Действия у Лофотенских островов
Действия у Лофотенских островов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Норвежской кампании Второй мировой войны. | |||||||
![]() Крупные корабли, сражавшиеся во время боя у Лофотенских островов: Шарнхорст (вверху), HMS Renown (в центре) и Гнейзенау (внизу). | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 линкора |
1 линейный крейсер 9 эсминцев | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 линкора повреждены 6 убитых |
1 линейный крейсер слегка поврежден 2 убитых |
Бои у Лофотенских островов представляли собой морское сражение между немецкой Кригсмарине и британским королевским флотом у южного побережья Лофотенских островов в Норвегии во время Второй мировой войны . Немецкая эскадра под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса, состоящая из линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», встретилась и вступила в бой с британской эскадрой под командованием адмирала сэра Уильяма Уитворта, состоящей из линейного крейсера HMS Renown и девяти эсминцев . После непродолжительного боя Гнейзенау получил умеренные повреждения, и немцы отошли.
Фон
[ редактировать ]Военно-морской
[ редактировать ]Операция Weserübung , немецкое вторжение в Норвегию , началась 9 апреля 1940 года. Чтобы предотвратить любой срыв вторжения со стороны британцев, Кригсмарине направила силы под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса для защиты конвоя с войсками, высадившегося в Нарвике . Немецкая эскадра состояла из линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и десяти эсминцев. Имея разведданные, свидетельствующие о том, что немцы концентрируют корабли, британцы послали эскадру под командованием адмирала сэра Уильяма Уитворта, чтобы лишить немцев доступа к нейтральным норвежским водам путем установки мин в ходе операции «Уилфред» и предотвратить любые передвижения немецких военно-морских сил в Атлантический океан . [ 1 ]
Немецкие силы состояли из двух «Шарнхорст» линкоров типа , каждый из которых имел главную батарею из девяти 28,3-см орудий и вспомогательную батарею из двенадцати 15-см орудий . В ближнем бою британские силы имели превосходство, но на расстоянии британские эсминцы превосходили их по дальности, а огневая мощь немцев была выше. Немецкие силы также имели преимущество в скорости над Renown , имея максимальную скорость от 32 узлов (59 км/ч; 37 миль в час) до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) у Renown , но были медленнее, чем эсминцы, которые мог двигаться со скоростью 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час). [ 2 ] Лютьенс имел преимущество над Славой , хотя немецкие силы были значительно уязвимы для атак эсминцев. [ 3 ]
Королевский флот
[ редактировать ]
Силы Уитворта состояли из линейного крейсера «Слава» и девяти оставшихся эсминцев. HMS Hotspur , Hardy , Havock и Hunter были эсминцами H-класса , HMS Esk — эсминцами E-класса , а HMS Ivanhoe , Icarus и Impulsive — I-класса . HMS Greyhound относился к классу G. В период с 1936 по 1939 год Слава была реконструирована с более легкой техникой, усиленной броней и модернизированным вооружением. На ней была установлена главная батарея из шести 42-го калибра 15-дюймовых орудий с улучшенными снарядами и увеличенной дальностью стрельбы, а также вспомогательная батарея двойного назначения, состоящая из двадцати 4,5-дюймовых (QF 4,5-дюймовых L/45) орудий, расположенных в десяти башнях. Четыре эсминца классов I и E были подготовлены для постановки мин, и большая часть их обычного вооружения была снята; у них было всего по две 4,7-дюймовые (120-мм) пушки каждая. «Грейхаунд» и эсминцы класса H были более боеспособными кораблями, каждый из которых был вооружен восемью торпедными аппаратами и четырьмя 4,7-дюймовыми орудиями. Из эсминцев класса H Hardy строился как лидер эсминцев и поэтому имел дополнительную 4,7-дюймовую пушку. [ 2 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Вскоре после выхода из немецких вод 7 апреля силы Лютьенса были атакованы британскими бомбардировщиками, которые не причинили эскадрилье никакого ущерба. 8 апреля «Адмирал Хиппер» и немецкие эсминцы были отправлены в Нарвик, а немецкие крупные корабли направились на север для отвлекающего манёвра в Северную Атлантику. Когда адмирал Хиппер ушел, она встретила и вступила в бой с британским эсминцем HMS Glowworm , который отделился от сил Уитворта. [ 4 ] Хотя Лютьенс и два немецких линкора находились поблизости, их помощь была сочтена ненужной, и адмирал Хиппер потопил Светлячка , хотя и получил взамен некоторый ущерб. [ 5 ] Затем в 03:30 9 апреля основные силы Уитворта заметили Шарнхорст и Гнейзенау и двинулись в бой с линкорами. [ 6 ]
Боевой
[ редактировать ]В 03:50 «Гнейзенау» заметил на своем радаре «Славу» (но не смог ее идентифицировать), и немецкие корабли получили разрешение к действию. Из-за плохой погоды ни одна из сторон не смогла вступить в бой до 04:05, так как сильное волнение на море и плохая видимость не позволили двум эскадрильям сблизиться в пределах досягаемости. [ 2 ] Слава начала действия с открытия огня по Гнейзенау из своих 15-дюймовых орудий. Немецкие военные корабли ответили в 04:11, когда «Гнейзенау» дважды попала в «Славу» своими 11-дюймовыми снарядами. Оба снаряда не взорвались: первый попал в фок-мачту британского линейного крейсера, а второй прошел сквозь корабль возле рубки рулевого управления. Примерно в то же время Слава поразил Гнейзенау двумя снарядами, а чуть позже и третьим. [ 7 ] Попадания повредили «Гнейзенау» на передней дальномерной башне директора и кормовую башню, выведя ее из строя, также была поражена левая зенитная установка. Затем Слава перенес огонь на Шарнхорст , который двинулся, чтобы скрыть Гнейзенау дымом . Оба немецких корабля получили повреждения из-за сильного волнения, когда пытались уклониться от огня « Славы » , и в результате у обоих возникли серьезные проблемы с электричеством в башнях, что привело к снижению скорострельности. [ 8 ] «Слава» получила некоторые повреждения правого борта из-за бурного моря и стрельбы из орудий, что ограничило скорость. [ 9 ] Первые залпы носили спорадический характер и продолжались до 05:00, когда бой был прерван на 20 минут из-за волн, разбивающихся о передние башни «Славы » , когда немецкие корабли направились прямо в шторм, чтобы уйти. [ 10 ] [ 11 ] К этому времени Славы эскорт эсминца отступил из-за суровой погоды, и примерно в 04:20 у Шарнхорста начались проблемы с радаром. [ 12 ]
В 05:20 бои возобновились, с обеих сторон велся безрезультатный огонь. [ 13 ] Поскольку оба корабля были повреждены из-за шторма, Гнейзенау потерял башню, а Шарнхорста радар вышел из строя, а также опасаясь торпедной атаки на Гнейзенау , немцы увеличили скорость и вышли из боя в 06:15. [ 14 ] [ 15 ] Немцы приняли меньшие корабли Уитворта за гораздо более мощные крупные корабли и в результате решили, что они существенно превосходят по вооружению. [ 16 ] Поврежденный и решивший держаться подальше от того, что, по его мнению, было превосходящими силами, Лютьенс сумел избавиться от британской эскадры и положить конец бою, отправившись на запад, в Северный Ледовитый океан . [ 17 ] Из-за поврежденного выступа и проблем с стрельбой вперед во время шторма « Слава» была вынуждена прекратить поиски и вместо этого двинулась, чтобы отрезать корабли, если они развернутся. За время боя Слава выпустил 230 пятнадцатидюймовых и одну тысячу шестьдесят пять 4,5-дюймовых выстрелов, Шарнхорст выпустил сто восемьдесят два 11-дюймовых снаряда, а Гнейзенау - пятьдесят четыре 11-дюймовых выстрела. [ 18 ]
Последствия
[ редактировать ]Несмотря на то, что Королевский флот одержал незначительную тактическую победу над Кригсмарине , немцы сочли это сражение стратегическим успехом из-за того, что силы Уитворта были задержаны достаточно долго, чтобы не помешать им высадиться в Нарвике. После боя силы Уитворта продолжили поиск немецких крупных кораблей. При занятой британской эскадре немецким эсминцам-транспортам удалось пробиться к Нарвику, уничтожив на своем пути два норвежских корабля береговой обороны . [ 16 ] После боя с «Славаю» немецкие линкоры встретились с адмиралом Хиппером 11 апреля возле Тронхейма. Оттуда они вернулись в Германию и 12 апреля достигли Вильгельмсхафена, где были устранены повреждения Шарнхорста и Гнейзенау , полученные в результате боя и погодных условий . [ 19 ] [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ О'Хара 2004, стр. 17.
- ^ Jump up to: а б с О'Хара 2004, стр. 22.
- ^ Лунде 2009, стр. 112.
- ^ Миллер 1995, с. 59.
- ^ Миллер 1995, с. 60.
- ^ Миллер 1995, с. 62.
- ^ Хаарр, стр. 310–311.
- ^ Хаарр, стр. 312–313.
- ^ Смит 2008, стр. 68–69.
- ^ Гарцке 1985, с. 135.
- ^ Эдвардс 1995, с. 101
- ^ «HMS Слава» . Naval-history.net .
- ^ Лиенау, Питер (22 октября 1999 г.). «Рабочая среда проектирования немецких военных кораблей в Первой и Второй мировых войнах» . Военно-морское вооружение мира . Проверено 19 декабря 2015 г.
- ^ Смит 2008, с. 70.
- ^ «HMS Слава» . Naval-history.net .
- ^ Jump up to: а б Миллер 1995, с. 63.
- ^ Гарцке 1985, с. 137.
- ^ Хаарр, стр. 312–313.
- ^ Гарцке 1985, с. 137, 157
- ^ Волосы, с. 316.
Ссылки
[ редактировать ]- Эдвардс, Бернард (1995). Залп: классические действия морской артиллерии . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-55750-796-1 .
- Гарцке, Уильям Х. (1995). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-101-3 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-051-1 .
- Лунде, Хенрик О. (2009). Превентивная война Гитлера: Битва за Норвегию, 1940 год . Хавертаун, Пенсильвания: Каземат. ISBN 978-1-935149-33-0 .
- Миллер, Натан (1995). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-511038-2 .
- О'Хара, Винсент (2004). Немецкий флот в войне, 1939–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-651-8 .
- Паркс, Оскар (1957). Британские линкоры: от «Уорриор» 1860 г. до «Авангарда» 1950 г.: история проектирования, постройки и вооружения . Лондон: ISBN Seeley Service & Co. 978-0-85422-002-1 .
- Смит, Питер К. (2008). Линейный крейсер HMS Renown 1916–48 . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84884-520-6 .
- Морские сражения и операции европейского театра Второй мировой войны.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Конфликты 1940 года
- 1940 год в Норвегии.
- 1940 год в Германии.
- 1940 год в Соединенном Королевстве.
- Лофотенские острова
- Норвежская кампания
- События апреля 1940 года