Источник операции
Источник операции | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Тирпиц около 1941 г. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Клод Баррингтон Бэрри , Дональд Кэмерон (ВК) ( военнопленный ), Годфри Плэйс ( военнопленный ), Хенти Хенти-Крир † | Ганс Мейер | ||||||
Сила | |||||||
Шесть сверхмалых подводных лодок , Шесть обычных подводных лодок |
Два линкора, Один тяжелый крейсер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Шесть сверхмалых подводных лодок потоплены, девять членов экипажа убиты, шесть взяты в плен | Один линкор поврежден |
Операция «Источник» представляла собой серию атак по нейтрализации тяжелых немецких военных кораблей — «Тирпиц» , «Шарнхорст» и «Лютцов» , базирующихся в северной Норвегии , с использованием Х-класса сверхмалых подводных лодок .
Атаки произошли в сентябре 1943 года на Кофьорде , и в результате них Тирпиц выбыл из строя как минимум на шесть месяцев. Концепция атаки была разработана командующим Кромвелем-Варли при поддержке Макса Хортона, флагмана подводных лодок и премьер-министра Уинстона Черчилля . [ 2 ] 12 сентября 1943 года в условиях низкой облачности и дождя советский летчик Леонид Елькин нашел якорную стоянку «Тирпиц» в Альтенфьорде, спустился под кромку облаков и трижды прошел над ней под сильным зенитным огнем на высоте 50 метров. , добиваясь качественной фотографии цели. Полученные фотографии были немедленно переданы британскому Адмиралтейству, которое на их основе готовило новую операцию. [ 3 ]
Операцией руководил авианосец HMS Varbel , расположенный в Порт-Баннатайне на острове Бьют . Варбель (названный в честь командиров Варлея и Белла, создателей прототипа X-Craft) был береговым штабом 12-й флотилии подводных лодок (сверхмалых подводных лодок). Это был роскошный отель на 88 номеров (Kyles Hydropathic Hotel), реквизированный Адмиралтейством в качестве штаб-квартиры флотилии. Вся подготовка X-craft к атакам X-craft (включая атаку на Тирпиц ) координировалась из Варбеля . [ 4 ]
Разведка, способствующая нападению на Тирпиц, была собрана и отправлена в Королевский флот норвежским сопротивлением, особенно братьями Торбьорном Йохансеном и Эйнаром Йохансеном .
Атака
[ редактировать ]Было использовано шесть X-craft. X5 , X6 и X7 были выделены линкору «Тирпиц » в Кофьорде . X9 и X10 должны были атаковать линкор «Шарнхорст» , также находившийся в Кофьорде. X8 должен был атаковать тяжелый крейсер «Лютцов» в Ланг-фьорде . Подводные аппараты были отбуксированы в этот район обычными подводными лодками ( HMS Truculent ( X6 ) [ 5 ] Сиртис ( X9 ), [ 5 ] Морская нимфа ( X8 ), [ 6 ] Трэшер ( X5 ), [ 7 ] Упрямый ( X7 ), [ 6 ] и Скипетр ( X10 ) [ 6 ] ) и укомплектован проходными экипажами в пути. Близко к цели оперативные бригады возьмут на себя управление.
X9 , вероятно, сильно дифферентованный носом в сильном волнении для буксировки, был потерян вместе со всеми тремя членами экипажа на переходе, когда ее буксир разошелся, и она резко упала из-за дифферента на нос. [ 6 ] [ Примечание 1 ] X8 (команда прохода под командованием лейтенанта Джека Смарта ) обнаружила серьезные утечки в своих боковых подрывных зарядах, которые пришлось выбросить; они взорвались, оставив ее настолько поврежденной, что ее пришлось затопить . [ 6 ]
Оставшиеся X-корабли начали наступление 20 сентября, а атаки произошли 22 сентября 1943 года, начиная с 19:00 (19:00) того же дня. В то время «Шарнхорст» проводил учения и, следовательно, не находился у своей обычной швартовки. Атака X10 была прекращена из-за механических и навигационных проблем, и подводная лодка вернулась на место встречи со своей подводной лодкой-буксиром. X10 был затоплен на обратном пути в Шотландию, когда порвался буксирный трос. [ 12 ]

X5 , которой командовала лейтенант Хенти-Крир, исчезла вместе со своей командой во время Source. Предполагается, что он был потоплен прямым попаданием одного из мм (4,1 дюйма) орудий Тирпица 105 - перед установкой подрывных зарядов. Была вероятность, что X5 также успешно установил боковые заряды перед тем, как быть уничтоженным, но это так и не было окончательно доказано. [ 13 ] [ 14 ] Экспедиция, совместно проведенная покойным Карлом Спенсером (Британник, 2003 г.), Биллом Смитом (Проект Bluebird) и Королевским флотом с использованием минных охотников HMS Quorn и HMS Blyth в 2006 г., нанесла на карту северную и южную якорные стоянки, используемые Тирпицем , и доказала, что заряд был верным. внутри сетчатого ограждения северной якорной стоянки и, следовательно, скорее всего, из X6 . [ 15 ]
X6 и X7 сумели сбросить свои заряды под Тирпицем , но не смогли уйти, поскольку их заметили и атаковали. Оба были брошены, а шесть членов экипажа взяты в плен. прозвучат взрывы При захвате члены экипажа сообщили немецкому капитану Гансу Мейеру, что под Тирпицем в течение часа . Мейер быстро попытался отвести корабль от зарядов, но не смог сделать это до того, как заряды взорвались. [ 16 ]
«Тирпиц» был сильно поврежден. Несмотря на то, что ему не грозила опасность затонуть, он взял на себя более 1400 тонн. [ 17 ] воды и получил значительные механические повреждения. [ 17 ] Первая мина взорвалась рядом с башней «Цезарь», а вторая мина взорвалась на расстоянии от 45 до 55 м (от 148 до 180 футов) от левого носа. [ 18 ] [ нужна ссылка ] Был разорван топливный бак, разорвана обшивка корпуса, в днище корабля образовалась большая вмятина, прогнулись переборки в двойном дне . Около 1430 т (1410 длинных тонн) воды затопило корабль в топливных баках и пустотах двойного дна левого борта, что вызвало крен на один-два градуса, который компенсировался встречным затоплением по правому борту. В результате наводнения были повреждены все турбогенераторы в генераторном зале № 2, и все, кроме одного генератора в генераторном зале № 1, были выведены из строя из-за обрыва паропроводов или оборванных силовых кабелей. Башня Дора слетела с подшипников и не могла вращаться; это было особенно важно, поскольку в Норвегии не было кранов-тяжеловозов, достаточно мощных, чтобы поднять башню и поставить ее обратно на опоры. [ 19 ] [ нужна ссылка ] корабля Два гидросамолета Arado Ar 196 были отброшены взрывной волной и полностью разрушены. Ремонт проводило ремонтное судно «Ноймарк» ; историки Уильям Гарцке и Роберт Дулин отметили, что успешный ремонт был «одним из самых заметных достижений военно-морской техники во время Второй мировой войны». [ 20 ] [ нужна ссылка ] Ремонт продолжался до 2 апреля 1944 года; Полноскоростные испытания были запланированы на следующий день в Альтафьорде. [ 21 ] [ нужна ссылка ] 12 ноября 1944 года корабль был уничтожен бомбардировщиками «Авро Ланкастер» . [ 14 ]
За это действие командиры корабля лейтенанты Дональд Кэмерон ( X6 ) и Бэзил Плейс ( X7 ) были награждены Крестом Виктории , а Роберт Эйткен, Ричард Хэддон Кендалл и Джон Торнтон Лоример получили орден «За выдающиеся заслуги» , а Эдмунд Годдард — орден « За выдающиеся заслуги». Медаль за выдающуюся доблесть . [ 22 ] Командир X8 был Джон Эллиот Смарт назначен членом Ордена Британской Империи (MBE). [ 23 ] Хенти-Крир Х5 не украшался, но упоминался в депешах. [ 14 ]
X-craft и экипажи
[ редактировать ]
- X-5 : Неофициально названный Утконос . [ 24 ] Экипаж прохода лейтенант Терри-Ллойд, Л. Моряк Элемент и Стокер (1-й класс) Гаррити, оперативный экипаж лейтенант Хенти-Крир, суб-лейтенант Малкольм, суб-лейтенант Нельсон и ER Artificer ( механик машинного отделения , то есть инженер) Мортибойс. [ 25 ] Хенти-Крир, Нельсон, Малкольм и Мортибойс были убиты в результате нападения, хотя точная судьба X-5 неизвестна . [ 5 ]
- X-6 : По имени Пикер II , [ 6 ] Экипаж прохода лейтенант Уилсон, Л. Моряк МакГрегор и Стокер (1-го класса) Окли, оперативный экипаж лейтенант Дональд Кэмерон , сублейтенант Лоример, сублейтенант Кендалл и инженер скорой помощи Годдард. [ 25 ] Кэмерон получил Крест Виктории (VC), Лоример и Кендалл - Орден за выдающиеся заслуги (DSO), Годдард - Медаль за выдающуюся доблесть (CGM). [ 6 ]
- X-7 : Неофициально названный Пдинихтис . [ 26 ] Экипаж прохода лейтенант Филип, опытный моряк Джеймс Джозеф Магеннис и Стокер (1-й класс) Лак, оперативный экипаж лейтенант Годфри Плейс , сублейтенант Уиттэм, сублейтенант Эйткен и инженер скорой помощи Уитли. [ 25 ] Плейс также получил венчурный капитал, Эйткен - DSO, а Филип был назначен членом Ордена Британской Империи (MBE); Уиттэм и Уайтли были убиты. [ 27 ]
- X-8 : экипаж прохода лейтенант Смарт, Л. моряк Помрой и Стокер (1-й класс) Робинсон, оперативный экипаж лейтенант Макфарлейн, лейтенант Марсден, суб-лейтенант Хиндмарш и инженер скорой помощи Мюррей. [ 25 ] X-8 была затоплена 18 сентября 1943 года[11] после проверки, что теперь она не может служить никакой полезной цели в операции.
- X-9 : Экипаж прохода сублейтенант Эдвард Кирон, опытный моряк Гарри Харт и Стокер Джордж Холлетт, оперативный экипаж лейтенант Мартин, сублейтенант Брукс, лейтенант Шин и инженер скорой помощи Коулз. [ 25 ] Кирон, Харт и Холлет погибли, когда он затонул 16 сентября 1943 года. [ 11 ]
- X-10 : Неофициально названный Экскалибур . Экипаж прохода младший лейтенант Пейдж, старшина Брукс и инженер скорой помощи Фишли, оперативная команда лейтенант Хадспет, сублейтенант Энзер, младший лейтенант Хардинг и инженер скорой помощи Тилли. [ 25 ] X-10 была затоплена 3 сентября 1943 года, поскольку шансы на то, что ее удастся отбуксировать домой в сильный шторм, были очень малы. [ 11 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Позднее операция была изображена в 1955 года военном фильме «Над нами, волнами » с участием Джона Миллса более ранней , который был основан как на операции «Источник», так и на человека торпедной атаке на Тирпиц .
- Военный 1969 года фильм «Подводная лодка Х-1» основан на операции «Источник».
- Копия операции представлена в видеоигре 2003 года Hidden & Dangerous 2 в качестве миссии кампании.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ↑ Командующий X5 Хенти Хенти-Крир был австралийцем, зачисленным в добровольческий резерв Королевского военно-морского флота, и пять членов Королевского военно-морского флота Австралии были среди экипажа задействованных британских сверхмалых подводных лодок. Уорледж, Рэй. 2012 Австралийцы на сверхмалых подводных лодках . (Дата доступа: 24 марта 2012 г.)
- ^ «Потерянные герои «Тирпица» » . Би-би-си . 17 февраля 2011 года . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ Кикнадзе В. Г. Международное сотрудничество в области освещения обстановки в Арктике (по опыту второй мировой войны). // Военно-исторический журнал. — 2014. — № 12. — С.42. (Kiknadze V. G. International cooperation in the field of covering the situation in the Arctic (based on the experience of the Second World War). // Military historical magazine. - 2014. - No. 12. - P.42.)
- ^ Бьют на войне
- ^ Перейти обратно: а б с Гроув, стр.124.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гроув, с. 127.
- ^ Гроув, стр. 124 и 127.
- ^ «Подробности о пострадавшем: Харт, Гарри» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Подробности о пострадавшем: Холлетт, Джордж» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Подробности о пострадавшем: Кирон, Эдвард» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с [1] Приложение к The London Gazette, стр. 996 статьи или п. 4 PDF-файла
- ^ Гроув, с. 131
- ^ О'Нил, Ричард (25 июня 2015 г.). Отряды самоубийц: Люди и машины специальных операций Второй мировой войны . ISBN 978-1840650822 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б с «Потерянные герои «Тирпица» » . История Би-би-си . Би-би-си. 17 февраля 2011 года . Проверено 21 августа 2018 г.
- ↑ Здесь взрывается бомба, которая должна была потопить «Тирпиц».
- ^ «Люди Икс Второй мировой войны, экипажи опасных сверхмалых подводных лодок класса Х» . История онлайн . 11 марта 2018 года . Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гроув, с.131.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 259.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , стр. 259–261.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 262.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , с. 264.
- ^ «№36390» . Лондонская газета (Приложение). 10 сентября 1943 г., стр. 901–902.
- ^ «№36295» . Лондонская газета (Приложение). 17 декабря 1943 г., стр. 5539–5540.
- ^ Гроув, стр. 124 и 128.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ангус Констам, стр.36
- ^ Гроув, стр. 127 и 128.
- ↑ Позже Магеннис заработал венчурный капитал за нападение малолитражной подводной лодки на Такао . Гроув, с. 127.
- Библиография
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 9780870211010 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тирпиц в Норвегии; Миниатюрные подводные лодки X-craft совершают набег на фьорды, операция «Источник» , 1943 г. (2019 г.); Серия «Оспри Рейд» №51. Издательство Оспри . Автор: Ангус Констам. ISBN (мягкая обложка): 9781472835857; (электронная книга): 9781472835864
- Гроув, Эрик (1993). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война, том 2 . Ян Аллан, ООО. ISBN 0-7110-2118-Х .
- Конфликты 1943 года
- 1943 год в Норвегии.
- Операции Западноевропейского театра военных действий во время Второй мировой войны
- Арктические военно-морские операции Второй мировой войны.
- Военные операции Второй мировой войны с участием Германии
- Военная история Германии во время Второй мировой войны.
- Норвежское движение сопротивления
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Спецназ Австралии
- Военная история Австралии во время Второй мировой войны
- Военные операции Второй мировой войны с участием Австралии
- Рейды времен Второй мировой войны
- Альта, Норвегия
- События сентября 1943 года
- Операции британского спецназа времен Второй мировой войны