Jump to content

Операция Колосс

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Операция Колосс
Часть Второй мировой войны

Бойцы коммандос № 2 (11-й батальон специальной воздушной службы), участвовавшие в операции «Колосс».
Дата 10 февраля 1941 г.
Расположение
Результат См. «Последствия» . раздел
Воюющие стороны
 Великобритания  Италия
Командиры и лидеры
Майор Тревор А.Г. Притчард Генерал Никола Белломо
Сила
38 [ 1 ] Неизвестный
Жертвы и потери
1 убит, 1 ранен, 35 военнопленных [ 2 ]

Операция «Колосс» — кодовое название первой воздушно-десантной операции, предпринятой британскими военными, которая произошла 10 февраля 1941 года во время Второй мировой войны . Британское воздушно-десантное подразделение было сформировано в июне 1940 года по приказу премьер-министра в Великобритании Уинстона Черчилля ответ на успешные воздушно-десантные операции, проведенные немецкими военными во время битвы за Францию . Обучение началось немедленно, но нехватка надлежащего оборудования и учебных помещений, а также бюрократические трудности означали, что лишь небольшое количество добровольцев могло быть немедленно обучено парашютным войскам. Первым сформированным воздушно-десантным подразделением фактически было переобученное коммандос подразделение № 2 , которое впоследствии было переименовано в 11-й батальон специальной воздушной службы и к сентябрю 1940 года насчитывало около 350 офицеров и других званий. Батальон завершил обучение. В декабре 1940 г. и в феврале 1941 г. тридцать восемь членов батальона, известного как X Troop, были отобраны для проведения воздушно-десантной операции, целью которой была проверка боеспособности воздушно-десантных войск и их техники, а также возможностей десантников. Королевские ВВС , чтобы точно их доставить.

Целью операции был выбран акведук с пресной водой недалеко от Калитри на юге Италии , который снабжал водой большую часть итальянского населения, а также несколько портов, используемых итальянскими вооруженными силами; также надеялись, что его разрушение помешает итальянским военным усилиям в Северной Африке и Албании . Воздушно-десантные войска были доставлены к цели переоборудованными Армстронг Уитворт Уитли средними бомбардировщиками 10 февраля, но отказы оборудования и навигационные ошибки привели к тому, что значительная часть взрывчатки отряда и группа Royal Engineer саперов приземлились не в том районе. Несмотря на эту неудачу, оставшиеся члены отряда разрушили акведук и покинули этот район. Все они были захвачены итальянскими властями в течение короткого времени; итальянский переводчик был подвергнут пыткам и казнен, одному десантнику удалось бежать, но остальные остались в качестве военнопленных . Акведук был быстро отремонтирован до того, как местные запасы воды иссякли, что гарантировало, что местное население и порты не будут лишены воды, а военные усилия Италии не будут затруднены. Операция послужила моральным подъемом для молодого воздушно-десантного подразделения, а технические и оперативные уроки, извлеченные из операции, помогли развитию последующих воздушно-десантных операций.

Немецкие военные были одними из пионеров применения воздушно-десантных соединений, проведя несколько успешных воздушно-десантных операций во время битвы за Францию ​​в 1940 году, включая битву при форте Эбен-Эмаэль . [ 3 ] Впечатленные успехом немецких воздушно-десантных операций, правительства союзников решили сформировать собственные воздушно-десантные соединения. [ 4 ] Это решение в конечном итоге привело к созданию двух британских воздушно-десантных дивизий, а также ряда более мелких подразделений. [ 5 ] Британское воздушно-десантное подразделение начало развиваться 22 июня 1940 года, когда премьер-министр в Уинстон Черчилль меморандуме поручил военному министерству изучить возможность создания корпуса из 5000 парашютистов. [ 6 ] Несмотря на желание премьер-министра иметь в течение короткого периода 5000 воздушно-десантных войск, военное министерство быстро столкнулось с рядом проблем. В 1940 году в Великобритании существовало очень мало планеров , и они были слишком легкими для военных целей, а также не хватало подходящих транспортных самолетов для буксировки планеров и перевозки десантников. 10 августа Черчиллю сообщили, что, хотя для обучения в воздушно-десантных войсках было отобрано 3500 добровольцев, в настоящее время только 500 могут начать обучение из-за ограничений в оборудовании и самолетах. [ 6 ] Военное министерство заявило в меморандуме премьер-министру в декабре 1940 года, что 500 парашютистов, вероятно, смогут быть обучены и готовы к действиям к весне 1941 года, но эта цифра была чисто произвольной; фактическое количество человек, которые могут быть обучены и подготовлены к этому периоду, будет полностью зависеть от создания учебного заведения и предоставления необходимого оборудования. [ 7 ]

было создано учебное заведение для парашютных войск, на кольцевой дороге ВВС недалеко от Манчестера 21 июня 1940 года получившее название «Центральное десантное учреждение» , и первые 500 добровольцев начали подготовку к воздушно-десантным операциям. Королевские ВВС предоставили несколько Armstrong Whitworth Whitley средних бомбардировщиков для переоборудования в транспортные самолеты для десантников. Также был разработан ряд военных планеров , начиная с General Aircraft Hotspur , но планеры не использовались британцами до операции «Фрешман» в 1942 году. [ 8 ] Также были разработаны организационные планы: военное министерство призвало к созданию к 1943 году двух парашютных бригад. [ 9 ] Однако немедленному развитию любых дальнейших воздушно-десантных формирований, а также начальным 500 добровольцам, уже прошедшим подготовку, препятствовали три проблемы. Из-за угрозы вторжения в 1940 году многие чиновники военного министерства и старшие офицеры британской армии не верили, что можно избавить достаточное количество людей от усилий по восстановлению армии после битвы за Францию ​​для создания эффективных воздушно-десантных сил; многие полагали, что такие силы будут иметь лишь неприятную рейдовую ценность и не окажут никакого полезного влияния на конфликт. [ 10 ] Были и материальные проблемы; все три вида вооруженных сил расширялись и перестраивались, особенно армия, а британская промышленность еще не была организована на достаточную военную основу для поддержки всех трех видов вооруженных сил, а также молодых воздушно-десантных сил. [ 10 ] Наконец, у воздушно-десантных войск не было единой, последовательной политики, не было четкого представления о том, как они должны быть организованы и должны ли они находиться под командованием армии или Королевских ВВС; Межорганизационное соперничество между военным министерством и министерством авиации, отвечающим за ВВС, было основным фактором, задержавшим дальнейшее расширение британских воздушно-десантных сил. [ 10 ]

Подготовка

[ редактировать ]

26 апреля 1941 года премьер-министру продемонстрировали воздушно-десантные силы, которыми в настоящее время располагала Великобритания, и ему сообщили, что, хотя около 800 парашютистов были обучены, их развертывание было серьезно ограничено из-за отсутствия подходящих самолетов, которые можно было бы использовать для транспортировать их к любым предполагаемым целям. [ 11 ] Основным воздушно-десантным соединением, существовавшим к этому времени, был 11-й батальон специальной воздушной службы, который насчитывал около 350 офицеров и других званий и был сформирован из 2-го коммандос , подразделения коммандос , которое было выбрано для преобразования в воздушно-десантное подразделение. . [ 12 ] Коммандос начал интенсивную воздушно-десантную подготовку в июне 1940 года, первоначально в ее составе было 500 человек, но к сентябрю 1940 года их число было сокращено до 21 офицера и 321 человека других рангов; несмотря на то, что они уже прошли тщательную подготовку, многие коммандос провалили обучение, отказавшись спрыгнуть с парашютом. Один старший офицер Королевских ВВС в Центральном десантном управлении считал, что такое большое количество людей отказалось из-за сочетания неопытности и страха, что их парашют не раскроется, когда они выпрыгнут из самолета. [ 13 ] 21 ноября 1940 года коммандос был официально переименован в 11-й батальон специальной воздушной службы и реорганизован в штаб батальона, одно парашютное крыло и одно планерное крыло. К 17 декабря батальон официально завершил парашютную подготовку, в том числе принял участие в ряде демонстраций для военных наблюдателей, и считался готовым к действительной военной службе. [ 13 ]

Генерал сэр Джон Дилл, начальник Имперского генерального штаба (CIGS), инспектирует парашютные войска в Центральном десантном пункте на кольцевой дороге Королевских ВВС недалеко от Манчестера, декабрь 1940 года.

К середине 1941 года в распоряжении британской армии было мало воздушно-десантных ресурсов. Единственным подразделением, подготовленным и доступным для воздушно-десантных операций, был 11-й батальон специальной воздушной службы, для перевозки воздушно-десантных сил было очень мало транспортных самолетов, было мало летных экипажей Королевских ВВС с опытом десантирования с парашютом и ни одного с опытом эксплуатации, и не было специализированных зарубежных объектов, предназначенных исключительно для проведения воздушно-десантных операций. [ 1 ] Однако было решено, что придется провести какую-то воздушно-десантную операцию. Причиной проведения операции с такими скудными ресурсами было то, что она должна была проверить боеспособность батальона и его техники, а также способность ВВС Великобритании доставить десантников в заранее определенное место в необходимое время. [ 14 ] [ 15 ] Целью операции был выбран акведук , пересекавший реку Трагино в провинции Кампания на юге Италии недалеко от города Калитри . По акведуку осуществлялось основное водоснабжение провинции Апулия , в которой в то время проживало около двух миллионов итальянцев и в которую входил стратегически важный порт Таранто ; Была надежда, что разрушение акведука и лишение населения регулярного водоснабжения подорвет их моральный дух, а также окажет некоторое влияние на военные усилия Италии в Северной Африке и Албании . [ 15 ] Акведук находился на значительном расстоянии от итальянского побережья, что делало маловероятным, что морской рейдовый отряд сможет добраться до него, и считалось, что он был слишком прочным, чтобы его можно было разрушить бомбардировкой с воздуха; Таким образом, воздушный рейд, проведенный парашютными войсками, считался идеальным способом уничтожить акведук. [ 1 ]

Небольшой отряд из тридцати восьми человек – семи офицеров и тридцати одного рядового – был выбран из батальона и обозначен как отряд X под командованием майора Т.Г. Притчарда из Королевских валлийских стрелков . На время операции к отряду были прикреплены три итальяноязычных переводчика: командир эскадрильи Лаки МС , стрелок Насри из стрелковой бригады и гражданский человек по имени Фортунато Пикки, заместитель управляющего рестораном отеля «Савой» . [ 14 ] [ 16 ] Подготовка к операции началась в январе 1941 года и длилась шесть недель, чтобы дать время переоборудовать шесть бомбардировщиков «Уитли» в десантированных парашютистов. Полномасштабная модель акведука была построена в начале февраля, чтобы дать возможность отряду отработать штурм, и во время тренировок один военнослужащий погиб, спрыгнув с парашютом в покрытый льдом пруд, и утонул, прежде чем его удалось спасти. [ 15 ] План операции предусматривал, что шесть самолетов Whitley из 51-й эскадрильи Королевских ВВС перевезут X отряд с Мальты в целевой район 10 февраля, в то время как еще два бомбардировщика должны будут совершить отвлекающий налет на железнодорожные станции в Фодже , примерно в 60 милях (97 км) к северу от акведука. [ 14 ] В 21:30 отряд будет высажен вокруг объекта, атаковать и разрушить его, а затем отойти на 50 миль (80 км) к берегу к устью реки Селе подводная лодка HMS Triumph. , где их ночью подберет от 15 февраля. [ 17 ]

Операция

[ редактировать ]

7 февраля отряд X поднялся на борт шести переоборудованных бомбардировщиков «Уитли» и без происшествий был доставлен на Мальту на расстояние 1600 миль (2600 км) , несмотря на то, что значительная часть пути проходила над оккупированной Францией. Там отряд был ознакомлен с фотографиями объекта с воздушной разведки, предоставленными подразделением фоторазведки , которые показали, что на самом деле в этом районе было два акведука, один больше другого; после краткого обсуждения было решено, что целью будет больший из двух. [ 18 ]

10 февраля в 18:30 шесть Уитли вылетели с Мальты, каждый из которых нес одного офицера и пять других чинов отряда X; Полет к цели прошел без происшествий, при ясной погоде и прекрасной видимости. Ведущий Уитли достиг зоны падения, которая находилась примерно в 500 метрах (550 ярдов) от акведука, в 21:42. Все шесть человек и контейнеры с их оборудованием приземлились в пределах 250 метров (270 ярдов) от зоны высадки, как и люди следующих четырех самолетов; однако два бомбардировщика не смогли сбросить свои контейнеры из-за обледенения спусковых механизмов, а шестой самолет не смог определить местонахождение зоны сброса и в конечном итоге сбросил шесть человек и контейнеры через два часа в долине в двух милях от акведука. [ 17 ] Эти шесть человек были из Королевской инженерной службы сапёрами , которые должны были подготовить акведук к сносу, а их «Уитли» перевозил большую часть взрывчатки. [ 19 ] Несмотря на эти потери, отряд собрал оставшиеся контейнеры и занял позиции вокруг акведука. Однако при обследовании акведука выяснилось, что опоры, поддерживающие его, были сделаны из железобетона, а не из кирпича, как ожидалось, что заставило Притчарда заподозрить, что оставшейся взрывчатки может быть недостаточно для сноса акведука. После более тщательного осмотра Притчард приказал разместить большую часть взрывчатки вокруг западного пирса, а остальную часть - у его устоя , в надежде, что это нанесет достаточный ущерб, чтобы разрушить акведук. Небольшое количество взрывчатки было также заложено под близлежащим мостом через реку Джинестра . [ 20 ] [ 21 ]

Мемориал бойцам парашютного полка в Таттон-парке

11 февраля в 00:30 была взорвана взрывчатка и разрушен западный пирс, в результате чего акведук рухнул и фактически сломался пополам, а мост Джинестра также был успешно разрушен. Оставив одного человека, который сломал лодыжку, когда он приземлился вместе с соседним фермером, остальная часть отряда покинула этот район в 01:00, разделившись на три группы и направившись к побережью. [ 21 ] [ 22 ] Три группы как можно быстрее двинулись к побережью, но все были схвачены в течение нескольких часов после сноса акведука. Группа под командованием майора Притчарда была замечена фермером, который поднял тревогу в соседней деревне, что привело к тому, что местное подразделение карабинеров окружило группу; Имея мало боеприпасов и численно превосходя, Причард решил сдаться. [ 21 ] Остальные три группы, включая шесть саперов, добились немногим лучших результатов. Две группы из акведука вскоре были обнаружены итальянскими солдатами и попали в засаду, что вынудило их сдаться после коротких перестрелок. Третью группу обнаружила группа гражданских лиц, направлявшаяся к побережью; после попытки обманным путем пройти мимо, представившись немецкими солдатами на специальных полевых учениях, которая провалилась, когда местный мэр потребовал документы, удостоверяющие личность, они были схвачены карабинерами. [ 21 ] Все были лишены оружия и снаряжения и отправлены в гражданскую тюрьму Неаполя , а затем в для военнопленных лагерь Сульмона , за исключением итальянского переводчика Пикки, который был доставлен в Рим и признан виновным в государственной измене высоким судом Франции. Специальный трибунал по защите государства ( Tribunale Speciale per la Difesa dello Stato ) и расстрелян в военной тюрьме Форте Браветта (Рим) 6 апреля 1941 года. [ 23 ]

Даже если бы какой-либо из групп удалось пробраться к побережью и месту встречи, их бы не подобрал HMS Triumph . У одного из двух Уитли, проводивших отвлекающий рейд в Фодже, возникла проблема с двигателем после бомбардировки железнодорожных станций. Пилот связался по рации с Мальтой, сообщив своему аэродрому, что он бросает воду в устье реки Селе, по совпадению, в районе, где должна была произойти встреча. Опасаясь, что сообщение прослушали итальянцы и подводная лодка может попасть в ловушку, старшие офицеры приняли решение не отправлять ее к месту встречи. [ 24 ]

Последствия

[ редактировать ]

Разрушение акведука Трагино оказало незначительное влияние на военные действия Италии в Северной Африке и Албании, поскольку не привело к серьезным перебоям в водоснабжении Таранто и других портов; Запаса воды в местных водохранилищах хватило на короткий период, необходимый для ремонта акведука. [ 25 ] Тем не менее, операция действительно вызвала определенную тревогу среди итальянского населения и заставила итальянское правительство ввести новые строгие меры предосторожности при воздушных налетах, которые все еще действовали, когда Италия капитулировала в 1943 году. [ 25 ] [ 26 ] Генерал-майор Джулиан Томпсон раскритиковал операцию. Он утверждал, что, хотя было тщательно спланировано, как ввести воздушно-десантные войска, планирование того, как они будут выводиться, было недостаточным. Он также раскритиковал отсутствие собранной информации об акведуке, несмотря на то, что ее «вряд ли трудно получить». [ 27 ]

Уроки, извлеченные из операции, предоставили британским военным ценный оперативный и технический опыт, который помог сформировать будущие воздушно-десантные операции, такие как операция «Битинг» . Он продемонстрировал дальность действия и гибкость воздушно-десантных войск и доказал, что они могут представлять угрозу для держав Оси, а также обеспечил моральный подъем британским военным и молодым воздушно-десантным подразделениям. [ 24 ] [ 28 ] С точки зрения технического опыта выяснилось, что контейнеры, в которых сбрасывалось снаряжение отряда, были изготовлены из мягкого материала, который провисал во время полета и блокировал открытие дверей бомбоотсека; Чтобы этого не произошло, будущие контейнеры были построены из металла. [ 25 ] Все выжившие члены отряда X останутся военнопленными до тех пор, пока они не будут репатриированы после капитуляции Италии, за исключением: лейтенанта Энтони Дина-Драммонда и капрала Джеймса Паркера. Дин-Драммонд, которому удалось бежать после плена, в конце концов вернулся в Англию в 1942 году, присоединившись к недавно сформированной 1-й воздушно-десантной дивизии . [ 25 ] Паркер сбежал из лагеря для военнопленных Сульмона, но позже был пойман немцами. Став свидетелем казни немцами своего товарища-беглеца и нескольких итальянцев (позже признанной военным злодеянием), Паркер снова сбежал и в конце концов вернулся в Великобританию, после того как отправился автостопом в Северную Африку на самолете американских войск в Дакоте. . [ нужна ссылка ]

Когда воздушно-десантная база была расширена, 11-й батальон специальной воздушной службы был переименован в 1-й парашютный батальон и в конечном итоге сформировал ядро ​​1-й парашютной бригады, когда она была создана в сентябре 1941 года. [ 29 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Отвей, с. 63
  2. ^ Отвей, с. 64
  3. ^ Фланаган, с. 6.
  4. ^ Харклерод, с. 197.
  5. ^ Харклерод, с. 107.
  6. ^ Jump up to: а б Отвей, с. 21
  7. ^ Отвей, с. 23
  8. ^ Отвей, с. 73
  9. ^ Отвей, с. 28
  10. ^ Jump up to: а б с Отвей, с. 25
  11. ^ Отвей, с. 30
  12. ^ Отвей, стр. 31–32.
  13. ^ Jump up to: а б Отвей, с. 32
  14. ^ Jump up to: а б с Харклерод, с. 200
  15. ^ Jump up to: а б с Сондерс, с. 19
  16. ^ «Женщины и мужчины сопротивления: Фортунато Пикки» .
  17. ^ Jump up to: а б Харклерод, с. 202
  18. ^ Сондерс, с. 20
  19. ^ Сондерс, стр. 20–21.
  20. ^ Сондерс, с. 21
  21. ^ Jump up to: а б с д Харклерод, с. 203
  22. ^ Сондерс, с. 22
  23. ^ «Фортунато Пикки, секретный агент Ее Британского Величества» .
  24. ^ Jump up to: а б Харклерод, с. 204
  25. ^ Jump up to: а б с д Отвей, с. 65
  26. ^ Сондерс, с. 25
  27. ^ Томпсон, с. 342
  28. ^ Сондерс, с. 27
  29. ^ Тагвелл, с. 125

Библиография

[ редактировать ]
  • Фланаган, Э.М. младший (2002). Воздушно-десантные войска – Боевая история американских воздушно-десантных войск . Случайный дом. ISBN  0-89141-688-9 .
  • Харклерод, Питер (2005). Крылья войны – Воздушно-десантная война 1918–1945 гг . Вайденфельд и Николсон. ISBN  0-304-36730-3 .
  • Отуэй, подполковник ТБХ (1990). Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия – Воздушно-десантные войска . Имперский военный музей. ISBN  0-901627-57-7 .
  • Патерсон, Лоуренс (2020). Операция «Колосс» Первый британский воздушно-десантный рейд во время Второй мировой войны. Армия – Воздушно-десантные войска . Гринхилл. ISBN  9781784383787 .
  • Сондерс, Хилари Сент-Джордж (1954). Красный берет: история парашютного полка 1940–1945 гг . Майкл Джозеф.
  • Томпсон, генерал-майор Джулиан (1999 г.). Имперский военный музей «Война в тылу врага» . Пан Гранд. ISBN  0-330-36761-7 .
  • Тагвелл, Морис (1971). Десант в бой - история воздушно-десантной войны 1918–1971 гг . Уильям Кимбер. ISBN  0-7183-0262-1 .
  • Сильвио Тасселли, «Колус», апулийский акведук, первая английская диверсионная акция в Италии, февраль 1941 г., «Стория и Батталья», № 33–34, февраль – март 2004 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b138d135527b83fd90b5816fd5303cf9__1698565020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/f9/b138d135527b83fd90b5816fd5303cf9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Colossus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)