Jump to content

Высадка в Нормандии

Координаты : 49 ° 20'N 0 ° 36'W  /  49,34 ° N 0,60 ° W  / 49,34; -0,60
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Страница полузащищена
(Перенаправлено из «Дня Д» )

Высадка в Нормандии
Часть операции «Оверлорд» и Западный фронт Второй мировой войны.

«Такси в ад – и обратно – в пасть смерти» , культовое изображение бойцов 16-го пехотного полка , 1-й пехотной дивизии США выходящих на берег со своего десантного корабля на пляже Омаха утром 6 июня 1944 года.
Дата 6 июня 1944 г .; 80 лет назад ( 6 июня 1944 г. )
Расположение 49 ° 20'N 0 ° 36'W  /  49,34 ° N 0,60 ° W  / 49,34; -0,60
Результат Победа союзников [8]
Территориальный
изменения
Пять плацдармов союзников созданы в Нормандии
Воюющие стороны
Союзники :
 Германия
Командиры и лидеры
Задействованные подразделения
Сила
156 000 солдат [а]
195 700 военно-морских сил [10]
50,350+ [11]
170 орудий береговой артиллерии [б]
Жертвы и потери
более 10 000 жертв; 4414 подтвержденных погибших [с]
185 М4 Шерман танков [14]
4000–9000 убитых, раненых, пропавших без вести или взятых в плен. [15]

Высадка в Нормандии десантная операция и связанные с ней воздушно-десантные операции 6 июня 1944 года во время союзников вторжения в Нормандию в рамках операции «Оверлорд» во время Второй мировой войны . под кодовым названием Операция «Нептун» и часто называемая « День Д» — это крупнейшее морское вторжение в истории. Операция положила начало освобождению Франции и остальной части Западной Европы и заложила основы победы союзников на Западном фронте .

Планирование операции началось в 1943 году. За несколько месяцев до вторжения союзники провели масштабную военную операцию под кодовым названием «Операция Телохранитель» , чтобы ввести немцев в заблуждение относительно даты и места основной высадки союзников. Погода в день, выбранный для «Дня Д», была не идеальной, и операцию пришлось отложить на 24 часа; Дальнейшая отсрочка означала бы задержку как минимум на две недели, поскольку у планировщиков были требования к фазе луны, приливам и времени суток, а это означало, что подходящими считались только несколько дней в месяц. Адольф Гитлер поручил фельдмаршалу Эрвину Роммелю командовать немецкими войсками и строить укрепления вдоль Атлантического вала в ожидании вторжения. Президент США Франклин Д. Рузвельт назначил генерал-майора Дуайта Д. Эйзенхауэра командующим силами союзников.

Вторжение началось вскоре после полуночи утром 6 июня с обширных воздушных и морских бомбардировок, а также воздушного десанта высадки 24 000 американских , британских и канадских воздушно-десантных войск . За ранним утренним воздушным нападением вскоре последовала высадка десанта союзников на побережье Франции c.   06:30. Целевой 50-мильный (80-километровый) участок побережья Нормандии был разделен на пять секторов: Юта , Омаха , Голд , Юнона и Меч . Сильный ветер отнес десантный корабль к востоку от предполагаемых позиций, особенно в Юте и Омахе.

Мужчины приземлились под шквальным огнем артиллерийских позиций с видом на пляжи, а берег был заминирован и покрыт препятствиями, такими как деревянные колья, металлические треножники и колючая проволока, что делало работу групп по расчистке пляжей трудной и опасной. Самые тяжелые потери были в Омахе с ее высокими скалами. В Голде, Юноне и Мече несколько укрепленных городов были зачищены в боях по домам , а две крупные огневые точки в Голде были выведены из строя с помощью специализированных танков.

Союзникам удалось создать плацдармы в первый день на каждой из пяти посадочных площадок, но Карантан , Сен-Ло и Байе остались в руках немцев. Кан , главная цель, не был захвачен до 21 июля. Только два пляжа (Юнона и Голд) были соединены в первый день, а все пять плацдармов не были соединены до 12 июня. Потери немцев в день «Д» оцениваются в 4000–9000 человек. Потери союзников составили не менее 10 000 человек, из них 4 414 подтвержденных погибших.

Фон

После того, как немецкая армия вторглась в Советский Союз в июне 1941 года, советский лидер Иосиф Сталин начал оказывать давление на своих новых союзников с целью создания второго фронта в Западной Европе. [16] В конце мая 1942 года Советский Союз и США сделали совместное заявление о том, что «...достигнуто полное взаимопонимание по неотложным задачам создания второго фронта в Европе в 1942 году». [17] Однако премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль убедил президента США Франклина Д. Рузвельта отложить обещанное вторжение, поскольку даже с помощью США у союзников не было достаточных сил для такой деятельности. [18]

Вместо немедленного возвращения во Францию ​​западные союзники организовали наступление на Средиземноморском театре военных действий , где британские войска уже находились . К середине 1943 года кампания в Северной Африке была выиграна. Затем союзники начали вторжение на Сицилию в июле 1943 года, а затем вторглись на материковую часть Италии в сентябре того же года . К тому времени советские войска перешли в наступление и одержали крупную победу в Сталинградской битве . Решение о вторжении через Ла-Манш в течение следующего года было принято на конференции «Трайдент» в Вашингтоне в мае 1943 года. [19] Первоначальное планирование было ограничено количеством имеющихся десантных средств, большая часть которых уже была задействована в Средиземноморье и Тихом океане . [20] На Тегеранской конференции в ноябре 1943 года Рузвельт и Черчилль пообещали Сталину, что в мае 1944 года откроют давно откладывавшийся второй фронт. [21]

Совещание Верховного штаба союзных экспедиционных сил (SHAEF), 1 февраля 1944 года. В первом ряду: главный маршал авиации сэр Артур Теддер ; генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр ; Генерал сэр Бернард Монтгомери . Задний ряд: генерал-лейтенант Омар Брэдли ; Адмирал сэр Бертрам Рамзи ; главный маршал авиации сэр Траффорд Ли-Мэллори ; Генерал-лейтенант Уолтер Беделл Смит .

Союзники рассматривали четыре места для высадки: Бретань , полуостров Котантен , Нормандию и Па-де-Кале . Поскольку Бретань и Котантен являются полуостровами, немцы могли отрезать наступление союзников на относительно узком перешейке, поэтому эти участки были отвергнуты. [22] Поскольку Па-де-Кале был ближайшей к Британии точкой континентальной Европы , немцы считали его наиболее вероятной начальной зоной высадки, поэтому это был наиболее сильно укрепленный регион. [23] Но здесь было мало возможностей для расширения, поскольку территория ограничена многочисленными реками и каналами. [24] тогда как высадка на широком фронте в Нормандии позволила бы одновременно создать угрозу порту Шербур , прибрежным портам дальше на запад в Бретани, а также наземную атаку на Париж и, в конечном итоге, на Германию. Таким образом, местом высадки была выбрана Нормандия. [25] Самый серьезный недостаток побережья Нормандии — отсутствие портовых сооружений — можно было бы преодолеть за счет строительства искусственных гаваней Малберри . [26] Серия модифицированных танков, получивших прозвище « Забавы Хобарта» , предназначалась для выполнения особых требований, ожидаемых от Нормандской кампании, таких как разминирование, разрушение бункеров и передвижные мосты. [27]

Союзники планировали начать вторжение 1 мая 1944 года. [24] Первоначальный проект плана был принят на Квебекской конференции в августе 1943 года. Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр был назначен командующим Верховным штабом союзных экспедиционных сил . [28] Генерал Бернард Монтгомери был назначен командующим 21-й группой армий , в которую входили все сухопутные войска, участвовавшие во вторжении. [29] 31 декабря 1943 года Эйзенхауэр и Монтгомери впервые ознакомились с планом, который предполагал высадку десанта тремя дивизиями при поддержке еще двух дивизий. Два генерала настаивали на расширении масштаба первоначального вторжения до пяти дивизий с высадкой по воздуху трех дополнительных дивизий, чтобы обеспечить возможность проведения операций на более широком фронте и ускорить захват Шербура. [30] Необходимость приобретения или производства дополнительных десантных кораблей для расширенной операции означала, что вторжение пришлось отложить до июня. [30] В конечном итоге в битву за Нормандию будет вовлечено тридцать девять дивизий союзников: двадцать две американские, двенадцать британских, три канадские, одна польская и одна французская, общей численностью более миллиона человек. [31]

Операции

Операция «Оверлорд» — это название, присвоенное созданию крупномасштабного лагеря на континенте. Первый этап — высадка десанта и создание безопасного плацдарма — получил кодовое название «Операция Нептун». [26] Чтобы получить превосходство в воздухе, необходимое для успешного вторжения, союзники предприняли кампанию бомбардировок (под кодовым названием Operation Pointblank ), нацеленную на производство немецких самолетов, запасы топлива и аэродромы. [26] Тщательно продуманные обманы под кодовым названием « Операция «Телохранитель» » были предприняты за несколько месяцев до вторжения, чтобы помешать немцам узнать время и место вторжения. [32]

Высадке должны были предшествовать воздушно-десантные операции возле Кана на восточном фланге для обеспечения безопасности мостов через реку Орн и к северу от Карантана на западном фланге. Американцы, которым было поручено высадиться в Юта-Бич и Омаха-Бич, должны были в первый день попытаться захватить Карантан и Сен-Ло, затем отрезать полуостров Котантен и в конечном итоге захватить портовые сооружения в Шербуре . Британцы на Меч и пляжах Голд и канадцы на пляже Джуно будут защищать фланг США и в первый день попытаются создать аэродромы возле Кана. [33] [34] (Шестой пляж под кодовым названием «Бэнд» считался к востоку от Орна). [35] Будет создан безопасный лагерь, в котором все силы вторжения будут связаны вместе, с попыткой удержать всю территорию к северу от линии Авранш Фалез в течение первых трех недель. [33] [34] Монтгомери предполагал, что битва продлится девяносто дней и продлится до тех пор, пока все силы союзников не достигнут реки Сены . [36]

Планы обмана

Нашивки на плечах были разработаны для частей вымышленной Первой группы армий США под командованием Джорджа Паттона .

Под общей эгидой операции «Телохранитель» союзники провели несколько вспомогательных операций, призванных ввести немцев в заблуждение относительно даты и места высадки союзников. [37] Операция «Фортитьюд» включала в себя кампанию дезинформации «Фортитьюд Север», в которой использовалась фальшивая радиосвязь, чтобы заставить немцев ожидать нападения на Норвегию. [38] и «Фортитьюд Юг», крупный обман, связанный с созданием фиктивной Первой группы армий США под командованием генерал-лейтенанта Джорджа С. Паттона , предположительно расположенной в Кенте и Сассексе . Целью операции «Фортитьюд Юг» было заставить немцев поверить в то, что главная атака состоится в Кале . [32] [39] Подлинные радиосообщения из 21-й группы армий сначала перенаправлялись в Кент по стационарной линии, а затем транслировались, чтобы создать у немцев впечатление, что там находится большая часть войск союзников. [40] Паттон находился в Англии до 6 июля, продолжая таким образом обманывать немцев, заставляя их поверить в то, что вторая атака состоится в Кале. [41]

Многие немецкие радиолокационные станции на французском побережье были уничтожены при подготовке к высадке. [42] Кроме того, в ночь перед вторжением небольшая группа операторов Специальной воздушной службы разместила над Гавром и Изиньи манекены десантников . Эти манекены заставили немцев поверить в то, что произошла дополнительная десантная посадка. Той же ночью в ходе операции Taxable 617 -я эскадрилья Королевских ВВС сбросила полосы «окна», металлической фольги , что вызвало возврат радара, который немецкие операторы радаров ошибочно интерпретировали как военно-морской конвой возле Гавра. Иллюзию усиливала группа небольших судов, буксировавших аэростаты заграждения . Аналогичный обман был предпринят близ Булони-сюр-Мер в районе Па-де-Кале 218-й эскадрильей Королевских ВВС в ходе операции «Мерцание» . [43] [2]

Погода

Планировщики вторжения определили ряд условий, включающих фазу луны, приливы и время суток, которые будут удовлетворительными только в течение нескольких дней в каждом месяце. Полная луна была желательна, так как она обеспечивала освещение пилотам самолетов и вызывала самые высокие приливы . Союзники хотели запланировать высадку незадолго до рассвета, на полпути между отливом и приливом, с наступлением прилива. Это улучшит видимость препятствий на пляже и сведет к минимуму время, в течение которого люди будут находиться на открытом воздухе. [44] Эйзенхауэр предварительно выбрал датой штурма 5 июня. Однако 4 июня условия были неподходящими для высадки: сильный ветер и сильное волнение на море не позволили запустить десантные корабли, а низкая облачность не позволила самолетам обнаружить цели. [45] Прогноз погоды, сообщающий о штормах, был отправлен с метеостанции на западном побережье Ирландии. [46]

анализа приземной погоды Карта с указанием погодных фронтов 5 июня

Капитан группы Джеймс Стэгг из Королевских ВВС (RAF) встретился с Эйзенхауэром вечером 4   июня. Он и его метеорологическая группа предсказали, что погода улучшится настолько, что вторжение продолжится 6 июня. [47] Следующие доступные даты с необходимыми приливными условиями (но без желаемого полнолуния) будут через две недели, с 18 по 20 июня. Отсрочка вторжения потребовала бы отзыва людей и кораблей, уже находящихся на позициях для пересечения Ла-Манша , и увеличила бы вероятность того, что планы вторжения будут обнаружены. [48] После долгих обсуждений с другими старшими командирами Эйзенхауэр решил, что вторжение должно начаться 6 июня. [49] С 19 по 22 июня на побережье Нормандии обрушился сильный шторм, из-за которого высадка на берег была бы невозможна. [45]

Контроль союзников над Атлантикой означал, что у немецких метеорологов было меньше информации о предстоящих погодных условиях, чем у союзников. [42] Поскольку метеорологический центр Люфтваффе в Париже предсказал две недели штормовой погоды, многие командиры вермахта покинули свои посты, чтобы присутствовать на военных играх в Ренне , а солдатам многих подразделений был предоставлен отпуск. [50] Фельдмаршал Эрвин Роммель вернулся в Германию на день рождения своей жены и обратился к Гитлеру с просьбой о выделении дополнительных танковых дивизий. [51]

Немецкий боевой порядок

Германия имела в своем распоряжении пятьдесят дивизий во Франции и Нидерландах , а еще восемнадцать дислоцировались в Дании и Норвегии. Пятнадцать дивизий находились в процессе формирования в Германии. [52] Боевые потери на протяжении всей войны, особенно на Восточном фронте , означали, что у немцев больше не было резерва способных молодых людей, из которых можно было бы черпать силы. Немецкие солдаты теперь были в среднем на шесть лет старше своих коллег-союзников. Многие в районе Нормандии были остлегионенами (восточными легионами) — призывниками и добровольцами из России, Монголии и других регионов Советского Союза. Они были обеспечены в основном ненадежной трофейной техникой и не имели моторизованного транспорта. [53] [54] Многие немецкие части были слабы. [55]

В начале 1944 года немецкий Западный фронт ( ОБ Запад ) был значительно ослаблен переброской личного состава и техники на Восточный фронт. советских войск В ходе Днепрово-Карпатского наступления (24 декабря 1943 г. – 17 апреля 1944 г.) немецкое командование было вынуждено перебросить весь 2-й танковый корпус СС из Франции в составе 9-й и 10-й танковых дивизий СС, а также 349-й пехотной дивизии. дивизия , 507-й тяжелый танковый батальон и 311-я и 322-я штурмовые артиллерийские бригады StuG. В общей сложности немецкие войска, дислоцированные во Франции, были лишены 45 827 военнослужащих и 363 танков, штурмовых орудий и самоходных противотанковых орудий. [56]

1 -я танковая дивизия СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» , 9-я , 11-я , 19-я и 116-я танковые дивизии вместе со 2-й танковой дивизией СС «Дас Райх» прибыли во Францию ​​только в марте – мае 1944 года для капитального ремонта после серьезных повреждений. в ходе Днепровско-Карпатской операции. В начале июня 1944 года семь из одиннадцати танковых или панцергренадерских дивизий, дислоцированных во Франции, не были полностью боеспособными или были лишь частично мобильными. [57]

Верховный главнокомандующий Германии: Адольф Гитлер

Полуостров Котантен

Союзные войска, атакующие Юта-Бич, столкнулись со следующими немецкими частями, дислоцированными на полуострове Котантен:

Сектор Грандкамп

Американцы, штурмовавшие Омаха-Бич, столкнулись со следующими войсками:

  • 352-я пехотная дивизия под командованием генерал-лейтенанта Дитриха Крайсса , полная численность около 12 000 человек, доставленная Роммелем 15 марта и усиленная двумя дополнительными полками. [60]
    • 914-й гренадерский полк [61]
    • 915-й гренадерский полк (резерв) [61]
    • 916-й гренадерский полк [61]
    • 726-й стрелковый полк (из 716-й стрелковой дивизии) [61]
    • 352-й артиллерийский полк [61]

Союзные войска в Голде и Юноне столкнулись со следующими частями 352-й пехотной дивизии:

  • 914-й гренадерский полк [62]
  • 915-й гренадерский полк [62]
  • 916-й гренадерский полк [62]
  • 352-й артиллерийский полк [62]

Силы вокруг Кана

Союзные войска, атакующие пляжи Голд, Юнона и Меч, столкнулись со следующими немецкими частями:

Атлантическая стена

Карта Атлантического вала , показанная желтым цветом.
  Ось и оккупированные страны
  Союзники и оккупированные страны
  Нейтральные страны
Чешские ежи разместились на Атлантическом валу возле Кале

Встревоженный набегами на Сен-Назер и Дьепп в 1942 году, Гитлер приказал построить укрепления по всему атлантическому побережью, от Испании до Норвегии, для защиты от ожидаемого вторжения союзников. Он предполагал разместить 15 000 огневых позиций, укомплектованных 300 000 военнослужащими, но нехватка, особенно бетона и рабочей силы, означала, что большинство опорных пунктов так и не были построены. [68] Поскольку предполагалось, что Па-де-Кале станет местом вторжения, он был хорошо защищен. [68] В районе Нормандии лучшие укрепления были сосредоточены на портовых сооружениях в Шербуре и Сен-Мало . [30] Роммелю было поручено наблюдать за строительством дальнейших укреплений вдоль ожидаемого фронта вторжения, который простирался от Нидерландов до Шербура. [68] [69] и получил командование недавно реформированной группой армий «Б», в которую входили 7-я армия, 15-я армия и силы, охраняющие Нидерланды. Резервы этой группы включали 2-ю , 21-ю и 116-ю танковые дивизии. [70] [71]

Роммель полагал, что побережье Нормандии может стать возможной точкой высадки вторжения, поэтому он приказал построить вдоль этого берега обширные оборонительные сооружения. Помимо бетонных огневых точек в стратегических точках побережья, он приказал разместить на пляжах деревянные колья, металлические треноги, мины и большие противотанковые заграждения, чтобы задержать подход десантных кораблей и затруднить движение танков. [72] Ожидая, что союзники высадятся во время прилива, чтобы пехота проводила меньше времени на пляже, он приказал разместить многие из этих препятствий на отметке прилива . [44] Переплетения колючей проволоки, мины-ловушки и разрушение наземного покрова делали подход опасным для пехоты. [72] По приказу Роммеля количество мин вдоль побережья было утроено. [30] Воздушное наступление союзников на Германию нанесло ущерб Люфтваффе и установило господство в воздухе над Западной Европой, поэтому Роммель знал, что не может рассчитывать на эффективную поддержку с воздуха. [73] Люфтваффе . могло собрать всего 815 самолетов [74] над Нормандией по сравнению с 9543 у союзников. [75] кольев-ловушек, известных как Роммельспаргель ( спаржа Роммеля ), для предотвращения высадки с воздуха. Роммель организовал установку на лугах и полях [30]

Министр вооружений Германии Альберт Шпеер отмечает в своей автобиографии 1969 года, что немецкое командование, обеспокоенное уязвимостью аэропортов и портовых сооружений на побережье Северного моря, провело 6–8 июня 1944 года конференцию для обсуждения усиления обороны в этом районе. [76] Шпеер писал:

В самой Германии в нашем распоряжении почти не было воинских частей. Если бы аэропорты Гамбурга и Бремена могли быть взяты парашютными частями, а порты этих городов - небольшими силами, армии вторжения, высадившиеся с кораблей, как я опасался, не встретили бы сопротивления и в течение нескольких дней оккупировали бы Берлин и всю Германию. . [77]

Бронетанковые резервы

Роммель считал, что лучший шанс для Германии — остановить вторжение на берегу. Он потребовал, чтобы мобильные резервы, особенно танки, были размещены как можно ближе к берегу. Рундштедт, Гейр и другие старшие командиры возражали. Они считали, что на пляжах вторжение невозможно остановить. Гейр выступал за традиционную доктрину: держать танковые соединения сосредоточенными на центральной позиции вокруг Парижа и Руана и развертывать их только тогда, когда будет определен главный плацдарм союзников. Он также отметил, что во время Итальянской кампании бронетанковые части, дислоцированные у побережья, были повреждены бомбардировками с моря. По мнению Роммеля, из-за господства союзников в воздухе крупномасштабное передвижение танков было бы невозможно, когда вторжение уже началось. Гитлер принял окончательное решение: оставить три танковые дивизии под командованием Гейра и передать Роммелю под оперативный контроль еще три в качестве резервов. Гитлер взял под личный контроль четыре дивизии в качестве стратегических резервов, которые нельзя было использовать без его прямого приказа. [78] [79] [80]

Союзный боевой порядок

Маршруты штурма дня Д в Нормандии

Командующий Верховным штабом: генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр.
Командующий 21-й группой армий: генерал Бернард Монтгомери. [81]

Зоны США

Командующий Первой армией : генерал-лейтенант Омар Брэдли. [81]

Контингент 1-й армии насчитывал около 73 тысяч человек, в том числе 15,6 тысяч человек из воздушно-десантных дивизий. [15]

Юта Бич
Омаха-Бич

Британская и канадская зоны

Коммандос Королевской морской пехоты , приданные 3-й пехотной дивизии, продвигаются вглубь страны от пляжа Сворд , 6 июня 1944 года. На заднем плане - бронированный танк-мостоукладчик.

Командующий Второй армией : генерал-лейтенант сэр Майлз Демпси. [81]

Всего контингент 2-й армии насчитывал 83 115 человек, из них 61 715 британцев. [15] Подразделения воздушной и военно-морской поддержки Великобритании и Содружества включали большое количество личного состава из стран-союзников, в том числе несколько эскадрилий британских ВВС, укомплектованных почти исключительно экипажами иностранных самолетов. Например, австралийский вклад в операцию включал регулярную эскадрилью Королевских ВВС Австралии (RAAF), девять эскадрилий по статье XV и сотни военнослужащих, размещенных в подразделениях RAF и военных кораблях RN. [85] ВВС поставили две трети самолетов, участвовавших во вторжении. [86]

Золотой пляж
Джуно Бич
Меч-Бич

79-я танковая дивизия : генерал-майор Перси Хобарт [90] предоставила специализированную бронетехнику, которая поддерживала высадку на всех пляжах сектора 2-й армии.

Координация с французским Сопротивлением

Члены французского Сопротивления и 82-й воздушно-десантной дивизии США во время битвы за Нормандию в 1944 году.

Через базирующееся в Лондоне État-major des Forces Françaises de l'Intérieur ( Внутренние силы Франции ) британское управление специальных операций организовало кампанию саботажа , которая должна была осуществляться французским Сопротивлением . Союзники разработали четыре плана Сопротивления для выполнения в день «Д» и в последующие дни:

  • План «Верт» представлял собой 15-дневную операцию по саботажу железнодорожной системы.
  • Plan Bleu занимался разрушением электроустановок.
  • План «Тортуэ» представлял собой операцию по задержке, направленную на силы противника, которые потенциально могли усилить силы Оси в Нормандии.
  • План Вайолет занимался перерезанием подземных телефонных и телетайпных кабелей. [91]

Сопротивление было предупреждено о необходимости выполнения этих задач посредством сообщений, переданных французской службой Би-би-си из Лондона. Несколько сотен таких сообщений, которые могли представлять собой отрывки стихов, цитаты из литературы или случайные предложения, передавались регулярно, маскируя те немногие, которые были действительно значимы. За несколько недель до высадки группам сопротивления были розданы списки сообщений и их значения. [92] Увеличение радиоактивности 5 июня было правильно истолковано немецкой разведкой как означающее, что вторжение неизбежно или уже началось. Однако из-за множества предыдущих ложных предупреждений и дезинформации большинство подразделений проигнорировали предупреждение. [93] [94]

В отчете Информационно-аналитического центра по борьбе с повстанцами за 1965 год подробно описываются результаты диверсионных усилий французского Сопротивления: «6 июня на юго-востоке было уничтожено 52 локомотива, а железнодорожная линия перерезана более чем в 500 местах. По состоянию на 7 июня Нормандия была изолирована. Июнь." [95]

Карта планирования дня Д, используемая в Саутвик-хаусе недалеко от Портсмута.
больших десантных кораблей Конвой пересекает Ла-Манш 6 июня 1944 года.

Военно-морские операции по вторжению были описаны историком Коррелли Барнеттом как «непревзойденный шедевр планирования». [96] Общее командование осуществлял британский адмирал сэр Бертрам Рамзи служил флагманом в Дувре во время эвакуации из Дюнкерка , который четыре года назад . Он также отвечал за военно-морское планирование вторжения в Северную Африку в 1942 году и за один из двух флотов, несших войска для вторжения на Сицилию в следующем году. [97]

Флот вторжения, состоявший из восьми различных военно-морских сил, насчитывал 6939 судов: 1213 военных кораблей, 4126 десантных кораблей различных типов, 736 вспомогательных судов и 864 торговых судна. [15] Большую часть флота предоставила Великобритания, предоставившая 892 военных корабля и 3261 десантный корабль. [86] Всего было задействовано 195 700 военно-морских сил; из них 112 824 были из Королевского флота, а еще 25 000 - из торгового флота ; 52 889 человек были американцами; и 4998 моряков из других стран-союзников. [15] [10] Флот вторжения был разделен на Западную военно-морскую оперативную группу (под командованием адмирала Алана Г. Кирка ), поддерживающую сектора США, и Восточную военно-морскую оперативную группу (под командованием адмирала сэра Филипа Виана ) в британском и канадском секторах. [98] [97] В распоряжении флота находились пять линкоров, 20 крейсеров, 65 эсминцев и два монитора. [99] Немецкие корабли в этом районе в день «Д» включали три торпедных катера, 29 быстроходных катеров , 36 катеров R , а также 36 тральщиков и патрульных катеров. [100] У немцев также было несколько подводных лодок , и все подходы были сильно заминированы. [44]

В 05:10 четыре немецких торпедных катера достигли Восточной оперативной группы и выпустили пятнадцать торпед, потопив норвежский эсминец HNoMS Svenner у пляжа Сворд, но не заметив британские линкоры HMS Warspite и Ramillies . После атаки немецкие корабли развернулись и бежали на восток под дымовую завесу , установленную Королевскими ВВС, чтобы защитить флот от батареи дальнего действия в Гавре. [101] Потери союзников от мин включали американский эсминец USS Corry у берегов Юты и истребитель подводных лодок USS PC-1261 , 173-футовый патрульный корабль. [102]

Бомбардировка

Карта района вторжения с указанием расчищенных от мин каналов, местонахождения судов, участвовавших в бомбардировке, и целей на берегу.

Бомбардировка Нормандии началась около полуночи, когда более 2200 британских, канадских и американских бомбардировщиков атаковали цели вдоль побережья и дальше вглубь страны. [44] Береговая бомбардировка Омахи оказалась практически неэффективной, поскольку из-за низкой облачности назначенные цели было трудно увидеть. Обеспокоенные потерей собственных войск, многие бомбардировщики слишком долго откладывали атаки и не смогли поразить береговую оборону. [103] В день «Д» немцы располагали 570 самолетами в Нормандии и Нидерландах, а еще 964 — в Германии. [44]

Тральщики начали расчищать каналы для флота вторжения вскоре после полуночи и закончили сразу после рассвета, не встретив врага. [104] Западная оперативная группа включала линкоры «Арканзас» , «Невада» и «Техас» , а также восемь крейсеров, двадцать восемь эсминцев и один монитор. [105] В состав Восточной оперативной группы входили линкоры «Рамиллис» и «Уорспайт» , а также монитор «Робертс» , двенадцать крейсеров и тридцать семь эсминцев. [1] Морская бомбардировка районов за пляжем началась в 05:45, когда было еще темно, а артиллеристы переключились на заранее назначенные цели на пляже, как только стало достаточно светло, в 05:50. [106] Поскольку войска должны были высадиться в Юте и Омахе начиная с 06:30 (на час раньше, чем на британских пляжах), эти районы подверглись бомбардировке с моря всего около 40 минут, прежде чем десантные войска начали высаживаться на берег. [107]

Воздушно-десантные операции

Успех высадки десанта зависел от создания безопасного плацдарма, с которого можно было расширить плацдарм и создать хорошо снабженные силы, способные к прорыву. Десантные силы были особенно уязвимы для сильных контратак противника до того, как удалось добиться прибытия достаточных сил на плацдарм. Для замедления или устранения возможности противника по организации и проведению контратак в этот критический период использовались действия воздушно-десантной авиации по захвату таких ключевых объектов, как мосты, переезды дорог и объекты местности, особенно на восточном и западном флангах районов высадки. Высадка воздушного десанта на некотором расстоянии за пляжами предназначалась также для облегчения выхода десантных сил с пляжей, а в ряде случаев для нейтрализации немецких батарей береговой обороны и более быстрого расширения площади плацдарма. [108] [109]

82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии США были направлены на задачи к западу от Юта-Бич, где они надеялись захватить и контролировать несколько узких дорог на местности, которые были намеренно затоплены немцами. Сообщения разведки союзников в середине мая о прибытии немецкой 91-й пехотной дивизии означали, что предполагаемые зоны высадки пришлось сместить на восток и на юг. [110] Британской 6-й воздушно-десантной дивизии на восточном фланге было поручено захватить в целости мосты через Канский канал и реку Орн , разрушить пять мостов через Дивс в 6 милях (9,7 км) к востоку и уничтожить артиллерийскую батарею Мервилля с видом на Сорд. Пляж. [111] Свободные французские десантники из британской бригады САС были направлены на выполнение задач в Бретани с 5 июня по август в рамках операций «Дингсон» , «Самвест» и «Куни» . [112] [113]

Военный корреспондент BBC Роберт Барр описал сцену, когда десантники готовились к посадке в свой самолет:

Их лица были потемнены от какао; к лодыжкам были привязаны ножи в ножнах; автоматы, привязанные к поясу; патронташи и ручные гранаты, мотки веревки, рукоятки отмычек, лопаты, резиновые лодки, висевшие вокруг них, а также несколько личных вещей, таких как парень, который взял газету для чтения в самолет ... В этом было легкое знакомое прикосновение. так, как они готовились, как будто они делали это часто раньше. Ну да, они часто собирались и поднимались на борт именно так — двадцать, тридцать, сорок раз, но раньше такого не было. Для каждого из них это был первый боевой прыжок. [114]

Соединенные Штаты

Планеры доставили подкрепления на полуостров Котантен, буксируемые самолетами Douglas C-47 Skytrains . вечер 6 июня 1944 г.

Высадка десанта США началась с прибытием следопытов в 00:15. Навигация была затруднена из-за густой облачности, и в результате только одна из пяти зон высадки десантников была точно отмечена радиолокационными сигналами и лампами Алдиса . [115] Десантников 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий численностью более 13 тысяч человек доставили самолеты Douglas C-47 Skytrains IX авианосного командования . [116] Чтобы не пролететь над флотом вторжения, самолеты прибыли с запада над полуостровом Котантен и покинули территорию над пляжем Юта. [117] [115]

Парашютисты из 101-й воздушно-десантной дивизии были высажены примерно в 01:30, им было поручено контролировать дамбы за Юта-Бич и разрушить автомобильные и железнодорожные мосты через реку Дув . [118] С-47 не могли летать плотным строем из-за густой облачности, и многие десантники были выброшены далеко от намеченных зон приземления. Многие самолеты пролетели так низко, что попали под обстрел как зенитного , так и пулеметного огня. Некоторые десантники погибли при ударе, когда их парашюты не успели раскрыться, а другие утонули в затопленных полях. [119] Сбор в боевые отряды затруднялся из-за нехватки радиостанций и болотистой местности с живыми изгородями , каменными стенами и болотами. [120] [121] Некоторые подразделения не прибыли к своим целям до полудня, когда несколько дамб уже были очищены членами 4-й пехотной дивизии, двигавшимися с пляжа. [122]

Войска 82-й воздушно-десантной дивизии начали прибывать около 02:30 с основной целью захватить два моста через реку Мердере и разрушить два моста через Дув. [118] На восточном берегу реки 75 процентов десантников высадились в зоне высадки или рядом с ней и в течение двух часов захватили важный перекресток в Сент-Мер-Эглиз (первый город, освобожденный во время вторжения). [123] и начал работу по защите западного фланга. [124] Из-за того, что следопыты не смогли точно обозначить зону высадки, два полка, высаженные на западном берегу Мердерета, были сильно разбросаны, и только четыре процента приземлились в намеченном районе. [124] Многие из них приземлились в близлежащих болотах, что привело к большим человеческим жертвам. [125] Десантники объединялись в небольшие группы, обычно состоящие из людей разного ранга из разных подразделений, и пытались сконцентрироваться на близлежащих целях. [126] Они захватили, но не смогли удержать мост через реку Мердере в Ла-Фьере, и бои за переправу продолжались несколько дней. [127]

Подкрепления прибыли на планерах около 04:00 ( Миссия Чикаго и Миссия Детройт ) и 21:00 ( Миссия Кеокук и Миссия Эльмира ), доставив дополнительные войска и тяжелую технику. Как и десантники, многие из них приземлились далеко от зон высадки. [128] Даже те, кто приземлился в цель, столкнулись с трудностями: тяжелые грузы, такие как джипы , смещались во время приземления, пробивая деревянный фюзеляж и в некоторых случаях раздавливая персонал на борту. [129]

Через 24 часа под контролем своих дивизий находились только 2500 человек из 101-й и 2000 человек из 82-й воздушно-десантной, примерно треть сил выпала. Такое широкое рассредоточение привело немцев в замешательство и фрагментировало их ответ. [130] 7-я армия получила уведомление о сбросе парашюта в 01:20, но Рундштедт изначально не верил, что происходит крупное вторжение. Уничтожение радиолокационных станций вдоль побережья Нормандии за неделю до вторжения означало, что немцы не обнаружили приближающийся флот до 02:00. [131]

Британский и канадский

Разрушенный планер Waco CG-4 осматривают немецкие войска.

Первым действием союзников в день «Д» стал захват мостов через канал Кан и Орн с помощью планерной атаки в 00:16 (с тех пор переименованный в мост Пегас и мост Хорса ). Оба моста были быстро захвачены неповрежденными, при этом Оксфордширский и Бакингемширский легкие пехотные полки понесли легкие потери. Затем они были усилены членами 5-й парашютной бригады и 7-го (легкого пехотного) парашютного батальона . [132] [133] Пять мостов через Дайвс были разрушены с минимальным трудом силами 3-й парашютной бригады . [134] [135] Тем временем следопыты, которым было поручено установить радиолокационные маяки и огни для дальнейших десантников (которые должны были прибыть в 00:50, чтобы очистить зону приземления к северу от Ранвилля ), были сбиты с курса, и им пришлось установить навигационные средства слишком далеко на восток. Многие десантники, которых также отнесло слишком далеко на восток, приземлились далеко от намеченных зон высадки; некоторым потребовались часы или даже дни, чтобы воссоединиться со своими подразделениями. [136] [137] Генерал-майор Ричард Гейл прибыл с третьей волной планеров в 03:30 вместе с оборудованием, таким как противотанковые орудия и джипы, а также дополнительными войсками, чтобы помочь защитить район от контратак, которые первоначально были организованы только войсками, находящимися в непосредственной близости. окрестности посадок. [138] В 02:00 командир немецкой 716-й пехотной дивизии приказал Фейхтингеру перебросить свою 21-ю танковую дивизию на позиции для контратаки. Однако, поскольку дивизия входила в состав танкового резерва, Фейхтингеру пришлось получить разрешение ОКВ, прежде чем он смог приступить к формированию. [139] Фейхтингер получил приказ только почти в 09:00, но тем временем по собственной инициативе собрал боевую группу (включая танки) для борьбы с британскими войсками к востоку от Орна. [140]

К месту встречи прибыли только 160 человек из 600 человек 9-го батальона, которому было поручено ликвидировать вражескую батарею у Мервилля. Подполковник Теренс Отуэй , руководивший операцией, решил продолжить операцию, несмотря на это, поскольку огневая точка должна была быть уничтожена к 06:00, чтобы не допустить обстрела флота вторжения и войск, прибывающих на Пляж Мечей. В битве при Мервиллской артиллерийской батарее войска союзников вывели из строя орудия с помощью пластиковой взрывчатки, в результате чего погибло 75 человек. Было обнаружено, что на огневой точке находились 75-мм орудия, а не ожидаемая 150-мм тяжелая береговая артиллерия. Оставшиеся силы Отуэя отошли с помощью нескольких членов 1-го канадского парашютного батальона . [141]

Этим действием была достигнута последняя из целей дня «Д» британской 6-й воздушно-десантной дивизии. [142] В 12:00 они были усилены коммандос 1-й бригады специального назначения , высадившейся на Пляже Мечей, и 6-й воздушно-десантной бригады , прибывшей на планерах в 21:00 в рамках операции «Кряква» . [143]

Высадки на пляж

Карта пляжей и авансы первого дня

Танки

Некоторые из десантных средств были модифицированы для обеспечения непосредственной поддержки огня, а самоходные плавающие танки Duplex-Drive (танки DD), специально разработанные для высадки в Нормандии, должны были приземлиться незадолго до пехоты, чтобы обеспечить прикрытие огнем. Однако немногие прибыли раньше пехоты, а в Омахе многие затонули, не дойдя до берега. [144] [145] Другие специальные танки приземлились первыми волнами, чтобы очистить береговую оборону.

Юта Бич

Американские штурмовые отряды со своим снаряжением движутся на пляж Юта. На заднем плане виден десантный корабль.

Юта-Бич находился в районе, защищаемом двумя батальонами 919-го гренадерского полка. [146] Первыми на берег высадились военнослужащие 8-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии, прибывшие в 06:30. Их десантные корабли были отброшены на юг сильным течением, и они оказались примерно в 2000 ярдах (1,8 км) от намеченной зоны приземления. Это место оказалось лучше, так как поблизости был только один опорный пункт, а не два, а бомбардировщики IX бомбардировочного командования бомбили оборону с высоты ниже предписанной, причинив значительный ущерб. Кроме того, сильное течение вынесло на берег многие подводные препятствия. Помощник командира 4-й пехотной дивизии бригадный генерал Теодор Рузвельт-младший , первый старший офицер на берегу, принял решение «начать войну прямо отсюда» и приказал изменить маршрут дальнейших высадок. [147] [148]

За первоначальными штурмовыми батальонами быстро последовали 28 танков ДД и несколько волн инженерных и подрывных групп, чтобы устранить препятствия на пляже и очистить территорию непосредственно за пляжем от препятствий и мин. В волноломе были пробиты бреши, чтобы обеспечить более быстрый доступ войскам и танкам. Боевые группы начали покидать пляж около 09:00, при этом часть пехоты пробиралась через затопленные поля, а не двигалась по единственной дороге. В течение дня они вели перестрелки с частями 919-го гренадерского полка, имевшими на вооружении противотанковые пушки и винтовки. К полудню был выведен из строя главный опорный пункт в этом районе и еще 1300 ярдов (1,2 км) к югу. [149] 4-я пехотная дивизия не выполнила всех своих задач в день «Д» в Юта-Бич, отчасти потому, что она зашла слишком далеко на юг, но она высадила 21 000 солдат ценой всего 197 потерь. [150] [151]

Пуэнт-дю-Хок

Американские рейнджеры взбираются на стену в Пуэнт-дю-Хок

Пуэнт-дю-Хок , видный мыс, расположенный между Ютой и Омахой, был закреплен за двумястами солдат 2-го батальона рейнджеров под командованием подполковника Джеймса Раддера . Их задачей было взобраться на скалы высотой 30 м (98 футов) с помощью крюков, веревок и лестниц, чтобы уничтожить береговую артиллерийскую батарею, расположенную на вершине. Скалы защищала 352-я немецкая пехотная дивизия и французские коллаборационисты, стрелявшие сверху. [152] Огневую поддержку оказывали эсминцы союзников USS Satterlee и HMS Talybont . Взобравшись на скалы, рейнджеры обнаружили, что орудия уже отведены. Они обнаружили неохраняемое, но готовое к использованию оружие в саду примерно в 550 метрах (600 ярдов) к югу от точки и вывели его из строя с помощью взрывчатки. [152]

«Рейнджеры» отразили многочисленные контратаки немецкого 914-го гренадерского полка . Мужчины были изолированы, а некоторые взяты в плен. К рассвету 7 июня у Раддера было всего 90 боеспособных человек. Помощь прибыла только 8 июня, когда прибыли члены 743-го танкового батальона и другие. [153] [154] К тому времени у людей Раддера закончились боеприпасы, и они использовали трофейное немецкое оружие. В результате несколько человек погибли, поскольку немецкое оружие издавало характерный шум, и мужчин приняли за противника. [155] К концу боя потери рейнджеров составили 135 человек убитыми и ранеными, немецкие потери составили 50 человек убитыми и 40 пленными. Неизвестное количество французских коллаборационистов было казнено. [156] [157]

Омаха-Бич

Американские десантники на десантном корабле LCVP приближаются к пляжу Омаха , 6 июня 1944 года.

Омаха, наиболее хорошо защищенный пляж, был закреплен за 1-й пехотной дивизией и 29-й пехотной дивизией . [158] Им противостояла 352-я пехотная дивизия, а не ожидаемый отдельный полк. [159] Сильные течения заставили многие десантные суда отойти к востоку от их предполагаемой позиции или заставили их задержаться. [160] Опасаясь удара по десантному кораблю, американские бомбардировщики задержали выпуск своих грузов, и в результате большая часть пляжных препятствий в Омахе осталась неповрежденной, когда люди сошли на берег. [161] Многие десантные суда сели на мель на песчаных отмелях, и мужчинам пришлось идти вброд 50–100 метров по шею под обстрелом, чтобы добраться до пляжа. [145] Несмотря на сильное волнение на море, танки DD двух рот 741-го танкового батальона были сброшены на расстоянии 5000 ярдов (4600 м) от берега; однако 27 из 32 затонули и затонули, при этом погибло 33 члена экипажа. [162] Некоторые танки, выведенные из строя на берегу, продолжали прикрывать огонь до тех пор, пока у них не кончились боеприпасы или их не затопил прилив. [4]

Потери составили около 2000 человек, поскольку мужчины подверглись обстрелу со скал наверху. [163] Проблемы с очисткой пляжа от препятствий привели к тому, что в 08:30 начальник пляжа прекратил дальнейшую посадку транспортных средств. Примерно в это же время прибыла группа эсминцев, чтобы оказать огневую поддержку и возобновить высадку. [164] Выход с пляжа был возможен только через пять хорошо защищенных оврагов, и к позднему утру едва ли 600 человек достигли возвышенности. [165] К полудню, когда артиллерийский огонь начал сказываться и у немцев начали заканчиваться боеприпасы, американцам удалось расчистить несколько дорожек на пляжах. Они также начали расчищать овраги от вражеской обороны, чтобы машины могли покинуть пляж. [165] В последующие дни хрупкий плацдарм был расширен, и к 9 июня цели Дня Д в Омахе были достигнуты. [166]

Золотой пляж

Британские войска высадились на берег в секторе Джиг-Грин, Голд-Бич.

Первая высадка на Голд-Бич была назначена на 07:25 из-за разницы в приливе на этом пляже и на пляжах США. [167] Сильный ветер затруднил работу десантных кораблей, и танки-амфибии DD были выпущены близко к берегу или прямо на пляж, а не дальше, как планировалось. [168] Три из четырех орудий большой огневой позиции на батарее Лонг-сюр-Мер были выведены из строя прямыми попаданиями крейсеров HMS Ajax и Argonaut в 06:20. Четвертое орудие возобновило прерывистую стрельбу во второй половине дня, и 7 июня его гарнизон сдался. [169] Атакам с воздуха не удалось поразить опорный пункт Ле-Амель, амбразура которого была обращена на восток, чтобы обеспечить анфиладный огонь вдоль пляжа, и имела толстую бетонную стену со стороны моря. [170] Его 75-мм орудие продолжало наносить урон до 16:00, когда танк Armored Vehicle Royal Engineers (AVRE) выпустил большой подрывной заряд в его задний вход. [171] [172] Вторая казематная огневая точка в Ла-Ривьере с 88-мм пушкой была нейтрализована танком в 07:30. [173]

Тем временем пехота начала зачищать сильно укрепленные дома вдоль берега и продвигаться к целям дальше вглубь страны. [174] Коммандос № 47 (Королевская морская пехота) двинулся к небольшому порту в Порт-ан-Бессене и захватил его на следующий день в битве при Порт-ан-Бессене . [175] Ротный сержант-майор Стэнли Холлис получил единственный Крест Виктории , награжденный в день «Д» за свои действия, включая нападение на два дота на высоте Мон-Флери. [176] На западном фланге 1-й батальон Королевского Хэмпширского полка захватил Арроманш (будущий участок Малберри «Б»), и на восточном фланге был установлен контакт с канадскими войсками в Юноне. [177] Байе не был взят в первый день из-за упорного сопротивления 352-й пехотной дивизии. [174] Потери союзников на Золотом пляже оцениваются в 1000 человек. [15]

Джуно Бич

Королевский канадский военно-морской пляжный коммандос «W» приземляется в секторе Майк-Бич на пляже Джуно , 6 июня 1944 года.

Высадка на пляже Джуно была отложена из-за неспокойного моря, и люди прибыли впереди своей поддерживающей бронетехники, понеся при высадке множество потерь. Большая часть морских бомбардировок не попала в немецкую оборону. [178] Несколько выходов с пляжа были созданы, но не без труда. В районе Майк-Бич на западном фланге с помощью брошенного танка AVRE и нескольких рулонов фашины был засыпан большой кратер , который затем был закрыт временным мостом. [д] [179] Большую часть дня пляж и близлежащие улицы были забиты машинами, что затрудняло перемещение вглубь страны. [180]

Крупные немецкие опорные пункты с 75-мм орудиями, пулеметными гнездами, бетонными укреплениями, колючей проволокой и минами располагались в Курсель-сюр-Мер , Сен-Обен-сюр-Мер и Берньер-сюр-Мер . [181] Города приходилось очищать в боях по домам. [182] Солдаты, направлявшиеся в Бени-сюр-Мер , в 3 милях (5 км) вглубь страны, обнаружили, что дорога была хорошо прикрыта пулеметными огневыми точками, которые нужно было обойти с фланга, прежде чем можно было продолжить наступление. [183] Ближе к вечеру подразделения 9-й канадской пехотной бригады приблизились к аэродрому Карпике , но к этому времени у их поддерживающей бронетехники закончились боеприпасы, поэтому канадцы окопались на ночь. Аэродром был захвачен только через месяц, поскольку этот район стал ареной ожесточенных боев. [184] К наступлению темноты смежные плацдармы «Юнона» и «Голд» занимали территорию шириной 12 миль (19 км) и глубиной 7 миль (10 км). [185] Потери на «Юноне» составили 961 человек. [186]

Меч-Бич

Британские войска укрываются после высадки на пляже Сворд .

На Пляже Мечей 21 из 25 танков DD первой волны успешно высадились на берег и обеспечили прикрытие пехоте, которая начала высадку в 07:30. [187] Пляж был сильно заминирован и усеян препятствиями, что делало работу бригад по расчистке пляжа трудной и опасной. [188] В ветреную погоду прилив наступил быстрее, чем ожидалось, поэтому маневрирование бронетехники было затруднено. Пляж быстро стал переполнен. [189] Бригадный генерал Саймон Фрейзер, 15-й лорд Ловат и его 1-я бригада специальной службы прибыли во второй волне, которую высадил на берег рядовой Билл Миллин , личный волынщик Ловата. [190] Члены коммандос № 4 двинулись через Уистреам, чтобы атаковать с тыла немецкую артиллерийскую батарею на берегу. Бетонную наблюдательно-диспетчерскую вышку на этой огневой позиции пришлось обойти, и она была захвачена лишь несколько дней спустя. [191] Французские войска под командованием командующего Филиппа Киффера (первые французские солдаты, прибывшие в Нормандию) атаковали и очистили сильно укрепленный опорный пункт в казино в Рива Белла с помощью одного из танков DD. [191]

Опорный пункт «Моррис» возле Кольвиль-сюр-Орн был захвачен примерно через час боя. [189] Близлежащий опорный пункт «Хиллман» , штаб 736-го пехотного полка, представлял собой большое сложное оборонительное сооружение, которое выдержало утреннюю бомбардировку практически неповрежденным. Его удалось захватить только в 20:15. [192] 2-й батальон Королевской легкой пехоты Шропшира начал продвигаться к Кану пешком, подойдя к городу на расстояние нескольких километров, но был вынужден отступить из-за отсутствия поддержки бронетехники. [193] В 16:00 21-я танковая дивизия предприняла контратаку между «Свордом» и «Юноной» и почти сумела выйти к Ла-Маншу. Он встретил жесткое сопротивление со стороны 3-й британской дивизии и вскоре был отозван для оказания помощи в районе между Каном и Байе. [194] [195] По оценкам, потери союзников на пляже Сорд-Бич достигают 1000 человек. [15]

Последствия

Карта ситуации на 24:00 6 июня 1944 г.

Высадка в Нормандии была крупнейшим морским вторжением в истории, в ней участвовало около 5000 десантных и десантных кораблей, 289 кораблей сопровождения и 277 тральщиков. [196] Почти 160 000 солдат пересекли Ла-Манш в день «Д». [9] к концу июня высадится 875 000 человек. [197] Потери союзников в первый день составили не менее 10 000 человек, из них подтверждено 4 414 погибших. [13] потери немцев составили 4 000–9 000 человек (убитыми, ранеными, пропавшими без вести или взятыми в плен). [15] Немцы так и не достигли заявленной Гитлером цели «сбросить союзников обратно в море» ни в день «Д», ни в любое время после него. [198]

Планы вторжения союзников требовали быстрого наращивания войск и создания безопасного плацдарма, что было достигнуто с меньшими потерями, чем ожидалось. [199] План также предусматривал захват Карантана, Сен-Ло, Кана и Байе в первый день, при этом все пляжи (кроме Юты) были связаны с линией фронта на расстоянии 10–16 километров (6–10 миль) от пляжи; ни одна из этих последних целей не была достигнута. [34] В Юте 4-я дивизия значительно продвинулась вглубь суши, встретившись с воздушно-десантными войсками, а британцы и канадцы находились на расстоянии от четырех до семи миль вглубь суши (от шести до одиннадцати километров). [199] Пять плацдармов не были соединены до 12 июня, когда союзники удерживали фронт длиной около 97 километров (60 миль) и глубиной 24 километра (15 миль). [200] Кан, главная цель, все еще находился в руках немцев в конце дня «Д» и не был полностью захвачен до 21 июля. [201] Немцы приказали французским гражданским лицам, кроме тех, кто считался необходимым для военных действий, покинуть потенциальные зоны боевых действий в Нормандии. [202] Потери среди гражданского населения в день «Д» и «Д+1» оцениваются в 3000 человек. [203]

Победа союзников в Нормандии стала результатом нескольких факторов. Немецкие приготовления вдоль Атлантического вала были завершены лишь частично; незадолго до дня «Д» Роммель сообщил, что в некоторых районах строительство завершено только на 18 процентов, поскольку ресурсы были перенаправлены в другие места. [204] Обманы, предпринятые в ходе операции «Стойкость», оказались успешными, в результате чего немцам пришлось защищать огромный участок береговой линии. [205] Роммель был в Берлине. [51] а прогнозируемая штормовая погода означала, что некоторые другие немецкие командиры и войска не присутствовали в Нормандии. [50] Союзники достигли и сохранили господство в воздухе, а это означало, что немцы не могли наблюдать за приготовлениями, идущими в Великобритании, и не могли вмешиваться с помощью атак бомбардировщиков. [206] Транспортная инфраструктура во Франции была серьезно разрушена бомбардировщиками союзников и французским Сопротивлением, что затруднило немцам подвоз подкреплений и припасов. [207] Некоторые из первых бомбардировок были не по цели или недостаточно сконцентрированы, чтобы оказать какое-либо воздействие. [161] но специализированная броня работала хорошо, за исключением Омахи (где большая часть ее была потеряна в море), обеспечивая непосредственную артиллерийскую поддержку войск, когда они высаживались на пляжи. [208] Нерешительность и слишком сложная структура командования со стороны немецкого высшего командования также были факторами успеха союзников. [209]

Военные мемориалы и туризм

На пляже Омаха все еще видны части гавани Малберри, а также сохранились некоторые пляжные препятствия. Мемориал Национальной гвардии США расположен на месте бывшего опорного пункта Германии. Пуэнт-дю-Хок мало изменился с 1944 года: местность покрыта воронками от бомб, а большая часть бетонных бункеров все еще на месте. Американское кладбище и мемориал в Нормандии находится неподалеку, в Кольвиль-сюр-Мер . [210] Музей высадки в Юте расположен в Сент-Мари-дю-Мон , а в Сент-Мер-Эглиз есть музей, посвященный деятельности американских летчиков. Рядом расположены два немецких военных кладбища. [211]

Мост Пегас , цель 6-й британской воздушно-десантной дивизии, был местом одной из первых высадок в Нормандии. В 1994 году мост заменили на аналогичный по внешнему виду, а оригинал находится на территории близлежащего музейного комплекса. [212] Участки Малберри-Харбор   B до сих пор находятся в море в Арроманше, а неподалеку находится хорошо сохранившаяся батарея Лонг-сюр-Мер. [213] , Пляжный центр Джуно открытый в 2003 году, финансировался канадским федеральным и провинциальным правительством, Францией и канадскими ветеранами. [214] Мемориал Британской Нормандии над Голд-Бич был спроектирован архитектором Лиамом О'Коннором и открыт в 2021 году. [215]

См. также

Примечания

  1. Официальная британская история дает приблизительную цифру в 156 115 человек, высадившихся в день «Д». В их число вошли 57 500 американцев и 75 215 британцев и канадцев с моря и 15 500 американцев и 7900 британцев с воздуха. [9]
  2. ^ Включает орудия калибром от 100 до 210 мм, а также 320-мм ракетные установки. [12]
  3. Первоначальная оценка потерь союзников составляла 10 000 человек, из которых 2500 были убиты. Исследования, проводимые Национальным мемориалом Дня Д, подтвердили 4414 смертей, из которых 2499 были американцами и 1915 - выходцами из других стран. [13]
  4. Танк оставался на месте до 1972 года, когда его сняли и восстановили члены Королевских инженеров .

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Jump up to: а б с д Бивор 2009 , с. 82.
  2. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 76.
  3. ^ Бивор 2009 , с. 492.
  4. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 99.
  5. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 25.
  6. ^ Гарнер 2019 .
  7. ^ Jump up to: а б Медоуз 2016 .
  8. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 342.
  9. ^ Jump up to: а б Эллис, Аллен и Уорхерст 2004 , стр. 521–533.
  10. ^ Jump up to: а б Морисон 1962 , с. 67.
  11. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 60, 63, 118–120.
  12. ^ Zaloga & Johnson 2005 , p. 29.
  13. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 87.
  14. ^ Напье 2015 , стр. 72.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Услуги Портсмутского музея .
  16. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 8–9.
  17. ^ Фоллиард 1942 .
  18. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 10.
  19. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 10–11.
  20. ^ Wilmot 1997 , стр. 177–178, стр. диаграммы. 180.
  21. ^ Черчилль 1951 , с. 404.
  22. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 13–14.
  23. ^ Бивор 2009 , стр. 33–34.
  24. ^ Jump up to: а б Уилмот 1997 , с. 170.
  25. ^ Амвросий 1994 , стр. 73–74.
  26. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 14.
  27. ^ Уилмот 1997 , с. 182.
  28. ^ Гилберт 1989 , с. 491.
  29. ^ Уитмарш 2009 , стр. 12–13.
  30. ^ Jump up to: а б с д и Уитмарш 2009 , с. 13.
  31. ^ Вайнберг 1995 , с. 684.
  32. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 3.
  33. ^ Jump up to: а б Черчилль 1951 , стр. 592–593.
  34. ^ Jump up to: а б с Beevor 2009 , Карта, внутренняя сторона обложки.
  35. ^ Кэддик-Адамс 2019 , с. 136.
  36. ^ Вайнберг 1995 , с. 698.
  37. ^ Вайнберг 1995 , с. 680.
  38. ^ Браун 2007 , с. 465.
  39. ^ Зюльке 2004 , стр. 71–72.
  40. ^ Уитмарш 2009 , с. 27.
  41. ^ Бивор 2009 , с. 282.
  42. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 34.
  43. ^ Бикерс 1994 , стр. 19–21.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Уитмарш 2009 , с. 31.
  45. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 33.
  46. ^ Трауб 2024 .
  47. ^ Бивор 2009 , с. 21.
  48. ^ Уилмот 1997 , с. 224.
  49. ^ Уилмот 1997 , стр. 224–226.
  50. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 131.
  51. ^ Jump up to: а б Бивор, 2009 г. , стр. 42–43.
  52. ^ Уилмот 1997 , с. 144.
  53. ^ Франсуа 2013 , с. 118.
  54. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 16–19.
  55. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 37.
  56. ^ Лидтке 2015 , стр. 227–228, 235.
  57. ^ Лидтке 2015 , стр. 224–225.
  58. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 118.
  59. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 122.
  60. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 60, 63.
  61. ^ Jump up to: а б с д и Ford & Zaloga 2009 , p. 63.
  62. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ford & Zaloga 2009 , p. 275.
  63. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 60.
  64. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 206.
  65. ^ Уитмарш 2009 , с. 73.
  66. ^ Маргарет 2019 , стр. 414–418.
  67. ^ Маргарет 2019 , с. 321
  68. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 30.
  69. ^ Бивор 2009 , с. 33.
  70. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 12.
  71. ^ Уитмарш 2009 , с. 12.
  72. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 54–56.
  73. ^ Мюррей 1983 , с. 263.
  74. ^ Мюррей 1983 , с. 280.
  75. ^ Хутон 1999 , с. 283.
  76. ^ Шпеер 1971 , стр. 483–484.
  77. ^ Шпеер 1971 , с. 482.
  78. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 31.
  79. ^ Уитмарш 2009 , с. 15.
  80. ^ Уилмот 1997 , с. 192.
  81. ^ Jump up to: а б с Уитмарш 2009 г. , Карта, с. 12.
  82. ^ Jump up to: а б с д и Ford & Zaloga 2009 , p. 125.
  83. ^ Уитмарш 2009 , с. 53.
  84. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 66.
  85. ^ Стэнли 2004 .
  86. ^ Jump up to: а б Голландия 2014 .
  87. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 271.
  88. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 270.
  89. ^ Jump up to: а б с Ford & Zaloga 2009 , p. 200.
  90. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 201.
  91. ^ Дутит 1988 , с. 23.
  92. ^ Эскотт 2010 , с. 138.
  93. ^ Бивор 2009 , с. 43.
  94. ^ Уилмот 1997 , с. 229.
  95. ^ Управление исследований специальных операций, 1965 , стр. 51–52.
  96. ^ Юнг 2006 , с. 133.
  97. ^ Jump up to: а б Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , с. 6.
  98. ^ Черчилль 1951 , с. 594.
  99. ^ Уитмарш 2009 , с. 30.
  100. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 205.
  101. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 233.
  102. ^ Вейгли 1981 , стр. 136–137.
  103. ^ Уилмот 1997 , с. 255.
  104. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 82.
  105. ^ Бивор 2009 , стр. 81, 117.
  106. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 69.
  107. ^ Уитмарш 2009 , стр. 51–52, 69.
  108. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 114.
  109. ^ Уилмот 1997 , с. 175.
  110. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 125, 128–129.
  111. ^ Уилмот 1997 , с. 234.
  112. ^ Корта 1952 , с. 159.
  113. ^ Короткометражка 1997 , стр. 65–78.
  114. ^ Барр 1944 .
  115. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 133.
  116. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 134.
  117. ^ Бивор 2009 , с. 27.
  118. ^ Jump up to: а б Уилмот 1997 , с. 243.
  119. ^ Бивор 2009 , стр. 61–64.
  120. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 166–167.
  121. ^ Бивор 2009 , с. 116.
  122. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 139.
  123. ^ Бивор 2009 , с. 67.
  124. ^ Jump up to: а б Уилмот 1997 , с. 244.
  125. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 145.
  126. ^ Бивор 2009 , с. 69.
  127. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 149–150.
  128. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 151.
  129. ^ Бивор 2009 , с. 71.
  130. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 167.
  131. ^ Уилмот 1997 , с. 246–247.
  132. ^ Бивор 2009 , стр. 52–53.
  133. ^ Уилмот 1997 , стр. 238–239.
  134. ^ Уилмот 1997 , с. 240.
  135. ^ Бивор 2009 , с. 57.
  136. ^ Уилмот 1997 , с. 239.
  137. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 222.
  138. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 228, 230.
  139. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 230.
  140. ^ Уилмот 1997 , с. 282.
  141. ^ Бивор 2009 , стр. 56–58.
  142. ^ Уилмот 1997 , с. 242.
  143. ^ Ford & Zaloga 2009 , Map, pp. 216–217.
  144. ^ Гольдштейн, Диллон и Венгер 1994 , стр. 84.
  145. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 73.
  146. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 130.
  147. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 131, 160–161.
  148. ^ Уитмарш 2009 , стр. 50–51.
  149. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 158–159, 164.
  150. ^ Уитмарш 2009 , с. 51.
  151. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 165.
  152. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 102.
  153. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 95–104.
  154. ^ Уилмот 1997 , с. 263.
  155. ^ Бивор 2009 , с. 155.
  156. ^ Zaloga 2009 , p. 50.
  157. ^ Бивор 2009 , с. 106.
  158. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 64–65, 334.
  159. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 45.
  160. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 76–77.
  161. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 91.
  162. ^ Бивор 2009 , с. 90.
  163. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 333–334.
  164. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 90–91.
  165. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 56, 83.
  166. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 337.
  167. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 276–277.
  168. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 281–282.
  169. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 299.
  170. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 286.
  171. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 298–299.
  172. ^ Уилмот 1997 , с. 272.
  173. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 292.
  174. ^ Jump up to: а б Уитмарш 2009 , с. 70.
  175. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 289–290.
  176. ^ Бивор 2009 , с. 129.
  177. ^ Уилмот 1997 , стр. 272–273.
  178. ^ Уилмот 1997 , стр. 274–275.
  179. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 312–313.
  180. ^ Уилмот 1997 , с. 275.
  181. ^ Ford & Zaloga 2009 , Map, pp. 314–315.
  182. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 317.
  183. ^ Бивор 2009 , стр. 133–135.
  184. ^ Бивор 2009 , с. 135.
  185. ^ Уилмот 1997 , с. 276.
  186. ^ Бивор 2009 , с. 131.
  187. ^ Уилмот 1997 , с. 277.
  188. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 239–240.
  189. ^ Jump up to: а б Бивор 2009 , с. 143.
  190. ^ Бивор 2009 , с. 138.
  191. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , pp. 244–245.
  192. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 248–249.
  193. ^ Бивор 2009 , стр. 143, 148.
  194. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 326–327.
  195. ^ Уилмот 1997 , с. 283.
  196. ^ Бивор 2009 , с. 74.
  197. ^ Уитмарш 2009 , с. 104.
  198. ^ Имперский военный музей .
  199. ^ Jump up to: а б Голландия 2014 , с. 275.
  200. ^ Хорн 2010 , с. 13.
  201. ^ Уилмот 1997 , с. 360.
  202. ^ Флинт 2009 , с. 102.
  203. ^ Флинт 2009 , с. 336.
  204. ^ Уилмот 1997 , с. 290.
  205. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 343.
  206. ^ Уилмот 1997 , с. 289.
  207. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 36.
  208. ^ Уилмот 1997 , с. 291.
  209. ^ Уилмот 1997 , с. 292.
  210. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 346.
  211. ^ Ford & Zaloga 2009 , pp. 346–348.
  212. ^ Мемориал Пегаса .
  213. ^ Ford & Zaloga 2009 , p. 352.
  214. ^ Зюльке 2004 , стр. 349–350.
  215. ^ О'Коннор 2021 .

Библиография

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8519755bbf79eb1a6f659ede0d8447d__1721922720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/7d/d8519755bbf79eb1a6f659ede0d8447d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Normandy landings - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)