Jump to content

Операция Спортпаласт

Операция Спортпаласт
Часть Второй мировой войны
Черно-белая фотография бипланов на металлической поверхности
Самолет Fairey Albacore взлетает с HMS Victorious для атаки Тирпица утром 9 марта 1942 года.
Дата 6–13 марта 1942 г.
Расположение
Результат Неубедительный
Воюющие стороны
 Германия  Великобритания
Командиры и лидеры
Нацистская Германия Отто Сильякс Великобритания Джон Тови
Сила
1 линкор
3 эсминца
8 подводных лодок
2 линкора
1 линейный крейсер
1 авианосец
1 крейсер
12 эсминцев
Жертвы и потери
1 самолет 2 самолета
1 торговое судно
1 вооруженный китобойный корабль

Операция Спортпаласт (нем. Дворец спорта), также известная как Операция Нордмеер (нем. Северное море), была немецким военно-морским рейдом с 6 по 13 марта 1942 года против двух союзников арктических конвоев времен Второй мировой войны , когда они проходили через Норвежское море. . Его проводили линкор «Тирпиц» , три эсминца и восемь подводных лодок . Немецкие корабли не смогли обнаружить ни один из конвоев, но потопили торговое судно, шедшее самостоятельно. Союзники попытались перехватить немецкие войска, но тоже безуспешно.

Эта операция была первым крупным нападением Германии на конвои, следовавшие в Советский Союз и обратно и использовавшие военные корабли, переброшенные в оккупированную Норвегию в начале 1942 года. Тирпиц и ее эскорт отплыли 6 марта. Союзники узнали об этом из расшифрованных немецких радиосигналов, а британский флот метрополии попытался обнаружить и уничтожить немецкие войска. Эти данные также использовались для изменения маршрута конвоев в обход Тирпица . Британцы обнаружили немецкий линкор утром 9 марта, когда он возвращался в Норвегию. Атака Тирпица торпедоносцами , летевшими с авианосца HMS Victorious, провалилась, два британских самолета были сбиты. Немецкие корабли вернулись на свою базу 13 марта.

Британцы были разочарованы тем, что им не удалось повредить или потопить «Тирпиц» . Это было связано с недостатками самолетов и используемой тактики. Они считали, что линкор представляет собой значительную угрозу для конвоев, поэтому им был назначен сильный эскорт. Немецкий флот был уязвлен тем, насколько близок «Тирпиц» к катастрофе, и решил быть более осторожным. Линкор был отправлен против другого конвоя PQ 17 только в июне 1942 года и был отозван перед атакой на него. Он подвергся многочисленным нападениям на стоянках в Норвегии и, наконец, затонул в ноябре 1944 года.

Перед началом Второй мировой войны ( Кригсмарине ВМС Германии) разработало планы нападения на торговое судоходство союзников в случае войны. Командующий военно-морским флотом гросс-адмирал Эрих Редер считал, что линкоры и крейсеры являются ключевой частью этой стратегии. В результате «Шарнхорст» и «Бисмарк» линкоры классов , построенные в конце 1930-х — начале 1940-х годов, были спроектированы так, чтобы быть способными совершать дальние противокорабельные рейды в Атлантический океан. [ 1 ] «Тирпиц» был вторым из двух «Бисмарк» кораблей класса . Он был спущен на воду в апреле 1939 года и вступил в строй 25 февраля 1941 года. [ 2 ]

В начале 1941 года Кригсмарине « совершила два рейда линкоров против конвоев союзников в Атлантическом океане. В период с января по март 1941 года линкоры Гнейзенау» и «Шарнхорст» провели операцию «Берлин» . Во время этого рейда они отплыли из Германии, атаковали корабли союзников и вернулись в оккупированную Францию . В мае была предпринята попытка второго рейда, операции «Рейнюбунг» , с участием линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» . В то время как немецкие корабли уничтожили британский линейный крейсер HMS Hood 24 мая, «Бисмарк» был поврежден Fairey Swordfish торпедоносцами с британского авианосца HMS Ark Royal и затонул 27 мая после бомбардировки несколькими британскими линкорами Флота Метрополии . Адмирал сэр Джон Тови был главнокомандующим этим флотом и руководил им с линкора HMS King George V во время битвы. [ 3 ] [ 4 ] Потеря «Бисмарка» оставила «Тирпиц» единственным оставшимся полноразмерным линкором Германии. В то время ее экипаж все еще обучался. [ 5 ]

Черно-белое изображение военного корабля с четырьмя большими двухорудийными башнями.
Опознавательный рисунок Тирпица в том виде, в каком он появился в 1942 году.

После вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 года союзники начали отправлять конвои с припасами через Норвежское море и Северный Ледовитый океан в порты на севере России. Арктические конвои , отправленные в 1941 и начале 1942 года, встретили слабое сопротивление: только одно торговое судно союзников и эсминец HMS Matabele . было потоплено немецкими подводными лодками до марта 1942 года [ 6 ] [ 7 ] Суровые погодные условия, в том числе сильный холод, сильное волнение на море и штормы, затруднили проведение воздушных и военно-морских операций в этом районе для всех комбатантов. [ 8 ]

В декабре 1941 года немецкие военные начали перебрасывать значительные военно-морские и военно-воздушные силы в северную Норвегию, которую они оккупировали с начала 1940 года. Перед отправленными в Норвегию силами была поставлена ​​задача атаковать арктические конвои, а также защищать этот регион от вторжения. В это время немецкий диктатор Адольф Гитлер ошибочно полагал, что союзники намереваются вторгнуться в Норвегию. [ 9 ] 12 января 1942 года Гитлер приказал Тирпица перевести из Германии в Тронхейм в Норвегии. Линкор и два эсминца сопровождения покинули Вильгельмсхафен в Германии 14 января и прибыли в Тронхейм 16 января. [ 10 ] Он должен был стать основным элементом мощной боевой группы, как только в этот район прибудут другие немецкие военные корабли. [ 11 ] капитан Карл Топп . командовал Тирпицем в это время [ 5 ]

Союзники узнали о прибытии Тирпица , в Тронхейм 17 января из разведывательных данных «Ультра» полученных путем расшифровки перехваченных немецких радиосигналов. [ 12 ] 23 января британские фоторазведчики обнаружили там линкор, и для наблюдения за ним совершались регулярные вылеты над районом Тронхейма. [ 13 ] Из-за угрозы, которую Тирпиц представлял для конвоев союзников в Атлантическом океане и Норвежском море, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль 25 января распорядился, что «уничтожение или даже повреждение этого корабля является величайшим событием на море в настоящее время. Никакой другой цели нет». сравнимо с ним». [ 14 ] Королевские ВВС (RAF) направили 16 тяжелых бомбардировщиков для атаки Тирпица на стоянке в ночь с 29 на 30 января, но никакого ущерба нанесено не было. [ 15 ] В феврале 217-й эскадрилье RAF также было приказано подготовиться к односторонней операции против линкора. Это означало бы, что самолет Bristol Beaufort совершил бы атаку, а затем экипажи спрыгнули бы с парашютом над нейтральной Швецией или бросились бы в море. Попытка рейда не была предпринята, и 217-я эскадрилья вернулась к своим обычным обязанностям в середине марта 1942 года. [ 16 ]

Разведка союзников узнала, что Тирпиц проходил тренировку в Тронхейм-фьорде 19 февраля . В ответ Тови в тот день отплыл с большей частью Флота Метрополии, чтобы либо совершить набег на норвежский порт Тромсё , либо атаковать Тирпиц, если он выйдет в море. [ 15 ] Он отменил рейд на Тромсё после того, как Адмиралтейство сообщило о том, что еще одна группа немецких кораблей перебрасывается в Тронхейм; это были тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген» с тремя эсминцами. Для атаки этих кораблей был выделен авианосец HMS Victorious в сопровождении тяжелого крейсера HMS Berwick и четырех эсминцев, а четыре подводные лодки заняли позиции возле Тронхейма. Самолеты авианосца не смогли обнаружить или атаковать немецкие войска из-за плохой погоды, но 23 февраля подводная лодка HMS Trident торпедировала и серьезно повредила Prinz Eugen у входа в Тронхейм-фьорд. «Адмирал Шеер» не пострадал и стоял на якоре возле Тирпица . [ 17 ] [ 18 ] Адмирал, командующий линкорами, вице-адмирал Отто Цилиакс , принял командование этой боевой группой и использовал «Тирпиц» в качестве своего флагмана . [ 19 ] [ 20 ] Цилиакс возглавлял немецкие войска в Ла-Манше с 11 по 13 февраля, во время которого Гнейзенау , Шарнхорст и Принц Ойген вернулись в Германию из Бреста, Франция , через Ла-Манш . Оба линкора были повреждены на минах во время этой операции и не смогли быть отправлены в Норвегию, как предполагалось. Хотя неспособность предотвратить проход линкоров через Ла-Манш сильно смущала британцев, передислокация Германии положила конец угрозе, которую военные корабли в Бресте представляли для кораблей союзников в Атлантике. [ 21 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Союзные конвои

[ редактировать ]
Черно-белая фотография военного корабля в бурном море
Вид на HMS King George V с HMS Victorious во время операции Sportpalast

Из-за присутствия боевой группы в Тронхейме Флоту Метрополии было поручено обеспечить мощное дистанционное прикрытие следующих арктических конвоев; это было сделано впервые. Британцы также усилили воздушное патрулирование района Тронхейма и Норвежского моря для наблюдения за передвижениями немецких военно-морских сил. 1 марта 1942 года два арктических конвоя отплыли одновременно. PQ 12 покинул Исландию , направляясь в Советский Союз, а QP 8 покинул Мурманск на севере России, чтобы вернуть корабли в Атлантику. PQ 12 состоял из 17 торговых судов и сопровождался тяжелым крейсером, двумя эсминцами и несколькими вооруженными норвежскими китобоями . [ 20 ] [ 22 ] [ 23 ] QP 8 состоял из 15 торговых судов и имел слабый эскорт из 2 корветов и 2 тральщиков . [ 24 ] Тови потребовал, чтобы конвои шли одновременно, чтобы Флоту Метрополии было легче защитить их, пока они будут проходить через воды между Ян-Майеном и Медвежьими островами , где они будут подвергаться наибольшему риску нападения со стороны немецких надводных кораблей. [ 25 ]

3 марта отряд под командованием заместителя командующего Флотом Метрополии вице-адмирала Альбана Кертейса покинул Исландию для защиты конвоев. В его состав входили линкор HMS Duke of York , линейный крейсер HMS Renown и шесть эсминцев. [ 26 ] Тови находился на борту корабля «Король Георг V» на главной базе флота в Скапа-Флоу . Он предпочел остаться там с линкором, а «Викториус» - поддерживать связь по телефону со своими источниками разведки и перехватывать «Тирпиц» , если он попытается прорваться в Атлантику. [ 20 ] Сохранение части флота в Скапа-Флоу также помогло бы поддерживать корабли и их экипажи в боевой готовности в течение длительной кампании, при этом Тови полагал, что «Гнейзенау» и «Шарнхорст» присоединятся к «Тирпицу» летом после ремонта. [ 27 ] [ 28 ] Адмиралтейство не согласилось с этой стратегией и приказало Тови выйти в море 3 марта, чтобы можно было бросить все силы Флота Метрополии против Тирпица, если он отплывет. [ 29 ] При этом оно взяло на себя ответственность за последствия, если немецкий линкор войдет в Атлантику. [ 20 ] Вскоре после этого Тови отплыл с «Королем Георгом V» , «Викториями» , «Бервиком» и шестью эсминцами. [ 26 ] Два основных элемента Флота метрополии встретились 6 июня к востоку от Ян-Майена. [ 20 ] Тови получил приказ отдать приоритет защите конвоев, а не уничтожению Тирпица . Он был этим недоволен и считал, что затопление линкора имело «несравненно большее значение для ведения войны, чем безопасность любого конвоя». [ 30 ] Силы под командованием Тови были значительно мощнее, чем те, что были в распоряжении Силиакса. [ 31 ]

Викториуса » В состав авиакрыла « входили две эскадрильи, оснащенные «Фейри Альбакор» торпедоносцами , 817-я и 832-я военно-морские авиационные эскадрильи . [ 32 ] Количество «Альбакоров», приписанных к эскадрильям, различалось; В 817-й эскадрилье было девять, а в 832-й эскадрилье - двенадцать. [ 33 ] Эти устаревшие бипланы могли быть вооружены одной торпедой , были медленными и неманёвренными. Экипажи двух эскадрилий «Альбакора» имели опыт, но мало обучены атакам военных кораблей противника. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Другим элементом авиакрыла авианосца была Fairey Fulmar , оснащенная истребителями 809-я военно-морская авиационная эскадрилья . [ 33 ] «Фулмары» уступали немецким истребителям из-за недостаточной скорости и маневренности, но были способны перехватывать бомбардировщики. [ 37 ] Тови считал, что объем воздушной поддержки, доступной его флоту, недостаточен. [ 28 ]

Немецкие планы

[ редактировать ]

Экипаж немецкого Focke-Wulf Fw 200 Condor морского патрульного самолета заметил корабли PQ 12 возле Ян-Майена около полудня 5 марта. Командующий немецкой военно-морской группой «Север» генерал-адмирал Рольф Карлс запросил разрешение атаковать конвой силами Цилиакса. Это было предоставлено Редером после консультации с Гитлером. [ 26 ] В приказе Редера Цилиаксу указано, что он должен избегать военно-морских сил союзников, насколько это возможно, и атаковать конвои только в том случае, если они защищены равными или меньшими силами, чем его собственные. [ 38 ] Историки обычно называют этот рейд операцией «Спортпаласт», но Цилиакс и его сотрудники назвали его «операцией Нордмеер». [ 39 ]

Силиакс знал, что два конвоя союзников находятся в море. Хотя он считал, что их будет защищать Флот Метрополии, он не знал его силы и отплыл ли он. Его план операции заключался в перехвате одного или обоих конвоев в районе между Ян-Майеном и Медвежьим островом. [ 40 ] [ 41 ] Как только конвой будет обнаружен, «Тирпиц» должен был уничтожить его эскорт, а затем вместе с эсминцами атаковать грузовые корабли. [ 42 ] Из-за нехватки топлива Цилиакс не смог отправиться в плавание со всеми своими силами. Он покинул Тронхейм в полдень 6 марта с «Тирпицем» и эсминцами «Фридрих Ihn» , «Герман Шеманн» и Z25 . [ 38 ] [ 40 ]

было выделено восемь немецких подводных лодок, базировавшихся в Норвегии Для поддержки «Тирпица» . Четыре подводные лодки с наиболее опытными экипажами были расположены в местах, где предполагалось, что они смогут атаковать флот метрополии в случае его вмешательства. Остальные четыре подводные лодки действовали недалеко от Мурманска, атакуя любые корабли PQ 12, ускользнувшие от линкора. [ 43 ]

6–7 марта

[ редактировать ]
Карта, показывающая перемещения военно-морских сил с 5 по 8 марта 1942 года, как описано в статье.
Карта первой фазы боя с полудня 5 марта по 4 часа утра 8 марта 1942 года.

Немецкие корабли не были замечены агентами норвежского сопротивления во время их отхода. [ 38 ] Запланированный британский фоторазведывательный полет над Тронхеймом не удалось провести 6 марта из-за плохой погоды, а дополнительное воздушное патрулирование над Норвежским морем, которое должно было быть проведено в этом случае, не было проведено из-за нехватки самолетов. Впервые контакт был установлен подводной лодкой HMS Seawolf в 18:01 6 марта, когда ее экипаж заметил единственный большой военный корабль во время патрулирования к северу от выхода в Тронхейм-фьорд. Сивулфа » Командир « лейтенант Дик Рейкс предположил, что это Тирпиц . Он попытался атаковать немецкие войска, но был опередлен и отступил. Затем экипаж « Сивулфа » передал по радио сообщение об этом контакте, в котором указывалось, что корабль был либо крейсером, либо линкором. [ 38 ] [ 44 ] Немецкая боевая группа плыла на северо-восток вдоль побережья Норвегии со скоростью 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) до конца 6 марта и в полночь повернула на север. [ 45 ]

6 марта PQ 12 прошел через участки рыхлого пакового льда . Это вынудило его большую часть дня следовать юго-восточным курсом и привело к серьезным повреждениям эсминца HMS Oribi . [ 46 ] QP 8 также отстал от графика, так как 4 и 6 марта его разбросало штормами. Советский сухогруз «Ижора» и американское судно «Ларранга» 4 марта отстали от конвоя и не смогли к нему присоединиться. [ 47 ]

Тови получил отчет Райкса вскоре после полуночи в ночь с 6 на 7 марта и пришел к выводу, что Тирпиц находится в море. Он полагал, что линкор, вероятно, использовался для защиты северной Норвегии от высадки десанта, но не мог сбрасывать со счетов возможность того, что он нападет на конвои. [ 44 ] Тови хотел использовать силы Кертейса для защиты конвоев, пока корабли под его непосредственным командованием перехватывали Тирпиц . Адмиралтейство отказалось разрешить это и приказало Флоту Метрополии оставаться сконцентрированным, чтобы Викториуса истребители могли защитить его от воздушных атак. [ 48 ] Тови приказал флоту плыть на север, чтобы достичь позиции, с которой «Викториус» мог бы запустить поисковый самолет в 10 утра. Однако ледяная погода в то время делала полеты невозможными. Для британцев это была упущенная возможность, поскольку запланированные поиски с высокой вероятностью позволили обнаружить Тирпиц в то время, когда Флот метрополии находился от него менее чем в 100 милях (160 км). [ 19 ] [ 44 ]

У немцев не было информации о местонахождении PQ 12, поскольку их самолеты и подводные лодки снова не смогли обнаружить конвой. Силиакс все еще не знал, что Флот Метрополии действовал рядом с его кораблями. [ 41 ] Тирпиц вылетел с двух гидросамолетов Arado Ar 196 , но они не нашли PQ 12. Сильякс также выделил три эсминца для проведения независимых поисков. Утром 7 марта [ 49 ] Погодные условия в течение дня оставались плохими, часты шквалы и метели . Два конвоя проехали друг мимо друга во второй половине дня. Z25 подошел к QP 8 на расстояние 10 миль (16 км), но не заметил его. [ 50 ] Во второй половине дня 7 марта Адмиралтейство предупредило PQ 12, что в его окрестностях могут действовать немецкие корабли. В ответ конвой временно изменил свой курс на север, а затем снова повернул на восток, чтобы избежать зоны морского льда. [ 51 ] [ 47 ]

Около 16.30 Фридрих Ян заметил « Ижору» . Тирпиц изменил курс и присоединился к эсминцу. «Фридрих Ин» атаковал и поразил «Ижору» торпедой, но радист грузового корабля успел передать отчет о наблюдениях до того, как он затонул. Это сообщение было получено Флотом Метрополии, что дало Тови приблизительное местоположение немецких войск. [ 50 ] Британцы также перехватили радиопередачу с немецкой подводной лодки в 16:40, которая была ошибочно идентифицирована как посланная Тирпицем . Радиопеленгация показала, что эта передача была отправлена ​​из района PQ 12, и Тови отдал приказ шести своим эсминцам отделиться и обыскать путь, по которому немецкие корабли могли вернуться в Норвегию с позиции Ижоры . во время основного боя флот проследовал на северо-восток для защиты конвоя. В тот же день Тови получил разведданные «Ультра», которые подтвердили, что немцы охотились за конвоями, а не пытались предотвратить высадку союзников. [ 52 ] [ 53 ] Другой радиосигнал немецкой подводной лодки, который был перехвачен в 19:40, заставил Тови и его штаб ошибочно полагать, что Тирпиц быстро плывет на юг. [ 54 ]

Силиакс продолжал искать конвои во второй половине дня 7 марта. У его эсминцев закончилось топливо, и Фридрих Ин был отправлен на дозаправку в Нарвике , а затем снова присоединился к боевой группе. Две попытки дозаправить остальные эсминцы из Тирпица не увенчались успехом из-за плохой погоды, и вместо этого они были отправлены в Тромсё. [ 55 ] 7 марта у линкора возникли механические проблемы, которые невозможно было отремонтировать в море. Это ограничило ее скорость до 29,5 узлов (54,6 км/ч; 33,9 миль в час). [ 56 ]

Шесть британских эсминцев двинулись на юго-восток, а затем повернули на север в 2 часа ночи 8 марта. Им не удалось обнаружить ни одного немецкого корабля. В это время Тирпиц самостоятельно искал конвои и был примерно в 250 милях (400 км) к северо-востоку от Флота Метрополии. [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] После поисков у британских эсминцев закончилось топливо, и они направились в Исландию для дозаправки. В результате у Флота метрополии остался только один эсминец, поскольку накануне вечером два были отправлены для дозаправки в Исландии. [ 57 ] Тови решил, что немецкий линкор уклонился от своих эсминцев, и повернул на юго-запад, чтобы встретиться с другими эсминцами, которые были необходимы для защиты крупных кораблей от подводных лодок. [ 54 ] Утром и вскоре после полудня он получил дополнительную информацию «Ультра» о действиях немецких самолетов и оценку активности британской радиосвязи, но по ошибке в этом совете не было отмечено, что перехваченные радиосигналы были адресованы Цилиаксу. Если бы Тови был проинформирован об этом, вполне вероятно, что он бы пришел к выводу, что Тирпиц не направлялся в Норвегию, и развернул флот метрополии. [ 58 ]

Утром 8 марта «Тирпиц» направился на север, к Медвежьему острову, пытаясь опередить PQ 12. Затем линкор повернул на юго-запад курсом, который, по мнению Силиакса, должен был перехватить конвой, и его команда была вызвана на боевые посты. перед ожидаемым боем. Цилиакс ошибся, поскольку PQ 12 изменил свой курс на рассвете после того, как разведданные, полученные от «Ультры», предупредили о попытке перехвата. Оно проходило к северу от Тирпица . Линкор и патрулирующий «Кондор» не заметили ни одного корабля союзников. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] В 18:20 военно-морская группа «Север» отправила Силиаксу сигнал, в котором говорилось, что PQ 12 мог отказаться от своего рейса после того, как его заметили 5 марта, и дала ему разрешение прекратить операцию, если он пожелает. Цилиакс решил сделать это и в 20:25 повернул на юг, в сторону Норвегии. [ 62 ]

Во второй половине дня 8 марта Тови получил дополнительные сведения «Ультра», которые подтвердили, что Силиакс действовал в районе Медвежьего острова. В ответ он изменил курс Флота метрополии в 18:20 и направился к Медвежьему острову. В то время на расшифровку перехваченных немецких военно-морских радиосигналов уходило всего два-три часа, что позволило силам на море быстро отреагировать на эту информацию. [ 58 ]

Изменив курс, Тови нарушил радиомолчание , чтобы сообщить Адмиралтейству, что он направляется на север с основными силами флота и не имеет защиты от подводных лодок. Он также потребовал, чтобы Адмиралтейство взяло на себя прямой контроль над отдельными силами крейсеров и эсминцев Флота метрополии, поскольку оно лучше понимает их расположение и может легче с ними общаться. Два крейсера были отправлены в Норвежское море, где они действовали недалеко от Ян-Майена. Еще пара крейсеров и три эсминца, проводившие поиск утром 8 марта, впоследствии отправились из Исландии для патрулирования того же района. Группы эсминцев также готовились на базах в Исландии и Шотландии к присоединению к Флоту Метрополии. [ 63 ] Тови надеялся, что немцы перехватят его радиосигнал и отзовут Тирпиц, поскольку это гарантирует безопасность PQ 12 и, возможно, приведет линкор в зону досягаемости Викториуса самолетов . [ 62 ]

Утро 9 марта

[ редактировать ]
Карта, показывающая перемещения военно-морских сил с 4 часов утра 8 марта по 13 марта 1942 года, как описано в статье.
Карта второго этапа боя с полудня 4 утра 8 марта по 13 марта 1942 года.

В 1:37 9 марта Адмиралтейство приказало Тови «повернуть максимальную скорость на 120 градусов». Это было ответом на перехваченное немецкое радиосообщение, в котором говорилось, что Цилиакс направлялся к Лофотенским островам, чтобы встретиться там с эсминцами в 7 часов утра того дня. Флот метрополии скорректировал курс и направился к Лофотенским островам в 2:42 ночи на скорости 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). [ 63 ] [ 64 ] В это время британские корабли находились примерно в 200 милях (320 км) к западу от немецкого линкора. [ 35 ] Рано утром Тови получил дополнительные разведданные «Ультра», которые подтвердили, что немцы возвращаются в Тронхейм, и указали позицию Тирпица ожидаемую в 13:00 того дня. [ 64 ] Отряд B-Dienst сотрудников радиоразведки на борту «Тирпица» перехватил радиосигналы Флота Метрополии и предупредил Силиакса, что в этом районе находятся британские силы, в том числе авианосец. [ 63 ]

К этому времени линкорам и линейным крейсерам Флота Метрополии было уже слишком поздно перехватить немецкие войска до того, как они достигнут норвежского побережья. Однако существовала вероятность того, что Викториуса » торпедоносцы « смогут повредить «Тирпиц» и замедлить линкор настолько, что Флот Метрополии сможет его уничтожить. [ 65 ] В 3:16 Тови попросил командира авианосца капитана Генри Бовелла предоставить ему предложения по такой атаке. Бовелл ответил планом вылететь шесть «Альбакоров» в 6:30 утра на поиски немцев, а час спустя — ударным отрядом из двенадцати «Альбакоров», вооруженных торпедами. [ 66 ]

Шесть поисковых самолетов были запущены в 6:40 утра; по трое были выбраны из каждой из двух эскадрилий Альбакора. В это время флот метрополии находился в 115 милях (185 км) к северо-западу от Тирпица , который встретился с Фридрихом Ином . [ 66 ] Погодные условия были хорошими. [ 63 ] Немецкие войска были замечены пилотом «Альбакора» в 8:03 утра. Как только был получен отчет о наблюдениях, двенадцати ударным самолетам было приказано взлететь. Тови отправил своим командам сообщение, в котором говорилось, что у них есть «прекрасный шанс, который может привести к наиболее ценным результатам». [ 66 ] Поисковый самолет поддерживал связь с Тирпицем . После того, как их заметили, Силиакс решил, что атака бомбардировщиков-торпедоносцев неизбежна. Он приказал линкору разогнаться до полной скорости, приказал экипажу занять свои боевые посты и запустить гидросамолеты. Только один из гидросамолетов можно было запустить, и как только он поднялся в воздух, Цилиакс изменил курс линкора и направился к Вестфьорду , чтобы он мог укрыться в Нарвике. [ 67 ] В это время линкор находился всего в 50 милях (80 км) от норвежского побережья. [ 68 ] Зенитки « Тирпица » безуспешно обстреляли поисковый самолет, но гидросамолет повредил один из них и ранил члена экипажа. Остальные поисковые самолеты не испугались и продолжили отслеживать немецкие корабли. [ 67 ] Сильякс попросил подразделения Люфтваффе (ВВС Германии) в Норвегии предоставить истребители для защиты его сил, но потребовалось несколько часов, чтобы они были отправлены с близлежащих аэродромов. [ 69 ]

Черно-белая аэрофотоснимка корабля, сделанная с большого расстояния
Фотография, сделанная с «Альбакора», показывает , как Тирпиц поворачивается, чтобы уклониться от торпед во время атаки 9 марта.

Британские ударные силы были разделены на четыре подразделения , в каждом из которых было по три «Альбакора», и их возглавлял лейтенант-коммандер Билл Лукас из 832-й эскадрильи. Лукас только недавно присоединился к эскадре и не имел никакой подготовки для нападения на военные корабли противника. [ 70 ] Он заметил немецкие корабли в 8:40 утра и приказал своему командованию приблизиться к ним на высоте 3500 футов (1100 м), где рассеянные облака могли скрыть самолет из поля зрения. Из-за сильного восточного ветра и высокой скорости немецких кораблей скорость сближения «Альбакоров» составила всего 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). бомбардировщиков-торпедоносцев Британская доктрина предусматривала, что ударные силы должны настичь свои цели, а затем атаковать половину самолетов с левого борта, а остальные с правого борта, при этом торпеды должны быть выпущены одновременно на расстоянии от 800 ярдов (730 м) до 1000 ярдов (910 м) от вражеские корабли. Большим военным кораблям будет трудно уклониться от такой атаки. Из-за медленной скорости сближения Лукас вместо этого приказал каждому субзвену атаковать независимо. [ 71 ]

Первую атаку совершил суб-полет под личным контролем Лукаса. Самолет приблизился к Тирпицу с левого борта и выпустил торпеды в 9:18 утра с очень малой высоты и с расстояния, которое, вероятно, превышало 1000 ярдов от линкора. «Тирпиц» резко повернул влево и уклонился от этих торпед. Подразделение 817-й эскадрильи затем предприняло аналогичную атаку с левого борта линкора, при этом их торпеды также отсутствовали. [ 72 ]

Маневрирование « Тирпица » вынудило два других звена атаковать с кормы, а не с правого борта, как намеревались их командиры. [ 72 ] Это заставило их экипажи попасть под сильный артиллерийский огонь. Они выпустили свои торпеды на максимальную дальность, [ 73 ] а два «Альбакора» были сбиты Тирпица ; зенитчиками [ 74 ] все шесть летчиков на борту самолета погибли. Попаданий не произошло, хотя торпеда прошла в пределах 10 ярдов (9,1 м) от линкора. После этой атаки британский самолет вернулся в Викториус и приземлился около 11:00. [ 73 ]

Черно-белая фотография мужчин, выносящих другого мужчину из самолета
Наблюдатель Альбакора, который был ранен, когда его самолет был обстрелян гидросамолетом Тирпица . , был снят с самолета на борту HMS Victorious

Немецкие моряки с облегчением избежали британской атаки, не причинив «Тирпицу» никакого ущерба . Их единственными жертвами стали трое мужчин, раненых обстрелом британского самолета. Силиакс тут же наградил Топпа Железным крестом за умение уклоняться от британских торпед. [ 73 ] Выжившие британские летчики подверглись ругательствам со стороны старших офицеров «Викториуса » , когда их допрашивали. [ 75 ] В своем отчете Бовелл раскритиковал Лукаса за то, что он начал атаку до того, как его самолет занял правильное положение, и пришел к выводу, что другие пилоты выпустили свои торпеды на слишком большом расстоянии от линкора. [ 76 ] [ 77 ] Тови не предпринял попытку второй атаки бомбардировщика-торпедоносца на Тирпиц , поскольку Викториуса самолеты не могли действовать в защищенном воздушном пространстве вокруг Нарвика с какой-либо надеждой на успех. [ 78 ]

9–13 марта

[ редактировать ]

Провал атаки бомбардировщика-торпедоносца означал, что Флот Метрополии не смог ввести Тирпиц в бой до того, как он достигнет безопасного места. [ 35 ] Немецкий линкор бросил якорь возле Нарвика в 20:00 9 марта. [ 76 ] Ближе к вечеру 9 марта флот метрополии повернул на запад, чтобы уклониться от возможных атак немецкой авиации. Немецкие самолеты-разведчики начали следить за флотом, но ни один из Викториуса истребителей «Фулмар » не улетел, поскольку считалось, что они не смогут их перехватить. В 15:45 три немецких самолета Junkers Ju 88 безуспешно атаковали флот метрополии бомбами . Около 19:00 четыре эсминца присоединились к Флоту Метрополии. Тови рассматривал возможность совершить набег на немецкие позиции в Норвегии, но отказался от этого и вместо этого взял курс на Скапа-Флоу. Флот Метрополии, усиленный еще восемью эсминцами, прибыл в Скапа-Флоу ночью 10 марта. [ 78 ]

9 марта HMS Shera , один из двух вооруженных норвежских китобойных судов, отправленных из Исландии для усиления эскорта PQ 12, перевернулся во время поиска конвоя. Только три члена ее экипажа были спасены другим китобойным судном, которое затем направилось прямо в Мурманск. [ 46 ] [ 79 ]

Экипаж « Тирпица » завершил ремонт двигателей линкора через 48 часов после его прибытия в Нарвик. [ 80 ] Он покинул порт в сопровождении пяти эсминцев незадолго до полуночи 12 марта. Руководствуясь разведданными «Ультра» и сообщениями агентов сопротивления в Норвегии, отряд из восьми британских эсминцев под командованием капитана Алана Скотта-Монкриффа в ту ночь попытался перехватить немецкие силы между Тронхеймом и Будё . Они не вступили в контакт и были вынуждены отвернуться от побережья в 3:30 ночи, чтобы избежать нападения немецкой авиации после рассвета. Четыре британские подводные лодки, стоявшие на маршруте Нарвик — Тронхейм, также не смогли атаковать немецкие корабли. «Тирпиц» бросил якорь возле Тронхейма в 21:00 13 марта. [ 81 ] [ 82 ] Британцы получили сообщения о ее прибытии туда от норвежских агентов, которые были подтверждены самолетом фоторазведки 18 марта. [ 64 ] [ 83 ]

Оба конвоя достигли пункта назначения без дальнейших потерь. [ 84 ] QP 8 прибыл в Рейкьявик в Исландии 11 марта. [ 85 ] Большинство судов PQ 12 достигли Мурманска 12 марта, однако несколько судов, оторвавшихся от конвоя, прибыли в российские порты в другие дни. Один из норвежских китобоев, приписанных к PQ 12, сбил 13 марта немецкий самолет, пытавшийся взорвать торговое судно. Это было единственное нападение на конвой за время его плавания. [ 27 ] [ 79 ] Две из четырех немецких подводных лодок, действовавших у Мурманска, заметили корабли PQ 12, когда они приближались к порту, но ни одна из них не смогла атаковать. [ 86 ]

Последствия

[ редактировать ]

Британцы были разочарованы тем, что им не удалось потопить или повредить «Тирпиц» . [ 35 ] После операции Тови критически отнесся к инструкциям, полученным от Адмиралтейства. Он считал, что приказ о приоритете защиты конвоев над атакой на линкор затруднил его действия и что флот не следовало отправлять в воды, где действовало большое количество подводных лодок, поскольку у него не было достаточного количества эсминцев для защиты своих крупных кораблей. Он также был разочарован попытками Адмиралтейства тесно управлять своим командованием во время боя. Адмиралтейство согласилось с первыми двумя критическими замечаниями Тови, согласившись, что потопление «Тирпица» будет главным приоритетом Флота Метрополии, когда он будет прикрывать конвои в будущем, и что флот не должен двигаться дальше 14 градусов восточной долготы, если у него не хватает эсминцев. Другая его критика была сочтена несправедливой, поскольку Адмиралтейство имело лучший доступ к разведке Ультра, чем Тови, когда он был в море. [ 30 ] [ 87 ]

13 марта Черчилль попросил Первого морского лорда , адмирала флота сэра Дадли Паунда , предоставить «отчет о воздушной атаке на ТИРПИТЦ, объяснив, как получилось, что 12 нашим машинам удалось не получить ни одного попадания по сравнению с необычайной эффективностью». о нападении Японии на ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО и ОТОТВЕТСТВИИ ». Причина заключалась в том, что у японцев было достаточно высокоэффективных самолетов с хорошо подготовленными экипажами, а у авиации флота их не было. [ 88 ] Паунд попытался объяснить это Черчиллю, но премьер-министра это не полностью убедило, и это способствовало тому, что он скептически относился к ценности авиации флота. [ 89 ] Тем не менее, провал атаки 9 марта привел к решению ускорить усовершенствование авиационных сил Королевского флота. [ 88 ]

Операция «Спортпаласт» также продемонстрировала угрозу, которую немецкие военные корабли в Норвегии представляли для арктических конвоев, и также было решено, что Флот метрополии будет прикрывать их все в будущем. Это предотвратило переброску кораблей из состава флота на другие театры войны. [ 84 ] Паунд был настолько обеспокоен риском нападения Тирпица на арктический конвой, что обратился к Черчиллю с просьбой не отправлять ни одного из них в летний период, когда в Арктике будет почти непрерывный дневной свет. Премьер-министр не согласился. [ 90 ] Напротив, Тови считал, что немцы будут осторожны с использованием Тирпица , исходя из своего опыта во время операции «Спортпаласт». Он ожидал, что ей не поручат атаковать конвои, проходящие через Баренцево море . [ 87 ] [ 91 ]

Немцы подверглись наказанию в ходе операции «Спортпаласт». И Силиакс, и Редер считали, что удача была единственной причиной, по которой Тирпиц избежал повреждений или разрушений. [ 84 ] В результате Редер и Гитлер решили снова направить линкор против конвоев только в том случае, если победа будет считаться несомненной. [ 92 ] Гитлер также распорядился, чтобы его можно было использовать для нападения на конвои только в том случае, если сначала будет подтверждено отсутствие авианосцев. [ 93 ] После этого Тирпиц в основном находился в резерве для нападения на силы союзников, которые пытались высадиться в Норвегии. Против конвоев были использованы остальные военные корабли, а также подводные лодки и авиация. [ 30 ] [ 92 ] В результате у союзников не было возможности атаковать Тирпиц с моря после операции «Спортпаласт». [ 76 ] Тяжелые бомбардировщики Королевских ВВС совершили дальнейшие атаки на линкор в Тронхейме 31 марта, 28 и 29 апреля 1942 года, но не причинили никакого ущерба. [ 94 ]

Последующие операции

[ редактировать ]

В июне 1942 года Редер решил направить «Тирпиц» и три тяжелых крейсера против следующего арктического конвоя в рамках операции «Рёссельспрунг» . [ 95 ] Эти силы отплыли 2 июля после того, как был обнаружен конвой PQ 17, направлявшийся в Советский Союз, и 4 июля были размещены в Альтафьорде на крайнем севере Норвегии, чтобы дождаться разрешения Гитлера на атаку. [ 96 ] [ 97 ] Узнав, что Тирпиц отплыл, Паунд вечером 4 июля приказал конвою разойтись, а его эскорту отойти. Тови категорически не согласился с этим решением. Были понесены большие потери от немецких подводных лодок и самолетов. [ 98 ] [ 99 ] Линкор покинул Альтафьорд 5 июля, чтобы атаковать конвой, но был отозван Редером той же ночью после того, как стало известно, что Викториус находится в море. [ 98 ] [ 100 ]

Союзные войска атаковали Тирпиц на его якорной стоянке в Норвегии в 1943 и 1944 годах. Линкор был сильно поврежден 22 сентября 1943 года во время операции «Источник» , в которой использовались миниатюрные подводные лодки , и больше никогда не был полностью боеспособным. Авиация флота нанесла дополнительный ущерб во время операции «Вольфрам» 3 апреля 1944 года, но несколько последующих атак авианосцев провалились из-за плохой погоды и недостатков британской военно-морской авиации. Тяжелые бомбардировщики британских ВВС повредили «Тирпиц» 15 сентября 1944 года во время операции «Паравейн» и потопили ее в ходе операции «Катехизис» со значительными человеческими жертвами 12 ноября того же года. [ 101 ]

  1. ^ Констам 2021 , стр. 8–11.
  2. ^ Шено 1980 , с. 224.
  3. ^ Констам 2018 , стр. 30.
  4. ^ Коррелл 2017 .
  5. ^ Jump up to: а б Констам 2018 , стр. 31.
  6. ^ Хинсли 1981 , стр. 199–200.
  7. ^ Вудман 2004 , стр. 58, 67.
  8. ^ «5-минутная история арктических конвоев» . Имперские военные музеи . Проверено 7 августа 2021 г.
  9. ^ Хинсли 1981 , с. 200.
  10. ^ Роскилл 1956 , с. 116.
  11. ^ Констам 2018 , стр. 25.
  12. ^ Свитман 2000 , с. 12.
  13. ^ Свитман 2000 , стр. 13, 19.
  14. ^ Свитман 2000 , стр. 14–15.
  15. ^ Jump up to: а б Роскилл 1956 , с. 117.
  16. ^ Свитман 2000 , с. 18.
  17. ^ Роскилл 1956 , стр. 118–119.
  18. ^ Ровер 2005 , стр. 146.
  19. ^ Jump up to: а б Роскилл 1956 , с. 120.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Хинсли 1981 , с. 205.
  21. ^ Роскилл 1956 , стр. 149–161.
  22. ^ Бишоп 2012 , стр. 68–69.
  23. ^ Вудман 2004 , стр. 67–68.
  24. ^ Вудман 2004 , стр. 67, 72.
  25. ^ Вудман 2004 , с. 67.
  26. ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 69.
  27. ^ Jump up to: а б Фолкнер 2012 , с. 109.
  28. ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 28.
  29. ^ Кемп 1999 , стр. 28–29.
  30. ^ Jump up to: а б с Роскилл 1956 , с. 124.
  31. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 26.
  32. ^ Бишоп 2012 , с. 71.
  33. ^ Jump up to: а б Браун 2009 , с. 19.
  34. ^ Констам 2018 , стр. 38.
  35. ^ Jump up to: а б с д Роскилл 1956 , с. 122.
  36. ^ Бишоп 2012 , стр. 72–73.
  37. ^ Барбер 2008 , с. 26.
  38. ^ Jump up to: а б с д Бишоп 2012 , с. 70.
  39. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 333.
  40. ^ Jump up to: а б Констам 2018 , стр. 33.
  41. ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 31.
  42. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , с. 25.
  43. ^ Блэр 2000 , стр. 549, 552.
  44. ^ Jump up to: а б с Хинсли 1981 , с. 206.
  45. ^ Бишоп 2012 , с. 73.
  46. ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 29.
  47. ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 30.
  48. ^ Вудман 2004 , с. 70.
  49. ^ Свитман 2000 , с. 19.
  50. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 75.
  51. ^ Вудман 2004 , стр. 73, 75.
  52. ^ Хинсли 1981 , с. 207.
  53. ^ Jump up to: а б Роскилл 1956 , с. 121.
  54. ^ Jump up to: а б с Хинсли 1981 , с. 208.
  55. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 76.
  56. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 32.
  57. ^ Вудман 2004 , с. 74.
  58. ^ Jump up to: а б Хинсли 1981 , с. 209.
  59. ^ Бишоп 2012 , стр. 76–77.
  60. ^ Вудман 2004 , с. 75.
  61. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 34–35.
  62. ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 33.
  63. ^ Jump up to: а б с д Вудман 2004 , с. 77.
  64. ^ Jump up to: а б с Хинсли 1981 , с. 210.
  65. ^ Бишоп 2012 , с. 77.
  66. ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 78.
  67. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 79.
  68. ^ Кемп 1999 , с. 34.
  69. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 39.
  70. ^ Бишоп 2012 , стр. 79, 83.
  71. ^ Бишоп 2012 , с. 80.
  72. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 81.
  73. ^ Jump up to: а б с Бишоп 2012 , с. 82.
  74. ^ Ровер 2005 , стр. 149.
  75. ^ Бишоп 2012 , стр. 82–83.
  76. ^ Jump up to: а б с Констам 2018 , стр. 40.
  77. ^ Бишоп 2012 , с. 83.
  78. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 80.
  79. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 76.
  80. ^ Зеттерлинг и Тамеландер 2009 , стр. 43–44.
  81. ^ Вудман 2004 , стр. 80–81.
  82. ^ Бишоп 2012 , стр. 83–84.
  83. ^ Бишоп 2012 , с. 104.
  84. ^ Jump up to: а б с Роскилл 1956 , с. 123.
  85. ^ Фолкнер 2012 , с. 108.
  86. ^ Блэр 2000 , с. 549.
  87. ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 35.
  88. ^ Jump up to: а б Бишоп 2012 , с. 84.
  89. ^ Роскилл 1978 , с. 132.
  90. ^ Кеннеди 1979 , с. 56.
  91. ^ Роскилл 1956 , с. 135.
  92. ^ Jump up to: а б Димблби 2015 , с. 288.
  93. ^ Бишоп 2012 , с. 130.
  94. ^ Роскилл 1956 , с. 127.
  95. ^ Бишоп 2012 , с. 131.
  96. ^ Констам 2018 , стр. 48.
  97. ^ Роскилл 1956 , с. 138.
  98. ^ Jump up to: а б Констам 2018 , стр. 49.
  99. ^ Беркусон и Хервиг 2002 , с. 311.
  100. ^ Роскилл 1956 , с. 142.
  101. ^ Беннетт 2012 , стр. 11–21.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2564f9eb465402a0d49695fbd95282fe__1719994200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/fe/2564f9eb465402a0d49695fbd95282fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Sportpalast - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)