Тигр II
Panzerkampfwagen Tiger Ausf . б | |
---|---|
Тип | Тяжелый танк |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1944–1945 |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Henschel & Son (корпус) / Krupp (башня) |
Разработанный | 1943 |
Производитель | Хеншель и сын / Крупп (башня) |
Стоимость единицы | 321 500 ℛ︁ℳ︁ (160 750 долларов США) в 1944–45 гг. [1] |
Произведено | 1944–45 |
№ построено | 492 [2] |
Технические характеристики | |
Масса | 68,5 тонн (67,4 длинных тонны ; 75,5 коротких тонн ) ранняя башня Производственная башня массой 69,8 тонн (68,7 длинных тонн; 76,9 коротких тонн) [3] |
Длина | Корпус 7,38 м (24 фута 3 дюйма) 10,286 м (33 фута 9,0 дюйма) с орудием вперед) [3] |
Ширина | 3,755 м (12 футов 3,8 дюйма) [3] |
Высота | 3,09 м (10 футов 2 дюйма) [3] |
Экипаж | 5 (командир, наводчик, заряжающий, радист, водитель) |
Броня | 25–185 мм (0,98–7,28 дюйма) [3] |
Основной вооружение | 1 × 8,8 см KwK 43 Башня ранней конструкции Круппа: 80 патронов. [4] Производственная турель: 86 патронов [4] |
вторичный вооружение | 2 × 7,92-мм MG 34 пулемета 5850 патронов [3] |
Двигатель | V-12 Maybach HL 230 P30 Бензиновый двигатель 700 л.с. (690 л.с., 515 кВт) [5] |
Мощность/вес | 10 л.с. (7,5 кВт) на тонну (9,89 л.с. на тонну) |
Передача инфекции | Maybach OLVAR OG 40 12 16 B (8 передних и 4 задних) [5] |
Приостановка | Торсион |
Дорожный просвет | От 495 до 510 мм (от 19,5 до 20,1 дюйма) [3] |
Запас топлива | 860 литров (190 имп галлонов) [3] |
Оперативный диапазон | Дорога: 190 км (120 миль) [6] [7] По пересеченной местности: 120 км (75 миль) [6] |
Максимальная скорость | Максимум, дорога: 41,5 км/ч (25,8 миль в час) [6] Устойчиво, дорога: 38 км/ч (24 мили в час) [6] По пересеченной местности: от 15 до 20 км/ч (от 9,3 до 12,4 миль в час) [6] |
Тигр II — немецкий тяжёлый танк времен Второй мировой войны . Окончательное официальное немецкое обозначение — Panzerkampfwagen Tiger Ausf . Б , [а] часто сокращается до Tiger B. [9] Обозначение боекомплекта — Sd.Kfz. 182. [9] ( Sd.Kfz. 267 и 268 для командирских машин). Он также был неофициально известен как Кенигстигер. [9] ( -немецки по «Бенгальский тигр» , букв. « Королевский тигр » ). [10] [11] Современные солдаты союзников обычно называли его « Королевским тигром» или «Королевским тигром» . [ нужна ссылка ]
Tiger II был преемником Tiger I , сочетая толстую броню последнего с наклонной броней, используемой на среднем танке Panther . Это был самый дорогой немецкий танк того времени. Танк весил почти 70 тонн и был защищен бронёй толщиной от 100 до 185 мм (от 3,9 до 7,3 дюйма) спереди. [12] Он был вооружен длинноствольной (71 калибр) 8,8 cm KwK 43 . противотанковой пушкой [б] Шасси также послужило основой для Jagdtiger безбашенной Jagdpanzer . противотанковой машины [13]
Tiger II поступал в состав тяжелых танковых батальонов армии СС и Ваффен- . Впервые он был использован в бою 503-м тяжелым танковым батальоном во время вторжения союзников в Нормандию 11 июля 1944 года; [14] На Восточном фронте первым подразделением, оснащенным Tiger II, стал 501-й тяжелый танковый батальон . [15] Из-за сильных бомбардировок союзников было произведено всего 492 экземпляра.
Разработка
[ редактировать ]Разработка началась в 1937 году с контракта на проектирование, заключенного с Henschel . В 1939 году последовал еще один контракт на проектирование, переданный Porsche . [16] Оба прототипа использовали одинаковую конструкцию башни от Krupp . Основные отличия заключались в корпусе, трансмиссии, подвеске и особенностях автомобиля. [16]
Версия «Хеншель» использовала традиционную конструкцию корпуса с наклонной броней, напоминающую компоновку танка «Пантера». Он имел задний двигатель и использовал девять перекрывающихся опорных катков диаметром восемьдесят сантиметров со стальными шинами с каждой стороны с внутренней рессорой, установленных на поперечных торсионах , аналогично оригинальному Tiger I, разработанному Henschel. Для упрощения обслуживания Однако колеса только перекрывались, но не чередовались - полная система опорных колес Schachtellaufwerk с резиновым ободом, которая использовалась почти на всех немецких полугусеничных машинах, использовала чередующуюся конструкцию, позже унаследованную Tiger I. [17] и Пантера.
Конструкция корпуса Porsche включала башню, расположенную сзади, и двигатель, расположенный посередине. Подвеска была такая же, как на истребителе танков «Элефант» . Он имел по шесть опорных катков на каждом борту, установленных в спаренных тележках , подрессоренных короткими продольными торсионами, составлявшими неотъемлемую часть колесной пары; это сэкономило внутреннее пространство и облегчило ремонт. Одна версия Porsche имела бензино-электрический привод (по сути идентичный дизель-электрической трансмиссии , только с использованием бензинового двигателя в качестве первичного двигателя ), аналогичный бензино-электрическому гибриду , но без аккумуляторной батареи; две отдельные трансмиссии, включенные параллельно, по одной на каждую сторону танка, каждая из которых представляет собой гибридную трансмиссию; бензиновый двигатель – электрогенератор – электродвигатель – ведущая звездочка . Этот метод привода использовался в отвергнутой конструкции Tiger (P) , которая была переоборудована в Elefant , а также в некоторых проектах США и была запущена в производство во французском танке Saint-Chamond времен Первой мировой войны и после Первой мировой войны. Чар 2С . Компоненты подвески Porsche позже использовались на некоторых из более поздних моделей. «Ягдтигр» Истребители танков . Другое предложение заключалось в использовании гидравлических приводов; Неортодоксальные проекты доктора Порше не вызвали большого одобрения. [18]
Дизайн
[ редактировать ]Компания Henschel выиграла контракт на проектирование, и все Tiger II производились фирмой. [20] На серийных машинах использовались башни двух вариантов. Первоначальную конструкцию часто ошибочно называют башней «Порше» из-за заблуждения, что она была разработана компанией Porsche для их Tiger II прототипа ; Фактически это был первоначальный проект Круппа для обоих прототипов. [19] Эта башня имела закругленный лоб и крутые борта, а также сложный в изготовлении изогнутый утолщение на левом борту башни для размещения командирской башенки. Пятьдесят первых башен были установлены на корпуса Henschel и использовались в бою. В декабре 1943 года более распространенная «серийная» башня, иногда ошибочно называемая башней «Хеншель», была упрощена и получила значительно более толстую плоскую поверхность (что устранило застревание выстрелов , вызванное изогнутой поверхностью более ранней башни) и менее крутой наклон. борта, что позволило избежать необходимости в выпуклости командирской башенки и добавило дополнительное место для хранения боеприпасов. [21]
Башни предназначались для установки пушки 8,8 cm KwK 43 L/71. В сочетании с монокулярным прицелом Turmzielfernrohr 9d (немецкий «башенный телескопический прицел») от Leitz, который использовался почти на всех ранних Tiger II, это было очень точное и смертоносное оружие. Во время тренировки расчетная вероятность попадания первого снаряда в цель высотой 2 м (6 футов 7 дюймов) и шириной 2,5 м (8 футов 2 дюйма) составляла 100 процентов на расстоянии 1000 м (1100 ярдов) и 95–97 процентов на расстоянии 1000 м (1100 ярдов). 1500 м (1600 ярдов) и 85–87 процентов на расстоянии 2000 м (2200 ярдов), в зависимости от типа боеприпасов. [ нужна ссылка ] Рекордная боевая эффективность была ниже, но все же превышала 80 процентов на дистанции 1000 м, в 60-е годы на 1500 м и в 40-е годы на 2000 м. Пробиваемость бронеплиты под углом 30 градусов составила 202 и 132 мм (8,0 и 5,2 дюйма) на дистанциях 100 м (110 ярдов) и 2000 м (2200 ярдов) соответственно для снаряда Panzergranate 39/43 (PzGr - бронебойный снаряд ), и 238 и 153 мм (9,4 и 6,0 дюйма) для PzGr. 40/43 снаряда между одинаковыми дальностями. [ нужна ссылка ] Hohlgranate (HlGr - HEAT Осколочно-фугасный снаряд Sprenggranate 43 (SpGr) был доступен для поражения мягких целей, а также снаряд или Hohlgeschoss 39 или осколочно-фугасная противотанковая боеголовка ), который имел бронепробитие 90 мм (3,5 дюйма) на любой дальности. мог использоваться как боеприпас двойного назначения против мягких или бронированных целей. [22]
Привод поворота башни обеспечивался регулируемым гидромотором Boehringer-Sturm L4S, приводившимся от главного двигателя посредством вторичного приводного вала. Настройка высокой и низкой скорости была доступна наводчику с помощью рычага справа. Башня могла поворачиваться на 360 градусов со скоростью 6°/секунду на низкой передаче независимо от оборотов двигателя, со скоростью 19°/секунду – так же, как у Tiger I – при высокой скорости и скорости двигателя 2000 об/мин и более 36°/секунду на максимально допустимая частота вращения двигателя 3000 об/мин. Направление и скорость поворота контролировались наводчиком с помощью ножных педалей, в то время как конечная передача с высоким крутящим моментом на низкой скорости (полезно на склонах) или с низким крутящим моментом на высокой скорости могла быть выбрана с помощью рычага управления рядом с его левой рукой. Эта система позволяла очень точно контролировать поворотное устройство: легкое нажатие на педаль приводило к минимальной скорости поворота 0,1 град/сек (360 градусов за 60 минут), в отличие от большинства других танков того времени (например, американских M4 Sherman или советские средние танки Т-34 ) это позволяло точно наводить орудие без необходимости использования наводчиком маховичка поворота орудия. [23] В случае потери мощности, например, когда в танке кончилось топливо, башню можно было медленно поворачивать вручную при помощи заряжающего, у которого было дополнительное колесо, которое могло вручную поворачивать башню со скоростью полградуса в секунду. каждый оборот рукоятки; для поворота башни на 20° требовалось 40 полных поворотов маховика, а для поворота башни на 360° наводчику требовалось провернуть маховик на 720 полных оборотов. [ нужна ссылка ]
Как и все немецкие танки, «Тигр II» имел бензиновый двигатель ; в данном случае тот же 700 -сильный (690 л.с., 515 кВт) двигатель V-12 Maybach HL 230 P30 , который устанавливался на гораздо более легкие танки Panther и Tiger I. Тигр II, как и многие другие тяжелые танки Второй мировой войны, был недостаточно мощным. [ нужна ссылка ] , и потреблял много топлива, которого у немцев было в дефиците. Трансмиссией служила Maybach OLVAR OG 40 12 16 Model B, дающая восемь передач вперед и четыре назад, приводивших в движение рулевой механизм. Это был Henschel L 801, конструкция с двойным радиусом, которая оказалась подвержена поломкам. Поперечная торсионная подвеска поддерживала корпус на девяти осях на каждый борт. Внутри гусениц ехали перекрывающиеся опорные катки диаметром 800 мм (31 дюйм) с резиновыми подушками и стальными шинами. [24] Поздняя серия Tiger Is получила такие же колеса, которые были одной из немногих взаимозаменяемых частей между двумя танками. [25]
Как и «Тигр I», каждый танк имел два комплекта гусениц: обычную «боевую гусеницу» и более узкую «транспортную» версию, используемую при железнодорожном движении. Транспортировочные гусеницы уменьшали общую ширину груза и могли использоваться для передвижения танка на небольшие расстояния по твердой местности. Ожидалось, что экипаж перейдет на обычные боевые траектории, как только танк будет разгружен. Давление на грунт составило 0,76 кг/см. 2 (10,8 фунтов на квадратный дюйм). [26]
Вариант команды
[ редактировать ]Командирский вариант Tiger II получил обозначение Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. Б. У него было две версии: Sd.Kfz . 267 и Sd.Kfz . 268. У них был уменьшен боезапас (всего 63 патрона калибра 8,8 см), чтобы освободить место для дополнительных радиостанций и оборудования. [9] и имел дополнительную броню моторного отделения. Sd.Kfz . 267 должен был использовать радиостанции FuG 8 и FuG 5, причем наиболее заметными внешними изменениями были двухметровая (6,6 футов) стержневая антенна, установленная на крыше башни, и установленная Sternantenne D («Звездная антенна D»). на изолированном основании (105-мм Antennenfuß Nr. 1 ), защищенном большим бронецилиндром. Это оборудование располагалось на заднем настиле в положении, которое первоначально использовалось для оборудования, преодолевающего глубокие броды. [9] Sd.Kfz . 268 использовали радиостанции FuG 7 и FuG 5 с двухметровой стержневой антенной, установленной на крыше башни, и 1,4-метровой стержневой антенной, установленной на задней палубе. [27]
Производство
[ редактировать ]Tiger II был разработан в конце войны и построен в относительно небольшом количестве. Были размещены заказы на 1500 Tiger II — чуть больше, чем было произведено 1347 танков Tiger I, — но производство было сильно нарушено бомбардировками союзников. [28] Среди прочего, пять рейдов в период с 22 сентября по 7 октября 1944 года уничтожили 95 процентов площадей завода Хеншель. По оценкам, это привело к потере производства 657 Tiger II. [29] Всего было выпущено 492 единицы: одна в 1943 году, 379 в 1944 году и 112 в 1945 году. Полное производство продолжалось с середины 1944 года до конца войны. [2] Каждый Tiger II стоил 321 500 рейхсмарок. [30] Эта машина была самым дорогим немецким танком, производившимся в то время. [31]
«Тигр II» послужил основой для одного серийного варианта — «Ягдтигр» . казематного истребителя танков [13] и предлагаемая Grille 17/21/30/42 для тяжелых орудий, которая так и не поступила в производство. самоходная установка [ нужна ссылка ]
Предлагаемые обновления
[ редактировать ]Maybach HL234 , двигатель, созданный в результате попытки переоборудовать Maybach HL230 на систему впрыска топлива , мог бы увеличить мощность с 700 до как минимум 800 л.с. (л.с.). В январе 1945 года Entwicklungskommission Panzer единогласно приняла решение о немедленном включении HL234 в программу проектирования и закупок двигателей. Коробка передач ZF AK-7-200 также рассматривалась в качестве альтернативы полуавтоматической коробке передач Maybach Olvar-B, но Waffenamt отдел исследований и разработок Wa Prüf 6 обнаружил, что она имеет худшие ходовые качества, и поэтому Maybach Olvar-B был сохранен. . [32] Также существовала программа с использованием 16-цилиндрового дизеля Зиммеринг-Грац-Паукер Sla. [32] но ограничения поставок во время войны и капитуляция Германии привели к отмене этой программы. [ нужна ссылка ] Крупп предложил установить новое основное орудие — 10,5 cm KwK L/68. Wa Prüf 6 не поддержал это, поскольку Heer не принял пушку. Другие предложенные улучшения включали стабилизированные прицелы, стабилизированное основное орудие, автоматическую подачу боеприпасов , Carl Zeiss AG стереоскопический дальномер , обогреваемое боевое отделение, отсек для дополнительных 12 снарядов, а также систему избыточного давления и фильтрации воздуха для защиты от отравляющего газа . Однако они также так и не вышли за рамки предложения и не были запущены в производство до окончания войны. [32]
Технические характеристики
[ редактировать ]- Коробка передач: Maybach OLVAR OG 40 12 16 B (восемь передних и четыре задних) [24]
- Радио: FuG 5, командирского танка Версия : FuG 8 ( Sd.Kfz.267 ), FuG 7 ( Sd.Kfz.268 ) [9]
- Боеприпасы:
- Прицел: бинокуляр Turmzielfernrohr 9b/1 (TZF 9b/1) до мая 1944 года, затем монокуляр 9d (TZF 9d). [33]
Расположение | Толщина | Аспект | |
---|---|---|---|
Халл | Передний (нижний) | 100 мм (3,9 дюйма) | 40° |
Передняя часть (верхняя) | 150 мм (5,9 дюйма) | 40° | |
Боковой (нижний) | 80 мм (3,1 дюйма) | 90° | |
Боковой (верхний) | 80 мм (3,1 дюйма) | 65° | |
Задний | 80 мм (3,1 дюйма) | 60° | |
Вершина | 40 мм (1,6 дюйма) | 0° | |
Низ (спереди) | 40 мм (1,6 дюйма) | 90° | |
Bнизу (сзади) | 25 мм (0,98 дюйма) | 90° | |
Турель | Фронт (производство) | 180 мм (7,1 дюйма) | 80° |
Передний («Порше») | 60–100 мм (2,4–3,9 дюйма) | округлый | |
Сайд (производство) | 80 мм (3,1 дюйма) | 69° | |
Сиде («Порше») | 80 мм (3,1 дюйма) | 60° | |
Задний (производство) | 80 мм (3,1 дюйма) | 70° | |
Задний («Порше») | 80 мм (3,1 дюйма) | 60° | |
Топ (производство) | 44 мм (1,7 дюйма) | 0–10° | |
Топ («Порше») | 40 мм (1,6 дюйма) | 0–12° |
Операционная история
[ редактировать ]Организация
[ редактировать ]Помимо исследований, обучения и присоединения пяти танков к Panzer Lehr , Tiger II поставлялся только в батальоны тяжелых танков ( schwere Panzer-Abteilungen ) немецкой армии ( Heer ) или Waffen-SS . [34]
Стандартный батальон ( отделение ) насчитывал 45 танков: [34]
Командование батальона 3 × Тигр II | ||||||||
командование 1-й роты 2 × Тигр II | командование 2-й роты 2 × Тигр II | командование 3-й роты 2 × Тигр II | ||||||
1-й взвод 4 × Тигр II | 2-й взвод 4 × Тигр II | 3-й взвод 4 × Тигр II | 1-й взвод 4 × Тигр II | 2-й взвод 4 × Тигр II | 3-й взвод 4 × Тигр II | 1-й взвод 4 × Тигр II | 2-й взвод 4 × Тигр II | 3-й взвод 4 × Тигр II |
Подразделения, использовавшие Tiger II, были следующими: [35]
- Хеер: (sHPz.Abt) 501 , 502 , 503 , 504 , 505 , 506 , 507 , 508 , 509 , 510 , 511
- СС: (s.SS.Pz.Abt) 501 , 502 , 503
Надежность и мобильность
[ редактировать ]Ранние модели Tiger II оказались ненадежными, главным образом из-за негерметичности уплотнений и прокладок, перегруженной трансмиссии, изначально предназначенной для более легких автомобилей, а также проблем с главной передачей и рулевым механизмом, которые были заново разработаны для Tiger II. [36] [37] Главная передача и рулевой механизм двойного радиуса поначалу были особенно подвержены отказам. [38] [39]
Новая двухзвенная гусеница оказалась уязвимой к боковым нагрузкам при движении танка по неровной местности, а также приводила к зацеплению с гусеницей только всех остальных зубьев звездочки, что приводило к их быстрому износу и потенциально выходило из строя главную передачу. Генеральный инспектор танковых войск Вольфганг Томале на брифинге 4 ноября 1944 года заявил: «Эти жалобы можно отнести к новой гусенице, которая, хотя и является значительным упрощением производства, с другой стороны, влечет за собой большую уязвимость танков. Тигр». Зацепление только каждого второго зуба звездочки вызывало «внезапные рывки главной передачи, которая не выдерживала этих ударов». [40]
Главный конструктор Henschel Эрвин Адерс писал: «Неудача произошла потому, что Tiger II был запущен в производство без учета результатов испытаний». [41] Отсутствие подготовки экипажа может усугубить эту проблему; Водители, первоначально прошедшие лишь ограниченную подготовку по управлению другими танками, часто отправлялись непосредственно в оперативные части, уже направлявшиеся на фронт. [36]
Schwere Heeres Panzer Abteilung 501 прибыл на Восточный фронт, имея в рабочем состоянии только восемь танков из 45; эти неисправности были в основном связаны с неисправностями главной передачи. Первые пять Tiger II, доставленные в танковую дивизию, вышли из строя еще до того, как их можно было использовать в бою, и были уничтожены, чтобы предотвратить захват. [42]
Компания Henschel тесно сотрудничала с экипажами для решения проблем, а благодаря внедрению модифицированных уплотнений, прокладок, компонентов трансмиссии и новой конструкции гусениц и звездочек, а также улучшенной подготовке водителей и достаточному техническому обслуживанию Tiger II можно было поддерживать в рабочем состоянии. удовлетворительное эксплуатационное состояние. [43] Статистические данные от 15 марта 1945 года показывают, что уровень надежности «Тигра» составил 59 процентов, что почти равно 62 процентам Panzer IV и лучше, чем 48 процентов Пантеры, находившейся в боевой готовности к этому периоду. [44]
В отчете о последствиях операции в Венгрии в ноябре 1944 года sHPz.Abt 503 отметил:
...Батальон вступил в бой двумя боевыми группами в составе двух разных дивизий в два разных дня. В случае успешного проникновения в тыл противника батальон воссоединится. Обе группы добились необычайного успеха. С 19 по 23 октября 1944 г. было уничтожено 120 противотанковых орудий и 19 орудий. Чрезвычайно стойкий и стойкий противник (штрафбаты) был потрясен до глубины души энергичным штурмом, а его коммуникации в тылу были приведены в полное замешательство уничтожением различных колонн и обоза, что, в конечном счете, вынудило 6-ю русскую Армия из района Дебрецена. Общий путь около 250 километров, пройденный за время операции, был пройден практически без механических повреждений. Tiger II чрезвычайно хорошо зарекомендовал себя как по броне, так и с механической точки зрения. Машины, получившие до двадцати попаданий и не выведшиеся из строя, были не редкостью... Таким образом, Tiger II зарекомендовал себя во всех отношениях и является оружием, которого боится противник. Когда формирование используется как единое целое и применяется в соответствии с правильной тактикой, оно всегда приносит решающий успех... [45]
Несмотря на первоначальные проблемы с надежностью, Tiger II был удивительно маневренным для такой тяжелой машины. Современные немецкие записи и результаты испытаний показывают, что его тактическая мобильность была не хуже, а то и лучше, чем у большинства немецких танков или танков союзников. [46] [д]
Подполковник Х.А. Шилдс из 66-го танкового полка сообщил в 1945 году:
Где бы мы ни видели танки «Тигр» или «Пантера», они не демонстрировали худшей маневренности. Около Путтендорфа было обнаружено несколько танков Royal Tiger. Эти «Королевские тигры» могли преодолевать очень мягкую почву, и их гусеницы не тонули в мягкой почве, как наши.
Боевая история
[ редактировать ]Первое боевое применение Tiger II было осуществлено 1-й ротой 503-го тяжелого танкового батальона ( sHPz.Abt . 503) во время битвы за Нормандию , противодействуя канадской наступательной операции «Атлантик» между Троарном и Демувилем 18 июля 1944 года. Два из них были потеряны. в бою, а танк командира роты попал в безнадежную ловушку после падения в воронку от бомбы, образовавшуюся во время операции «Гудвуд» . [48]
На Восточном фронте впервые был применен 12 августа 1944 года 501-м тяжёлым танковым батальоном ( sHPz.Abt . 501), сопротивлявшимся Львовско-Сандомирскому наступлению . Он атаковал советский плацдарм на реке Висла возле Баранув-Сандомерского . По дороге на Оглендов три Tiger II были уничтожены в засаде несколькими Т-34-85 . [49] Поскольку в этих немецких танках произошли взрывы боеприпасов, что привело к гибели многих экипажей, больше не разрешалось хранить в башне снаряды для основного орудия, в результате чего вместимость уменьшилась до 68. [50] До четырнадцати «Тигров II» из 501-го полка было уничтожено или захвачено в этом районе в период с 11 по 14 августа в результате засад и фланговых атак советских танков Т-34-85 и ИС-2 , а также штурмовых орудий ИСУ-122 на неудобной песчаной местности. Захват трех действующих Tiger II позволил Советам провести испытания в Кубинке и оценить его сильные и слабые стороны. [51]
15 октября 1944 года Tiger II 503-го тяжелого танкового батальона сыграли решающую роль в операции «Панцерфауст» , поддержав Отто Скорцени войска при взятии столицы Венгрии Будапешта , что гарантировало, что страна останется на стороне Оси до конца войны. Затем 503-й принял участие в битве при Дебрецене . 503-я дивизия оставалась на венгерском театре военных действий 166 дней, за это время на ее счету было не менее 121 советский танк, 244 противотанковых орудия и артиллерийских орудий, пять самолетов и поезд. Это было связано с потерей 25 Tiger II; десять были подбиты советскими войсками и сгорели, два были отправлены обратно в Вену для заводского ремонта, а тринадцать были взорваны своими экипажами по разным причинам, обычно для того, чтобы не допустить их попадания в руки врага.
Tiger II также использовался в значительных количествах, распределенных по четырем тяжелым танковым батальонам, во время Арденнского наступления (также известного как «Битва за Арденны») в декабре 1944 года. [52] Было представлено не менее 150 Tiger II, что составляет почти треть от общего объема производства; большинство из них было потеряно в ходе наступления. [53]
Некоторые Tiger II также присутствовали во время советской Висло-Одерской войны. [54] и восточно-прусское наступление в январе 1945 г. [55] а также наступление Германии на озеро Балатон в Венгрии в марте 1945 года, [56] битва на Зееловских высотах в апреле 1945 года и битва за Берлин в конце войны. [57]
103- й тяжелый танковый батальон СС ( s.SS Pz.Abt . 503) заявил о примерно 500 уничтоженных в период с января по апрель 1945 года на Восточном фронте потерях 45 Tiger II (большая часть которых была брошена и уничтожена собственными силами). экипажей после механических поломок или из-за нехватки топлива). [58]
Характеристики оружия и брони
[ редактировать ]Тяжелая броня и мощная дальнобойная пушка давали «Тигру II» преимущество перед всеми противостоящими западными союзными и советскими танками, пытавшимися атаковать его в лоб. Это было особенно актуально на Западном фронте, где до прибытия нескольких M26 Pershings в 1945 году и нескольких штурмовых танков M4A3E2 Sherman «Jumbo» с дополнительной броней [и] которые были разбросаны по Европе после Дня Д, а также несколько поздних Черчилля моделей [ф] ни британские, ни американские войска не приняли на вооружение тяжелые танки. В отчете Wa Prüf 1 подсчитано, что лобовая часть Tiger II была неуязвима для советской 122-мм Д-25Т , одной из танковых пушек крупнейшего калибра войны. Советские испытания показали, что лобовое стекло можно разрушить только 3–4 выстрелами по сварным соединениям с дальностей 500–600 метров. [60] Качество сварных соединений оказалось хуже, чем у «Тигра I» и «Пантеры». [61] РАК 3.д. В документе от февраля 1945 года подсчитано, что британская (76,2-мм) 17-фунтовая пушка QF с использованием бронебойного подкалиберного выстрела теоретически была способна пробить лоб башни и нос (нижнюю лобовую часть корпуса) на дистанциях 1100 и 1200 ярдов ( 1000 и 1100 м) соответственно, хотя, учитывая отсутствие заявленного угла, это, по-видимому, было идеальными 90 градусами, и в бою Tiger II ни разу не был пробит 17-фунтовой пушкой QF в лоб. [62]
Из-за толстой лобовой брони против «Тигра II» чаще всего использовались фланговые маневры, чтобы попытаться выстрелить по более тонкой боковой и задней брони, что давало «Тигру II» тактическое преимущество в большинстве боев. [63] Более того, основное вооружение Tiger II было способно вывести из строя любой танк союзников в лоб на дальности, превышающей 2,5 км (1,6 мили), что значительно превышает эффективную дальность действия танковых орудий союзников. [64]
Советские испытания военного времени
[ редактировать ]В августе 1944 года два танка Tiger Ausf B были захвачены Советским Союзом под Сандомиром и вскоре были перевезены на испытательный полигон в Кубинке . Во время переброски у двух танков произошли механические поломки. Система охлаждения оказалась недостаточной для слишком жаркой погоды, что привело к перегреву двигателей и выходу из строя коробки передач. Правую подвеску одного из танков пришлось полностью заменить, и восстановить ее полную работоспособность не удалось. Танк снова ломался каждые 10–15 км. 8,8-см KwK 43 дала положительные результаты по пробиваемости и точности, которые были на одном уровне со 122-мм Д-25Т. Он оказался способен полностью пробить башню своего «коллеги» Tiger Ausf B на дальности 400 метров. Броня одной машины была проверена обстрелом ее снарядами калибра от 100 до 152 мм. Сварка, несмотря на тщательное исполнение, была значительно хуже, чем на аналогичных конструкциях. В результате, даже когда снаряды не пробивали броню, зачастую оставалось большое количество откол изнутри пластин, повредивший трансмиссию и приведший танк в неработоспособное состояние. Дальнейшие испытания показали, что качество брони было хуже, чем у более ранних немецких танков, таких как «Тигр I» и «Пантера». Лабораторные испытания показали, что пластинам не хватает молибдена (что объясняется потерей его поставок из-за замены его ванадием), что приводит к низкой ковкости. [61] [65]
В расширенных огневых испытаниях установлено, что противотанковые снаряды из 100-мм пушки БС-3 и 122-мм пушки А-19 пробили башню Tiger Ausf B на дальностях 1000–1500 метров. Однако огневые испытания по передней части башни проводились после снятия орудия и маски, а пробития находились вблизи таких отверстий, как смотровые щели и расположение орудия. Пробития правого проема орудия произошли после предыдущих попаданий 100-мм снаряда или повреждения брони. [66] 100-мм БС-3 и 122-мм А-19 также могли пробивать сварные соединения передней части корпуса на дальностях 500–600 метров после 3–4 выстрелов. [60]
Выжившие автомобили
[ редактировать ]Единственный работающий образец выставлен в Музее слепых , Сомюр , Франция. Он имеет производственную башню и доступен для публики. Этот танк принадлежал 1-й роте 101-го тяжелого танкового батальона СС . Считалось, что он был оставлен экипажем 23 августа 1944 года из-за проблем с двигателем в Брюй-ан-Вексене , недалеко от Мант-ла-Жоли . Он был утилизирован французской армией в сентябре 1944 года, затем хранился на заводе в Сатори, а затем был передан музею в 1975 году. Считалось, что у него была башня с номером 123, но полковник Мишель Обри, основатель музея, решил поставил на башню номер 233 в честь Тигра II, уничтожившего его танк «Шерман» в конце войны. В отличие от других трофейных немецких машин, этот Tiger II никогда не использовался французской армией. [ нужна ссылка ] Среди других выживших:
- Танковый музей , Дорсет, Великобритания: выставлен Tiger II с башней раннего производства. Эта машина была вторым прототипом из мягкой стали, изготовленным и не использовавшимся на вооружении. [67]
- Академия обороны Великобритании , Шривенхэм , Великобритания: Tiger II (серийная башня). Эта машина принадлежала s.SS Pz.Abt. 501 , с бортовым номером 280093, башенным номером 104, и имеет комплексное покрытие Zimmerit . [68] Его забрал сержант Робертс из эскадрильи А 23-й гусарской 11- й бронетанковой дивизии на танке «Шерман» недалеко от Бове , хотя он уже был выведен из строя и оставлен экипажем из-за повреждения гусениц и главной передачи. [69] Этот предмет в настоящее время выставлен в Танковом музее в Дорсете, Великобритания. [ нужна ссылка ]
- Коллекция Уиткрофта , Лестершир , Великобритания. Частный коллекционер Кевин Уиткрофт рассказывает о [ нужна ссылка ] начать восстановление/перестройку полного Tiger II. Проект будет включать детали от многих отдельных Tiger II, но многие детали будут нового производства. Уиткрофт заявил, что у него есть 70–80% оригинальных деталей, необходимых для реконструкции, и постоянно поставляются новые детали. Известные и показанные детали включают полный передний лобовой лист, основное вооружение 8,8 cm KwK 43, листы моторной палубы, ок. 1/3 корпуса (задняя часть) в одной части, комплект гусениц и ок. 2/3 левого бортового листа корпуса в двух частях. [70] Целью проекта является полный Tiger II в рабочем состоянии. [ нужна ссылка ]
- Deutsches Panzermuseum , Мюнстер , Германия: Tiger II (серийная башня), бортовой номер 280101. [ нужна ссылка ] Первоначально имея башню с номером 121 от s.SS.Pz.Abt 501, по неизвестным причинам она была восстановлена под другим номером. [ нужна ссылка ]
- Мант-ла-Жоли , Франция. Более или менее полный, но разбитый Tiger II (серийная башня) похоронен под региональной дорогой 913. Части башни были обнаружены в ходе ограниченных поисковых раскопок в 2001 году. Дальнейшие раскопки были остановлены по финансовым причинам. Планируется полностью раскопать и восстановить этот Тигр II для мемориала битвы с Вексинами . [71]
- Танковый музей в Кубинке , Россия: Тигр II (серийная башня) с номером башни 002 (502), захваченный Красной Армией в Оглендове. [ нужна ссылка ]
- 44 декабря, музей , Ла-Глез , Бельгия: Косметически отреставрированный Tiger II (серийная башня), бортовой номер 280273, построен в октябре 1944 года. Башня номер 213 от s.SS Pz.Abt 501 . Выставлен у входа в «Коллекции музея 44 декабря», музей, полностью посвященный битве при Арденнах . Этот танк был брошен в Ла-Глезе 24 декабря 1944 года, где было остановлено наступление боевой группы Пайпера . Передняя часть, около 1/3 ствола орудия, восстановлена со стволом «Пантеры» и дульным тормозом. [72] Также были восстановлены брызговики. С него сняты внешние и внутренние детали, большая часть торсионов сломана, но коробка передач и двигатель все еще на месте. [ нужна ссылка ]
- Коллекция бронетехники и кавалерии армии США , Форт Мур , Джорджия, США: Tiger II (серийная башня), бортовой номер 280243, построен в сентябре 1944 года. Башня номер 332 от s.SS Pz.Abt. 501 . Захвачен во время битвы за Арденн сержантом. Гленн Д. Джордж из 740-го танкового батальона 1-й армии США, 24 декабря 1944 года. [73] Левая сторона была разрезана в образовательных целях на Абердинском полигоне в конце 1940-х годов. Выставлялся в бывшем Музее кавалерии и доспехов Паттона в Форт-Ноксе, штат Кентукки, затем под управлением BRAC был переведен в Форт Беннинг, как тогда назывался Форт Мур. [ нужна ссылка ]
- Швейцарский военный музей , Швейцария. Этот Tiger II (серийная башня) ранее выставлялся в Танковом музее Туна, а в сентябре 2006 года был передан в аренду Швейцарскому военному музею. Этот танк был передан Швейцарии Францией после войны. Бортовой номер 280215 от шПз.Абт 506 . [74] По состоянию на 2021 год он находится в процессе восстановления до рабочего состояния. [75]
См. также
[ редактировать ]- Список военной техники Второй мировой войны
- Список военной техники Германии времен Второй мировой войны
- Список Sd.Kfz. обозначения
- Список двигателей Maybach времен Второй мировой войны
Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- Советский тяжелый танк ИС-3 — принят на вооружение в 1945 году.
- США Т26Е4 «Супер Першинг» Тяжелый танк
- Французский ARL 44 - производился и служил в ограниченном количестве в конце 1940-х - начале 1950-х годов.
- Французский AMX-50 — несколько прототипов, выпущенных в конце 1940-х — начале 1950-х годов.
Ссылки
[ редактировать ]Информационные примечания
- ^ Panzerkampfwagen – сокращенно: Pz. или Pz.Kfw. (английский: « боевая бронированная машина »), Ausf. это аббревиатура от Ausführung (английский: вариант). Полные названия Panzerkampfwagen Tiger Ausf . B и Panzerbefehlswagen Tiger Ausf . B (для командной версии) использовались в руководствах по обучению и техническому обслуживанию, а также в таблицах организации и оборудования. [8] [ нужна страница ] . Также иногда упоминается как «Pz. VI Ausf B», не путать с «Pz. VI E », которым назывался Tiger I. Ausf
- ^ KwK - это аббревиатура от Kampfwagenkanone - (буквально «пушка боевой машины»).
- ^ раунды были:
- PzGr 39/43 Бронебойная закаленная сталь (APCBC)) с большей дальностью, меньшим пробитием, взрывчатым наполнителем. [5] [22]
- PzGr 40/43 Бронебойный, с сердечником из карбида вольфрама (APCR)) меньшей дальности, большей пробиваемости, инертный. [5] [22]
- SprGr 43 Фугасный (ОФ)) [5]
- HlGr 39 Пустотный заряд (HEAT)) [5]
- ↑ Авторы посетили Tiger II (Fgst.Nr. 280273, произведен в октябре 1944 г.), который сейчас находится в Арденнессе в деревне Ла-Глез. Езда на современном автомобиле в деревню по узким, крутым и круто извилистым дорогам требовала частого использования пониженных передач. То, что «Тиграм II» удалось совершить такое же путешествие зимой, действительно было впечатляющим свидетельством их маневренности и мобильности. [47]
- ^ а после февраля 1945 г. некоторые имели высокоскоростную 76-мм пушку.
- ↑ Черчилль Mark VII весил 40 тонн и имел броню корпуса и башни толщиной 152 мм, но нес ту же 75-мм пушку, что и большинство танков союзников в Западной Европе.
Цитаты
- ^ Zaloga 2015 p. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Йентц 1996, с. 288
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Йентц и Дойл 1997, стр. 162–165.
- ^ Перейти обратно: а б с д Йентц, Томас; Дойл, Хилари (1993). Тяжелый танк «Кингтигер», 1942–45 гг . Издательство Оспри. п. 23. ISBN 185532282X .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дженц и Дойл 1993, с. 28 (рисунок Д)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дженц и Дойл 1993, с. 33.
- ^ Пантера и ее варианты Уолтера Дж. Спилбергера с. 276.
- ^ Дженц и Дойл (1997)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дженц и Дойл 1993, с. 16.
- ^ Бакли 2004, с. 119.
- ^ Руководство для корректировщика танков, Бовингтон, 2011 г., стр. 63
- ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, стр. 12, 15.
- ^ Перейти обратно: а б Шнайдер 1990, с. 18.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 37.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, с. 3.
- ^ Дженц и Дойл 1993, стр. 10–12.
- ^ Дженц и Дойл 1993, стр. 8–10.
- ^ Перейти обратно: а б с Tank Chats#47 King Tiger , Танковый музей, 2 марта 2018 г., заархивировано из оригинала 17 ноября 2021 г. , получено 24 января 2019 г.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 17
- ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 13–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Дженц и Дойл, 1993, стр. 23–24.
- ^ Тигры в грязи: Боевая карьера немецкого танкового командира Отто Кариуса, Отто Кариус, Stackpole Books, 2003, ISBN 9780811729116 , с. 23
- ^ Перейти обратно: а б Йентц и Дойл, 1993, стр. 11–12.
- ^ «Тигровые колеса» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2023 г. Проверено 03 октября 2023 г.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 13.
- ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 16–17.
- ^ Манчестер 1968, с. 498.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 17.
- ^ PAWLAS, Карл Р. Waffen-Revue W 127 - Паспорта армейского оружия, транспортных средств и оборудования. Нюрнберг: Журналистский архив по вопросам армии и вооружения, 1976. 248 стр.
- ^ «Panzer VI Ausf.B Königstiger (1944)» . www.tanks-encyclepedia.com . Архивировано из оригинала 16 августа 2019 г. Проверено 12 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дженц и Дойл 1997 , с. 144-154.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, с. 36.
- ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 37–42.
- ^ Перейти обратно: а б Дженц и Дойл 1993, с. 34
- ^ Дженц и Дойл 1997, стр. 20
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 11
- ^ sPzAbt 506, «Опыт использования Panzerkampfwagen 'Tiger' B».
- ^ «Tiger II V2 Extra: В глуши | PanzerPlace» . Панцерплейс . 14 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2023 года . Проверено 13 июля 2023 г.
- ^ Адерс, Эрвин (1961). «Тигры типов Е и Б: зарождение и развитие», Боевые танковые войска пехоты.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 35.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 18.
- ^ Дженц и Дойл 1993, с. 36.
- ^ Боевая история 503-й тяжелой танковой дивизии, с. 335
- ^ Йентц и Дойл 1993, стр. 33–34.
- ↑ Тяжелый танк Kingtiger 1942–45, Том Дженц и Хилари Луи Дойл, Питер Сарсон, стр. 36.
- ^ Шнайдер 2000, с. 133.
- ^ Zaloga 1994, p. 14.
- ^ Шнайдер 2000, с. 46.
- ^ Кувалды: сильные и слабые стороны танковых батальонов «Тигр» во Второй мировой войне. Кристофер В. Уилбек. Аберхона, 2004. с. 135
- ^ Шнайдер 2005, стр. 214–216.
- ^ Грин, Майкл. «Немецкие танки Второй мировой войны». 14 мая 2000 г. с. 73.
- ^ Шнайдер 2000, с. 47.
- ^ Шнайдер 2000, стр. 89–91.
- ^ Шнайдер 2005, с. 217.
- ^ Шнайдер 2005, стр. 300–303.
- ^ Шнайдер 2005, стр. 304, 324.
- ^ Паллуд 2006, стр. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Zheltov, Igor. TankoMaster Special Issues 02, 2002: Isoif Stalin . Tekhnika molodezhi. p. 33.
- ^ Перейти обратно: а б «Был ли Тигр на самом деле Королем?: Испытание Королевского Тигра в Кубинке» . Русское поле боя . 19 сентября 2011 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2019 г. Проверено 20 октября 2009 г.
источник: Танкомастер №6 1999г.
- ^ Дженц и Дойл, 1993, стр. 34–36.
- ^ Яримович 2001, стр. 274.
- ^ Яримович 2001, стр. 258.
- ^ Огромный немецкий «Королевский тигр» был аберрацией. Архивировано 10 мая 2020 г. в Wayback Machine Свеном Феликсом Келлерхоффом. Опубликовано 7 июля 2014 г.
- ^ Берд, Лоррин Рексфорд; Ливингстон, Роберт Д. (2001). Баллистика Второй мировой войны – бронетехника и артиллерийское дело . Оверматч Пресс. п. 90.
- ^ «Королевский тигр» Танкового музея передан в аренду музею в Нидерландах . Ежедневное Эхо . 28 января 2020 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Йентц и Дойл 1997, стр.108.
- ^ Шнайдер 2005, с. 212.
- ^ «Галерея запчастей» . Коллекция Уиткрофта. Архивировано из оригинала 27 июля 2019 г. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ «Мемориал Вексин 44» . vexinhistoirevivante.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 21 октября 2009 г. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ «Тигр 213, музей 44 декабря (посещение 23 октября 2021 г.)» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 г. Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ Миллер, Гарри (21 апреля 2021 г.). «Настоящая история Tiger 332: как американцы захватили немецкий танк King Tiger, Mark VI, в канун Рождества 1944 года» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2022 года . Проверено 8 сентября 2022 г.
- ^ «Тигр II» . Швейцарский военный музей полон . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 г. Проверено 20 октября 2009 г.
- ^ Ревилл, Джон; Вигманн, Арнд (31 марта 2021 г.). «Швейцарский музей восстанавливает немецкий танк «Королевский тигр» 1944 года выпуска до рабочего состояния» . Рейтер . Архивировано из оригинала 31 марта 2021 года . Проверено 1 апреля 2021 г.
Библиография
- Бакли, Джон (2004). Британская бронетехника в Нормандской кампании, 1944 год . Лондон: Ф. Касс. ISBN 978-0-7146-5323-5 .
- Форд, Роджер (2012). Великие танки мира: с 1916 года до наших дней . Amber Books Ltd. Лондон: ISBN 9781908696014 .
- Яримович, Роман (2001). Танковая тактика: от Нормандии до Лотарингии . Боулдер: Издательство Л. Риннер. ISBN 978-1-55587-950-1 .
- Йентц, Томас; Дойл, Хилари (1997). Немецкие танки «Тигр» — от Vk45 до Tiger II: проектирование, производство и модификации . Западный Честер: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 978-0-7643-0224-4 .
- Йентц, Томас; Дойл, Хилари (1993). Тяжелый танк «Кингтигер», 1942–45 гг . Новый Авангард. Лондон: Оспри. ISBN 978-1-85532-282-0 .
- Йенц, Томас (1996). Panzertruppen 2: Полное руководство по созданию и боевому применению танковых войск Германии 1943–1945 гг . Шиффер. ISBN 978-0-7643-0080-6 .
- Манчестер, Уильям (2003). Герб Круппа, 1587–1968: взлет и падение промышленной династии, вооружившей Германию в войне . Бостон: Книги Бэк-Бэй. ISBN 978-0-316-52940-2 .
- Паллюд, Жан-Поль (2006). Рюкмарш! : Отступление Германии из Нормандии: тогда и сейчас . Старый Харлоу: Битва за Британию International Ltd. ISBN 978-1-870067-57-7 .
- Перретт, Брайан (2000). Штурмартиллерия и Panzerjager 1939–45 . Новый Авангард. Лондон: Оспри. ISBN 978-1-84176-004-9 .
- Шнайдер, Вольфганг (1990). Слон Ягдтигр Штурмтигр: редкости семейства тигровых . Западный Честер: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 978-0-88740-239-5 .
- Шнайдер, Вольфганг (2000). Тигры в бою I. Механиксбург: Stackpole Books. ISBN 978-0-8117-3171-3 .
- Шнайдер, Вольфганг (2005). Тигры в бою II . Механиксбург: Stackpole Books. ISBN 978-0-8117-3203-1 .
- Спилбергер, Уолтер; Дойл, Хилари (2007), Тигры I и II и их варианты , Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd, ISBN 978-0-7643-2780-3
- Самвебер, Норберт (2000). Они тяжелобронированы. Бои немецкой 503-й тяжелой танковой дивизии в Венгрии (на венгерском языке). Военно-исторический архив. ISBN 978-963-00-2526-3 .
- Уилбек, Кристофер (2004). Кувалды: сильные и слабые стороны танковых батальонов «Тигр» во Второй мировой войне . Аберхона Пресс. ISBN 978-0-9717650-2-3 .
- Залога, Стивен (1994). Тяжелый танк ИС-2 1944–1973 гг . Новый Авангард. Лондон: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-396-4 .
- Залога, Стивен Дж. (2015). Бронированный чемпион: лучшие танки Второй мировой войны . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN 978-0-8117-1437-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информация о Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B "Tiger II" на Panzerworld
- Пантигер, обновленный тигр (отчет разведки США, 1944 г.)