Jump to content

Противотанковая мина

Российская противотанковая фугасная мина ТМ-46.

В противотанковой войне противотанковая мина (сокращенно «ПТ мина») — это тип наземной мины, предназначенной для повреждения или уничтожения транспортных средств, включая танки и боевые бронированные машины .

По сравнению с противопехотными минами противотанковые мины обычно имеют гораздо больший заряд взрывчатого вещества и взрыватель , предназначенный для срабатывания от транспортных средств или, в некоторых случаях, дистанционно или путем вмешательства в мину.

Первая мировая война

[ редактировать ]

Первые противотанковые мины были импровизированы во время Первой мировой войны в качестве меры противодействия первым танкам, введенным британцами в конце войны. Первоначально они представляли собой не что иное, как заглубленный фугасный снаряд или минометную бомбу с вертикально расположенным взрывателем . Позже были разработаны специальные мины, в том числе Flachmine 17 , которая представляла собой просто деревянный ящик, начиненный взрывчаткой и срабатывавший либо дистанционно, либо с помощью взрывателя давления. К концу войны немцы разработали технику рядного минирования, и мины составляли 15% потерь танков США во время битвы при Сен-Миеле , Третьей битвы при Эне , битвы при Селле и Маас-Аргоннского наступления .

Межвоенный период

[ редактировать ]

Советский Союз начал разработку мин в начале 1920-х годов, а в 1924 году изготовил свою первую противотанковую мину — мину ЭЗ . Мина, которую разработали Егоров и Зелинский, имела заряд массой 1 кг, чего было достаточно, чтобы пробить гусеницы современных танков. Тем временем в Германии поражение подстегнуло разработку противотанковых мин: первая по-настоящему современная мина Теллермайн 29 поступила на вооружение в 1929 году. Это было дискообразное устройство диаметром примерно 30 см, начиненное примерно 5 кг фугасной взрывчатки. . Вторая мина, Tellermine 35, была разработана в 1935 году. Противотанковые мины использовались обеими сторонами во время гражданской войны в Испании . Примечательно, что республиканские силы подняли мины, установленные националистическими силами, и использовали их против националистов. Это стимулировало разработку устройств противодействия противотанковым минам.

Зимняя война между Советским Союзом и Финляндией также привела к широкому использованию противотанковых мин. Финские войска, столкнувшиеся с общей нехваткой противотанковых средств, могли использовать предсказуемые движения моторизованных подразделений, обусловленные сложной местностью и погодными условиями.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Советская мина ТМ-35 в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе, Севастополь

Немецкая «Теллермина» представляла собой специально созданную противотанковую мину, разработанную в период между первой и второй мировыми войнами, первая модель была представлена ​​в 1929 году. Некоторые варианты имели прямоугольную форму, но во всех случаях внешняя оболочка служила только контейнер для взрывчатки и взрывателя, не допуская их разрушительного воздействия (например, шрапнели ). Теллермин был прототипом противотанковой мины, многие элементы ее конструкции были воспроизведены в минах Pignone P-1, NR 25 и M6 (среди прочих). Из-за довольно высокого рабочего давления транспортное средство должно было бы проехать прямо над шахтой, чтобы взорвать ее. Но поскольку гусеницы занимают лишь около 20% ширины танка, нажимной взрыватель имел ограниченную зону действия.

Как сообщает один источник: «Поскольку эти первые противотанковые мины взрывались под давлением, они обычно наносили большую часть повреждений гусеницам танка, оставляя его экипаж невредимым, а его орудия все еще в рабочем состоянии, но обездвиженными и уязвимыми для самолетов и противотанковых средств противника. танковое вооружение... Во время Второй мировой войны они (Вермахт) начали использовать мину с взрывателем с наклонным стержнем , тонким стержнем, стоящим примерно на два фута вверх от центра заряда и почти неразличимым после того, как мина была закопана Когда танк проезжал над миной, стержень выдвигался вперед, вызывая детонацию заряда прямо под ним. Взрыв часто приводил к гибели экипажа, а иногда и к взрыву бортовых боеприпасов. Теперь, когда танкисты подвергались непосредственной опасности, у них было меньше шансов. пробираться через минное поле». [1]

Хотя были разработаны и другие меры, такие как ранцевые заряды , бомбы-липучки и бомбы, предназначенные для магнитного крепления к танкам, они не подпадают под категорию наземных мин, поскольку не закапываются и не взрываются дистанционно или под давлением. Мина Хокинса представляла собой британское противотанковое устройство, которое можно было использовать в качестве мины, заложенной на поверхность дороги, чтобы танк мог наехать на него и вызвать разрушительный взрыватель, или бросить в танк, и в этом случае использовался взрыватель с таймером.

Кумулятивные зарядные устройства, такие как мина Hohl-Sprung 4672, также были разработаны Германией позже во время войны, хотя они не получили широкого распространения. Самой совершенной немецкой противотанковой миной войны была их минимально-металлическая Topfmine .

Немецкая мина Ригель 43

В отличие от обеденных мин, таких как немецкая Теллермайн, были стержневые мины , такие как немецкая мина Ригель 43 и итальянская мина B-2 . Это были длинные мины, предназначенные для увеличения вероятности срабатывания транспортного средства. B2 состояла из нескольких небольших кумулятивных зарядов взрывчатого вещества по всей длине, предназначенных для обеспечения мобильности поражения транспортных средств противника путем разрушения их гусениц. Эта моя форма послужила источником вдохновения для создания британской штанговой мины L9 .

Современный

[ редактировать ]
Противотанковая мина, используемая индийской армией

В разработке современных противотанковых мин был достигнут ряд успехов, в том числе:

  • более эффективные взрывчатые вещества (различные взрывчатые вещества и кумулятивные заряды)
  • использование цветных металлов, что затрудняет их обнаружение
  • новые методы развертывания (с авиации или с помощью артиллерии)
  • мины более сложные взрыватели (например, срабатывающие от магнитных и сейсмических эффектов, которые делают взрыв устойчивым или игнорируют первое транспортное средство, проехавшее по нему, и поэтому могут использоваться против конвоев или минных катков)
  • сложные устройства «антиобработки», предназначенные для предотвращения или предотвращения несанкционированного доступа или удаления.

Более современные противотанковые мины обычно более совершенны, чем простые контейнеры, наполненные взрывчаткой, которые взрываются дистанционно или под действием давления машины. Наибольшие успехи были достигнуты в следующих областях:

  • Мощность взрывчатых веществ (взрывчатые вещества типа гексогена ).
  • Кумулятивные заряды для повышения бронебойного эффекта.
  • Передовые системы рассеивания.
  • Более продвинутые или специфические триггеры детонации.

Корпуса и кожухи большинства современных мин изготовлены из пластика, чтобы их было легко обнаружить. Они оснащены комбинацией детонаторов, активируемых давлением или магнитом, что гарантирует их срабатывание только от транспортных средств.

Диспергационные системы

[ редактировать ]

Существует несколько систем рассредоточения мин для быстрого охвата больших территорий, в отличие от солдатской установки каждой по отдельности. Эти системы могут иметь форму кассетных бомб или артиллерийского огня. Кассетные бомбы содержат по несколько мин каждая, которые могут представлять собой смесь противопехотных мин. Когда кассетная бомба достигает заданной высоты, она рассеивает мины на большой территории. Некоторые противотанковые мины предназначены для стрельбы артиллерией и активируются при попадании в цель.

Внемаршрутные мины

[ редактировать ]
Польская мина MPB

Внемаршрутные мины сконструированы таким образом, чтобы быть эффективными при взрыве рядом с транспортным средством, а не под ним. Они полезны в тех случаях, когда земля или поверхность не подходят для закапывания или сокрытия мины. Обычно они используют кумулятивный заряд Мисне-Шардена , чтобы выстрелить проникающей пулей через броню цели. Этот принцип самоподделки снаряда использовался в некоторых французских и советских внедорожных минах и заслужил дурную славу как метод самодельных взрывных устройств (СВУ) в Израиле и особенно в Ираке.

Как использовать американскую противотанковую мину М-24

Ввиду критического противостояния, необходимого для пробития, и развития технологий нейтрализации противодействия, кумулятивные внетрассовые мины, использующие эффект Манро, встречаются реже, хотя британско-французско-германская мина ARGES с тандемной боевой частью является примером одной из тем успешнее.

Термин «внемаршрутная мина» относится к специально разработанным и изготовленным противотанковым минам. Снаряды взрывчатого действия (EFP) представляют собой один из типов СВУ, который использовался в Ираке, но большинство самодельных СВУ не применяются таким образом.

Контрмеры

[ редактировать ]

Наиболее эффективной мерой противодействия минным полям является разминирование с применением взрывных или механических методов. Взрывные методы, такие как Giant Viper и SADF Plofadder 160 AT, включают укладку взрывчатки по минному полю либо путем перемещения зарядов по полю с помощью ракет, либо путем сброса их с самолета, а затем взрыва взрывчатки, расчищая путь. Механические методы включают вспашку и детонацию под давлением. При вспашке специально сконструированный плуг, прикрепленный к передней части тяжелобронированного танка, используется для отталкивания земли и застрявших в ней мин, расчищая путь шириной с толкающий танк. При детонации под давлением тяжелобронированный танк толкает перед собой тяжелый сферический или цилиндрический сплошной металлический каток, вызывая детонацию мины.

Касспирский бронетранспортер

Существует также несколько способов сделать технику устойчивой к воздействию взрыва мины, чтобы снизить вероятность травмирования экипажа. В случае взрыва мины это можно сделать, поглощая энергию взрыва, отклоняя ее от корпуса машины или увеличивая расстояние между экипажем и точками, где колеса касаются земли, где могут возникнуть любые взрывы.Еще одним способом защиты машины от мин было прикрепление к бортам бронетехники деревянных планок, чтобы солдаты противника не могли прикрепить магнитные мины. Например, в ближнем бою на Иводзиме некоторые танки были защищены таким образом. Японский солдат, выбежавший из замаскированного окопа, не смог бы воткнуть магнитную мину в борт танка, обшитого деревом. [2] Простой и очень эффективный способ защитить пассажиров колесного транспортного средства — наполнить шины водой. [3] Это будет иметь эффект поглощения и отклонения энергии взрыва мины. Стальные пластины между кабиной и колесами могут поглощать энергию, и их эффективность повышается, если их можно расположить под углом, чтобы отклонить ее от кабины. Увеличение расстояния между колесами и пассажирской кабиной, как это сделано на южноафриканском бронетранспортере Casspir , является эффективным приемом, хотя у такой машины есть проблемы с мобильностью и удобством управления. В автомобиле с V-образным корпусом используется пассажирская кабина клиновидной формы с тонким краем клина вниз, чтобы отводить энергию взрыва от пассажиров. Импровизированные меры, такие как мешки с песком на полу автомобиля или бронежилеты, размещенные на полу, могут обеспечить небольшую защиту от крошечных мин.

Стальные пластины на полу и по бокам, а также бронированное стекло защитят пассажиров от осколков. Установка сидений сбоку или на крыше автомобиля, а не на полу, поможет защитить пассажиров от ударов, передаваемых через конструкцию автомобиля, а четырехточечные ремни безопасности сведут к минимуму вероятность травм, если автомобиль перевернется на бок. или его крыши – мина может отбросить автомобиль на 5–10 м от места взрыва. Полиция и военные могут использовать робота для разминирования территории. [4]

Боевое применение

[ редактировать ]
Гуманитарный проект по разминированию МАСАМ в Йемене , 2022 г.

Противотанковые мины сыграли важную роль в большинстве войн с момента их первого применения.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Противотанковые мины сыграли большую роль на Восточном фронте , где они в огромных количествах применялись советскими войсками. Наиболее распространенными были ТМ-41, ТМ-44, ТМСБ, ЯМ-5 и АКС. В Курской битве сапёры заложили ошеломляющее количество противотанковых мин — 503 663, при плотности 1500 мин на километр. [5] Это было в четыре раза больше, чем наблюдалось в битве под Москвой .

Кроме того, мобильным отрядам была поставлена ​​задача заложить дополнительные мины непосредственно на пути наступающих танков противника. По данным одного источника: «...Каждый артиллерийский дивизион, а в некоторых случаях и каждая артиллерийская батарея, имел мобильный резерв из 5-8 саперов, оснащенных по 4-5 мин каждый. Их функция заключалась в минировании неохраняемых танковых подходов после направление атаки противника было точно установлено. Эти мины оказались весьма эффективными в остановке и даже уничтожении многих танков противника». [6]

Вермахт также в значительной степени полагался на противотанковые мины для защиты Атлантического вала , заложив шесть миллионов мин всех типов только в Северной Франции. [7] Мины обычно устанавливались в шахматном порядке на глубине около 500 ярдов (460 метров). Наряду с противопехотными минами существовали различные модели мин Теллермин, Топфмин и Ригель. На Западном фронте противотанковые мины стали причиной 20-22% потерь танков союзников. [8] Поскольку большинство этих мин были оснащены взрывателями давления (а не наклонными стержнями), танки чаще выводились из строя, чем уничтожались полностью.

Вьетнамская война

[ редактировать ]
Мины M23 и M15 имеют во многом схожие механизмы.

Во время войны во Вьетнаме как «обычные» силы СВА, так и Вьетконга использовали противотанковые мины. Они были советского, китайского или местного производства. Противотанковые мины также широко использовались в Камбодже и вдоль тайской границы, установленные маоистскими партизанами Пол Пота и вьетнамской армией, которая вторглась в Камбоджу в 1979 году, чтобы свергнуть красных кхмеров . Миллионы этих мин остаются в этом районе, несмотря на усилия по разминированию. По оценкам, они ежегодно становятся причиной сотен смертей. [9]

Южная Африка

[ редактировать ]

В конфликтах на юге Африки, начиная с 1960-х годов, часто участвовали Советским Союзом , Соединенными Штатами или Южной Африкой поддерживаемые нерегулярные армии или боевики, ведущие партизанскую войну . Что делает эти конфликты важными для изучения противотанковых мин, так это то, что они характеризовались широким использованием этих мин в ситуациях, отличных от обычных боевых действий (или статических минных полей ), а также привели к разработке эффективных противоминных транспортных средств. В результате и Ангола , и Мозамбик по сей день завалены такими устройствами (как и Камбоджа ).

Во время гражданской войны в Анголе или пограничной войны в Южной Африке , которая охватывала обширные малонаселенные территории южной Анголы и северной Намибии , небольшим группам было легко проникнуть и установить мины на дорогах, прежде чем снова сбежать, часто незамеченными. Противотанковые мины чаще всего устанавливались на дорогах общего пользования, по которым проезжала гражданская и военная техника, и имели большой психологический эффект.

Мины часто устанавливались сложным образом. Одна из тактик заключалась в установке нескольких мин друг на друга, чтобы усилить эффект взрыва. Другая распространенная тактика заключалась в соединении нескольких мин, расположенных на расстоянии нескольких метров друг от друга, чтобы все они взрывались при срабатывании какой-либо из них.

Бронетранспортер с противоминной защитой RG-31 (MP APC) на вооружении армии США в Ираке в 2006 г.

Именно из-за этой угрозы южноафриканские военные и полицейские силы разработали одни из первых успешных автомобилей с противоминной защитой. Главными среди них были Buffel и Casspir бронетранспортеры Racel , а также боевая бронированная машина . Они использовали V-образный корпус, который отражал взрывную силу от пассажиров. В большинстве случаев пассажиры пережили взрывы противотанковых мин, получив лишь легкие ранения. Сами транспортные средства часто можно было отремонтировать путем замены колес или некоторых компонентов трансмиссии, которые именно по этой причине были модульными и заменяемыми.

Большинство стран, участвующих в ближневосточных миротворческих миссиях, используют современные разработки этих машин типа RG-31 (Канада, ОАЭ , США).и RG-32 (Швеция).

См. также

[ редактировать ]
Примеры противотанковых мин
Системы разбрасывания мин
  1. ^ Барретт Хейзелтайн; Кристофер Булл (2003). Полевое руководство по подходящей технологии . Академическая пресса. п. 853. ИСБН  978-0-12-335185-2 .
  2. ^ Леки, Роберт, Битва за Иводзиму, Random House, Нью-Йорк, авторские права 1967, стр. 142.
  3. ^ «Исследование применения механических средств при разминировании» (PDF) . Механическое исследование . Женевский международный центр по гуманитарному разминированию. 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г. Проверено 23 июля 2007 г.
  4. ^ «Робот-разминировщик Уран-6 – армейская техника» . www.army-technology.com . Проверено 1 сентября 2021 г.
  5. ^ Дэвид М. Гланц (1986). «Советская оборонительная тактика под Курском, июль 1943 года» . Киндл издание . Колледж командования и генерального штаба армии США: 19. OCLC   320412485 .
  6. ^ «РОССИЙСКАЯ ПРОТИВОТАНКОВАЯ ТАКТИКА, январь 1943 года» . Одинокий часовой. 10 мая 2007 г. Проверено 23 октября 2015 г. [ мертвая ссылка ]
  7. ^ Питер Дарман (2012). Вторжение союзников в Европу . Издательская группа Розен. стр. 8–9 . ISBN  978-1-4488-9234-1 .
  8. ^ «О потерях танков союзников в ETO и немецких противотанковых вооружениях | Для протокола» . 26 декабря 2013 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
  9. ^ «Гуманитарные | Новости Фонда Thomson Reuters» . news.trust.org . Проверено 1 сентября 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd4ca1c54a0681ceb709c7a7429efdc5__1721507160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/c5/bd4ca1c54a0681ceb709c7a7429efdc5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anti-tank mine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)