M29 Ласка
M29 Ласка | |
---|---|
![]() | |
Тип | Гусеничная машина |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История производства | |
Произведено | Сентябрь 1943 г. - август 1945 г. |
№ построено | 4476 М29 10647 M29C |
Варианты | М29, М29С |
Технические характеристики | |
Масса | 3800 фунтов (1700 кг) в сухом состоянии |
Длина | 10 футов 6 дюймов (3,20 м) |
Ширина | 5 футов (1,5 м) позже 5 футов 6 дюймов (1,68 м) |
Высота | 4 фута 3 дюйма (1,30 м) 5 футов 11 дюймов (1,80 м) до верха лобового стекла |
Экипаж | 4 |
Двигатель | Студебекер Модель 6-170 Чемпион 6-цилиндровый 70 л.с. (52 кВт) |
Приостановка | Отслеживается |
Оперативный диапазон | 165 миль (266 км) |
Максимальная скорость | 36 миль в час (58 км/ч) |
M29 Weasel — времен Второй мировой войны гусеничная машина , предназначенная для эксплуатации в снегу. [ 1 ] Построенные компанией «Студебеккер» , «Ласки» также использовались в песчаной, грязной и пустынной местности, в том числе для буксировки грузов по местности, по которой колесные машины не могли преодолевать препятствия, как во время вторжений морской пехоты США на Иводзиму и Окинаву .
Стандартные М29 были полуамфибиями, но с очень низким надводным бортом . Была произведена версия M29C Water Weasel с носовыми и кормовыми камерами плавучести и сдвоенными рулями направления. Способный действовать на внутренних водных путях, он, однако, также участвовал в ограниченных действиях в условиях прибоя на Тихоокеанском театре военных действий и во время высадки на Валхерен в Европе.
Weasel был разработан британским изобретателем Джеффри Пайком для поддержки проекта «Плуг» , направленного на нападение на силы Оси в Норвегии . Первоначальная версия T15 (позже M28) имела задний двигатель, передний привод, 15-дюймовые гусеницы в стиле Kégresse и вместимость для двух пассажиров. Более поздняя версия M29 имела передний двигатель, систему заднего привода, 20-дюймовые гусеницы, большую пассажировместимость/грузоподъемность и улучшенные амфибийные возможности. M29C Water Weasel был более амфибийным, имел камеры плавучести и сдвоенные рули направления, но ограничивался условиями внутренних водных путей. Колесная формула тележки различается в версиях M28 и M29.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Идея создания Weasel возникла в работе британского изобретателя Джеффри Пайка в поддержку его предложения атаковать силы Оси и промышленные объекты в оккупированной немцами Норвегии . План Пайка по препятствованию немецкой программе создания ядерного оружия стал проектом «Плуг» , для которого он предложил быстрое и легкое механизированное транспортное средство, которое могло бы перевозить по снегу небольшие группы коммандос 1- го отряда специального назначения . Он должен быть транспортабельным по воздуху, сбрасываться с парашютом и перевозить пассажиров, оружие, взрывчатку и припасы. [ 2 ]
Первые 2103 машины получили обозначение T15, а позже были стандартизированы как M28 Cargo Carrier. T15 / M28 имел 15-дюймовые (380 мм) гусеницы с резиновой лентой в стиле Кегресса . Более поздняя версия, получившая обозначение M29, имела гусеницы того же формата длиной 20 дюймов (510 мм). [ 3 ] Некоторые из наиболее заметных отличий заключались в том, что у T15/M28 был задний двигатель, система переднего привода и другое расположение тележек, всего по четыре колеса на каждую сторону. Сам корпус также был спроектирован немного иначе и рассчитан только на двух пассажиров. Напротив, M29 представлял собой автомобиль с передним расположением двигателя и задним приводом, с другим расположением колес тележки и модифицированным корпусом для обеспечения большей пассажировместимости и грузоподъемности. Одно из наиболее очевидных различий между M28 и M29 заключается в том, что натяжное колесо M29, расположенное в передней части автомобиля, ниже, чем ведущая звездочка сзади, из-за чего создается впечатление, что M29 движется назад.
M29 был в некоторой степени амфибией, но с очень низким надводным бортом, в то время как M29C Water Weasel был более амфибийной версией, с элементами плавучести в носовой и кормовой части и сдвоенными рулями направления. Несмотря на это, M29C по-прежнему не мог действовать ни в каких условиях, кроме внутренних водных путей; его использование при прибое или бурной воде было очень ограниченным, но он действительно участвовал в боевых действиях на Тихоокеанском театре военных действий.
Оперативное использование
[ редактировать ]Армия США
[ редактировать ]Норвежская миссия была отменена, и поэтому «Ласка» так и не использовалась по первоначальному назначению. Однако, поскольку он был амфибией и мог преодолевать местность, слишком мягкую для большинства других машин, он широко использовался как в Италии, так и на Западном фронте. На действительной службе в Европе «Ласки» использовались для снабжения передовых войск на труднопроходимой местности, когда колесная техника была остановлена. Он высадился на берег в Нормандии, был с армией США во время прорыва у Сен-Ло , в Арденнской битве и в тилях Роера и Рейна. M29 был в первую очередь грузовым транспортным средством, но также использовался в качестве командирской машины, радиоплатформы и сигнальной линии. [ 4 ] Американские солдаты вскоре поняли, что Weasel можно также использовать в качестве вездехода скорой помощи, поскольку он может добраться до мест, недоступных даже джипам. Другое применение - пересечение минных полей, поскольку давление на грунт часто было слишком низким, чтобы подорвать противотанковые мины.
Надежность машины при использовании летом в Европе и во время длительных поездок по твердым дорогам была предметом ужаса среди войск союзников, которым они были приданы. Командир 87-го батальона химических минометов оставил записку ниже во время продвижения к Ла-Ферте-Масе в день Д +69:
«У всех компаний возникли большие проблемы с грузовыми авианосцами М-29 при длительных перемещениях, подобных тем, которые компании C и D совершили за последние несколько дней. Грузовые авианосцы перегревались, и в некоторых случаях вода полностью выкипело из радиаторов. Эти машины были созданы для работы в арктических температурах. Мотор настолько нагревается, что масло в трансмиссии буквально закипает и выкипает. В целом, эффективность и мобильность этого батальона значительно снижаются из-за того, что нам приходится действовать с такой машиной не только потому, что она неэффективна, но и потому, что она никогда не предназначалась для действий в таком климате или на тяжелых условиях. и асфальтированные дороги». [ 5 ]
- История 87-го батальона химических минометов (14 августа 1944 г.)
После войны многие излишки M29 были проданы странам-союзникам, таким как Норвегия, Швеция и Франция. M29 и M29C также участвовали в Корейской войне , дополняя грузовые автомобили 4x4 массой 1/4 тонны в тяжелых условиях. Они служили в операциях в Арктике и в холодную погоду, пока, наконец, не были отправлены на пенсию в США в 1958 году. Большое количество вышедших на пенсию ласк было продано в 1950-х годах гражданским лицам и муниципальным организациям. Например, для участия в VIII зимних Олимпийских играх 1960 года было арендовано 25 ласк.
Корпус морской пехоты США
[ редактировать ]В ноябре 1944 года морская пехота США распределила M29 среди 3-й, 4-й и 5-й дивизий морской пехоты. Они оказались неоценимыми после своего первого появления в бою на Иводзиме. Он также использовался на Окинаве. [ 6 ]
Морская пехота США использовала только неамфибийную версию, но она была способна буксировать полтонны груза по песку и грязи. Кроме того, они перетаскивали прицепы и артиллерийские орудия по местности, по которой колесная техника не могла пройти.
Французская армия
[ редактировать ]Во время Первой Индокитайской войны 1- й иностранный кавалерийский полк отвечал за борьбу с партизанами Вьетминя в районе дельты Меконга . Его подразделения, 1-й и 2-й эскадроны, получили M29C Weasel из 13-й полубригады Иностранного легиона в 1947 году. Первоначально они не увенчались успехом, поскольку были укомплектованы неопытными людьми, использовали неверную тактику и были развернуты без поддержки пехоты. Их потери были тяжелыми. [ 7 ] 1- й полк конных охотников также имел в своем составе 1 эскадрон М29 с 1949 по 1953 год. [ 8 ] [ 9 ]
Французские солдаты быстро научились после нескольких месяцев боев, но настоящее развертывание полных сил стало возможным только тогда, когда они получили LVT-4 и LVT(A)-4 в 1950 году. Теперь они могли перемещать более сильные пехотные подразделения. В сентябре 1951 года была создана 1-я автономная группа в составе двух эскадронов «Ласки» (по 33 в каждом), трёх эскадронов LVT-4 (по 11 в каждом) и одного взвода огневой поддержки из 6 LVT(A)-4. [ 10 ] Французские ласки, известные как Crabes, были тяжело вооружены пулеметами Châtellerault M1924/29 , Bren или Browning M1919 , 57-мм безоткатными орудиями M18A1 и даже 60-мм минометами. [ 7 ] [ 8 ]

Французские горные войска и французская жандармерия использовали M29 до 1970 года. [ нужна ссылка ]
После войны в Индокитае оставшиеся ласки были переданы Французским полярным экспедициям и использовались на антарктической станции Дюмон-д'Юрвиль до 1993 года. [ нужна ссылка ]
Британская армия
[ редактировать ]Амфибии M29 Weasels 4-й бригады специального назначения использовались британскими диверсионными войсками в операции Вальхерен , дополняя LVT Buffalos . 79- я бронетанковая дивизия использовала также неамфибийный вариант «Ласки», модифицированный для обезвреживания противопехотных средств. Скауты Ловата использовали амфибию Weasel во время своего пребывания в Джаспере, Альберта , где они обучались передовым тактикам зимних и горных боевых действий, уже проведя базовую боевую подготовку в зимних и горных условиях в Шотландском Хайленде и Северном Уэльсе. [ 11 ]
Неамфибийные ласки также использовались британскими пехотными дивизиями, сражавшимися в Саар-Мозельском треугольнике , поскольку они часто были единственным средством доставки припасов.
После войны они находились в эксплуатации несколько лет.
Канадская армия
[ редактировать ]Первое использование грузового авиаперевозчика T15, известного в канадской армии как «снежный джип», произошло в ходе операции «Коттедж» в 1943 году во время кампании на Алеутских островах. [ 12 ] Пятьдесят грузовых авианосцев Т-15 были получены в Нанаймо, Британская Колумбия, в июне 1943 года для использования на Алеутских островах 13-й канадской пехотной бригадой . T15 были одними из первых поставок грузов из Соединенных Штатов для замены канадского моторизованного транспорта, который будет использоваться в совместных операциях. Соединенные Штаты предоставили весь военный транспорт, чтобы избежать необходимости создания канадской системы технического обслуживания и обеспечить общность действий двух армий.
M29 Weasel широко использовался канадскими войсками с осени 1944 года во время битвы при Шельде для расчистки заболоченного устья Шельды , затопленных подходов к порту Антверпен. Позже M29 поддержали наступление Канады через затопленные районы Нидерландов и Германии.
После войны их оставили на вооружении для использования в Арктике.
Варианты
[ редактировать ]



- Прототип Т-15
- М28 (Г154)
- М29 (Т24) без поплавковых баков (G179)
- M29C с поплавковыми баками
- M29C Тип A: с центральной 75-мм безоткатной винтовкой М20. [ 13 ]
- M29C Type B: с задней безоткатной винтовкой (T106) калибра 75 мм.
- M29C Type C: с центральной 37-мм пушкой M3.
- M29C Wasp: оснащен тем же канадским огнеметом , что и на универсальных авианосцах.
Спецификация
[ редактировать ]- Общий
- Вес (боевой): 4451 фунт (2019 кг)
- Размеры доставки:
- без упаковки; 340 куб футов (9,6 м 3 ); 57,7 кв. футов (5,36 м 2 )
- Дорожный просвет: 11 дюймов (280 мм)
- Давление на грунт : 1,9 фунтов на квадратный дюйм (13 кПа)
- Высота цапфы (с нагрузкой): 27,125 дюйма (0,6890 м)
- Электрическая система: (В) 12
- Тормоза: Механические – внешние дожимающие в дифференциале.
- Трансмиссия: Скорости: 3
- Раздаточная коробка: Скоростей: 2
В качестве двигателя использовался Studebaker Model 6-170 Champion, 6-цилиндровый 4-тактный двигатель объемом 169,6 куб. Дюймов (2779 куб. Дюймов), работающий на бензине с октановым числом 72 и развивающий мощность 70 л.с. при 3600 об/мин. Запас топлива составлял 35 галлонов США (130 л). В средних условиях (обычно 5 миль на галлон) он может составлять 165 миль (266 км).
- Производительность
Максимальный уклон: | 100% |
Радиус поворота: | 12 футов (3,7 м) |
Глубина брода: | Будет плавать (M29C) |
Максимальная ширина канавы, которую транспортное средство может пересечь: | 36 дюймов (91 см) |
Максимальное вертикальное препятствие, которое транспортное средство может преодолеть: | 24 дюйма (61 см) |
Максимально допустимая скорость: | 36 миль в час (58 км/ч) |
Максимально допустимая буксируемая нагрузка: | 3800 фунтов (1700 кг) |
Галерея
[ редактировать ]-
M29 Weasel во Франции во время Второй мировой войны
-
M29 Weasel зимой 1944 года.
-
M29C Weasel в арктическом исполнении на выставке в Транспортном музее армии США.
-
M29 Weasel подбит в бою на Окинаве
-
M29 Weasel из отдела связи Первой дивизии морской пехоты во время Корейской войны
См. также
[ редактировать ]- G-числа
- М-номера
- Универсальный перевозчик
- C2P трактор
- Бронированный трактор «Комсомолец».
- Гусеничный трактор Восток
- Vostok traverse
- Снежный трактор М7
- Два места
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Информационный фильм OSS - Ласка» . Настоящий военный фильм . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года . Проверено 9 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Ласка» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2016 г. Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ «Добро пожаловать на новый сайт M29c Weasel.Com!» . M29cweasel.com . 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 г.
- ^ «Не совсем ласка» . Архивировано из оригинала 27 октября 2016 г. Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ «История части 87-го минометного полка Бн» . 4point2.org . Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «[TMP] «Вопрос о малой технике морской пехоты США» Тема» . Theminiaturespage.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2016 г. Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Дунстан 2019 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Дунстан 2019 , с. 24.
- ^ Данстан 2019 , с. 33.
- ^ Данстан 2019 , стр. 17–18.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 октября 2019 г. Проверено 12 мая 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Обозначения номеров M в США – Транспортные средства времен Второй мировой войны – Транспортные средства, танки и самолеты времен Второй мировой войны» . www.wwiivehicles.com. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 29 июня 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- TM 9-772. Архивировано 17 ноября 2014 г. в техническом руководстве Wayback Machine , легкий грузовой автомобиль T24 / M29.
- TM 9-1772A. Архивировано 14 марта 2016 г. в Техническом руководстве Wayback Machine для двигателя, принадлежностей двигателя и сцепления для легкого грузового автомобиля T24/M29.
- TM 9-1772B. Архивировано 29 ноября 2014 г. в Техническом руководстве Wayback Machine для силовой передачи, системы подвески, корпуса и электрической системы корпуса для легкого грузового авианосца T24 / M29.
- ORD 7-8-9 SNL-G154 И SNL-179 (КАТАЛОГ ПОСТАВОК боеприпасов, СПИСОК СТАНДАРТНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ). Архивировано 29 ноября 2014 г. на Wayback Machine.
- ТМ 11-2733 Установка радиооборудования на авианосец, грузовой, легкий, М29 и М29С (амфибия)
- Филип Р. Керн. «Студебеккер М29 Ласка». Журнал военной техники . 1, 2 и 3.
- «Студебекер М29 Ласка». Серия военной техники ISO . 1985.
- Ричард Куинн. «Студебеккер идет на войну». Поворотные колеса .
- Барт Вандервин (1989). Справочник исторической военной техники .
- Музей транспорта армии США. «Ласка М-29» . Архивировано из оригинала 28 февраля 2008 г. Проверено 29 декабря 2007 г.
- «Олдтаймер-галерея. Грузовики. Студебеккер М29 (UST24) 'Ласка' » . Автогалерея.org.ru. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 г. Проверено 29 июня 2010 г.
- «Машина-амфибия М-28/М-29 Ласка» . Olive-drab.com. Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 г. Проверено 29 июня 2010 г.
- Данстан, Саймон (21 февраля 2019 г.). Французская бронетехника во Вьетнаме 1945–54 гг . Новый Авангард 267. Издательство Osprey. ISBN 9781472831828 .
- Правительство Канады; Николсон, GWL (5 марта 2018 г.). «Участие Канады в операции Киска» . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 13 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дом водяной ласки M29C
- Патент США 2420133 , Э.Дж. Хардиг, «Гусеница для гусеничных машин».
- Чудесная ласка M29
- M29 Weasel в ARSOF