Jump to content

Действия у Лофотенских островов

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Действия у Лофотенских островов
Часть Норвежской кампании Второй мировой войны.

Крупные корабли, сражавшиеся во время боя у Лофотенских островов: Шарнхорст (вверху), HMS Renown (в центре) и Гнейзенау (внизу).
Дата 9 апреля 1940 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
Нацистская Германия Военно-морской Великобритания Королевский флот
Командиры и лидеры
Нацистская Германия Гюнтер Лютьенс Великобритания сэр Уильям Уитворт
Сила
2 линкора 1 линейный крейсер
9 эсминцев
Жертвы и потери
2 линкора повреждены
6 убитых
1 линейный крейсер слегка поврежден
2 убитых

Бои у Лофотенских островов представляли собой морское сражение между немецкой Кригсмарине и британским королевским флотом у южного побережья Лофотенских островов в Норвегии во время Второй мировой войны . Немецкая эскадра под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса, состоящая из линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», встретилась и вступила в бой с британской эскадрой под командованием адмирала сэра Уильяма Уитворта, состоящей из линейного крейсера HMS Renown и девяти эсминцев . После непродолжительного боя Гнейзенау получил умеренные повреждения, и немцы отошли.

Военно-морской

[ редактировать ]

Операция Weserübung , немецкое вторжение в Норвегию , началась 9 апреля 1940 года. Чтобы предотвратить любой срыв вторжения со стороны британцев, Кригсмарине направила силы под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса для защиты конвоя с войсками, высадившегося в Нарвике . Немецкая эскадра состояла из линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» и десяти эсминцев. Имея разведданные, свидетельствующие о том, что немцы концентрируют корабли, британцы послали эскадру под командованием адмирала сэра Уильяма Уитворта, чтобы лишить немцев доступа к нейтральным норвежским водам путем установки мин в ходе операции «Уилфред» и предотвратить любые передвижения немецких военно-морских сил в Атлантический океан . [ 1 ]

Немецкие силы состояли из двух «Шарнхорст» линкоров типа , каждый из которых имел главную батарею из девяти 28,3-см орудий и вспомогательную батарею из двенадцати 15-см орудий . В ближнем бою британские силы имели превосходство, но на расстоянии британские эсминцы превосходили их по дальности, а огневая мощь немцев была выше. Немецкие силы также имели преимущество в скорости над Renown , имея максимальную скорость от 32 узлов (59 км/ч; 37 миль в час) до 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час) у Renown , но были медленнее, чем эсминцы, которые мог двигаться со скоростью 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час). [ 2 ] Лютьенс имел преимущество над Славой , хотя немецкие силы были значительно уязвимы для атак эсминцев. [ 3 ]

Королевский флот

[ редактировать ]
Движение британских и немецких военно-морских сил у берегов Норвегии с 7 по 9 апреля 1940 года.

Силы Уитворта состояли из линейного крейсера «Слава» и девяти оставшихся эсминцев. HMS Hotspur , Hardy , Havock и Hunter были эсминцами H-класса , HMS Esk эсминцами E-класса , а HMS Ivanhoe , Icarus и Impulsive I-класса . HMS Greyhound относился к классу G. В период с 1936 по 1939 год Слава была реконструирована с более легкой техникой, усиленной броней и модернизированным вооружением. На ней была установлена ​​главная батарея из шести 42-го калибра 15-дюймовых орудий с улучшенными снарядами и увеличенной дальностью стрельбы, а также вспомогательная батарея двойного назначения, состоящая из двадцати 4,5-дюймовых (QF 4,5-дюймовых L/45) орудий, расположенных в десяти башнях. Четыре эсминца классов I и E были подготовлены для постановки мин, и большая часть их обычного вооружения была снята; у них было всего по две 4,7-дюймовые (120-мм) пушки каждая. «Грейхаунд» и эсминцы класса H были более боеспособными кораблями, каждый из которых был вооружен восемью торпедными аппаратами и четырьмя 4,7-дюймовыми орудиями. Из эсминцев класса H Hardy строился как лидер эсминцев и поэтому имел дополнительную 4,7-дюймовую пушку. [ 2 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Вскоре после выхода из немецких вод 7 апреля силы Лютьенса были атакованы британскими бомбардировщиками, которые не причинили эскадрилье никакого ущерба. 8 апреля «Адмирал Хиппер» и немецкие эсминцы были отправлены в Нарвик, а немецкие крупные корабли направились на север для отвлекающего манёвра в Северную Атлантику. Когда адмирал Хиппер ушел, она встретила и вступила в бой с британским эсминцем HMS Glowworm , который отделился от сил Уитворта. [ 4 ] Хотя Лютьенс и два немецких линкора находились поблизости, их помощь была сочтена ненужной, и адмирал Хиппер потопил Светлячка , хотя и получил взамен некоторый ущерб. [ 5 ] Затем в 03:30 9 апреля основные силы Уитворта заметили Шарнхорст и Гнейзенау и двинулись в бой с линкорами. [ 6 ]

В 03:50 «Гнейзенау» заметил на своем радаре «Славу» (но не смог ее идентифицировать), и немецкие корабли получили разрешение к действию. Из-за плохой погоды ни одна из сторон не смогла вступить в бой до 04:05, так как сильное волнение на море и плохая видимость не позволили двум эскадрильям сблизиться в пределах досягаемости. [ 2 ] Слава начала действия с открытия огня по Гнейзенау из своих 15-дюймовых орудий. Немецкие военные корабли ответили в 04:11, когда «Гнейзенау» дважды попала в «Славу» своими 11-дюймовыми снарядами. Оба снаряда не взорвались: первый попал в фок-мачту британского линейного крейсера, а второй прошел сквозь корабль возле рубки рулевого управления. Примерно в то же время Слава поразил Гнейзенау двумя снарядами, а чуть позже и третьим. [ 7 ] Попадания повредили «Гнейзенау» на передней дальномерной башне директора и кормовую башню, выведя ее из строя, также была поражена левая зенитная установка. Затем Слава перенес огонь на Шарнхорст , который двинулся, чтобы скрыть Гнейзенау дымом . Оба немецких корабля получили повреждения из-за сильного волнения, когда пытались уклониться от огня « Славы » , и в результате у обоих возникли серьезные проблемы с электричеством в башнях, что привело к снижению скорострельности. [ 8 ] «Слава» получила некоторые повреждения правого борта из-за бурного моря и стрельбы из орудий, что ограничило скорость. [ 9 ] Первые залпы носили спорадический характер и продолжались до 05:00, когда бой был прерван на 20 минут из-за волн, разбивающихся о передние башни «Славы » , когда немецкие корабли направились прямо в шторм, чтобы уйти. [ 10 ] [ 11 ] К этому времени Славы эскорт эсминца отступил из-за суровой погоды, и примерно в 04:20 у Шарнхорста начались проблемы с радаром. [ 12 ]

В 05:20 бои возобновились, с обеих сторон велся безрезультатный огонь. [ 13 ] Поскольку оба корабля были повреждены из-за шторма, Гнейзенау потерял башню, а Шарнхорста радар вышел из строя, а также опасаясь торпедной атаки на Гнейзенау , немцы увеличили скорость и вышли из боя в 06:15. [ 14 ] [ 15 ] Немцы приняли меньшие корабли Уитворта за гораздо более мощные крупные корабли и в результате решили, что они существенно превосходят по вооружению. [ 16 ] Поврежденный и решивший держаться подальше от того, что, по его мнению, было превосходящими силами, Лютьенс сумел избавиться от британской эскадры и положить конец бою, отправившись на запад, в Северный Ледовитый океан . [ 17 ] Из-за поврежденного выступа и проблем с стрельбой вперед во время шторма « Слава» была вынуждена прекратить поиски и вместо этого двинулась, чтобы отрезать корабли, если они развернутся. За время боя Слава выпустил 230 пятнадцатидюймовых и одну тысячу шестьдесят пять 4,5-дюймовых выстрелов, Шарнхорст выпустил сто восемьдесят два 11-дюймовых снаряда, а Гнейзенау - пятьдесят четыре 11-дюймовых выстрела. [ 18 ]

Последствия

[ редактировать ]

Несмотря на то, что Королевский флот одержал незначительную тактическую победу над Кригсмарине , немцы сочли это сражение стратегическим успехом из-за того, что силы Уитворта были задержаны достаточно долго, чтобы не помешать им высадиться в Нарвике. После боя силы Уитворта продолжили поиск немецких крупных кораблей. При занятой британской эскадре немецким эсминцам-транспортам удалось пробиться к Нарвику, уничтожив на своем пути два норвежских корабля береговой обороны . [ 16 ] После боя с «Славаю» немецкие линкоры встретились с адмиралом Хиппером 11 апреля возле Тронхейма. Оттуда они вернулись в Германию и 12 апреля достигли Вильгельмсхафена, где были устранены повреждения Шарнхорста и Гнейзенау , полученные в результате боя и погодных условий . [ 19 ] [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ О'Хара 2004, стр. 17.
  2. ^ Jump up to: а б с О'Хара 2004, стр. 22.
  3. ^ Лунде 2009, стр. 112.
  4. ^ Миллер 1995, с. 59.
  5. ^ Миллер 1995, с. 60.
  6. ^ Миллер 1995, с. 62.
  7. ^ Хаарр, стр. 310–311.
  8. ^ Хаарр, стр. 312–313.
  9. ^ Смит 2008, стр. 68–69.
  10. ^ Гарцке 1985, с. 135.
  11. ^ Эдвардс 1995, с. 101
  12. ^ «HMS Слава» . Naval-history.net .
  13. ^ Лиенау, Питер (22 октября 1999 г.). «Рабочая среда проектирования немецких военных кораблей в Первой и Второй мировых войнах» . Военно-морское вооружение мира . Проверено 19 декабря 2015 г.
  14. ^ Смит 2008, с. 70.
  15. ^ «HMS Слава» . Naval-history.net .
  16. ^ Jump up to: а б Миллер 1995, с. 63.
  17. ^ Гарцке 1985, с. 137.
  18. ^ Хаарр, стр. 312–313.
  19. ^ Гарцке 1985, с. 137, 157
  20. ^ Волосы, с. 316.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24b9fa0940ffbe03629e17d9c54b041b__1720614540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/1b/24b9fa0940ffbe03629e17d9c54b041b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Action off Lofoten - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)