Операция Ледброк
Операция Ледброк | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть вторжения союзников на Сицилию | |||||||
Сицилия (на фото красным). | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Филип Хикс | Приам Леонарди | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
1-я воздушно-десантная бригада |
385-й береговой батальон 1-й батальон 75-го (Наполи) пехотного полка | ||||||
Сила | |||||||
2,075 | неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
313 убитых и 174 пропавших без вести или раненых | неизвестный |
Операция «Лэдброк» — планерная посадка британских воздушно-десантных войск во время Второй мировой войны недалеко от Сиракуз , Сицилия , которая началась 9 июля 1943 года как часть операции «Хаски» — вторжения союзников на Сицилию . Первая операция союзников с использованием большого количества самолетов. Операция была проведена из Туниса планерной пехотой 1-й британской воздушно-десантной бригады под командованием бригадного генерала Филипа Хикса силами 136 самолетов Hadrian и восьми самолетов Airspeed Horsas . Целью было разместить крупные силы вторжения на территории недалеко от города Сиракузы, обезопасить мост Понте-Гранде и в конечном итоге взять под контроль сам город с его стратегически важными доками, что стало прелюдией к полномасштабному вторжению на Сицилию.
По пути на Сицилию шестьдесят пять планеров, слишком рано выпущенных американским самолетом-буксировщиком, упали в море, в результате чего утонуло около 252 человек. Из оставшихся только восемьдесят семь человек прибыли к мосту Пон-Гранде, хотя они успешно захватили мост и удерживали его до момента, когда им нужно было прийти на смену. Наконец, когда боеприпасы были израсходованы и только пятнадцать солдат остались неранеными, войска союзников сдались итальянским войскам. Итальянцы, получив контроль над мостом, попытались разрушить конструкцию, но были остановлены солдатами 1-й воздушно-десантной бригады, которые сняли ранее прикрепленные заряды взрывчатки. Другие войска бригады, высадившиеся в другом месте Сицилии, оказали дальнейшую помощь, уничтожив линии связи и захватив артиллерийские батареи.
Фон
[ редактировать ]К декабрю 1942 года, когда союзные войска продвигались через Тунис после высадки там месяцем ранее в ходе операции «Факел» , Североафриканская кампания подходила к концу; Поскольку победа там была неизбежна, среди союзников начались дискуссии относительно характера их следующей цели. [ 1 ] Многие американцы выступали за немедленное вторжение в Северную Францию, в то время как британцы, а также тогдашний генерал-лейтенант Дуайт Д. Эйзенхауэр , [ 2 ] утверждал, что остров Сардиния был лучшей последующей целью союзных войск. [ 1 ] В январе 1943 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Франклин Д. Рузвельт договорились на конференции в Касабланке на острове Сицилия . [ 1 ] чье вторжение и оккупация потенциально могли бы предоставить союзникам средиземноморские морские пути и аэродромы ближе к материковой Италии и Германии. [ 3 ] Кодовое название «Операция Хаски» было выбрано для вторжения союзников на Сицилию , а планирование операции «Хаски» началось в феврале. Первоначально 8-я британская армия под командованием генерала сэра Бернарда Монтгомери должна была высадиться в юго-восточной части острова и продвинуться на север к порту Сиракузы . Двумя днями позже Седьмая армия США под командованием генерал-лейтенанта Джорджа С. Паттона высадится в западной части острова и двинется к порту Палермо . [ 1 ]
В марте было решено, что 82-я воздушно-десантная дивизия США под командованием генерал-майора Мэтью Риджуэя и британская 1-я воздушно-десантная дивизия под командованием генерал-майора Джорджа Ф. Хопкинсона будут высажены на парашютах и планерах непосредственно перед высадкой десанта ; они высадятся в нескольких милях от пляжей и нейтрализуют своих защитников, тем самым способствуя высадке сухопутных войск союзников. [ 1 ] [ 4 ] Однако в начале мая эти директивы были радикально изменены по настоянию командующего 8-й армией генерала Монтгомери; он утверждал, что, если войска союзников высадятся отдельно на обоих концах острова, обороняющиеся силы Оси будут иметь возможность победить каждую армию союзников по очереди, прежде чем обе смогут объединиться. [ 1 ] Вместо этого планы были изменены, чтобы высадить Восьмую и Седьмую армии одновременно на участке береговой линии длиной 100 миль (160 км) в юго-восточном углу Сицилии. [ 5 ] В то же время были скорректированы и планы двух воздушно-десантных дивизий — 1-й британской и 82-й американской; Монтгомери считал, что воздушно-десантные войска следует высадить возле Сиракуз, чтобы они могли захватить ценный порт. Командир 82-й воздушно-десантной артиллерийской дивизии бригадный генерал Максвелл Д. Тейлор далее утверждал, что заходить за пляжи острова и преодолевать его оборону не было подходящей задачей для воздушно-десантных войск, поскольку они были легко вооружены и уязвимы для « дружественных» сил. огонь » запланированной морской бомбардировки союзников. [ 6 ] В пересмотренном проекте воздушно-десантных дивизий усиленная полковая боевая группа ( 505-й парашютно-пехотный полк под командованием полковника Джеймса М. Гэвина с 3-м батальоном 504-го полка и многочисленными другими подразделениями) из 82-й воздушно-десантной дивизии США генерал-майора Риджуэя будет быть сброшен на парашюте к северо-востоку от порта Гела, чтобы заблокировать движение резервов Оси к плацдармам союзников . [ 6 ] 1-я британская воздушно-десантная дивизия генерал-майора Хопкинсона теперь должна была провести три воздушно-десантные операции размером с бригаду: автомобильный мост Понте-Гранде к югу от Сиракуз должна была быть захвачена 1-й воздушно-десантной бригадой под командованием бригадного генерала Филипа Хикса , порт Огаста должен был быть захвачен бригадного генерала Эрнеста Дауна 2- я парашютная бригада и, наконец, мост Примасоле через реку Симето должны были быть взяты и закреплены бригадного генерала Джеральда Латбери 1- й парашютной бригадой . [ 7 ]
Планирование
[ редактировать ]Поскольку для одновременного проведения операций всеми тремя бригадами не хватало транспортных самолетов, было решено, что первой операцией будет Ладброк , целью которой был захват моста Понте-Гранде. [ 8 ] Миссия под командованием бригадного генерала Филипа Хикса была проведена незадолго до высадки десанта, в ночь на 9 июля, а остальные две операции проводились в течение двух ночей подряд. [ 8 ] Перед 1-й воздушно-десантной бригадой также были поставлены дополнительные задачи по захвату гавани Сиракуз и прилегающей к ней городской территории, а также уничтожению или конфискации батареи береговой артиллерии, находившейся в пределах досягаемости высадки десанта. [ 9 ] Когда началась подготовка к операции, сразу возникли трудности. Первоначальный план воздушно-десантных операций предусматривал использование всех троих парашютистов, но в мае Монтгомери изменил план; определив, что воздушно-десантные войска будут находиться на значительном расстоянии от сухопутных войск союзников, он полагал, что войска, посланные для захвата Сиракуз, лучше всего будут обслуживаться планерами, чтобы обеспечить им максимально возможную огневую мощь. [ 10 ] Купер Его бортовой советник, капитан группы Королевских ВВС , утверждал, что посадка планера, проводимая ночью неопытными экипажами, нецелесообразна, но решение было оставлено без изменений. [ 10 ]
Приказы Монтгомери вызвали несколько проблем, первая из которых связана с транспортными самолетами авианосных крыльев, назначенными для воздушно-десантных операций. Когда они прибыли в Северную Африку, было решено, что 52-й авианосный авиаполк будет действовать в составе 1-й воздушно-десантной дивизии, а его аналог, 51-й , — в составе 82-й воздушно-десантной дивизии. [ 10 ] Несколько недель спустя эта схема была изменена: 52-я дивизия теперь действовала в составе 82-й воздушно-десантной дивизии, а 51-я - в составе 1-й воздушно-десантной дивизии; это казалось логичным решением, поскольку каждое крыло имело опыт работы с дивизией, с которой оно работало. Однако решение превратить штурм Сиракуз в планерный было проблематичным; у 51-го полка практически не было опыта планеризма, а у 52-го было гораздо больше, но он уже готовился к парашютному полету. Смена обоих была непрактичной и привела бы к ряду проблем, в результате чего 1-я воздушно-десантная дивизия и, следовательно, 1-я воздушно-десантная бригада остались бы с неопытным авианосным авиакрылом. [ 11 ]
Проблемы с планером
[ редактировать ]Дальнейшие проблемы возникли с планерами, которые будут использоваться в операции, и с самими пилотами планеров. Еще за несколько месяцев до операции в Северной Африке наблюдалась заметная нехватка исправных планеров. В конце марта небольшое количество Waco прибыло в Аккру на Золотом Берегу , но пилоты, отправленные переправить их в Северную Африку, обнаружили, что они были в плохом состоянии. Из-за пренебрежения и пагубного воздействия тропической погоды пилоты смогли собрать лишь небольшое количество Waco и отправить их обратно 22 апреля. [ 12 ] 23 апреля большее количество американских планеров начало прибывать в порты Северной Африки, но не было немедленно доступно для использования, поскольку ящики с ними были беспорядочно разгружены, инструкции часто отсутствовали, а люди, назначенные для сборки планеры часто были неопытными. [ 12 ] Однако, когда было принято решение о проведении планерного десанта с участием 1-й воздушно-десантной бригады, сборка была улучшена, и к 12 июня было собрано и доставлено в авианосные авиаполки 346 планеров. [ 12 ] Небольшое количество планеров Horsa было перевезено в Северную Африку для использования бригадой. Тридцать вылетели из Англии и предприняли путешествие длиной примерно 1500 миль (2400 км) в рамках операции Turkey Buzzard . [ 13 ] После атак истребительных патрулей Люфтваффе и зачастую неспокойной погоды в Северную Африку к моменту операции было доставлено в общей сложности 27 «Хорсов». [ 14 ]
Однако, когда в Северную Африку прибыло достаточное количество планеров, не все из них можно было использовать даже в учебных целях; 16 июня большинство планеров было остановлено на ремонт, а 30 июня у большого количества из них обнаружились неисправности в хвостовой проводке, что потребовало еще одного трехдневного периода заземления. [ 12 ] Из-за этих проблем и задержек 51-е авианосное авиаполк не смог провести крупномасштабные учения по планёрам до середины июня. 14 июня пятьдесят четыре самолета Waco пролетели более 70 миль (110 км), а затем были выпущены для приземления на аэродроме, а 20 июня были проведены более крупные учения; но даже эти ограниченные учения были нереальны, так как проводились средь бела дня. [ 12 ] Сами британские планеристы также создавали трудности; хотя их было достаточное количество для проведения операции, они были крайне неопытны. [ 11 ] Выделенные для этой операции из полка пилотов планеров , они не имели опыта работы с планерами Уэйко и ночных операций с их участием, поскольку британская доктрина считала такие операции невозможными. [ 11 ] В среднем пилоты имели восьмичасовой опыт полета на планерах. Лишь немногие были оценены как «боеспособные», и ни у кого не было боевого опыта. Полковник Джордж Чаттертон, командир полка пилотов планеров, протестовал против их участия, поскольку считал, что они совершенно непригодны для какой-либо операции. [ 15 ] Когда период обучения бригады закончился и было выполнено в общей сложности два упражнения, пилоты-планеристы имели в среднем 4,5 часа обучения полетам на незнакомом «Уэйко», включая в среднем 1,2 часа ночных полетов. [ 16 ]
1-я воздушно-десантная бригада
[ редактировать ]В состав 1-й воздушно-десантной бригады входили: 1-й батальон пограничного полка ; 2-й батальон Южного Стаффордширского полка ; 181-я (воздушно-десантная) полевая машина скорой помощи и 9-я полевая рота Королевских инженеров . Стаффордам было поручено обеспечить безопасность моста и территории на юге, в то время как Бордерс должен был захватить Сиракузы. [ 17 ] Для этой задачи 1-й воздушно-десантной бригаде было выделено 136 планеров Waco и восемь планеров Horsa. [ 18 ] Из-за нехватки места в планерах Уэйкос мог разместить только пятнадцать военнослужащих, что вдвое меньше, чем у Хорсы, поэтому всю бригаду невозможно было развернуть. [ номер 2 ] Шесть «Хорса» с ротами «А» и «С» из «Стаффордов» должны были приземлиться на мосту в 23:15 9 июля в результате государственного переворота . [ 18 ] Остальная часть бригады прибудет в 01:15 10 июля, используя несколько посадочных зон на расстоянии от 1,5 до 3 миль (2,4 и 4,8 км), а затем соберется на мосту для усиления обороны. [ 20 ]
Итальянские войска
[ редактировать ]Мост Понте-Гранде находился непосредственно за пределами территории, защищаемой итальянской 206-й береговой дивизией , которая должна была противостоять британской высадке с моря. Командующим крепостью был контр-адмирал Приамо Леонарди , полковник Марио Дамиани. армейским контингентом командовал [ 21 ] Район военно-морских крепостей Огаста-Сиракузы, в который входила Береговая дивизия, защищали шесть средних и шесть батарей тяжелой береговой артиллерии, одиннадцать дополнительных береговых и зенитных батарей двойного назначения и шесть батарей только зенитных орудий. Наконец, в Крепости находился бронепоезд с четырьмя 120-мм орудиями. [ 21 ] Армейский контингент составил 121-й полк береговой обороны, в состав которого входили четыре батальона. Имелись также батальоны ВМФ и ВВС. [ 21 ] в то время как 54-я пехотная дивизия «Наполи» могла в случае необходимости отправить подкрепление. [ 22 ]
Миссия
[ редактировать ]9 июля контингент из 2075 британских военнослужащих вместе с семью джипами , шестью противотанковыми орудиями и десятью минометами поднялся на борт своих планеров в Тунисе и в 18:00 вылетел, направляясь на Сицилию. [ 20 ] За часы, предшествовавшие приземлению, двенадцать «Боингов» В-17 и шесть «Виккерсов Веллингтонов», оснащенных устройствами радиолокационного подавления, летали туда-сюда вдоль побережья в секторе Сиракузы — Ликата; между 21:00 и 21:30 55 резиновых сапог 205-й группы провели отвлекающую бомбардировку порта и аэропорта Сиракуз, в результате чего пострадало множество гражданских и военных, в том числе командир итальянской военно-морской базы командующий Джузеппе Джаннотти. [ 23 ] 280 марионеток, одетых в форму десантников, были запущены к северу от места высадки, чтобы обмануть итальянскую оборону. [ 23 ] По пути планеры столкнулись с сильным ветром, плохой видимостью и временами подвергались зенитному обстрелу. [ 20 ] Чтобы избежать обстрелов и прожекторов, пилоты самолетов-буксировщиков поднимались повыше или пытались уклониться. В суматохе вокруг этих маневров некоторые планеры были выпущены слишком рано, и шестьдесят пять из них упали в море, утопив около 252 человек. [ 20 ] Из остальных только двенадцать приземлились в нужном месте. Еще пятьдесят девять приземлились на расстоянии до 25 миль (40 км), а остальные были либо сбиты, либо не были освобождены и вернулись в Тунис. [ 20 ] Около 200 американских десантников, по ошибке сброшенных с парашютом в районе, отведенном 8-й армии, были захвачены 146-м итальянским береговым полком (206-й береговой дивизией) рано утром 10 июля. [ 23 ]
Возле моста высадился только один «Хорса» со взводом пехоты «Стаффордов». Ее командир лейтенант Уизерс разделил своих людей на две группы, одна из которых переплыла реку и заняла позицию на противоположном берегу. После этого мост был захвачен в результате одновременного штурма с обеих сторон. Итальянские защитники из 120-го полка береговой пехоты оставили свои доты на северном берегу. [ 24 ] [ номер 3 ]
Затем британский взвод демонтировал несколько подрывных устройств, установленных на мосту, и закопал их в ожидании подкрепления или помощи. [ 24 ] Другая Хорса приземлилась примерно в 200 ярдах (180 м) от моста, но взорвалась при приземлении, в результате чего погибли все находившиеся на борту. Трое других «Хорса», перевозивших участников государственного переворота, приземлились в пределах 2 миль (3,2 км) от моста — их пассажиры в конце концов нашли путь к месту происшествия. [ 26 ] К мосту начали прибывать подкрепления, но к 06:30 их насчитывалось всего восемьдесят семь человек. [ 22 ]
В другом месте около 150 человек высадились на мысе Мурро-ди-Порко и захватили радиостанцию. На основании предупреждения о неизбежной посадке планеров, переданного предыдущими обитателями станции, местный итальянский командующий приказал контратаковать, но его войска не получили его сообщение. Разрозненный характер высадки теперь пошел на пользу союзникам, поскольку они смогли перерезать все телефонные провода в непосредственной близости. [ 24 ] Планер, на борту которого находился заместитель командира бригады полковник О.Л. Джонс, приземлился рядом с итальянской батареей береговой артиллерии; Днем штабные офицеры и радисты атаковали и уничтожили пять орудий батареи и склад боеприпасов. [ 27 ] Другие изолированные группы солдат союзников пытались помочь своим товарищам, штурмуя итальянскую оборону и нацеливаясь на подкрепления. [ 28 ] Очередная атака группы десантников на три 149/35-мм итальянские береговые батареи не удалась, и в 6:15 10 июля батареи смогли открыть огонь по десантным кораблям и войскам союзников. [ 23 ] В 9:15 1-й батальон 75-го итальянского пехотного полка (дивизия «Наполи») захватил еще 160 американских десантников на дороге Палаццоло-Акреиде – Сиракузы. Другая группа десантников атаковала итальянский патруль под командованием майора Паоли, командира 126-й артиллерийской группы; Паоли был убит, а его подразделение пришло в замешательство и, таким образом, не смогло вмешаться в последующий бой с британскими танками возле моста. [ 23 ]
Первую контратаку на мосту предприняли две роты итальянских моряков, которые были отбиты англичанами. Когда итальянцы ответили на высадку союзников, они собрали дополнительные войска и перебросили артиллерию и минометы для бомбардировки моста Пон-Гранде, контролируемого союзниками. [ 22 ] Британские защитники подверглись атаке итальянцев, а ожидаемая помощь 5-й британской пехотной дивизии не прибыла в 10:00, как планировалось. [ 29 ] В 11:30 к мосту прибыл 385-й итальянский прибрежный батальон, а вскоре за ним - 1-й батальон 75-го (Неаполь) пехотного полка. Итальянцы были готовы атаковать мост с трех сторон. К 14:45 мост защищало всего пятнадцать британских солдат, не убитых и не раненых (четыре офицера и одиннадцать солдат). В 15:30, когда боеприпасы были израсходованы, британцы прекратили бой. Некоторые мужчины на южной стороне моста бежали в сельскую местность, но остальные стали военнопленными . [ 22 ] Когда мост снова оказался в руках итальянцев, первое подразделение 5-й пехотной дивизии 2-го батальона Королевских шотландских стрелков 17- й пехотной бригады прибыло к мосту в 16:15 и предприняло успешную контратаку. [ 29 ] Это стало возможным благодаря предварительному снятию с моста зарядов для подрыва, что предотвратило его разрушение итальянцами. [ 29 ] 1-й батальон 75-го пехотного полка, не имея артиллерии, не смог противостоять британским танкам и был вынужден отступить, понеся большие потери. [ 23 ] Выжившие из 1-й воздушно-десантной бригады больше не принимали участия в боях и 13 июля были отведены обратно в Северную Африку. [ 30 ] Во время высадки потери 1-й воздушно-десантной бригады были самыми тяжелыми из всех участвовавших в ней британских подразделений. [ 31 ] Потери составили 313 убитых и 174 пропавших без вести или раненых. [ 30 ] Четырнадцать сопровождавших его пилотов-планеристов погибли, восемьдесят семь пропали без вести или были ранены. [ 30 ]
Последствия
[ редактировать ]После расследования проблем с воздушно-десантными операциями на Сицилии британская армия и Королевские ВВС представили рекомендации после операции «Лэдброк». [ 32 ] Летные экипажи должны были быть обучены парашютным и планерным операциям, а следопыты должны были приземлиться перед основными силами для установки маяков. [ 32 ] План высадки был упрощен: полные бригады высадились в зоне высадки вместо небольших площадок для высадки батальонов, которые использовались на Сицилии. [ 32 ] Планеры больше не будут выпускаться ночью, пока они еще над водой, а их зоны приземления будут достаточно большими, чтобы вместить самолет с оставшимся местом. [ 33 ] После инцидента с дружественным огнем по конвою союзников, экипажи кораблей прошли дополнительную подготовку по распознаванию самолетов; Самолеты союзников также были окрашены тремя большими белыми полосами . [ 34 ] Была усилена подготовка пилотов полка планеристов, а также были внесены улучшения в планеры, в том числе улучшена связь между самолетами. [ 35 ] Чтобы обеспечить еще один метод доставки джипов и артиллерии по воздуху, Королевские ВВС начали экспериментировать с использованием парашютов для их сброса в бой, причем джипы и орудия размещались в бомбовых отсеках самолетов. [ 36 ] Вторая транспортная группа Королевских ВВС, № 46 , была сформирована и оснащена исключительно «Дугласами Дакотами » вместо смеси самолетов в группе № 38 . [ 37 ] Вместе группы Королевских ВВС были способны поставить восемьдесят восемь «Альбермарлей» , восемьдесят восемь «Стирлингов» , тридцать шесть «Галифаксов» и 150 «Дакот», всего 362 самолета, не считая самолетов, находящихся в резерве. [ 37 ] [ номер 4 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Хотя 1-я воздушно-десантная бригада не смогла удержать мост после его захвата. Снятие зарядов для подрыва предотвратило его разрушение, когда прибыли первые подразделения 5-й британской пехотной дивизии .
- ↑ Например, из шестнадцати противотанковых орудий бригады было взято только шесть при таком же сокращении минометов и отсутствия пулеметов «Виккерс» . 181-й полевой машине скорой помощи потребовалось тридцать два автомобиля «Вако», но их выделили только шесть, и пять из них не смогли добраться до Сицилии. [ 17 ] [ 19 ]
- ^ Прибрежные подразделения представляли собой формирования второй линии, обычно состоящие из мужчин в возрасте от сорока до пятидесяти лет, и предназначались для выполнения трудовых или других обязанностей второй линии. Их офицеры, набранные из местного населения, в основном были мужчинами, вышедшими в отставку и вновь призванными. Их моральный дух был низким, не в последнюю очередь из-за второсортного снаряжения и оружия, которое им было выдано. Планировалось улучшить их вооружение с помощью оборудования, захваченного у недавно расформированной французской армии Виши, но когда оружие прибыло на Сицилию, оно часто оказывалось непригодным для использования и имело неправильный тип боеприпасов или вообще не имело боеприпасов. [ 25 ]
- ^ Хотя улучшение того, что было до 362 самолетов, составляет лишь часть от 1166 C-47 в американском транспортном парке. [ 37 ] Отсутствие транспортных самолетов затрудняло каждую британскую воздушно-десантную операцию во время войны. Тем не менее, с 1941 года по приказу Министерства авиации многие бомбардировщики Королевских ВВС имели оборудование для буксировки планеров; в результате бомбардировщики Albemarle, Halifax и Stirling смогли провести парашютные операции. Несмотря на это, именно главнокомандующий бомбардировочным командованием Королевских ВВС Артур Харрис отказался отвлечь Авро Ланкастер от кампании стратегических бомбардировок для перевозки войск. [ 38 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уоррен, с. 21
- ^ Эйзенхауэр, с. 159
- ^ Эйзенхауэр, с. 60
- ^ Хьюстон, с. 155
- ^ Харклерод, с. 275
- ^ Перейти обратно: а б Уоррен, с. 22
- ^ Харклерод, с. 256
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, с. 97
- ^ Отвей, с. 119
- ^ Перейти обратно: а б с Уоррен, с. 23
- ^ Перейти обратно: а б с Уоррен, с. 26
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уоррен, с. 27
- ^ Ллойд, с. 40
- ^ Ллойд, стр. 43–44.
- ^ Ллойд, с. 35
- ^ Уоррен, стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б Коул, с. 36
- ^ Перейти обратно: а б Тагвелл, с. 159
- ^ Коул, с. 40
- ^ Перейти обратно: а б с д и Митчем, стр. 73–74.
- ^ Перейти обратно: а б с Митчем, с. 334
- ^ Перейти обратно: а б с д Митчем, с. 75
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фердинандо Педриали, Вторжение с небес , по военной истории, №. 210 (май 2011 г.), с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Митчем, с. 74
- ^ Джоветт, стр. 6.
- ^ Тагвелл (1971), с. 160
- ^ Мразек, с. 79
- ^ Мразек, стр. 79–80.
- ^ Перейти обратно: а б с Тагвелл, с. 161
- ^ Перейти обратно: а б с Митчем, с. 78
- ^ Тагвелл, с. 162
- ^ Перейти обратно: а б с Тагвелл, с. 167
- ^ Мразек, с. 85
- ^ Нигл, с. 68
- ^ Нигл, с. 69
- ^ Лейк, с. 81
- ^ Перейти обратно: а б с Тагвелл, с. 202
- ^ Тагвелл, стр. 136–37.
Библиография
[ редактировать ]- Коул, Ховард Н. (1963). На крыльях исцеления: история воздушно-десантной медицинской службы 1940–1960 гг . Эдинбург: Уильям Блэквуд. OCLC 29847628 .
- Эйзенхауэр, Дуайт Д. (1948). Крестовый поход в Европу . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-41619-9 .
- Харклерод, Питер (2005). Крылья войны – Воздушно-десантная война 1918–1945 гг . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-304-36730-3 .
- Хьюстон, Джеймс А. (1998). Совершенно неожиданно – Воздушно-десантные операции армии США во Второй мировой войне . Вест-Лафайет, Индиана: Издательство Университета Пердью. ISBN 1-55753-148-Х .
- Джоуэтт, Филип С. (2001). Итальянская армия 1940–45 . Мужчины с оружием. Том. 3: Италия 1943–45. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-85532-866-6 .
- Лейк, Джон (1999). Галифакские эскадрильи времен Второй мировой войны . Боевой самолет. Том. 14. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-85532-892-5 .
- Ллойд, Алан (1982). Планеры: история британских боевых планеров и людей, которые на них летали . Илинг, Великобритания: Корги. ISBN 0-552-12167-3 .
- Митчем, Сэмюэл В.; Фон Штауффенберг, Фридрих (2007). Битва за Сицилию: как союзники упустили шанс на полную победу . Серия военной истории Stackpole. Механиксбург, Пенсильвания : Stackpole Books. ISBN 978-0-8117-3403-5 .
- Мразек, Джеймс (2011). Воздушно-десантный бой: планерные операции стран Оси и союзников во Второй мировой войне . Военно-исторический сериал. Механиксбург, Пенсильвания : Stackpole Books. ISBN 978-0-8117-0808-1 .
- Нигл, Альфред Дж (2007). Тихие Крылья Дикая Смерть . Санта-Анна, Калифорния : Издательства графики. ISBN 978-1-882824-31-1 .
- Отуэй, подполковник ТБХ (1990). Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия – Воздушно-десантные войска . Лондон: Имперский военный музей. ISBN 0-901627-57-7 .
- Томпсон, генерал-майор Джулиан (1990 г.). Готов ко всему: Парашютный полк на войне . Фонтана, Калифорния: Фонтана. ISBN 0-00-637505-7 .
- Тагвелл, Морис (1971). Десант в бой: история воздушно-десантной войны, 1918–1971 гг . Лондон: Кимбер. ISBN 0-7183-0262-1 .
- Уоррен, доктор Джон К. (1955). Воздушно-десантные миссии в Средиземноморье 1942–1945 гг . Авиационный университет, авиабаза Максвелл: Агентство исторических исследований ВВС США. ISBN 0-89126-023-4 .
- Воздушно-десантные операции Второй мировой войны
- Вторжение союзников на Сицилию
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Италии
- Сухопутные сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Действия полка планеристов
- События июля 1943 года