки проекта. Однако исследования, проведенные на Объекте 430У, оснащенном 122-мм пушкой и 160-мм броней, показали, что танк способен перенести огневую мощь и броню тяжелого танка на шасси среднего танка. В результате был начат новый проект — «Объект 432».
Объект 432
[ редактировать ]На новом танке установили мощную 115-мм пушку Д-68 (2А21). Это было потенциально рискованное решение заменить человека-заряжающего электрогидравлической автоматической системой, поскольку технология была новой для российских конструкторов. Экипаж сократился до трех человек, что позволило существенно уменьшить внутренний объем и внешний видимый силуэт, а, следовательно, и массу - с 36 тонн (объект 430) до 30,5 тонн. Высота уменьшилась на 76 мм.
Однако появление британской 105-мм пушки L7 и ее американского варианта M68, установленного на танках Centurion и M60 , вынудило команду предпринять еще одну смелую премьеру с использованием композитной брони. Недавно созданный процесс был назван западными армиями «комбинацией К»: эта защита состояла из алюминиевого сплава. [ нужна ссылка ] слой между двумя слоями высокопрочной стали. В результате вес прототипа в итоге вырос до 34 тонн. Но поскольку теперь использовался двигатель 5ТДФ мощностью 700 л.с. (515 кВт) (также местной разработки), его подвижность оставалась превосходной, намного превосходя таковую у Т-62 . Объект 432 был готов в сентябре 1962 года, а производство началось в октябре 1963 года на Харьковском заводе. 30 декабря 1966 года он поступил на вооружение как Т-64.
Т-64А
[ редактировать ]Пока первые Т-64 сходили с конвейера, конструкторский коллектив работал над новой версией, получившей название «Объект 434», которая позволила бы ему сохранить превосходство в огневой мощи. новенькая и очень мощная 125-мм пушка Д-81Т Пермского оружейного На танк была установлена завода. Это орудие представляло собой увеличенную версию 115-мм гладкоствольной пушки Т-62. Больший размер 125-мм боеприпасов означал, что внутри Т-64 можно было перевозить меньше патронов, а поскольку четвертый заряжающий член экипажа также занимал место, вместимость танка составляла всего 25 снарядов. Для советских конструкторов это было неприемлемо мало, но строгие габаритные параметры не позволяли укрупнять танк для увеличения внутреннего пространства. Решением было заменить человека-заряжающего механическим автоматом заряжания, сократив экипаж до трех человек и ознаменовав первое использование автоматов заряжания в советских ОБТ. [ 9 ] Автомат заряжания 6ЭЦ10 имеет боезапас 28 патронов и может производить 8 выстрелов в минуту; стабилизатор 2Э23 был соединен с новым прицелом ТПД-2-1 (1Г15-1). Ночное вождение также было адаптировано с помощью нового перископа ТПН-1-43А, который будет освещаться мощным инфракрасным прожектором L2G, установленным с левой стороны пушки. юбка) были установлены небольшие подпружиненные пластины Защита была улучшена: стекловолокно заменило алюминиевый сплав в броне, а вдоль брызговиков (известных как жаберная , закрывающие верхнюю часть подвески и боковые баки. Однако они были чрезвычайно хрупкими, и их часто удаляли. Вдоль башни было создано несколько небольших вещевых помещений: отсек справа и три ящика спереди слева. Шноркели устанавливались в кормовой части башни. Была установлена система защиты от ядерного оружия и расширены люки.
Опытные образцы прошли испытания в 1966 и 1967 годах и, поскольку производство началось после шестисотого Т-64, он поступил на вооружение Советской Армии под обозначением Т-64А. главный инженер Морозов был удостоен Ленинской премии За успех этой модели .
Созданный для элитных войск, Т-64А постоянно обновлялся по мере совершенствования имеющегося оборудования. Всего через три года эксплуатации произошла первая модернизация, касающаяся:
- управление огнем - за счет замены прицелов на дневной прицел ТПД-2-49 с оптическим дальномером-совпадением и ночным прицелом ТПН-1-49-23, стабилизация - за счет установки системы 2Э26.
- радиостанцию 123М путем установки Р-
- ночного видения с ТБН-4ПА у механика-водителя и ТНП-165А у командира танка. Его боевой пост был преобразован за счет установки небольшой стабилизированной башни с зенитным пулеметом НСВТ 12,7 мм × 108 с электронаведением через оптический прицел ПЗУ-5 и боезапасом 300 патронов. Его можно было использовать изнутри танка, чтобы командир танка мог избежать разоблачения (как на предыдущих танках). Также была добавлена возможность установки противоминного комплекса КМТ-6.
Тогда же появилась производная версия, предназначенная для командира и получившая название Т-64АК. В ее состав входили радиостанция Р-130М с телескопической антенной длиной 10 м, которую можно было использовать только в статическом положении из-за необходимости использования кожухов, артиллерийский прицельный круг ПАБ-2АМ и навигационная станция ТНА-3; все они могли питаться от вспомогательного бензинового генератора.
В 1976 году система вооружения была усовершенствована за счет установки Д-81ТМ (2А46-1), стабилизированной 2Э28М2, снабженной автоматом 6ЭЦ10М. Ночной прицел был заменен на ТНПА-65, а двигатель мог работать на различных видах топлива, включая солярку, керосин или бензин. Производство, сначала вевшееся на варианте B, было остановлено в 1980 году.
После 1981 года большинство Т-64А подверглись дальнейшей модернизации за счет установки шести дымовых гранатометов калибра 81 мм 902А с каждой стороны орудия и замены жаберных пластин на резиновую юбку для увеличения срока службы. Некоторые из них, судя по всему, после 1985 года были оснащены реактивными кирпичами (как Т-64АВ) или даже лазерными телеметрами ТПД-К1 вместо оптического дальномера оптического совпадения ТПД-2-49 (1981 г.). Почти все Т-64 были модернизированы в Т-64Р в период с 1977 по 1981 год путем реорганизации внешнего хранилища и шноркелей, аналогично Т-64А.
Т-64Б
[ редактировать ]Команда дизайнеров продолжала работу над новыми версиями. Проблемы с наладкой двигателя 5ТДФ возникли из-за того, что местные производственные мощности оказались недостаточными по сравнению с производством на трех заводах (Малышева в Харькове , Кирова в Ленинграде и Уралвагонзавода).
С 1961 года прорабатывалась альтернатива Объекту 432 с 12-цилиндровым двигателем В-45: Объект 436. В 1966 году на Челябинском заводе прошли испытания три опытных образца. Заказ на разработку модели на базе 434 с тем же двигателем, что и у Объекта 438, позже переименованного в Объект 439. В 1969 году было построено и испытано четыре танка этого типа, которые показали такую же подвижность, как и серийный вариант, но серийное производство не было начато. Однако они послужили основой для конструкции моторного отделения Т-72 .
В начале 1970-х годов конструкторский коллектив пытался продолжить совершенствование танка. Эскиз Т-64А-2М 1973 года с более мощным двигателем и усиленной башней послужил основой для двух проектов:
- Объект 476 с двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. (735 кВт) послужил образцом боевого отделения Т-80 .
- Объект 447 , имевший новую систему управления огнем с помощью лазерного телеметра и способный вести огонь артиллерийскими противотанковыми управляемыми ракетами .
Для последнего был отдан приказ начать его производство под названием Т-64Б, а также его производную версию (имеющую 95% общих компонентов) «Объект 437» без системы наведения ракет по соображениям стоимости. Последних почти в два раза больше выпускалось под обозначением Т-64Б1. 3 сентября 1976 года Т-64Б и Т-64Б1 были приняты на вооружение с усовершенствованной пушкой Д-81Тм (2А46-2) со стабилизатором 2Э26М, заряжающим 6ЭЦ40 и системой управления огнем 1А33, в том числе:
- 1В517. баллистический калькулятор
- прицел 1Г21 с лазерной телеметрией
- датчик бокового ветра 1Б11.
Его бродоемкость без оборудования достигает 1,8 м. Т-64Б имел возможность стрельбы новой радиоуправляемой ракетой 9М112 «Кобра» (код НАТО « АТ-8 Songster »). Тогда машина несет 8 ракет и 28 снарядов. Система управления ракетой установлена перед малой башенкой командира танка и имеет множество изменений. Т-64Б1 несет всего 37 снарядов и имеет 2000 выстрелов калибра 7,62 мм против 1250 у Т-64Б.
В 1981 году они были модернизированы за счет замены пушки на 2А46М1, стабилизатора на 2Э42 и установки дымовых гранатометов 902А «Туча-1» двумя группами по четыре человека с каждой стороны орудия. Реализованы две командные версии, очень похожие на Т-64АК: Т-64БК и Т-64Б1К.
Решение в октябре 1979 года начать производство двигателя 6ТД и его большое сходство с двигателем 5ТДФ позволило после некоторых исследований внедрить его в версии Б и В1, а также А и АК, в результате чего появились новые модели Т-64АМ, Т. -64АКМ, Т-64БМ и Т-64БАМ, приняты на вооружение в 1983 году.
Производство всех версий закончилось в 1987 году. Общий объем производства достиг почти 13 000 экземпляров.
Модернизация в Украине
[ редактировать ]После распада СССР Украина продолжила разработку модернизации Т-64, так как исходный и основной завод находился в этой стране. В результате к 2022 году модернизированные варианты Т-64 стали самым распространенным танком на вооружении Украины. [ 10 ] В 1999 году были разработаны два разных пакета обновления: [ 11 ]
- Т-64БМ2 с двигателем 57ДФМ мощностью 850 л.с. (625 кВт), новой системой управления огнем 1А43У, новым заряжающим 6ЭЦ43 и возможностью стрельбы ракетой 9М119 (код НАТО « АТ-11 Снайпер »).
- Т-64У с интегрированной сверху системой управления огнем 1А45 (от Т-80У и Т-84), оптикой ПНК-4СУ и ТКН-4С для командира танка и ПЗУ-7 для зенитного пулемета. После этого командир танка может управлять танком и при необходимости напрямую использовать орудие. [ нужна ссылка ]
Оба варианта также защищены «Контакт-5» модульной реактивной броней , способной противостоять снарядам кинетической энергии, в отличие от первых моделей, которые были эффективны только против осколочно-фугасных противотанковых (кумулятивных) боеприпасов . Эти два варианта также могли быть перемоторизованы двигателем 6ТДФ мощностью 1000 л.с. (735 кВт). [ нужна ссылка ]
- Т-64БМ «Булат» украинской армии на модернизации, включающий реактивную броню «Ниж» («Нож»), которая обеспечивает лучшую эффективность борьбы с тандемными боеголовками, чем советский «Контакт-5», новую 125-мм пушку КБА3 украинского производства, ночной прицел ТО1-КО1ЕР и возможность ведения огня. Украинский комбат с тандемной боевой частью . Противотанковая управляемая ракета
В 2010 году Харьковский завод имени Малышева модернизировал десять танков Т-64Б (первоначально произведенных в Харькове в 1980 году) до стандарта Т-64БМ «Булат», а еще девятнадцать были поставлены в 2011 году. Эти двадцать девять танков модернизируются за 200 миллионов фунтов стерлингов. Контракт (25,1 млн долларов США) подписан в апреле 2009 года. По состоянию на октябрь 2011 года на вооружении украинской армии находится 76 Т-64БМ «Булат». По словам главного инженера завода имени Малышева Константина Исьяка, Т-64БМ «Булат» бронирован на уровне современных танков. Имеет реактивную броню «Нож» и систему активной защиты «Варта». «Булат» весит 45 тонн (44 длинных тонны), а благодаря многотопливному дизельному двигателю 5ТДФМ мощностью 850 л.с. (630 кВт) он может двигаться со скоростью 70 км/ч (43 мили в час) с запасом хода 385 км (239 миль). На нем сохраняется 125-мм гладкоствольная пушка с автоматом заряжания на 28 снарядов, часть из которых может быть управляемыми ракетами. Он оснащен зенитным пулеметом калибра 12,7 мм и спаренным пулеметом калибра 7,62 мм. [ 12 ] [ 13 ]
- Т-64БМ2 Булат
Программа модернизации 2019 года: тепловизионный прицел ТПН-1ТПВ, система управления огнем 1А43У, прицел 1Н46М для ПТУР «Комбат», радиостанции «Лыбидь-2», система боевой информации «Базальт», приподнятый погон башни, улучшенная динамическая броня ХСЧВК «Ниж», бронещит над командирской башенкой. , 12-мм броня подвесных топливных баков, противоРПГ-экраны возле моторного отделения, новый двигатель и трансмиссия 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. (новые двигатели 5ТД больше не выпускались). [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Это было проведено на Харьковском бронетанковом заводе (ХБТЗ), а моторное отделение под новый двигатель увеличил завод имени Малышева (ЗИМ). [ 15 ] Модернизированные танки прошли полевые испытания в апреле 2021 года. [ 16 ] и некоторые из них были выставлены на параде в честь Дня независимости в августе.
- Т-64БВ образца 2017 года
В 2019 году "Укроборонпром" сообщал, что Харьковский бронетанковый завод (ХБТЗ) поставил ВСУ более 100 обновленных танков. [ 17 ] В модернизированных танках установлены новые тепловизоры для всего экипажа, удален инфракрасный прожектор «Луна», установлен украинский ночной прицел ТПН-1-ТПВ вместо ТПН1-49-23, модули динамической защиты «Ниж», предназначенные для замены болтового крепления на башнях Т-64БВ, Сетевой блок спутниковой навигации СН-4215 и цифровая радиостанция «Лыбидь К-2РБ» (по лицензии Motorola), обеспечивающая защищенную связь с радиусом действия 70 км. [ нужна ссылка ] В августе 2019 года "Укроборонпром" сообщил, что Львовский бронетанковый завод (ЛБТЗ) также приступил к модернизации Т-64 до образца 2017 года. [ 18 ]
- Т-64БВ образца 2022 года
В начале 2022 года сообщалось, что "Укроборонпром" испытывает очередную модернизацию Т-64БВ по заказу Минобороны Украины. Танк имеет «новые наблюдательно-прицельные устройства третьего поколения» и оснащен новым 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом Snipex Laska K-2. Он оснащен «новыми современными радиостанциями» и дополнительными «системами навигации, внутренней и внешней связи, полностью отвечающими стандартам НАТО». Внешние топливные баки теперь также защищены стальными пластинами толщиной 12 мм. [ 19 ]
История производства
[ редактировать ]Различные источники расходятся во мнениях относительно первоначальной даты производства танка, которая приходится на 1963 и 1967 годы. Однако обычно считается, что Т-64 официально поступил на вооружение армии в 1967 году и был публично представлен в 1970 году. [ 20 ] [ 21 ] Т-64 представлял собой высокотехнологичное предложение ХКБМ, призванное заменить тяжелые танки ИС-3 и Т-10 в отдельных танковых батальонах. Между тем, Т-72 должен был заменить Т-55 и Т-62 при оснащении основной массы советских танковых и механизированных войск, а также для партнеров по экспорту и государств-сателлитов восточного блока.
В нем был представлен новый автомат заряжания, который до сих пор используется на всех стоящих на вооружении Т-64, а также на всех вариантах Т-80, кроме украинского Т-84-120 . Опытные образцы Т-64 имели ту же 115-мм гладкоствольную пушку, что и Т-62, запущенные в серийное производство - 125-мм орудие.
Хотя Т-64 был лучшим танком, он был более дорогим и физически сложным и производился в меньшем количестве. Т-72 механически проще и легче обслуживается в полевых условиях, соответственно проще и процесс его изготовления. В свете советской доктрины лучшие Т-64 были готовы и зарезервированы для выполнения самой важной задачи: потенциального начала войны в Европе.
оснащенным «Чифтеном» В советское время Т-64 в основном состоял на вооружении частей, дислоцированных в Восточной Германии, противостоящих частям БАОР, . Т-64 на экспорт не поставлялись. Многие Т-64 оказались на вооружении России и Украины после распада Советского Союза.
Модели
[ редактировать ]- Обьект 430 (1957 г.) - Опытный образец со Д-10Т 100-мм пушкой , броней 120 мм , двигателем 4ТПД мощностью 580 л.с. (427 кВт), 36 тонн.
- «Обьект 430У» — проект, оснащенный 122-мм пушкой и бронёй 160 мм.
- Т-64 или Обьект 432 (1961 г.) - прототип со 115-мм пушкой Д-68, затем первоначальный серийный вариант с теми же характеристиками, выпущено около 600 танков. [ 22 ]
- Т-64Р ( перестроенный , перестроенный) [ 23 ] или Обьект 432Р - модернизированный в 1977–1981 годах с внешним шасси от Т-64А, но по-прежнему со 115-мм пушкой. Т-64 модернизирован до стандарта Т-64А. Сохранность 115-мм орудия сомнительна.
- Т-64А или Обьект 434 — 125-мм пушка, «жаберные» броневые юбки, модифицированный прицел, подвеска на четвертом опорном катке.
- Т-64Т ГТД-3ТЛ мощностью 700 л.с. (515 кВт) (1963 г.) — опытный вариант с газовой турбиной .
- Ob'yekt 436 – Alternative version of Ob'yekt 432 with a V-45 engine. Three built.
- Ob'yekt 438 and Ob'yekt 439 – Ob'yekt 434 with V-45 diesel engine.
- Т-64АК или Обьект 446 (1972 г.) - командирский вариант, с радиостанцией Р-130М и телескопической антенной длиной 10 м (33 фута), навигационной системой ТНА-3, без зенитного пулемета, несущей 38 снарядов к основному орудию. боеприпасы.
- Объект 447 - Прототип Т-64Б. По сути, это Т-64А с комплексом 9К112 «Кобра» и прицелом 1Г21. Это «Т-64А», выставленный в киевском музее.
- Т-64Б или Обьект 447А (1976 г.) - с модернизированной броней, системой управления огнем 1А33, ПТРК 9К112-1 «Кобра» ( код НАТО «АТ-8 Songster»), прицелом ТПН-1-49-23, Пушка 2А46-2, стабилизатор 2Э26М и заряжающее 6ЭЦ40. Более поздние модели Б/БВ имеют более современные системы 1А33-1, ТПН-3-49, 2Э42 и пушку 2А46М-1. С 1985 года Т-64Б оснащался усиленной лобовой броней; старые танки были модернизированы 16-мм бронелистом. Танки, оснащенные двигателем 6ДТ мощностью 1000 л.с., известны как Т-64БМ .
- Т-64БВ - оснащен динамической броней «Контакт-1» и 81-мм дымовыми гранатометами «Туча» слева от башни.
- Т-64БМ2 или Обьект 447АМ-2 - динамическая броня «Контакт-5», резиновые защитные юбки, система управления огнем 1А43У, заряжающее 6ЭЦ43 и возможность стрельбы ракетой 9К119 (код НАТО «АТ-11А Снайпер»), 5ТДФМ мощностью 850 л.с. (625 кВт) двигатель.
- Т-64У , Т-64БМ Булат , или Обьект 447АМ-1 — украинская модернизация, доводящая Т-64Б до стандарта Т-84 . Оснащен динамической броней «Ниж» , ракетой 9К120 «Рефлекс» (код НАТО АТ-11 «Снайпер»), системой управления огнем 1А45 «Иртыш», прицелом командира ТКН-4С, зенитным пулеметным прицелом ПЗУ-7, ночным прицелом ТПН-4Э «Буран-Э», 6ТДФ 1000- (735 кВт) двигатель. Т-64У — один из двух вариантов программы модернизации 1990-х годов, а «Булат» — самая последняя модернизация 2004 года.
- Т-64Б1 или «Обьект 437» - то же, что Б без системы управления огнем и «Кобра», несущий 37 снарядов.
- Т-64Б1М - Т-64Б1 с двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с., модернизированной башней и улучшенным бронированием. Программа модернизации 1970-х годов (в результате появились Т-64АМ, АКМ, БМ и Б1М; БМ - это не то же самое, что Т-64БМ «Булат» 2004 года). Никогда не поступал в массовое производство.
- Т-64БК и Т-64Б1К или Обьект 446Б - командирские варианты с радиостанцией Р-130М и телескопической антенной длиной 10 м, навигационной системой ТНА-3 и ВСУ АБ-1П/30, без зенитного пулемета, с 28 снарядов.
- Объект 476 - Пять прототипов с двигателем 6ТДФ, опытные образцы для разработки Т-80УД.
- БРЭМ-64 или Обьект 447Т - Бронированная эвакуационная машина с легким 2,5-тонным краном, бульдозерным отвалом, фаркопом, сварочным оборудованием и т. д. Было построено лишь небольшое количество.
- Т-55-64 - Сильно модернизированный Т-55 с полным корпусом и шасси Т-64, оснащенным динамической защитой «Контакт-1». Прототип.
- T-Rex - украинский концепт Т-64 с беспилотной башней. [ 24 ]
- Т-64 с башней Т-72А - узбекский Т-64 с установленной башней Т-72А. [ 25 ]
Модернизации
[ редактировать ]Т-64
- 1977–1981 гг. — доведение до стандарта Т-64Р , реорганизация внешнего оборудования как на Т-64А.
Т-64А , Т-64АК
- 1972 г. Модернизация, усовершенствование управления огнем (ТПД-2-49 и ТПН-1-49-23), размещение пулемета НСВТ на электрической башне, радиостанции Р-123М.
- 1973 г. — модернизированная башня с улучшенной бронезащитой.
- Модернизация 1975 года, новый стабилизатор 2Э28М, заряжающее 6ЭЦ10М, многотопливный двигатель, пушка 2А46-1 и прибор ночного видения ТНПА-65 .
- В 1979 году представлены дымовые гранатометы «Туча».
- 1980 г. Резиновые юбки на подвеске вместо жаберной защиты.
- Модернизация 1981 года, два комплекта по шесть дымовых гранатометов 902А.
- 1983 Т-64АМ , Т-64АКМ , некоторые танки при ТО оснащались двигателем 6ТДФ.
- 1985 г. Установка ЗУ "Контакт-1" при капитальном ремонте. Модернизированные танки получили обозначение Т-64АВ. За счет установки динамической защиты «Туча» была перенесена из передней части башни в левый борт.
Т-64Б , Т-64Б1 , Т-64БК , Т-64Б1К
- В 1979 году представлены дымовые гранатометы «Туча».
- 1980 г. Резиновые юбки на подвеске вместо жаберной защиты.
- Модернизация 1981 года, 2 комплекта по четыре дымовых гранатомета 902Б2 (фактически это относится к установке динамической защиты с 1985 года), пушка 2А26М1.
- 1983 Т-64БМ , Т-64Б1М , Т-64БМК и Т-64Б1МК : некоторые танки при техническом обслуживании оснащались двигателем 6ТДФ.
- 1985 г. Т-64БВ , Т-64БВ1 , Т-64БВК и Т-64БВ1К : с динамической броней «Контакт-1», дымовые гранатометы слева от башни.
- БМ Булат - модернизация Т-64 завода Малышева на Украине (см. выше). [ 12 ] [ 13 ]
- 2011 Т-64Э
- 2017 г. Тип Т-64БВ 2017 г .: ночной прицел ТПН1-49-23 заменен на ТПН-1-ТПВ производства «Тримен-Украина», добавлена спутниковая навигационная система СН-4215 от «Оризон-Навигация», новая цифровая радиостанция «Лыбидь-К 2РБ», удален инфракрасный прожектор «Луна». и улучшенные блоки динамической защиты. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Эту модернизацию для танков Т-64БВ получила 14-я механизированная бригада , участвовавшая в Strong Europe Tank Challenge 2017, и к 2020 году на вооружении находилось более двухсот таких танков. [ 29 ] [ 30 ]
- 2020 Т-64МВ — модернизация Т-64 для Вооружённых Сил Республики Узбекистан , состоит из установки более современного двигателя, динамической защиты, предкрылковой брони и цифровой радиосистемы. [ 25 ] [ 31 ]
Варианты
[ редактировать ]- БМПВ-64 — Тяжелая боевая машина пехоты, созданная на базе шасси Т-64, но с полностью переработанным корпусом с одним входным люком в корме. Вооружение состоит из дистанционно управляемой 30-мм автоматической пушки и 7,62-мм пулемета. Боевая масса составляет 34,5 тонны. Первый прототип был готов в 2005 году. [ 32 ] [ 33 ]
- БТРВ-64 - аналогичная версия БТР. [ 33 ]
- УМБП-64 - модифицированная версия, которая послужит основой для нескольких (планируемых) специализированных машин, включая машину огневой поддержки, машину скорой помощи и машину ПВО.
- БМПТ-К-64 - этот вариант не гусеничный, но имеет новую четырехосную подвеску, аналогичную серии советских БТР. Машина оснащена двигателем 5ТДФ-А/700 и имеет боевую массу 17,7 тонны. Он оснащен RCWS и может перевозить 3+8 человек. Только прототип.
- БМПТ-64 Страж (кириллица: Страж , переводится как страж) — машина огневой поддержки, вооруженная двумя 30-мм автопушками , двумя пулеметами ПК , четырьмя ПТУР-пусковыми установками и одним АГ-17 гранатометом , разработки Житомирского бронетанкового завода . [ 34 ] [ 35 ]
- БАТ-2 - Быстрая боевая инженерная машина с двигателем, нижней частью корпуса и подвеской «малые опорные катки» от Т-64. [ 36 ] 40-тонный трактор оснащен очень большим регулируемым по всем осям V-образным гидравлическим бульдозерным отвалом спереди, одним шипом рыхлителя почвы сзади и 2-тонным краном сверху. В боевом отделении размещаются 8 человек (водитель, командир, радисты плюс саперное отделение из пяти человек для выполнения спешенных задач). Высокопроизводительный БАТ-2 был разработан для замены старого на базе Т-54 /АТ-Т БАТ-М , но союзники по Варшавскому договору получили лишь небольшое количество из-за его высокой цены, а старые и новые машины служили вместе в конце холодной войны. .
- УМР-64 - украинская разработка с использованием излишков Т-64 для создания конструкции тяжелого БТР/БМП, которая, в свою очередь, задумана как основа нового семейства боевых и вспомогательных машин. Базовая переделка включает перемещение моторного отделения вперед и одновременное удаление башни и обычного боевого отделения. Это позволяет установить любой из 15 различных «функциональных модулей» весом до 22 тонн. Одним из таких вариантов является тяжелая БМП, получившая обозначение БМП-64Е , которая сочетает в себе размещение до 10 военнослужащих (не включая водителя) с системой дистанционного вооружения . Версия тяжелого БТР получила обозначение БТР-64Е и не только может перевозить больше солдат (за счет RWS), но и оснащена большими бронированными двойными люками в задней части для быстрой погрузки и высадки. Другие варианты включают универсальный транспорт снабжения ( УМБП-64 ), «высокозащищенную командно-штабную машину массой до 41 тонны» и 120-мм минометный транспортер. Харьковский бронетанковый завод ( Завод 311 ). За проектом стоит [ 37 ] Текущий статус программы по состоянию на начало 2014 года неясен.
История обслуживания
[ редактировать ]Советский Союз
[ редактировать ]Т-64 поступил на вооружение в 1967 году в состав 41-й гвардейской танковой дивизии Киевского военного округа . [ 38 ] Предполагается, что это было разумно из-за близости подразделения к заводу и серьезных проблем с вводом в эксплуатацию, которые требовали постоянного присутствия заводского вспомогательного персонала в подразделении во время приемки и первоначального обучения экипажа и обслуживающего персонала на новом типе. . Судя по всему, танк оставался секретным для Запада в течение нескольких лет с момента его запуска в производство в первой половине 1960-х годов до официального принятия в Советскую Армию в 1967 году.
Т-64А начал развертываться в западных военных округах Советского Союза в 1970-х годах и постепенно был развернут в частях первой линии Группы советских войск в Германии в Восточной Германии и советских войсках в соседних государствах Варшавского договора . Первым подразделением GSFG, получившим Т-64А, была 14-я гвардейская мотострелковая дивизия в Ютербоге , которая в 1982 году стала 32-й гвардейской танковой дивизией. Когда НАТО обнаружило новый танк после того, как он был впервые переброшен в Восточную Германию, первоначально он был ошибочно идентифицирован как Т-72. Т-64 в основном служил в советских танковых частях на севере Восточной Германии, входивших в состав 2-й гвардейской танковой армии , 3-й армии и 20-й гвардейской армии , хотя его начали снимать с вооружения и заменять более новыми Т-80БВ. Т-80У до вывода советских войск из Германии в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Однако когда советские войска были выведены из Германии, двух дивизиях и 6-й отдельной гвардейской мотострелковой бригаде . Т-64 по-прежнему эксплуатировались в [ 39 ]
В сентябре 1990 года Советский Союз имел на вооружении 3982 Т-64 к западу от Урала, из них 2091 — на Украине. Из них 1386 Т-64А, 220 Т-64АК, 1192 Т-64Б, 159 Т-64БВ, 420 Т-64Б1, 27 Т-64Б1К/БВ1К и 578 Т-64Р. [ 39 ] В советский период Т-64 никогда не поставлялся на экспорт. [ 40 ]
Обычно сообщается, что Т-64 не использовался в советско-афганской войне , поскольку 40-я советская армия дислоцированная там использовала танки Т-54/55 и Т-62, возможно, из-за ограниченной полезности танков в горной войне. . Небольшое количество танков Т-64 прошло испытания в Афганистане [ 41 ] в январе 1980 года, но были быстро выведены, так и не приняв участия в боевых действиях, поскольку их двигатели плохо работали на большой высоте, необходимой для операций в Афганистане. [ 40 ]
Постсоветский период
[ редактировать ]После распада Советского Союза в 1991 году новые Сухопутные войска России решили стандартизировать танковый парк Т-72 и Т-80, а Т-64 постепенно были отправлены в резерв или списаны. [ 39 ]
В июне 1992 года 18 бывших советских танков Т-64БВ из Одесского военного округа были 59-й гвардейской мотострелковой дивизии переданы Приднестровской армии , участвовавшей в Приднестровской войне . Два Т-64 были выведены из строя войсками Сухопутных войск Молдовы под Бендерами в ходе приднестровских контратак. [ 42 ] один из которых был подбит МТ-12 100-мм противотанковой пушкой . Эти действия стали первым боевым применением танка. [ 40 ]
Украина
[ редактировать ]Украина развернула свои Т-64 во время первоначального начала войны на Донбассе . [ 43 ] Сообщается, что в 2014 году в результате боевых действий противника было потеряно около 300 украинских Т-64. [ 43 ] По меньшей мере 20 человек были брошены во время беспорядочного вывода войск и впоследствии захвачены пророссийскими сепаратистами Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики . [ 43 ] В июне 2014 года Россия начала реактивировать Т-64 из своих резервных запасов и также передавать их сепаратистам. [ 44 ] [ 45 ] Передача излишков Т-64 сепаратистам считалась экономически эффективной и сомнительной, поскольку российские военные больше не использовали эти танки, и их можно было выдать за отдельные образцы, захваченные у украинской армии. [ 46 ] Представители американской разведки отметили, что «Россия будет утверждать, что эти танки были забраны у украинских сил... [но] мы уверены, что эти танки прибыли из России». [ 46 ] Сепаратистские Т-64, подаренные Россией, можно отличить по отсутствию украинской маркировки и модернизаций. [ 45 ] К началу 2022 года в армиях сепаратистов совокупно находилось чуть более 100 Т-64 различных марок и конфигураций. [ 43 ]
находилось около 40 Т-64БВ В феврале 2014 года в Крыму . [ 43 ] Первоначально Россия конфисковала эти танки после аннексии полуострова , однако в июне они были возвращены украинскому правительству. [ 43 ]
Т-64 используются как Украиной, так и пророссийскими сепаратистами во время российского вторжения в Украину в 2022 году . [ 47 ] [ 48 ] На ранних этапах вторжения российские войска захватили несколько украинских Т-64 и передали их сепаратистам. [ 43 ] К концу 2022 года украинская армия потеряла захваченными или уничтоженными 276 Т-64. [ 49 ] Пророссийские силы также потеряли 50 Т-64 в 2022 году. [ 50 ]
Экипажи Т-64 были призваны выполнять роль артиллерии, что привело к нехватке 125-мм боеприпасов. Экипажи танков Т-64 полагаются на ударные вертолеты и беспилотники, после стрельбы по цели перемещают позиции и снова ведут огонь. Если российские войска отправят пехоту непосредственно на поле боя, то экипажи Т-64 должны будут непосредственно поддерживать пехоту. 21 декабря 2022 года администрация Байдена впервые объявила о пакете помощи, включающем дополнительные 100 000 патронов к 125-мм танковым боеприпасам. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
Другая дипломатическая служба
[ редактировать ]Пять Т-64 были поставлены силам УНИТА в какой-то момент во время гражданской войны в Анголе . [ 55 ] Происхождение этих танков неясно, но некоторое их количество также было захвачено силами МПЛА . [ 56 ] Согласно видеоматериалам, как минимум один был уничтожен в бою. [ 57 ]
Вооруженные силы Демократической Республики Конго с конца 2016 года получили 25 Т-64Б1М. Они были замечены в середине 2017 года при патрулировании в Касаи во время восстания Камвина Нсапу . [ 58 ]
Возможности и ограничения
[ редактировать ]Имея довольно нетрадиционную конструкцию, Т-64 имел несколько особенностей, которые отличали его не только от предыдущих танков, но и от визуально похожего Т-72, многие из которых были связаны с его более высокой механической сложностью:
Огневая мощь
[ редактировать ]- Гидравлический автомат заряжания «Корзина» Т-64 размещает снаряды горизонтально в нижней части башни, обращенной к центру, а порох заряжается вертикально вдоль внешнего края обоймы башни спереди вниз. Напротив, в механизме «Казетта» Т-72 метательный заряд размещается поверх соответствующего снаряда, также горизонтально.
- Будучи гидравлическим, тип «Корзина» создавал риск возгорания гидравлической жидкости в случае повреждения в бою. Cazette, напротив, электрический.
- Корзинчатого типа складывает люльку для снарядов вверх от пола и вертикально к люльке для снарядов, к которой она прикреплена шарнирно, перемещая обе части в верхнюю турель. Приближаясь к орудию, люлька для снаряда выдвигается вперед, разворачивая обе люльки и боеприпасы в прямую линию, готовую к вставке. Люльки Cazette фиксированы, порох уложен поверх снаряда, а узел с двумя люльками должен поднять пороховую часть над орудием, чтобы сначала зарядить снаряд, затем отвести назад механический толкатель, опустить пороховую часть и вставить ее с помощью второе использование толкателя. Это увеличивает время заряжания Т-72 примерно на одну секунду. Таким образом, общее время загрузки составляет ~6–13 с у Т-64/80 против ~7–15 у Т-72.
- За счет большего диаметра «Корзинка» вмещает снаряд и метательные части на 6 дополнительных выстрелов по сравнению с «Казеттой» Т-72 (28 против 22).
- Из-за большего диаметра кольца люльки снаряда типа «Корзина» Т-64 и более поздние версии Т-80 имеют более высокий предел максимальной длины бронебойных подкалиберных снарядов с оперенной стабилизацией (APFSDS), что обеспечивает превосходные противобронебойные характеристики. относительно более коротких снарядов, используемых Т-72.
- Автомат заряжания Т-64 более надежен и менее чувствителен к тряске при движении по бездорожью. Он также имеет «последовательный» режим огня, при котором подача в орудие однотипных снарядов происходит менее чем за пять секунд. В современных версиях он также может поворачиваться назад, чтобы сохранить хорошую скорость в конце последовательности загрузки.
- Ранние версии корзинчатого автомата заряжания не имели функций безопасности и были опасны для экипажей танков (особенно для наводчика, который сидел рядом): конечности могли легко зацепиться за механизмы, вращающиеся вокруг экипажа, что приводило к травмам и гибели. Гильза, неосознанно зацепившаяся за одну из движущихся частей автомата заряжания, также могла затянуть члена экипажа в аппарат при выстреле. [ 9 ]
- Башенка командира танка обеспечивает хороший обзор, управление зенитным пулеметом возможно изнутри башни; при необходимости командир также может управлять основным прицелом орудия
- Башня была плохо сконфигурирована, чтобы позволить экипажу вручную заряжать орудие в случае поломки автомата заряжания. В таких ситуациях скорострельность обычно снижалась до ужасных одного выстрела в минуту, поскольку наводчик возился с неуклюжей задачей обхода сломанного автомата, чтобы зарядить орудие. [ 9 ]
- Хотя двухкомпонентный боекомплект позволяет осуществлять быструю перезарядку орудия в бою, пополнение автомата заряжания происходит достаточно медленно.
Движение
[ редактировать ]- Из-за меньшего веса, чем Т-72 (около 3 тонн), Т-64 имеет несколько лучшую стратегическую и оперативную мобильность (меньший износ танкотранспортного оборудования и меньший расход топлива на пройденное расстояние).
- Вождение кажется гораздо менее утомительным для экипажа благодаря вспомогательному управлению и более гибкой подвеске. [ 59 ]
- Система подвески имела совершенно новую и усовершенствованную конструкцию и подвергалась различным отказам с необычно высокой частотой. Из-за этих проблем бригады гражданских механиков заводов Т-64 были «полупостоянными жителями» советских танковых частей на раннем этапе первоначального принятия на вооружение Т-64. [ 60 ]
- 5ТДФ Оппозитно-поршневой двигатель , будучи мощным и компактным, был очень привередлив и склонен к неисправностям и возгораниям. Российский эксперт Виктор Мураховский , тогдашний командир батальона Группы советских войск в Германии, вспоминал, что в его части количество двигателей, требующих капитального ремонта, приближалось к одному на танк в год. Он также отметил сложность запуска этого двигателя, особенно во влажные немецкие зимы, и то, что вспомогательные средства запуска, используемые солдатами, такие как впрыск воздуха под высоким давлением и / или впрыск масла, часто вызывали возгорание двигателя.
Защита
[ редактировать ]- Магазины автомата заряжания корзинчатого типа, как говорилось ранее, метательные заряды расположены вертикально, задняя часть заканчивается почти на той же высоте, что и крыша корпуса. В сочетании с большим диаметром всего узла автомата заряжания общий больший размер этого типа по сравнению с кассетой значительно увеличивает вероятность воспламенения боеприпасов при прямом попадании любого оружия, проникшего в боевое отделение. Проблема в значительной степени неактуальна, если полный боекомплект перевозится вне автомата заряжания, но Т-72, несущий только боеприпасы автомата заряжания, гораздо более живуч, чем Т-64 в аналогичной ситуации, благодаря компактным размерам хранилища боеприпасов типа Cazette.
- Было обнаружено, что небольшие и легкие опорные катки Т-64 менее устойчивы к противотанковым минам, чем более крупные опорные катки Т-72 и предыдущих советских средних танков.
- Из-за малого диаметра опорных катков и вертикального расположения метательных зарядов в автомате заряжания заряды опасны при попаданиях, пробивающих 85-мм бортовую броню корпуса, и расположены на такой высоте, что они слишком высоки для защиты опорных катков, но слишком низкий, чтобы быть полностью защищенным бронепанелями боковой юбки.
- В то время как многие предыдущие танки имели экипаж из 4 или 5 человек, у Т-64 и Т-72 экипаж состоит из трех человек. Это позволяет четвертому человеку оставаться в относительной безопасности вдали от боя и выполнять другие обязанности до тех пор, пока танк не вернется для обслуживания и пополнения запасов. Потенциально он и другие потенциальные погрузчики могут быть переведены на работу по техническому обслуживанию и пополнению запасов для оказания помощи экипажам других возвращающихся танков, что улучшит качество обслуживания, поскольку экипаж внутри танков, скорее всего, будет утомлен после нескольких часов работы.
- Из-за меньших физических характеристик благодаря конструкции из трех человек + автомат заряжания Т-64 и Т-72 имеют меньшую теоретическую логистическую нагрузку, чем танки такого же количества, использующие человека-заряжающего. Это снижает вероятность обнаружения и атаки на логистическую цепочку, а также снижает потенциальные потери.
- Вопреки преимуществу оставления четвертого члена экипажа в пользу использования автомата заряжания это также создает трудности с немедленной заменой раненого члена экипажа во время боя. По сравнению с танками, рассчитанными на четырех человек, существует возможность того, что раненого члена экипажа перетащат с сиденья в помещение заряжающего для немедленной обработки раны, пока танк отступает. В более тесных конструкциях, рассчитанных на трех человек, такое пустое пространство не всегда доступно, и перемещение между башней и корпусом может быть в первую очередь затруднено. Существует также аргумент, что четвертый член экипажа может заменить любого другого из трех членов экипажа в случае травмы, однако такая возможность может существовать и в конструкциях с тремя людьми, если резервирование органов управления вооружением позволяет временно управлять башней одному человеку.
- Из-за ограничений по массе силового агрегата Т-64 имел меньшую общую мощность для доработок, увеличивающих вес танка. Поскольку улучшение брони, как правило, требует больших затрат по весу, чем, скажем, замена орудийной оптики и приводов башни/наводки на более точные версии, это означает, что Т-64 имеет большие ограничения с точки зрения улучшения защиты, чем более тяжелый Т-72. , который с самого начала был разработан с более прочной трансмиссией.
Проблемы обслуживания экипажа из 3 и 4 человек
[ редактировать ]Хотя наличие меньших танковых экипажей (три против обычных четырех) является преимуществом, поскольку теоретически можно выставить на поле больше танков с использованием того же количества солдат, есть и серьезные недостатки. Танки требуют частого обслуживания и дозаправки, и большая часть этой работы требует физических усилий, для выполнения которых приходится работать вместе нескольким людям. Большую часть времени эти обязанности также выполняются в конце долгого рабочего дня, когда все в танке утомлены. Наличие на одного члена экипажа меньшего количества для выполнения этих задач увеличивает нагрузку на оставшихся трех человек и увеличивает частоту неудачного или пропуска технического обслуживания. Эта проблема усугубляется, если командир танка также является офицером, которому часто приходится выполнять другие обязанности, например, проводить совещания на высшем уровне, в результате чего для обслуживания танка остается только два человека. [ 61 ] Все это означает, что танки с экипажем из трех человек чаще страдают от утомления человека, снижающего производительность, а также от механических неисправностей, устранение которых занимает больше времени и которые не позволяют танку выйти на поле боя. Эти проблемы усугубляются в течение длительных периодов времени операций.
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- Демократическая Республика Конго – от 25 до 50 танков Т-64Б1М, полученных от Украины в 2016 году. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
- Приднестровье - на вооружении 18 Т-64БВ.
- Россия - примерно 4000 в 1995 году. В 2014 году у России было около 2000, которые были выведены из эксплуатации и предположительно подлежат уничтожению. [ 7 ] по данным НАТО [ 66 ] и Госдепартамент США . [ 67 ] Т-64А и Т-64БВ, в том числе Зр. Варианты 2017 года использовались пророссийскими силами при вторжении на Украину . [ 68 ] [ 69 ]
- Украина - по состоянию на 1995 г. на вооружении находилось 2345 штук, [ 70 ] 2250 по состоянию на 2000 год, [ 71 ] 2215 по состоянию на 2005 г., [ 72 ] 1667 по состоянию на 2010 год, [ 73 ] По состоянию на 2015 год 700 Т-64БВ и Т-64БМ Булат на вооружении и 650 Т-64 на хранении. [ 74 ] К августу 2019 года Харьковский бронетанковый завод (ХБТЗ) модернизировал более 150 Т-64БВ до нового стандарта образца 2017 года, а Львовский бронетанковый завод (ЛБТЗ) также начал поставки этой модели. [ 30 ] В 2020 году на вооружении Украины имелось более 720 Т-64БВ 2017 года, Т-64БМ «Булат» и Т-64БВ, а на хранении — 578 Т-64. [ 75 ] Во время вторжения в Украину в 2022 году также были замечены некоторые старые Т-64А и Т-64Б. [ 76 ]
- Донецкая Народная Республика - несколько Т-64Б, Т-64БВ и Т-64БМ на вооружении по состоянию на 2017 год. [ 77 ]
- Луганская Народная Республика - несколько Т-64Б, Т-64БВ и Т-64БМ на вооружении по состоянию на 2017 год. [ 77 ]
- Узбекистан - 100 в эксплуатации по состоянию на 2017 год. [ 78 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- УНИТА - 5 использовались во время гражданской войны в Анголе ; Происхождение этих танков неясно. [ 55 ] [ 56 ]
- Советский Союз [ 79 ] – передано государствам-преемникам.
Технические характеристики (Т-64БВ)
[ редактировать ]Размеры
[ редактировать ]- Длина (пушка вперед): 9,225 м. [ 82 ]
- Длина (без пушки): 6,54 м.
- Ширина: 3,6 м [ 82 ]
- Высота: 2,17 м [ 82 ]
- Вес: 42,5 т [ 82 ]
Экипаж
[ редактировать ]Трое мужчин:
- командир
- водитель
- наводчик
Движение
[ редактировать ]- Двигатель: 5ТДФ многотопливный ( дизель , керосин и бензин) с 5 оппозитными цилиндрами, 10 поршней, 13,6 л. Развивает мощность 700 л.с. (515 кВт) при 2800 об/мин, расход от 170 до 200 литров на 100 км.
- Трансмиссия: два боковых редуктора с семью передними и одной задней передачей.
- Три внутренних бака емкостью 740 л, два на крыльях по 140 л и два сбрасываемых бака по 200 л в кормовой части шасси.
Производительность
[ редактировать ]- Макс. скорость по дороге: 60,5 км/ч.
- Максимальная скорость по бездорожью: 35 км/ч.
- Удельная мощность : 16,2 л.с./т (11,9 кВт/т).
- Дальность: 500 км, 700 км с дополнительными баками.
- Давление на грунт: 0,9 кгс /см. 2 (88 кПа, 12,8 фунтов на квадратный дюйм).
- Способен преодолевать 1,8 м воды без подготовки и 5 м с трубками .
- Пересекает траншею шириной 2,8 м.
- Пересекает препятствие высотой 0,8 м.
- Макс. наклон 30°.
Вооружение
[ редактировать ]- 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 (Д-81ТМ) с карусельным заряжанием 6ЭЦ40, 28 выстрелов, скорострельность 8 выстрелов в минуту, 36 закладных выстрелов (8 х 9М112М "Кобра" (код НАТО "АТ-8 Songster"), 28 снарядов ). Все доступные корпуса имеют плавниковую стабилизацию:
- противопехотный (АПЕРС) вариант 3УОФ-36, 3ОВФ-22, обладающий несколькими пробивными способностями.
- бронебойные снаряды (БПФСДС) 3УБМ-17 или 3УБМ-19 или более ранние с дополнительным зарядом, придающим им начальную скорость около 1800 м/с.
- кумулятивные снаряды 3ВУК-25 или 3УБК-21.
- спаренный пулемет ПКТ калибра 7,62 мм с боезапасом 1250 патронов.
- дистанционно управляемый зенитный пулемет 12,7 мм НСВТ «Утёс» с боезапасом 300 патронов.
- 4+4 (Т-64Б) или 6+6 (Т-64А) 81-мм дымовых минометов 902Б «Туча-2».
Оборудование
[ редактировать ]- Система управления огнем 1А33 в составе:
- Радиоуправление ракетами 9К112 «Кобра» (код НАТО «АТ-8 Songster»), запускаемыми из пушки.
- Гидростабилизатор 2Э28М (диапазон вертикали от −5°20’ до +15°15’)
- Дневной прицел наводчика 1Г42 со встроенным лазерным телеметром.
- Активный ночной ИК-прицел ТПН-1-49-23.
- ИК-проектор L2G слева от пистолета для освещения.
- Баллистический вычислитель 1В517.
- Анемометрический манометр 1Б11.
- Башенка командира танка оснащена:
- ПКН-4С комбинированный дневной и ночной прицел, обеспечивающий обзор на 360° и возможность вести огонь из основного вооружения.
- Зенитный прицел ПЗУ-6.
- 2-осевой электрический стабилизатор 2Z20 (диапазон вертикали от −3° до +70°).
- Прибор ночного видения механика-водителя ТПН-3-49 или ТПН-4 и ТВН-4.
- Радиостанция Р-173М.
- ХБРЯ . защита с детекторами радиации и избыточным давлением в общем отсеке
- Две трубки для переправы через реки глубиной до 5 м.
- Спереди может быть установлен плуг для разминирования КМТ-6.
Защита
[ редактировать ]- 3-слойная композитная броня ( формула К ) толщиной от 450 до 20 мм:
- Передняя часть: сталь 120 мм, стекловолокно 105 мм, сталь 40 мм.
- Боковины: сталь 80 мм.
- Лоб башни: сталь 150 мм, стекловолокно 150 мм, сталь 40 мм.
- Боковые резиновые юбки, защищающие верхнюю часть подвески.
- Реактивный кирпич Контакт-1, покрытие:
- Передняя и боковая часть башни
- Гласис
- Боковые юбки
См. также
[ редактировать ]- Список танков
- Список советских танков
- Т-72 – ( Советский Союз )
- Т-80 – ( Советский Союз )
- Т-84 – ( Украина )
- Т-90 – ( Советский Союз, Россия )
- Т-95 – ( Россия )
- 125-мм гладкоствольный боеприпас
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Советские танковые программы . Архивировано 24 сентября 2015 г. на странице 12 Wayback Machine, опубликованной ЦРУ в соответствии с Законом о свободе информации.
- ^ Основной боевой танк Т-64А. Архивировано 9 февраля 2015 г. в Wayback Machine Харьковский машиностроительный завод им. Морозова.
- ^ Сьюэлл 1998 , с. 28-29.
- ^ Три танкера , заархивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine (Три танкера).
- ^ Сьюэлл 1998 , с. 46: «Советы рассматривали поколения танков таким образом: 1920–1945 годы — первое поколение; 1946–1960 годы — второе поколение; 1961–1980 годы — третье поколение; и 1981 год — настоящее время — четвертое поколение. Т-80, выпущенный в 1976 году, они считают, что не создали настоящую конструкцию танка четвертого поколения. Для сравнения, они считают M1, Challenger и Leopard 2 четвертым поколением, а LeClerc — пятым».
- ^ T-64 manual ("Танк Т-64А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1984") state T-64 as "main battle" tank, while previous T-62 and T-55 (in corresponding military manuals, like "Танк Т-62. Руководство по материальной части и эксплуатации. 1968") stated as "medium" tanks
- ^ Jump up to: а б Адриан Крофт (14 июня 2014 г.). «НАТО заявляет, что изображения вызывают подозрения, что Россия перебросила танки в Украину» . Рейтер. Архивировано из оригинала 14 июня 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
выведены из эксплуатации и подлежат уничтожению
- ^ "Основной боевой танк Т-64" . Archived from the original on 2009-09-19 . Retrieved 2010-04-22 . Main battle tank T-64 (Основной боевой танк Т-64)
- ^ Jump up to: а б с Перретт 1987 , с. 42.
- ^ «На поле боя Украина использует против России оружие советских времен» . Вашингтон Пост . 29 апреля 2022 г. Проверено 29 апреля 2022 г.
- ^ «ХКБМ – Проекты модернизации бронетехники» . morozov.com.ua. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б wknews.ru Украинская армия получила десять модернизированных Т-64 , 28 October 2010 Archived 7 November 2010 at the Wayback Machine
- ^ Jump up to: а б «Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова. Основные характеристики модернизированного боевого танка БМ Булат » . Архивировано из оригинала 19 октября 2004 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ^ " 'Завод имени Малышева' возобновил очередную партию 'Булатов' для украинской армии" [Malyshev Factory refurbished next batch of Bulats for the Ukrainian army] . UkrOboronProm (в Украину). 2019-05-03 . Retrieved 2019-07-22 .
- ^ Jump up to: а б Zhurets, Serhii (2021-07-12). "Битва за обновленный Т-64 как танк переходного периода: увидим ли его на параде" . Defence Express (in Russian) . Retrieved 2021-11-19 .
- ^ Jump up to: а б "Модернизированный "Булат" Т-64БМ2 успешно прошел огневые испытания (эксклюзивное видео)" . Defence Express (в Russian). 2021-04-23 . Retrieved 2021-11-19 .
- ^ "Модернизированный Т-64 образца 2017 года от ДП "Харьковский бронетанковый завод" - новые боевые возможности серийной боевой машины" [Modernized T-64 UkrOboronProm (в Украину). 2019-02-11 . Retrieved 2019-07-22 .
- ^ "ЛБТС наладил серийную модернизацию Т-64 к образцу 2017г" . 12 августа 2019.
- ^ «Харьковский бронетанковый завод проводит испытания танка Т-64БВ образца 2022 года» .
- ^ АРГ. «Основной боевой танк Т-64 | Military-Today.com» . Military-today.com. Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ «Танк Т64» . fas.org. Архивировано из оригинала 19 октября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Фосс 2011 , с. 119.
- ^ Сьюэлл 1998 , с. 45.
- ^ Администратор (23 января 2017 г.). «Украина разработает T-Rex, новый основной боевой танк, способный составить конкуренцию российскому ОБТ Т-14 Армата 12301171 – январь 2017 г. Global Defense Security армейская индустрия новостей – Defense Security глобальная индустрия новостей армия 2017 – Архив новостей года» . www.armyrecognition.com . Архивировано из оригинала 12 апреля 2018 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Самаркандский металлургический завод: Боевые машины Узбекистана» .
- ^ "Новая модернизация Т-64 пройдет по Крещатику" [A new T-64 modernization will parade on Khreshchatyk] . MIL.IN.UA (in Russian). 2018-08-20. Archived from the original on 2019-04-14 . Retrieved 2019-04-14 .
- ^ "Модернизация танка Т-64БВ с тепловой сионным прицелом, GPS навигацией и другими опциями начала поступать в Вооруженные Силы Украины" [T-64BV tank модернизация с термической передачей, GPS навигации, и другие возможности по передаче в Украину. MIL.IN.UA (in Russian). 2017-05-02. Archived из original на 2019-01-18 . Retrieved 2019-04-14 .
- ^ "Модернизированный Т-64 образца 2017 года от ГП "Харьковский бронетанковый завод" – новые боевые возможности серийной боевой машины" . Укроборонпром (в Украину). 2019-02-11. Archived from the original on 2019-04-14 . Retrieved 2019-04-14 .
- ^ " ВСУ получили свыше 100 танков Т-64 модификации 2017г". 11 February 2019. Archived from the original on 2019-04-14 . Retrieved 2019-04-14 .
- ^ Jump up to: а б "ХБТЗ ПОСТАВИЛ ССУ УЖЕ Свыше 150 МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ ТАНКОВ Т-64 ОБРАЗЦА 2017 ГОДА (ФОТО)" . Defence-ru.com. 2016-01-29 . Retrieved 2022-03-08 .
- ^ «Узбекистан начинает модернизацию своих ОБТ Т-64» . Джейнс.com . 28 июля 2020 г.
- ^ «Прототип тяжелого бронетранспортера БМПВ-64» . Military-Today.com . Архивировано из оригинала 29 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Т-64: Пойдет ли под нож уникальная техника? Archived 2017-12-01 на Wayback Machine (T-64: Уилье Unique Technology go "Under the Knife"?) в Russian Army) Войско Украины (
- ^ «Страж новая украинская машина огневой поддержки БМПТ на базе ОБТ Т-64 | Интернет-шоу «Оружие и безопасность 2017» Ежедневные новости | Рубрика ежедневных новостей военной выставки «Оборона и безопасность 2017» . www.armyrecognition.com . 27 октября 2017 г. Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ «Дайджест военных новостей Украины за 9-15 октября 2017 | Украинский военный портал» . 18 апреля 2021 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 г. Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ «ХМДБ – Автомобили на базе тягача МТ-Т» . morozov.com.ua. Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Бронированная Украина: итоги, потенциальные перспективы… Итоги за 15 лет «независимости». Архивировано 27 ноября 2007 г. на Wikiwix [статья 2006 г.] Емкость танка – Сталь и пламя: современные и будущие танки (Статья на русском языке). Доступ 8-го числа. апрель 2014 г.
- ^ Исби, Дэвид К. (1988). Десять миллионов штыков: внутри армий Советского Союза . Лондон: Arms and Armor Press. п. 13. ISBN 978-0-85368-774-0 .
- ^ Jump up to: а б с Zaloga 2015 , pp. 42–43.
- ^ Jump up to: а б с Zaloga 2015 , pp. 43–44.
- ^ Редди, ЛР (2002). Внутри Афганистана: конец эпохи талибов? . АПХ. п. 57. ИСБН 9788176483193 . Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Стратулат, Александру; Купер, Том (29 сентября 2003 г.). «Война в Молдове, 1992 год» . Информационная группа воздушного боя. Архивировано из оригинала 25 ноября 2005 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Роблин, Себастьян (13 октября 2022 г.). «Танк, который Советы пытались сохранить в секрете, стал символом сопротивления Украины против России» . Бизнес-инсайдер . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 27 декабря 2022 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Маркус, Джон. «Загадочные танки России и Украины» . BBC.com. Архивировано из оригинала 16 июня 2014 года . Проверено 17 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Гри, Али; Грыганский, Андрей (2015). «Путеводитель по российским танкам Т-64 на Донбассе: Часть 1» . Киев: Информируйте Napalm. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Майкл Р. (13 июня 2014 г.). «Россия отправила танки украинским повстанцам, заявляют США» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Акс, Дэвид (25 апреля 2022 г.). «Русские только что захватили один из самых редких танков украинцев» . Форбс .
- ^ «Прямо с кладбища очень редкий танк советских времен замечен на Донбассе во время сражения Украины с Россией» . Евразийская газета . 16 мая 2022 г.
- ^ «Атака на Европу: документирование потерь украинской техники во время российского вторжения в Украину» .
- ^ «Нападение на Европу: документирование потерь российской техники во время российского вторжения в Украину» .
- ^ «Украина полагается на танки советской эпохи, чтобы удерживать оборону до прибытия западных подкреплений» . 30 января 2023 г. Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ «Брифинг в четверг: могут ли поставки европейских танков переломить ситуацию в Украине?» . TheGuardian.com . 19 января 2023 г. Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ «Отчет о ситуации в Украине: Зеленский во время визита в США обеспечивает безопасность ракет «Патриот» и «точных авиационных боеприпасов» . 21 декабря 2022 г. Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ «Старые украинские танки выполняют двойную функцию боевой артиллерии под Бахмутом» . 30 декабря 2022 г. Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Совета Безопасности ООН Документ Письмо от 10 марта 2000 г. Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 864 (1993) о ситуации в Анголе, на имя Председателя Совета Безопасности S/2000/203, стр. 19–20. 10 марта 2000 г. Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «АНГОЛА РАСПАДАЕТСЯ: Взлет и падение Лусакского мирного процесса» . Архивировано из оригинала 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ «Отчет о войне в Анголе» (на португальском языке). Радио и телевидение Португалии. 1999. Архивировано 26 мая 2022 года. Проверено 26 мая 2022 года . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ «Закупки: Трагикомедия Т-64 в Конго» . Strategypage.com . 12 августа 2017 г.
- ^ Перретт 1987 , с. 43.
- ^ Перретт 1987 , с. 43-44.
- ^ Перретт 1987 , с. 42-43.
- ^ «Украинские танки Т-64Б1М в ДР Конго» .
- ^ «Сообщается, что ДРК получила танки Т-64» . Оборонная сеть . 20 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Бинни, Джереми (1 августа 2017 г.). «Поставка танка Т-64 в ДРК подтверждена» . IHS Jane’s 360 . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ «Конголезские ОБТ Т-64БВ1 еще предстоит поставить» . Армейское признание . 19 июля 2021 г. Проверено 22 июля 2021 г.
- ^ «НАТО публикует изображения: поднимает вопросы о роли России в поставках танков Украине» . Офис по связям с общественностью ШАПЕ. 14 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ «Ежедневный пресс-брифинг: 20 июня 2014 г.» . Госдепартамент США. 20 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Орикс. «Атака на Европу: документирование потерь российского оборудования во время российского вторжения в Украину в 2022 году» . Орикс . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «Атака на Европу: документирование потерь украинской техники во время российского вторжения в Украину в 2022 году» . Блог Орикса . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Международный институт стратегических исследований (1995). Военный баланс 1995-1996 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 100. ИСБН 978-0-19-828055-2 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (2000 г.). Военный баланс 2000. 2001 . Издательство Оксфордского университета. стр. 105–106. ISBN 978-0-19-929003-1 .
- ^ Лэнгтон, Кристофер (20 октября 2005 г.). Военный баланс 2005-2006 гг . Рутледж. п. 94. ИСБН 978-0-415-37393-7 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (2010 г.). Военный баланс 2010 . Группа Тейлор и Фрэнсис. стр. 195–196. ISBN 978-1-85743-557-3 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (11 февраля 2015 г.). Военный баланс 2015 . Рутледж. п. 200. ИСБН 978-1-85743-766-9 .
- ^ «Военный баланс 2020» . МИСИ . Рутледж: 212. doi : 10.1080/04597222.2020.1707966 . S2CID 219627993 . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «Атака на Европу: документирование потерь украинской техники во время российского вторжения в Украину в 2022 году» .
- ^ Jump up to: а б «Военный баланс 2017, стр. 231» . iiss.org . Архивировано из оригинала 4 ноября 2017 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ «Военный баланс 2017, стр. 232» . iiss.org . Архивировано из оригинала 4 ноября 2017 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Институт стратегических исследований (1989). Военный баланс, 1989-1990 гг . Лондон: Брасси. п. 34. ISBN 978-0080375694 .
- ^ Международный институт стратегических исследований (февраль 1995 г.). Военный баланс 1994-1995 гг . Брасси. п. 82. ИСБН 978-1-85753-115-2 .
- ^ Vladimir Tretyakov (25 February 2013). "Сухопутные войска курс молодого бойца" [Ground Forces Course for Young Fighter] (in Russian). Archived from the original on 25 January 2015 . Retrieved 23 January 2015 .
- ^ Jump up to: а б с д Основной боевой танк Т-64БВ. Архивировано 9 февраля 2015 г. в Wayback Machine в ХКБМ.
Источники
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2018 г. ) |
- Фосс, Кристофер Ф. (2011). Доспехи Джейн и артиллерия 2011–2012 (32-е изд.). Колсдон, Великобритания: IHS Jane's. ISBN 978-0-7106-2960-9 .
- Перретт, Брайан (1987). Советская бронетехника с 1945 года . Лондон: Бландфорд Пресс. ISBN 0-7137-1735-1 .
- Saenko, M., V. Chobitok (2002). Osnovnoj boevoj tank T-64 , Moscow: Eksprint. ISBN 5-94038-022-0 .
- Сьюэлл, Стивен «Печенье» (июль – август 1998 г.). «Почему три танка?» (PDF) . Броня . CVII (4). Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. ISSN 0004-2420 . ПБ-17-98-4. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 7 февраля 2016 г.
- Залога, Стивен (1992), Т-64 и Т-80 , Гонконг: Конкорд, ISBN 962-361-031-9 .
- Залога, Стивен (2015). Боевой танк Т-64: самый секретный танк холодной войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 9781472806307 .
- "Российский эксперт говорит о превосходстве украинского танка Т-64 над Т-72Б3" . unian.info . 15 февраля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Основной боевой танк Т-64 (на немецком языке)