Jump to content

Операция Тонга

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция Тонга
Часть высадки в Нормандии

Британские следопыты 22-й независимой парашютной роты сверяют свои часы перед автомобилем Armstrong Whitworth Albemarle.
Дата 5–7 июня 1944 г.
Расположение
Кан , Нормандия , Франция
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Ричард Нельсон Гейл
Сила
8500 человек [1] Около 16 000 [2]
Жертвы и потери
800 убитых и раненых [3]
  • около 400 погибших
  • около 400 захвачено

Операция «Тонга» — кодовое название воздушно-десантной операции, предпринятой 6-й британской воздушно-десантной дивизией в период с 5 по 7 июня 1944 года в рамках операции «Оверлорд» и высадки в день «Д» во время Второй мировой войны .

Парашютисты , с задачами по и планерно-десантные войска дивизии под командованием генерал-майора Ричарда Нельсона Гейла высадились на восточном фланге района вторжения, недалеко от города Кан выполнению ряда задач. Дивизия должна была захватить два стратегически важных моста через Канал и реку Орн , которые должны были использоваться сухопутными войсками союзников для наступления после высадки морского десанта , разрушить несколько других мостов, чтобы лишить немцев возможности использовать их, и обеспечить безопасность нескольких важных мостов. деревни. Дивизии также была поставлена ​​задача атаковать и уничтожить артиллерийскую батарею Мервилля , артиллерийскую батарею, в которой, по мнению разведки союзников, размещалось несколько тяжелых артиллерийских орудий, которые могли обстрелять ближайший пляж вторжения (под кодовым названием « Меч ») и, возможно, нанести тяжелые потери союзникам. на него высаживаются войска. Достигнув этих целей, дивизия должна была создать и закрепить плацдарм вокруг захваченных мостов до тех пор, пока они не соединятся с наступающими сухопутными войсками союзников.

Дивизия пострадала от сочетания плохой погоды и плохой пилотажной навигации, в результате чего многие воздушно-десантные войска были высажены неточно по всему району боевых действий дивизии, что привело к многочисленным жертвам и значительно затруднило проведение операций. В частности, 9-й парашютный батальон , которому была поставлена ​​задача уничтожить артиллерийскую батарею Мервилля, смог собрать лишь часть своих сил, прежде чем ему пришлось атаковать батарею, в результате чего истощенные силы понесли тяжелые потери. Однако батарея была успешно атакована, а находившиеся в ней орудия выведены из строя. Другие цели дивизии также были достигнуты, несмотря на возникшие проблемы.

Небольшой отряд планерных войск из 2-го батальона Оксфордшира и Бакингемширской легкой пехоты захватил два моста через Канский канал и реку Орн в результате удачной операции. Остальные мосты были разрушены дивизией, ряд деревень был оккупирован. Дивизия сформировала плацдарм . и успешно отразила ряд немецких контратак, пока сухопутные войска союзников с пляжей вторжения не достигли своих позиций Действия дивизии серьезно ограничивали возможности немецких защитников общаться и организовываться, гарантируя, что морские десантники не смогут быть атакованы в течение жизненно важных первых нескольких часов после высадки, когда они были наиболее уязвимы.

Генерал-лейтенант Фредерик Э. Морган , первоначальный планировщик операции «Оверлорд» .

Операция «Тонга» возникла в ходе планирования операции «Оверлорд» , плана союзников по возможному вторжению и освобождению немцами оккупированной Франции . Планирование вторжения началось в мае 1943 года, когда президент Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль встретились во время Вашингтонской конференции . [4] Два лидера союзников решили, что все имеющиеся силы союзников должны быть сосредоточены в Соединенном Королевстве и что следует начать планирование вторжения в Северо-Западную Европу . Была установлена ​​предварительная целевая дата - май 1944 года с кодовым названием «Оверлорд». Объединенный англо-американский штаб планирования был создан под руководством генерал-лейтенанта Фредерика Э. Моргана , которому было присвоено звание начальника штаба Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами союзников (КОССАК). [4]

Ранние проекты Overlord предусматривали использование воздушно-десантных войск для поддержки наземных войск и защиты районов их высадки. Например, операция «Небоскреб» предусматривала развертывание двух воздушно-десантных дивизий для поддержки высадки на берег, которую должны были произвести пять пехотных дивизий. Одна воздушно-десантная дивизия высадится возле Кана , а другая — на восточном побережье полуострова Котантен . [5] «План С», амбициозное предложение, выдвинутое генералом Джорджем К. Маршаллом , начальником штаба армии США , предполагал высадку крупного десанта на реке Сена с целью сократить немецкие силы вдвое во время Д. Сам день. [6] [7] Морган и его штаб наконец решили, что вторжение должно произойти на тридцатимильном фронте от реки Орн на запад. [8] Окончательный план предусматривал использование трех дивизий в первом наступлении, при этом воздушно-десантные войска будут выброшены на город Кан в начале первого дня, чтобы захватить первый путь прорыва. [9]

После назначения генерала сэра Бернарда Монтгомери командующим 21-й группой армий и общим командованием всеми сухопутными войсками, высадившимися в Нормандии , план претерпел ряд дальнейших изменений. 21 января 1944 года пересмотренный план «Оверлорда» был представлен генералу Дуайту Д. Эйзенхауэру , который был выбран Верховным главнокомандующим союзников для вторжения. Пересмотренный план Монтгомери расширил зону высадки, включив в нее всю береговую линию между рекой Орн и восточным побережьем полуострова Котантен; пять дивизий высадятся на пляжах и при поддержке трех воздушно-десантных дивизий высадятся по обе стороны от площадок высадки, чтобы обезопасить свои фланги и защитить десантные войска от контратак. Британские воздушно-десантные войска были отведены на восточный фланг, а американские — на западный. [10]

Прелюдия

[ редактировать ]

Британская подготовка

[ редактировать ]

6- я воздушно-десантная дивизия , которой командовал генерал-майор Ричард Гейл . Для проведения воздушно-десантных операций на восточном фланге района вторжения была выбрана [11] Дивизия была новой, она была задействована в апреле 1943 года, и операция «Оверлорд» стала для нее первым боевым опытом. [12] Дивизия была первой, созданной с единственной целью проведения воздушно-десантных операций на уровне дивизии, а не участия в ряде более мелких операций, и были серьезные споры о том, что должно делать это подразделение. [13]

Генерал-майор Ричард Гейл, командующий 6-й воздушно-десантной дивизией , обращается к своим людям (4–5 июня 1944 г.)

Еще в январе 1944 года Гейл отметил, что у него «пока нет признаков определенной воздушно-десантной задачи» для его подразделения, и продолжал оставлять все варианты открытыми. [14] отражая текущие дискуссии на стратегическом уровне по поводу более широкого плана Д. Дня 17 февраля 1944 года генерал-майор Фредерик Артур Монтегю Браунинг (командующий всеми британскими воздушно-десантными силами) прибыл в штаб 6-й воздушно-десантной дивизии, чтобы проинформировать Гейла о том, чего дивизия должна была достичь во время вторжения; их роль под кодовым названием «Операция Тонга». [11]

одной парашютной бригады и противотанковой батареи Первоначальный план Тонги не включал в себя всю дивизию, а предусматривал лишь присоединение к 3-й британской пехотной дивизии . Этим силам будет поручено захватить мосты через Канский канал и реку Орн вблизи городов Бенувиль и Ранвиль . [15] Гейл возражал против этой мелкомасштабной операции, утверждая, что одна бригада не сможет достичь этих целей с такой ограниченной силой, и попросил развернуть всю дивизию. После консультации со своим начальством Браунинг согласился на просьбу и приказал Гейлу начать планирование операции. [16]

Перед дивизией были поставлены три конкретные задачи, которые она должна была выполнить в составе Тонги, помимо защиты восточного фланга высадки морского десанта союзников и взятия под контроль стратегически важных районов к востоку от Кана. Во-первых, предполагалось захватить в целости два моста через Канский канал и реку Орн в Бенувиле и Ранвиле. Тогда мосты будут защищены от контратак. Гейл знал, что захват мостов будет иметь решающее значение для пополнения запасов и усиления его дивизии, но он не знал, что мосты не способны поддерживать танки. Во-вторых, дивизия должна была уничтожить сильно укрепленную батарею береговой артиллерии Мервиля, расположенную на пляже Франсвиль , чтобы гарантировать, что она не сможет обстреливать британские войска, высадившиеся в районе под кодовым названием « Сворд» . Третья задача заключалась в разрушении нескольких мостов, переброшенных через реку Дивс , расположенных недалеко от городов Варавиль , Робегом, Бурес и Троарн . Затем дивизия будет удерживать захваченную территорию до тех пор, пока ее не заменят наступающие британские сухопутные войска. [16]

Бойцы 22-й независимой парашютной роты проходят инструктаж в рамках подготовки к Тонге

Детальное планирование Тонги началось в феврале, начиная с быстрого увеличения количества транспортных самолетов, выделенных для операции, для размещения всей дивизии. две Королевских ВВС (RAF) авиагруппы Для операции были предоставлены , чтобы обеспечить возможность переброски дивизии всего за две воздушные перевозки. Затем пилоты и экипаж этих транспортных самолетов приступили к групповой летной подготовке и специальной подготовке летных экипажей, чтобы убедиться, что они как можно лучше знакомы с тем, что от них требуется в ходе операции. [17] 6-я воздушно-десантная дивизия провела несколько крупномасштабных воздушно-десантных учений, на их основе определила наиболее эффективный способ развертывания бригадной группы на одной или нескольких площадках высадки. [18]

6 февраля 3-я парашютно-десантная бригада провела учение, в ходе которого вся бригада была высажена 98 транспортными самолетами. В конце марта 284 самолета были задействованы в учениях «Бизз II», в которых вся дивизия была переброшена на парашютах или планерах. В период с 21 по 26 апреля в учениях «Муш» было задействовано около 700 самолетов для развертывания 1-й британской воздушно-десантной дивизии и 1-й польской парашютной бригады против 6-й воздушно-десантной дивизии, которая двигалась по дороге, имитируя полномасштабную воздушно-десантную операцию. [18]

По мере приближения даты операции тренировки становились более интенсивными. Планерные подразделения каждый день часами кружили над аэродромами, отрабатывая маневры, необходимые для высадки воздушно-десантных войск рядом с мостами через реку Орн, Канским каналом, Дайвом и батареей Мервилля. Как только пилоты достаточно попрактиковались в этом в течение дня, их перевели на ночные операции. На посадочных площадках, используемых дивизией для своих операций, были установлены десятки столбов, подобных тем, что были в Нормандии, а затем инженерные подразделения рассчитывали, насколько быстро они смогут разрушить препятствия. [18]

Батальон, назначенный для нейтрализации Мервилля, провел две недели в специальном лагере, где построили копию батареи и провели в ней и вокруг нее несколько репетиционных учений. были переброшены силы, назначенные на операцию «переворот» по захвату мостов через реку Орн и канал Кан В Эксетер . Там они провели интенсивные учения вокруг реки Эксе и близлежащего канала, который служил их настоящей цели. [19]

Пилотам планеров и транспортных самолетов также постоянно предоставлялись тысячи карт и фотографий зон приземления и прилегающих территорий, а также десятки масштабных моделей зон и основных целей, таких как мосты и батарея Мервилля. . Цветной фильм был создан на основе фотографий воздушной разведки, которые при воспроизведении на правильной скорости и высоте над масштабными моделями реалистично моделировали пути, по которым пилоты планеров должны были двигаться к зонам приземления. [20]

Немецкая подготовка

[ редактировать ]
Пример спаржи Роммеля , препятствия, направленного на повреждение планеров и ранение пассажиров.

6-й воздушно-десантной дивизии будут противостоять соединения немецкой армии ( Хеер ), дислоцированные в районе Кана и реки Орн. К июню 1944 года в его состав входили 711-я и 716-я пехотные дивизии ; оба из них представляли собой статичные формирования, личный состав которых состоял из военнослужащих пониженного медицинского уровня и призывников, набранных из Советского Союза или Восточной Европы . [11] Обе дивизии также имели разнообразную коллекцию противотанковых орудий и артиллерийских орудий, а также небольшое количество немецких и французских танков и самоходных орудий . [21]

Ни одна из дивизий не была оценена как высокоэффективная: разведка союзников оценила их эффективность на сорок процентов по сравнению с первоклассной линейной пехотной дивизией в статической роли и на пятнадцать процентов в контратакующей роли. Разведка союзников также указала, что в этом районе находились две танковые роты, а также ряд специальных пехотных формирований, сформированных на базе учебных заведений. [21] Под Каном для поддержки статических дивизий базировалась 21-я танковая дивизия . 125-й танково-гренадерский полк был расквартирован в Вимонте , к востоку от Кана, а 2-й батальон 192-го танково-гренадерского полка базировался в Кайроне, к западу от Канского канала и мостов через реку Орн. [22] [23] [24]

Хотя это новое формирование было оснащено множеством старых танков и другой бронетехники, ядро ​​дивизии составляли Африканского корпуса . ветераны [25] Дальше находилась танковая дивизия Лера , базирующаяся в Шартре , который находился менее чем в дневном переходе от этого района. [26] Также угрозой для воздушно-десантных войск считалась 12- я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» , базировавшаяся в Лизье и предположительно способная прибыть в район места высадки воздушного десанта в течение двенадцати часов. Дивизия располагала большим количеством танков и САУ, в том числе «Пантеры» . [21] [26]

По приказу фельдмаршала Эрвина Роммеля немецкие войска построили большое количество статических оборонительных позиций и препятствий. Роммель был назначен генеральным инспектором береговой обороны и командующим группой армий «Б» в ноябре 1943 года по приказу Адольфа Гитлера . По прибытии он оценил существующую оборону в регионе и немедленно начал процесс ее улучшения, особенно тех, которые расположены внутри страны, поскольку, по его мнению, не более тридцати процентов немецкой обороны были адекватными. [27] Эти противодесантные меры заключались в установке большого количества мин для создания минных полей, а также возведении так называемой спаржи Роммеля ; система проволочных столбов высотой до двух метров, многие из которых были пронизаны минами или другими минами-ловушками, предназначенными для уничтожения планеров и убийства или ранения воздушно-десантных войск. [28]

Роммель отметил в своем дневнике после осмотра одного района, что дивизия установила в земле более 300 000 кольев для сдерживания высадки с воздуха, а корпус установил более 900 000. [29] Артиллерийская батарея Мервилля представляла собой особенно сильно укрепленную позицию. С пляжа ее защищали два опорных пункта, включавших около тридцати бункеров, а также наблюдательный пункт, а сама батарея состояла из бункера, в котором располагался командный пункт батареи, двух блокгаузов, легкой зенитной установки и четырех казематов, способных содержать артиллерию. детали размером до 150 мм. Вся батарея занимала территорию диаметром около четырехсот метров и была окружена внутренним периметром колючей проволоки, минным полем и внешним периметром колючей проволоки, а также противотанковым рвом. [30]

Планеры-буксиры Handley Page Halifax вместе с планерами Horsa и Hamilcar ждут вылета RAF Tarrant Rushton в Нормандию

Операция «Тонга» началась в 22:56 ночи 5 июня, когда шесть «Хэндли Пейдж Галифакс» тяжелых бомбардировщиков взлетели с британских ВВС «Таррант Раштон», буксируя шесть «Хорса» планеров , несущих силы государственного переворота; в его состав входили рота D, 2-й батальон Оксфордшира и Бакингемширская легкая пехота (часть 6-й воздушно-десантной бригады , но присоединенная к 5-й парашютной бригаде для первоначального вторжения), усиленные двумя дополнительными взводами роты B и группой королевских инженерных саперов под командованием общее командование - майор Джон Говард , которому была поставлена ​​задача захватить мосты через Канский канал и реку Орн. [31]

Несколько минут спустя, между 23:00 и 23:20, шесть транспортов Армстронга Уитворта Альбемарля взлетели с следопытами 22-й независимой парашютной роты, которые должны были обозначить три зоны высадки, которые будут использоваться воздушно-десантными войсками дивизии. [32] Еще шестнадцать Альбемарлей следовали за транспортами, перевозившими следопытов, на них перевозились элементы 9-го парашютного батальона , 1-го канадского парашютного батальона и 3-й парашютной бригады . штаба [33]

Через тридцать минут остальные транспорты с дивизией начали взлетать. Эта волна разделилась на три группы. Первый состоял из 239 транспортов «Дуглас Дакота» и «Шорт Стирлинг», а также семнадцати планеров «Хорса», на борту которых находились основная часть 3-й и 5-й парашютных бригад и их тяжелое оборудование. Эти силы должны были приземлиться в своих зонах высадки в 00:50. Вторая группа должна была приземлиться в 03:20 и состояла из шестидесяти пяти планеров «Хорса» и четырех «Гамилькаров», перевозивших штаб дивизии и противотанковую батарею. Последняя группа была сформирована из трех планеров Horsa с сапёрами и солдатами 9-го парашютного батальона, которые должны были приземлиться на вершине батареи Мервилля в 04:30. [33]

Захват мостов через канал Кан и реку Орн.

[ редактировать ]
Мост через Канский канал, июнь 1944 года; он был переименован в Мост Пегаса в честь мифического крылатого коня, использовавшегося в качестве знака формирования британских воздушно-десантных войск. [34]

Первым подразделением 6-й воздушно-десантной дивизии, высадившимся в Нормандии, был ударный отряд Говарда. [35] Силы государственного переворота приземлились на шести планерах за пятиминутный период (00:15–00:20); три приземлились возле моста через канал Кан, два - возле моста через реку Орн, а третий направлялся к мосту через реку Орн примерно в семи милях от него из-за навигационной ошибки. [36] [37] Оказавшись на земле, войска вышли и атаковали немецкие позиции. На мосту через Канский канал войска атаковали немецкие траншеи, атаковали часовых и забросали гранатами бетонный бункер, в котором, предположительно, хранилось пусковое оборудование для взрывов моста. [38]

У моста через реку Орн пулеметное гнездо было подавлено минометным огнем, но других защитников обнаружено не было, и два взвода захватили мост, прежде чем связаться по рации с Ховардом и сообщить ему о своем успехе. Оба моста были взяты под контроль в течение пятнадцати минут ценой лишь небольшого количества жертв. [39] Также выяснилось, что мосты не были заминированы, как предполагалось. [38]

Пока войска ждали высадки остальной части дивизии и прибытия 7-го парашютного батальона для усиления своих позиций, им пришлось отразить несколько спонтанных попыток немцев вернуть мосты. В 01:30 два немецких танка попытались проехать на мост, но были отбиты, один танк погиб от PIAT . противотанкового орудия [40]

Следопыты

[ редактировать ]

За силами переворота внимательно следили следопыты 22-й независимой парашютной роты, которым было поручено обозначить зоны высадки и зоны приземления, которые будут использоваться остальной частью дивизии. Однако из-за сильной облачности и плохой навигации только одна группа следопытов была высажена правильно. Самолетам, перевозившим оставшуюся часть, пришлось совершить от двух до трех облетов соответствующих зон высадки, прежде чем их команды прыгнули. [41] Следопыты, приписанные к DZ N, были сброшены далеко, и им не удавалось добраться до зоны высадки в течение тридцати минут. [42]

Одна из команд, приписанных к ДЗ К, случайно высадилась на ДЗ Н, не осознав своей ошибки, и установила радиомаяки и маркеры, из-за чего некоторое количество десантников высадилось не в том районе. «Путь» Следопытов на ДЗ К под командованием лейтенанта Боба Мидвуда добилась успеха. Группа следопытов 9-го парашютного батальона, которой было поручено обозначить зону высадки подразделения, которому было поручено уничтожить артиллерийскую батарею Мервилля, была практически уничтожена, когда воздушный налет тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС « Авро Ланкастер» не попал в артиллерийскую батарею. и разбомбили район, в котором находилась команда. [42]

5-я парашютная бригада

[ редактировать ]

Из-за вышеперечисленных факторов 5-я парашютная бригада бригадного генерала Найджела Поэтта была рассредоточена и неправильно высажена. Составные части 7-го парашютного батальона были настолько разбросаны, что к 03:00 командир батальона мог командовать только около 40 процентами батальона, хотя в течение ночи и дня прибывало больше людей. Воздушно-десантными войсками было обнаружено относительно мало контейнеров со снабжением, а это означает, что у них было мало тяжелого вооружения и радиостанций. [43] Однако 7-му батальону удалось встретиться со 2-м Оксфордширским и Бакингемширским полками легкой пехоты и обеспечить защиту от немецких контратак. Первые организованные действия немцев на захват мостов произошли между 05:00 и 07:00 и состояли из отдельных и часто нескоординированных атак танков, бронемашин и пехоты, интенсивность которых возрастала в течение дня. [44] [45] В 10:00 немецкие ВВС ( Люфтваффе ) попытались разрушить Канский мост. Одинокий самолет сбросил бомбу массой 1000 фунтов (450 кг), которая не взорвалась. Кроме того, два немецких прибрежных корабля попытались атаковать мост и были отбиты. [44] [46]

В течение дня 2-й батальон 192-го танково-гренадерского полка контратаковал в районе Бенувиля, пытаясь прорваться к мостам. Главные силы и 7-й парашютный батальон удержали свои позиции, подбив 13 из 17 пытавшихся прорваться танков. Британские войска продвинулись в Бенувиль и разгромили немцев в боях по домам . К полудню большая часть пропавших без вести бойцов 7-го парашютно-десантного батальона прибыла к мостам. [24] Несмотря на жестокость атак, батальон и основные силы сумели удерживать мосты до 19:00, когда прибыли передовые части 3-й британской пехотной дивизии и начали смену воздушно-десантных войск. было завершено около 01:00 7 июня. [44]

Десантники охраняют перекресток возле Ранвилля

Два других батальона бригады, 12-й и 13-й , также были сильно рассеяны, когда их высадили в 00:50. Когда оба подразделения отошли от мест встречи, ни одно из них не имело более шестидесяти процентов своей численности, хотя отдельные воздушно-десантные подразделения и небольшие группы присоединялись к батальонам в течение дня. [47] Обоим батальонам было поручено обеспечить безопасность территории вокруг ДЗ N и двух мостов, захваченных силами государственного переворота, но эта задача значительно усложнялась из-за того, что они были разбросаны по всей территории. Задача 12-го парашютного батальона заключалась в том, чтобы обезопасить деревню Ле-Бас-де-Ранвиль, что он и сделал к 04:00. 13-й парашютный батальон должен был захватить город Ранвиль, чего он достиг примерно в то же время, хотя и встретил более сильное сопротивление, чем то, с которым столкнулся другой батальон. [48]

Одной роте из 13-го парашютного батальона было приказано оставаться в зоне высадки батальона, чтобы обеспечить защиту роты саперов. Последние должны были снести столбы и взрывчатку, имевшиеся в этом районе, чтобы штаб 6-й воздушно-десантной дивизии мог безопасно приземлиться. [49] Два батальона удерживали свои районы до тех пор, пока их не сменили сухопутные войска, наступавшие с пляжей. 12-й парашютный батальон подвергся сильному минометному и артиллерийскому обстрелу и отразил две немецкие контратаки 125-го танково-гренадерского полка; первый был разгромлен после уничтожения танка и взятия нескольких пленных, а второй был отбит с помощью недавно прибывшей воздушно-десантной противотанковой батареи. [50]

3-я парашютная бригада

[ редактировать ]

3 -я парашютная бригада (бригадный генерал Джеймс Хилл ) начала приземляться одновременно с основными частями 5-й парашютной бригады и столкнулась с теми же проблемами. Все входящие в него подразделения были разбросаны по всей территории из-за плохой навигации, сильной облачности, а также того, что некоторые зоны высадки либо были неправильно отмечены, либо отмечены правильно, но были неправильно расположены из-за ошибки поиска пути. [51]

8- й парашютный батальон , которому было поручено разрушить два моста возле Буреса и третий у Троарна, был широко рассредоточен, а несколько его десантников высадились в районе действий 5-й парашютной бригады. [52] Когда командир Аластер Пирсон прибыл на место встречи батальона в 01:20, он обнаружил лишь тридцать десантников и небольшую группу саперов с джипом и прицепом. К 03:30 это число увеличилось до чуть более 140 десантников, но саперов, которые потребуются для сноса мостов, по-прежнему не было. [53]

Поэтому Пирсон решил послать небольшой отряд, чтобы снести мосты в Буресе, а остальную часть батальона повести к перекрестку к северу от Троарна, где он будет ждать дополнительных подкреплений, прежде чем атаковать. Отряд, отправленный в Бурес, обнаружил, что два моста уже были разрушены группой саперов, достигших мостов несколькими часами ранее, и поэтому воссоединились с батальоном возле Троарна, численность которого теперь увеличилась после прибытия еще пятидесяти человек. [53] Разведывательная группа и группа саперов были отправлены в Троарн для выяснения состояния моста. Эти войска попали под обстрел из оккупированного немцами дома возле моста. [54]

После непродолжительной перестрелки десантники захватили в плен несколько немцев из 21-й танковой дивизии. Затем воздушно-десантные войска направились к мосту, который, как они обнаружили, уже частично разрушен. Как только саперы с помощью взрывчатки расширили длину разрушенного моста, разведывательный отряд отошел к остальной части батальона на перекрестке. [54] Достигнув своей цели, батальон затем двинулся на север и занял позиции возле Ле-Месная, чтобы расширить воздушный плацдарм, образованный дивизией. [52]

Десантники 3-й парашютно-десантной бригады

Первоочередной задачей 1-го канадского парашютного батальона было снос двух мостов: одного в Варавиле и другого в Робомме. [52] Как и остальные части дивизии, батальон был рассредоточен по всему району боевых действий. Одна группа десантников приземлилась в 10 милях (16 км) от зоны высадки, а другая приземлилась недалеко от пляжей вторжения. Некоторые из них были сброшены в затопленные районы вокруг Варавиля, а несколько утонули, когда их утащило под поверхность воды из-за веса их оборудования. [54]

Группа десантников двинулась к мосту Робомм, встретив и собрав по пути несколько других групп воздушно-десантных войск и саперов, прежде чем достичь моста, где они обнаружили, что он все еще цел. К 03:00 саперы, которым было поручено снести мост, не прибыли, поэтому десантники собрали небольшое количество имевшейся у них взрывчатки и взорвали ее, ослабив мост. Саперы наконец прибыли в 06:00 и завершили снос моста под защитой десантников. [41]

Тем временем другая рота батальона пыталась выполнить порученные ей задачи; речь шла о том, чтобы очистить Варавиль от вражеского гарнизона и уничтожить артиллерийскую точку, снести мост через реку Диветт, а также уничтожить радиопередатчик возле Варавиля. Однако рота была сильно недостаточно укомплектована: в ее составе была лишь небольшая часть из 100 человек. [55]

Небольшая группа во главе с командиром роты атаковала укрепления за пределами Варавиля, в которых находилось примерно девяносто шесть немцев при поддержке нескольких пулеметных гнезд и артиллерийского орудия. Артиллерийское орудие нанесло несколько ранений небольшим канадским силам, в результате чего погиб командир роты, и тупиковая ситуация сохранялась до 10:00, когда вражеский гарнизон сдался после минометного обстрела. Затем десантников сменили британские коммандос из 1-й бригады специального назначения . [56]

Битва при Мервиллской артиллерийской батарее

[ редактировать ]
Вид с воздуха на артиллерийскую батарею Мервилля после воздушной бомбардировки, май 1944 года.

3-й парашютной бригады Перед 9-м парашютным батальоном был поставлен ряд задач: уничтожить артиллерийскую батарею Мервиля, захватить деревню Ле-Плен, перекрыть дороги, ведущие к этой деревне, захватить штаб ВМС Германии ( Кригсмарине ) в Салленелле . недалеко от реки Орн. [51] Однако батальон был рассредоточен по всей территории, а некоторое количество десантников высадилось на значительном расстоянии от назначенной ДЗ. Подполковник Теренс Отуэй , командир батальона, приземлился с остальной частью своей трости в 400 ярдах (370 м) от зоны высадки в фермерском доме, который немецкий батальон использовал в качестве командного пункта. После короткой перестрелки и помощи другим разбросанным десантникам Отуэй прибыл в зону высадки в 01:30. [57]

К 02:35 собралось всего 110 десантников, имея только один пулемет и небольшое количество бангалорских торпед . Это было серьезной неудачей для батальона, поскольку план штурма артиллерийской батареи предполагал наличие всего батальона с некоторым количеством саперов, а также большого количества тяжелой техники. [58] Получив строгий приказ уничтожить батарею не позднее 05:30, Отвей почувствовал, что больше не может ждать прибытия новых людей, и направился к батарее со 150 десантниками (после прибытия еще одной небольшой группы отставших в 02:45). [59]

Батальон прибыл на батарею в 04:00. Они соединились с выжившими из группы следопытов, которые ранее пострадали от рейда британских ВВС на батарею, и начали готовиться к атаке, пока следопыты отмечали места для размещения бангалорских торпед. [58] Батальон был разделен на четыре штурмовые группы, по одной на каждый из казематов батареи, и был готов к 04:30, когда над батареей прибыли планеры с сапёрами. [60]

Из трех планеров, задействованных в операции, в Нормандию прибыли только два; один вынужден прервать полет и приземлиться в Англии. Остальные двое попали под зенитный огонь при заезде. Один приземлился примерно в 2 милях (3,2 км), другой - на краю минного поля батареи. Десантники с этого планера вступили в перестрелку с немецкими войсками, направлявшимися на усиление гарнизона батареи. [61] [62] Отуэй начал атаку, как только первый планер пролетел мимо батареи, приказав взорвать взрывчатку, чтобы образовать два пути через внешний периметр, по которым атаковали десантники. Защитники были предупреждены взрывами и открыли огонь, причинив тяжелые потери. [63]

Только четыре человека, назначенные для штурма Каземата Четвертого, выжили достаточно долго, чтобы добраться до него, который они вывели из строя, стреляя в отверстия и бросая гранаты в вентиляционные отверстия. Остальные казематы были разминированы осколочными и фосфорными гранатами, поскольку немецкие расчеты не заперли двери, ведущие в батарею. [63] Десантники захватили несколько пленных, а затем подготовили взрывчатку, чтобы вывести из строя артиллерийские орудия внутри батареи. Выяснилось, что это не современное оружие калибра 150 мм, а 100-мм полевые гаубицы Чехословакии времен Первой мировой войны . [62]

Десантники максимально распорядились имевшейся у них взрывчаткой, применив бомбы «Гаммон», чтобы вывести из строя одно орудие, и заткнув снаряды в дула остальных. Однако работа была не слишком тщательной, поскольку по крайней мере одно орудие снова вступило в бой, когда немцы позже снова заняли батарею. [63] Завершив штурм, десантники собрали пленных немцев и их раненых и отошли, не желая оставаться у батареи. не получил сигнала У батальона не было радиосвязи, и если бы к 05:30 легкий крейсер HMS Arethusa , он на всякий случай начал бы обстрел батареи. [64]

Десантники достигли своей главной цели, но дорогой ценой: пятьдесят убитых и двадцать пять раненых; уровень потерь составляет ровно пятьдесят процентов. Затем батальон атаковал Ле-Плен, обеспечив безопасность деревни, изгнав немецкий гарнизон размером со взвод. [64] Выжившие отошли к запланированному месту встречи в 05:30, батальон был слишком слаб для достижения других целей. [63]

Штаб дивизии, операция «Кряква» и конец дня

[ редактировать ]
Планеры Horsa возле зоны приземления N

В 03:35 штаб 6-й воздушно-десантной дивизии приземлился на планере в расчищенную саперами зону приземления. Лишь несколько планеров пропустили зону приземления из-за плохой погоды и ошибок в навигации. После того как штаб штаба и сопровождающие его воздушно-десантные войска были собраны вместе, штаб был перенесен в район Ле-Бас-де-Ранвиль и размещен там. Контакт был установлен со штабом 5-й парашютной бригады в 05:00, со штабом 3-й парашютной бригады в 12:35, а в 13:53 дивизия соединилась с 1-й бригадой специального назначения, выдвигавшейся с пляжей вторжения. [52]

В 21:00 операция «Кряква» началась . «Маллард» был последней волной высадки 6-й воздушно-десантной дивизии и состоял из 220 планеров «Хорса» и «Гамилькар», на борту которых находились 6-я воздушно-десантная бригада и другие подразделения. Планеры прибыли в зону приземления, попав под сильный огонь из стрелкового оружия и минометов с близлежащих немецких позиций при приземлении. Потери были небольшими, и через девяносто минут планерные войска собрались в местах встречи. [33] [65] К 00:00 7 июня вся 6-я воздушно-десантная дивизия была полностью развернута на восточном фланге берегов вторжения (за исключением 12-го батальона Девонширского полка – части 6-й воздушно-десантной бригады – который должен был прибыть морем 7 июня). Июнь).

дивизии «Тетрарх». Планеры «Гамилькар» 6-й воздушно-десантной бригады прибывают на ДЗ «Н» с танками

Дивизия завершила день тем, что 3-я парашютная бригада удерживала фронт длиной 4 мили (6,4 км), с 9-м парашютным батальоном в Ле-Плен, 1-м канадским парашютным батальоном в Ле-Менеле и 8-м парашютным батальоном в южной части Буа- де-Баван. . В состав 5-й парашютной бригады входил 12-й парашютный батальон, оккупировавший Ле-Ба-де-Ранвиль, и 13-й парашютный батальон, удерживавший Ранвиль, а 7-й парашютный батальон был переведен в резерв. 6-я воздушно-десантная бригада была готова направить два своих батальона на расширение плацдарма. 1-я бригада специального назначения, временно перешедшая в подчинение дивизии, удерживала села севернее и северо-восточнее ДЗ Н. [66]

Последствия

[ редактировать ]

Операция «Тонга» прошла успешно: все задачи, поставленные перед 6-й воздушно-десантной дивизией, были выполнены в сроки, установленные для отдельных подразделений дивизии. Эти задачи были решены, несмотря на проблемы, вызванные рассредоточением большого количества воздушно-десантных войск по заданному району боевых действий из-за сочетания непогоды и плохой навигации пилотов перевозивших их транспортных самолетов. Планерно-десантные войска также страдали от навигационных ошибок: десять из восьмидесяти пяти планеров, приписанных к дивизии, приземлились на расстоянии более 2 миль (3,2 км) от зон приземления. Однако непреднамеренным, но полезным результатом этих разбросанных десантов стало то, что немцы были в большом замешательстве относительно площади и масштабов высадки десанта. [67]

В период с 5 по 7 июня 6-я воздушно-десантная дивизия потеряла в общей сложности 800 человек из развернутых 8500 человек. [3] Потери немцев оцениваются в 400 человек убитыми и еще 400 человек взяты в плен. [ нужна ссылка ] Кроме того, четырнадцать танков было потеряно в ходе контратак в районе мостов через реку Орн и канал Кан. Другие потери включают одну канонерскую лодку на канале Кан. [68]

Последующая роль

[ редактировать ]
6-я воздушно-десантная дивизия, позиции, июнь 1944 г.

С 7 по 10 июня 6-я воздушно-десантная дивизия отразила ряд немецких атак. [69] Дивизия сохраняла контроль над районом между реками Орн и Див до 14 июня, когда 51-я (Хайлендская) пехотная дивизия захватила южную часть плацдарма Орн. [35]

10 июня было принято решение о расширении плацдарма к востоку от реки Орн, выполнить эту задачу было поручено 6-й воздушно-десантной дивизии. Однако дивизия была сочтена недостаточно сильной для достижения своей цели; 3-я парашютная бригада была усилена 5-м батальоном Black Watch (Королевский горный полк) . 11 июня 5-й полк «Черного дозора» начал атаку на город Бревиль , но встретил чрезвычайно сильное сопротивление и был отбит, понеся ряд потерь. На следующий день весь фронт 3-й парашютной бригады подвергся ожесточенному артиллерийскому обстрелу и атакам немецких танков и пехоты, при этом немцы сосредоточили особое внимание на позициях, занимаемых 9-м парашютным батальоном. [70] [71]

И 9-й парашютный батальон, и остатки «Черного дозора» защищали Шато Сен-Ком, но постепенно были вынуждены отступить. Однако после того, как подполковник Отуэй заявил, что его батальон не сможет долго защищать свою позицию, бригадный генерал Хилл собрал несколько десантников из 1-го канадского парашютного батальона и возглавил контратаку, которая вынудила немцев отступить. [72] [73]

В последующие недели 6-я воздушно-десантная дивизия была усилена бригадой голландской принцессы Ирины и 1-й бельгийской пехотной бригадой . [35] 7 августа, после периода статических боевых действий, дивизия начала подготовку к наступательным действиям. В ночь с 16 на 17 августа дивизия начала наступление, преодолевая упорное сопротивление немцев. Это наступление продолжалось до 26 августа, когда дивизия достигла своей цели — устья реки Сены . За девять дней боев он продвинулся на 45 миль (72 км). [74] несмотря на то, что, как выразился Гейл, пехотные части «совершенно недостаточно оснащены для быстрого преследования». [75] Передовой результат привел к освобождению 400 квадратных миль (1000 км2). 2 ) оккупированной немцами Франции и пленение более 1000 немецких солдат.

С 6 июня по 26 августа потери составили 4457 человек, из которых 821 убит, 2709 ранены и 927 пропали без вести. [76] [77] Дивизия была окончательно выведена с линии фронта 27 августа и в начале сентября отправилась в Англию. [76]

  1. ^ Парашютный полк (26 марта 2004 г.). «День Д – Высадка в Нормандии» . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 1 ноября 2006 года . Проверено 11 июня 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  2. ^ Никлас Зеттерлинг. «Немецкий боевой порядок» . Архивировано из оригинала 13 июля 2008 года . Проверено 24 июля 2008 г.
  3. ^ Jump up to: а б Министерство авиации 2013 , с. 89.
  4. ^ Jump up to: а б Отвей 1990 , с. 156.
  5. ^ Букингем 2005 , с. 24.
  6. ^ Крукенден 1976 , с. 67.
  7. ^ Рука 1995 , с. 87.
  8. ^ Букингем 2005 , стр. 24–25.
  9. ^ Отвей 1990 , с. 157.
  10. ^ Букингем 2005 , с. 27.
  11. ^ Jump up to: а б с Харклерод 2005 , с. 305.
  12. ^ Тагвелл 1971 , с. 202.
  13. ^ Букингем 2005 , с. 16.
  14. ^ Гейл 1948 , стр. 23–24.
  15. ^ Харклерод 2005 , стр. 305–307.
  16. ^ Jump up to: а б Харклерод 2005 , с. 307.
  17. ^ Отвей 1990 , с. 168.
  18. ^ Jump up to: а б с Отвей 1990 , с. 169.
  19. ^ Отвей 1990 , с. 170.
  20. ^ Отвей 1990 , с. 171.
  21. ^ Jump up to: а б с Отвей 1990 , с. 174.
  22. ^ Фаулер 2010 , с. 11.
  23. ^ Форд 2002 , с. 47.
  24. ^ Jump up to: а б Амвросий 2003 , стр. 155–159, 162, 168.
  25. ^ Фаулер 2010 , стр. 11–12.
  26. ^ Jump up to: а б Ford & Zaloga 2009 , p. 204.
  27. ^ Букингем 2005 , с. 37.
  28. ^ Харклерод 2005 , с. 308.
  29. ^ Девлин 1979 , с. 369.
  30. ^ Букингем 2005 , с. 41.
  31. ^ Харклерод 2005 , с. 309.
  32. ^ Букингем 2005 , с. 119.
  33. ^ Jump up to: а б с Букингем 2005 , с. 120.
  34. ^ Мореман и др. 2007 , с. 227
  35. ^ Jump up to: а б с Министерство авиации 2013 , с. 73.
  36. ^ Букингем 2005 , стр. 120–121.
  37. ^ Харклерод 2005 , стр. 312–313.
  38. ^ Jump up to: а б Букингем 2005 , с. 122.
  39. ^ Харклерод 2005 , с. 313.
  40. ^ Букингем 2005 , с. 129.
  41. ^ Jump up to: а б Букингем 2005 , с. 123.
  42. ^ Jump up to: а б Букингем 2005 , с. 125.
  43. ^ Харклерод 2005 , с. 314.
  44. ^ Jump up to: а б с Отвей 1990 , с. 178.
  45. ^ Харклерод 2005 , стр. 314–316.
  46. ^ Фаулер 2010 , с. 55.
  47. ^ Отвей 1990 , с. 179.
  48. ^ Букингем 2005 , с. 127.
  49. ^ Харклерод 2005 , с. 315.
  50. ^ Харклерод 2005 , с. 316.
  51. ^ Jump up to: а б Отвей 1990 , с. 180.
  52. ^ Jump up to: а б с д Отвей 1990 , с. 181.
  53. ^ Jump up to: а б Харклерод 2005 , с. 321.
  54. ^ Jump up to: а б с Харклерод 2005 , с. 322.
  55. ^ Харклерод 2005 , с. 324.
  56. ^ Харклерод 2005 , стр. 324–325.
  57. ^ Букингем 2005 , стр. 142–143.
  58. ^ Jump up to: а б Букингем 2005 , с. 143.
  59. ^ Харклерод 2005 , с. 318.
  60. ^ Букингем 2005 , стр. 143–144.
  61. ^ Нигл 2007 , с. 71.
  62. ^ Jump up to: а б Харклерод 2005 , с. 319.
  63. ^ Jump up to: а б с д Букингем 2005 , с. 145.
  64. ^ Jump up to: а б Харклерод 2005 , с. 320.
  65. ^ Харклерод 2005 , стр. 326–327.
  66. ^ Харклерод 2005 , с. 327.
  67. ^ Отвей 1990 , с. 182.
  68. ^ Амвросий 2003 , стр. 130–131, 153–159, 162, 168.
  69. ^ Харклерод 2005 , стр. 328–330.
  70. ^ Отвей 1990 , с. 185.
  71. ^ Харклерод 2005 , с. 334.
  72. ^ Харклерод 2005 , с. 335.
  73. ^ Сондерс 1971 , с. 196.
  74. ^ Отвей 1990 , стр. 187–188, 191.
  75. ^ Гейл 1948 , с. 126.
  76. ^ Jump up to: а б Отвей 1990 , с. 191.
  77. ^ Харклерод 2005 , с. 363.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d6229685cdc40665c64315cfd6ca38a__1717685400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/8a/8d6229685cdc40665c64315cfd6ca38a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Tonga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)