Операция Кряква
Операция Кряква | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть высадки в Нормандии | |||||||
![]() Зона высадки «Н» 7 июня 1944 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
6-я воздушно-десантная дивизия |
716-я пехотная дивизия 21-я танковая дивизия |
Операция «Маллард» — кодовое название операции воздушно-десантных войск , которая проводилась британской армией 6 июня 1944 года в рамках высадки в Нормандии во время Второй мировой войны .
Целью было перебросить по воздуху планерную пехоту 6 -й воздушно-десантной бригады и войска дивизии для усиления 6-й воздушно-десантной дивизии на левом фланге берегов британского вторжения. Используя две зоны высадки, одну к западу от канала Кан , а другую к востоку от реки Орн , «Маллард» стала третьей воздушно-десантной операцией с участием подразделений дивизии в день «Д». Первыми из мостов через канал Кан и реку Орн захваченных были то, что сейчас известно как мост Пегаса и мост Хорса . За этим последовала операция «Тонга» , в ходе которой две парашютные бригады дивизии были высажены недалеко от Кана на востоке.
Маллард добился успеха: 246 из 256 планеров, отбуксированных самолетами 38-й группы RAF и 48-й группы, благополучно прибыли в зоны приземления. [1] В число десантов вошли первые танки «Тетрарх», доставленные в бой по воздуху.
Фон
[ редактировать ]Планы вторжения в Нормандию включали пять десантов с моря при поддержке десантов на обоих флангах британских и американских воздушно-десантных дивизий. [2] В первом бою 6-я воздушно-десантная дивизия была выбрана для высадки на левом фланге британской зоны высадки. [3] Его основной целью в первый день было захватить в целости два моста через канал Кан и реку Орн . Второстепенной задачей дивизии было уничтожение артиллерийской батареи Мервилля , которая могла поражать корабли, высадившиеся неподалеку у Меча . Чтобы предотвратить приближение немецких подкреплений к району вторжения с востока, 6-й воздушно-десантной дивизии также пришлось разрушить мосты через реку Дайвс , а затем окопаться вокруг Ранвилля и удерживать левый фланг наступления. [3]
Два моста были захвачены атакой планёрной пехоты усиленной роты 2-го батальона Оксфордширского и Бакингемширского лёгкого пехотного полка (2-й ОБЛИ). [4] В рамках операции «Тонга» второстепенными задачами дивизии были две парашютные бригады. 5- я парашютная бригада обеспечивала глубокоэшелонированную оборону захваченных мостов, развертываясь к востоку и западу от канала и реки. 3- я парашютная бригада уничтожила артиллерийскую батарею Мервилля вместе с мостами через Дивс, затем отступила, чтобы сформировать оборонительную линию к востоку от 5-й парашютной бригады. [1]
Численность третьего формирования воздушно-десантной дивизии, 6-й воздушно-десантной бригады , почти равнялась численности двух парашютных бригад. [5] Постоянная нехватка транспортных самолетов означала, что воздушно-десантную бригаду нельзя было перебросить в Нормандию одновременно с остальной частью дивизии. [3] Каждый из трех пехотных батальонов бригады состоял из 806 человек в четырех стрелковых ротах , состоящих из четырех взводов и роты поддержки, состоящей из двух противотанковых взводов, оба вооруженных четырьмя 6-фунтовыми пушками , двух минометных взводов с шестью 3-дюймовыми минометами каждый. и два пулеметных взвода «Виккерс» . [6] Четкого плана прибытия войск в рамках операции «Кряква» не было – все зависело от того, насколько хорошо подействовали в течение дня предыдущие части 6-й воздушно-десантной дивизии и те, что высадились в «Мече». Но если бы все пошло по плану, им пришлось бы пересечь оба водных пути и расширить позиции дивизии на юг. [7]
Планеры
[ редактировать ]Самолеты, вернувшиеся из первых вылетов, были заправлены и отремонтированы там, где это было необходимо, и вечером того же дня были готовы к буксировке планеров. В переброску входили 226 планеров Airspeed Horsa , каждый из которых пилотировался двумя мужчинами из полка пилотов-планеристов . [8] При размахе крыла 88 футов (27 м) и длине 67 футов (20 м) Horsa имел максимальную грузоподъемность 15 750 фунтов (7 140 кг), а также место для двух пилотов, максимум двадцати восьми военнослужащих. или два джипа , один джип и артиллерийское орудие или один джип с прицепом. [9] [10]
Тяжелое оборудование дивизии перевозилось на тридцати планерах General Aircraft Hamilcar . Двадцать из них должны были перевозить легкие танки «Тетрарх» и их экипажи, принадлежащие 6-му воздушно-десантному бронетанковому разведывательному полку, еще четыре перевозили три прицепа «Рота» с запасами топлива без экипажей, еще три перевозили универсальные авианосцы с экипажами. Последние три несли два универсальных авианосца, переоборудованных для размещения 3-дюймового миномета, один универсальный авианосец, оснащенный вспомогательной батареей , шестнадцать мотоциклов и джип. [11]
Немецкие войска
[ редактировать ]
Прибрежную зону охраняла 716-я стрелковая дивизия . [12] в составе восьми пехотных батальонов, развернутых для защиты 21 мили (34 км) Атлантической стены . [13] [14] Плохо оснащенное иностранным оружием, подразделение было укомплектовано призывниками из Польши, России и Франции под командованием немецкого офицера и старших унтер-офицеров . [12]
Вторая дивизия, 21-я танковая дивизия , двинулась в этот район в мае 1944 года, ее батальоны расположились в Вимонте к востоку от Кана. [15] и в Кайроне к западу от моста через канал Кан. [16] 21-я танковая дивизия была новым формированием на базе бывшего подразделения Африканского корпуса, уничтоженного в Северной Африке. [15] Несмотря на то, что дивизия была оснащена множеством старых танков и другой бронетехники, офицеры дивизии были ветеранами, и ее ряды пополнили 2000 человек из старой дивизии. [13] Дальше находились 12-я танковая дивизия СС в Лизье и танковая дивизия Лера в Шартре , менее чем в дневном переходе от этого района. [13]
Кряква
[ редактировать ]
В ответ на первоначальную высадку воздушного и морского десанта сразу после полудня 6 июня 21-я танковая дивизия получила разрешение на атаку. Командующим сообщил генерал Эрих Маркс из LXXXVII армейского корпуса, что:
«Если вам не удастся сбросить британцев обратно в море, мы проиграем войну». [17]
Восточнее реки Орн 125-й танково-гренадерский полк направился к захваченным мостам. Колонна была быстро обнаружена и в течение следующих двух часов атакована артиллерией и авиацией союзников, что привело к тяжелым потерям. [18] В 16:00 западнее Канского канала 1-й батальон, 192-й танково-гренадерский полк и 100-й танковый полк успешно достигли побережья между британским «Сордом» и канадским «Юноной» . [19] Здесь они соединились с 736-м пехотным полком, оборонявшим Лион-сюр-Мер . [20] Немецкие части собирали силы на пляжах и ждали дальнейших приказов от командира дивизии генерал-майора Эдгара Фейхтингера . [20]
Вернувшись в Англию, в воздух взлетели 256 планеров операции «Кряква», на борту которых находились оставшиеся люди и техника 6-й воздушно-десантной дивизии. Пятнадцать эскадрилий истребителей . были задействованы ВВС Великобритании для сопровождения планеров и буксировки самолетов [21] Отряд беспрепятственно пересек Ла-Манш и прибыл в Нормандию в 21:00. [22] Поскольку было еще светло, предыдущие проблемы с навигацией, которые повлияли на предыдущие операции, отсутствовали. Когда планеры приблизились к двум площадкам приземления, они встретились с зенитным огнем немецких защитников на земле. [21]

Планеры направились к двум посадочным площадкам: зоне приземления «W» (LZW) к востоку от Сен-Обен-д'Аркене и зоне приземления «N» (LZN) к северу от Ранвиля. [23] Остальные войска 2-го ОБЛИ и роты «А» 12-го батальона Девонширского полка высадились в LZW. Учитывая ограниченное количество самолетов, даже два лифта не смогли перевезти весь Девонширский батальон, остальные прибыли морем 7 июня. [21] Штаб 6-й воздушно-десантной бригады, 1-й батальон Королевских стрелков Ольстера и 6-й воздушно-бронетанковый разведывательный полк высадились в ЛЗН. [21] последний был оснащен легким танком «Тетрарх» - впервые танк участвовал в бою по воздуху. [21] Наблюдая за прибывающими планерами, генерал-майор Ричард Нельсон Гейл позже писал:
«Невозможно сказать, с каким облегчением мы наблюдали за прибытием этого подкрепления». [21]
Реакция немцев на вторую высадку воздушного десанта включала минометный обстрел и огонь из стрелкового оружия , но потери были незначительными. [21] Генерал-майор Фейхтингер из 21-й танковой дивизии наблюдал за снижением планеров и, полагая, что прибывшие силы будут угрожать его коммуникациям, приказал тем частям дивизии, которые достигли пляжей, отойти к северу от Кана. [20] Прибытие планеров непреднамеренно остановило единственную немецкую бронетанковую атаку в день «Д». [20]
Выйдя из LZN 1-го батальона, Королевские стрелки Ольстера направились на юг, чтобы захватить деревни Лонгеваль и Сент-Онорин-де-Шардронетт . 211-я батарея 53-го (Вустерский йоменский) воздушно-десантный легкий полк затем Королевской артиллерии прибыла в LZN, оснащенная восемью 75-мм ранцевыми гаубицами , и атаковала немецкие цели менее чем через тридцать минут после приземления. [21] 2-й батальон легкой пехоты Оксфордшира и Бакингемшира, находившийся дальше всего в LZW, пересек канал Кан и мосты через реку Орн. Они были захвачены двадцать один час назад их собственной ротой «Д», которая теперь направлялась к Эрувиллетту и Эсковиллю . [21] К полуночи 6-я воздушно-десантная дивизия оказалась единственным соединением союзников, захватившим все цели дня «Д». [24]
Последствия
[ редактировать ]
Усиление 6-й воздушно-десантной бригады укрепило слабые позиции 6-й воздушно-десантной дивизии. Большинство парашютных батальонов из-за разбросанных по ним парашютных десантов были в недостаточной численности. [25]
К 11:00 7 июня 2-й батальон легкой пехоты Оксфордшира и Бакингемшира занял Эсковилл в 3 милях (4,8 км) к югу от Ранвилля. [25] 1-й батальон Royal Ulster Rifles без сопротивления занял Лонгеваль в 2,5 милях (4,0 км) к юго-западу от Ба-де-Ранвиль. Получив приказ продвинуться еще на 1 милю (1,6 км) к Сент-Онорину, батальон был застигнут на открытом месте немецкой артиллерией и по ошибке орудиями HMS Arethusa . Хотя батальон не мог продолжить движение, он продолжал контролировать Лонгеваль. 12-й батальон Девонширского полка прибыл вечером 7 июня и взял на себя оборону Ба-де-Ранвиль. [25]
День «Д» стоил 6-й воздушно-десантной дивизии 821 убитого, 2709 раненых и 927 пропавших без вести. [26] Дивизия продолжала удерживать плацдарм Орн, принимая участие только в патрулировании и небольших местных атаках до 17 августа, когда она форсировала реку Дивс. К 27 августа дивизия достигла Бервиль-сюр-Мер , где остановилась и оставалась до начала сентября, а затем была отведена обратно в Англию. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хикман, Марк. «Операция Оверлорд» . Министерство обороны: Армия. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 4 мая 2011 г.
- ^ Ford and Zaloga, p.14
- ^ Jump up to: а б с Ford and Zaloga, p.207
- ^ Артур, Макс (11 мая 1999 г.). «Некролог майору Джону Ховарду» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ Охранник, стр.37
- ^ Питерс и Буист, стр.55
- ^ Хикман, Марк. «План» . Архив Пегаса . Проверено 4 мая 2011 г.
- ^ Тагвелл, стр.39
- ^ Фаулер, стр.9
- ^ Питерс и Буист, стр.9
- ^ Флинт, стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б Фаулер, стр.10
- ^ Jump up to: а б с Ford and Zaloga, p.204
- ^ Ford and Zaloga, p.197
- ^ Jump up to: а б Фаулер, стр.11
- ^ Форд, стр.47
- ^ Ford and Zaloga, p.257
- ^ Амвросий, стр.163
- ^ Ford and Zaloga, p.254
- ^ Jump up to: а б с д Ford and Zaloga, p.258
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хикман, Марк. «Второй подъем» . Архив Пегаса . Проверено 4 мая 2011 г.
- ^ Ford and Zaloga, p.216
- ^ Ford and Zaloga, pp.216–217
- ^ Ford and Zaloga, p.259
- ^ Jump up to: а б с Хикман, Марк. «6-я воздушно-десантная бригада, 7 июня» . Архив Пегаса . Проверено 5 мая 2011 г.
- ^ Пенроуз, стр.180.
- ^ Хикман, Марк. «Подробно: Глава 39: Заключительные акты 26–27 августа» . Архив Пегаса . Проверено 5 мая 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эмброуз, Стивен Э. (2003). Пегасовый мост . Лондон, Великобритания: Карманные книги. ISBN 978-0-7434-5068-3 .
- Флинт, Кейт (2006). Воздушно-десантная бронетехника: Тетрарх, Саранча, Гамилькар и 6-й воздушно-бронетанковый разведывательный полк 1938–1950 гг . Солихалл, Соединенное Королевство: ISBN Helion & Company Ltd. 1-874622-37-Х .
- Форд, Кен (2002). День Д 1944 года: Пляж Сорд и высадка британского десанта . Серия кампаний. Том. 3. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-366-7 .
- Форд, Кен; Залога, Стивен Дж (2009). над высадкой в день Д. Одержите победу Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-424-4 .
- Фаулер, Уилл (2010). Мост Пегас — Бенувиль, день «Д» 1944 года . Серия «Рейд». Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-848-8 .
- Охранник, Джули (2007). Воздушно-десантные войска: десантники времен Второй мировой войны в бою . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-196-0 .
- Пенроуз, Джейн (2004). Спутник Дня Д: ведущие историки исследуют величайший в истории десантный десант . Специальная серия военных товарищей. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-779-4 .
- Питерс, Майк; Буист, Луук (2009). Пилоты-планеристы в Арнеме . Барнсли, Англия: Книги о ручке и мече. ISBN 978-1844157631 .
- Тагвелл, Морис (1971). Десант в бой: история воздушно-десантной войны, 1918–1971 гг . Лондон, Великобритания: Кимбер. ISBN 0-7183-0262-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Операция Оверлорд
- Сухопутные сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Британский десант в Нормандии
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- 1944 год во Франции
- Конфликты 1944 года
- Действия полка планеристов
- События июня 1944 года