Генерал Эйркрафт Гамилькар
ГАЛ 49 Гамилькар. | |
---|---|
![]() | |
Гамилькар Марк I в полете | |
Роль | Планер для перевозки танков и тяжелых грузов |
Производитель | ООО «Дженерал Эйркрафт» |
Первый полет | 27 марта 1942 г. |
Введение | 1942 |
Основные пользователи | Британская армия , армейский авиационный корпус , полк пилотов-планеристов Королевские ВВС |
Произведено | 1942–1946 |
Количество построенных | 344 [ 1 ] |
General Aircraft Limited GAL.49 Hamilcar или Hamilcar Mark I — большой британский военный планер , производившийся во время Второй мировой войны и предназначавшийся для перевозки тяжелых грузов, таких как «Тетрарх» или M22 Locust легкий танк . было сформировано британское воздушно-десантное ведомство Когда в 1940 году по приказу премьер-министра Уинстона Черчилля , было решено разработать большой планер, способный перевозить тяжелую технику для поддержки воздушно-десантных войск. В январе 1941 года компания General Aircraft Limited была выбрана для разработки этого планера, получившего обозначение GAL.49 «Гамилькар». Он был разработан для перевозки легкого танка или двух универсальных авианосцев . Ряд проблем, в том числе колебания военного министерства по поводу количества планеров, которое оно хотело, и плохое управление со стороны GAL, привели к задержкам в производстве Hamilcar, и только в середине 1943 года был собран первый серийный планер. Эти проблемы были решены лишь частично, и производство планеров продолжало идти медленно, чему препятствовали трудности с поиском подходящих мест для их хранения и сборки после того, как их части были изготовлены. Всего к моменту окончания производства в 1946 году было построено 344 автомобиля Hamilcar.
Гамилькары использовались трижды и только для поддержки британских воздушно-десантных войск. Впервые они приняли участие в боевых действиях в июне 1944 года, когда около тридцати были использованы для перевозки Ordnance QF 17-фунтовых противотанковых орудий , транспортных машин и легких танков «Тетрарх» в Нормандию для поддержки британских воздушно-десантных войск во время операции «Тонга» . В сентябре 1944 года такое же количество «Гамилькаров» использовалось для перевозки противотанковых орудий, транспортных средств и припасов для воздушно-десантных войск в рамках операции «Маркет Гарден» . В третий и последний раз они использовались в марте 1945 года во время операции Varsity, когда перевозили легкие танки M22 Locust и другие припасы. Планеры оказались успешными во всех трех операциях, хотя их низкая скорость и большие размеры сделали их легкой мишенью для зенитного огня, в результате чего несколько планеров были повреждены или уничтожены. Был произведен силовой вариант Hamilcar, Hamilcar Mark X , чтобы расширить дальность действия Hamilcar и чтобы он мог служить в войне на Тихом океане ; Конфликт в Тихом океане закончился до того, как проект смог принять участие в боевых действиях.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Британские воздушно-десантные силы были сформированы в июне 1940 года по приказу премьер-министра в Уинстона Черчилля ответ на использование немцами воздушно-десантных войск во время битвы за Францию . [ 2 ] решили, Когда разрабатывалась техника, которая будет использоваться воздушно-десантными войсками, чиновники военного министерства что планеры будут неотъемлемым компонентом таких сил; они будут использоваться для перевозки войск и тяжелой техники, которая к 1941 году была расширена за счет артиллерии и некоторых видов танков. [ 3 ] К началу 1941 года Военное министерство выпустило четыре спецификации военных планеров для использования в воздушно-десантных войсках. Первой была спецификация Министерства авиации X.10/40 , которая предусматривала восьмиместный планер, аналогичный немецкому DFS 230, который в конечном итоге стал General Aircraft Hotspur I ; второй была спецификация X.25/40 , которая стала Slingsby Hengist , пятнадцатиместным планером; третьим была спецификация X.26/40 , 25-местный Airspeed Horsa ; и последний, X.27/40, предназначался для планера, способного нести легкий танк или другие тяжелые грузы. [ 4 ] [ 5 ] Число авиационных фирм, способных проектировать и производить планеры, было ограничено, тем более что некоторые из них уже были готовы производить другие винтовые самолеты для правительства; Таким образом, контракты на поставку планеров распределялись между фирмами по усмотрению правительства, а не посредством какого-либо конкурентного процесса. [ 4 ] Slingsby был выбран для разработки X.25/40, поскольку считалось, что он слишком мал для создания более крупных планеров, а Airspeed в конечном итоге построила Horsa. Поскольку компания уже разработала самолет Hotspur, который впервые поднялся в воздух в ноябре 1940 года, и считалось, что она имеет достаточно развитые производственные мощности, способные производить планеры большего размера, компания General Aircraft Limited была выбрана для разработки X.27/40 . [ 6 ]
Прежде чем быть выбранной, компания уже занималась разработкой конструкции планера, который мог бы нести один легкий танк Mk VII «Тетрарх» . Конструкция представляла собой низкоплан, спроектированный таким образом, чтобы водитель танка также выполнял функции пилота планера и управлял планером со своего места в баке, претерпев ряд внутренних модификаций танка. [ 7 ] Идея конструкции заключалась в том, чтобы сэкономить на специально обученных пилотах-планеристах и позволить танку ввести в действие сразу после приземления планера; На сохранившихся иллюстрациях конструкции показан танк, заключенный в фюзеляж планера, но с башней за пределами планера, возможно, для того, чтобы он мог поражать цели при приземлении. [ 8 ] Однако как компания, так и военное министерство сочли эту конструкцию непрактичной, и на совместном совещании между ними в январе 1941 года наконец была разработана более традиционная конструкция. из дерева, способного нести легкий танк «Тетрарх» или два универсальных авианосца общей максимальной массой примерно 17 024 фунта (7,722 т); Сохранившаяся форма заявки от Министерства авиации в GAL подтверждает стоимость 50 000 фунтов стерлингов за планер. [ 8 ] К началу февраля 1941 года главный конструктор компании завершил базовый проект планера, который получил обозначение GAL.49 со служебным названием «Гамилькар»; название произошло от карфагенского полководца Гамилькара Барки . [ 8 ] [ 9 ]
Столь большой планер никогда ранее не строился британскими военными, и для проверки конструкции сначала был разработан прототип в половину масштаба; Обозначенный GAL.50, ему по-прежнему требовался средний бомбардировщик Armstrong Whitworth Whitley в качестве буксира для поднятия его в воздух, и первый полет он совершил в сентябре 1941 года. [ 10 ] Однако он пролетел только один раз; Летчик-испытатель подошел к посадочной площадке слишком низко, попытался поднять закрылки для дополнительного планирования, но вместо этого разбил прототип и разбил его. [ 11 ] Однако испытания были признаны успешными, и первый полномасштабный прототип был закончен на заводе GAL в Ханворте, Мидлсекс, в марте 1942 года. [ 10 ] Гамилькар был перевезен в Королевские ВВС Снейт в Йоркшире, поскольку аэродром GAL в Ханворте был слишком коротким, чтобы с него мог взлететь планер; перемещение планера на безопасный военный аэродром также гарантировало бы его секретность. Его первый полет был совершен 27 марта 1942 года при буксировке бомбардировщика Handley Page Halifax . [ 10 ] Второй прототип был завершен в июне 1942 года, а дальнейшие испытания и разработки проходили на ряде различных аэродромов, включая Экспериментальный комплекс Воздушно-десантных войск в Королевских ВВС Больё ; все летные испытания, похоже, прошли успешно, и между прототипами и серийными моделями было мало различий. [ 12 ]
Производственные проблемы
[ редактировать ]Количество Гамилькаров, необходимое военному министерству, часто колебалось. В мае 1942 года военное министерство запросило у GAL 360 Hamilcars для использования в двух крупных воздушно-десантных операциях, но это оказалось нереальным; Мало того, что темпы производства планеров были слишком медленными, чтобы вместить такое большое количество, невозможно было найти такое же количество буксиров, необходимое для буксировки планеров. [ 1 ] [ 13 ] В ноябре 1943 года военное министерство опубликовало еще один отчет, в котором увеличило количество необходимых планеров до 800, что было еще более нереалистичным числом; к моменту окончания производства Hamilcar всего было построено 344 экземпляра. GAL произвела первоначальную партию из 22 самолетов Hamilcar, включая две прототипные модели и десять предсерийных самолетов, необходимых для оценочных испытаний. Последующее производство деталей было поручено ряду субподрядчиков под названием «Производственная группа Гамилькара», в которую входили Бирмингемская железнодорожная компания по перевозкам и вагонам , Кооперативное оптовое общество и AC Cars . [ 1 ] Производство планеров планировалось начать в конце 1941 года, а к концу того же года должно было быть завершено примерно 40–50; на самом деле это было слишком оптимистично: запланированные 40–50 были завершены только к июню 1944 года. [ 14 ]

Медленные темпы производства Hamilcar, по-видимому, являются результатом сочетания факторов. Существовал большой спрос на конкретные породы древесины, необходимые для постройки планера, и было трудно найти подходящие большие аэродромы с достаточно квалифицированным персоналом, где можно было бы строить и хранить планеры; также представляется, что отсутствие официальных приоритетов и плохое управление в GAL также препятствовали производству. В период с марта по август 1942 года GAL пообещала построить и поставить восемнадцать Hamilcars, но к сентябрю фактически появился только один; эти медленные темпы производства настолько обеспокоили Министерство авиационного производства, что оно назначило «Промышленную комиссию» из трех старших промышленных экспертов для посещения GAL и подробного изучения причин проблем. [ 14 ] Группа посетила GAL в начале сентября 1942 года и 24 сентября опубликовала отчет, в котором говорилось, что корень проблем заключался в том, что GAL, по-видимому, взяла на себя большую рабочую нагрузку, чем могла справиться, что усугублялось плохой организацией и управленческими навыками. [ 14 ] Также были конфликты между GAL и производственной группой Hamilcar, которые нанесли ущерб производству; Группа была создана Министерством 28 июля в попытке ускорить производство, но старшие менеджеры GAL были возмущены этим и не смогли в полной мере сотрудничать с Группой. Комиссия также назвала «поэтапный метод заказа» Министерством авиационной промышленности причиной дальнейших задержек. В конечном итоге несколько старших менеджеров и сотрудников GAL были заменены по рекомендации комиссии в попытке уменьшить внутренние конфликты и ускорить производство. [ 15 ]
Десять предсерийных планеров в конечном итоге были доставлены к концу 1942 года, а первый серийный планер был собран в период с марта по апрель 1943 года. Производство деталей и сборка планеров в сборе продолжались в течение 1943 года, но графики производства продолжали отставать. особенно когда ВВС США заинтересовались планером, и потребовалось построить значительное количество самолетов для операции «Оверлорд» , воздушной высадки в Нормандии и ряда других операций, которые будут использоваться на Дальнем Востоке . Это оказало дополнительное давление на GAL и производственную группу Hamilcar, поскольку требования USAAF потребовали дальнейшего производства и новых летных испытаний, чтобы проверить, будет ли планер эффективно работать в тропическом климате. [ 16 ] В конце 1943 года ВВС США потребовались 140 самолетов Hamilcar, которые должны были использоваться для перевозки бульдозеров и другой строительной техники для строительства аэродромов, а в ноябре было решено, что к июню 1944 года им будет поставлено 50 самолетов. Однако производство планеров продолжалось медленно. настолько обеспокоило ВВС США, что они отменили свое требование в феврале 1944 года; это означало, что американский персонал, который помогал в производстве планеров, был отозван, а сроки производства еще больше затянулись. Это также означало, что только британские воздушно-десантные войска будут использовать Hamilcar. [ 17 ] К январю 1944 года было построено и готово к использованию только 27 Гамилькаров; [ 17 ] Всего было произведено 53 экземпляра, но остальные находились на хранении в ожидании запчастей для завершения или монтажа. [ 18 ] Поиск персонала для установки планеров и аэродромов для их хранения по-прежнему оставался проблемой. [ 17 ] Однако к июню восемьдесят планеров были изготовлены, собраны и готовы к использованию в воздушно-десантных операциях, а небольшое их количество будет использовано во время операции «Тонга» — британской воздушной высадки в Нормандии. [ 19 ] Производство продолжалось на протяжении всего конфликта и, наконец, прекратилось в 1946 году, всего было произведено 344 экземпляра. [ 20 ]
Дизайн
[ редактировать ]Гамилькар был построен в основном из дерева, в основном березы и ели, с обшивкой из фанеры, обтянутой тканью, и армирующими балками из высококачественной стали в критических местах. [ 21 ] Он имел размах крыльев 110 футов (34 м), длину 68 футов (21 м) и высоту 20 футов (6,1 м) до вершины плавника с опущенным хвостом. [ 8 ] [ 22 ] [ 23 ] В пустом состоянии он весил 18 400 фунтов (8 300 кг) и мог перевозить военный груз массой 17 600 фунтов (8 000 кг), что дает общий вес 36 000 фунтов (16 000 кг). [ 24 ] [ 25 ] Весь самолет был разбит на более мелкие секции для транспортировки. [ 23 ] Он был настолько большим и тяжелым, что для того, чтобы вытащить его с аэродрома и впоследствии отбуксировать, требовался самый большой и мощный самолет; использовались четырехмоторные бомбардировщики, чаще всего «Хэндли Пейдж Галифакс». [ 25 ] [ 26 ] И крыло, и кабина были расположены над фюзеляжем, чтобы обеспечить наибольшее пространство для грузовой кабины и гарантировать, что они не мешают погрузке транспортных средств; Размеры отсека составляли примерно 32 фута 31,5 дюйма (10,554 м), ширину 7 футов 10,5 дюйма (2400 м) и высоту от 6 футов (1,8 м) до 7 футов 7 дюймов (2,31 м). [ 8 ] [ 27 ] Носовая часть планера была шарнирно-откидной и открывалась в сторону для удобства погрузки машин и грузов, а экипаж из двух пилотов размещался тандемно в кабине на верхней части фюзеляжа, доступ в которую осуществлялся по внутренней лестнице и насчитывавшей пятнадцать человек. ноги над землей; [ 22 ] в конечном итоге они были защищены пуленепробиваемым ветровым стеклом и броней позади второго пилота. Также был добавлен интерком для обеспечения связи между пилотами и находящимся под ними персоналом. [ 8 ] [ 27 ] Первоначальная особенность конструкции, которая в конечном итоге была удалена до начала серийного производства, заключалась в установке люка под фюзеляжем, который позволял вести стрельбу из ручного пулемета «Брен» с лежания при приближении планера к зоне приземления. [ 8 ]

Соотношение длины и размаха крыла было практически таким же, как у Avro Lancaster бомбардировщика , имевшего размах крыла 102 фута (31 м) и длину 69 футов 6 дюймов (21,18 м), в отличие от современных спортивных планеров, обладающих особенно большой размах крыльев для улучшения характеристик планирования. [ 28 ] Это стало результатом решения военного министерства, принятого в начале 1940 года, о том, как будут использоваться военные планеры; Идея заключалась в том, чтобы планер выпустить на небольшой высоте вблизи зоны приземления и провести крутое снижение, чтобы сократить время нахождения в воздухе и уязвимость под огнем противника. [ 26 ] [ 28 ] Планер также имел большие закрылки, которые способствовали крутому и быстрому снижению, а за счет регулировки их угла во время приземления можно было достичь точного контроля над скоростью снижения и точкой приземления; они также позволили достичь более медленной скорости приземления. Они работали с помощью небольшого баллона со сжатым воздухом, достаточного для одной посадки; Маленькая бутылка не только уменьшала вес, но и уменьшала вероятность попадания в нее огня противника, тем самым взорвавшись и повредив планер. [ 29 ] Стандартная скорость захода на посадку Hamilcar составляла 100 миль в час (160 км/ч), хотя для более коротких посадок ее можно было замедлить до 80 миль в час (130 км/ч), а скорость сваливания составляла 64 мили в час (103 км/ч). h) с поднятыми закрылками или 52 мили в час (84 км/ч) с выпущенными закрылками. [ 12 ] Hamilcar был оснащен шасси с хвостовым колесом и масляно-пневматическими амортизаторами, которые можно было спускать, опуская нос фюзеляжа вниз для целей погрузки или разгрузки. [ 27 ] [ 30 ] Первоначально для планера было спроектировано съемное шасси, поскольку было обнаружено, что он преодолевает меньшее расстояние, когда приземляется только на полозья. Однако в конечном итоге ее заменили фиксированной ходовой частью - такой же, как и предназначалась для перегонных операций. [ 31 ] - поскольку пилоты обнаружили, что они предпочитают приземляться на колеса из-за дополнительного контроля, который это дает им, и возможности избежать других планеров и потенциальных столкновений в зоне приземления. [ 12 ] [ 32 ] Колесное шасси устанавливалось только после загрузки планера; Для подъема самолета для установки использовались два 15-тонных домкрата. [ 31 ]
Когда планер перевозил танки или другие транспортные средства, обычной практикой было то, что их двигатели запускались в воздухе, обычно непосредственно перед тем, как планер отрывался от буксира; На планере были установлены специальные выхлопные каналы для отвода выхлопных газов. [ 30 ] Легкие танки «Тетрарх» и М22 «Саранча» были настолько большими, что едва помещались внутри планера, поэтому их экипажи оставались внутри танка на протяжении всего полета. Как только планер приземлился, крепления, удерживающие машину в неподвижном состоянии, были освобождены водителем, потянув за шнур в пределах досягаемости, а затем водитель повел танк вперед, что автоматически натянуло трос, который приводил в действие открывание поворотной двери. [ 25 ] [ 33 ] Компания Universal Carriers и другие транспортные средства полагались на то, что один из пилотов вручную управлял дверной линией. Это было достигнуто за счет того, что пилот соскользнул по фюзеляжу, а затем упал на землю. Затем они подходили к каждой опоре шасси и открывали там клапаны, которые вытесняли гидравлическую жидкость и позволяли сдувать стойки амортизаторов, а затем входили в планер и приводили в действие линию открывания дверей. [ 33 ] Если распашную дверь заклинило после приземления планера, танки могли прорваться через неоткрытую носовую часть фюзеляжа и вылететь прямо из планера, что имело место в обеих воздушно-десантных операциях, когда Гамилькары перевозили танки. [ 33 ]
Операционная история
[ редактировать ]Когда детали для Hamilcar были готовы и планер был собран, его доставили в RAF North Luffenham в Ратленде для размещения на борту конкретного груза, а затем доставили в RAF Tarrant Rushton , который был выбран в качестве учебного центра Hamilcar. и оперативная база в ноябре 1943 года. Буксировать планер пустым было невозможно, поэтому любые пустые планеры обычно имели в качестве балласта универсальные авианосцы или бетонные блоки. [ 20 ] Обучение использованию «Гамилькара», судя по всему, проходило в основном в британских ВВС «Таррант Раштон» и началось где-то между концом 1943 и первыми месяцами 1944 года. [ 18 ] Обучение Гамилькара началось с двойного обучения, когда инструктор сопровождал пилотов в течение нескольких часов, а затем перешел к самостоятельным полетам. Большая часть этого обучения состояла из «кругов и неровностей», где пилоты практиковались в управлении планером, когда он взлетал с аэродрома на буксире, а затем приземлялся после того, как буксировочный трос был отсоединен; практиковалось также плавание по пересеченной местности. [ 34 ] Во время тренировок члены авиадесантных подразделений находились внутри планеров в качестве груза в качестве груза, хотя есть свидетельства того, что танковые экипажи выступали в качестве груза только в одном или двух полетах, вероятно, из-за риска аварий, которые могли стоить жизни. специализированных войск и техники. Те полеты, которые совершали танкисты, обычно заключались в приземлении планеров на тщательно обозначенных аэродромах, а не на открытой местности, чтобы минимизировать связанные с этим риски, а также облегчить восстановление планера. [ 35 ] Аварии, похоже, не были обычным явлением. Во время обучения эскадрильи «С» полка пилотов планеров , входящего в состав армейского авиационного корпуса , который специализировался на полетах на самолетах Hamilcar, было выполнено более 2800 подъемов, в среднем по 50 подъемов на экипаж. Только три инцидента привели к гибели или ранениям, при этом семь пилотов погибли во время тренировок. [ 36 ]
Операция Тонга
[ редактировать ]Операция «Тонга» возникла в ходе планирования операции «Оверлорд», плана возможного вторжения во Францию и открытия Второго фронта в Северо-Западной Европе . Планирование вторжения союзников в Европу началось в мае 1943 года, когда президент Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт и Черчилль встретились на Вашингтонской конференции . [ 37 ] Два лидера союзников решили, что все имеющиеся силы союзников на театре военных действий должны быть сосредоточены в Великобритании и что следует начать планирование вторжения в Северо-Западную Европу. Была установлена предварительная целевая дата — май 1944 года, принято кодовое название « Оверлорд» , и создан совместный англо-американский штаб планирования под командованием генерал-лейтенанта Фредерика Э. Моргана , которому было присвоено звание начальника штаба Верховного главнокомандующего ОВС. (КОССАК). [ 37 ] В конечном итоге согласованный план предусматривал, что британская 6-я воздушно-десантная дивизия , а также американские 82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии высадятся по обе стороны от посадочных площадок, чтобы обезопасить свои фланги и защитить десантные войска от контратак. [ 38 ] Британские воздушно-десантные войска должны были высадиться на востоке, а американские воздушно-десантные войска - западнее Байе для поддержки пехоты и бронетанковых частей, наступающих с плацдармов. [ 38 ] Операция началась в ночь на 5 июня с переброски 6-й воздушно-десантной дивизии в восточную Нормандию. Ему была поставлена задача защитить восточный фланг морского десанта союзников, обеспечить безопасность стратегически важных районов к востоку от Кана , захватить несколько важных мостов через Канский канал и реку Дивс , уничтожить батарею береговой артиллерии. [ 39 ]

Дивизия будет использовать для операции около 350 планеров, большинство из которых будет перевозить 6-ю воздушно-десантную бригаду . [ 19 ] В это число входило тридцать четыре Гамилькара; четыре приземлятся в зоне приземления «N» между 03:00 и 04:30 для поддержки действий 3-й парашютной бригады и 5-й парашютной бригады и будут нести четыре 17-фунтовые противотанковые пушки, их транспортные средства и экипажи. [ 40 ] Остальные тридцать приземлятся примерно в 21:00 в зоне приземления «W» в рамках переброски подкрепления. Двадцать «Гамилькаров» должны были нести легкие танки «Тетрарх» и их экипажи, принадлежавшие 6-му воздушно-десантному бронетанковому разведывательному полку, еще четыре — три прицепа «Рота» без экипажей, а еще три — универсальные авианосцы с экипажами. Последние три несли два универсальных авианосца, переоборудованных для размещения 3-дюймового миномета, один универсальный авианосец, несущий ведомую батарею , шестнадцать мотоциклов и джип. [ 41 ] Четыре «Гамилькара», которые должны были приземлиться для поддержки 3-й и 5-й парашютных бригад, вылетели из Тарранта-Раштона 6 июня в 02:10 и должны были приземлиться примерно в 03:30; однако только двое успешно приземлились. У одного из них сломался буксирный трос вскоре после взлета, хотя он смог благополучно приземлиться на аэродроме в Англии; другой достиг побережья Нормандии, но буксирный трос был отсоединен слишком рано и приземлился на значительном расстоянии от зоны приземления. Когда рассвело, немецкие войска обнаружили его и атаковали; четверо членов экипажа и пассажиров были убиты и один взят в плен, остальным удалось бежать. [ 42 ] [ 43 ]
Остальные «Гамилькары» взлетели между 18:40 и 19:35 вместе с остальными планерами, которые должны были перевезти 6-ю воздушно-десантную бригаду, и начали свой путь к зоне приземления. Один «Гамилькар», перевозивший легкий танк «Тетрарх», был потерян над Ла-Маншем, когда танк вырвался из кандалов и врезался в нос несущего его планера, в результате чего оба самолета упали в море в полете. [ 44 ] Остальные планеры благополучно прибыли в зону приземления примерно в 21:00, пролетев друг за другом как можно ближе; В нескольких отчетах упоминается, что вид приземлившихся «Гамилькаров» и других планеров значительно поднял боевой дух союзных войск, которые их видели. [ 45 ] Однако их приземления не обошлись без происшествий. Два Гамилькара столкнулись друг с другом в зоне приземления, уничтожив себя и тетрархов, которых они несли; третий Гамилькар ударил другого Тетрарха во время его разгрузки и перевернул танк вверх дном, сделав его непригодным для использования, хотя экипаж спасся без травм. [ 44 ] [ 46 ] Другой Гамилькар протаранил несколько деревянных шестов, вбитых немцами в землю, чтобы повредить планеры, в результате чего при приземлении у него было полностью оторвано одно из крыльев. [ 47 ] Однако жертв было немного, а фактическое сопротивление Германии планёрам при их приземлении было минимальным. [ 48 ] Из тех планеров, которые пережили путешествие и совершили успешную посадку, многие позже получили тяжелые повреждения от немецкого артиллерийского и минометного огня, а также от движения бронетехники союзников через зоны приземления. [ 49 ] Хотя около сорока планеров позже были отремонтированы и отправлены обратно в Великобританию, ни один из них не был Гамилькарами, поскольку их размер исключал любую попытку их вернуть. [ 50 ]
Операция Market Garden
[ редактировать ]После поражения в Нормандии с июня по август 1944 года остатки немецких войск отошли через Нидерланды и восточную Францию к границе с Германией. [ 51 ] На севере в первую неделю сентября англо-канадская 21-я группа армий ( фельдмаршал Бернар Монтгомери ) наступала на линии, идущей от Антверпена до северной границы Бельгии, со своей 2-й британской армией ( генерал-лейтенант сэр Майлз Демпси ). ), в то время как Первая канадская армия (генерал-лейтенант Гарри Крерар ) приступила к своей задаче по отвоеванию портов Дьепп , Гавр и Булонь-сюр-Мер . [ 52 ] На юге 12-я группа армий США (генерал-лейтенант Омар Брэдли ) приближалась к немецкой границе и получила приказ наступать на Аахенский разрыв вместе с Первой армией США (генерал-лейтенант Кортни Ходжес ) для поддержки наступления Монтгомери на Рур . в то время как ее Третья армия США (генерал-лейтенант Джордж С. Паттон ) двинулась на восток, к Саару . [ 53 ] 6-я группа армий США (генерал Джейкоб Л. Деверс ) продвигалась в сторону Германии после операции «Драгун» — вторжения в южную Францию. [ 54 ] Монтгомери разработал амбициозный план под названием «Операция Маркет Гарден», который должен был состояться в середине сентября; он был предназначен для обхода линии Зигфрида , обогнув ее северный конец и тем самым позволив союзникам переправиться через Рейн и заманить в ловушку 15-ю немецкую армию между Арнемом и берегами Эйсселмера . [ 55 ] Маркет, воздушно-десантный элемент плана, будет использовать четыре из шести дивизий Первой союзной воздушно-десантной армии . США 101-я воздушно-десантная дивизия ( генерал-майор Максвелл Д. Тейлор ) высадится в двух точках к северу от XXX корпуса, чтобы захватить мосты к северо-западу от Эйндховена у Сона и Вегеля . 82- я воздушно-десантная дивизия (бригадный генерал Джеймс М. Гэвин ) высадится к северо-востоку от них, чтобы захватить мосты у Грейва и Неймегена , а британская 1-я воздушно-десантная дивизия (генерал-майор Рой Уркхарт ) и 1-я польская отдельная парашютная бригада высадятся у крайний северный конец маршрута, чтобы проехать по автомобильному мосту в Арнеме и железнодорожному мосту в Остербеке . [ 56 ]

Нехватка транспортных самолетов означала, что 1-я воздушно-десантная дивизия будет выброшена тремя отдельными перебросками в течение трех дней подряд. 1-я парашютная бригада и большая часть 1-й воздушно-десантной бригады приземлятся 17 сентября, 4-я парашютная бригада и остальная часть 1-й воздушно-десантной бригады приземлятся 18 сентября, а 19 сентября приземлится 1-я польская отдельная парашютная бригада вместе с припасами для целое подразделение. [ 57 ] Во время операции дивизия будет использовать около 650 планеров, из которых 39 будут Hamilcars. [ 58 ] Похоже, что Hamilcars, которые использовались 6-й воздушно-десантной дивизией и впоследствии были брошены в июне, были заменены, поскольку в записях указано, что к сентябрю в наличии было 64 планера. [ 57 ] Тринадцать Hamilcars должны были совершить полет 17 сентября и приземлиться в зоне приземления Z. Восемь планеров будут нести 17-фунтовые противотанковые орудия, их буксиры и экипажи, а остальные пять будут нести десять универсальных авианосцев, по два каждый; Авианосцы должны были выполнять роль транспортов для воздушно-десантных войск. 18 сентября пятнадцать «Гамилькаров» приземлятся в зоне приземления «X»; восемь будут нести 17-фунтовую противотанковую пушку, свои буксиры и экипажи каждая, а остальные четыре будут нести восемь универсальных авианосцев, которые снова будут служить транспортом для прибывших воздушно-десантных войск. Последние три были упакованы. с боеприпасами и запасами, а также с рядом саперов из Королевских инженеров ; это были экспериментальные грузы, поскольку считалось, что «Гамилькар» может быть более эффективным способом транспортировки припасов, чем «Хорса», из-за его большего размера. [ 59 ] 19 сентября десять автомобилей Hamilcars должны были перевезти американских инженеров из 878-го американского авиаинженерного батальона и их оборудование, включая бульдозеры, краны и грейдеры ; они должны были построить передовой аэродром в зоне приземления «W» после того, как планеры будут убраны. [ 60 ]
Все пятнадцать Hamilcars, участвовавшие в первом подъеме 17 сентября, благополучно пролетели над зонами приземления, но при заходе на посадку возникли проблемы. Два планера приземлились на мягкую землю, из-за чего они резко замедлились; это, в сочетании с тем, что большая часть их оборудования находилась в передней части планеров, привело к тому, что они перевернулись на спину. Трое пилотов были убиты, четвертый был тяжело ранен и позже взят в плен, а несколько пассажиров были ранены; 17-фунтовые противотанковые орудия на борту планеров были повреждены и не подлежали ремонту. Остальные «Гамилькары» успешно приземлились, хотя один вылетел за пределы зоны приземления и врезался в железнодорожную насыпь; это повредило два универсальных авианосца, находившихся на планере, хотя оба позже были спасены. [ 61 ] Подъем 18 сентября был задержан на несколько часов из-за плохих погодных условий, и планер поднялся в воздух примерно до 11:00. По пути к зонам приземления один «Гамилькар» был вынужден оторваться от земли и приземлиться на аэродроме в Англии после того, как у его буксира возникла неисправность двигателя, а другой бросил воду в Ла-Манше, когда у его буксира также возникли проблемы с двигателем; оба были вооружены 17-фунтовыми противотанковыми пушками. Остальные «Гамилькары» при приземлении столкнулись с сильным зенитным огнем, некоторые из них были подбиты. В результате один Гамилькар приземлился недалеко от зоны приземления после попадания в крыло, а другой был вынужден совершить вынужденную посадку вдали от зоны приземления после попадания; запасы, пилоты и пассажиры были захвачены немецкими войсками вскоре после приземления планера. Остальные «Гамилькары» успешно приземлились. [ 62 ] Третий подъем 19 сентября не состоялся из-за погодных условий, а также из-за того, что несколько зон высадки 1-й воздушно-десантной дивизии были захвачены. Наконец 21 сентября погода прояснилась, но из-за ухудшения ситуации в 1-й воздушно-десантной дивизии было решено не доставлять 878-й авиаинженерный батальон. Таким образом, только один Гамилькар сопровождал 1-ю Польскую отдельную парашютную бригаду, когда она отправилась на высадку возле города Дриэль; это был тот самый «Гамилькар», который был вынужден приземлиться в Англии 19 сентября, когда у его буксира возникла неисправность двигателя. Однако буксирный трос между планером и буксиром оборвался над Бельгией, и он был вынужден приземлиться недалеко от Гента . [ 63 ]
Операция Университет
[ редактировать ]К марту 1945 года союзные армии продвинулись в Германию и достигли реки Рейн . Рейн был огромным естественным препятствием для наступления союзников. [ 64 ] но в случае прорыва союзники смогут получить доступ к Северо-Германской равнине и в конечном итоге наступить на Берлин и другие крупные города Северной Германии. В соответствии с «подходом широкого фронта», изложенным генералом Дуайтом Д. Эйзенхауэром , верховным главнокомандующим союзными экспедиционными силами , было решено попытаться прорваться через Рейн на нескольких участках. [ 65 ] Монтгомери, командующий 21-й британской группой армий, разработал план, позволяющий войскам под его командованием прорваться через Рейн, который он назвал операцией «Разграбление» и который впоследствии был санкционирован Эйзенхауэром. Грабеж предполагал, что Вторая армия и Девятая армия США ( генерал-лейтенант Уильям Симпсон ) пересекут Рейн на трех фронтах; в Рисе , Везеле и в районе к югу от канала Липпе . Чтобы обеспечить успех, Монтгомери настоял на том, чтобы десант сопровождался высадкой с воздуха под кодовым названием Operation Varsity. [ 66 ] Изначально планировалось, что университет будет состоять из трех воздушно-десантных дивизий, причем все три будут выброшены в тыл немцев для поддержки 21-й группы армий, проводящей десантные десантные операции с целью прорыва через Рейн. Однако на самых ранних этапах планирования планировщикам стало очевидно, что 13-я воздушно-десантная дивизия не сможет участвовать в операции, поскольку в этом районе было достаточно боевых транспортных самолетов только для эффективной переброски двух дивизий. [ 67 ] Поэтому план операции был изменен с учетом двух оставшихся воздушно-десантных дивизий: британской 6-й воздушно-десантной дивизии и 17-й воздушно-десантной дивизии США . Две воздушно-десантные дивизии должны были быть выброшены в тыл немцев с целью высадиться вокруг Везеля и прорвать оборону противника, чтобы помочь продвижению 2-й армии к Везелю. [ 68 ]

6-я воздушно-десантная дивизия должна была быть десантирована одним подъемом, в отличие от операции «Маркет Гарден», и должна была захватить возвышенность к северу от города Берген, захватить город Хамминкельн и несколько мостов через реку Эйссел, а затем удержать северную часть оперативный район до тех пор, пока его не заменят сухопутные войска союзников. [ 69 ] Дивизия будет использовать для операции 440 планеров, включая большое количество новых Horsa Mark II и 48 Hamilcars. [ 70 ] Грузы, назначенные на «Гамилькары», были аналогичны тем, которые использовались во время операции «Маркет Гарден»: шестнадцать планеров перевозили 17-фунтовые противотанковые орудия, а также их машины и экипажи. Двенадцать были приписаны к 716-й воздушно-десантной легкой роте Службы королевской армии и были загружены двенадцатью универсальными авианосцами, прицепами и запасами боеприпасов и оборудования. [ 71 ] Компания должна была использовать универсальные авиаперевозчики и прицепы, а также транспорт, который должен был предоставить 6-я воздушно-десантная бригада, для сбора, контроля и доставки припасов, сбрасываемых с воздуха для пополнения запасов воздушно-десантным войскам во время их боя. [ 72 ] Восемь Hamilcars должны были перевозить легкие танки M22 Locust, принадлежавшие 6-му воздушно-бронированному разведывательному полку, а еще четыре должны были нести корзины с припасами. Еще два должны были нести по одному бульдозеру Royal Engineers D4, и, наконец, 3-й парашютной бригаде и 5-й парашютной бригаде было выделено по три Hamilcars каждая; Каждый из них будет иметь по универсальному авиаперевозчику для использования в качестве транспорта штабами бригад. [ 71 ]
Все планеры успешно взлетели в 07:20 24 марта, но семь были потеряны на пути к зонам приземления, большинство из которых были вынуждены оторваться от земли и приземлиться на территории союзников из-за отказа двигателя у их буксиров; однако один «Гамилькар», на борту которого находился M22 Locust, разбился в воздухе при приближении к Рейну, возможно, из-за разрушения конструкции, и все находившиеся на борту погибли. [ 73 ] Еще три планера были уничтожены немецким зенитным огнем при приближении к зонам приземления, поскольку низкая скорость делала их легкой мишенью. Оставшиеся тридцать восемь самолетов успешно приземлились между 10:46 и 11:00, хотя некоторые из них получили повреждения от зенитного огня. Особенно сильно пострадали «Гамилькары», перевозившие персонал и припасы RASC; восемь приземлились успешно, но только три были достаточно неповрежденными, чтобы можно было вернуть перевозимые ими запасы. [ 73 ] Из восьми Hamilcars, перевозивших M22 Locust из 6-го воздушно-бронированного разведывательного полка, семь достигли зон высадки в целости и сохранности, но при приземлении у них возникли проблемы из-за зенитного огня и задымления, закрывающего местность. Четверо приземлились благополучно, но трое других попали под сильный огонь немецкой зенитной артиллерии и разбились при приземлении; один танк выжил с поврежденным пулеметом, другой врезался в дом, что вывело из строя его радиостанцию и основное вооружение, а третий вырвался из планера при приземлении и перевернулся на башню, что сделало его бесполезным. . [ 74 ] После завершения операции несколько неповрежденных «Гамилькаров» были разобраны, а их части отправлены в Англию для помощи в постройке дальнейших планеров. [ 75 ]
Пост-был
[ редактировать ]Операция Varsity была последним разом, когда Hamilcar использовался в бою, но модель оставалась на вооружении в течение нескольких лет после окончания Второй мировой войны; они были особенно полезны для перевозки крупных и тяжелых грузов. [ 76 ] 31 декабря 1945 года было зарегистрировано присутствие 64 самолетов Hamilcar в британских ВВС Таррант Раштон, где они использовались для обычных учений. Однако в январе 1946 года был начат процесс утилизации «лишних» Hamilcars: 44 были отправлены на утилизацию, а двадцать остались. Остальные продолжали использоваться для обычных летных учений до июля, когда еще шесть были утилизированы из-за «порчи клея», а к февралю 1947 года в эксплуатации осталось только двенадцать. Эти последние несколько Hamilcars, похоже, оставались в эксплуатации до 1950 года, некоторые из них использовались на авиашоу и публичных демонстрациях Королевскими ВВС, и в конечном итоге были сняты с вооружения как устаревшие к середине 1950-х годов. [ 77 ]
Варианты
[ редактировать ]
Планировалось несколько вариантов Hamilcar Mark I, но фактически был произведен только один. Hamilcar Mark X , также известный как GAL.58 , был разработан в соответствии со спецификацией X 4/44 в попытке позволить использовать Hamilcars в тропическом климате Тихого океана, где высокие температуры и большая высота многих аэродромов снижают Эффективность самолетов с поршневыми двигателями. Это означало, что бомбардировщики Галифакса не могли буксировать Гамилькары без резко уменьшенного запаса топлива, что, в свою очередь, сужало дальность действия Гамилькара. [ 13 ] [ 78 ] Для исправления этой проблемы было предложено два первоначальных решения; Первым было переоборудование Hamilcar в самолет с ракетным взлетом (RATO). Два стальных цилиндра, заполненные двадцатью четырьмя трехдюймовыми ракетами, были прикреплены к обеим сторонам планера, чтобы обеспечить ему среднюю тягу в 20 000 фунтов силы (89 000 Н) при взлете; затем их выбросят, как только планер поднимется в воздух. Первоначальные испытания, проведенные в январе 1943 года, оказались успешными, но по неизвестным причинам не были продолжены. [ 78 ] Вторым решением была двойная буксировка, когда два самолета «Галифакс», один из которых был лишен всего ненужного оборудования, прикрепили буксирные тросы к «Гамилькару», а затем взлетели с аэродрома; Поднявшись в воздух, обычный «Галифакс» отсоединял буксирный трос и приземлялся, а модифицированный «Галифакс» буксировал планер к месту назначения. Однако эта идея не пошла дальше первоначальных испытаний в Англии, поскольку считалась операцией высокого риска с высокой вероятностью серьезной аварии. [ 79 ] Таким образом, было решено использовать силовую версию Hamilcar, Mark X, поскольку она предлагала возможность выполнения воздушных операций на большие расстояния и возможность возвращать планер после его использования. Решение о начале разработки Mark X было принято в ноябре 1943 года, когда союзники начали рассматривать возможность проведения воздушно-десантных операций против самой Японии; однако по какой-то причине к разработке серийных моделей отнеслись спокойно, и первая была доступна только в первых месяцах 1945 года. [ 80 ]
Первый прототип был переоборудован из Hamilcar Mark I. Bristol Mercury К крыльям планера были добавлены два радиально-поршневых двигателя мощностью 965 л.с. (720 кВт) каждый, а крылья и фюзеляж были усилены, чтобы они могли выдержать вес самолета. двигателей. [ 81 ] Дополнительные органы управления были добавлены в кабину и продублированы на двух постах пилота, хотя ограничения по пространству означали, что планер можно было запустить только с заднего сиденья, а топливные баки были добавлены к крыльям с возможностью размещения третьего в кабине. фюзеляж. Эти дополнения увеличили вес планера до 47 000 фунтов (21 т), но другие его размеры остались неизменными, включая грузоподъемность фюзеляжа. [ 81 ] Первый полет Mark X собственным ходом состоялся в феврале 1945 года, и первый полет и дальнейшие испытания показали, что планер работал так, как и ожидалось. С установленными двигателями Mark X можно было бы буксировать полностью загруженным Halifax и достичь рабочего радиуса примерно 900 миль (1400 км). Однако если сам планер был полностью загружен и взлетел своим ходом, он не смог бы поддерживать высоту даже на полной мощности; это привело к решению уменьшить количество груза, которое он мог перевозить своим ходом, что, в свою очередь, уменьшило его вес до 32 500 фунтов (14,7 т). [ 82 ] Два Hamilcar Mark I были переоборудованы для первоначальных испытаний, а когда они оказались удовлетворительными, были переоборудованы еще восемь Mark I и десять Mark X построены с нуля; любые дальнейшие приказы были отменены после окончания конфликта в августе 1945 года, хотя дальнейшие испытания проводились в Соединенных Штатах. [ 13 ] [ 83 ] Был предложен еще один вариант Hamilcar, хотя он так и не пошел в производство и, похоже, не продвинулся дальше стадии проектирования. Это было предложение соединить истребитель Lockheed P-38 Lightning с вершиной Hamilcar, поскольку истребитель обеспечивал бы достаточную мощность, чтобы поддерживать оба самолета в полете и освобождал пилотов планеров от задачи управления планером до тех пор, пока он не оторвется от земли. земля. [ 84 ] [ 85 ]
В то время как планер без двигателя не мог летать с небольшой нагрузкой и нуждался в балласте , Hamilcar X был менее чувствителен к проблемам с центром тяжести и мог летать пустым. Характеристики Hamilcar X на собственном ходу и с максимальной нагрузкой были аналогичны характеристикам на буксире. При весе 32 500 фунтов (14,7 т) он мог взлететь на высоту 1385 ярдов (1266 м). Его максимальная скорость составляла 145 миль в час (233 км/ч), но крейсерская скорость составляла 120 миль в час (190 км/ч). С 400 галлонами топлива он мог преодолеть 705 миль (1135 км) в неподвижном воздухе или 1675 миль (2696 км) с 860 имп галлонами (3900 л) топлива на борту, заменяющим грузовой отсек. [ 86 ]
Операторы
[ редактировать ]Выжившие
[ редактировать ]
Значительная часть фюзеляжа Hamilcar TK777 хранится в Армейском летном музее в Миддл-Уоллопе в Хэмпшире, Англия. [ 87 ] Плохо сохранившаяся часть фюзеляжа ТК718 входит в коллекцию Бовингтонского танкового музея , где выставлена вместе с танком «Тетрарх». [ 88 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1945-1946 гг. [ 89 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 8 т (8000 кг).
- Длина: 68 футов (21 м)
- Размах крыльев: 110 футов 0 дюймов (33,53 м)
- Высота: 20 футов 3 дюйма (6,17 м)
- Площадь крыла: 1657,5 кв. футов (153,99 м ). 2 )
- Профиль крыла : RAF 34. модифицированный [ 90 ]
- Пустой вес: 18 400 фунтов (8 346 кг)
- Максимальный взлетный вес: 36 000 фунтов (16 329 кг)
Производительность
- Максимальная скорость: скорость аэробуксирования 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов).
- Скорость сваливания: 65 миль в час (105 км/ч, 56 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 187 миль в час (301 км/ч, 162 узла).
- Нагрузка на крыло: 22,37 фунта/кв. футов (109,2 кг/м). 2 )
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Ильюшин Ил-32 - экспериментальный послевоенный советский планер.
- Yakovlev Yak-14 – post-war Soviet glider with similar cockpit configuration
- Крылатый танк
- Антонов А-40 - экспериментальная советская разработка комплекта для переоборудования танка Т-60 в планер.
- Baynes Bat - экспериментальный прототип британского авианосца с летающим крылом в масштабе в одну треть.
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 43.
- ^ Отвей 1990, с. 21.
- ^ Флинт 2006, с. 15.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 35.
- ^ Отвей 1990, с. 23.
- ^ Флинт 2006, стр. 35–36.
- ^ Флинт 20006, с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Флинт 2006, с. 38.
- ^ Ллойд 1982, с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 40.
- ^ Ллойд 1982, с. 64.
- ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Уикс, с. 128.
- ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 44.
- ^ Флинт 2006, с. 45.
- ^ Флинт 2006, с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 47.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 80.
- ^ Jump up to: а б Отвей 1990, с. 176.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 48.
- ^ Отвей 1990, с. 396.
- ^ Jump up to: а б Спасибо 1977, с. 47.
- ^ Jump up to: а б Рейс 14 декабря 1944 г., с. 636.
- ^ Флинт 2006, стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с Уикс, с. 127.
- ^ Jump up to: а б Отвей 1990, с. 393.
- ^ Jump up to: а б с Понедельник 1994 г., с. 109.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 39.
- ^ Флинт 2006, стр. 39–40.
- ^ Jump up to: а б Ллойд 1982, с. 65.
- ^ Jump up to: а б Рейс 14 декабря 1944 г., стр. 635–6.
- ^ Отвей 1990, с. 394.
- ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 42.
- ^ Флинт 2006, с. 85.
- ^ Флинт 2006, стр. 85–86.
- ^ Флинт 2006, с. 86.
- ^ Jump up to: а б Отвей 1990, с. 156.
- ^ Jump up to: а б Бэкингем, с. 27.
- ^ Харклерод, с. 307.
- ^ Флинт 2006, с. 104.
- ^ Флинт 2006, с. 106–107.
- ^ Флинт 2006, стр. 104–105.
- ^ Ллойд 1982, с. 89.
- ^ Jump up to: а б Бэкингем, с. 227.
- ^ Флинт 2006, с. 111.
- ^ Флинт 2006, с. 115.
- ^ Ллойд 1982, с. 96.
- ^ Отвей 1990, с. 182.
- ^ Отвей 1990, с. 197.
- ^ Флинт 2006, с. 131.
- ^ Эллис 2004, с. 1.
- ^ Эллис 2004, с. 6.
- ^ Эллис 2004, стр. 7–8.
- ^ Эллис 2004, стр. 70–71.
- ^ Хибберт 2003, стр. 29–30.
- ^ Беннет, с. 29.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 136.
- ^ Отвей 1990, стр. 267–268.
- ^ Отвей 1990, с. 290.
- ^ Флинт 2006, стр. 136–137.
- ^ Флинт 2006, с. 137.
- ^ Флинт 2006, стр. 137–138.
- ^ Флинт 2006, с. 138.
- ^ Зелинджер, Мэтью Дж. (2007). «Операция «Университет»: последнее воздушно-десантное развертывание Второй мировой войны» . Армейские исторические исследования. Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ Сондерс, с. 41.
- ^ Девлин 1979, стр. 258–259.
- ^ Клей, с. 440.
- ^ Отвей 1990, с. 299.
- ^ Отвей 1990, с. 300.
- ^ Флинт 2006, с. 152.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 153.
- ^ Отвей 1990, с. 317.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 160.
- ^ Флинт 2006, стр. 155–156.
- ^ Флинт 2006, с. 161.
- ^ Флинт 2006, с. 193.
- ^ Флинт 2006, стр. 194–195.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 50.
- ^ Флинт 2006, с. 51.
- ^ Флинт 2006, стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 52.
- ^ Флинт 2006, стр. 52–53.
- ^ Флинт 2006, с. 53.
- ^ Флинт 2006, стр. 53–54.
- ^ Линч, с. 204.
- ^ Рейс 1945, с. 533.
- ^ «Коллекция – Полк планеристов» . Музей армейской летной коллекции . Музей армейской авиации. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 26 января 2009 г.
- ^ «Планер General Aircraft Hamilcar (E1992.209)» . Коллекция Бовингтонского танкового музея . Бовингтонский танковый музей . Проверено 26 января 2009 г.
- ^ Бриджмен, с. 109.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Беннетт, Дэвид (2008). Великолепная катастрофа . Ньюбери: Издательство Каземат. ISBN 978-1-932033-85-4 .
- Бриджмен, Леонард, изд. (1946). Самолеты всего мира Джейн, 1945–1946 гг . Лондон: Samson Low, Marston & Co. OCLC 852153027 .
- Данк, Милтон (1977). Банда планеров: история очевидца боевых действий на планерах Второй мировой войны . Кассель. ISBN 978-0-304-30014-3 .
- Девлин, Джерард М. (1979). Парашютист – Сага о парашютно-планерных войсках во время Второй мировой войны . Книги Робсона. ISBN 978-0-312-59652-1 .
- Эллис, майор LF ; Уорхерст, подполковник А.Э. (2004 г.) [1-й. паб. HMSO 1968]. Батлер, JRM (ред.). Победа на Западе: поражение Германии . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. II (переиздание). Акфилд: военно-морская и военная пресса. ISBN 978-1-84574-059-7 .
- Флинт, Кейт (2006). Воздушно-десантная бронетехника: Тетрарх, Саранча, Гамилькар и 6-й воздушно-бронетанковый разведывательный полк 1938–1950 гг . Гелион. ISBN 978-1-874622-37-6 .
- Хибберт, Кристофер (2003) [1962, Феникс, Лондон]. Арнем . Глокус: Windrush Press. ISBN 978-1-84212-727-8 .
- Ллойд, Алан (1982). Планеры: история британских боевых планеров и людей, которые на них летали . Лондон: Корги. ISBN 978-0-552-12167-5 .
- Линч, Тим (2008). Silent Skies: Планеры на войне 1939–1945 гг . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-0-7503-0633-1 .
- Монди, Дэвид (1994). Британские самолеты времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN 978-1-85152-668-0 .
- Отуэй, подполковник ТБХ (1990). Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия – Воздушно-десантные войска . Лондон: Имперский военный музей. ISBN 978-0-901627-57-5 .
- Уикс, Джон (1976). Бортовая техника: история развития . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN 978-0-7153-7117-6 .
- «Гамилькар Планер» . Полет . XLVI (1877 г.). Лондон: IPC Transport Press: 634–38, 646. 14 декабря 1944 г. ISSN 0015-3710 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- General Aircraft Hamilcar - британские самолеты времен Второй мировой войны
- Страница Hamilcar Glider на d-daytanks.org.uk - включает фотографии припаркованного и буксируемого планера Hamilcar.
- «Планер Гамилькара: обзор гигантского британского танконосного транспортного планера», полет, 14 декабря 1944 г., стр. 634–638, 646.
- Гамилькар X, рейс 1945 г.
- «Популярная механика» , обложка, декабрь 1944 года, иллюстрация Гамилькара.
- Огромные планеры разливают резервуары в тылу врага , декабрь 1944 года, «Популярная механика» — ошибочно выделен легкий танк M22 Locust внутри Гамилькара, хотя на самом деле показан танк «Тетрах» . Кроме того, они ошибочно маркируют их как используемые в операции «Тонга». Но обложка и внутренняя статья на странице 17 превосходны.