Конвой PQ 15

Convoy PQ 15 — арктический конвой, отправленный из Исландии для западными союзниками оказания помощи Советскому Союзу во время Второй мировой войны . Конвой отплыл в конце апреля 1942 года и достиг советских северных портов после воздушных атак, в результате которых было потоплено три корабля из двадцати пяти.
Корабли
[ редактировать ]Конвой RFA состоял из 25 торговых судов сопровождался одним вспомогательным — нефтяником и Grey Ranger , следовавшим в сопровождении эсминца .
Близкий эскорт возглавлял командир Джон Кромби на тральщике HMS Bramble и состоял из двух других тральщиков и четырех траулеров , к которым позже присоединились четыре эсминца и зенитный корабль HMS Ulster Queen .
Крейсерский отряд прикрытия ( контр-адмирал Гарольд Берроу ) на легком крейсере HMS «Нигерия» , с тяжелым крейсером HMS «Лондон» и двумя эсминцами, а также отряд дальнего прикрытия ( адмирал Джон Тови ), в состав которого входят линкоры HMS King George V и USS Washington (BB- 56) , ( контр-адмирал Роберт Гиффен , ВМС США , командующий), авианосец HMS Victorious , тяжёлые крейсеры USS Tuscaloosa (CA-37) и USS Wichita (CA-45) , лёгкий крейсер HMS Kenya и десять эсминцев.
Конвой также прикрывал патруль из четырех подводных лодок у берегов Норвегии , защищая от вылазки немецких военных кораблей.
Действие
[ редактировать ]PQ 15 отплыл из Рейкьявика , Исландия, 26 апреля 1942 года в сопровождении местного эскорта. 28 апреля к нему присоединился океанский эскорт, в результате чего конвой сразу же находился в сопровождении 12 военных кораблей.
Немецкие самолеты заметили конвой 28 апреля, когда он находился в 250 морских милях (290 миль; 460 км) к юго-западу от острова Медвежий . В течение двух дней атака не развивалась, поскольку немецкие войска были заняты ответным конвоем QP 11 , который 28 апреля покинул Мурманск в Советском Союзе.
1 мая Люфтваффе совершило первую атаку на PQ 15 шестью Юнкерсами Ju 88 . Немецкие бомбардировщики не смогли нанести никакого ущерба и потеряли одного из своих членов. Отряд дальнего прикрытия понес две потери, когда король Георг V и эсминец HMS Punjabi в тумане столкнулись . «Пенджаби» затонул, и король Георг V был вынужден вернуться в порт. Ее место в группе занял линкор HMS Duke of York , вышедший из Скапа-Флоу для усиления эскорта.
2 мая эскорты вступили в контакт, который атаковали эсминец HMS St. Albans и тральщик HMS Seagull . Когда подводная лодка была повреждена и вынуждена всплыть на поверхность, выяснилось, что это был польский Jastrzab , который был назначен на патрулирование у берегов Норвегии, но находился где-то вне позиции. Ястрзаб был слишком сильно поврежден, чтобы продолжать движение, и был затоплен.
3 мая в 01:30 в полумраке арктических летних ночей шесть бомбардировщиков Heinkel He 111 из I. Gruppe , Kampfgeschwader 26 , торпедоносцев Люфтваффе новой группы , совершили первую торпедоносцев . за всю войну немецкую атаку [ 1 ] Три корабля были повреждены, два потоплены и один поврежден, позже его потопила немецкая подводная лодка U-251 . Два самолета были сбиты, а третий поврежден, который впоследствии разбился. Дальнейшая атака немецких бомбардировщиков высокого уровня в сумерках оказалась безуспешной.
Ухудшение погоды 4 мая помешало дальнейшим атакам: арктический шторм быстро превратился в метель . PQ 15 прибыл в Кольский залив в 21:00 5 мая без дальнейших потерь.
Последствия
[ редактировать ]Ботавон и мыс Корсо были потоплены торпедоносцами; «Ютландия» была повреждена торпедоносцами и позже потоплена U-251 . Из кораблей сопровождения подводная лодка «Ястрзаб» и эсминец «Панджаби», были потоплены а линкор « Кинг Георг V» получил повреждения. Однако в Мурманск благополучно прибыли 22 полностью загруженных торговых судна — крупнейший конвой союзников , еще не прибывший в Советский Союз. Союзники расценили конвой как успех, хотя он и дал им почувствовать трудности, с которыми им придется столкнуться на пути арктического конвоя.
Корабли в конвое
[ редактировать ]Следующая информация взята из базы данных конвоев Арнольда Гаага. [ 2 ]
Торговые суда
[ редактировать ]Имя | Флаг | Тоннаж брутто-регистровые тонны (GRT) | Примечания |
---|---|---|---|
Алкоа Кадет (1919) | ![]() |
4,823 | Пропал в Северной России после прибытия. |
Алкоа Рамблер (1919) | ![]() |
5,500 | В Рейкьявике, 15–26 апреля. |
Байю-Чико (1920) | ![]() |
5,401 | |
Ботавон (1912) | ![]() |
5,848 | Торпедирован и позже потоплен эскортом конвоя. Капитан HJ Anchor OBE RD RNR (коммодор конвоя) |
Мыс Корс (1929) | ![]() |
3,807 | Потоплен торпедоносцем. |
Кейп-Рейс (1930) | ![]() |
3,807 | В Рейкьявике, 15–26 апреля. вице-коммодор конвоя |
Капира (1920) | ![]() |
5,625 | |
Дир Лодж (1919) | ![]() |
6,187 | В Рейкьявике, 16–26 апреля. |
Империя Бард (1942) | ![]() |
3,114 | Присоединился из Рейкьявика. Тяжеловесное крановое судно С. Россия |
Империя Морн (1941) | ![]() |
7,092 | Корабль CAM в Рейкьявике 16–26 апреля. |
Экспозитор (1919) | ![]() |
4,959 | Рейкьявик 15–26 апреля |
Фрэнсис Скотт Ки (1941) | ![]() |
7,191 | |
Серый рейнджер (1941) | ![]() |
3,313 | Отдельный, прибыл в Леруик 8 мая. Запасная масленка |
Хегира (1919) | ![]() |
7,588 | |
Ютландия (1928) | ![]() |
6,153 | Разбомблен, затонул U-251. |
Красин (1917) | ![]() |
4,902 | Ледокол на переходе |
Ланкастер (1918) | ![]() |
7,516 | |
Монкальм (1904) | ![]() |
1,432 | Ледокол на переходе |
Мормакри (1919) | ![]() |
5,946 | |
Мормакрио (1919) | ![]() |
5,940 | |
Пол Лукенбах (1913) | ![]() |
6,606 | |
Сиэтл Спирит (1919) | ![]() |
5,627 | |
Саутгейт (1926) | ![]() |
4,862 | В Рейкьявике, 16–26 апреля. |
Техас (1919) | ![]() |
5,638 | |
Топа Топа (1920) | ![]() |
5,356 | |
Зебулон Б. Вэнс (1942) | ![]() |
7,177 |
Эскортные силы
[ редактировать ]Следующая информация взята из базы данных конвоев Арнольда Гаага. [ 3 ]
Имя | Флаг | Тип корабля | Примечания |
---|---|---|---|
HMS Badsworth (L03) | ![]() |
Эскортный эсминец | 28 апреля – 5 мая Спасенные выжившие из Ютландии |
HMS Бельвуар | ![]() |
Эскортный эсминец | 28 апреля |
HMS Boadicea (H65) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 5 мая |
HMS Брамбл (J11) | ![]() |
Тральщик | 26 апреля – 5 мая |
HMS Cape Palliser (256 финансовый год) | ![]() |
Противолодочный траулер | 26 апреля – 5 мая |
HMS Чилтерн | ![]() |
Тральщик | 26 апреля – 5 мая |
HMS Герцог Йоркский (17) | ![]() |
Линкор | 2–5 мая |
HMS Эскапада (H17) | ![]() |
Разрушитель | 2–5 мая |
HMS Фолкнор (H62) | ![]() |
Разрушитель | 2–5 мая |
Серый рейнджер (1941) | ![]() |
Запасная масленка | Отдельный, прибыл в Леруик 8 мая. |
HMS Hursley (L84) | ![]() |
Эскортный эсминец | 28 апреля |
HMS Инглфилд (D02) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 5 мая |
HMS Кения (14) | ![]() |
Крейсер | 28 апреля – 5 мая |
HMS King George V (41) | ![]() |
Линкор | 28 апреля – 2 мая |
HMS Ламертон (L88) | ![]() |
Эскортный эсминец | 28 апреля – 4 мая |
HMS Леда (J93) | ![]() |
Тральщик | 26 апреля – 5 мая |
HMS Ледбери (L90) | ![]() |
Эскортный эсминец | 26 апреля – 27 мая |
HMS Лондон (69) | ![]() |
Тяжелый крейсер | 30 апреля – 1 мая |
HMS Марна (G35) | ![]() |
Разрушитель | 29 апреля – 5 мая |
HMS Мартин (G44) | ![]() |
Разрушитель | 29 апреля – 5 мая |
HMS Бесподобный (G52) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 5 мая |
HMS Миддлтон (L74) | ![]() |
Эскортный эсминец | 28 апреля – 4 мая |
Минерва | ![]() |
Подводная лодка | 1–5 мая |
HMS Нигерия (60) | ![]() |
Легкий крейсер | 28 апреля – 2 мая |
HMS Northern Pride (105 финансовый год) | ![]() |
Противолодочный траулер | 26 апреля – 5 мая |
HMS Ориби (G66) | ![]() |
Разрушитель | 29 апреля – 5 мая |
HMS Unison (P43) | ![]() |
Подводная лодка | 1–5 мая |
ОРП Ястшиб (P551) | ![]() |
Подводная лодка | 2 мая 1942 г. погиб в результате дружественного огня; пять членов экипажа погибли и шесть получили ранения. Затоплен. |
HMS Пенджаби | ![]() |
Разрушитель | 29 апреля – 1 мая Потерян при столкновении с HMS King George V. |
HMS Чайка (J85) | ![]() |
Тральщик | 26 апреля – 5 мая |
HMS Сомали (F33) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 5 мая |
HNoMS Сент-Олбанс (I15) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 5 мая |
HMS Sturgeon (73S) | ![]() |
Подводная лодка | 28 апреля – 1 мая |
HMS Ольстер Королева | ![]() |
Вспомогательный крейсер АА | 28 апреля – 5 мая |
HNoMS Непрочитанный (P-41) | ![]() |
Подводная лодка | 1–5 мая |
Военный корабль США Мэдисон (DD-425) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 6 мая |
Военный корабль США Планкетт (DD-431) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 6 мая |
Военный корабль США Таскалуса (CA-37) | ![]() |
Тяжелый крейсер | 28 апреля – 6 мая |
Военный корабль США Уэйнрайт (DD-419) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 6 мая |
Военный корабль США Вашингтон (BB-56) | ![]() |
Линкор | 28 апреля – 6 мая |
Военный корабль США Уичито (CA-45) | ![]() |
Тяжелый крейсер | 28 апреля – 6 мая |
Военный корабль США Уилсон (DD-408) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 6 мая |
HMS Venomous (D75) | ![]() |
Разрушитель | 28 апреля – 5 мая |
HMS Викториус (R38) | ![]() |
Авианосец | 28 апреля – 5 мая |
ГМТ Визалма | ![]() |
Противолодочный траулер | 26 апреля – 5 мая |
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Макинтайр 1971 , с. 270.
- ^ «Конвой PQ.15» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 16 октября 2013 г.
- ^ «Конвой PQ.15» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 16 октября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Макинтайр, Дональд (1971). Морская война против Гитлера . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 978-0-684-12375-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–42 . Том. Я . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-130-1 – через Archive Foundation.
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Рюгг, Боб; Гаага, Арнольд (1993) [1992]. Конвои в Россию (2-е изд. опыта ПБК. Изд.). Кендал: Всемирное судоходное общество. ISBN 978-0-905617-66-4 .
- Шофилд, Бернард (1964). Российские конвои . Лондон: BT Бэтсфорд. OCLC 906102591 – через Archive Foundation.
- Вудман, Ричард (2004) [1994]. Арктические конвои 1941–1945 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-5752-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]