C2P
C2P | |
---|---|
![]() Артиллерийский тягач C2P | |
Тип | артиллерийский тягач |
Место происхождения | Польша |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1937-1945 |
Используется | Польша, нацистская Германия |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Януш Лапушевский |
Разработанный | 1933 |
Производитель | Национальный инженерный институт |
Стоимость единицы | злотых 33 000 |
Произведено | 1937-1939 |
№ построено | 196-310 |
Варианты | ТКС-Д |
Технические характеристики (C2P плюс 40-мм Bofors на буксире) | |
Масса | 2750 кг (6060 фунтов) |
Длина | 2,85 м (9 футов 4 дюйма) |
Ширина | 1,82 м (6 футов 0 дюймов) |
Высота | 1,65 м (5 футов 5 дюймов) |
Экипаж | 1 |
Пассажиры | 3 |
Двигатель | 6-цилиндровый Fiat 122B (PZInż 367) бензин 46 л.с. (34 кВт) при 2600 об/мин |
Мощность/вес | 16,7 л.с./тонну |
Приостановка | Тележка на листовой рессоре , по четыре обрезиненных колеса с каждой стороны. |
Дорожный просвет | 30 см (12 дюймов) |
Запас топлива | 70 л (18 галлонов США) |
Оперативный диапазон | 150 км (93 мили) по дороге 110 км (68 миль) по бездорожью |
Максимальная скорость | 40 км/ч (25 миль/ч) на дороге 20 км/ч (12 миль/ч) по бездорожью |
C2P — польский легкий артиллерийский тягач . Разработанный в 1930-х годах, он был основным тягачом польской зенитной артиллерии во время нацистско-советского вторжения в Польшу в 1939 году . Сохранилось только две машины, обе в частных руках в Польше. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Истоки дизайна можно проследить до танкетки Carden Loyd 1920-х годов. В 1929 году Польша купила 10 или 11 танкеток Mark VI с лицензией на их производство и использовала их для разработки собственной серии танкеток ТК. В октябре 1931 года польский генеральный штаб проявил интерес к небольшому высокомобильному артиллерийскому тягачу, предназначенному для 75-мм полевых орудий, находившихся в то время на вооружении Польши. [ 2 ] В 1932 году Януш Лапушевский и А. Шмидт из института ББТБП («Бюро технических исследований бронетанковых войск») разработали небольшой полностью гусеничный артиллерийский тягач на базе ТК-3 танкетки . Он был предназначен для буксировки 40-мм зенитных орудий Bofors, но мог также буксировать другую легкую и среднюю артиллерию, используемую Войском Польским, например, модернизированные 75-мм пушки Schneider и 100-мм гаубицы Skoda . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Более тяжелые орудия в конечном итоге должны были быть заменены на вооружении Польши колесным тягачом PZInż 343 , но до войны было построено лишь несколько таких орудий.

Первоначально обозначался C2T ( Ciągnik 2-tonowy , «Прицеп, 2-тонный»), [ 8 ] Конструкция выглядела многообещающе, и в следующем году на заводе PZInż был построен первый прототип . [ 9 ] Первоначальная конструкция С2П представляла собой по сути -3 ТК танкетку : она включала в себя все элементы ходовой и тяговой системы, [ 10 ] с снятым бронированным боевым отделением и заменой его простой открытой кабиной с местами для четырех членов экипажа: одного водителя и трех пассажиров. Прототип был завершен 1 июля 1933 года и включал в себя некоторые модификации подвески Carden Loyd, разработанной для танкетки TKS. [ 2 ]
Прототип представлял собой перспективную машину. Конструкция, в некоторой степени схожая с французскими тягачами Renault UE , тем не менее была одновременно более совершенной, надежной и быстрой, чем у французского аналога. [ 3 ] В ходе испытаний выяснилось, что в идеальных условиях C2P может буксировать 40-мм зенитную пушку Bofors со скоростью от 30 до 40 км/ч (от 19 до 25 миль в час) по хорошей дороге. [ 11 ] и что аналогичные скорости были достигнуты во время испытаний на пересеченной местности. [ 5 ] [ 6 ] Раньше тракторы C4P были значительно медленнее, буксируя орудия со скоростью 12 км/ч (7,5 миль в час). [ 12 ]
Однако выяснилось, что задняя часть автомобиля была перегружена и что маневренность автомобиля была далека от удовлетворительной. [ 13 ] Для решения первой проблемы задние натяжные колеса были увеличены, оснащены листовыми рессорами и опущены на землю, превратившись таким образом в ведущие колеса. [ 2 ] Проблему с рулевым управлением трактора при большой нагрузке в конечном итоге решили, добавив по два рулевых фрикциона . по обе стороны подвески [ 9 ] Последняя модификация в 1938 году была включена и в разработку танкетки ТКС (в варианте ТКС-Б). [ 9 ] Однако к тому времени серийное производство ТКС было прекращено, и в итоге ходовая часть C2P осталась своеобразной. [ 9 ] Однако, поскольку обе конструкции разрабатывались одновременно на одном предприятии, обеими руководил Рудольф Гундлах , а их конструкторы иногда называли C2P «ciągnik TKS» (трактор TKS). [ 2 ] некоторые источники называют C2P разрабатываемой версией TKS, что не совсем верно. [ 10 ]

После второго этапа испытаний прототип также оснастили простым лобовым стеклом и складной брезентовой крышей для защиты экипажа от дождя и снега. [ 7 ] 20 января 1936 года прототип покинул завод ПЗИнж для третьего раунда дорожных испытаний. [ 7 ] Большую часть февраля машина провела в путешествии по Польше с прикрепленной к ней 75-мм пушкой. В июне и июле испытания были возобновлены, на этот раз с прицепом для топлива массой 1480 кг (3260 фунтов), а в сентябре — с буксировкой новой 40-мм пушки Bofors (польское обозначение wz. 36 Bofors). [ 7 ] В общей сложности прототип преодолел более 4000 км (2500 миль) без серьезных неисправностей. [ 7 ] 15 февраля 1937 года испытания завершились и C2P был предложен к серийному производству. [ 7 ]
Производство
[ редактировать ]Серийное производство было начато в 1937 году на заводе F-1 холдинга PZInż в Чеховицах под Варшавой. [ 8 ] C2P заменил TKS на производственных линиях, а это означало, что производство можно было начать быстро, поскольку оба автомобиля имели много общих компонентов. [ 7 ] По новейшим исследованиям, до сентября 1939 года в Войско Польское было поставлено не менее 316 штук (в более ранних публикациях приводились меньшие цифры). [ 14 ] Еще 117 были заказаны, которые должны были быть построены с декабря 1939 по 1940 год. [ 14 ]
Операционная история
[ редактировать ]Хотя изначально все тягачи C2P были предназначены для полевой артиллерии, в конечном итоге все тягачи C2P были прикреплены к зенитным артиллерийским подразделениям в качестве основного транспортного средства для буксировки 40-мм пушки Bofors, по два на каждое орудие: один буксировал само орудие, другой - кессон с боекомплектом. несущий 400 снарядов. [ 7 ] Оба прицепа также перевозили орудийный расчет из 5 человек (плюс два водителя), а также до 160 снарядов. [ 6 ] [ 7 ] В регулярных частях использовалось 292 трактора (при 31 четырехорудийной батарее типа «А» и 11 двухорудийных батареях типа «Б»). [ 14 ]
Варианты
[ редактировать ]В 1936 году два тягача С2П послужили основой для ТКС-Д опытных образцов истребителей танков . [ 15 ]
Пользователи
[ редактировать ]
Трактор C2P в основном использовался Войском Польским. Некоторое количество тракторов C2P было захвачено вторгшимся Вермахтом и поступило на вооружение Германии под обозначением Artillerie Schlepper C2P(p) («артиллерийский тягач, C2P, польский»). [ 16 ] [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]
- Универсальный перевозчик
- M29 Ласка
- Бронированный трактор «Комсомолец».
- Гусеничный трактор, Восток
- Рено ЕС
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Краевский 2011 , стр. 926–927.
- ^ Jump up to: а б с д Магнуски 1995 , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б Засечный 2006 , стр. 42.
- ^ Юрга 1990 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Трушковский 1973 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б с Копчевский 2004 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Магнуски 1995 , стр. 43.
- ^ Jump up to: а б Юрга 1990 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Магнуски 1995 , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б Юрга 1990 , с. 74.
- ^ Трушковский 1973 , стр. 221, 237.
- ^ Трушковский 1973 , с. 221.
- ^ Магнуски 1995 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б с Бялковский, Рафал. Польские тягачи для 40-мм зенитной пушки . «Полигон» №1. 3/2012 (32), стр. 27–28, ISSN 1895–3344 (на польском языке).
- ^ Магнуски 1995 , стр. 41.
- ^ Каррутерс 2011 , с. 76.
- ^ Магнуски 1995 , стр. 48.
Библиография
[ редактировать ]- Каррутерс, Боб (2011). Танки в войне 1939-1942 гг . компании Coda Books Ltd. ISBN 978-1-908538-24-6 .
- Юрга, Тадеуш (1990). Оборона Польши 1939 г. (на польском языке). Издательский институт Пакс. ISBN 978-83-211-1096-7 .
- Копчевский, Мариан (2004). ПВО польской армии в 1920-2000 годах (на польском языке). Варшава: Издательство Адама Маршалека. ISBN 978-83-7322-988-4 .
- Краевский, Рафал (2011). Казимеж Э. Очос (ред.). «Реконструкция исторических автомобилей с использованием современных инженерных технологий» (PDF) . Механик (на польском языке). 84 (11/2011). Издательская программа SIMP. ISSN 0025-6552 . Проверено 4 сентября 2014 г.
- Магнуски, Януш (1995). Войцех Хойнацкий (ред.). против танков Тараканы . Танки в бою (на польском языке). Том 1. Варшава: Пельта. стр. 50. ISBN 83-85314-06-7 .
- Смачный, Хенрик (2001). Польское военное строительство и военная промышленность, 1919-1939 (на польском языке). Белосток: Польская морская и экономическая ассоциация. Евгениуш Квятковский, Подляское воеводство. стр. 416.
- Трушковский, Станислав (1973). Бордзёвский, Ежи (ред.). «Польская зенитная артиллерия за 20 лет, с 1919 по 1939 год». Военно-историческое обозрение (на польском языке). 4 . Варшава: Министерство национальной обороны: 201–249.
- Засечный, Анджей (2006). Вооружение Войска Польского 1939-1945 гг.: Сухопутные войска (на польском языке). Алма-Пресс. ISBN 978-83-7020-354-2 .