Jump to content

Конвой PQ 11

Конвой PQ 11
Часть арктических конвоев Второй мировой войны

Норвежское и Баренцево моря, место стоянки арктических конвоев.
Дата 14–22 февраля 1942 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
Королевский флот
Торговый флот
Нацистская Германия ВВС
Военно-морской
Командиры и лидеры
Ханс-Юрген Штумпфф
Герман Бём
Сила
13 грузовых судов
15 сопровождающих (в эстафетах)
Жертвы и потери
Никаких потерь Никаких потерь

Convoy PQ 11 (14–22 февраля 1942 г.) — арктический конвой, отправленный из Великобритании западными союзниками для помощи Советскому Союзу во время Второй мировой войны . Путешествие проходило среди штормов, тумана и почти постоянной темноты арктической зимы. Конвой не был обнаружен ни немецкими подводными лодками , ни самолетами-разведчиками из Норвегии и без потерь достиг Мурманска .

Командующий Флотом метрополии Джон Тови обратился к советским властям с просьбой избавить Кольский залив от немецких подводных лодок, обеспечить воздушное прикрытие конвоев по мере их прибытия и направить дополнительный эскорт на среднюю часть маршрута конвоя. между Ян-Майеном и Медвежьим островом .

Чтобы быть готовыми к атакам немецких надводных кораблей, британцы приготовились отправить дальний эскорт из линкоров и авианосцев для поддержки ближнего эскорта конвоев и одновременно направить конвои в исходящую и обратную сторону, чтобы оба получили выгоду от дальнего эскорта. Convoy PQ 12 и Convoy QP 8 противостояли немецким кораблям в операции Sportpalast .

Ленд-лиз

[ редактировать ]
Российская карта, показывающая маршруты арктических конвоев из Великобритании и Исландии, мимо Норвегии в Баренцево море и северные российские порты.

После того, как 22 июня 1941 года началась операция «Барбаросса» , вторжение Германии в СССР , Великобритания и СССР подписали в июле соглашение, согласно которому они «окажут друг другу помощь и поддержку всех видов в нынешней войне против гитлеровской Германии». [ 1 ] До сентября 1941 года британцы отправили 450 самолетов, 22 000 длинных тонн (22 000 т) каучука, 3 000 000 пар обуви и запасы олова, алюминия, джута, свинца и шерсти. В сентябре представители Великобритании и США отправились в Москву, чтобы изучить советские требования и их способность их удовлетворить. В октябре 1941 года представители трех стран составили протокол на срок до июня 1942 года и согласовали новые протоколы, которые будут действовать с 1 июля по 30 июня каждого последующего года до окончания ленд-лиза. В протоколе перечислялись поставки, ежемесячные темпы поставок и итоговые суммы за период. [ 2 ]

В первом протоколе указывалось, какие припасы необходимо отправить, но не были указаны корабли для их перевозки. У СССР не хватало кораблей и эскорта, а англичане и американцы, взявшие на себя обязательство «помочь с доставкой», за неимением альтернативы взялись доставлять припасы. Главной потребностью СССР в 1941 году была военная техника для возмещения потерь, поскольку на момент переговоров два крупных авиационных завода переносились на восток из Ленинграда и еще два - с Украины. Для возобновления производства потребуется не менее восьми месяцев, пока выпуск самолетов не упадет с 80 до 30 самолетов в день. Великобритания и США обязались отправлять 400 самолетов в месяц в соотношении три бомбардировщика на один истребитель (позже это было отменено), 500 танков в месяц и 300 артиллерийских авианосцев «Брен» . Англо-американцы также обязались отправить 42 000 длинных тонн (43 000 т) алюминия и 3 862 станка, а также различное сырье, продовольствие и медикаменты. [ 2 ]

Британская великая стратегия

[ редактировать ]
Кодирующая машина «Энигма»

Растущая мощь немецкой авиации в Норвегии и растущие потери конвоев и их эскорта привели к тому, что контр-адмирал Стюарт Бонем Картер , командующий 18-й крейсерской эскадрой , адмирал сэр Джон Тови , главнокомандующий Флотом Метрополии , и адмирал сэр Дадли Паунд , первый морской лорд , профессиональный глава Королевского флота , единогласно выступает за приостановку арктических конвоев в летние месяцы. [ 3 ]

Блетчли Парк

[ редактировать ]

В Британской правительственной школе кодирования и шифрования (GC&CS), базирующейся в Блетчли-Парке, располагалась небольшая группа взломщиков кодов и аналитиков дорожного движения . немецкой машины «Энигма» Home Waters ( Heimish К июню 1941 года можно было быстро прочитать настройки ), используемой надводными кораблями и подводными лодками. 1 февраля 1942 года машины «Энигма», использовавшиеся на подводных лодках в Атлантике и Средиземноморье, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжали использовать более старые машины «Хеймиш» ( «Гидра» с 1942 года, «Дельфин» — британские). К середине 1941 года британские Y-станции смогли принимать и читать Люфтваффе передачи W/T и заранее предупреждать об операциях Люфтваффе . В 1941 году на военные корабли были погружены военно-морские сотрудники «Хедэш» с приемниками для подслушивания Люфтваффе . радиопередач [ 4 ]

Служба Б

[ редактировать ]

Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst ( B-Dienst , Служба наблюдения) Кригсмарине Marinenachrichtendienst ( MND , Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломал несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских сил и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из британских радиосигналов. В 1941 году B-Dienst прочитал сигналы главнокомандующего западными подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволило подводным лодкам переместиться в «безопасные» зоны. [ 5 ] B-Dienst взломал военно-морской шифр № 3 в феврале 1942 года и к марту считывал до 80 процентов трафика, что продолжалось до 15 декабря 1943 года. По совпадению, британцы потеряли доступ к шифру Shark и не имели никакой информации для отправки. в Cypher No 3, что может поставить под угрозу Ultra. [ 6 ] В начале сентября финская радиоразведка расшифровала передачу советских ВВС, в которой раскрывался маршрут конвоя, который был передан немцам. [ 7 ]

Северный Ледовитый океан

[ редактировать ]
Схема Северного Ледовитого океана

Между Гренландией и Норвегией находятся одни из самых бурных вод мирового океана: 890 миль (1440 км) воды под штормами, полными снега, мокрого снега и града. [ 8 ] Холодные арктические воды встретили Гольфстрим , теплые воды Мексиканского залива , которые стали Североатлантическим дрейфом . Достигнув юго-запада Англии, дрейф движется между Шотландией и Исландией; к северу от Норвегии дрейф разделяется. Один поток течет к северу от острова Медвежий к Шпицбергену , а южный поток следует вдоль побережья Мурманска в Баренцево море. Смешение холодной арктической воды и более теплой воды с более высокой соленостью создает густые слои тумана, в которых могут прятаться конвои, но вода резко снижает эффективность ASDIC, поскольку подводные лодки перемещаются в водах разной температуры и плотности. [ 8 ]

Зимой полярный лед может образовываться на юге в 50 милях (80 км) от мыса Нордкап, а летом он может отступить до Шпицбергена. В этом районе вечная темнота зимой и постоянный дневной свет летом, что делает воздушную разведку практически невозможной. [ 8 ] В районе мыса Нордкап и в Баренцевом море температура моря редко поднимается примерно на 4° С, и человек, находящийся в воде, умрет, если его не спасут немедленно. [ 8 ] Холодная вода и воздух приводят к замерзанию брызг на надстройке корабля, которые необходимо быстро удалять, чтобы корабль не стал тяжелым. Условия на подводных лодках были, пожалуй, еще хуже: лодкам приходилось погружаться в более теплую воду, чтобы очистить надстройку ото льда. Вахтенные члены экипажа подверглись воздействию стихии, нефть потеряла вязкость; гайки замерзли и срезали болты. Нагреватели корпуса были слишком требовательны к току и не могли работать непрерывно. [ 9 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Военно-морской

[ редактировать ]

Немецкими военно-морскими силами в Норвегии командовал Герман Бём , командующий адмирал Норвеген . британских коммандос В 1941 году рейды на Лофотенские острова ( операции «Клеймор» и «Операция Анклет» ) побудили Адольфа Гитлера отдать приказ о подводных лодок переброске из зоны битвы за Атлантику в Норвегию, а 24 января 1942 года восемь подводных лодок были отправлены в Норвегию. территория Исландии Фарерские острова Шотландия . Две подводные лодки базировались в Норвегии в июле 1941 года, четыре — в сентябре, пять — в декабре и четыре — в январе 1942 года. [ 10 ] К середине февраля в регионе ожидалось присутствие двадцати подводных лодок: шесть базировались в Норвегии, две — в Нарвике или Тромсё , две — в Тронхейме и две — в Бергене. Гитлер подумывал о создании единого командования, но отказался от этого. Немецкий линкор «Тирпиц» прибыл в Тронхейм 16 января, став первым кораблем общего переброски надводных кораблей в Норвегию. Британским конвоям, направлявшимся в Россию, уделялось мало внимания, поскольку каждый из них насчитывал в среднем всего восемь кораблей, а долгие арктические зимние ночи сводили на нет даже ограниченные Люфтваффе . усилия [ 11 ]

Воздушный флот 5

[ редактировать ]
Фокке-Вульф Fw 200 Kondor из KG 40

В середине 1941 года Luft Flotte 5 (Воздушный флот 5) был реорганизован для операции «Барбаросса», штаб-квартира Luftgau Норвегии (Воздушный регион Норвегии) ​​находилась в Осло . Флигерфюрер Ставангер (командующий авиацией Ставангер ) в центре и на севере Норвегии, Ягдфлигерфюрер Норвегия (лидер истребительной авиации Норвегии) ​​командовал истребительной авиацией, а флигерфюрер Керкенес ( оберст [полковник] Андреас Нильсен) на крайнем севере имел аэродромы в Киркенесе и Банаке . Воздушный флот имел 180 самолетов, шестьдесят из которых были зарезервированы для действий на Карельском фронте против Красной Армии . Расстояние от Банака до Архангельска составляло 560 миль (900 км), а у флигерфюрера Керкенеса было всего десять бомбардировщиков Junkers Ju 88 из Kampfgeschwader 30 , тридцать Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков , десять истребителей Messerschmitt Bf 109 из Jagdgeschwader 77 , пять Messerschmitt Bf 110. тяжелых истребителей , 76-й эскадрильи эсминцев десять самолет-разведчик и зенитный дивизион. [ 12 ]

Шестидесяти самолетов было далеко недостаточно в таком климате и местности, где «нет благоприятного сезона для боевых действий». Акцент в воздушных операциях изменился с армейской поддержки на операции по борьбе с судами, поскольку арктические конвои союзников стали более частыми. [ 12 ] Хуберт Шмундт , адмирал Нордмеер [ де ] мрачно отметил 22 декабря 1941 года, что количество самолетов дальней разведки было недостаточным и с 1 по 15 декабря было возможно только два боевых вылета Ju 88. После рейдов на Лофотенские острова Шмундт хотел, чтобы Luftflotte 5 перебросила самолеты в северную Норвегию, но ее командир генерал-полковник Ханс-Юрген Штумпфф не хотел истощать оборону западной Норвегии. Несмотря на это, некоторые авиационные части были переброшены, катапультный корабль ( Katapultschiff ) MS Schwabenland был отправлен в северную Норвегию, а Heinkel He 115 гидропланы-торпедоносцы из Küstenfliegergruppe 1./406 были переведены в Солу . К концу 1941 года III Gruppe KG 30 была переброшена в Норвегию, а в новом году еще один Staffel Focke-Wulf Fw 200 Kondors из Kampfgeschwader 40 прибыл (KG 40). Luftflotte 5 также ожидала группу из трех Staffeln of Heinkel He 111 . торпедоносцев [ 13 ]

Арктические конвои

[ редактировать ]

В октябре 1941 года премьер-министр Уинстон Черчилль взял на себя обязательство каждые десять дней отправлять в арктические порты СССР конвой и доставлять по 1200 танков с июля 1942 по январь 1943 года в месяц, а затем по 2000 танков и еще 3600 самолетов. сверх уже обещанных. [ 1 ] [ а ] Первый конвой должен был прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующий должен был покинуть Исландию 22 октября. Разношерстные британские, союзные и нейтральные суда, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных действий, будут собраны в Хвалфьордуре (Хвальфьорд) в Исландии , удобном для кораблей с обеих сторон Атлантики. [ 15 ] К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была установлена ​​на арктическом маршруте; Командир конвоя позаботился о том, чтобы капитаны кораблей и офицеры связи присутствовали на брифинге, чтобы договориться об управлении конвоем, который шел строем длинных рядов коротких колонн. Коммодор обычно был отставным военно-морским офицером или резервистом Королевского военно-морского флота и находился на борту одного из торговых кораблей (обозначаемого белым кулоном с синим крестом). Коммодору помогала группа связистов ВМФ из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флажки и телескопы для передачи кодированных сигналов. [ 16 ]

В больших конвоях коммодору помогали вице-коммодоры и тыловые коммодоры, с помощью которых он управлял скоростью, курсом и зигзагообразным движением торговых судов и поддерживал связь с командиром эскорта. [ 16 ] [ б ] К концу 1941 года было поставлено 187 танков «Матильда II» и 249 танков «Валентайн» , что составляло 25 процентов среднетяжелых танков Красной Армии и от 30 до 40 процентов среднетяжелых танков, оборонявших Москву. В декабре 1941 года 16 процентов истребителей, защищавших Москву, составляли «Харрикейны» и «Томагавки» из Великобритании; находилось 96 истребителей «Харрикейн» К 1 января 1942 года в составе ВВС СССР ( «Военно-воздушные силы» , ВВС). Британцы поставляли радиолокационные аппараты, станки, ASDIC и другие товары. [ 17 ] В летние месяцы конвои проходили на север до 75 северной широты, затем на юг, в Баренцево море и в порты Мурманск в Кольском заливе и Архангельск в Белом море . Зимой из-за расширения полярных льдов на юг маршрут конвоя пролегал ближе к Норвегии. [ 18 ] Путешествие длилось от 1400 до 2000 морских миль (от 2600 до 3700 км; от 1600 до 2300 миль) в одну сторону, а путешествие туда и обратно занимало не менее трех недель. [ 19 ]

Сопровождение конвоев

[ редактировать ]

К эскорту присоединился корвет класса «Цветок» HMS Oxlip из Исландии, эскорт конвоев к тому времени состоял из кораблей разных командований, что потребовало ретрансляции кораблей. Сложность операций по сопровождению конвоев потребовала организации контр-адмиралом эсминцев флота метрополии Робертом Бёрнеттом в Скапа-Флоу , базе Флота метрополии. Свитбраяр и Окслип были выделены из командования западных подходов для конвоя. Окслип находился в составе Patrol White в Датском проливе , а затем дозаправился в Сейдисфьордюре на восточном побережье Исландии, чтобы плыть навстречу конвою PQ 11, который выглядел как «непримечательная коллекция кораблей с серыми корпусами низко в воде». [ 20 ]

Конвой PQ 11

[ редактировать ]
Панорамный вид на озеро Лох-Эве
Панорамный вид на Лох-Эве , смотрящий на север, с деревнями Олтбеа , Ормискейг и Меллон-Чарльз, видимыми вдоль западного берега, остров Эве находится немного дальше.

Конвой PQ 11 собрался в Лох-Эве в Шотландии и 6 февраля 1942 года отплыл в Киркуолл на Оркнейских островах , где из-за штормов конвой не смог плыть до 14 февраля. [ 21 ] Конвой был первым, были эсминцы класса «Хант» и корветы класса «Флауэр». в составе эскорта которого [ 22 ]

Путешествие

[ редактировать ]

PQ 11 состоял из 13 торговых судов; восемь британских , два советских , один американский , один панамский и один гондурасский . Конвой сопровождали два эсминца, Airedale и Middleton , два корвета и противолодочные , траулеры Blackfly , Cape Argona и Cape Mariato до 17 февраля, а также тральщики Niger (старший офицер эскорта) и Hussar , Sweetbriar присоединившиеся 17 февраля. Февраль, когда улетела первая эстафета. [ 22 ] Конвой развивал скорость в среднем 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час) в облачность, туман и шторм, а также замерзание брызг на надстройках кораблей. Как только шторм наступал затишье, экипажи расчищали лед паровыми шлангами, кирками и лопатами, чтобы корабли не перегружались. Удержание станции эскортом облегчилось с помощью радара типа 271 , а командира конвоя хвалили за его умение не допускать слишком сильного расхождения конвоя, несмотря на туман. Конвой остался незамеченным немецкими самолетами и подводными лодками в непрерывной тьме полярной ночи , чтобы избежать атаки немецкой авиации и военно-морских сил в Норвегии. При приближении конвоя к российскому побережью к конвою присоединился базирующийся в России крейсер HMS Нигерия . В последний день плавания конвой сопровождали два советских эсминца и тральщики «Харриер» , «Хазард» и «Саламандра» 6- й тральщиковой флотилии , базирующейся в Мурманске. [ 23 ]

Последствия

[ редактировать ]

Конвой PQ 11 так и не был обнаружен немецкими войсками, базировавшимися в Норвегии, и прибыл в Мурманск без потерь, но Адмиралтейство знало, что это не может длиться долго, поскольку увеличение продолжительности светового дня было невыгодно для конвоев союзников, когда их было до трех. за несколько месяцев до того, как полярные льды отступят и конвои смогут уйти дальше от норвежского побережья. Тови направил к российским властям капитана крейсера «Нигерия» и командира 10-й крейсерской эскадры контр-адмирала Гарольда Берроу , находившегося в Мурманске в феврале, с просьбой усилить противолодочные усилия у Кольского залива и снабдить истребителями наземного базирования. прикрытие конвоев по мере их приближения к месту назначения. Накопление немецких надводных кораблей в Тронхейме усиливало беспокойство штаба Адмиралтейства, которое также требовало большего советского эскорта на маршруте между Ян-Майеном и Медвежьим островом ( Бьёрнёя ), где они ожидали нападения немецких кораблей, причем последняя часть маршрута оставалась оставленной. подводным лодкам и самолетам. Корабли Флота Метрополии потребуются для дальнего прикрытия от операции немецких надводных кораблей на первой половине маршрута конвоя, и Тови попросил, чтобы следующие конвои, отправляющиеся и возвращающиеся домой, Конвой PQ 12 из Исландии и Конвой QP 8 из Мурманска, отправились в в то же время (1 марта), чтобы Конвой QP 8 был прикрыт тем же вылетом Флота метрополии. Непосредственное сопровождение конвоев должно было быть усилено, Береговое командование усилило бы разведку фьордов вокруг Тронхейма, чтобы дополнить дежурство подводных лодок и дальнего действия. Патрули «Либерейтор» будут переброшены на северо-восток из Исландии. Convoy PQ 12 и Convoy QP 8 противостояли немецким кораблям в операции Sportpalast . [ 24 ]

Торговые суда

[ редактировать ]
Торговые суда (данные Ruegg and Hague [1993], если не указано иное) [ 25 ]
Имя Флаг Тоннаж (GRT) Пост'н [ с ] Примечания
Ashkhabad (1917)  Советский Союз 5,284 17
Барруин (1929)  Великобритания 4,998 29
Город Флинта (1920)  Соединенные Штаты 4,963 20
Далдорч (1930)  Великобритания 5,571 30
Империя Баффина (1941)  Великобритания 6,978 41 Прибыл в Мурманск 24 февраля.
Империя сороки (1919)  Великобритания 6,211 19 Вице-коммодор конвоя
Хартлбери (1934)  Великобритания 5,082 34
Кингсвуд (1929)  Великобритания 5,080 29 Коммодор конвоя
Лоутерский замок (1937)  Великобритания 5,171 37
Гвардия (1921)  Гондурас 3,253 21
Мэрилин (1930)  Великобритания 4,555 30
Северный король (1903)  Панама 4,934 03
Степан Халтурин (1921)  Советский Союз 2,498 21

Сопровождение

[ редактировать ]
Сопровождение (данные Woodman [2004], если не указано иное) [ 27 ]
Имя Флаг Тип Примечания
HMS Эрдель  Королевский флот Эсминец класса «Охота» Сопровождение 14–17 февраля
HMT Блэкфлай  Королевский флот Противолодочный траулер Сопровождение 14–17 февраля
HMT Мыс Аргона  Королевский флот Противолодочный траулер Сопровождение 14–17 февраля
HMT Мыс Мариато  Королевский флот Противолодочный траулер Сопровождение 14–17 февраля
Громкий  Советский Союз Разрушитель Эскорт 22 февраля
Грозный  Советский Союз Разрушитель Эскорт 22 февраля
HMS Харриер  Королевский флот Тральщик класса «Безмятежный» Эскорт 22 февраля
HMS Опасность  Королевский флот Тральщик класса «Безмятежный» Эскорт 22 февраля
HMS Гусар  Королевский флот Тральщик класса «Безмятежный» Эскорт 14 февраля
HMS Миддлтон  Королевский флот Эсминец класса «Охота» Сопровождение 14–17 февраля
HMS Нигер  Королевский флот Тральщик класса «Безмятежный» Сопровождение 14–22 февраля; командир эскорта, командир Артур Кубисон [ 28 ]
HMS Нигерия  Королевский флот Крейсер типа Фиджи Эскорт 22–23 февраля
HMS Окслип  Королевский флот класса «Цветок» Корвет Эскорт 17–22 февраля
HMS Саламандра  Королевский флот Тральщик класса «Безмятежный» Эскорт 22 февраля
HMS Свитбрайар  Королевский флот Корвет класса «Цветок» Эскорт 14–22 февраля

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В октябре 1941 года пропускная способность Архангельска составляла 300 000 длинных тонн (300 000 т), Владивостока ( Тихоокеанский маршрут ) 140 000 длинных тонн (140 000 т) и 60 000 длинных тонн (61 000 т) в Персидском заливе (для маршрута Персидского коридора ). порты. [ 14 ]
  2. ^ Кодовые книги перевозились в утяжеленной сумке, которую нужно было выбросить за борт, чтобы предотвратить захват. [ 16 ]
  3. ^ Конвои имели стандартное построение из коротких колонн, номер 1 слева по направлению движения. Каждая позиция в столбце была пронумерована; 11 был первым кораблем в колонне 1, а 12 — вторым кораблем в колонне; 21 был первым кораблем в колонне 2. [ 26 ]
  1. ^ Jump up to: а б Вудман 2004 , с. 22.
  2. ^ Jump up to: а б Хэнкок и Гоуинг, 1949 , стр. 359–362.
  3. ^ Вудман 2004 , стр. 144–145.
  4. ^ Макси 2004 , стр. 141–142; Хинсли 1994 , стр. 141, 145–146.
  5. ^ Кан 1973 , стр. 238–241.
  6. ^ Будянский 2000 , стр. 250, 289.
  7. ^ ФИБ 1996 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Клаасен 2001 , стр. 195–197.
  9. ^ Патерсон 2016 , стр. 100–101.
  10. ^ Ран 2001 , с. 348.
  11. ^ Клаасен 2001 , стр. 190–192, 194.
  12. ^ Jump up to: а б Клаасен 2001 , стр. 188–189.
  13. ^ Клаасен 2001 , стр. 189–194.
  14. ^ Ховард 1972 , с. 44.
  15. ^ Вудман 2004 , с. 14.
  16. ^ Jump up to: а б с Вудман 2004 , стр. 22–23.
  17. ^ Эдгертон 2011 , с. 75.
  18. ^ Роскилл 1962 , с. 119.
  19. ^ Батлер 1964 , с. 507.
  20. ^ Вудман 2004 , стр. 60–61.
  21. ^ Вудман 2004 , стр. 60–62; Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 141.
  22. ^ Jump up to: а б Рюгг и Гаага, 1993 , с. 27.
  23. ^ Вудман 2004 , стр. 61–62.
  24. ^ Роскилл 1962 , стр. 119–122.
  25. ^ Рюгг и Гаага 1993 , с. 26.
  26. ^ Рюгг и Гаага 1993 , с. 31, внутренняя сторона передней обложки.
  27. ^ Вудман 2004 , стр. 60–62.
  28. ^ Вудман 2004 , с. 60.
  • Буг, Х .; Ран, В .; Штумпф, Р.; Вегнер, Б. (2001). Глобальная война: расширение конфликта до мировой войны и смена инициативы 1941–1943 гг . Германия во Второй мировой войне. Том. VI. Перевод Осерса Э.; Браунджон, Дж.; Крэмптон, П.; Уиллмот, Л. (перевод Oxford University Press, Лондонское изд.). Потсдам: Militärgeschichtliches Forschungsamt (Научно-исследовательский институт военной истории). ISBN  0-19-822888-0 .
    • Ран, В. «Часть III. Война на море в Атлантике и Северном Ледовитом океане. III. Ведение войны в Атлантике и прибрежной зоне (б) Третий этап, апрель – декабрь 1941 г.: Расширение Районы деятельности». В Boog et al. (2001) .
  • Будянский, С. (2000). Битва умов: полная история взлома кодов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Свободная пресса (Саймон и Шустер). ISBN  0-684-85932-7 – через Archive Foundation.
  • Батлер, JRM (1964). Большая стратегия: июнь 1941 г. – август 1942 г. (Часть II) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III. Лондон: HMSO. OCLC   504770038 .
  • Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN  0-7006-1050-2 .
  • Эдгертон, Д. (2011). Британская военная машина: оружие, ресурсы и эксперты во Второй мировой войне . Лондон: Аллен Лейн. ISBN  978-0-7139-9918-1 .
  • Хэнкок, Западная Каролина ; Гоуинг, ММ (1949). Хэнкок, В.К. (ред.). Британская военная экономика . История Второй мировой войны, Гражданская серия Соединенного Королевства. Лондон: HMSO. OCLC   630191560 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства (2-е изд., сокращенное изд.). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Ховард, М. (1972). Большая стратегия: август 1942 г. – сентябрь 1943 г. Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV. Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630075-1 – через Archive Foundation.
  • Кан, Д. (1973) [1967]. Взломщики кодов: История тайного письма (10 апреля. Signet, изд. Чикаго). Нью-Йорк: Макмиллан. LCCN   63-16109 . OCLC   78083316 .
  • Макси, К. (2004) [2003]. Искатели: радиоперехват в двух мировых войнах (изд. Cassell Military в мягкой обложке). Лондон: Касселл. ISBN  978-0-304-36651-4 .
  • Патерсон, Лоуренс (2016). Сталь и лед: бой подводных лодок в Арктике и Черном море 1941–45 . Страуд: Историческая пресса. ISBN  978-1-59114-258-4 .
  • Ровер, Юрген ; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  1-86176-257-7 .
  • Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC   174453986 . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года.
  • Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1993) [1992]. Конвои в Россию (2-е изд. эксп. ПБК. Изд.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN  978-0-905617-66-4 .
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .

Веб-сайты

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa7c0217deed232a0bb722972b392773__1720212060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/73/fa7c0217deed232a0bb722972b392773.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy PQ 11 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)