Операция Колосс
Операция Колосс | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Бойцы коммандос № 2 (11-й батальон специальной воздушной службы), участвовавшие в операции «Колосс». | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Майор Тревор А.Г. Притчард | Генерал Никола Белломо | ||||||
Сила | |||||||
38 [ 1 ] | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 убит, 1 ранен, 35 военнопленных [ 2 ] |
Операция «Колосс» — кодовое название первой воздушно-десантной операции, предпринятой британскими военными, которая произошла 10 февраля 1941 года во время Второй мировой войны . Британское воздушно-десантное подразделение было сформировано в июне 1940 года по приказу премьер-министра в Великобритании Уинстона Черчилля ответ на успешные воздушно-десантные операции, проведенные немецкими военными во время битвы за Францию . Обучение началось немедленно, но нехватка надлежащего оборудования и учебных помещений, а также бюрократические трудности означали, что лишь небольшое количество добровольцев могло быть немедленно обучено парашютным войскам. Первым сформированным воздушно-десантным подразделением фактически было переобученное коммандос подразделение № 2 , которое впоследствии было переименовано в 11-й батальон специальной воздушной службы и к сентябрю 1940 года насчитывало около 350 офицеров и других званий. Батальон завершил обучение. В декабре 1940 г. и в феврале 1941 г. тридцать восемь членов батальона, известного как X Troop, были отобраны для проведения воздушно-десантной операции, целью которой была проверка боеспособности воздушно-десантных войск и их техники, а также возможностей десантников. Королевские ВВС , чтобы точно их доставить.
Целью операции был выбран акведук с пресной водой недалеко от Калитри на юге Италии , который снабжал водой большую часть итальянского населения, а также несколько портов, используемых итальянскими вооруженными силами; также надеялись, что его разрушение помешает итальянским военным усилиям в Северной Африке и Албании . Воздушно-десантные войска были доставлены к цели переоборудованными Армстронг Уитворт Уитли средними бомбардировщиками 10 февраля, но отказы оборудования и навигационные ошибки привели к тому, что значительная часть взрывчатки отряда и группа Royal Engineer саперов приземлились не в том районе. Несмотря на эту неудачу, оставшиеся члены отряда разрушили акведук и покинули этот район. Все они были захвачены итальянскими властями в течение короткого времени; итальянский переводчик был подвергнут пыткам и казнен, одному десантнику удалось бежать, но остальные остались в качестве военнопленных . Акведук был быстро отремонтирован до того, как местные запасы воды иссякли, что гарантировало, что местное население и порты не будут лишены воды, а военные усилия Италии не будут затруднены. Операция послужила моральным подъемом для молодого воздушно-десантного подразделения, а технические и оперативные уроки, извлеченные из операции, помогли развитию последующих воздушно-десантных операций.
Фон
[ редактировать ]Немецкие военные были одними из пионеров применения воздушно-десантных соединений, проведя несколько успешных воздушно-десантных операций во время битвы за Францию в 1940 году, включая битву при форте Эбен-Эмаэль . [ 3 ] Впечатленные успехом немецких воздушно-десантных операций, правительства союзников решили сформировать собственные воздушно-десантные соединения. [ 4 ] Это решение в конечном итоге привело к созданию двух британских воздушно-десантных дивизий, а также ряда более мелких подразделений. [ 5 ] Британское воздушно-десантное подразделение начало развиваться 22 июня 1940 года, когда премьер-министр в Уинстон Черчилль меморандуме поручил военному министерству изучить возможность создания корпуса из 5000 парашютистов. [ 6 ] Несмотря на желание премьер-министра иметь в течение короткого периода 5000 воздушно-десантных войск, военное министерство быстро столкнулось с рядом проблем. В 1940 году в Великобритании существовало очень мало планеров , и они были слишком легкими для военных целей, а также не хватало подходящих транспортных самолетов для буксировки планеров и перевозки десантников. 10 августа Черчиллю сообщили, что, хотя для обучения в воздушно-десантных войсках было отобрано 3500 добровольцев, в настоящее время только 500 могут начать обучение из-за ограничений в оборудовании и самолетах. [ 6 ] Военное министерство заявило в меморандуме премьер-министру в декабре 1940 года, что 500 парашютистов, вероятно, смогут быть обучены и готовы к действиям к весне 1941 года, но эта цифра была чисто произвольной; фактическое количество человек, которые могут быть обучены и подготовлены к этому периоду, будет полностью зависеть от создания учебного заведения и предоставления необходимого оборудования. [ 7 ]
было создано учебное заведение для парашютных войск, на кольцевой дороге ВВС недалеко от Манчестера 21 июня 1940 года получившее название «Центральное десантное учреждение» , и первые 500 добровольцев начали подготовку к воздушно-десантным операциям. Королевские ВВС предоставили несколько Armstrong Whitworth Whitley средних бомбардировщиков для переоборудования в транспортные самолеты для десантников. Также был разработан ряд военных планеров , начиная с General Aircraft Hotspur , но планеры не использовались британцами до операции «Фрешман» в 1942 году. [ 8 ] Также были разработаны организационные планы: военное министерство призвало к созданию к 1943 году двух парашютных бригад. [ 9 ] Однако немедленному развитию любых дальнейших воздушно-десантных формирований, а также начальным 500 добровольцам, уже прошедшим подготовку, препятствовали три проблемы. Из-за угрозы вторжения в 1940 году многие чиновники военного министерства и старшие офицеры британской армии не верили, что можно избавить достаточное количество людей от усилий по восстановлению армии после битвы за Францию для создания эффективных воздушно-десантных сил; многие полагали, что такие силы будут иметь лишь неприятную рейдовую ценность и не окажут никакого полезного влияния на конфликт. [ 10 ] Были и материальные проблемы; все три вида вооруженных сил расширялись и перестраивались, особенно армия, а британская промышленность еще не была организована на достаточную военную основу для поддержки всех трех видов вооруженных сил, а также молодых воздушно-десантных сил. [ 10 ] Наконец, у воздушно-десантных войск не было единой, последовательной политики, не было четкого представления о том, как они должны быть организованы и должны ли они находиться под командованием армии или Королевских ВВС; Межорганизационное соперничество между военным министерством и министерством авиации, отвечающим за ВВС, было основным фактором, задержавшим дальнейшее расширение британских воздушно-десантных сил. [ 10 ]
Подготовка
[ редактировать ]26 апреля 1941 года премьер-министру продемонстрировали воздушно-десантные силы, которыми в настоящее время располагала Великобритания, и ему сообщили, что, хотя около 800 парашютистов были обучены, их развертывание было серьезно ограничено из-за отсутствия подходящих самолетов, которые можно было бы использовать для транспортировать их к любым предполагаемым целям. [ 11 ] Основным воздушно-десантным соединением, существовавшим к этому времени, был 11-й батальон специальной воздушной службы, который насчитывал около 350 офицеров и других званий и был сформирован из 2-го коммандос , подразделения коммандос , которое было выбрано для преобразования в воздушно-десантное подразделение. . [ 12 ] Коммандос начал интенсивную воздушно-десантную подготовку в июне 1940 года, первоначально в ее составе было 500 человек, но к сентябрю 1940 года их число было сокращено до 21 офицера и 321 человека других рангов; несмотря на то, что они уже прошли тщательную подготовку, многие коммандос провалили обучение, отказавшись спрыгнуть с парашютом. Один старший офицер Королевских ВВС в Центральном десантном управлении считал, что такое большое количество людей отказалось из-за сочетания неопытности и страха, что их парашют не раскроется, когда они выпрыгнут из самолета. [ 13 ] 21 ноября 1940 года коммандос был официально переименован в 11-й батальон специальной воздушной службы и реорганизован в штаб батальона, одно парашютное крыло и одно планерное крыло. К 17 декабря батальон официально завершил парашютную подготовку, в том числе принял участие в ряде демонстраций для военных наблюдателей, и считался готовым к действительной военной службе. [ 13 ]

К середине 1941 года в распоряжении британской армии было мало воздушно-десантных ресурсов. Единственным подразделением, подготовленным и доступным для воздушно-десантных операций, был 11-й батальон специальной воздушной службы, для перевозки воздушно-десантных сил было очень мало транспортных самолетов, было мало летных экипажей Королевских ВВС с опытом десантирования с парашютом и ни одного с опытом эксплуатации, и не было специализированных зарубежных объектов, предназначенных исключительно для проведения воздушно-десантных операций. [ 1 ] Однако было решено, что придется провести какую-то воздушно-десантную операцию. Причиной проведения операции с такими скудными ресурсами было то, что она должна была проверить боеспособность батальона и его техники, а также способность ВВС Великобритании доставить десантников в заранее определенное место в необходимое время. [ 14 ] [ 15 ] Целью операции был выбран акведук , пересекавший реку Трагино в провинции Кампания на юге Италии недалеко от города Калитри . По акведуку осуществлялось основное водоснабжение провинции Апулия , в которой в то время проживало около двух миллионов итальянцев и в которую входил стратегически важный порт Таранто ; Была надежда, что разрушение акведука и лишение населения регулярного водоснабжения подорвет их моральный дух, а также окажет некоторое влияние на военные усилия Италии в Северной Африке и Албании . [ 15 ] Акведук находился на значительном расстоянии от итальянского побережья, что делало маловероятным, что морской рейдовый отряд сможет добраться до него, и считалось, что он был слишком прочным, чтобы его можно было разрушить бомбардировкой с воздуха; Таким образом, воздушный рейд, проведенный парашютными войсками, считался идеальным способом уничтожить акведук. [ 1 ]
Небольшой отряд из тридцати восьми человек – семи офицеров и тридцати одного рядового – был выбран из батальона и обозначен как отряд X под командованием майора Т.Г. Притчарда из Королевских валлийских стрелков . На время операции к отряду были прикреплены три итальяноязычных переводчика: командир эскадрильи Лаки МС , стрелок Насри из стрелковой бригады и гражданский человек по имени Фортунато Пикки, заместитель управляющего рестораном отеля «Савой» . [ 14 ] [ 16 ] Подготовка к операции началась в январе 1941 года и длилась шесть недель, чтобы дать время переоборудовать шесть бомбардировщиков «Уитли» в десантированных парашютистов. Полномасштабная модель акведука была построена в начале февраля, чтобы дать возможность отряду отработать штурм, и во время тренировок один военнослужащий погиб, спрыгнув с парашютом в покрытый льдом пруд, и утонул, прежде чем его удалось спасти. [ 15 ] План операции предусматривал, что шесть самолетов Whitley из 51-й эскадрильи Королевских ВВС перевезут X отряд с Мальты в целевой район 10 февраля, в то время как еще два бомбардировщика должны будут совершить отвлекающий налет на железнодорожные станции в Фодже , примерно в 60 милях (97 км) к северу от акведука. [ 14 ] В 21:30 отряд будет высажен вокруг объекта, атаковать и разрушить его, а затем отойти на 50 миль (80 км) к берегу к устью реки Селе подводная лодка HMS Triumph. , где их ночью подберет от 15 февраля. [ 17 ]
Операция
[ редактировать ]7 февраля отряд X поднялся на борт шести переоборудованных бомбардировщиков «Уитли» и без происшествий был доставлен на Мальту на расстояние 1600 миль (2600 км) , несмотря на то, что значительная часть пути проходила над оккупированной Францией. Там отряд был ознакомлен с фотографиями объекта с воздушной разведки, предоставленными подразделением фоторазведки , которые показали, что на самом деле в этом районе было два акведука, один больше другого; после краткого обсуждения было решено, что целью будет больший из двух. [ 18 ]
10 февраля в 18:30 шесть Уитли вылетели с Мальты, каждый из которых нес одного офицера и пять других чинов отряда X; Полет к цели прошел без происшествий, при ясной погоде и прекрасной видимости. Ведущий Уитли достиг зоны падения, которая находилась примерно в 500 метрах (550 ярдов) от акведука, в 21:42. Все шесть человек и контейнеры с их оборудованием приземлились в пределах 250 метров (270 ярдов) от зоны высадки, как и люди следующих четырех самолетов; однако два бомбардировщика не смогли сбросить свои контейнеры из-за обледенения спусковых механизмов, а шестой самолет не смог определить местонахождение зоны сброса и в конечном итоге сбросил шесть человек и контейнеры через два часа в долине в двух милях от акведука. [ 17 ] Эти шесть человек были из Королевской инженерной службы сапёрами , которые должны были подготовить акведук к сносу, а их «Уитли» перевозил большую часть взрывчатки. [ 19 ] Несмотря на эти потери, отряд собрал оставшиеся контейнеры и занял позиции вокруг акведука. Однако при обследовании акведука выяснилось, что опоры, поддерживающие его, были сделаны из железобетона, а не из кирпича, как ожидалось, что заставило Притчарда заподозрить, что оставшейся взрывчатки может быть недостаточно для сноса акведука. После более тщательного осмотра Притчард приказал разместить большую часть взрывчатки вокруг западного пирса, а остальную часть - у его устоя , в надежде, что это нанесет достаточный ущерб, чтобы разрушить акведук. Небольшое количество взрывчатки было также заложено под близлежащим мостом через реку Джинестра . [ 20 ] [ 21 ]
11 февраля в 00:30 была взорвана взрывчатка и разрушен западный пирс, в результате чего акведук рухнул и фактически сломался пополам, а мост Джинестра также был успешно разрушен. Оставив одного человека, который сломал лодыжку, когда он приземлился вместе с соседним фермером, остальная часть отряда покинула этот район в 01:00, разделившись на три группы и направившись к побережью. [ 21 ] [ 22 ] Три группы как можно быстрее двинулись к побережью, но все были схвачены в течение нескольких часов после сноса акведука. Группа под командованием майора Притчарда была замечена фермером, который поднял тревогу в соседней деревне, что привело к тому, что местное подразделение карабинеров окружило группу; Имея мало боеприпасов и численно превосходя, Причард решил сдаться. [ 21 ] Остальные три группы, включая шесть саперов, добились немногим лучших результатов. Две группы из акведука вскоре были обнаружены итальянскими солдатами и попали в засаду, что вынудило их сдаться после коротких перестрелок. Третью группу обнаружила группа гражданских лиц, направлявшаяся к побережью; после попытки обманным путем пройти мимо, представившись немецкими солдатами на специальных полевых учениях, которая провалилась, когда местный мэр потребовал документы, удостоверяющие личность, они были схвачены карабинерами. [ 21 ] Все были лишены оружия и снаряжения и отправлены в гражданскую тюрьму Неаполя , а затем в для военнопленных лагерь Сульмона , за исключением итальянского переводчика Пикки, который был доставлен в Рим и признан виновным в государственной измене высоким судом Франции. Специальный трибунал по защите государства ( Tribunale Speciale per la Difesa dello Stato ) и расстрелян в военной тюрьме Форте Браветта (Рим) 6 апреля 1941 года. [ 23 ]
Даже если бы какой-либо из групп удалось пробраться к побережью и месту встречи, их бы не подобрал HMS Triumph . У одного из двух Уитли, проводивших отвлекающий рейд в Фодже, возникла проблема с двигателем после бомбардировки железнодорожных станций. Пилот связался по рации с Мальтой, сообщив своему аэродрому, что он бросает воду в устье реки Селе, по совпадению, в районе, где должна была произойти встреча. Опасаясь, что сообщение прослушали итальянцы и подводная лодка может попасть в ловушку, старшие офицеры приняли решение не отправлять ее к месту встречи. [ 24 ]
Последствия
[ редактировать ]Разрушение акведука Трагино оказало незначительное влияние на военные действия Италии в Северной Африке и Албании, поскольку не привело к серьезным перебоям в водоснабжении Таранто и других портов; Запаса воды в местных водохранилищах хватило на короткий период, необходимый для ремонта акведука. [ 25 ] Тем не менее, операция действительно вызвала определенную тревогу среди итальянского населения и заставила итальянское правительство ввести новые строгие меры предосторожности при воздушных налетах, которые все еще действовали, когда Италия капитулировала в 1943 году. [ 25 ] [ 26 ] Генерал-майор Джулиан Томпсон раскритиковал операцию. Он утверждал, что, хотя было тщательно спланировано, как ввести воздушно-десантные войска, планирование того, как они будут выводиться, было недостаточным. Он также раскритиковал отсутствие собранной информации об акведуке, несмотря на то, что ее «вряд ли трудно получить». [ 27 ]
Уроки, извлеченные из операции, предоставили британским военным ценный оперативный и технический опыт, который помог сформировать будущие воздушно-десантные операции, такие как операция «Битинг» . Он продемонстрировал дальность действия и гибкость воздушно-десантных войск и доказал, что они могут представлять угрозу для держав Оси, а также обеспечил моральный подъем британским военным и молодым воздушно-десантным подразделениям. [ 24 ] [ 28 ] С точки зрения технического опыта выяснилось, что контейнеры, в которых сбрасывалось снаряжение отряда, были изготовлены из мягкого материала, который провисал во время полета и блокировал открытие дверей бомбоотсека; Чтобы этого не произошло, будущие контейнеры были построены из металла. [ 25 ] Все выжившие члены отряда X останутся военнопленными до тех пор, пока они не будут репатриированы после капитуляции Италии, за исключением: лейтенанта Энтони Дина-Драммонда и капрала Джеймса Паркера. Дин-Драммонд, которому удалось бежать после плена, в конце концов вернулся в Англию в 1942 году, присоединившись к недавно сформированной 1-й воздушно-десантной дивизии . [ 25 ] Паркер сбежал из лагеря для военнопленных Сульмона, но позже был пойман немцами. Став свидетелем казни немцами своего товарища-беглеца и нескольких итальянцев (позже признанной военным злодеянием), Паркер снова сбежал и в конце концов вернулся в Великобританию, после того как отправился автостопом в Северную Африку на самолете американских войск в Дакоте. . [ нужна ссылка ]
Когда воздушно-десантная база была расширена, 11-й батальон специальной воздушной службы был переименован в 1-й парашютный батальон и в конечном итоге сформировал ядро 1-й парашютной бригады, когда она была создана в сентябре 1941 года. [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Отвей, с. 63
- ^ Отвей, с. 64
- ^ Фланаган, с. 6.
- ^ Харклерод, с. 197.
- ^ Харклерод, с. 107.
- ^ Jump up to: а б Отвей, с. 21
- ^ Отвей, с. 23
- ^ Отвей, с. 73
- ^ Отвей, с. 28
- ^ Jump up to: а б с Отвей, с. 25
- ^ Отвей, с. 30
- ^ Отвей, стр. 31–32.
- ^ Jump up to: а б Отвей, с. 32
- ^ Jump up to: а б с Харклерод, с. 200
- ^ Jump up to: а б с Сондерс, с. 19
- ^ «Женщины и мужчины сопротивления: Фортунато Пикки» .
- ^ Jump up to: а б Харклерод, с. 202
- ^ Сондерс, с. 20
- ^ Сондерс, стр. 20–21.
- ^ Сондерс, с. 21
- ^ Jump up to: а б с д Харклерод, с. 203
- ^ Сондерс, с. 22
- ^ «Фортунато Пикки, секретный агент Ее Британского Величества» .
- ^ Jump up to: а б Харклерод, с. 204
- ^ Jump up to: а б с д Отвей, с. 65
- ^ Сондерс, с. 25
- ^ Томпсон, с. 342
- ^ Сондерс, с. 27
- ^ Тагвелл, с. 125
Библиография
[ редактировать ]- Фланаган, Э.М. младший (2002). Воздушно-десантные войска – Боевая история американских воздушно-десантных войск . Случайный дом. ISBN 0-89141-688-9 .
- Харклерод, Питер (2005). Крылья войны – Воздушно-десантная война 1918–1945 гг . Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-304-36730-3 .
- Отуэй, подполковник ТБХ (1990). Вторая мировая война 1939–1945 гг. Армия – Воздушно-десантные войска . Имперский военный музей. ISBN 0-901627-57-7 .
- Патерсон, Лоуренс (2020). Операция «Колосс» Первый британский воздушно-десантный рейд во время Второй мировой войны. Армия – Воздушно-десантные войска . Гринхилл. ISBN 9781784383787 .
- Сондерс, Хилари Сент-Джордж (1954). Красный берет: история парашютного полка 1940–1945 гг . Майкл Джозеф.
- Томпсон, генерал-майор Джулиан (1999 г.). Имперский военный музей «Война в тылу врага» . Пан Гранд. ISBN 0-330-36761-7 .
- Тагвелл, Морис (1971). Десант в бой - история воздушно-десантной войны 1918–1971 гг . Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0262-1 .
- Сильвио Тасселли, «Колус», апулийский акведук, первая английская диверсионная акция в Италии, февраль 1941 г., «Стория и Батталья», № 33–34, февраль – март 2004 г.