Jump to content

Слон

Истребитель танков Тигр (П)
Тип Тяжелый истребитель танков
Место происхождения Нацистская Германия
История производства
Дизайнер Фердинанд Порше
Разработанный 1942–1943
Производитель Нибелунгенверк
Произведено Март – май 1943 г.
(существенные обновления в январе-апреле 1944 г.)
построено 91 [ 1 ]
Технические характеристики
Масса 65 тонн (143 000 фунтов)
Длина 8,14 м (26 футов 8 дюймов) с пушкой
Ширина 3,38 м (11 футов 1 дюйм)
Высота 2,97 м (9 футов 9 дюймов)
Экипаж 6 (водитель, радист, командир, наводчик, два заряжающих)

Броня 200 мм (7,87 дюйма) максимум
Основной
вооружение
8,8 cm Pak 43/2 L/71 , также известная как StuK 43/1.
вторичный
вооружение
7,92-мм MG 34 пулемет (только «Элефант» )
Двигатель 2 × Maybach HL120 TRM бензиновые
600 л.с. (592 л.с., 442 кВт)
Мощность/вес 9,2 л.с. (6,8 кВт) на тонну
Приостановка продольный торсион
Запас топлива 950 литров
Оперативный
диапазон
150 км (93 мили) дорога
90 км (56 миль) по пересеченной местности
Максимальная скорость 30 километров в час (19 миль в час)

Elefant ( по-немецки « слон ») — тяжелый истребитель танков (самоходная противотанковая пушка), использовавшийся немецкими Panzerjäger (противотанковыми подразделениями) во время Второй мировой войны. Девяносто одна единица была построена в 1943 году под названием Ferdinand (в честь его конструктора Фердинанда Порше ) с использованием корпусов танков VK 45.01 (P), которые были изготовлены для танка Tiger I конкурирующая конструкция Henschel до того, как была выбрана .

После использования в Курской битве в январе-апреле 1944 года уцелевшие « Фердинанды » подверглись модификациям и модернизациям. В мае 1944 года они были переименованы в Elefant. Официальное немецкое обозначение — Panzerjäger Tiger (P). [ Примечание 1 ] а обозначение боекомплекта было Sd.Kfz. 184 .

История развития

[ редактировать ]
Porsche до Elefant с башней Tiger I Прототип

Компания Porsche GmbH изготовила около 100 шасси для своего неудачного предложения по танку «Тигр» , « Porsche Tiger », на заводе Nibelungenwerk в Санкт-Валентин , Австрия . И в успешном предложении Henschel, и в конструкции Porsche использовалась одна и та же башня, спроектированная Krupp : в конструкции Henschel башня располагалась более или менее по центру корпуса, в то время как в конструкции Porsche башня располагалась намного ближе к передней части надстройки. Поскольку для производства была выбрана конкурирующая конструкция Henschel Tiger, шасси Porsche для проекта танка Tiger больше не требовалось. Поэтому было решено, что шасси Porsche будет использоваться в качестве основы для нового тяжелого Panzerjäger Ferdinand , на котором будет установлен недавно разработанный Krupp 88-мм (3,5 дюйма) Panzerjägerkanone 43/2 (PaK 43). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] противотанковая пушка. Это высокоточное оружие дальнего действия предназначалось для уничтожения танков противника до того, как они окажутся в пределах досягаемости эффективного огня.

« Фердинанд» был предназначен для замены предыдущих легких панцеръегерей , таких как « Мардер II» и «Мардер III» , в наступательных целях. Подобная пушка использовалась в легкобронированном истребителе танков Hornisse (позже известном как Nashorn ), а также применялась в Tiger II построенном в то же время тяжелом танке .

Бензин -электрическая трансмиссия значительно облегчила перемещение двигателей, чем это было бы в случае с автомобилем с механической трансмиссией (двигатели можно устанавливать где угодно, и необходимо изменить только длину силовых кабелей, а не переставлять их заново). спроектировав карданные валы и расположив двигатели так, чтобы было проще провести силовые валы к коробке передач ), поэтому без передовой башни прототипа Porsche Tiger сдвоенные двигатели были перенесены вперед, где раньше была башня, оставив место впереди их только для теперь изолированного водителя и помощника водителя. Опустевшую теперь заднюю половину корпуса прикрыли тяжелобронированным полноценным пятигранным казематом со слегка скошенными верхними гранями и сплошной броневой крышей и превратили в боевое отделение, установив в носовой части одиночную 8,8-см пушку Pak 43. каземат. Таким образом, первоначальные модификации Ferdinand были одними из первых физических примеров того, что стало известно как специализированные истребители танков Jagdpanzer , все из которых имели полностью закрытые казематы, но большинство из которых были спроектированы с использованием каземата в качестве неотъемлемого компонента брони корпуса машины, начиная с начинать; «Фердинанд» представлял собой скорее нечто среднее между более ранними, тонкобронированными, громкими, «трехсторонними» (открытый верх/задняя часть) Panzerjäger и более поздний, более тяжелобронированный, низкопрофильный Jagdpanzer с задним расположением двигателя . Водитель и помощник водителя находились в отдельном отсеке спереди. Поскольку двигатели располагались посередине, помощник машиниста и механик-водитель были изолированы от остального экипажа, и с ними можно было связаться только по переговорному устройству.

К лобовым листам была прикреплена дополнительная броня толщиной 100 мм, что увеличило толщину листа до 200 мм и добавило еще 5 тонн веса.

Водить машину

[ редактировать ]

Два 15-литровых бензиновых двигателя V-10 с воздушным охлаждением Porsche Type 101 мощностью 310 л.с. в каждом автомобиле имели серьезные проблемы с охлаждением и чрезмерным расходом масла во время испытаний. [ 5 ] Усовершенствованный двигатель типа 101/2 с лучшим охлаждением, похоже, не устанавливался. [ 6 ] Двигатели Porsche были заменены двумя двигателями Maybach HL120 TRM мощностью 300 л.с. (296 л.с., 221 кВт) . Двигатели приводили в действие один генератор Siemens мощностью 230 кВт (312,7 л.с.) с индивидуальной мощностью Siemens-Schuckert мощностью 500 кВА каждый, который приводил в действие два электродвигателя , каждый из которых был подключен к каждой из задних звездочек. Электродвигатели также выполняли функцию рулевого управления автомобиля. Этот «бензиново-электрический» привод развивал скорость 0,11 км/л (909 литров/100 км или 0,26 миль на галлон) по бездорожью и 0,15 км/л (667 литров/100 км или 0,35 миль на галлон) по дороге при максимальной скорости 10 км/ч. км/ч по бездорожью и 30 км/ч по дороге. Помимо высокого расхода топлива и плохой производительности, автомобиль требовал трудоемкого обслуживания; звездочки нужно было менять каждые 500–900 км. [ 7 ] Кроме того, радиаторы двигателей Maybach с водяным охлаждением занимали лишнее место в тесном моторном отсеке, и двигатели часто перегревались. [ 8 ]

Порше имел опыт использования этой формы бензиново-электрической трансмиссии еще в 1901 году, когда он разработал автомобиль, в котором она использовалась .

Подвеска для » «слабой гусеницы Фердинанда состояла из шести сдвоенных тележек (по три на борт) с продольными торсионами , без каких-либо перекрывающихся колес и возвратных катков. На обоих концах автомобиля имеются звездочки. Ведущие звездочки расположены сзади, а передняя пара содержит барабанную тормозную систему.

Вооружение

[ редактировать ]

На машине была установлена ​​88-мм пушка Panzerjägerkanone 43/2. [ 2 ] пушка (раннее обозначение 8,8 cm Stu.K.43/1 ). Эта пушка длиной 71 калибр изначально была разработана в качестве замены известной 88-мм зенитной пушки , которая использовалась против танков союзников в кампании в Западной пустыне и на Восточном фронте . У него был гораздо более длинный ствол, чем у орудий L/56, что обеспечивало более высокую начальную скорость, и он стрелял другим, более длинным патроном. Эти улучшения позволили 88-мм L/71 значительно улучшить бронепробиваемость по сравнению с более ранними 88-мм. Хотя она проиграла конкуренцию 8,8-см Flak 41 и так и не стала зенитным орудием, ее превратили в очень успешную противотанковую пушку Pak 43.

В установленном состоянии орудие имело угол поворота 28° и угол наклона/подъема -8° и +14°.

Производство

[ редактировать ]

Было переоборудовано девяносто одно существующее шасси Porsche Tiger (номер шасси с 150010 на 150100). Работы были завершены всего за несколько месяцев, с марта по май 1943 года. Летом 1943 года на заводе «Нибелунгенверке» были изготовлены три Bergepanzer Ferdinand (вариант эвакуационной машины истребителя танков Ferdinand). [ 9 ]

Боевая история

[ редактировать ]
инвалид Элефант- в Италии, 1944 год.

Фердинанд Впервые « » принял участие в бою в Курской битве , где было задействовано восемьдесят девять машин, что является самым большим развертыванием машины за время ее службы.

« Фердинанд» был оптимизирован для уничтожения советских средних танков Т-34 и 76,2-мм противотанковых орудий из-за линии фронта с помощью 88-мм пушки на дальности более 3 километров, и эту роль он выполнил хорошо. Самой серьезной проблемой в Курске были повреждения на минах и механические неисправности. Любое повреждение гусениц или подвески сводило на нет защиту брони, поскольку экипажи были вынуждены спешиваться и предпринимать попытки ремонта. Огромный вес «Фердинанда » затруднял буксировку: стандартной бронированной эвакуационной машиной на вооружении Германии в то время был Bergepanzer IV , вариант танка Panzer IV . Хотя он мог без посторонней помощи буксировать один Panzer IV, этого было недостаточно для более крупных машин; тяжелый танк Tiger I требовал буксировки трех Bergepanzer IV, а Ferdinand требовалось пять связанных вместе, чтобы вытащить машину с поля боя.

Кроме того, « Фердинанду» мешали такие недостатки, как отсутствие блоков периферийного обзора или пулемета в качестве вторичного оборонительного вооружения. В апокрифических сообщениях говорится, что советская пехота, быстро распознав этот недостаток, могла легко спрятаться в своих окопах, пока «Фердинанды» не продвинулись сквозь их позиции, а затем закидать машину гранатами и коктейлями Молотова с бортов. Однако потери советской пехоты оспариваются в отчетах о результатах боевых действий. [ 10 ] [ нужна страница ] С другой стороны, сам Хайнц Гудериан в своей автобиографии жаловался, что « Элефант» , как и другие неудачные разработки, страдал отсутствием защиты на близком расстоянии от атак пехоты. [ 11 ]

На начальных этапах Курской битвы, когда немцы шли в наступление, машины можно было относительно спокойно поднять и отремонтировать в ночное время; большую часть подбитых «Фердинандов это на первых порах позволило спасти, отремонтировать и вернуть в строй ». Однако, как только ход боя повернулся против немцев и они отступили к обороне, имея в запасе меньше машин, у работоспособных «Фердинандов» с незначительными повреждениями гусениц или подвески оставалось мало надежды на восстановление, и экипажам обычно приходилось уничтожать машины. машина, чтобы предотвратить попадание практически неповрежденного Jagdpanzer в руки Советов.

На фронте Анцио, март 1944 г.

Подразделения развертывались на уровне рот, иногда подразделялись на взводы, в сопровождении пехоты или танков для защиты флангов и тыла техники. В атаке этот Jagdpanzer был машиной первого удара; находясь в обороне, они часто представляли собой мобильный резерв, используемый для отражения танковых атак противника. [ нужна ссылка ]

Посткурские модификации

[ редактировать ]

Уцелевшие «Фердинанды» участвовали в различных арьергардных боях в 1943 году, пока их не отозвали для модификации и капитального ремонта, частично на основе боевого опыта, полученного под Курском. Вернувшись на завод Nibelungenwerke в Австрии 2 января 1944 года, началась модернизация 48 из 50 уцелевших машин. Наиболее заметными внешними обновлениями были 1) добавление шарового пулемета MG 34 в передней части корпуса, 2) новая командирская башенка (модифицированная из стандартной башенки StuG III ) для улучшения обзора, 3) измененная конструкция броневых решеток двигателя ( для лучшей пуле- и осколочной защиты) и 4) нанесение «Циммерит» антимагнитной минной пасты .

Первые одиннадцать полных и обновленных « Фердинандов » были готовы в феврале 1944 года. Они поступили в 1-ю роту 653-го тяжелого танкового батальона (нем. schwere Panzerjäger-Abteilung 653 , sPzJgrAbt 653 ), который был немедленно переброшен в Италию в ответ на Высадка союзников в Анцио-Неттуно . Остальные 37 машин были достроены в апреле, переданы 2-й и 3-й ротам sPzJgrAbt 653 и отправлены поездом в Тарнопольские бои на Украине .

1 мая 1944 года Oberkommando des Heeres (ОКХ, Верховное командование немецкой армии) издал приказ официально изменить название с «Фердинанд» на «Элефант». Этот приказ запрещал использование «Фердинанда» в будущем и даже предписывал полевым подразделениям редактировать свои записи. Хотя существует мнение, что смена названия была связана с механической модернизацией Ferdinand Panzerjäger , проведенной в январе-апреле; смена названия носила чисто административный характер. [ 12 ] [ нужна страница ]

Три Bergepanzer Elefant бронетранспортера были переоборудованы из корпусов Ferdinand/Elefant и переданы 2-й и 3-й ротам sppzJgrAbt 653 на Восточный фронт летом 1944 года.

Хотя модификации улучшили транспортные средства, некоторые проблемы так и не удалось полностью устранить. В 1944 году « Элефанты » служили на итальянском фронте , но были довольно неэффективны, поскольку их вес почти 70 тонн не позволял им использовать большинство итальянских дорог и мостов. Как и в случае с «Курском», большинство потерь произошло не в результате боя, а в результате механических поломок и нехватки запасных частей, вынудивших экипажи уничтожить и бросить их. Одна рота « Элефантов » участвовала в боевых действиях во время советского наступления на Висло-Одере в январе 1945 года в Польше, а последние уцелевшие машины участвовали в боях под Цоссеном во время битвы за Берлин . [ нужна ссылка ]

« Фердинанд / Элефант», возможно, был самым успешным серийным истребителем танков, применявшимся во время войны по количеству убитых на единицу потерь. [ нужна ссылка ] , достигая среднего заявленного соотношения примерно 10:1. Во время Курской битвы 653-й sPzJgrAbt заявил, что подбил 320 танков противника, потеряв 13 «Фердинандов» . [ 13 ] Такое впечатляющее среднее соотношение было обусловлено его превосходной огневой мощью и защитой, что давало ему огромное преимущество при использовании в лобовом бою или в статической оборонительной роли. Однако плохая мобильность и механическая ненадежность значительно снизили его боеспособность.

На смену « Элефанту » и «Насхорну» пришла « Ягдпантера» . На всех трех машинах была установлена ​​одна и та же пушка, с небольшими различиями между ними. Jagdpanther — был — настоящий Jagdpanzer преемником двух других, сочетая в себе приемлемую подвижность и хорошую наклонную броню, сохраняя при этом превосходное орудие, что в основном решало проблемы надежности, мобильности и / или защиты, которые были у более ранних машин.

Выжившие

[ редактировать ]

Только две из этих машин пережили войну.

Один «Фердинанд» был захвачен советскими войсками под Курском и отправлен на испытательный полигон НИИ БТ в Кубинке в Москве для испытаний. Он экспонировался в танковом музее в Кубинке под Москвой. Маска орудия была окрашена в красный цвет. Номер его шасси был неизвестен: либо № 150090, либо № 501.

« Элефант » под номером «102» sPz. младший Abt 653 был захвачен в Анцио американцами Центра артиллерийской подготовки армии США и в настоящее время является частью коллекции в Форт-Грегг-Адамс, штат Вирджиния . Этот экземпляр был восстановлен до демонстрационного состояния в 2007–2008 годах. [ 14 ] как описано в шоу Tank Overhaul , но не в оригинальной окраске. [ 15 ] Elefant в был передан в аренду Танковому музею Бовингтона Дорсете, Великобритания, как часть музейной экспозиции «Коллекция тигров» с апреля 2017 года по январь 2019 года, а затем вернулся в Соединенные Штаты. Эта выставка впервые собрала всех членов семейства «Тигр» в одном месте (Штурмтигр был представлен своей пушкой). [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Не путать с Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H или Аусф. E -версии Tiger I или Panzerkampfwagen Tiger Ausf. Б ( Тигр II )
  1. ^ Йенц, Томас (1997a). Бронемашина VI P (Sd.Kfz.181). История Porsche Typ 100 и 101, также известных как Leopard и Tiger(P ) Дарлингтон Продакшнс. п. 54. ИСБН  1892848031 .
  2. ^ Перейти обратно: а б D 2030 — 8,8 cm Panzerjägerkanone 43/2 (L/71), описание, 28.1.1944. Берлин.
  3. ^ Список оборудования D97/1+, Главное командование армии, Управление армейского вооружения, стр.45, Берлин, 1.7.43.
  4. ^ «Герэтлисте с.45» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  5. ^ Йентц 1997 , стр. 15–16.
  6. ^ Йентц 1997a , с. 53.
  7. Истребитель танков «Фердинанд и Элефант» , Томас Андерсон, стр. 43, 158.
  8. Истребитель танков «Фердинанд и Элефант» Томаса Андерсона с. 32
  9. ^ Йентц, Томас (1997). Танковые тракты № 9 — от Jagdpanzer 38 до Jagdtiger . Дарлингтон Продакшнс, Инк. с. 41. ИСБН  0-9648793-3-6 .
  10. ^ Мюнх, Карлхайнц (1997). Боевая история отделения Heavy Panzerjäger 653: ранее отделение Sturmgeschütz 197, 1940–1943 гг . Манитоба, Канадаa: JJ Fedorowicz Publishing . ISBN  9780921991373 .
  11. Гудериан, Х., танковый командир , Смоленск, 1999, глава 10, стр. 426–427.
  12. ^ Мюнх, Карлхайнц (1997). Боевая история отделения Heavy Panzerjäger 653: ранее отделение Sturmgeschütz 197, 1940–1943 гг . Манитоба, Канада: Издательство JJ Fedorowicz . ISBN  9780921991373 .
  13. ^ «Фердинанд/Слон» . Ахтунг Панцер!. Архивировано из оригинала 11 января 2010 г. Проверено 7 февраля 2010 г.
  14. ^ «Диспетчер Ричмонд Таймс» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г. Проверено 7 апреля 2011 г.
  15. ^ "Немецкий танк Pzkfw VI TIGER (P) времен Второй мировой войны" . Странная Меха . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 г.
  16. ^ «Танковый музей впервые в мире планирует выставку, которая соберет всех членов семейства танков «Тигр» на одной выставке» . Tankmuseum.org . Архивировано из оригинала 2 июня 2017 г. Проверено 18 августа 2017 г.
  17. ^ Грин, Майкл; Браун, Джеймс Д. (2008), «Решения Красной Армии для танка Tiger E» , «Танки Tiger на войне» , Сент-Пол: Zenith Press, стр. 104, ISBN  978-0-7603-3112-5
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 10cd65fb283430d329f681023f65ff5e__1720888980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/5e/10cd65fb283430d329f681023f65ff5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elefant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)