Конвой PQ 17
Конвой PQ 17 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Арктическая кампания. | |||||||
![]() Сопровождение и торговые суда в Хвалфьорде , май 1942 года, перед отплытием конвоя PQ 17 . | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
35 торговых судов Близкое сопровождение: 6 эсминцев, 11 кораблей сопровождения, 2 корабля ПВО, Силы прикрытия: 1 авианосец, 2 линкора, 6 крейсеров, 13 эсминцев (не вступали в бой): [ 1 ] |
1 линкор, 3 крейсера, 12 эсминцев (не вступали в бой); 11 подводных лодок: 33 самолета-торпедоносца, 6 бомбардировщиков ( Совершил более 200 боевых вылетов ) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
153 моряка торгового флота погибли. 23 торговых судна потоплены | 5 самолетов |
Convoy PQ 17 — название союзников арктического конвоя во время Второй мировой войны . 27 июня 1942 года корабли отправились из Хвалфьордура , Исландия , в порт Архангельск в Советском Союзе . Конвой был обнаружен немецкими войсками 1 июля, после чего за ним постоянно следили и атаковали. Первый морской лорд адмирал Дадли Паунд , действуя на основании информации о том, что немецкие корабли , в том числе немецкий линкор «Тирпиц» , двинулись на перехват, приказал силам прикрытия , базирующимся на линкорах союзников HMS Duke of York и USS Washington, отойти от конвоя и сообщил конвой разбежаться. Из-за колебаний верховного командования вермахта (ОКВ, высшего командования немецких вооруженных сил) рейд на Тирпиц так и не состоялся. [ 2 ] [ 3 ] Конвой был первой крупной совместной англо-американской военно-морской операцией под британским командованием; по мнению Черчилля, это способствовало более осторожному подходу к передвижению флота. [ 4 ]
Когда непосредственный эскорт и силы крейсеров прикрытия отошли на запад для перехвата немецких рейдеров, торговые суда остались без эскорта. [ 5 ] Торговые суда были атакованы Люфтваффе самолетами и подводными лодками , и из 35 кораблей только одиннадцать достигли пункта назначения, доставив 70 000 длинных тонн (71 000 метрических тонн) груза. [ 6 ] Катастрофа с конвоем продемонстрировала сложность доставки достаточного количества грузов через Арктику, особенно летом, при полуночном солнце . [ 7 ] Успех Германии стал возможен благодаря немецкой радиоразведке и криптологическому анализу. [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Когда операция «Барбаросса» начала войну Германии против СССР, британское и американское правительства согласились направить безоговорочную помощь своим советским союзникам. Англо-американская миссия Бивербрук в октябре 1941 года, согласившись - Гарриман посетила Москву на серию поставок боеприпасов в Советский Союз. [ 9 ] Самый прямой путь доставки этих грузов был морским путем вокруг мыса Нордкап , через арктические воды до портов Мурманска и Архангельска. [ 10 ] В соглашении говорилось, что советское правительство несет ответственность за прием грузов на советских кораблях в британских или американских портах. Поскольку у Советов не было достаточного количества кораблей для того количества помощи, которое западные союзники отправляли Советскому Союзу, британские и американские корабли стали составлять все большую долю в движении конвоев. [ 11 ] Хотя за защиту арктических конвоев отвечал Королевский флот , американский адмирал Эрнест Кинг назначил оперативную группу 39 (TF 39) – на базе авианосца USS Wasp и линкора USS Washington – для поддержки британцев. [ 12 ]
Первый конвой, операция «Дервиш» , вышел из Великобритании в августе 1941 года, через два месяца после начала операции «Барбаросса». К весне 1942 года переход прошли еще двенадцать конвоев, потеряв лишь 1 корабль из 103. [ 13 ] С этого момента угроза нападения на конвои возрастала, немцы готовились остановить поток поставок в СССР всеми имеющимися в их распоряжении средствами, включая базирование тяжелых кораблей в Норвегии . [ 13 ] В 1941 году Кригсмарине уже зимой начала концентрировать свои силы в Норвегии, чтобы предотвратить британское вторжение в Норвегию и заблокировать пути снабжения союзников в Советский Союз. В январе линкор «Тирпиц» был переведен в Тронхейм , где к нему присоединился тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» , а в марте — тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» . [ 14 ] Линкоры , «Шарнхорст» « Гнейзенау» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» также были отправлены в арктические воды, но стали жертвами воздушных атак союзников и были вынуждены повернуть назад для ремонта. У немцев были базы вдоль норвежского побережья, а это означало, что до тех пор, пока не появятся авианосцы сопровождения , конвои союзников должны были проходить через эти районы без адекватной защиты от атак самолетов и подводных лодок. [ 15 ]
Британские планы
[ редактировать ]
Британская военно-морская разведка в июне сообщила об операции «Рёссельспрунг» ( Unternehmen Rösselsprung , Operation Knight’s Move), немецком плане использовать свои большие корабли для атаки следующего конвоя к востоку от Медвежьего острова . [ 14 ] [ 16 ] Немецкие войска будут действовать вблизи норвежского побережья при поддержке береговой воздушной разведки и ударных сил, а также прикрывать подводные лодки в проливах между Шпицбергеном и Норвегией. [ 17 ] Союзные силы прикрытия окажутся без поддержки с воздуха, в 1000 милях (1600 км) от своей базы, а у эсминцев будет недостаточно топлива, чтобы сопроводить поврежденный корабль в гавань. [ 14 ]
27 июня Адмиралтейство издало инструкции, разрешавшие временно повернуть конвой назад, чтобы сократить расстояние до ближайшей базы союзников. [ 17 ] Немецкие надводные перемещения произошли позже, чем ожидалось, поэтому эти инструкции стали ненужными. [ 3 ] Адмиралтейство также заявило, что безопасность конвоя от надводного нападения к западу от острова Медвежий зависела от надводных сил союзников, а на востоке ее должны были обеспечивать подводные лодки союзников. Крейсерское прикрытие конвоя не должно было идти восточнее острова Медвежий, если только конвою не угрожало присутствие надводных сил, с которыми крейсерские силы могли бы бороться, а также ни при каких обстоятельствах не выходить за пределы 25° восточной долготы. [ 4 ] [ 18 ]
Для отвлечения сил противника также был организован конвой-ловушка, состоящий из первой эскадрильи минных заградителей и четырех угольщиков в сопровождении легких крейсеров HMS Sirius и HMS Curacoa , пяти эсминцев и нескольких траулеров. Этот диверсионный отряд собирался в Скапа-Флоу на неделю и отплыл через два дня после конвоя. [ 19 ] Немецкая разведка Скапы в период сборки не заметила диверсию, которая также не была замечена при ее проходе. Операцию повторили 1 июля, снова безуспешно. [ 19 ] 26 июня Адмиралтейство воспользовалось возможностью пройти на запад конвой QP 13 вместе с PQ 17. Первый состоял из возвращавшихся торговых судов из Архангельска, а также некоторых кораблей из Мурманска. [ 19 ] Он состоял из тридцати пяти кораблей и сопровождался пятью эсминцами, тремя корветами, зенитным кораблем, тремя тральщиками, двумя траулерами и в район Медвежьего острова подводной лодкой. Его заметили немецкие самолеты 30 июня и 2 июля. Конвой QP 13 не подвергался нападению, поскольку немецкая тактика заключалась в том, чтобы сконцентрироваться на идущих на восток (нагруженных) конвоях, а не на конвоях, идущих на запад с балластом . [ 19 ]
Разведка свежего льда, проведенная 3 июля, показала, что проход к северу от острова Медвежий расширился. Адмиралтейство предположило, что конвой должен пройти как минимум в 50 морских милях (93 км; 58 миль) к северу от него. [ 20 ] Старший офицер эскорта (SOE), командир Джек Брум , предпочел оставаться в условиях плохой видимости на первоначальном маршруте и продвигаться на восток. Контр-адмирал Луис Гамильтон , командующий эскадрой крейсеров, позже решил, что необходим более северный маршрут, приказал ЗОЕ изменить курс, пройти в 70 морских милях (130 км; 81 милях) к северу от острова Медвежий, а затем открыться для 400 миль (740 км; 460 миль) от Банака . [ 20 ]
Силы прикрытия
[ редактировать ]
Непосредственным сопровождением конвоя была Первая группа сопровождения (EG1, SOE Jack Broome) и в ее состав входили вспомогательные зенитные крейсеры HMS Palomares и HMS Pozarica , эсминцы HMS Keppel , Fury , Leamington , Ledbury , Offa и Wilton , корветы , тральщики или вооруженные траулеры HMS Lotus , Poppy , La Malouine и HMS Dianella , тральщики HMS Halcyon , Salamander и Britomart и противолодочные траулеры HMT Lord Middleton , Lord Austin , Ayrshire и Northern Gem . [ 21 ] Дальнее прикрытие осуществляла 1-я крейсерская эскадра (CS1, Hamilton), состоящая из британских крейсеров HMS London (флагманский) и Norfolk , американских крейсеров USS Wichita и Tuscaloosa и четырех эсминцев, два из которых принадлежали ВМС США . В качестве дополнительной защиты линкоры Флота Метрополии курсировали на расстоянии около 200 морских миль (370 км; 230 миль). [ 22 ]
Вторые тяжелые силы прикрытия под командованием адмирала Джона Тови состояли из авианосца HMS Victorious , линкора Duke of York (флагман), крейсеров «Камберленд» и «Нигерия» , американского линкора «Вашингтон» и девяти эсминцев. [ 23 ] Пока конвой плыл, силы прикрытия выдвигались на позиции. CS1 покинул Зайдисфьорд в ночь с 30 июня на 1 июля. [ 19 ] 2 июля он прибыл на позицию прикрытия к северу от конвоя. Крейсеры были замечены немцами только поздно вечером 3 июля. [ 19 ] Тяжелые силы прикрытия на короткое время находились в слежении к северо-востоку от Исландии 1 июля, пока крейсер дозаправлялся в Зайдис-фьорде. Утром 3 июля за ним в течение короткого периода следили, когда он находился на позиции прикрытия к югу от конвоя. [ 19 ] Позже в тот же день курс был изменен на север, чтобы пересечь путь конвоя и достичь позиции к северо-западу от острова Медвежий. окажется В результате утром 4 июля «Викториус» в пределах досягаемости конвоя с воздуха. Было рассчитано, что это произойдет в то же время, когда ожидалось наземное нападение. По пути к новому району прикрытия к ним присоединились HMS Manchester и Eclipse со Шпицбергена. [ 20 ]
Воздушная разведка норвежских гаваней была затруднена погодными условиями, но информация показала, что немецкие тяжелые части, вероятно, двигались на север, а аэрофотоснимок Тронхейма поздно вечером 3 июля показал, что Тирпиц и Хиппер совершили вылет. [ 20 ] Патруль летающих лодок и две линии подводных лодок между Нордкапом и Медвежьим островом были приспособлены для прикрытия линии подхода к конвою, двигавшемуся на восток. Ввиду неопределенности позиций двух немецких кораблей Гамильтон решил продолжить прикрытие эскадры крейсеров и пройти восточнее острова Медвежий. [ 20 ]
Немецкие войска
[ редактировать ]Военно-морской
[ редактировать ]Против PQ 17 Кригсмарине мобилизовала надводные и подводные силы. «Эйштойфель» подводных лодок («Ледяной дьявол»), волчья стая , должна была перехватить конвой; три подводные лодки находились в патрульной линии к северу от Датского пролива для предварительного предупреждения, а еще пять — дальше к северу от острова Ян-Майен . Кригсмарине , также располагала двумя боевыми группами в норвежских портах, Force I ( Drontheim-Gruppe ) в составе линкора «Тирпиц» , крейсера « Хиппер» и эсминцев «Карл Гальстер» , «Фридрих Ihn» « Ганс Лоди» , «Теодор Ридель» с торпедными катерами Т-7 и Т-15. Группа II ( Narvik-Gruppe ) Lützow , Scheer и эсминцы Z24 , Z27 , Z28 , Z29 и Z30 , готовые нанести надводную атаку на конвой. Это было организовано как сложная двухэтапная операция под кодовым названием Unternehmen Rösselsprung (Операция «Ход рыцаря»); силы были самыми сильными из когда-либо собранных для атаки конвоя, но им мешала громоздкая цепочка командования, при этом полномочия атаковать принадлежали Гитлеру и противоречивая формулировка миссии; Войскам было приказано атаковать и уничтожить конвой, а также избегать любых действий, которые могли бы привести к повреждению крупных кораблей, в частности Тирпиц . [ 24 ] 16 июня крейсеры «Лютцов» и «Шеер» приняли участие в совместных военно-морских и воздушных учениях, имитирующих атаку на PQ 17 и его эскорт. [ 25 ]
Воздушный флот 5
[ редактировать ]Эти силы поддерживались самолетами Luftflotte 5 , которым приходилось бороться с ростом советских ВВС на конечной точке арктического морского пути. Во время Convoy PQ 16 немецкие атаки прекратились в течение 27 мая из-за прибытия советских эсминцев и прибытия советских бомбардировщиков над головой; когда 29 мая конвой вошел в зону досягаемости, советские истребители начали вылеты на сопровождение. Рост количества противостоящих самолетов привел к тому, что Германия заявила о 162 самолетах в мае, из которых 113 - это «Харрикейны», предоставленные из Великобритании. 28 мая Люфтваффе заявило, что 22 самолета без потерь. Заявления Германии были преувеличены, но аэродромы Люфтваффе в Петсамо, Киркенесе и Банаке стали подвергаться частым атакам советских бомбардировщиков и истребителей, часто рассчитанных на то, чтобы остановить Люфтваффе во время конвоев. 29 мая Советы попытались заглушить частоты беспроводной связи Luftflotte 5 и совершили налет на Киркенес небольшими группами самолетов или в одиночку. Советские налеты истощили ресурсы Luftflotte 5 и увеличили потери при налетах на Мурманск. В июне ни одного конвоя замечено не было, а погода была слишком плохой для проведения операций по борьбе с конвоями. Обучение в Тактика Goldene Zange («Золотая гребенка»), впервые использованная против Convoy PQ 16, получила продолжение. К началу июня имелось 264 самолета, ударная группа состояла из 103 бомбардировщиков Ju 88, 42 торпедоносцев He 111 и 30 пикирующих бомбардировщиков Ju 87 Stuka, восьми FW 200 Kondor и 22 Ju 88 для дальней разведки, 44 Bv 138. летающие лодки для ближней разведки и пятнадцать гидросамолетов He 115 общего назначения. [ 26 ] Многие из бомбардировщиков-торпедоносцев были поспешно переброшены с других театров военных действий и переучены для выполнения задач по наземным атакам в рамках требования Гитлера об усилении действий против арктических конвоев. [ 25 ]
Движение конвоя, прикрытие и сопровождение
[ редактировать ]
Конвой отплыл из Хвалфьорда 27 июня под командованием коммодора Джона конвоя Даудинга . 34 торговых судна, нефтяник ( RFA Grey Ranger ) для сопровождения и три спасательных корабля ( Rathlin , Zamalek и Zaafaran ). Вместе с конвоем плыли [ 27 ] В состав эскорта входили шесть эсминцев, четыре корвета, три тральщика, четыре траулера, два корабля ПВО и две подводные лодки. Маршрут был длиннее, чем у предыдущих конвоев, поскольку лед позволял пройти к северу от острова Медвежий и уклониться от маршрута в Баренцевом море . Вся колонна направлялась в Архангельск, поскольку недавние воздушные атаки разрушили большую часть Мурманска. [ 28 ] У одного корабля произошла механическая поломка недалеко от порта, и он был вынужден повернуть обратно. Другой, SS Exford , повернул назад после повреждения льдом. [ 29 ]
В густую погоду часть конвоя наткнулась на дрейфующий лед в Датском проливе. Два торговых судна были повреждены и были вынуждены повернуть назад; Grey Ranger также была повреждена, и ее скорость снизилась до 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час). Поскольку было сомнительно, что она сможет противостоять плохой погоде, было решено перевести ее на заправочную позицию к северо-востоку от Ян-Майена в обмен на RFA Aldersdale . Вскоре после отплытия конвой PQ 17 был замечен и прослежен U-456 , за ним постоянно следили, за исключением нескольких коротких интервалов в тумане. к ним добавились летающие лодки Luftwaffe BV 138 1 июля . 2 июля конвой заметил ответный конвой QP 13. PQ 17 подвергся первой воздушной атаке девяти самолетов-торпедоносцев, позже в тот же день один самолет был сбит. В 13:00 3 июля эсминец PQ 17 направился на восток, чтобы пройти между Медвежьим островом и Шпицбергеном. [ 30 ]
Утром 4 июля Heinkel He 115 из Küstenfliegergruppe 906 врезался в корабль «Либерти» SS Christopher Newport , примерно в 35 морских милях (40 миль; 65 км) к северо-востоку от острова Медвежий, в 75 ° 49' с.ш., 22 ° 15' в.д. / 75,817 ° с.ш., 22,250 ° в.д. . Подводная лодка HMS P-614 попыталась затопить ее, но она осталась на плаву; Немецкая подводная лодка U-457 потопила корабль в 08:08. [ 31 ] Вечером произошла неудавшаяся атака шести бомбардировщиков. [ 32 ] [ 33 ] В тот же день военный корабль США «Уэйнрайт» отразил воздушную атаку на конвой. Вечером того же дня произошла атака 25 торпедоносцев, в результате которых был потоплен SS William Hooper . [ 34 ]
Рассредоточение
[ редактировать ]Время | От | К | Сообщение |
---|---|---|---|
21:11 | АДМИ | CS1 | Крейсерский отряд на большой скорости отходит на запад. |
21:23 | АДМИ | CS1 | Из-за угрозы со стороны надводных кораблей конвой должен рассредоточиться и направиться в российские порты. |
21:36 | АДМИ | CS1 | Конвой должен разбежаться. |
В 12:30 4 июля Адмиралтейство разрешило Гамильтону двигаться к востоку от 25 ° восточной долготы, если того потребует ситуация, если от Тови не будет получен противоположный приказ. Это было отменой предыдущих приказов, и, поскольку никакая информация, имевшаяся в распоряжении Тови, не оправдывала это изменение, Гамильтону было приказано отойти, когда конвой будет восточнее 25 ° восточной долготы или раньше, по его усмотрению, если только Адмиралтейство не заверило его , что Тирпиц не будет встречен. В 18:58 Адмиралтейство проинформировало Гамильтона, что в ближайшее время ожидается дополнительная информация, и приказало ему оставаться с конвоем в ожидании дальнейших инструкций. В 21:11 Адмиралтейство отправило сообщение с префиксом «Самое срочное», приказав Гамильтону отойти на запад на высокой скорости. Это произошло из-за информации о подводных лодках, о чем Гамильтону не сообщили. В 21:23 Адмиралтейство в сообщении с префиксом «Немедленно» приказало конвою рассредоточиться и проследовать в российские порты самостоятельно из-за угрозы со стороны надводных кораблей. [ 35 ] В 21:36 Адмиралтейство отправило еще одно «Самое срочное» сообщение, приказав конвою разойтись. [ 36 ] [а]
Бомбардировщик | Да, 88 | 103 |
Бомбардировщик | Он 111 | 42 |
Гидросамолет | Он 115 | 15 |
Пикирующий бомбардировщик | Да, 87 | 30 |
Разведка | Да, 88 ОЗ 200 БВ 138 |
74 |
Общий | 264 |
атаки Тирпица Гамильтон, Брум и Даудинг восприняли эти сигналы как свидетельство неизбежности . Конвою было немедленно приказано рассредоточиться, эсминцам сопровождения было приказано присоединиться к крейсерам, а торговым судам двигаться самостоятельно. [ 38 ] Уинстон Черчилль позже предположил, что решение и приказы Адмиралтейства не были бы такими решительными, если бы речь шла только о британских военных кораблях, но идея о том, что первая совместная англо-американская операция под британским командованием могла бы включать в себя уничтожение как американских, так и британских подразделений, вполне могла повлиять на решения Дадли Паунда , Первого Морского Лорда . [ 39 ] Эскадра крейсеров союзников уже вышла за пределы постоянных приказов, установленных Адмиралтейством, и, если бы не было новых приказов, крейсерам в любом случае пришлось бы через некоторое время отойти. Предыдущее движение крейсера не повлияло на тактическую ситуацию, но в свете более поздних сведений решение было сочтено поспешным. [ 4 ]
Без ведома командиров эскорта и конвоя Тирпиц и его боевая группа не продвигались к конвою или где-либо рядом. Тирпиц покинул Тронхейм 2 июля и направился в порт Вестфьорд ; На следующий день кригсмарине главнокомандующий адмирал Эрих Редер получил разрешение перебросить «Тирпиц» в Альтенфьорд для соединения там кораблей. [ 40 ] Прежде чем отдать приказ, Паунд посетил Уайтхолл и проконсультировался с офицером разведки, лейтенантом-коммандером Норманом Деннингом , чтобы подтвердить, что Тирпиц покинул Альтент-фьорд. Хотя Деннинг не знал, находится ли он еще там, он объяснил, что его источники подтвердили бы, если бы корабль вышел в море или собирался выйти в море. Лишь через несколько часов после приказа Паунда было показано, что «Тирпиц» все еще стоит на якоре в Альтен-фьорде. [ 41 ] Хотя боевая группа «Тирпица» отплыла 5 июля, операция надводных кораблей по атаке конвоя была отменена, и корабли в тот же день вернулись в Альтенфьорд. [ 24 ]
Потери конвоев
[ редактировать ]
Когда поступил приказ о рассредоточении конвоя, он прошел более половины своего маршрута и потерял три корабля. Последствия для торговых судов были ужасными: корабли были рассредоточены по обширной территории, лишены взаимной защиты и обученного эскорта. Когда более крупные корабли сопровождения отступили от предполагаемых надводных сил Германии, торгового флота эсминцы начали получать сообщения на волнах : «Меня бомбит большое количество самолетов», «Горит во льду», «Покидающий корабль». , «Шесть подводных лодок приближаются к поверхности». [ 42 ] Поскольку большинству эскортов было приказано вернуться в Скапа-Флоу, для защиты рассеянных кораблей остался только непосредственный эскорт из вспомогательных зенитных средств, корветов, тральщиков и вооруженных траулеров. [ 43 ]
5 июля шесть торговых судов, в том числе SS Fairfield City и SS Daniel Morgan , были потоплены Люфтваффе и еще шесть — четырьмя подводными лодками. Среди потерь в тот день были SS Pan Kraft , Washington , Carlton , Honomu , флагман коммодора River Afton , Empire Byron и Peter Kerr . ( Керра бросили после того, как пожар вышел из-под контроля.) [ 44 ] SS Paulus Potter был оставлен командой после воздушной атаки 5 июля; на корабль поднялись моряки с U-255 13 июля ; забрав корабельные документы и флаг, капитанлейтенант Рейнхарт Рече потопил Поттера торпедой. [ 45 ]
6 июля SS Pan Atlantic был потоплен люфтваффе , а SS John Witherspoon — U-255 . С 7 по 8 июля было потоплено ещё пять кораблей (два U-255 ), в том числе SS Olapana и SS Alcoa Ranger . Остальные эскорты отошли в Северный Ледовитый океан 9 июля, но торговые суда в тот день больше не пострадали. Последними потерями стали SS Hoosier и SS El Capitan 10 июля. Люфтваффе совершило более 200 боевых вылетов и потеряло всего пять самолетов в обмен на восемь торговых судов. [ 46 ]
Получив 4 июля 1942 года третий приказ о рассредоточении, лейтенант РНВР Лео Градуэлл , командующий противолодочным траулером HMS Ayrshire , не пожелал брать курс на Архангельск и повел на север свой конвой «Эйршир» и «Трубадор» , «Айронклад» и «Сильвер Сворд» . Достигнув арктических льдов, конвой врезался в них, затем заглушил двигатели и прикрыл огонь. Экипажи использовали белую краску от «Трубадора» , покрыли палубы белым полотном и выстроили танки «Шерман» на палубах торговых судов в оборонительный строй с заряженными главными орудиями. После периода ожидания и уклонившись от самолетов-разведчиков Люфтваффе , оказавшись в застревании, они проследовали к проливу Маточкина . Там их нашла флотилия корветов, сопровождавшая конвой из четырех кораблей и два других торговых судна в Архангельск, прибывший 25 июля. [ 47 ]
На пути к российским портам часть кораблей и спасательных шлюпок укрылась у замерзшего побережья Новой Земли , приземлившись в Маточкине. [ 48 ] Советский танкер «Азербайджан» потерял груз льняного масла, а большая часть груза SS Winston-Salem была выброшена за борт на Новой Земле. [ 49 ] Местонахождение многих кораблей было неизвестно, несмотря на поиски самолетов Берегового командования , направлявшихся на север России после патрулирования, а также тральщиков и корветов. Прошло две недели, прежде чем стали полностью известны результаты атак и судьба конвоя. [ 4 ] Из 34 кораблей, покинувших Исландию, 23 были потоплены; два британских, четыре американских, одно панамское и два русских торговых судна достигли Архангельска. Два американских корабля, «Сэмюэл Чейз» и «Бенджамин Харрисон» , пришвартовались в Мурманске. [ 50 ] Поставки составили 70 000 коротких тонн (64 000 т) из 200 000 коротких тонн (180 000 т), начавшихся из Исландии. [ 6 ]
Последствия
[ редактировать ]Премьер министр - Уинстон Черчилль назвал это событие «одним из самых меланхоличных военно-морских эпизодов за всю войну». [ 6 ] Расследование не возложило вину ни на кого, поскольку приказы были отданы Первым морским лордом, а обвинение самого Первого морского лорда считалось политически неприемлемым. [ 51 ] Советский Союз не верил, что в одном конвое может быть потеряно столько кораблей, и открыто обвинял западных союзников во лжи. Несмотря на помощь, оказанную доставленными материалами, Конвой PQ 17 в краткосрочной перспективе ухудшил отношения между СССР и союзниками, поскольку Советы никогда не признавали усилия торговых моряков или моряков союзников ни в одном из флотов. [ 52 ] Иосифу Сталину и советским военно-морским экспертам было трудно понять приказ Адмиралтейства о рассредоточении, учитывая, «что корабли сопровождения PQ 17 должны вернуться, тогда как грузовые катера должны рассредоточиться и попытаться один за другим добраться до советских портов». вообще без какой-либо защиты». [ 53 ] Адмирал Кинг, уже известный своим недоверием к британцам, был в ярости из-за того, что он считал неумелостью адмирала Паунда, и быстро отозвал TF 39, отправив его в Тихий океан . Он не решался проводить дальнейшие совместные операции под британским командованием. [ 54 ] Адмирал Дэн Галерея , ВМС США, служивший в то время в Исландии, назвал PQ 17 «позорной страницей в военно-морской истории». [ 55 ]
Ввиду катастрофы конвоя PQ 17 Адмиралтейство предложило приостановить работу арктических конвоев хотя бы до тех пор, пока лед не отступит и не наступит вечный световой день. [ 51 ] На совещании с Гитлером Редер заявил: «...наши подводные лодки и авиация, полностью уничтожившие последний конвой, вынудили противника временно отказаться от этого маршрута...». [ 56 ] На встрече с главой советской военной миссии адмиралом Николаем Харламовым и советским послом в Лондоне Иваном Майским Советы запросили информацию, когда отправится конвой PQ 18. Паунд сказал, что ничего нельзя сделать, пока не будет организовано лучшее российское прикрытие с воздуха, после чего Харламов раскритиковал приказ о выводе крейсеров из конвоя PQ 17. Паунд был в ярости и глубоко возмущался отношением России. Паунд гневно признал, что PQ 17 был разбросан по его приказу, а Майский заявил, что «даже британские адмиралы совершают ошибки». [ 57 ]
Лишь в сентябре Конвой PQ 18 отправился на Север России. Схема защиты конвоя была пересмотрена: с очень сильным постоянным непосредственным эскортом из шестнадцати эсминцев и первого из новых эскортных авианосцев, HMS Avenger , с двенадцатью истребителями и тремя противолодочными самолетами Swordfish. [ 58 ] После войны эта задержка подверглась критике в американских и советских источниках. [ 58 ] Советские историки приводят разные причины приостановки и сокращения поставок, вызванных остановкой арктических конвоев. Некоторые считали это результатом «того, что в 1942 году были разрушены англо-американские (океанские) коммуникации». [ 59 ]
За храбрость и выдающиеся заслуги за действия в конвое не менее шестнадцати офицеров и солдат торгового флота были награждены наградами. Приложение к « Лондонской газете», опубликованное 6 октября 1942 года, содержало уведомление о двух Георгиевских медалях , шести присвоениях различных степеней Ордена Британской империи , шести медалях Британской империи и двух Королевских наградах за храброе поведение . [ 60 ]
В декабре 2012 года «Арктическая звезда» была учреждена медаль , а 19 марта 2013 года в Лондоне первые медали были вручены примерно 40 ветеранам . [ 61 ] [ 62 ]
Брум против Cassell & Co Ltd
[ редактировать ]В 1968 году Дэвид Ирвинг опубликовал скандальную книгу о PQ 17. В ней основное внимание уделялось ошибкам и недостаткам союзников, утверждалось, что решение Брума отозвать свои эсминцы было основной причиной катастрофы конвоя. Брум участвовал в судебном разбирательстве по делу Брум против Cassell & Co Ltd , чтобы защитить свою репутацию. Брум выиграл дело, получил компенсацию в размере 40 000 фунтов стерлингов и добился изъятия из обращения всех экземпляров оскорбительной книги (с тех пор она была переиздана с исправлениями). Компенсация ущерба (пожертвованная Брумом на благотворительность) была самой высокой в истории права до иска Джеффри Арчера против газеты Daily Star . [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Действия в Северной Атлантике» , военный фильм 1943 года с Хамфри Богартом и Рэймондом Мэсси в главных ролях, включает в себя отрывок, основанный на действиях лейтенанта Градвелла после рассеяния PQ-17.
- HMS Ulysses (1955), роман, написанный Алистером Маклином , который служил на HMS Royalist в арктических конвоях и против немецкого линкора «Тирпиц» .
- «Капитан» , роман 1967 года, основанный на событиях этого конвоя голландского писателя Яна де Хартога , также переведен на голландский язык как De kapitein .
- Северная сага , роман 1976 года, написанный Стивеном К. Лоуренсом, офицером американского торгового флота времен Второй мировой войны, рассказывает историю PQ-17.
- «Реквием по конвою PQ-17» роман Валентина Пикуля Судьбе конвоя посвящен . Книга интересна еще и тем, что в ней описывается советская уверенность в том, что советская подводная лодка К-21 поразила «Тирпиц». В 2003–04 годах по этой книге в России вышел фильм.
- Реквием по конвою PQ-17 — это также название танцевальной, оркестровой и хоровой пьесы, основанной на событиях, связанных с затоплением. Отец хореографа и танцора Билла Коулмана был торговым моряком на борту замка Болтон . [ 63 ] [ 64 ]
- В январе 2014 года часовой BBC Two документальный фильм PQ17: An Arctic Convoy Disaster , написанный и рассказанный Джереми Кларксоном , пересказал историю конвоя с использованием свидетельств из первых рук от служивших людей. [ 65 ]
- Конвой — норвежский фильм Хенрика Мартина Дальсбаккена 2023 года, вдохновленный «Конвоем PQ17».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]а. ^ Этот последний сигнал был задуман просто как исправление технической формулировки с «рассеять» на «рассеять», но в то время об этом не было известно. Приказ о рассредоточении применялся только при непосредственной угрозе нападения с надводных сил. Подробные инструкции в сигнальной книге каждого корабля определяли действия, которые должен был предпринять каждый корабль после получения этого приказа. [ 3 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Шофилд 1964 , стр. 77–78.
- ^ Бизли 1990 , стр. 292–322.
- ^ Jump up to: а б с д Черчилль 1951 , с. 235.
- ^ Jump up to: а б с д Черчилль 1951 , с. 236.
- ^ Хилл 1986 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с Черчилль 1951 , с. 237.
- ^ Черчилль 1951 , с. 240.
- ^ Альберт Праун, немецкая радиоразведка
- ^ Лангер, Миссия Гарримана-Бивербрука и дебаты по поводу безусловной помощи Советскому Союзу, 1941 , стр. 463–482.
- ^ Черчилль 1951 , с. 228.
- ^ Черчилль 1951 , с. 229.
- ^ Миллер 1997 , с. 309.
- ^ Jump up to: а б Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5139
- ^ Jump up to: а б с Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5140
- ^ Хилл 1986 , с. 26.
- ^ Винтон 1988 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5143
- ^ London Gazette, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5144–5145.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5145
- ^ Jump up to: а б с д и Лондонская газета, пятница, 13 октября 1950 г. , стр. 5146
- ^ Адмиралтейство, ADM 199/427: Командование эсминцев флота метрополии - апрель-декабрь 1942 г. , HMSO
- ^ Черчилль 1951 , с. 234.
- ^ Винтон 1988 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен, 2005 , стр. 175–176.
- ^ Клаасен 2001 , стр. 205–206.
- ^ Тернер 2013 , с. 103.
- ^ Коннелл 1982 , с. 80.
- ^ НМГС , Морская история, Выпуски 61-68 , с. 58
- ^ Хилл 1986 , стр. 29, 37, 39, 41.
- ^ «Кристофер Ньюпорт» . Проверено 17 февраля 2020 г.
- ^ Тернер 2013 , с. 105.
- ^ Хилл 1986 , с. 42.
- ^ Тернер 2013 , с. 110, 106.
- ^ Хилл 1986 , стр. 43–44.
- ^ Хинсли и др. 1990 , с. 213–214, 216–219.
- ^ ПРО 2001 , стр. 114.
- ^ Хилл 1986 , стр. 45, 50.
- ^ Черчилль 1951 , стр. 235–236.
- ^ Ирвинг 1968 , стр. 75–76.
- ^ Кемп 1993 , стр. 74–75.
- ^ Хилл 1986 , с. 48.
- ^ Вудман 2004 , стр. 211–212.
- ^ Мур 1984 , с. 220.
- ^ Винн 1997 , с. 178.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «PQ-17 — величайшая катастрофа конвоя» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ Вудман 2004 , стр. 222, 233, 235, 248–250.
- ^ Ризенберг 1956 , с. 320.
- ^ Морисон 2001 , с. 187.
- ^ Бункер 1972 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Черчилль 1951 , с. 238.
- ^ Денкхаус, Ричард А. (февраль 1997 г.). «Вторая мировая война: Конвой PQ-17» . Архивировано из оригинала 9 сентября 2020 г. Проверено 16 апреля 2009 г.
- ^ Уайкс 1972 , с. 107.
- ^ Миллер 1997 , с. 312.
- ^ Галерея, Восемь звонков и все хорошо , с. 133
- ^ Черчилль 1951 , с. 243.
- ^ Хокинс; Дейтон, Разрушитель , с. 176
- ^ Jump up to: а б Черчилль 1951 , с. 244.
- ^ Ховарт, Битва за Атлантику 1939–1945 гг. , с. 554
- ^ См. «Подробнее о детали T 335/47 — Награды торгового флота (Награды за конвой PQ 17): London Gazette, 6 октября 1942 г.» , Каталог , Национальный архив , получено 16 апреля 2010 г. и «№35732» . Лондонская газета (Приложение). 2 октября 1942 г., стр. 4349–4350.
- ^ Баннистер, Сэм (19 марта 2013 г.). «Ветераны вручили медали «Арктическая звезда» в Лондоне» . Новости . Проверено 19 марта 2013 г.
- ^ «Ветеранам конвоя вручены первые медали «Арктическая Звезда»» . Новости Би-би-си . 19 марта 2013 г. Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Эверетт-Грин, Роберт (21 марта 2009 г.). «Реквием по конвою PQ-17» . Глобус и почта . Проверено 26 июня 2017 г.
- ^ «Международная доставка самостоятельной упаковки» . colemanlemieux.com . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «PQ17: Катастрофа арктического конвоя» . bbc.co.uk. 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бизли, Патрик (1990). «Конвой PQ 17: исследование разведки и принятия решений». Разведка и национальная безопасность . 5 (2). Лондон: Фрэнк Касс: 292–322. дои : 10.1080/02684529008432054 . ISSN 1743-9019 .
- Банкер, Джон (1972). Корабли свободы: Гадкие утята Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-340-3 – через Archive Foundation.
- Черчилль, Уинстон С. (1951). Шарнир судьбы . Вторая мировая война. Том. IV. Касселл. ОСЛК 153203701 .
- Клаасен, ARA (2001). Северная война Гитлера: злополучная кампания Люфтваффе, 1940–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 0-7006-1050-2 .
- Коннелл, Г.Г. (1982). Арктические эсминцы: 17-я флотилия . В. Кимбер. ISBN 978-0-7183-0428-7 .
- Хилл, Роджер П. (1986). Капитан эсминца . Перископ. ISBN 1-904381-25-1 .
- Хинсли, Ф.Х.; Томас, Эдвард Истэуэй; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1990). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. Том. II. Лондон: HMSO. ISBN 978-0-11-630934-1 .
- Командование эсминцев флота страны, апрель-июнь 1942 г., ADM 199/427 . Адмиралтейские военные дневники. ХМСО . Проверено 31 июля 2015 г.
- Командование эсминцев флота метрополии, июль-сентябрь 1942 г., ADM 199/427 . Адмиралтейские военные дневники. ХМСО . Проверено 31 июля 2015 г.
- Ирвинг, Дэвид (1968). Уничтожение конвоя PQ.17 . Лондон: Касселл. ISBN 0-586-06275-0 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Касселл. ISBN 0-304-35451-1 .
- Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-511038-8 .
- Мур, Артур Р. (1984). «Неосторожное слово… ненужное затопление»: история ошеломляющих потерь, понесенных торговым флотом США, как в кораблях, так и в личном составе во время Второй мировой войны . Кингс-Пойнт, Нью-Йорк: Музей американского торгового флота. OCLC 475918989 .
- Морисон, Сэмюэл Э. (2001). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: битва за Атлантику, сентябрь 1939 г. - май 1943 г. Том. I. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-06963-5 .
- Ризенберг, Феликс (1956). Морская война . Нью-Йорк: Райнхарт. OCLC 1263591 – через Archive Foundation.
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-86176-257-3 .
- Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC 862623 – через Archive Foundation.
- Книготорговец . Ассоциация авторских издателей, Ассоциация книготорговцев Великобритании и Ирландии. 1971. ISBN 978-0-340-12512-0 .
- Взлет и падение немецких ВВС (под ред. «Военные истории Государственного архива»). Ричмонд: Министерство авиации. 2001 [1948]. ISBN 978-1-903365-30-4 . Воздух 41/10 (№248).
- Тернер, Джон Фрейн (2013). Бой за море: Морские приключения времен Второй мировой войны . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-78159-268-7 .
- Винтон, Джон (1988). ULTRA на море: как нарушение нацистского кодекса повлияло на военно-морскую стратегию союзников во время Второй мировой войны . Лондон: Лео Купер. ISBN 0-85052-883-6 .
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
- Уайкс, Алан (1972). 1942 год, «Поворотный момент» . Лондон: Макдональд. ISBN 978-0-356-03969-5 .
- Винн, Кеннет Г. (1997). Операции подводных лодок во время Второй мировой войны: истории карьеры, U1 – U510 . Чатем. ISBN 978-1-55750-860-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрейн Тернер, Джон (2002). Бой за море: Морские приключения времен Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-884-3 .
- Жеру, Уильям. (2017). Корабли-призраки Архангельска: Арктическое путешествие, бросившее вызов нацистам . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-0-525-55746-3 .
- Хокинс, Ян; Дейтон, Лен (2003). Разрушитель: Антология рассказов из первых рук о войне в Ви, 1939–1945 гг . Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 978-0-85177-947-8 .
- Ховарт, Стивен (1994). Битва за Атлантику 1939–1945: 50-я юбилейная Международная военно-морская конференция . Гринхилл. ISBN 978-1-55750-058-8 .
- Лангер, Джон Д. (1979). «Миссия Гарримана-Бивербрука и дебаты по поводу безусловной помощи Советскому Союзу, 1941 год». Журнал современной истории . 14 (3). Лондон: Сейдж: 463–482. дои : 10.1177/002200947901400306 . ISSN 0022-0094 . S2CID 159474803 .
- «№39041» . Лондонская газета (Приложение). 17 октября 1950 г., стр. 5139–5145.
- Праун, Альберт (1950). Немецкая радиоразведка . Вашингтон, округ Колумбия: Исторический отдел Европейского командования армии США, Управление военной истории Министерства армии США. ОСЛК 37001114 .
- Рэнсом Уоллис, Р. (1973). Две красные полосы . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0461-7 .
- Морская история . Национальное морское историческое общество. 1992.
- Винн, Г. (1948). PQ 17: История корабля . Лондон: Универсальный книжный клуб. OCLC 560650526 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет PQ 17 в Историческом центре ВМС США
- Описание Россельспрунга. Архивировано 15 апреля 2012 г. в Wayback Machine.
- Реквием по конвою PQ-17 — роман Валентина Пикуля.
- Мемуары главного стюарда Горация Карсвелла DSM, MM, BEM во время конвоя PQ.17
- Рулевой Сид Керслейк вооруженного траулера «Северная жемчужина» в PQ.17
- Convoy PQ.17 , дневник первоисточника и вспомогательные материалы Джека Боумана, ERA на борту HMS La Malouine .
- PQ 17 в Convoyweb
- Хельгасон, Гудмундур. «ПК 17» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net .