Список тяжелых крейсеров Германии

Немецкие военно-морские силы с 1920-х по 1945 год - Рейхсмарине , а затем Кригсмарине построили или планировали серию тяжелых крейсеров - начиная с конца 1920-х годов , первоначально классифицированных как Panzerschiffe (броненосные корабли). В тот период были подготовлены четыре различных проекта — «Deutschland» , «D» , «P» и «Admiral Hipper» классы , включающие в общей сложности двадцать два корабля, хотя только три корабля класса «Deutschland» и три из пяти крейсеров типа «Admiral Hipper» когда-либо были построены. построен.
Условия Версальского договора , завершившего Первую мировую войну , ограничивали немецкие военные корабли водоизмещением 10 000 длинных тонн (10 160 т). Первым классом кораблей, спроектированных с учетом этих ограничений, был класс Deutschland , спроектированный в конце 1920-х годов и обычно называемый «карманными линкорами». Они внедрили ряд радикальных инноваций для снижения веса, включая широкое использование сварной конструкции и дизельных двигателей . Усовершенствованная версия класса D была запланирована на 1934 год, но растущие требования к проектированию в ответ на появление французских Dunkerque линкоров класса привели к замене класса D двумя Scharnhorst линкорами класса .
Планы по созданию улучшенного Panzerschiff были возобновлены в 1937 году с появлением класса P. Первоначально предполагалось, что класс P будет состоять из двенадцати кораблей и был центральным компонентом гранд-адмирала Редера Эриха флота «План Z» , который был разработан для торговой войны против Великобритании. Последующие версии Плана Z сократили количество кораблей до восьми, а затем удалили их вообще, заменив их линейными крейсерами класса О к 1939 году. Пять кораблей класса «Адмирал Хиппер» были разрешены в соответствии с условиями англо-германского военно-морского соглашения . подписанный в 1935 году, который разрешал Германии иметь 50 000 длинных тонн (51 000 т) тяжелых крейсеров. Из этих кораблей было построено только три; Начало Второй мировой войны в сентябре 1939 года привело к остановке работ на последних двух кораблях.
Всего Германия построила шесть тяжелых крейсеров, каждый из которых прошел активную службу на флоте. Три корабля класса Deutschland участвовали в нескольких патрулях невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1938 годах. Большинство тяжелых крейсеров использовались в качестве торговых рейдеров во время Второй мировой войны, из которых «Адмирал Шеер» наиболее успешным был ; Адмирал граф Шпее был затоплен после битвы на реке Плейт . «Блюхер» был потоплен норвежскими береговыми батареями во время операции «Везерюбунг» — немецкого вторжения в Данию и Норвегию, всего через четыре дня после того, как корабль присоединился к флоту. «Зейдлиц» , один из двух недостроенных кораблей класса «Адмирал Хиппер» , планировалось переоборудовать в авианосец , однако работы так и не были завершены. «Лютцов» , второй недостроенный корабль, был продан Советскому Союзу и впоследствии обстреливал наступавшие на Ленинград немецкие солдаты , пока немецкие бомбардировщики не потопили его. «Дойчланд» — теперь переименованная в «Лютцов» — «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» были уничтожены британскими бомбардировщиками в конце войны; только Принц Ойген пережил конфликт. Он был передан ВМС США в качестве военного приза и использовался в ядерных испытаниях на атолле Бикини .
Вооружение | Количество и тип основного вооружения |
---|---|
Броня | Максимальная толщина армопояса |
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке [ а ] |
Движение | Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость. |
Расходы | Стоимость постройки корабля |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Введен в эксплуатацию | Дата ввода корабля в эксплуатацию |
Германии класс
[ редактировать ]
Первоначально заказанные как Panzerschiffe , три корабля класса Deutschland были спроектированы с учетом ограничений, наложенных на немецкий флот Версальским договором. [ 2 ] Договор ограничивал водоизмещение крупных немецких военных кораблей 10 000 длинных тонн (10 160 т), но не ограничивал калибр орудий главного калибра. [ 3 ] В конструкцию было включено несколько нововведений, в том числе широкое использование сварки и полностью дизельной силовой установки, что снизило вес и позволило использовать более тяжелое основное вооружение и броню. [ 4 ] Тем не менее, корабли превысили ограничение по весу на несколько тысяч тонн, хотя ВМС Германии утверждали, что суда находятся в пределах ограничений. Три корабля, Deutschland , Admiral Scheer и Admiral Graf Spee , были построены между 1929 и 1936 годами. В ходе программы строительства вносились изменения в конструкцию, в результате чего характеристики каждого корабля немного отличались. [ 5 ]
Из-за тяжелого вооружения их обычно называют «карманными линкорами». [ 6 ] все три корабля служили в патрулях невмешательства во время гражданской войны в Испании в 1936–1938 годах. [ 7 ] Они служили торговыми рейдерами в начале Второй мировой войны ; Адмирал граф Шпее был затоплен недалеко от Монтевидео в декабре 1939 года после битвы на реке Плейт . [ 8 ] «Дойчланд» без особого успеха совершил один круиз в Северную Атлантику, а затем вернулся в Германию и был переименован в «Лютцов» . Он и «Адмирал Шеер» также были переоценены в тяжелые крейсеры. [ 9 ] Затем он участвовал в операции Weserübung , где был сильно поврежден норвежскими береговыми батареями и британской торпедой. [ 10 ] [ 11 ] После ремонта его перебросили в оккупированную Норвегию для борьбы с конвоями, направлявшимися в Советский Союз. [ 12 ] Там к ней присоединился «Адмирал Шеер» , завершивший самый успешный рейдовый поход, проведенный крупным надводным подразделением. [ 13 ] Оба корабля в конечном итоге вернулись в воды Германии к концу 1943 года, где были потоплены британскими бомбардировщиками в последние недели войны. [ 14 ] «Лютцов» был вновь спущен на воду советским ВМФ и использован как цель в июле 1947 года. [ 15 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Расходы | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||||
Германия 1 | 6 × SK C/28 28-см орудий [ 16 ] | 80 мм (3,1 дюйма) [ 16 ] | 14 290 длинных тонн (14 519 т) [ 16 ] | 2 вала, 8 дизельных двигателей, 28 узлов (52 км/ч ; 32 мили в час ) [ 16 ] | 80 000 000 рейхсмарок [ 16 ] | 5 февраля 1929 г. [ 17 ] | 19 мая 1931 г. [ 18 ] | Потоплен во время испытаний советского оружия, июль 1947 г. [ 15 ] |
Адмирал Шеер | 15 180 длинных тонн (15 424 т) [ 16 ] | 90 000 000 рейхсмарок [ 16 ] | 25 июня 1931 г. [ 17 ] | 1 апреля 1933 г. [ 14 ] | Потоплен 9 апреля 1945 г., разобран на металлолом. [ 14 ] | |||
Адмирал граф Шпее | 16 020 длинных тонн (16 277 т) [ 16 ] | 82 000 000 рейхсмарок [ 16 ] | 1 октября 1932 г. [ 17 ] | 30 июня 1934 г. [ 14 ] | Затоплен 17 декабря 1939 г. [ 14 ] |
1: переименован в Лютцов в конце 1939 года.
класс Д
[ редактировать ]
В 1933 году немецкий диктатор Адольф Гитлер разрешил Рейхсмарине заказать проекты улучшенной версии предыдущих «Дойчланд» крейсеров класса . Корабли предназначались для противодействия новой французской программе военно-морского строительства. Водоизмещение увеличилось до 20 000 длинных тонн (20 321 т), но Гитлер разрешил только увеличение брони, запретив дополнения к главной батарее кораблей. [ 19 ] Из двух кораблей был заложен только один, но он был отменен менее чем через пять месяцев после закладки киля. [ 20 ] Было решено, что конструкция должна быть расширена, чтобы противостоять новым французским Dunkerque кораблям класса , что потребовало третьей трехбашенной башни. Контракты на строительство обоих кораблей были заменены двумя «Шарнхорст» линкорами класса . [ 20 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Расходы | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||||
Д | 6 × 28-см орудия [ 20 ] | 220 мм (8,7 дюйма) [ 20 ] | 20 000 длинных тонн (20 321 т) [ 20 ] [ б ] | Турбинная двигательная установка, [ с ] 29 узлов (54 км/ч ; 33 миль в час ) [ 20 ] | — | 14 февраля 1934 г. [ 20 ] | — | Работы остановлены 5 июля 1934 г., разбиты. [ 20 ] |
И | — | — | — | Работа не начата [ 20 ] |
P класс
[ редактировать ]Класс P, который должен был состоять из двенадцати кораблей, был утвержден в 1937 году. [ 21 ] Проектные работы начались в том же году и продолжались до 1939 года; было рассмотрено не менее девяти проектов. Окончательная конструкция была вооружена шестью 28-см (11-дюймовыми) скорострельными орудиями в двух тройных башнях, как и в предыдущем классе Deutschland . Корабли получили обозначение Panzerschiff и получили предварительные названия P1–P12. [ 22 ] Они представляли собой улучшенную конструкцию по сравнению с предыдущими запланированными крейсерами класса D, которые были отменены в 1934 году. Новая конструкция была значительно тяжелее и быстрее и вернулась к дизельной силовой установке, что значительно увеличило дальность плавания. [ 23 ] Корабли были частью первоначальной версии Плана Z, представленной ВМФ, и основным компонентом планов гранд-адмирала Эриха Редера по торговой войне против Британии. [ 24 ] В переработанной версии количество кораблей сократилось до восьми, а в другой версии их полностью удалили еще до начала работ, заменив тремя линейными крейсерами О-класса . Корабли класса О были бы значительно крупнее, быстрее и мощнее. Эти корабли, однако, также не были построены. [ 25 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Расходы | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||||
П1-П12 | 6 × 28-см орудия [ 22 ] | 120 мм (4,7 дюйма) [ 20 ] | 25 689 длинных тонн (26 101 т) [ 22 ] | 12 дизельных двигателей, 33 узла (61 км/ч ; 38 миль в час ) [ 20 ] | — | — | — | Аннулировано 27 июля 1939 г. [ 22 ] |
Адмирал Хиппер Класс
[ редактировать ]
Класс «Адмирал Хиппер» был второй и последней группой тяжелых крейсеров, построенных ВМС Германии. Их проект был подготовлен в 1934–1936 гг. [ 26 ] в то время как Германия вела переговоры по англо-германскому военно-морскому соглашению . Договор, подписанный в 1935 году, разрешал Германии построить 50 000 длинных тонн (51 000 тонн) тяжелых крейсеров, что достаточно для пяти кораблей водоизмещением 10 000 тонн. [ 27 ] Из пяти кораблей только «Адмирал Хиппер» , «Блюхер» и «Принц Ойген» были достроены ; Зейдлиц был готов на 95%, когда было принято решение переоборудовать его в авианосец. Однако переоборудование не было завершено, судно было передано Советскому Союзу и разобрано на металлолом. Лютцов был продан в неполном виде Советскому Союзу в 1940 году. [ 28 ] Корабль, переименованный в «Петропавловск» , участвовал в обороне Ленинграда во время немецкого вторжения в Советский Союз, прежде чем был поврежден немецкими пикирующими бомбардировщиками. [ 29 ] После подъема и ремонта корабль продолжал находиться в ограниченной эксплуатации до конца 1950-х годов, когда его сдали на слом либо в 1958–1959 годах, либо в 1958–1959 годах. [ 30 ] или 1960. [ 28 ]
Адмирал Хиппер и Блюхер оба участвовали во вторжении в Норвегию; последний был потоплен норвежскими береговыми орудиями недалеко от Осло . [ 31 ] После операции адмирал Хиппер совершил два вылета в Северную Атлантику для совершения набегов на торговое судоходство. [ 32 ] Принц Ойген присоединился к линкору «Бисмарк» для крупной операции в Атлантике; она участвовала в битве в Датском проливе , в ходе которой был уничтожен линейный крейсер HMS Hood . Впоследствии «Бисмарк» был потоплен во время операции, но «Принц Ойген» успешно вернулся в порт. [ 33 ] После Ла-Манша в 1942 году она присоединилась к адмиралу Хипперу в Норвегии. По прибытии «Принц Ойген» был торпедирован британской подводной лодкой, что потребовало ремонта в Германии. [ 34 ] Тем временем адмирал Хиппер участвовал в битве в Баренцевом море в конце 1942 года. [ 35 ] Оба корабля вернулись в Германию и действовали в Балтийском море в 1945 году. Экипаж адмирала Хиппера затопил корабль после того, как он получил тяжелые повреждения от бомбардировщиков Королевских ВВС. [ 36 ] «Принц Ойген» пережил войну и был передан в качестве военного приза ВМС США , которые затопили корабль после того, как он пережил два испытания атомной бомбы на атолле Бикини в 1946 году. [ 37 ]
Корабль | Вооружение | Броня | Смещение | Движение | Расходы | Услуга | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||||
Адмирал Хиппер | 8 × SK C/34 20,3-см орудий [ 38 ] | 80 мм (3,1 дюйма) [ 39 ] | 18 200 длинных тонн (18 492 т) [ 16 ] | 3 вала, 3 газотурбинных двигателя, 28 узлов (52 км/ч ; 32 мили в час ) [ 16 ] | 87 855 000 рейхсмарок [ 16 ] | 6 июля 1935 г. [ 40 ] | 29 апреля 1939 г. [ 28 ] | Затоплен 3 мая 1945 г., расформирован в 1948 г. [ 28 ] |
Блюхер | 18 200 длинных тонн (18 492 т) [ 16 ] | 85 860 000 рейхсмарок [ 16 ] | 15 августа 1936 г. [ 41 ] | 20 сентября 1939 г. [ 28 ] | Потоплен 9 апреля 1940 г. [ 28 ] | |||
Принц Евгений | 18 750 длинных тонн (19 051 т) [ 16 ] | 104 490 000 рейхсмарок [ 16 ] | 23 апреля 1936 г. [ 42 ] | 1 августа 1940 г. [ 28 ] | Затонул после атомных испытаний США, 22 декабря 1946 г. [ 14 ] | |||
Зейдлиц | 19 800 длинных тонн (20 118 т) [ 16 ] | 84 000 000 рейхсмарок [ 16 ] | 29 декабря 1936 г. [ 43 ] | — | Передан Советскому Союзу, распался после 1958 года. [ 28 ] | |||
Лютцов | 19 800 длинных тонн (20 118 т) [ 16 ] | 83 590 000 рейхсмарок [ 16 ] | 2 августа 1937 г. [ 43 ] | — | Продан Советскому Союзу, распался в 1958–1959 или 1960 годах. [ 28 ] |
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Историк Эрих Грёнер утверждает, что полная загрузка определялась как «[равная] типовому водоизмещению плюс полная загрузка мазута, дизельного топлива, угля, резервной питательной воды для котлов, авиационного топлива и специального оборудования». [ 1 ]
- ^ Этот рисунок соответствует дизайну; боевое водоизмещение неизвестно. [ 20 ]
- ↑ Детали двигательной установки корабля неизвестны. [ 20 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грёнер , с. ix.
- ^ Бидлингмайер , с. 73.
- ^ Престон , с. 117.
- ^ Бидлингмайер , с. 75.
- ^ Грёнер , стр. 60–62.
- ^ Уильямсона Карманные линкоры , с. 4.
- ^ Уильямсона Карманные линкоры , стр. 14, 24, 40.
- ^ Бидлингмайер , с. 93.
- ^ Уитли , с. 68.
- ^ Волосы , стр. 136–137.
- ^ Уильямсона Карманные линкоры , с. 18.
- ^ Уильямсона Карманные линкоры , с. 19.
- ^ Хюммельхен , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Прагер , стр. 317–320.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Гренер , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Сиече , с. 227.
- ^ Грёнер , с. 61.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 128.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Гренер , с. 63.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 351.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 64.
- ^ Грёнер , стр. 63–64.
- ^ Сиехе , с. 220.
- ^ Грёнер , стр. 64, 68.
- ^ Грёнер , стр. 65–66.
- ^ Уильямсон Тяжелые крейсеры , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гренер , с. 67.
- ^ Филбин , стр. 127–128.
- ^ Будзбон , с. 328.
- ^ Williamson Heavy Cruisers , стр. 13, 33.
- ^ Уильямсона Тяжелые крейсеры , стр. 15–16.
- ^ Уильямсона Тяжелые крейсеры , стр. 38–39.
- ^ Уильямсона Тяжелые крейсеры , стр. 39–41.
- ^ Уильямсона Тяжелые крейсеры , стр. 17–19.
- ^ Williamson Heavy Cruisers , стр. 20–21, 41–42.
- ^ Уильямсон Тяжелые крейсеры , с. 42.
- ^ Грёнер , с. 66.
- ^ Грёнер , с. 65.
- ^ Уильямсон Тяжелые крейсеры , с. 12.
- ^ Уильямсон Тяжелые крейсеры , с. 22.
- ^ Уильямсон Тяжелые крейсеры , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Уильямсона Тяжелые крейсеры , стр. 42–43.
Ссылки
[ редактировать ]- Бидлингмайер, Герхард (1971). «КМ адмирал граф Шпее». Профиль военного корабля 4 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 73–96. OCLC 20229321 .
- Будзбон, Пшемыслав (1992). "Советский Союз". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Гарцке, Уильям Х. и Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хаар, Гейр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию – апрель 1940 года . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-032-1 .
- Хюммельхен, Герхард (1976). Немецкие военно-морские летчики 1935–1945 гг. (на немецком языке). Мюнхен: Леманн. ISBN 978-3-469-00306-5 .
- Филбин, Тобиас Р. (1994). Приманка Нептуна: немецко-советское военно-морское сотрудничество и амбиции, 1919–1941 гг . Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-0-87249-992-8 .
- Прагер, Ханс Георг (2002). Линкор Германия, тяжелый крейсер «Лютцов»: судьба корабля на фоне своего времени (на немецком языке). Гамбург: Келер. ISBN 978-3-7822-0798-0 .
- Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-754-2 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-184-4 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие тяжелые крейсеры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-502-0 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-501-3 .