Слон
Истребитель танков Тигр (П) | |
---|---|
![]() Восстановленный Элефант в Центре артиллерийской подготовки и наследия армии США. | |
Тип | Тяжелый истребитель танков |
Место происхождения | Нацистская Германия |
История производства | |
Дизайнер | Фердинанд Порше |
Разработанный | 1942–1943 |
Производитель | Нибелунгенверк |
Произведено | Март – май 1943 г. (существенные обновления в январе-апреле 1944 г.) |
№ построено | 91 [ 1 ] |
Технические характеристики | |
Масса | 65 тонн (143 000 фунтов) |
Длина | 8,14 м (26 футов 8 дюймов) с пушкой |
Ширина | 3,38 м (11 футов 1 дюйм) |
Высота | 2,97 м (9 футов 9 дюймов) |
Экипаж | 6 (водитель, радист, командир, наводчик, два заряжающих) |
Броня | 200 мм (7,87 дюйма) максимум |
Основной вооружение | 8,8 cm Pak 43/2 L/71 , также известная как StuK 43/1. |
вторичный вооружение | 7,92-мм MG 34 пулемет (только «Элефант» ) |
Двигатель | 2 × Maybach HL120 TRM бензиновые 600 л.с. (592 л.с., 442 кВт) |
Мощность/вес | 9,2 л.с. (6,8 кВт) на тонну |
Приостановка | продольный торсион |
Запас топлива | 950 литров |
Оперативный диапазон | 150 км (93 мили) дорога 90 км (56 миль) по пересеченной местности |
Максимальная скорость | 30 километров в час (19 миль в час) |
Elefant ( по-немецки « слон ») — тяжелый истребитель танков (самоходная противотанковая пушка), использовавшийся немецкими Panzerjäger (противотанковыми подразделениями) во время Второй мировой войны. Девяносто одна единица была построена в 1943 году под названием Ferdinand (в честь его конструктора Фердинанда Порше ) с использованием корпусов танков VK 45.01 (P), которые были изготовлены для танка Tiger I конкурирующая конструкция Henschel до того, как была выбрана .
После использования в Курской битве в январе-апреле 1944 года уцелевшие « Фердинанды » подверглись модификациям и модернизациям. В мае 1944 года они были переименованы в Elefant. Официальное немецкое обозначение — Panzerjäger Tiger (P). [ Примечание 1 ] а обозначение боекомплекта было Sd.Kfz. 184 .
История развития
[ редактировать ]
Компания Porsche GmbH изготовила около 100 шасси для своего неудачного предложения по танку «Тигр» , « Porsche Tiger », на заводе Nibelungenwerk в Санкт-Валентин , Австрия . И в успешном предложении Henschel, и в конструкции Porsche использовалась одна и та же башня, спроектированная Krupp : в конструкции Henschel башня располагалась более или менее по центру корпуса, в то время как в конструкции Porsche башня располагалась намного ближе к передней части надстройки. Поскольку для производства была выбрана конкурирующая конструкция Henschel Tiger, шасси Porsche для проекта танка Tiger больше не требовалось. Поэтому было решено, что шасси Porsche будет использоваться в качестве основы для нового тяжелого Panzerjäger Ferdinand , на котором будет установлен недавно разработанный Krupp 88-мм (3,5 дюйма) Panzerjägerkanone 43/2 (PaK 43). [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] противотанковая пушка. Это высокоточное оружие дальнего действия предназначалось для уничтожения танков противника до того, как они окажутся в пределах досягаемости эффективного огня.
« Фердинанд» был предназначен для замены предыдущих легких панцеръегерей , таких как « Мардер II» и «Мардер III» , в наступательных целях. Подобная пушка использовалась в легкобронированном истребителе танков Hornisse (позже известном как Nashorn ), а также применялась в Tiger II построенном в то же время тяжелом танке .
Дизайн
[ редактировать ]Шасси
[ редактировать ]Бензин -электрическая трансмиссия значительно облегчила перемещение двигателей, чем это было бы в случае с автомобилем с механической трансмиссией (двигатели можно устанавливать где угодно, и необходимо изменить только длину силовых кабелей, а не переставлять их заново). спроектировав карданные валы и расположив двигатели так, чтобы было проще провести силовые валы к коробке передач ), поэтому без передовой башни прототипа Porsche Tiger сдвоенные двигатели были перенесены вперед, где раньше была башня, оставив место впереди их только для теперь изолированного водителя и помощника водителя. Опустевшую теперь заднюю половину корпуса прикрыли тяжелобронированным полноценным пятигранным казематом со слегка скошенными верхними гранями и сплошной броневой крышей и превратили в боевое отделение, установив в носовой части одиночную 8,8-см пушку Pak 43. каземат. Таким образом, первоначальные модификации Ferdinand были одними из первых физических примеров того, что стало известно как специализированные истребители танков Jagdpanzer , все из которых имели полностью закрытые казематы, но большинство из которых были спроектированы с использованием каземата в качестве неотъемлемого компонента брони корпуса машины, начиная с начинать; «Фердинанд» представлял собой скорее нечто среднее между более ранними, тонкобронированными, громкими, «трехсторонними» (открытый верх/задняя часть) Panzerjäger и более поздний, более тяжелобронированный, низкопрофильный Jagdpanzer с задним расположением двигателя . Водитель и помощник водителя находились в отдельном отсеке спереди. Поскольку двигатели располагались посередине, помощник машиниста и механик-водитель были изолированы от остального экипажа, и с ними можно было связаться только по переговорному устройству.
К лобовым листам была прикреплена дополнительная броня толщиной 100 мм, что увеличило толщину листа до 200 мм и добавило еще 5 тонн веса.
Водить машину
[ редактировать ]Два 15-литровых бензиновых двигателя V-10 с воздушным охлаждением Porsche Type 101 мощностью 310 л.с. в каждом автомобиле имели серьезные проблемы с охлаждением и чрезмерным расходом масла во время испытаний. [ 5 ] Усовершенствованный двигатель типа 101/2 с лучшим охлаждением, похоже, не устанавливался. [ 6 ] Двигатели Porsche были заменены двумя двигателями Maybach HL120 TRM мощностью 300 л.с. (296 л.с., 221 кВт) . Двигатели приводили в действие один генератор Siemens мощностью 230 кВт (312,7 л.с.) с индивидуальной мощностью Siemens-Schuckert мощностью 500 кВА каждый, который приводил в действие два электродвигателя , каждый из которых был подключен к каждой из задних звездочек. Электродвигатели также выполняли функцию рулевого управления автомобиля. Этот «бензиново-электрический» привод развивал скорость 0,11 км/л (909 литров/100 км или 0,26 миль на галлон) по бездорожью и 0,15 км/л (667 литров/100 км или 0,35 миль на галлон) по дороге при максимальной скорости 10 км/ч. км/ч по бездорожью и 30 км/ч по дороге. Помимо высокого расхода топлива и плохой производительности, автомобиль требовал трудоемкого обслуживания; звездочки нужно было менять каждые 500–900 км. [ 7 ] Кроме того, радиаторы двигателей Maybach с водяным охлаждением занимали лишнее место в тесном моторном отсеке, и двигатели часто перегревались. [ 8 ]
Порше имел опыт использования этой формы бензиново-электрической трансмиссии еще в 1901 году, когда он разработал автомобиль, в котором она использовалась .
Подвеска для » «слабой гусеницы Фердинанда состояла из шести сдвоенных тележек (по три на борт) с продольными торсионами , без каких-либо перекрывающихся колес и возвратных катков. На обоих концах автомобиля имеются звездочки. Ведущие звездочки расположены сзади, а передняя пара содержит барабанную тормозную систему.
Вооружение
[ редактировать ]На машине была установлена 88-мм пушка Panzerjägerkanone 43/2. [ 2 ] пушка (раннее обозначение 8,8 cm Stu.K.43/1 ). Эта пушка длиной 71 калибр изначально была разработана в качестве замены известной 88-мм зенитной пушки , которая использовалась против танков союзников в кампании в Западной пустыне и на Восточном фронте . У него был гораздо более длинный ствол, чем у орудий L/56, что обеспечивало более высокую начальную скорость, и он стрелял другим, более длинным патроном. Эти улучшения позволили 88-мм L/71 значительно улучшить бронепробиваемость по сравнению с более ранними 88-мм. Хотя она проиграла конкуренцию 8,8-см Flak 41 и так и не стала зенитным орудием, ее превратили в очень успешную противотанковую пушку Pak 43.
В установленном состоянии орудие имело угол поворота 28° и угол наклона/подъема -8° и +14°.
Производство
[ редактировать ]Было переоборудовано девяносто одно существующее шасси Porsche Tiger (номер шасси с 150010 на 150100). Работы были завершены всего за несколько месяцев, с марта по май 1943 года. Летом 1943 года на заводе «Нибелунгенверке» были изготовлены три Bergepanzer Ferdinand (вариант эвакуационной машины истребителя танков Ferdinand). [ 9 ]
Боевая история
[ редактировать ]
Курск
[ редактировать ]Фердинанд Впервые « » принял участие в бою в Курской битве , где было задействовано восемьдесят девять машин, что является самым большим развертыванием машины за время ее службы.
« Фердинанд» был оптимизирован для уничтожения советских средних танков Т-34 и 76,2-мм противотанковых орудий из-за линии фронта с помощью 88-мм пушки на дальности более 3 километров, и эту роль он выполнил хорошо. Самой серьезной проблемой в Курске были повреждения на минах и механические неисправности. Любое повреждение гусениц или подвески сводило на нет защиту брони, поскольку экипажи были вынуждены спешиваться и предпринимать попытки ремонта. Огромный вес «Фердинанда » затруднял буксировку: стандартной бронированной эвакуационной машиной на вооружении Германии в то время был Bergepanzer IV , вариант танка Panzer IV . Хотя он мог без посторонней помощи буксировать один Panzer IV, этого было недостаточно для более крупных машин; тяжелый танк Tiger I требовал буксировки трех Bergepanzer IV, а Ferdinand требовалось пять связанных вместе, чтобы вытащить машину с поля боя.
Кроме того, « Фердинанду» мешали такие недостатки, как отсутствие блоков периферийного обзора или пулемета в качестве вторичного оборонительного вооружения. В апокрифических сообщениях говорится, что советская пехота, быстро распознав этот недостаток, могла легко спрятаться в своих окопах, пока «Фердинанды» не продвинулись сквозь их позиции, а затем закидать машину гранатами и коктейлями Молотова с бортов. Однако потери советской пехоты оспариваются в отчетах о результатах боевых действий. [ 10 ] [ нужна страница ] С другой стороны, сам Хайнц Гудериан в своей автобиографии жаловался, что « Элефант» , как и другие неудачные разработки, страдал отсутствием защиты на близком расстоянии от атак пехоты. [ 11 ]
На начальных этапах Курской битвы, когда немцы шли в наступление, машины можно было относительно спокойно поднять и отремонтировать в ночное время; большую часть подбитых «Фердинандов это на первых порах позволило спасти, отремонтировать и вернуть в строй ». Однако, как только ход боя повернулся против немцев и они отступили к обороне, имея в запасе меньше машин, у работоспособных «Фердинандов» с незначительными повреждениями гусениц или подвески оставалось мало надежды на восстановление, и экипажам обычно приходилось уничтожать машины. машина, чтобы предотвратить попадание практически неповрежденного Jagdpanzer в руки Советов.

Подразделения развертывались на уровне рот, иногда подразделялись на взводы, в сопровождении пехоты или танков для защиты флангов и тыла техники. В атаке этот Jagdpanzer был машиной первого удара; находясь в обороне, они часто представляли собой мобильный резерв, используемый для отражения танковых атак противника. [ нужна ссылка ]
Посткурские модификации
[ редактировать ]Уцелевшие «Фердинанды» участвовали в различных арьергардных боях в 1943 году, пока их не отозвали для модификации и капитального ремонта, частично на основе боевого опыта, полученного под Курском. Вернувшись на завод Nibelungenwerke в Австрии 2 января 1944 года, началась модернизация 48 из 50 уцелевших машин. Наиболее заметными внешними обновлениями были 1) добавление шарового пулемета MG 34 в передней части корпуса, 2) новая командирская башенка (модифицированная из стандартной башенки StuG III ) для улучшения обзора, 3) измененная конструкция броневых решеток двигателя ( для лучшей пуле- и осколочной защиты) и 4) нанесение «Циммерит» антимагнитной минной пасты .
Первые одиннадцать полных и обновленных « Фердинандов » были готовы в феврале 1944 года. Они поступили в 1-ю роту 653-го тяжелого танкового батальона (нем. schwere Panzerjäger-Abteilung 653 , sPzJgrAbt 653 ), который был немедленно переброшен в Италию в ответ на Высадка союзников в Анцио-Неттуно . Остальные 37 машин были достроены в апреле, переданы 2-й и 3-й ротам sPzJgrAbt 653 и отправлены поездом в Тарнопольские бои на Украине .
1 мая 1944 года Oberkommando des Heeres (ОКХ, Верховное командование немецкой армии) издал приказ официально изменить название с «Фердинанд» на «Элефант». Этот приказ запрещал использование «Фердинанда» в будущем и даже предписывал полевым подразделениям редактировать свои записи. Хотя существует мнение, что смена названия была связана с механической модернизацией Ferdinand Panzerjäger , проведенной в январе-апреле; смена названия носила чисто административный характер. [ 12 ] [ нужна страница ]
Три Bergepanzer Elefant бронетранспортера были переоборудованы из корпусов Ferdinand/Elefant и переданы 2-й и 3-й ротам sppzJgrAbt 653 на Восточный фронт летом 1944 года.
Хотя модификации улучшили транспортные средства, некоторые проблемы так и не удалось полностью устранить. В 1944 году « Элефанты » служили на итальянском фронте , но были довольно неэффективны, поскольку их вес почти 70 тонн не позволял им использовать большинство итальянских дорог и мостов. Как и в случае с «Курском», большинство потерь произошло не в результате боя, а в результате механических поломок и нехватки запасных частей, вынудивших экипажи уничтожить и бросить их. Одна рота « Элефантов » участвовала в боевых действиях во время советского наступления на Висло-Одере в январе 1945 года в Польше, а последние уцелевшие машины участвовали в боях под Цоссеном во время битвы за Берлин . [ нужна ссылка ]
Выводы
[ редактировать ]« Фердинанд / Элефант», возможно, был самым успешным серийным истребителем танков, применявшимся во время войны по количеству убитых на единицу потерь. [ нужна ссылка ] , достигая среднего заявленного соотношения примерно 10:1. Во время Курской битвы 653-й sPzJgrAbt заявил, что подбил 320 танков противника, потеряв 13 «Фердинандов» . [ 13 ] Такое впечатляющее среднее соотношение было обусловлено его превосходной огневой мощью и защитой, что давало ему огромное преимущество при использовании в лобовом бою или в статической оборонительной роли. Однако плохая мобильность и механическая ненадежность значительно снизили его боеспособность.
На смену « Элефанту » и «Насхорну» пришла « Ягдпантера» . На всех трех машинах была установлена одна и та же пушка, с небольшими различиями между ними. Jagdpanther — был — настоящий Jagdpanzer преемником двух других, сочетая в себе приемлемую подвижность и хорошую наклонную броню, сохраняя при этом превосходное орудие, что в основном решало проблемы надежности, мобильности и / или защиты, которые были у более ранних машин.
Выжившие
[ редактировать ]Только две из этих машин пережили войну.
Один «Фердинанд» был захвачен советскими войсками под Курском и отправлен на испытательный полигон НИИ БТ в Кубинке в Москве для испытаний. Он экспонировался в танковом музее в Кубинке под Москвой. Маска орудия была окрашена в красный цвет. Номер его шасси был неизвестен: либо № 150090, либо № 501.
« Элефант » под номером «102» sPz. младший Abt 653 был захвачен в Анцио американцами Центра артиллерийской подготовки армии США и в настоящее время является частью коллекции в Форт-Грегг-Адамс, штат Вирджиния . Этот экземпляр был восстановлен до демонстрационного состояния в 2007–2008 годах. [ 14 ] как описано в шоу Tank Overhaul , но не в оригинальной окраске. [ 15 ] Elefant в был передан в аренду Танковому музею Бовингтона Дорсете, Великобритания, как часть музейной экспозиции «Коллекция тигров» с апреля 2017 года по январь 2019 года, а затем вернулся в Соединенные Штаты. Эта выставка впервые собрала всех членов семейства «Тигр» в одном месте (Штурмтигр был представлен своей пушкой). [ 16 ]
-
. » Центра артиллерийской подготовки армии США Восстановленный «Элефант
-
Центра артиллерийской подготовки армии США. Отреставрированный «Элефант» с фронта
-
Фердинанд в танковом музее Кубинки
-
Фердинандовский фронт в Танковом музее в Кубинке. Маска орудия этого Фердинанда была выкрашена в красный цвет.
См. также
[ редактировать ]- СУ-152 и ИСУ-152 — советская тяжёлая самоходная гаубица , получившая прозвище «Зверобой» («звероубийца») за способность поражать «Элефантов», а также «Тигры» и танки «Пантеры» . [ 17 ]
- Ягдпантера
- Охотничий тигр
- носорог
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йенц, Томас (1997a). Бронемашина VI P (Sd.Kfz.181). История Porsche Typ 100 и 101, также известных как Leopard и Tiger(P ) Дарлингтон Продакшнс. п. 54. ИСБН 1892848031 .
- ^ Перейти обратно: а б D 2030 — 8,8 cm Panzerjägerkanone 43/2 (L/71), описание, 28.1.1944. Берлин.
- ^ Список оборудования D97/1+, Главное командование армии, Управление армейского вооружения, стр.45, Берлин, 1.7.43.
- ^ «Герэтлисте с.45» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Йентц 1997 , стр. 15–16.
- ^ Йентц 1997a , с. 53.
- ↑ Истребитель танков «Фердинанд и Элефант» , Томас Андерсон, стр. 43, 158.
- ↑ Истребитель танков «Фердинанд и Элефант» Томаса Андерсона с. 32
- ^ Йентц, Томас (1997). Танковые тракты № 9 — от Jagdpanzer 38 до Jagdtiger . Дарлингтон Продакшнс, Инк. с. 41. ИСБН 0-9648793-3-6 .
- ^ Мюнх, Карлхайнц (1997). Боевая история отделения Heavy Panzerjäger 653: ранее отделение Sturmgeschütz 197, 1940–1943 гг . Манитоба, Канадаa: JJ Fedorowicz Publishing . ISBN 9780921991373 .
- ↑ Гудериан, Х., танковый командир , Смоленск, 1999, глава 10, стр. 426–427.
- ^ Мюнх, Карлхайнц (1997). Боевая история отделения Heavy Panzerjäger 653: ранее отделение Sturmgeschütz 197, 1940–1943 гг . Манитоба, Канада: Издательство JJ Fedorowicz . ISBN 9780921991373 .
- ^ «Фердинанд/Слон» . Ахтунг Панцер!. Архивировано из оригинала 11 января 2010 г. Проверено 7 февраля 2010 г.
- ^ «Диспетчер Ричмонд Таймс» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г. Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ "Немецкий танк Pzkfw VI TIGER (P) времен Второй мировой войны" . Странная Меха . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 г.
- ^ «Танковый музей впервые в мире планирует выставку, которая соберет всех членов семейства танков «Тигр» на одной выставке» . Tankmuseum.org . Архивировано из оригинала 2 июня 2017 г. Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Грин, Майкл; Браун, Джеймс Д. (2008), «Решения Красной Армии для танка Tiger E» , «Танки Tiger на войне» , Сент-Пол: Zenith Press, стр. 104, ISBN 978-0-7603-3112-5
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Информация о Panzerjäger Tiger(P) "Ferdinand/Elefant" на сайте Panzerworld.
- Фердинанд в танковом музее Кубинки
- Транспортные средства времен Второй мировой войны
- Фотогалерея
- Очень большая русская фотогалерея (grayknight.narod.ru)
- Фотографии «Элефант» на Абердинском полигоне @ 5 Star General site
- Фотографии подбитых и уничтоженных «Фердинандов» 5./starke Panzerjäger-abteilung 654 на железнодорожной станции Поныри во время операции «Цитадель».
- Танковый музей (Великобритания) Видео «Танковый разговор №42 – Элефант»
- https://tanks-encyclopedia.com/ww2/nazi_germany/panzerjager_tiger-p_elefant