Армстронг Уитворт Албемарль
Альбемарль | |
---|---|
Армстронг Уитворт Албемарл Марк I серия 2 (P1475) из 511-й эскадрильи ок. 1943 год | |
Роль | Транспорт, планерный буксир |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Армстронг Уитворт Самолет |
Построено | АВ Хоксли Лтд. |
Первый полет | 20 марта 1940 г. |
Введение | Январь 1943 г. |
Ушедший на пенсию | февраль 1946 г. |
Основные пользователи | Королевские ВВС (RAF) Советские ВВС |
Произведено | 1941–1944 [ 1 ] |
Количество построенных | 602 [ 2 ] |
Armstrong Whitworth AW41 Albemarle — двухмоторный транспортный самолёт, разработанный британской авиастроительной компанией Armstrong Whitworth и производившийся в основном компанией AW Hawksley Ltd , дочерней компанией Gloster Aircraft Company . Это был один из многих самолетов, поступивших на вооружение Королевских ВВС (RAF) во время Второй мировой войны .
Первоначально Albemarle проектировался как средний бомбардировщик, отвечающий требованиям спецификации B.9/38 для самолета, который можно было построить из дерева и металла без использования каких-либо легких сплавов; однако военные планировщики решили преуменьшить роль бомбардировщика в пользу воздушной разведки и транспортных миссий, что привело к тому, что в середине разработки самолет был серьезно модернизирован. Выполнив свой первый полет 20 марта 1940 года, его ввод в эксплуатацию был отложен из-за работ по модернизации, поэтому первая эскадрилья Королевских ВВС, эксплуатирувшая Albemarle, № 295 в Королевских ВВС Харвелл , не получила этот тип в большом количестве до января 1943 года. бомбардировщики, такие как « Виккерс Веллингтон» , уже использовались в большом количестве, от всех планов использования «Альбемарля» в качестве бомбардировщика отказались.
Вместо этого Albemarle использовался эскадрильями британских ВВС в первую очередь для общих и специальных транспортных задач, перевозки парашютистов и буксировки планеров , а также для других второстепенных задач. Альбемарля Эскадрильи участвовали в высадке в Нормандии и штурме Арнема во время операции Market Garden . Хотя Albemarle оставался на вооружении на протяжении всего конфликта, последние экземпляры, находившиеся на вооружении Королевских ВВС, были выведены из эксплуатации менее чем через год после окончания войны. В октябре 1942 года советские ВВС также решили заказать 200 самолетов; из них лишь несколько Albemarles были поставлены Советам до того, как советское правительство решило приостановить поставки в мае 1943 года, а затем отменило заказ в пользу закупки вместо него американского Douglas C-47 Skytrain .
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки Albemarle можно проследить до середины 1930-х годов, когда выпустило спецификацию B.9/38 Великобритании Министерство авиации . [ 3 ] Целью проекта был двухмоторный средний бомбардировщик из дерева и металла без использования каких-либо легких сплавов , чтобы самолет мог быть легко построен менее опытными производителями, не относящимися к авиационной промышленности. Более того, предполагаемый самолет должен был быть спроектирован таким образом, чтобы его можно было разделить на относительно компактные части, каждая из которых должна была поместиться в стандартный трейлер Queen Mary, чтобы облегчить принятие стратегии рассредоточенного производства. [ 4 ] В то время министерство авиации было особенно обеспокоено тем, что в случае возникновения крупного конфликта будут введены ограничения на поставки критически важных материалов, которые могут подорвать усилия по массовому производству. [ 4 ]
Несколько авиастроительных фирм, в том числе Armstrong Whitworth , Bristol и de Havilland , обратились с просьбой разработать конструкции, соответствующие спецификации. Бристоль предложил две конструкции - обычную ходовую часть с размахом крыла 80 футов (24 м), способную развивать скорость 300 миль в час, и трехколесную конструкцию ходовой части с размахом крыла 70 футов (21 м) и максимальной скоростью 320 миль в час (510 км/ч). Обе конструкции, известные как Тип 155, использовали два Bristol Hercules двигателя . В конкурирующей конструкции Armstrong Whitworth AW.41 использовалась трехопорная ходовая часть, которая состояла из секций, чтобы облегчить производство фирмами, не имеющими опыта авиастроения. [ 4 ] AW.41 был разработан с учетом двигателей Rolls-Royce Merlin , а также с учетом возможности использования Bristol Hercules в качестве альтернативной силовой установки. [ 5 ]
В июне 1938 года были исследованы макеты AW.41 и Bristol 155, а для соответствующих конструкций были составлены пересмотренные спецификации B.17/38 и B.18/38; де Хэвилленд отказался подавать проект. Спецификация предусматривала экономичный крейсерский полет со скоростью 250 миль в час (400 км / ч) на высоте 15 000 футов (4600 м) при перевозке 4000 фунтов (1800 кг) бомб. Бристоль уже был занят производством и разработкой других самолетов и прекратил работу над 155. [ 2 ] [ 3 ] Изменения в политике заставили штаб ВВС пересмотреть «Альбемарль» как преимущественно самолет-разведчик, способный осуществлять бомбардировку. Помимо прочего, это означало увеличение количества топлива для обеспечения запаса хода в 4000 миль (6400 км). Были добавлены верхняя спинная турель и (выдвижная) брюшная турель для стрельбы вниз. [ 6 ]
В производство
[ редактировать ]В октябре 1938 г. «с чертежной доски» (т.е. без изготовления прототипа) было заказано 200 самолетов. Самолет имел положительную репутацию, и поначалу на его характеристики возлагались большие надежды, однако они так и не оправдали ожиданий. [ 7 ] Более того, по словам авиационного автора Оливера Тэппера, выполнить это задание было относительно сложно для любой компании. [ 3 ] Первоначально физические работы были сосредоточены на строительстве пары головных самолетов, которые должны были пройти испытательные полеты перед началом серийного производства этого типа. Первый Albemarle, серийный номер P1360 , был собран на аэродроме Хэмбл компанией Air Service Training; самолет совершил Свой первый полет 20 марта 1940 года. [ 8 ] [ 3 ]
Этот первый полет на самом деле был непреднамеренным: летчик-испытатель набрал слишком большую скорость во время наземного руления и взлетел с минимальным запасом после пересечения всей взлетно-посадочной полосы. [ 9 ] Несколько месяцев спустя P1360 был поврежден после вынужденной посадки во время программы испытательного полета, но был оперативно отремонтирован. Первые полеты этого типа летчиками-испытателями обычно описывали его как относительно средний и лишенный недостатков. [ 9 ] На этом позднем этапе разработки в конструкцию был внесен ряд модификаций, включая обширную модернизацию конструкции самолета, проведенную Ллойдом в Ковентри. [ 3 ] Были приняты дополнительные меры для улучшения взлетных характеристик Albemarle, такие как использование крыла с более широким размахом 77 футов (23 м) и утолщение направления руля задней кромки , чтобы исправить тенденцию к выходу из равновесия. Проблемы перегрева двигателей так и не были полностью решены, основным изменением в этой области стало повышение максимально допустимой рабочей температуры с 280°С до 300°С. [ 10 ]
Производство Albemarle в основном осуществлялось компанией AW Hawksley Ltd из Глостера , дочерней компанией Gloster Aircraft Company , которая была специально создана для создания Albemarle. [ 5 ] Первоначально компания Gloster должна была провести эту работу самостоятельно на своем предприятии в Броквуде . И Gloster, и Armstrong Whitworth были компаниями-членами группы Hawker Siddeley , одной из крупнейших авиастроительных компаний в Великобритании. [ 5 ] Отдельные детали и узлы для Albemarle производились более чем 1000 субподрядчиками . [ 5 ] [ 11 ] Среди компаний, получивших субподряд, были MG Motor , производившая переднюю часть фюзеляжа, Rover , построившая центроплан крыла, и Harris Lebus , построившая хвостовое оперение. [ 5 ] Производство Albemarle было прекращено в декабре 1944 года, к этому моменту было построено 602 самолета. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]Armstrong Whitworth Albemarle представлял собой свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла , двумя килями и рулями направления . Фюзеляж состоял из трех основных секций; конструкция состоит из ненапряженной фанеры на стальном трубчатом каркасе, включая четыре круглых стальных лонжерона ; большинство элементов скреплялись болтами с помощью косынок . [ 12 ] [ 13 ] Конструкция была намеренно разделена, чтобы можно было легко снять и заменить отдельные секции в случае получения боевых повреждений. Центральная часть крыла представляла собой цельную деталь, проходящую через фюзеляж и построенную вокруг стальной трубчатой балки; он служил точками крепления центральной и носовой частей фюзеляжа, а также двигателей, основных опор шасси и удлиненных крыльев. [ 14 ] За исключением части передней кромки , изготовленной из легких сплавов, большая часть крыла была покрыта фанерой . Удлинительные крылья были почти полностью сделаны из дерева, за исключением двух лонжеронов, скрепленных стальными трубами; и хвостовое оперение типа Frise Элероны также были деревянными. [ 14 ] В конструкции носовой части использованы трубы из нержавеющей стали , чтобы уменьшить помехи магнитным компасам . [ 15 ]
Albemarle отличался компанией Lockheed разработанной с гидравлическим выдвижной трехколесной ходовой частью приводом , основные колеса убирались обратно в мотогондолы, а носовое колесо убиралось назад в переднюю часть фюзеляжа, а хвостовое колесо фиксировалось на месте, хотя и полускрытое конфигурация «бампер». По словам Таппера, это была одна из особенно примечательных конструктивных особенностей Albemarle. Это был первый самолет британской постройки с убирающимся носовым колесом, серийно производившийся для Королевских ВВС . [ 5 ] Мощность обеспечивалась парой Bristol Hercules XI воздушного охлаждения радиальных двигателей , каждый мощностью 1590 л.с. и приводивших в движение трехлопастной De Havilland Hydromatic . гребной винт [ 5 ] Топливо обычно хранилось в четырех баках: двух в центральном фюзеляже и двух в центроплане крыла; в обстоятельствах, когда потребуется увеличенная дальность полета, в бомбовом отсеке самолета можно было установить максимум дополнительных вспомогательных баков . Этот внушительный бомбоотсек был оборудован дверцами с гидравлическим приводом и простирался от кормы кабины до примерно середины между крыльями и хвостом. [ 14 ]
Два пилота сидели бок о бок в носовой части кабины, а радист сидел позади пилотов. Позиция штурмана находилась в носовой части самолета и, следовательно, перед кабиной. Прицельная панель наводчика бомбы была встроена в люк экипажа в нижней части носовой части. В задней части фюзеляжа имелось несколько застекленных панелей, чтобы «диспетчер огня» мог помочь координировать действия защитных турелей самолета против нападавших. Спинная башня была конструкции Бултона-Пола , имела электрическое управление и первоначально была вооружена четырьмя пулеметами Браунинг. [ 6 ] Передняя часть башни автоматически убиралась, когда башня поворачивалась для стрельбы вперед. [ 16 ] Первоначальная конфигурация бомбардировщика Albemarle требовала экипажа из шести человек, включая двух стрелков; один в четырехорудийной спинной башне и один в двухорудийной подфюзеляжной башне с ручным управлением, но только первые 32 самолета, Mk I Series I , были произведены в такой конфигурации. [ 17 ] [ 18 ]
Как бомбардировщик Albemarle обычно считался уступающим нескольким другим самолетам, уже находящимся на вооружении британских ВВС, таким как Vickers Wellington ; [ 19 ] По словам автора авиации Рэя Уильямса, этот тип использовался в качестве бомбардировщика только два раза. [ 17 ] Соответственно, построенные позже самолеты были сконфигурированы как транспортные, называемые либо «Общим транспортным» (GT), либо «Специальным транспортным» (ST). Среди внесенных модификаций была ликвидация подфюзеляжной башни, а спинная часть была переведена на сдвоенную артиллерийскую установку с ручным управлением; внутреннее пространство было сильно изменено за счет ликвидации бомбометной аппаратуры и хвостового бака фюзеляжа. Дополнения также включали быстросъемный крюк, установленный в самой задней части фюзеляжа для буксировки планеров . [ 14 ] При использовании в качестве парашютно-десантного транспорта можно было перевозить максимум десять полностью вооруженных военнослужащих; Эти десантники имели откидной люк в задней части фюзеляжа и одну большую грузовую дверь в правом борту фюзеляжа. [ 20 ] [ 14 ]
Операционная история
[ редактировать ]Амбиции использовать Albemarle в роли бомбардировщика были отброшены почти сразу после того, как этот тип поступил на вооружение; это произошло из-за того, что он не представлял собой улучшение по сравнению с нынешними средними бомбардировщиками (такими как Vickers Wellington ) и обладал худшими характеристиками по сравнению с четырехмоторными тяжелыми бомбардировщиками нового поколения, которые также собирались поступить на вооружение британских ВВС. Однако самолет был признан пригодным для выполнения общих разведывательных и транспортных задач и поэтому был переориентирован на такие задачи. [ 2 ]
Советские ВВС заключили контракт на поставку 200 самолетов Albemarles в октябре 1942 года. Подразделение Королевских ВВС № 305 FTU на авиабазе Эррол недалеко от Данди было создано для обучения советских паромных экипажей. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Во время тренировок один самолет был потерян, выживших не осталось. Первой эскадрильей Королевских ВВС, использовавшей Albemarle, была № 295 в RAF Harwell в январе 1943 года. [ 22 ] Другие эскадрильи, которые будут оснащены Albemarle, включали № 296 , № 297 и № 570 . Первый боевой полет состоялся 9 февраля 1943 года, когда 296-я эскадрилья Альбемарля сбросила листовки над Лизье в Нормандии. [ нужна ссылка ]
Самолет Albemarle с советским экипажем вылетел из Шотландии на аэродром Внуково под Москвой 3 марта 1943 года, а вскоре за ним последовали еще одиннадцать самолетов. [ 21 ] Два Albemarles были потеряны над Северным морем : один из-за немецких истребителей, а другой по неизвестным причинам. Испытания уцелевших Albemarles выявили их транспортные недостатки (особенно тесный салон) и многочисленные технические недостатки; В мае 1943 года советское правительство приостановило поставки и в конечном итоге отменило их в пользу обильных американских поездов Douglas C-47 Skytrains . Советский лагерь на Эррол-Филд продолжался до апреля 1944 года: очевидно, советское правительство надеялось обезопасить де Хэвилленд Москитос . [ нужна ссылка ] Тэппер предположил, что основной причиной интереса Советского Союза к Albemarle были его двигатели Bristol Hercules, которые были реконструированы и впоследствии скопированы советскими предприятиями. [ 22 ]
С середины 1943 года RAF Albemarles принимали участие во многих британских воздушно-десантных операциях, начиная с вторжения на Сицилию . [ 24 ] Вершиной карьеры самолета стала серия операций в день «Д» в ночь с 5 на 6 июня 1944 года. 295-я и 296-я эскадрильи отправили самолеты в Нормандию с силами следопытов, а 295-я эскадрилья заявила, что была первой эскадрильей, которая высадилась. Воздушно-десантные войска союзников над Нормандией. 6 июня 1944 года четыре эскадрильи Альбемарля и подразделение оперативной подготовки отправили самолеты во время операции «Тонга» ; 296-я эскадрилья использовала 19 самолетов для буксировки Airspeed Horsas ; 295-я эскадрилья отбуксировала 21 «Хорса», но потеряла шесть при транспортировке; 570-я эскадрилья отправила 22 самолета с десятью планерами-буксировщиками; и 42 ОТУ использовали четыре самолета. Для операции «Кряква» 7 июня 1944 года эскадрильи отбуксировали 220 «Хорса» и 30 «Гамилькаров» в Нормандию. 17 сентября 1944 года во время операции Market Garden в Арнеме 54 планера Horsas и два планера Waco Hadrian были отбуксированы в Нидерланды 28 планерами Albemarles из 296 и 297 эскадрилий; На следующий день было отправлено 45 самолетов для буксировки планеров. [ 25 ] Из 602 поставленных самолетов 17 были потеряны при эксплуатации и 81 - в результате аварий. [ нужна ссылка ]
Последним подразделением Королевских ВВС, которое эксплуатировало Albemarle, было подразделение по переоборудованию тяжелых планеров, которое заменило свои образцы на Handley Page Halifax в феврале 1946 года, после чего этот тип был официально снят с вооружения всех оперативных подразделений. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]За время производства было построено несколько вариантов Albemarle: [ 26 ]
- СТ Mk I – 99 самолетов
- ГТ Мк I -69
- СТ Мк II – 99
- Mk III - только один прототип.
- Mk IV - только один прототип.
- ST Mk V – 49
- СТ Мк VI – 133
- ГТ Мк VI – 117
Большинство марок были разделены на «серии», чтобы различать различия в оборудовании. В ST Mk I Series 1 (восемь самолетов) четырехорудийная башня была заменена на спаренные пушки с ручным управлением под сдвижным капотом. В качестве специального транспорта на правом борту была установлена погрузочная дверь и снят задний топливный бак. [ 16 ] 14 самолетов ST Mk I Series 2 были оснащены оборудованием для буксировки планеров. Mk II мог перевозить десять парашютистов , а Mk V был таким же, но имел систему сбрасывания топлива. Все серийные модели Albemarles оснащались парой Bristol Hercules XI радиальных двигателей мощностью 1590 л.с. (1190 кВт) . Mk III и Mk IV Albemarles представляли собой разработки для испытаний различных силовых установок; первый использовал Rolls-Royce Merlin III, а второй - Wright Double Cyclone мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) . [ 27 ]
Операторы
[ редактировать ]- Двенадцать самолетов были экспортированы в Советский Союз (еще два потерялись при транспортировке).
- Транспортный род 1-й авиадивизии, позднее 10-й гвардейской авиадивизии (до 1944 г.); части морской авиации до выхода на пенсию в 1945 году. [ нужна ссылка ]
- 161-я эскадрилья RAF - Albemarle I с октября 1942 по апрель 1943 года в RAF Tempsford .
- 271-я эскадрилья RAF эксплуатировала один самолет в Донкастере с октября 1942 по апрель 1943 года.
- 295-я эскадрилья RAF - Albemarle I с ноября 1943 по июль 1944 года в RAF Hurn , а затем в RAF Harwell . Albemarle II с октября 1943 по июль 1944 года в RAF Hurn, а затем в RAF Harwell. Albemarle V с апреля 1944 по июль 1944 года в RAF Harwell.
- 296-я эскадрилья RAF - Albemarle I с января 1943 по октябрь 1944 года в RAF Hurn, RAF Stoney Cross, включая операции в Северной Африке. Albemarle II с ноября 1943 по октябрь 1944 года в RAF Hurn, а затем в RAF Brize Norton . Albemarle V с апреля 1944 года по октябрь 1944 года в RAF Brize Norton. Albemarle VI с августа 1944 по октябрь 1944 года в RAF Brize Norton.
- 297-я эскадрилья RAF - Albemarle I с июля 1943 по декабрь 1944 года в RAF Thruxton , RAF Stoney Cross, а затем в RAF Brize Norton. Albemarle II с февраля 1943 по декабрь 1944 года в RAF Stoney Cross, а затем в RAF Brize Norton. Albemarle V с апреля 1944 по декабрь 1944 года в RAF Brize Norton. Albemarle VI с июля 1944 года по декабрь 1944 года в RAF Brize Norton.
- 511-я эскадрилья RAF - Albemarle I с ноября 1942 по март 1944 года в RAF Lyneham .
- 570-я эскадрилья RAF - Albemarle I с ноября 1943 по август 1944 года в RAF Hurn, а затем в RAF Harwell. Albemarle II с ноября 1943 по август 1944 года в RAF Hurn, а затем в RAF Harwell. Albemarle V с мая 1944 по август 1944 года в RAF Harwell.
- Рейс № 1404 RAF использовал три самолета на базе RAF St Eval с сентября 1942 по март 1943 года.
- Рейс № 1406 RAF использовал два самолета на базе RAF Wick с сентября по октябрь 1942 года.
- Подразделение оперативной подготовки № 13 RAF в RAF Finmere (два самолета в период с октября 1942 г. по апрель 1943 г.)
- Подразделение оперативной подготовки № 42 RAF на авиабазе RAF в Эшборне с сентября 1943 по февраль 1945 года.
- Подразделение по переоборудованию тяжелых планеров в RAF Brize Norton и RAF North Luffenham с января по апрель 1943 года и с августа 1944 по октябрь 1944 года, когда оно стало подразделением по переоборудованию тяжелых планеров № 21.
- Подразделение по переоборудованию тяжелых планеров № 21 в Королевских ВВС Брайз-Нортон с 1944 года перешло в Королевские ВВС Элшам-Уолдс в декабре 1945 года и вывело последние действующие Альбемарли в феврале 1946 года.
- Подразделение по переоборудованию тяжелых планеров № 22 на авиабазах RAF Keevil и RAF Blakehill с октября 1944 по ноябрь 1945 года.
- Подразделение по переоборудованию тяжелых планеров № 23 на авиабазе RAF Peplow с октября по декабрь 1944 года.
- В период с января по август 1945 года Школа планерной подготовки № 3 эксплуатировала восемь самолетов Albemarles на базе британских ВВС Эксетер .
- Паромное учебное подразделение № 301 эксплуатировало четыре самолета Albemarle на базе британских ВВС Линхем с ноября 1942 по апрель 1943 года.
- База № 305 перегонной учебной группы на базе британских ВВС Эррол с января 1943 года для обучения экипажей советских ВВС, расформированная в апреле 1944 года.
- Отделение разработки торпед в Госпорте использовало один самолет в период с апреля по сентябрь 1942 года.
- Летное подразделение телекоммуникаций Королевских ВВС Деффорд использовало один самолет в мае 1943 года.
- Экспериментальное учреждение Воздушно-десантных войск на RAF Ringway и RAF Sherburn-in-Elmet с мая 1942 по октябрь 1944 года.
- подразделение берегового командования использовало два самолета на базе Королевских ВВС в Тейне . В период с сентября по декабрь 1942 года
- Центральная артиллерийская школа британских ВВС в Саттон-Бридж использовала один самолет в период с сентября по ноябрь 1942 года.
- В период с августа по ноябрь 1942 года подразделение разработки бомбардировщиков использовало три самолета в RAF Gransden Lodge .
- Группа переподготовки операций в ВВС Великобритании Хэмпстед Норрис с мая 1944 по февраль 1945 года.
Самолеты также использовались для испытаний и испытаний авиационными компаниями, Королевским авиационным заводом и Экспериментальным институтом самолетов и вооружения . Один из них эксплуатировался компанией De Havilland Propellers для исследования реверсивных винтов. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (СТ Мк I)
[ редактировать ]Данные из «Нелюбимого Альбемарля» , [ 28 ] Самолет Армстронг Уитворт с 1913 года. [ 29 ]
Общие характеристики
- Экипаж:
- Четверо (два пилота, штурман и радист) в транспортной конфигурации.
- Шестеро (два пилота, штурман/наводчик-бомбардировщик, радист и два стрелка) в конфигурации бомбардировщика.
- Вместимость: десять военнослужащих
- Длина: 59 футов 11 дюймов (18,26 м)
- Размах крыльев: 77 футов 0 дюймов (23,47 м)
- Высота: 15 футов 7 дюймов (4,75 м)
- Площадь крыла: 803,5 кв. футов (74,65 м 2 )
- Пустой вес: 25 347 фунтов (11 497 кг)
- Максимальный взлетный вес: 36 500 фунтов (16 556 кг)
- Запас топлива: 769 имп галлонов (924 галлонов США; 3500 л) в обычном режиме, 1399 имп галлонов (1680 галлонов США; 6360 л) со вспомогательными баками.
- Силовая установка: 2 Bristol Hercules воздушного охлаждения 14-цилиндровых радиальных двигателя XI мощностью 1590 л.с. (1190 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные de Havilland Hydromatic.
Производительность
- Максимальная скорость: 265 миль в час (426 км/ч, 230 узлов) на высоте 10 500 футов (3200 м)
- Крейсерская скорость: 170 миль в час (270 км/ч, 150 узлов)
- Скорость сваливания: 70 миль в час (110 км/ч, 61 узел) (закрылки и шасси опущены) [ 30 ]
- Диапазон: 1300 миль (2100 км, 1100 миль)
- Практический потолок: 18 000 футов (5 500 м)
- Скорость набора высоты: 980 футов/мин (5,0 м/с)
Вооружение
- Оружие:
- Четыре калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулемета Браунинг в спинной башне.
- Два пулемета калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) в подфюзеляжной башне (только первый прототип)
- Бомбы: внутренний бомбовый отсек на 4500 фунтов (2000 кг) бомб.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- КАНТ Z.1007
- Хейнкель Хе 111
- Ильюшин Ил-4
- Накадзима Ки-49
- Мартин Б-26 Мародер
- Митсубиси Г4М
- Савойя-Маркетти SM.79
- Савойя-Маркетти SM.81
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Таппер 1988, стр. 285.
- ^ Jump up to: а б с Баттлер 2004, с. 75.
- ^ Jump up to: а б с д и Таппер 1988, с. 276.
- ^ Jump up to: а б с Таппер 1988, стр. 276–277.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Таппер 1988, с. 277.
- ^ Jump up to: а б Таппер 1988, стр. 278–279.
- ^ Таппер, Оливер (1973). Самолет Армстронг Уитворт с 1913 года . Патнэм. п. 276. ИСБН 978-0-370-10004-3 .
- ^ Мейсон 1994, стр. 335–337.
- ^ Jump up to: а б Таппер 1988, стр. 279–280.
- ^ Таппер 1988, стр. 280–281.
- ^ "Британские самолеты Второй мировой войны". jaapteeuwen.com . Проверено: 15 марта 2007 г.
- ↑ Рейс 27 января 1944 г., с. 89.
- ^ Таппер 1988, стр. 277–278.
- ^ Jump up to: а б с д и Таппер 1988, с. 278.
- ↑ Рейс 27 января 1944 г., с. 90.
- ^ Jump up to: а б Рейс 27 января 1944 г., с. 88.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 1989, с. 37.
- ^ Таппер 1988, с. 279.
- ^ Уильямс 1989, стр. 36.
- ^ Бриджмен, Леонард. Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Нью-Йорк: Crescent Books, 1988. ISBN 0-517-67964-7 .
- ^ Jump up to: а б Уильямс 1989, с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Таппер 1988, с. 283.
- ^ Видео Марка Фелтона об использовании Советским Союзом Albemarles
- ^ Таппер 1988, стр. 283–284.
- ^ Таппер 1988, стр. 284–285.
- ^ Таппер 1988, стр. 281, 286.
- ^ Таппер 1988, с. 281.
- ^ Уильямс 1989, с. 40.
- ^ Таппер 1988, с. 286.
- ^ "Альбемарль", Заметки пилотов вспомогательных паромов воздушного транспорта .
Библиография
[ редактировать ]- Записки пилотов вспомогательных паромов воздушного транспорта . Элвингтон, Йоркшир, Великобритания: Йоркширский музей авиации, репродукция, изд. 1996. ISBN 0-9512379-8-5 .
- Бойер, Майкл Дж. Ф. Самолеты для Королевских ВВС: «Гриффон» Спитфайр, бомбардировщик «Альбемарл» и шетландская летающая лодка . Лондон: Фабер и Фабер, 1980. ISBN 0-571-11515-2 .
- Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: истребители и бомбардировщики 1935–1950 гг . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN 1-85780-179-2 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
- Морган, Эрик Б. «Албемарл». Двадцать первый профиль , Том 1, № 11. Нью-Милтон, Хантс, Великобритания: 21st Profile Ltd. ISSN 0961-8120.
- Тэппер, Оливер. Самолет Армстронг Уитворт с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-826-7 .
- Уильямс, Рэй. «Нелюбимый Альбемарль». Air Enthusiast , «Тридцать девять», май – август 1989 г., стр. 29–42. ISSN 0143-5450.
- «Армстронг Уитворт Албемарль» , «Полет ». 27 января 1944 г. стр. 87–91.
- Нил, Том. «Серебряный Спитфайр», 2013 г. Командир звена Нил делится своими впечатлениями от Albemarle и своими головокружительными попытками управлять им без каких-либо инструкций или инструкций.