Jump to content

Конвой PQ 17

(Перенаправлено с PQ 17 )

Конвой PQ 17
Часть Второй мировой войны , Арктическая кампания.

Сопровождение и торговые суда в Хвалфьорде , май 1942 года, перед отплытием конвоя PQ 17 .
Дата 27 июня - 10 июля 1942 г.
Расположение
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Советский Союз
 Нидерланды
 Панама
 Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Джон Тови
Великобритания Луи Гамильтон
Великобритания Джек Брум
Великобритания Джон Даудинг
Нацистская Германия Эрих Редер
Нацистская Германия Карл Дёниц
Нацистская Германия Ханс-Юрген Штумпфф
Сила
35 торговых судов
Близкое сопровождение: 6 эсминцев,
11 кораблей сопровождения, 2 корабля ПВО,
Силы прикрытия: 1 авианосец, 2 линкора, 6 крейсеров, 13 эсминцев (не вступали в бой): [ 1 ]
1 линкор, 3 крейсера, 12 эсминцев (не вступали в бой);
11 подводных лодок:
33 самолета-торпедоносца,
6 бомбардировщиков
( Совершил более 200 боевых вылетов )
Жертвы и потери
153 моряка торгового флота погибли.
23 торговых судна потоплены
5 самолетов

Convoy PQ 17 — название союзников арктического конвоя во время Второй мировой войны . 27 июня 1942 года корабли отправились из Хвалфьордура , Исландия , в порт Архангельск в Советском Союзе . Конвой был обнаружен немецкими войсками 1 июля, после чего за ним постоянно следили и атаковали. Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд , действуя на основании информации о том, что немецкие корабли , в том числе немецкий линкор «Тирпиц» , двинулись на перехват, приказал силам прикрытия , базирующимся на линкорах союзников HMS Duke of York и USS Washington, отойти от конвоя и сообщил конвой разбежаться. Из-за колебаний верховного командования вермахта (ОКВ, высшего командования немецких вооруженных сил) рейд на Тирпиц так и не состоялся. [ 2 ] [ 3 ] Конвой был первой крупной совместной англо-американской военно-морской операцией под британским командованием; по мнению Черчилля, это способствовало более осторожному подходу к передвижению флота. [ 4 ]

Когда непосредственный эскорт и силы крейсеров прикрытия отошли на запад для перехвата немецких рейдеров, торговые суда остались без эскорта. [ 5 ] Торговые суда были атакованы Люфтваффе самолетами и подводными лодками , и из 35 кораблей только одиннадцать достигли пункта назначения, доставив 70 000 длинных тонн (71 000 метрических тонн) груза. [ 6 ] Катастрофа с конвоем продемонстрировала сложность доставки достаточного количества грузов через Арктику, особенно летом, при полуночном солнце . [ 7 ] Успех Германии стал возможен благодаря немецкой радиоразведке и криптологическому анализу. [ 8 ]

Когда операция «Барбаросса» начала войну Германии против СССР, британское и американское правительства согласились направить безоговорочную помощь своим советским союзникам. Англо-американская миссия Бивербрук в октябре 1941 года, согласившись - Гарриман посетила Москву на серию поставок боеприпасов в Советский Союз. [ 9 ] Самый прямой путь доставки этих грузов был морским путем вокруг мыса Нордкап , через арктические воды до портов Мурманска и Архангельска. [ 10 ] В соглашении говорилось, что советское правительство несет ответственность за прием грузов на советских кораблях в британских или американских портах. Поскольку у Советов не было достаточного количества кораблей для того количества помощи, которое западные союзники отправляли Советскому Союзу, британские и американские корабли стали составлять все большую долю в движении конвоев. [ 11 ] Хотя за защиту арктических конвоев отвечал Королевский флот , американский адмирал Эрнест Кинг назначил оперативную группу 39 (TF 39) – на базе авианосца USS Wasp и линкора USS Washington – для поддержки британцев. [ 12 ]

Первый конвой, операция «Дервиш» , вышел из Великобритании в августе 1941 года, через два месяца после начала операции «Барбаросса». К весне 1942 года переход прошли еще двенадцать конвоев, потеряв лишь 1 корабль из 103. [ 13 ] С этого момента угроза нападения на конвои возрастала, немцы готовились остановить поток поставок в СССР всеми имеющимися в их распоряжении средствами, включая базирование тяжелых кораблей в Норвегии . [ 13 ] В 1941 году Кригсмарине уже зимой начала концентрировать свои силы в Норвегии, чтобы предотвратить британское вторжение в Норвегию и заблокировать пути снабжения союзников в Советский Союз. В январе линкор «Тирпиц» был переведен в Тронхейм , где к нему присоединился тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» , а в марте — тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» . [ 14 ] Линкоры , «Шарнхорст» « Гнейзенау» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» также были отправлены в арктические воды, но стали жертвами воздушных атак союзников и были вынуждены повернуть назад для ремонта. У немцев были базы вдоль норвежского побережья, а это означало, что до тех пор, пока не появятся авианосцы сопровождения , конвои союзников должны были проходить через эти районы без адекватной защиты от атак самолетов и подводных лодок. [ 15 ]

Британские планы

[ редактировать ]
Трек PQ 17 с указанием приблизительных положений затоплений.

Британская военно-морская разведка в июне сообщила об операции «Рёссельспрунг» ( Unternehmen Rösselsprung , Operation Knight’s Move), немецком плане использовать свои большие корабли для атаки следующего конвоя к востоку от Медвежьего острова . [ 14 ] [ 16 ] Немецкие войска будут действовать вблизи норвежского побережья при поддержке береговой воздушной разведки и ударных сил, а также прикрывать подводные лодки в проливах между Шпицбергеном и Норвегией. [ 17 ] Союзные силы прикрытия окажутся без поддержки с воздуха, в 1000 милях (1600 км) от своей базы, а у эсминцев будет недостаточно топлива, чтобы сопроводить поврежденный корабль в гавань. [ 14 ]

27 июня Адмиралтейство издало инструкции, разрешавшие временно повернуть конвой назад, чтобы сократить расстояние до ближайшей базы союзников. [ 17 ] Немецкие надводные перемещения произошли позже, чем ожидалось, поэтому эти инструкции стали ненужными. [ 3 ] Адмиралтейство также заявило, что безопасность конвоя от надводного нападения к западу от острова Медвежий зависела от надводных сил союзников, а на востоке ее должны были обеспечивать подводные лодки союзников. Крейсерское прикрытие конвоя не должно было идти восточнее острова Медвежий, если только конвою не угрожало присутствие надводных сил, с которыми крейсерские силы могли бы бороться, а также ни при каких обстоятельствах не выходить за пределы 25° восточной долготы. [ 4 ] [ 18 ]

Для отвлечения сил противника также был организован конвой-ловушка, состоящий из первой эскадрильи минных заградителей и четырех угольщиков в сопровождении легких крейсеров HMS Sirius и HMS Curacoa , пяти эсминцев и нескольких траулеров. Этот диверсионный отряд собирался в Скапа-Флоу на неделю и отплыл через два дня после конвоя. [ 19 ] Немецкая разведка Скапы в период сборки не заметила диверсию, которая также не была замечена при ее проходе. Операцию повторили 1 июля, снова безуспешно. [ 19 ] 26 июня Адмиралтейство воспользовалось возможностью пройти на запад конвой QP 13 вместе с PQ 17. Первый состоял из возвращавшихся торговых судов из Архангельска, а также некоторых кораблей из Мурманска. [ 19 ] Он состоял из тридцати пяти кораблей и сопровождался пятью эсминцами, тремя корветами, зенитным кораблем, тремя тральщиками, двумя траулерами и в район Медвежьего острова подводной лодкой. Его заметили немецкие самолеты 30 июня и 2 июля. Конвой QP 13 не подвергался нападению, поскольку немецкая тактика заключалась в том, чтобы сконцентрироваться на идущих на восток (нагруженных) конвоях, а не на конвоях, идущих на запад с балластом . [ 19 ]

Разведка свежего льда, проведенная 3 июля, показала, что проход к северу от острова Медвежий расширился. Адмиралтейство предположило, что конвой должен пройти как минимум в 50 морских милях (93 км; 58 миль) к северу от него. [ 20 ] Старший офицер эскорта (SOE), командир Джек Брум , предпочел оставаться в условиях плохой видимости на первоначальном маршруте и продвигаться на восток. Контр-адмирал Луис Гамильтон , командующий эскадрой крейсеров, позже решил, что необходим более северный маршрут, приказал ЗОЕ изменить курс, пройти в 70 морских милях (130 км; 81 милях) к северу от острова Медвежий, а затем открыться для 400 миль (740 км; 460 миль) от Банака . [ 20 ]

Силы прикрытия

[ редактировать ]
USS Wichita и HMS London , часть крейсерского прикрытия PQ 17.

Непосредственным сопровождением конвоя была Первая группа сопровождения (EG1, SOE Jack Broome) и в ее состав входили вспомогательные зенитные крейсеры HMS Palomares и HMS Pozarica , эсминцы HMS Keppel , Fury , Leamington , Ledbury , Offa и Wilton , корветы , тральщики или вооруженные траулеры HMS Lotus , Poppy , La Malouine и HMS Dianella , тральщики HMS Halcyon , Salamander и Britomart и противолодочные траулеры HMT Lord Middleton , Lord Austin , Ayrshire и Northern Gem . [ 21 ] Дальнее прикрытие осуществляла 1-я крейсерская эскадра (CS1, Hamilton), состоящая из британских крейсеров HMS London (флагманский) и Norfolk , американских крейсеров USS Wichita и Tuscaloosa и четырех эсминцев, два из которых принадлежали ВМС США . В качестве дополнительной защиты линкоры Флота Метрополии курсировали на расстоянии около 200 морских миль (370 км; 230 миль). [ 22 ]

Вторые тяжелые силы прикрытия под командованием адмирала Джона Тови состояли из авианосца HMS Victorious , линкора Duke of York (флагман), крейсеров «Камберленд» и «Нигерия» , американского линкора «Вашингтон» и девяти эсминцев. [ 23 ] Пока конвой плыл, силы прикрытия выдвигались на позиции. CS1 покинул Зайдисфьорд в ночь с 30 июня на 1 июля. [ 19 ] 2 июля он прибыл на позицию прикрытия к северу от конвоя. Крейсеры были замечены немцами только поздно вечером 3 июля. [ 19 ] Тяжелые силы прикрытия на короткое время находились в слежении к северо-востоку от Исландии 1 июля, пока крейсер дозаправлялся в Зайдис-фьорде. Утром 3 июля за ним в течение короткого периода следили, когда он находился на позиции прикрытия к югу от конвоя. [ 19 ] Позже в тот же день курс был изменен на север, чтобы пересечь путь конвоя и достичь позиции к северо-западу от острова Медвежий. окажется В результате утром 4 июля «Викториус» в пределах досягаемости конвоя с воздуха. Было рассчитано, что это произойдет в то же время, когда ожидалось наземное нападение. По пути к новому району прикрытия к ним присоединились HMS Manchester и Eclipse со Шпицбергена. [ 20 ]

Воздушная разведка норвежских гаваней была затруднена погодными условиями, но информация показала, что немецкие тяжелые части, вероятно, двигались на север, а аэрофотоснимок Тронхейма поздно вечером 3 июля показал, что Тирпиц и Хиппер совершили вылет. [ 20 ] Патруль летающих лодок и две линии подводных лодок между Нордкапом и Медвежьим островом были приспособлены для прикрытия линии подхода к конвою, двигавшемуся на восток. Ввиду неопределенности позиций двух немецких кораблей Гамильтон решил продолжить прикрытие эскадры крейсеров и пройти восточнее острова Медвежий. [ 20 ]

Немецкие войска

[ редактировать ]

Военно-морской

[ редактировать ]

Против PQ 17 Кригсмарине мобилизовала надводные и подводные силы. «Эйштойфель» подводных лодок («Ледяной дьявол»), волчья стая , должна была перехватить конвой; три подводные лодки находились в патрульной линии к северу от Датского пролива для предварительного предупреждения, а еще пять — дальше к северу от острова Ян-Майен . Кригсмарине , также располагала двумя боевыми группами в норвежских портах, Force I ( Drontheim-Gruppe ) в составе линкора «Тирпиц» , крейсера « Хиппер» и эсминцев «Карл Гальстер» , «Фридрих Ihn» « Ганс Лоди» , «Теодор Ридель» с торпедными катерами Т-7 и Т-15. Группа II ( Narvik-Gruppe ) Lützow , Scheer и эсминцы Z24 , Z27 , Z28 , Z29 и Z30 , готовые нанести надводную атаку на конвой. Это было организовано как сложная двухэтапная операция под кодовым названием Unternehmen Rösselsprung (Операция «Ход рыцаря»); силы были самыми сильными из когда-либо собранных для атаки конвоя, но им мешала громоздкая цепочка командования, при этом полномочия атаковать принадлежали Гитлеру и противоречивая формулировка миссии; Войскам было приказано атаковать и уничтожить конвой, а также избегать любых действий, которые могли бы привести к повреждению крупных кораблей, в частности Тирпиц . [ 24 ] 16 июня крейсеры «Лютцов» и «Шеер» приняли участие в совместных военно-морских и воздушных учениях, имитирующих атаку на PQ 17 и его эскорт. [ 25 ]

Воздушный флот 5

[ редактировать ]

Эти силы поддерживались самолетами Luftflotte 5 , которым приходилось бороться с ростом советских ВВС на конечной точке арктического морского пути. Во время Convoy PQ 16 немецкие атаки прекратились в течение 27 мая из-за прибытия советских эсминцев и прибытия советских бомбардировщиков над головой; когда 29 мая конвой вошел в зону досягаемости, советские истребители начали вылеты на сопровождение. Рост количества противостоящих самолетов привел к тому, что Германия заявила о 162 самолетах в мае, из которых 113 - это «Харрикейны», предоставленные из Великобритании. 28 мая Люфтваффе заявило, что 22 самолета без потерь. Заявления Германии были преувеличены, но аэродромы Люфтваффе в Петсамо, Киркенесе и Банаке стали подвергаться частым атакам советских бомбардировщиков и истребителей, часто рассчитанных на то, чтобы остановить Люфтваффе во время конвоев. 29 мая Советы попытались заглушить частоты беспроводной связи Luftflotte 5 и совершили налет на Киркенес небольшими группами самолетов или в одиночку. Советские налеты истощили ресурсы Luftflotte 5 и увеличили потери при налетах на Мурманск. В июне ни одного конвоя замечено не было, а погода была слишком плохой для проведения операций по борьбе с конвоями. Обучение в Тактика Goldene Zange («Золотая гребенка»), впервые использованная против Convoy PQ 16, получила продолжение. К началу июня имелось 264 самолета, ударная группа состояла из 103 бомбардировщиков Ju 88, 42 торпедоносцев He 111 и 30 пикирующих бомбардировщиков Ju 87 Stuka, восьми FW 200 Kondor и 22 Ju 88 для дальней разведки, 44 Bv 138. летающие лодки для ближней разведки и пятнадцать гидросамолетов He 115 общего назначения. [ 26 ] Многие из бомбардировщиков-торпедоносцев были поспешно переброшены с других театров военных действий и переучены для выполнения задач по наземным атакам в рамках требования Гитлера об усилении действий против арктических конвоев. [ 25 ]

Движение конвоя, прикрытие и сопровождение

[ редактировать ]
Военный корабль США Уэйнрайт отразил воздушную атаку на конвой 4 июля.

Конвой отплыл из Хвалфьорда 27 июня под командованием коммодора Джона конвоя Даудинга . 34 торговых судна, нефтяник ( RFA Grey Ranger ) для сопровождения и три спасательных корабля ( Rathlin , Zamalek и Zaafaran ). Вместе с конвоем плыли [ 27 ] В состав эскорта входили шесть эсминцев, четыре корвета, три тральщика, четыре траулера, два корабля ПВО и две подводные лодки. Маршрут был длиннее, чем у предыдущих конвоев, поскольку лед позволял пройти к северу от острова Медвежий и уклониться от маршрута в Баренцевом море . Вся колонна направлялась в Архангельск, поскольку недавние воздушные атаки разрушили большую часть Мурманска. [ 28 ] У одного корабля произошла механическая поломка недалеко от порта, и он был вынужден повернуть обратно. Другой, SS Exford , повернул назад после повреждения льдом. [ 29 ]

В густую погоду часть конвоя наткнулась на дрейфующий лед в Датском проливе. Два торговых судна были повреждены и были вынуждены повернуть назад; Grey Ranger также была повреждена, и ее скорость снизилась до 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час). Поскольку было сомнительно, что она сможет противостоять плохой погоде, было решено перевести ее на заправочную позицию к северо-востоку от Ян-Майена в обмен на RFA Aldersdale . Вскоре после отплытия конвой PQ 17 был замечен и прослежен U-456 , за ним постоянно следили, за исключением нескольких коротких интервалов в тумане. к ним добавились летающие лодки Luftwaffe BV 138 1 июля . 2 июля конвой заметил ответный конвой QP 13. PQ 17 подвергся первой воздушной атаке девяти самолетов-торпедоносцев, позже в тот же день один самолет был сбит. В 13:00 3 июля эсминец PQ 17 направился на восток, чтобы пройти между Медвежьим островом и Шпицбергеном. [ 30 ]

Утром 4 июля Heinkel He 115 из Küstenfliegergruppe 906 врезался в корабль «Либерти» SS Christopher Newport , примерно в 35 морских милях (40 миль; 65 км) к северо-востоку от острова Медвежий, в 75 ° 49' с.ш., 22 ° 15' в.д.  /  75,817 ° с.ш., 22,250 ° в.д.  / 75,817; 22.250 . Подводная лодка HMS P-614 попыталась затопить ее, но она осталась на плаву; Немецкая подводная лодка U-457 потопила корабль в 08:08. [ 31 ] Вечером произошла неудавшаяся атака шести бомбардировщиков. [ 32 ] [ 33 ] В тот же день военный корабль США «Уэйнрайт» отразил воздушную атаку на конвой. Вечером того же дня произошла атака 25 торпедоносцев, в результате которых был потоплен SS William Hooper . [ 34 ]

Рассредоточение

[ редактировать ]
Отрывки сигналов между Адмиралтейством (ADMY) и Первой крейсерской эскадрой (CS1) [ 3 ]
Время От К Сообщение
21:11 АДМИ CS1 Крейсерский отряд на большой скорости отходит на запад.
21:23 АДМИ CS1 Из-за угрозы со стороны надводных кораблей конвой должен рассредоточиться и направиться в российские порты.
21:36 АДМИ CS1 Конвой должен разбежаться.

В 12:30 4 июля Адмиралтейство разрешило Гамильтону двигаться к востоку от 25 ° восточной долготы, если того потребует ситуация, если от Тови не будет получен противоположный приказ. Это было отменой предыдущих приказов, и, поскольку никакая информация, имевшаяся в распоряжении Тови, не оправдывала это изменение, Гамильтону было приказано отойти, когда конвой будет восточнее 25 ° восточной долготы или раньше, по его усмотрению, если только Адмиралтейство не заверило его , что Тирпиц не будет встречен. В 18:58 Адмиралтейство проинформировало Гамильтона, что в ближайшее время ожидается дополнительная информация, и приказало ему оставаться с конвоем в ожидании дальнейших инструкций. В 21:11 Адмиралтейство отправило сообщение с префиксом «Самое срочное», приказав Гамильтону отойти на запад на высокой скорости. Это произошло из-за информации о подводных лодках, о чем Гамильтону не сообщили. В 21:23 Адмиралтейство в сообщении с префиксом «Немедленно» приказало конвою рассредоточиться и проследовать в российские порты самостоятельно из-за угрозы со стороны надводных кораблей. [ 35 ] В 21:36 Адмиралтейство отправило еще одно «Самое срочное» сообщение, приказав конвою разойтись. [ 36 ] [а]

Люфтваффе и Кригсмарине Самолеты
Северная Норвегия, июнь 1942 г. [ 37 ]
Бомбардировщик Да, 88 103
Бомбардировщик Он 111 42
Гидросамолет Он 115 15
Пикирующий бомбардировщик Да, 87 30
Разведка Да, 88
ОЗ 200
БВ 138
74
Общий 264

атаки Тирпица Гамильтон, Брум и Даудинг восприняли эти сигналы как свидетельство неизбежности . Конвою было немедленно приказано рассредоточиться, эсминцам сопровождения было приказано присоединиться к крейсерам, а торговым судам двигаться самостоятельно. [ 38 ] Уинстон Черчилль позже предположил, что решение и приказы Адмиралтейства не были бы такими решительными, если бы речь шла только о британских военных кораблях, но идея о том, что первая совместная англо-американская операция под британским командованием могла бы включать в себя уничтожение как американских, так и британских подразделений, вполне могла повлиять на решения Дадли Паунда , Первого Морского Лорда . [ 39 ] Эскадра крейсеров союзников уже вышла за пределы постоянных приказов, установленных Адмиралтейством, и, если бы не было новых приказов, крейсерам в любом случае пришлось бы через некоторое время отойти. Предыдущее движение крейсера не повлияло на тактическую ситуацию, но в свете более поздних сведений решение было сочтено поспешным. [ 4 ]

Без ведома командиров эскорта и конвоя Тирпиц и его боевая группа не продвигались к конвою или где-либо рядом. Тирпиц покинул Тронхейм 2 июля и направился в порт Вестфьорд ; На следующий день кригсмарине главнокомандующий адмирал Эрих Редер получил разрешение перебросить «Тирпиц» в Альтенфьорд для соединения там кораблей. [ 40 ] Прежде чем отдать приказ, Паунд посетил Уайтхолл и проконсультировался с офицером разведки, лейтенантом-коммандером Норманом Деннингом , чтобы подтвердить, что Тирпиц покинул Альтент-фьорд. Хотя Деннинг не знал, находится ли он еще там, он объяснил, что его источники подтвердили бы, если бы корабль вышел в море или собирался выйти в море. Лишь через несколько часов после приказа Паунда было показано, что «Тирпиц» все еще стоит на якоре в Альтен-фьорде. [ 41 ] Хотя боевая группа «Тирпица» отплыла 5 июля, операция надводных кораблей по атаке конвоя была отменена, и корабли в тот же день вернулись в Альтенфьорд. [ 24 ]

Потери конвоев

[ редактировать ]
U-255 после атаки на PQ 17 с четырьмя победными вымпелами и захваченным флагом торгового судна SS Paulus Potter.

Когда поступил приказ о рассредоточении конвоя, он прошел более половины своего маршрута и потерял три корабля. Последствия для торговых судов были ужасными: корабли были рассредоточены по обширной территории, лишены взаимной защиты и обученного эскорта. Когда более крупные корабли сопровождения отступили от предполагаемых надводных сил Германии, торгового флота эсминцы начали получать сообщения на волнах : «Меня бомбит большое количество самолетов», «Горит во льду», «Покидающий корабль». , «Шесть подводных лодок приближаются к поверхности». [ 42 ] Поскольку большинству эскортов было приказано вернуться в Скапа-Флоу, для защиты рассеянных кораблей остался только непосредственный эскорт из вспомогательных зенитных средств, корветов, тральщиков и вооруженных траулеров. [ 43 ]

5 июля шесть торговых судов, в том числе SS Fairfield City и SS Daniel Morgan , были потоплены Люфтваффе и еще шесть — четырьмя подводными лодками. Среди потерь в тот день были SS Pan Kraft , Washington , Carlton , Honomu , флагман коммодора River Afton , Empire Byron и Peter Kerr . ( Керра бросили после того, как пожар вышел из-под контроля.) [ 44 ] SS Paulus Potter был оставлен командой после воздушной атаки 5 июля; на корабль поднялись моряки с U-255 13 июля ; забрав корабельные документы и флаг, капитанлейтенант Рейнхарт Рече потопил Поттера торпедой. [ 45 ]

6 июля SS Pan Atlantic был потоплен люфтваффе , а SS John Witherspoon U-255 . С 7 по 8 июля было потоплено ещё пять кораблей (два U-255 ), в том числе SS Olapana и SS Alcoa Ranger . Остальные эскорты отошли в Северный Ледовитый океан 9 июля, но торговые суда в тот день больше не пострадали. Последними потерями стали SS Hoosier и SS El Capitan 10 июля. Люфтваффе совершило более 200 боевых вылетов и потеряло всего пять самолетов в обмен на восемь торговых судов. [ 46 ]

Получив 4 июля 1942 года третий приказ о рассредоточении, лейтенант РНВР Лео Градуэлл , командующий противолодочным траулером HMS Ayrshire , не пожелал брать курс на Архангельск и повел на север свой конвой «Эйршир» и «Трубадор» , «Айронклад» и «Сильвер Сворд» . Достигнув арктических льдов, конвой врезался в них, затем заглушил двигатели и прикрыл огонь. Экипажи использовали белую краску от «Трубадора» , покрыли палубы белым полотном и выстроили танки «Шерман» на палубах торговых судов в оборонительный строй с заряженными главными орудиями. После периода ожидания и уклонившись от самолетов-разведчиков Люфтваффе , оказавшись в застревании, они проследовали к проливу Маточкина . Там их нашла флотилия корветов, сопровождавшая конвой из четырех кораблей и два других торговых судна в Архангельск, прибывший 25 июля. [ 47 ]

На пути к российским портам часть кораблей и спасательных шлюпок укрылась у замерзшего побережья Новой Земли , приземлившись в Маточкине. [ 48 ] Советский танкер «Азербайджан» потерял груз льняного масла, а большая часть груза SS Winston-Salem была выброшена за борт на Новой Земле. [ 49 ] Местонахождение многих кораблей было неизвестно, несмотря на поиски самолетов Берегового командования , направлявшихся на север России после патрулирования, а также тральщиков и корветов. Прошло две недели, прежде чем стали полностью известны результаты атак и судьба конвоя. [ 4 ] Из 34 кораблей, покинувших Исландию, 23 были потоплены; два британских, четыре американских, одно панамское и два русских торговых судна достигли Архангельска. Два американских корабля, «Сэмюэл Чейз» и «Бенджамин Харрисон» , пришвартовались в Мурманске. [ 50 ] Поставки составили 70 000 коротких тонн (64 000 т) из 200 000 коротких тонн (180 000 т), начавшихся из Исландии. [ 6 ]

Последствия

[ редактировать ]

Премьер министр - Уинстон Черчилль назвал это событие «одним из самых меланхоличных военно-морских эпизодов за всю войну». [ 6 ] Расследование не возложило вину ни на кого, поскольку приказы были отданы Первым морским лордом, а обвинение самого Первого морского лорда считалось политически неприемлемым. [ 51 ] Советский Союз не верил, что в одном конвое может быть потеряно столько кораблей, и открыто обвинял западных союзников во лжи. Несмотря на помощь, оказанную доставленными материалами, Конвой PQ 17 в краткосрочной перспективе ухудшил отношения между СССР и союзниками, поскольку Советы никогда не признавали усилия торговых моряков или моряков союзников ни в одном из флотов. [ 52 ] Иосифу Сталину и советским военно-морским экспертам было трудно понять приказ Адмиралтейства о рассредоточении, учитывая, «что корабли сопровождения PQ 17 должны вернуться, тогда как грузовые катера должны рассредоточиться и попытаться один за другим добраться до советских портов». вообще без какой-либо защиты». [ 53 ] Адмирал Кинг, уже известный своим недоверием к британцам, был в ярости из-за того, что он считал неумелостью адмирала Паунда, и быстро отозвал TF 39, отправив его в Тихий океан . Он не решался проводить дальнейшие совместные операции под британским командованием. [ 54 ] Адмирал Дэн Галерея , ВМС США, служивший в то время в Исландии, назвал PQ 17 «позорной страницей в военно-морской истории». [ 55 ]

Ввиду катастрофы конвоя PQ 17 Адмиралтейство предложило приостановить работу арктических конвоев хотя бы до тех пор, пока лед не отступит и не наступит вечный световой день. [ 51 ] На совещании с Гитлером Редер заявил: «...наши подводные лодки и авиация, полностью уничтожившие последний конвой, вынудили противника временно отказаться от этого маршрута...». [ 56 ] На встрече с главой советской военной миссии адмиралом Николаем Харламовым и советским послом в Лондоне Иваном Майским Советы запросили информацию, когда отправится конвой PQ 18. Паунд сказал, что ничего нельзя сделать, пока не будет организовано лучшее российское прикрытие с воздуха, после чего Харламов раскритиковал приказ о выводе крейсеров из конвоя PQ 17. Паунд был в ярости и глубоко возмущался отношением России. Паунд гневно признал, что PQ 17 был разбросан по его приказу, а Майский заявил, что «даже британские адмиралы совершают ошибки». [ 57 ]

Лишь в сентябре Конвой PQ 18 отправился на Север России. Схема защиты конвоя была пересмотрена: с очень сильным постоянным непосредственным эскортом из шестнадцати эсминцев и первого из новых эскортных авианосцев, HMS Avenger , с двенадцатью истребителями и тремя противолодочными самолетами Swordfish. [ 58 ] После войны эта задержка подверглась критике в американских и советских источниках. [ 58 ] Советские историки приводят разные причины приостановки и сокращения поставок, вызванных остановкой арктических конвоев. Некоторые считали это результатом «того, что в 1942 году были разрушены англо-американские (океанские) коммуникации». [ 59 ]

За храбрость и выдающиеся заслуги за действия в конвое не менее шестнадцати офицеров и солдат торгового флота были награждены наградами. Приложение к « Лондонской газете», опубликованное 6 октября 1942 года, содержало уведомление о двух Георгиевских медалях , шести присвоениях различных степеней Ордена Британской империи , шести медалях Британской империи и двух Королевских наградах за храброе поведение . [ 60 ]

В декабре 2012 года «Арктическая звезда» была учреждена медаль , а 19 марта 2013 года в Лондоне первые медали были вручены примерно 40 ветеранам . [ 61 ] [ 62 ]

Брум против Cassell & Co Ltd

[ редактировать ]

В 1968 году Дэвид Ирвинг опубликовал скандальную книгу о PQ 17. В ней основное внимание уделялось ошибкам и недостаткам союзников, утверждалось, что решение Брума отозвать свои эсминцы было основной причиной катастрофы конвоя. Брум участвовал в судебном разбирательстве по делу Брум против Cassell & Co Ltd , чтобы защитить свою репутацию. Брум выиграл дело, получил компенсацию в размере 40 000 фунтов стерлингов и добился изъятия из обращения всех экземпляров оскорбительной книги (с тех пор она была переиздана с исправлениями). Компенсация ущерба (пожертвованная Брумом на благотворительность) была самой высокой в ​​истории права до иска Джеффри Арчера против газеты Daily Star . [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]

а. ^ Этот последний сигнал был задуман просто как исправление технической формулировки с «рассеять» на «рассеять», но в то время об этом не было известно. Приказ о рассредоточении применялся только при непосредственной угрозе нападения с надводных сил. Подробные инструкции в сигнальной книге каждого корабля определяли действия, которые должен был предпринять каждый корабль после получения этого приказа. [ 3 ]

  1. ^ Шофилд 1964 , стр. 77–78.
  2. ^ Бизли 1990 , стр. 292–322.
  3. ^ Jump up to: а б с д Черчилль 1951 , с. 235.
  4. ^ Jump up to: а б с д Черчилль 1951 , с. 236.
  5. ^ Хилл 1986 , стр. 45–46.
  6. ^ Jump up to: а б с Черчилль 1951 , с. 237.
  7. ^ Черчилль 1951 , с. 240.
  8. ^ Альберт Праун, немецкая радиоразведка
  9. ^ Лангер, Миссия Гарримана-Бивербрука и дебаты по поводу безусловной помощи Советскому Союзу, 1941 , стр. 463–482.
  10. ^ Черчилль 1951 , с. 228.
  11. ^ Черчилль 1951 , с. 229.
  12. ^ Миллер 1997 , с. 309.
  13. ^ Jump up to: а б Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5139
  14. ^ Jump up to: а б с Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5140
  15. ^ Хилл 1986 , с. 26.
  16. ^ Винтон 1988 , с. 61.
  17. ^ Jump up to: а б Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5143
  18. ^ London Gazette, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5144–5145.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5145
  20. ^ Jump up to: а б с д и Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5146
  21. ^ Адмиралтейство, ADM 199/427: Командование эсминцев флота метрополии - апрель-декабрь 1942 г. , HMSO
  22. ^ Черчилль 1951 , с. 234.
  23. ^ Винтон 1988 , с. 62.
  24. ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен, 2005 , стр. 175–176.
  25. ^ Jump up to: а б Шелли, Джеймс (20 февраля 2024 г.), «Рассеянные арктическими ветрами: трагедия конвоя PQ17» , The Naval Review , получено 16 апреля 2024 г.
  26. ^ Клаасен 2001 , стр. 205–206.
  27. ^ Тернер 2013 , с. 103.
  28. ^ Коннелл 1982 , с. 80.
  29. ^ НМГС , Морская история, Выпуски 61-68 , с. 58
  30. ^ Хилл 1986 , стр. 29, 37, 39, 41.
  31. ^ «Кристофер Ньюпорт» . Проверено 17 февраля 2020 г.
  32. ^ Тернер 2013 , с. 105.
  33. ^ Хилл 1986 , с. 42.
  34. ^ Тернер 2013 , с. 110, 106.
  35. ^ Хилл 1986 , стр. 43–44.
  36. ^ Хинсли и др. 1990 , с. 213–214, 216–219.
  37. ^ ПРО 2001 , стр. 114.
  38. ^ Хилл 1986 , стр. 45, 50.
  39. ^ Черчилль 1951 , стр. 235–236.
  40. ^ Ирвинг 1968 , стр. 75–76.
  41. ^ Кемп 1993 , стр. 74–75.
  42. ^ Хилл 1986 , с. 48.
  43. ^ Вудман 2004 , стр. 211–212.
  44. ^ Мур 1984 , с. 220.
  45. ^ Винн 1997 , с. 178.
  46. ^ Хельгасон, Гудмундур. «PQ-17 — величайшая катастрофа конвоя» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 16 апреля 2009 г.
  47. ^ Вудман 2004 , стр. 222, 233, 235, 248–250.
  48. ^ Ризенберг 1956 , с. 320.
  49. ^ Морисон 2001 , с. 187.
  50. ^ Бункер 1972 , с. 67.
  51. ^ Jump up to: а б Черчилль 1951 , с. 238.
  52. ^ Денкхаус, Ричард А. (февраль 1997 г.). «Вторая мировая война: Конвой PQ-17» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2020 г. Проверено 16 апреля 2009 г.
  53. ^ Уайкс 1972 , с. 107.
  54. ^ Миллер 1997 , с. 312.
  55. ^ Черчилль 1951 , с. 243.
  56. ^ Хокинс; Дейтон, Разрушитель , с. 176
  57. ^ Jump up to: а б Черчилль 1951 , с. 244.
  58. ^ Ховарт, Битва за Атлантику 1939–1945 гг. , с. 554
  59. ^ См. «Подробнее о детали T 335/47 — Награды торгового флота (Награды за конвой PQ 17): London Gazette, 6 октября 1942 г.» , Каталог , Национальный архив , получено 16 апреля 2010 г. и «№35732» . Лондонская газета (Приложение). 2 октября 1942 г., стр. 4349–4350.
  60. ^ Баннистер, Сэм (19 марта 2013 г.). «Ветераны вручили медали «Арктическая звезда» в Лондоне» . Новости . Проверено 19 марта 2013 г.
  61. ^ «Ветеранам конвоя вручены первые медали «Арктическая Звезда»» . Новости Би-би-си . 19 марта 2013 г. Проверено 12 июля 2024 г.
  62. ^ Эверетт-Грин, Роберт (21 марта 2009 г.). «Реквием по конвою PQ-17» . Глобус и почта . Проверено 26 июня 2017 г.
  63. ^ «Международная доставка самостоятельной упаковки» . colemanlemieux.com . Проверено 11 ноября 2013 г.
  64. ^ «PQ17: Катастрофа арктического конвоя» . bbc.co.uk. 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
  • Бизли, Патрик (1990). «Конвой PQ 17: исследование разведки и принятия решений». Разведка и национальная безопасность . 5 (2). Лондон: Фрэнк Касс: 292–322. дои : 10.1080/02684529008432054 . ISSN   1743-9019 .
  • Банкер, Джон (1972). Корабли свободы: Гадкие утята Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-340-3 – через Archive Foundation.
  • Черчилль, Уинстон С. (1951). Шарнир судьбы . Вторая мировая война. Том. IV. Касселл. ОСЛК   153203701 .
  • Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN  0-7006-1050-2 .
  • Коннелл, Г.Г. (1982). Арктические эсминцы: 17-я флотилия . В. Кимбер. ISBN  978-0-7183-0428-7 .
  • Хилл, Роджер П. (1986). Капитан эсминца . Перископ. ISBN  1-904381-25-1 .
  • Хинсли, Ф.Х.; Томас, Эдвард Истэуэй; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1990). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. Том. II. Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-630934-1 .
  • Командование эсминцев флота страны, апрель-июнь 1942 г., ADM 199/427 . Адмиралтейские военные дневники. ХМСО . Проверено 31 июля 2015 г.
  • Командование эсминцев флота метрополии, июль-сентябрь 1942 г., ADM 199/427 . Адмиралтейские военные дневники. ХМСО . Проверено 31 июля 2015 г.
  • Ирвинг, Дэвид (1968). Уничтожение конвоя PQ.17 . Лондон: Касселл. ISBN  0-586-06275-0 .
  • Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Касселл. ISBN  0-304-35451-1 .
  • Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN  978-0-19-511038-8 .
  • Мур, Артур Р. (1984). «Неосторожное слово… ненужное затопление»: история ошеломляющих потерь, понесенных торговым флотом США, как в кораблях, так и в личном составе во время Второй мировой войны . Кингс-Пойнт, Нью-Йорк: Музей американского торгового флота. OCLC   475918989 .
  • Морисон, Сэмюэл Э. (2001). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: битва за Атлантику, сентябрь 1939 г. - май 1943 г. Том. I. Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-06963-5 .
  • Ризенберг, Феликс (1956). Морская война . Нью-Йорк: Райнхарт. OCLC   1263591 – через Archive Foundation.
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN  978-1-86176-257-3 .
  • Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC   862623 – через Archive Foundation.
  • Книготорговец . Ассоциация авторских издателей, Ассоциация книготорговцев Великобритании и Ирландии. 1971. ISBN  978-0-340-12512-0 .
  • Взлет и падение немецких ВВС (под ред. «Военные истории Государственного архива»). Ричмонд: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN  978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10 (№248).
  • Тернер, Джон Фрейн (2013). Бой за море: Морские приключения времен Второй мировой войны . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-78159-268-7 .
  • Винтон, Джон (1988). ULTRA на море: как нарушение нацистского кодекса повлияло на военно-морскую стратегию союзников во время Второй мировой войны . Лондон: Лео Купер. ISBN  0-85052-883-6 .
  • Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-5752-1 .
  • Уайкс, Алан (1972). 1942 год, «Поворотный момент» . Лондон: Макдональд. ISBN  978-0-356-03969-5 .
  • Винн, Кеннет Г. (1997). Операции подводных лодок во время Второй мировой войны: истории карьеры, U1 – U510 . Чатем. ISBN  978-1-55750-860-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фрейн Тернер, Джон (2002). Бой за море: Морские приключения времен Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-884-3 .
  • Жеру, Уильям. (2017). Корабли-призраки Архангельска: Арктическое путешествие, бросившее вызов нацистам . Нью-Йорк: Викинг. ISBN  978-0-525-55746-3 .
  • Хокинс, Ян; Дейтон, Лен (2003). Разрушитель: Антология рассказов из первых рук о войне в Ви, 1939–1945 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN  978-0-85177-947-8 .
  • Ховарт, Стивен (1994). Битва за Атлантику 1939–1945: 50-я юбилейная Международная военно-морская конференция . Гринхилл. ISBN  978-1-55750-058-8 .
  • Лангер, Джон Д. (1979). «Миссия Гарримана-Бивербрука и дебаты по поводу безусловной помощи Советскому Союзу, 1941 год». Журнал современной истории . 14 (3). Лондон: Сейдж: 463–482. дои : 10.1177/002200947901400306 . ISSN   0022-0094 . S2CID   159474803 .
  • «№39041» . Лондонская газета (Приложение). 17 октября 1950 г., стр. 5139–5145.
  • Праун, Альберт (1950). Немецкая радиоразведка . Вашингтон, округ Колумбия: Исторический отдел Европейского командования армии США, Управление военной истории Министерства армии США. ОСЛК   37001114 .
  • Рэнсом Уоллис, Р. (1973). Две красные полосы . Лондон: Ян Аллан. ISBN  0-7110-0461-7 .
  • Морская история . Национальное морское историческое общество. 1992.
  • Винн, Г. (1948). PQ 17: История корабля . Лондон: Универсальный книжный клуб. OCLC   560650526 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2e317056335c0dba9dd57822432724e__1723215480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/4e/a2e317056335c0dba9dd57822432724e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy PQ 17 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)