Jump to content

10ТП

10ТП
Тип Легкий танк
Место происхождения Польша
История обслуживания
В эксплуатации 1938-1939 ( прототип )
Используется Польская армия
Технические характеристики
Масса 12,8 тонны
Длина 5,4 м (17 футов 9 дюймов)
Ширина 2,55 м (8 футов 4 дюйма)
Высота 2,2 м (7 футов 3 дюйма)
Экипаж 4

Броня 8-20 мм (корпус)
16 мм (башня)
Основной
вооружение
1 × 37-мм Bofors wz. 36 ( противотанковая пушка )
вторичный
вооружение
2 × 7,92-мм Ckm wz.30 ( крупнокалиберный пулемет )
Двигатель 12-цилиндровый американский двигатель LaFrance.
210 л.с. (160 кВт)
Передача инфекции 5-ступенчатая коробка передач
Приостановка Кристи
Дорожный просвет 40 см (16 дюймов)
Запас топлива 130 л
Оперативный
диапазон
210 км (130 миль) по дорогам
130 км (81 миль) по бездорожью
Максимальная скорость 50–75 км/ч (31–47 миль в час)
Ссылки [ 1 ] [ 2 ]

10TP , польский лёгкий крейсерский танк который так и не продвинулся дальше стадии прототипа. Несмотря на то, что прототип предназначался для содействия польской программе разработки бронетехники, в конечном итоге он был признан неудачным. Однако данные, полученные в ходе испытаний, легли в основу конструкции последующей модели 14TP , которая так и не была завершена из-за начала Второй мировой войны .

Прототип 10TP отличался оригинальной конструкцией, вобравшей в себя некоторые общие концепции, предложенные Дж. Уолтером Кристи , а также многочисленные инновационные технические решения, разработанные польскими инженерами.

В конце 1920-х годов в ВС Польши возникла потребность в новой конструкции танка. Wojskowy Instytut Badań Inżynierii (WIBI), или «Военно-инженерный научно-исследовательский институт», направил капитана Ручиньского в Соединенные Штаты , чтобы на законных основаниях приобрести танк Christie M1928 вместе с его чертежами и лицензией на производство . Этот танк должен был стать основой для нового польского легкого танка. Однако поляки машину так и не получили. Опасаясь юридических осложнений, Кристи вернула деньги за покупку.

Из-за того, что мастер-модель и связанная с ней лицензия не были получены, Конструкторское бюро танков WIBI в конце 1930 года начало предварительные работы по проектированию собственного колесно-гусеничного танка. Эта конструкция была вдохновлена ​​американскими танками Christie M1928 и M1931 , и ей было присвоено рабочее название «А ля Кристи».

Работа по проектированию основывалась на имеющихся данных, включая рекламные брошюры, заметки и эскизы, которые капитан Ручиньский получил от Кристи. К 1932 году были готовы чертежи конструкции и список деталей. Однако работа вскоре замедлилась, поскольку перед конструкторами была поставлена ​​задача оценить только что закупленный британский Vickers Mark E. танк Эта оценка в конечном итоге привела к разработке польского 7TP легкого танка .

В конце 1934 года ликвидация ВИБИ и создание Центра проектирования и испытаний бронетанковых войск под непосредственным командованием Командования бронетанковых войск привели к уничтожению специальной комиссией большей части документации по проекту «А ля Кристи». Сохранилось лишь несколько рукописных заметок и расчетов.

10 марта 1935 года начались проектные работы по новой модели танка, получившей обозначение 10ТП. Майор Рудольф Гундлах возглавил проектную группу, в которую входили инженеры Ян Лапушевский, Стефан Олдаковский, Мечислав Сташевский, Казимеж Гейнович и инженер-технолог Ежи Наперковский.

В 1936 году проект танка 10ТП еще находился в разработке, но тем не менее был включен в программу модернизации Войска Польского на 1936-1942 годы. Эта программа, охватывающая бронетанковые войска, была одобрена Комитетом по вооружению и технике ( Kombet do spraw Uzbrojenia i Sprzętu , KSUS) в январе 1936 года. 10TP числился в качестве оборудования, предназначенного для четырех танковых батальонов в составе новых моторизованных частей.

Сборка первого прототипа 10ТП началась в 1937 году в Экспериментальном цехе (ЭУ) завода Государственных машиностроительных заводов (ПЗИнж.) в Урсусе , под Варшавой . Этот завод служил центральной площадкой по производству польских танков в 1931-1939 годах. Руководил строительством капитан Казимеж Грюнер. Одновременно с разработкой прототипа были сформированы две моторизованные кавалерийские бригады, которые после ввода в эксплуатацию должны были быть оснащены 10ТП. [ 3 ]

Строительство танка 10ТП было завершено в июле 1938 года. Увеличение сроков разработки было связано с необходимостью приобретения из-за рубежа основных компонентов, не производившихся в Польше, таких как достаточно мощный двигатель. 16 августа 10TP провел свой первый расширенный тест-драйв. Сержант Полинарек, опытный военный специалист, пилотировал танк под непосредственным руководством капитана Леона Чекальского, начальника отдела испытаний и экспериментов Бюро технических исследований бронетанкового вооружения ( Buro Badań Technicznych Broni Pancernych , BBT Br.Panc.). Суды проводились в секрете из-за активизации деятельности немецкой разведки Абвера и подозрений в проникновении « пятой колонны » в Польшу. [ 4 ]

Дальнейшие испытания были приостановлены из-за мелких неисправностей до 30 сентября. Затем танк отправили в ВД на доработку конструкции.

16 января 1939 года танк прошел контролируемые испытания с короткой поездкой в ​​Лович . Весной он совершил более продолжительное путешествие за пределы Гродно , преодолев общее расстояние в 610 километров (380 миль) с 22 по 25 апреля. Проехав во время этих испытаний почти 2000 километров (1200 миль), автомобиль вернулся в WD для тщательного осмотра. Это включало почти полную разборку для оценки износа компонентов, выявления причин неисправностей и проведения ремонта.

В мае отремонтированный танк был представлен генералам и другим высокопоставленным военным деятелям.

Конструкторы, проанализировав свой опыт, пришли к выводу, что танк такого типа должен быть чисто гусеничной машиной. Любое оборудование, необходимое для колесного режима движения, считалось избыточным весом. Устранение этого веса позволило значительно увеличить толщину брони, сохранив при этом машину в пределах исходного веса. Следующим этапом развития 10ТП стал танк 14ТП . Разработка началась в конце 1938 года, но не была завершена из-за начала Второй мировой войны. [ 5 ] [ 6 ]

Прежде чем серийное производство началось , вторжение Германии в Польшу в сентябре 1939 года положило конец независимому существованию Второй Польской Республики .

Широкий корпус 10ТП вмещал двухместную башню и позволял двум членам экипажа сидеть рядом в переднем отделении. Конструкторы взяли на вооружение американскую концепцию подвески Christie, позволяющую транспортному средству передвигаться как на колесах, так и на гусеницах. Однако они разработали свои собственные более широкие гусеницы, ведущие звездочки и механизмы гусеничной связи. 10TP также отличался усовершенствованной системой рулевого управления с гидравлическим сервоприводом — отечественной инновацией, которая существенно повлияла на общие характеристики танка.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Польская бронетехника 1939 года – проекты и прототипы польской бронетехники» . achtungpanzer.com . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 9 августа 2014 г.
  2. ^ Пакула, Тадеуш (8 мая 2016 г.). «10ТП» . Онлайн-музей танков. Архивировано из оригинала 22 сентября 2023 года.
  3. ^ Форд, Роджер (1997). Великие танки мира с 1916 года по наши дни . Brown Packaging Books Ltd., стр. 99–100 . ISBN  1-897884-29-Х .
  4. ^ Магнуски, Януш, Броня в профиле 1/Pancerne profil 1 , Варшава: Pelta (1997) пер. Витольд Калужинский
  5. ^ Януш Магнуски: «Танк 10ТП»; «Новые военные технологии» нет. 6/96
  6. ^ (на польском языке) Легкий танк 10 ТП
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6096880c565fcb13c2af45ac6277c9f4__1715971260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/f4/6096880c565fcb13c2af45ac6277c9f4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
10TP - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)