Jump to content

Армстронг Уитворт Уитли

AW38 Уитли
Уитли Mk.V
Роль Тяжелый бомбардировщик , ночной бомбардировщик
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Армстронг Уитворт Самолет
Дизайнер Джон Ллойд
Первый полет 17 марта 1936 г.
Введение 1937
Ушедший на пенсию 1945
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Королевские ВВС
Количество построенных 1,814 [1]
Разработано на основе Армстронг Уитворт AW.23

Armstrong Whitworth AW38 Whitley — британский средний бомбардировщик 1930-х годов. Это был один из трех типов двухмоторных фронтовых средних бомбардировщиков , стоявших на вооружении Королевских ВВС (RAF) в начале Второй мировой войны . Наряду с Vickers Wellington и Handley Page Hampden , Whitley был разработан в середине 1930-х годов в соответствии со спецификацией Министерства авиации B.3/34 , для соответствия которой он впоследствии был выбран. В 1937 году «Уитли» официально поступил на вооружение эскадрильи Королевских ВВС; это был первый из трех представленных средних бомбардировщиков.

После начала войны в сентябре 1939 года «Уитли» участвовали в первом бомбардировочном налете британских ВВС на территорию Германии и оставались неотъемлемой частью раннего наступления британских бомбардировщиков. В 1942 году на смену бомбардировщику пришли более крупные четырехмоторные « тяжеловесы », такие как Avro Lancaster . [2] Его передовая служба включала морскую разведку вместе с Береговым командованием , а также выполнение второй линии планерно- буксирных , учебно-тренировочных и транспортных самолетов. Этот тип также был приобретен British Overseas Airways Corporation как гражданский грузовой самолет. Самолет был назван в честь Уитли , пригорода Ковентри , где находится Армстронга Уитворта в завод Уитли .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
масштаба Сравнительная диаграмма трио британских двухмоторных средних бомбардировщиков в начале Второй мировой войны; Уитли (розовый), Викерс Веллингтон (синий) и Хэндли Пейдж Хэмпден (желтый)

В июле 1934 года министерство авиации выпустило спецификацию B.3/34 , в которой требовался тяжелый ночной бомбардировщик / военный транспорт для замены Handley Page Heyford бомбардировщика- биплана . [3] Эта комбинация бомбардировщика и транспорта была частью концепции Королевских ВВС по ведению войн в отдаленных районах Британской империи , где самолеты должны были прилетать на театр боевых действий с войсками, а затем оказывать поддержку с воздуха.

Джон Ллойд, главный конструктор компании Armstrong Whitworth Aircraft , решил отреагировать на спецификацию дизайном AW.38 , которому позже было присвоено имя Whitley в честь расположения основного завода Armstrong Whitworth. Конструкция AW.38 представляла собой развитие конструкции транспортного бомбардировщика Armstrong Whitworth AW.23 , который проиграл Bristol Bombay по более ранней спецификации C.26/31 . [3]

Ллойд выбрал Armstrong Siddeley Tiger IX для установки на Whitley радиальный двигатель , мощность которого составляла 795 л.с. (593 кВт). [3] Одной из новаторских особенностей конструкции Whitley было использование трехлопастного двухпозиционного винта изменяемого шага, построенного компанией de Havilland ; Whitley был первым самолетом, летавшим с такой компоновкой. [3]

Поскольку Ллойд не был знаком с использованием закрылков на большом тяжелом моноплане , они изначально были исключены из конструкции. Чтобы компенсировать это, средние крылья были установлены под большим углом наклона (8,5 °), чтобы обеспечить хорошие взлетно-посадочные характеристики. [4] Закрылки были включены на поздней стадии проектирования, крыло осталось без изменений; в результате на крейсерской скорости «Уитли» летел с явно выраженным наклоном носа вниз, что приводило к значительному лобовому сопротивлению. [4] [5]

Whitley является первым самолетом британских ВВС с полумонококовым фюзеляжем , который был построен с использованием пластинчатой ​​конструкции для облегчения производства. [2] Это заменило метод трубчатой ​​конструкции, традиционно используемый Армстронгом Уитвортом, который вместо этого построил планер из из легких сплавов прокатных профилей , штамповок и гофрированных листов. [3] По словам авиационного писателя Филипа Мойеса, решение использовать фюзеляж полумонокок было значительным достижением в конструкции; многие Уитли пережили серьезные повреждения во время операций. [3]

В июне 1935 года из-за острой необходимости замены тяжелых бомбардировщиков-бипланов, стоявших на вооружении Королевских ВВС, было решено произвести первые 80 самолетов, 40 из которых принадлежали к раннему стандарту Whitley Mk I , а остальные 40 - к более совершенным Whitley Mk II. . [4] Первоначально производство осуществлялось на трех заводах в Ковентри; фюзеляжи и детализированные компоненты были изготовлены на заводе Whitley Abbey, обшивка панелей и большая часть детальных работ - на бывшем заводе Coventry Ordnance Works , а изготовление крыла и окончательная сборка осуществлялись на аэродроме Бэгинтон . [4] В 1935 и 1936 годах на этот тип были заключены различные контракты; Уитли был заказан «с чертежной доски» - еще до первых полетов любого из прототипов. [4]

17 марта 1936 года первый прототип Whitley Mk I, K4586 , совершил свой первый полет с аэродрома Бэгинтон, пилотируемый главным летчиком-испытателем Армстронгом Уитвортом Аланом Кэмпбелл-Ордом. [6] K4586 был оснащен парой 14-цилиндровых авиационных радиальных двигателей воздушного охлаждения Armstrong Siddeley Tiger IX мощностью 795 л.с. (593 кВт). Второй прототип, К4587 , был оснащен парой более мощных двигателей Tiger XI со средним наддувом . [7] [6] Прототипы мало отличались от первоначально серийных стандартных самолетов; Всего было построено 34 серийных Whitley Mk I. [6]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

После того как были построены первые 34 самолета, двигатели были заменены на более надежные двухскоростные Tiger VIII с наддувом. K7243 , 27-й серийный Whitley, как полагают, послужил прототипом после модификаций. [6] Получившийся самолет получил обозначение Whitley Mk II. Всего по стандарту Whitley Mk II было построено 46 серийных самолетов. [6] Один Whitley Mk II, K7243 , использовался в качестве испытательного стенда для 21-цилиндрового радиального Armstrong Siddeley Deerhound двигателя мощностью 1200 л.с. (890 кВт); 6 января 1939 года K7243 совершил свой первый полет на Deerhound. [8] [9] Другой Whitley Mk I, K7208 , был модифицирован для работы с большей (33 500 фунтов (15 200 кг)) полной массой . [10]

K7211 , 29-й серийный Whitley, послужил прототипом для дальнейшего усовершенствованного варианта самолета Whitley Mk III . [6] Whitley Mk III отличался многочисленными усовершенствованиями, такими как замена носовой турели с ручным управлением на одномоторную башню Nash & Thompson и выдвижную двухорудийную подфюзеляжную «мусорную» башню с электроприводом . Подфюзеляжная башня имела гидравлический привод, но оказалась сложной в эксплуатации и добавляла значительное лобовое сопротивление, поэтому Whitley Mk III был единственным вариантом с ней. [6] Другие изменения включали увеличение угла наклона внешних панелей крыла, улучшенное навигационное обеспечение и установку новых бомбодержателей. [11] Всего было изготовлено 80 самолетов Whitley Mk III. [6]

Хотя двигатель Tiger VIII, использовавшийся в Whitley Mks II и III, был более надежным, чем двигатели, использовавшиеся в ранних самолетах, в 1938 году Whitley был модернизирован двигателями Rolls-Royce Merlin , что дало начало Whitley Mk IV . [12] Три самолета Whitley Mk I, K7208 , K7209 и K7211 , изначально были модернизированы для использования в качестве прототипов. Новым двигателям приписывают значительно улучшенные характеристики. [2] [12] Другие внесенные изменения включали замену хвостовой турели с ручным управлением и выдвижных подфюзеляжных турелей на хвостовую турель с приводом от Nash & Thompson, оснащенную четырьмя пулеметами Browning калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), увеличение емкости топливных баков, включая два дополнительных топливных бака в крыло. [12] Всего было построено 40 экземпляров Whitley Mk IV и Whitley Mk IVA, подварианта с более мощными моделями двигателя Merlin. [12]

Было принято решение внести ряд других незначительных усовершенствований в производство Whitley Mk V. Они включали модификацию хвостового киля и рулей направления, установку антиобледенителей передней кромки , дальнейшее увеличение запаса топлива, меньшую петлю D/F в обтекаемом обтекателе , а также удлинение задней части фюзеляжа на 15 дюймов (381 дюйм). мм) для улучшения поля обстрела заднего наводчика. [13] Whitley Mk V был, безусловно, самой массовой версией самолета: до окончания производства в июне 1943 года было построено 1466 экземпляров. [2] [13]

Whitley Mk VII был последним построенным вариантом. В отличие от других вариантов, он был разработан для службы прибрежным командованием Королевских ВВС и, таким образом, предназначался для морской разведки, а не как бомбардировщик общего назначения. [13] Whitley Mk V, P3949 Прототипом этого варианта послужил . Всего было произведено 146 самолетов Whitley Mk VII, дополнительные самолеты Whitley Mk V были переоборудованы в стандартные. [13] У него был шестой член экипажа, который управлял новой системой ASV Mk II радиолокационной , а также увеличенный запас топлива для длительных противокорабельных миссий. [14] Некоторые Whitley Mk VII позже были переоборудованы в учебно-тренировочные самолеты с дополнительными сиденьями и приборами для бортинженеров. [10]

Ранние модели Whitley отличались дверцами бомбового отсека, установленными на фюзеляже и крыльевых отсеках и удерживаемыми эластичными шнурами ; во время бомбардировок они открывались под весом падающих на них бомб и снова закрывались эластичным шнуром. [4] [5] Короткая и непредсказуемая задержка открытия дверей привела к крайне неточной бомбардировке. На Mk.III были установлены гидравлические двери, что значительно повысило точность бомбометания. Для наведения бомб бомбардировщик открывал люк в носовой части самолета, который выдвигал бомбовый прицел за пределы фюзеляжа, но в Mk IV этот люк был заменен слегка удлиненной прозрачной панелью из оргстекла , что повышало комфорт экипажа. [12] [15]

Пулемет Браунинг устанавливается в башню Уитли, 1940 год.

Армстронг Уитворт Уитли представлял собой двухмоторный тяжелый бомбардировщик, первоначально оснащенный парой двигателей мощностью 795 л.с. (593 кВт). Armstrong Siddeley Tiger IX Радиальные двигатели . [16] Более продвинутые модели двигателя Tiger оснащались некоторыми из более поздних вариантов Whitley; начиная с варианта Whitley Mk IV, «Тигры» были заменены парой двигателей Rolls-Royce Merlin IV V12 мощностью 1030 л.с. (770 кВт) . [11] По словам Мойеса, внедрение двигателя Merlin дало Whitley значительный прирост производительности. [12]

Экипаж «Уитли» состоял из пяти человек: пилот, второй пилот/штурман, бомбардировщик, радист и задний стрелок. Пилот и второй пилот-штурман сидели рядом в кабине, а радист - дальше сзади. Штурман, чье сиденье было установлено на направляющих и могло поворачиваться, после взлета скользнул назад и повернулся влево, чтобы воспользоваться штурманским столом позади себя. [15] Наводчик бомбы находился в носовой части, а прямо над ним располагалась орудийная башня . Кормовая часть фюзеляжа радиста была разделена по горизонтали бомбовым отсеком; за бомбоотсеком находился главный вход, а за ним - кормовая башня. [15] Бомбы размещались в двух бомбовых отсеках, расположенных внутри фюзеляжа, а также еще в 14 отсеках меньшего размера в крыле. [4] Другие источники утверждают, что было 16 «ячеек», две группы по два в фюзеляже и четыре группы по три в крыльях, а также две ячейки меньшего размера для парашютных ракет в задней части фюзеляжа. [15] На вариант Whitley Mk III были установлены бомбодержатели, способные удерживать бомбы большего размера. [6]

Ранние образцы имели носовую и заднюю турели, каждая из которых управлялась вручную с помощью одного пулемета Vickers калибра 0,303 . На Whitley Mk III эта компоновка была существенно переработана: была установлена ​​новая выдвижная подфюзеляжная «мусорная корзина» для установки спаренных калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметов Browning , а носовая турель также была модернизирована до Nash & Thompson. турели с механическим приводом . [6] На Whitley Mk IV хвостовая и подфюзеляжная турели были заменены хвостовой турелью с механическим приводом Nash & Thompson, на которой были установлены четыре пулемета Browning .303; после принятия такого расположения башни «Уитли» стал самым мощно вооруженным бомбардировщиком в мире, защищающим от атак с тыла. [12]

Парашютисты в фюзеляже «Уитли», август 1942 года.

Фюзеляж состоял из трех секций, причем основные шпангоуты приклепали к обшивке, а промежуточные секции - к внутренним полкам продольных стрингеров . [3] Широко использовалось листовое покрытие Alclad . Топливо размещалось в трех баках: паре баков емкостью 182 имп галлона (830 л) в передней кромке каждого внешнего крыла и одном баке емкостью 155 имп галлонов (700 л) в крыше фюзеляжа, над центральной частью лонжерона; В переднем бомбоотсеке фюзеляжа могли быть установлены два вспомогательных топливных бака. На внутренних передних кромках располагались масляные баки, которые одновременно служили радиационными маслоохладителями. [4] [15] Чтобы облегчить производство, были предприняты целенаправленные усилия по сокращению количества компонентов и стандартизации деталей. [3] Фюзеляж оказался достаточно прочным, чтобы выдержать серьезные повреждения. [4]

Уитли имел большое крыло прямоугольной формы; его появление привело к тому, что самолет получил прозвище «летающая дверь сарая» . [4] Как и фюзеляж, крылья состояли из трех секций, построенных вокруг большого коробчатого лонжерона , передняя которого и задняя кромки крепились к лонжерону в каждой точке нервюры . [17] Передние поверхности крыльев состояли из клепаных, гладких и ненапряженных металлических листов; Задние 2/3 коробчатого лонжерона до задней кромки, а также элероны и разрезные закрылки были обтянуты тканью. [15] [17] Внутренняя конструкция разъемных закрылков была сделана из дюраля и проходила между элеронами и фюзеляжем, располагаясь под углом 15–20 градусов при взлете и под углом 60 градусов при посадке. [4] Хвостовое оперение имело конструкцию, аналогичную конструкции крыльев: киль крепился к фюзеляжу с помощью металлических стоек; рули высоты и рули направления с сервобалансировкой имели триммеры . [4]

Операционная история

[ редактировать ]

Военная служба

[ редактировать ]
Whitley Mk.V производства, 1941 г.

9 марта 1937 года Whitley Mk I начал поступать на вооружение 10-й эскадрильи Королевских ВВС, заменив бипланы Handley Page Heyford. [18] [19] В январе 1938 года Whitley Mk II впервые поступил на вооружение 58-й эскадрильи , а в августе 1938 года Whitley Mk III впервые поступил на вооружение 51-й эскадрильи . [19] В мае 1939 года Whitley Mk IV впервые поступил на вооружение 10-й эскадрильи, а в августе 1939 года Whitley Mk IVA впервые поступил на вооружение 78-й эскадрильи . [19] К началу Второй мировой войны в строю находилось семь эскадрилий, большинство из которых летали на самолетах Whitley III или IV, тогда как Whitley V только что был принят на вооружение; 196 Уитли служили в ВВС Великобритании. [18] [19] [20]

В начале войны 4-я группа , оснащенная «Уитли», была единственной подготовленной группой ночных бомбардировщиков в мире. [19] Наряду с « Хэндли Пейдж Хэмпден» и « Виккерс Веллингтон» , «Уитли» принял на себя основную тяжесть боевых действий и принял участие в боевых действиях в первую ночь войны, когда они сбросили пропагандистские листовки над Германией . [21] Этот пропагандистский полет сделал «Уитли» первым самолетом бомбардировочного командования Королевских ВВС, проникшим в Германию. [19] Дальнейшие пропагандистские полеты долетят до Берлина , Праги и Варшавы . [22] В ночь с 19 на 20 марта 1940 года совместно с Хэмпденсом «Уитли» совершили первый бомбардировочный налет на немецкую землю, атаковав Хёрнум базу гидросамолетов на острове Зильт . [2] [23] После рейда на Хёрнум Уитли регулярно патрулировали Фризские острова , преследуя суда и гидросамолеты. [19]

с двигателем Merlin Прототип K7208 (переоборудованный Whitley Mk I), около 1938 г.

В отличие от Hampden и Wellington, которые соответствовали спецификации B.9/32 для дневных бомбардировщиков, Whitley всегда предназначался для ночных операций и избежал первых тяжелых потерь, полученных во время дневных налетов на немецкие корабли. [3] Будучи самым старым из трех бомбардировщиков, «Уитли» устарел к началу войны, однако было произведено еще более 1000 самолетов, прежде чем была найдена подходящая замена. Особая проблема с Mk VII, оснащенным радаром, с добавлением антенн, создающих сопротивление, заключалась в том, что он не мог поддерживать высоту на одном двигателе. Уитли совершили в общей сложности 8996 операций с бомбардировочным командованием, сбросили 9845 тонн (8931 тонну) бомб и потеряли в боях 269 самолетов. [24]

В ночь с 11 на 12 июня 1940 года «Уитли» осуществил операцию «Хэддок» , первый бомбардировочный налет Королевских ВВС на Италию, всего через несколько часов после объявления Италией войны; Уитли бомбили Турин и Геную , достигнув северной Италии через дозаправку на Нормандских островах . [21] [23] Многие ведущие пилоты бомбардировщиков Королевских ВВС времен Второй мировой войны летали на Уитли в какой-то момент своей карьеры, в том числе Дон Беннетт , Джеймс Тейт и Леонард Чешир . [25]

В ночь с 10 на 11 февраля 1941 года шесть самолетов Whitley V из 51-й эскадрильи под командованием Тейта приняли участие в операции «Колосс» , первой воздушно-десантной операции, предпринятой британскими военными, по доставке парашютистов для атаки на акведук Трагино на юге Италии. «Уитли» не всегда нравился десантникам, поскольку они выходили через мусорный бак в полу. Если бы это было неправильно рассчитано, поток воздуха вытащил бы десантника, что привело бы к серьезным травмам лица о край парашюта, известным как поцелуй Уитли. [ нужна ссылка ]

В ночь с 29 на 30 апреля 1942 года 58-я эскадрилья на самолетах «Уитли» бомбила порт Остенде в Бельгии. Это был последний оперативный вылет эскадрильи бомбардировщиков, оснащенной Уитли. [26] В конце 1942 года «Уитли» был выведен из эксплуатации в качестве передового самолета бомбардировочных эскадрилий и переведен на другие функции. Этот тип продолжал доставлять припасы и агенты в эскадрильи специального назначения (138 и 161) до декабря 1942 года, а также выполнял функции транспорта для войск и грузов, носителя десантников и самолета-буксировщика планеров . [27] В 1940 году «Уитли» был выбран в качестве стандартного транспорта для парашютистов; в этой роли подфюзеляжное отверстие башни обычно модифицировалось для выхода десантников. [26] Группа № 100 Королевских ВВС использовала самолеты Whitley для обеспечения радиолокационного и электронного противодействия . В феврале 1942 года «Уитли» использовались для перевозки десантников, участвовавших в Брюневаль рейде под кодовым названием «Операция «Кусака»» , в ходе которого компоненты немецких радаров были захвачены с немецкой базы на побережье Франции. [27]

Варианты дальнего действия Coastal Command Mk VII были одними из последних самолетов Whitley, оставшихся на передовой, и оставались на вооружении до начала 1943 года. [26] Первым убийством подводной лодки, приписываемым Whitley Mk VII, стало потопление немецкой подводной лодки U-751 17 июля 1942 года, которое было достигнуто в сочетании с тяжелым бомбардировщиком Lancaster . [28] [29] Проведя оценку Whitley в 1942 году, авиация флота эксплуатировала ряд модифицированных бывших ВВС Великобритании Mk VII с 1944 по 1946 год для обучения экипажей управлению двигателем Merlin и процедурам перекачки топлива. [2]

Гражданская служба

[ редактировать ]

В апреле/мае 1942 года British Overseas Airways Corporation (BOAC) эксплуатировала 15 самолетов Whitley Mk V, переоборудованных в грузовые. В процессе переоборудования было снято все вооружение, ниши башни были закрыты обтекателями, в бомбоотсеке установлены дополнительные топливные баки, внутренняя часть фюзеляжа была приспособлена для размещения грузов и как минимум один самолет был оснащен увеличенной грузовой дверью. . [19] Этот тип обычно использовался для ночных рейсов снабжения из Гибралтара на Мальту ; Маршрут занимал семь часов и часто требовал посадки во время воздушных атак Оси по их прибытии на Мальту. [30] Грузовые суда Whitley также летали по опасному маршруту между RAF Leuchars , Шотландия, и Стокгольмом , Швеция. [19] «Уитли» потреблял непропорционально большое количество топлива для перевозки относительно небольшой полезной нагрузки, и были и другие причины, делавшие этот тип не идеальным, поэтому в августе 1942 года этот тип был заменен на « Локхид Хадсон» , а 14 выживших были возвращены в ВВС Великобритании. . [19] [30]

Варианты

[ редактировать ]
Прототип Уитли, около 1936 года.
Персонал загружает 250-фунтовые бомбы в Whitley Mk V 502-й эскадрильи , 1940 год.

После двух прототипов ( K4586 и K4587 ) на момент начала войны на вооружении британских ВВС было 207 самолетов Whitley, начиная от типов Mk I и заканчивая Mk IV, а также следующие улучшенные версии:

Mk I
АВ Тип 188 . Оснащен Armstrong Siddeley Tiger с воздушным охлаждением радиальными двигателями 4 градуса IX мощностью 795 л.с. (593 кВт), двугранный угол встроен в каждую внешнюю панель крыла, при этом более ранние самолеты были ретроспективно модифицированы: построено 34 самолета. [6]
Марк II
AW Тип 197 (некоторые Тип 220). Оснащен двухскоростными двигателями Tiger VIII с наддувом мощностью 920 л.с. (690 кВт) : построено 46 штук. [6]
Марк III
АВ Тип 205 . Оснащенный двигателями Tiger VIII, выдвижной подфюзеляжной башней «мусорного ящика», установленной в кормовой части крыла, вооруженной двумя калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметами , дверцами бомбового отсека с гидравлическим приводом и способностью нести более крупные бомбы: построено 80 самолетов. [6]
Марк IV
АВ Тип 209 . Оснащен двигателями Rolls-Royce Merlin IV рядными с жидкостным охлаждением мощностью 1030 л.с. (770 кВт), увеличенным запасом топлива, увеличенной прозрачностью прицела бомбы, хвостовой частью с ручным управлением и выдвижными подфюзеляжными турелями, замененными одной хвостовой башней с приводом от Nash & Thompson, оснащенной четырьмя пулеметами калибра . 303-дюймовые (7,7-мм) пулеметы Браунинга, выпускались с 1938 года: построено 33 штуки. [12]
Мк ИВА
АВ Тип 210 . Вариант Mk IV с двигателями Merlin X мощностью 1145 л.с. (854 кВт), изготовленный путем установки двигателей Merlin X на последние Mk IV на производственной линии: построено семь. [12]
Mk V
АВ Тип 207 . Основная серийная версия военного времени, основанная на Mk IV, с модифицированным килем с прямыми краями , антиобледенением передней кромки, хвостовой частью фюзеляжа или хвостовым оперением, удлиненным на 15 дюймов (381 мм) для улучшения поля обстрела хвостового стрелка. [2] Первый полет состоялся в декабре 1938 года, производство прекратилось в июне 1943 года: построено 1466 самолетов. [13]
Марк VI
Предлагаемая версия Mk V с двигателем Pratt & Whitney GR1830 Twin Wasp на случай дефицита производства Merlin: так и не построено. [13]
Mk VII
АВ Тип 217 . Разработан для службы в Береговом командовании и имеет шестого члена экипажа, способного совершать полеты на большую дальность (2300 миль/3700 ​​км по сравнению с 1250 миль (2010 км) ранней версии). [2] с дополнительными топливными баками, установленными в бомбоотсеке и фюзеляже, оснащенными ASV Mk. II для противокорабельного патрулирования с дополнительными четырьмя спинными радиолокационными мачтами «колюшка» и другими антеннами: построено 146 штук. [14] Будучи тяжелее, эта марка не могла удерживать высоту на одном двигателе.

Операторы

[ редактировать ]
Поврежденный левый фюзеляж самолета Whitley Mk V P5005 'DY-N' 102-й эскадрильи после возвращения из бомбардировки Рура в ночь с 12 на 13 ноября 1940 года. Он был сбит немецкой зенитной артиллерией. огонь
Пропагандистские листовки загружаются в Whitley, около 1940 года.
Персонал женских вспомогательных военно-воздушных сил (WAAF) чистит и красит самолет Whitley Mk V из 51-й эскадрильи , около 1942 года.

Военные операторы

[ редактировать ]

 Великобритания

Гражданские операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Выживший самолет

[ редактировать ]
Военный мемориал эскадрильи Уитли, Ковентри , 2010 г.

Из 1814 выпущенных Whitley самолетов не осталось ни одного целого самолета. Проект Уитли восстанавливает образец из спасенных останков, а часть фюзеляжа выставлена ​​в Музее авиации Мидленда (MAM), территория которого примыкает к аэродрому, откуда состоялся первый полет Уитли. [32]

Технические характеристики (Whitley Mk V)

[ редактировать ]
Чертеж Whitley Mk.V с двигателем Merlin со врезным профилем Mk III с двигателем Tiger и выдвижной башней-«мусорником».
Сохранившаяся задняя часть фюзеляжа в Музее авиации Мидленда , 2006 г.

Данные из файла Уитли [33]

Общие характеристики

  • Экипаж: 5
  • Длина: 70 футов 6 дюймов (21,49 м)
  • Размах крыльев: 84 футов 0 дюймов (25,60 м)
  • Высота: 15 футов 0 дюймов (4,57 м)
  • Площадь крыла: 1137 кв. футов (105,6 м ). 2 )
  • Пустой вес: 19 300 фунтов (8754 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 33 500 фунтов (15 195 кг)
  • Силовая установка: 2 Rolls-Royce Merlin X V12 жидкостного охлаждения двигателя мощностью 1145 л.с. (854 кВт) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 230 миль в час (370 км/ч, 200 узлов) на высоте 16 400 футов (5 000 м)
  • Диапазон: 1650 миль (2660 км, 1430 миль)
  • Перегоночная дальность: 2400 миль (3900 км, 2100 морских миль)
  • Практический потолок: 26 000 футов (7 900 м)
  • Скорость набора высоты: 800 футов/мин (4,1 м/с).

Вооружение

  • Орудия: ** 1 калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулемет Vickers K в носовой турели.
    • 4 × .303 пулемета Browning в хвостовой башне
  • Бомбы: до 7000 фунтов (3175 кг) бомб в фюзеляже и 14 ячеек в крыльях, обычно включая
    • 12 × 250 фунтов (113 кг) и
    • 2 бомбы по 500 фунтов (227 кг)
    • Можно было нести бомбы весом до 2000 фунтов (907 кг).

См. также

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Видео операций Уитли
значок видео Исторические кадры строительства и эксплуатации Уитли с повествованием
значок видео Сборник нескольких десантников Уитли.

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Мойес 1967, с. 16.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кросби 2007 , стр. 48–49.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мойес 1967, с. 3.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Мойес 1967, с. 4.
  5. ^ Перейти обратно: а б Ганстон 1995 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Мойес 1967, с. 5.
  7. ^ Суонборо 1997 , с. 8..
  8. ^ Робертс 1986 , с. 8.
  9. ^ Мойес 1967, стр. 10-11.
  10. ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, с. 10.
  11. ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 5-6.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Мойес 1967, с. 6.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мойес 1967, с. 7.
  14. ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 7, 10.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рейс 21 октября 1937 г., с. 402.
  16. ^ Мойес 1967, стр. 4-5.
  17. ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 3-4.
  18. ^ Перейти обратно: а б Понедельник 1994 , с. 18.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мойес 1967, с. 11.
  20. ^ Тетфорд 1957, с. 27.
  21. ^ Перейти обратно: а б Грин и энтузиаст авиации Суонборо , 1979, с. 22.
  22. ^ Мойес 1967, стр. 11-12.
  23. ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, с. 12.
  24. ^ Мойес 1976 , с. 327.
  25. ^ Мойес 1967, стр. 12-13.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Мойес 1967, с. 13.
  27. ^ Перейти обратно: а б Мойес 1967, стр. 13-14.
  28. ^ U-boat.net/ «U-206». uboat.net. Проверено: 8 августа 2010 г.
  29. ^ Uboat.net/ «U-751». uboat.net. Проверено: 8 августа 2010 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б Джексон 1973, с. 325.
  31. ^ Робертс 1978 , с. 62.
  32. ^ Робертс 1978 , стр. 58–59.
  33. ^ Робертс 1986 , с. 68

Библиография

[ редактировать ]
  • «Современный тяжелый бомбардировщик». Рейс , 21 октября 1937 г., стр. 396–402.
  • Чешир, Леонард. Леонард Чешир, пилот бомбардировщика VC . Сент-Олбанс, Хертс, Великобритания: Mayflower, 1975 (перепечатка издания 1943 года). ISBN   0-583-12541-7 .
  • Кросби, Ф. (2007). Всемирная энциклопедия бомбардировщиков . Лондон: Эннесс. ISBN  978-1-84477-511-8 .
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировой военной авиации . Лондон: Издательство AIRtime, 1996. ISBN   1-880588-24-2 .
  • Грин, Уильям. Знаменитые бомбардировщики Второй мировой войны . Лондон: Macdonald and Jane's, 1959 (третье исправленное издание, 1975 г.). ISBN   0-356-08333-0 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Уилли Уитли Армстронга Уитворта», энтузиаст авиации . № 9, февраль – май 1979 г. Бромли, Кент, Великобритания, стр. 10–25.
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: бомбардировщики RAF, часть 1 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1979. ISBN   0-354-01230-4 .
  • Ганстон, Билл (1995). Классические вырезы самолетов времен Второй мировой войны . Ботли: Оспрей. ISBN  1-85532-526-8 .
  • Джексон, AJ Британские гражданские самолеты с 1919 года (Том 1) . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1973. ISBN   0-370-10006-9 .
  • Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
  • Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1994. ISBN   0-85177-861-5 .
  • Монди, Дэвид (1994). Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN  1-85152-668-4 .
  • Мойес, Филип-младший Армстронг Уитворт Уитли . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации, 1967.
  • Мойес, Филип-младший (1964). Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты (изд. 1976 г.). Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN  0-354-01027-1 .
  • Робертс, Н. (1978). Армстронг Уитворт Уитли . Журнал авиакатастроф. нет ибн. Лидс: Н. Робертс.
  • Робертс, Р.Н. (1986). Файл Уитли . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN  0-85130-127-4 .
  • Суонборо, Гордон (1997). Британские самолеты на войне, 1939–1945 гг . Восточный Суссекс: HPC. ISBN  0-9531421-0-8 .
  • Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевской авиации, 1918–57 гг . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1957.
  • Тернер-Хьюз, Чарльз. «Уиллинг Уитли Армстронга Уитворта». Air Enthusiast , № 9, февраль – май 1979 г., стр. 10–25. ISSN   0143-5450 .
  • Викси, Кен. Армстронг Уитворт Уитли (серия Warpaint № 21). Денби Ист, Блетчли, Великобритания: Hall Park Books, 1999. ОСЛК   65202527
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d448928b124ecb83e110c5a7b1d1ee3__1718777760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/e3/7d448928b124ecb83e110c5a7b1d1ee3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armstrong Whitworth Whitley - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)