Jump to content

Крейсерский танк

Крейсерский танк
Crusader Mark I со вспомогательной башней
Тип Танк
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации 1937–1945
Используется Британская армия
Войны Вторая мировая война

Крейсерский танк (иногда называемый кавалерийским танком или быстрым танком) — британская концепция танка межвоенного периода для танков, спроектированных как модернизированные бронетанковые и механизированные кавалерийские танки , в отличие от пехотных танков . Крейсерские танки были разработаны после того, как конструкции средних танков 1930-х годов не смогли удовлетворить требования Королевского бронетанкового корпуса . Концепция крейсерского танка была задумана Жиффаром Ле Кеном Мартелем , который предпочитал, чтобы противник роился множеством небольших легких танков, а не несколькими дорогими и неудовлетворительными средними танками. «Легкие» крейсерские танки (например, Cruiser Mk I ) имели меньше брони и, соответственно, были быстрее, тогда как «тяжелые» крейсерские танки (такие как Cruiser Mk II ) имели больше брони и были немного медленнее.

Серия британских крейсерских танков началась в 1938 году с крейсерских танков A9 и A10, за ними последовали A13, A13 Mark II, A13 Mark III Covenanter в 1940 году и A15 Crusader, поступивший на вооружение в 1941 году. На смену Crusader пришел A27 Cromwell. в 1944 году. A34 Comet , более вооружённая разработка Cromwell, начала поступать на вооружение в конце 1944 года. Танк Centurion 1946 года стал «универсальным танком» Соединённого Королевства, превзойдя роли крейсера и пехотного танка и став одним из первые основные боевые танки (ОБТ).

Неудовлетворенность экспериментальными конструкциями средних танков середины 1930-х годов привела к разработке специализированных быстрых крейсерских танков, в которых толщина брони приносилась в жертву скорости, и пехотных танков , в которых скорость приносилась в жертву ради более тяжелой брони. Финансовые ограничения сделали невозможным производство автомобиля, пригодного для непосредственного обслуживания и эксплуатации. Эта мысль легла в основу нескольких проектов танков, принимавших участие в боевых действиях во время Второй мировой войны . Британская теория танковых операций вытекала из решения построить два типа танков и оснастить два типа частей и соединений. Крейсеры эксплуатировались бронетанковыми полками Королевского бронетанкового корпуса , созданного 4 апреля 1939 года в составе бронетанковых дивизий, некоторые полки из Королевского танкового полка (RTR), а некоторые из кавалерийских полков, переоборудованных во время войны. Пехотные танки входили в армейские танковые батальоны, иногда административно группированные в армейские танковые бригады РТР. Небольшие, быстрые и легковооруженные танки, такие как Light Tank Mk VI, действовали как разведывательные машины.

Жиффар Ле Кен Мартель разработал концепцию крейсера, будучи помощником директора, а затем заместителем директора по механизации военного министерства в 1930-х годах. Мартель считал, что средние танки слишком сложны и дороги для поддержки пехоты, поскольку они будут слишком уязвимы для противотанковых средств, и отверг утверждения о том, что они могут вести точный огонь при движении и поэтому не получат никакой выгоды от своей скорости. Мартель предпочитал для затопления противника большое количество меньших и простых танков, а не несколько сравнительно дорогих средних танков. В долгосрочной перспективе работу над универсальным танком следует продолжить, но с 1936 по 1939 год Мартель много думал о пехотном танке; он не хотел, чтобы разработка средних танков была разделена, но видел в этом логику, учитывая ограничения на разработку танков. Танки были необходимы для мобильных действий в танковых дивизиях и для поддержки пехоты при атаках укреплённых оборонительных позиций; создать машину, удовлетворяющую обеим задачам, оказалось невозможно. Два типа транспортных средств привели к появлению двух теорий и процедур: мышление пехотных танков основывалось на опыте танковых операций с 1916 по 1918 год, когда британские танки использовались для поддержки пехоты. Теория бронетанковой дивизии подчеркивала скорость крейсерских танков и самостоятельные действия по защите флангов, атаке флангов и тыла противника, контратаке и ведению операций по преследованию.

Разработка

[ редактировать ]
Поврежденный крейсер Mk I Close Support, брошенный в Кале , 1940 год.

Как и военно-морские крейсеры , крейсерские танки были быстрыми и мобильными для действий, независимых от более медленной пехоты с ее более тяжелыми пехотными танками и артиллерией . Когда пехотные танки прорывали бреши во фронте противника, крейсеры должны были проникнуть в тыл и атаковать линии снабжения и узлы связи в соответствии с теориями Дж. Ф. К. Фуллера , Перси Хобарта и Бэзила Лидделла Харта . Крейсерский танк был разработан для использования аналогично кавалерийскому , что делало скорость наиболее важным фактором, и для достижения этой цели ранние крейсеры были легкобронированы и вооружены для экономии веса.

Акцент на скорости несбалансирован [ нужна ссылка ] британские образцы; при ограниченной мощности двигателя скорость была возможна только за счет принесения в жертву броневой защиты (для сравнения, пехотные танки, действующие со скоростью солдат, могли нести гораздо больше брони). Идея о том, что «скорость — это броня», считалась самой важной в Королевском танковом корпусе. Это не было реализовано [ нужна ссылка ] что принцип мобильности был помехой немецкой политике принятия более низких скоростей ради превосходства в броне и вооружении. [ нужны разъяснения ] , гарантируя, что даже один выстрел немецкого среднего танка может легко уничтожить крейсер. [ нужны разъяснения ]

Крейсерский танк Mark I (A9)

Еще большей проблемой для большинства крейсерских танков был малый калибр их главного орудия. Первые крейсера были вооружены 2-фунтовой (40-мм) пушкой. Это орудие имело достаточную бронепробиваемость против танков начала войны, но никогда не имело фугасных боеприпасов. Это делало крейсера менее способными бороться с буксируемыми противотанковыми орудиями , что было серьезным недостатком на дальних дистанциях боя во время кампании в пустыне . Дополнительная пулеметная башня (устанавливавшаяся на Crusader) не могла заменить фугасные снаряды. По мере увеличения бронирования немецких танков британские крейсеры были оснащены более мощными 57-мм 6-фунтовыми орудиями Ordnance QF , начиная с Crusader Mk. III (промежуточный шаг до появления следующего крейсерского танка). Ранние модели того, что впоследствии стало Cromwell, также были оснащены 6-фунтовой пушкой, но у этой пушки все еще не было удовлетворительного фугасного снаряда. По плану «Кромвель» должен был иметь высокоскоростную 75-мм пушку, но она была слишком велика для башни, поэтому было решено, что новая Танки Cromwell будут оснащены 75-мм пушкой QF (расточенной 6-фунтовой пушкой, способной принимать 75-мм американские боеприпасы). Новая 75-мм пушка обеспечивала большую фугасную эффективность за счет некоторой бронепробиваемости, и ее по-прежнему было достаточно для борьбы с большинством немецкой бронетехники. Частично успех Cromwell заключался в его высоком соотношении мощности и веса, обеспечиваемом использованием двигателя Rolls-Royce Merlin в качестве Meteor, который обеспечивал достаточную мощность для Cromwell, чтобы иметь максимальную скорость около 40 миль в час (64 км/ч). на дорогах. M4 Sherman имел максимальную скорость на дорогах около 30 миль в час (48 км/ч). «Кромвель» также имел немного лучшую проходимость и подвижность. Новый двигатель позволил танку иметь гораздо более тяжелое бронирование и вооружение, чем предыдущие конструкции крейсеров.

Поскольку «Кромвель» не мог быть оснащен 75-мм пушкой HV, были предприняты работы по созданию танка с мощной 17-фунтовой противотанковой пушкой, способной противостоять наиболее мощно вооруженным немецким машинам. Крейсер Mk VIII Challenger был разработан с установкой 17-фунтовой пушки на удлиненном корпусе Cromwell в новой башне. «Челленджер» представлял собой неудачный компромисс, хотя и пользовался популярностью среди своих экипажей. Сокращение броневой защиты, позволяющее установить более крупное орудие, означало, что оно не очень подходило для боя на ближних дистанциях, и оно выбрасывало гусеницы чаще, чем «Кромвель». Поскольку в Великобритании было большое количество американских танков M4 Sherman , импровизированная переоборудование Sherman в 17-фунтовую пушку (как Sherman Firefly ) оказалась эффективной для обеспечения большего количества 17-фунтовых танков. «Светлячки» сопровождали «Черчилли», «Шерманы» и «Кромвели» обычно в соотношении 1:4. Производство Firefly значительно опережало производство Challenger, но в подразделениях, оснащенных Cromwell, в целом предпочтение отдавалось Challenger, поскольку Sherman имел меньшую скорость по шоссе и меньшую проходимость по пересеченной местности.

Кульминацией британских усилий стал танк «Комета» с урезанной конструкцией 17-фунтовой пушки 77 мм HV. «Комета» представляла собой дальнейшее развитие «Кромвеля», «тяжелого» крейсерского танка, который стремился устранить необходимость в 17-фунтовых бронемашинах, таких как «Челленджер» или «Файрфлай». «Комета» снизила скорость по сравнению с «Кромвелем» до 32 миль в час (51 км/ч) в пользу лучшей броневой защиты и оружия, способного пробивать броню более тяжелых немецких танков, не жертвуя при этом фугасными возможностями. Срок службы танка был коротким, поскольку проектирование «Центуриона» уже шло полным ходом: первый прототип прибыл в 1945 году. Несмотря на упор на мобильность, большинство ранних проектов крейсеров страдали от механической ненадежности, особенно в жаркой и песчаной пустыне Кампания в Северной Африке . Эта проблема обычно была вызвана поспешной разработкой и введением в эксплуатацию. После поражения во Франции в 1940 году проекты крейсерских танков были заказаны «с чертежной доски», особенно с учетом острой потребности в танках. Двигатель Liberty, который также устанавливался на ранние танки Cruiser, начал показывать свой возраст, и в таких танках, как Crusader, он работал до предела. Эта проблема не была полностью решена до дебюта «Кромвеля» в 1944 году с его мощным и надежным двигателем. Роллс-Ройс Метеор Двигатель .

Межвоенный

[ редактировать ]
Производство танков октябрь 1938 г. – июнь 1940 г. [ 1 ]
Год Свет Я танкую/
Крейсер
Общий
1938
4-й квартал
169 29 198
1939 734 235 969
1940
по июнь
140 418 558
Общий 1,043 682 1,725

В 1936 году военное министерство приняло решение о выборе легкого танка для кавалерии, крейсерского танка, среднего танка и пехотного или штурмового танка. К 1938 году средний танк как исследовательский проект застопорился, уступив место более тяжелым крейсерским и пехотным танкам, а после начала войны - переходу к тяжелым пехотным танкам, способным прорвать линию Зигфрида ( Западный вал ) на границе с Германией. [ 2 ]

В 1934 году сэр Джон Карден из Vickers-Armstrongs изготовил средний танк «Вулворт» по спецификации 1934 года (номер Генерального штаба А.9) для танка непосредственной поддержки, используя элементы конструкции Medium Mk III (от которой отказались из-за по финансовым причинам), но легче и дешевле, используя коммерческий двигатель. [ 3 ] Он был принят в качестве промежуточной конструкции для ограниченного производства как Cruiser Tank Mark I. Ожидалось, что его заменит конструкция подвески Christie. В 1937–1938 годах было построено 125 А9. А9 был легкобронированным, но развивал скорость 25 миль в час (40 км/ч) и имел высокоэффективную 2-фунтовую противотанковую пушку.

Cruiser Mk II (A10) был разработан Карденом как пехотный танк, построенный по той же конструкции с дополнительной броней для защиты толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Он был недостаточно бронирован для этой роли, но как «тяжелый крейсер» был запущен в производство в июле 1938 года как еще одна промежуточная конструкция. Он имел ту же пушку, что и А9, был первым, оснащенным пулеметом Besa , и к сентябрю 1940 года было произведено 175 Mk II. [ 4 ] Опыт использования A9 во время битвы за Францию ​​в 1940 году выявил недостатки, в том числе недостаточное бронирование и нехватку места для экипажа, но в 1941 году он нашел свое применение во Франции, Западной пустыне и Греции. Заказы на Mk I и Mk II Крейсеры были ограничены в пользу усовершенствованного и более быстрого крейсерского танка, который имел подвеску Кристи, разработанную Дж. Уолтером Кристи , и имел лучшую броню.

Cruiser Mark III (A13) с большими колесами, типичными для подвески Christie.

В 1936 году генерал Жиффар ЛеКен Мартель , пионер проектирования танков, опубликовавший работы по бронетанковой войне и придумавший концепцию легкобронированной « танкетки » для повышения мобильности пехоты, стал помощником директора по механизации военного министерства. Позже в том же году Мартель наблюдал за советскими танками на осенних маневрах Красной Армии, включая танк БТ , который они разработали на основе работ Кристи. Он призвал принять на вооружение танк, который будет использовать систему подвески, а также следовать практике Christie по использованию легких авиационных двигателей, таких как двигатель Liberty L-12 или Napier Lion . Правительство разрешило покупку и лицензирование дизайна Christie через Nuffield Organization . [ 5 ] [ 6 ]

Танк A13 E1 был элементарным и слишком маленьким для использования британцами, но подвеска Наффилда была наиболее эффективной, и она легла в основу Cruiser Mk III (A13). После испытаний двух прототипов, построенных компанией Nuffield (A13E2 и A13E3), A13 был заказан в производство, и к середине 1939 года было произведено 65 экземпляров. [ 6 ] Mk III весил 31 400 фунтов (14,2 т), имел экипаж из четырех человек, двигатель мощностью 340 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 30 миль в час (48 км/ч), и был вооружен 2-фунтовой (40-мм) пушкой и пулеметом. пулемет. Когда она была введена в 1937 году, в армии еще не было официальной танковой дивизии. [ 7 ] От безгусеничного элемента подвески Christie отказались, поскольку он не приносил особой пользы из-за дополнительной сложности. Cruiser Mk IV (A13 Mk II) имел более тяжелое бронирование, чем Mk III, и его производство началось в 1938 году. [ 8 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
2-фунтовый вооруженный Crusader в пустыне.

Танк Cruiser Mk VI ( Crusader ) в большом количестве использовался в кампании в Западной пустыне . Современный Covenanter был ненадежен и был оставлен в Великобритании для учебных целей. Танки Cavalier , Centaur и Cromwell были запланированными преемниками Covenanter и Crusader. Проект должен был быть запущен в производство к 1942 году, но проект был отложен, и в качестве временной меры Crusader был оснащен 6-фунтовой пушкой Mk.III; Cavalier был развитием Crusader. Танки «Кентавр» и «Кромвель» представляли собой альтернативную конструкцию с двигателем Cavalier и новым Rolls-Royce Meteor соответственно — три машины были похожи внешне. Заказы на «Кавалер» были сокращены, а сходство между «Кентавром» и «Кромвелем» означало, что некоторые «Кентавры» перестали называться «Кромвелями». Cavalier использовался для тренировок, в то время как танки Centaur и Cromwell участвовали в боевых действиях во время вторжения в Нормандию . Танк Comet поступил на вооружение в северо-западной Европе в 1945 году, но ни танков Cromwell, ни Comet не было в достаточном количестве, чтобы заменить американские танки в британской армии.

Комета

Во время войны разработка гораздо более мощных двигателей и лучшей подвески позволила крейсерским танкам увеличиться в размерах, броне и огневой мощи, сохранив при этом скорость и подвижность. Поскольку «крейсерские» танки имели такое же бронирование, как и более тяжелые и медленные пехотные танки, сближение конструкций крейсеров и пехотных танков сделало это различие устаревшим. Танк «Центурион» создавался как тяжелый крейсер, сочетающий в себе подвижность крейсерского танка и броню пехотного танка. «Центурион» превзошел свое происхождение от крейсерского танка и стал первым современным британским основным боевым танком .

Крейсерские танки в других армиях

[ редактировать ]

В 1930-х годах Чехословацкая армия разделила свои танки на три категории: легкие танки – кавалерийские, легкие танки – пехотные и средние танки. Категория кавалерии была аналогична концепции крейсер-танка. Концепция крейсерского танка также использовалась Канадой и Советским Союзом в 1930-х годах, примером чему является серия танков БТ ( быстроходный танк ).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1969). Британские и американские танки Второй мировой войны: Полная иллюстрированная история танков, артиллерийских лафетов и машин специального назначения Великобритании, Америки и стран Содружества, 1939–1945 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Арко. ISBN  978-0-668-01867-8 .
  • Харрис, JP (1995). Люди, идеи и танки: британская военная мысль и бронетанковые силы, 1903–1939 гг . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN  978-0-7190-4814-2 .
  • Постан, М.М. (1952). Британское военное производство . История Второй мировой войны: Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO . OCLC   459583161 .
  • Постан, ММ ; и др. (1964). Хэнкок, К. (ред.). Проектирование и разработка оружия: исследования в правительстве и промышленных организациях . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства . Лондон: HMSO & Longmans, Green & Co. ISBN  978-0-11630-089-8 .
  • Стил, Бретт Д. (2005). Военная реорганизация между мировыми войнами . РЭНД . ISBN  978-0-8330-3721-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Книги

Тезисы

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45dc346db48d7b32f7dd16408386cec7__1700832240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/c7/45dc346db48d7b32f7dd16408386cec7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cruiser tank - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)