АМС 35
АМС 35 | |
---|---|
![]() ACG1, выставленный в Музее слепых, Сомюр, Франция. | |
Тип | Кавалерийский танк |
Место происхождения | Франция |
История обслуживания | |
Используется | Франция Бельгия Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Рено |
Разработанный | 1934 |
Производитель | Рено , АМХ |
Стоимость единицы | ₣ 360 000 за корпус |
Произведено | Ноябрь 1938 г. - январь 1940 г. |
№ построено | по крайней мере 57 |
Варианты | АКГ 2 |
Технические характеристики | |
Масса | 14 500 кг (32 000 фунтов; 14,3 длинных тонны) |
Длина | 4,572 м (15 футов 0 дюймов) |
Ширина | 2,235 м (7 футов 4,0 дюйма) |
Высота | 2,336 м (7 футов 8,0 дюйма) |
Экипаж | 3 (командир, наводчик, водитель) |
Броня | 25 мм (0,98 дюйма) |
Основной вооружение | 47-мм пушка SA 35 L/32 или 47-мм FRC |
вторичный вооружение | спаренный 7,5-мм пулемет Reibel или 7,65-мм Hotchkiss |
Двигатель | 4-цилиндровый бензиновый двигатель Renault с водяным охлаждением. 180 л.с. (130 кВт) |
Мощность/вес | 12,4 л.с./тонну |
Приостановка | ножничные тележки с горизонтальной резиновой подвеской |
Запас топлива | 300 л (66 имп галлонов) |
Оперативный диапазон | 161 км (100 миль) |
Максимальная скорость | 42 км/ч (26 миль в час) |
AMC 35 (от Automitrailleuse de Combat Renault modèle 1935 ), также известный под заводским обозначением Renault ACG-1 , — французский средний кавалерийский танк позднего межвоенного периода , участвовавший во Второй мировой войне . Он был разработан в результате изменения спецификации, которая привела к созданию AMC 34 , требующей создания машины, которая была бы не только хорошо вооруженной и мобильной, но и хорошо бронированной. Из-за технологических и финансовых проблем производство было отложено и ограничено. AMC 35 был одним из немногих французских танков того периода с двухместной башней.
Разработка
[ редактировать ]Renault разработала AMC 34 в соответствии со спецификациями Плана 1931 года. 26 июня 1934 года они были изменены: теперь требовалось, чтобы машина развивала максимальную скорость 50 км/ч (31 милю в час) и была невосприимчива к противотанковым средствам. пистолеты. 7 марта 1936 года компания Renault доставила измененный прототип, который потребовал принять автомобиль, если он будет соответствовать новым спецификациям; ведь AMC 34 уже был принят в производство и это был не что иное, как слегка измененный вариант. Однако французская комиссия по материально-техническому обеспечению, Комиссия де Венсен , стала подозрительной из-за того, что заводское обозначение было изменено с Renault YR на Renault ACG . Когда 9 марта комиссия осмотрела прототип, выяснилось, что на самом деле это совершенно новая конструкция. Соответственно, была заказана полная программа испытаний, которая завершилась 27 ноября. На тот момент комиссия пришла к выводу, что, несмотря на множество изменений, этот тип все еще непригоден к эксплуатации из-за его механической ненадежности. Однако уже весной кавалерия, обеспокоенная немецкими войсками, ремилитаризации Рейнской области , сначала заказал семнадцать машин, а затем увеличил этот заказ до пятидесяти. По политическим причинам комиссия не решилась отменить приказ; он принял этот тип, отметив, что было бы крайне желательно в будущем тестировать типы перед их заказом. Первая машина была получена кавалерией 1 ноября 1938 года.
Описание
[ редактировать ]AMC 35 имел примерно такие же размеры, как AMC 34, но корпус был длиннее на 4572 мм для установки укороченной версии двигателя V-6 объемом 11,08 л и мощностью 180 л.с., использовавшегося на Char B1 . Опорных катков было пять. В подвеске в качестве рессор использовались горизонтальные резиновые цилиндры. На скорости 42 км/ч автомобиль оказался медленнее заданной скорости. Топливный бак на триста литров [ 1 ] разрешен пробег в 160 километров. Проходимость составляла шестьдесят сантиметров, и он мог преодолевать двухметровую траншею. [ 1 ] 25-мм бронелисты , приклёпанные и привинченные к шасси, не обеспечивали требуемой защиты.
Прототип имел двухместную башню APX2 с командиром-заряжающим слева и наводчиком справа, оснащенную 25-мм крепостной пушкой SARF и 7,5-мм Reibel пулеметом . были необходимы 25-мм противотанковые пушки Поскольку в линии Мажино , в серийной серии использовалась 47-мм пушка SA 35. Башня APX2 примерно восьмиугольной формы состояла из литых секций, сваренных, склепанных и скрепленных болтами. Танк имел боезапас 120 орудийных и 5250 пулеметных выстрелов.
Производство и экспорт
[ редактировать ]
13 сентября 1935 года бельгийская армия заказала у Renault 25 корпусов AMC 34 по цене 360 000 французских франков за единицу вместе с соответствующим количеством башен APX2, которые должны были быть поставлены компанией Batignolles-Châtillon, на общий бюджет проекта в 18,5 миллионов бельгийских франков. . [ 1 ] Было указано, что корпуса относятся к «второй серии», улучшенному AMC 34, что относится к той же линии разработки, которая привела к созданию AMC 35. Их поставки должны были начаться в октябре 1935 года. Однако в том же месяце Renault начала производство. оригинального AMC 34; она еще не могла изготовить улучшенную версию. Технологические, финансовые и социальные проблемы (в декабре 1936 года военное подразделение Renault было национализировано и преобразовано в новый завод AMX) привели к тому, что поставки и в 1936 году были отложены. Поскольку крупные заказы стали маловероятными, проект имел низкий приоритет. [ 2 ]
3 июня 1937 года министр обороны Бельгии генерал Анри Дени потребовал отправить единственный прототип в Бельгию; его перевезли 4 июня. После того, как испытания, проходившие с 23 по 27 августа, показали, что его способность преодолевать подъемы была плохой, бельгийцы решили, что семь танков, предназначенных для « Арденнских егерей», не нужны, и сократили заказ соответственно до восемнадцати. Однако появление прототипа вызвало политический скандал: политики правого толка опасались, что это вызовет недовольство Гитлера и тем самым поставит под угрозу нейтралитет Бельгии; левые хотели только чисто оборонительного оружия. Поскольку поставки не состоялись, в декабре 1937 года было решено полностью аннулировать заказ, принять договорной штраф в четыре миллиона франков и перенаправить оставшийся бюджет на производство самодельных Т-13 истребителей танков . [ 3 ]
Однако такой результат смутил французское правительство: оно заставило Renault принять новую договоренность. В начале 1938 года выяснилось, что завод Renault располагает материалами для постройки первоначальных 75 танков; из этих запасов уже было изготовлено деталей, достаточных примерно для шестидесяти танков; сборка началась примерно на пятидесяти автомобилях. 21 апреля 1938 года было решено построить 35 машин, десять из которых должны быть доставлены в Бельгию, включая прототип, в счет компенсации штрафа по контракту. Бельгия также должна была получить пять комплектов резервных частей и восемь комплектов брони. Новый контракт был подписан 15 июня; в нем предусматривалось, что бельгийские танки будут поставлены до 31 июля. В тот момент французская кавалерия больше не собиралась использовать этот тип ( вместо этого SOMUA S35 ) и посоветовала отдать приоритет бельгийскому заказу. Renault запросила разрешение на это 6 мая, но 2 июня министерство обороны Франции ответило, что следует соблюдать условия первоначальных соглашений; это повлекло за собой дробную поставку партий по десять штук за раз: сначала семь танков для Франции, а затем три для Бельгии. [ 4 ]
Серийное производство началось только в ноябре 1938 года, а фактическая поставка первых трех машин в Бельгию была отложена до 30 марта 1939 года, вторая партия была отправлена на экспорт в мае, а последние три машины прибыли 7 августа. [ 4 ]
В 1938 году были доставлены и башни. Поскольку пятнадцать из них теперь были в избытке, их использовали на укреплениях: тринадцать из них - на дотах береговой обороны; еще две башенки были установлены на дотах в Ремушане , где изначально предполагалось построить крепость, но из-за нехватки средств было построено только два каземата. В Бельгии башни были оснащены другим вооружением: вместо французской пушки SA 35 была установлена бельгийская 47-мм пушка FRC; у этого близкого типа ствол был на 15 мм короче. [ 5 ] Также отличался пулемет: опционально спаренный 7,65-мм перезарядный пулемет Гочкис (Максим) 08/15. [ 6 ] Бельгийские башни производились в Нанте как APX2 B , у которых диаскоп с левой стороны был перенесен на грань сзади, поскольку барабанный магазин для 7,65-мм пулемета Максим 08/15 не позволял в оригинале просмотреть его. позиция. Старые источники неверно [ 7 ] утверждают, что был установлен 13,2-мм пулемет Гочкиса. Поверх пробоины была приварена броневая пластина. Они были восстановлены в Генте компанией SEM ( Société d'Electricité et de Mécanique Van den Kerckhove & Carels) в период с сентября 1939 по февраль 1940 года. [ 8 ]
Во Франции производство также продолжалось после 1 ноября 1938 года с окончательной сборкой на заводе AMX; в марте 1939 года первоначальный заказ на семнадцать человек был выполнен; к началу Второй мировой войны их число достигло 22. Затем производство ускорилось: три были построены в сентябре, девять — в октябре, восемь — в ноябре. Для этой продукции были использованы все оставшиеся материалы, видимо, для выполнения первоначального заказа: [ 9 ] Когда в декабре бельгийская армия запросила поставку запасных частей, поскольку ей требовалось несколько танков в рабочем состоянии, чтобы позволить одному взводу принять участие в зимних маневрах, Renault не смогла их предоставить. В январе 1940 года было произведено пять штук. Затем производство было прекращено, всего было выпущено 57 танков. Десять были экспортированы в Бельгию, 47 остались во Франции, где они числятся в этом числе весной 1940 года. Неясно, включают ли сюда прототипы и проектные танки и как это число можно определить. совпало с общей суммой порядка пятидесяти. [ 9 ]
После войны некоторое время считалось, что общее количество произведенных машин составило сто: 75 во Франции, 25 в Бельгии. Эта ошибка возникла в ходе печально известного процесса в Риоме , когда режим Виши предъявил многим обвинения в предполагаемой неспособности подготовить французскую армию к войне. Обвиняемый, стремясь доказать, что производство танков во Франции на самом деле было значительно выше, чем в Германии, оценил производство AMC 35 в 75, видимо, добавив к заказу для Франции номер бельгийского заказа AMC 34. Более поздние авторы, полагая, что 75 танков было предназначено для Франции, повторили эту ошибку и добавили еще 25 бельгийских танков.
Операционная история
[ редактировать ]Бельгия
[ редактировать ]
Когда все девять корпусов наконец прибыли в Бельгию, вскоре выяснилось, что двигатель, трансмиссия и подвеска изношены слишком сильно. В январе 1940 года два танка, находившиеся в худшем состоянии, были отобраны для перевозки на арсенал Эттербека , где их разобрали, чтобы остальные продолжали работать; один использовался для обучения водителей. [ 10 ]
Восемь оставшихся танков были сосредоточены в Escadron d'Auto Blindés du Corps de Cavelerie , буквально «бронетанковой эскадрилье кавалерийского корпуса», которая была создана 1 сентября 1939 года в Ватермаэль-Буафоре . Термин Auto Blindé Lourd/Zware Pantserwagen , или «Тяжелый бронеавтомобиль», использовался, чтобы избежать политически чувствительного символа или «танка». [ 1 ] Затем подразделение переехало в Гент для своего первого обучения, постепенно получая больше машин от Carels . [ 8 ] Позже он вернулся в Брюссель . В составе эскадрильи было три взвода: один взвод «Штаб и службы» ( внезапно ) и два взвода по четыре танка в каждом. Личный состав представлял собой смесь солдат 2-го уланского полка (голландскоязычный 2e Lansiers) и франкоязычного 1-го полка гидов , оба подразделения делили одни и те же казармы ( Caserne de Witte-de Haelen ) в Эттербеке . [ 11 ]
Когда 10 мая разразилась война, учебный танк-водитель был объединен с семью другими, чтобы довести штатную численность эскадрильи до восьми человек. Они сражались против немецкой армии с 17 по 27 мая 1940 года. Четыре из них были уничтожены огнем 37-мм ПАК при контратаке, два сломались и два были сданы немцам 28 мая 1940 года, когда бельгийская армия сложила оружие. [ 10 ]
В Музее армии в Брюсселе представлена единственная башня, взятая из одного из двух дотов, защищавших гавань Зебрюгге или порт Брюгге-Зебрюгге . Башня является собственностью города Брюгге , который предоставил ее Музею армии в Брюсселе на 99 лет. [ 12 ]
Франция
[ редактировать ]
Поначалу ни одно французское подразделение не было оснащено AMC 35; экипажи на этом типе не обучались. После прорыва немцев под Седаном 15 мая было решено отправить на передовую линию весь резерв танковой техники. В спешном порядке было сформировано несколько специальных подразделений. Первые двенадцать AMC 35 были использованы для оснащения 11e Groupement de Cavalerie ; затем были сформированы пять еще более неофициальных Motorisés Corps-francs , каждый из которых должен был быть оснащен семью танками, но сначала можно было подготовить для них только пять AMC 35; позже были доставлены еще семь. Экипажи сообщили, что техника ненадежна и имеет крайне малую дальность полета на пересеченной местности. CFM вели затянувшуюся битву между реками Сена и Луара .
В англоязычной литературе AMC 35 часто изображается как главный неудачный шанс Франции переломить ситуацию против Германии: ее двухместная башня считается тогда лучше адаптированной к требованиям современной маневренной войны . Например, историк доспехов Брайан Теренс Уайт очень положительно оценил этот тип:
... один из самых совершенных французских танков для своих размеров, поскольку он не только был оснащен хорошей пушкой, но и имел двухместную башню ... со всеми преимуществами в управлении, которые он давал. ...что несколько удивительно, поскольку, оглядываясь назад, кажется, что это был один из лучших довоенных проектов французских легких танков, всего было построено всего 100 экземпляров. [ 13 ]
Однако этот тип можно интерпретировать как превосходный пример конструктивных ограничений, которые вынудили Францию использовать одноместные башни на других своих танках: цена за вместительную башню AMC 35 была ненадежной, а для роли среднего танка - прискорбной. небронированная машина. [ 14 ]
Обломки AMC 35 были спасены и восстановлены в Музее слепых в Сомюре , где они выставлены с 2006 года.
Германия
[ редактировать ]Машины, захваченные Германией во время падения Франции, использовались Вермахтом как PzKpfw AMC 738 (f) или (b) — в зависимости от того, были ли они захвачены у французов или бельгийцев соответственно — для обучения водителей. [ 10 ]
Проекты
[ редактировать ]Один прототип был построен на базе дымовой машины; Корпус AMC 35 был перестроен и оснащен девятнадцатью контейнерами, каждый по 165 литров дымовой жидкости, которую можно было распылять в воздух с помощью компрессора .
Один корпус AMC 35 был построен как 75-мм истребитель танков Renault ACG-2 . Поэтому оригинальный AMC 35 был [ нужна ссылка ] во французских источниках того периода часто называли Renault ACG-1 .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Жорж Э. Мази, 2008, с. 19
- ^ Жорж Э. Мази, 2008, с. 20
- ^ Жорж Э. Мази, 2008, с. 21
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Э. Мази, 2008, с. 22
- ^ Жорж Э. Мази, 2008, с. 23
- ^ Жорж Э. Мази, 2008, с. 24
- ^ Жорж Э. Мази, 2008, с. 18
- ^ Перейти обратно: а б Жорж Э. Мази, 2008, с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Франсуа Вовилье, 2007, «Наша механическая кавалерия в апогее 10 мая 1940 года», « Военная история, бронетехника и техника» , № 75, стр.46.
- ^ Перейти обратно: а б с Жорж Э. Мази, 2008, с. 29
- ^ Жорж Э. Мази, 2008, с. 28
- ^ Жорж Э. Мази, 2008, с. 26
- ^ BTWhite, 1983, Танки и другие боевые бронированные машины Второй мировой войны, Peerage Books, Лондон, стр. 93
- ^ Франсуа Вовилье, 2008, «Почему бы не обобщить двух людей в башне?», История войны, бронетехники и оборудования № 84, стр. 25
Литература
[ редактировать ]- Жорж Э. Мази, 2008 г., «Тяжелые броневики бельгийского кавалерийского корпуса 1940 г.», История войны, бронетехника и оборудование , № 84, стр. 18–29
Внешние ссылки
[ редактировать ]