Крейсерский танк
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2012 г. ) |
Крейсерский танк | |
---|---|
Тип | Танк |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1937–1945 |
Используется | Британская армия |
Войны | Вторая мировая война |
Крейсерский танк (иногда называемый кавалерийским танком или быстрым танком) — британская концепция танка межвоенного периода для танков, спроектированных как модернизированные бронетанковые и механизированные кавалерийские танки , в отличие от пехотных танков . Крейсерские танки были разработаны после того, как конструкции средних танков 1930-х годов не смогли удовлетворить требования Королевского бронетанкового корпуса . Концепция крейсерского танка была задумана Жиффаром Ле Кеном Мартелем , который предпочитал, чтобы противник роился множеством небольших легких танков, а не несколькими дорогими и неудовлетворительными средними танками. «Легкие» крейсерские танки (например, Cruiser Mk I ) имели меньше брони и, соответственно, были быстрее, тогда как «тяжелые» крейсерские танки (такие как Cruiser Mk II ) имели больше брони и были немного медленнее.
Серия британских крейсерских танков началась в 1938 году с крейсерских танков A9 и A10, за ними последовали A13, A13 Mark II, A13 Mark III Covenanter в 1940 году и A15 Crusader, поступивший на вооружение в 1941 году. На смену Crusader пришел A27 Cromwell. в 1944 году. A34 Comet , более вооружённая разработка Cromwell, начала поступать на вооружение в конце 1944 года. Танк Centurion 1946 года стал «универсальным танком» Соединённого Королевства, превзойдя роли крейсера и пехотного танка и став одним из первые основные боевые танки (ОБТ).
Фон
[ редактировать ]Неудовлетворенность экспериментальными конструкциями средних танков середины 1930-х годов привела к разработке специализированных быстрых крейсерских танков, в которых толщина брони приносилась в жертву скорости, и пехотных танков , в которых скорость приносилась в жертву ради более тяжелой брони. Финансовые ограничения сделали невозможным производство автомобиля, пригодного для непосредственного обслуживания и эксплуатации. Эта мысль легла в основу нескольких проектов танков, принимавших участие в боевых действиях во время Второй мировой войны . Британская теория танковых операций вытекала из решения построить два типа танков и оснастить два типа частей и соединений. Крейсеры эксплуатировались бронетанковыми полками Королевского бронетанкового корпуса , созданного 4 апреля 1939 года в составе бронетанковых дивизий, некоторые полки из Королевского танкового полка (RTR), а некоторые из кавалерийских полков, переоборудованных во время войны. Пехотные танки входили в армейские танковые батальоны, иногда административно группированные в армейские танковые бригады РТР. Небольшие, быстрые и легковооруженные танки, такие как Light Tank Mk VI, действовали как разведывательные машины.
Жиффар Ле Кен Мартель разработал концепцию крейсера, будучи помощником директора, а затем заместителем директора по механизации военного министерства в 1930-х годах. Мартель считал, что средние танки слишком сложны и дороги для поддержки пехоты, поскольку они будут слишком уязвимы для противотанковых средств, и отверг утверждения о том, что они могут вести точный огонь при движении и поэтому не получат никакой выгоды от своей скорости. Мартель предпочитал для затопления противника большое количество меньших и простых танков, а не несколько сравнительно дорогих средних танков. В долгосрочной перспективе работу над универсальным танком следует продолжить, но с 1936 по 1939 год Мартель много думал о пехотном танке; он не хотел, чтобы разработка средних танков была разделена, но видел в этом логику, учитывая ограничения на разработку танков. Танки были необходимы для мобильных действий в танковых дивизиях и для поддержки пехоты при атаках укреплённых оборонительных позиций; создать машину, удовлетворяющую обеим задачам, оказалось невозможно. Два типа транспортных средств привели к появлению двух теорий и процедур: мышление пехотных танков основывалось на опыте танковых операций с 1916 по 1918 год, когда британские танки использовались для поддержки пехоты. Теория бронетанковой дивизии подчеркивала скорость крейсерских танков и самостоятельные действия по защите флангов, атаке флангов и тыла противника, контратаке и ведению операций по преследованию.
Разработка
[ редактировать ]Как и военно-морские крейсеры , крейсерские танки были быстрыми и мобильными для действий, независимых от более медленной пехоты с ее более тяжелыми пехотными танками и артиллерией . Когда пехотные танки прорывали бреши во фронте противника, крейсеры должны были проникнуть в тыл и атаковать линии снабжения и узлы связи в соответствии с теориями Дж. Ф. К. Фуллера , Перси Хобарта и Бэзила Лидделла Харта . Крейсерский танк был разработан для использования аналогично кавалерийскому , что делало скорость наиболее важным фактором, и для достижения этой цели ранние крейсеры были легкобронированы и вооружены для экономии веса.
Акцент на скорости несбалансирован [ нужна ссылка ] британские образцы; при ограниченной мощности двигателя скорость была возможна только за счет принесения в жертву броневой защиты (для сравнения, пехотные танки, действующие со скоростью солдат, могли нести гораздо больше брони). Идея о том, что «скорость — это броня», считалась самой важной в Королевском танковом корпусе. Это не было реализовано [ нужна ссылка ] что принцип мобильности был помехой немецкой политике принятия более низких скоростей ради превосходства в броне и вооружении. [ нужны разъяснения ] , гарантируя, что даже один выстрел немецкого среднего танка может легко уничтожить крейсер. [ нужны разъяснения ]
Еще большей проблемой для большинства крейсерских танков был малый калибр их главного орудия. Первые крейсера были вооружены 2-фунтовой (40-мм) пушкой. Это орудие имело достаточную бронепробиваемость против танков начала войны, но никогда не имело фугасных боеприпасов. Это делало крейсера менее способными бороться с буксируемыми противотанковыми орудиями , что было серьезным недостатком на дальних дистанциях боя во время кампании в пустыне . Дополнительная пулеметная башня (устанавливавшаяся на Crusader) не могла заменить фугасные снаряды. По мере увеличения бронирования немецких танков британские крейсеры были оснащены более мощными 57-мм 6-фунтовыми орудиями Ordnance QF , начиная с Crusader Mk. III (промежуточный шаг до появления следующего крейсерского танка). Ранние модели того, что впоследствии стало Cromwell, также были оснащены 6-фунтовой пушкой, но у этой пушки все еще не было удовлетворительного фугасного снаряда. По плану «Кромвель» должен был иметь высокоскоростную 75-мм пушку, но она была слишком велика для башни, поэтому было решено, что новая Танки Cromwell будут оснащены 75-мм пушкой QF (расточенной 6-фунтовой пушкой, способной принимать 75-мм американские боеприпасы). Новая 75-мм пушка обеспечивала большую фугасную эффективность за счет некоторой бронепробиваемости, и ее по-прежнему было достаточно для борьбы с большинством немецкой бронетехники. Частично успех Cromwell заключался в его высоком соотношении мощности и веса, обеспечиваемом использованием двигателя Rolls-Royce Merlin в качестве Meteor, который обеспечивал достаточную мощность для Cromwell, чтобы иметь максимальную скорость около 40 миль в час (64 км/ч). на дорогах. M4 Sherman имел максимальную скорость на дорогах около 30 миль в час (48 км/ч). «Кромвель» также имел немного лучшую проходимость и подвижность. Новый двигатель позволил танку иметь гораздо более тяжелое бронирование и вооружение, чем предыдущие конструкции крейсеров.
Поскольку «Кромвель» не мог быть оснащен 75-мм пушкой HV, были предприняты работы по созданию танка с мощной 17-фунтовой противотанковой пушкой, способной противостоять наиболее мощно вооруженным немецким машинам. Крейсер Mk VIII Challenger был разработан с установкой 17-фунтовой пушки на удлиненном корпусе Cromwell в новой башне. «Челленджер» представлял собой неудачный компромисс, хотя и пользовался популярностью среди своих экипажей. Сокращение броневой защиты, позволяющее установить более крупное орудие, означало, что оно не очень подходило для боя на ближних дистанциях, и оно выбрасывало гусеницы чаще, чем «Кромвель». Поскольку в Великобритании было большое количество американских танков M4 Sherman , импровизированная переоборудование Sherman в 17-фунтовую пушку (как Sherman Firefly ) оказалась эффективной для обеспечения большего количества 17-фунтовых танков. «Светлячки» сопровождали «Черчилли», «Шерманы» и «Кромвели» обычно в соотношении 1:4. Производство Firefly значительно опережало производство Challenger, но в подразделениях, оснащенных Cromwell, в целом предпочтение отдавалось Challenger, поскольку Sherman имел меньшую скорость по шоссе и меньшую проходимость по пересеченной местности.
Кульминацией британских усилий стал танк «Комета» с урезанной конструкцией 17-фунтовой пушки 77 мм HV. «Комета» представляла собой дальнейшее развитие «Кромвеля», «тяжелого» крейсерского танка, который стремился устранить необходимость в 17-фунтовых бронемашинах, таких как «Челленджер» или «Файрфлай». «Комета» снизила скорость по сравнению с «Кромвелем» до 32 миль в час (51 км/ч) в пользу лучшей броневой защиты и оружия, способного пробивать броню более тяжелых немецких танков, не жертвуя при этом фугасными возможностями. Срок службы танка был коротким, поскольку проектирование «Центуриона» уже шло полным ходом: первый прототип прибыл в 1945 году. Несмотря на упор на мобильность, большинство ранних проектов крейсеров страдали от механической ненадежности, особенно в жаркой и песчаной пустыне Кампания в Северной Африке . Эта проблема обычно была вызвана поспешной разработкой и введением в эксплуатацию. После поражения во Франции в 1940 году проекты крейсерских танков были заказаны «с чертежной доски», особенно с учетом острой потребности в танках. Двигатель Liberty, который также устанавливался на ранние танки Cruiser, начал показывать свой возраст, и в таких танках, как Crusader, он работал до предела. Эта проблема не была полностью решена до дебюта «Кромвеля» в 1944 году с его мощным и надежным двигателем. Роллс-Ройс Метеор Двигатель .
История
[ редактировать ]Межвоенный
[ редактировать ]Год | Свет | Я танкую/ Крейсер |
Общий |
---|---|---|---|
1938 4-й квартал |
169 | 29 | 198 |
1939 | 734 | 235 | 969 |
1940 по июнь |
140 | 418 | 558 |
Общий | 1,043 | 682 | 1,725 |
В 1936 году военное министерство приняло решение о выборе легкого танка для кавалерии, крейсерского танка, среднего танка и пехотного или штурмового танка. К 1938 году средний танк как исследовательский проект застопорился, уступив место более тяжелым крейсерским и пехотным танкам, а после начала войны - переходу к тяжелым пехотным танкам, способным прорвать линию Зигфрида ( Западный вал ) на границе с Германией. [ 2 ]
В 1934 году сэр Джон Карден из Vickers-Armstrongs изготовил средний танк «Вулворт» по спецификации 1934 года (номер Генерального штаба А.9) для танка непосредственной поддержки, используя элементы конструкции Medium Mk III (от которой отказались из-за по финансовым причинам), но легче и дешевле, используя коммерческий двигатель. [ 3 ] Он был принят в качестве промежуточной конструкции для ограниченного производства как Cruiser Tank Mark I. Ожидалось, что его заменит конструкция подвески Christie. В 1937–1938 годах было построено 125 А9. А9 был легкобронированным, но развивал скорость 25 миль в час (40 км/ч) и имел высокоэффективную 2-фунтовую противотанковую пушку.
Cruiser Mk II (A10) был разработан Карденом как пехотный танк, построенный по той же конструкции с дополнительной броней для защиты толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Он был недостаточно бронирован для этой роли, но как «тяжелый крейсер» был запущен в производство в июле 1938 года как еще одна промежуточная конструкция. Он имел ту же пушку, что и А9, был первым, оснащенным пулеметом Besa , и к сентябрю 1940 года было произведено 175 Mk II. [ 4 ] Опыт использования A9 во время битвы за Францию в 1940 году выявил недостатки, в том числе недостаточное бронирование и нехватку места для экипажа, но в 1941 году он нашел свое применение во Франции, Западной пустыне и Греции. Заказы на Mk I и Mk II Крейсеры были ограничены в пользу усовершенствованного и более быстрого крейсерского танка, который имел подвеску Кристи, разработанную Дж. Уолтером Кристи , и имел лучшую броню.
В 1936 году генерал Жиффар ЛеКен Мартель , пионер проектирования танков, опубликовавший работы по бронетанковой войне и придумавший концепцию легкобронированной « танкетки » для повышения мобильности пехоты, стал помощником директора по механизации военного министерства. Позже в том же году Мартель наблюдал за советскими танками на осенних маневрах Красной Армии, включая танк БТ , который они разработали на основе работ Кристи. Он призвал принять на вооружение танк, который будет использовать систему подвески, а также следовать практике Christie по использованию легких авиационных двигателей, таких как двигатель Liberty L-12 или Napier Lion . Правительство разрешило покупку и лицензирование дизайна Christie через Nuffield Organization . [ 5 ] [ 6 ]
Танк A13 E1 был элементарным и слишком маленьким для использования британцами, но подвеска Наффилда была наиболее эффективной, и она легла в основу Cruiser Mk III (A13). После испытаний двух прототипов, построенных компанией Nuffield (A13E2 и A13E3), A13 был заказан в производство, и к середине 1939 года было произведено 65 экземпляров. [ 6 ] Mk III весил 31 400 фунтов (14,2 т), имел экипаж из четырех человек, двигатель мощностью 340 л.с., обеспечивающий максимальную скорость 30 миль в час (48 км/ч), и был вооружен 2-фунтовой (40-мм) пушкой и пулеметом. пулемет. Когда она была введена в 1937 году, в армии еще не было официальной танковой дивизии. [ 7 ] От безгусеничного элемента подвески Christie отказались, поскольку он не приносил особой пользы из-за дополнительной сложности. Cruiser Mk IV (A13 Mk II) имел более тяжелое бронирование, чем Mk III, и его производство началось в 1938 году. [ 8 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Танк Cruiser Mk VI ( Crusader ) в большом количестве использовался в кампании в Западной пустыне . Современный Covenanter был ненадежен и был оставлен в Великобритании для учебных целей. Танки Cavalier , Centaur и Cromwell были запланированными преемниками Covenanter и Crusader. Проект должен был быть запущен в производство к 1942 году, но проект был отложен, и в качестве временной меры Crusader был оснащен 6-фунтовой пушкой Mk.III; Cavalier был развитием Crusader. Танки «Кентавр» и «Кромвель» представляли собой альтернативную конструкцию с двигателем Cavalier и новым Rolls-Royce Meteor соответственно — три машины были похожи внешне. Заказы на «Кавалер» были сокращены, а сходство между «Кентавром» и «Кромвелем» означало, что некоторые «Кентавры» перестали называться «Кромвелями». Cavalier использовался для тренировок, в то время как танки Centaur и Cromwell участвовали в боевых действиях во время вторжения в Нормандию . Танк Comet поступил на вооружение в северо-западной Европе в 1945 году, но ни танков Cromwell, ни Comet не было в достаточном количестве, чтобы заменить американские танки в британской армии.
Во время войны разработка гораздо более мощных двигателей и лучшей подвески позволила крейсерским танкам увеличиться в размерах, броне и огневой мощи, сохранив при этом скорость и подвижность. Поскольку «крейсерские» танки имели такое же бронирование, как и более тяжелые и медленные пехотные танки, сближение конструкций крейсеров и пехотных танков сделало это различие устаревшим. Танк «Центурион» создавался как тяжелый крейсер, сочетающий в себе подвижность крейсерского танка и броню пехотного танка. «Центурион» превзошел свое происхождение от крейсерского танка и стал первым современным британским основным боевым танком .
Крейсерские танки в других армиях
[ редактировать ]В 1930-х годах Чехословацкая армия разделила свои танки на три категории: легкие танки – кавалерийские, легкие танки – пехотные и средние танки. Категория кавалерии была аналогична концепции крейсер-танка. Концепция крейсерского танка также использовалась Канадой и Советским Союзом в 1930-х годах, примером чему является серия танков БТ ( быстроходный танк ).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Позже 1952 г. , с. 103.
- ^ Постан, Хэй и Скотт 1964 , стр. 309–310.
- ^ Чемберлен и Эллис 1969 , с. 30.
- ^ Чемберлен и Эллис 1969 , с. 31.
- ^ Харрис 1995 , с. 278.
- ^ Jump up to: а б Чемберлен и Эллис 1969 , с. 32.
- ^ Стил 2005 , с. 14.
- ^ Чемберлен и Эллис 1969 , с. 33.
Источники
[ редактировать ]- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1969). Британские и американские танки Второй мировой войны: Полная иллюстрированная история танков, артиллерийских лафетов и машин специального назначения Великобритании, Америки и стран Содружества, 1939–1945 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Арко. ISBN 978-0-668-01867-8 .
- Харрис, JP (1995). Люди, идеи и танки: британская военная мысль и бронетанковые силы, 1903–1939 гг . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-4814-2 .
- Постан, М.М. (1952). Британское военное производство . История Второй мировой войны: Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO . OCLC 459583161 .
- Постан, ММ ; и др. (1964). Хэнкок, К. (ред.). Проектирование и разработка оружия: исследования в правительстве и промышленных организациях . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства . Лондон: HMSO & Longmans, Green & Co. ISBN 978-0-11630-089-8 .
- Стил, Бретт Д. (2005). Военная реорганизация между мировыми войнами . РЭНД . ISBN 978-0-8330-3721-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Бингэм, Джеймс. Крестоносец-Крейсер Марк VI . Профили БФВ. 1969/1971. Виндзор: Профиль. OCLC 54349416 .
- Бакли, Джон (2006) [2004]. Британская бронетехника в Нормандской кампании 1944 года . Лондон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-40773-1 .
- Френч, Дэвид (2001) [2000]. Формирование армии Черчилля: британская армия и война против Германии 1919–1945 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-924630-4 .
- Милсом, Дж.; Сандарс, Дж.; Скарборо, Г. (1976). Крестоносец . Классические боевые бронированные машины: их история и способы их моделирования. Кембридж: Патрик Стивенс для продуктов Airfix. ISBN 978-0-85059-194-1 .
- Мюррей, В .; Миллетт, Арканзас (2006) [1996]. Военные инновации в межвоенный период (17-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-63760-2 .
- Несс, Л. (2002). Танки и боевые машины Джейн времен Второй мировой войны: Полное руководство (PDF) (онлайн-изд.). Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-711228-9 . Проверено 8 марта 2016 г.
- Плейс, TH (2000). Военная подготовка в британской армии, 1940–1944: от Дюнкерка до дня «Д» . Военная история и политика (ред. PBK). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 978-0-7146-8091-0 .
- Плант, Дж. (2014). Боевые действия крейсерских танков . Лондон: Новое поколение. ISBN 978-1-910394-17-5 .
- Такер, Спенсер (2004). Танки: иллюстрированная история их воздействия . Оружие и война. Санта-Барбара, Калифорния: Информационные службы ABC-Clio. ISBN 978-1-57607-995-9 .
Тезисы
- Армстронг, терапевт (1976). Споры по поводу танков в британской армии с 1919 по 1933 год (доктор философии). Королевский колледж Лондона (Лондонский университет). OCLC 731234928 . EThOS uk.bl.ethos.448107 . Проверено 9 марта 2016 г.
- Кумбс, Б. (2011). Британское танковое производство, 1934–1945 (доктор философии). Кентский университет. OCLC 872698322 . EThOS uk.bl.ethos.590028 . Проверено 10 марта 2016 г. ( требуется регистрация )
- Форрестер, CJ (2010). Монтгомери и его легионы: исследование оперативного развития, инноваций и командования в 21-й группе армий, Северо-Западная Европа, 1944–45 (доктор философии). Университет Лидса. OCLC 767733859 . EThOS uk.bl.ethos.540781 . Проверено 2 ноября 2016 г. .
- Лосось, RE (2013). Управление изменениями: механизация британских регулярных и домашних кавалерийских полков 1918–1942 (доктор философии). Университет Вулвергемптона. HDL : 2436/315320 . OCLC 879390776 . EThOS uk.bl.ethos.596061 . Проверено 10 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]