Конвой РА 55А
Convoy RA 55A — арктический конвой времен Второй мировой войны . Это был один из серии конвоев, направлявшихся для возвращения союзников кораблей из советских северных портов в порты Великобритании . Он отплыл в конце декабря 1943 года и в конце месяца достиг британских портов. Все корабли прибыли благополучно.
Силы
[ редактировать ]В состав RA 55A входило 23 торговых судна, вышедших из Кольского залива 22 декабря 1943 года. Непосредственное сопровождение обеспечивали два эсминца «Уэсткотт» и «Бигль» , тральщик и три корвета. Также присутствовал океанский эскорт, в состав которого входили эсминец «Милн» (командующий капитан IMR Кэмпбелл) и семь других эсминцев Флота Метрополии. Силы прикрытия крейсеров в составе «Белфаста» (командующий адмирал Р. Бернетт ), «Норфолка» и «Шеффилда» также следовали за конвоем из Мурманска , чтобы защититься от атак надводных частей. Дистанционное прикрытие будет обеспечиваться силами тяжелого прикрытия в составе линкора «Дюк оф Йорк» , крейсера «Ямайка» и четырех эсминцев под командованием V-адмирала Брюса Фрейзера , которые в момент выхода RA 55A преследовали направлявшийся в Мурманск конвой JW 55B. .
RA 55A находился под угрозой со стороны группы подводных лодок из восьми лодок в патрульной линии под кодовым названием Eisenbart в Норвежском море надводные силы, состоящие из линкора Scharnhorst , а также имелись и пяти эсминцев, дислоцированных в Альтенфьорде .
Действие
[ редактировать ]RA 55A отплыл из Кольского полуострова со своим эскортом 22 декабря 1943 года, через два дня после того, как JW 55B отплыл из Великобритании. Адмиралтейство знало об угрозе вылазки Шарнхорста , и адмирал Фрейзер был назначен общим командованием операцией, координируя движения обоих конвоев и различных сил сопровождения. 25 декабря 1943 года Фрейзер получил сведения о том, что «Шарнхорст» отплыл; RA 55A был направлен на север, чтобы избежать обнаружения, и позже в тот же день ему было приказано отправить четыре эсминца поддержки для усиления JW 55B. [ 1 ] Были отправлены эсминцы Matchless , Musketeer , Opportune и Virago , позднее принявшие участие в битве у Нордкапа , в ходе которой был уничтожен Шарнхорст .
Сам RA 55A не был замечен никакими силами Оси и покинул опасную зону без дальнейших происшествий. 30 декабря 1943 года его встретил западный местный эскорт, два тральщика и два корвета, и он благополучно прибыл в Лох-Эве 1 января 1944 года .
Заключение
[ редактировать ]23 корабля RA 55A прибыли в Великобританию без потерь, в то время как попытка Германии атаковать конвой привела к потере «Шарнхорста» , их последнего боевого крупного корабля в Норвегии; действие, в котором значительную роль сыграли эсминцы сопровождения RA 55A.
Задействованные корабли
[ редактировать ]Союзные корабли
[ редактировать ]
|
|
Близкий эскорт |
Океанский эскорт
|
Крейсерское прикрытие |
Отдаленное прикрытие
|
Корабли Оси
[ редактировать ]
Подводные силы |
Поверхностная сила
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кемп (1993) стр. 163
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Преследуемые 1942–1945 гг . ISBN 0-304-35261-6 .
- Пол Кемп: Конвой! Драма в арктических водах (1993) ISBN 1-85409-130-1
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . Гринхилл. ISBN 1-85367-352-8 .
- Боб Рюгг, Арнольд Хейг: Конвои в Россию (1992) ISBN 0-905617-66-5
- Бернард Шофилд: (1964) Русские конвои BT Batsford ISBN (нет)
- RA 55A в Convoyweb