Jump to content

Тигр II

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Panzerkampfwagen Tiger Ausf . б
Изображение 101I-721-0398-21A из Федерального архива, Франция, Panzer VI (Tiger II, King Tiger)
Тигр II, Франция, июнь 1944 г.
Тип Тяжелый танк
Место происхождения Нацистская Германия
История обслуживания
В эксплуатации 1944–1945
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Henschel & Son (корпус) / Krupp (башня)
Разработанный 1943
Производитель Хеншель и сын / Крупп (башня)
Стоимость единицы 321 500 ℛ︁ℳ︁ (160 750 долларов США) в 1944–45 гг. [1]
Произведено 1944–45
построено 492 [2]
Технические характеристики
Масса 68,5 тонн (67,4 длинных тонны ; 75,5 коротких тонн ) ранняя башня
Производственная башня массой 69,8 тонн (68,7 длинных тонн; 76,9 коротких тонн) [3]
Длина Корпус 7,38 м (24 фута 3 дюйма)
10,286 м (33 фута 9,0 дюйма) с орудием вперед) [3]
Ширина 3,755 м (12 футов 3,8 дюйма) [3]
Высота 3,09 м (10 футов 2 дюйма) [3]
Экипаж 5 (командир, наводчик, заряжающий, радист, водитель)

Броня 25–185 мм (0,98–7,28 дюйма) [3]
Основной
вооружение
1 × 8,8 см KwK 43
Башня ранней конструкции Круппа: 80 патронов. [4]
Производственная турель: 86 патронов [4]
вторичный
вооружение
2 × 7,92-мм MG 34 пулемета
5850 патронов [3]
Двигатель V-12 Maybach HL 230 P30 Бензиновый двигатель
700 л.с. (690 л.с., 515 кВт) [5]
Мощность/вес 10 л.с. (7,5 кВт) на тонну (9,89 л.с. на тонну)
Передача инфекции Maybach OLVAR OG 40 12 16 B (8 передних и 4 задних) [5]
Приостановка Торсион
Дорожный просвет От 495 до 510 мм (от 19,5 до 20,1 дюйма) [3]
Запас топлива 860 литров (190 имп галлонов) [3]
Оперативный
диапазон
Дорога: 190 км (120 миль) [6] [7]
По пересеченной местности: 120 км (75 миль) [6]
Максимальная скорость Максимум, дорога: 41,5 км/ч (25,8 миль в час) [6]
Устойчиво, дорога: 38 км/ч (24 мили в час) [6]
По пересеченной местности: от 15 до 20 км/ч (от 9,3 до 12,4 миль в час) [6]

Тигр II немецкий тяжёлый танк времен Второй мировой войны . Окончательное официальное немецкое обозначение — Panzerkampfwagen Tiger Ausf . Б , [а] часто сокращается до Tiger B. [9] Обозначение боекомплекта — Sd.Kfz. 182. [9] ( Sd.Kfz. 267 и 268 для командирских машин). Он также был неофициально известен как Кенигстигер. [9] ( -немецки по «Бенгальский тигр» , букв. « Королевский тигр » ). [10] [11] Современные солдаты союзников обычно называли его « Королевским тигром» или «Королевским тигром» . [ нужна ссылка ]

Tiger II был преемником Tiger I , сочетая толстую броню последнего с наклонной броней, используемой на среднем танке Panther . Это был самый дорогой немецкий танк того времени. Танк весил почти 70 тонн и был защищен бронёй толщиной от 100 до 185 мм (от 3,9 до 7,3 дюйма) спереди. [12] Он был вооружен длинноствольной (71 калибр) 8,8 cm KwK 43 . противотанковой пушкой [б] Шасси также послужило основой для Jagdtiger безбашенной Jagdpanzer . противотанковой машины [13]

Tiger II поступал в состав тяжелых танковых батальонов армии СС и Ваффен- . Впервые он был использован в бою 503-м тяжелым танковым батальоном во время вторжения союзников в Нормандию 11 июля 1944 года; [14] На Восточном фронте первым подразделением, оснащенным Tiger II, стал 501-й тяжелый танковый батальон . [15] Из-за сильных бомбардировок союзников было произведено всего 492 экземпляра.

Разработка

[ редактировать ]

Разработка началась в 1937 году с контракта на проектирование, заключенного с Henschel . В 1939 году последовал еще один контракт на проектирование, переданный Porsche . [16] Оба прототипа использовали одинаковую конструкцию башни от Krupp . Основные отличия заключались в корпусе, трансмиссии, подвеске и особенностях автомобиля. [16]

Верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе генерал Эйзенхауэр проходит мимо перевернутого «Тигра II», уничтоженного в котле Фалез, август 1944 года.

Версия «Хеншель» использовала традиционную конструкцию корпуса с наклонной броней, напоминающую компоновку танка «Пантера». Он имел задний двигатель и использовал девять перекрывающихся опорных катков диаметром восемьдесят сантиметров со стальными шинами с каждой стороны с внутренней рессорой, установленных на поперечных торсионах , аналогично оригинальному Tiger I, разработанному Henschel. Для упрощения обслуживания Однако колеса только перекрывались, но не чередовались - полная система опорных колес Schachtellaufwerk с резиновым ободом, которая использовалась почти на всех немецких полугусеничных машинах, использовала чередующуюся конструкцию, позже унаследованную Tiger I. [17] и Пантера.

Конструкция корпуса Porsche включала башню, расположенную сзади, и двигатель, расположенный посередине. Подвеска была такая же, как на истребителе танков «Элефант» . Он имел по шесть опорных катков на каждом борту, установленных в спаренных тележках , подрессоренных короткими продольными торсионами, составлявшими неотъемлемую часть колесной пары; это сэкономило внутреннее пространство и облегчило ремонт. Одна версия Porsche имела бензино-электрический привод (по сути идентичный дизель-электрической трансмиссии , только с использованием бензинового двигателя в качестве первичного двигателя ), аналогичный бензино-электрическому гибриду , но без аккумуляторной батареи; две отдельные трансмиссии, включенные параллельно, по одной на каждую сторону танка, каждая из которых представляет собой гибридную трансмиссию; бензиновый двигатель – электрогенератор – электродвигатель – ведущая звездочка . Этот метод привода использовался в отвергнутой конструкции Tiger (P) , которая была переоборудована в Elefant , а также в некоторых проектах США и была запущена в производство во французском танке Saint-Chamond времен Первой мировой войны и после Первой мировой войны. Чар 2С . Компоненты подвески Porsche позже использовались на некоторых из более поздних моделей. «Ягдтигр» Истребители танков . Другое предложение заключалось в использовании гидравлических приводов; Неортодоксальные проекты доктора Порше не вызвали большого одобрения. [18]

Башня танка с изогнутой вверх и вниз передней частью. Боковые стороны наклонены вертикально и изогнуты вбок.
Модель, изображающая изогнутую переднюю часть первой версии башни Круппа (ошибочно названной «башней Порше»). [19]

Компания Henschel выиграла контракт на проектирование, и все Tiger II производились фирмой. [20] На серийных машинах использовались башни двух вариантов. Первоначальную конструкцию часто ошибочно называют башней «Порше» из-за заблуждения, что она была разработана компанией Porsche для их Tiger II прототипа ; Фактически это был первоначальный проект Круппа для обоих прототипов. [19] Эта башня имела закругленный лоб и крутые борта, а также сложный в изготовлении изогнутый утолщение на левом борту башни для размещения командирской башенки. Пятьдесят первых башен были установлены на корпуса Henschel и использовались в бою. В декабре 1943 года более распространенная «серийная» башня, иногда ошибочно называемая башней «Хеншель», была упрощена и получила значительно более толстую плоскую поверхность (что устранило застревание выстрелов , вызванное изогнутой поверхностью более ранней башни) и менее крутой наклон. борта, что позволило избежать необходимости в выпуклости командирской башенки и добавило дополнительное место для хранения боеприпасов. [21]

Башня танка с почти квадратной, плоской, вертикальной гранью, борта почти вертикальные и лишь слегка изогнуты вбок.
Угловая передняя часть «серийной башни» конструкции Круппа (ошибочно названной «башней Хеншеля») [19] снимок сделан во время операции «Панцерфауст» в Будапеште , 15 октября 1944 года. Видно грубое циммеритовое покрытие, используемое для предотвращения прилипания магнитных мин к броне танка.

Башни предназначались для установки пушки 8,8 cm KwK 43 L/71. В сочетании с монокулярным прицелом Turmzielfernrohr 9d (немецкий «башенный телескопический прицел») от Leitz, который использовался почти на всех ранних Tiger II, это было очень точное и смертоносное оружие. Во время тренировки расчетная вероятность попадания первого снаряда в цель высотой 2 м (6 футов 7 дюймов) и шириной 2,5 м (8 футов 2 дюйма) составляла 100 процентов на расстоянии 1000 м (1100 ярдов) и 95–97 процентов на расстоянии 1000 м (1100 ярдов). 1500 м (1600 ярдов) и 85–87 процентов на расстоянии 2000 м (2200 ярдов), в зависимости от типа боеприпасов. [ нужна ссылка ] Рекордная боевая эффективность была ниже, но все же превышала 80 процентов на дистанции 1000 м, в 60-е годы на 1500 м и в 40-е годы на 2000 м. Пробиваемость бронеплиты под углом 30 градусов составила 202 и 132 мм (8,0 и 5,2 дюйма) на дистанциях 100 м (110 ярдов) и 2000 м (2200 ярдов) соответственно для снаряда Panzergranate 39/43 (PzGr - бронебойный снаряд ), и 238 и 153 мм (9,4 и 6,0 дюйма) для PzGr. 40/43 снаряда между одинаковыми дальностями. [ нужна ссылка ] Hohlgranate (HlGr - HEAT Осколочно-фугасный снаряд Sprenggranate 43 (SpGr) был доступен для поражения мягких целей, а также снаряд или Hohlgeschoss 39 или осколочно-фугасная противотанковая боеголовка ), который имел бронепробитие 90 мм (3,5 дюйма) на любой дальности. мог использоваться как боеприпас двойного назначения против мягких или бронированных целей. [22]

Привод поворота башни обеспечивался регулируемым гидромотором Boehringer-Sturm L4S, приводившимся от главного двигателя посредством вторичного приводного вала. Настройка высокой и низкой скорости была доступна наводчику с помощью рычага справа. Башня могла поворачиваться на 360 градусов со скоростью 6°/секунду на низкой передаче независимо от оборотов двигателя, со скоростью 19°/секунду – так же, как у Tiger I – при высокой скорости и скорости двигателя 2000 об/мин и более 36°/секунду на максимально допустимая частота вращения двигателя 3000 об/мин. Направление и скорость поворота контролировались наводчиком с помощью ножных педалей, в то время как конечная передача с высоким крутящим моментом на низкой скорости (полезно на склонах) или с низким крутящим моментом на высокой скорости могла быть выбрана с помощью рычага управления рядом с его левой рукой. Эта система позволяла очень точно контролировать поворотное устройство: легкое нажатие на педаль приводило к минимальной скорости поворота 0,1 град/сек (360 градусов за 60 минут), в отличие от большинства других танков того времени (например, американских M4 Sherman или советские средние танки Т-34 ) это позволяло точно наводить орудие без необходимости использования наводчиком маховичка поворота орудия. [23] В случае потери мощности, например, когда в танке кончилось топливо, башню можно было медленно поворачивать вручную при помощи заряжающего, у которого было дополнительное колесо, которое могло вручную поворачивать башню со скоростью полградуса в секунду. каждый оборот рукоятки; для поворота башни на 20° требовалось 40 полных поворотов маховика, а для поворота башни на 360° наводчику требовалось провернуть маховик на 720 полных оборотов. [ нужна ссылка ]

Нависающая задняя грань большого бака, из креплений выступают две разнесенные по бокам выхлопные трубы, направленные вверх и загибающиеся на концах от автомобиля.
Вид сзади: двойной выхлоп

Как и все немецкие танки, «Тигр II» имел бензиновый двигатель ; в данном случае тот же 700 -сильный (690 л.с., 515 кВт) двигатель V-12 Maybach HL 230 P30 , который устанавливался на гораздо более легкие танки Panther и Tiger I. Тигр II, как и многие другие тяжелые танки Второй мировой войны, был недостаточно мощным. [ нужна ссылка ] , и потреблял много топлива, которого у немцев было в дефиците. Трансмиссией служила Maybach OLVAR OG 40 12 16 Model B, дающая восемь передач вперед и четыре назад, приводивших в движение рулевой механизм. Это был Henschel L 801, конструкция с двойным радиусом, которая оказалась подвержена поломкам. Поперечная торсионная подвеска поддерживала корпус на девяти осях на каждый борт. Внутри гусениц ехали перекрывающиеся опорные катки диаметром 800 мм (31 дюйм) с резиновыми подушками и стальными шинами. [24] Поздняя серия Tiger Is получила такие же колеса, которые были одной из немногих взаимозаменяемых частей между двумя танками. [25]

Как и «Тигр I», каждый танк имел два комплекта гусениц: обычную «боевую гусеницу» и более узкую «транспортную» версию, используемую при железнодорожном движении. Транспортировочные гусеницы уменьшали общую ширину груза и могли использоваться для передвижения танка на небольшие расстояния по твердой местности. Ожидалось, что экипаж перейдет на обычные боевые траектории, как только танк будет разгружен. Давление на грунт составило 0,76 кг/см. 2 (10,8 фунтов на квадратный дюйм). [26]

Вариант команды

[ редактировать ]

Командирский вариант Tiger II получил обозначение Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. Б. ​У него было две версии: Sd.Kfz . 267 и Sd.Kfz . 268. У них был уменьшен боезапас (всего 63 патрона калибра 8,8 см), чтобы освободить место для дополнительных радиостанций и оборудования. [9] и имел дополнительную броню моторного отделения. Sd.Kfz . 267 должен был использовать радиостанции FuG 8 и FuG 5, причем наиболее заметными внешними изменениями были двухметровая (6,6 футов) стержневая антенна, установленная на крыше башни, и установленная Sternantenne D («Звездная антенна D»). на изолированном основании (105-мм Antennenfuß Nr. 1 ), защищенном большим бронецилиндром. Это оборудование располагалось на заднем настиле в положении, которое первоначально использовалось для оборудования, преодолевающего глубокие броды. [9] Sd.Kfz . 268 использовали радиостанции FuG 7 и FuG 5 с двухметровой стержневой антенной, установленной на крыше башни, и 1,4-метровой стержневой антенной, установленной на задней палубе. [27]

Производство

[ редактировать ]

Tiger II был разработан в конце войны и построен в относительно небольшом количестве. Были размещены заказы на 1500 Tiger II — чуть больше, чем было произведено 1347 танков Tiger I, — но производство было сильно нарушено бомбардировками союзников. [28] Среди прочего, пять рейдов в период с 22 сентября по 7 октября 1944 года уничтожили 95 процентов площадей завода Хеншель. По оценкам, это привело к потере производства 657 Tiger II. [29] Всего было выпущено 492 единицы: одна в 1943 году, 379 в 1944 году и 112 в 1945 году. Полное производство продолжалось с середины 1944 года до конца войны. [2] Каждый Tiger II стоил 321 500 рейхсмарок. [30] Эта машина была самым дорогим немецким танком, производившимся в то время. [31]

«Тигр II» послужил основой для одного серийного варианта — «Ягдтигр» . казематного истребителя танков [13] и предлагаемая Grille 17/21/30/42 для тяжелых орудий, которая так и не поступила в производство. самоходная установка [ нужна ссылка ]

Предлагаемые обновления

[ редактировать ]

Maybach HL234 , двигатель, созданный в результате попытки переоборудовать Maybach HL230 на систему впрыска топлива , мог бы увеличить мощность с 700 до как минимум 800 л.с. (л.с.). В январе 1945 года Entwicklungskommission Panzer единогласно приняла решение о немедленном включении HL234 в программу проектирования и закупок двигателей. Коробка передач ZF AK-7-200 также рассматривалась в качестве альтернативы полуавтоматической коробке передач Maybach Olvar-B, но Waffenamt отдел исследований и разработок Wa Prüf 6 обнаружил, что она имеет худшие ходовые качества, и поэтому Maybach Olvar-B был сохранен. . [32] Также существовала программа с использованием 16-цилиндрового дизеля Зиммеринг-Грац-Паукер Sla. [32] но ограничения поставок во время войны и капитуляция Германии привели к отмене этой программы. [ нужна ссылка ] Крупп предложил установить новое основное орудие — 10,5 cm KwK L/68. Wa Prüf 6 не поддержал это, поскольку Heer не принял пушку. Другие предложенные улучшения включали стабилизированные прицелы, стабилизированное основное орудие, автоматическую подачу боеприпасов , Carl Zeiss AG стереоскопический дальномер , обогреваемое боевое отделение, отсек для дополнительных 12 снарядов, а также систему избыточного давления и фильтрации воздуха для защиты от отравляющего газа . Однако они также так и не вышли за рамки предложения и не были запущены в производство до окончания войны. [32]

Технические характеристики

[ редактировать ]
  • Коробка передач: Maybach OLVAR OG 40 12 16 B (восемь передних и четыре задних) [24]
  • Радио: FuG 5, командирского танка Версия : FuG 8 ( Sd.Kfz.267 ), FuG 7 ( Sd.Kfz.268 ) [9]
  • Боеприпасы:
    • 8,8 см – 80 патронов (ранняя башня), [4] 86 снарядов (основная производственная башня), обычно 50% PzGr 39/43 и 50% SprGr 43, иногда с ограниченным количеством PzGr 40/43 или с SprGr на HlGr. заменой [4] [с]
    • 7,92 мм – до 5850 патронов [3]
  • Прицел: бинокуляр Turmzielfernrohr 9b/1 (TZF 9b/1) до мая 1944 года, затем монокуляр 9d (TZF 9d). [33]
Расположение брони (все углы от горизонтали) [12]
Расположение Толщина Аспект
Халл Передний (нижний) 100 мм (3,9 дюйма) 40°
Передняя часть (верхняя) 150 мм (5,9 дюйма) 40°
Боковой (нижний) 80 мм (3,1 дюйма) 90°
Боковой (верхний) 80 мм (3,1 дюйма) 65°
Задний 80 мм (3,1 дюйма) 60°
Вершина 40 мм (1,6 дюйма)
Низ (спереди) 40 мм (1,6 дюйма) 90°
Bнизу (сзади) 25 мм (0,98 дюйма) 90°
Турель Фронт (производство) 180 мм (7,1 дюйма) 80°
Передний («Порше») 60–100 мм (2,4–3,9 дюйма) округлый
Сайд (производство) 80 мм (3,1 дюйма) 69°
Сиде («Порше») 80 мм (3,1 дюйма) 60°
Задний (производство) 80 мм (3,1 дюйма) 70°
Задний («Порше») 80 мм (3,1 дюйма) 60°
Топ (производство) 44 мм (1,7 дюйма) 0–10°
Топ («Порше») 40 мм (1,6 дюйма) 0–12°

Операционная история

[ редактировать ]

Организация

[ редактировать ]

Помимо исследований, обучения и присоединения пяти танков к Panzer Lehr , Tiger II поставлялся только в батальоны тяжелых танков ( schwere Panzer-Abteilungen ) немецкой армии ( Heer ) или Waffen-SS . [34]

Ряд из семи больших танков выстроился в ряд, их длинные орудия были направлены под углом, как бы отдавая честь.
Танки Tiger II, оснащенные более узкими «транспортно-транспортными гусеницами» Schwere Heeres Panzer Abteilung 503 (sHPz.Abt. 503) «Feldherrnhalle», позируют в строю для нацистской немецкой пропагандистской кинохроники военного времени на бронетанковом полигоне в Зеннелагере. Германия, перед отправкой части в Венгрию.

Стандартный батальон ( отделение ) насчитывал 45 танков: [34]

Командование батальона
3 × Тигр II
командование 1-й роты
2 × Тигр II
командование 2-й роты
2 × Тигр II
командование 3-й роты
2 × Тигр II
1-й взвод
4 × Тигр II
2-й взвод
4 × Тигр II
3-й взвод
4 × Тигр II
1-й взвод
4 × Тигр II
2-й взвод
4 × Тигр II
3-й взвод
4 × Тигр II
1-й взвод
4 × Тигр II
2-й взвод
4 × Тигр II
3-й взвод
4 × Тигр II

Подразделения, использовавшие Tiger II, были следующими: [35]

Хеер: (sHPz.Abt) 501 , 502 , 503 , 504 , 505 , 506 , 507 , 508 , 509 , 510 , 511
СС: (s.SS.Pz.Abt) 501 , 502 , 503

Надежность и мобильность

[ редактировать ]
Большой танк с башней, окрашенный в тускло-желтый, зеленый и коричневый волнистый камуфляж, выставленный в музее Бовингтона. Гусеницы широкие, лобовая броня наклонная. Длинное орудие нависает над носом на несколько метров.
Замаскированный Тигр II на выставке в Танковом музее Бовингтона. Длинное орудие нависает над носом на несколько метров.

Ранние модели Tiger II оказались ненадежными, главным образом из-за негерметичности уплотнений и прокладок, перегруженной трансмиссии, изначально предназначенной для более легких автомобилей, а также проблем с главной передачей и рулевым механизмом, которые были заново разработаны для Tiger II. [36] [37] Главная передача и рулевой механизм двойного радиуса поначалу были особенно подвержены отказам. [38] [39]

Новая двухзвенная гусеница оказалась уязвимой к боковым нагрузкам при движении танка по неровной местности, а также приводила к зацеплению с гусеницей только всех остальных зубьев звездочки, что приводило к их быстрому износу и потенциально выходило из строя главную передачу. Генеральный инспектор танковых войск Вольфганг Томале на брифинге 4 ноября 1944 года заявил: «Эти жалобы можно отнести к новой гусенице, которая, хотя и является значительным упрощением производства, с другой стороны, влечет за собой большую уязвимость танков. Тигр». Зацепление только каждого второго зуба звездочки вызывало «внезапные рывки главной передачи, которая не выдерживала этих ударов». [40]

Tiger II 332 прибывает в коллекцию бронетехники и кавалерии армии США , Форт Беннинг (ныне Форт Мур), Джорджия.

Главный конструктор Henschel Эрвин Адерс писал: «Неудача произошла потому, что Tiger II был запущен в производство без учета результатов испытаний». [41] Отсутствие подготовки экипажа может усугубить эту проблему; Водители, первоначально прошедшие лишь ограниченную подготовку по управлению другими танками, часто отправлялись непосредственно в оперативные части, уже направлявшиеся на фронт. [36]

Schwere Heeres Panzer Abteilung 501 прибыл на Восточный фронт, имея в рабочем состоянии только восемь танков из 45; эти неисправности были в основном связаны с неисправностями главной передачи. Первые пять Tiger II, доставленные в танковую дивизию, вышли из строя еще до того, как их можно было использовать в бою, и были уничтожены, чтобы предотвратить захват. [42]

Компания Henschel тесно сотрудничала с экипажами для решения проблем, а благодаря внедрению модифицированных уплотнений, прокладок, компонентов трансмиссии и новой конструкции гусениц и звездочек, а также улучшенной подготовке водителей и достаточному техническому обслуживанию Tiger II можно было поддерживать в рабочем состоянии. удовлетворительное эксплуатационное состояние. [43] Статистические данные от 15 марта 1945 года показывают, что уровень надежности «Тигра» составил 59 процентов, что почти равно 62 процентам Panzer IV и лучше, чем 48 процентов Пантеры, находившейся в боевой готовности к этому периоду. [44]

В отчете о последствиях операции в Венгрии в ноябре 1944 года sHPz.Abt 503 отметил:

...Батальон вступил в бой двумя боевыми группами в составе двух разных дивизий в два разных дня. В случае успешного проникновения в тыл противника батальон воссоединится. Обе группы добились необычайного успеха. С 19 по 23 октября 1944 г. было уничтожено 120 противотанковых орудий и 19 орудий. Чрезвычайно стойкий и стойкий противник (штрафбаты) был потрясен до глубины души энергичным штурмом, а его коммуникации в тылу были приведены в полное замешательство уничтожением различных колонн и обоза, что, в конечном счете, вынудило 6-ю русскую Армия из района Дебрецена. Общий путь около 250 километров, пройденный за время операции, был пройден практически без механических повреждений. Tiger II чрезвычайно хорошо зарекомендовал себя как по броне, так и с механической точки зрения. Машины, получившие до двадцати попаданий и не выведшиеся из строя, были не редкостью... Таким образом, Tiger II зарекомендовал себя во всех отношениях и является оружием, которого боится противник. Когда формирование используется как единое целое и применяется в соответствии с правильной тактикой, оно всегда приносит решающий успех... [45]

Несмотря на первоначальные проблемы с надежностью, Tiger II был удивительно маневренным для такой тяжелой машины. Современные немецкие записи и результаты испытаний показывают, что его тактическая мобильность была не хуже, а то и лучше, чем у большинства немецких танков или танков союзников. [46] [д]

Подполковник Х.А. Шилдс из 66-го танкового полка сообщил в 1945 году:

Где бы мы ни видели танки «Тигр» или «Пантера», они не демонстрировали худшей маневренности. Около Путтендорфа было обнаружено несколько танков Royal Tiger. Эти «Королевские тигры» могли преодолевать очень мягкую почву, и их гусеницы не тонули в мягкой почве, как наши.

Боевая история

[ редактировать ]
Tiger II (с первой версией башни Круппа) на ходу во Франции, июнь 1944 г.

Первое боевое применение Tiger II было осуществлено 1-й ротой 503-го тяжелого танкового батальона ( sHPz.Abt . 503) во время битвы за Нормандию , противодействуя канадской наступательной операции «Атлантик» между Троарном и Демувилем 18 июля 1944 года. Два из них были потеряны. в бою, а танк командира роты попал в безнадежную ловушку после падения в воронку от бомбы, образовавшуюся во время операции «Гудвуд» . [48]

На Восточном фронте впервые был применен 12 августа 1944 года 501-м тяжёлым танковым батальоном ( sHPz.Abt . 501), сопротивлявшимся Львовско-Сандомирскому наступлению . Он атаковал советский плацдарм на реке Висла возле Баранув-Сандомерского . По дороге на Оглендов три Tiger II были уничтожены в засаде несколькими Т-34-85 . [49] Поскольку в этих немецких танках произошли взрывы боеприпасов, что привело к гибели многих экипажей, больше не разрешалось хранить в башне снаряды для основного орудия, в результате чего вместимость уменьшилась до 68. [50] До четырнадцати «Тигров II» из 501-го полка было уничтожено или захвачено в этом районе в период с 11 по 14 августа в результате засад и фланговых атак советских танков Т-34-85 и ИС-2 , а также штурмовых орудий ИСУ-122 на неудобной песчаной местности. Захват трех действующих Tiger II позволил Советам провести испытания в Кубинке и оценить его сильные и слабые стороны. [51]

Большой танк с наклонной лобовой броней и плоской башней рядом с колонной марширующих солдат в шинелях и касках на широкой улице города. На большом здании позади видны шрамы битвы.
Тигр II из sHPz.Abt. 503-й и венгерские войска на израненной в боях улице в районе Будайской крепости, октябрь 1944 года.

15 октября 1944 года Tiger II 503-го тяжелого танкового батальона сыграли решающую роль в операции «Панцерфауст» , поддержав Отто Скорцени войска при взятии столицы Венгрии Будапешта , что гарантировало, что страна останется на стороне Оси до конца войны. Затем 503-й принял участие в битве при Дебрецене . 503-я дивизия оставалась на венгерском театре военных действий 166 дней, за это время на ее счету было не менее 121 советский танк, 244 противотанковых орудия и артиллерийских орудий, пять самолетов и поезд. Это было связано с потерей 25 Tiger II; десять были подбиты советскими войсками и сгорели, два были отправлены обратно в Вену для заводского ремонта, а тринадцать были взорваны своими экипажами по разным причинам, обычно для того, чтобы не допустить их попадания в руки врага.

Tiger II также использовался в значительных количествах, распределенных по четырем тяжелым танковым батальонам, во время Арденнского наступления (также известного как «Битва за Арденны») в декабре 1944 года. [52] Было представлено не менее 150 Tiger II, что составляет почти треть от общего объема производства; большинство из них было потеряно в ходе наступления. [53]

Некоторые Tiger II также присутствовали во время советской Висло-Одерской войны. [54] и восточно-прусское наступление в январе 1945 г. [55] а также наступление Германии на озеро Балатон в Венгрии в марте 1945 года, [56] битва на Зееловских высотах в апреле 1945 года и битва за Берлин в конце войны. [57]

103- й тяжелый танковый батальон СС ( s.SS Pz.Abt . 503) заявил о примерно 500 уничтоженных в период с января по апрель 1945 года на Восточном фронте потерях 45 Tiger II (большая часть которых была брошена и уничтожена собственными силами). экипажей после механических поломок или из-за нехватки топлива). [58]

Характеристики оружия и брони

[ редактировать ]
Вид спереди на большой танк с плоской башней. Его наклонная носовая броня покрыта несколькими вмятинами размером с кулак, а в передней части башни есть дыра размером с кулак.
Tiger II с несколькими неудачными пробитиями лобовой брони и пробитием башни. [59]

Тяжелая броня и мощная дальнобойная пушка давали «Тигру II» преимущество перед всеми противостоящими западными союзными и советскими танками, пытавшимися атаковать его в лоб. Это было особенно актуально на Западном фронте, где до прибытия нескольких M26 Pershings в 1945 году и нескольких штурмовых танков M4A3E2 Sherman «Jumbo» с дополнительной броней [и] которые были разбросаны по Европе после Дня Д, а также несколько поздних Черчилля моделей [ф] ни британские, ни американские войска не приняли на вооружение тяжелые танки. В отчете Wa Prüf 1 подсчитано, что лобовая часть Tiger II была неуязвима для советской 122-мм Д-25Т , одной из танковых пушек крупнейшего калибра войны. Советские испытания показали, что лобовое стекло можно разрушить только 3–4 выстрелами по сварным соединениям с дальностей 500–600 метров. [60] Качество сварных соединений оказалось хуже, чем у «Тигра I» и «Пантеры». [61] РАК 3.д. В документе от февраля 1945 года подсчитано, что британская (76,2-мм) 17-фунтовая пушка QF с использованием бронебойного подкалиберного выстрела теоретически была способна пробить лоб башни и нос (нижнюю лобовую часть корпуса) на дистанциях 1100 и 1200 ярдов ( 1000 и 1100 м) соответственно, хотя, учитывая отсутствие заявленного угла, это, по-видимому, было идеальными 90 градусами, и в бою Tiger II ни разу не был пробит 17-фунтовой пушкой QF в лоб. [62]

Из-за толстой лобовой брони против «Тигра II» чаще всего использовались фланговые маневры, чтобы попытаться выстрелить по более тонкой боковой и задней брони, что давало «Тигру II» тактическое преимущество в большинстве боев. [63] Более того, основное вооружение Tiger II было способно вывести из строя любой танк союзников в лоб на дальности, превышающей 2,5 км (1,6 мили), что значительно превышает эффективную дальность действия танковых орудий союзников. [64]

Советские испытания военного времени

[ редактировать ]

В августе 1944 года два танка Tiger Ausf B были захвачены Советским Союзом под Сандомиром и вскоре были перевезены на испытательный полигон в Кубинке . Во время переброски у двух танков произошли механические поломки. Система охлаждения оказалась недостаточной для слишком жаркой погоды, что привело к перегреву двигателей и выходу из строя коробки передач. Правую подвеску одного из танков пришлось полностью заменить, и восстановить ее полную работоспособность не удалось. Танк снова ломался каждые 10–15 км. 8,8-см KwK 43 дала положительные результаты по пробиваемости и точности, которые были на одном уровне со 122-мм Д-25Т. Он оказался способен полностью пробить башню своего «коллеги» Tiger Ausf B на дальности 400 метров. Броня одной машины была проверена обстрелом ее снарядами калибра от 100 до 152 мм. Сварка, несмотря на тщательное исполнение, была значительно хуже, чем на аналогичных конструкциях. В результате, даже когда снаряды не пробивали броню, зачастую оставалось большое количество откол изнутри пластин, повредивший трансмиссию и приведший танк в неработоспособное состояние. Дальнейшие испытания показали, что качество брони было хуже, чем у более ранних немецких танков, таких как «Тигр I» и «Пантера». Лабораторные испытания показали, что пластинам не хватает молибдена (что объясняется потерей его поставок из-за замены его ванадием), что приводит к низкой ковкости. [61] [65]

В расширенных огневых испытаниях установлено, что противотанковые снаряды из 100-мм пушки БС-3 и 122-мм пушки А-19 пробили башню Tiger Ausf B на дальностях 1000–1500 метров. Однако огневые испытания по передней части башни проводились после снятия орудия и маски, а пробития находились вблизи таких отверстий, как смотровые щели и расположение орудия. Пробития правого проема орудия произошли после предыдущих попаданий 100-мм снаряда или повреждения брони. [66] 100-мм БС-3 и 122-мм А-19 также могли пробивать сварные соединения передней части корпуса на дальностях 500–600 метров после 3–4 выстрелов. [60]

Выжившие автомобили

[ редактировать ]
Бок большого танка с широкими волнистыми зелено-серыми полосами камуфляжа, проезжающего мимо, командир сидит в башенке.
Рабочий Тигр II из Музея слепых выставлен на обозрение публике, 2005 г.

Единственный работающий образец выставлен в Музее слепых , Сомюр , Франция. Он имеет производственную башню и доступен для публики. Этот танк принадлежал 1-й роте 101-го тяжелого танкового батальона СС . Считалось, что он был оставлен экипажем 23 августа 1944 года из-за проблем с двигателем в Брюй-ан-Вексене , недалеко от Мант-ла-Жоли . Он был утилизирован французской армией в сентябре 1944 года, затем хранился на заводе в Сатори, а затем был передан музею в 1975 году. Считалось, что у него была башня с номером 123, но полковник Мишель Обри, основатель музея, решил поставил на башню номер 233 в честь Тигра II, уничтожившего его танк «Шерман» в конце войны. В отличие от других трофейных немецких машин, этот Tiger II никогда не использовался французской армией. [ нужна ссылка ] Среди других выживших:

Фронтальный вид большого бледно-желтого танка в белой галерее музея. Его изогнутая башня смотрит вперед, длинная пушка выступает вперед на несколько метров.
Прототип Tiger II из Бовингтонского танкового музея на выставке коллекции тигров в музее, 2017 г.
  • Танковый музей , Дорсет, Великобритания: выставлен Tiger II с башней раннего производства. Эта машина была вторым прототипом из мягкой стали, изготовленным и не использовавшимся на вооружении. [67]
  • Академия обороны Великобритании , Шривенхэм , Великобритания: Tiger II (серийная башня). Эта машина принадлежала s.SS Pz.Abt. 501 , с бортовым номером 280093, башенным номером 104, и имеет комплексное покрытие Zimmerit . [68] Его забрал сержант Робертс из эскадрильи А 23-й гусарской 11- й бронетанковой дивизии на танке «Шерман» недалеко от Бове , хотя он уже был выведен из строя и оставлен экипажем из-за повреждения гусениц и главной передачи. [69] Этот предмет в настоящее время выставлен в Танковом музее в Дорсете, Великобритания. [ нужна ссылка ]
  • Коллекция Уиткрофта , Лестершир , Великобритания. Частный коллекционер Кевин Уиткрофт рассказывает о [ нужна ссылка ] начать восстановление/перестройку полного Tiger II. Проект будет включать детали от многих отдельных Tiger II, но многие детали будут нового производства. Уиткрофт заявил, что у него есть 70–80% оригинальных деталей, необходимых для реконструкции, и постоянно поставляются новые детали. Известные и показанные детали включают полный передний лобовой лист, основное вооружение 8,8 cm KwK 43, листы моторной палубы, ок. 1/3 корпуса (задняя часть) в одной части, комплект гусениц и ок. 2/3 левого бортового листа корпуса в двух частях. [70] Целью проекта является полный Tiger II в рабочем состоянии. [ нужна ссылка ]
Большой танк с плоской башней, тускло-желтый, зеленый и коричневый волнистый камуфляж, вид в три четверти, выставленный в музее. Лобовая броня наклонная. Длинное орудие нависает над носом на несколько метров. Перед ним на своих основаниях лежат два патрона высотой по пояс.
Тигр II с серийной башней, в Немецком танковом музее , Германия.
  • Deutsches Panzermuseum , Мюнстер , Германия: Tiger II (серийная башня), бортовой номер 280101. [ нужна ссылка ] Первоначально имея башню с номером 121 от s.SS.Pz.Abt 501, по неизвестным причинам она была восстановлена ​​под другим номером. [ нужна ссылка ]
  • Мант-ла-Жоли , Франция. Более или менее полный, но разбитый Tiger II (серийная башня) похоронен под региональной дорогой 913. Части башни были обнаружены в ходе ограниченных поисковых раскопок в 2001 году. Дальнейшие раскопки были остановлены по финансовым причинам. Планируется полностью раскопать и восстановить этот Тигр II для мемориала битвы с Вексинами . [71]
Тигр II в Танковом музее Кубинки
Боковая часть большого танка, свежевыкрашенного в бледно-желтый, зеленый и ржаво-коричневый камуфляж, стоит в солнечном свете на бетонном постаменте.
Тигр II в Ла-Глезе, Бельгия
  • 44 декабря, музей , Ла-Глез , Бельгия: Косметически отреставрированный Tiger II (серийная башня), бортовой номер 280273, построен в октябре 1944 года. Башня номер 213 от s.SS Pz.Abt 501 . Выставлен у входа в «Коллекции музея 44 декабря», музей, полностью посвященный битве при Арденнах . Этот танк был брошен в Ла-Глезе 24 декабря 1944 года, где было остановлено наступление боевой группы Пайпера . Передняя часть, около 1/3 ствола орудия, восстановлена ​​со стволом «Пантеры» и дульным тормозом. [72] Также были восстановлены брызговики. С него сняты внешние и внутренние детали, большая часть торсионов сломана, но коробка передач и двигатель все еще на месте. [ нужна ссылка ]
  • Коллекция бронетехники и кавалерии армии США , Форт Мур , Джорджия, США: Tiger II (серийная башня), бортовой номер 280243, построен в сентябре 1944 года. Башня номер 332 от s.SS Pz.Abt. 501 . Захвачен во время битвы за Арденн сержантом. Гленн Д. Джордж из 740-го танкового батальона 1-й армии США, 24 декабря 1944 года. [73] Левая сторона была разрезана в образовательных целях на Абердинском полигоне в конце 1940-х годов. Выставлялся в бывшем Музее кавалерии и доспехов Паттона в Форт-Ноксе, штат Кентукки, затем под управлением BRAC был переведен в Форт Беннинг, как тогда назывался Форт Мур. [ нужна ссылка ]
  • Швейцарский военный музей , Швейцария. Этот Tiger II (серийная башня) ранее выставлялся в Танковом музее Туна, а в сентябре 2006 года был передан в аренду Швейцарскому военному музею. Этот танк был передан Швейцарии Францией после войны. Бортовой номер 280215 от шПз.Абт 506 . [74] По состоянию на 2021 год он находится в процессе восстановления до рабочего состояния. [75]

См. также

[ редактировать ]

Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи

[ редактировать ]
  • Советский тяжелый танк ИС-3 — принят на вооружение в 1945 году.
  • США Т26Е4 «Супер Першинг» Тяжелый танк
  • Французский ARL 44 - производился и служил в ограниченном количестве в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
  • Французский AMX-50 — несколько прототипов, выпущенных в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

Информационные примечания

  1. ^ Panzerkampfwagen – сокращенно: Pz. или Pz.Kfw. (английский: « боевая бронированная машина »), Ausf. это аббревиатура от Ausführung (английский: вариант). Полные названия Panzerkampfwagen Tiger Ausf . B и Panzerbefehlswagen Tiger Ausf . B (для командной версии) использовались в руководствах по обучению и техническому обслуживанию, а также в таблицах организации и оборудования. [8] [ нужна страница ] . Также иногда упоминается как «Pz. VI Ausf B», не путать с «Pz. VI E », которым назывался Tiger I. Ausf
  2. ^ KwK - это аббревиатура от Kampfwagenkanone - (буквально «пушка боевой машины»).
  3. ^ раунды были:
  4. Авторы посетили Tiger II (Fgst.Nr. 280273, произведен в октябре 1944 г.), который сейчас находится в Арденнессе в деревне Ла-Глез. Езда на современном автомобиле в деревню по узким, крутым и круто извилистым дорогам требовала частого использования пониженных передач. То, что «Тиграм II» удалось совершить такое же путешествие зимой, действительно было впечатляющим свидетельством их маневренности и мобильности. [47]
  5. ^ а после февраля 1945 г. некоторые имели высокоскоростную 76-мм пушку.
  6. Черчилль Mark VII весил 40 тонн и имел броню корпуса и башни толщиной 152 мм, но нес ту же 75-мм пушку, что и большинство танков союзников в Западной Европе.

Цитаты

  1. ^ Zaloga 2015 p. 39.
  2. ^ Перейти обратно: а б Йентц 1996, с. 288
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Йентц и Дойл 1997, стр. 162–165.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Йентц, Томас; Дойл, Хилари (1993). Тяжелый танк «Кингтигер», 1942–45 гг . Издательство Оспри. п. 23. ISBN  185532282X .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дженц и Дойл 1993, с. 28 (рисунок Д)
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Дженц и Дойл 1993, с. 33.
  7. ^ Пантера и ее варианты Уолтера Дж. Спилбергера с. 276.
  8. ^ Дженц и Дойл (1997)
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дженц и Дойл 1993, с. 16.
  10. ^ Бакли 2004, с. 119.
  11. ^ Руководство для корректировщика танков, Бовингтон, 2011 г., стр. 63
  12. ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, стр. 12, 15.
  13. ^ Перейти обратно: а б Шнайдер 1990, с. 18.
  14. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 37.
  15. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 40.
  16. ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, с. 3.
  17. ^ Дженц и Дойл 1993, стр. 10–12.
  18. ^ Дженц и Дойл 1993, стр. 8–10.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Tank Chats#47 King Tiger , Танковый музей, 2 марта 2018 г., заархивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. , получено 24 января 2019 г.
  20. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 17
  21. ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 13–16.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Дженц и Дойл, 1993, стр. 23–24.
  23. ^ Тигры в грязи: Боевая карьера немецкого танкового командира Отто Кариуса, Отто Кариус, Stackpole Books, 2003, ISBN   9780811729116 , с. 23
  24. ^ Перейти обратно: а б Йентц и Дойл, 1993, стр. 11–12.
  25. ^ «Тигровые колеса» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
  26. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 13.
  27. ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 16–17.
  28. ^ Манчестер 1968, с. 498.
  29. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 17.
  30. ^ PAWLAS, Карл Р. Waffen-Revue W 127 - Паспорта армейского оружия, транспортных средств и оборудования. Нюрнберг: Журналистский архив по вопросам армии и вооружения, 1976. 248 стр.
  31. ^ «Panzer VI Ausf.B Königstiger (1944)» . www.tanks-encyclepedia.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2019 г. Проверено 12 ноября 2018 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Дженц и Дойл 1997 , с. 144-154.
  33. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 19.
  34. ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, с. 36.
  35. ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 37–42.
  36. ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, с. 34
  37. ^ Дженц и Дойл 1997, стр. 20
  38. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 11
  39. ^ sPzAbt 506, «Опыт использования Panzerkampfwagen 'Tiger' B».
  40. ^ «Tiger II V2 Extra: В глуши | PanzerPlace» . Панцерплейс . 14 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2023 года . Проверено 13 июля 2023 г.
  41. ^ Адерс, Эрвин (1961). «Тигры типов Е и Б: зарождение и развитие», Боевые танковые войска пехоты.
  42. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 35.
  43. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 18.
  44. ^ Дженц и Дойл 1993, с. 36.
  45. ^ Боевая история 503-й тяжелой танковой дивизии, с. 335
  46. ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 33–34.
  47. Тяжелый танк Kingtiger 1942–45, Том Дженц и Хилари Луи Дойл, Питер Сарсон, стр. 36.
  48. ^ Шнайдер 2000, с. 133.
  49. ^ Zaloga 1994, p. 14.
  50. ^ Шнайдер 2000, с. 46.
  51. ^ Кувалды: сильные и слабые стороны танковых батальонов «Тигр» во Второй мировой войне. Кристофер В. Уилбек. Аберхона, 2004. с. 135
  52. ^ Шнайдер 2005, стр. 214–216.
  53. ^ Грин, Майкл. «Немецкие танки Второй мировой войны». 14 мая 2000 г. с. 73.
  54. ^ Шнайдер 2000, с. 47.
  55. ^ Шнайдер 2000, стр. 89–91.
  56. ^ Шнайдер 2005, с. 217.
  57. ^ Шнайдер 2005, стр. 300–303.
  58. ^ Шнайдер 2005, стр. 304, 324.
  59. ^ Паллуд 2006, стр. 152.
  60. ^ Перейти обратно: а б Zheltov, Igor. TankoMaster Special Issues 02, 2002: Isoif Stalin . Tekhnika molodezhi. p. 33.
  61. ^ Перейти обратно: а б «Был ли Тигр на самом деле Королем?: Испытание Королевского Тигра в Кубинке» . Русское поле боя . 19 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2019 г. Проверено 20 октября 2009 г. источник: Танкомастер №6 1999г.
  62. ^ Дженц и Дойл, 1993, стр. 34–36.
  63. ^ Яримович 2001, стр. 274.
  64. ^ Яримович 2001, стр. 258.
  65. ^ Огромный немецкий «Королевский тигр» был аберрацией. Архивировано 10 мая 2020 г. в Wayback Machine Свеном Феликсом Келлерхоффом. Опубликовано 7 июля 2014 г.
  66. ^ Берд, Лоррин Рексфорд; Ливингстон, Роберт Д. (2001). Баллистика Второй мировой войны – бронетехника и артиллерийское дело . Оверматч Пресс. п. 90.
  67. ^ «Королевский тигр» Танкового музея передан в аренду музею в Нидерландах . Ежедневное Эхо . 28 января 2020 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 17 октября 2023 г.
  68. ^ Йентц и Дойл 1997, стр.108.
  69. ^ Шнайдер 2005, с. 212.
  70. ^ «Галерея запчастей» . Коллекция Уиткрофта. Архивировано из оригинала 27 июля 2019 г. Проверено 20 октября 2009 г.
  71. ^ «Мемориал Вексин 44» . vexinhistoirevivante.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 21 октября 2009 г. Проверено 20 октября 2009 г.
  72. ^ «Тигр 213, музей 44 декабря (посещение 23 октября 2021 г.)» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 г. Проверено 23 октября 2021 г.
  73. ^ Миллер, Гарри (21 апреля 2021 г.). «Настоящая история Tiger 332: как американцы захватили немецкий танк King Tiger, Mark VI, в канун Рождества 1944 года» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2022 года . Проверено 8 сентября 2022 г.
  74. ^ «Тигр II» . Швейцарский военный музей полон . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 г. Проверено 20 октября 2009 г.
  75. ^ Ревилл, Джон; Вигманн, Арнд (31 марта 2021 г.). «Швейцарский музей восстанавливает немецкий танк «Королевский тигр» 1944 года выпуска до рабочего состояния» . Рейтер . Архивировано из оригинала 31 марта 2021 года . Проверено 1 апреля 2021 г.

Библиография

  • Бакли, Джон (2004). Британская бронетехника в Нормандской кампании, 1944 год . Лондон: Ф. Касс. ISBN  978-0-7146-5323-5 .
  • Форд, Роджер (2012). Великие танки мира: с 1916 года до наших дней . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN  9781908696014 .
  • Яримович, Роман (2001). Танковая тактика: от Нормандии до Лотарингии . Боулдер: Издательство Л. Риннер. ISBN  978-1-55587-950-1 .
  • Йентц, Томас; Дойл, Хилари (1997). Немецкие танки «Тигр» — от Vk45 до Tiger II: проектирование, производство и модификации . Западный Честер: Издательство Schiffer Publishing. ISBN  978-0-7643-0224-4 .
  • Йентц, Томас; Дойл, Хилари (1993). Тяжелый танк «Кингтигер», 1942–45 гг . Новый Авангард. Лондон: Оспри. ISBN  978-1-85532-282-0 .
  • Йенц, Томас (1996). Panzertruppen 2: Полное руководство по созданию и боевому применению танковых войск Германии 1943–1945 гг . Шиффер. ISBN  978-0-7643-0080-6 .
  • Манчестер, Уильям (2003). Герб Круппа, 1587–1968: взлет и падение промышленной династии, вооружившей Германию в войне . Бостон: Книги Бэк-Бэй. ISBN  978-0-316-52940-2 .
  • Паллюд, Жан-Поль (2006). Рюкмарш! : Отступление Германии из Нормандии: тогда и сейчас . Старый Харлоу: Битва за Британию International Ltd. ISBN  978-1-870067-57-7 .
  • Перретт, Брайан (2000). Штурмартиллерия и Panzerjager 1939–45 . Новый Авангард. Лондон: Оспри. ISBN  978-1-84176-004-9 .
  • Шнайдер, Вольфганг (1990). Слон Ягдтигр Штурмтигр: редкости семейства тигровых . Западный Честер: Издательство Schiffer Publishing. ISBN  978-0-88740-239-5 .
  • Шнайдер, Вольфганг (2000). Тигры в бою I. Механиксбург: Stackpole Books. ISBN  978-0-8117-3171-3 .
  • Шнайдер, Вольфганг (2005). Тигры в бою II . Механиксбург: Stackpole Books. ISBN  978-0-8117-3203-1 .
  • Спилбергер, Уолтер; Дойл, Хилари (2007), Тигры I и II и их варианты , Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd, ISBN  978-0-7643-2780-3
  • Самвебер, Норберт (2000). Они тяжелобронированы. Бои немецкой 503-й тяжелой танковой дивизии в Венгрии (на венгерском языке). Военно-исторический архив. ISBN  978-963-00-2526-3 .
  • Уилбек, Кристофер (2004). Кувалды: сильные и слабые стороны танковых батальонов «Тигр» во Второй мировой войне . Аберхона Пресс. ISBN  978-0-9717650-2-3 .
  • Залога, Стивен (1994). Тяжелый танк ИС-2 1944–1973 гг . Новый Авангард. Лондон: Издательство Osprey. ISBN  978-1-85532-396-4 .
  • Залога, Стивен Дж. (2015). Бронированный чемпион: лучшие танки Второй мировой войны . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN  978-0-8117-1437-2 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 83dbd68357420fece3c586b594df16f6__1722330300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/f6/83dbd68357420fece3c586b594df16f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiger II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)