Панцер VIII Мышь
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2022 г. ) |
Panzerkampfwagen VIII Maus | |
---|---|
![]() Прототип гибрида Maus V1/V2 в Танковом музее в Кубинке , Россия (2009 г.) | |
Тип | Сверхтяжелый танк |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История обслуживания | |
Используется | Нацистская Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Фердинанд Порше |
Разработанный | 1941 |
Производитель | Фердинанд Порше , Крупп , Алкетт, массовое производство перешло бы на Крупп, если бы война продолжалась |
Произведено | 1944 |
№ построено | 2 |
Варианты | В1, В2 |
Технические характеристики | |
Масса | 188 т (207 коротких тонн ; 185 длинных тонн ) |
Длина | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Ширина | 3,71 м (12 футов 2 дюйма) |
Высота | 3,63 м (11 футов 11 дюймов) |
Экипаж | 6 (командир, наводчик, 2 заряжающих, водитель, радист/стрелок-стрелок) |
Броня | |
Основной вооружение | 128-мм (5 дюймов) орудие KwK 44 L/55 (68 раундов) [ 1 ] |
вторичный вооружение |
|
Двигатель |
|
Мощность/вес | 6,4 л.с./ тонну [ 1 ] |
Дорожный просвет | 500 мм (20 дюймов) |
Запас топлива |
|
Оперативный диапазон |
|
Максимальная скорость |
Panzerkampfwagen VIII Maus (англ. «мышь») — немецкий времен Второй мировой войны сверхтяжелый танк , построенный в июле 1944 года. Это самая тяжелая полностью закрытая боевая бронированная машина, когда-либо построенная. Было заказано пять самолетов, но были построены только два корпуса и одна башня, причем башня была прикреплена до того, как полигон был захвачен наступающими советскими вооруженными силами .
Эти два прототипа прошли испытания в конце 1944 года. Вся машина имела длину 10,2 м (33 фута), ширину 3,71 м (12,2 фута) и высоту 3,63 м (11,9 фута). весом около 188 тонн Основным вооружением «Мауса» была 128-мм пушка KwK 44 L/55 конструкции Krupp , созданная на базе буксируемой 12,8 cm Pak 44, противотанковой пушки «Каземат» которая также использовалась в истребителях танков типа «Ягдтигр» , со спаренной пушкой. 75-мм пушка KwK 44 L/36,5. 128-мм орудие было достаточно мощным, чтобы уничтожить все боевые бронированные машины союзников , находившиеся на вооружении в то время, причем некоторые из них находились на дальности, превышающей 3500 м (3800 ярдов). [ 4 ]
Основная проблема при проектировании Maus заключалась в разработке двигателя и трансмиссии, достаточно мощных, чтобы обеспечить движение танка, но при этом достаточно маленьких, чтобы поместиться внутри него, поскольку он должен был использовать тот же тип «гибридного привода», используя внутренний привод. двигатель внутреннего сгорания для приведения в действие электрогенератора для питания гусениц с помощью электродвигателей, как и его предшественники, разработанные Porsche, VK 30.01 (P) , VK 45.01 (P) и Elefant . Трансмиссия была электрической и рассчитана на максимальную скорость 20 км/ч (12 миль в час) и минимальную скорость 1,5 км/ч (0,9 миль в час). [ 5 ] Однако во время реальных полевых испытаний максимальная скорость, достигнутая на твердых поверхностях, составила 13 км/ч (8,1 миль в час) при полном моторном поле, а при ослаблении моторного поля до минимума максимальная скорость составила 22 км/ч (14 миль в час). было достигнуто. [ 6 ] Из-за веса машины она не могла передвигаться по большинству мостов; вместо этого он должен был преодолевать брод на глубину 2 м (6,6 футов) или погружаться на глубину до 8 м (26 футов) и использовать трубку для пересечения рек. [ 7 ]
Разработка
[ редактировать ]Разработка Maus началась с контракта, заключенного с Porsche на проектирование 100-тонного танка в марте 1942 года. [ 8 ] Конструкция Porsche, известная как VK 100.01 / Porsche Type 205 , [ 9 ] был показан Адольфу Гитлеру в июне 1942 года, который впоследствии одобрил его. Работа над дизайном началась всерьез; первый прототип, который должен был быть готов в 1943 году, первоначально должен был получить название Mammut (« мамонт »). Сообщается, что в декабре 1942 года оно было изменено на Mäuschen («мышонок») и, наконец, на Maus («мышь») в феврале 1943 года, что стало наиболее распространенным названием для этого танка.

Maus VK 4501 ( с самого начала проектировался с использованием конструкции « электрической трансмиссии », которую Фердинанд Порше использовал в P) , своей неудачной попытке выиграть контракт на производство Tiger . Первоначальная силовая установка представляла собой бензиновый двигатель Daimler-Benz MB 509, адаптацию самого большого в Германии рабочего объема (44,5 л (2720 куб. Дюймов) перевернутого авиационного двигателя V12, Daimler-Benz DB 603 бензинового двигателя , который позже был заменен на Daimler-Benz. MB 517 Дизельный двигатель приводил в действие электрический генератор, а их общая длина занимала центральную и заднюю две трети корпуса Maus, отрезая переднее отделение механика-водителя от прямого доступа к башне изнутри танка. Гусеница шириной 1,1 метра, в которой использовался тот же базовый формат конструкции «контактного башмака» и «соединительного звена», что и у Tiger II , построенного Henschel , приводилась в движение собственным электродвигателем, установленным в верхней задней части каждого борта корпуса. Комплект гусениц имел конструкцию подвески, содержащую в общей сложности по 24 опорных катка на каждую сторону в шести комплектах тележек, расположенных в шахматном порядке по всей ширине гусеницы.
Благодаря тому, что обратный «ход» используемых уникальных гусениц шириной 110 см был полностью заключен в неподвижные внешние бортовые бронепанели, определявшие общую ширину корпуса, а внутренние вертикальные продольные стенки корпуса использовались для крепления компонентов подвески, Между внутренними броневыми стенками корпуса, под и позади башни оставалась узкая продольная «ванна» для размещения двигателя и генератора силовой установки танка. [ 10 ]
Броня была значительной: толщина лобовой части корпуса составляла 220 мм (8,7 дюйма), борта и корма корпуса — до 190 мм (7,5 дюйма). Броня башни стала еще толще, лоб башни достигал 240 мм (9,4 дюйма). [ 9 ] и боковые и задние 200 мм (7,9 дюйма). составляла Маска орудия 250 мм (9,8 дюйма), а в сочетании с броней башни сзади уровень защиты в этой секции был еще выше.
Первоначальный план создания Maus заключался в том, чтобы прототип был готов к середине 1943 года, а ежемесячное производство планировалось производить по десять машин в месяц после поставки прототипа. Работа над Maus будет разделена между Krupp , ответственным за шасси, вооружение и башню, и Alkett , который будет отвечать за окончательную сборку.
Первоначально танк Maus был рассчитан на массу около 100 тонн и вооружен 128-мм основной пушкой и 75-мм спаренной вспомогательной пушкой. Прорабатывались дополнительные варианты вооружения, в том числе различные варианты 128-мм, 150-мм и 170-мм орудий. В январе 1943 года сам Гитлер настоял на том, чтобы вооружением была 128-мм основная пушка со спаренной с ней 75-мм пушкой. 128-мм противотанковая полевая артиллерийская установка PaK 44 1943 года, которую Крупп адаптировал для вооружения Maus как Kampfwagenkanone (KwK) 44, сохранила, параллельно с проектом Porsche, свое первоначальное обозначение семейства противотанковых Panzerabwehrkanone PaK 44 при установке на казематного типа » истребитель танков «Ягдтигр .
К маю 1943 года деревянный макет окончательной конфигурации Maus был готов и представлен Гитлеру, который одобрил его для серийного производства, заказав первую серию из 150 экземпляров. На тот момент расчетный вес Maus составлял 188 тонн.
в своей книге «Panzer Leader» писал Хайнц Гудериан :
1 мая Гитлеру была показана деревянная модель танка «Маус», проекта Порше и Круппа . На нем предполагалось установить 150-мм орудие. Общий вес танка должен был достичь 175 тонн. Следует учитывать, что после внесения изменений в конструкцию по указанию Гитлера танк будет весить 200 тонн. Модель не имела ни одного пулемета для ближнего боя, и по этой причине от нее пришлось отказаться. У него был тот же конструктивный недостаток, который делал « Элефант» непригодным для ближнего боя. В конечном итоге танку неизбежно придется вести ближний бой, поскольку он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные дебаты, и все присутствующие, кроме меня, нашли «Маус» великолепным. Он обещал быть именно таким, «гигантом». [ 11 ]
Этот недостаток вооружения ближнего боя позже был решен путем добавления Nahverteidigungswaffe (защитных боеприпасов ближнего действия), установленных в крыше башни, и 7,92-мм (0,31 дюйма) пулемета MG 34 с боезапасом 1000 патронов, установленного коаксиально с основным вооружением в башни, а также три пистолетных порта для пистолетов-пулеметов в бортах и корме башни. Будущие запланированные модификации включали установку пушки MG 151/20 для противовоздушной обороны, установленной в крыше башни. [ 12 ]
V1
[ редактировать ]Первый безбашенный прототип (V1) был собран компанией Alkett в декабре 1943 года. В том же месяце начались испытания, при этом макет башни имел тот же вес, что и настоящая башня. [ 9 ] В июне 1944 года серийная башня с вооружением была использована для испытаний. [ 9 ]
« Маус » был слишком тяжел, чтобы преодолевать мосты. В результате была разработана альтернативная система, в которой « Маус» вместо этого переправлялся вброд реки, которые ему нужно было пересечь. Благодаря своим размерам он мог преодолевать относительно глубокие ручьи, но для более глубоких ему приходилось погружаться и передвигаться по дну реки. Решение требовало объединения танков в пары. Один «Маус» подавал электроэнергию на переходящее транспортное средство по кабелю, пока оно не достигало другой стороны. Экипаж получал воздух через большую трубку, длины которой было достаточно, чтобы танк мог уйти под воду на глубину 8 м (26 футов).
V2
[ редактировать ]В марте [ нужна ссылка ] В 1944 году был поставлен второй прототип V2. Он во многих деталях отличался от прототипа V1. В середине 1944 года прототип V2 был оснащен силовой установкой и первой выпущенной Maus башней . На этой башне устанавливались 128-мм пушка KwK 44 L/55, спаренная 75-мм пушка KwK 44 L/36,5 и спаренный 7,92-мм пулемет MG 34. На прототипе V1 предполагалось установить вторую серийную башню, но этого так и не произошло. случилось.
К июлю 1944 года компания Krupp производила еще четыре корпуса Maus , но им было приказано остановить производство и сдать их на слом. Крупп прекратил все работы по нему в августе 1944 года. Тем временем в сентябре 1944 года приступил к испытаниям прототип V2, оснащенный дизельным двигателем Daimler-Benz MB 517. [ 9 ] новая электрическая система рулевого управления, а также Skoda Works ходовая часть и гусеницы, разработанные .
был также изготовлен специальный железнодорожный вагон Для перевозки прототипов «Мауса» .

Захватывать
[ редактировать ]После войны командующий советскими бронетанковыми и механизированными войсками приказал соединить корпус Фау-1 с башней Фау-2. Советы использовали шесть Sd.Kfz, построенных FAMO. 9 18-тонных полугусеничных машин , крупнейших из немецких полугусеничных машин, построенных до мая 1945 года, для снятия 55-тонной башни с разрушенного корпуса. Полученную машину затем отправили обратно в СССР для дальнейших испытаний и сейчас она находится в Кубинке . [ 13 ]
Прицел, предназначенный для деревянного макета башни, был захвачен британскими войсками. [ 13 ] Сейчас он находится в коллекции Танкового музея в Бовингтоне. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Список прототипов боевых машин Второй мировой войны
- Panzerkampfwagen E-100 - немецкий 150-тонный сверхтяжелый танк, крупнейший из Entwicklung . серии «замены» немецких ББМ
- Landkreuzer P. 1000 Ratte - конструкция немецкого 1000-тонного бронетранспортера Landcruiser.
Танки сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- Американский T28 Super Heavy Tank - прототип с казематным корпусом , истребителя танков построено два прототипа.
- Британский тяжелый штурмовой танк Tortoise - сверхтяжелый истребитель танков.
- Советский ИС-4 - известный как Объект 701, прототип тяжелого танка со 122-мм пушкой.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Йентц, Томас; Дойл, Хилари (2008). Танковые тракты №. 6-3 Heavy Panzerkampfwagen Maus и E 100, 1942–1945 гг . Танковые тракты. п. 47. ИСБН 978-0981538235 .
- ^ «Военные машины: танковые танки с двигателями Maybach» . 9 июня 2018 г.
- ^ «Дизельные судовые двигатели Mercedes-Benz серии 500» . 5 марта 2017 г.
- ^ Парада, Джордж. «Панцер VIII Маус » . Внимание танки.
- ^ Йентц, Томас; Дойл, Хилари (2008). Panzer Tracts No.6-3 Heavy Panzerkampfwagen Maus и E 100 Разработка и производство с 1942 по 1945 год . Panzer Tracts/Darlington Publications. п. 3. ISBN 978-0-9815382-3-5 .
- ^ Сорок, Джордж (1987). М.Г. Бернс (ред.). Немецкие танки Второй мировой войны в действии . Блэндфорд Пресс. п. 144. ИСБН 0-7137-1634-7 .
- ^ Янг, Аарон (12 декабря 2020 г.). «10 сумасшедших фактов о Panzer VIII Maus, самом большом танке, когда-либо построенном» . ХотКарс . Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Йентц, Томас; Дойл, Хилари (2008). Panzer Tracts No.6-3 Heavy Panzerkampfwagen Maus и E 100 Разработка и производство с 1942 по 1945 год . Panzer Tracts/Darlington Publications. п. 2. ISBN 978-0-9815382-3-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чемберлен, Питер; Дойл, Хилари (2004). Йенц, Томас Л. (ред.). Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны . Книги Сильвердейла. п. 148. ИСБН 1-84509-012-8 .
- ^ « Немецкая мышь» из разведывательного бюллетеня, март 1946 года . LoneSentry.com. Март 1946 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ↑ Гудериан Х., «Танковый командир», Смоленск, 1999, глава 10, стр. 426-427.
- ^ Йентц, Томас; Дойл, Хилари (2008). Panzer Tracts No.6-3 Heavy Panzerkampfwagen Maus и E 100 Разработка и производство с 1942 по 1945 год . Panzer Tracts/Darlington Publications. п. 23. ISBN 978-0-9815382-3-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Уилли, Дэвид (11 апреля 2023 г.). «Сказка о Маусе» . Tankmuseum.org . Танковый музей . Проверено 29 мая 2023 г.
Библиография
- Сергеев А.; И. Гельтов, М&И Павлов (1997). Немецкий сверхтяжёлый танк Маус . Модельное искусство, специальный выпуск № 482. Координатор Хирохиса Такада, модели/диорамы Такудзи Ямада и Хидеки Симаваки. Япония: Модельное искусство.
- Арндт, Роберт Дейл младший (2006). Странные автомобили довоенной Германии и Третьего рейха (1928–1945) . Публикация ИРП.
- Йентц, Томас (2008). Panzer Tracts No.6-3 Heavy Panzerkampfwagen Maus и E 100 Разработка и производство с 1942 по 1945 год . Публикации Дарлингтона.
- Сорок, Джордж (1987). Немецкие танки Второй мировой войны в действии . Блэндфорд Пресс.
- Людвигсен, Карл (2014). «15: Мышь, которая ревела». Войны профессора Порше . Ручка и меч в стиле милитари. стр. 214–230. ISBN 978-1-52672-679-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]