Jump to content

Операция Джейвик

Координаты : 1 ° 17'14 "N 103 ° 51'55" E  /  1,28722 ° N 103,86528 ° E  / 1,28722; 103,86528
Операция Джейвик
Часть японской оккупации Сингапура во время Второй мировой войны.

MV , использовавшийся для проникновения в Krait Сингапур.
Дата 26 сентября 1943 г.
Расположение
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
 Японская империя Z Специальное подразделение
Командиры и лидеры
Н/Д Великобритания Иван Лион
Австралия Хьюберт Эдвард Карс
Сила
Н/Д 14 коммандос и моряков
1 рыбацкая лодка
Жертвы и потери
3 корабля потоплены
3 корабля повреждены
Никто

Операция Джейвик — специальная операция, предпринятая во время Второй мировой войны . В сентябре 1943 года 14 коммандос и моряков из союзников специального подразделения Z совершили набег на японские корабли в гавани Сингапура , потопив шесть кораблей.

Krait , судно, на котором перевозились бойцы специального подразделения Z во время операции Джейвик, успешного рейда на гавань Сингапура в ночь на 26 сентября 1943 года.

Специальные операции Австралии (SOA), объединенная военная разведывательная организация союзников, была создана в марте 1942 года. SOA действовала под прикрытием Департамент межсоюзных служб (IASD). В нем содержалось несколько офицеров британского ЗОЕ , сбежавших из оккупированного японцами Сингапура , и они составили ядро ​​IASD, базировавшегося в Мельбурне . В июне 1942 года подразделение коммандос было организовано как специальное подразделение Z (которое позже стало широко известно как Z Force). Он привлек свой персонал в основном из австралийской армии и Королевского австралийского флота .

В 1943 году 28-летний британский офицер капитан (впоследствии майор) Иван Лайон (из разведывательного бюро союзников и «Гордон Хайлендерс» ) и 61-летний австралийский гражданский Билл Рейнольдс разработали план нападения на японское судоходство. в Сингапура гавани . Коммандос отправлялись в гавань на судне, замаскированном под азиатскую рыбацкую лодку. Затем они использовали фолботы (складные каноэ) для установки мин на японские корабли.

Первоначальную подготовку к рейду организовали и провели майор Лион и капитан Дэвидсон в Рефьюдж-Бэй. Выбранное место представляло собой отдаленный, недоступный район вдоль реки Хоксбери, Новый Южный Уэльс, и было названо для этой цели «Лагерем X». Для обучения будущих оперативников были необходимы фолботы, однако только два; После тщательного обыска, проведенного военными в Австралии, были признаны подходящими одноместный и двухместный вариант. Они были куплены на месте у производителя лодок Уолтера Хоэна после пробного запуска на реке Ярра в Альфингтоне главой межсоюзного департамента полковником Моттом и майором Манипенни. Стажеры под руководством Дэвидсона также построили для лагеря-X деревянное жесткое каноэ. [ 1 ]

Рейнольдс владел 21,3-метровым (70 футов) японским прибрежным рыбовозом «Кофуку Мару» 幸福丸 , который он использовал для эвакуации беженцев из Сингапура. Лион распорядился отправить лодку из Индии в Австралию. По прибытии он переименовал судно в Krait , в честь маленькой, но смертоносной азиатской змеи .

Экипаж Крайта во время операции Джейвик

В середине 1943 года Крайт отправился из тренировочного лагеря в Брокен-Бей , Новый Южный Уэльс, на остров Четверг . На борту находился отряд специального подразделения Z в составе трех британских и одиннадцати австралийских военнослужащих, в том числе:

  • Майор Иван Лион (командир миссии)
  • Лейтенант Хьюберт Эдвард Карс ( Крайта капитан )
  • Лейтенант Дональд Монтегю Ноэль Дэвидсон
  • Лейтенант Роберт Чарльз Пейдж
  • Капрал Эндрю Энтони Крилли
  • Капрал Рональд Джордж «Тэффи» Моррис
  • Ведущий моряк Кевин Патрик Кейн
  • Ведущий Стокер Джеймс Патрик Макдауэлл
  • Ведущий телеграфист Хорас Стюарт Янг
  • Опытный моряк Уолтер Гордон Фоллс
  • Опытный моряк Мостин Берриман
  • Опытный моряк Фредерик Уолтер Лота Марш
  • Опытный моряк Артур Уолтер Джонс
  • Опытный моряк Эндрю Уильям Джордж Хьюстон

13 августа 1943 года Крайт покинул остров Четверг и направился в залив Эксмут , Западная Австралия , где был дозаправлен и проведен ремонт. Мало того, что ремонт вызвал задержку отхода, так еще и лодки производства Харриса Лебуса и обозначенные как модель MKI**, специально заказанные для атаки Лиона из Англии, прибыли только в последнюю минуту. Они оказались неисправными, в них отсутствовали некоторые важные детали и они не соответствовали конструкции, указанной Дэвидсоном. Им пришлось внести множество изменений на месте, просто чтобы каждый каркас подходил друг другу, а затем правильно вписывался во внешние оболочки. Это оставило экипажу мало времени, чтобы привыкнуть к ним перед погрузкой на Крайт . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

2 сентября 1943 года Крайт покинул залив Эксмут и направился в Сингапур. Безопасность команды зависела от сохранения маскировки под местное рыбацкое судно. Мужчины окрасили свою кожу в коричневый цвет краской, чтобы выглядеть более азиатскими, и тщательно выбрасывали за борт мусор, чтобы след европейского мусора не вызвал подозрений. Во время путешествия у них сломался карданный вал, который пришлось ремонтировать проходящей мимо американской подводной лодке, а тяжело нагруженное судно позже было почти затоплено штормом силой девять баллов. Крайт прибыл из Сингапура 24 сентября. Той ночью шесть человек покинули лодку и проплыли 50 километров (31 миль) на лодках, чтобы основать передовую базу в пещере на небольшом острове недалеко от гавани. В ночь с 25 на 26 сентября 1943 года они зашли в гавань и заминировали несколько японских кораблей, прежде чем вернуться в свое укрытие.

Мины взорвались рано утром 26 сентября и, как сообщается, потопили семь японских транспортных кораблей. [ 5 ] между ними составляет более 39 000 тонн. Коммандос подождали, пока утихнет волнение по поводу нападения, а затем вернулись в Крайт , которого достигли 2 октября. Их возвращение в Австралию в основном прошло без происшествий, за исключением напряженного инцидента в проливе Ломбок , когда к кораблю вплотную приблизился патрулирующий японский вспомогательный тральщик Wa-102 ; однако Крайту не бросили вызов. 19 октября корабль и команда благополучно вернулись в залив Эксмут.

Недавний анализ результатов

[ редактировать ]

Недавний анализ японских записей и радиорасшифровок выявил только 6 затонувших или поврежденных кораблей. В японских радиосообщениях говорится, что атаковано было только шесть кораблей, и весьма вероятно, что атака седьмого корабля не удалась.

Корабль Злоумышленник Цель Валовый тоннаж Конфигурация Исход
1 Лион/Хьюстон Шосей Мару 5698 Двигатели кормовой танкер Поврежденный
2 Дэвидсон/Фолс Ничирен Мару 5460 3 островных груза Поврежденный
3 Дэвидсон/Фолс Неизвестный ЧТО Двигатели кормовые грузовые ЧТО
4 Дэвидсон/Фолс Араре Мару 2770 Двигатели кормовой танкер Затонул / спасен
5 Пейдж/Джонс Хакусан Мару 2197 3 островных груза затонул
6 Пейдж/Джонс Насусан Мару 4399 Двигатели кормовой танкер Поврежденный
7 Пейдж/Джонс Кизан Мару 5071 3 островных груза затонул

Часто повторяемое утверждение о том, что диверсанты потопили большой высокоскоростной танкер «Синкоку Мару» (Синкоку Мару в написании кокутай), не подтверждается японскими записями, которые ясно показывают, что корабль покинул Трук (Чуук) на Каролинских островах в день нападения.

Последствия рейда

[ редактировать ]
В День АНЗАК 1964 года МВ Крайт был посвящен военному мемориалу; эта мемориальная доска была прикреплена к рулевой рубке.

Рейд застал японские власти в Сингапуре врасплох. Никогда не подозревая, что такая атака могла быть организована из Австралии, они предположили, что ее осуществили местные диверсанты, скорее всего, прокоммунистические китайские партизаны. В попытках раскрыть виновных началась волна арестов, пыток и казней. Целью этой программы были местные китайцы и малайцы, а также интернированные военнопленные и гражданские лица Европы. Инцидент стал известен как « Двойная десятая» и произошел 10 октября, в день, когда японская тайная полиция начала массовые аресты.

Учитывая последствия, нанесенные японцами местному населению, возникла критика относительно оправданности операции «Джейвик», особенно с ее относительно ограниченными стратегическими результатами. [ 6 ] [ 7 ] После рейда союзники так и не взяли на себя ответственность за нападение на судно, скорее всего, потому, что хотели сохранить тайну Крайта для будущих подобных миссий. Таким образом, японцы не отвлекали значительные военные ресурсы на защиту от таких нападений, а просто использовали свою тайную полицию для репрессий против гражданского населения.

За операцией Джейвик последовала операция Римау . Хотя иногда утверждается, что в ходе этого рейда были потоплены три корабля, никаких подтверждений этому так и не было найдено, и, по всей вероятности, ни одно судно не было потоплено; но участники, включая Лиона, были либо убиты в бою, либо взяты в плен и казнены.

[ редактировать ]

Австралийский писатель Рональд Маккай написал отчет об операции в 1961 году под названием «Герои» . [ 8 ] В 1989 году книга Маккая была экранизирована в британско-австралийском мини-сериале. «Героев» Режиссером стал Дональд Кромби , в актерский состав входили Пол Рис в роли Ивана Лайона, Джон Бах в роли Дональда Дэвидсона и Джейсон Донован в роли «Счастливого» Хьюстона. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хоэн 2011, стр. 7, 88, 90.
  2. ^ Национальный архив Австралии, A3269, E2A , 1944, стр.34.
  3. ^ Серебро 1992, с. 75
  4. ^ Виньярд 1947, стр. 24–25
  5. ^ «Операция Джейвик: 60 лет» . Отдел по делам ветеранов. 26 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г.
  6. ^ Квок, Джон; Ян Ли Хуэйюань (9 ноября 2018 г.). «Вспоминая операцию Джейвик: асимметричная война Сингапура» .
  7. ^ «Операция Джейвик» . 9 января 2019 г.
  8. ^ «Герои, Рональд Маккай» . Австралийский военный мемориал . Проверено 25 августа 2018 г.
  9. ^ «Герои (1980)» . ИМДБ . 2 апреля 1989 года . Проверено 25 августа 2018 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Кандалл, Питер (2018) «Операция Джейвик: переоценка результатов», Журнал: Ежеквартальный журнал Морской ассоциации Австралии , том 51, № 2, выпуск 212, стр.68. Также опубликовано как «Операция Джейвик: переоценка результатов» на веб-сайте Объединенного флота.
  • Хен, Джон. (2011). Коммандос-каяк: роль австралийских фолботов в Тихоокеанской кампании . Издательство Хирш. ISBN   978-3-033-01717-7
  • Национальный архив Австралии, A3269, E2A , 1944, с. 34.
  • Сильвер, Линетт Рамзи. (2001). Крайт: Рыбацкая лодка, отправившаяся на войну . Культурный лотос. ISBN   981-04-3675-0 .
  • Виньярд, Ноэль. (1947). «Победа в опасности». Сэмпсон Лоу, Марстон и Ко. ОСЛК   265940745
[ редактировать ]

1 ° 17'14 "N 103 ° 51'55" E  /  1,28722 ° N 103,86528 ° E  / 1,28722; 103,86528

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 869bc659b7e63db53a93adb9b722e145__1708160880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/45/869bc659b7e63db53a93adb9b722e145.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Jaywick - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)