танк БТ
БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М | |
---|---|
Тип | Легкий кавалерийский танк |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1932–45 |
Используется | Советский Союз Испанская Республика Франкистская Испания (в плену) Китайская Республика Китайская Народная Республика Монгольская Народная Республика Финляндия (захвачена) Венгрия (захвачена) Румыния (захвачена) Нацистская Германия (в плену) Королевство Афганистан |
Войны | Гражданская война в Испании Вторая китайско-японская война Советско-японские пограничные конфликты Вторжение в Польшу Зимняя война Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Дж. Уолтер Кристи , Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова (ХКБМ) |
Разработанный | 1930–31 |
Производитель | Malyshev Factory |
Произведено | 1932–41 |
№ построено | БТ-2: 650 БТ-5: 1884 БТ-7: 5556 |
Варианты | БТ-2, БТ-5, БТ-7, БТ-7М |
Технические характеристики (БТ-5) | |
Масса | 11,5 тонн (12 676 тонн) |
Длина | 5,58 м (18 футов 4 дюйма) |
Ширина | 2,23 м (7 футов 4 дюйма) |
Высота | 2,25 м (7 футов 5 дюймов) |
Экипаж | 3 |
Броня | 6–23 мм |
Основной вооружение | 45-мм обр. 1932 г. танковая пушка |
вторичный вооружение | 1-3 7,62-мм пулемета ДТ |
Двигатель | Модель М-5 400 л.с. (298 кВт) |
Мощность/вес | 35 л.с./тонну |
Приостановка | Кристи |
Запас топлива | 360 литров (95 галлонов США) |
Оперативный диапазон | 200 км (120 миль) |
Максимальная скорость | 72 км/ч (44,7 миль в час) |
The BT tank ( Russian : Быстроходный танк/БТ , romanized : Bystrokhodnyy tank/BT , lit. "fast moving tank" or "high-speed tank") [ 1 ] был одним из серии советских легких танков, производившихся в больших количествах в период с 1932 по 1941 год. Они были легкобронированы, но достаточно хорошо вооружены для своего времени и обладали лучшей подвижностью среди всех современных танков. Танки БТ были известны под прозвищем «Бетка» от аббревиатуры , или уменьшительным названием «Бетушка» . [ 2 ] Преемником танков БТ стал знаменитый средний танк Т-34 , представленный в 1940 году, который заменил все состоявшие советские быстрые танки, пехотные танки и легкие танки на вооружении .
Дизайн
[ редактировать ]Танки БТ были «конвертируемыми танками». Эта функция была разработана Дж. Уолтером Кристи для уменьшения износа ненадежных гусениц танков 1930-х годов. Примерно за тридцать минут экипаж мог снять гусеницы и включить цепной привод на крайние задние опорные катки с каждого борта, что позволяло танку двигаться по дорогам с очень высокой скоростью. В колесном режиме управление танком осуществлялось поворотом передних опорных катков. По данным исторических исследований [ 3 ] Эта особенность, возможно, требовалась Сталину для плановой европейской войны в рамках стратегии, подобной блицкригу . Однако советские танковые войска вскоре обнаружили, что кабриолет малопригоден для практического применения; в стране с небольшим количеством дорог с твердым покрытием это занимало пространство и добавляло ненужную сложность и вес. Эта функция была исключена из более поздних советских разработок.
Кристи, механику и водителю гоночных автомобилей из Нью-Джерси, не удалось убедить Управление артиллерийских вооружений армии США принять на вооружение конструкцию его танка Кристи . В 1930 году советские агенты Амторга , якобы советской торговой организации, использовали свои политические связи в Нью-Йорке, чтобы убедить военных и гражданских чиновников США предоставить Советскому Союзу планы и спецификации танка Кристи. По крайней мере, два танка Christie's M1931 (без башни ) были позже куплены в США и отправлены в Советский Союз по фальшивой документации, в которой они были описаны как «сельскохозяйственные тракторы». [ 4 ] Оба танка были поставлены на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Первоначальные танки Кристи назывались в Советском Союзе быстрыми танками , сокращенно БТ (позже названными БТ-1). На основании как их, так и других планов, полученных ранее, в октябре 1931 года были построены три невооруженных прототипа БТ-2, а серийное производство началось в 1932 году. Большинство БТ-2 были оснащены 37-мм пушкой и пулеметом, но не хватало 37 мм-пушки привели к тому, что некоторые ранние образцы были оснащены тремя пулеметами. Наклонная конструкция брони передней части корпуса ( лобовая пластина) прототипа Christie M1931 была сохранена в более поздних конструкциях корпусов советских танков, а затем принята и для бортовой брони. БТ-5 и более поздние модели оснащались 45-мм пушками.
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2008 г. ) |
Варианты Советского Союза:
- БТ-1: прототип Кристи без башни
- БТ-2 образца 1932 г.: двигатель М-5-400 (копия американского двигателя Liberty L-12 ); выпускалось три варианта башни: с одной 37-мм пушкой (60); 37-мм пушка и один пулемет ДТ (148); спаренные пулеметы ДП вместо пушки и одиночный пулемет ДТ (412). В конце 1932 года модифицирован в БТ-3, но выпускался под тем же обозначением.
- БТ-2-ИС: прототип с трехосным приводом, отклонен из-за сложности.
- БТ-3: то же, что и БТ-2, производится в метрической системе (вместо британской системы, используемой для БТ-2). В официальной документации именуется БТ-2 .
- БТ-4: представлял собой конструкцию со сварным корпусом и небольшими изменениями в подвеске. Выпущено три прототипа (с частично клепаными корпусами). Поддельный «вариант» раннего Т-26 с двумя пулеметными башнями можно найти под названием БТ-4, но он никогда не существовал, и изображения отредактированы.
- БТ-5: цилиндрическая башня большего размера, 45-мм пушка 20-К, спаренный пулемет ДТ . На более ранних танках использовались более простые цельноцилиндрические болтовые башни с приваренным задним турели.
- БТ-5ПХ: подводный вариант (только прототипы)
- БТ-5А: вариант артиллерийской поддержки с 76,2-мм гаубицей (только прототипы).
- РБТ-5: артиллерийский вариант реактивной установки, оснащенный двумя 420-мм танковыми торпедами (только прототипы).
- Огнеметный танк БТ-5: (только прототипы)
- БТ-5-ИС: прототип с трехосным приводом, отклонен из-за сложности. В 1938 году тот же прототип был модернизирован наклонными бортами, что привело к созданию БТ-СВ-2.
- ПТ-1А: амфибийный вариант с новым корпусом (только прототипы).
- ТТ-БТ-5: телетанк , дистанционно-радиоуправляемый танк (только прототипы)
- БТ Цыганова: «очень быстрый» вариант БТ-5 Н. Ф. Цыганова, имевший набор из 30 колес, соединенных цепью. Он должен был развивать скорость до 105 км/ч, но от него отказались из-за сложности и построили только один макет.
- БТ-6: БТ-5 с цельносварным корпусом, предшественник БТ-7 (прототип).
- БТ-7 обр. 1935 г.: сварной корпус, переработанная лобовая часть корпуса, новый двигатель Микулин М-17 Т (лицензионная копия двигателя БМВ), закрытый глушитель, новые гусеницы с коротким шагом.
- БТ-7 обр. 1937 г.: новая башня с наклонной броней.
- БТ-7ТУ: командирский вариант со штыревой антенной вместо прежней рамочной антенны.
- БТ-7А: вариант артиллерийской поддержки с 76,2-мм гаубицей в более крупной башне, аналогичной Т-28 . Планировалось изготовить 155 экземпляров, но из них 21 был оснащен нормальными башнями БТ-7, а один не имел пушки, именно на этом танке впоследствии проводились испытания 76,2-мм пушек Л-11 и Ф-32.
- ОП-7: огнеметный вариант с внешними топливными баками (только прототип)
- ТТ-БТ-7: телетанк , дистанционно-радиоуправляемый танк (только прототип)
- БТ-СВ-2 Черепаха («черепаха»): еще один прототип, в котором наклон брони доведен до крайности.
- БТ -7М [ 5 ] (1938 г., прототипы получили обозначение А-8; иногда называют БТ-8): новый дизельный двигатель В-2, заменяющий более ранние бензиновые двигатели.
- А-20 (также известный как БТ-20 ): прототип нового танка БТ с 20-мм сильно наклоненной броней, вдохновленной прототипом БТ-СВ-2, 45-мм пушкой 20-К, дизельным двигателем модели В-2. Проиграл на испытаниях гусеничному А-32. Известно, что единственный построенный прототип участвовал в битве под Москвой . В 1941 году, когда немцы приблизились к Москве, ситуация была настолько отчаянной, что все боеспособное было поставлено на вооружение Советами. Прототип А-20, находившийся в это время на подмосковном армейском полигоне Кубинка для оценочных испытаний, был немедленно принят на вооружение вместе с другими присутствовавшими здесь прототипами танков, которые были организованы в отдельную роту под руководством капитана Семенова. В дальнейшем танк был включен в штат 22-й танковой бригады вместе со своими предшественниками и преемниками — танками БТ-7 и Т-34 . 1 декабря 1941 года в ходе боев танк получил серьезные повреждения и был отправлен в тыл на ремонт. Через три дня он снова поступил на вооружение 22-й танковой бригады до середины декабря, когда танк снова был поврежден и эвакуирован в тыл. После этих событий его судьба неизвестна.
- А-32 ( А-20Г ): первоначально известный как А-20Г (Г – гусеничный), а затем переименованный в А-32, он был конкурентом А-20. Из серии танков БТ впервые была исключена колесно-гусеничная система, что сделало конструкцию и производство танка более простыми, надежными и особенно легкими; Фактически, броня была увеличена до 30 мм, увеличен корпус, установлен 5-й опорный каток для лучшего распределения давления на грунт и заменена 45-мм пушка 20-К на 76,2-мм Л-10. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] пушку, но масса увеличилась всего на 1 тонну (с 18 до 19 тонн соответственно для А-20 и А-32). Испытания 1939 года показали, что броню танка можно модернизировать, поэтому была сделана просьба об увеличении ее до 45 мм. Специально для этой цели был создан второй прототип, на этот раз оснащенный башней и 45-мм вооружением от А-20, а также дополнительными грузами, размещенными на специальных кронштейнах, приваренных к корпусу и башне, для имитации массы усиленного танка. После удовлетворительных испытаний были высказаны другие требования, например, улучшить обзорность изнутри танка и принять на вооружение более новую пушку Ф-32 (впоследствии Л-11 и Ф-34 вместо нее на прототипах и серийных моделях были приняты ), что в конечном итоге привело к созданию А-34, серийно выпускавшегося как знаменитый Т-34 .
Иностранные варианты:
- БТ-42 : финское штурмовое орудие; трофейные БТ-7 оснащались британскими 4,5-дюймовыми гаубицами QF . Спаренная пушка ДТ была удалена, а конструкция башни переработана для установки новой пушки. Всего было изготовлено 18 штук.
- БТ-43 : финский бронетранспортёр; трофейный БТ-7 с десантным размещением. Был изготовлен только один прототип.
Технические характеристики
[ редактировать ]БТ-2 | БТ-5 | БТ-7 | БТ-7А | БТ-7М (БТ-8) | |
---|---|---|---|---|---|
количество построенных | 620 | 2,108 [ 11 ] или 5000 [ 12 ] |
4,965 [ 13 ] или 2000 [ 12 ] |
154 | 790 [ 5 ] |
экипаж | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
масса | 10,2 т | 11,5 т | 14 т | 14,5 т | 14,7 т |
длина | 5,58 м | 5,58 м | 5,66 м | 5,66 м | 5,66 м |
ширина | 2,23 м | 2,23 м | 2,29 м | 2,29 м | 2,29 м |
высота | 2,20 м | 2,25 м | 2,42 м | 2,52 м | 2,42 м |
броня | 6–13 мм | 6–13 мм | 6–13 мм | 6–13 мм | 6–22 мм |
основное орудие | 37 мм Модель 30 |
45 мм Модель 32 |
45 мм Модель 34 |
76,2 мм Модель 27/32 |
45 мм Модель 32/38 |
основное орудие боеприпасы |
96 раундов | 115 раундов | 146 патронов | 50 раундов | 146 патронов |
пулеметы | ДТ | ДТ | ДТ | 2×DT | 3×DT |
мощность двигателя модель |
400 л.с. М-5 |
400 л.с. М-5 |
500 л.с. М-17Т |
500 л.с. М-17Т |
450 л.с. V-2 |
топливо | 400 л бензин |
360 л бензин |
620 л бензин |
620 л бензин |
620+170 л дизель |
скорость дороги | 100 км/ч (62 мили в час) | 72 км/ч (45 миль в час) | 86 км/ч (53 мили в час) | 86 км/ч | 86 км/ч |
мощность: вес | 39 л.с./т | 35 л.с./т | 36 л.с./т | 34 л.с./т | 31 л.с./т |
дорожный диапазон | 300 км | 200 км | 250 км | 250 км | 400 км |
тактическая дальность | 100 км | 90 км | 120 км | 120 км | 230 км |
Боевая история
[ редактировать ]Танки БТ участвовали во Второй китайско-японской войне , гражданской войне в Испании , битвах на Халхин-Голе (также известных как Номоханский инцидент), Зимней войне в Финляндии и во Второй мировой войне .
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]воевал полк из 50 БТ-5 В Гражданской войне в Испании (1936–1939) на стороне республиканцев . Они были укомплектованы членами интернациональных бригад, прошедшими подготовку в СССР, и некоторыми советскими танкистами. [ 14 ] Их первый бой 13 октября 1937 года во время Сарагосского наступления оказался катастрофическим: из-за плохой тактики было потеряно 13 танков. Позже еще 12 были потеряны с декабря 1937 по февраль 1938 года в ходе битвы при Теруэле . Несколько трофейных БТ-5 также использовались националистической стороной . [ 15 ]
Китайский сервис
[ редактировать ]Китайская националистическая армия имела четыре БТ-5, которые сражались против Императорской японской армии во время Второй китайско-японской войны (1937–1945). [ нужна ссылка ]
Бои на Халкин-Голе
[ редактировать ]Во время боев на Халхин-Голе (также известных как Номонганский инцидент), продолжавшихся с мая по сентябрь 1939 года, танки БТ легко подвергались атакам японских команд «ближнего боя». [ 16 ] ( отряды истребителей танков ) [ 17 ] которые были – вместо противотанковых средств – вооружены с бензином ( бензином ) баллонами [ 18 ] (позже получившие название « коктейли Молотова »). БТ-5 и БТ-7, работавшие при температуре выше 100 ° F (38 ° C) на монгольских равнинах, легко загорелись, когда коктейль Молотова воспламенил их бензиновые двигатели. [ 19 ] Генерал Георгий Жуков отметил на брифинге Иосифа Сталина , что его «...танки БТ были немного пожаробезопасны...». [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] И наоборот, многие японские танкисты с большим уважением относились к советской 45-мм пушке БТ-5 и БТ-7, отмечая: «...не успели они увидеть вспышку русской пушки, как сразу заметили дыру в свой танк, добавив, что советские артиллеристы тоже были точны!» [ 23 ]
После битвы на Халхин-Голе советские военные разделились на два лагеря; одну сторону представляли ветераны гражданской войны в Испании генерал Павел Рычагов советских ВВС , советский эксперт по бронетехнике генерал Дмитрий Павлов и фаворит Сталина маршал Григорий Кулик , начальник артиллерийского управления. [ 24 ] Другая сторона состояла из ветеранов Халхин-Гола во главе с генералами Жуковым и Григорием Кравченко из советских ВВС. [ 25 ] Уроки «первой настоящей крупномасштабной войны России с использованием танков, артиллерии и самолетов» на Халхин-Голе остались без внимания. [ 26 ] [ 27 ]
Зимняя война
[ редактировать ]Во время Зимней войны против Финляндии в 1939–1940 годах танки БТ-2, БТ-5 и БТ-7 имели меньший успех против сил финской армии , чем против японцев на Халхин-Голе. [ 26 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны в Европе танки БТ-5 и БТ-7 использовались при советском вторжении в Польшу в 1939 году . Красная Армия планировала заменить серию танков БТ на Т-34 и начала это делать только тогда, когда 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» — вторжение Германии в Советский Союз. Танки серии БТ в большом количестве принимали участие в боевых действиях. сражения, последовавшие за этим в 1941 году, в ходе которых тысячи людей были брошены или уничтожены. Некоторые из них продолжали использоваться в 1942 году, но с тех пор редко участвовали в боях с немецкими войсками. [ нужна ссылка ]
В последние недели Второй мировой войны значительное количество танков БТ-7 приняло участие в советском вторжении в Маньчжурию в августе 1945 года, участвуя в боях с японскими оккупационными войсками на северо-востоке Китая . Это был последний боевой бой танков БТ. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- Советский Союз – основной оператор
- Королевство Афганистан [ нужна ссылка ]
- Китайская Республика - 30 БТ-5.
- Китайская Народная Республика
- Финляндия - захвачена [ 28 ]
- Румыния - трофейные БТ-2 и БТ-7. [ 29 ]
- Венгрия - захвачена [ 28 ]
- Нацистская Германия - взята в плен [ 30 ]
- Монгольская Народная Республика - 15 БТ-7. [ 31 ]
- Испанская Республика - 50 БТ-5 куплены в конце 1937 года и использовались во время гражданской войны в Испании.
- Испанское государство - захвачено у Испанской Республики.
Техническое наследие
[ редактировать ]Серия танков БТ была многочисленной, составляла кавалерийский танковый род войск Красной Армии в 1930-х годах и имела гораздо лучшую мобильность, чем другие современные танки. По этим причинам было проведено множество экспериментов и доработок конструкции, в основном проводившихся на заводе ХПЗ в Харькове .
Важнейшим наследием танка БТ стал средний танк Т-34. В 1937 году на ХПЗ был сформирован новый конструкторский коллектив для создания танков БТ следующего поколения. Первоначально главным конструктором был Михаил Кошкин , а после его смерти — Морозов . Команда построила два прототипа. Легкий получил название А-20 . Более тяжеловооруженная и бронированная модификация БТ, А-32 , представляла собой «универсальный танк», призванный заменить все Т-26 пехотные танки , кавалерийские танки БТ и средние танки Т-28 . Такой план был спорным, но опасения по поводу характеристик танка под угрозой немецкого блицкрига привели к разрешению производства еще более тяжелобронированной версии - среднего танка Т-34.
Попутно важной технической разработкой стали стендовые машины БТ-ИС и БТ-СВ-2 с упором на наклонную броню . Эта проверка концепции привела непосредственно к разработке конструкции брони Т-34. Шасси танка БТ также использовались в качестве основы для машин инженерного обеспечения и машин для испытаний подвижности. Вариант мостоукладчика имел башню Т-38 и передвигал мосты через небольшие проломы. Стандартные танки устанавливались как фашинные носители. РБТ -5 имел пару больших артиллерийских ракетных установок, по одной с каждой стороны башни. На танках БТ были опробованы несколько конструкций чрезвычайно широких гусениц, в том числе, как ни странно, деревянные «снегоступы».
КБТ -7 представлял собой полностью современную бронированную командирскую машину, находившуюся на стадии прототипа, когда разразилась Вторая мировая война. Во время войны этот проект не был реализован.
На киевских маневрах 1936 года иностранные военные наблюдатели увидели, как у смотрового стенда катятся сотни танков БТ. Среди аудитории были представители британской армии , которые вернулись домой, чтобы пропагандировать использование подвески Christie на британских крейсерских танках, которую они использовали, начиная с Cruiser Mk III . Заостренная форма лобовой брони корпуса танка БТ также повлияла на конструкцию британского танка «Матильда» . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кукс 1985 , с. 641, обозначение №23.
- ^ Zaloga & Grandsen 1984 , p. 74.
- ^ «Ледокол (научная книга)» , Arc.Ask3.Ru , 18 июня 2024 г. , дата обращения 11 июля 2024 г.
- ^ Суворов, Виктор (2008). «Глава 10: Об «устаревших» советских танках». Главный виновник: великий замысел Сталина начать Вторую мировую войну . Издательство Военно-морского института. ISBN 9781591148067 .
- ^ Перейти обратно: а б Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7М в ХКБМ.
- ^ «Средний танк Т-34» . Английский.Battlefield.Ru. Архивировано из оригинала 31 августа 2016 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ «Прототипы среднего танка Т-34» . Танки-энциклопедия.com. 30 июня 2014 года . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ "A-32 Средний танк" . aviArmor. 20 March 2020 . Retrieved 24 March 2020 .
- ^ "Опытные средние танки А-20 и А-32" (in Russian). Bronetehnika.narod.ru . Retrieved 24 March 2020 .
- ^ Zaloga & Grandsen 1984 .
- ^ «Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5» . Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова. Архивировано из оригинала 17 июля 2006 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Танки. Средние» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
- ^ Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 в ХКБМ.
- ^ Zaloga 2016 , p. 33.
- ^ Zaloga 2016 , p. 36.
- ^ Кук 1985 , с. 318.
- ^ Кукс 1985 , стр. 311 и 318.
- ^ Кук 1985 , с. 309.
- ^ Кук 1985 , с. 300.
- ^ Кук 1985 , с. 437.
- ^ Кук 1985 , с. 993
- ^ Голдман 2012 , с. 123.
- ^ Кук 1985 , стр. 362, 400.
- ^ Кук 1985 , стр. 993–996.
- ^ Кук 1985 , стр. 994–995.
- ^ Перейти обратно: а б Кук 1985 , с. 997
- ^ Goldman 2012 , стр. 123, 167.
- ^ Перейти обратно: а б Zaloga 2016 , p. 44.
- ^ Эксворси, с. 221
- ^ Zaloga 2016 , p. 41.
- ^ Zaloga 2016 , p. 18.
Источники
[ редактировать ]- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1972). Танки мира . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-304-36141-0 .
- Кукс, Элвин (1985). Номонган; Япония против России, 1939 год . 2 тома. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-1160-9 .
- Гольдман, Стюарт Д. (2012). Номонган, 1939 год; Победа Красной Армии, определившая Вторую мировую войну . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 978-1-59114-329-1 .
- Залога, Стивен Дж .; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевые машины Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-606-4 .
- Залога, Стивен Дж. (25 августа 2016 г.). БТ Fast Tank: кавалерийский танк Красной Армии 1931–45 гг . Новый Авангард 237. ISBN 9781472810656 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Танк БТ-2. Архивировано 28 декабря 2018 года в Wayback Machine на поле боя в России.
- Танк БТ-5. Архивировано 13 сентября 2019 года в Wayback Machine на поле боя в России.
- Танк БТ-7. Архивировано 20 декабря 2016 года в Wayback Machine на поле боя в России.
- Танки БТ и их варианты. Архивировано 14 июня 2007 года в Wayback Machine в Хенке, Голландия.
- Спасение танка БТ-7 из реки Невы
- Танки БТ , танки БТ в музеях и памятниках
- Подробная статья о ранней истории танков БТ, автоматически переведенная с русского языка.