Jump to content

Операция Юнона

Координаты : 69 ° 00' с.ш. 04 ° 00' в.д. /  69 000 ° с.ш. 4 000 ° в.д. / 69 000; 4000

Операция Юнона
Часть Норвежской кампании Второй мировой войны.

Ганс Лоди спасает выживших из военного транспорта Орама
Дата 8 июня 1940 г.
Расположение 69 ° 00' с.ш. 04 ° 00' в.д. /  69 000 ° с.ш. 4 000 ° в.д. / 69 000; 4000
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
Нацистская Германия Германия  Великобритания
Командиры и лидеры
Вильгельм Маршал Гай Д'Ойли-Хьюз  
Сила
2 линкора
1 тяжелый крейсер
4 эсминца
1 авианосец
2 эсминца
1 траулер
1 военный корабль
1 нефтяной танкер
Жертвы и потери
50 убитых
1 линкор поврежден
1519+ убитых
1 авианосец потоплен
2 эсминца потоплены
1 траулер затонул
1 военный корабль потоплен
1 нефтяной танкер затонул

Операция «Юнона» немецкая вылазка в Норвежское море во время Норвежской кампании с целью помочь немецкой армии вытеснить союзников из северной Норвегии и отбить Нарвик . Самым заметным сражением операции стало потопление немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» британского авианосца HMS Glorious и двух сопровождающих его эсминцев. Несколько кораблей союзников были потоплены в других боях.

Немецкий флот ( Kriegsmarine ) возглавил вторжение в Норвегию в ходе операции Weserübung и потерял много кораблей. Адмирал Хиппер его протаранил британский эсминец HMS Glowworm находился в сухом доке после того, как 8 апреля . Линкоры « Шарнхорст» и «Гнейзенау» находились в сухом доке, получив повреждения от шторма и боя после столкновения с HMS Renown в бою у Лофотенских островов 9 апреля. Из двух класса «Дойчланд» тяжелых крейсеров «Лютцов» был торпедирован и выбыл из строя на несколько месяцев, а «Адмирал Шеер» все еще находился на переоборудовании. Блюхер ; один из двух тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» был потоплен 9 апреля норвежцами во время атаки на Осло. [ 1 ]

После вторжения Германии в Норвегию 9 апреля 1940 года французы и британцы начали кампанию Намсус в центральной Норвегии и высадились в Харстаде на севере Норвегии. К концу мая союзники эвакуировали центральную Норвегию, но захватили важный город Нарвик на севере Норвегии. Немецкие войска под командованием генерала Эдуарда Дитля отступили в горы вокруг Нарвика, и командующий Кригсмарине адмирал Эрих Редер приказал немецкому флоту оказать помощь армии в северной Норвегии. [ 2 ]

Никаких крупных кораблей, способных противостоять высадке союзников, не было, но в конце мая была собрана боевая группа, в линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» которую вошли завершившие ремонт , тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и эсминцы Z20 «Карл Гальстер» , Z10 «Ганс Лоди». , Z15 Эрих Штайнбринк и Z7 Герман Шеманн . Эти силы были переданы под командование адмирала Вильгельма Маршалла , который получил приказ помочь Дитлю, атаковав союзников на их военно-морской базе в Харстаде и поддержав немецкие войска, продвигающиеся по суше к Нарвику. Чтобы сделать возможными непрерывные операции, немецкие войска должны были действовать из Тронхейма , где была создана военно-морская база. [ 3 ]

Операция

[ редактировать ]
Карта, показывающая положение острова Ян-Майен

Корабли вышли из Киля 4 июня и незамеченными на высокой скорости прошли через Скагеррак , вдоль норвежского побережья в Арктику. Ночью 6 июня два эсминца дозаправились с линкоров, а 7 июня «Адмирал Хиппер» и два других эсминца дозаправились с танкера пополнения запасов «Дитмаршен» возле острова Ян-Майен . [ 4 ] [ 5 ] Вечером 7 июня Маршалл провел на борту «Гнейзенау» совещание по организации атаки на Харстад. Воздушная разведка сообщила о том, что конвои и два авианосца направлялись на запад, но никакой информации о Харстаде не было. Маршалл заподозрил, что союзники эвакуируют Норвегию, и решил отказаться от атаки на Харстад и уничтожить конвои. В 05:00 8 июня немецкие корабли выстроились в ряд в поисках конвоев. [ 6 ] [ 7 ]

В 06:45 «Адмирал Хиппер» заметил танкер и траулер сопровождения. Немецкий крейсер потопил эскортный корабль HMT Juniper с его дополнительным вооружением и спас выжившего. Маршалл на борту «Гнейзенау» приблизился к месту происшествия, и «Гнейзенау» обстрелял танкер Oil Pioneer (5666 брутто-тонн ), который загорелся. Танкер был потоплен торпедой Германа Шемана, эсминец спас одиннадцать выживших, но двадцать членов экипажа погибли. После боя немецкие корабли заняли позиции в строю патруля в поисках конвоя. В 08:45 «Адмирал Хиппер» и «Шарнхорст» запустили по разведывательному гидросамолету Arado Ar 196 . Самолеты обнаружили два корабля, но конвоя не было. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Первым кораблем стал пустой военный транспорт «Орама» (19 840 брт), который был потоплен адмиралом Хиппером и Гансом Лоди в 12:10, девятнадцать членов экипажа погибли и 280 человек попали в плен. [ 11 ] [ 12 ] [ а ] Вторым кораблем был корабль-госпиталь « Атлантис», который воздержался сообщить о нападении, и немцы уважали его иммунитет. [ 14 ] Маршалл решил отказаться от поиска конвоя и приказал адмиралу Хипперу и эсминцам отправиться в Тронхейм, чтобы выполнить вторую часть своего оперативного приказа, поддержать и прикрыть немецкие войска в Тронхейме. Линкоры остались в Арктике и направились на север для дозаправки в Дитмаршене . [ 15 ]

Маршалл хотел действовать с двумя линкорами против кораблей, о которых сообщила секция B-Dienst на борту его корабля, которая перехватывала сигналы с авианосцев HMS Ark Royal и HMS Glorious , а также тяжелого крейсера HMS Southampton . [ 16 ] Погода была отличная, видимость неограниченная, и в 16:45 наблюдатель на самой высокой платформе Шарнхорста сообщил о слабом облачке, а при исследовании оптическим дальномером на расстоянии 46 км была замечена вершина мачты. Немецкие линкоры немедленно бросились в погоню, и в 17:13 немцы идентифицировали авианосец, которым сначала считался «Арк Ройял» , и два эсминца сопровождения, HMS Acasta и Ardent . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]

Затопление HMS Glorious

[ редактировать ]
Фотография HMS Glorious в море в 1936 году.

В ночь с 7 на 8 июня авианосец «Глориус» (капитан Гай Д’Ойли-Хьюз ) принял на борт десять 263-й эскадрильи Королевских ВВС (RAF) истребителей «Гладиатор» и восемь «Харрикейн» истребителей 46-й эскадрильи Королевских ВВС, высадившись первым современный самолет без тормозных гаков на носителе. Эти истребители вылетели с наземных баз, чтобы не допустить их уничтожения при эвакуации. «Глориус» был в составе конвоя войск, направлявшегося в Скапа-Флоу , в который также входил авианосец «Арк Ройал» . Рано утром 8 июня капитан « Глориуса» запросил разрешение двигаться самостоятельно с сопровождающими ее эсминцами «Акаста» и «Ардент» на более высокой скорости, поскольку Д'Ойли-Хьюзу не терпелось предстать перед военным трибуналом над своим командиром Флаингом Дж.Б. Хит и лейтенант-коммандер Эвелин Слессор. [ 20 ] [ б ]

Бейт отметил, что «Глориус» находился в низкой степени готовности. Смотровая площадка «Вороньего гнезда» не была укомплектована персоналом, поэтому задача наблюдения была оставлена ​​эсминцам с гораздо меньшими углами наблюдения. В эксплуатации находились только двенадцать котлов из 18, поэтому она не могла быстро развивать полную скорость [с 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час)]. [ 22 ] На борту «Глориуса» находились семь «Харрикейнов» и десять «Гладиаторов» ВВС Великобритании, а также шесть «Суордфишей» из 823-й военно-морской авиационной эскадрильи и «Морских гладиаторов» из 802-й военно-морской авиационной эскадрильи . [ 23 ] «Суордфиш» и три «Морских гладиатора» находились в десяти минутах под палубой, но у предыдущего командира всегда было несколько самолетов в воздухе. Д'Ойли-Хьюз не смог запустить самолет боевого воздушного патруля вокруг авианосной группы, как сообщается, чтобы дать экипажам отдохнуть. [ 24 ]

Шарнхорст стреляет из передних 283-мм орудий во время боя со Славной и ее эскортом.

8 июня, проходя через Норвежское море , авианосцы «Акаста» и «Ардент» были перехвачены немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» у берегов Норвегии примерно на 69° с.ш. и 00° восточной долготы. Авианосец и его эскорт были потоплены через два часа, примерно 170°. миль (310 км; 200 миль) к западу от Харстада. Поскольку «Шарнхорст повернул » сразу же после ее обнаружения, не дожидаясь явных указаний от Маршалла на борту «Гнейзенау» , в сторону «Глориуса», «Шарнхорст» значительно опередил «Гнейзенау» и в 17:32 открыл огонь первым залпом из передних башен на расстоянии 26 км ( 14 миль; 16 миль) [ с ] Через 52 секунды залп не оправдал ожиданий, и тогда «Шарнхорст» произвел три прицельных залпа по одной турели каждый. Найдя дальность вторым залпом, ударную стрельбу начали с четвертого залпа. « Шарнхорст » нанес первое попадание в 17:38 на предельной дальности 24 000 м (26 000 ярдов), прежде чем «Глориус» смог запустить свои торпедоносцы. В 17:46 «Гнейзенау» открыла огонь своей главной батареи по Славному . [ 25 ] Эсминцы начали дымить, чтобы защитить Славного , что поначалу было эффективно, но около 18:20 отступило, обнажив Славное . снова [ 26 ]

Ардент и Акаста постоянно пытались запустить торпеды по немецким кораблям. Примерно в 18:39 «Шарнхорст» был поражен одной из четырёх торпед, выпущенных «Акастой» ; пятьдесят моряков погибли, в нее хлынуло 2500 длинных тонн (2500 т) воды, а кормовая башня вышла из строя. «Ардент» был потоплен около 18:20, совершив семь атак торпедами. Приблизительная позиция затопления, основанная на последней передаче от Славного : 69°0’ с.ш. 04°0’ в.д. / 69 000 ° с.ш. 4 000 ° в.д. / 69 000; 4000 . [ 27 ] Маршалл на борту «Гнейзенау» приказал «Шарнхорсту» прекратить тратить боеприпасы на «Славный» . Гнейзенау был на 4374 ярда (2,160 миль; 2,485 миль; 4000 км) ближе к Славному, чем Шарнхорст . [ 28 ]

Последствия

[ редактировать ]

«Гнейзенау» и поврежденный «Шарнхорст» направились в Тронхейм для ремонта, где присоединились к адмиралу Хипперу и четырем эсминцам. С 10 по 12 июня «Маршалл» совершил вылет вместе с «Гнейзенау» , «Адмиралом Хиппером» и четырьмя эсминцами; из-за отсутствия воздушной разведки и присутствия британского флота он вернулся в Тронхейм. [ 29 ] 13 июня 15 бомбардировщиков Fleet Air Arm Skua из Арк Ройал атаковали Шарнхорст в гавани. Одна неразорвавшаяся бомба поразила ее, что привело к потере восьми поморников. [ 30 ] После аварийного ремонта повреждения торпеды в Тронхейме « Шарнхорст» в сопровождении четырех эсминцев отправился в Германию и 23 июня достиг Киля, чтобы войти в сухой док . Чтобы прикрыть отход Шарнхорста , Маршалл вместе с Гнейзенау и адмиралом Хиппером 20 июня совершил вылет из Тронхейма, но Гнейзенау был торпедирован и поврежден в носовой части британской подводной лодкой HMS Clyde . [ 31 ] Шарнхорст и Гнейзенау оставались в ремонте до конца 1940 года. [ 32 ] Несмотря на очевидный успех операции, Редер резко раскритиковал Маршалла за то, что он не придерживался буквы своего оперативного приказа и не атаковал Харстад. Маршалл, который считал, что получил некоторую степень оперативной свободы и твердо верил, что она должна быть у командующего на море, был уволен и заменен на посту командующего флотом адмиралом Гюнтером Лютьенсом . [ 33 ]

Из-за своего незащищенного положения немецкие корабли не смогли остановиться, чтобы спасти выживших ни на одном из кораблей. Тридцать три офицера были убиты и еще сорок два пропали без вести в Славном , семьдесят два рядовых убиты или умерли от ран и 865 пропали без вести. Девятнадцать королевских морских пехотинцев были убиты и восемьдесят пропали без вести; мальтийский рядовой был убит, еще тридцать человек пропали без вести, а также шесть сотрудников NAAFI . Пять военнослужащих Королевских ВВС были убиты, тридцать шесть пропали без вести, а восемнадцать пилотов Королевских ВВС из 46-й и 263-й эскадрилий были убиты или пропали без вести; общее число убитых или пропавших без вести в Славном составило 1207 человек. В Акасте два офицера убиты и шесть пропали без вести, двенадцать рядовых убиты или умерли от ран, 139 рядовых пропали без вести и один сотрудник NAAFI пропал без вести, всего 160 убитых или пропавших без вести. В Арденте десять офицеров предположительно пропали без вести, двое рядовых были убиты или умерли от ран, а также 139 рядовых и один сотрудник НААФИ пропали без вести, всего 152 убитых или пропавших без вести. Потери всех трех кораблей составили 1519 человек убитыми или пропавшими без вести. [ 34 ] В живых осталось 45 человек, один из выживших из Акасты был спасен норвежским паровым торговым судном Borgund , которое также спасло 38 человек из одной из спасательных шлюпок Славного . Люди, спасенные Боргундом, были высажены на берег в Торсхавне на Фарерских островах 14 июня. Пароход «Шпицберген II» доставил четверых выживших и одного мужчину, скончавшегося от ран, в Норвегию, а оттуда в лагеря для военнопленных в Германии. [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Роуэр (2005) упоминает, что Ханс Лоди поймал траулер, но это ошибка. [ 13 ]
  2. Хит отказался от приказа атаковать определенные береговые цели на том основании, что его самолет не подходил для этой задачи, и он остался в Скапе в ожидании суда. [ 21 ]
  3. ^ Время указано в формате UTC, который используется в Германии, на один час отстает от CET, который используется в Великобритании.
  • Беккер, Каюс (1971). Verdammte See [ Проклятое море ] (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN  3-548-03057-2 .
  • Бредемайер, Генрих (1997). Schlachtschiff Scharnhorst [ Линкор Шарнхорст ] (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN  3-7822-0592-8 .
  • Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан, Атлантика, Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» [ Северный Ледовитый океан, Атлантика, Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» (на немецком языке). Мюнхен: Павильон. ISBN  3-453-87084-0 .
  • Буш, Фриц-Отто (1980). Драма «Шарнхорста» [ История «Шарнхорста »] (на голландском языке). Амстердам: Omega Book BV ISBN  90-6057-197-5 .
  • Чорлтон, Питер, изд. (2014). «Британские авианосцы Второй мировой войны». Иллюстрированные корабли . Отгрузки ежемесячно. Кадхэм: Kelsey Media Group. ISBN  978-1-909786-27-1 .
  • Хоббс, Дэвид (2022). Авиация флота и война в Европе 1939–1945 гг . Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN  978-1-5267-9980-7 .
  • Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN  978-1-86176-293-1 .
  • Рис-Джонс, Грэм (2008). Черчилль и Норвежская кампания 1940 года . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN  978-1-84415-753-2 .
  • Ровер, Юрген (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-86176-257-7 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Оборона . История Второй мировой войны Военная серия Соединенного Королевства: Война на море 1939–1945 гг. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 .
  • Винтон, Джон (2022) [1986]. Славный авианосец: жизнь и смерть авианосца (Sapere Books, изд. Лидса). Барнсли: Лео Купер. ISBN  978-1-80055-416-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дерри, Т.К. (2004) [1952]. Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии (онлайн-сканирование) . История Второй мировой войны, Военная серия (представительство Facs. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO . ISBN  978-1-84574-057-3 – через Hyperwar Foundation.
  • Хаарр, Гейрр (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN  978-1-84832-140-3 .
  • Хинсли, Фрэнсис Гарри; Томас, Эдвард Истэуэй; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1979). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. Том. Я. Лондон: HMSO. ISBN  0-11-630933-4 .
  • Кисели, Джон (2019). Анатомия кампании: британское фиаско в Норвегии, 1940 год . Кембриджские военные истории. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-316-64642-7 .
  • Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Осерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN  978-0-19-873834-3 .
  • О'Хара, Винсент П. (2011). Немецкий флот в войне, 1939–1945 (изд. электронной книги Pbk. repr.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-61251-397-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e3dd11474400c616a5fbbb5c103bdd7a__1720614360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/7a/e3dd11474400c616a5fbbb5c103bdd7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Juno - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)