Jump to content

Источник операции

Источник операции
Часть Второй мировой войны

Тирпиц около 1941 г.
Дата 20–22 сентября 1943 г.
Расположение
Результат Частичный успех союзников
Воюющие стороны
 Великобритания
 Норвегия
 Австралия [ 1 ]
 Германия
Командиры и лидеры
Клод Баррингтон Бэрри , Дональд Кэмерон (ВК) ( военнопленный ), Годфри Плэйс ( военнопленный ), Хенти Хенти-Крир Ганс Мейер
Сила
Шесть сверхмалых подводных лодок ,
Шесть обычных подводных лодок
Два линкора,
Один тяжелый крейсер
Жертвы и потери
Шесть сверхмалых подводных лодок потоплены, девять членов экипажа убиты, шесть взяты в плен Один линкор поврежден

Операция «Источник» представляла собой серию атак по нейтрализации тяжелых немецких военных кораблей — «Тирпиц» , «Шарнхорст» и «Лютцов» , базирующихся в северной Норвегии , с использованием Х-класса сверхмалых подводных лодок .

Атаки произошли в сентябре 1943 года на Кофьорде , и в результате них Тирпиц выбыл из строя как минимум на шесть месяцев. Концепция атаки была разработана командующим Кромвелем-Варли при поддержке Макса Хортона, флагмана подводных лодок и премьер-министра Уинстона Черчилля . [ 2 ] 12 сентября 1943 года в условиях низкой облачности и дождя советский летчик Леонид Елькин нашел якорную стоянку «Тирпиц» в Альтенфьорде, спустился под кромку облаков и трижды прошел над ней под сильным зенитным огнем на высоте 50 метров. , добиваясь качественной фотографии цели. Полученные фотографии были немедленно переданы британскому Адмиралтейству, которое на их основе готовило новую операцию. [ 3 ]

Операцией руководил авианосец HMS Varbel , расположенный в Порт-Баннатайне на острове Бьют . Варбель (названный в честь командиров Варлея и Белла, создателей прототипа X-Craft) был береговым штабом 12-й флотилии подводных лодок (сверхмалых подводных лодок). Это был роскошный отель на 88 номеров (Kyles Hydropathic Hotel), реквизированный Адмиралтейством в качестве штаб-квартиры флотилии. Вся подготовка X-craft к атакам X-craft (включая атаку на Тирпиц ) координировалась из Варбеля . [ 4 ]

Разведка, способствующая нападению на Тирпиц, была собрана и отправлена ​​​​в Королевский флот норвежским сопротивлением, особенно братьями Торбьорном Йохансеном и Эйнаром Йохансеном .

Было использовано шесть X-craft. X5 , X6 и X7 были выделены линкору «Тирпиц » в Кофьорде . X9 и X10 должны были атаковать линкор «Шарнхорст» , также находившийся в Кофьорде. X8 должен был атаковать тяжелый крейсер «Лютцов» в Ланг-фьорде . Подводные аппараты были отбуксированы в этот район обычными подводными лодками ( HMS Truculent ( X6 ) [ 5 ] Сиртис ( X9 ), [ 5 ] Морская нимфа ( X8 ), [ 6 ] Трэшер ( X5 ), [ 7 ] Упрямый ( X7 ), [ 6 ] и Скипетр ( X10 ) [ 6 ] ) и укомплектован проходными экипажами в пути. Близко к цели оперативные бригады возьмут на себя управление.

X9 , вероятно, сильно дифферентованный носом в сильном волнении для буксировки, был потерян вместе со всеми тремя членами экипажа на переходе, когда ее буксир разошелся, и она резко упала из-за дифферента на нос. [ 6 ] [ Примечание 1 ] X8 (команда прохода под командованием лейтенанта Джека Смарта ) обнаружила серьезные утечки в своих боковых подрывных зарядах, которые пришлось выбросить; они взорвались, оставив ее настолько поврежденной, что ее пришлось затопить . [ 6 ]

Оставшиеся X-корабли начали наступление 20 сентября, а атаки произошли 22 сентября 1943 года, начиная с 19:00 (19:00) того же дня. В то время «Шарнхорст» проводил учения и, следовательно, не находился у своей обычной швартовки. Атака X10 была прекращена из-за механических и навигационных проблем, и подводная лодка вернулась на место встречи со своей подводной лодкой-буксиром. X10 был затоплен на обратном пути в Шотландию, когда порвался буксирный трос. [ 12 ]

Лейтенант Хенти-Крир и команда X5

X5 , которой командовала лейтенант Хенти-Крир, исчезла вместе со своей командой во время Source. Предполагается, что он был потоплен прямым попаданием одного из мм (4,1 дюйма) орудий Тирпица 105 - перед установкой подрывных зарядов. Была вероятность, что X5 также успешно установил боковые заряды перед тем, как быть уничтоженным, но это так и не было окончательно доказано. [ 13 ] [ 14 ] Экспедиция, совместно проведенная покойным Карлом Спенсером (Британник, 2003 г.), Биллом Смитом (Проект Bluebird) и Королевским флотом с использованием минных охотников HMS Quorn и HMS Blyth в 2006 г., нанесла на карту северную и южную якорные стоянки, используемые Тирпицем , и доказала, что заряд был верным. внутри сетчатого ограждения северной якорной стоянки и, следовательно, скорее всего, из X6 . [ 15 ]

X6 и X7 сумели сбросить свои заряды под Тирпицем , но не смогли уйти, поскольку их заметили и атаковали. Оба были брошены, а шесть членов экипажа взяты в плен. прозвучат взрывы При захвате члены экипажа сообщили немецкому капитану Гансу Мейеру, что под Тирпицем в течение часа . Мейер быстро попытался отвести корабль от зарядов, но не смог сделать это до того, как заряды взорвались. [ 16 ]

«Тирпиц» был сильно поврежден. Несмотря на то, что ему не грозила опасность затонуть, он взял на себя более 1400 тонн. [ 17 ] воды и получил значительные механические повреждения. [ 17 ] Первая мина взорвалась рядом с башней «Цезарь», а вторая мина взорвалась на расстоянии от 45 до 55 м (от 148 до 180 футов) от левого носа. [ 18 ] [ нужна ссылка ] Был разорван топливный бак, разорвана обшивка корпуса, в днище корабля образовалась большая вмятина, прогнулись переборки в двойном дне . Около 1430 т (1410 длинных тонн) воды затопило корабль в топливных баках и пустотах двойного дна левого борта, что вызвало крен на один-два градуса, который компенсировался встречным затоплением по правому борту. В результате наводнения были повреждены все турбогенераторы в генераторном зале № 2, и все, кроме одного генератора в генераторном зале № 1, были выведены из строя из-за обрыва паропроводов или оборванных силовых кабелей. Башня Дора слетела с подшипников и не могла вращаться; это было особенно важно, поскольку в Норвегии не было кранов-тяжеловозов, достаточно мощных, чтобы поднять башню и поставить ее обратно на опоры. [ 19 ] [ нужна ссылка ] корабля Два гидросамолета Arado Ar 196 были отброшены взрывной волной и полностью разрушены. Ремонт проводило ремонтное судно «Ноймарк» ; историки Уильям Гарцке и Роберт Дулин отметили, что успешный ремонт был «одним из самых заметных достижений военно-морской техники во время Второй мировой войны». [ 20 ] [ нужна ссылка ] Ремонт продолжался до 2 апреля 1944 года; Полноскоростные испытания были запланированы на следующий день в Альтафьорде. [ 21 ] [ нужна ссылка ] 12 ноября 1944 года корабль был уничтожен бомбардировщиками «Авро Ланкастер» . [ 14 ]

За это действие командиры корабля лейтенанты Дональд Кэмерон ( X6 ) и Бэзил Плейс ( X7 ) были награждены Крестом Виктории , а Роберт Эйткен, Ричард Хэддон Кендалл и Джон Торнтон Лоример получили орден «За выдающиеся заслуги» , а Эдмунд Годдард — орден « За выдающиеся заслуги». Медаль за выдающуюся доблесть . [ 22 ] Командир X8 был Джон Эллиот Смарт назначен членом Ордена Британской Империи (MBE). [ 23 ] Хенти-Крир Х5 не украшался, но упоминался в депешах. [ 14 ]

X-craft и экипажи

[ редактировать ]
Могила лейтенанта Лайонела Барнетта Уиттама на участке военных захоронений Содружества на Тромсё . главном кладбище
  • X-5 : Неофициально названный Утконос . [ 24 ] Экипаж прохода лейтенант Терри-Ллойд, Л. Моряк Элемент и Стокер (1-й класс) Гаррити, оперативный экипаж лейтенант Хенти-Крир, суб-лейтенант Малкольм, суб-лейтенант Нельсон и ER Artificer ( механик машинного отделения , то есть инженер) Мортибойс. [ 25 ] Хенти-Крир, Нельсон, Малкольм и Мортибойс были убиты в результате нападения, хотя точная судьба X-5 неизвестна . [ 5 ]
  • X-6 : По имени Пикер II , [ 6 ] Экипаж прохода лейтенант Уилсон, Л. Моряк МакГрегор и Стокер (1-го класса) Окли, оперативный экипаж лейтенант Дональд Кэмерон , сублейтенант Лоример, сублейтенант Кендалл и инженер скорой помощи Годдард. [ 25 ] Кэмерон получил Крест Виктории (VC), Лоример и Кендалл - Орден за выдающиеся заслуги (DSO), Годдард - Медаль за выдающуюся доблесть (CGM). [ 6 ]
  • X-7 : Неофициально названный Пдинихтис . [ 26 ] Экипаж прохода лейтенант Филип, опытный моряк Джеймс Джозеф Магеннис и Стокер (1-й класс) Лак, оперативный экипаж лейтенант Годфри Плейс , сублейтенант Уиттэм, сублейтенант Эйткен и инженер скорой помощи Уитли. [ 25 ] Плейс также получил венчурный капитал, Эйткен - DSO, а Филип был назначен членом Ордена Британской Империи (MBE); Уиттэм и Уайтли были убиты. [ 27 ]
  • X-8 : экипаж прохода лейтенант Смарт, Л. моряк Помрой и Стокер (1-й класс) Робинсон, оперативный экипаж лейтенант Макфарлейн, лейтенант Марсден, суб-лейтенант Хиндмарш и инженер скорой помощи Мюррей. [ 25 ] X-8 была затоплена 18 сентября 1943 года[11] после проверки, что теперь она не может служить никакой полезной цели в операции.
  • X-9 : Экипаж прохода сублейтенант Эдвард Кирон, опытный моряк Гарри Харт и Стокер Джордж Холлетт, оперативный экипаж лейтенант Мартин, сублейтенант Брукс, лейтенант Шин и инженер скорой помощи Коулз. [ 25 ] Кирон, Харт и Холлет погибли, когда он затонул 16 сентября 1943 года. [ 11 ]
  • X-10 : Неофициально названный Экскалибур . Экипаж прохода младший лейтенант Пейдж, старшина Брукс и инженер скорой помощи Фишли, оперативная команда лейтенант Хадспет, сублейтенант Энзер, младший лейтенант Хардинг и инженер скорой помощи Тилли. [ 25 ] X-10 была затоплена 3 сентября 1943 года, поскольку шансы на то, что ее удастся отбуксировать домой в сильный шторм, были очень малы. [ 11 ]
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Экипаж прохода состоял из Гарри Харта, опытного моряка, [ 8 ] Джордж Холлетт, Стокер [ 9 ] и ирландец Эдвард Кирон, младший лейтенант [ 10 ] [ 11 ]
Цитаты
  1. Командующий X5 Хенти Хенти-Крир был австралийцем, зачисленным в добровольческий резерв Королевского военно-морского флота, и пять членов Королевского военно-морского флота Австралии были среди экипажа задействованных британских сверхмалых подводных лодок. Уорледж, Рэй. 2012 Австралийцы на сверхмалых подводных лодках . (Дата доступа: 24 марта 2012 г.)
  2. ^ «Потерянные герои «Тирпица» » . Би-би-си . 17 февраля 2011 года . Проверено 21 августа 2018 г.
  3. ^ Кикнадзе В. Г. Международное сотрудничество в области освещения обстановки в Арктике (по опыту второй мировой войны). // Военно-исторический журнал. — 2014. — № 12. — С.42. (Kiknadze V. G. International cooperation in the field of covering the situation in the Arctic (based on the experience of the Second World War). // Military historical magazine. - 2014. - No. 12. - P.42.)
  4. ^ Бьют на войне
  5. ^ Перейти обратно: а б с Гроув, стр.124.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гроув, с. 127.
  7. ^ Гроув, стр. 124 и 127.
  8. ^ «Подробности о пострадавшем: Харт, Гарри» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 апреля 2021 г.
  9. ^ «Подробности о пострадавшем: Холлетт, Джордж» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 апреля 2021 г.
  10. ^ «Подробности о пострадавшем: Кирон, Эдвард» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 апреля 2021 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с [1] Приложение к The London Gazette, стр. 996 статьи или п. 4 PDF-файла
  12. ^ Гроув, с. 131
  13. ^ О'Нил, Ричард (25 июня 2015 г.). Отряды самоубийц: Люди и машины специальных операций Второй мировой войны . ISBN  978-1840650822 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Потерянные герои «Тирпица» » . История Би-би-си . Би-би-си. 17 февраля 2011 года . Проверено 21 августа 2018 г.
  15. Здесь взрывается бомба, которая должна была потопить «Тирпиц».
  16. ^ «Люди Икс Второй мировой войны, экипажи опасных сверхмалых подводных лодок класса Х» . История онлайн . 11 марта 2018 года . Проверено 21 августа 2018 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Гроув, с.131.
  18. ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 259.
  19. ^ Гарцке и Дулин 1985 , стр. 259–261.
  20. ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 262.
  21. ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 264.
  22. ^ «№36390» . Лондонская газета (Приложение). 10 сентября 1943 г., стр. 901–902.
  23. ^ «№36295» . Лондонская газета (Приложение). 17 декабря 1943 г., стр. 5539–5540.
  24. ^ Гроув, стр. 124 и 128.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ангус Констам, стр.36
  26. ^ Гроув, стр. 127 и 128.
  27. Позже Магеннис заработал венчурный капитал за нападение малолитражной подводной лодки на Такао . Гроув, с. 127.
Библиография
  • Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  9780870211010 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Тирпиц в Норвегии; Миниатюрные подводные лодки X-craft совершают набег на фьорды, операция «Источник» , 1943 г. (2019 г.); Серия «Оспри Рейд» №51. Издательство Оспри . Автор: Ангус Констам. ISBN (мягкая обложка): 9781472835857; (электронная книга): 9781472835864
  • Гроув, Эрик (1993). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война, том 2 . Ян Аллан, ООО. ISBN  0-7110-2118-Х .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 585f33fd50ce34688fe172510c7e3372__1719771960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/72/585f33fd50ce34688fe172510c7e3372.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Source - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)