Армстронг Уитворт Уитли
AW38 Уитли | |
---|---|
![]() | |
Уитли Mk.V | |
Роль | Тяжелый бомбардировщик , ночной бомбардировщик |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Армстронг Уитворт Самолет |
Дизайнер | Джон Ллойд |
Первый полет | 17 марта 1936 г. |
Введение | 1937 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 1,814 [1] |
Разработано на основе | Армстронг Уитворт AW.23 |
Armstrong Whitworth AW38 Whitley — британский средний бомбардировщик 1930-х годов. Это был один из трех типов двухмоторных фронтовых средних бомбардировщиков , стоявших на вооружении Королевских ВВС (RAF) в начале Второй мировой войны . Наряду с Vickers Wellington и Handley Page Hampden , Whitley был разработан в середине 1930-х годов в соответствии со спецификацией Министерства авиации B.3/34 , для соответствия которой он впоследствии был выбран. В 1937 году «Уитли» официально поступил на вооружение эскадрильи Королевских ВВС; это был первый из трех представленных средних бомбардировщиков.
После начала войны в сентябре 1939 года «Уитли» участвовали в первом бомбардировочном налете британских ВВС на территорию Германии и оставались неотъемлемой частью раннего наступления британских бомбардировщиков. В 1942 году на смену бомбардировщику пришли более крупные четырехмоторные « тяжеловесы », такие как Avro Lancaster . [2] Его передовая служба включала морскую разведку вместе с Береговым командованием , а также выполнение второй линии планерно- буксирных , учебно-тренировочных и транспортных самолетов. Этот тип также был приобретен British Overseas Airways Corporation как гражданский грузовой самолет. Самолет был назван в честь Уитли , пригорода Ковентри , где находится Армстронга Уитворта в завод Уитли .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
В июле 1934 года министерство авиации выпустило спецификацию B.3/34 , в которой требовался тяжелый ночной бомбардировщик / военный транспорт для замены Handley Page Heyford бомбардировщика- биплана . [3] Эта комбинация бомбардировщика и транспорта была частью концепции Королевских ВВС по ведению войн в отдаленных районах Британской империи , где самолеты должны были прилетать на театр боевых действий с войсками, а затем оказывать поддержку с воздуха.
Джон Ллойд, главный конструктор компании Armstrong Whitworth Aircraft , решил отреагировать на спецификацию дизайном AW.38 , которому позже было присвоено имя Whitley в честь расположения основного завода Armstrong Whitworth. Конструкция AW.38 представляла собой развитие конструкции транспортного бомбардировщика Armstrong Whitworth AW.23 , который проиграл Bristol Bombay по более ранней спецификации C.26/31 . [3]
Ллойд выбрал Armstrong Siddeley Tiger IX для установки на Whitley радиальный двигатель , мощность которого составляла 795 л.с. (593 кВт). [3] Одной из новаторских особенностей конструкции Whitley было использование трехлопастного двухпозиционного винта изменяемого шага, построенного компанией de Havilland ; Whitley был первым самолетом, летавшим с такой компоновкой. [3]
Поскольку Ллойд не был знаком с использованием закрылков на большом тяжелом моноплане , они изначально были исключены из конструкции. Чтобы компенсировать это, средние крылья были установлены под большим углом наклона (8,5 °), чтобы обеспечить хорошие взлетно-посадочные характеристики. [4] Закрылки были включены на поздней стадии проектирования, крыло осталось без изменений; в результате на крейсерской скорости «Уитли» летел с явно выраженным наклоном носа вниз, что приводило к значительному лобовому сопротивлению. [4] [5]
Whitley является первым самолетом британских ВВС с полумонококовым фюзеляжем , который был построен с использованием пластинчатой конструкции для облегчения производства. [2] Это заменило метод трубчатой конструкции, традиционно используемый Армстронгом Уитвортом, который вместо этого построил планер из из легких сплавов прокатных профилей , штамповок и гофрированных листов. [3] По словам авиационного писателя Филипа Мойеса, решение использовать фюзеляж полумонокок было значительным достижением в конструкции; многие Уитли пережили серьезные повреждения во время операций. [3]
В июне 1935 года из-за острой необходимости замены тяжелых бомбардировщиков-бипланов, стоявших на вооружении Королевских ВВС, было решено произвести первые 80 самолетов, 40 из которых принадлежали к раннему стандарту Whitley Mk I , а остальные 40 - к более совершенным Whitley Mk II. . [4] Первоначально производство осуществлялось на трех заводах в Ковентри; фюзеляжи и детализированные компоненты были изготовлены на заводе Whitley Abbey, обшивка панелей и большая часть детальных работ - на бывшем заводе Coventry Ordnance Works , а изготовление крыла и окончательная сборка осуществлялись на аэродроме Бэгинтон . [4] В 1935 и 1936 годах на этот тип были заключены различные контракты; Уитли был заказан «с чертежной доски» - еще до первых полетов любого из прототипов. [4]
17 марта 1936 года первый прототип Whitley Mk I, K4586 , совершил свой первый полет с аэродрома Бэгинтон, пилотируемый главным летчиком-испытателем Армстронгом Уитвортом Аланом Кэмпбелл-Ордом. [6] K4586 был оснащен парой 14-цилиндровых авиационных радиальных двигателей воздушного охлаждения Armstrong Siddeley Tiger IX мощностью 795 л.с. (593 кВт). Второй прототип, К4587 , был оснащен парой более мощных двигателей Tiger XI со средним наддувом . [7] [6] Прототипы мало отличались от первоначально серийных стандартных самолетов; Всего было построено 34 серийных Whitley Mk I. [6]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]После того как были построены первые 34 самолета, двигатели были заменены на более надежные двухскоростные Tiger VIII с наддувом. K7243 , 27-й серийный Whitley, как полагают, послужил прототипом после модификаций. [6] Получившийся самолет получил обозначение Whitley Mk II. Всего по стандарту Whitley Mk II было построено 46 серийных самолетов. [6] Один Whitley Mk II, K7243 , использовался в качестве испытательного стенда для 21-цилиндрового радиального Armstrong Siddeley Deerhound двигателя мощностью 1200 л.с. (890 кВт); 6 января 1939 года K7243 совершил свой первый полет на Deerhound. [8] [9] Другой Whitley Mk I, K7208 , был модифицирован для работы с большей (33 500 фунтов (15 200 кг)) полной массой . [10]
K7211 , 29-й серийный Whitley, послужил прототипом для дальнейшего усовершенствованного варианта самолета Whitley Mk III . [6] Whitley Mk III отличался многочисленными усовершенствованиями, такими как замена носовой турели с ручным управлением на одномоторную башню Nash & Thompson и выдвижную двухорудийную подфюзеляжную «мусорную» башню с электроприводом . Подфюзеляжная башня имела гидравлический привод, но оказалась сложной в эксплуатации и добавляла значительное лобовое сопротивление, поэтому Whitley Mk III был единственным вариантом с ней. [6] Другие изменения включали увеличение угла наклона внешних панелей крыла, улучшенное навигационное обеспечение и установку новых бомбодержателей. [11] Всего было изготовлено 80 самолетов Whitley Mk III. [6]
Хотя двигатель Tiger VIII, использовавшийся в Whitley Mks II и III, был более надежным, чем двигатели, использовавшиеся в ранних самолетах, в 1938 году Whitley был модернизирован двигателями Rolls-Royce Merlin , что дало начало Whitley Mk IV . [12] Три самолета Whitley Mk I, K7208 , K7209 и K7211 , изначально были модернизированы для использования в качестве прототипов. Новым двигателям приписывают значительно улучшенные характеристики. [2] [12] Другие внесенные изменения включали замену хвостовой турели с ручным управлением и выдвижных подфюзеляжных турелей на хвостовую турель с приводом от Nash & Thompson, оснащенную четырьмя пулеметами Browning калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), увеличение емкости топливных баков, включая два дополнительных топливных бака в крыло. [12] Всего было построено 40 экземпляров Whitley Mk IV и Whitley Mk IVA, подварианта с более мощными моделями двигателя Merlin. [12]
Было принято решение внести ряд других незначительных усовершенствований в производство Whitley Mk V. Они включали модификацию хвостового киля и рулей направления, установку антиобледенителей передней кромки , дальнейшее увеличение запаса топлива, меньшую петлю D/F в обтекаемом обтекателе , а также удлинение задней части фюзеляжа на 15 дюймов (381 дюйм). мм) для улучшения поля обстрела заднего наводчика. [13] Whitley Mk V был, безусловно, самой массовой версией самолета: до окончания производства в июне 1943 года было построено 1466 экземпляров. [2] [13]
Whitley Mk VII был последним построенным вариантом. В отличие от других вариантов, он был разработан для службы прибрежным командованием Королевских ВВС и, таким образом, предназначался для морской разведки, а не как бомбардировщик общего назначения. [13] Whitley Mk V, P3949 Прототипом этого варианта послужил . Всего было произведено 146 самолетов Whitley Mk VII, дополнительные самолеты Whitley Mk V были переоборудованы в стандартные. [13] У него был шестой член экипажа, который управлял новой системой ASV Mk II радиолокационной , а также увеличенный запас топлива для длительных противокорабельных миссий. [14] Некоторые Whitley Mk VII позже были переоборудованы в учебно-тренировочные самолеты с дополнительными сиденьями и приборами для бортинженеров. [10]
Ранние модели Whitley отличались дверцами бомбового отсека, установленными на фюзеляже и крыльевых отсеках и удерживаемыми эластичными шнурами ; во время бомбардировок они открывались под весом падающих на них бомб и снова закрывались эластичным шнуром. [4] [5] Короткая и непредсказуемая задержка открытия дверей привела к крайне неточной бомбардировке. На Mk.III были установлены гидравлические двери, что значительно повысило точность бомбометания. Для наведения бомб бомбардировщик открывал люк в носовой части самолета, который выдвигал бомбовый прицел за пределы фюзеляжа, но в Mk IV этот люк был заменен слегка удлиненной прозрачной панелью из оргстекла , что повышало комфорт экипажа. [12] [15]
Дизайн
[ редактировать ]
Армстронг Уитворт Уитли представлял собой двухмоторный тяжелый бомбардировщик, первоначально оснащенный парой двигателей мощностью 795 л.с. (593 кВт). Armstrong Siddeley Tiger IX Радиальные двигатели . [16] Более продвинутые модели двигателя Tiger оснащались некоторыми из более поздних вариантов Whitley; начиная с варианта Whitley Mk IV, «Тигры» были заменены парой двигателей Rolls-Royce Merlin IV V12 мощностью 1030 л.с. (770 кВт) . [11] По словам Мойеса, внедрение двигателя Merlin дало Whitley значительный прирост производительности. [12]
Экипаж «Уитли» состоял из пяти человек: пилот, второй пилот/штурман, бомбардировщик, радист и задний стрелок. Пилот и второй пилот-штурман сидели рядом в кабине, а радист - дальше сзади. Штурман, чье сиденье было установлено на направляющих и могло поворачиваться, после взлета скользнул назад и повернулся влево, чтобы воспользоваться штурманским столом позади себя. [15] Наводчик бомбы находился в носовой части, а прямо над ним располагалась орудийная башня . Кормовая часть фюзеляжа радиста была разделена по горизонтали бомбовым отсеком; за бомбоотсеком находился главный вход, а за ним - кормовая башня. [15] Бомбы размещались в двух бомбовых отсеках, расположенных внутри фюзеляжа, а также еще в 14 отсеках меньшего размера в крыле. [4] Другие источники утверждают, что было 16 «ячеек», две группы по два в фюзеляже и четыре группы по три в крыльях, а также две ячейки меньшего размера для парашютных ракет в задней части фюзеляжа. [15] На вариант Whitley Mk III были установлены бомбодержатели, способные удерживать бомбы большего размера. [6]
Ранние образцы имели носовую и заднюю турели, каждая из которых управлялась вручную с помощью одного пулемета Vickers калибра 0,303 . На Whitley Mk III эта компоновка была существенно переработана: была установлена новая выдвижная подфюзеляжная «мусорная корзина» для установки спаренных калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметов Browning , а носовая турель также была модернизирована до Nash & Thompson. турели с механическим приводом . [6] На Whitley Mk IV хвостовая и подфюзеляжная турели были заменены хвостовой турелью с механическим приводом Nash & Thompson, на которой были установлены четыре пулемета Browning .303; после принятия такого расположения башни «Уитли» стал самым мощно вооруженным бомбардировщиком в мире, защищающим от атак с тыла. [12]

Фюзеляж состоял из трех секций, причем основные шпангоуты приклепали к обшивке, а промежуточные секции - к внутренним полкам продольных стрингеров . [3] Широко использовалось листовое покрытие Alclad . Топливо размещалось в трех баках: паре баков емкостью 182 имп галлона (830 л) в передней кромке каждого внешнего крыла и одном баке емкостью 155 имп галлонов (700 л) в крыше фюзеляжа, над центральной частью лонжерона; В переднем бомбоотсеке фюзеляжа могли быть установлены два вспомогательных топливных бака. На внутренних передних кромках располагались масляные баки, которые одновременно служили радиационными маслоохладителями. [4] [15] Чтобы облегчить производство, были предприняты целенаправленные усилия по сокращению количества компонентов и стандартизации деталей. [3] Фюзеляж оказался достаточно прочным, чтобы выдержать серьезные повреждения. [4]
Уитли имел большое крыло прямоугольной формы; его появление привело к тому, что самолет получил прозвище «летающая дверь сарая» . [4] Как и фюзеляж, крылья состояли из трех секций, построенных вокруг большого коробчатого лонжерона , передняя которого и задняя кромки крепились к лонжерону в каждой точке нервюры . [17] Передние поверхности крыльев состояли из клепаных, гладких и ненапряженных металлических листов; Задние 2/3 коробчатого лонжерона до задней кромки, а также элероны и разрезные закрылки были обтянуты тканью. [15] [17] Внутренняя конструкция разъемных закрылков была сделана из дюраля и проходила между элеронами и фюзеляжем, располагаясь под углом 15–20 градусов при взлете и под углом 60 градусов при посадке. [4] Хвостовое оперение имело конструкцию, аналогичную конструкции крыльев: киль крепился к фюзеляжу с помощью металлических стоек; рули высоты и рули направления с сервобалансировкой имели триммеры . [4]
Операционная история
[ редактировать ]Военная служба
[ редактировать ]
9 марта 1937 года Whitley Mk I начал поступать на вооружение 10-й эскадрильи Королевских ВВС, заменив бипланы Handley Page Heyford. [18] [19] В январе 1938 года Whitley Mk II впервые поступил на вооружение 58-й эскадрильи , а в августе 1938 года Whitley Mk III впервые поступил на вооружение 51-й эскадрильи . [19] В мае 1939 года Whitley Mk IV впервые поступил на вооружение 10-й эскадрильи, а в августе 1939 года Whitley Mk IVA впервые поступил на вооружение 78-й эскадрильи . [19] К началу Второй мировой войны в строю находилось семь эскадрилий, большинство из которых летали на самолетах Whitley III или IV, тогда как Whitley V только что был принят на вооружение; 196 Уитли служили в ВВС Великобритании. [18] [19] [20]
В начале войны 4-я группа , оснащенная «Уитли», была единственной подготовленной группой ночных бомбардировщиков в мире. [19] Наряду с « Хэндли Пейдж Хэмпден» и « Виккерс Веллингтон» , «Уитли» принял на себя основную тяжесть боевых действий и принял участие в боевых действиях в первую ночь войны, когда они сбросили пропагандистские листовки над Германией . [21] Этот пропагандистский полет сделал «Уитли» первым самолетом бомбардировочного командования Королевских ВВС, проникшим в Германию. [19] Дальнейшие пропагандистские полеты долетят до Берлина , Праги и Варшавы . [22] В ночь с 19 на 20 марта 1940 года совместно с Хэмпденсом «Уитли» совершили первый бомбардировочный налет на немецкую землю, атаковав Хёрнум базу гидросамолетов на острове Зильт . [2] [23] После рейда на Хёрнум Уитли регулярно патрулировали Фризские острова , преследуя суда и гидросамолеты. [19]

В отличие от Hampden и Wellington, которые соответствовали спецификации B.9/32 для дневных бомбардировщиков, Whitley всегда предназначался для ночных операций и избежал первых тяжелых потерь, полученных во время дневных налетов на немецкие корабли. [3] Будучи самым старым из трех бомбардировщиков, «Уитли» устарел к началу войны, однако было произведено еще более 1000 самолетов, прежде чем была найдена подходящая замена. Особая проблема с Mk VII, оснащенным радаром, с добавлением антенн, создающих сопротивление, заключалась в том, что он не мог поддерживать высоту на одном двигателе. Уитли совершили в общей сложности 8996 операций с бомбардировочным командованием, сбросили 9845 тонн (8931 тонну) бомб и потеряли в боях 269 самолетов. [24]
В ночь с 11 на 12 июня 1940 года «Уитли» осуществил операцию «Хэддок» , первый бомбардировочный налет Королевских ВВС на Италию, всего через несколько часов после объявления Италией войны; Уитли бомбили Турин и Геную , достигнув северной Италии через дозаправку на Нормандских островах . [21] [23] Многие ведущие пилоты бомбардировщиков Королевских ВВС времен Второй мировой войны летали на Уитли в какой-то момент своей карьеры, в том числе Дон Беннетт , Джеймс Тейт и Леонард Чешир . [25]
В ночь с 10 на 11 февраля 1941 года шесть самолетов Whitley V из 51-й эскадрильи под командованием Тейта приняли участие в операции «Колосс» , первой воздушно-десантной операции, предпринятой британскими военными, по доставке парашютистов для атаки на акведук Трагино на юге Италии. «Уитли» не всегда нравился десантникам, поскольку они выходили через мусорный бак в полу. Если бы это было неправильно рассчитано, поток воздуха вытащил бы десантника, что привело бы к серьезным травмам лица о край парашюта, известным как поцелуй Уитли. [ нужна ссылка ]
В ночь с 29 на 30 апреля 1942 года 58-я эскадрилья на самолетах «Уитли» бомбила порт Остенде в Бельгии. Это был последний оперативный вылет эскадрильи бомбардировщиков, оснащенной Уитли. [26] В конце 1942 года «Уитли» был выведен из эксплуатации в качестве передового самолета бомбардировочных эскадрилий и переведен на другие функции. Этот тип продолжал доставлять припасы и агенты в эскадрильи специального назначения (138 и 161) до декабря 1942 года, а также выполнял функции транспорта для войск и грузов, носителя десантников и самолета-буксировщика планеров . [27] В 1940 году «Уитли» был выбран в качестве стандартного транспорта для парашютистов; в этой роли подфюзеляжное отверстие башни обычно модифицировалось для выхода десантников. [26] Группа № 100 Королевских ВВС использовала самолеты Whitley для обеспечения радиолокационного и электронного противодействия . В феврале 1942 года «Уитли» использовались для перевозки десантников, участвовавших в Брюневаль рейде под кодовым названием «Операция «Кусака»» , в ходе которого компоненты немецких радаров были захвачены с немецкой базы на побережье Франции. [27]
Варианты дальнего действия Coastal Command Mk VII были одними из последних самолетов Whitley, оставшихся на передовой, и оставались на вооружении до начала 1943 года. [26] Первым убийством подводной лодки, приписываемым Whitley Mk VII, стало потопление немецкой подводной лодки U-751 17 июля 1942 года, которое было достигнуто в сочетании с тяжелым бомбардировщиком Lancaster . [28] [29] Проведя оценку Whitley в 1942 году, авиация флота эксплуатировала ряд модифицированных бывших ВВС Великобритании Mk VII с 1944 по 1946 год для обучения экипажей управлению двигателем Merlin и процедурам перекачки топлива. [2]
Гражданская служба
[ редактировать ]В апреле/мае 1942 года British Overseas Airways Corporation (BOAC) эксплуатировала 15 самолетов Whitley Mk V, переоборудованных в грузовые. В процессе переоборудования было снято все вооружение, ниши башни были закрыты обтекателями, в бомбоотсеке установлены дополнительные топливные баки, внутренняя часть фюзеляжа была приспособлена для размещения грузов и как минимум один самолет был оснащен увеличенной грузовой дверью. . [19] Этот тип обычно использовался для ночных рейсов снабжения из Гибралтара на Мальту ; Маршрут занимал семь часов и часто требовал посадки во время воздушных атак Оси по их прибытии на Мальту. [30] Грузовые суда Whitley также летали по опасному маршруту между RAF Leuchars , Шотландия, и Стокгольмом , Швеция. [19] «Уитли» потреблял непропорционально большое количество топлива для перевозки относительно небольшой полезной нагрузки, и были и другие причины, делавшие этот тип не идеальным, поэтому в августе 1942 года этот тип был заменен на « Локхид Хадсон» , а 14 выживших были возвращены в ВВС Великобритании. . [19] [30]
Варианты
[ редактировать ]

После двух прототипов ( K4586 и K4587 ) на момент начала войны на вооружении британских ВВС было 207 самолетов Whitley, начиная от типов Mk I и заканчивая Mk IV, а также следующие улучшенные версии:
- Mk I
- АВ Тип 188 . Оснащен Armstrong Siddeley Tiger с воздушным охлаждением радиальными двигателями 4 градуса IX мощностью 795 л.с. (593 кВт), двугранный угол встроен в каждую внешнюю панель крыла, при этом более ранние самолеты были ретроспективно модифицированы: построено 34 самолета. [6]
- Марк II
- AW Тип 197 (некоторые Тип 220). Оснащен двухскоростными двигателями Tiger VIII с наддувом мощностью 920 л.с. (690 кВт) : построено 46 штук. [6]
- Марк III
- АВ Тип 205 . Оснащенный двигателями Tiger VIII, выдвижной подфюзеляжной башней «мусорного ящика», установленной в кормовой части крыла, вооруженной двумя калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметами , дверцами бомбового отсека с гидравлическим приводом и способностью нести более крупные бомбы: построено 80 самолетов. [6]
- Марк IV
- АВ Тип 209 . Оснащен двигателями Rolls-Royce Merlin IV рядными с жидкостным охлаждением мощностью 1030 л.с. (770 кВт), увеличенным запасом топлива, увеличенной прозрачностью прицела бомбы, хвостовой частью с ручным управлением и выдвижными подфюзеляжными турелями, замененными одной хвостовой башней с приводом от Nash & Thompson, оснащенной четырьмя пулеметами калибра . 303-дюймовые (7,7-мм) пулеметы Браунинга, выпускались с 1938 года: построено 33 штуки. [12]
- Мк ИВА
- АВ Тип 210 . Вариант Mk IV с двигателями Merlin X мощностью 1145 л.с. (854 кВт), изготовленный путем установки двигателей Merlin X на последние Mk IV на производственной линии: построено семь. [12]
- Mk V
- АВ Тип 207 . Основная серийная версия военного времени, основанная на Mk IV, с модифицированным килем с прямыми краями , антиобледенением передней кромки, хвостовой частью фюзеляжа или хвостовым оперением, удлиненным на 15 дюймов (381 мм) для улучшения поля обстрела хвостового стрелка. [2] Первый полет состоялся в декабре 1938 года, производство прекратилось в июне 1943 года: построено 1466 самолетов. [13]
- Марк VI
- Предлагаемая версия Mk V с двигателем Pratt & Whitney GR1830 Twin Wasp на случай дефицита производства Merlin: так и не построено. [13]
- Mk VII
- АВ Тип 217 . Разработан для службы в Береговом командовании и имеет шестого члена экипажа, способного совершать полеты на большую дальность (2300 миль/3700 км по сравнению с 1250 миль (2010 км) ранней версии). [2] с дополнительными топливными баками, установленными в бомбоотсеке и фюзеляже, оснащенными ASV Mk. II для противокорабельного патрулирования с дополнительными четырьмя спинными радиолокационными мачтами «колюшка» и другими антеннами: построено 146 штук. [14] Будучи тяжелее, эта марка не могла удерживать высоту на одном двигателе.
Операторы
[ редактировать ]


Военные операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС
- 7-я эскадрилья RAF с марта 1938 по май 1939 года.
- № 10-й эскадрильи RAF с марта 1937 по декабрь 1941 года.
- 51-я эскадрилья RAF с февраля 1938 по октябрь 1942 года.
- № 53-й эскадрильи RAF с февраля 1943 г. по май 1943 г.
- № 58-й эскадрильи RAF с октября 1937 по январь 1943 года.
- 76-я эскадрилья RAF с сентября 1939 по апрель 1940 года.
- 77-я эскадрилья RAF с ноября 1938 по октябрь 1942 года.
- 78-я эскадрилья RAF с июля 1937 по март 1942 года.
- 97-я эскадрилья RAF с февраля 1939 по май 1940 года.
- 102-я эскадрилья RAF с октября 1938 по февраль 1942 года.
- 103-я эскадрилья RAF с октября 1940 по июнь 1942 года.
- 109-я эскадрилья RAF имела только один самолет (P5047).
- 115-я эскадрилья RAF в 1938 году. [31]
- 138-я эскадрилья RAF с августа 1941 по октябрь 1942 года.
- 161-я эскадрилья RAF с февраля 1942 по декабрь 1942 года.
- 166-я эскадрилья RAF с июля 1938 по апрель 1940 года.
- 295-я эскадрилья RAF с августа 1942 по ноябрь 1943 года.
- 296-я эскадрилья RAF с июня 1943 по март 1943 года.
- 297-я эскадрилья RAF с февраля 1942 по февраль 1944 года.
- 298-я эскадрилья RAF с августа 1942 по октябрь 1942 года.
- 299-я эскадрилья RAF с ноября 1943 по январь 1944 года.
- 502-я эскадрилья RAF с октября 1940 по февраль 1943 года.
- № 612-й эскадрильи RAF с ноября 1940 по июнь 1943 года.
- № 619-й эскадрильи RAF с апреля 1943 по январь 1944 года.
- № 1419 Рейс RAF
- № 1473 Рейс RAF
- № 1478 Рейс RAF
- № 1481 Рейс RAF
- № 1484 Рейс RAF
- № 1485 Рейс RAF
- № 1486 Рейс RAF
- № 1 (Береговой) отряд оперативной подготовки РАФ
- № 10 Отдел оперативной подготовки РАФ
- № 81 Отряд оперативной подготовки РАФ
- № 19 Отдел оперативной подготовки РАФ
- № 24 Отряд оперативной подготовки РАФ
- № 29 Отдел оперативной подготовки РАФ
- № 58 Отряд оперативной подготовки РАФ
- № 81 Отряд оперативной подготовки РАФ
- № 83 Отряд оперативной подготовки РАФ
- Школа парашютной подготовки
- Парашютная секция, 13-я группа технического обслуживания
- Авиация флота
- 734-я военно-морская авиационная эскадрилья эксплуатировала самолеты Whitley с февраля 1944 по февраль 1946 года.
Гражданские операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Из 1814 выпущенных Whitley самолетов не осталось ни одного целого самолета. Проект Уитли восстанавливает образец из спасенных останков, а часть фюзеляжа выставлена в Музее авиации Мидленда (MAM), территория которого примыкает к аэродрому, откуда состоялся первый полет Уитли. [32]
Технические характеристики (Whitley Mk V)
[ редактировать ]

Данные из файла Уитли [33]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Длина: 70 футов 6 дюймов (21,49 м)
- Размах крыльев: 84 футов 0 дюймов (25,60 м)
- Высота: 15 футов 0 дюймов (4,57 м)
- Площадь крыла: 1137 кв. футов (105,6 м ). 2 )
- Пустой вес: 19 300 фунтов (8754 кг)
- Максимальный взлетный вес: 33 500 фунтов (15 195 кг)
- Силовая установка: 2 Rolls-Royce Merlin X V12 жидкостного охлаждения двигателя мощностью 1145 л.с. (854 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 230 миль в час (370 км/ч, 200 узлов) на высоте 16 400 футов (5 000 м)
- Диапазон: 1650 миль (2660 км, 1430 миль)
- Перегоночная дальность: 2400 миль (3900 км, 2100 морских миль)
- Практический потолок: 26 000 футов (7 900 м)
- Скорость набора высоты: 800 футов/мин (4,1 м/с).
Вооружение
- Орудия: ** 1 калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулемет Vickers K в носовой турели.
- 4 × .303 пулемета Browning в хвостовой башне
- Бомбы: до 7000 фунтов (3175 кг) бомб в фюзеляже и 14 ячеек в крыльях, обычно включая
- 12 × 250 фунтов (113 кг) и
- 2 бомбы по 500 фунтов (227 кг)
- Можно было нести бомбы весом до 2000 фунтов (907 кг).
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мойес 1967, с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кросби 2007 , стр. 48–49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мойес 1967, с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мойес 1967, с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мойес 1967, с. 5.
- ^ Суонборо 1997 , с. 8..
- ^ Робертс 1986 , с. 8.
- ^ Мойес 1967, стр. 10-11.
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 5-6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мойес 1967, с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мойес 1967, с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 7, 10.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рейс 21 октября 1937 г., с. 402.
- ^ Мойес 1967, стр. 4-5.
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 3-4.
- ^ Перейти обратно: а б Понедельник 1994 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мойес 1967, с. 11.
- ^ Тетфорд 1957, с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и энтузиаст авиации Суонборо , 1979, с. 22.
- ^ Мойес 1967, стр. 11-12.
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, с. 12.
- ^ Мойес 1976 , с. 327.
- ^ Мойес 1967, стр. 12-13.
- ^ Перейти обратно: а б с Мойес 1967, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 13-14.
- ^ U-boat.net/ «U-206». uboat.net. Проверено: 8 августа 2010 г.
- ^ Uboat.net/ «U-751». uboat.net. Проверено: 8 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1973, с. 325.
- ^ Робертс 1978 , с. 62.
- ^ Робертс 1978 , стр. 58–59.
- ^ Робертс 1986 , с. 68
Библиография
[ редактировать ]- «Современный тяжелый бомбардировщик». Рейс , 21 октября 1937 г., стр. 396–402.
- Чешир, Леонард. Леонард Чешир, пилот бомбардировщика VC . Сент-Олбанс, Хертс, Великобритания: Mayflower, 1975 (перепечатка издания 1943 года). ISBN 0-583-12541-7 .
- Кросби, Ф. (2007). Всемирная энциклопедия бомбардировщиков . Лондон: Эннесс. ISBN 978-1-84477-511-8 .
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN 1-880588-24-2 .
- Грин, Уильям. Знаменитые бомбардировщики Второй мировой войны . Лондон: Macdonald and Jane's, 1959 (третье исправленное издание, 1975 г.). ISBN 0-356-08333-0 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Уилли Уитли Армстронга Уитворта», энтузиаст авиации . № 9, февраль – май 1979 г. Бромли, Кент, Великобритания, стр. 10–25.
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: бомбардировщики RAF, часть 1 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1979. ISBN 0-354-01230-4 .
- Ганстон, Билл (1995). Классические вырезы самолетов времен Второй мировой войны . Ботли: Оспрей. ISBN 1-85532-526-8 .
- Джексон, AJ Британские гражданские самолеты с 1919 года (Том 1) . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1973. ISBN 0-370-10006-9 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
- Монди, Дэвид (1994). Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN 1-85152-668-4 .
- Мойес, Филип-младший Армстронг Уитворт Уитли . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1967.
- Мойес, Филип-младший (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты (изд. 1976 г.). Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-354-01027-1 .
- Робертс, Н. (1978). Армстронг Уитворт Уитли . Журнал авиакатастроф. нет ибн. Лидс: Н. Робертс.
- Робертс, Р.Н. (1986). Файл Уитли . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-127-4 .
- Суонборо, Гордон (1997). Британские самолеты на войне, 1939–1945 гг . Восточный Суссекс: HPC. ISBN 0-9531421-0-8 .
- Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевской авиации, 1918–57 гг . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1957.
- Тернер-Хьюз, Чарльз. «Уиллинг Уитли Армстронга Уитворта». Air Enthusiast , № 9, февраль – май 1979 г., стр. 10–25. ISSN 0143-5450 .
- Викси, Кен. Армстронг Уитворт Уитли (серия Warpaint № 21). Денби Ист, Блетчли, Великобритания: Hall Park Books, 1999. ОСЛК 65202527
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проект Уитли
- Разрез полета Уитли
- Пулеметный тарелочек. Архивировано 6 октября 2012 года в Wayback Machine, август 1940 года. Popular Mechanics.