9ТП
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2013 г. ) |
9TP (код польского : dziewięciotonowy polski — «9-тонный польский») — польский лёгкий танк начала Второй мировой войны . Являясь развитием более раннего танка 7TP , он должен был заменить своего предшественника на вооружении Польши в 1940 году. Из-за начала войны только ограниченное количество ранних прототипов и экспериментальных версий приняло участие в боях при вторжении в Польшу .
Название танку было придумано после Второй мировой войны, технически модифицированные танки 7ТП, вероятно, должны были сохранить старое обозначение независимо от модификаций. Альтернативные названия включают « 7TP wzmocniony », то есть «усиленный 7TP».
Разработка
[ редактировать ]В 1930-х годах Польская армия и государственная корпорация Państwowe Zakłady Inżynierii (PZInż) работали над многочисленными проектами современных средних танков , которые должны были заменить 7TP в качестве основного танка на вооружении Польши, например 10TP и 14TP . Хотя 7TP был относительно современным и намного превосходил свои немецкие аналоги, немецкие Panzer I и Panzer II , он был основан на устаревшем Vickers 6-Ton , и было ясно, что он имел ограниченный потенциал для дальнейших улучшений. Однако, поскольку проекты 10ТП и 14ТП отставали от графика, в 1938 году было решено улучшить существующую конструкцию.
Первая модификация представляла собой новую, более мощную силовую установку. В новой конструкции мог использоваться либо дизельный двигатель Saurer CT1D (производимый по лицензии в Польше как PZInż 155 ), либо современный бензиновый двигатель PZInż 725 . Оба двигателя были легче и меньше двигателя Saurer VBLDd, использовавшегося в 7TP. Благодаря этому броню можно было расширить и перенаправить больше места под боевое отделение. Дополнительным бонусом стало то, что оба двигателя имели водяное охлаждение, что позволило заменить на 7TP заднюю решетку цельными бронелистами. Еще одной модификацией, запланированной для 9ТП, был переход от болтово-винтовых бронелистов к сварным, что дополнительно усилило корпус и позволило сэкономить дополнительные 210 килограммов, достаточные для дальнейшего усиления брони и расширения гусениц с 267 мм до 320 мм.
Над пакетом модернизации было поручено работать двум группам разработчиков. Группа конструкторов PZInż под руководством Эдварда Хабиха решила использовать двигатель Saurer CT1D и постепенно внедрять усовершенствования конструкции на производственных линиях. В мае 1938 года ПЗИнж изготовил один из танков 7ТП (бортовой номер 1766) с новым двигателем CT1D и задними бронелистами. Осенью того же года новый танк прошел испытания в Центре подготовки бронетанковых войск в крепости Модлин .
Одновременно конструкторский коллектив Бюро технических исследований бронетанковых войск (BBTBP) принял на вооружение двигатель PZInż 725 и принял решение о дальнейшей модификации танка, понизив его силуэт. Хотя конструкция BBTBP была признана лучшей по сравнению с предложенной PZInż, в конечном итоге предложения PZInż были приняты как требующие меньше труда и времени для внедрения в серийное производство.
Производство и сервис
[ редактировать ]29 июня 1939 года Польская армия заказала 100 танков новой конструкции с поставкой к июню 1940 года. В следующем месяце PZInż изготовила еще два прототипа для всесторонних испытаний на танковых полигонах. Хотя испытания в целом прошли положительно, было отмечено, что новая конструкция имела гораздо меньшую скорость, чем ожидалось (26 км/ч на дорогах с твердым покрытием и 11,5 км/ч на бездорожье).
Неясно, сколько танков 9ТП было фактически произведено до начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года. Предполагается, что 11 танков, поставленных в Войско Польское уже после начала боевых действий, имели конструкцию 9ТП, а не 7ТП. Если бы это было так, то общее количество выпущенных танков 9ТП составило бы 13 (два опытных и 11 серийных образцов), причем один 7ТП с новым двигателем являлся промежуточной конструкцией. [ 1 ] [ 2 ] Однако никакой документации не сохранилось, и в этом нет никакой уверенности. 11 танков могли быть либо стандартными 7ТП, либо 7ТП с некоторыми, но не всеми модификациями. [ 1 ] Танки этой партии входили в состав 2-й лёгкой танковой роты, принимали участие в боях во время блокады Варшавы и с отличием прослужили до капитуляции города 27 сентября 1939 года. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Адам Йонька ; Я. Шубанский; Р. Тарчинский (1990). Сентябрь 1939 г. Техника Войска Польского [ сентябрь 1939 г.; автомобили Войска Польского ]. Цвет и оружие (на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций. стр. 32, 52–53. ISBN 83-206-0847-3 .
- ^ Анджей Вшендыровный; Марцин Водейко. «Танк 7ТП в документах Центрального военного архива». Do Broni (на польском языке) (1/2009): 96. ISSN 1732-9450 .