АМХ-50
Чар М 4 / АМХ 50 | |
---|---|
![]() Литой корпус AMX 50 (опущенный) с Tourelle D в Сомюре. | |
Тип | Средний танк / тяжелый танк (заниженный вариант) |
Место происхождения | Франция |
Технические характеристики | |
Масса | 57,8 тонны (заниженная версия с башней D) |
Длина | 7,35 м (24 фута 1 дюйм) |
Ширина | 3,4 м (11 футов 2 дюйма) |
Высота | 3,35 м (11 футов 0 дюймов) |
Экипаж | 4 |
Броня | 80–120 мм (3,1–4,7 дюйма) |
Основной вооружение | 120 мм СА46 |
вторичный вооружение | 2 х 7,5-мм пулемета |
Двигатель | Майбах HL 295 12VC 850 л.с. (планируется 1200 л.с.) |
Мощность/вес | 15 л.с./тонна |
Приостановка | Торсион |
Оперативный диапазон | 250 км (160 миль) |
Максимальная скорость | 51 км/ч (32 мили в час), запланировано 65 км/ч |
AMX 50 (официальное обозначение) или AMX-50 — французский тяжелый танк, разработанный сразу после Второй мировой войны . Он был предложен последовательно как французский средний , тяжелый и основной боевой танк , включающий в себя множество передовых функций. Однако он был отменен в конце 1950-х годов из-за неблагоприятных экономических и политических обстоятельств после серьезных задержек в разработке.
Разработка
[ редактировать ]М 4
[ редактировать ]После войны французская армия не имела современных танков с тяжелым вооружением. устаревшей . Разрабатывался ARL 44, но эту машину, хотя и вооруженную мощной 90-мм пушкой, вряд ли можно было назвать современной, поскольку ее подвеска была Поэтому уже в марте 1945 года французской промышленности было предложено разработать более совершенную машину. [ 1 ] В том же году компания Ateliers de Construction d'Issy-les-Moulineaux (AMX) представила свой проект 141 — проект по созданию так называемого прототипа М 4 , вооруженного 90-мм пушкой Шнайдера 1000 м/с. с начальной скоростью и по характеристикам сравним с немецкой 8,8 cm KwK 43 . [ 2 ]
По форме М 4 очень напоминал немецкий Tiger II , хотя башня должна была быть изготовлена из сварных секций; но чтобы ограничить вес желаемыми тридцатью тоннами, пропорции были несколько меньшими, а максимальная толщина брони составляла всего тридцать миллиметров. Как и более поздние немецкие танки того времени, он имел восемь перекрывающихся опорных катков. [ 3 ] Часть проекта заключалась в изучении того, следует ли использовать современную торсионную подвеску или снизить высоту на десять сантиметров за счет установки листовых или винтовых рессор. Было заказано два прототипа М 4. Вскоре армия указала, что уровень защиты, обеспечиваемый 30-мм броней, неприемлемо низок. В ответ броня была увеличена до 80 мм. Для снижения веса было решено установить новую качающуюся башню , разработанную Compagnie des forges et aciéries de la Marine et d'Homécourt (FAMH). Тем не менее, когда в 1949 году был поставлен первый прототип, получивший теперь название AMX 50 в честь предполагаемой весовой категории, [ 4 ] он весил 53,7 тонны. Зимой 1950 года вместо 90-мм пушки была установлена 100-мм пушка конструкции Арсенала де Тарб . [ 1 ] Вскоре был готов второй прототип с несколько иной башней и со 100-мм пушкой. [ 4 ] Опытные образцы имели длину с орудием 10,43 м, ширину 3,40 м и высоту 3,41 м. Предполагалось, что на нем будет установлен двигатель мощностью 1200 л.с., позволяющий развивать скорость, намного превосходящую все существующие типы средних танков. Maybach HL 295 (модернизированный немецкий газовый двигатель, захваченный в 1945 году во Фридрихсхафене). [ 2 ] генерал-инженером Жозефом Молинье ) и дизельный двигатель Saurer. Оба не смогли обеспечить требуемую мощность, максимальная скорость не превышала 51 км/ч, а скорость по пересеченной местности — 20 км/ч. [ 2 ] Прототипы проходили испытания в период с 1950 по 1952 год.
Трансмиссия для AMX M 4 была разработана для французской армии немецкой компанией Zahnradfabrik Friedrichshafen (ZF) в 1945 году. Это была современная пятиступенчатая механическая коробка передач со встроенным двухрадиусным двойным дифференциалом рулевого управления ( Überlagerungslenkgetriebe ). Рабочие тормоза были установлены на обеих выходных сторонах трансмиссии. Они состояли из дисковых тормозов Argus типа, разработанных Германом Клауэ , аналогичных тем, которые ранее применялись в немецких танках «Тигр» и «Пантера». [ 5 ] [ 6 ]
Параллельно с M 4 с 1946 года компания AMX разработала AMX Chasseur de Char , легкобронированный 34-тонный истребитель танков на базе шасси M 4, но оснащенный современной закругленной обтекаемой башней для 90-мм пушки. Ни один прототип не был построен. [ 7 ]
СОМУА СМ
[ редактировать ]Конкурируя с AMX, компания SOMUA также разработала танк для удовлетворения спроса на тяжеловооруженную машину: Char SOMUA SM , который, однако, был задуман как Char Lourd («тяжелый танк») в шестидесятитонной весовой категории от самое начало, как М4, параллельный немецкому Тигру II. Заказ на изготовление опытного образца был дан в 1946 году. Машина была доставлена в октябре 1951 года и весила 56 тонн, но без двигателя. [ 8 ] В конечном итоге французская армия заставила обе компании работать по идентичным детальным спецификациям. В результате SOMUA SM очень напоминал AMX 50. Он также имел качающуюся башню сначала с 90-мм, а затем со 100-мм пушкой. Основное внешнее отличие заключалось в том, что девять опорных катков не перекрывались. Он не подвергался испытаниям до 1953 года, с января по июль, так как многие части не были достаточно доработаны; задержка привела к тому, что этот тип был отклонен.
АМХ 50 «120 мм»
[ редактировать ]Третий проект AMX 50 был начат в августе 1951 года. [ 4 ] Десять предсерийных машин должно было построить DEFA ( Управление исследований и производства вооружений , государственное конструкторское бюро вооружений), [ 8 ] первый был поставлен в 1953 году. Этот тип был вооружен 120-мм пушкой, также с начальной скоростью 1000 м/с, [ 2 ] в ответ на предполагаемую угрозу, исходящую от советских тяжелых танков, таких как ИС-3 [ 2 ] и Т-10 . Для размещения более крупного орудия была установлена огромная башня; изначально планировался в обычном виде, со временем было решено сделать его также колебательного типа. Броня увеличена максимум до 90 мм. Эти изменения привели к увеличению веса до 59,2 метрических тонн. С 1954 по 1955 год этот тип сделали еще тяжелее, создав версию Surblindé («Убронированный») с более низкой башней и более высоким корпусом с заостренным лобовым стеклом, как у ИС-3, в результате чего вес составил около 64 тонн, а длина линии — около 64 тонн. Толщина брони прицела до 200 мм. Поскольку это вызвало серьезные проблемы с механической надежностью, несмотря на усиленную подвеску, с 1956 по 1958 год вес был снижен до 57,8 метрических тонн за счет строительства литой нижней части корпуса, создавшей surbaisse («опущенный»). [ 8 ] с более легкой, но опять же более высокой башней Tourelle D (башня четвертого типа). Поскольку проблемы с предпочтительным двигателем Maybach сохранялись, несмотря на ограничение желаемой мощности до 1000 л.с., с 1955 года специальная группа конструкторов, привезенная из Германии, сотрудничала с заводом AMX для их решения. Она называлась Gruppe M в честь профессора Карла Майбаха , который лично возглавлял миссию из семидесяти немецких инженеров. [ 9 ] В то время оптимистично прогнозировалось, что максимальная скорость в конечном итоге может быть увеличена до 65 км/ч (40 миль в час). В итоге было построено всего пять полных прототипов AMX 50, включая окончательный корпус.
На базе шасси М 4 в 1950 году был доработан прототип тяжелого истребителя танков в виде 120-мм самоходной артиллерийской установки . [ 1 ] Canon Automoteur AMX 50 Foch , названный в честь маршала Фердинанда Фоша . Он предназначался для огневой поддержки на больших дистанциях средней пушки AMX 50 «100 мм». После того как танковый вариант планировалось вооружить 120-мм пушкой, от проекта «Фош» отказались.
Поскольку уже в начале 1950-х годов было очевидно, что AMX 50 вполне может оказаться слишком тяжелым (конечный вес в 53,7 тонны стал шоком), в 1952 году был начат параллельный проект среднего танка: Lorraine 40t .
Описание
[ редактировать ]Всего было изготовлено пять прототипов, существенно отличавшихся деталями конструкции. Общий проект AMX 50 весом около пятидесяти пяти тонн был самым тяжелым из трех французских боевых бронированных машин послевоенного периода с качающейся башней (остальными были AMX 13 и Panhard EBR) . [ 4 ] Поворотная конструкция башни, лишенная традиционной маски орудия , состоит из двух отдельных частей, верхняя и нижняя части которых соединены двумя шарнирными болтами или шарнирами, причем орудие закреплено внутри верхней части. Горизонтальное перемещение орудия, поперечное, является традиционным, но вертикальное перемещение, возвышение , достигается за счет поворота всей верхней секции относительно нижней части, которая удерживает нижние стороны верхней секции в своих цапфах. [ 1 ] Этот метод подъема имеет два основных преимущества. Во-первых, это позволяет уменьшить объем башни, поскольку для вертикального перемещения затвора орудия не требуется внутреннего пространства. Во-вторых, он позволяет использовать сравнительно простой полуавтоматический автомат заряжания, питаемый многозарядными магазинами , добиваясь очень высокой скорострельности до тех пор, пока магазины заряжены, поскольку пистолет также зафиксирован относительно автомата заряжания. Расположен в кормовой части верхней башни, в виде выступающего турне. [ 4 ] Система автоматического заряжания удовлетворительно работала при калибре 100 мм. После появления более крупной 120-мм пушки надежность снизилась из-за увеличения веса используемых снарядов. Качающаяся башня была очень модной концепцией в 1950-х годах, а также применялась в некоторых американских проектах, таких как Т57 , Т58 и Т69 . [ 8 ] Однако только французы могли создать оперативные системы, будучи пионерами этой концепции. [ 1 ]

Корпус оснащался торсионной подвеской, призванной обеспечить машине хорошую проходимость. Корпус и подвеска напоминали немецкие «Тигр» и танки «Пантера» , которые, поступив после войны на вооружение Франции, [ 10 ] были хорошо известны и сознательно имитировались. [ 4 ] Особенно моторный отсек, звездочки и гусеницы сильно напоминают немецкий стиль дизайна. Однако девять опорных катков с перекрывающимися шинами с каждой стороны были намного меньше. Французские инженеры поначалу не знали, что столь популярная немецкая конструкция с перекрытием была вызвана нехваткой высококачественной резины, что потребовало использования больших опорных катков для снижения натяжения шин, которые затем были перекрыты, чтобы лучше распределить давление нагрузки. Поскольку у Франции не было проблем с получением каучука желаемого качества, эта особенность была лишней. Поэтому опорные катки по сравнению с первым проектным предложением сделали меньше, как для экономии веса, так и для снижения профиля танка, который из-за глубокого корпуса был достаточно высоким, проблема изменилась только в пятом прототипе. Теперь гусеницу приходилось поддерживать пятью верхними катками. Система перекрытия как таковая сохранялась во всех прототипах; с колесами меньшего размера это позволило установить девять вместо первоначально запланированных восьми колес: пять образовывали внешний ряд, четыре - внутренний ряд.

Двигатель находились и система трансмиссии в задней части машины с задними ведущими звездочками . Трансмиссия была заимствована от ZF Panther. [ 4 ] Функции главной передачи и рулевого управления были совмещены в одном узле; для каждой передачи можно было выбрать два радиуса поворота. Двигатель был 12-цилиндровый Maybach HL295 объемом 29,5 л. [ 8 ] с использованием впрыска топлива в сочетании с искровым зажиганием. Целью проекта было довести мощность двигателя до 1200 л.с., что подразумевало очень выгодное соотношение л.с./литр — более сорока. Это оказалось нереально амбициозным, учитывая уровень технологического развития того времени; на самом деле даже соотношение тридцать не было надежно достигнуто. [ 8 ] Немецкая миссия сочла это позорным провалом, о котором лучше забыть. [ 9 ]
Борта корпуса были вертикальными, как и в случае с «Тигром», тогда как лобовая часть корпуса у первых трех прототипов была равномерно наклонена примерно на 40 градусов от горизонтали, с использованием наклонной брони, аналогичной той, что была у «Пантеры» и «Тигра II». Углы между гласисом и бортами были усечены. Первые два прототипа имели уровень лобовой защиты, эквивалентный толщине прямой видимости около 120 мм в горизонтальной плоскости. [ 3 ] Таким образом, для своего времени этот тип не был особенно тяжелобронированным. Броня предназначалась для защиты от высокоскоростных орудий, широко использовавшихся в конце Второй мировой войны. [ 2 ] Увеличение веса третьего прототипа было в основном вызвано более крупной башней, и даже в своей четвертой «бронированной» форме, удваивающей толщину лобовой брони, AMX 50 был менее хорошо защищен, чем его американские и британские конкуренты, которые сами уступали по броне бронетехнике. Советские тяжелые танки были созданы для борьбы с ними. Пятый прототип использовал нижний литой корпус. [ 2 ] с закругленной передней частью для лучшей весовой эффективности.
Над массивным корпусом располагалась качающаяся башня , меньшего размера, легче и компактнее, чем у «Тигра»; наклонная грань верхней части имела толщину 85 мм. В корме башни располагалась командирская башенка, хорошо оснащенная оптическим оборудованием. Башня имела оптический дальномер. Первые два прототипа имели спаренные 7,5-мм пулеметы Reibel, размещенные на крыше в качестве зенитного вооружения, третий был спаренным. В первом проектном предложении 120-мм варианта обычная башня имела высокую башенку, вооруженную пулеметом и 20-мм скорострельной пушкой MG 151. Однако третий и четвертый прототипы «120-мм» качающейся башни имели один 7,5-мм зенитный пулемет и второй спаренный 7,5-мм пулемет. На серийные машины предусматривалась установка спаренной 20-мм пушки; [ 8 ] Тогда можно было поражать более легкие бронированные цели, не истощая ограниченный запас боеприпасов в башенных магазинах. Несмотря на автомат заряжания, экипаж состоял из четырех человек: второй человек сидел в корпусе и выполнял функции радиста, но в основном нуждался в пополнении башенных магазинов по девять патронов каждый из боезапасов корпуса.
Политика дизайна
[ редактировать ]AMX 50, как первоначально планировалось, должен был быть средним, а не тяжелым танком, поскольку Франция была первой из стран-производителей танков, отказавшейся от класса тяжелых танков. [ 4 ] Он должен был быть легким, хорошо вооруженным и, прежде всего, мобильным. Когда были изготовлены первые два прототипа, малый вес уже был принесен в жертву в пользу высокого уровня защиты, но все же предполагалось, что это будет достаточно маневренная машина в весовой категории 45–50 тонн. [ 2 ] с соотношением л.с./тонна более двадцати. Ожидания были высокими: как иронически рассказывал генерал Молинье, предполагалось создать танк с защитой « Пантеры» , огневой мощью «Тигра » , мобильностью и изобилием Т-34 , надежностью « М4 Шермана» и все это весит меньше, чем М26 Першинг . [ 4 ] [ 8 ] В то время Франция надеялась вернуть себе положение великой державы; восстановление военной промышленности послужило этой цели. Однако создание мощного отечественного танка было не просто вопросом национального престижа. Европа в целом пыталась оправиться от разрушений, вызванных войной, и отстоять хоть какую-то независимость по отношению к двум сверхдержавам, США и СССР. С этой целью в 1948 году был подписан Брюссельский договор , который, среди прочего, также представлял собой соглашение о совместной обороне. AMX 50, превосходивший по вооружению и мобильности существующие американские и британские разработки, рассматривался как логичный кандидат на роль общеевропейского танка для оснащения будущих армий оборонных организаций Западноевропейского Союза . [ 8 ] Прототипы с гордостью демонстрировались во время парада в честь Дня взятия Бастилии в 1950 году . [ 8 ] Проект был лишь самостоятельной разработкой в технологическом плане: предполагалось, что американцы профинансируют такой танк, поскольку финансовое положение европейских государств не позволяло им перевооружиться. [ 8 ]
В том же году ситуация внезапно и коренным образом изменилась в связи с началом Корейской войны . США быстро возобновили массовое производство средних танков нового M47 Patton . Когда этот танк оказался неудовлетворительным, для американских войск в производство был принят еще более совершенный тип — M48 Patton . Тысячи лишних М47 были бесплатно сданы в аренду европейским союзникам, включая Францию. [ 1 ] AMX 50 внезапно стал ненужным в роли среднего танка. [ 4 ] несмотря на то, что прототип «100 мм» был отправлен в 1952 году на Абердинский полигон для испытаний, которые оказались успешными. [ 8 ]
Чтобы спасти проект, была найдена новая роль советских тяжелых танков. [ 8 ] В начале 1950-х годов тактики НАТО были обеспокоены мощной броней советских машин, которые, казалось, были невосприимчивы к орудиям существующих западных типов. [ 8 ] В ответ Великобритания разработает Conqueror , а США — тяжелый танк M103 ; [ 8 ] отказ от SOMUA SM, [ 8 ] было решено позволить AMX 50 превратиться в сопоставимый тип, хотя другие французские проекты тяжелых танков находились в разработке, такие как Char de 70 тонн , своего рода «AMX 70». Уже имея большое шасси, AMX 50 в принципе можно было легко адаптировать для перевозки желаемой 120-мм пушки — разработки Atelier du Havre американской пушки, использующей тот же боеприпас. [ 4 ] — и имел преимущество очень мощного двигателя. На практике было много препятствий. Фактически найти место можно было только за счет увеличения высоты нижней половины башни, сводя на нет преимущества колебательной концепции и создавая опасную ловушку для выстрелов . «Бронированная» версия с более глубоким корпусом и более плоской башней была специально разработана, чтобы противостоять этому и сделать машину невосприимчивой к огню на дальних дистанциях, но еще больше увеличила вес. Тем не менее, в 1955 году AMX 50 был очень близок к тому, чтобы получить заказ от французского правительства, которое рассчитывало также производить этот тип для воссозданной немецкой армии. [ 8 ] На 1956 год планировалось выпустить сотню. [ 4 ] Однако это решение пришлось отложить из-за того, что проблемы с двигателем не были решены: надежность можно было гарантировать только в том случае, если мощность была ограничена 850 л.с., что приводило к посредственному соотношению л.с./тонна примерно 13:1.
Задержка оказалась фатальной для проекта. В конце 1950-х годов быстрый прогресс в области технологии кумулятивных зарядов сделал тяжелые танки все более уязвимыми. [ 4 ] Таким образом, мобильность получила приоритет над защитой, а само понятие тяжелого танка устарело. [ 8 ] В результате проект снова был изменен по замыслу, теперь пытаясь представить себя как маневренный основной боевой танк, [ 8 ] с тем же орудием, что и у Conqueror, но гораздо легче и мощнее. Это не удалось, поскольку оно было слишком большим и дорогим; [ 4 ] качающиеся турели также стали непопулярными, поскольку их по своей сути было трудно защитить от ядерного и химического заражения. Проблемы с двигателем Maybach так и не были решены, а занижение корпуса для экономии веса, как это было сделано для окончательного прототипа, сделало невозможным установку двигателя большего размера. Признав, что проблема сочетания отличной подвижности с тяжелой броней пока неразрешима, проект AMX 50 был прекращен в 1959 году; Приоритет, отдаваемый мобильности, потребовал новой концепции конструкции, в результате которой был создан AMX 30 , самый легкий ОБТ своего времени. Только в начале 1980-х годов Франция снова попыталась объединить тяжелую броню и вооружение в своих конструкциях танков, начиная с более поздних прототипов AMX 32 . Однако для Франции AMX 50 не стал бы пустой тратой времени и усилий, поскольку было получено много технологических знаний, от которых AMX 30 мог бы получить выгоду. [ 8 ] Например, дальномер AMX 50 также использовался в AMX 30. [ 2 ]
В Музее слепых в Сомюре показан AMX 50. [ 2 ] сочетание последнего литого корпуса и D. Tourelle
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Дункан Кроу (редактор), 1978, Modern Battle Tanks , Profile Publications Limited, стр. 102–104.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Патрик Х. Мерсильон, «AMX 50», стр. 26–27 в: Les Chars Français du Musée des Blindés , Центр документации по бронетехнике, Сомюр, 45 стр.
- ^ Jump up to: а б Спенсер Такер, 2004, Танки: иллюстрированная история их воздействия , ABC-CLIO, с. 143
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ричард Огоркевич, Танки: 100 лет эволюции Bloomsbury Publishing, 357 стр.
- ^ Виртген, Рольф; Келер, Франк (2009). Переключательные и рулевые механизмы основных боевых танков Германии: обзор со вчерашнего дня на сегодня (на немецком языке). Кобленц: Федеральное управление оборонных технологий и закупок. стр. 9, 33, 34 . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «История ZF» . Конец войны и оккупации (на немецком языке) . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ МИСНЕР, Антуан. "ТАНК АМХ ФАНТЕР 1946" . Французские танки (на французском языке) . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Джуди (1997), стр. 215.
- ^ Jump up to: а б Ульрихт Альбрехт, 1997, «Проблемы вооружения в германо-французских отношениях (1945–1960)», с. 97–133 в: Винфрид Энглер (ред.) Франция в Свободном университете: история и текущие события , Франц Штайнер Верлаг
- ^ Джуди (1997), стр. 207.
Ссылки
[ редактировать ]- Джуди, Жан-Габриэль. (1997). Французские танки , ETAI. ISBN 978-2-7268-8369-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии танка АМХ-50 на сайте 5 Star General
- Фотографии инжекторного двигателя Maybach HL 295 (конец страницы) @ Автомобили Вермахта (на немецком языке)