Sd.Kfz. 234
Sd.Kfz. 234 | |
---|---|
![]() Вид на Sd.Kfz во время войны. 234/2 | |
Тип | Бронеавтомобиль |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История производства | |
Произведено | 1943–1945 |
№ построено | 478 (все типы) |
Технические характеристики | |
Масса | 10 500 кг (23 100 фунтов) |
Длина | 6,02 метра (19 футов 9 дюймов) |
Ширина | 2,36 метра (7 футов 9 дюймов) |
Высота | 2,10 метра (6 футов 11 дюймов) |
Экипаж | 4 |
Броня | толщиной 9–30 мм (0,35–1,18 дюйма) Катаная гомогенная броня |
Основной вооружение | •(234/1) 20-мм автоматическая пушка •(234/2) 50 мм L/60 кВт 39/1 [ 1 ] •(234/3) 75 мм Д/24 К 51 •(234/4) 75мм L/46 ПаК 40 |
вторичный вооружение | 7,92-мм МГ 42 пулемет |
Двигатель | 14 825 куб.см (905 дюймов) 3 ) Татра 103 [ 2 ] V12 дизель 157 кВт (211 л.с.) |
Приостановка | Независимо от каждого колеса |
Оперативный диапазон | 1000 км (620 миль) по дороге; 600 км (370 миль) по бездорожью. |
Максимальная скорость | 90 км/ч (56 миль/ч) |
Sd.Kfz . 234 ( Sonderkraftfahrzeug 234 , Special Purpose Vehicle 234) — семейство бронеавтомобилей, спроектированных и построенных в Германии во время Второй мировой войны . Машины были легкобронированными, вооруженными 20-, 50- или 75-мм пушками и дизельными двигателями Tatra V12 . [ 3 ] Sd.Kfz. 234 внешне напоминает Sd.Kfz. 231 (8 рад ) . [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Бронированные колесные машины были разработаны в Германии в начале Первой мировой войны, поскольку на них не распространялись ограничения Версальского договора . Sd.Kfz. 234 принадлежал к серии ARK (типовое обозначение шасси) и являлся преемником более раннего Sd.Kfz. 231/232/233 (8-Рад), принадлежавший к серии GS.
Боевой опыт быстрых и мощных колесных разведывательных машин во время Вермахта первых вторжений в Польшу и Францию произвел впечатление на немецких военных чиновников, но указал на некоторые недостатки в существующих конструкциях. Таким образом, в августе 1940 года был реализован проект нового бронеавтомобиля, в котором было учтено несколько уроков, извлеченных из собственных внешних операций Вермахта. [ 4 ] Новейший Бюссинг – NAG Sd.Kfz. 232 , Sd.Kfz. 234 был разработан позже в том же году. [ 5 ] Он должен был иметь монококовое шасси с восемью колесами и двигатель воздушного охлаждения для использования в Северной Африке . [ 5 ]
Шасси были построены компанией Büssing-NAG в Лейпциге-Варене , бронекорпуса были предоставлены компанией Deutsche Edelstahlwerke из Крефельда , а башни — компанией Daimler Benz в Берлине -Мариенфельде и Шихау из Эльбинга с двигателями от Ringhoffer-Tatra-Werke AG из Нессельсдорфа . [ 5 ]


Первые испытания прототипа начались примерно в июле 1942 года. Из-за проблем с чрезмерным шумом первого двигателя была разработана вторая модель — Tatra 103 . Автомобиль имел восьмиколесное рулевое управление и мог быстро менять направление благодаря второму, обращенному назад, сиденью водителя; трансмиссия имела шесть передач вперед и назад с тягой на восемь колес. Силовую установку обеспечивал дизельный двигатель Tatra 103 с воздушным охлаждением . Sd.Kfz. 234 была первой и единственной немецкой бронемашиной, оснащенной дизельным двигателем воздушного охлаждения. Первоначально это было задумано как временное решение до тех пор, пока двигатель не будет модернизирован для лучшей работы в более суровом тропическом климате, однако этого так и не произошло, и поэтому Tatra 103 использовалась до конца производства.
Первой и, возможно, самой известной версией был Sd.Kfz. 234/2 ; у него была башня, вооруженная 5-см пушкой L/60 , которая изначально предназначалась для легкого танка VK 1602 Leopard . Выпускался с конца 1943 по середину 1944 года. Этот вариант был заменен в производстве второй версией — Sd.Kfz. 234/1 , имевший более простую открытую башню ( Hängelafette 38 ). [ 6 ] вооружен 2-см пушкой KwK 38 ; выпускался с середины 1944 по начало 1945 года.

Sd.Kfz . 234/3 , выпускавшаяся одновременно с 234/1, служила машиной поддержки разведывательных машин. короткоствольная 7,5-см пушка К51 L/24 Он имел надстройку с открытым верхом, в которой устанавливалась . Это орудие предназначалось для использования против «мягких» целей; однако при использовании кумулятивного снаряда пробивная сила превышала таковую у пушки калибра 5 см L/60. Этот вариант производился с середины 1944 года до конца 1944 года, прежде чем переключиться на производство 234/4.
Последним выпущенным вариантом стал Sd.Kfz. 234/4 , который заменил пушку L/24 на 7,5 cm L/46 PaK 40 . Это была еще одна попытка повысить подвижность этой противотанковой пушки; однако шасси 234 было на пределе своих возможностей. Этот вариант выпускался с конца 1944 года до окончания боевых действий в 1945 году.
История обслуживания
[ редактировать ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2014 г. ) |
Длительная разработка двигателя означала, что кампания в пустыне закончилась до прибытия 234-го двигателя, но, тем не менее, он оказался полезным на Восточном и Западном фронтах. [ 5 ] Он был довольно грозным, но немногие из них были построены до того, как в 1944 году его заменили на более простой 234/1 с 20-мм пушкой. [ 7 ] Sd.Kfz. 234 обычно использовался парами: один был оснащен комплектом радиосвязи дальнего действия , а другой имел только радиоприемник ближнего действия. Устройство дальнего действия можно было узнать по большой звездообразной антенне на левой стороне машины.
Некоторые источники предполагают, что Sd.Kfz. 234/2 использовался следующими боевыми частями: [ 8 ]
- Танковая дивизия Лер - 25 машин
- 2-я танковая дивизия — 25 машин.
- 1-я танковая дивизия СС — 16 машин.
- 20-я танковая дивизия — 16 машин.
- 7-я танковая дивизия - не подтверждено
- 13-я танковая дивизия - не подтверждено
- Бранденбургская танково-гренадерская дивизия - 2 выпущена в январе 1945 г.
Варианты
[ редактировать ]

Было четыре основных варианта:
- 234/1 — 1 х 2-мм автопушка KwK 38 L/55 , 1 х 7,92-мм MG 42 пулемет . Эта конструкция отличалась башней с открытым верхом. Произведено около 200 штук. [ 4 ]
- 234/2 - 1 пушка 5 cm KwK 39 L/60 , 1 пулемет MG 42. Использовалась полностью закрытая башня, изначально разработанная для легкого танка VK 1602 Leopard . Лоб башни был защищен 30-мм (1,2 дюйма) броней под углом 20° от вертикали. Бока и задняя часть имели броню толщиной 10 мм, установленную под углом 25 °, а верхняя пластина имела броню толщиной 10 мм (0,39 дюйма). Маска орудия имела закругленную форму и толщину от 40 до 100 мм (от 1,6 до 3,9 дюйма). 101 построен в период с сентября 1943 по сентябрь 1944 года. [ 4 ]
- 234/3 - 1 х 7,5 cm пушка K51 L/24 в открытой надстройке, заменяющей башню. 88 построено в период с июня по декабрь 1944 года. [ 2 ]
- 234/4 - 1 пушка 7,5 cm PaK 40 L/46 в открытой надстройке, заменяющей башню. 89 построено с декабря 1944 по март 1945 года. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хогг, Ян В. Книга данных по боевым бронированным машинам Гринхилла (Лондон: Greenhill Books, 2000), стр.221, "Sd.Kfz. 234/2".
- ^ Jump up to: а б с д Хогг, стр.221, "Sd.Kfz. 234/2".
- ^ Флетчер, Дэвид. Уп, Два-три-четыре . Классическая военная машина, 2001, Том 1 Выпуск 4 с. 48-51.
- ^ Jump up to: а б с Грин, Майкл. Андерсон, Томас. Шульц, Фрэнк. Немецкие танки Второй мировой войны . Зенит Выходные данные, 2000. ISBN 9780760306710
- ^ Jump up to: а б с д Хогг и Уикс, стр. 185, «Бронированные автомобили Sd.Kfz. 232, 233 и 234 (8 рад)».
- ^ "panzernot.net, Sd.Kfz. 234/2 - Sd.Kfz. 234" . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 г. Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ Хогг, стр.221, «Sd.Kfz. 234/2» и «Sd.Kfz. 234/1».
- ^ «Йенц, цитата на сайте «panzernot.net»» . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 г. Проверено 18 марта 2014 г.

Источники
[ редактировать ]- Хогг, Ян В. Гринхилл, Справочник по боевым бронированным машинам , стр. 221, «Sd.Kfz. 234/1», «Sd.Kfz. 234/2», «Sd.Kfz. 234/3» и «Sd.Kfz. 234/4». Лондон: Greenhill Books, 2000. ISBN 1-85367-391-9 .
- Хогг, Ян В. и Уикс, Джон. Иллюстрированная энциклопедия военной техники , с. 185, «Бронеавтомобили Sd.Kfz. 232, 233 и 234 (8 рад)». Лондон: Хэмлин, 1980. ISBN 0-600-33195-4 .
- « s. Pz. Sp. Wg. (5 см) Sd. Kfz. 234/2: немецкий 8-колесный бронеавтомобиль. Архивировано 9 июня 2020 г. в Wayback Machine », Каталог вражеских боеприпасов, Управление начальника артиллерийского вооружения США. , 1945.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чемберлен, П.; Дойл, Х.Л. (1978). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. Полная иллюстрированная история немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходных орудий и полугусеничных машин 1933—1945 годов . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-202-Х .
- Дженц, Т.Л.; Дойл, HL (2001). Бронированная разведывательная машина. Бронированные автомобили. От Sd.Kfz.3 до Sd.Kfz.263 . Танковые тракты №. 13. Бойдс, доктор медицины: Panzer Tracts. ISBN 0-97084-074-8 .
- Йенц, Томас Л. Тяжелый бронированный разведывательный автомобиль (Sd. Kfz. 234) . Специальный номер музея боеприпасов 24. Публикации Дарлинтона.
- Ледвох, Януш (1997). Бронеавтомобили (8х8) . Военный номер. 41 (на польском языке). Варшава: Wydawnictwo Militaria. ISBN 83-86209-89-5 .
- Спилбергер, Уолтер Дж. (2008). Бронетехника немецкой армии, 1905-1945 гг . Немецкая серия Spielberger по броне и военной технике. Издательство Шиффер. ISBN 978-0764329418 .