Операция Юнона
Операция Юнона | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Норвежской кампании Второй мировой войны. | |||||||
![]() Ганс Лоди спасает выживших из военного транспорта Орама | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Вильгельм Маршал | Гай Д'Ойли-Хьюз † | ||||||
Сила | |||||||
2 линкора 1 тяжелый крейсер 4 эсминца |
1 авианосец 2 эсминца 1 траулер 1 военный корабль 1 нефтяной танкер | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
50 убитых 1 линкор поврежден |
1519+ убитых 1 авианосец потоплен 2 эсминца потоплены 1 траулер затонул 1 военный корабль потоплен 1 нефтяной танкер затонул |
Операция «Юнона» — немецкая вылазка в Норвежское море во время Норвежской кампании с целью помочь немецкой армии вытеснить союзников из северной Норвегии и отбить Нарвик . Самым заметным сражением операции стало потопление немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» британского авианосца HMS Glorious и двух сопровождающих его эсминцев. Несколько кораблей союзников были потоплены в других боях.
Фон
[ редактировать ]Немецкий флот ( Kriegsmarine ) возглавил вторжение в Норвегию в ходе операции Weserübung и потерял много кораблей. Адмирал Хиппер его протаранил британский эсминец HMS Glowworm находился в сухом доке после того, как 8 апреля . Линкоры « Шарнхорст» и «Гнейзенау» находились в сухом доке, получив повреждения от шторма и боя после столкновения с HMS Renown в бою у Лофотенских островов 9 апреля. Из двух класса «Дойчланд» тяжелых крейсеров «Лютцов» был торпедирован и выбыл из строя на несколько месяцев, а «Адмирал Шеер» все еще находился на переоборудовании. Блюхер ; один из двух тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» был потоплен 9 апреля норвежцами во время атаки на Осло. [ 1 ]
После вторжения Германии в Норвегию 9 апреля 1940 года французы и британцы начали кампанию Намсус в центральной Норвегии и высадились в Харстаде на севере Норвегии. К концу мая союзники эвакуировали центральную Норвегию, но захватили важный город Нарвик на севере Норвегии. Немецкие войска под командованием генерала Эдуарда Дитля отступили в горы вокруг Нарвика, и командующий Кригсмарине адмирал Эрих Редер приказал немецкому флоту оказать помощь армии в северной Норвегии. [ 2 ]
Никаких крупных кораблей, способных противостоять высадке союзников, не было, но в конце мая была собрана боевая группа, в линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» которую вошли завершившие ремонт , тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и эсминцы Z20 «Карл Гальстер» , Z10 «Ганс Лоди». , Z15 Эрих Штайнбринк и Z7 Герман Шеманн . Эти силы были переданы под командование адмирала Вильгельма Маршалла , который получил приказ помочь Дитлю, атаковав союзников на их военно-морской базе в Харстаде и поддержав немецкие войска, продвигающиеся по суше к Нарвику. Чтобы сделать возможными непрерывные операции, немецкие войска должны были действовать из Тронхейма , где была создана военно-морская база. [ 3 ]
Операция
[ редактировать ]
Корабли вышли из Киля 4 июня и незамеченными на высокой скорости прошли через Скагеррак , вдоль норвежского побережья в Арктику. Ночью 6 июня два эсминца дозаправились с линкоров, а 7 июня «Адмирал Хиппер» и два других эсминца дозаправились с танкера пополнения запасов «Дитмаршен» возле острова Ян-Майен . [ 4 ] [ 5 ] Вечером 7 июня Маршалл провел на борту «Гнейзенау» совещание по организации атаки на Харстад. Воздушная разведка сообщила о том, что конвои и два авианосца направлялись на запад, но никакой информации о Харстаде не было. Маршалл заподозрил, что союзники эвакуируют Норвегию, и решил отказаться от атаки на Харстад и уничтожить конвои. В 05:00 8 июня немецкие корабли выстроились в ряд в поисках конвоев. [ 6 ] [ 7 ]
В 06:45 «Адмирал Хиппер» заметил танкер и траулер сопровождения. Немецкий крейсер потопил эскортный корабль HMT Juniper с его дополнительным вооружением и спас выжившего. Маршалл на борту «Гнейзенау» приблизился к месту происшествия, и «Гнейзенау» обстрелял танкер Oil Pioneer (5666 брутто-тонн ), который загорелся. Танкер был потоплен торпедой Германа Шемана, эсминец спас одиннадцать выживших, но двадцать членов экипажа погибли. После боя немецкие корабли заняли позиции в строю патруля в поисках конвоя. В 08:45 «Адмирал Хиппер» и «Шарнхорст» запустили по разведывательному гидросамолету Arado Ar 196 . Самолеты обнаружили два корабля, но конвоя не было. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Первым кораблем стал пустой военный транспорт «Орама» (19 840 брт), который был потоплен адмиралом Хиппером и Гансом Лоди в 12:10, девятнадцать членов экипажа погибли и 280 человек попали в плен. [ 11 ] [ 12 ] [ а ] Вторым кораблем был корабль-госпиталь « Атлантис», который воздержался сообщить о нападении, и немцы уважали его иммунитет. [ 14 ] Маршалл решил отказаться от поиска конвоя и приказал адмиралу Хипперу и эсминцам отправиться в Тронхейм, чтобы выполнить вторую часть своего оперативного приказа, поддержать и прикрыть немецкие войска в Тронхейме. Линкоры остались в Арктике и направились на север для дозаправки в Дитмаршене . [ 15 ]
Маршалл хотел действовать с двумя линкорами против кораблей, о которых сообщила секция B-Dienst на борту его корабля, которая перехватывала сигналы с авианосцев HMS Ark Royal и HMS Glorious , а также тяжелого крейсера HMS Southampton . [ 16 ] Погода была отличная, видимость неограниченная, и в 16:45 наблюдатель на самой высокой платформе Шарнхорста сообщил о слабом облачке, а при исследовании оптическим дальномером на расстоянии 46 км была замечена вершина мачты. Немецкие линкоры немедленно бросились в погоню, и в 17:13 немцы идентифицировали авианосец, которым сначала считался «Арк Ройял» , и два эсминца сопровождения, HMS Acasta и Ardent . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Затопление HMS Glorious
[ редактировать ]
В ночь с 7 на 8 июня авианосец «Глориус» (капитан Гай Д’Ойли-Хьюз ) принял на борт десять 263-й эскадрильи Королевских ВВС (RAF) истребителей «Гладиатор» и восемь «Харрикейн» истребителей 46-й эскадрильи Королевских ВВС, высадившись первым современный самолет без тормозных гаков на носителе. Эти истребители вылетели с наземных баз, чтобы не допустить их уничтожения при эвакуации. «Глориус» был в составе конвоя войск, направлявшегося в Скапа-Флоу , в который также входил авианосец «Арк Ройал» . Рано утром 8 июня капитан « Глориуса» запросил разрешение двигаться самостоятельно с сопровождающими ее эсминцами «Акаста» и «Ардент» на более высокой скорости, поскольку Д'Ойли-Хьюзу не терпелось предстать перед военным трибуналом над своим командиром Флаингом Дж.Б. Хит и лейтенант-коммандер Эвелин Слессор. [ 20 ] [ б ]
Бейт отметил, что «Глориус» находился в низкой степени готовности. Смотровая площадка «Вороньего гнезда» не была укомплектована персоналом, поэтому задача наблюдения была оставлена эсминцам с гораздо меньшими углами наблюдения. В эксплуатации находились только двенадцать котлов из 18, поэтому она не могла быстро развивать полную скорость [с 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час)]. [ 22 ] На борту «Глориуса» находились семь «Харрикейнов» и десять «Гладиаторов» ВВС Великобритании, а также шесть «Суордфишей» из 823-й военно-морской авиационной эскадрильи и «Морских гладиаторов» из 802-й военно-морской авиационной эскадрильи . [ 23 ] «Суордфиш» и три «Морских гладиатора» находились в десяти минутах под палубой, но у предыдущего командира всегда было несколько самолетов в воздухе. Д'Ойли-Хьюз не смог запустить самолет боевого воздушного патруля вокруг авианосной группы, как сообщается, чтобы дать экипажам отдохнуть. [ 24 ]

8 июня, проходя через Норвежское море , авианосцы «Акаста» и «Ардент» были перехвачены немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» у берегов Норвегии примерно на 69° с.ш. и 00° восточной долготы. Авианосец и его эскорт были потоплены через два часа, примерно 170°. миль (310 км; 200 миль) к западу от Харстада. Поскольку «Шарнхорст повернул » сразу же после ее обнаружения, не дожидаясь явных указаний от Маршалла на борту «Гнейзенау» , в сторону «Глориуса», «Шарнхорст» значительно опередил «Гнейзенау» и в 17:32 открыл огонь первым залпом из передних башен на расстоянии 26 км ( 14 миль; 16 миль) [ с ] Через 52 секунды залп не оправдал ожиданий, и тогда «Шарнхорст» произвел три прицельных залпа по одной турели каждый. Найдя дальность вторым залпом, ударную стрельбу начали с четвертого залпа. « Шарнхорст » нанес первое попадание в 17:38 на предельной дальности 24 000 м (26 000 ярдов), прежде чем «Глориус» смог запустить свои торпедоносцы. В 17:46 «Гнейзенау» открыла огонь своей главной батареи по Славному . [ 25 ] Эсминцы начали дымить, чтобы защитить Славного , что поначалу было эффективно, но около 18:20 отступило, обнажив Славное . снова [ 26 ]
Ардент и Акаста постоянно пытались запустить торпеды по немецким кораблям. Примерно в 18:39 «Шарнхорст» был поражен одной из четырёх торпед, выпущенных «Акастой» ; пятьдесят моряков погибли, в нее хлынуло 2500 длинных тонн (2500 т) воды, а кормовая башня вышла из строя. «Ардент» был потоплен около 18:20, совершив семь атак торпедами. Приблизительная позиция затопления, основанная на последней передаче от Славного : 69°0’ с.ш. 04°0’ в.д. / 69 000 ° с.ш. 4 000 ° в.д. . [ 27 ] Маршалл на борту «Гнейзенау» приказал «Шарнхорсту» прекратить тратить боеприпасы на «Славный» . Гнейзенау был на 4374 ярда (2,160 миль; 2,485 миль; 4000 км) ближе к Славному, чем Шарнхорст . [ 28 ]
Последствия
[ редактировать ]«Гнейзенау» и поврежденный «Шарнхорст» направились в Тронхейм для ремонта, где присоединились к адмиралу Хипперу и четырем эсминцам. С 10 по 12 июня «Маршалл» совершил вылет вместе с «Гнейзенау» , «Адмиралом Хиппером» и четырьмя эсминцами; из-за отсутствия воздушной разведки и присутствия британского флота он вернулся в Тронхейм. [ 29 ] 13 июня 15 бомбардировщиков Fleet Air Arm Skua из Арк Ройал атаковали Шарнхорст в гавани. Одна неразорвавшаяся бомба поразила ее, что привело к потере восьми поморников. [ 30 ] После аварийного ремонта повреждения торпеды в Тронхейме « Шарнхорст» в сопровождении четырех эсминцев отправился в Германию и 23 июня достиг Киля, чтобы войти в сухой док . Чтобы прикрыть отход Шарнхорста , Маршалл вместе с Гнейзенау и адмиралом Хиппером 20 июня совершил вылет из Тронхейма, но Гнейзенау был торпедирован и поврежден в носовой части британской подводной лодкой HMS Clyde . [ 31 ] Шарнхорст и Гнейзенау оставались в ремонте до конца 1940 года. [ 32 ] Несмотря на очевидный успех операции, Редер резко раскритиковал Маршалла за то, что он не придерживался буквы своего оперативного приказа и не атаковал Харстад. Маршалл, который считал, что получил некоторую степень оперативной свободы и твердо верил, что она должна быть у командующего на море, был уволен и заменен на посту командующего флотом адмиралом Гюнтером Лютьенсом . [ 33 ]
Потери
[ редактировать ]Из-за своего незащищенного положения немецкие корабли не смогли остановиться, чтобы спасти выживших ни на одном из кораблей. Тридцать три офицера были убиты и еще сорок два пропали без вести в Славном , семьдесят два рядовых убиты или умерли от ран и 865 пропали без вести. Девятнадцать королевских морских пехотинцев были убиты и восемьдесят пропали без вести; мальтийский рядовой был убит, еще тридцать человек пропали без вести, а также шесть сотрудников NAAFI . Пять военнослужащих Королевских ВВС были убиты, тридцать шесть пропали без вести, а восемнадцать пилотов Королевских ВВС из 46-й и 263-й эскадрилий были убиты или пропали без вести; общее число убитых или пропавших без вести в Славном составило 1207 человек. В Акасте два офицера убиты и шесть пропали без вести, двенадцать рядовых убиты или умерли от ран, 139 рядовых пропали без вести и один сотрудник NAAFI пропал без вести, всего 160 убитых или пропавших без вести. В Арденте десять офицеров предположительно пропали без вести, двое рядовых были убиты или умерли от ран, а также 139 рядовых и один сотрудник НААФИ пропали без вести, всего 152 убитых или пропавших без вести. Потери всех трех кораблей составили 1519 человек убитыми или пропавшими без вести. [ 34 ] В живых осталось 45 человек, один из выживших из Акасты был спасен норвежским паровым торговым судном Borgund , которое также спасло 38 человек из одной из спасательных шлюпок Славного . Люди, спасенные Боргундом, были высажены на берег в Торсхавне на Фарерских островах 14 июня. Пароход «Шпицберген II» доставил четверых выживших и одного мужчину, скончавшегося от ран, в Норвегию, а оттуда в лагеря для военнопленных в Германии. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Роуэр (2005) упоминает, что Ханс Лоди поймал траулер, но это ошибка. [ 13 ]
- ↑ Хит отказался от приказа атаковать определенные береговые цели на том основании, что его самолет не подходил для этой задачи, и он остался в Скапе в ожидании суда. [ 21 ]
- ^ Время указано в формате UTC, который используется в Германии, на один час отстает от CET, который используется в Великобритании.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Беккер 1971 , стр. 130–136.
- ^ Беккер 1971 , стр. 130–136.
- ^ Беккер 1971 , стр. 130–136, 153–154.
- ^ Бреннеке 2003 , с. 94
- ^ Бредемайер 1997 , с. 66
- ^ Бредемайер 1997 , с. 68
- ^ Беккер 1971 , стр. 138–144.
- ^ Беккер 1971 , стр. 144–145.
- ^ Бреннеке 2003 , стр. 97–100.
- ^ Джордан 2006 , стр. 166, 176, 506.
- ^ Бреннеке 2003 , стр. 100–103.
- ^ Ровер 2005 , стр. 26.
- ^ Ровер 2005 , стр. 26.
- ^ Джордан 2006 , стр. 166, 506; Роскилл 1957 , с. 194.
- ^ Бреннеке 2003 , с. 104
- ^ Беккер 1971 , с. 146
- ^ Беккер 1971 , стр. 146–147.
- ^ Бредемайер 1997 , с. 68
- ^ Буш 1980 , стр. 181–182.
- ^ Винтон 2022 , с. 207.
- ^ Винтон 2022 , с. 201.
- ^ Винтон 2022 , с. 222.
- ^ Хоббс 2022 , с. 67; Винтон 2022 , с. 200.
- ^ Винтон 2022 , с. 220.
- ^ Беккер 1971 , стр. 365–367
- ^ Рис-Джонс 2008 , с. 240; Чорлтон 2014 , с. 37.
- ^ Винтон 2022 , с. 241.
- ^ Винтон 2022 , с. 232.
- ^ Ровер 2005 , стр. 27.
- ^ Винтон 2022 , с. 265.
- ^ Ровер 2005 , стр. 29.
- ^ Бредемайер 1997 , стр. 89–93.
- ^ Беккер 1971 , стр. 153–156.
- ^ Винтон 2022 , стр. 267–268.
- ^ Винтон 2022 , стр. 261, 259.
Ссылки
[ редактировать ]- Беккер, Каюс (1971). Verdammte See [ Проклятое море ] (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN 3-548-03057-2 .
- Бредемайер, Генрих (1997). Schlachtschiff Scharnhorst [ Линкор Шарнхорст ] (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN 3-7822-0592-8 .
- Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан, Атлантика, Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» [ Северный Ледовитый океан, Атлантика, Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» (на немецком языке). Мюнхен: Павильон. ISBN 3-453-87084-0 .
- Буш, Фриц-Отто (1980). Драма «Шарнхорста» [ История «Шарнхорста »] (на голландском языке). Амстердам: Omega Book BV ISBN 90-6057-197-5 .
- Чорлтон, Питер, изд. (2014). «Британские авианосцы Второй мировой войны». Иллюстрированные корабли . Отгрузки ежемесячно. Кадхэм: Kelsey Media Group. ISBN 978-1-909786-27-1 .
- Хоббс, Дэвид (2022). Авиация флота и война в Европе 1939–1945 гг . Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN 978-1-5267-9980-7 .
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .
- Рис-Джонс, Грэм (2008). Черчилль и Норвежская кампания 1940 года . Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 978-1-84415-753-2 .
- Ровер, Юрген (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Оборона . История Второй мировой войны Военная серия Соединенного Королевства: Война на море 1939–1945 гг. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 .
- Винтон, Джон (2022) [1986]. Славный авианосец: жизнь и смерть авианосца (Sapere Books, изд. Лидса). Барнсли: Лео Купер. ISBN 978-1-80055-416-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дерри, Т.К. (2004) [1952]. Батлер, JRM (ред.). Кампания в Норвегии (онлайн-сканирование) . История Второй мировой войны, Военная серия (представительство Facs. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO . ISBN 978-1-84574-057-3 – через Hyperwar Foundation.
- Хаарр, Гейрр (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Барнсли: Сифорт (Перо и Меч). ISBN 978-1-84832-140-3 .
- Хинсли, Фрэнсис Гарри; Томас, Эдвард Истэуэй; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1979). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. Том. Я. Лондон: HMSO. ISBN 0-11-630933-4 .
- Кисели, Джон (2019). Анатомия кампании: британское фиаско в Норвегии, 1940 год . Кембриджские военные истории. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-64642-7 .
- Майер, Клаус А.; Роде, Хорст; Стегеманн, Бернд; Умбрейт, Ганс (2015) [1991]. Фалья, PS (ред.). Германия и Вторая мировая война : первые завоевания Германии в Европе . Том II. Перевод Макмерри, Дина С.; Осерс, Эвальд (пер. pbk. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Фрайбург-им-Брайсгау: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN 978-0-19-873834-3 .
- О'Хара, Винсент П. (2011). Немецкий флот в войне, 1939–1945 (изд. электронной книги Pbk. repr.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-397-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Норвежская кампания
- Сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Битва за Атлантику
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Норвегии
- Морские сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства.
- Морские сражения и операции европейского театра Второй мировой войны.
- Военно-морские операции Кригсмарине
- События июня 1940 года