Jump to content

АМХ-30

(Перенаправлено с AMX 30 )

АМХ-30
Тип Основной боевой танк
Место происхождения Франция
История обслуживания
В эксплуатации 1966–2011 (французская армия)
Используется См . Операторы
Войны Ирано-иракская война
Война в Персидском заливе
Пограничный конфликт между Саудовской Аравией и Йеменом
История производства
Разработанный 1959 год ; 65 лет назад ( 1959 )
Произведено 1966-1994
построено 3,571
Технические характеристики
Масса 36 тонн (40 коротких тонн ; 35 длинных тонн )
Длина 9,48 м (31 фут 1 дюйм) (пушка вперед)
Ширина 3,1 м (10 футов 2 дюйма)
Высота 2,28 м (7 футов 6 дюймов)
Экипаж 4 (командир, наводчик, заряжающий, водитель)

Броня 80 мм (3,1 дюйма) максимум [ 1 ]
Основной
вооружение
Модель Ф1 . 105-мм танковая пушка
вторичный
вооружение
1 × 20-мм автопушка F2
1 × 7,62-мм пулемет НФ1
Двигатель Hispano-Suiza HS-110 многотопливный
680 л.с. (510 кВт)-720 л.с. (540 кВт)
Мощность/вес 18,9 л.с./тонну
Передача инфекции Мануал по AMX30B
Полуавтомат СЭСМ ENC200 на AMX-30B2
Приостановка Торсион с амортизаторами
Оперативный
диапазон
600 км (370 миль)
Максимальная скорость 65 км/ч (40 миль/ч)

AMX -30 основной боевой танк, разработанный Ateliers de Construction d'Issy-les-Moulineaux (AMX, затем GIAT ) и впервые поставленный французской армии в августе 1966 года. Первые пять танков были переданы в состав 501-го полка Chars. de Combat (танковый полк) в августе того же года. Серийная версия AMX-30B весила 36 тонн (40 коротких тонн), и защитой пришлось пожертвовать ради повышения мобильности. Французы считали, что для защиты от новейших противотанковых угроз потребовалось бы слишком много брони, тем самым снизив маневренность танка. Напротив, защита обеспечивалась скоростью и компактными размерами автомобиля, включая высоту 2,28 метра. У него была 105-мм пушка, стрелявшая современной на тот момент фугасной противотанковой известной как Obus G. (кумулятивной) боеголовкой , В Obus G использовалась внешняя оболочка, отделенная от основного заряда шарикоподшипниками, чтобы позволить орудию стабилизировать вращение снаряда без вращения боеголовки внутри, что могло бы нарушить формирование струи. Мобильность обеспечивал двигатель HS-110 мощностью 720 лошадиных сил (540 кВт). дизельный двигатель , хотя проблемная трансмиссия отрицательно сказывалась на характеристиках танка.

В 1979 году из-за проблем, вызванных трансмиссией, французская армия начала модернизацию своего парка танков до стандартов AMX-30B2, которая включала новую трансмиссию, улучшенный двигатель и внедрение нового двигателя OFL 105 F1 со стабилизированной кинетической энергией. проникатель . Производство AMX-30 также распространилось на ряд вариантов, включая бронированную эвакуационную машину комплекс AMX-30R AMX-30D, зенитно-артиллерийский , мостоукладчик, установку «Плутон» тактическую ядерную ракетную и зенитно-артиллерийский комплекс AMX-30R. пусковая установка для воздушных ракет .

Ему предшествовали два послевоенных проекта французских средних танков. Первый, ARL 44 , был временным танком. Его замена, AMX 50 , была отменена в середине 1950-х годов в пользу принятия на вооружение танка M47 Patton . В 1956 году французское правительство вступило в программу совместных разработок с Западной Германией и Италией, стремясь разработать стандартизированный танк. Хотя три страны договорились о ряде конкретных характеристик, которыми должен был обладать новый танк, а Франция и Германия начали работу над отличительными прототипами с намерением испытать их и объединить лучшее из обоих, программа провалилась, поскольку Германия решила не принимать на вооружение новую французскую 105-миллиметровую (4,1 дюйма) танковую пушку , и Франция заявила, что отложит производство до 1965 года. В результате обе страны решили принять на вооружение танки на основе своих собственных прототипов. Немецкий танк получил название Leopard 1 , а французский прототип — AMX-30.

Еще в 1969 году AMX-30 и его варианты заказала Греция , а вскоре за ней последовала Испания ( AMX-30E ). В ближайшие годы AMX-30 будет экспортироваться в Саудовскую Аравию , Венесуэлу , Катар , Объединенные Арабские Эмираты , Кипр и Чили . К концу производства было изготовлено 3571 единиц АМХ-30 и его вариантов. И Испания, и Венесуэла позже начали обширные программы модернизации, чтобы продлить срок службы своих машин и довести свои танки до более современных стандартов. Во время войны в Персидском заливе 1991 года AMX-30 использовались как французской, так и катарской армиями. Катарские AMX-30 участвовали в боях против иракских войск в битве при Хафджи . К концу 20 века Франция и большинство других стран заменили свои AMX-30 на более современное оборудование.

Хотя оккупация Франции во время Второй мировой войны временно приостановила французское развитие боевых бронированных машин , тайные исследования позволили французам быстро восстановить утраченные позиции после освобождения в середине 1944 года. [ 2 ] Во время оккупации французы тайно работали над программой бронетехники, которая в 1944 году была передана государственной мастерской Atelier de Construction de Rueil (ARL), в результате чего были разработаны и произведены ARL 44 , производство которых началось в 1946 году. . [ 3 ] Танк был оснащен двигателем Maybach HL-230 мощностью 575 лошадиных сил (429 кВт) и вооружен 90-миллиметровой (3,5 дюйма) танковой пушкой. [ 4 ] Хотя 48-тонная (53 коротких тонны) машина была сопоставима с современными боевыми танками по огневой мощи и мощности двигателя, она имела явные недостатки, в том числе устаревшую конструкцию гусеницы. [ 2 ] Хотя планировалось выпустить 600 экземпляров, к 1950 году в конечном итоге было произведено только 60. В том же году они были переданы 503-му танковому полку французской армии. [ 5 ] Учитывая, что ARL 44 с момента создания рассматривался лишь как временная машина для бронетанковых войск французской армии, работы над новым танком начались еще в марте 1945 года. [ 2 ]

AMX 50 в танковом музее в Сомюре

Разработка нового танка была предложена пяти отдельным производителям: Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux (AMX), Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM), Renault , Societe Lorraine de Dietrich (SLD-Lorraine) и Societé d. Механические инструменты и артиллерийская обработка (SOMUA). [ 5 ] Новая машина была основана на новых послевоенных требованиях к одному боевому танку. [ 2 ] Новая машина получила обозначение AMX 50. Ее корпус и подвеска были аналогичны корпусу и подвеске немецкого танка «Пантера» , который использовался французской армией сразу после войны. [ 6 ] На спецификации французского правительства для нового танка сильное влияние оказали как танк «Пантера», так и более тяжелый «Тигр I» ; в частности, французская армия искала танк с защитой первого и огневой мощью второго. [ 7 ] Хотя конструкция была заимствована у немецких танков, включая двигатель Maybach мощностью 1000 л.с. (750 кВт), созданный на основе более ранней модели, и торсионно- подрессоренные опорные катки, AMX 50 также имел ряд уникальных особенностей. [ 8 ] Например, он включал в себя качающуюся башню , установленную на цапфах, что было первым в своем роде. Качающаяся башня состояла из двух частей, одна из которых крепилась на цапфах нижней части, прикрепленных к подбашенному кольцу. Основное орудие крепилось к верхней части, что облегчало подъем и опускание орудия, а также упрощало аппаратуру управления огнем и установку системы автоматического заряжания. [ 9 ] Из трех подрядчиков Renault вышла из программы, а в начале 1946 года французское правительство выбрало AMX и SOMUA для продолжения разработки. [ 5 ] Прототипы получили обозначение M4, и AMX завершила свой прототип в 1949 году, а SOMUA не была закончена до 1956 года. [ 10 ] Первый прототип AMX был вооружен 90-миллиметровой (3,5 дюйма) пушкой, хотя в июле 1950 года второй прототип был оснащен более крупной 100-миллиметровой (3,9 дюйма) пушкой. [ 9 ] Хотя предполагалось запустить AMX 50 в производство как стандартный средний танк Западноевропейского Союза , [ 7 ] финансовые причины и прибытие военной помощи из США в виде 856 танков M47 Patton [ 11 ] привело к отказу от первоначальной программы. [ 9 ] [ 12 ] В 1951 году было решено превратить программу в проект тяжелого танка с еще более крупной 120-миллиметровой (4,7 дюйма) танковой пушкой ; хотя было построено три прототипа, от него тоже отказались в 1956 году, в основном из-за неспособности разработать достаточно мощный двигатель. [ 7 ]

1955 года выпуска. Шар Батиньоль-Шатийон

После закрытия программы 100-миллиметровых (3,9 дюйма) AMX 50 в 1951 году Франция временно официально отказалась от мысли о производстве среднего танка. [ 13 ] Ожидалось, что Западной Германии вскоре будет разрешено перевооружиться, и немцы, похоже, рассматривали идею оснащения своих войск множеством недорогих легких, но относительно мощно вооруженных танков, количество которых компенсировало бы отсутствие полного вооружения. паритет с новейшими средними танками. [ 13 ] Перспектива поставки многих тысяч таких немцам побудила французов принять идею и запланировать создание бронетанковых дивизий легких танков «Тип 67», для которых АМХ-13/105 . специально разрабатывались [ 13 ] Проектом частного предприятия, направленным на выполнение того же требования, был несколько более крупный Char Batignolles-Châtillon. Прототип среднего танка, созданный на основе последнего, созданный в 1955 году, доказал, что можно создать танк с первоклассной пушкой и лобовой защитой, эквивалентной 80-миллиметровой (3,1 дюйма) стали, при ограничении веса в 30 метрических тонн ( 33 коротких тонны). Это возродило интерес к концепции среднего танка. [ 13 ]

В 1956 году рабочая группа ЗЕС по обороне FINBEL (названа в честь Франции, Италии , Нидерландов , Бельгии и Люксембурга ), основанная в 1953 году и состоявшая из представителей различных генеральных штабов, [ 14 ] разработали набор спецификаций для нового среднего танка, который в конечном итоге заменит американские и британские танки. В том же году Германия присоединилась к рабочей группе, превратив ее в FINABEL (добавленная буква «А» означает Allemagne , «Германия» на французском языке), а 27 октября 1956 года в Коломб-Бешаре было заключено двустороннее соглашение между Францией и Германией о сотрудничестве в постройка танка. [ 15 ] Хотя другие страны FINABEL формально не участвовали, [ 15 ] тип получил название Europa-Panzer , чтобы указать на его общеевропейский характер, а к процессу проектирования были привлечены специалисты из всех стран. [ 16 ] Технические характеристики (ФИНАБЕЛЬ 3А5) [ 17 ] Для нового танка требовался легкий и мобильный боевой танк, устанавливая предел веса до 30 метрических тонн (33 коротких тонны) и ставя под угрозу возможность тяжелого бронирования машины. [ 18 ] [ 19 ] Французские и немецкие инженеры во время конференции в Бонне 12 февраля 1957 года определили требования к будущему танку. Это включало максимальную ширину 3,15 метра (10,3 фута), высоту 2,15 метра (7,1 фута) и 105-миллиметровую (4,1 дюйма) танковую пушку, которая должна была быть разработана франко-германским военным научно-исследовательским институтом в Сент-Луисе . [ 20 ] Новый танк будет иметь бензиновый двигатель воздушного охлаждения, торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами, удельную мощность не менее 30 лошадиных сил (22 кВт) на метрическую тонну и запас хода не менее 350 километров ( 220 миль). В мае к проекту присоединилась Италия, правда, лишь номинально, без какого-либо материального вклада, поскольку после войны у нее не было танковых конструкторских бюро. [ 15 ] В том же году, 28 ноября, [ 15 ] Министерства обороны Франции и Германии в Париже договорились о контракте, который позволит обеим странам производить два прототипа отдельно. [ 21 ] Однако в следующем году проект потерпел первую неудачу, когда Шарль де Голль пришел к власти во Франции и создал Пятую республику : основным пунктом Парижского договора была разработка общего ядерного оружия , и 17 июня 1958 года де Голль решил отказаться от Германии. и Италия — атомная бомба, чтобы избежать противостояния США и Великобритании. Это привело к тому, что Германия также потеряла большой интерес к общему проекту танка. [ 15 ]

Французские прототипы были разработаны и изготовлены Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux под руководством генерала Жозефа Молинье из Direction des Études et Fabrications d'Armements (DEFA, позднее Direction Technique des Armements Terrestres ). [ 22 ] и главный инженер AMX Хейслер, [ 23 ] Первый прототип был построен в сентябре 1960 года и испытывался с февраля 1961 года; второй, с улучшенным дальномером и гусеницей, был испытан в июле 1961 года. Эти первые машины имели очень закругленную башню, намеренно имитирующую советские Т-54 и бензиновые двигатели «Софам». Еще семь машин с улучшенной, более гладкой башней были изготовлены в период с 1961 по 1963 год. [ 15 ] [ 24 ] Работу над немецкими прототипами проводили две команды, в том числе команда А в составе Porsche , Maschinenbau Kiel , Luther & Jordan и Jung-Jungenthal. [ 25 ] В команду B вошли Ruhrstahl, Rheinstahl-HANOMAG и Henschel . [ 26 ] Деревянные макеты были завершены в 1959 году, а первые два прототипа были закончены к 1961 году (выполнены командой А). [ 27 ]

История развития

[ редактировать ]

Де Голль решил, что Франция, хотя формально и останется членом, больше не будет участвовать в военной организации НАТО . Это вызвало раскол между Францией и Западной Германией, которые затем начали делать упор на стандартизацию американского оборудования, особенно в вооружении, и следовать новой политике НАТО по использованию многотопливных дизельных двигателей. [ 23 ] Министр обороны Германии Франц Йозеф Штраус стал выступать против проекта общего танка. [ 23 ] В июле 1963 года комитет по обороне немецкого бундесрата принял решение о закупке чисто национального танка. [ 28 ] В ответ в том же месяце французское правительство приняло аналогичное решение. [ 17 ]

Тем не менее сравнительные испытания проводились в Майи-ле-Камп , Меппен , Бурж и Сатори. [ 17 ] между пятью французскими и пятью немецкими прототипами в период с августа по октябрь 1963 года под контролем Италии, Голландии, Бельгии и Америки. [ 28 ] [ 29 ] Французский тип получил отдельное национальное обозначение: AMX 30 . [ 28 ] Испытания показали, что немецкий тип, получивший 1 октября собственное название «Леопард» , имел лучшую подвижность и ускорение. [ 28 ] Французское правительство решило, что не сможет закупить новый танк до 1965 года. [ 30 ] в то время как немцы отказались принять на вооружение франко-германскую 105-миллиметровую (4,1 дюйма) танковую пушку вместо британской Royal Ordnance L7 , 1500 которых они уже заказали осенью 1962 года, [ 27 ] [ 31 ] их план провалился, и компания Rheinmetall не смогла произвести в Германии общий тип боеприпасов достаточного качества. [ 23 ] Предложения спасти проект за счет объединения французской башни с немецким шасси не увенчались успехом. [ 23 ] В результате программа была отменена, а французы и немцы решили принять на вооружение два отдельных танка. [ 32 ]

Один из двух предсерийных автомобилей 1965 года выпуска.

Прототипы AMX-30 весили 32,5 метрических тонны (35,8 коротких тонны) и были компактными, шириной 3,1 метра (10 футов), сравнимой только со швейцарским Panzer 61 , и высотой 2,28 метра (7,5 футов). , сравнимый только с советским Т-55 . В отличие от АМХ-50, АМХ-30 получил обычную башню, поскольку было обнаружено, что колеблющуюся башню труднее изолировать от радиоактивной пыли и воды при погружении танка. [ 24 ] Качающиеся башни также имели большие баллистические недостатки в области юбки и погона башни. [ 33 ] Первоначально первые два прототипа были оснащены двигателем с искровым зажиганием мощностью 720 лошадиных сил (540 кВт), получившим название SOFAM 12 GSds. Позже на вооружение был принят многотопливный дизельный двигатель, разработанный компанией Hispano-Suiza . Семь прототипов AMX-30 1963 года позже были переоборудованы с новым дизельным двигателем. [ 34 ] Еще два прототипа, которые должны были стать предсерийными машинами, были доставлены в ноябре 1965 года. Помимо дизельных двигателей, у них были изменены корпуса и башни, а также другие маски орудий ; последний снова будет заменен на серийных автомобилях. [ 35 ]

Первые серийные версии AMX-30, получившие название AMX 30B, чтобы отличить их от прототипов AMX 30A , [ 36 ] были завершены в июне 1966 года, имели сварно-литой корпус и цельнолитую башню. [ 12 ] Серийный вариант танка имел боевую массу 36 тонн (40 коротких тонн). [ 37 ] Живучесть AMX-30 была основана на его мобильности; Французские инженеры полагали, что мобильность танка была бы поставлена ​​под угрозу, если бы они добавили достаточно стальной обшивки для защиты от современных противотанковых угроз, включая фугасные противотанковые (кумулятивные) боеголовки. В результате этот тип имел самую тонкую броню среди всех основных боевых танков, производившихся в то время. [ 38 ] Башня имеет максимальную толщину брони 50 миллиметров (2,0 дюйма), броня наклонена под углом 70 градусов на лобовой пластине и 23 градуса по бокам, что обеспечивает защиту от 20-миллиметровых (0,79 дюйма) бронебойных снарядов. [ 39 ] Значения брони прямой видимости: 79 миллиметров (3,1 дюйма) для передней части корпуса; 59 миллиметров (2,3 дюйма) для передних бортов корпуса; 30 миллиметров (1,2 дюйма) для задней части и задней части корпуса; 15 миллиметров (0,59 дюйма) для верхней и нижней части корпуса; 80,8 мм (3,18 дюйма) для лобовой части башни; 41,5 мм (1,63 дюйма) для бортов башни; 50 миллиметров (2,0 дюйма) для кормы башни и 20 миллиметров (0,79 дюйма) для верха башни. [ 40 ] Дополнительную защиту обеспечивает костюм ядерной, биологической и химической защиты, включая систему вентиляции. [ 41 ]

AMX-30 FORAD ( Force Adverse ), представляющий собой Т-72 , ​​на маневре

Одной из уникальных особенностей AMX-30 был кумулятивный снаряд Obus à Charge Creuse de 105 мм Modèle F1 (Obus G) и его основное орудие. [ 37 ] Modele F1, моноблочная стальная 105-миллиметровая (4,1 дюйма) пушка. [ 42 ] [ 43 ] Боеголовки HEAT страдают при стабилизации вращения, продукт нарезных стволов, [ 44 ] побудив французов разработать Obus G, [ 34 ] (Грас). [ 15 ] Этот снаряд состоял из двух основных частей: внешней оболочки и подвешенной внутренней оболочки, разделенных шарикоподшипниками. Это позволило снаряду быть стабилизированным по вращению и, следовательно, более точным, чем обычный кумулятивный снаряд с оперенной стабилизацией, при этом внутренняя оболочка не вращалась, что позволяло боеголовке работать с максимальной эффективностью. Боевая часть, содержащая 780 грамм гексолита , [ 45 ] мог пробить стальную броню толщиной до 400 миллиметров (16 дюймов) и был эффективен против танков на расстоянии до 3000 метров (3300 ярдов). Поскольку он сочетал в себе хорошую точность и пробитие, не зависящее от дальности, он считался «идеальным снарядом» для своего времени. [ 34 ] AMX-30 также был разработан для стрельбы осколочно-фугасным снарядом OE F1 Mle.60, учебной боеголовкой SCC F1 и дымовым снарядом OFUM PH-105 F1. [ 46 ] Основное орудие было соединено с тормозом отката диаметром 380 миллиметров (15 дюймов), который имел максимальное удлинение 400 миллиметров (16 дюймов) и мог опускаться до -8 градусов или подниматься до 20 градусов. Огневая мощь башни была дополнена спаренным 12,7 -миллиметровым (0,50 дюйма) пулеметом M2 Browning . Командир танка также использовал 7,62-миллиметровый (0,300 дюйма) зенитный пулемет на крыше башни. [ 47 ] Машина несла 50 снарядов калибра 105 миллиметров (4,1 дюйма). [ 47 ] 748 патронов калибра 12,7 мм (0,50 дюйма) и 2050 пуль калибра 7,62 мм (0,300 дюйма). [ 48 ] Командиру танка была выдана башенка с десятью эпископами прямого обзора кругового обзора и бинокулярным телескопом с 10-кратным увеличением. Командиру также был вручен оптический полнопольный дальномер. Наводчику были предоставлены телескопический прицел и два наблюдательных перископа. [ 37 ]

AMX-30B в Танковом музее Бовингтона

Серийная версия AMX-30 оснащалась дизельным двигателем HS-110 компании Hispano-Suiza, расположенным в кормовой части корпуса. Двигатель объемом 28,8 л (1760 куб. Дюймов) можно было заменить в поле за 45 минут, он производил 720 лошадиных сил (540 кВт), обеспечивая танку максимальную скорость 65 километров в час (40 миль в час) на дорогах. Экономичный двигатель в сочетании с общим запасом топлива 970 литров (260 галлонов США) обеспечил AMX-30 максимальный запас хода по дороге до 600 километров (370 миль). [ 49 ] Привод двигателя осуществляется через двухдисковую центробежную муфту Gravina GHB200C. [ 50 ] Коробка передач представляла собой AMX 5-SD-200D с пятью передачами переднего хода и пятью передачами заднего хода. На эту трансмиссию сильно повлияла трансмиссия немецкого танка «Пантера», и она была основана на проекте, начатом в 1938 году. Трансмиссия была одной из основных неисправностей AMX-30 и вызывала множество механических проблем, в том числе то, что водителю приходилось вручную переключать передачи в определенное время, даже если танк двигался по пересеченной местности. [ 51 ] Вес танка распределяется по пяти сдвоенным опорным каткам из алюминиевого сплава с резиновыми шинами с каждой стороны, которые передвигаются по гусеницам шириной 570 миллиметров (22 дюйма). [ 52 ] Танк мог преодолевать водные препятствия глубиной 1,3 метра (1,4 ярда) без подготовки, до 2 метров (2,2 ярда) при незначительной подготовке и до 4 метров (4,4 ярда) при полной подготовке. [ 38 ] Полная подготовка к работе на воде заключалась в установке трубки для подводного плавания, установке заглушек, вынесенных на лоб корпуса, над жалюзи воздухозаборников моторного отделения, [ 53 ] и установка инфракрасного оборудования для вождения, включая прожектор. [ 12 ] В 1969 году была создана специальная машина для обучения дайвингу и эвакуации, без двигателя и гусениц, получившая название AMX 30 Gloutte (от французского faire glouglou , «бульканье»); его можно было быстро опустить лебедкой в ​​резервуар, и он был оборудован аварийной трубой. [ 54 ]

Модернизация

[ редактировать ]
Французский AMX-30B2 развернут в Саудовской Аравии во время военных операций перед войной в Персидском заливе.

В ходе производства было реализовано множество улучшений. В их число не входила стабилизация орудия с 1971 г. и с 1972 г. [ 55 ] замена исходного спаренного крупнокалиберного пулемета на 20-миллиметровую (0,79 дюйма) автопушку двойного назначения против легкой бронетехники и вертолетов с возможностью опускания до −8 градусов и подъема до 40 градусов. [ 45 ] Все машины французской армии в конечном итоге были приведены к этому новому стандарту; обозначение осталось AMX 30B . [ 56 ]

AMX-30B2 «Бренус». Обратите внимание на блоки динамической защиты , установленные на башне.

Еще в 1973 году, всего через семь лет после начала производства, французы начали программу исследований будущей модификации танка. [ 57 ] Результатом проекта должен был стать AMX 30 Valorisé («модернизированный AMX-30»). [ 58 ] В июне 1979 года французская армия решила построить новые и модернизировать существующие AMX-30 с улучшенной системой управления огнем и новой трансмиссией и получила обозначение AMX-30B2 . [ 59 ] Первые новые серийные машины были приняты на вооружение в январе 1982 года. [ 60 ] Усовершенствования системы управления огнем COTAC APX M-508 включали установку лазерного дальномера и телевизора для слабой освещенности (LLTV). [ 61 ] Летучесть основного орудия была повышена за счет внедрения нового бронебойного оперения, стабилизированного отбрасывающим поддоном (APFSDS). Оригинальный двигатель был заменен на улучшенный вариант, известный как HS-110.2, мощностью 680 лошадиных сил (510 кВт). Плохая трансмиссия была заменена на полуавтоматическую SESM ENC200. Архивировано 1 февраля 2016 г. на трансмиссии Wayback Machine (ныне RENK France) с гидротрансформатором. Подвеску усовершенствовали за счет применения новых торсионов и амортизаторов, что увеличило диапазон вертикального отклонения опорных катков. [ 62 ] тем самым улучшая проходимость танка по бездорожью. [ 63 ] С 1998 года французская армия начала заменять двигатели оставшихся у нее танков и модификаций AMX-30 на 500 двигателей Renault Mack E9 мощностью 750 л.с. [ 64 ]

Танк Leclerc уже был заказан в 1990-х годах, однако AMX-30 продолжал играть ключевую роль во французской армии, и еще две модификации были реализованы в ограниченном количестве для французских сил быстрого реагирования , которые состояли из двух танковых полков 1er. и 2е егеря . Первым обновлением стал пакет взрывной реактивной брони под названием BRENUS . Финальной модернизацией стала закупка 500 дизельных двигателей Renault RVI Mack E9 с турбонаддувом мощностью 750 л.с. [ 65 ] Эти два танковых полка в мирное время были объединены в один;, [ 59 ] [ 66 ] но два других полка ANX-30, 2e/5e Dragons , [ 67 ] лишь их танки были адаптированы для возможной относительно быстрой модернизации в случае возникновения чрезвычайной ситуации. [ 64 ] В системе BRENUS использовалось 112 [ 68 ] Ящики для взрывчатых веществ GIAT BS ( Brique de Surblindage ) G2 общим весом 1,7 метрических тонны (1,9 коротких тонны), обеспечивающие защиту, эквивалентную 400 миллиметрам (16 дюймов) стали под углом 60 ° от кумулятивных зарядов. [ 64 ] и более 100 миллиметров (3,9 дюйма) стали по сравнению с снарядами с кинетической энергией, такими как APFSDS. [ 69 ] В 1990-е годы AMX-30 также использовался в качестве испытательного стенда для нескольких малозаметных технологий , включая воздушное охлаждение поверхностей корпуса и использование визуального камуфляжа. Этот прототип известен как Démonstrateur Furtif à Chenille . [ 70 ] Его корпус и башня полностью закрыты надстройкой, состоящей из наклонных пластин из радиопоглощающего материала . [ 64 ]

В конце 1980-х годов консорциум западногерманских компаний разработал пакет модернизации Super AMX-30 для AMX-30B. Сам консорциум состоял из AEG , Krupp Atlas Elektronik , MTU , Wegmann & Co. , Diehl , ZF Friedrichshafen и GLS . Модернизацией силовых агрегатов стали новый дизельный двигатель MTU MB833 Ka501 мощностью 850 л.с., автоматическая коробка передач ZF LSG-3000, новая система охлаждения двигателя, а также увеличенный до 1028 литров запас топлива. Повышение мобильности также включает модернизированные торсионы, гидравлические амортизаторы, новые опорные катки немного большего размера и гусеницы Diehl Type 234. Системы управления огнем были модернизированы модульной лазерной СУО MOLF-30 производства Krupp Atlas Elektronik, гиростабилизированной пушкой и дневным/ночным прицелом наводчика, лазерным дальномером и полностью электрическим приводом башни. По запросу покупателя также доступна дополнительная дополнительная броня башни. Был изготовлен единственный прототип, который был публично представлен и испытан в Саудовской Аравии. Модернизация не нашла покупателя. [ 71 ]

Сравнение с современными танками

[ редактировать ]
М60А1 [ 72 ] Леопард 1 А1 [ 73 ] АМХ-30Б [ 74 ] Т-55 [ 75 ] Т-62 [ 76 ] Т-64 А [ 77 ] Атаман Мк.2
Масса 47,62 метрических тонны (52,49 коротких тонн) [ 78 ] 41,5 метрических тонны (45,7 коротких тонн) 36 метрических тонн (40 коротких тонн) 36 метрических тонн (40 коротких тонн) 40 метрических тонн (44 коротких тонны) 38 метрических тонн (42 коротких тонны) 54 метрических тонны (60 коротких тонн)
Пистолет 105 мм (4,1 дюйма) М68 нарезная 105 мм (4,1 дюйма) L7A3 нарезная 105 мм (4,1 дюйма) L/56 F1 нарезной 100-мм (3,9 дюйма) Д-10Т2С нарезная 115 мм (4,5 дюйма) гладкоствольный У-5Т 125 мм (4,9 дюйма) гладкоствольный ствол Д-68 120 мм (4,7 дюйма) L11 нарезной
Боеприпасы 63 раунда [ 78 ] 55 раундов 50 раундов 43 раунда 40 раундов 36 раундов 62 раунда
Дорожный запас хода (встроенное топливо) 480 км (300 миль) 600 км (370 миль) 600 км (370 миль) 500 км (310 миль) 450 км (280 миль) 500 км (310 миль) 500 км (310 миль)
Мощность двигателя 750 л.с. (560 кВт) 830 л.с. (620 кВт) 720 л.с. (540 кВт) 580 л.с. (430 кВт) 580 л.с. (430 кВт) 700 [ 79 ] л.с. (520 кВт) 750 л.с. (560 кВт)
Максимальная скорость (по дороге) 48 км/ч (30 миль/ч) 65 км/ч (40 миль/ч) 65 км/ч (40 миль/ч) 50 км/ч (31 миль в час) 50 км/ч (31 миль в час) 60 км/ч (37 миль в час) 40 км/ч (25 миль/ч)
Броня (лобовой лист башни) ЛОТ 250 мм (9,8 дюйма) [ 80 ] 60 мм (2,4 дюйма), закругленный [ 81 ] 80,8 мм (3,18 дюйма) [ 40 ] 203 мм (8,0 дюйма) [ 82 ] 242 мм (9,5 дюйма) [ 83 ] 450 мм (18 дюймов) 390 мм (15 дюймов)
броня ( ледяная пластина) 109 мм (4,3 дюйма) под углом 65° [ 84 ] 70 мм (2,8 дюйма) под углом 60° [ 81 ] 80 мм (3,1 дюйма) под углом 68° [ 40 ] 97 мм (3,8 дюйма) под углом 58° [ 82 ] 102 мм (4,0 дюйма) под углом 60° [ 83 ] ЛОТ 430 мм (17 дюймов) ЛОТ 388 мм (15,3 дюйма)

Варианты

[ редактировать ]
Прототип AMX 30 ACRA

AMX-30 имеет ряд различных модификаций, включая ряд других бронемашин на базе того же шасси. На экспорт был разработан упрощенный вариант танка без инфракрасного прожектора и перископов и менее сложной командирской башенки, известный как «базовый АМХ-30». Эта версия также была лишена системы фильтрации сжатого воздуха и переместила меньший 7,62-миллиметровый (0,300 дюйма) пулемет в спаренное положение, а более крупный 12,7-миллиметровый (0,50 дюйма) пулемет M2 - на крышу башни. Другая версия рассматривалась для французской армии, приняв на вооружение 142-миллиметровую (5,6 дюйма) танковую пушку, способную вести огонь из сверхзвуковой системы ACRA [ fr ] ( Anti-Char Rapide Autopropulsé ). [ 85 ] противотанковые управляемые ракеты , а также фугасные снаряды. Прототип был закончен в 1967 году с новой литой башней, достаточно широкой, чтобы вместить гораздо более крупное вооружение. [ 86 ] Однако высокая стоимость ракет вынудила французскую армию отказаться от этой программы в 1972 году. [ 87 ] В состав машин на базе шасси входят бронированная эвакуационная машина , мостоукладчик, зенитная самоходная машина , тактическая ядерная ракетная установка и самоходная артиллерийская установка. [ 88 ]

Правая сторона AMX-30D французской армии.

AMX-30D – Устранитель неполадок-выравниватель

[ редактировать ]

Бронированная эвакуационная машина, известная как AMX-30D (AMX-30 Dépanneur-Niveleur ), была разработана для восстановления сил или помощи в обслуживании техники в полевых условиях. Работа над AMX-30D началась в 1966 году, когда французская армия занималась разработкой эвакуационной машины, которая будет выдаваться частям, получающим танк AMX-30. Прототип был изготовлен и доставлен для экспериментов в 1971 году, а в феврале 1973 года была поставлена ​​первая из предсерийных пяти машин. В том же году было заказано еще 100 AMX-30D, производство которых началось в 1975 году. [ 89 ] Эвакуационная машина включает в себя лебедку, приводящуюся в действие двигателем машины и способную тянуть максимум 35 метрических тонн (39 коротких тонн). Автомобиль также оснащен тяжелым буксирным тросом длиной 80 метров (87 ярдов), а вспомогательная лебедка имеет еще один буксировочный трос длиной 120 метров (130 ярдов), способный буксировать до 20 метрических тонн (22 коротких тонны) при работе спереди. АМХ-30Д. В последнем случае транспортное средство должно поддерживаться съемными подпорками, установленными на транспортном средстве, а отвал бульдозера должен быть опущен на землю. Кран может поднять силовой агрегат массой 3,29 тонны (3,63 коротких тонны) и башню массой 10 тонн (11 коротких тонн). Вместо башни AMX-30D оснащен надстройкой и весит 36 тонн (40 коротких тонн), хотя с дополнительным силовым агрегатом он может весить до 40 тонн (44 коротких тонны). Автомобиль может защитить себя с помощью пулемета калибра 7,62 мм (0,300 дюйма). [ 90 ] Обзорность водителю улучшается за счет включения трех эпископов М-223. AMX-30D имеет максимальную скорость по дороге 60 километров в час (37 миль в час) и максимальный запас хода по дороге 500 километров (310 миль). [ 91 ]

AMX-30H – Монтажник мостов

[ редактировать ]

Мостоукладчик AMX-30H , или Poseur de Pont , состоит из шасси AMX-30 с коробчатой ​​надстройкой, поддерживающей складной мост ножничного типа. Мост длиной 22 метра (24 ярда) может перекрывать промежутки длиной 20 метров (22 ярда). Мост имеет ширину 3,1 метра (3,4 ярда), но может быть увеличен до 3,95 метра (4,32 ярда) за счет использования аппликаций. Он может выдерживать вес до 46 метрических тонн (51 короткая тонна). [ 92 ] Разработка Bridgelayer началась еще в 1963 году, хотя разработка прототипа началась только в июне 1967 года. Хотя прототип, получивший обозначение AMX-30H , был закончен в 1968 году, машина была оценена только в 1971 году. По окончании испытаний в сентябре 1971 года была заказана предварительная серия из пяти машин, в результате чего новый период испытаний начался 16 октября 1972 года. В 1975 году AMX-30H был объявлен стандартным во французской армии, хотя ни один из них не был объявлен стандартным. из этих автомобилей когда-либо были заказаны. [ 93 ] 12 машин были закуплены армией Саудовской Аравии. [ 94 ] [ 95 ]

«Плутон» Тактическая ядерная ракетная установка

AMX-30 DCA – защита от авиации

[ редактировать ]

Разработку зенитной самоходной установки начали в 1969 году для поставки машины этого типа французской армии и на экспорт. Хотя в конечном итоге ни один из них не был заказан для Франции, в 1975 году Саудовская Аравия заказала улучшенную версию (53 единицы), получившую название AMX-30SA (впервые известную как AMX-30 DCA , что означает «défense contre avion»). [ 96 ] Разработанная для защиты от атак на малых высотах, система включала в себя две 30-миллиметровые (1,2 дюйма) автоматические пушки Hispano-Suiza 831 A, соединенные с системой управления огнем Oeil-noir . Эта система уже была установлена ​​на AMX-13 вместо более тяжелого шасси с башней, получившей обозначение S 401 A. Хотя производство этой конкретной машины началось в 1962 году, появление AMX-30 предполагало более крупное шасси, по сравнению с которым на него можно было установить башню S 401 A, что обеспечивало превосходную мобильность. Более тяжелый AMX-30 также обеспечивал более устойчивую платформу для орудий и позволял системе нести гораздо больше боеприпасов (1200 выстрелов по сравнению с 600 патронами у версии AMX-13). Орудия были рассчитаны на стрельбу очередями по 5 или 15 выстрелов с циклической скорострельностью 650 выстрелов в минуту. Они управлялись аналоговым компьютером, получая информацию от доплеровского радара , который, когда он не используется, можно было сложить в бронированный ящик для защиты от повреждений. Управление огнем зависело от визуального сопровождения и поэтому могло работать только при дневном свете и ясной погоде. [ 97 ]

Левая сторона Roland. зенитной ракетной установки

АМХ-30Р и Плутон

[ редактировать ]

Для установки на шасси АМХ-30 были разработаны три ракетных комплекса. [ 96 ] Признавая необходимость в мобильных пусковых установках тактических ядерных ракет, французская армия начала разработку ракеты «Плутон» в 1963 году. В 1964 году программа была приостановлена, и вместо этого французская армия остановила свой выбор на ракете большей дальности, которую можно было установить на AMX- 30. Контракт на разработку системы был заключен в 1968 году. Вскоре был доставлен первый прототип, а испытания проводились в период с июля по август 1970 года, за которым последовало производство второго прототипа в 1971 году. Еще два прототипа были изготовлены в 1972 году. В следующем году машина была запущена в серийное производство и к 1 мая 1974 года четыре таких машины были поставлены в 3-й артиллерийский полк. [ 98 ] Сама ракета весит 2,4 метрических тонны (2,6 коротких тонны) и имеет длину 7,6 метра (8,3 ярда). Используя упрощенную инерциальную систему наведения и твердотопливный ракетный двигатель, «Плутон» имеет максимальную дальность полета 120 километров (75 миль). [ 99 ] Второй ракетный комплекс — AMX-30R ( «Роланд» зенитно-ракетный комплекс ), разработка которого началась в 1974 году. Пять машин предсерийного производства были построены к 1977 году, а затем прошли оценку, что повлекло за собой заказ на 183 таких же машины. год. [ 100 ]

GCT на службе Саудовской Аравии

«Роланд» включает в себя прямоугольную надстройку, более высокую, чем у AMX-30D и «Плутона», в которой размещена радиолокационная система и установлены две пусковые трубы с каждой стороны, а также система самозарядки, питающаяся от резерва из восьми ракет внутри надстройки. Разведочный радар Роланда имеет дальность обнаружения 16 километров (9,9 миль). Третий ракетный комплекс, получивший название ЗУР AMX-30SA , был разработан в 1975 году для Саудовской Аравии для стрельбы SA-10 Shahine , разработанной и изготовленной компанией Thomson-CSF ; ракета-носитель в значительной степени была основана на AMX-30R. [ 101 ]

AMX 30 AuF1 Самоходная артиллерийская установка

[ редактировать ]

Canon automoteur de 155 GCT (от Grande Cadence de Tir , высокая скорострельность) был разработан на базе шасси AMX-30 для обеспечения тактической артиллерийской поддержки подразделений французской армии, которые называют его AMX 30 AuF1 . 155-миллиметровая (6,1 дюйма) гаубица имела длину 40 калибров и имела автоматическую загрузку , что позволяло ей развивать скорострельность восемь выстрелов в минуту и ​​максимальную дальность стрельбы снарядом LU211 30 километров (19 миль). Башня позволяет орудию иметь угол возвышения до 66 градусов и поворачивать его на полные 360 градусов.

AMX-32 в музее Saumur Général Estienne

В машине имеется 42 боекомплекта со сгораемыми гильзами. [ 102 ] Истоки решения о разработке самоходной гаубицы можно отнести к 1969 году, первый прототип был построен в 1972 году. К 1979 году было изготовлено семь прототипов и шесть предсерийных машин, а затем выпущено 110 машин. . Позже этот заказ был увеличен до 190. [ 103 ]

Первый прототип улучшенного AMX-30 для экспортного рынка, известный как AMX-32 , был представлен в июне 1979 года. Первоначально он задумывался как альтернатива AMX-30B2 и намеренно имитировал концепцию разнесенной брони, которую немцы успешно реализовали. на Леопарде 1А3 и А4, [ 104 ] AMX-32 имел более сильную броневую защиту, обеспечивающую повышенную живучесть против противотанковых управляемых ракет. 20-миллиметровая (0,79 дюйма) автопушка была включена в качестве спаренного с основным орудием, а 7,62-миллиметровый (0,300 дюйма) пулемет был прикреплен к крыше. Однако заказов так и не было. [ 105 ]

Производство

[ редактировать ]
Французский AMX-30B FORAD в городском камуфляже, 2016 г. Последние 4 сняты с вооружения в 2017/2018 г.

Производство AMX-30 происходило в Atelier de Construction de Roanne в городе Роан . Этот завод тяжелой промышленности был построен во время Первой мировой войны для производства артиллерийских снарядов, хотя к 1952 году завод начал производить боевые бронированные машины. Например, до производства AMX-30 было изготовлено 1900 AMX-13 и его вариантов. За окончательную сборку отвечал завод в Роанне, большинство компонентов было изготовлено в других местах: силовая установка — Atelier de Construction de Limoges , полный комплект брони — Ateliers et Forges de la Loire , башня — Atelier de Construction de Tarbes , пушка — от Atelier de Construction de Bourges , башенка и пулемет - от Manufacture d'Armes de Saint-Étienne , а оптика - от Atelier de Construction de Puteaux ; все это снова использовало множество субподрядчиков. [ 45 ] В результате серии корпоративных слияний под руководством государства большинство этих фирм в конечном итоге были сконцентрированы в GIAT. [ 56 ]

Первоначально французская армия заказала 300 AMX-30, а к 1971 году заказ был увеличен до 900, разделенных на восемь партий. [ 87 ] включая все варианты на базе шасси. [ 35 ] Начиная с 1966 года, в месяц собиралось десять AMX-30, а первые пять были переданы в августе 1966 года 501-му полку Chars de Combat . Ежемесячное производство выросло до 15–20 танков, поскольку новые заводы начали производить компоненты машины, а существующие заводы увеличили свой производственный потенциал. [ 106 ] Однако в апреле 1969 года производство снова сократилось до десяти в месяц. [ 107 ] К 1971 году на вооружении находилось около 180 машин; в 1975 году началась поставка последних 143 единиц последней восьмой партии первоначального заказа. [ 58 ] В 1985 году количество AMX-30 возросло до 1173. [ 108 ] К моменту окончания производства Франция приняла на вооружение 1355 АМХ-30. [ 106 ] в том числе 166 совершенно новых AMX-30B2. Еще 493 танка были переоборудованы и модернизированы до стандартов АМХ-30В2; [ 109 ] Первоначально планировалось построить 271 новую и 820 переоборудованную машину. [ 110 ] Французская армия также приняла большое количество вариантов, в том числе 195 самоходных гаубиц, 44 тактические ядерные ракетные установки AMX-30 Pluton, 183 AMX-30R, 134 AMX-30D и 48 инженерных машин ( AMX-30EBG ). [ 111 ] Последние 35 новых боевых танков были заказаны Кипром в 1989 году, а последний новый вариант машин - партия из двадцати GCT - в 1994 году Францией. [ 112 ]

В конце 1990-х годов французская армия начала принимать на вооружение новый основной боевой танк «Леклерк» взамен устаревшего AMX-30. [ 113 ] Первыми частями, получившими новый танк, стали 501-й и 503-й танковые полки, затем 6-й и 12-й кирасирские полки. [ 114 ]

Испанский AMX-30 на выставке в Эль Голосо. Музее бронетехники

Приняв в феврале 1964 года решение о производстве собственного боевого танка, Израиль сначала рассматривал возможность лицензионного производства корпусов AMX-30, а башни импортировал из Франции. Отдавая предпочтение более тяжелой броне мобильности, генерал-майор Исраэль Таль прекратил переговоры с Францией, когда в 1966 году Великобритания согласилась разрешить лицензионное производство танка Chieftain . [ 115 ]

Франции в конечном итоге также не удалось получить заказы от оставшихся двух стран FINABEL, Бельгии и Нидерландов: голландцы даже не испытывали этот тип, а бельгийцы заказали Leopard, когда Франция отказалась разрешить частичное производство компонентов AMX-30 в Бельгии, опасаясь это увеличит стоимость единицы продукции. [ 15 ]

Менее дорогой и простой в обслуживании, AMX-30 предпочитали Leopard 1 менее богатые или развитые страны. [ 58 ] [ 116 ]

В 1969 году греческая военная хунта согласилась закупить в общей сложности 190 AMX-30 и 14 AMX-30D, что сделало Грецию первой иностранной страной, закупившей французский танк. [ 117 ] На протяжении 1960-х годов Испания рассматривала как AMX-30, так и Leopard 1 в качестве дополнения к своему существующему парку танков M47 и M48 Patton. [ 118 ] В конечном итоге Испания остановила свой выбор на AMX-30 по ряду причин, включая нежелание Великобритании продавать танковую пушку L7 фашистскому режиму. [ 119 ] и предложение Франции разрешить производство AMX-30 в Испании. [ 120 ] Испания заказала 19 танков в 1970 году, а позже согласилась произвести в Испании еще 180 танков. В 1979 году Испания начала производство второй партии из 100 танков, всего было выпущено 299 AMX-30, переданных испанской армии ; они получили обозначение AMX-30E . Испания также закупила 10 AMX-30D и 18 AMX-30R. [ 121 ] Поскольку производство AMX-30E закончилось в 1979 году, испанская армия уже искала программу модернизации, позволяющую улучшить качество мобильности танка. [ 122 ] В 1987 году испанская армия начала шестилетнюю программу модернизации, в ходе которой 150 танков были доведены до стандартов AMX-30EM2 и еще 149 танков модифицированы до стандартов AMX-30EM1. [ 123 ] Первый представлял собой гораздо более полную модернизацию, в ходе которой была улучшена мобильность танка за счет применения нового двигателя и коробки передач, а также огневая мощь танка за счет разработки нового пенетратора с кинетической энергией и внедрения гораздо более сложная и точная система управления огнем для наводчика танка, в том числе. [ 124 ] AMX-30EM1 был назван «реконструкцией», и подвижность танка была улучшена только за счет установки новой трансмиссии и обновления большей части изношенных систем машины, таких как тормоза, индикаторы и органы управления. [ 125 ] Эти восстановленные AMX-30 вскоре были заменены танками M60 Patton, закупленными в США в начале 1990-х годов. [ 126 ] а парк самолетов AMX-30EM2 позже был заменен B1 Centauro . противотанковой машиной [ 127 ]

Крупный план турельной стойки AMX-30.
Прототип AMX-30C2 со 105-мм нарезной танковой пушкой.

В 1972 году Франция смогла заключить контракт с Саудовской Аравией на закупку 190 вариантов AMX-30S, предназначенных для пустынных условий ближневосточной страны. Танки, получившие название Palmier Contract, были поставлены Саудовской Аравии в период с 1973 по 1979 год, в то время как 59 AMX-30D были экспортированы в период с 1975 по 1979 год, 12 AMX-30P в период с 1977 по 1979 год и, наконец, 51 самоходная гаубица, поставленная в период с 1979 по 1980 год. В период с 1979 по 1981 год Саудовская Аравия также получила 52 самолета AMX-30SA, а затем 50 самолетов AMX-30C1 Shanine-2 , поставленных двумя партиями в период с 1980 по 1989 год. [ 128 ] К 21 веку 50% парка AMX-30 Саудовской Аравии находились на хранении. [ 129 ] учитывая, что AMX-30 не имел возможностей противостоять более современным угрозам, например, против иракских Т-62 и Т-72 , ​​а также израильских «Меркава» . танков [ 130 ] Они были в значительной степени заменены заказом на 315 танков M1A2 Abrams в 1989 году и приобретением 450 танков M60A3 Patton. [ 131 ] Хотя Саудовская Аравия планировала закупить больше танков M1, она не смогла сделать это по финансовым причинам, а AMX-30 до сих пор не снят с вооружения. [ 132 ]

Первоначально Венесуэла разместила заказ на 142 танка в 1972 году, но позже этот заказ был сокращен до 82 и четырех AMX-30D. [ 117 ] В середине 1980-х годов Венесуэла приняла план модернизации своих устаревших AMX-30, решив заменить исходный двигатель новым дизельным двигателем Continental AVDS-1790-5A мощностью 908 лошадиных сил (677 кВт) и заменить существующую трансмиссию на Эллисон CD-850-6А. Венесуэльские AMX-30 получили новые топливные баки, что увеличило запас хода танка до 720 километров (450 миль), а огневая мощь была улучшена за счет внедрения современной системы управления огнем Lansadot MkI и баллистического компьютера от Elbit Systems. [ 133 ] В 1977 году Франция и Катар подписали соглашение, по которому Франция получила еще 24 проданных AMX-30, а когда Катар заказал еще 30 AMX-30B2 в 1987 году, это число вырастет до 54. [ 128 ] В 1977 году Объединенные Арабские Эмираты разместили заказ на 64 танка и одну бронированную эвакуационную машину для комплектования бронетанковой бригады. В 1977 году из-за политических разногласий между Чили и Аргентиной первая разместила заказ на 46 танков, хотя это было позже. их число сократилось до 21, когда контракт был расторгнут французским правительством в 1981 году. В 1982 году Кипр приобрел в общей сложности 16 AMX-30B2 и один AMX-30D, а позже заказал еще 36 AMX-30B2. Общий объем производства AMX-30 и его модификаций составил 3571 единицу. [ 134 ]

Позже многие бывшие в употреблении машины были перепроданы другим странам: в 2005 году на Кипре было 102 AMX-30 (полученных из Греции) и 52 AMX-30B2; Босния 32 AMX-30 (из ОАЭ). Численность французов сократилась примерно до 250 AMX-30B2. [ 135 ]

Боевая история

[ редактировать ]
Два французских AMX-30 в Аль-Сальмане

Катарские AMX-30 участвовали в боях во время войны в Персидском заливе в битве при Хафджи , где 30 января 1991 года они контратаковали, пытаясь отбить город Хафджи у иракских войск, оккупировавших его накануне вечером. В ходе боя катарские AMX-30 подбили три иракских Т-55 и захватили еще четыре. [ 136 ] В ходе боя были потеряны два катарских AMX-30. [ 137 ]

Один из шести AMX 30 Demin. агрегатов

Участие Франции в войне в Персидском заливе под кодовым названием Operation Daguet привело к развертыванию 6-й дивизии Légère Blindée («6-я легкая бронетанковая дивизия»). [ 138 ] на протяжении всего конфликта называлась Дивизией Даге . Большую часть его бронетанкового компонента обеспечивали AMX-10RC кавалерийских разведывательных полков, но в регион также было отправлено тяжелое бронетанковое подразделение 4e Régiment de Dragons («4-й драгунский полк») в составе 44 AMX-30B2. . [ 139 ] В экспериментальном порядке была использована новая полковая организационная структура с тремя эскадрильями по тринадцать танков, командирским танком и шестью резервными машинами вместо обычной тогда численности в 52 единицы. [ 140 ] Также были развернуты шесть старых AMX-30B, оснащенных советскими минными катками, предоставленными Германией со складов Восточной Германии, и получивших название AMX 30 Demin . [ 140 ] Все машины были укомплектованы профессиональными экипажами, без призывников. [ 140 ] США Дивизия Даге располагалась к западу от сил коалиции для защиты левого фланга XVIII воздушно-десантного корпуса . Такая диспозиция давала французскому командующему большую автономию, а также уменьшала вероятность столкновения с иракскими Т-72, ​​которые превосходили как AMX-10RC, так и AMX-30B2. [ 141 ] С началом наземного наступления 24 февраля 1991 года французские войска двинулись к атаке своей первой цели, «Цели Рошамбо», которую защищала бригада 45-й иракской пехотной дивизии. Налет вертолетов «Газель» подготовил почву для атаки 4-го драконьего полка . Деморализованные сильными бомбардировками коалиции, иракские защитники быстро сдались. [ 142 ] На следующий день 4e Dragons двинулись к своей следующей цели, «Чамбор», где они сообщили об уничтожении десяти танков, трех БМП, пятнадцати грузовиков и пяти минометов с помощью ВВС США А-10 и захвате множества пленных. Конечной целью была авиабаза Ас-Салман («Цель Белый»), которая, как сообщалось, была захвачена к 18:15 после многосторонней атаки, когда 4e Драконы атаковали с юга. [ 143 ] Всего AMX-30 произвели 270 выстрелов из основного орудия. [ 140 ]

В 2015 году танки AMX-30 и M1 Abrams Саудовской Аравии были дислоцированы вдоль границы с Йеменом . [ 144 ] Двое потерялись. [ 145 ] [ 137 ]

Операторы

[ редактировать ]
Операторы АМХ-30 [ нужна ссылка на изображение ]
  Текущий
  Бывший

Текущие операторы

[ редактировать ]
  •  Босния и Герцеговина : 50 самолетов AMX-30B переданы в дар ОАЭ. Из 36 AMX-30B на вооружении 14 AMX-30B находятся на хранении и на запчасти.
  •  Кипр : на вооружении 52 AMX-30B2. 61 самолет AMX-30G выведен из эксплуатации.
  •  Нигерия : 16 единиц [ 146 ]
  •  Катар : в 1977 году Катар заказал 30 AMX-30B и 24 дополнительных AMX-30B2 в 1987 году. По состоянию на 2019 год. На вооружении находится 30 единиц, а также 32 Leopard 2 A7+. [ 147 ]
  •  Саудовская Аравия : армия Саудовской Аравии приобрела 250 единиц, которые сейчас находятся в резерве (в конце 1970-х годов также заказала 53 AMX-30 DCA, которые, возможно, все еще находятся в резерве, и 12 мостоукладчиков AMX-30H). [ 148 ]
  •  Венесуэла : закуплено 80 единиц AMX-30V2 из 82 AMX-30B и 4 AMX-30D после модернизации (на модернизации по состоянию на январь 2019 г.). [ 149 ] [ 150 ]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
  1. ^ Фосс (2006), с. 30
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Огоркевича, с.2.
  3. ^ де Мазарраса (1990), с. 7
  4. ^ де Мазарраса (1990), стр. 7–8
  5. ^ Перейти обратно: а б с де Мазарраса (1990), с. 8
  6. ^ Миллер, стр. 84–85.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Джуди, стр. 215.
  8. ^ Огоркевич, стр. 2–3
  9. ^ Перейти обратно: а б с Огоркевича, с.3.
  10. ^ де Мазарраса (1990), стр. 8–9
  11. ^ Они были доставлены в период с 1954 по 1956 год; Залога (1999), с. 13
  12. ^ Перейти обратно: а б с Миллер, с. 85
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Джуди, стр. 252.
  14. ^ Спилбергер, с. 113
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джуди, стр. 253.
  16. ^ Спилбергер, с. 124
  17. ^ Перейти обратно: а б с Каити, стр. 33.
  18. ^ Огоркевич, стр. 3–5
  19. ^ Хилмес, стр. 16–17.
  20. ^ Мерсильон, с. 38
  21. ^ де Мазарраса (1990), с. 9
  22. ^ Фосс (1986), с. 21
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Джуди, стр. 254.
  24. ^ Перейти обратно: а б Огоркевича, с.5.
  25. ^ Джерчел, с. 3
  26. ^ Джерчел, стр. 3–4.
  27. ^ Перейти обратно: а б Джерчел, с. 4
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Спилбергер, с. 128
  29. ^ Джерчел, с. 6
  30. ^ Джерчел, с. 7
  31. ^ Спилбергер, с. 117
  32. ^ Хилмс, с. 17
  33. ^ Симпкин, с. 139
  34. ^ Перейти обратно: а б с Огоркевича, с.6.
  35. ^ Перейти обратно: а б Джуди, стр. 255.
  36. ^ Ворона, с. 140
  37. ^ Перейти обратно: а б с Огоркевича, стр. 8.
  38. ^ Перейти обратно: а б Фосс (1976), с. 14
  39. ^ де Мазарраса (1990), с. 28
  40. ^ Перейти обратно: а б с Фосс (1986), с. 28
  41. ^ Миллер, с. 88; Мазарраса (1990), с. 28
  42. ^ де Мазарраса (1990), стр. 21–22
  43. ^ Пистолет был защищен от изгиба термогильзой из магниевого сплава; Огоркевич, с. 8
  44. ^ Феррари, с. 87
  45. ^ Перейти обратно: а б с Каити, стр. 34.
  46. ^ де Мазарраса (1990), с. 23
  47. ^ Перейти обратно: а б де Мазарраса (1990), с. 22
  48. ^ де Мазарраса (1990), с. 24
  49. ^ Огоркевич, стр. 9.
  50. ^ де Мазарраса (1990), с. 26
  51. ^ де Мазарраса (1990), с. 27
  52. ^ Огоркевич, стр. 10.
  53. ^ Огоркевич, стр. 9–10
  54. ^ Джуди, стр. 257.
  55. ^ Ворона, с. 141
  56. ^ Перейти обратно: а б Джуди, стр. 256.
  57. ^ де Мазарраса (1990), с. 71
  58. ^ Перейти обратно: а б с Каити, стр. 37.
  59. ^ Перейти обратно: а б Миллер, с. 89
  60. ^ Фосс (1986), с. 24
  61. ^ Бишоп, с. 220
  62. ^ де Мазарраса (1990), с. 72
  63. ^ Симпкин, с. 106
  64. ^ Перейти обратно: а б с д Фосс (2005), с. 30
  65. ^ Джуди, стр. 265.
  66. ^ Фосс (2003), с. 429
  67. ^ Бертеми, с. 18
  68. ^ Бертеми, с. 17
  69. ^ МХ (май 1996 г.). Легкая дополнительная броня улучшает защиту танка . Обзор международной обороны Джейн. п. 17.
  70. ^ Биасс и Ричардсон, с. 62
  71. ^ Nikolskiy, M.; Baryatinskiy, M. (2007). " "Леклерк" и другие французские основные боевые танки". Бронеколлекция 2007 № 05 (74) (in Russian). Moscow: Редакция журнала "Моделист-конструктор". pp. 12–14.
  72. ^ Латроп и Макдональд, с. 28
  73. ^ Джерчел, с. 28
  74. ^ Огоркевич, стр. 20.
  75. ^ Zaloga (2004), p. 29
  76. ^ Zaloga (1979), p. 20
  77. ^ «Т-64» . www.militaryfactory.com .
  78. ^ Перейти обратно: а б Ханникатт, Р.П. (1984). Паттон: История американского ОБТ . Президио. п. 440.
  79. ^ «Основной боевой танк Т-64» . www.inetres.com .
  80. ^ Гелбарт, с. 21
  81. ^ Перейти обратно: а б Фосс (1986), с. 40
  82. ^ Перейти обратно: а б Фосс (1986), с. 94
  83. ^ Перейти обратно: а б Фосс (1986), с. 87
  84. ^ Фосс (1986), с. 138
  85. ^ Фосс (1976), с. 16
  86. ^ Джуди, стр. 260.
  87. ^ Перейти обратно: а б Огоркевича, 14.
  88. ^ Огоркевич, стр. 14–16
  89. ^ де Мазарраса (1990), с. 36
  90. ^ Огоркевич, стр. 16.
  91. ^ де Мазарраса (1990), с. 37
  92. ^ Огоркевич, стр. 16–18
  93. ^ де Мазарраса (1990), стр. 37–38
  94. ^ AMX-30H АВЛБ
  95. ^ «Мостоукладчик AMX-30H AVLB» . 15 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 31 декабря 2017 года . Проверено 29 июня 2021 г.
  96. ^ Перейти обратно: а б де Мазарраса (1990), с. 38
  97. ^ Огоркевич, стр. 18–19
  98. ^ де Мазарраса (1990), с. 39
  99. ^ Огоркевич, стр. 19–20
  100. ^ де Мазарраса (1990), стр. 39–40
  101. ^ де Мазарраса (1990), с. 40
  102. ^ Оргокевич, стр. 20.
  103. ^ де Мазарраса (1990), стр. 40–41
  104. ^ Джуди, стр. 262.
  105. ^ Миллер, стр. 90–93.
  106. ^ Перейти обратно: а б де Мазарраса (1990), с. 47
  107. ^ Сенгер и Эттерлин, стр. 125.
  108. ^ Фосс (1986), с. 167
  109. ^ Миллер, с. 8
  110. ^ Джуди, стр. 261.
  111. ^ де Мазарраса (1990), стр. 47–48
  112. ^ Фосс (2005), с. 27
  113. ^ Монкуре, с. 38
  114. ^ Монкуре, с. 39
  115. ^ Данстан, с. 13
  116. ^ Чант, с. 316
  117. ^ Перейти обратно: а б де Мазарраса (1990), с. 48
  118. ^ Рудник, стр. 199, 203.
  119. ^ Рудник, с. 202
  120. ^ Рудник, стр. 203–204.
  121. ^ де Мазарраса (1990), стр. 57–61
  122. ^ Перес-Герра, с. 500
  123. ^ де Мазарраса (1990), стр. 79–80
  124. ^ де Мазарраса (1990), стр. 80–83
  125. ^ де Мазарраса (1990), стр. 83–84
  126. ^ (на испанском языке) Защита тратит 916 миллионов на уничтожение 480 боевых танков , El País , по состоянию на 9 декабря 2008 г.
  127. ^ (на испанском языке) Защита подписывает контракт на 200 миллионов евро с Finmeccanica , El País , по состоянию на 9 декабря 2008 г.
  128. ^ Перейти обратно: а б де Мазарраса (1990), стр. 48–49
  129. ^ Кордесман, стр. 11–12.
  130. ^ Кордесман, с. 11
  131. ^ Кордесман, стр. 13–14.
  132. ^ Кордесман, стр. 16–17.
  133. ^ де Мазарраса (1990), стр. 72–73
  134. ^ де Мазарраса (1990), с. 49
  135. ^ Фосс (2005), с. 32
  136. ^ Вестермейер, с. 27
  137. ^ Перейти обратно: а б Роблин, Себастьян (13 ноября 2020 г.). «Использование французского танка Leclerc заставило работать в Йемене» . Национальный интерес .
  138. ^ Перретт, с. 201
  139. ^ Роттман, с. 26
  140. ^ Перейти обратно: а б с д Джуди, стр. 263.
  141. ^ Коган, с. 44
  142. ^ Весы, с. 217
  143. ^ «Хронология XVIII воздушно-десантного корпуса в пустыне 24–28 февраля 1991 г.» . Центр военной истории армии США. Архивировано из оригинала 8 мая 2009 г. Проверено 18 декабря 2008 г.
  144. ^ Управление военной разведки (25 сентября 2018 г.). «Основная саудовская техника, участвовавшая в йеменском конфликте» (PDF) (на французском языке) – через раскрытие.ngo.
  145. ^ Делаланд, Арно (ноябрь 2015 г.). «Возвращение к интервенции арабской коалиции». Оборона и международная безопасность (на французском языке) (119): 63.
  146. ^ Мартин, Гай (7 октября 2013 г.). «Вооруженные силы Нигерии – DefenseWeb» .
  147. ^ Лагно, Лоран (13 марта 2019 г.). «Сообщается, что Катар заказал у Турции 100 танков «Алтай» . opex360.com (на французском языке).
  148. ^ «АМХ-30 ДСА» . Сайт Weaponsystems.net .
  149. ^ Гонсалес, Мигель (январь 2019 г.). «Испания модернизирует танки Венесуэлы, несмотря на эмбарго ЕС» . Страна . Проверено 2 января 2019 г.
  150. ^ «Рахой разрешил продажу запасных частей для танков венесуэльской армии, несмотря на эмбарго» . Как есть. 31 декабря 2018 года . Проверено 2 января 2019 г.
  151. ^ ИнфоДефенса, Оборонный журнал. «Чили, шопинг с 80-х» . Infodefensa - Новости обороны, промышленности, безопасности, оружия, армий и оборонных технологий (на испанском языке) . Проверено 1 сентября 2023 г.
  152. ^ «Прогноз Интернешнл: Разведывательный центр» .
  153. ^ Несме, Жан-Марк (2 марта 2011 г.). «ДОКЛАД ОТ ИМЕНИ КОМИТЕТА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ О ЗАКОНОПРОЕКТЕ, принятом Сенатом, разрешающем одобрить соглашение между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Ирак, касающееся сотрудничества в области обороны» [ ДОКЛАД КОМИТЕТА ПО ИНОСТРАННЫМ ДЕЛАМ ПО ЗАКОНУ, принятому Сенатом, разрешающему одобрить соглашение между Правительством Французской Республики и Правительством Республики Ирак о сотрудничестве в области обороны] (PDF) ) . www.assemblee-nationale.fr (на французском языке).

Источники

[ редактировать ]
  • Бертеми, Юбер (2000). «Французская кавалерия в 2002 году». Новости Танкового музея (на французском языке). №60 третий триместр. Брюссель: L'ASBL «Танк-музей».
  • Биасс, Эрик Х.; Дуг Ричардсон (1 июня 2003 г.). «Время переключения передач?» (PDF) . Армада Интернешнл . Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 года.
  • Бишоп, Крис (2006). Энциклопедия танков и боевых бронированных машин: от Первой мировой войны до наших дней . Сан-Диего, Калифорния: Тандер-Бей. ISBN  978-1-59223-626-8 .
  • Каити, Пьеранджело (1978). Современная бронетехника: боевые танки мира сегодня . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  0-85368-412-Х .
  • Чант, Кристофер (1996). Всемирная энциклопедия танков: Международная история боевой бронированной машины . Сомерсет: Патрик Стивенс Лимитед. ISBN  1-85260-114-0 .
  • Коган, Чарльз (2001). Третий вариант: «Раскрепощение европейской обороны», 1989–2000 гг . Вестпорт, США: Прегер. ISBN  0-275-96948-7 .
  • Кордесман, Энтони Х.; Берк, Арли А. (30 октября 2001 г.). Саудовская Аравия вступает в 21 век: измерение военной и международной безопасности, IV. Саудовская армия . Центр стратегических и международных исследований. ISBN  978-0-275-97997-3 .
  • Ворона, Дункан; Роберт Дж. Икс (1975). Энциклопедия танков . Лондон, Великобритания: Барри и Дженкинс. ISBN  0-214-20080-9 .
  • де Мазарраса, Хавьер (1994). Бронированная Испания. Часть 2: Трудные послевоенные 1939–1960 (на испанском языке). Вальядолид, Испания: Quiron Ediciones. ISBN  84-87314-10-4 .
  • де Мазарраса, Хавьер (1990). Боевой танк AMX-30E (на испанском языке). Издания Альдабы. ISBN  84-86629-29-2 .
  • Данстан, Саймон (2003). Основной боевой танк «Чифтен» 1965–2003 гг . Издательство Оспри. ISBN  978-1-84176-719-2 .
  • Феррари, Джорджио (октябрь 1988 г.). «Как» и «Почему» бронепробития». Военные технологии (10/1988). Moench Verlagsgesellschaft Mbh.
  • Кристофер Ф. Фосс (1976). Боевые бронированные машины «Мир Джейн» . Макдональд и Джейн Паблишерс Лимитед. ISBN  0-354-01022-0 .
  • Фосс, Кристофер Ф. (1986). Основные боевые танки Джейн (2-е изд.). Издательская компания Джейн с ограниченной ответственностью. ISBN  0-7106-0372-Х .
  • Фосс, Кристофер Ф. (4 января 2003 г.). Большая книга танков: самые важные танки мира от Первой мировой войны до наших дней . Зенит Пресс. ISBN  978-0-7603-1475-3 .
  • Фосс, Кристофер Ф. (2005). Доспехи и артиллерия Джейн, 2005–2006 гг . Информационная группа Джейн. ISBN  0-7106-2686-Х .
  • Фосс, Кристофер Ф. (2006). Руководство Джейн по распознаванию танков . Лондон, Великобритания: Харпер Коллинз. ISBN  978-0-00-718326-5 .
  • Гелбарт, Марш (2004). Современные израильские танки и бронетранспортеры 1985–2004 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  1-84176-579-1 .
  • Хилмес, Рольф (1 января 2001 г.). «Боевые танки для Бундесвера: развитие современных немецких танков, 1956–2000». Броня . № Январь – февраль 2001 г. Форт-Нокс, Кентукки: Центр бронетехники армии США. ISSN   0004-2420 .
  • Джерчел, Майкл (1995). Основной боевой танк Leopard 1, 1965–1995 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  1-85532-520-9 .
  • Джуди, Жан-Габриэль (1997). Шарс де Франс (на французском языке). Булонь: ISBN ETAI  2-7268-8369-9 .
  • Латроп, Ричард; Джон Макдональд (2003). Основной боевой танк М60 1960–91 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  1-84176-551-1 .
  • Мерсильон, Патрик Х. Les Chars Français du Musée des Blindés (на французском языке). Сомюр: Центр документации по бронетехнике.
  • Миллер, Дэвид (2000). Иллюстрированный справочник танков и боевых машин: от Первой мировой войны до наших дней . Оцеола, Висконсин: MBI. ISBN  978-0-7603-0892-9 .
  • Монкуре, Джон (1 марта 1997 г.). «Леклерк: новый французский танк, как и M1A2, использует цифровую архитектуру» (PDF) . журнал АРМОРА . Форт Беннинг, Джорджия: Центр бронетехники армии США. Архивировано из оригинала (PDF) 18 марта 2022 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
  • Огоркевич, Ричард М. (декабрь 1973 г.). Боевой танк АМХ-30 . Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd. OCLC   54349455 .
  • Перес-Гуэрра, Хайме (1 апреля 1987 г.). «Испанская программа модернизации ОБТ AMX-30». Обзор международной обороны Джейн . Джейн.
  • Перретт, Брайан (1995). Железный кулак: примеры классической бронетанковой войны . Лондон, Великобритания: Brockhampton Press. ISBN  1-86019-954-2 .
  • Роттман, Гордон (1993). Армии войны в Персидском заливе . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  1-85532-277-3 .
  • Рудник, Дэвид (апрель 1976 г.). «Атлантические отношения: координация политики и конфликт (случай танка «Леопард»)». Международные дела . Лондон, Великобритания: Королевский институт международных отношений.
  • Весы, Роберт Х. (1998). Определенная победа: армия США в войне в Персидском заливе . Вашингтон, округ Колумбия, США: Брасси. ISBN  1-57488-136-1 .
  • Зенгер и Эттерлин, Фердинанд фон (1990). Танки мира – Танки в мягкой обложке . Кобленц: Бернард и Грефе Верлаг. ISBN  3-7637-5871-2 .
  • Спилбергер, Уолтер (1980). От трактора до Leopard 2 - история оборонной техники Krauss-Maffei (на немецком языке). Мюнхен: Бернард и Грефе Верлаг. ISBN  3-7637-5203-Х .
  • Вестермейер, Пол В. Морские пехотинцы США в бою: Аль-Хафджи, 28 января – 1 февраля 1991 г. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия, Соединенные Штаты Америки: Исторический отдел Корпуса морской пехоты США.
  • Залога, Стивен Дж. (1979). Современная советская бронетехника: Боевые машины СССР и Варшавского договора сегодня . Эдинбург, Великобритания: Прентис Холл. ISBN  0-13-597856-4 .
  • Залога, Стивен Дж. (1999). Танки М47 и М48 «Паттон» . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  1-85532-825-9 .
  • Залога, Стивен Дж. (2004). Основные боевые танки Т-54 и Т-55 1944–2004 гг . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  1-84176-792-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4810657b2008a0b64b4df4d376738c0f__1717343280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/0f/4810657b2008a0b64b4df4d376738c0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
AMX-30 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)