Бронированная эвакуационная машина
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2013 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |

Бронированная эвакуационная машина ( БРЭМ ) обычно представляет собой шасси мощного танка или бронетранспортера (БТР), модифицированное для использования во время боя для эвакуации (буксировки) военной техники или ремонта поврежденных в бою, застрявших и/или вышедших из строя боевых бронированных машин , таких как как танки и БТР. Большинство БРЭМ имеют моторизованные гусеницы, как у танка или бульдозера, что позволяет БРЭМ действовать на неровной поверхности. Также используется термин «бронированная ремонтно-эвакуационная машина» (БРЭМ).
БРЭМ могут иметь лебедки, стрелы, краны и/или бульдозерные отвалы для облегчения эвакуации танков. Обычно любое специализированное подъемно-эвакуационное оборудование заменяет башню и пушку боевого танка. В некоторых случаях АРВ-препараты могут иметь электрогенераторы, паяльные лампы, бензопилы и топливные насосы для помощи в восстановительных работах или запасные части для облегчения ремонта в полевых условиях. Некоторые БРЭМ имеют лопатку для фиксации автомобиля во время буксировки или подъема. Поскольку большинство БРЭМ базируются на шасси танка или БТР, они имеют бронированную кабину экипажа и двигатель, а значит, БРЭМ могут эксплуатироваться в боевых условиях. В редких случаях может быть вооружена БРЭМ, например, некоторые M32, которые имеют 81-мм миномет для прикрытия, и M88, который имеет крупнокалиберный пулемет калибра 0,50. На одной БРЭМ M4 Sherman времен Второй мировой войны был установлен макет пушки там, где обычно располагалась башня.
Ранние БРЭМ во время Второй мировой войны часто представляли собой перепрофилированные танки, с которых снимали башню и вооружение и заменяли лебедками того или иного типа. В 2010-х годах АРВ-препараты, как правило, изготавливались на заводе. Несмотря на это, БРЭМ часто используют общее шасси, которое используется на других боевых машинах армии, поскольку это облегчает ремонт и обслуживание БРЭМ (поскольку одни и те же детали могут использоваться на БРЭМ и машинах, которые она обслуживает).
Некоторые БРЭМ эксплуатируются в тандеме с бронированными бульдозерами. БРЭМ обычно могут буксировать только транспортные средства аналогичного класса или более легкие по весу. Таким образом, БРЭМ на базе шасси БТР может буксировать и восстанавливать только БТР, но не более тяжелый танк. Хотя большинство БРЭМ изготавливаются на базе шасси БТР или танка или на их базе, реже БРЭМ могут базироваться на шасси артиллерийского тягача . Некоторые АРВ-препараты имеют специальное оборудование, позволяющее им работать на пляжах или на мелководье.
История развития
[ редактировать ]Ранние модели
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны некоторые британские тяжелые танки Mark IV были оснащены стрелами для производства « спасательных танков », но большая часть их работы приходилась на танковые парки, помогая перемещать, обслуживать и ремонтировать поврежденные танки. [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Первые настоящие БРЭМ были представлены во время Второй мировой войны , часто путем переоборудования устаревших или поврежденных танков, обычно путем снятия башни и установки сверхмощной лебедки для освобождения застрявших транспортных средств, а также различных инструментов для ремонта транспортных средств . Некоторые из них также были специально построены на заводах с использованием существующего танкового шасси с надстройкой корпуса для размещения ремонтно-эвакуационного оборудования. Многие из БРЭМ последнего типа имели А-образную раму или кран , позволяющие экипажу машины выполнять тяжелые подъемные задачи, например, снимать двигатель с вышедшего из строя танка.
Послевоенный
[ редактировать ]После Второй мировой войны модели ОБТ большинства стран также имели соответствующие варианты БРЭМ. Многие БРЭМ также оснащены бульдозерным отвалом, который можно использовать в качестве якоря при подъеме лебедкой или стабилизатором при подъеме, насосом для перекачки топлива в другое транспортное средство и многим другим. Некоторые могут даже иметь запасной двигатель для замены в полевых условиях, например немецкий БРЭМ Leopard 1 .
Характеристики и роли
[ редактировать ]
БРЭМ обычно строятся на шасси ( основного боевого танка ОБТ), но некоторые из них строятся и на базе других боевых бронированных машин , в основном бронетранспортеров (БТР). АРВ-препараты обычно строятся на базе транспортных средств того же класса, в котором их предполагается восстанавливать; БРЭМ на базе танка используется для эвакуации танков, а БРЭМ на базе БТР - для эвакуации БТР (у нее нет мощности для буксировки гораздо более тяжелого танка). БРЭМ с краном можно использовать для подъема и установки бетонных укреплений, а также для помощи в других инженерных работах на поле боя.
Некоторые боевые инженерные машины (БТР) созданы на базе БРЭМ.
Список
[ редактировать ]Ниже приводится список АРВ-препаратов по странам, по разработчикам/производителям или пользователям.
Аргентина
[ редактировать ]Австрия
[ редактировать ]- СБ-20 Greif на базе SK-105 Kürassier.
Канада
[ редактировать ]
- Рам БРЭМ (ВОВ)
- AVGP Husky (1976 – настоящее время)
- MTVR (-настоящее время)
- Бизон MRV (-присутствует)
- Леопард 2 БРЭМ (-настоящее время)
Чехословакия
[ редактировать ]- БРЭМ ВТ-34 на базе шасси Т-34.
- Танк-кран ЖТ-34 на базе шасси Т-34.
- БРЭМ ВТ-55А/КС на базе шасси Т-55.
- БРЭМ ВТ-72Б на базе шасси Т-72 - (1987 по 1989 гг.)
- ВПВ Брем-Ч на базе шасси БВП-1 (БМП чешской сборки) - (1985-1989 гг.)
Дания
[ редактировать ]- БРЭМ Wisent 1 на базе танка Bergepanzer – Leopard 1
Франция
[ редактировать ]- Танково-эвакуационная машина М32 на базе танка Шерман (с 1944 г.)
- Танково-эвакуационная машина М74 (1954–1975 гг.)
- AMX 30 D (с 1973 г.), на базе AMX 30.
- Char de dépannage DNG/DCL на базе AMX-56 Leclerc.
Индонезия
[ редактировать ]- АМХ-Д
- Anoa ARV - индонезийская ремонтно-техническая машина на базе БТР Anoa, оснащенная 12-тонным телескопическим краном, 6-тонной лебедкой, бензопилой, паяльной лампой и электрогенератором.
- Bergepanzer 3 «Büffel» — шасси Leopard 2
- BREM-Ch
- BREM-L
- Эвакуационная машина танка М32
- M113A1-B-Rec – эвакуационная машина с тяжелой внутренней лебедкой. Похож на М806 . Поставлено компанией Sabiex, Бельгия.
- M113A1-B-MTC — Автомобиль технического обслуживания с гидравлическим краном HIAB. Похож на М579 . Поставлено компанией Sabiex, Бельгия.
- Восстановление Штормера
Япония
[ редактировать ]
- Вторая мировая война
- Бронированная эвакуационная машина Се-Ри - Тип 97 Чи-Ха модифицированное шасси танка
- Современный
- Танково-эвакуационная машина Тип 70 – шасси танка Тип 61 Року-ити
- Танково-эвакуационная машина Тип 78 – Тип 74 Нана-ён шасси танка
- Танково-эвакуационная машина Тип 90 - Тип 90 Кю-мару шасси танка
- Танково-эвакуационная машина Тип 11 – шасси танка Тип 10 Хито-мару
Германия
[ редактировать ]
- Вторая мировая война
- Bergepanzer III – PzKpfw III шасси
- Bergepanzer IV – PzKpfw IV шасси
- Bergepanther (Sd.Kfz. 179) - PzKpfw V Panther (с 1943 по 1945 год). выпущено 347 шасси
- Bergetiger - PzKpfw VI Tiger I шасси
- Bergepanzer 38(t) - шасси Jagdpanzer 38 , произведено 170 штук (с 1944 по 1945 год).
- Bergepanzer T-34(r) - Захваченное Т-34. шасси
- Современный
- Bergepanzer M74 (шасси Sherman) - первый ТРВ/БРЭМ западногерманского Бундесвера, 300 единиц использовалось в 1956–1960 годах (см. запись M74 в разделе «Соединенные Штаты»).
- Bergepanzer 1 - шасси M88, первое из 125, поступившее на вооружение в 1962 году, а в рамках программы модернизации 1985 года бензиновый двигатель был заменен на дизельный, а подъемник был улучшен.
- Bergepanzer 2 — шасси танка Leopard 1 . Используется канадскими вооруженными силами с 1990-х годов как БРЭМ Taurus.
- Bergepanzer 3 «Büffel» — шасси Leopard 2
- Bergepanzer Wisent - шасси Bergepanzer 2. Модифицирован и модернизирован компанией Flensburger Fahrzeugbau для удовлетворения требований будущего поля боя. Оптимизирован для поддержки основных боевых танков Leopard 1 и 2.
- Бронированная эвакуационная машина Wisent 2 — шасси Leopard 2. Преемник Визента. Построен компанией Flensburger Fahrzeugbau.
Израиль
[ редактировать ]
- Trail Blazer ( Gordon ) (шасси Sherman) - эвакуационно-инженерная машина ЦАХАЛа на базе танков M4A1 Sherman , оснащенных HVSS. Она имела большой кран с одной стрелой (в отличие от A-образной рамы M32) и большие лопаты спереди и заднюю часть автомобиля, чтобы облегчить подъем. Он также мог буксировать до 72 тонн.
- «Техник» и «Слесарь» — БРЭМ на базе М-113 с прицепным краном.
- Немера - современная эвакуационная машина на базе шасси танка Меркава . Было построено несколько прототипов, но они никогда не использовались в большом количестве в Армии обороны Израиля.
- В настоящее время БРЭМ, используемая ЦАХАЛом, — это эвакуационная машина M88 американского производства , которую сопровождает и обслуживает Caterpillar D9 ЦАХАЛа бронированный бульдозер .
Малайзия
[ редактировать ]- WZT -4 постройки польской компании Bumar-Łabędy
Мексика
[ редактировать ]- M32 Chenca (шасси Sherman) - в 1998 году компания Napco International в США модернизировала M32B1 TRV M4 Sherman с дизельными двигателями Detroit Diesel 8V-92-T (см. запись M32 в разделе «Соединенные Штаты»). бронированные эвакуационные машины
Польша
[ редактировать ]- CW-34 (шасси Т-34)
- БПТ-34 (шасси Т-34, СУ-85 и СУ-100)
- ВЗТ-1 (шасси Т-54 и Т-55)
- ВЗТ-2 (шасси Т-55)
- ВЗТ-3 (шасси Т-72М)
- WZT-4 (шасси ПТ-91М) производится для Малайзии.
- WPT-TOPAS (шасси ТОПАС)
- БПТ-МОРС (шасси МТЛБ)
- Тяжелая колесная эвакуационно-техническая спасательная машина КВЗТ «МАММОНТ» (шасси TATRA T 815 – 7Z0R9T 44 440 8x8.1R)
Сербия/Югославия
[ редактировать ]


- M-84ABI - БРЭМ на базе югославско-сербского ОБТ М-84 .
- ВИУ-55 Мунджа

Советский Союз/Россия
[ редактировать ]The Russian acronym BREM ( cyr . БРЭМ) stands for "бронированная ремонтно-эвакуационная машина", literally "armoured repair and recovery vehicle".
- БТС-2 ( шасси Т-54 )
- БТС-4А ( шасси Т-44 )
- BREM-1 ( T-72 chassis)
- BREM-2 ( BMP-1 chassis)
- BREM-D (airborne ARV on a BTR-D chassis)
- BREM-L ( BMP-3 chassis)
- BREM-K ( BTR-80 chassis)
- BREM-80U ( T-80U chassis)
- BREM-1M ( T-90 chassis) [ 2 ] [ 3 ]
- Т-16 ( шасси Арматы )
Турция
[ редактировать ]- M48A5T5 Tamay - бронированная эвакуационная машина с дистанционным управлением турецкой разработки, построенная на шасси M48.
- MPG M4K – отечественная БРЭМ в конфигурации 8x8, с двигателем мощностью 600 л.с., автоматической коробкой передач с гидротрансформатором, также имеет возможности ХБРЯ.
Великобритания
[ редактировать ]Британцы испытали свои первые конструкции БРЭМ в начале 1942 года. В то время было принято решение сосредоточить внимание на пехотном танке «Черчилль» в качестве основы, но крейсерских танков производились и БРЭМ на базе . Когда Великобритания получила поставки американских средних танков – сначала M3, затем M4 Sherman, они были переоборудованы для совместной работы и, таким образом, упростили поддержку.
- Вторая мировая война
- Кавалер АРВ
- Черчилль АРВ
- Крестоносец БРЭМ
- Кентавр Арв
- Кромвель АРВ
- Grant ARV - две марки, первая была британской переоборудованной, вторая - американским M31 TRV на британской службе.
- Sherman III ARV I - переоборудованная бронированная эвакуационная машина Sherman III (M4A2) , аналогично «Sherman V ARV Mark I» и «ARV Mark II».
- Sherman ARV II - модификация Sherman V с макетом пушки в фиксированной «башне», стрелой грузоподъемностью 7,5 тонн спереди, лопастным земляным якорем сзади. [ 4 ]
- Sherman II ARV Mk III представлял собой ТРВ M32B1 (см. Американскую БРЭМ).
- Современный
- Центурион АРВ
- ФВ219 - на шасси А45 «Универсальный танк».
- БРЭМ FV220 Завоеватель
- Chieftain FV4204 БРЭМ/БРЭМ
- FV434 «Перевозчик, техническое обслуживание, полностью гусеничный»
- М578
- Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Challenger (CRARRV). CRARRV имеет большой набор инструментов для восстановления и тяжелого ремонта, включая портативную систему ультратермической резки с возможностью резки под водой и портативную сварочную систему.
- FV106 Samson – дополнение к серии боевых машин разведки (гусеничных) машин.
- FV513 Warrior Эвакуационная машина – дополнение к гусеничной бронетехнике Warrior.
- БАРВ (от Второй мировой войны до современности)

- BARV — британская военная машина поддержки, название которой происходит от «пляжной бронированной эвакуационной машины», предназначенной для работы на мелководье. BARV использовались для освобождения застрявшей оперативной техники, а также для очистки пляжа от вышедших из строя машин или десантных средств , чтобы освободить место для других сил. Различные модели базировались на шасси танков M4A2 Sherman , Centurion и Leopard 1 A5 («Бегемот»). Австралия переоборудовала M3A5 Grant в конфигурацию BARV. Первым BARV был танк Sherman M4A2 , который был водонепроницаемым и с башней, замененной высокой броневой надстройкой. Около 60 человек были развернуты на пляжах вторжения во время битвы за Нормандию . В состав экипажа входил водолаз , работа которого заключалась в погружении под воду для крепления буксировочных цепей к застрявшим машинам.
- Танк Центурион .
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
- Танк-транспортер М25 — тягач может выполнять двойную функцию в качестве эвакуационной машины .
- Танково-эвакуационная машина М31 - на базе шасси M3 Lee . (иногда называемый танковым ретривером Т2)
- Машина-эвакуатор танка M32 , или M32 TRV, на базе шасси танка Sherman с башней, замененной фиксированной надстройкой, лебедкой массой 60 000 фунтов (27 000 кг) и установленной поворотной стрелой А-образной рамы длиной 18 футов (5,5 м). В корпус также был добавлен 81-мм миномет, в первую очередь для прикрытия.
- M32B1 - M32, переоборудованные из M4A1 (некоторые переоборудованы в артиллерийские тягачи M34 ).
- M32A1B1 - M32B1 с HVSS, позже был удален 81-мм миномет и внесены улучшения в кран.
- M32B2 - М32, преобразованные из M4A2.
- M32B3 - M32, преобразованные из M4A3.
- M32A1B3 - M32B3 доведены до стандарта M32A1B1.
- M32B4 - М32, преобразованные из M4A4.
- M32B1 - M32, переоборудованные из M4A1 (некоторые переоборудованы в артиллерийские тягачи M34 ).
- Бронированная эвакуационная машина M74 - модернизация M32 для обеспечения тех же возможностей для более тяжелых послевоенных танков, переоборудованных из танков M4A3 HVSS. По внешнему виду M74 очень похож на M32, оснащен краном с А-образной рамой, основной буксирной лебедкой, вспомогательной лебедкой и ручной вспомогательной лебедкой. M74 также оснащен передней лопатой, которую можно использовать в качестве опоры или бульдозерного отвала.
- M74B1 - То же, что и M74, но преобразовано из M32B3.
- Легкая эвакуационная машина (LRV) М578 - на базе шасси М110 .
- Тяжелая эвакуационная машина М51 - на базе шасси тяжелого танка М103 .
- Эвакуационная машина M88 — на базе шасси и деталей автомобильной составляющей M48 Patton и M60 Patton .
- Эвакуационная машина М88А1 — улучшенная, средняя, 55-тонная, с дизельным двигателем.
- Эвакуационная машина M88A2 Hercules - улучшенный тяжелый 70-тонный дизельный двигатель.
- Эвакуационная машина M88A3 Hercules — дальнейшая модернизация M88A2. Это последний представитель семейства M88. Он использует модернизированную трансмиссию, имеет улучшенную скорость, грузоподъемность и лебедку, а также оснащен седьмым опорным катком для снижения давления на грунт.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ AFV Profile No. 3 Tanks Mark I – V Profile Publishing.
- ^ "ЦАМТО / / Ко Дню танкиста Уралвагонзавод завершил этап исполнения Гособоронзаказа на БРЭМ-1М" .
- ^ "В дни работы форума «Армия-2024» Уралвагонзавод заявил о выполнении госконтракта по поставке БРЭМ-1М" . Союз Машиностроителей России (in Russian) . Retrieved 2024-08-16 .
- ↑ Чемберлен и Дункан, стр. 179.
Библиография
[ редактировать ]- Питер Чемберлен и генерал-майор Н.В. Дункан. Профили вооружения ББМ № 35 Британские бронированные эвакуационные машины + колеса, гусеницы и транспортеры (1971) Публикация профиля