Скорость полета Хорса
AS.51 и AS.58 Хорса | |
---|---|
![]() | |
Airspeed Horsa на буксире | |
Роль | Десантно-грузовой военный планер |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | ООО "Эйрспид" |
Первый полет | 12 сентября 1941 г. |
Введение | 1941 |
Статус | ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Армейский авиационный корпус Военно-воздушные силы США , Королевские ВВС Канады , Индийские ВВС |
Количество построенных | 3,799 |
Airspeed AS.51 Horsa — британский десантный планер, использовавшийся во время Второй мировой войны . Он был разработан и изготовлен компанией Airspeed Limited совместно с различными субподрядчиками; тип был назван в честь Хорсы , легендарного завоевателя южной Британии V века.
Будучи под большим впечатлением от эффективного использования десантных операций Германией воздушно - на ранних этапах Второй мировой войны, например, во время битвы за Францию , союзные державы стремились создать собственные способные противостоящие силы. Британское военное министерство , определив, что планеры будут важным компонентом таких воздушно-десантных сил, приступило к изучению доступных вариантов. Оценка General Aircraft Hotspur показала, что ему не хватает необходимых размеров, поэтому Спецификация X.26/40 была выпущена . Именно на основе этой спецификации компания Airspeed Limited разработала Horsa, большой планер, способный вместить до 30 полностью экипированных военнослужащих, получивший обозначение AS 51 .
Horsa в больших количествах использовалась Воздушным корпусом британской армии и Королевскими ВВС (RAF); обе службы использовали его для проведения различных воздушно-десантных операций в условиях конфликта. Этот тип использовался для неудачной атаки на немецкий завод тяжелой воды в Рьюкане в Норвегии, известной как операция «Первокурсник» , и во время вторжения на Сицилию , известной как операция «Хаски» . Большое количество Horsa впоследствии использовалось на начальных этапах битвы за Нормандию , в британской операции «Тонга» и в американских операциях . Он также был развернут в большом количестве во время операций «Драгун» , «Рыночный сад » и «Университетская операция» . В дальнейшем Horsa использовалась различными другими вооруженными силами, включая ВВС США .
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]На ранних этапах Второй мировой войны немецкие военные продемонстрировали свою роль пионера в развертывании воздушно-десантных операций. Эти силы провели несколько успешных операций во время битвы за Францию в 1940 году, включая использование планерных войск во время битвы при форте Эбен-Эмаэль . [ 1 ] [ 2 ] Впечатленные эффективностью и возможностями немецких воздушно-десантных операций, правительства союзников решили, что они также сформируют свои собственные воздушно-десантные соединения. [ 3 ] В результате этого решения произошло создание двух британских воздушно-десантных дивизий, а также ряда более мелких подразделений. [ 4 ] 22 июня 1940 года создание британских воздушно-десантных войск было официально инициировано, когда премьер-министр Уинстон Черчилль в меморандуме поручил военному министерству изучить возможность создания корпуса из 5000 парашютистов. [ 5 ] В 1941 году Соединенные Штаты также приступили к реализации аналогичной программы. [ 6 ]
Пока оборудование для воздушно-десантных войск находилось в стадии разработки, представители военного министерства решили, что планеры станут неотъемлемым компонентом таких сил. Первоначально предполагалось, что планеры будут использоваться для доставки парашютистов. Транспортный самолет будет перевозить парашютисты и буксировать планер со второй группой войск. Идея возникла как ответ на острую нехватку транспортных самолетов в начале войны, поскольку таким образом количество войск, которые можно было бы сбросить в операции с помощью заданного количества транспортных самолетов, значительно увеличилось бы. Пустые планеры будут отбуксированы обратно на базу. [ 7 ]
Однако в конечном итоге мышление переросло в использование планеров для высадки как войск, так и тяжелой техники на театре военных действий. [ 8 ] Первым планером стал General Aircraft Hotspur , который совершил первый полет 5 ноября 1940 года. [ 9 ] В конструкции «Хотспура» было обнаружено несколько проблем, самой серьезной из которых была неспособность нести достаточное количество войск. Считалось, что воздушно-десантные войска следует высаживать более крупными группами, чем те восемь, которые мог нести «Хотспур», и что необходимое количество буксиров окажется непрактичным. Были также опасения, что планеры придется буксировать в тандеме, что было бы чрезвычайно опасно ночью или в облачность. [ 10 ]
Соответственно, было решено, что Hotspur будет использоваться только как учебный планер. [ 11 ] в то время как британская промышленность продолжала разработку нескольких различных планеров, в том числе более крупного 25-местного штурмового планера, который впоследствии стал Airspeed Horsa . [ 10 ] 12 октября 1940 года была выпущена Спецификация X.26/40 , предусматривающая создание большого штурмового планера. [ 12 ] Спецификация требовала использования древесины там, где это возможно, для экономии критически важных запасов металла. [ 13 ] По воздушной скорости Horsa будет называться AS.51 . [ 12 ]
...это, наверное, был самый деревянный самолет из когда-либо построенных. Даже органы управления в кабине представляли собой шедевры мастерства столяра.
- Х.А. Тейлор, Мразек 1977, стр. 70
Airspeed собрала команду во главе с авиаконструктором Хесселлом Тилтманом [ 13 ] [ 14 ] чьи усилия начались в технической школе де Хэвилленд в Хэтфилде, Хартфордшир , прежде чем переехать в Солсбери-холл , лондонский Колни . [ 13 ] На «Хорсе» десантники должны были прыгать из дверей по обе стороны фюзеляжа, а планер оставался на буксире, а боевые посадки должны были быть второстепенными. Широко расставленные двери позволяли одновременно выйти, а также солдатам вести огонь по ближайшим врагам, находясь в планере. Для этого им предусмотрели несколько огневых точек в крыше и хвосте. [ 13 ] От этой идеи отказались, и было решено, что планер будет просто высаживать десант. [ 15 ]
Производство
[ редактировать ]В феврале 1941 года был размещен первоначальный заказ на 400 планеров, и предполагалось, что Airspeed сможет выполнить заказ к июлю 1942 года. [ 16 ] Вначале было проведено расследование о возможности производства еще 400 машин в Индии для использования индийскими воздушно-десантными силами, однако от этого плана отказались, когда выяснилось, что необходимую древесину придется импортировать в Индию. [ 16 ] Было заказано семь прототипов: Fairey Aircraft произвела первые два прототипа, которые использовались для летных испытаний, а Airspeed завершила оставшиеся прототипы, которые использовались в испытаниях оборудования и нагрузочных испытаниях. [ 6 ] [ 13 ] 12 сентября 1941 года первый прототип (DG597), буксируемый автомобилем Armstrong Whitworth Whitley , [ 17 ] совершил свой первый полет, [ 18 ] Через 11 месяцев после выпуска спецификации. [ 15 ]

Как указано в Спецификации X3/41 , 200 AS 52 также должно было быть построено Horsas для перевозки бомб. В стандартный фюзеляж Horsa был установлен центральный бомбовый отсек фюзеляжа, вмещавший четыре бомбы по 2000 фунтов (910 кг) или две бомбы по 4000 фунтов (1800 кг). От концепции буксировки бомб отказались, когда стали доступны другие бомбардировщики, в результате чего заказ на AS 52 был отменен. [ 18 ]
В начале 1942 года началось производство Horsa; к маю 1942 года армия заказала около 2345 машин для использования в будущих воздушно-десантных операциях. [ 15 ] Планер с самого начала проектировался с использованием компонентов и серии из 30 узлов, необходимых для завершения производственного процесса. [ 6 ] Производство предполагалось в первую очередь использовать деревообрабатывающие мощности, которые не были нужны для более срочного авиационного производства, и в результате производство было рассредоточено по отдельным заводам, что, следовательно, ограничивало вероятные потери в случае нападения Германии. [ 10 ] Дизайнер А. Х. Тилтман сказал, что Horsa «поднялась с чертежной доски в воздух за десять месяцев, что было не так уж и плохо, учитывая, что чертежи нужно было сделать подходящими для мебельной промышленности, которая отвечала за все производство». [ нужна ссылка ]
Первые 695 планеров были изготовлены на заводе Airspeed в Крайстчерче , Хэмпшир; [ 17 ] производство оставшейся части осуществлялось рядом субподрядчиков. [ 15 ] В их число входили Austin Motors и производственная группа, координируемая мебели производителями Harris Lebus . [ 19 ] Эти же подрядчики будут производить улучшенную модель планера, получившую обозначение AS.53 Horsa Mk II , хотя ни одна из них не будет производиться самой Airspeed. Horsa Mk II был специально разработан для перевозки транспортных средств и имел усиленный пол и откидную носовую часть для такого использования. Другие изменения включали использование сдвоенного переднего колеса, модифицированное буксировочное устройство и увеличенную полную массу до 15 750 фунтов (7 140 кг).
Поскольку у большинства субподрядчиков не было свободных аэродромов для доставки планеров, они отправили сборочные узлы в подразделения технического обслуживания (MU) Королевских ВВС, которые сами выполняли окончательную сборку; Считается, что этот процесс является причиной самых разных зарегистрированных объемов производства этого типа. [ 15 ] К моменту окончания производства было построено от 3655 до 3799 машин Horsas. [ Н 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]


Airspeed AS.51 Horsa представлял собой большой десантный планер . Он был способен перевозить максимум 30 сидячих полностью экипированных солдат; у него также была возможность нести джип или 6-фунтовую противотанковую пушку Ordnance QF . [ 22 ] Horsa Mark I имел размах крыльев 88 футов (27 м) и длину 67 футов (20 м), а при полной загрузке весил 15 250 фунтов (6920 кг). [ 23 ] [ 24 ] Более поздний AS 58 Horsa II имел увеличенную полную массу до 15 750 фунтов (7 140 кг), а также шарнирную носовую часть, усиленный пол и двойные носовые колеса для выдерживания дополнительного веса транспортных средств. [ 2 ] Буксирный трос был прикреплен к стойке носового колеса, а не к двойным точкам крыла, как у Horsa I. Horsa была в основном сделана из дерева; Автор авиации Х.А. Тейлор описал его как «самый деревянный самолет из когда-либо построенных. Даже органы управления в кабине были шедеврами мастерства столяра». [ 24 ]
Он считался прочным и очень маневренным для планера. с высокорасположенным крылом В конструкции «Хорсы» была использована свободнонесущая конфигурация моноплана , оснащенным деревянным крылом и деревянным полумонококовым фюзеляжем . Фюзеляж состоял из трех секций, скрепленных болтами: в передней части располагались кабина пилота и основная грузовая погрузочная дверь, в средней секции размещались войска или груз, в задней части размещалось хвостовое оперение. [ 25 ]
Стык фюзеляжа в задней части основной секции мог разламываться при приземлении для облегчения быстрой выгрузки десанта и техники, для чего были предусмотрены аппарели. [ 22 ] Первоначально хвост был оторван в результате взрыва кольца из кордтекса вокруг задней части фюзеляжа. Но это считалось опасным, особенно если оно было преждевременно взорвано огнем противника. [ 26 ] В начале 1944 года был разработан метод отсоединения хвостового оперения, в котором использовались восемь быстроразъемных болтов и кусачки для перерезания тросов управления. [ 24 ]
Крыло имело большие закрылки , которые при опускании позволяли совершать крутую посадку с высокой скоростью снижения - такие характеристики позволяли пилотам приземляться в ограниченном пространстве. [ 24 ] Используя комбинацию закрылков и пневматических тормозов , планер можно было остановить на относительно коротких расстояниях. [ 24 ] Horsa был оснащен фиксированным трехопорным шасси и был одним из первых планеров, оснащенных трехопорным шасси для взлета. В эксплуатационных полетах основное шасси можно было отбросить и приземление производилось на поворотное носовое колесо и подрессоренную полозья, установленные в нижней части фюзеляжа. [ 25 ] [ 2 ]
В кабине пилота было два расположенных рядом сиденья и двойное управление, причем все они находились в большой носовой части из плексигласа . [ 13 ] Первоначально кабина должна была быть оборудована внутренними телефонными системами, которые позволяли бы общаться между пилотами планера и буксира при подключении; однако на более поздних моделях он был заменен радиоприемниками , преимущество которых заключалось в возможности поддерживать контакт после отсоединения. [ 24 ] В кормовой части пилотского отсека по левому борту находилась грузовая дверь; распашную дверь также можно было использовать в качестве погрузочной рампы. [ 24 ] В основном отсеке могли разместиться 15 военнослужащих на скамьях по бортам с еще одной входной дверью по правому борту. Под центропланом крыла также можно было разместить контейнеры с запасами, по три с каждой стороны. [ нужна ссылка ]
В марте 1942 года Опытное учреждение ВДВ и 1-я воздушно-десантная бригада приступили к погрузочным испытаниям нескольких прототипов, но сразу же столкнулись с проблемами. Во время попытки загрузить джип в прототип присутствовавший персонал Airspeed сообщил оценщикам, что это приведет к поломке погрузочной рампы планера, поскольку он был спроектирован так, чтобы вмещать только один мотоцикл. Усвоив этот урок, 1-я воздушно-десантная бригада впоследствии начала отправлять образцы всего оборудования, необходимого для установки на Horsas, в компанию Airspeed, и несколько недель было потрачено на выяснение методов и модификаций, необходимых для установки оборудования на Horsa. [ 27 ] Несмотря на это, погрузочная рампа по-прежнему считалась хрупкой и склонной к повреждениям, что могло привести к остановке планера, если бы она была повреждена во время погрузки. [ 24 ]
Операционная история
[ редактировать ]Использование в военное время
[ редактировать ]

Впервые «Хорса» был использован в оперативном режиме в ночь с 19 на 20 ноября 1942 года в ходе неудачной атаки на немецкий завод по производству тяжелой воды в Рьюкане в Норвегии ( операция «Первокурсник» ). Два планера Horsa, на борту каждого из которых находились по 15 саперов , и один из буксиров Halifax разбились в Норвегии из-за плохой погоды. Все 23 человека, выживших в результате крушения планера, были казнены по приказу Адольфа Гитлера , что является вопиющим нарушением Женевской конвенции , которая защищает военнопленных (военнопленных) от суммарной казни . [ 17 ]
В рамках подготовки к дальнейшему оперативному развертыванию 30 планеров «Хорса» были отбуксированы бомбардировщиками «Галифакс» с баз в Великобритании в Северную Африку ; три из этих самолетов были потеряны при транспортировке. [ 20 ] 10 июля 1943 года 27 уцелевших «Хорса» использовались во время операции «Хаски» — вторжения союзников на Сицилию , которая стала первой крупномасштабной операцией этого типа. [ 2 ]
Horsa были развернуты в больших количествах (по оценкам, более 250) во время битвы за Нормандию ; в частности, в британской операции «Тонга» и высадке американского воздушного десанта в Нормандии . Первым подразделением, высадившимся во Франции во время битвы, был британский переворот на шести кораблях «Хорса», захвативший канал Кан и мосты через реку Орн . На начальном этапе операции 320 «Хорсов» были использованы для выполнения первого подъема 6-й воздушно-десантной дивизии, а еще 296 «Хорсов» участвовали во втором подъеме . [ 17 ] Большое количество американских и британских войск было развернуто с использованием «Хорсы» на начальном этапе битвы. [ 28 ]
( Военно-воздушные силы США USAAF) приобрели около 400 машин «Хорса» по обратному ленд-лизу . [ 25 ] [ 28 ] Вмещает до 30 десантных мест. [ 25 ] Horsa был намного больше, чем американский Waco CG-4A с 13 солдатами (известный как Hadrian ), и, таким образом, предлагал большую грузоподъемность. британцами [ 28 ] [ 2 ]
На британской службе Horsa был основным компонентом во время нескольких крупных наступлений, последовавших за успешной высадкой в Нормандии, таких как операции «Драгун» и «Рыночный сад» в 1944 году, а также операция «Университет» в марте 1945 года. Последняя операция была последней операцией для Horsa. и задействовал отряд из 440 планеров, перевозящих солдат 6-й воздушно-десантной дивизии через Рейн . [ 17 ] [ 2 ]

В оперативном отношении «Хорса» буксировалась различными самолетами: четырехмоторными тяжелыми бомбардировщиками, выведенными из эксплуатации, такими как Short Stirling и Handley Page Halifax , Armstrong Whitworth Albemarle и Armstrong Whitworth Whitley двухмоторные бомбардировщики , а также американские Douglas C- 47 Skytrain/Дакота (не так часто из-за веса планера). [ 29 ] Однако в ходе операции Market Garden в общей сложности 1336 самолетов C-47 и 340 самолетов Stirlings были задействованы для буксировки 1205 планеров. [ 30 ] ) и Curtiss C-46 Commando . Планеры буксировались ремнями безопасности, которые крепились к точкам на обоих крыльях, а также имели переговорную связь между буксиром и планером. Пилоты планеров обычно были из полка пилотов планеров , входящего в состав армейского авиационного корпуса (AAC), хотя Королевских ВВС (RAF). иногда использовались пилоты [ 20 ]
Послевоенное использование
[ редактировать ]Небольшое количество Horsa Mk II было получено Королевскими ВВС Канады (RCAF) и участвовало в оценочных испытаниях, которые проводились в CFB Гимли, Манитоба . Три из этих уцелевших самолетов были куплены в качестве излишков в начале 1950-х годов и оказались в Мэтлоке, Манитоба , где были сданы на слом. [ 31 ] Индия также приобрела небольшое количество Horsas для собственных оценочных целей. [ 29 ] Из-за низких цен на профицит в Великобритании многие из них были куплены и переоборудованы в трейлеры, навесы и даже коттеджи для отдыха. [ 32 ]
5 июня 2004 года, в рамках празднования 60-летия Дня Д , принц Чарльз представил точную копию Хорсы на месте первой посадки на мосту Пегас и поговорил с Джимом Уоллворком , первым пилотом, приземлившим самолет на французской земле во время День Д.
Для фильма 1977 года «Мост слишком далеко» было построено десять копий , в основном для статического показа и декораций, хотя одна «Хорса» была модифицирована для короткого «прыжка», буксируемого за «Дакотой» в Дилене , Нидерланды . Во время производства семь копий были повреждены ураганом; Контингент был отремонтирован вовремя для использования в фильме. Пять «киномоделей» Horsa были уничтожены во время съемок, а выжившие проданы в виде партии Джону Хоуку, коллекционеру самолетов в Великобритании. [ 33 ] Еще один макет для работы крупным планом попал в распоряжение Ridgeway Military & Aviation Research Group и хранится в Уэлфорде, Беркшир . [ 34 ]
Варианты
[ редактировать ]- AS.51 Хорса I
- Серийный планер с точками крепления тросов в верхних точках крепления основных стоек шасси. [ 14 ]
- AS.52 Хорса
- Бомбонесущий Хорса; проект отменен до начала проектирования/производства
- AS.53 Хорса
- дальнейшее развитие Horsa не рассматривалось.
- США.58 Хорса II
- Разработка Horsa I с откидной носовой частью, позволяющей осуществлять прямую погрузку и разгрузку оборудования, сдвоенным носовым колесом и креплением троса к стойке носового колеса. [ 14 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Бельгийская армия - только один самолет.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Airspeed Horsa Mark II (KJ351) хранится в Музее армейской авиации в Хэмпшире, Англия. [ 35 ] Фонд Assault Glider Trust построил копию в RAF Shawbury, используя шаблоны, изготовленные из оригинальных компонентов, разбросанных по различным европейским полям сражений, и используя планы, предоставленные BAE Systems (при условии, что планер не должен летать [ 36 ] ). [ 37 ] Реплика была завершена в 2014 году и затем хранилась в ВВС Великобритании в Косфорде , пока в июне 2019 года ее не передали в Военный музей Оверлона в Нидерландах. [ 38 ]

Секция фюзеляжа, выставленная в музее «Следы войны» в Вольфхезе, Нидерланды, была извлечена из Чолси , Оксфордшир, где она служила жилым помещением более 50 лет. Он был обнаружен примерно в 2001 году Музеем авиации Де Хэвилленд в лондонском Колни , где хранился до тех пор, пока его не купил владелец музея Пол Хендрикс. Предполагается, что планер не находился в активной эксплуатации. [ нужна ссылка ] Часть кабины выставлена в музее Silent Wings в Лаббоке, штат Техас .
Композитный материал BAPC.232 Horsa I/II — носовая часть и фюзеляж выставлены в ангаре Уолтера Голдсмита в Музее авиации де Хэвилленд . Полноразмерная копия стоит недалеко от моста Пегаса в Нормандии и является частью Мемориального музея Пегаса .
Технические характеристики (AS.58 Mark II)
[ редактировать ]
Данные боевых планеров Второй мировой войны, [ 39 ] Британские военные самолеты Второй мировой войны, [ 40 ] БАЕ Системы
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Вместимость: 28 военнослужащих / 2 ¼тонных грузовика / 1x гаубица M3A1 + ¼тонный грузовик с боеприпасами и экипажем / (20–25 военнослужащих были «стандартной» загрузкой Mark I) [ 17 ]
- Длина: 67 футов 0 дюймов (20,42 м)
- Размах крыльев: 88 футов 0 дюймов (26,82 м)
- Рост: 19 футов 6 дюймов (5,94 м)
- Площадь крыла: 1104 кв. футов (102,6 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 7,2
- Профиль крыла : корень: NACA 4419R 3.1 ; Совет: NACA 4415R 3.1 [ 41 ]
- Пустой вес: 8370 фунтов (3797 кг)
- Полная масса: 15 750 фунтов (7 144 кг)
Производительность
- Крейсерская скорость: 100 миль в час (160 км/ч, 87 узлов) нормальная эксплуатационная скорость планирования.
- Скорость аэробуксировки: 150–160 миль в час (130–139 узлов; 241–257 км/ч)
- Скорость сваливания: 48 миль в час (77 км/ч, 42 узла), закрылки опущены.
- 58 миль в час (50 узлов; 93 км / ч) закрылки вверх
- Нагрузка на крыло: 14 фунтов/кв. футов (68 кг/м). 2 )
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- ДФС 230
- Генерал Эйркрафт Гамилькар
- Дженерал Эйркрафт Хотспур
- Гота Го 242
- Слингсби Хенгист
- Вако CG-4A
Связанные списки
- Список самолетов армейской авиации (Великобритания)
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Черно-желтые диагональные полосы на нижней стороне предупреждают: «Я буксирую или меня буксируют», чтобы другие самолеты держались подальше от буксирного троса и что самолет не мог свободно маневрировать.
- ^ Точные цифры общего количества произведенных Horsas варьируются в зависимости от источника. Автор авиации Дэвид Монди приводит цифру в 3799 человек. [ 20 ] в то время как Кит Флинт и Тим Линч называют цифру 3655, [ 15 ] [ 21 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фланаган 2002, с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фредриксен 2001, стр. 14.
- ^ Харклерод 2005, с. 197.
- ^ Харклерод 2005, с. 107.
- ^ Отвей 1990, с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Понедельник 2002, с. 14.
- ^ Манион 2008, стр.28
- ^ Флинт 2006, с. 15.
- ^ Линч 2008, с. 31.
- ^ Jump up to: а б с Смит 1992, с. 13.
- ^ Отвей 1990, с. 23.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мразек 2011, с. 331.
- ^ Jump up to: а б с Мразек 1977, стр. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Флинт 2006, с. 56.
- ^ Jump up to: а б Смит 1992, с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тетфорд 1968, с. 588.
- ^ Jump up to: а б Бойер 1976, с. 37.
- ^ Ллойд 1982, с. 22.
- ^ Jump up to: а б с Понедельник 2002, с. 15.
- ^ Линч 2008, с. 203.
- ^ Jump up to: а б Морган 2014, с. 59.
- ^ Смит 1992, с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мразек 2011, с. 336.
- ^ Jump up to: а б с д Мансон 1972, с. 169.
- ^ Манион (2008), стр.33
- ^ Отвей 1990, с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Морган 2014, с. 50.
- ^ Jump up to: а б Суонборо 1997, с. 7.
- ^ Моррисон 1999, с. 56.
- ^ Милберри 1984, с. 197.
- ^ "Коттедж Планер". «Популярная механика» , октябрь 1947 г., с. 134.
- ^ Херст 1977, с. 29.
- ^ "Военная и авиационная исследовательская группа Риджуэя". freeuk.net , дата обращения: 27 июля 2009 г.
- ^ "Коллекция". Архивировано 8 апреля 2009 года в Wayback Machine Воздушно-десантном музее , дата обращения: 20 мая 2009 года.
- ^ Примечание; для того, чтобы самолет мог летать, потребуется, чтобы CAA Великобритании выдало «Разрешение на полет» для самолета, что потребовало бы от производителя (теперь BAE Systems) обеспечения поддержки производителя для конструкции, созданной более 70 лет назад. Из-за возраста конструкции и проблем с юридической ответственностью это сейчас невозможно.
- ^ Дженкинс, Теннесси «Реплика Хорсы - Полная предыстория». Архивировано 13 ноября 2007 года в Wayback Machine The Assault Glider Trust . Проверено: 7 июня 2009 г.
- ^ «Хорса направляется в Нидерланды». Самолет . Том. 47, нет. 8. Август 2019. С. 8–9. ISSN 0143-7240 .
- ^ Мразек, Джеймс Э. (1 января 1977 г.). Боевые планеры Второй мировой войны (1-е изд.). Лондон: Пресса Св. Мартина. ISBN 978-0-312-28927-0 .
- ^ Март 1998 г., с. 8.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бишоп, Крис. Энциклопедия вооружений Второй мировой войны: Комплексное руководство по более чем 1500 системам вооружения, включая танки, стрелковое оружие, военные самолеты, артиллерию, корабли и подводные лодки . Нью-Йорк: Sterling Publishing Company, Inc., 2002. ISBN 1-58663-762-2 .
- Бойер, Майкл Дж. Ф. «Выход в Хорсу» (знамя армейской авиации 1937–45). Журнал Airfix , Том 18, № 1, сентябрь 1976 г.
- Даль, Пер Ф. Тяжелая вода и гонка за ядерной энергией во время войны . Лондон: CRC Press, 1999. ISBN 1-84415-736-9 .
- Данк, Милтон. Банда планеров: история очевидца боевых действий на планерах Второй мировой войны . Лондон: Кассель, 1977. ISBN 0-304-30014-4 .
- Довер, майор Виктор. Небесные генералы . Лондон: Касселл, 1981. ISBN 0-304-30480-8 .
- Фланаган, Э.М. младший. Воздушно-десантные войска: боевая история американских воздушно-десантных войск . Нью-Йорк: Издательская группа Random House, 2002. ISBN 0-89141-688-9 .
- Флинт, Кейт. Воздушно-десантная бронетехника: Тетрарх, Саранча, Гамилькар и 6-й воздушно-бронетанковый разведывательный полк 1938–1950 гг . Солихалл, У. Мидлендс, Великобритания: Helion & Company Ltd, 2006. ISBN 1-874622-37-X .
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг . АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Харклерод, Питер. Крылья войны: воздушно-десантная война 1918–1945 гг . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 2005. ISBN 0-304-36730-3 .
- Херст, Кен. « Эн Бруг Те Фер : Съемки с Дакотой». Колонка управления (Официальный орган Британского совета по сохранению самолетов), Том 11, вып. 2 февраля/марта 1977 г.
- Найтли, Джеймс. «Эйрпид Хорса Пилот». Самолет , Том. 37, нет. 8 августа 2009 г.
- Ллойд, Алан. Планеры: история британских боевых планеров и людей, которые на них летали . Лондон: Корги, 1982. ISBN 0-552-12167-3 .
- Линч, Тим. Silent Skies: Планеры на войне 1939–1945 гг . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Military, 2008. ISBN 0-7503-0633-5 .
- Манион, Милтон (июнь 2008 г.). Планеры Второй мировой войны: «Ублюдки, которых никто не хотел» (PDF) (Диссертация). Авиационный университет, Школа перспективных исследований в области авиации и космонавтики, авиабаза Максвелл, Алабама. Архивировано (PDF) из оригинала 1 марта 2017 года.
- Марч, Дэниел Дж. Британские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1998. ISBN 1-874023-92-1 .
- Морган, Мартин К.А. Американцы в день «Д»: фотографическая история вторжения в Нормандию . Издательство МБИ, 2014. ISBN 1-62788-154-9 .
- Милберри, Ларри, изд. Шестьдесят лет: Воздушное командование RCAF и CF, 1924–1984 гг . Торонто: Canav Books, 1984. ISBN 0-9690703-4-9 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс, 2002. ISBN 1-85152-668-4 .
- Моррисон, Александр. Тихий захватчик: история пилота-планера о вторжении в Европу во время Второй мировой войны » (Airlife Classics). Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1999. ISBN 978-1-84037-368-4 .
- Мразек, Джеймс Э. (1977). Боевые планеры Второй мировой войны . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0-7091-5083-0 – через Интернет-архив.
- Мразек, Джеймс Э. Воздушно-десантный бой: Планерная война / Боевые планеры Второй мировой войны . Книги Стэкпола, 2011. ISBN 0-81174-466-3 .
- Мансон, Кеннет. Самолеты Второй мировой войны . Нью-Йорк: Даблдей и компания, 1972. ISBN 0-385-07122-1 .
- Отуэй, подполковник ТБХ. Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия: Воздушно-десантные войска . Лондон: Имперский военный музей, 1990. ISBN 0-901627-57-7 .
- Рейндерс, Филип. Пластины для пластинок Horsa MkI, Arnhem и модификации. Филип Рейндерс, 2012.
- Сондерс, Хилари Сент-Джордж. Красный берет: история парашютного полка, 1940–1945 гг . Лондон: White Lion Publishers Ltd, 1972. ISBN 0-85617-823-3 .
- Смит, Клод. История планерно-пилотного полка . Лондон: Pen & Sword Aviation, 1992. ISBN 1-84415-626-5 .
- Суонборо, Гордон. Британские самолеты на войне, 1939–1945 гг . Восточный Суссекс, Великобритания: HPC Publishing, 1997. ISBN 0-9531421-0-8 .
- Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС 1918–57 . Лондон: Патнэм, 1968. ISBN 0-370-00101-X .
- Вальбург Шмидт, Х. Обратного рейса нет, 13 взвод в Арнеме, 1944 год . Состерберг, Нидерланды, Уитгеверий Аспект. ISBN 978-90-5911-881-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]