Тип 63 (танк)
Тип 63 | |
---|---|
![]() Китайский танк Тип 63-I в Военном музее Китайской народной революции . | |
Тип | амфибия Легкий танк- |
Место происхождения | Китай |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1963 – настоящее время |
Используется | См . Операторы |
Войны | Посмотреть историю боев |
История производства | |
Дизайнер | Военно-инженерный институт (МЭИ) и НИИ №60 Пятого Минмашиностроения |
Разработанный | 1960 - 1963 |
Производитель | Норинко Завод 615 Шэньсийский Вэйянский дизельный моторный завод (Shaanxi Weiyang Diesel Engine Plant) и завод 256 Юго-Западный автомобильный завод |
Произведено | 1963 - ? (окончание) |
№ построено | Более 1550 |
Варианты | См . варианты |
Технические характеристики (Тип 63-I) | |
Масса | 19,83 тонны [ 1 ] |
Длина | 8,44 м [ 2 ] 7,15 м (только корпус) [ 1 ] |
Ширина | 3,2 м |
Высота | 3,122 м (с зенитным пулеметом) [ 1 ] 2,522 м (без зенитного пулемета) [ 1 ] |
Экипаж | 4 (командир, наводчик, заряжающий, водитель) |
Броня | Сварной прокат стальной [ 2 ] 11 мм лоб корпуса [ 1 ] 14 мм верхний борт корпуса [ 1 ] 10 мм корпус сзади [ 1 ] днище корпуса 10 мм [ 1 ] 10 мм верхняя часть корпуса [ 1 ] |
Основной вооружение | 85-мм нарезная пушка Тип 62-85ТС (47 патронов) [ 1 ] |
вторичный вооружение | 7,62-мм спаренный средний пулемет Тип 59Т (2000 патронов) [ 1 ] 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемет Тип 54 (500 патронов) [ 1 ] 7,62-мм зенитный средний пулемет Тип 59Т (опция) [ 3 ] |
Двигатель | 12150Л-2 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения 402 л.с. (300 кВт) при 2000 об/мин |
Мощность/вес | 20,3 л.с./тонну (15,1 кВт/тонну) |
Передача инфекции | Ручной, планетарный [ 4 ] |
Приостановка | торсион |
Дорожный просвет | 400 мм [ 1 ] |
Запас топлива | 545 литров [ 1 ] |
Оперативный диапазон | 370 км (дорога) [ 4 ] 340 км (по пересеченной местности) [ 4 ] 120 км (вода) [ 4 ] |
Максимальная скорость | 64+ км/ч (дорога) [ 2 ] 30+ км/ч (по пересеченной местности) 12 км/ч (вода) [ 2 ] |
Norinco 63 Type 63 ( китайский : 式 ; пиньинь : Liùsān shì ) — китайский лёгкий плавающий танк . Впервые принятый на вооружение в 1963 году, он во многом похож на более ранний советский ПТ-76 . Однако, вопреки распространенному мнению, он имеет некоторые существенные отличия от ПТ-76 в водометной двигательной установке и т. д. Он известен также под промышленным обозначением WZ-211 . Тип 63 заменяется Типом 63А .
История развития
[ редактировать ]В середине 1950-х годов китайцы получили несколько легких плавающих танков ПТ-76 из Советского Союза. В октябре 1958 года НОАК приняла решение о разработке отечественного плавающего танка на базе конструкции ПТ-76. Программу развития осуществляли институт 201 и завод 615. Прототип, известный как WZ-211 (Тип 60), был построен и испытан в 1959 году, но в его конструкции возник ряд проблем, включая перегрев двигателя. НОАК не была удовлетворена характеристиками машины, что привело к разработке улучшенной версии. Его разработали совместно Военно-инженерный институт (МЭИ) и НИИ №60 Пятого Минмашиностроения. Прототип был завершен в 1962 году и отправлен на завод Norinco 615, завод дизельных двигателей Вэйян в Шэньси (陕西渭阳柴油机厂), для продолжения исследований. После того, как позднее он прошел обширные испытания (в основном связанные с преодолением речных, озерных и морских водных преград), в апреле 1963 года легкий плавающий танк был окончательно одобрен для доработки проекта и получил официальное обозначение Тип 63. [ 3 ] [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]
Тип 63 имеет типичную компоновку танка: рулевое отделение спереди, боевое отделение в центре и моторное отделение сзади. Хотя внешне он похож на ПТ-76, он имеет некоторые существенные отличия от советского аналога. Вместо экипажа из трех человек, как на ПТ-76, на Тип 63 для большей эффективности установлен экипаж из четырех человек. В отличие от ПТ-76, где место водителя расположено в центре передней части корпуса, у типа 63 место водителя расположено с левой стороны передней части корпуса. Над местом механика-водителя имеется круглый люк с тремя перископическими обзорными блоками. Посты наводчика и командира располагаются в левой части башни, а заряжающего — в правой. Башня имеет два люка. Правый люк башни открывается назад и имеет установку для 12,7-мм зенитного крупнокалиберного пулемета Тип 54. Левый люк башни открывается вперед, имеет перископический обзорный блок и может быть оснащен 7,62-мм зенитным средним пулеметом Тип 59Т. За люками находится куполообразный вентилятор. Танк шире и выше ПТ-76. Тип 63 имеет плоский лодкообразный корпус, аналогичный конструкции ПТ-76, за исключением почти горизонтального лобового листа, более высокого уклона днища носовой части, других решеток двигателя с тремя отдельными боковыми воздухозаборниками с вертикальными щелями на Тип 63, в отличие от одиночного большого воздухозаборника со встроенной вертикальной перегородкой на ПТ-76. Также имеется небольшая выпуклость в центре каждой стороны корпуса (у ПТ-76 борта гладкие). Также гусеницы установлены выше, а опорные катки увеличены. Литая башня полуяйцевой формы, которую иногда считают модифицированной Башня Тип 62 на самом деле представляет собой модифицированную башню Тип 60. Он расположен в центре машины (в отличие от ПТ-76, у которого башня расположена ближе к носу машины) и имеет купол вентилятора с патрубком для шноркеля. Помимо своих обычных обязанностей по перезарядке орудия после выстрела наводчика, заряжающий также отвечает за управление 12,7-мм зенитным крупнокалиберным пулеметом Тип 54, установленным на крыше башни. [ 3 ] [ 4 ]
В состав вооружения входят 85-мм нарезная пушка Тип 62-85ТС, спаренный 7,62-мм средний пулемет Тип 59Т и 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемет Тип 54, который является китайской копией советского 12,7-мм крупнокалиберного ДШК 1938/46 пулемета г. пулемет. Также в левом люке башни может быть дополнительно установлен 7,62-мм зенитный средний пулемет Тип 59Т. 85-мм нарезная пушка Тип 62-85TC представляет собой ту же пушку, что и та, что установлена на легком танке Тип 62, и может стрелять бронебойными, APHE, HE, Frag-HE, HEAT, APFSDF-T и дымовыми снарядами. Орудие имеет максимальную дальность стрельбы 12 200 м, максимальную прицельную дальность 1870 м и скорострельность восемь выстрелов в минуту. Орудие не стабилизировано и наводится через оптический прицел. Она может быть повышена или понижена в пределах от +22 до -4 градусов. Легкий плавающий танк Тип 63 отличается невысокой точностью, учитывая примитивные оптические прицелы, которыми приходится пользоваться наводчику, а также отсутствие стабилизатора орудия, системы управления огнем и приборов ночного видения. Легкие плавающие танки Тип 63 также оснащены переносная зенитная ракетная установка , стрельба из которой осуществляется членом экипажа, стоящим в одном из люков башни. Тип 63 не может вести огонь из основного орудия во время плавания из-за отсутствия системы управления огнем. В машине имеется 47 патронов к 85-мм нарезной пушке Тип 62-85ТС, 2000 патронов к 7,62-мм средним пулеметам Тип 59Т и 500 патронов к 12,7-мм зенитному крупнокалиберному пулемету Тип 54. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Корпус Тип 63 состоит из сварной катаной стали. Толщина корпуса составляет 11 миллиметров спереди, 14 миллиметров по верхним бортам и 10 миллиметров сзади. Толщина верхней и нижней части корпуса составляет 10 миллиметров. Это дает ему защиту от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и мелких осколков артиллерийских снарядов, но недостаточно для защиты ни от огня крупнокалиберных пулеметов, ни от более крупных осколков артиллерийских снарядов. Гусеницы не защищены никакой броней и легко повреждаются. [ 1 ]
Торсионная подвеска состоит из шести опорных катков с ведущей звездочкой сзади и натяжным колесом спереди. Подвеска не имеет возвратных роликов. Трасса изготовлена из металла и имеет длину 2,82 метра. Первый ограниченный серийный вариант Type 63 был оснащен тем же 6-цилиндровым 4-тактным рядным дизельным двигателем водяного охлаждения мощностью 241 л.с. (180 кВт) при 1800 об/мин, что и тот, который использовался в ранних легких плавающих танках Type 60. Вторая производственная партия, получившая обозначение Тип 63-I, получила более мощный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения 12150L-2 , развивавший мощность 402 л.с. (300 кВт) при 2000 об/мин. Более мощный двигатель обеспечивал Type 63-I максимальную скорость по шоссе 64 км/ч и максимальную скорость по пересеченной местности 30 км/ч. Type 63 может преодолевать траншеи шириной 2,9 метра и вертикальные препятствия высотой 0,87 метра, а также преодолевать уклоны 60° и боковые уклоны 38°. Автомобиль имеет механическую планетарную трансмиссию с пятью передачами переднего хода и одной передачей заднего хода. Танк может быть оснащен дополнительными топливными баками для увеличения запаса хода машины. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 6 ]
Тип 63 является амфибией благодаря плоскому корпусу в форме лодки. Подготовка к плаванию включает в себя включение трюмных насосов, установку дифферентного флюгера в передней части автомобиля и переключение перископических обзорных блоков водителя на перископический обзорный блок плавания, который позволяет водителю видеть поверх дифферентного флюгера. Триммерная лопасть улучшает устойчивость и водоизмещение автомобиля в воде, а также предотвращает затопление носовой части цистерны водой. Когда триммерная лопасть не используется, она размещается в горизонтальном положении в передней части носовой части над стволом основного орудия и служит дополнительной броней. Как и ПТ-76, он приводится в движение двумя водометами, по одному с каждого борта корпуса, с выходами струи в кормовой части танка, однако входы у него расположены в передней части машины, а не в днище как у ПТ-76. В отличие от ПТ-76, Тип 63 также использует для плавания подвижные гусеницы. Водометная двигательная установка обеспечивает максимальную скорость плавания 12 километров в час и максимальную дальность плавания 120 километров. [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
Тип 63 оснащен внутренним телефоном А-221А и радиоприемником А-220А, для которого имеется радиоантенна с левой стороны от центра башни. Он также имеет два ИК-фара дальнего света на правом борту корпуса и ИК-прожектор на правом борту башни. [ 3 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Тип 63 поступил в производство и поступил на вооружение в 1963 году. Первоначальный серийный вариант был быстро заменен на Тип 63-I, который имел более мощный двигатель - 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели 12150-L2. Всего было выпущено более 1550 лёгких плавающих танков Тип 63 и Тип 63-I. Танк был разработан для действий в заболоченных районах и на рисовых полях южного Китая (обязанности также выполнял более ранний неамфибийный легкий танк Тип 62 ). Тип 63 предназначался для переправы внутренних рек и озер и высадки десанта в прибрежных районах и мог плавать на большие расстояния в суровых морских условиях на высоких скоростях. Он также может поддерживать пехоту в атаке и поражать легкобронированную технику и укрепления. Его также можно использовать в разведывательных и патрульных целях. Высокие амфибийные способности Type 63 были доказаны в 1966 году, когда он пересек пролив Цюнчжоу длиной 31 км между материковым Китаем и островом Хайнань . [ 7 ]

Позже танк также был принят на вооружение Корпуса морской пехоты Народно-освободительной армии для проведения десантных операций вместе с различными другими десантными частями, дислоцированными вблизи Тайваньского пролива . Некоторые легкие плавающие танки Тип 63 и Тип 63-I были модернизированы до стандарта Тип 63-II в 1970-х годах. Первоначальные легкие плавающие танки Тип 63 и Тип 63-I были постепенно сняты с производства с конца 1990-х годов и заменены более боеспособными Тип 63А, которые поступили на вооружение в 1997 году. В настоящее время КНР имеет примерно 800 танков обоих типов, но только около 300 из них — это Тип 63А, Тип 63А-I и Тип 63А-II, остальные — это Тип 63-II и старые плавающие легкие танки Тип 63 и Тип 63-I. Оригинальные легкие плавающие танки Тип 63 и Тип 63-I хранятся в резерве и используются в учебных целях. Поскольку Тип 63А в основном разрабатывался для десантных операций против Тайваня, предполагается, что он станет основной машиной, используемой при десантном вторжении на остров Тайвань. [ 4 ]
Тип 63 экспортировался в Албанию , Камбоджу , Ирак , Северную Корею , Мьянму , Пакистан , Шри-Ланку и Вьетнам . Он участвовал в боевых действиях на заключительных этапах войны во Вьетнаме , китайско-вьетнамской войны и гражданской войны в Шри-Ланке . Во время Кувейтской войны 1990-91 годов иракцы использовали танки Тип 63 при нападении на саудовский город Рас-эль-Джафиджи. Саудовцы попытались отвоевать город при поддержке катарского батальона с французскими танками AMX-30. Танковых боев было мало из-за неуклюжего маневрирования обеих сторон. Однако несколько танковых столкновений систематически приводили к победе гораздо более тяжелой и современной французской модели. [ 8 ]
По общему мнению, Тип 63 демонстрировал большую подвижность на труднопроходимой для тяжелых танков местности, однако его тонкая броня привела к большим потерям и потерям. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]

- Тип 63 — базовый легкий плавающий танк с полуяйцеобразной башней, вооруженный 85-мм нарезной пушкой Тип 62-85ТС и оснащенный 6-цилиндровым 4-тактным рядным дизелем водяного охлаждения мощностью 240 л.с. (179 кВт) при 1800 л.с. об/мин от легкого плавающего танка Тип 60. Он поступил на вооружение в 1963 году и производился в небольшом количестве. Промышленное обозначение — WZ211 . [ 5 ]
- Тип 63-I - Тип 63 оснащен новым 12-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения 12150-L2 мощностью 402 л.с. (300 кВт) при 2000 об/мин. Промышленное обозначение — WZ211-1 . [ 5 ]
- Тип 63-II - Тип 63-I, оснащенный инфракрасным прибором ночного видения и внешним лазерным дальномером Norinco, который представляет собой тот же лазерный дальномер, что и тот, который установлен на основном боевом танке Тип 59-I. Это обновление было сделано в 1970-х годах. Промышленное обозначение — WZ211-2 . [ 3 ] [ 5 ]
- Тип 63HG (HG расшифровывается как Hai Gai — «Морская модификация») — машина-прототип с улучшенными амфибийными возможностями. Он имеет закругленный носовой выступ. Корпус был усилен для улучшения характеристик машины при плавании на большие расстояния от десантных кораблей к берегу. Также есть новый ЗПЛ-83. [ 9 ] 105-мм нарезная пушка взамен исходной 85-мм нарезной пушки Тип 62-85ТС. Он аналогичен тем, которые устанавливаются на основные боевые танки Тип 59 -II, Тип 59 D, Тип 69 и Тип 80 , но с уменьшенной силой отдачи для стрельбы во время плавания машины. Он способен стрелять всеми типами современных танковых снарядов, в том числе бронебойными подкалиберными стабилизированными подкалиберными снарядами (APFSDS), HEAT и HE. Башня была модифицирована с учетом нового вооружения. Литая башня сохранила форму полуяйца, а по обеим сторонам башни и в кормовой части башни были добавлены три вещевых ковша. Он был сделан в середине 1990-х годов. Он также известен как Тип 63G, где G означает Gai — «Улучшенный». [ 4 ] [ 5 ]
- Тип 63А — улучшенный Тип 63-II. Он был специально разработан для нужд морской пехоты. В отличие от исходного Типа 63, который в основном предназначался для переправы внутренних рек и озер, Тип 63А может запускаться с десантных кораблей в 5–7 км от берега и двигаться к берегу со скоростью 28 км/ч (что удалось достичь благодаря новому двигателю и переработанной водометной системе). Он оснащен новым дизельным двигателем мощностью 581 л.с. (433 кВт) и компьютеризированной системой управления огнем, которая дает ему возможность вести стрельбу во время движения по суше и по воде. Тип 63А имеет модернизированную сварную башню с четырьмя дымовыми гранатометами на каждом борту, вещевым ковшом в кормовой части башни и двумя вещевыми ковшами по бокам башни. Башня была вооружена 105-мм нарезной пушкой вместо исходной 85-мм нарезной пушки Тип 62-85ТС. Он аналогичен тем, которые устанавливаются на основные боевые танки Тип 59 -II, Тип 59 D, Тип 69 и Тип 80 , но с уменьшенной силой отдачи для стрельбы во время плавания машины. Он способен вести огонь всеми типами современных танковых снарядов, в том числе бронебойными подкалиберными стабилизированными подкалиберными снарядами ( APFSDS ), HEAT и HE . Он также имеет два дополнительных плавающих бака (один спереди и один сзади), которые обеспечивают лучшую устойчивость в воде, улучшенное крепление для трубки и три водозаборника по обе стороны корпуса. Танк также имеет бортовые экраны, защищающие гусеницы. Чтобы танк мог вести точный огонь в воде, 105-мм пушка получила возможность стрелять ПТУР с лазерным наведением. КНР разработала 105-мм пушечный ПТУР на базе российской технологии 9М117 «Бастион». Ракета имеет максимальную дальность стрельбы 4000–5000 м с вероятностью единичного поражения более 90% по статичным целям. ПТУР также может использоваться для поражения низколетящих вертолетов. Новая система управления огнем включает в себя цифровой компьютер управления огнем, встроенный прицел командира с входом лазерного дальномера и прицел наводчика со световым пятном или стабилизированным изображением с пассивным ночным видением. Стандартное ночное видение представляет собой усилитель изображения. В качестве альтернативы прицел наводчика может быть оснащен тепловизором ночного видения с максимальной дальностью действия 2100 метров. Танк также оснащен системой спутникового позиционирования (GPS/ГЛОНАСС), позволяющей легко определять правильные координаты приземления в любую погоду, как днем, так и ночью. За счет дополнительного оборудования масса машины увеличилась до 22 тонн, а за счет двух дополнительных плавающих баков (один спереди и один сзади) и более длинной пушки общая длина машины увеличилась до 9,6 метра. . Тип 63А был разработан из-за продолжающейся напряженности в отношениях с Тайванем, и поэтому он может противостоять тайваньским основным боевым танкам M48 и M60 Patton, когда одержит верх. Хотя его тонкая броня по-прежнему остается довольно серьезной проблемой, Type 63A имеет возможность атаковать свои цели до того, как они будут атакованы напрямую с помощью ПТУР. Вступил в строй в 1997 году. Промышленное обозначение — WZ213 . Он также известен как Тип 63М , Тип 99 и ЗТС-63А . [ 4 ] [ 5 ]
- Тип 63А оснащен датчиком ветра. [ 7 ]
- Тип 63А-I — Тип 63А, оснащенный удлинителем носовой части, большими бортовыми юбками, которые больше закрывают гусеницы, точками крепления дополнительной брони в передней части башни (возможно, динамической защитой ) и более совершенными прицельными устройствами (о чем свидетельствуют более крупные перископы). Он также известен под промышленным обозначением WZ213-1 . Он также известен как ZTS63A-1 . [ 5 ] [ 7 ]
- Тип 63А-II — болтовые крепления Тип 63А-I для дополнительной брони по всей башне и бортам корпуса. Он также известен под промышленным обозначением WZ213-2 . Он также известен как ZTS63A-2 . [ 5 ]
- Тип 63А — улучшенный Тип 63-II. Он был специально разработан для нужд морской пехоты. В отличие от исходного Типа 63, который в основном предназначался для переправы внутренних рек и озер, Тип 63А может запускаться с десантных кораблей в 5–7 км от берега и двигаться к берегу со скоростью 28 км/ч (что удалось достичь благодаря новому двигателю и переработанной водометной системе). Он оснащен новым дизельным двигателем мощностью 581 л.с. (433 кВт) и компьютеризированной системой управления огнем, которая дает ему возможность вести стрельбу во время движения по суше и по воде. Тип 63А имеет модернизированную сварную башню с четырьмя дымовыми гранатометами на каждом борту, вещевым ковшом в кормовой части башни и двумя вещевыми ковшами по бокам башни. Башня была вооружена 105-мм нарезной пушкой вместо исходной 85-мм нарезной пушки Тип 62-85ТС. Он аналогичен тем, которые устанавливаются на основные боевые танки Тип 59 -II, Тип 59 D, Тип 69 и Тип 80 , но с уменьшенной силой отдачи для стрельбы во время плавания машины. Он способен вести огонь всеми типами современных танковых снарядов, в том числе бронебойными подкалиберными стабилизированными подкалиберными снарядами ( APFSDS ), HEAT и HE . Он также имеет два дополнительных плавающих бака (один спереди и один сзади), которые обеспечивают лучшую устойчивость в воде, улучшенное крепление для трубки и три водозаборника по обе стороны корпуса. Танк также имеет бортовые экраны, защищающие гусеницы. Чтобы танк мог вести точный огонь в воде, 105-мм пушка получила возможность стрелять ПТУР с лазерным наведением. КНР разработала 105-мм пушечный ПТУР на базе российской технологии 9М117 «Бастион». Ракета имеет максимальную дальность стрельбы 4000–5000 м с вероятностью единичного поражения более 90% по статичным целям. ПТУР также может использоваться для поражения низколетящих вертолетов. Новая система управления огнем включает в себя цифровой компьютер управления огнем, встроенный прицел командира с входом лазерного дальномера и прицел наводчика со световым пятном или стабилизированным изображением с пассивным ночным видением. Стандартное ночное видение представляет собой усилитель изображения. В качестве альтернативы прицел наводчика может быть оснащен тепловизором ночного видения с максимальной дальностью действия 2100 метров. Танк также оснащен системой спутникового позиционирования (GPS/ГЛОНАСС), позволяющей легко определять правильные координаты приземления в любую погоду, как днем, так и ночью. За счет дополнительного оборудования масса машины увеличилась до 22 тонн, а за счет двух дополнительных плавающих баков (один спереди и один сзади) и более длинной пушки общая длина машины увеличилась до 9,6 метра. . Тип 63А был разработан из-за продолжающейся напряженности в отношениях с Тайванем, и поэтому он может противостоять тайваньским основным боевым танкам M48 и M60 Patton, когда одержит верх. Хотя его тонкая броня по-прежнему остается довольно серьезной проблемой, Type 63A имеет возможность атаковать свои цели до того, как они будут атакованы напрямую с помощью ПТУР. Вступил в строй в 1997 году. Промышленное обозначение — WZ213 . Он также известен как Тип 63М , Тип 99 и ЗТС-63А . [ 4 ] [ 5 ]
- Тип 77 — китайский гусеничный плавающий БТР на базе легкого плавающего танка Тип 63-I. Тип 77, хотя и не является клоном БТР-50, имеет аналогичную форму и компоновку корпуса. Промышленное обозначение — WZ511 .
- Тип 77-1 - плавающий бронетранспортер/артиллерийский транспортер, предназначенный для перевозки на крыше орудия в разобранном виде (85-мм буксируемая противотанковая пушка или 120-мм буксируемая гаубица). Машина оснащена гидравлической лебедкой и аппарелями для загрузки/разгрузки орудия. Промышленное обозначение — WZ511-1 .
- Тип 77-2 — плавающий бронетранспортер. Никаких лебедок и пандусов. Промышленное обозначение — WZ511-2 .
- БРЭМ Тип 76 — эвакуационная машина.
- Тип 89 — Тип 77, переоборудованный в самоходную гаубицу, вооруженную 122-мм пушкой. Хотя большинство машин базировалось на БТР Тип 77, некоторые машины базировались на легких плавающих танках Тип 63-I. [ 4 ] [ 5 ]
- Торпедный аппарат типа 7402 — требование впервые выдало военно-морская база ПЛАН Лушунь , а в 1975 году 201-му НИИ было поручено разработать торпедный аппарат, способный вести торпедный огонь как над, так и под поверхностью моря. В качестве шасси был выбран Тип 63, башня заменена на спаренный 533-мм торпедный аппарат, добавлена необходимая система управления огнем. После того как в августе 1975 года были изготовлены прототипы, испытания впервые начались в бассейне 201-го НИИ. С середины сентября до начала октября 1975 года вокруг военно-морской базы ПЛАН Лушунь были успешно завершены интенсивные испытания, в том числе ночные в открытом океане, и ракета-носитель торпед Тип 7402 была принята на вооружение Китая. Пусковая установка может работать при волнении моря до 4 баллов и максимальной глубине до 10 метров и может работать как самостоятельно, так и группами. Торпеды могут стрелять с максимальной скоростью одна в секунду. Однако серийное производство было отложено из-за политических потрясений в Китае, а именно Культурной революции. , а после окончания Культурной революции производственная программа была в конечном итоге отменена из-за сокращения вооруженных сил. В результате торпедный аппарат Тип 7402 поступил на вооружение Китая лишь в очень ограниченном количестве, и для целей оценки было сформировано только одно подразделение.
- Тип 63-I - Тип 63 оснащен новым 12-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения 12150-L2 мощностью 402 л.с. (300 кВт) при 2000 об/мин. Промышленное обозначение — WZ211-1 . [ 5 ]
Модели
[ редактировать ]Тип 63 | Тип 63-И | Тип 63-II | Тип 63А | Тип 63А-И | Тип 63А-II | |
Вес (тонны) | 18.4 | 19.83 [ 1 ] | Неизвестный | 22 | Неизвестный | |
Длина | 8,44 м (общая) 7,15 м (только корпус) |
9,6 м (общая) | ||||
Основное орудие | 85-мм нарезная Тип 62-85ТС (47 патронов) | 105-мм нарезная малоотдача (45 патронов) | ||||
Двигатель | 6-цилиндровый 4-тактный рядный дизель с водяным охлаждением 241 л.с. (180 кВт) при 1800 об/мин |
12150Л-2 12-цилиндровый 4-тактный рядный дизель с водяным охлаждением 402 л.с. (300 кВт) при 2000 об/мин |
Дизель 581 л.с. (433 кВт) |
Операторы
[ редактировать ]
Текущие операторы
[ редактировать ]Камбоджа - 20 [ 10 ]
Мьянма - более 150, в том числе 55 заказанных в 1989 году из КНР и поставленных в период с 1989 по 1990 год, а также 50 заказанных в 1993 году из КНР и доставленных в 1993 году. [ 11 ]
Китай - 1200 на вооружении по состоянию на 1985, 1990, 1995 и 2000 годы. Примерно 800 на вооружении по состоянию на 2016 год (~ 500 Тип 63, Тип 63-I и Тип 63-II и 300 Тип 63A, Тип 63A-I и Тип 63A-II). ). [ 12 ] Другой источник сообщает о 150 танках Тип 63А. [ 13 ]
Судан - [ 3 ] 10 заказаны в 1978 году из КНР и поставлены в 1978 году, еще 40 заказаны в 2010 году и 50 в 2011 году. [ 11 ] ~45 в эксплуатации по состоянию на 2016 г. [update][ 14 ]
Танзания - 30 заказано в 1976 г. из КНР и поставлено в 1977 и 1979 гг., ~24 Type 63A получены в 2012-2013 гг. [ 11 ] В 2016 году в эксплуатации более 2. [ 15 ]
Венесуэла - Национальная гвардия Венесуэлы
Вьетнам - [ 16 ]
Пакистан - 50 заказаны в 1969 г. из КНР и поставлены в 1970 и 1971 гг. [ 11 ]
Республика Конго - 8 [ нужна ссылка ]
Северная Корея -
Бывшие операторы
[ редактировать ]Албания - 200 (все списаны) [ нужна ссылка ]
Боевая история
[ редактировать ]- Используется Народной армией Вьетнама во время войны во Вьетнаме. [ 17 ]
- Использовался пакистанской армией во время индо-пакистанской войны 1971 года. [ 17 ]
- Китайско-вьетнамская война
- Гражданская война в Шри-Ланке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Справочное руководство по боевой машине Гэри»
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Журнал "Czołgi Świata" (Танки мира или Танки мира), выпуск 17
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Глобальная безопасность»
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Китайская оборона»
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я " "JED Справочник военной техники" " . Архивировано из оригинала 2 мая 2008 года . Проверено 19 марта 2008 г.
- ^ Легкий плавающий танк Тип-63.
- ^ Jump up to: а б с Армейский журнал, выпуск 7/09.
- ^ Поллак, Кеннет М. Арабы на войне; военная эффективность, 1948-1991 гг. Университет Небраски Press, 1996. стр. 436-441.
- ^ «Легенда о знаменитых британских орудиях: восточные потомки 105-мм танковой пушки L7 (фотографии)» . Sohu News (на китайском языке), 20 октября 2015 г.
- ^ Военный баланс 2016 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б с д База данных SIPRI о поставках оружия
- ^ Народно-освободительная армия
- ^ Военный баланс 2016 , с. 241.
- ^ Военный баланс 2016 , с. 471.
- ^ Военный баланс 2016 , с. 473.
- ^ Военный баланс 2016 , с. 296.
- ^ Jump up to: а б «Легкий танк Тип 63». Энциклопедия вооружения: Вооруженные силы мира (на французском языке). Полет. XII. Атлас. 1986. с. 2826.
- Международный институт стратегических исследований (февраль 2016 г.). Военный баланс 2016 . Том. 116. Рутлегд. ISBN 9781857438352 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- http://www.sinodefence.com/army/tank/type63.asp
- http://www.sinodefence.com/army/tank/type63a.asp
- http://www.strategypage.com/htmw/htarm/articles/20041011.aspx
- http://www.globalsecurity.org/military/world/china/type-63-t.htm