Jump to content

Операция Фустиан

Координаты : 37 ° 23'58 "N 15 ° 3'54" E  /  37,39944 ° N 15,06500 ° E  / 37,39944; 15.06500
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция Фустиан
Часть вторжения союзников на Сицилию

Примосольский мост после захвата, справа поврежден дот.
Дата 13–16 июля 1943 г.
Расположение
Примосольский мост, Катания
37 ° 23'58 "N 15 ° 3'54" E  /  37,39944 ° N 15,06500 ° E  / 37,39944; 15.06500
Результат

Британская победа

  • Начальный эксплуатационный сбой
  • Мост захвачен при наступлении 8-й армии.
Воюющие стороны
 Великобритания  Германия
 Италия
Командиры и лидеры
Великобритания Джеральд Лэтбери
Великобритания Сидни Киркман
Нацистская Германия Ричард Гейдрих
Фашистская Италия Карло Готти
Задействованные подразделения
Великобритания 50-я пехотная дивизия
Великобритания 1-я парашютная бригада
Нацистская Германия 1-я парашютно-десантная дивизия
Фашистская Италия 213-я береговая дивизия
Жертвы и потери
141 мертвый [ номер 1 ]
168 пропавших без вести или раненых
11 Дакота [ 1 ] [ 2 ] [ нужна страница ]
1 Альбемарль
5 планеров Уэйко
Неизвестный

Операция «Фустиан» операция воздушно-десантных войск , предпринятая во время вторжения союзников на Сицилию в июле 1943 года во время Второй мировой войны . Операцию провела генерала Джеральда Лэтбери бригадного 1-я парашютная бригада , входившая в состав 1-й британской воздушно-десантной дивизии . Их целью был Примосольский мост через реку Симето . Предполагалось, что бригада при поддержке планеристов высадится по обе стороны реки. Затем они захватят мост и обезопасят прилегающую территорию, пока их не сменит наступление британского XIII корпуса , который высадился на юго-восточном побережье тремя днями ранее. Поскольку мост был единственной переправой через реку и давал 8-й британской армии доступ к равнине Катании , ожидалось, что его захват ускорит наступление и приведет к разгрому сил Оси на Сицилии.

Многие самолеты, перевозившие десантников из Северной Африки, были сбиты или повреждены и отброшены назад в результате дружественного огня и действий противника. В результате действий пилотов по уклонению бригада была рассредоточена на большой территории, и только эквивалент двух рот десанта был высажен в нужных местах. Несмотря на это, а также на оборону немецких и итальянских войск, британские парашютисты захватили мост, отбили атаки и продержались, несмотря на возрастающее сопротивление, до наступления темноты. Силы помощи под командованием 50-й (Нортумбрийской) пехотной дивизии под командованием генерал-майора Сидни К. Киркмана , которым не хватало транспорта, все еще находились на расстоянии 1 мили (1,6 км), когда они остановились на ночь. К этому времени, когда жертвы росли, а припасы заканчивались, командир парашютной бригады Джеральд Латбери передал контроль над мостом немцам. На следующий день британские части объединили свои силы, и 9-й батальон Даремской легкой пехоты при поддержке танков предпринял попытку отбить мост. Мост был окончательно захвачен только через три дня после начала операции, когда другой батальон Даремской легкой пехоты под предводительством десантников установил плацдарм на северном берегу реки.

Захват Примосольского моста не привел к ожидаемому быстрому наступлению, так как к этому времени немцы собрали свои силы и установили оборонительную линию. Лишь в начале следующего месяца 8-я армия захватила Катанию . К этому времени 1-я парашютная бригада была отведена на Мальту и больше не принимала участия в завоевании Сицилии. Из этой операции были извлечены уроки, которые позже были применены на практике в будущих воздушно-десантных операциях союзников .

После того, как державы Оси потерпели поражение в Северной Африке , следующей логической целью союзных армий было пересечь Средиземное море и высадиться на юге Франции, на Балканах, на Сицилии или в Италии. Целью была выбрана Сицилия, а высадка запланирована на 10 июля 1943 года. [ 3 ] союзников 15-я группа армий под командованием генерала сэра Гарольда Александра состояла из 7-й американской армии под командованием генерал-лейтенанта Джорджа Паттона , которая должна была высадиться на западе между Ликатой и Скольитти . [ 3 ] и ветеранская британская Восьмая армия под командованием опытного генерала Бернарда Монтгомери , которая высадится на юго-востоке между мысом Пассеро и Сиракузами . [ 4 ]

Карта высадки союзников на Сицилии в июле 1943 года.

Помимо морских десантов, во время вторжения были и воздушные десанты. под 82-я воздушно-десантная дивизия США командованием генерал-майора Мэтью Риджуэя должна была высадиться в поддержку 7-й армии, в то время как 1-я британская воздушно-десантная дивизия под командованием генерал-майора Джорджа Хопкинсона провела высадку размером с бригаду вдоль восточного побережья для поддержки 8-й армии. [ 3 ]

Первой британской воздушной высадкой стала операция «Лэдброк», которую провела 1-я воздушно-десантная бригада под командованием бригадного генерала Филипа Хикса в ночь с 9 на 10 июля. Их целью было захватить и удержать мост Понте-Гранде недалеко от Сиракуз. [ 5 ] Вторая британская воздушно-десантная операция, операция «Обжора», должна была быть предпринята 2-й парашютной бригадой под командованием бригадного генерала Эрнеста Дауна в ночь с 10 на 11 июля с целью захватить мост возле Огасты . Однако обстоятельства изменились, и вторую операцию отменили. [ 5 ]

Третьей запланированной британской воздушно-десантной миссией была операция «Фустиан», которую должна была выполнить 1-я парашютная бригада под командованием бригадного генерала Джеральда Лэтбери и запланированная на ночь с 13 на 14 июля. [ 5 ] Целью 1-й парашютной бригады был мост Примосоле, пересекающий реку Симето , к югу от Катании . [ 6 ] Мост был жизненно важной целью, поскольку это был единственный пункт пересечения реки Симето. Его захват предоставил бы 8-й армии доступ к равнине Катании, что позволило бы им продолжить продвижение на север; его разрушение серьезно затруднило бы продвижение. [ 7 ] После того как парашютная бригада захватит мост, им придется защищать его до тех пор, пока на смену не придут части 8-й армии, наступающие с мест высадки. [ 8 ] [ 9 ]

Британские войска

[ редактировать ]

В состав 1-й парашютной бригады под командованием бригадного генерала Лэтбери входили 1-й , 2-й и 3-й парашютные батальоны , 16-я (парашютная) полевая машина скорой помощи , 1-я (парашютная) эскадрилья, Королевские инженеры и 1-я (десантная) противотанковая батарея Королевской артиллерии. . Воздушно-десантная противотанковая батарея была оснащена единственными в 1-й парашютной бригаде противотанковыми пушками — британскими 6-фунтовыми пушками . Несмотря на то, что формирование представляло собой парашютную бригаду, единственным способом транспортировки противотанковых орудий и джипов, необходимых для их подтягивания после приземления, был планер. [ 10 ] Транспортировка артиллерии по воздуху была чем-то новым для британской или любой другой армии, и это был первый случай, когда артиллерийские орудия использовались в бою. [ 11 ]

1-я парашютная бригада представляла собой опытное формирование, первоначально находившееся под командованием 1-й воздушно-десантной дивизии, а затем выделенное из дивизии для боевых действий в Северной Африке. Бригада принимала участие в высадке десанта в Алжире в ноябре 1942 года и последующей битве за Тунис , во время которой каждый из трех парашютных батальонов бригады принял участие в своих собственных парашютных десантах размером с батальон . [ 12 ] дали 1-й парашютной бригаде прозвище « Красные дьяволы» . Именно во время этой кампании немцы [ 13 ] Британский парашютный батальон насчитывал 556 человек в трёх стрелковых ротах . Каждая из рот была разделена на небольшой штаб и три взвода . Взводы имели три отделения ; В каждом отделении был ручной пулемет «Брен» и 2-дюймовый миномет, а также личное оружие солдат. [ 14 ] Единственным тяжелым вооружением в парашютном батальоне были взвод 3-дюймовых минометов и пулеметный взвод «Виккерс», входившие в штаб батальона. [ 15 ]

Британские десантники перед тренировочным прыжком с парашютом в апреле 1944 года.

Было решено, что десантники бригады будут приземляться в четырех отдельных зонах высадки, а планеры - в двух зонах приземления. Парашютисты 1-го парашютного батальона были разделены на две группы, одна из которых должна была приземлиться в «первой зоне высадки» к северу от реки, а вторая — во «второй зоне высадки» к югу от нее. [ 16 ] После приземления две группы направятся к местам сбора, а затем одновременно начнут штурм моста с обеих сторон. [ 7 ] 2-й парашютный батальон должен был высадиться к югу от моста в «третьей зоне высадки», в районе между каналом Горналунга и главной автомагистралью. [ 16 ] Затем 2-му батальону пришлось атаковать и занять три небольших холма, которым были присвоены кодовые названия «Джонни I», «Джонни II» и «Джонни III». Считалось, что холмы оккупированы итальянскими войсками численностью около взвода. Как только батальон захватит три холма, он должен был окопаться и подготовиться к защите холмов от нападения с юга. [ 7 ] [ 17 ] 3-й парашютный батальон приземлится в «четвертой зоне высадки», в 1000 ярдах (910 м) к северу от моста. [ 16 ] Их целью было закрепить позиции в этом районе, защищаясь от любых контратак со стороны Катании. [ 17 ] Планерный отряд бригады имел две посадочные площадки: «Седьмую зону приземления» к северу от реки и «Восьмую зону приземления» к югу от реки. [ 16 ] Из-за сложности плана приземления и короткого времени между его разработкой и выполнением следопыты , принадлежащие 21-й независимой парашютной роте армейского авиационного корпуса для обозначения правильных зон высадки будут задействованы . Это был первый случай, когда подобное было сделано в ходе британских воздушно-десантных операций. [ 18 ] У роты следопытов были специальные габаритные огни и маяки «Ребекка» и «Эврика» , которые транспортные самолеты и планеры могли идентифицировать и нацелиться на них. [ 19 ]

По оценкам старших офицеров 1-й воздушно-десантной дивизии, при захвате моста погибнет около 450 человек, из которых 25 процентов будут убиты или пропали без вести, а остальные 75 процентов будут ранены. [ 10 ] Было оценено, что сами по себе медицинские офицеры и персонал трех батальонов не смогут справиться с ожидаемым количеством раненых, поэтому одна секция 16-й (парашютно-десантной) полевой машины скорой помощи, состоящая из одного врача и 16 других чинов к ним была прикреплена . каждому из парашютных батальонов. Остальная часть полевой машины скорой помощи , включающая штаб с двумя хирургическими бригадами, будет размещена рядом с бригадой, а главный перевязочный пункт разместится в хозяйственных постройках к югу от моста. [ 20 ]

После проблем с первыми двумя воздушно-десантными операциями на Сицилии советник Королевских ВВС, Королевских ВВС прикомандированный к 1-й воздушно-десантной дивизии, предложил американским пилотам C-47 принять последовательность бомбардировщиков . Это привело к тому, что самолеты летели парами один за другим с интервалом в одну минуту вместо каждого самолета вместо обычного V-образного построения. [ 18 ] Это предложение было отвергнуто американскими пилотами, которые в основном были пилотами довоенных авиакомпаний, не в последнюю очередь потому, что их подготовка не включала никаких инструкций по навигации в ночное время, а неопытные экипажи в значительной степени полагались на то, что следовали за самолетом впереди. [ 21 ]

Не связанный с операцией «Фустиан», но проводившийся в то же время, коммандос № 3 проведет отдельную операцию в 8 милях (13 км) к югу от реки Симето. Отряд коммандос должен был осуществить высадку десанта с моря, затем штурмовать и захватить мост Малати через реку Леонардо . [ 17 ]

Сицилия, 1943 год, британская пехота с танком «Шерман» в тылу.

Силы поддержки как коммандос, так и десантников должны были состоять из XIII британского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Майлза Демпси . 5 В состав корпуса входили -я пехотная дивизия , 50-я (Нортумбрийская) пехотная дивизия и 4-я танковая бригада . [ 22 ] Бронетанковая бригада в составе трех танковых полков была оснащена танками «Шерман» американского производства . [ 22 ] Рано утром 13 июля командир 50-й дивизии генерал-майор Сидней Киркман был вызван в генерала Монтгомери армии штаб 8-й . Здесь ему сообщили о двух миссиях британских коммандос и 1-й парашютной бригады, а также о требовании захватить мосты в целости и сохранности. Намерение Монтгомери заключалось в том, чтобы 50-я дивизия возглавила наступление 8-й армии и освободила коммандос и десантников. Чтобы помочь Киркману в выполнении этой задачи, Монтгомери передал под его командование 4-ю бронетанковую бригаду. [ 23 ] Монтгомери настаивал на том, чтобы пехотная дивизия сменила парашютную бригаду рано утром 14 июля, что потребовало бы от дивизии продвинуться примерно на 25 миль (40 км) за 24 часа. [ 23 ] 50-я дивизия высадилась 10 июля и к этому времени вела бои без перерыва уже три дня. Поскольку дневная температура большую часть времени достигала 100 ° F (38 ° C), многие солдаты дивизии были физически истощены и страдали от теплового истощения. [ 23 ] Положение дивизии не улучшилось из-за серьезной ошибки Монтгомери. Во время планирования вторжения он переоценил силу немецкого и итальянского сопротивления высадке союзников . Восьмая британская армия состояла в основном из пехоты, танков и тяжелого вооружения, но ей не хватало любого механического транспорта, поэтому любое наступление 50-й дивизии приходилось проводить пешком. [ 24 ]

Силы оси

[ редактировать ]

Силы итальянской армии в районе моста Примозоле прибыли из 213-й береговой дивизии под командованием генерала Карло Готти. [ 25 ] Прибрежные дивизии представляли собой дивизии второй линии, обычно формировавшиеся из мужчин в возрасте от сорока до пятидесяти лет, и предназначались для выполнения трудовых или других обязанностей второй линии. Их офицеры, набранные из местного населения, в основном были мужчинами, вышедшими в отставку, но затем вновь призванными. Их боевой дух был низким, не в последнюю очередь из-за второсортного снаряжения и оружия. Планировалось улучшить их вооружение с помощью оборудования, захваченного у недавно расформированной французской армии Виши, но когда оружие прибыло на Сицилию, многие из них оказались непригодными для использования, а у некоторых были боеприпасы неправильного типа или вообще не было боеприпасов. [ 26 ]

Немецкие десантники 1-го десантного полка в Осло, 1940 год.

Итальянцев поддержали немецкие десантники , 1-й парашютной дивизии которым было приказано перебраться на Сицилию из Франции и при необходимости высадиться на парашюте 9 июля. [ 27 ] 1-й пулеметный батальон Fallschirmjäger под командованием майора Вернера Шмидта высадился в Катании во время воздушного налета союзников рано утром 13 июля. Их самолеты и противотанковые орудия были уничтожены во время налета, поэтому батальон пешком ушел к Примосольскому мосту. [ 17 ] Когда Шмидт сообщил командиру дивизии о своих намерениях, его предупредили, что этой ночью следует ожидать высадки морского или воздушного десанта. Если союзники высадятся в тылу дивизии, батальону Шмидта придется удерживать Примосольский мост, чтобы дивизия могла уйти. [ 28 ] Предупрежденный таким образом, пулеметный батальон по прибытии начал окапываться и готовить оборону примерно в 2000 ярдов (1800 м) к югу от моста, имея хорошее расположение, чтобы противостоять любому приземлению парашютистов или планеров в этом районе. [ 29 ]

Примосольский мост

[ редактировать ]

Примосольский мост построен из стальных балок . Он имеет пролет 400 футов (120 м) и возвышается на 8 футов (2,4 м) над рекой Симето. Земля к северу от моста в основном покрыта оливковыми и миндальными рощами на обсаженных деревьями полях. Сразу к югу от моста находится канал Горналунга, а за ним три выдающихся холма. [ 17 ] Дорога, пересекающая мост, - это шоссе 114, идущее от Лентини в 10 милях (16 км) на юг до Катании в 7 милях (11 км) к северу. [ 30 ] [ 16 ] Чтобы помочь итальянцам защищать мост, были построены четыре дота : два на северном берегу и два на южном. [ 31 ]

первый самолет с 1856 солдатами 1-й парашютной бригады . 13 июля 1943 года в 19:30 из Северной Африки вылетел [ 20 ] [ 32 ] Используемые самолеты состояли из 105 самолетов Douglas C-47 Skytrain , принадлежащих 51-му авианосному авиакрылу , по 51 самолету из 60-й и 62-й авианосных групп , а 64-я авианосная группа остальные три поставляла . 38-е крыло Королевских ВВС поставило одиннадцать самолетов Armstrong Whitworth Albemarles . [ 33 ] Следом за парашютистами шли самолеты-буксировщики планеров. Эти самолеты, снова поставленные авиакрылом № 38, включали 12 самолетов Albemarles и семь самолетов Handley Page Halifax , буксировавших 11 планеров Horsa и восемь планеров Waco . На планерах перевозилось 77 человек, в основном из противотанковой батареи, десять 6-фунтовых противотанковых орудий и 18 джипов . [ 33 ]

Пара C-47 Skytrains, аналогичных 105 C-47, использованным в операции.

Траектория полета самолета проходила вокруг юго-восточного угла Мальты и вдоль восточного побережья Сицилии. [ 33 ] Маршрут был промерен так, чтобы первые самолеты пролетели над зонами высадки в 22:20. [ 20 ] Когда самолеты приземлились у Сицилии, они должны были оставаться на расстоянии 10 миль (16 км) от берега до тех пор, пока не достигнут реки Симето, а затем направятся вглубь страны к зонам высадки. [ 34 ] Каким-то образом 33 самолета отклонились от курса и приблизились к конвою союзников. Морские артиллеристы были предупреждены о возможности воздушного налета и открыли огонь по американским и британским самолетам. [ 34 ] Два самолета, пытаясь уклониться от неожиданного зенитного огня, столкнулись и рухнули в море. [ 34 ] Еще двое были сбиты, а девять настолько сильно обстреляны, с ранеными экипажем и пассажирами, что были вынуждены повернуть обратно в сторону своих аэродромов в Северной Африке. [ 7 ]

Те самолеты, которые достигли побережья Сицилии, были атакованы зенитными орудиями Оси, которые сбили 11 [ 1 ] [ 2 ] из них. Еще десять были повреждены и были вынуждены прервать свою миссию. [ 7 ] Некоторые из неопытных пилотов теперь отказались идти дальше, и на его самолете подполковник Аластер Пирсон , командир 1- го парашютного батальона , понимая, что его самолет летает кругами, был вынужден пригрозить расстрелять экипаж, чтобы заставить его продолжить полет. [ 21 ] Зенитный огонь и действия пилотов по уклонению рассредоточили порядки самолетов, и сброшенный парашют разлетелся на большую площадь. [ 35 ] В результате резкого уклонения некоторые десантники свалились на пол самолета и не смогли прыгнуть по приказу. После благополучного выхода в море некоторые пилоты отказались повторять попытку, посчитав риск слишком большим. [ 36 ] Из уцелевших самолетов, выполнивших задание, только 39 удалось высадить парашютистов в пределах 0,5 мили (0,80 км) от правильной зоны высадки. [ 21 ] Дальше всего от курса отклонились несколько групп из 3-го парашютного батальона и королевских инженеров , которые приземлились в 12 милях (19 км) к югу от моста. [ 35 ] в то время как еще четыре самолета высадили свои парашютисты на склонах горы Этна в 20 милях (32 км) к северу. [ 19 ]

Те бойцы 1-й парашютной бригады, которые приземлились в южной зоне высадки, находились в пределах досягаемости 1-го Fallschirmjäger пулеметного батальона . В темноте немцы сначала подумали, что десантники — это собственный десант подкрепления, но вскоре поняли свою ошибку и открыли огонь. [ 29 ] Некоторые из тех, кто избежал пулеметного огня, были схвачены в зоне высадки, и около 100 из них стали военнопленными , как только коснулись земли. [ 25 ] [ номер 2 ] В суматохе при высадке 50 человек 1-го парашютного батальона собрались, атаковали и сумели захватить мост до того, как 50 итальянских защитников смогли разрушить его с помощью прилагаемых подрывных зарядов. Итальянцы попали в плен, как только вторая группа из 40 десантников во главе с бригадным генералом Латбери на мост прибыла . Латбери организовал безопасное удаление взрывных устройств и установил защитный периметр. У моста продолжали собираться новые десантники, и вскоре их численность составила около 120 человек, которые окопались на севере и юге. [ 25 ]

К югу от моста разместились штаб бригады и главный перевязочный пункт полевой скорой помощи, куда начали прибывать на лечение раненые бригады. [ 35 ] Вдали от главного перевязочного пункта у медиков в зоне высадки 2-го батальона в результате падения с парашютом было 29 раненых, а в зоне высадки 1-го батальона было 15 раненых. [ 37 ]

Британские десантники продвигаются в ряд.

Первые потери планеров произошли при взлете, когда разбились два самолета, буксировавших планеры Waco . [ 34 ] По пути один из планеров был досрочно выпущен буксиром и упал в море. Когда они все-таки прибыли над Сицилией, элемент неожиданности исчез, и береговые зенитные батареи сбили четыре планера. [ 34 ] К моменту прибытия планеров в зоны приземления прошло два часа с момента начала приземления на парашюте. [ 17 ] Один пилот-планерист позже заметил, что им не нужны были следопыты , поскольку трассер и огни от взрывов были ярче, чем любой из указателей приземления. [ 34 ] Из уцелевших планеров только четыре планера сумели приземлиться относительно невредимыми, все остальные были застигнуты пулеметным огнем Fallschirmjäger и уничтожены при приближении. Четыре уцелевших планера несли три противотанковых орудия, которые теперь были включены в оборону моста. [ 7 ] [ 38 ] С учетом людей с планеров в составе 1-й парашютной бригады на мостике находилось 295 человек. [ 38 ] Нехватка рабочей силы была не единственной их проблемой; их единственным вспомогательным оружием были противотанковые пушки, два 3-дюймовых миномета и пулемет «Виккерс». [ 7 ]

К 04:30 14 июля 1-й парашютный батальон контролировал мост Примосоль, но пулеметный батальон Fallschirmjäger хорошо окопался на юге. [ 39 ] Помимо них, 140 человек из 2-го парашютного батальона заняли три небольших холма и взяли в плен 500 итальянцев. [ 40 ] Численность обоих батальонов немногим превышала численность роты . Больше всего при падении парашютов пострадал 3-й парашютный батальон, и лишь немногие из его людей прибыли на мост. Не имея командной структуры, они были прикреплены к 1-му парашютному батальону для защиты моста. [ 41 ] На севере о высадке парашютистов были проинформированы итальянский 372-й береговой батальон и 10-й полк Ардити. Многие из 372-го батальона исчезли, а «Ардити» предприняли первую из серии атак на британские позиции. Без поддержки какого-либо тяжелого вооружения с ними было легко отбиться. [ 39 ]

Десантник с пулеметом МГ 42 .

Также на рассвете началась первая атака пулеметного батальона Fallschirmjäger на юге, когда они открыли огонь из пулеметов и минометов. Их первая атака была направлена ​​на позиции 2-го парашютного батальона и не увенчалась успехом. Однако в ходе их следующей атаки, состоявшейся позднее утром, удалось захватить Джонни II, второй из небольших холмов. Подполковник Джон Фрост , командующий 2-м парашютным батальоном, немедленно контратаковал, но его люди были отброшены, понеся ряд потерь. [ 39 ] В 09:00 офицеру передового наблюдения, приданному 2-му парашютному батальону, удалось установить радиосвязь с британским крейсером HMS Newfoundland , который затем использовал свои 6-дюймовые орудия для обстрела позиций Fallschirmjäger. [ 39 ] Огонь с кораблей возымел желаемый эффект: немцы понесли некоторые потери и остались в укрытии. С тех пор немецкое сопротивление с юга ограничивалось беспокоящим пулеметным огнем. Начавшийся ими пожар в траве вынудил 2-й парашютный батальон покинуть Джонни I, и остатки батальона теперь сосредоточились на Джонни III. [ 42 ]

К северу от моста под командованием капитана Франца Штангенберга собралась немецкая боевая группа численностью 350 человек, состоящая из 1-й роты, 1-го батальона связи Fallschirmjäger, зенитной батареи и нескольких противотанковых орудий. при поддержке 113-й роты легких грузовиков 10-го полка Ардити (подразделение «Коммандос» итальянской армии) в составе 56 человек и шести тяжеловооруженных SPA-Viberti AS.42 , [ 43 ] Штангенберг был готов начать свой первый штурм моста в 14:00. Эту первую атаку отбили британские десантники. [ 42 ] Для своей второй попытки Стангенберг поднял в поддержку три 88-мм зенитных орудия . Этот штурм оказался более успешным, несколько пленных было взято, и почти удалось достичь моста. Это также обеспечило 88-м дивизиям позицию для поражения двух дотов на северном берегу. [ 42 ] К 17:00 у бойцов 1-го парашютно-десантного батальона почти закончились боеприпасы, и они были вынуждены отойти на южную сторону моста. [ 39 ] Немецкие 88-ки снова двинулись вперед и на этот раз разрушили доты на южной стороне. Из-за нехватки припасов и роста потерь бригадный генерал Латбери принял решение передать контроль над мостом немцам, и парашютная бригада отошла на 1200 ярдов (1100 м). Из 295 мужчин, находившихся на мосту, 115 стали жертвами. [ 39 ] Главный перевязочный пункт 16- й (парашютной) полевой скорой помощи не удалось переместить или эвакуировать, и он остался на нейтральной полосе . [ 44 ]

Итальянский офицер вошел на станцию ​​и сообщил медицинскому персоналу, что теперь они являются военнопленными, но, поскольку они оказывали помощь раненым с обеих сторон, им разрешили остаться и продолжить работу. [ 4 ] Лечение раненых продолжалось весь день, и к 22:00 хирурги провели 21 хирургическую операцию и осматривали 62 британских и 29 немецких или итальянских пациентов. [ 44 ] В 18:30 в темноте Латбери повел остальных своих людей присоединиться ко 2-му парашютному батальону. [ 45 ]

В ночь с 14 на 15 июня итальянцы предприняли несколько контратак с помощью эскадрильи бронемашин (под командованием капитана Парадизи Ромоло), усиленной чернорубашечниками на борту моторизованной колонны, проникшей в британский сектор, и в ходе самоубийственного рейда почти захватили штаб 9-го батальона. , Даремская легкая пехота. [ 46 ] [ 47 ] Другая колонна броневиков пересекла мост Примасоле и атаковала 98-й полевой полк королевской артиллерии, который только недавно прибыл в этот район, но итальянцы потерпели поражение на пересечении дорог Лентини и Скордия. [ 48 ] и Семовентес из 4-го самоходно-артиллерийского дивизиона, грузовая пехота и вспомогательные мотоциклетные роты из группы Таттико Кармито (под командованием подполковника Франческо Тропеа) [ 49 ] атаковали британский 124-й полк полевой артиллерии, но не смогли повторить успех, достигнутый у моста Малати, против коммандос № 3 (под командованием подполковника Джона Дернфорда-Слейтера) и потерпели сокрушительное поражение. [ 50 ] Британский военный корреспондент Эвелин Обри Монтегю сообщила, что несколько итальянских подразделений действительно упорно сражались за мост Примосоль: «В то время как некоторые отошли в тыл врага и окружили большое количество итальянских пленных... основные силы захватили мост и удерживали его вчера против В течение почти 24 часов их обстреливали из минометов, обстреливали с воздуха и атаковали на земле семь итальянских батальонов. Их было менее 200 человек, чтобы противостоять этому непрерывному натиску, но они упорно держались. зная, что за ними сражается наша пехота, яростно приходила им на помощь». [ 51 ]

К рассвету 50-я (Нортумбрийская) пехотная дивизия сумела продвинуться всего на 10 миль (16 км) и все еще находилась в 8 милях (13 км) от коммандос № 3 у моста Мелати и в 15 милях (24 км) от моста Примосоль. . [ 52 ] Лишь в 17:00 5-й батальон Восточно-Йоркширского полка , входящий в состав 69-й пехотной бригады , в конце концов достиг моста Малати, хотя к этому моменту коммандос были вынуждены отступить. [ 53 ] после поражения во время того, что оказалось в основном итальянской контратакой [ 54 ] из группы Таттико Кармито, входящей в состав 4-го самоходно-артиллерийского дивизиона (под командованием подполковника Франческо Тропеа), [ 55 ] 553-я (под командованием капитана Джованни Сартора) и 554-я (под командованием капитана Фаусто Клементи) мотоциклетные роты [ 56 ] 13 июля. Мост был быстро захвачен; коммандос демонтировали заряды для сноса, чтобы их нельзя было снести. Достигнув своей первой цели, британская пехота продолжила пешее продвижение к парашютной бригаде. [ 52 ] Танки и небольшое количество автотранспорта, принадлежащие 4-й танковой бригаде, были задержаны еще дальше. их остановил В Карлентини разрушенный мост, и 4-я бронетанковая бригада снова двинулась в путь только после 19:00. [ 52 ]

Во второй половине дня 50-я (Нортумбрийская) дивизия в конце концов достигла Лентини , примерно на полпути от исходной точки до моста Примосоль. Здесь улицы были завалены обломками, прикрыты снайперами и пулеметчиками, оставленными в качестве арьергарда отступающими немцами. [ 39 ] К наступлению темноты только один из пехотных батальонов 50-й (Нортумбрийской) дивизии, 6-й батальон Даремской легкой пехоты , 151-й пехотной бригады при поддержке нескольких танков, достиг позиции в 1 миле (1,6 км) от Джонни II. Несмотря на приказ двигаться вперед со всей скоростью, они остановились на ночь. [ 57 ]

Возврат моста

[ редактировать ]

После отхода парашютной бригады силы Оси собрались у моста. Теперь они представляли собой остатки 372-го берегового батальона (под командованием майора Нино Боллы). [ 58 ] ) в виде двух рот огневой поддержки и одной стрелковой роты [ 59 ] и один батальон коммандос чернорубашечников [ 60 ] (под командованием майора Вито Марчиано [ 61 ] ) и артиллеристы из 29-го артиллерийского дивизиона, прибывшие из Катании, в количестве столь необходимых майору Болле стрелков, [ 62 ] эти итальянские войска сражались вместе с 1-м немецким пулеметным батальоном Fallschirmjäger и боевой группой капитана Стангенберга. Немецкое командование осознавало важность удержания моста и ночью отправило подкрепление, прибывшее на парашютах. Они происходили из 1-й Fallschirmjäger дивизии и состояли из 1-го Fallschirmjäger инженерного батальона, 1-го батальона, 4-го Fallschirmjäger полка и батальона 1-го Fallschirmjäger артиллерийского полка. [ 45 ] [ 63 ] Саперы Fallschirmjäger начали формировать оборонительную линию к северу от моста и меньшую по размеру линию на южном берегу. [ 45 ]

Королевские инженеры ремонтируют мост после его второго захвата британцами.

Рано утром 15 июля 1-я парашютная бригада услышала танковый огонь к югу от своей позиции. Бригадный генерал Латбери отправил патруль для расследования, который обнаружил танки и пехоту XIII корпуса , остановившиеся к югу от них прошлой ночью. [ 57 ] 1-я парашютная бригада и 50-я (Нортумбрийская) дивизия теперь двинулись вперед вместе. Главный перевязочный пункт, продолжавший действовать после захвата, был освобожден силами 2-го парашютно-десантного батальона. [ 4 ] Пытаясь отбить мост Примосоль, 9-й батальон Даремской легкой пехоты при поддержке 44-го Королевского танкового полка провел ряд дорогостоящих атак под истощающим огнем немецких и итальянских защитников, в результате чего британцы потеряли 100 человек, в том числе 34 убит. [ 60 ] На каком-то этапе им удалось пересечь мост, но три сопровождавших их танка «Шерман» были подбиты немецкими 88-ми, и без бронетанковой поддержки пехота была вынуждена отступить. Однако ошибка в связи заставила инженерный батальон Fallschirmjäger отойти на северный берег реки, и это позволило Даремам занять позицию на южном конце моста. [ 45 ] К моменту прибытия машин скорой помощи из XIII корпуса для эвакуации раненых на главном перевязочном пункте хирурги прооперировали еще 14 раненых. [ 4 ] В 18:00 главный перевязочный пункт был закрыт, и мужчины перебрались в Джонни I. За время работы главного перевязочного пункта хирурги выполнили 31 операцию, а медики оказали помощь 109 раненым. [ 64 ]

Немцы знали, что британские десантники разобрали взрывные заряды, прикрепленные к Примосольскому мосту, и теперь пытались разрушить его, нагнав на него грузовики, нагруженные взрывчаткой. Это не увенчалось успехом. [ 65 ]

Ночью 9-й батальон легкой пехоты Дарема продолжал попытки захватить мост. Их атаки также отвлекали немцев. [ 4 ] в то время как подполковник Пирсон из 1-го парашютного батальона возглавил две роты 8-го батальона Даремской легкой пехоты через реку Симето, используя небольшой брод , чтобы создать еще один плацдарм на северном берегу. В ходе дневного боя и британцы, и немцы понесли тяжелые потери, но в конечном итоге мост был отбит британской пехотой. [ 45 ]

Оставшиеся пулеметчики, минометчики и прикрывающие стрелковые расчеты 372-го берегового батальона и отправленные им на помощь подкрепления 29-го артиллерийского дивизиона удерживали позиции до тех пор, пока майор Болла не обнаружил, что соседнее подразделение Fallschirmjäger отступило, не проинформировав их о запланированный вывод немцев. [ 66 ] Тем не менее Болла смог вывести свои войска и вырваться из британского окружения. [ проверить синтаксис цитаты ] Оставив 8-ю британскую армию продолжать наступление, в 07:00 16 июля 1-я парашютная бригада была перевезена на грузовиках в Сиракузы , где приступила к LST . Здесь они остались на ночь, выдержав двухчасовой воздушный налет, и отплыли в Валлетту . в 12:00 17 июля [ 4 ] В ходе операции «Фустиан» погиб около 141 человек, а 168 пропали без вести или были ранены. [ 7 ] [ 67 ] [ номер 3 ]

Последствия

[ редактировать ]

В конце концов операция прошла успешно; хотя и с небольшим преимуществом в победе, отчасти из-за нескоординированного и плохо контролируемого дружественного зенитного огня. Только сорок процентов из 5000 высаженных десантников приземлились вблизи назначенных им зон высадки. [ 68 ] Возвращение Примосольского моста не привело к быстрому продвижению по равнине Катании, как предполагал Монтгомери. К этому моменту измотанная 50-я (Нортумбрийская) пехотная дивизия удерживала позицию, опираясь на мост. 5- я пехотная дивизия взяла на себя инициативу, но после ряда атак не смогла добиться дальнейшего продвижения. Ее 13-й пехотной бригаде пришлось создать еще один плацдарм через Симето. [ 69 ] но немцы ввели дополнительные войска и подготовили оборонительные позиции, и только после тяжелых боев 8-я армия вошла в сам город Катания только 5 августа 1943 года . [ 57 ] Последовали дальнейшие тяжелые бои, и они вошли в Мессину сразу после прихода 7-й армии США . 17 августа 1943 года [ 7 ]

После расследования проблем с воздушно-десантными операциями на Сицилии британская армия и Королевские ВВС представили некоторые рекомендации. [ 70 ] Летный экипаж должен был быть обучен операциям с парашютом и планером, а также приземлению следопытов, прежде чем основные силы должны были иметь достаточно времени, чтобы установить свои маяки. [ 70 ] План высадки был упрощен: целые бригады высаживались в одной зоне высадки вместо небольших площадок для высадки батальонов, как на Сицилии. [ 70 ] Планеры больше не будут выпускаться ночью, пока они еще над водой, и их зоны приземления будут достаточно большими, чтобы вместить самолет с оставшимся местом. [ 71 ] После инцидента с дружественным огнем над конвоем экипажи кораблей прошли дополнительную подготовку по распознаванию самолетов, а самолеты союзников были окрашены в три большие белые полосы на крыльях . [ 72 ] Была расширена подготовка пилотов полка планеристов и усовершенствованы планеры, в том числе улучшена связь между самолетами. [ 73 ]

Для перевозки парашютистов, чтобы не полагаться исключительно на американские самолеты и пилотов, 38-е крыло Королевских ВВС было расширено, превратившись в 38-ю группу с эскадрильями «Галифакс» , теперь поддерживаемыми четырьмя эскадрильями «Альбемарлей» и четырьмя эскадрильями « Стирлингов» . [ 74 ] Чтобы обеспечить еще один метод доставки джипов и артиллерийских орудий по воздуху, ВВС начали эксперименты по их сбрасыванию в бой с парашютом, перенося джипы и орудия в большие бомбовые отсеки самолетов. [ 74 ] Была сформирована вторая транспортная группа Королевских ВВС, группа № 46 , которая была оснащена исключительно самолетами «Дакоты» , а не самолетами группы № 38. [ 75 ] После этих изменений группы Королевских ВВС могли поставить 88 Albemarles, 88 Stirlings, 36 Halifax и 150 Dakotas, всего 362 самолета, в дополнение к самолетам, находящимся в резерве.

Уроки, извлеченные из почти катастрофических падений с парашютом на Сицилию, проложили путь к более крупным и успешным операциям в Италии, Нормандии и Южной Франции. [ 68 ]

Примечания

[ редактировать ]
Сноски
  1. Потери личного состава касаются только парашютной бригады, потери экипажей неизвестны.
  2. Примечательно, что британские десантники, застрявшие в ветвях фруктовых деревьев, не были убиты на месте, а позволили сдаться. [ 25 ]
  3. ^ Рейнольдс указывает только общие потери 1-й британской воздушно-десантной дивизии на Сицилии, а Митчем указывает только потери во время операции «Лэдброк» . Эта цифра потерь была получена путем вычитания одной цифры из другой.
Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б Молони, ЗАО; Флинн, ФК; Дэвис, Х.Л.; Глив, Т.П. (1973). Средиземноморье и Ближний Восток . Том. 5: Кампания на Сицилии 1943 года и Кампания в Италии, с 3 сентября 1943 года по 31 марта 1944 года . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 95 . OCLC   59086129 . Проверено 12 июля 2024 г. Зенитный огонь составил 11 самолетов, всего 14 самолетов было потеряно.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уикс, Джон (2013). Нападение с неба: История воздушно-десантной войны 1939–1980-х годов (электронная книга). Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN  978-1-78200-609-1 . OCLC   1021809924 . Из 1900 человек, взлетевших, только 295 прибыли по плану; 39 самолетов сбросили людей в запланированные зоны высадки, 48 сбросили своих на расстоянии до 10 миль, 29 не нашли зоны высадки и 11 были сбиты.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Тагвелл, стр.156
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коул, стр.49
  5. ^ Перейти обратно: а б с Рейнольдс, стр.36
  6. ^ Тагвелл, стр.159
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рейнольдс, стр.37
  8. ^ Тагвелл, стр.162
  9. ^ Рейнольдс, стр.47
  10. ^ Перейти обратно: а б Коул, стр.35
  11. ^ Карман, стр.23
  12. ^ Рейнольдс, стр. 30–32.
  13. ^ Рейнольдс, стр.34
  14. ^ Охранник, стр.37
  15. ^ Питерс и Буист, стр.55
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Мразек, стр.83
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Митчем, стр.150
  18. ^ Перейти обратно: а б Тагвелл, стр.163
  19. ^ Перейти обратно: а б Фергюсон, стр.12
  20. ^ Перейти обратно: а б с Коул, стр.45
  21. ^ Перейти обратно: а б с Тагвелл, стр.164
  22. ^ Перейти обратно: а б Митчем, стр.335
  23. ^ Перейти обратно: а б с Митчем, стр.154
  24. ^ Митчем, стр.82
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Митчем, стр.152
  26. ^ Джоуэтт, стр.6
  27. ^ Митчем, стр.72
  28. ^ Митчем, стр. 150–151.
  29. ^ Перейти обратно: а б Митчем, стр.151
  30. ^ Митчем, стр.149
  31. ^ Митчем, стр. 157–158.
  32. ^ Митчем, стр.148
  33. ^ Перейти обратно: а б с Мразек, стр.82
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мразек, стр.84
  35. ^ Перейти обратно: а б с Коул, стр.47
  36. ^ Коул, стр.46
  37. ^ Коул, стр. 47–48.
  38. ^ Перейти обратно: а б Митчем, стр.153
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Митчем, стр.156
  40. ^ Д'Эсте, стр.363
  41. ^ Митчем, стр.158
  42. ^ Перейти обратно: а б с Митчем, стр.157
  43. ^ «Катания — Битва у Примосольского моста и жертвоприношение Ардити 2-го батальона 10-го» . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 9 февраля 2020 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Коул, стр.48
  45. ^ Перейти обратно: а б с д и Карьер, стр.77
  46. ^ «И 8-й, и 9-й батальоны пытались урвать несколько часов отдыха ночью. 6-й батальон все еще отставал после прояснения в Соларино и прибыл только позже 15-го числа. Но в 4 часа утра 9-й Батальон был атакован несколькими итальянскими бронемашинами, которые прорвались до штаба батальона, прежде чем были остановлены». DLI на войне: история легкой пехоты Дарема 1939–1945 гг., Дэвид Риссик, с. 123, Эндрюс Великобритания Лимитед, 2012 г.
  47. ^ «Пара грузовиков из 2-го батальона Ардити со штабом в Ачиреале под командованием STen. В 21.30 Дония уже патрулировал берег реки Симето. Отряд пользовался определенной известностью среди немцев, поэтому они попросили Донию помочь им вернуть мост. Дония позвонила Майору по радио. Марчиано, сразу покинувший командование батальоном, направился в сторону Примосоле во главе 3 патрулей 113-й роты, каждый с 2 ​​небольшими грузовиками и в общей сложности 56 мужчинами, вооруженными пулеметами и запасом храбрости. В 01.45 шесть грузовиков (под командованием Капа Парадизи) на полной скорости въехали на мост, мигом пересекли его и достигли другой стороны, где находился английский авангард, который в панике бежал к перекрестку Джаццотто (где основная часть бригада была). Однако английская реакция не заставила себя долго ждать и была особенно жестокой в ​​виде минометного огня, в результате чего удалось уничтожить 4 из 6 грузовиков. Окруженные «Ардити» не переставали вести ожесточенную стрельбу, а затем на двух уцелевших грузовиках вернулись в свой тыл. Бой длился 1 час 40 минут, нанес противнику многочисленные потери, обеспечив возвращение немецкому батальону моста Примосле, фактически англичане были отброшены к перекрестку Джаццотто. В результате этой акции 5 Ардити погибли, 4 были ранены и 16 пропали без вести». Нападение на Тре Понти: от Кассибиле до Симето в июле 1943 года, Туллио Маркон, с. ?, Эдипринт 1993 г.
  48. ^ «В 3 часа ночи 15 июля восемь итальянских бронемашин пересекли мост Примасоле и достигли перекрестка дорог Лентини и Скордия (позже известного как «Уголок мертвой лошади»), прежде чем их удалось остановить. Попав под огонь «Браунинга» артиллериста Чендлера, один из них, пылая, врезался в танк капитана Пайка, который поспешно пересек дорогу, образовав блок, и группе ОП пришлось стоять в стороне и наблюдать, как их танк и все их снаряжение поднимаются в воздух. пламя.» Йомены из Суррея и Сассекса во Второй мировой войне, Т. Б. Дэвис, стр. 61, Ditchling Press, 1980.
  49. ^ «Это была тактическая группа Кармито под командованием подполковника Тропеа (самоходный батальон IV Ливорноской дивизии и 53-я мотоциклетная рота)...» Вторжение на Сицилию (1943), Гаэтано Зингали, стр. 294, Г. Крисафулли, 1962 г.
  50. ^ «В... ночном бою 124-й полк полевой артиллерии РА к востоку от Карлентини был атакован... 4-м батальоном Контракарро Семовенти... К 01:00 200 пленных, двенадцать... танков S47/32, пятьдесят мотоциклов, в сумке было шесть грузовиков и многое другое!» Северные легионы Монти: 50-я нортумбрийская и 15-я шотландская дивизии в войне 1939–1945 гг., Патрик Делафорс, стр. ?, Fonthill Media, 2017 г.
  51. ^ суровый бой за мост на равнине Катании, The Glasgow Herald, 19 июля 1943 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Митчем, стр.155
  53. ^ Д'Эсте, стр.360
  54. ^ Молони, ЗАО; Флинн, ФК; Дэвис, Х.Л.; Глив, Т.П. (1973). Средиземноморье и Ближний Восток . Том. 5: Кампания на Сицилии 1943 года и Кампания в Италии, с 3 сентября 1943 года по 31 марта 1944 года . Лондон: Канцелярский офис Ее Величества. п. 95 . OCLC   59086129 . Проверено 12 июля 2024 г. Однако вскоре итальянские войска (вероятно, противотанковый батальон и рота мотоциклистов) контратаковали ... Никаких признаков ожидаемых британских сил со стороны Лентини не было, и потери росли. Поэтому полковник Дарнфорд-Слейтер прервал бой, и его подразделение в стиле коммандос отошло отдельными группами на юг.
  55. ^ "Именно тактическая группа Кармито под командованием подполковника Тропеа (самоходный батальон IV Ливорноской дивизии и 53-я мотоциклетная рота) с помощью трех немецких танков сумела отбросить командование на расходы. и заставить его снова сесть на борт». Вторжение на Сицилию (1943 г.), Гаэтано Зингали, с. 294, Г. Крисафулли, 1962 г.
  56. ^ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ОФИЦЕРОВ В ОТПУСКЕ В ИТАЛИИ: ЖУРНАЛ ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, ОСНОВАННЫЙ В 1927 ГОДУ.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Тагвелл, стр.165
  58. ^ «Майор Нино Болла был послан командиром своей дивизии генералом Карло Готти из штаба 213-й береговой дивизии, чтобы принять на себя командование 372-м береговым батальоном». Сицилия, Хью Понд, 137 лет, В. Кимбер, 1962 г.
  59. ^ «Остатки своего батальона он нашел на нижнем берегу Примосольского моста, сильно истощенные, но все еще держащиеся пулеметами и минометами». Сицилия, Хью Понд, с. 138, В. Кимбер, 1962 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б «У них никогда не было шанса. Даремы были подрезаны пулеметным огнем при приближении к мосту, и большинство из них остановились. Одному взводу удалось форсировать реку, но его встретили десантники из 2-й роты Адольфа и итальянского батальона чернорубашечников-коммандос. Град пулеметного и минометного огня обрушился на Даремов... 9-й Даремский полк отступил за пределы досягаемости, потеряв 100 человек, в том числе 34 убитыми». «Битва за Сицилию: как союзники потеряли шанс на полную победу», Сэмюэл В. Митчем-младший ., Фридрих фон Штауффенберг, стр. ?, Stackpole Books, 2007 г.
  61. ^ Патрик Клотье. Regio Esercito: Итальянская королевская армия в войнах Муссолини, 1935–1943 гг. Лулу Пресс, 2013. с. 193
  62. ^ "Майор Нино Болла, который был одним из главных героев отчаянной обороны Катании, был в тот вечер... из Катании и направил те немногие силы, которые у него были в наличии, вместе с группой XXIX 105/28 в сектор Примосольского моста.. Сицилия без Италии, июль-август 1943 г., Сандро Аттанасио, стр. 151, Мурсия, 1976 г.
  63. ^ Митчам, стр.159
  64. ^ Коул, стр.50
  65. ^ Д'Эсте, стр.392
  66. ^ "Он поговорил с младшим офицером, который добровольно сообщил, что его командир, майор Хеггерт, велел ему оставаться до его возвращения. Несколько безутешно он вернулся к своим обязанностям с новостями; его офицеры не были удивлены: " Они так издевались над нами в России... отступили, не сказав нам». Сицилия, Хью Понд, стр. 150, В. Кимбер, 1962 г.
  67. ^ Митчем, стр.78
  68. ^ Перейти обратно: а б Шредер П. 69
  69. ^ Д'Эсте, стр.404
  70. ^ Перейти обратно: а б с Тагвелл, стр.167
  71. ^ Мразек, стр.85
  72. ^ Нигл, стр.68
  73. ^ Нигл, стр.69
  74. ^ Перейти обратно: а б Озеро, стр.81
  75. ^ Тагвелл, стр.202
  • Карман, Вирджиния (1973). Королевская артиллерия . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  0-85045-140-Х .
  • Коул, Ховард Н. (1963). На крыльях исцеления: история воздушно-десантной медицинской службы 1940–1960 гг . Эдинбург: Уильям Блэквуд. OCLC   29847628 .
  • Д'Эсте, Карло (1988). Горькая победа: битва за Сицилию, июль – август 1943 года . Лондон: Коллинз. ISBN  0-00-217409-Х .
  • Фергюсон, Грегор (1984). Парас 1940–84 . Том 1 серии «Элита». Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  0-85045-573-1 .
  • Охранник, Джули (2007). Воздушно-десантные войска: десантники времен Второй мировой войны в бою . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84603-196-0 .
  • Джоуэтт, Филип С. (2001). Итальянская армия 1940–45 (3): Италия 1943–45 . Мужчины с оружием. Том. 3-й батальон итальянской армии, 1940–45. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  1-85532-866-6 .
  • Лейк, Джон (1999). Галифакские эскадрильи времен Второй мировой войны . Том. 14 боевых самолетов Osprey. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  1-85532-892-5 .
  • Митчем, Сэмюэл В.; Фон Штауффенберг, Фридрих (2007). Битва за Сицилию: как союзники упустили шанс на полную победу . Военно-исторический сериал. Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN  978-0-8117-3403-5 .
  • Мразек, Джеймс (2011). Воздушно-десантный бой: планерные операции стран Оси и союзников во Второй мировой войне . Военно-исторический сериал. Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN  978-0-8117-0808-1 .
  • Нигл, Альфред Дж (2007). Тихие Крылья Дикая Смерть . Санта-Ана, Калифорния: Издательства графики. ISBN  978-1-882824-31-1 .
  • Питерс, Майк; Луук, Бюист (2009). Пилоты-планеристы в Арнеме . Барнсли, Великобритания: Книги о ручке и мече. ISBN  978-1-84415-763-1 .
  • Куорри, Брюс (2005). Немецкие воздушно-десантные дивизии: Средиземноморский театр военных действий 1942–45 . Том. 15 Боевых приказов. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN  1-84176-828-6 .
  • Рейнольдс, Дэвид (1998). Paras: Иллюстрированная история воздушно-десантных войск Великобритании . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN  0-7509-2059-9 .
  • Салигер, Марк (2018). Первый мост слишком далеко: битва за Примосольский мост, 1943 год . Издательство «Каземат». ISBN  978-1-61200-6895 .
  • Шрейдер, Чарльз (1982). Амицид: проблема дружественного огня в современной войне Исследование Института боевых исследований США . Издательство ДИАНА. ISBN  978-1-4289-1594-7 .
  • Тагвелл, Морис (1971). Десант в бой: история воздушно-десантной войны, 1918–1971 гг . Лондон: Кимбер. ISBN  0-7183-0262-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a83bbb3d7c37ffb1252847bdc747ddd0__1721146380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/d0/a83bbb3d7c37ffb1252847bdc747ddd0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Fustian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)