Jump to content

Т-13 истребитель танков

Т-13 Истребитель танков
Т-13 Б2 преодолевает ручей во время полевых учений
Тип Истребитель танков
Место происхождения Великобритания / Бельгия
История обслуживания
В эксплуатации 1936-1944
Используется Бельгия
Франция
Нацистская Германия
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Викерс , Миссе, HappyFamily
Разработанный 1934
Производитель Викерс и семья счастливы
Произведено 1935-1940
построено 303-311
Варианты Б1, Б2, Б3
Технические характеристики
Масса 4,5 тонны (В1, В2)
5,08 тон (В3)
Длина 3,65 м (12 футов 0 дюймов)
Ширина B1/2: 1,76 м (5 футов 9 дюймов)
B3: 1,87 м (6 футов 2 дюйма)
Высота B1/2: 1,69 м (5 футов 7 дюймов)
B3: 1,84 м (6 футов 0 дюймов)
Экипаж 3/4: командир/наводчик, водитель, заряжающий.

Броня B1/2: 6–12 мм (0,24–0,47 дюйма)
B3: 7–13 мм (0,28–0,51 дюйма)
Основной
вооружение
47-мм противотанковая пушка обр. 1931 г.
вторичный
вооружение
FN M1918 Автоматическая винтовка Браунинг
Двигатель Бензиновый двигатель Meadows 5/6 цилиндров.
55 л.с. (41 кВт)
88 л.с. (66 кВт)
Мощность/вес 12,22 л.с. на тонну
17,32 л.с. на тонну
Передача инфекции 5 скоростей
Приостановка подвески Хорстманн
Оперативный
диапазон
B1/2: 240 км (150 миль)
B3: 400 км (250 миль)
Максимальная скорость B1/2: 48 км/ч (30 миль в час)
B3: 56 км/ч (35 миль в час) / 70 км/ч (43 мили в час) (абсолютный максимум)

Т -13 истребитель танков , использовавшийся бельгийскими вооруженными силами перед Второй мировой войной и во время битвы за Бельгию . Он был разработан компанией Vickers-Armstrong и произведен компаниями Vickers, Miesse и Familleheureux [ fr ] и оснащен вооружением от Fonderie Royale de Canons Herstal . Более ранние Т-13 основывались на импортных гусеничных машинах Vickers , оснащенных вооружением и броней в Бельгии компанией Miesse; более поздние версии, начиная с версии B3, полностью производились по лицензии в Бельгии на заводе Familleheureux. Общие объемы производства неясны и занижены по политическим причинам как до, так и после Второй мировой войны, но обычно оцениваются в 300 машин, хотя не все они были доступны или полностью оборудованы к 10 мая 1940 года, началу битвы за Бельгию. Нацистская Германия использовала эти машины после оккупации Бельгии, но в какой степени остается неясным.

В целом, внимательно следя за политическими и военными событиями в Германии, необходимость в бронированных гусеничных машинах или танках была широко признана бельгийским военным истеблишментом. Однако политическая точка зрения по этому вопросу была несколько более сложной. Принимая во внимание то, что страна была полем битвы и была оккупирована Германией во время Первой мировой войны, бельгийское правительство пыталось сохранить Бельгию нейтральной страной с 1936 года и, следовательно, избегать любого европейского конфликта. [ 1 ] Политики правых политических партий хотели, чтобы Бельгия воздержалась от покупки наступательного оружия, такого как танки и бомбардировщики, чтобы не спровоцировать Германию на начало новой войны; политики из левых партий отвергли такое вооружение по идеологическим соображениям. [ нужна ссылка ]

С этой точки зрения истребитель танков Т-13 можно охарактеризовать как результат доктрины нейтралитета Бельгии: машина должна была быть легкой и, следовательно, легкобронированной, и строилась без полностью закрытого боевого отделения, как и немецкие Panzerjäger. конструкции , в результате чего получилась машина класса истребителя танков, а не настоящий танк. Кроме того, как и в случае с легкими танковыми частями Т-15, описательные слова «танк» или «бронетанковая/механизированная часть» никогда не должны были использоваться в официальных обозначениях частей, с эвфемизмами «бронетанковый/гусеничный автомобиль» и историческим «кавалерия». пользуясь благосклонностью. [ нужна ссылка ]

Артиллерийский тягач Vickers Carden Loyd 1934 г.

[ редактировать ]

Поскольку в 1930-х годах бельгийские вооруженные силы осознали необходимость дальнейшей механизации армии, рассматривался ряд зарубежных платформ. В 1934 году бельгийская армия подписала с британской фирмой Vickers контракт на поставку 21 или 23 артиллерийских тягачей Vickers Carden Loyd 1934 года выпуска. [ 2 ] Они предназначались в качестве артиллерийских тягачей для горных войск Chasseurs Ardennais для буксировки недавно приобретенной Bofors образца 1934 года 75-мм горной пушки . Впечатленные характеристиками машины как на холмистой, так и на равнинной местности, вооруженные силы Бельгии решили пойти дальше и экспериментально оснастили тягач 47-мм противотанковой пушкой, построенной FRC, во многом по образцу более ранней, но в конечном итоге неудачной. Эксперимент SA FRC 47 мм . О базовой модели артиллерийского тягача Vickers 1934 года известно немногое, за исключением того факта, что бельгийская армия, похоже, была единственным пользователем этого типа. В своей базовой конфигурации артиллерийский тягач Vickers 1934 года не был бронированным и в целом его можно было охарактеризовать как открытый гусеничный легкий грузовик. Он оснащался 5-цилиндровым бензиновым двигателем Meadows мощностью 51 л.с. с внутренним объемом 3300 куб.см и имел пустую массу 2 тонны. [ 2 ] За исключением 75-мм Bofors Chasseurs Ardennais, ни одно другое бельгийское вооруженное подразделение не было оснащено этим типом, вместо этого бельгийские вооруженные силы вместо этого в дальнейшем предпочли меньший по размеру и гораздо менее дорогой внедорожник Vickers / Familleureux в качестве основного гусеничного транспортера. Однако, учитывая его успешное применение в горнострелковых войсках Chasseurs Ardennais, ВС Бельгии решили заказать еще 32 машины, которые стали основой для Т-13 В1.

Конструкция Т-13 Б1/Б2

[ редактировать ]
Т-13 Б1.

Довольные характеристиками артиллерийского грузовика Vickers 1934 года, бельгийская армия приступила к оснащению недавно заказанных 32 машин 47-мм противотанковой пушкой модели 1931 года производства FRC Herstal . Поскольку это была достаточно тяжелая машина, а также общая компоновка артиллерийского тягача «Виккерс», было принято решение просто установить орудие и его башню на машине задом наперед, чтобы сохранить достаточно места для экипажа и боеприпасы. [ 3 ]

Общая компоновка машины имитировала компоновку машины Vickers, на базе которой она была создана. Подвеска представляла собой подвеску Horstmann, опирающуюся на тележки , с двумя обрезиненными колесными парами на каждую тележку. Эта конструкция, используемая исключительно на легких машинах, также использовалась на легком танке Mk VI британской армии и была изобретена Сидни Хорстманном . Помимо того, что он был относительно прост в сборке, компактен и легок, он имел преимущество в том, что имел большой ход и его можно было легко заменить в случае повреждения в полевых условиях. [ 4 ] Ведущая звездочка находилась спереди, но натяжных и возвратных роликов не было. Мощность двигателя представляла собой 5-цилиндровый бензиновый двигатель Meadows мощностью 51 л.с. в сочетании с пятиступенчатой ​​коробкой передач с преселектором . [ 5 ] [ нужна страница ] Рулевое управление представляло собой комбинацию отключения привода на одну гусеницу и торможения для увеличения поворота. Поворот башни осуществлялся силами экипажа из трёх человек. [ 5 ] Т-13 не были оснащены радиостанцией. [ 2 ]

Броневая защита была ограниченной, но все же лучше, чем у недобронированного легкого танка Т-15. Лобовая броня, как лобовой переборки, так и башни, составляла 12 мм из закаленной стали. Боковая броня основания машины и башни была ограничена толщиной 6 мм стали, чтобы минимизировать вес, стоимость и политическое влияние машины. Это означало, что экипаж Т-13 был полностью защищен только от непрямого взрыва и осколков, адекватно защищен от огня стрелкового оружия с лобовой стороны, но не с боков и, что самое важное, вообще не был защищен от большинства легких противотанковых выстрелов. , такие как .50 BMG , противотанковое ружье Boys .55 Boys или немецкое 13,2-мм TuF . Кроме того, боковые броневые щиты пришлось сложить, чтобы обеспечить полный поворот башни на 360 °, что еще больше подвергало экипаж огню из винтовок противника. Если (легко)бронированные бортовые щиты были оставлены вверх, поворот башни ограничивался 120° вперед. [ нужна ссылка ]

Вооружение было достаточно тяжелым для этой легкой машины, что обеспечивало истребителю танков Т-13 хорошие противотанковые возможности. Основным вооружением была 47-мм противотанковая пушка образца 1931 года, которая стреляла бронебойными снарядами массой 1,52 кг и могла пробивать 47-мм броню на расстоянии 300 м, что для того времени было впечатляющим показателем. [ 6 ] Максимальная дальность стрельбы орудия составляла 2000 м, а поскольку имелись как бронебойные, так и осколочно-фугасные снаряды, орудие имело также полезные противопехотные возможности. Вспомогательное вооружение состояло из одной установленной на башне легкой автоматической винтовки M1918 Browning производства FN , по сути это бельгийский пулемет Browning BAR калибра 7,65x53 мм «Бельгийский Маузер» вместо американского .30. Пулемет мог производить 500–650 выстрелов в минуту. [ 7 ]

Производство

[ редактировать ]

После того, как прототип Т-13 B1 прошел все испытания в бельгийской армии, в 1935 году было разрешено производство: компания Miesse недалеко от Бюзингена (недалеко от Брюсселя) поставила 32 Т-13 B1, все на основе импортированных британских артиллерий Vickers 1934 года. тракторы. [ 8 ] Модель Т-13 В2 представляла собой дальнейшее развитие модели В1, но мало чем отличалась от модели В1: главное, была переработана башня, придавшая машине несколько заниженный лобовой силуэт. Все 21 (по некоторым данным 23) Т-13 В2, очевидно, были переоборудованы из более ранних артиллерийских тягачей Vickers горных войск Chasseurs Ardennais, гусеничный транспорт 75-мм горной пушки M34 Bofors теперь перешел на меньшие, но более экономичные Vickers/Familleureux. коммунальный трактор. Сборка Т-13 Б2 закончилась к 1937 году.

Конструкция Т-13 Б3

[ редактировать ]
Т-13 Б3.

Хотя бельгийские вооруженные силы в целом были очень довольны возможностями существующих Т-13 B1 и B2, у обеих моделей истребителей танков были очевидные проблемы. Поскольку оригинальный артиллерийский тягач Vickers не был предназначен для перевозки орудия, он столкнулся с общей проблемой конструкции транспортного средства, называемой «ползением веса», которая, по сути, представляет собой постепенное накопление веса каждый раз, когда в конструкцию добавляется новая функция или возможность. . Это привело к тому, что первая модель Т-13 оказалась недостаточной по мощности, несколько нестабильной в качестве артиллерийской платформы и склонной к механическим неисправностям из-за перегрузки и износа. Полная масса составляла 4,5 тонны для бензинового двигателя мощностью 51 л.с. Однако гораздо более важным была уязвимость экипажа из трех человек. Экспорт полностью собранных конструкций был слишком дорогим решением для размещения истребителей танков в достаточном количестве, особенно с учетом того, что экономика Бельгии работала довольно плохо из-за мировой Великой депрессии и, как следствие, падения зарубежного спроса на промышленную продукцию.

Легкий танк Vickers-Carden-Loyd Mk. II Б

В 1936 году от Vickers был импортирован новый автомобиль; экспортная версия Vickers-Carden-Loyd Light Dragon Mk. Артиллерийский тягач IIB , оснащенный 6-цилиндровым бензиновым двигателем Meadows мощностью 88 л.с. и коробкой передач типа «краш». Общая конструкция машины была практически идентична уже состоявшему на вооружении бельгийских вооруженных сил танку Т-15 Light , который также был спроектирован и произведен компанией Vickers. Подвеска представляла собой подвеску Horstmann, опирающуюся на тележки, с двумя обрезиненными колесными парами на каждую тележку. Ведущая звездочка располагалась спереди, натяжные колеса располагались сзади, с тремя возвратными роликами. Рулевое управление снова представляло собой комбинацию отключения привода на одну гусеницу и торможения для увеличения поворота.

Большая площадь гусеницы, наличие возвратных катков, а также более крупный и мощный двигатель убедили бельгийские вооруженные силы в том, что эта платформа будет превосходить эту платформу в роли истребителя танков. Кроме того, поскольку завод Familleheureux, автомобильно-тракторная компания, уже производил лицензионные грузовые тракторы Vickers, было принято решение купить лицензию на производство у этой компании вместо того, чтобы напрямую приобретать все автомобили из Великобритании. Это позволило бы увеличить объем производства и сделать его более экономичным по сравнению с версией Т-13 B1/B2.

Окончательный Т-13 B3 конструктивно сильно отличался от более ранних версий B1 и B2, очевидно, с суффиксом B3. [ нужна ссылка ] выбрано, чтобы преуменьшить тот факт, что производился новый истребитель танков, а не вариант старых систем. Шасси Т-13 Б3 было крупнее и, помимо переработанной башни, имело внешний вид «коробка на коробке». Орудие больше не было направлено назад, как в первых двух версиях. Броня была лишь незначительно модернизирована до 13-мм броневой стали на лобовых поверхностях и 7-мм стали по бокам, что все еще недостаточно для защиты от чего-либо, кроме огня, взрывных и осколочных повреждений из стрелкового оружия. Однако шасси было достаточно большим, чтобы вместить экипаж из четырех человек без необходимости использования боковых бронепанелей, что также позволяло орудию поворачиваться на 360°, не снижая (пока очень низкого) уровня броневой защиты экипажа в процессе стрельбы. укладка орудия. Задняя часть оставалась открытой, поскольку машина по-прежнему задумывалась как легкий истребитель танков.

Самым важным и очевидным отличием был более крупный и мощный двигатель, что позволило значительно снизить износ, а также более устойчивую платформу для наводки и, прежде всего, лучшую маневренность в полевых условиях. Максимальная скорость Т-13 Б3 была увеличена до 56 км в час или даже до 65-70 км в час - скорости, достигнутой командиром А. Модерой в 1940 году. [ 9 ] [ 10 ] Вооружение, кроме компоновочного и прицельного комплексов, осталось нетронутым, хотя можно было нести больше боеприпасов. Увеличена дальность полета: с 240 км для версий В1-В2 до 400 км для версии В3. [ 2 ] Общий вес стал 5,08 тонны.

Производство

[ редактировать ]
Два немецких солдата смотрят на трофейный Т13 Б3.

Учитывая необходимость налаживания производства компанией Familleheureux после получения лицензии Vickers в 1936 году, поставки первых серийных T 13 B3 начались только в 1938 году. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года производство было активизировано, поэтому оснастить как можно больше армейских подразделений. С момента приобретения первых Т-13 B3 бельгийская армия, наконец, удовлетворилась получившимся истребителем танков и продолжила заказы. Производство B3 закончилось в начале битвы за Бельгию , после того как на заводе Familleheureux было произведено в общей сложности от 250 до 255 единиц. Вместе с более ранним производством B1 и B2 теоретически было выпущено от 303 до 311 машин Т-13. Однако, когда началась война, несколько десятков этих Т-13 все еще находились на заводе в процессе дооснащения. Еще около двух десятков готовились к доставке в новые части, но, поскольку времени на обучение водителей, наводчиков и обслуживающего персонала уже не было, их использовали в качестве резервных машин для частей, уже оснащенных Т-13, или в качестве запасных. частично туши. В общей сложности, судя по всему, в оперативных частях было фактически поставлено на вооружение лишь около 220 Т-13 B1/B2/B3. [ 8 ] Это сделало Т-13 самой массовой бронированной гусеничной машиной на вооружении бельгийских вооруженных сил.

История развертывания и эксплуатации

[ редактировать ]

Всего было задействовано 16–18 рот Т-13 по 12 машин в каждой, а также ряд одиночных машин и отделений. Эти роты Т-13 в основном были добавлены к некоторым из существующих пехотных дивизий: 10 мая 1940 года 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 7-я, 8-я, 9-я, 10-я, 11-я и 18-я пехотные дивизии имели по одной роте Т-13. Только 1-я горнострелковая дивизия «Арденнские егеря» и две кавалерийские дивизии имели по две-три роты. [ 8 ] Вместе с 42 легкими танками Т-15 обе бельгийские кавалерийские дивизии имели около 50 бронированных гусеничных машин каждая, причем пехота в основном перевозилась на мотоциклах, а тяжелое вооружение - на грузовиках и некоторое количество легкобронированных колесных машин. В оперативном отношении бельгийские вооруженные силы, за исключением кавалерийских частей, следовали довольно неэффективной доктрине «копеечного пакета» времен Первой мировой войны , которая в то время также использовалась во французской армии. Вместо того, чтобы использовать бронетанковые подразделения самостоятельно, чтобы максимально извлечь выгоду из их скорости и мобильности, подразделения были разбавлены и использовались для «ужесточения» пехотных подразделений: это привело к адаптации негибкого и линейного способа защиты, значительно снижая их скорость, мобильность. и в целом их эффективность. [ 11 ] [ нужна страница ] [ 12 ] [ нужна страница ] Это также привело к психологической проблеме командования, поскольку командиры пехоты не хотели рисковать теми немногими бронетанковыми подразделениями, которые у них были под рукой. [ 11 ]

Во время войны Т-13 по-прежнему был склонен к неисправностям и поломкам, особенно устаревшие и маломощные версии B1 и B2, хотя наспех доставленные подразделения, оснащенные T-13 B3, которые в некоторых случаях обучались на новом оборудовании всего лишь некоторое время. несколько дней - тоже были проблемы. Например, 8-я рота 2-го полка « Grenswielrijders/Cyclistes-Frontière» имела подбитый Т-13 уже в первый день битвы за Бельгию , а после восьми дней боев у него осталось только четыре из 12: хотя некоторые из них были подбиты в бою, по крайней мере половина из них была потеряна из-за механических поломок или Люфтваффе . бомбардировок [ 13 ] Т-13 с открытым верхом были очень уязвимыми целями при воздушном нападении, а подавляющее превосходство Люфтваффе в воздухе во время войны в Западной Европе привело к большим потерям. Машина была почти так же уязвима для артиллерийского или даже легкого минометного огня.

Отсутствие радио было еще одной очень важной проблемой, которая часто приводила к тому, что подразделения были обездвижены, ожидая, пока одинокий мотоциклист станет связующим звеном. Очень часто бронетанковые части находились всего в нескольких километрах от места боевых действий, но не знали об этом факте или не имели разрешения действовать без приказа. Однако это было верно для большинства западных танковых частей во время битвы за Западную Европу: действительно, только немецкие танковые группы были адекватно оснащены и достаточно хорошо понимали, насколько важна беспроводная связь в мобильном бою. [ 11 ] Но самое главное, Т-13, очень похожие на британские легкие танки Mk VI и французские легкие танки Renault R35 и Renault FT , оказались недостаточно бронированными. Таким образом, несмотря на большую пушку, им не хватало возможности действовать как настоящее мобильное противотанковое средство. Очень часто, когда Т-13, Т-15 и даже более тяжелые Renault AMC 35 бельгийской армии пытались контратаковать, немецкие 37-мм противотанковые пушки Pak и аналогично оснащенные бронечасти наносили тяжелые потери - ни Т-13, ни Т-15 был разработан для этой задачи.

С другой стороны, 47-мм орудие оказалось очень ценным и эффективным как против легкобронированных, так и против тяжелобронированных подразделений противника. 10 мая 1940 года, после того как пересекла небольшую страну Люксембург ночью разведывательная группа 1-й немецкой танковой дивизии , не встретив особого сопротивления, она была скована единственным Т-13 4-й роты первой горнострелковой дивизии «Егеря». Арденне в приграничном городе Мартеланж, при этом пара бронемашин была подбита. [ 14 ] В другом случае, во второй половине дня 12 мая 1940 года 3-й полк « Лансье/Лансье кавалерийский » подбил немецкую разведывательную группу, наступавшую на дороге между городами Зутлеув и Дрислинтер , и сумел полностью уничтожить ее. , добивая остальную пехоту пулеметным огнем. [ 15 ] Однажды единственное попадание калибра 47 мм прошило корпус Panzer IV с обеих сторон машины, после чего продолжило движение по траектории. [ 16 ]

Кроме того, поскольку на каждый Т-13 B3 было назначено четыре члена экипажа (версии B1 и B2 имели экипаж из трех человек), рабочая нагрузка была хорошо распределена, и при должной подготовке большинство подразделений, оснащенных Т-13, могли эффективно использовать свой истребитель танков. . Столкнувшись с слабыми целями, Т-13 показали себя хорошо: Т-13 участвовали в успешной контратаке у Кватрехта недалеко от Гента 20 мая 1940 года, в ходе которой удалось отбросить 192-й и 234-й пехотные полки немецкой армии, пока британские войска к югу от Ауденарде получил приказ отступить к Дюнкерку 22 мая 1940 года и через день прервал контакт с бельгийским фронтом. [ 17 ]

немецкое использование

[ редактировать ]
Конфискованный Ваффен-СС Т-13 Б3 где-то в Бельгии или на севере Франции.

После того, как битва за Бельгию закончилась немецкой оккупацией 28 мая 1940 года, Вермахт забрал все годные к использованию машины Т-13, которые не были саботированы их экипажами. Их наспех пометили балкенскими крестами, чтобы отличить от частей противника. Судя по всему, некоторые из них участвовали в войне с оставшейся французской армией, хотя неясно, сколько Т-13 использовалось таким образом. Немецкое обозначение этой машины было « Panzerjäger VA 802(b) ». [ 18 ] Однако большая часть этих машин, скорее всего, никогда не покидала Бельгию, за исключением того, что позже во время войны они использовались на металлолом. В основном их назначали для обучения водителей и стрельбы, легкой поддержки, охраны аэродромов, борьбы с повстанцами и, возможно, в составе береговой обороны Атлантикволла . Однако, если не считать некоторых фотографических свидетельств, об использовании немцами Т-13 известно очень мало. [ 19 ]

Выжившие

[ редактировать ]

Единственный известный уцелевший Т-13 B2 хранится в Брюссельском Королевском музее вооруженных сил и военной истории .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хайд, Чарльз Чейни (январь 1937 г.), «Бельгия и нейтралитет», Американский журнал международного права , 31 (1): 82, doi : 10.2307/2190717 , JSTOR   2190717 , S2CID   147467843
  2. ^ Jump up to: а б с д «Бельгийский охотник за танками Т13» . Танки-энциклопедия.com . Проверено 12 февраля 2014 г.
  3. ^ Для наглядности см. изображение Т-13 B1.
  4. ^ История Хорстманна
  5. ^ Jump up to: а б Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (2001) [1969], Британские и американские танки Второй мировой войны: Полная иллюстрированная история танков Великобритании, Америки и Содружества 1933–1945 годов , Cassell & Company.
  6. ^ Доктор Лео Нихорстер. «Приложение B: Оружие, бельгийские укрепления, май 1940 года» . Niehorster.orbat.com . Проверено 12 февраля 2014 г.
  7. ^ Бишоп, Крис: Энциклопедия оружия Второй мировой войны , стр. 239. Стерлинг Паблишинг, 2000.
  8. ^ Jump up to: а б с «Кампания восемнадцати дней — дом» . 18daagseveldtocht.wikispaces.com . Проверено 12 февраля 2014 г.
  9. ^ Алле, Лоран. VCLT13 B — новый тип машины, обслуживающей Арденнских охотников .
  10. ^ Бельгийский танковый музей, Фонд T.13 : Командир МОДЕРА, Кампания 1940 года. Воспоминания о командире Адриане Модере, sl, sd.
  11. ^ Jump up to: а б с Лидделл Харт, BH (1970), Вторая мировая война , Лондон {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Западные союзные танки 1939-45, Дэвид Портер, 2009 г.
  13. ^ «Кампания восемнадцати дней — велосипедисты 2-й границы» . 18daagseveldtocht.wikispaces.com . Проверено 12 февраля 2014 г.
  14. ^ «Восемнадцатидневная кампания — Первые Арденнские охотники» . 18daagseveldtocht.wikispaces.com . Проверено 12 февраля 2014 г.
  15. ^ «Сводка событий и информации»: военный отчет 12-го британского полка королевских улан Королевской армии от 13 мая 1940 года.
  16. ^ "Дом" . Bunkergordel.be .
  17. ^ Бонд, Брайан; Тейлор, Майкл (2001), Битва за Францию ​​и Фландрию 1940, Лондон: Лео Купер, ISBN   978-0-85052-811-4
  18. ^ «Трофные танки, используемые ВС Германии» . Achtungpanzer.com. 14 марта 2011 года . Проверено 12 февраля 2014 г.
  19. ^ соседнее изображение из бундерархива, местонахождение неизвестно.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7266221ecd643e97256d3b88312bff28__1719735900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/28/7266221ecd643e97256d3b88312bff28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
T-13 tank destroyer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)