Jump to content

Генерал Эйркрафт Гамилькар

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

ГАЛ 49 Гамилькар.
Гамилькар Марк I в полете
Роль Планер для перевозки танков и тяжелых грузов
Производитель ООО «Дженерал Эйркрафт»
Первый полет 27 марта 1942 г.
Введение 1942
Основные пользователи Британская армия , армейский авиационный корпус , полк пилотов-планеристов
Королевские ВВС
Произведено 1942–1946
Количество построенных 344 [ 1 ]

General Aircraft Limited GAL.49 Hamilcar или Hamilcar Mark I — большой британский военный планер , производившийся во время Второй мировой войны и предназначавшийся для перевозки тяжелых грузов, таких как «Тетрарх» или M22 Locust легкий танк . было сформировано британское воздушно-десантное ведомство Когда в 1940 году по приказу премьер-министра Уинстона Черчилля , было решено разработать большой планер, способный перевозить тяжелую технику для поддержки воздушно-десантных войск. В январе 1941 года компания General Aircraft Limited была выбрана для разработки этого планера, получившего обозначение GAL.49 «Гамилькар». Он был разработан для перевозки легкого танка или двух универсальных авианосцев . Ряд проблем, в том числе колебания военного министерства по поводу количества планеров, которое оно хотело, и плохое управление со стороны GAL, привели к задержкам в производстве Hamilcar, и только в середине 1943 года был собран первый серийный планер. Эти проблемы были решены лишь частично, и производство планеров продолжало идти медленно, чему препятствовали трудности с поиском подходящих мест для их хранения и сборки после того, как их части были изготовлены. Всего к моменту окончания производства в 1946 году было построено 344 автомобиля Hamilcar.

Гамилькары использовались трижды и только для поддержки британских воздушно-десантных войск. Впервые они приняли участие в боевых действиях в июне 1944 года, когда около тридцати были использованы для перевозки Ordnance QF 17-фунтовых противотанковых орудий , транспортных машин и легких танков «Тетрарх» в Нормандию для поддержки британских воздушно-десантных войск во время операции «Тонга» . В сентябре 1944 года такое же количество «Гамилькаров» использовалось для перевозки противотанковых орудий, транспортных средств и припасов для воздушно-десантных войск в рамках операции «Маркет Гарден» . В третий и последний раз они использовались в марте 1945 года во время операции Varsity, когда перевозили легкие танки M22 Locust и другие припасы. Планеры оказались успешными во всех трех операциях, хотя их низкая скорость и большие размеры сделали их легкой мишенью для зенитного огня, в результате чего несколько планеров были повреждены или уничтожены. Был произведен силовой вариант Hamilcar, Hamilcar Mark X , чтобы расширить дальность действия Hamilcar и чтобы он мог служить в войне на Тихом океане ; Конфликт в Тихом океане закончился до того, как проект смог принять участие в боевых действиях.

Разработка

[ редактировать ]

Британские воздушно-десантные силы были сформированы в июне 1940 года по приказу премьер-министра в Уинстона Черчилля ответ на использование немцами воздушно-десантных войск во время битвы за Францию . [ 2 ] решили, Когда разрабатывалась техника, которая будет использоваться воздушно-десантными войсками, чиновники военного министерства что планеры будут неотъемлемым компонентом таких сил; они будут использоваться для перевозки войск и тяжелой техники, которая к 1941 году была расширена за счет артиллерии и некоторых видов танков. [ 3 ] К началу 1941 года Военное министерство выпустило четыре спецификации военных планеров для использования в воздушно-десантных войсках. Первой была спецификация Министерства авиации X.10/40 , которая предусматривала восьмиместный планер, аналогичный немецкому DFS 230, который в конечном итоге стал General Aircraft Hotspur I ; второй была спецификация X.25/40 , которая стала Slingsby Hengist , пятнадцатиместным планером; третьим была спецификация X.26/40 , 25-местный Airspeed Horsa ; и последний, X.27/40, предназначался для планера, способного нести легкий танк или другие тяжелые грузы. [ 4 ] [ 5 ] Число авиационных фирм, способных проектировать и производить планеры, было ограничено, тем более что некоторые из них уже были готовы производить другие винтовые самолеты для правительства; Таким образом, контракты на поставку планеров распределялись между фирмами по усмотрению правительства, а не посредством какого-либо конкурентного процесса. [ 4 ] Slingsby был выбран для разработки X.25/40, поскольку считалось, что он слишком мал для создания более крупных планеров, а Airspeed в конечном итоге построила Horsa. Поскольку компания уже разработала самолет Hotspur, который впервые поднялся в воздух в ноябре 1940 года, и считалось, что она имеет достаточно развитые производственные мощности, способные производить планеры большего размера, компания General Aircraft Limited была выбрана для разработки X.27/40 . [ 6 ]

Прежде чем быть выбранной, компания уже занималась разработкой конструкции планера, который мог бы нести один легкий танк Mk VII «Тетрарх» . Конструкция представляла собой низкоплан, спроектированный таким образом, чтобы водитель танка также выполнял функции пилота планера и управлял планером со своего места в баке, претерпев ряд внутренних модификаций танка. [ 7 ] Идея конструкции заключалась в том, чтобы сэкономить на специально обученных пилотах-планеристах и ​​позволить танку ввести в действие сразу после приземления планера; На сохранившихся иллюстрациях конструкции показан танк, заключенный в фюзеляж планера, но с башней за пределами планера, возможно, для того, чтобы он мог поражать цели при приземлении. [ 8 ] Однако как компания, так и военное министерство сочли эту конструкцию непрактичной, и на совместном совещании между ними в январе 1941 года наконец была разработана более традиционная конструкция. из дерева, способного нести легкий танк «Тетрарх» или два универсальных авианосца общей максимальной массой примерно 17 024 фунта (7,722 т); Сохранившаяся форма заявки от Министерства авиации в GAL подтверждает стоимость 50 000 фунтов стерлингов за планер. [ 8 ] К началу февраля 1941 года главный конструктор компании завершил базовый проект планера, который получил обозначение GAL.49 со служебным названием «Гамилькар»; название произошло от карфагенского полководца Гамилькара Барки . [ 8 ] [ 9 ]

Столь большой планер никогда ранее не строился британскими военными, и для проверки конструкции сначала был разработан прототип в половину масштаба; Обозначенный GAL.50, ему по-прежнему требовался средний бомбардировщик Armstrong Whitworth Whitley в качестве буксира для поднятия его в воздух, и первый полет он совершил в сентябре 1941 года. [ 10 ] Однако он пролетел только один раз; Летчик-испытатель подошел к посадочной площадке слишком низко, попытался поднять закрылки для дополнительного планирования, но вместо этого разбил прототип и разбил его. [ 11 ] Однако испытания были признаны успешными, и первый полномасштабный прототип был закончен на заводе GAL в Ханворте, Мидлсекс, в марте 1942 года. [ 10 ] Гамилькар был перевезен в Королевские ВВС Снейт в Йоркшире, поскольку аэродром GAL в Ханворте был слишком коротким, чтобы с него мог взлететь планер; перемещение планера на безопасный военный аэродром также гарантировало бы его секретность. Его первый полет был совершен 27 марта 1942 года при буксировке бомбардировщика Handley Page Halifax . [ 10 ] Второй прототип был завершен в июне 1942 года, а дальнейшие испытания и разработки проходили на ряде различных аэродромов, включая Экспериментальный комплекс Воздушно-десантных войск в Королевских ВВС Больё ; все летные испытания, похоже, прошли успешно, и между прототипами и серийными моделями было мало различий. [ 12 ]

Производственные проблемы

[ редактировать ]

Количество Гамилькаров, необходимое военному министерству, часто колебалось. В мае 1942 года военное министерство запросило у GAL 360 Hamilcars для использования в двух крупных воздушно-десантных операциях, но это оказалось нереальным; Мало того, что темпы производства планеров были слишком медленными, чтобы вместить такое большое количество, невозможно было найти такое же количество буксиров, необходимое для буксировки планеров. [ 1 ] [ 13 ] В ноябре 1943 года военное министерство опубликовало еще один отчет, в котором увеличило количество необходимых планеров до 800, что было еще более нереалистичным числом; к моменту окончания производства Hamilcar всего было построено 344 экземпляра. GAL произвела первоначальную партию из 22 самолетов Hamilcar, включая две прототипные модели и десять предсерийных самолетов, необходимых для оценочных испытаний. Последующее производство деталей было поручено ряду субподрядчиков под названием «Производственная группа Гамилькара», в которую входили Бирмингемская железнодорожная компания по перевозкам и вагонам , Кооперативное оптовое общество и AC Cars . [ 1 ] Производство планеров планировалось начать в конце 1941 года, а к концу того же года должно было быть завершено примерно 40–50; на самом деле это было слишком оптимистично: запланированные 40–50 были завершены только к июню 1944 года. [ 14 ]

Вид сбоку на Hamilcar Mark I

Медленные темпы производства Hamilcar, по-видимому, являются результатом сочетания факторов. Существовал большой спрос на конкретные породы древесины, необходимые для постройки планера, и было трудно найти подходящие большие аэродромы с достаточно квалифицированным персоналом, где можно было бы строить и хранить планеры; также представляется, что отсутствие официальных приоритетов и плохое управление в GAL также препятствовали производству. В период с марта по август 1942 года GAL пообещала построить и поставить восемнадцать Hamilcars, но к сентябрю фактически появился только один; эти медленные темпы производства настолько обеспокоили Министерство авиационного производства, что оно назначило «Промышленную комиссию» из трех старших промышленных экспертов для посещения GAL и подробного изучения причин проблем. [ 14 ] Группа посетила GAL в начале сентября 1942 года и 24 сентября опубликовала отчет, в котором говорилось, что корень проблем заключался в том, что GAL, по-видимому, взяла на себя большую рабочую нагрузку, чем могла справиться, что усугублялось плохой организацией и управленческими навыками. [ 14 ] Также были конфликты между GAL и производственной группой Hamilcar, которые нанесли ущерб производству; Группа была создана Министерством 28 июля в попытке ускорить производство, но старшие менеджеры GAL были возмущены этим и не смогли в полной мере сотрудничать с Группой. Комиссия также назвала «поэтапный метод заказа» Министерством авиационной промышленности причиной дальнейших задержек. В конечном итоге несколько старших менеджеров и сотрудников GAL были заменены по рекомендации комиссии в попытке уменьшить внутренние конфликты и ускорить производство. [ 15 ]

Десять предсерийных планеров в конечном итоге были доставлены к концу 1942 года, а первый серийный планер был собран в период с марта по апрель 1943 года. Производство деталей и сборка планеров в сборе продолжались в течение 1943 года, но графики производства продолжали отставать. особенно когда ВВС США заинтересовались планером, и потребовалось построить значительное количество самолетов для операции «Оверлорд» , воздушной высадки в Нормандии и ряда других операций, которые будут использоваться на Дальнем Востоке . Это оказало дополнительное давление на GAL и производственную группу Hamilcar, поскольку требования USAAF потребовали дальнейшего производства и новых летных испытаний, чтобы проверить, будет ли планер эффективно работать в тропическом климате. [ 16 ] В конце 1943 года ВВС США потребовались 140 самолетов Hamilcar, которые должны были использоваться для перевозки бульдозеров и другой строительной техники для строительства аэродромов, а в ноябре было решено, что к июню 1944 года им будет поставлено 50 самолетов. Однако производство планеров продолжалось медленно. настолько обеспокоило ВВС США, что они отменили свое требование в феврале 1944 года; это означало, что американский персонал, который помогал в производстве планеров, был отозван, а сроки производства еще больше затянулись. Это также означало, что только британские воздушно-десантные войска будут использовать Hamilcar. [ 17 ] К январю 1944 года было построено и готово к использованию только 27 Гамилькаров; [ 17 ] Всего было произведено 53 экземпляра, но остальные находились на хранении в ожидании запчастей для завершения или монтажа. [ 18 ] Поиск персонала для установки планеров и аэродромов для их хранения по-прежнему оставался проблемой. [ 17 ] Однако к июню восемьдесят планеров были изготовлены, собраны и готовы к использованию в воздушно-десантных операциях, а небольшое их количество будет использовано во время операции «Тонга» — британской воздушной высадки в Нормандии. [ 19 ] Производство продолжалось на протяжении всего конфликта и, наконец, прекратилось в 1946 году, всего было произведено 344 экземпляра. [ 20 ]

Гамилькар был построен в основном из дерева, в основном березы и ели, с обшивкой из фанеры, обтянутой тканью, и армирующими балками из высококачественной стали в критических местах. [ 21 ] Он имел размах крыльев 110 футов (34 м), длину 68 футов (21 м) и высоту 20 футов (6,1 м) до вершины плавника с опущенным хвостом. [ 8 ] [ 22 ] [ 23 ] В пустом состоянии он весил 18 400 фунтов (8 300 кг) и мог перевозить военный груз массой 17 600 фунтов (8 000 кг), что дает общий вес 36 000 фунтов (16 000 кг). [ 24 ] [ 25 ] Весь самолет был разбит на более мелкие секции для транспортировки. [ 23 ] Он был настолько большим и тяжелым, что для того, чтобы вытащить его с аэродрома и впоследствии отбуксировать, требовался самый большой и мощный самолет; использовались четырехмоторные бомбардировщики, чаще всего «Хэндли Пейдж Галифакс». [ 25 ] [ 26 ] И крыло, и кабина были расположены над фюзеляжем, чтобы обеспечить наибольшее пространство для грузовой кабины и гарантировать, что они не мешают погрузке транспортных средств; Размеры отсека составляли примерно 32 фута 31,5 дюйма (10,554 м), ширину 7 футов 10,5 дюйма (2400 м) и высоту от 6 футов (1,8 м) до 7 футов 7 дюймов (2,31 м). [ 8 ] [ 27 ] Носовая часть планера была шарнирно-откидной и открывалась в сторону для удобства погрузки машин и грузов, а экипаж из двух пилотов размещался тандемно в кабине на верхней части фюзеляжа, доступ в которую осуществлялся по внутренней лестнице и насчитывавшей пятнадцать человек. ноги над землей; [ 22 ] в конечном итоге они были защищены пуленепробиваемым ветровым стеклом и броней позади второго пилота. Также был добавлен интерком для обеспечения связи между пилотами и находящимся под ними персоналом. [ 8 ] [ 27 ] Первоначальная особенность конструкции, которая в конечном итоге была удалена до начала серийного производства, заключалась в установке люка под фюзеляжем, который позволял вести стрельбу из ручного пулемета «Брен» с лежания при приближении планера к зоне приземления. [ 8 ]

Легкий танк M22 Locust покидает планер Hamilcar. Спущенные амортизаторы опустили фюзеляж на землю и позволили машинам выехать без использования пандусов.

Соотношение длины и размаха крыла было практически таким же, как у Avro Lancaster бомбардировщика , имевшего размах крыла 102 фута (31 м) и длину 69 футов 6 дюймов (21,18 м), в отличие от современных спортивных планеров, обладающих особенно большой размах крыльев для улучшения характеристик планирования. [ 28 ] Это стало результатом решения военного министерства, принятого в начале 1940 года, о том, как будут использоваться военные планеры; Идея заключалась в том, чтобы планер выпустить на небольшой высоте вблизи зоны приземления и провести крутое снижение, чтобы сократить время нахождения в воздухе и уязвимость под огнем противника. [ 26 ] [ 28 ] Планер также имел большие закрылки, которые способствовали крутому и быстрому снижению, а за счет регулировки их угла во время приземления можно было достичь точного контроля над скоростью снижения и точкой приземления; они также позволили достичь более медленной скорости приземления. Они работали с помощью небольшого баллона со сжатым воздухом, достаточного для одной посадки; Маленькая бутылка не только уменьшала вес, но и уменьшала вероятность попадания в нее огня противника, тем самым взорвавшись и повредив планер. [ 29 ] Стандартная скорость захода на посадку Hamilcar составляла 100 миль в час (160 км/ч), хотя для более коротких посадок ее можно было замедлить до 80 миль в час (130 км/ч), а скорость сваливания составляла 64 мили в час (103 км/ч). h) с поднятыми закрылками или 52 мили в час (84 км/ч) с выпущенными закрылками. [ 12 ] Hamilcar был оснащен шасси с хвостовым колесом и масляно-пневматическими амортизаторами, которые можно было спускать, опуская нос фюзеляжа вниз для целей погрузки или разгрузки. [ 27 ] [ 30 ] Первоначально для планера было спроектировано съемное шасси, поскольку было обнаружено, что он преодолевает меньшее расстояние, когда приземляется только на полозья. Однако в конечном итоге ее заменили фиксированной ходовой частью - такой же, как и предназначалась для перегонных операций. [ 31 ] - поскольку пилоты обнаружили, что они предпочитают приземляться на колеса из-за дополнительного контроля, который это дает им, и возможности избежать других планеров и потенциальных столкновений в зоне приземления. [ 12 ] [ 32 ] Колесное шасси устанавливалось только после загрузки планера; Для подъема самолета для установки использовались два 15-тонных домкрата. [ 31 ]

Когда планер перевозил танки или другие транспортные средства, обычной практикой было то, что их двигатели запускались в воздухе, обычно непосредственно перед тем, как планер отрывался от буксира; На планере были установлены специальные выхлопные каналы для отвода выхлопных газов. [ 30 ] Легкие танки «Тетрарх» и М22 «Саранча» были настолько большими, что едва помещались внутри планера, поэтому их экипажи оставались внутри танка на протяжении всего полета. Как только планер приземлился, крепления, удерживающие машину в неподвижном состоянии, были освобождены водителем, потянув за шнур в пределах досягаемости, а затем водитель повел танк вперед, что автоматически натянуло трос, который приводил в действие открывание поворотной двери. [ 25 ] [ 33 ] Компания Universal Carriers и другие транспортные средства полагались на то, что один из пилотов вручную управлял дверной линией. Это было достигнуто за счет того, что пилот соскользнул по фюзеляжу, а затем упал на землю. Затем они подходили к каждой опоре шасси и открывали там клапаны, которые вытесняли гидравлическую жидкость и позволяли сдувать стойки амортизаторов, а затем входили в планер и приводили в действие линию открывания дверей. [ 33 ] Если распашную дверь заклинило после приземления планера, танки могли прорваться через неоткрытую носовую часть фюзеляжа и вылететь прямо из планера, что имело место в обеих воздушно-десантных операциях, когда Гамилькары перевозили танки. [ 33 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Когда детали для Hamilcar были готовы и планер был собран, его доставили в RAF North Luffenham в Ратленде для размещения на борту конкретного груза, а затем доставили в RAF Tarrant Rushton , который был выбран в качестве учебного центра Hamilcar. и оперативная база в ноябре 1943 года. Буксировать планер пустым было невозможно, поэтому любые пустые планеры обычно имели в качестве балласта универсальные авианосцы или бетонные блоки. [ 20 ] Обучение использованию «Гамилькара», судя по всему, проходило в основном в британских ВВС «Таррант Раштон» и началось где-то между концом 1943 и первыми месяцами 1944 года. [ 18 ] Обучение Гамилькара началось с двойного обучения, когда инструктор сопровождал пилотов в течение нескольких часов, а затем перешел к самостоятельным полетам. Большая часть этого обучения состояла из «кругов и неровностей», где пилоты практиковались в управлении планером, когда он взлетал с аэродрома на буксире, а затем приземлялся после того, как буксировочный трос был отсоединен; практиковалось также плавание по пересеченной местности. [ 34 ] Во время тренировок члены авиадесантных подразделений находились внутри планеров в качестве груза в качестве груза, хотя есть свидетельства того, что танковые экипажи выступали в качестве груза только в одном или двух полетах, вероятно, из-за риска аварий, которые могли стоить жизни. специализированных войск и техники. Те полеты, которые совершали танкисты, обычно заключались в приземлении планеров на тщательно обозначенных аэродромах, а не на открытой местности, чтобы минимизировать связанные с этим риски, а также облегчить восстановление планера. [ 35 ] Аварии, похоже, не были обычным явлением. Во время обучения эскадрильи «С» полка пилотов планеров , входящего в состав армейского авиационного корпуса , который специализировался на полетах на самолетах Hamilcar, было выполнено более 2800 подъемов, в среднем по 50 подъемов на экипаж. Только три инцидента привели к гибели или ранениям, при этом семь пилотов погибли во время тренировок. [ 36 ]

Операция Тонга

[ редактировать ]

Операция «Тонга» возникла в ходе планирования операции «Оверлорд», плана возможного вторжения во Францию ​​и открытия Второго фронта в Северо-Западной Европе . Планирование вторжения союзников в Европу началось в мае 1943 года, когда президент Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт и Черчилль встретились на Вашингтонской конференции . [ 37 ] Два лидера союзников решили, что все имеющиеся силы союзников на театре военных действий должны быть сосредоточены в Великобритании и что следует начать планирование вторжения в Северо-Западную Европу. Была установлена ​​предварительная целевая дата — май 1944 года, принято кодовое название « Оверлорд» , и создан совместный англо-американский штаб планирования под командованием генерал-лейтенанта Фредерика Э. Моргана , которому было присвоено звание начальника штаба Верховного главнокомандующего ОВС. (КОССАК). [ 37 ] В конечном итоге согласованный план предусматривал, что британская 6-я воздушно-десантная дивизия , а также американские 82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии высадятся по обе стороны от посадочных площадок, чтобы обезопасить свои фланги и защитить десантные войска от контратак. [ 38 ] Британские воздушно-десантные войска должны были высадиться на востоке, а американские воздушно-десантные войска - западнее Байе для поддержки пехоты и бронетанковых частей, наступающих с плацдармов. [ 38 ] Операция началась в ночь на 5 июня с переброски 6-й воздушно-десантной дивизии в восточную Нормандию. Ему была поставлена ​​задача защитить восточный фланг морского десанта союзников, обеспечить безопасность стратегически важных районов к востоку от Кана , захватить несколько важных мостов через Канский канал и реку Дивс , уничтожить батарею береговой артиллерии. [ 39 ]

Планеры Hamilcar 6-й воздушно-десантной бригады прибывают в зону высадки «N» с танками «Тетрарх», 6 июня 1944 года.

Дивизия будет использовать для операции около 350 планеров, большинство из которых будет перевозить 6-ю воздушно-десантную бригаду . [ 19 ] В это число входило тридцать четыре Гамилькара; четыре приземлятся в зоне приземления «N» между 03:00 и 04:30 для поддержки действий 3-й парашютной бригады и 5-й парашютной бригады и будут нести четыре 17-фунтовые противотанковые пушки, их транспортные средства и экипажи. [ 40 ] Остальные тридцать приземлятся примерно в 21:00 в зоне приземления «W» в рамках переброски подкрепления. Двадцать «Гамилькаров» должны были нести легкие танки «Тетрарх» и их экипажи, принадлежавшие 6-му воздушно-десантному бронетанковому разведывательному полку, еще четыре — три прицепа «Рота» без экипажей, а еще три — универсальные авианосцы с экипажами. Последние три несли два универсальных авианосца, переоборудованных для размещения 3-дюймового миномета, один универсальный авианосец, несущий ведомую батарею , шестнадцать мотоциклов и джип. [ 41 ] Четыре «Гамилькара», которые должны были приземлиться для поддержки 3-й и 5-й парашютных бригад, вылетели из Тарранта-Раштона 6 июня в 02:10 и должны были приземлиться примерно в 03:30; однако только двое успешно приземлились. У одного из них сломался буксирный трос вскоре после взлета, хотя он смог благополучно приземлиться на аэродроме в Англии; другой достиг побережья Нормандии, но буксирный трос был отсоединен слишком рано и приземлился на значительном расстоянии от зоны приземления. Когда рассвело, немецкие войска обнаружили его и атаковали; четверо членов экипажа и пассажиров были убиты и один взят в плен, остальным удалось бежать. [ 42 ] [ 43 ]

Остальные «Гамилькары» взлетели между 18:40 и 19:35 вместе с остальными планерами, которые должны были перевезти 6-ю воздушно-десантную бригаду, и начали свой путь к зоне приземления. Один «Гамилькар», перевозивший легкий танк «Тетрарх», был потерян над Ла-Маншем, когда танк вырвался из кандалов и врезался в нос несущего его планера, в результате чего оба самолета упали в море в полете. [ 44 ] Остальные планеры благополучно прибыли в зону приземления примерно в 21:00, пролетев друг за другом как можно ближе; В нескольких отчетах упоминается, что вид приземлившихся «Гамилькаров» и других планеров значительно поднял боевой дух союзных войск, которые их видели. [ 45 ] Однако их приземления не обошлись без происшествий. Два Гамилькара столкнулись друг с другом в зоне приземления, уничтожив себя и тетрархов, которых они несли; третий Гамилькар ударил другого Тетрарха во время его разгрузки и перевернул танк вверх дном, сделав его непригодным для использования, хотя экипаж спасся без травм. [ 44 ] [ 46 ] Другой Гамилькар протаранил несколько деревянных шестов, вбитых немцами в землю, чтобы повредить планеры, в результате чего при приземлении у него было полностью оторвано одно из крыльев. [ 47 ] Однако жертв было немного, а фактическое сопротивление Германии планёрам при их приземлении было минимальным. [ 48 ] Из тех планеров, которые пережили путешествие и совершили успешную посадку, многие позже получили тяжелые повреждения от немецкого артиллерийского и минометного огня, а также от движения бронетехники союзников через зоны приземления. [ 49 ] Хотя около сорока планеров позже были отремонтированы и отправлены обратно в Великобританию, ни один из них не был Гамилькарами, поскольку их размер исключал любую попытку их вернуть. [ 50 ]

Операция Market Garden

[ редактировать ]

После поражения в Нормандии с июня по август 1944 года остатки немецких войск отошли через Нидерланды и восточную Францию ​​к границе с Германией. [ 51 ] На севере в первую неделю сентября англо-канадская 21-я группа армий ( фельдмаршал Бернар Монтгомери ) наступала на линии, идущей от Антверпена до северной границы Бельгии, со своей 2-й британской армией ( генерал-лейтенант сэр Майлз Демпси ). ), в то время как Первая канадская армия (генерал-лейтенант Гарри Крерар ) приступила к своей задаче по отвоеванию портов Дьепп , Гавр и Булонь-сюр-Мер . [ 52 ] На юге 12-я группа армий США (генерал-лейтенант Омар Брэдли ) приближалась к немецкой границе и получила приказ наступать на Аахенский разрыв вместе с Первой армией США (генерал-лейтенант Кортни Ходжес ) для поддержки наступления Монтгомери на Рур . в то время как ее Третья армия США (генерал-лейтенант Джордж С. Паттон ) двинулась на восток, к Саару . [ 53 ] 6-я группа армий США (генерал Джейкоб Л. Деверс ) продвигалась в сторону Германии после операции «Драгун» — вторжения в южную Францию. [ 54 ] Монтгомери разработал амбициозный план под названием «Операция Маркет Гарден», который должен был состояться в середине сентября; он был предназначен для обхода линии Зигфрида , обогнув ее северный конец и тем самым позволив союзникам переправиться через Рейн и заманить в ловушку 15-ю немецкую армию между Арнемом и берегами Эйсселмера . [ 55 ] Маркет, воздушно-десантный элемент плана, будет использовать четыре из шести дивизий Первой союзной воздушно-десантной армии . США 101-я воздушно-десантная дивизия ( генерал-майор Максвелл Д. Тейлор ) высадится в двух точках к северу от XXX корпуса, чтобы захватить мосты к северо-западу от Эйндховена у Сона и Вегеля . 82- я воздушно-десантная дивизия (бригадный генерал Джеймс М. Гэвин ) высадится к северо-востоку от них, чтобы захватить мосты у Грейва и Неймегена , а британская 1-я воздушно-десантная дивизия (генерал-майор Рой Уркхарт ) и 1-я польская отдельная парашютная бригада высадятся у крайний северный конец маршрута, чтобы проехать по автомобильному мосту в Арнеме и железнодорожному мосту в Остербеке . [ 56 ]

Вид с воздуха на Hamilcar на земле в Арнеме во время операции Market Garden: планер приземлил транспортное средство, следы которого можно увидеть, покидая самолет перед открытой носовой дверью.

Нехватка транспортных самолетов означала, что 1-я воздушно-десантная дивизия будет выброшена тремя отдельными перебросками в течение трех дней подряд. 1-я парашютная бригада и большая часть 1-й воздушно-десантной бригады приземлятся 17 сентября, 4-я парашютная бригада и остальная часть 1-й воздушно-десантной бригады приземлятся 18 сентября, а 19 сентября приземлится 1-я польская отдельная парашютная бригада вместе с припасами для целое подразделение. [ 57 ] Во время операции дивизия будет использовать около 650 планеров, из которых 39 будут Hamilcars. [ 58 ] Похоже, что Hamilcars, которые использовались 6-й воздушно-десантной дивизией и впоследствии были брошены в июне, были заменены, поскольку в записях указано, что к сентябрю в наличии было 64 планера. [ 57 ] Тринадцать Hamilcars должны были совершить полет 17 сентября и приземлиться в зоне приземления Z. Восемь планеров будут нести 17-фунтовые противотанковые орудия, их буксиры и экипажи, а остальные пять будут нести десять универсальных авианосцев, по два каждый; Авианосцы должны были выполнять роль транспортов для воздушно-десантных войск. 18 сентября пятнадцать «Гамилькаров» приземлятся в зоне приземления «X»; восемь будут нести 17-фунтовую противотанковую пушку, свои буксиры и экипажи каждая, а остальные четыре будут нести восемь универсальных авианосцев, которые снова будут служить транспортом для прибывших воздушно-десантных войск. Последние три были упакованы. с боеприпасами и запасами, а также с рядом саперов из Королевских инженеров ; это были экспериментальные грузы, поскольку считалось, что «Гамилькар» может быть более эффективным способом транспортировки припасов, чем «Хорса», из-за его большего размера. [ 59 ] 19 сентября десять автомобилей Hamilcars должны были перевезти американских инженеров из 878-го американского авиаинженерного батальона и их оборудование, включая бульдозеры, краны и грейдеры ; они должны были построить передовой аэродром в зоне приземления «W» после того, как планеры будут убраны. [ 60 ]

Все пятнадцать Hamilcars, участвовавшие в первом подъеме 17 сентября, благополучно пролетели над зонами приземления, но при заходе на посадку возникли проблемы. Два планера приземлились на мягкую землю, из-за чего они резко замедлились; это, в сочетании с тем, что большая часть их оборудования находилась в передней части планеров, привело к тому, что они перевернулись на спину. Трое пилотов были убиты, четвертый был тяжело ранен и позже взят в плен, а несколько пассажиров были ранены; 17-фунтовые противотанковые орудия на борту планеров были повреждены и не подлежали ремонту. Остальные «Гамилькары» успешно приземлились, хотя один вылетел за пределы зоны приземления и врезался в железнодорожную насыпь; это повредило два универсальных авианосца, находившихся на планере, хотя оба позже были спасены. [ 61 ] Подъем 18 сентября был задержан на несколько часов из-за плохих погодных условий, и планер поднялся в воздух примерно до 11:00. По пути к зонам приземления один «Гамилькар» был вынужден оторваться от земли и приземлиться на аэродроме в Англии после того, как у его буксира возникла неисправность двигателя, а другой бросил воду в Ла-Манше, когда у его буксира также возникли проблемы с двигателем; оба были вооружены 17-фунтовыми противотанковыми пушками. Остальные «Гамилькары» при приземлении столкнулись с сильным зенитным огнем, некоторые из них были подбиты. В результате один Гамилькар приземлился недалеко от зоны приземления после попадания в крыло, а другой был вынужден совершить вынужденную посадку вдали от зоны приземления после попадания; запасы, пилоты и пассажиры были захвачены немецкими войсками вскоре после приземления планера. Остальные «Гамилькары» успешно приземлились. [ 62 ] Третий подъем 19 сентября не состоялся из-за погодных условий, а также из-за того, что несколько зон высадки 1-й воздушно-десантной дивизии были захвачены. Наконец 21 сентября погода прояснилась, но из-за ухудшения ситуации в 1-й воздушно-десантной дивизии было решено не доставлять 878-й авиаинженерный батальон. Таким образом, только один Гамилькар сопровождал 1-ю Польскую отдельную парашютную бригаду, когда она отправилась на высадку возле города Дриэль; это был тот самый «Гамилькар», который был вынужден приземлиться в Англии 19 сентября, когда у его буксира возникла неисправность двигателя. Однако буксирный трос между планером и буксиром оборвался над Бельгией, и он был вынужден приземлиться недалеко от Гента . [ 63 ]

Операция Университет

[ редактировать ]

К марту 1945 года союзные армии продвинулись в Германию и достигли реки Рейн . Рейн был огромным естественным препятствием для наступления союзников. [ 64 ] но в случае прорыва союзники смогут получить доступ к Северо-Германской равнине и в конечном итоге наступить на Берлин и другие крупные города Северной Германии. В соответствии с «подходом широкого фронта», изложенным генералом Дуайтом Д. Эйзенхауэром , верховным главнокомандующим союзными экспедиционными силами , было решено попытаться прорваться через Рейн на нескольких участках. [ 65 ] Монтгомери, командующий 21-й британской группой армий, разработал план, позволяющий войскам под его командованием прорваться через Рейн, который он назвал операцией «Разграбление» и который впоследствии был санкционирован Эйзенхауэром. Грабеж предполагал, что Вторая армия и Девятая армия США ( генерал-лейтенант Уильям Симпсон ) пересекут Рейн на трех фронтах; в Рисе , Везеле и в районе к югу от канала Липпе . Чтобы обеспечить успех, Монтгомери настоял на том, чтобы десант сопровождался высадкой с воздуха под кодовым названием Operation Varsity. [ 66 ] Изначально планировалось, что университет будет состоять из трех воздушно-десантных дивизий, причем все три будут выброшены в тыл немцев для поддержки 21-й группы армий, проводящей десантные десантные операции с целью прорыва через Рейн. Однако на самых ранних этапах планирования планировщикам стало очевидно, что 13-я воздушно-десантная дивизия не сможет участвовать в операции, поскольку в этом районе было достаточно боевых транспортных самолетов только для эффективной переброски двух дивизий. [ 67 ] Поэтому план операции был изменен с учетом двух оставшихся воздушно-десантных дивизий: британской 6-й воздушно-десантной дивизии и 17-й воздушно-десантной дивизии США . Две воздушно-десантные дивизии должны были быть выброшены в тыл немцев с целью высадиться вокруг Везеля и прорвать оборону противника, чтобы помочь продвижению 2-й армии к Везелю. [ 68 ]

выгруженный Универсальный авианосец, из планера Hamilcar во время операции Varsity.

6-я воздушно-десантная дивизия должна была быть десантирована одним подъемом, в отличие от операции «Маркет Гарден», и должна была захватить возвышенность к северу от города Берген, захватить город Хамминкельн и несколько мостов через реку Эйссел, а затем удержать северную часть оперативный район до тех пор, пока его не заменят сухопутные войска союзников. [ 69 ] Дивизия будет использовать для операции 440 планеров, включая большое количество новых Horsa Mark II и 48 Hamilcars. [ 70 ] Грузы, назначенные на «Гамилькары», были аналогичны тем, которые использовались во время операции «Маркет Гарден»: шестнадцать планеров перевозили 17-фунтовые противотанковые орудия, а также их машины и экипажи. Двенадцать были приписаны к 716-й воздушно-десантной легкой роте Службы королевской армии и были загружены двенадцатью универсальными авианосцами, прицепами и запасами боеприпасов и оборудования. [ 71 ] Компания должна была использовать универсальные авиаперевозчики и прицепы, а также транспорт, который должен был предоставить 6-я воздушно-десантная бригада, для сбора, контроля и доставки припасов, сбрасываемых с воздуха для пополнения запасов воздушно-десантным войскам во время их боя. [ 72 ] Восемь Hamilcars должны были перевозить легкие танки M22 Locust, принадлежавшие 6-му воздушно-бронированному разведывательному полку, а еще четыре должны были нести корзины с припасами. Еще два должны были нести по одному бульдозеру Royal Engineers D4, и, наконец, 3-й парашютной бригаде и 5-й парашютной бригаде было выделено по три Hamilcars каждая; Каждый из них будет иметь по универсальному авиаперевозчику для использования в качестве транспорта штабами бригад. [ 71 ]

Все планеры успешно взлетели в 07:20 24 марта, но семь были потеряны на пути к зонам приземления, большинство из которых были вынуждены оторваться от земли и приземлиться на территории союзников из-за отказа двигателя у их буксиров; однако один «Гамилькар», на борту которого находился M22 Locust, разбился в воздухе при приближении к Рейну, возможно, из-за разрушения конструкции, и все находившиеся на борту погибли. [ 73 ] Еще три планера были уничтожены немецким зенитным огнем при приближении к зонам приземления, поскольку низкая скорость делала их легкой мишенью. Оставшиеся тридцать восемь самолетов успешно приземлились между 10:46 и 11:00, хотя некоторые из них получили повреждения от зенитного огня. Особенно сильно пострадали «Гамилькары», перевозившие персонал и припасы RASC; восемь приземлились успешно, но только три были достаточно неповрежденными, чтобы можно было вернуть перевозимые ими запасы. [ 73 ] Из восьми Hamilcars, перевозивших M22 Locust из 6-го воздушно-бронированного разведывательного полка, семь достигли зон высадки в целости и сохранности, но при приземлении у них возникли проблемы из-за зенитного огня и задымления, закрывающего местность. Четверо приземлились благополучно, но трое других попали под сильный огонь немецкой зенитной артиллерии и разбились при приземлении; один танк выжил с поврежденным пулеметом, другой врезался в дом, что вывело из строя его радиостанцию ​​и основное вооружение, а третий вырвался из планера при приземлении и перевернулся на башню, что сделало его бесполезным. . [ 74 ] После завершения операции несколько неповрежденных «Гамилькаров» были разобраны, а их части отправлены в Англию для помощи в постройке дальнейших планеров. [ 75 ]

Пост-был

[ редактировать ]

Операция Varsity была последним разом, когда Hamilcar использовался в бою, но модель оставалась на вооружении в течение нескольких лет после окончания Второй мировой войны; они были особенно полезны для перевозки крупных и тяжелых грузов. [ 76 ] 31 декабря 1945 года было зарегистрировано присутствие 64 самолетов Hamilcar в британских ВВС Таррант Раштон, где они использовались для обычных учений. Однако в январе 1946 года был начат процесс утилизации «лишних» Hamilcars: 44 были отправлены на утилизацию, а двадцать остались. Остальные продолжали использоваться для обычных летных учений до июля, когда еще шесть были утилизированы из-за «порчи клея», а к февралю 1947 года в эксплуатации осталось только двенадцать. Эти последние несколько Hamilcars, похоже, оставались в эксплуатации до 1950 года, некоторые из них использовались на авиашоу и публичных демонстрациях Королевскими ВВС, и в конечном итоге были сняты с вооружения как устаревшие к середине 1950-х годов. [ 77 ]

Варианты

[ редактировать ]
Hamilcar Mark X, переделанный из Mark I

Планировалось несколько вариантов Hamilcar Mark I, но фактически был произведен только один. Hamilcar Mark X , также известный как GAL.58 , был разработан в соответствии со спецификацией X 4/44 в попытке позволить использовать Hamilcars в тропическом климате Тихого океана, где высокие температуры и большая высота многих аэродромов снижают Эффективность самолетов с поршневыми двигателями. Это означало, что бомбардировщики Галифакса не могли буксировать Гамилькары без резко уменьшенного запаса топлива, что, в свою очередь, сужало дальность действия Гамилькара. [ 13 ] [ 78 ] Для исправления этой проблемы было предложено два первоначальных решения; Первым было переоборудование Hamilcar в самолет с ракетным взлетом (RATO). Два стальных цилиндра, заполненные двадцатью четырьмя трехдюймовыми ракетами, были прикреплены к обеим сторонам планера, чтобы обеспечить ему среднюю тягу в 20 000 фунтов силы (89 000 Н) при взлете; затем их выбросят, как только планер поднимется в воздух. Первоначальные испытания, проведенные в январе 1943 года, оказались успешными, но по неизвестным причинам не были продолжены. [ 78 ] Вторым решением была двойная буксировка, когда два самолета «Галифакс», один из которых был лишен всего ненужного оборудования, прикрепили буксирные тросы к «Гамилькару», а затем взлетели с аэродрома; Поднявшись в воздух, обычный «Галифакс» отсоединял буксирный трос и приземлялся, а модифицированный «Галифакс» буксировал планер к месту назначения. Однако эта идея не пошла дальше первоначальных испытаний в Англии, поскольку считалась операцией высокого риска с высокой вероятностью серьезной аварии. [ 79 ] Таким образом, было решено использовать силовую версию Hamilcar, Mark X, поскольку она предлагала возможность выполнения воздушных операций на большие расстояния и возможность возвращать планер после его использования. Решение о начале разработки Mark X было принято в ноябре 1943 года, когда союзники начали рассматривать возможность проведения воздушно-десантных операций против самой Японии; однако по какой-то причине к разработке серийных моделей отнеслись спокойно, и первая была доступна только в первых месяцах 1945 года. [ 80 ]

Первый прототип был переоборудован из Hamilcar Mark I. Bristol Mercury К крыльям планера были добавлены два радиально-поршневых двигателя мощностью 965 л.с. (720 кВт) каждый, а крылья и фюзеляж были усилены, чтобы они могли выдержать вес самолета. двигателей. [ 81 ] Дополнительные органы управления были добавлены в кабину и продублированы на двух постах пилота, хотя ограничения по пространству означали, что планер можно было запустить только с заднего сиденья, а топливные баки были добавлены к крыльям с возможностью размещения третьего в кабине. фюзеляж. Эти дополнения увеличили вес планера до 47 000 фунтов (21 т), но другие его размеры остались неизменными, включая грузоподъемность фюзеляжа. [ 81 ] Первый полет Mark X собственным ходом состоялся в феврале 1945 года, и первый полет и дальнейшие испытания показали, что планер работал так, как и ожидалось. С установленными двигателями Mark X можно было бы буксировать полностью загруженным Halifax и достичь рабочего радиуса примерно 900 миль (1400 км). Однако если сам планер был полностью загружен и взлетел своим ходом, он не смог бы поддерживать высоту даже на полной мощности; это привело к решению уменьшить количество груза, которое он мог перевозить своим ходом, что, в свою очередь, уменьшило его вес до 32 500 фунтов (14,7 т). [ 82 ] Два Hamilcar Mark I были переоборудованы для первоначальных испытаний, а когда они оказались удовлетворительными, были переоборудованы еще восемь Mark I и десять Mark X построены с нуля; любые дальнейшие приказы были отменены после окончания конфликта в августе 1945 года, хотя дальнейшие испытания проводились в Соединенных Штатах. [ 13 ] [ 83 ] Был предложен еще один вариант Hamilcar, хотя он так и не пошел в производство и, похоже, не продвинулся дальше стадии проектирования. Это было предложение соединить истребитель Lockheed P-38 Lightning с вершиной Hamilcar, поскольку истребитель обеспечивал бы достаточную мощность, чтобы поддерживать оба самолета в полете и освобождал пилотов планеров от задачи управления планером до тех пор, пока он не оторвется от земли. земля. [ 84 ] [ 85 ]

В то время как планер без двигателя не мог летать с небольшой нагрузкой и нуждался в балласте , Hamilcar X был менее чувствителен к проблемам с центром тяжести и мог летать пустым. Характеристики Hamilcar X на собственном ходу и с максимальной нагрузкой были аналогичны характеристикам на буксире. При весе 32 500 фунтов (14,7 т) он мог взлететь на высоту 1385 ярдов (1266 м). Его максимальная скорость составляла 145 миль в час (233 км/ч), но крейсерская скорость составляла 120 миль в час (190 км/ч). С 400 галлонами топлива он мог преодолеть 705 миль (1135 км) в неподвижном воздухе или 1675 миль (2696 км) с 860 имп галлонами (3900 л) топлива на борту, заменяющим грузовой отсек. [ 86 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Выжившие

[ редактировать ]
Танк Тетрарх и часть фюзеляжа планера Гамилькара, Танковый музей Бовингтона (2010 г.)

Значительная часть фюзеляжа Hamilcar TK777 хранится в Армейском летном музее в Миддл-Уоллопе в Хэмпшире, Англия. [ 87 ] Плохо сохранившаяся часть фюзеляжа ТК718 входит в коллекцию Бовингтонского танкового музея , где выставлена ​​вместе с танком «Тетрарх». [ 88 ]

Технические характеристики

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1945-1946 гг. [ 89 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Грузоподъемность: полезная нагрузка 8 т (8000 кг).
  • Длина: 68 футов (21 м)
  • Размах крыльев: 110 футов 0 дюймов (33,53 м)
  • Высота: 20 футов 3 дюйма (6,17 м)
  • Площадь крыла: 1657,5 кв. футов (153,99 м ). 2 )
  • Профиль крыла : RAF 34. модифицированный [ 90 ]
  • Пустой вес: 18 400 фунтов (8 346 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 36 000 фунтов (16 329 кг)

Производительность

  • Максимальная скорость: скорость аэробуксирования 150 миль в час (240 км/ч, 130 узлов).
  • Скорость сваливания: 65 миль в час (105 км/ч, 56 узлов)
  • Никогда не превышайте скорость : 187 миль в час (301 км/ч, 162 узла).
  • Нагрузка на крыло: 22,37 фунта/кв. футов (109,2 кг/м). 2 )

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  • Ильюшин Ил-32 - экспериментальный послевоенный советский планер.
  • Yakovlev Yak-14 – post-war Soviet glider with similar cockpit configuration
  • Крылатый танк
    • Антонов А-40 - экспериментальная советская разработка комплекта для переоборудования танка Т-60 в планер.
    • Baynes Bat - экспериментальный прототип британского авианосца с летающим крылом в масштабе в одну треть.

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 43.
  2. ^ Отвей 1990, с. 21.
  3. ^ Флинт 2006, с. 15.
  4. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 35.
  5. ^ Отвей 1990, с. 23.
  6. ^ Флинт 2006, стр. 35–36.
  7. ^ Флинт 20006, с. 37.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Флинт 2006, с. 38.
  9. ^ Ллойд 1982, с. 63.
  10. ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 40.
  11. ^ Ллойд 1982, с. 64.
  12. ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 41.
  13. ^ Jump up to: а б с Уикс, с. 128.
  14. ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 44.
  15. ^ Флинт 2006, с. 45.
  16. ^ Флинт 2006, с. 46.
  17. ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 47.
  18. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 80.
  19. ^ Jump up to: а б Отвей 1990, с. 176.
  20. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 48.
  21. ^ Отвей 1990, с. 396.
  22. ^ Jump up to: а б Спасибо 1977, с. 47.
  23. ^ Jump up to: а б Рейс 14 декабря 1944 г., с. 636.
  24. ^ Флинт 2006, стр. 38–39.
  25. ^ Jump up to: а б с Уикс, с. 127.
  26. ^ Jump up to: а б Отвей 1990, с. 393.
  27. ^ Jump up to: а б с Понедельник 1994 г., с. 109.
  28. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 39.
  29. ^ Флинт 2006, стр. 39–40.
  30. ^ Jump up to: а б Ллойд 1982, с. 65.
  31. ^ Jump up to: а б Рейс 14 декабря 1944 г., стр. 635–6.
  32. ^ Отвей 1990, с. 394.
  33. ^ Jump up to: а б с Флинт 2006, с. 42.
  34. ^ Флинт 2006, с. 85.
  35. ^ Флинт 2006, стр. 85–86.
  36. ^ Флинт 2006, с. 86.
  37. ^ Jump up to: а б Отвей 1990, с. 156.
  38. ^ Jump up to: а б Бэкингем, с. 27.
  39. ^ Харклерод, с. 307.
  40. ^ Флинт 2006, с. 104.
  41. ^ Флинт 2006, с. 106–107.
  42. ^ Флинт 2006, стр. 104–105.
  43. ^ Ллойд 1982, с. 89.
  44. ^ Jump up to: а б Бэкингем, с. 227.
  45. ^ Флинт 2006, с. 111.
  46. ^ Флинт 2006, с. 115.
  47. ^ Ллойд 1982, с. 96.
  48. ^ Отвей 1990, с. 182.
  49. ^ Отвей 1990, с. 197.
  50. ^ Флинт 2006, с. 131.
  51. ^ Эллис 2004, с. 1.
  52. ^ Эллис 2004, с. 6.
  53. ^ Эллис 2004, стр. 7–8.
  54. ^ Эллис 2004, стр. 70–71.
  55. ^ Хибберт 2003, стр. 29–30.
  56. ^ Беннет, с. 29.
  57. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 136.
  58. ^ Отвей 1990, стр. 267–268.
  59. ^ Отвей 1990, с. 290.
  60. ^ Флинт 2006, стр. 136–137.
  61. ^ Флинт 2006, с. 137.
  62. ^ Флинт 2006, стр. 137–138.
  63. ^ Флинт 2006, с. 138.
  64. ^ Зелинджер, Мэтью Дж. (2007). «Операция «Университет»: последнее воздушно-десантное развертывание Второй мировой войны» . Армейские исторические исследования. Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 1 мая 2008 г.
  65. ^ Сондерс, с. 41.
  66. ^ Девлин 1979, стр. 258–259.
  67. ^ Клей, с. 440.
  68. ^ Отвей 1990, с. 299.
  69. ^ Отвей 1990, с. 300.
  70. ^ Флинт 2006, с. 152.
  71. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 153.
  72. ^ Отвей 1990, с. 317.
  73. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 160.
  74. ^ Флинт 2006, стр. 155–156.
  75. ^ Флинт 2006, с. 161.
  76. ^ Флинт 2006, с. 193.
  77. ^ Флинт 2006, стр. 194–195.
  78. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 50.
  79. ^ Флинт 2006, с. 51.
  80. ^ Флинт 2006, стр. 51–52.
  81. ^ Jump up to: а б Флинт 2006, с. 52.
  82. ^ Флинт 2006, стр. 52–53.
  83. ^ Флинт 2006, с. 53.
  84. ^ Флинт 2006, стр. 53–54.
  85. ^ Линч, с. 204.
  86. ^ Рейс 1945, с. 533.
  87. ^ «Коллекция – Полк планеристов» . Музей армейской летной коллекции . Музей армейской авиации. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 26 января 2009 г.
  88. ^ «Планер General Aircraft Hamilcar (E1992.209)» . Коллекция Бовингтонского танкового музея . Бовингтонский танковый музей . Проверено 26 января 2009 г.
  89. ^ Бриджмен, с. 109.
  90. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Беннетт, Дэвид (2008). Великолепная катастрофа . Ньюбери: Издательство Каземат. ISBN  978-1-932033-85-4 .
  • Бриджмен, Леонард, изд. (1946). Самолеты всего мира Джейн, 1945–1946 гг . Лондон: Samson Low, Marston & Co. OCLC   852153027 .
  • Данк, Милтон (1977). Банда планеров: история очевидца боевых действий на планерах Второй мировой войны . Кассель. ISBN  978-0-304-30014-3 .
  • Девлин, Джерард М. (1979). Парашютист – Сага о парашютно-планерных войсках во время Второй мировой войны . Книги Робсона. ISBN  978-0-312-59652-1 .
  • Эллис, майор LF ; Уорхерст, подполковник А.Э. (2004 г.) [1-й. паб. HMSO 1968]. Батлер, JRM (ред.). Победа на Западе: поражение Германии . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. II (переиздание). Акфилд: военно-морская и военная пресса. ISBN  978-1-84574-059-7 .
  • Флинт, Кейт (2006). Воздушно-десантная бронетехника: Тетрарх, Саранча, Гамилькар и 6-й воздушно-бронетанковый разведывательный полк 1938–1950 гг . Гелион. ISBN  978-1-874622-37-6 .
  • Хибберт, Кристофер (2003) [1962, Феникс, Лондон]. Арнем . Глокус: Windrush Press. ISBN  978-1-84212-727-8 .
  • Ллойд, Алан (1982). Планеры: история британских боевых планеров и людей, которые на них летали . Лондон: Корги. ISBN  978-0-552-12167-5 .
  • Линч, Тим (2008). Silent Skies: Планеры на войне 1939–1945 гг . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN  978-0-7503-0633-1 .
  • Монди, Дэвид (1994). Британские самолеты времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN  978-1-85152-668-0 .
  • Отуэй, подполковник ТБХ (1990). Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия – Воздушно-десантные войска . Лондон: Имперский военный музей. ISBN  978-0-901627-57-5 .
  • Уикс, Джон (1976). Бортовая техника: история развития . Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN  978-0-7153-7117-6 .
  • «Гамилькар Планер» . Полет . XLVI (1877 г.). Лондон: IPC Transport Press: 634–38, 646. 14 декабря 1944 г. ISSN   0015-3710 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d4f832a768d24cef27b7eded1bb2326__1704679260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/26/0d4f832a768d24cef27b7eded1bb2326.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
General Aircraft Hamilcar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)