Jump to content

Немецкий крейсер Адмирал Хиппер

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Адмирал Хиппер в 1939 году.
История
Нацистская Германия
Имя Адмирал Хиппер
Тезка Адмирал Франц фон Хиппер
Строитель Блом и Восс , Гамбург
Заложен 6 июля 1935 г.
Запущен 6 февраля 1937 г.
Введен в эксплуатацию 29 апреля 1939 г.
Судьба Затоплен 3 мая 1945 г., поднят и сдан на слом в 1948–1952 гг.
Общие характеристики
Класс и тип «Адмирал Хиппер» типа Крейсер
Смещение
Длина 202,8 м (665 футов 4 дюйма) в целом
Луч 21,3 м (69 футов 11 дюймов)
Черновик Полная нагрузка: 7,2 м (24 фута)
Установленная мощность 132 000 л.с. (98 МВт )
Движение
Скорость 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час)
Дополнить
  • 42 офицера
  • 1340 зачислено
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 3 Арадо Ар 196
Авиационные объекты 1 катапульта

Адмирал Хиппер был головным кораблем класса «Адмирал Хиппер» тяжелых крейсеров , которые служили в составе нацистской Германии во Кригсмарине время Второй мировой войны . Корабль был заложен на верфи Blohm & Voss в Гамбурге в июле 1935 года и спущен на воду в феврале 1937 года; «Адмирал Хиппер» вступил в строй незадолго до начала войны, в апреле 1939 года. Корабль был назван в честь адмирала Франца фон Хиппера , командира немецких линейных крейсеров эскадры во время Ютландской битвы в 1916 году, а затем главнокомандующего немецкими войсками в открытом море. Флот . Он был вооружен главной батареей из восьми орудий калибра 20,3 см (8 дюймов) и, хотя номинально не превышал предела в 10 000 длинных тонн (10 160 т), установленного англо-германским военно-морским соглашением , фактически водоизмещение составляло более 16 000 длинных тонн (16 260 т). ).

Адмирал Хиппер участвовал во многих боевых действиях во время войны, особенно во время битвы за Атлантику . Она руководила штурмом Тронхейма во время операции Weserübung ; На пути к своей цели она потопила британский эсминец HMS Glowworm . В декабре 1940 года он вырвался в Атлантический океан , чтобы действовать против торгового судоходства союзников, однако эта операция закончилась без значительного успеха. В феврале 1941 года адмирал Хиппер снова совершил боевое вылет, потопив несколько торговых судов, прежде чем вернуться в Германию через Датский пролив . Затем корабль был переброшен в северную Норвегию для участия в операциях против конвоев в Советский Союз , кульминацией которых стала битва в Баренцевом море 31 декабря 1942 года, где он потопил эсминец «Ахатес» и тральщик « Брэмбл», но, в свою очередь, был поврежден и вынужден отступить легкими крейсерами HMS Sheffield и Jamaica .

Разочарованный неспособностью потопить торговые суда в том сражении, Адольф Гитлер большую часть надводных кораблей приказал сдать на слом , хотя адмирал Карл Дёниц смог убедить Гитлера сохранить надводный флот. В результате «Адмирал Хиппер» был возвращен в Германию и списан для ремонта. Однако корабль так и не был восстановлен в боевое состояние, и 3 мая 1945 года бомбардировщики Королевских ВВС серьезно повредили его, когда он находился в Киле , Германия. Ее команда затопила корабль у причала , а в июле 1945 года он был поднят и отбуксирован в бухту Хайкендорфер . В конечном итоге в 1948–1952 годах ее разобрали на металлолом; ее колокол в настоящее время выставлен в Военно-морском мемориале Лабое недалеко от Киля.

Опознавательный рисунок «Адмирал Хиппер» крейсера типа

Адмирал Хиппер» « класса Тяжелые крейсера были заказаны в контексте перевооружения военно-морского флота Германии после того, как нацистская партия пришла к власти в 1933 году и отказалась от положений Версальского договора о разоружении . В 1935 году Германия подписала англо-германское военно-морское соглашение с Великобританией, которое обеспечило правовую основу для перевооружения немецкого военно-морского флота; В договоре указывалось, что Германия сможет построить пять » водоизмещением 10 000 длиннотонных (10 160 т « договорных крейсеров ) . [ 1 ] « Адмиралы Хипперы » номинально находились в пределах лимита в 10 000 тонн, хотя и значительно превышали этот показатель. [ 2 ]

Адмирал Хиппер 202,8 метра (665 футов) имел общую длину , ширину 21,3 м (70 футов) и максимальную осадку 7,2 м (24 фута). После установки носовой части во время достройки ее общая длина увеличилась до 205,9 метра (676 футов). Корабль имел проектное водоизмещение 16 170 т (15 910 длинных тонн; 17 820 коротких тонн) и полное водоизмещение 18 200 длинных тонн (18 500 тонн). «Адмирал Хиппер» был оснащен тремя комплектами паровых турбин с редуктором , которые снабжались паром от двенадцати нефтяных котлов сверхвысокого давления . Максимальная скорость корабля составляла 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час) при мощности на валу 132 000 лошадиных сил (98 000 кВт). [ 3 ] Ее стандартный состав состоял из 42 офицеров и 1340 рядовых. [ 4 ]

«Адмирала Хиппера » Основное вооружение состояло из восьми орудий SK L/60 калибра 20,3 см (8 дюймов) , установленных в четырех спаренных орудийных башнях , расположенных суперстрельными парами в носовой и кормовой части. [ а ] Ее зенитная батарея состояла из двенадцати орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) L / 65, двенадцати орудий калибра 3,7 см (1,5 дюйма) и восьми орудий калибра 2 см (0,79 дюйма). У нее было четыре тройных торпедных аппарата диаметром 53,3 см (21,0 дюйма), все на главной палубе рядом с четырьмя дальномерами для зенитных орудий. [ 5 ]

адмирала Хиппера имел Бронепояс толщину от 70 до 80 мм (от 2,8 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину от 12 до 30 мм (от 0,47 до 1,18 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 20 до 50 мм (от 0,79 до 1,97 дюйма). Башни главного калибра имели толщину граней 105 мм (4,1 дюйма) и бортов 70 мм. [ 3 ] Самая тяжелая броня толщиной 150 мм (5,9 дюйма) наносилась на вертикальные поверхности боевой рубки, а толщина горизонтальных поверхностей была ограничена 50 мм (2,0 дюйма). [ 6 ]

Первоначальный проект «Адмирала Хиппера» предусматривал авиационный ангар на один самолет. В ходе строительства требования были изменены и был построен авиационный ангар для двух гидросамолетов, которые можно было хранить рядом. Более широкий авиационный ангар заставил переставить среднюю пару 10,5-см орудий с палубы надстройки на верхнюю палубу, что ограничило их зону обстрела в корму. [ 7 ] Корабль был оснащен тремя гидросамолетами Arado Ar 196 и одной катапультой . [ 4 ] В 1941 году авиационный ангар был уменьшен и теперь на нем разместился только один «Арадо», и всего на борту было только два гидросамолета «Арадо». [ 8 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Адмирал Хиппер во время достройки в 1937 году.

«Адмирал Хиппер» был заказан Кригсмарине на верфи Blohm & Voss в Гамбурге . [ 3 ] Киль был заложен 6 июля 1935 года. [ 9 ] строящийся номер 501. [ 3 ] Корабль был спущен на воду 6 февраля 1937 года и завершен 29 апреля 1939 года, в день его вступления в состав немецкого флота. [ 10 ] Главнокомандующий Кригсмарине гросс ( -адмирал гросс-адмирал) Эрих Редер , который был Франца фон Хиппера начальником штаба во время Первой мировой войны , произнес крестильную речь, а его жена Эрика Редер провела крещение. [ 11 ] [ 12 ] Построенный корабль имел прямой форштевень , однако после спуска на воду его заменили носовой частью клипера . Также была установлена ​​наклонная крышка воронки. [ 13 ]

Kapitän zur See (капитан в море) Хельмут Хейе получил командование кораблем при его вводе в эксплуатацию. [ 14 ] После ввода в эксплуатацию в апреле 1939 года «Адмирал Хиппер» отправился в Балтийское море для проведения учебных маневров. Судно также совершало заходы в различные порты Балтии, в том числе в города Эстонии и Швеции . В августе корабль провел боевые стрельбы на Балтике. Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война , корабль все еще проводил артиллерийские испытания. Некоторое время ее использовали для патрулирования Балтики, но в боях она не участвовала и была быстро возвращена к учениям. [ 9 ] В ноябре 1939 года корабль вернулся на верфь Blohm & Voss для доработки; в их число входила замена прямого стержня на клипер и установка крышки воронки. [ 15 ]

Ходовые испытания на Балтике возобновились в январе 1940 года, но сильный лед не позволил кораблю зайти в порт. 17 февраля Кригсмарине объявила корабль полностью боеспособным, а на следующий день адмирал Хиппер начал свое первое крупное патрулирование военного времени. [ 16 ] во время операции «Нордмарк» . Она присоединилась к линкорам «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также эсминцам Z20 «Карл Гальстер» и Z21 «Вильгельм Хайдкамп» в вылазке в Северное море у Бергена , Норвегия. Третий эсминец, Z9 Wolfgang Zenker , был вынужден повернуть назад после получения повреждений ото льда. Корабли действовали под командованием адмирала Вильгельма Маршалла . [ 17 ] Корабли попытались обнаружить британское торговое судоходство, но потерпели неудачу и 20 февраля вернулись в порт. [ 16 ]

Учения «Операция Везер»

[ редактировать ]
Адмирал Хиппер загружает горные войска в Куксхафене

После возвращения из боевого вылета в Северном море адмирал Хиппер была направлена ​​в состав сил, которым было поручено вторжение в Норвегию под кодовым названием «Операция Везерюбунг». [ 16 ] Корабль был назначен флагманом Группы 2 вместе с эсминцами Z5 Paul Jakobi , Z6 Theodor Riedel , Z16 Friedrich Eckoldt и Z8 Bruno Heinemann . KzS Heye получил командование группой 2. Во время операции [ 18 ] Пять кораблей перевозили в общей сложности 1700 Вермахта горнострелков , целью которых был порт Тронхейм ; корабли погрузили войска в Куксхафен . [ 16 ] [ 19 ] Корабли направились на Шиллиг рейд под Вильгельмсхафеном , где присоединились к Группе 1, состоящей из десяти эсминцев, и линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» под командованием вице-адмирала Гюнтера Лютьенса , [ 20 ] которым было поручено прикрывать 1 и 2 группы. Корабли вышли с рейда в полночь в ночь с 6 на 7 апреля. [ 21 ]

Между 14:25 и 14:48 7 апреля корабли были безуспешно атакованы к западу от Скагеррака двенадцатью бомбардировщиками . К вечеру погода ухудшилась, и несколько эсминцев не смогли выдержать высокую (27 узлов) скорость и остались позади основных сил. 8 апреля в 09:15 один из преследующих эсминцев, Z11 Bernd von Arnim, подал сигнал о бое с британским эсминцем, а в 09:22 Лютьенс приказал адмиралу Хипперу провести расследование. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] По прибытии на место происшествия первоначально ошибочно принял адмирала Хиппера британский эсминец HMS Glowworm за дружественное судно, что позволило немецкому кораблю сократить дистанцию ​​и открыть огонь первым. Адмирал Хиппер обрушил огонь на Светлячка , нанеся несколько попаданий. Светлячок попытался бежать, но когда стало очевидно, что она не может оторваться от преследующего крейсера, она повернулась к адмиралу Хипперу и выпустила серию торпед, но все они промахнулись. Британский эсминец нанес одно попадание в носовую часть правого борта «Адмирала Хиппера » , прежде чем неисправность руля направления привела корабль к столкновению с немецким крейсером. [ 25 ] В результате столкновения со «Светлячком» была оторвана 40-метровая (130 футов) секция бронепояса «Адмирала Хиппера » по правому борту, а также торпедный аппарат правого борта корабля. [ 26 ] Незначительное наводнение привело к крену на правый борт на четыре градуса, хотя корабль смог продолжить миссию. [ 23 ] Котлы « Светлячка » взорвались вскоре после столкновения, в результате чего он быстро затонул. Немецкий корабль подобрал сорок выживших. [ 16 ] В 11:14 адмирал Хиппер прервал спасательную операцию. [ 27 ] и взял курс на Тронхейм [ 25 ] со своими четырьмя эсминцами, а Группа 1 взяла курс на Нарвик. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» заняли позиции южнее Лофотенских островов в Вест -фьорде, чтобы прикрыть обе высадки. [ 28 ] Британский эсминец просуществовал достаточно долго, чтобы отправить беспроводное сообщение в штаб Королевского флота , что дало линейному крейсеру « Слава » время занять позицию для боя с «Шарнхорстом» и «Гнейзенау» , хотя немецкие линкоры использовали свою превосходящую скорость, чтобы прервать контакт. [ 29 ]

адмирала Хиппера в Тронхейме Высадка

Группа 2 была замечена в 14:50 кораблем «Шорт Сандерленд» , и радиоразведка показала, что поблизости действуют вражеские корабли. Чтобы прояснить ситуацию, адмирал Хиппер в 17:50 запустил гидросамолет «Арадо» в направлении Тронхейма. «Арадо» сообщил об отсутствии активности на подходах к Тронхейму, а затем совершил вынужденную посадку в Эйде , поскольку погода была слишком плохой, чтобы приземлиться в «Адмирале Хиппере» в открытом море. [ 30 ] При попытке приобрести топливо у местных жителей экипаж был задержан и передан полиции. захватила Воздушная служба Королевского военно-морского флота Норвегии «Арадо», окрашенный в норвежские цвета и использовавшийся норвежцами до 18 апреля, когда он был эвакуирован в Великобританию. [ 31 ]

Двигаясь на максимальной скорости через длинный и узкий Тронхейм-фьорд в сторону Тронхейма, адмирал Хиппер успешно выдавал себя за британский военный корабль достаточно долго, чтобы обойти батареи норвежской береговой артиллерии. После того, как корабли форсировали самую узкую часть фьорда между 04:04 и 04:14, одна норвежская батарея с опозданием открыла огонь, но безрезультатно. Адмирал Хиппер ответил двумя залпами из кормовых башен. Два оставшихся гидросамолета «Арадо» были отправлены на разведку и проверку подходящих мест для баз самолетов и гидросамолетов. Один из самолетов также атаковал бомбами береговую батарею. Крейсер вошел в гавань и в 05:25 встал на якорь для высадки горнострелковых войск. [ 32 ] Немецкий танкер, который должен был дозаправить Группу 2 в Тронхейме, не прибыл, и кораблям пришлось остаться в гавани из-за нехватки топлива. 10 апреля гидросамолет «Арадо» из Шарнхорста доставил приказ Лютьенса попытаться прорваться и следующей ночью вернуться в Германию вместе с двумя линкорами. Адмирал Хиппер покинул Тронхейм в 21:30 в сопровождении Фридриха Экольдта . Два корабля сначала направились на северо-запад, чтобы очистить норвежское побережье. 11 апреля в 02:50 Фридрих Экольдт вернулся в Тронхейм из-за плохой погоды и нехватки топлива. В плохую погоду адмирал Хиппер смог выбрать короткий прямой путь в Германию. Корабль присоединился к Шарнхорсту и Гнейзенау только в 08:00 12 апреля и достиг Вильгельмсхафена в 22:00, у Адмирала Хиппера осталось всего 125 из 3005 кубометров топлива. [ 33 ] [ 34 ] Адмирал Хиппер вошел в сухой док, где было обнаружено, что корабль получил более серьезные повреждения в результате столкновения со Светлячком, чем предполагалось ранее. Тем не менее ремонт был завершен за две недели. [ 25 ]

Операция Юнона

[ редактировать ]

Маршалл организовал миссию по захвату Харстада в Северной Норвегии в начале июня 1940 года; адмиралу Хипперу , линкорам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , а также четырем эсминцам Z7 Hermann Schoemann , Z10 Hans Lody , Z15 Erich Steinbrinck и Z20 Karl Galster . Проведение операции было поручено [ 25 ] Корабли вышли из Киля 4 июня. Три дня спустя «Адмирал Хиппер» и четыре эсминца дозаправились с корабля снабжения «Дитмаршен» . [ 35 ] План состоял в том, чтобы атаковать британскую базу в Харштадте утром 9 июня, но вскоре после полуночи 8 июня план был изменен: самолет-разведчик не сообщил об отсутствии кораблей в Харштадте, а поскольку немецкие корабли также обнаружили сильно возросшую радиопередачу конвоя, Маршалл пришел к выводу, что британцы эвакуируют Харштадт. Вместо того чтобы совершить набег на Харштадт, Маршалл решил действовать против эвакуационного конвоя. [ 36 ] В поисках конвоя немецкие войска впервые столкнулись с танкером Oil Pioneer 8 июня в 06:45, который сопровождал траулер HMT Juniper . «Адмирал Хиппер» потопил «Джунипер» артиллерийским огнем, а «Гнейзенау» потопил «Ойл Пионер» . В 10:52 адмирал Хиппер встретил и потопил пустой военный корабль «Орама». [ 37 ] [ 38 ] Несмотря на запуск своих самолетов-разведчиков Ar 196, немецкие корабли не смогли обнаружить конвой, и в 13:00 адмирал Хиппер и четыре эсминца вернулись в Тронхейм, чтобы прикрыть и защитить тамошние немецкие войска, в то время как линкоры дозаправлялись в Дитмаршене и продолжали наступление. операция. [ 16 ] [ 39 ] Ближе к вечеру «Шарнхорст» и «Гнейзенау» обнаружили британские силы, состоявшие из британского авианосца HMS Glorious и двух эсминцев сопровождения, «Ardent» и «Acasta» . Все три британских корабля были потоплены, но «Шарнхорст» был сильно поврежден торпедой, и оба немецких линкора также вернулись в Тронхейм 9 июня. [ 40 ]

шесть Блэкбернских поморников из 800-й морской авиационной эскадрильи выстроились в ряд на палубе Арк Ройал.

10 июня адмирал Хиппер и Гнейзенау покинули Тронхейм с четырьмя эсминцами во второй попытке атаковать эвакуирующиеся конвои, но на следующий день они вернулись в Тронхейм, не сумев обнаружить ни одного британского корабля. [ 41 ] [ 42 ] 13 июня пятнадцать «Блэкбернских поморников» из 800-й морской авиационной эскадрильи и 803-й морской авиационной эскадрильи взлетели с британского авианосца HMS Ark Royal, чтобы атаковать немецкие корабли в Тронхейме. Бомбардировщики поразили Шарнхорст неразорвавшейся бомбой и потеряли восемь человек из своего числа от истребителей и зенитных орудий. [ 42 ] Зенитчики «Адмирала Хиппера» сбили один из атакующих британских бомбардировщиков. [ 16 ] Чтобы прикрыть возвращение поврежденного «Шарнхорста» в Германию, «Адмирал Хиппер» и «Гнейзенау» 20 июня покинули Тронхейм для рейда в сторону прохода Исландия — Фарерские острова, однако «Гнейзенау» был торпедирован и поврежден подводной лодкой «Клайд» , и оба корабля тем же способом вернулись в Тронхейм. день [ 43 ] [ 44 ]

25 июля адмирал Хиппер отправился в торговый патруль в районе между Шпицбергеном и Тромсё ; круиз продлился до 9 августа. [ 45 ] Гидросамолёты «Арадо» смогли обнаружить несколько кораблей, но все они были нейтральными. Британских кораблей обнаружено не было. 31 июля один из «Арадо» погиб в результате аварии. На следующий день адмирал Хиппер столкнулся с финским грузовым судном «Эстер Торден» , на котором было обнаружено 1,75 т (1,72 длинных тонны; 1,93 коротких тонны) золота. Корабль был захвачен и отправлен в оккупированную Норвегию с призовым экипажем. [ 46 ] 5 августа адмирал Хиппер получил приказ немедленно вернуться в Германию. Крейсер сначала пополнился из Дитмаршена , а затем направился к норвежскому побережью. 10 августа адмирал Хиппер прибыл в Вильгельмсхафен. [ 47 ]

Операция «Тур по Северному морю»

[ редактировать ]

Капитальный ремонт в Вильгельмсхафене был завершен 9 сентября, и под новым командиром Вильгельмом Мейзелем крейсер был готов к участию в операции «Морской лев» — запланированном вторжении в Соединенное Королевство. Роль адмирала Хиппера заключалась бы в отвлекающем набеге в Северное море, операции «Хербштрейз» или «Осеннее путешествие» с целью отвлечь британский флот метрополии от намеченных маршрутов вторжения в Ла-Манш. После отсрочки этой операции 24 сентября корабль покинул Вильгельмсхафен с миссией прорваться в Атлантический океан для совершения набегов на торговое движение. [ 48 ] Система подачи масла в двигатель загорелась и получила серьезные повреждения. Пожар вынудил экипаж отключить двигательную установку корабля до тех пор, пока пожар не удастся взять под контроль; это сделало адмирала Хиппера неподвижным на несколько часов в открытом море. Британской разведке не удалось обнаружить корабль, и после того, как пожар был потушен, корабль вернулся на гамбургскую верфь Blohm & Voss, где ремонт длился чуть больше недели. [ 46 ]

Адмирал Хиппер в сухом доке в Бресте , фотография ПРУ Спитфайр в 1941 году.

Корабль предпринял вторую попытку прорваться в Атлантику, получившую обозначение Operation Nordseetour . 30 ноября «Адмирал Хиппер» в сопровождении пяти торпедных катеров дозаправился на танкере «Волин» покинул Германию и направился в Берген в Норвегии, где 1 декабря . Затем немецкий крейсер проследовал к позиции к югу от Ян-Майена , где он несколько раз дозаправлялся на танкере «Адриа» , ожидая подходящей плохой погоды для прорыва через Датский пролив в Северную Атлантику. Во время шторма в ночь на 6 декабря он незамеченным прошел Датский пролив. [ 49 ] После дозаправки танкером «Фридрих Бреме» 12 декабря Майзель начал поиск конвоя HX 94, который, по данным разведки B-Dienst, находился поблизости. Адмирал Хиппер столкнулся с несколькими независимыми парусными судами, но, поскольку ему было приказано атаковать только конвои, Мейзель не атаковал и остался незамеченным. При ухудшении погоды колонну обнаружить не удалось. Между двойной дозаправкой с корабля «Фридрих Бреме» 16 и 20 декабря адмирал Хиппер искал конвои SC 15 и HX 95, но снова ничего не было найдено из-за плохой погоды. В конце концов Майзель решил покинуть маршруты конвоев в Северной Атлантике и действовать на морских путях между Соединенным Королевством и Западной Африкой , где B-Dienst сообщил о конвоях SL 58 и SLS 58. Для поиска конвоев был запущен гидросамолет Arado. , но самолет пропал и ничего не было найдено. 23 декабря «Адмирал Хиппер» курсировал между Азорскими островами и Испанией. [ 50 ] [ 51 ]

24 декабря в сумерках адмирал Хиппер обнаружил своим радаром DeTe конвой WS 5A. [ 46 ] примерно в 700 морских милях (1300 км; 810 миль) к западу от мыса Финистерре . [ 52 ] Ночью она следила за конвоем с помощью радара, намереваясь атаковать на рассвете. Ночью большой эскорт был визуально обнаружен и безуспешно атакован тремя торпедами. [ 53 ] Однако Конвой WS 5A был не одним из обычных торговых конвоев, а хорошо охраняемым конвоем военных кораблей, состоящим из двадцати кораблей. Пять из двадцати кораблей были задействованы в операции «Эксцесс» . Конвой охранял мощный эскорт в составе тяжелого крейсера «Бервик» и лёгких крейсеров «Бонавентура» и «Данедин» . Авианосцы «Фьюриес» и «Аргус» входили в состав конвоя, но не были в рабочем состоянии, поскольку перебрасывали самолеты в ящиках. [ 52 ] Когда адмирал Хиппер атаковал, утром [ 46 ] она была удивлена, когда вступила в контакт с Бервиком . Торпедная атака на Бервик не удалась. [ 54 ] но своими главными орудиями сильно повредила водоизмещением 13 994 брт транспортный Empire Trooper , [ 52 ] и слегка повредила грузовое судно «Арабистан» , прежде чем заметить другие корабли, идущие к нему. Полагая, что эти корабли являются эсминцами, готовящимися к торпедной атаке, она быстро отошла, используя свои главные орудия, чтобы держать эскорт на расстоянии. [ 46 ] Десять минут спустя «Бервик» снова появился у «Адмирала Хиппера » ; левого борта [ 46 ] немецкий крейсер дал несколько залпов из кормовых башен [ 55 ] и попал в кормовые башни, ватерлинию и носовую надстройку британского крейсера . Затем адмирал Хиппер вышел из боя, чтобы не дать «британским эсминцам» приблизиться и начать торпедную атаку. [ 46 ]

К этому времени у корабля кончалось топливо, и он зашел в Брест в оккупированной Франции . 27 декабря [ 46 ] в сопровождении миноносца «Ягуар» . [ 56 ] По пути адмирал Хиппер встретил и потопил независимое пассажирское судно водоизмещением 6078 GRT . 25 декабря [ 52 ] Пока корабль находился в Бресте, был проведен еще один этап плановых работ по техническому обслуживанию, готовивший его к новому выходу на морские пути Атлантического океана. [ 57 ] [ 58 ] 4 января адмирал Хиппер был обнаружен британской воздушной разведкой в ​​Бресте. Той же ночью был совершен крупный воздушный налет с использованием 53 бомбардировщиков «Виккерс Веллингтон» , «Армстронг Уитворт Уитли» и «Хэндли Пейдж Хэмпден», но из-за облачности и сильной зенитной артиллерии успеха не было. [ 59 ] [ 60 ] Ночью 10 января произошла меньшая атака с участием двенадцати Уитли, а ночью 12 января - 26 Веллингтонов и Хэмпденов, но все безуспешно. Британцы не смогли обнаружить отъезд адмирала Хиппера из Бреста 1 февраля и продолжили атаки. 4 февраля «Веллингтон» ошибочно заявил о попадании в крейсер в Бресте. [ 61 ]

Адмирал Хиппер ведет огонь по Боргестаду, принадлежащему конвою SLS-64.

Вторая Атлантическая операция

[ редактировать ]

Первоначально Кригсмарине « стремилась отправить линкоры «Шарнхорст» и Гнейзенау» для действий совместно с адмиралом Хиппером , но в декабре «Гнейзенау» пострадал от шторма, что помешало участию двух кораблей. [ 57 ] Однако ремонт был произведен быстро, и в конце января два линкора предприняли вторую попытку. [ 62 ] 1 февраля 1941 года адмирал Хиппер совершил свой второй боевой вылет в Атлантику. [ 63 ] с приказом действовать на маршрутах конвоев между Соединенным Королевством и Западной Африкой. Кораблю разрешалось действовать как против легкосопровождаемых конвоев, так и против самостоятельных парусных судов, в надежде, что его появление в этих водах отвлечет британские силы от охраны Датского пролива, чтобы «Шарнхорст» и «Гнейзенау» могли легко прорваться в Атлантику . [ 64 ] С 4 по 10 февраля адмирал Хиппер патрулировал Азорские острова, но кораблей обнаружено не было. Ее несколько раз дозаправлял танкер Spichern . [ 65 ] [ 57 ] Узнав, что британские силы H совершили вылет из Гибралтара вглубь Средиземного моря, чтобы бомбардировать Специю , Мейзель понял, что конвои между Великобританией, Гибралтаром и Западной Африкой остались незакрытыми тяжелыми подразделениями, и он решил действовать ближе к Гибралтару. [ 66 ] где подводная лодка и Люфтваффе атаковали конвой HG 53 . [ 67 ] 11 февраля адмирал Хиппер встретил и потопил отставший английский корабль «Исландия» водоизмещением 1236 брт. [ 68 ] [ 69 ] В тот вечер около полуночи она заметила на своем радаре несопровождаемый конвой SLS 64 , в котором находилось девятнадцать торговых судов. На следующее утро адмирал Хиппер атаковал конвой и, выдавая себя за британский крейсер, смог приблизиться к конвою на близкое расстояние, прежде чем открыть огонь в 06:19. Удивленные корабли тут же разошлись. В начале боя «Адмирал Хиппер» держался на расстоянии от трех до пяти километров до кораблей, но как только боеприпасы были на исходе, он приблизился, чтобы вести более точный огонь. После того как корабли были поражены артиллерийским огнем и остановились, их добили торпедами. Адмирал Хиппер выпустил все свои двенадцать торпед и заявил, что все торпеды попали в цель. [ 70 ] В 07:18 все еще было видно только шесть кораблей, из которых только два шли. Мейзель решил прекратить бой и уйти до того, как британские войска приблизится. [ 71 ] [ 72 ] Британцы сообщили, что было потеряно только семь кораблей общим водоизмещением 32 806 брт, а еще два были повреждены. [ 57 ] [ 73 ] [ б ] Немцы утверждали, что «Адмирал Хиппер» потопил тринадцать из девятнадцати грузовых судов общим водоизмещением 79 000 тонн. [ 74 ] в то время как некоторые выжившие сообщили, что четырнадцать кораблей конвоя были потоплены. [ 57 ]

Один из адмирала Хиппера спускается трех гидросамолетов Arado Ar 196 на воду в 1942 году.

После нападения на конвой SLS 64 запасы топлива адмирала Хиппера были на исходе. Мейзель опасался, что приближающиеся британские войска преградят путь танкеру на Азорских островах. [ 75 ] и поэтому вернулся в Брест 15 февраля. Поскольку более крупные сухие доки нужно было оставить свободными для возможного возвращения «Шарнхорста» и «Гнейзенау» , «Адмирал Хиппер» был пришвартован в меньшем, но при входе в этот док он повредил винт правого борта о неизведанные на карте обломки. Запасной винт пришлось перевезти из Киля, что вызвало дополнительную задержку. [ 76 ] Однако британские бомбардировщики регулярно атаковали порт, и поэтому Кригсмарине решила, что адмирал Хиппер должен вернуться в Германию, где он мог быть лучше защищен. [ 57 ] 15 марта корабль незамеченным выскользнул из Бреста и направился к месту встречи к югу от Гренландии с танкером Thorn . Дозаправка была отложена до 21 марта из-за плохой погоды. Поскольку примерно в то же время тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» также возвращался из рейда в Германию, существовали опасения, что два корабля могут помешать друг другу, поэтому адмирал Хиппер получил приказ совершить прорыв через Датский пролив до 28 марта. [ 77 ] Ей удалось это сделать 24 марта. [ 78 ] и через два дня остановился для дозаправки в Бергене. [ 57 ] [ 79 ] К 28 марта крейсер был пришвартован в Киле, проделав весь путь незамеченным британцами. [ 78 ]

По прибытии корабль отправился на верфь Deutsche Werke для капитального ремонта, который длился семь месяцев. Редер намеревался продолжать отправлять « Адмирал Хиппер» в рейды в Северной Атлантике, и, поскольку до сих пор в его операциях преобладала постоянная необходимость дозаправки, было решено увеличить его запас топлива с 3050 до 3700 кубических метров. [ 80 ] [ 81 ] В это же время был переоборудован и ангар для самолетов: большой ангар для двух гидросамолетов со сложенными крыльями, с которыми оказалось трудно работать в эксплуатации, был заменен ангаром меньшего размера только для одного гидросамолета, а свободное помещение было занято дозаправкой оборудования и дополнительным продовольствием. складское помещение. [ 7 ] После завершения ремонта «Адмирал Хиппер» провел ходовые испытания на Балтике, прежде чем 21 декабря зайти в Готенхафен для незначительного переоборудования. В январе 1942 года на верфи Blohm & Voss был отремонтирован паровые турбины корабля; размагничивания . Во время капитального ремонта на корпус корабля была установлена ​​катушка К марту корабль снова был в полной боевой готовности. [ 82 ] К тому времени стратегическая ситуация полностью изменилась: из-за британской воздушной разведки и развития радаров совершать налеты в Северной Атлантике стало невозможно. Вместо этого немецкий надводный флот сосредоточился в Норвегии в качестве сдерживающего фактора против вторжения союзников и для нападения на арктические конвои, направляющиеся в Россию. [ 83 ]

Развертывание в Норвегии

[ редактировать ]
Конвой PQ-17, цель операции Rösselsprung.

19 марта 1942 года адмирал Хиппер направился в Тронхейм в сопровождении эсминцев Z24 , Z26 и Z30 и торпедных катеров T15 , T16 и T17 . Несколько британских подводных лодок патрулировали этот район, но не смогли перехватить немецкую флотилию. Адмирал Хиппер и ее эскорт достигли пункта назначения 21 марта. [ 84 ] Там они присоединились к тяжелым крейсерам «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген» , хотя последний был торпедирован британской подводной лодкой «Трайдент» 23 февраля. [ 85 ] и вернулся в Германию для ремонта 16 мая. [ 86 ] В то же время тяжелый крейсер «Лютцов» перешел из Германии в Норвегию. [ 87 ] В начале марта линкор «Тирпиц» действовал против арктического конвоя PQ 12 во время операции «Спортпаласт» и истощил и без того очень низкие запасы немецкого топлива. В результате операции выше уровня эсминца были невозможны, и «Адмирал Хиппер» оставался в порту в течение следующих месяцев. [ 88 ] [ 89 ]

В июле запасов топлива было достаточно, чтобы возобновить операции, и немцы намеревались атаковать следующий конвой PQ 17 всем надводным флотом в рамках операции «Рёссельспрунг» . [ 90 ] 1 июля конвой был обнаружен судном B-Dienst и обнаружен подводными лодками. На следующий день начался первый этап операции «Рёссельспрунг», когда немецкие войска сосредоточились в Альтафьорде , откуда они могли совершить вылазку против конвоя. [ 91 ] 2 июля Admiral Hipper , Tirpitz , эсминцы Z6 Theodor Riedel , Z10 Hans Lody , Z14 Friedrich Ihn и Z20 Karl Galster , а также торпедные катера T7 и T15 вышли из Тронхейма в Альтафьорд, за ними 3 июля последовали крейсеры Lützow и Admiral Scheer. и эсминцы Z24 , Z27 , Z28 , Z29 , Z30 и Z4 Richard Beitzen, идущие из Нарвика. [ 92 ] [ 91 ] [ 86 ] Чтобы избежать британской разведки, немецкий флот не выходил в открытые воды, а оставался недалеко от берега. В тумане Lützow сел на мель в узком Тьельдсундете , а эсминцы Z6 Theodor Riedel , Z10 Hans Lody и Z20 Karl Galster ударились о неизведанные скалы у Гримсёя в Вестфьорде, и все эти корабли вышли на операцию. [ 93 ] Эсминцы Z15 Erich Steinbrinck и Z16 Friedrich Eckoldt также прибыли 3 июля в Альтафьорд. [ 91 ]

Конвой сопровождали линкоры HMS Duke of York и USS Washington, а также авианосец HMS Victorious . [ 94 ] Поскольку самолеты «Викториуса » чуть не торпедировали «Тирпиц» во время операции «Спортпаласт», Гитлер прямо запретил начинать следующий этап операции «Рёссельспрунг» — фактическую атаку на конвой, до тех пор, пока авианосец не будет выведен из строя Люфтваффе. [ 95 ] Тем временем шведская разведка сообщила об отбытии немцев британскому Адмиралтейству , которое вечером 4 июля приказало конвою рассредоточиться. Утром 5 июля немцам стало известно, что конвои отходят и торговцы продолжают путь самостоятельно. Второй этап операции «Рёссельспрунг» начался в 11:37, и адмирал Хиппер покинул Альтафьорд вместе с немецким флотом. Вечером стало ясно, что они были обнаружены и доложены британской подводной лодкой HMS Unshaken и Consolidated PBY Catalina из 201-й эскадрильи RAF , хотя атака советской подводной лодки К-21 осталась незамеченной. [ 96 ] Немцы прервали операцию и предоставили торговцев подводным лодкам и Люфтваффе, которые потопили 21 из 34 бегущих транспортов. [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ]

Адмирал Хиппер в норвежских водах, около 1942 года.

Из-за обязательств в Средиземноморье в рамках операции «Пьедестал » Королевский флот не смог обеспечить достаточное сопровождение следующего арктического конвоя, и отплытие конвоя PQ-18 было отложено до сентября. Конвой был обнаружен 8 сентября, а 10 сентября немцы начали операцию «Доппельшлаг» : всем имеющимся надводным частям было приказано отправиться в Альтафьорд, откуда они должны были начать атаку на конвой. Адмирал Хиппер покинул Нарвик вместе с «Адмиралом Шеером» , легким крейсером «Кельн» и эсминцами Z23 и Z27 и 11 сентября прибыл в Альтафьорд. [ 100 ] «Тирпиц» и «Лютцов» находились в ремонте и остались в Нарвике. На пути корабли впервые обнаружила британская подводная лодка «Трибьюн» . а затем безуспешно атакован британской подводной лодкой «Тигрис» . [ 57 ] Норвежская подводная лодка HNoMS Uredd и британская подводная лодка Unshaken заметили немецкий флот, но не смогли атаковать. Эсминцы Z4 Richard Beitzen , Z16 Friedrich Eckoldt , Z29 и Z30 также прибыли в Альтафьорд 11 сентября. [ 100 ] но затем операцию еще раз отменили, поскольку Гитлер не хотел рисковать потерями надводного флота. [ 101 ]

В операции «Зарин» крейсер 24–28 сентября поставил минное поле у ​​северо-западного побережья Новой Земли в сопровождении эсминцев Z23 , Z28 , Z29 и Z30. [ 102 ] Целью операции было направить торговое движение дальше на юг, ближе к досягаемости немецких военно-морских подразделений в Норвегии. После возвращения в порт «Адмирал Хиппер» был переведен в залив Боген недалеко от Нарвика для ремонта двигательной установки. [ 57 ]

28–29 октября «Адмирал Хиппер» и эсминцы «Фридрих Экольдт» и «Рихард Бейтцен» были переброшены дальше на север из Нарвика в Альтафьорд. [ 103 ] Поскольку союзники не смогли обеспечить достаточное сопровождение следующего арктического конвоя PQ-19, они решили отменить конвой и вместо этого 29 октября тринадцать грузовых судов самостоятельно отправились из Исландии в СССР. Из СССР 23 порожних корабля также пытались самостоятельно вернуться в Исландию. Против этого движения немцы начали операцию «Хоффнунг» 5 ноября : «Адмирал Хиппер» и 5-я флотилия эсминцев в составе Z27 , Z30 , Z4 «Ричард Бейтцен» и Z16 «Фридрих Экольдт » патрулировали корабли союзников в Арктике. вице-адмирал Оскар Куммец Командовал эскадрой адмирала Хиппера . 7 ноября гидросамолет крейсера «Арадо» обнаружил советский танкер « Донбасс » водоизмещением 7925 брт и его эскорт — вспомогательный боевой корабль БО-78 . Куммец отправил эсминец Z27 потопить два советских корабля. [ 104 ] 9 ноября корабли вернулись в Каафьорд . [ 105 ]

Битва за Баренцево море

[ редактировать ]

В декабре 1942 года движение конвоев в Советский Союз возобновилось. Редер приказал разработать план операции «Регенбоген » по использованию имеющихся в Норвегии надводных подразделений для атаки на конвои. Первый конвой месяца, JW 51A , прошел в Советский Союз без происшествий. Однако второй, конвой JW 51B , был замечен подводной лодкой U-354 южнее острова Медвежий . Редер приказал силам, задействованным в операции «Регенбоген», начать действовать. [ 106 ] Адмирал Хиппер снова служил флагманом Куммеца; в состав эскадры входили «Лютцов» и эсминцы «Фридрих Экольдт» , «Рихард Бейтцен» , «Теодор Ридель» , Z29 , Z30 и Z31 . [ 107 ] Войска покинули Альтафьорд в 18:00 30 декабря, получив приказ избегать конфронтации даже с равным противником. [ 108 ]

План Куммеца состоял в том, чтобы разделить свои силы пополам; он поведет «Адмирала Хиппера» и три эсминца к северу от конвоя, чтобы атаковать его и отвлечь эскорт. Затем Лютцов и оставшиеся три эсминца атакуют незащищенный конвой с юга. 31 числа в 09:15 британский эсминец Obdurate заметил три эсминца, наблюдающих за адмиралом Хиппером ; немцы открыли огонь первыми. Четыре из пяти других эсминцев, сопровождавших конвой, бросились в бой, а Ахат поставил дымовую завесу, чтобы прикрыть конвой. Адмирал Хиппер произвел несколько залпов по Ахатесу , обрушив на эсминец осколки снарядов, которые разорвали паропроводы и снизили его скорость до 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Затем Куммец повернул обратно на север, чтобы отвести эсминцы. Капитан Роберт Шербрук , командующий британским эскортом, оставил два эсминца для прикрытия конвоя, а оставшиеся четыре взял на преследование адмирала Хиппера . [ 108 ]

Легкий крейсер «Шеффилд» после боя в Баренцевом море

Отряд R контр-адмирала Роберта Бернетта , сосредоточенный на крейсерах «Шеффилд» и «Ямайка» , стоял в отдаленной поддержке конвоя союзников. [ 106 ] помчался на место происшествия. Крейсеры вступили в бой с «Адмиралом Хиппером» , который вел огонь влево по эсминцу «Обидиент » . Корабли Бёрнетта подошли с правого борта адмирала Хиппера и добились полной неожиданности. [ 109 ] В первой серии залпов британских крейсеров «Адмирал Хиппер» получил три попадания. [ 107 ] Одно из попаданий повредило двигательную установку корабля; Котёл №3 был заполнен смесью масла и воды, что заставило экипаж выключить правый турбодвигатель. Это снизило ее скорость до 23 узлов (43 км/ч; 26 миль в час). Два других попадания вызвали пожар в ее авиационном ангаре. Прежде чем повернуться к ним, она произвела один залп по крейсерам, а эсминцы сопровождения прикрыли ее дымом. [ 110 ] Выйдя из дымовой завесы, адмирал Хиппер снова был атакован крейсерами Бернетта. Из-за неуверенности в состоянии своего флагмана и жестокости британской обороны Куммец в 10:37 отдал следующий приказ: «Прервать боевые действия и отойти на запад». [ 111 ] Ошибочно определив «Шеффилд» как «Адмирала Хиппера» , эсминец «Фридрих Экольдт» подошел слишком близко и был потоплен. [ 112 ] Тем временем Лютцов приблизилась к конвою на расстояние 3 миль (5,6 км; 3,5 миль), но из-за плохой видимости она сдержала огонь. Затем она получила приказ Куммеца и повернула на запад, чтобы встретиться с адмиралом Хиппером . Лютцов непреднамеренно подошел к Шеффилду и Ямайке и, определив их как враждебные, вступил с ними в бой. Британские крейсеры повернули в сторону Лютцова и попали под обстрел обоих немецких крейсеров. Стрельба адмирала Хиппера была более точной и быстро охватила Шеффилд , хотя британский крейсер остался невредимым. Бернетт быстро решил отступить перед лицом превосходящей огневой мощи немцев; его корабли были вооружены 6-дюймовыми (150-мм) орудиями, а «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» - 20,3-см (8,0 дюйма) и 28-см (11 дюймов) орудиями соответственно. [ 113 ]

На основании отданного в начале операции приказа избегать действий сил, равных его собственным, плохой видимости и повреждений своего флагмана Кумметц решил прекратить атаку. В ходе боя британский эсминец «Ахатес» был потоплен повреждениями, нанесенными «Адмиралом Хиппером» . Немцы также потопили тральщик Bramble и повредили эсминцы Onslow , Obedient и Obdurate . В ответ британцы потопили «Фридрих Экольдт» и повредили «Адмирал Хиппер» , а немцев заставили отказаться от атаки на конвой. [ 107 ] После неудавшейся операции разъяренный Гитлер заявил, что надводные силы Кригсмарине будут раскуплены и демонтированы, а их орудия будут использованы для усиления укреплений Атлантического вала . Однако адмирал Карл Дёниц , преемник Редера, убедил Гитлера сохранить надводный флот. [ 114 ] После возвращения в Альтафьорд на «Адмирале Хиппере» был проведен аварийный ремонт, что позволило ему вернуться в залив Боген 23 января 1943 года. [ 115 ] В тот день «Адмирал Хиппер» , «Кельн» и эсминец «Рихард Бейтцен» покинули Альтафьорд, чтобы вернуться в Германию. Три корабля остановились в Нарвике 25 января и в Тронхейме с 30 января по 2 февраля. [ 116 ] Возобновив плавание на юг, корабли 6 февраля искали норвежских участников блокады в Скагерраке, а затем зашли в порт Киля 8 февраля. [ 117 ] 28 февраля корабль был выведен из эксплуатации в соответствии с указом Гитлера. [ 115 ]

Адмирал Хиппер в сухом доке Киля 19 мая 1945 года, после Дня Победы ; видна и маскировочная сетка, и повреждения от бомбы

Адмирал Хиппер получил только базовый ремонт, так что в апреле корабль можно было отбуксировать в Пиллау на Балтике, чтобы сделать его вне досягаемости бомбардировщиков союзников. 1 марта 1944 года «Адмирал Хиппер» в поврежденном состоянии был повторно введен в эксплуатацию в качестве учебного корабля для курсантов в Готенхафене . В течение следующих пяти месяцев адмирал Хиппер проводил артиллерийскую и морскую подготовку на Балтике. В сентябре ее признали условно-боевой, и 27 октября курсанты закончили обучение. В ноябре были составлены планы использовать ее для береговых бомбардировок , но, когда Советская армия оттеснила немцев на Восточном фронте, ее экипаж был привлечен к строительным работам по обороне города, что еще больше ограничило адмирала Хиппера войти возможности в город. активная служба. Королевские ВВС также установили вокруг порта обширное минное поле, из-за чего корабль остался в гавани. [ 115 ] [ 118 ] [ 119 ]

К концу 1944 года корабль должен был пройти очередной капитальный ремонт; Работа должна была продлиться три месяца. Однако Советская Армия продвинулась настолько далеко, что пришлось отодвинуть корабль подальше от фронта, несмотря на то, что у него была только одна работающая турбина. [ 120 ] 29 января 1945 года корабль покинул Готенхафен с 1377 беженцами на борту. [ 120 ] [ 121 ] в сопровождении миноносца Т36 . Вечером 30-го числа адмирал Хиппер получил сигнал бедствия от тонущего транспорта «Вильгельм Густлофф» , который также перевозил беженцев. Крейсер не остановился, чтобы подобрать выживших из-за угрозы подводной лодки, потопившей «Вильгельм Густлофф» ; Вместо этого это стало бы одной из самых страшных морских катастроф в истории. [ 122 ]

Адмирал Хиппер прибыл в Киль 2 февраля и прибыл на верфь Germaniawerft для переоборудования. 3 апреля бомбардировщики британских ВВС атаковали гавань и поразили « Адмирала Хиппера» одной бомбой, которая не пробила бронепалубу, но привела к гибели шести членов экипажа. Ночью 9 апреля британские ВВС атаковали порт 591 тяжелым бомбардировщиком. [ 123 ] Бомбардировщики поразили несколько кораблей в гавани: «Адмирал Шеер» перевернулся, лёгкий крейсер «Эмден» был подбит, а «Адмирал Хиппер» серьёзно поврежден тремя попаданиями бомб. [ 124 ] [ 120 ] Боеприпасы для ее тяжелой артиллерии были доставлены на борт с целью использовать ее в качестве плавучей батареи, но ее команда затопила разбитый корабль у причала в 04:25 3 мая. [ 125 ] [ 119 ] В июле 1945 года, после окончания войны, «Адмирал Хиппер» был поднят и отбуксирован в залив Хайкендорфер , а затем в 1948–1952 годах разобран на металлолом. Ее колокол выставлялся в Национальном морском музее в Гринвиче . [ 10 ] Колокол с тех пор был возвращен в Германию и выставлен в Военно-морском мемориале Лабое недалеко от Киля . [ 126 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «L/60» обозначает длину оружия в калибре . Длина орудия 60 калибра в 60 раз превышает его ширину в диаметре.
  2. ^ Английские корабли Warlaby (4876 брт), Вестбери (4712 брт), Освестри Грейндж (4684 брт), Шрусбери (4542 брт), Дерринейн (4896 брт), греческий корабль Персей (5172 брт) и норвежский корабль Боргестад (3924 брт ). GRT) были потоплены. английский корабль «Лорнастон» (4934 брт) и греческий корабль «Калиопи» (4965 брт). Тяжелые повреждения получили [ 74 ]
  1. ^ Уильямсон , стр. 4–5.
  2. ^ Куп и Шмолке , с. 9.
  3. ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 65.
  4. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 66.
  5. ^ Куп и Шмолке , с. 22.
  6. ^ Брейер , с. 10.
  7. ^ Jump up to: а б Бреннеке , с. 301.
  8. ^ Бреннеке , с. 283.
  9. ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 12.
  10. ^ Jump up to: а б Гренер , с. 67.
  11. ^ Куп и Шмолке , с. 58.
  12. ^ Филбин , с. 27.
  13. ^ Уильямсон , стр. 10–11.
  14. ^ Уильямсон , с. 10.
  15. ^ Уильямсон , с. 11.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уильямсон , с. 13.
  17. ^ Ровер , стр. 15.
  18. ^ Ровер , стр. 18.
  19. ^ Манн и Йоргенсен , стр. 38.
  20. ^ Бредемайер , с. 38.
  21. ^ Дилди , с. 30.
  22. ^ Бредемайер , стр. 40–41.
  23. ^ Jump up to: а б Манн и Йоргенсен , стр. 42.
  24. ^ Бреннеке , стр. 45–52.
  25. ^ Jump up to: а б с д Уильямсон , с. 14.
  26. ^ Дилди , с. 33.
  27. ^ Бреннеке , с. 62.
  28. ^ Бреннеке , с. 63.
  29. ^ Манн и Йоргенсен , стр. 42–43.
  30. ^ Бреннеке , с. 68.
  31. ^ Сивертсен , стр. 105, 115–122.
  32. ^ Бреннеке , стр. 65–74.
  33. ^ Бреннеке , стр. 75–91.
  34. ^ Бредемайер , стр. 58–62.
  35. ^ Бреннеке , с. 94.
  36. ^ Бреннеке , с. 97.
  37. ^ Ровер , стр. 22, 26.
  38. ^ Бреннеке , с. 100.
  39. ^ Бреннеке , стр. 103–104.
  40. ^ Бредемайер , стр. 68–80.
  41. ^ Бреннеке , с. 105.
  42. ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 27.
  43. ^ Ровер , стр. 29.
  44. ^ Брейер , с. 26.
  45. ^ Ровер , стр. 34.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уильямсон , с. 15.
  47. ^ Бреннеке , стр. 110–115.
  48. ^ Куп и Шмолке , с. 46.
  49. ^ Бреннеке , стр. 126–128.
  50. ^ Бреннеке , стр. 128–139.
  51. ^ Беккер , с. 198.
  52. ^ Jump up to: а б с д Ровер , стр. 53.
  53. ^ Бреннеке , с. 141.
  54. ^ Бреннеке , стр. 142–143.
  55. ^ Бреннеке , с. 145.
  56. ^ Бреннеке , с. 149.
  57. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уильямсон , с. 16.
  58. ^ Бреннеке , стр. 138–147.
  59. ^ Ровер , стр. 54.
  60. ^ Миддлбрук и Эверитт , с. 115.
  61. ^ Миддлбрук и Эверитт , стр. 116–120.
  62. ^ Гарцке и Дулин , с. 140.
  63. ^ Ровер , стр. 57.
  64. ^ Бреннеке , стр. 160–164.
  65. ^ Бреннеке , с. 164.
  66. ^ Бреннеке , с. 168.
  67. ^ Беккер , с. 202.
  68. ^ Бреннеке , стр. 168–170.
  69. ^ Ровер , стр. 58.
  70. ^ Бреннеке , с. 176.
  71. ^ Ровер , стр. 58–59.
  72. ^ Бреннеке , стр. 171–178.
  73. ^ Ровер , стр. 59.
  74. ^ Jump up to: а б Бреннеке , с. 179.
  75. ^ Бреннеке , с. 180.
  76. ^ Бреннеке , с. 182.
  77. ^ Бреннеке , с. 187.
  78. ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 64.
  79. ^ Бреннеке , с. 192.
  80. ^ Бреннеке , стр. 192–193.
  81. ^ Бредемайер , с. 13.
  82. ^ Уильямсон , стр. 16–17.
  83. ^ Кемп , с. 36.
  84. ^ Ровер , стр. 152.
  85. ^ Ровер , стр. 146.
  86. ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 17.
  87. ^ Ровер , стр. 166.
  88. ^ Кемп , с. 39.
  89. ^ Беккер , с. 253-254.
  90. ^ Кемп , с. 65.
  91. ^ Jump up to: а б с Ровер , стр. 175.
  92. ^ Гарцке и Дулин , стр. 253–255.
  93. ^ Беккер , с. 263.
  94. ^ Гарцке и Дулин , с. 253.
  95. ^ Кемп , с. 66.
  96. ^ Кемп , с. 87.
  97. ^ Кемп , стр. 82–86.
  98. ^ Гарцке и Дулин , с. 255.
  99. ^ Ровер , стр. 175–176.
  100. ^ Jump up to: а б Ровер , стр. 195.
  101. ^ Кемп , стр. 102–103.
  102. ^ Ровер , стр. 197.
  103. ^ Ровер , стр. 206.
  104. ^ Ровер , стр. 207.
  105. ^ Бреннеке , с. 223.
  106. ^ Jump up to: а б Миллер , с. 331.
  107. ^ Jump up to: а б с Ровер , стр. 221.
  108. ^ Jump up to: а б Миллер , с. 332.
  109. ^ Папа , стр. 214–215.
  110. ^ Папа , с. 215.
  111. ^ Папа , с. 219.
  112. ^ Мерфетт , с. 496.
  113. ^ Папа , стр. 228–229.
  114. ^ Манн и Йоргенсен , стр. 139–141.
  115. ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 20.
  116. ^ Ровер , стр. 227.
  117. ^ Ровер , стр. 227–228.
  118. ^ Бреннеке , стр. 265–268.
  119. ^ Jump up to: а б Брейер , с. 29.
  120. ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 21.
  121. ^ Гастингс , с. 287.
  122. ^ Гастингс , с. 286–287.
  123. ^ Миддлбрук и Эверитт , стр. 693–694.
  124. ^ Ровер , стр. 408.
  125. ^ Бреннеке , стр. 274–278.
  126. ^ Шоуэлл , с. 79.
  • Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN  3-548-03057-2 .
  • Бредемайер, Генрих (1997). Линкор Шарнхорст (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN  3-7822-0592-8 .
  • Брейер, Зигфрид (1991). Тяжелые крейсера типа ADMIRAL HIPPER (на немецком языке). Фридберг: Подзун-Паллас-Верлаг. ISBN  3-7909-0429-5 .
  • Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан Атлантика Балтийское море. ( на немецком языке Арктика, Атлантика, Балтика: Действия тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» ). Мюнхен: Хейне. ISBN  3-453-87084-0 .
  • Дилди, Дуг (2007). Дания и Норвегия, 1940 год: самая смелая операция Гитлера . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84603-117-5 .
  • Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-101-0 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Гастингс, Макс (2005) [впервые опубликовано в 2004 г.]. Армагеддон: Битва за Германию, 1944–1945 гг . Винтажные книги. ISBN  978-0-375-71422-1 .
  • Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Кейселл. ISBN  0-304-35451-1 .
  • Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (1992). «Адмирал Хиппер» ( Тяжелые крейсеры типа на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5896-8 .
  • Манн, Крис и Йоргенсен, Кристер (2003). Арктическая война Гитлера: немецкие кампании в Норвегии, Финляндии и СССР, 1940–1945 гг . Нью-Йорк: Книги Томаса Данна. ISBN  978-0-312-31100-1 .
  • Миддлбрук, Мартин; Эверитт, Крис (1996). Боевые дневники бомбардировочного командования. Оперативный справочник 1939-1945 годов . Мидленд Паблишинг Лимитед. ISBN  1 85780 033 8 .
  • Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-511038-8 .
  • Мерфетт, Малкольм Х. (2008). Военно-морская война 1919–1945 гг . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-45804-7 .
  • Филбин, Тобиас Р. III (1982). Адмирал фон Хиппер: Неудобный герой . BR Grüner Publishing Co. Амстердам: ISBN  90-6032-200-2 .
  • Поуп, Дадли (2005). 73 Север: Битва за Баренцево море . Итака: McBooks Press. ISBN  978-1-59013-102-2 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Шоуэлл, Джек П. Маллманн (1999). Справочник ВМС Германии, 1939–1945 гг . Трапп, Страуд: History Press. ISBN  0-7509-1556-0 .
  • Сивертсен, Свейн Карл, изд. (1999). Эсминец Sleipner в военно-морском оборонительном районе Ромсдалсфьорд, апрель 1940 года (на норвежском языке). Хундвог: Военно-морское общество в Норвежском военно-морском журнале. ISBN  82-994738-3-7 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие тяжелые крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-502-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уитли, MJ (1987). Немецкие крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-217-8 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9fa514d12aefb5e34459f919a1312c8__1720778820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/c8/b9fa514d12aefb5e34459f919a1312c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German cruiser Admiral Hipper - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)