Список линейных крейсеров Германии

Kaiserliche Marine , военно-морской флот Германской империи , построил серию линейных крейсеров в первой половине 20-го века. Тип линейного крейсера возник на основе старых броненосных крейсеров конструкций ; они предназначались для разведки основного боевого флота и нападения на разведывательные силы противоборствующих флотов. Кайзер Вильгельм II настаивал на том, чтобы новые линейные крейсеры могли сражаться на линии боя с линкорами, чтобы противостоять численному превосходству Германии по сравнению с британским Королевским флотом .
SMS Von der Tann — первый немецкий линейный крейсер, построенный в 1908–1910 годах. компания Kaiserliche Marine Перед началом Первой мировой войны построила еще четыре линейных крейсера для службы в составе Флота открытого моря , а еще два были построены во время конфликта. Было запланировано еще семь кораблей, в том числе четыре корабля класса «Маккензен» и три «Эрзац Йорк» корабля класса . Два корабля «Маккензен » — именной корабль и «Граф Шпее» — были спущены на воду, но так и не были достроены, а два других находились на более ранних стадиях работ, но были отменены ближе к концу войны. Серьезная работа над тремя кораблями класса «Эрзац Йорк» так и не началась .
Шесть из семи линейных крейсеров, построенных до или во время Первой мировой войны, участвовали в относительно тяжелых боях, в основном в Северном море . Все корабли, за исключением «Гебена» , который был приписан к немецкой Средиземноморской дивизии , были приписаны к I разведывательной группе под командованием адмирала Франца фон Хиппера . В период с 1914 по 1916 год подразделение провело несколько рейдов на английское побережье, кульминацией которых стала Ютландская битва с 31 мая по 1 июня 1916 года, в ходе которой они должны были привлечь части британского флота к линии немецких линкоров. Немецкий флагман «Лютцов» был затоплен командой на обратном пути в порт, а остальные корабли получили серьезные повреждения. Со своей стороны, в ходе боя « Фон дер Танн» потопил свой аналог HMS «Indefatigable» , «Зейдлиц» потопил «Queen Mary» , а «Дерффлингер» и «Лютцов» вместе уничтожили «Инвинсибл» . Четыре оставшихся линейных крейсера — «Фон дер Танн» , «Мольтке» , «Зейдлиц» и «Дерффлингер» в 1917 и 1918 годах практически не проявляли активности, в течение этого времени они были усилены Гинденбург . Корабли были интернированы вместе с основной частью немецкого флота на британской военно-морской базе в Скапа-Флоу после окончания войны в ноябре 1918 года. Там они были затоплены своими экипажами в 1919 году, чтобы не допустить попадания в руки союзников. Полномочия. «Гебен» был переведен в состав ВМС Османской империи в начале боевых действий и действовал против российского Черноморского флота большую часть войны он был сильно поврежден британскими военно-морскими минами . Ближе к концу войны , но был отремонтирован и продолжал служить ВМС Турции до 1950-х годов; в конце концов в 1970-х годах ее разобрали на металлолом .
Конечный преемник Kaiserliche Marine , Кригсмарине нацистской Германии , рассматривал возможность строительства трех линейных крейсеров класса O перед Второй мировой войной в рамках плана Z наращивания военно-морского флота. С началом войны в 1939 году эти планы были отложены, и ни один из этих кораблей не был построен. [ а ]
Основные орудия | Количество и тип главного калибра орудий |
---|---|
Смещение | Водоизмещение корабля при полной боевой загрузке |
Движение | Количество валов , тип двигательной установки и максимальная скорость. |
Услуга | Даты начала и завершения работ на корабле и его окончательная судьба. |
Заложен | Дата киля начала сборки |
Введен в эксплуатацию | Дата ввода корабля в эксплуатацию |
Имперский флот
[ редактировать ]СМС от Танна
[ редактировать ]
SMS Von der Tann был первым немецким линейным крейсером , заказанным в 1907 году. Он был спроектирован как ответ на британские «Инвинсибл» линейные крейсеры типа , строительство которых началось в прошлом году. , первого представителя нового типа, Процесс проектирования Фон дер Танна был весьма спорным. Адмирал Альфред фон Тирпиц , статс-секретарь Императорского флота Германии, хотел, чтобы корабль последовал британскому примеру, имея большие орудия, относительно легкую броню и высокую скорость. Кайзер Вильгельм II вместе с другими старшими офицерами военно-морского флота вместо этого утверждал, что из-за численного превосходства Германии новые корабли должны иметь достаточно прочную броню, чтобы их можно было использовать в боевых действиях. Поэтому кораблям пришлось бы пожертвовать калибром своих главных батарей , чтобы компенсировать больший вес более тяжелой броневой защиты. Значительное увеличение скорости по сравнению с более ранними броненосными крейсерами было получено за счет замены старых паровых машин тройного расширения на более мощные паровые турбины ; «Фон дер Танн» был первым крупным немецким военным кораблем, оснащенным турбинной силовой установкой. [ 1 ] [ 2 ]
Поступив на службу, Фон дер Танн присоединился к главному разведывательному подразделению флота — I Scouting Group . Корабль участвовал в большинстве операций немецкого флота во время Первой мировой войны, включая несколько рейдов на английское побережье между 1914 и 1916 годами. [ 3 ] В Ютландском сражении 31 мая – 1 июня 1916 года « Фон дер Танн» был последним кораблем немецкой эскадры линейных крейсеров. Она вступила в бой с HMS Indefatigable , и после 15 минут стрельбы Фон дер Танн попал в один из ее 28-см снарядов, что вызвало взрыв магазина , уничтожив Indefatigable . Фон дер Танн сама была серьезно повреждена в ходе боя, и в какой-то момент у нее были выведены из строя все четыре башни. [ 4 ] но был отремонтирован после боя и вернулся в строй. Однако она не видела дальнейших действий, поскольку после Ютландии немцы перешли к кампании подводных лодок против британского торгового судоходства. В конце войны Фон дер Танн был интернирован в Скапа-Флоу и в конечном итоге затоплен вместе с остальным флотом . Она была поднята в 1930 году и разобрана на металлолом в период с 1931 по 1934 год. [ 3 ]
Корабль | Вооружение [ 5 ] | Смещение [ 6 ] | Движение [ 5 ] | Услуга [ 5 ] [ 7 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС от Танна | 8 × 28 см (11 дюймов) орудий SK L/45 | 21 300 т (21 000 длинных тонн ) | 4 винта , Parsons паровые турбины , 27,75 узлов (51,39 км/ч; 31,93 миль в час) | 21 марта 1908 г. | 1 сентября 1910 г. | Затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года, затонувший корабль поднят в 1930-х годах и сдан на слом, 1931–1934 годы. |
Мольтке класс
[ редактировать ]
Moltke и Goeben , усовершенствованные по сравнению с предыдущим Von der Tann , были заказаны в 1908 и 1909 годах соответственно. Хотя их конструкция не вызывала таких споров, как в случае с « Фон дер Танн» , между Тирпицем и представителями немецкого военно-морского управления все еще существовали разногласия по поводу того, следует ли увеличивать количество или калибр орудий главной батареи. Тирпиц и Строительное управление поддержали увеличение до десяти орудий, в то время как Главное управление предпочло повторить «Фон дер Танн», но с восемью 30,5-см (12-дюймовыми) орудиями, чтобы отразить развитие современных «Нассау» и «Гельголанд» классов линкоров -дредноутов . В конечном итоге было решено установить десять 28-см орудий, хотя были приняты на вооружение новые, более длинноствольные версии. Более длинные стволы увеличивали начальную скорость , что, в свою очередь, обеспечивало лучшую бронепробиваемость. Помимо увеличенного главного калибра, два корабля типа «Мольтке» были немного крупнее и лучше бронированы, чем «Фон дер Танн» . [ 8 ] [ 9 ]
Мольтке присоединился к Фон дер Танн в эскадре линейных крейсеров после ее ввода в строй и участвовал в боевых действиях против британцев в Северном море, включая битву при Доггер-банке в январе 1915 года, в дополнение к прибрежным рейдам, проведенным в первые два года войны. . Корабль также участвовал в боевых действиях в Балтийском море против российского флота; в 1915 году она присутствовала в битве в Рижском заливе , где была торпедирована британской подводной лодкой , а в 1917 году вернулась на Балтику в качестве флагмана сил вторжения, проводивших операцию «Альбион» . Мольтке также был интернирован в Скапа-Флоу в конце войны и затоплен в 1919 году. Гебен , с другой стороны, был направлен в Средиземное море в 1912 году, чтобы служить флагманом Средиземноморской дивизии . С началом войны в 1914 году «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» уклонились от британского флота и бежали в Константинополь , где были переданы ВМС Османской империи , хотя и остались под немецким командованием и со своими первоначальными экипажами. Корабль в основном эксплуатировался в Черное море против русских, видя бой у мыса Сарыч и действия 10 мая 1915 г. и 8 января 1916 г. Она атаковала британские войска за Дарданеллами в 1918 году и подорвалась на трех минах. Корабль продолжал находиться на вооружении Турции до 1973 года, когда его продали на слом. [ 10 ]
Корабль | Вооружение [ 5 ] | Смещение [ 5 ] | Движение [ 5 ] | Услуга [ 11 ] [ 12 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Мольтке | 10 × 28 см орудий СК L/50 | 25 400 т (25 000 длинных тонн) | 4 винта, паровые турбины Parsons, 28,4 узла (52,6 км/ч; 32,7 миль в час) | 7 декабря 1908 г. | 30 августа 1911 г. | Затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года, затонувший корабль поднят в 1927 году и сдан на слом. |
Текст Гебена | 4 винта, паровые турбины Parsons, 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) | 28 августа 1909 г. | 2 июля 1912 г. | Передан Османской империи 16 августа 1914 г., списан в 1973 г. |
СМС Зейдлиц
[ редактировать ]
Зейдлиц представлял собой постепенное улучшение по сравнению с классом Мольтке ; Ограниченный характер улучшений во многом был продиктован Рейхстагом ( Императорским сеймом), который отверг возможность какого-либо увеличения стоимости следующего линейного крейсера. Усовершенствования конструкции Мольтке были обеспечены только благодаря давлению, которое Тирпиц смог оказать на поставщиков стали и судостроителя с целью получения скидок, что дало необходимые бюджетные возможности для изменения конструкции. Тирпиц все еще настаивал на создании линейного крейсера британского типа с легкой броней и более крупными орудиями, но его взгляды снова были отвергнуты. Зейдлиц был немного крупнее двух предыдущих кораблей, имел немного более толстую поясную броню и более высокий бак для улучшения мореходных качеств в плохую погоду. Зейдлиц установил те же десять 28-см орудий, что и в классе Мольтке , в той же компоновке. [ 13 ]
При вступлении в состав флота «Зейдлиц» стал флагманом контр-адмирала Франца фон Хиппера , командира I разведывательной группы. Корабль принимал участие в большинстве крупных операций флота во время войны. В битве при Доггер-Банке Зейдлиц был поражен в нее двумя или тремя снарядами калибра 34,4 см (13,5 дюйма) от HMS Lion ; снаряды сожгли башни и едва не уничтожили корабль. К апрелю 1916 года его сменил в качестве флагмана Хиппера новый линейный крейсер « Лютцов» . [ 14 ] В Ютландии Зейдлиц и Дерффлингер нанесли фатальный урон британскому линейному крейсеру HMS Queen Mary в начале боя. Зейдлиц был сильно изуродован на более поздних этапах боя, получив 21 крупнокалиберное попадание, потеряв более 150 человек и вобрав более 5300 т (5200 длинных тонн; 5800 коротких тонн) воды. Несмотря на огромные повреждения, Зейдлиц смог вернуться в Вильгельмсхафен , где был отремонтирован. [ 15 ] [ 16 ] Как и Фон дер Танн и Мольтке , Зейдлиц был интернирован и в конце концов затоплен в Скапа-Флоу. [ 17 ]
Корабль | Вооружение [ 18 ] | Смещение [ 12 ] | Движение [ 18 ] | Услуга [ 18 ] [ 19 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Зейдлиц | 10 × 28 см орудий СК L/50 | 28 550 т (28 100 длинных тонн) | 4 винта, паровые турбины Parsons, 28,1 узлов (52,0 км/ч; 32,3 миль в час) | 4 февраля 1911 г. | 22 мая 1913 г. | Затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года, затонувший корабль поднят в 1928 году и сдан на слом. |
Дерффлингер класс
[ редактировать ]
Три корабля класса «Дерффлингер» были последними линейными крейсерами, построенными для немецкого флота. Основное вооружение кораблей было радикально изменено по сравнению со старыми кораблями. Количество орудий сократили до восьми, но их диаметр увеличили до 30,5 см (12 дюймов). Они также размещались двумя суперстрелковыми парами , в носовой и кормовой части главной надстройки . [ 20 ] Первое подразделение, названный корабль , было построено вскоре после начала Первой мировой войны. За ним последовал Лютцов в августе 1915 года, а Гинденбург присоединился к флоту в мае 1917 года. [ 21 ] Дерффлингер участвовал в большинстве действий флота во время войны. В Ютландии она обстреляла «Королеву Марию» и способствовала ее уничтожению вместе с Зейдлицем . Позже Дерффлингер и Лютцов сосредоточили свой огонь на «Инвинсибл» и уничтожили ее. Однако во время боя Лютцов был серьезно поврежден как минимум 24 крупнокалиберными снарядами и не смог вернуться в Германию. На следующее утро ее затопили рано утром. Гинденбурга была гораздо Карьера менее насыщенной; он был построен так поздно в войне, что не предпринял никаких серьезных действий против британского флота. Она и Дерффлингер были интернированы и затоплены в Скапа-Флоу вместе с остальным флотом. [ 22 ]
Корабль | Вооружение [ 23 ] | Смещение [ 18 ] | Движение [ 24 ] | Услуга [ 21 ] [ 23 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Дерффлингер | 8 × 30,5 см (12 дюймов) орудий SK L/50 | 31 200 т (30 700 длинных тонн) | 4 винта, паровые турбины Parsons, 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час) | 30 марта 1912 г. | 1 сентября 1914 г. | Затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года, затонувший корабль поднят в 1939 году, разобран после 1946 года. |
СМС Лютцов | 4 винта, паровые турбины Parsons, 26,4 узла (48,9 км/ч; 30,4 миль в час) | май 1912 г. | 8 августа 1915 г. | Затоплен после серьезных повреждений в Ютландском сражении , 1 июня 1916 г. | ||
СМС Гинденбург | 31 500 т (31 000 длинных тонн) | 4 винта, паровые турбины Parsons, 26,6 узлов (49,3 км/ч; 30,6 миль в час) | 1 октября 1913 г. | 10 мая 1917 г. | Затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 г., затонувший корабль поднят в 1930 г., сдан на слом в 1930–1932 гг. |
Макензена класс
[ редактировать ]
Осознав в феврале 1915 года, что войну быстро не выиграешь, военно-морское ведомство решило заменить шесть потерянных к настоящему времени броненосных крейсеров. [ 25 ] Корабли представляли собой улучшенные версии класса «Дерффлингер» ; Основными изменениями стали установка 35-см (13,8 дюйма) орудия в качестве главного калибра, а также полноразмерной палубы бака. Было заказано и заложено четыре корабля, но спущены на воду только два из них, «Маккензен» и «Граф Шпее» . [ 26 ] Ни один из кораблей не был достроен, поскольку работы были перенаправлены на строительство подводных лодок . [ 27 ] Все четыре корабля были разбиты в Германии между 1921 и 1924 годами. [ 26 ]
Корабль | Вооружение [ 28 ] | Смещение [ 28 ] | Движение [ 28 ] | Услуга [ 28 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
СМС Макензен | 8 × 35-см (13,8 дюйма) орудий SK L/45 | 35 300 т (34 700 длинных тонн) | 4 винта, паровые турбины Parsons, 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) | 30 января 1915 г. [ 29 ] | — | Расставание, 1922 год. |
СМС Граф Шпее | 30 ноября 1915 г. [ 30 ] | Распад, 1921–1922 гг. | ||||
СМС Принц Эйтель Фридрих | 1915 | Расставание, 1921 год. | ||||
СМС Фюрст Бисмарк | Расставание, 1922 год. |
Эрзац Йорка Класс
[ редактировать ]
Три корабля класса Ersatz Yorck изначально были заказаны как корабли класса Mackensen , но в январе 1917 года конструкция была изменена, чтобы увеличить вооружение до восьми 38-см (15 дюймов) орудий. В остальном « Эрзац-Йорк » были похожи на « Маккензен », за исключением воронок. Корабли класса « Эрзац Йорк» были модифицированы так, чтобы два дымоотвода предыдущей конструкции были объединены в одну большую воронку. только головной корабль Был заложен , и работы далеко не продвинулись; К моменту прекращения работ было собрано всего около 1000 метрических тонн стали. [ 31 ] Работы на корабле велись только для того, чтобы занять рабочих верфи. [ 32 ] Два других корабля были переданы на верфи, но работы так и не начались. [ 31 ]
Корабль | Вооружение [ 33 ] | Смещение [ 33 ] | Движение [ 33 ] | Услуга [ 33 ] [ 34 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
Замена Йорка | 8 × 38-см (15 дюймов) орудий SK L/45 | 38 000 т (37 400 длинных тонн) | 4 винта, паровые турбины Parsons, 27,3 узла (50,6 км/ч; 31,4 миль в час) | июль 1916 г. [ 32 ] | — | Разбился на стапеле |
Замена Гнейзенау | — | |||||
Замена Шарнхорста |
Военно-морской
[ редактировать ]О класс
[ редактировать ]
Линейные крейсеры О-класса были разработаны в 1937 году в дополнение к крейсерам Р-класса, которые тогда планировались для нового немецкого флота. Три корабля были вооружены шестью 38-см орудиями в трех спаренных башнях, аналогично расположению главной батареи «Шарнхорст» линкоров типа . Они предназначались для использования в качестве торговых рейдеров дальнего действия с целью заставить Великобританию рассредоточить свои линкоры для сопровождения конвоев. Корабли так и не были заложены из-за начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. [ 35 ]
Корабль | Вооружение [ 36 ] | Смещение [ 36 ] | Движение [ 36 ] | Услуга [ 36 ] | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Заложен | Введен в эксплуатацию | Судьба | ||||
ТО | 6 × 38-см пушек SK C/34 | 35 400 длинных тонн (36 000 т) [ б ] | 3 винта, 8 дизельных двигателей , 1 паровая турбина, 35 узлов (65 км/ч; 40 миль в час) | — | — | Отменено после начала Второй мировой войны. |
П | ||||||
вопрос |
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Два «Шарнхорст» военных корабля класса назывались линейными крейсерами, особенно в британских работах. Кригсмарине классифицировала их как линкоры, и в значительном большинстве научных работ они упоминаются как таковые; следовательно, они не включены в этот список.
- ^ Цифры здесь намеренно перевернуты; После подписания Вашингтонского военно-морского договора в 1922 году использование длинных тонн для расчета водоизмещения кораблей было стандартизировано.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сотрудники 2006 , стр. 3–5.
- ^ Додсон , стр. 77–80.
- ^ Jump up to: а б Персонал, 2006 г. , стр. 9–11.
- ^ Таррант , стр. 97–102, 119.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 54.
- ^ Грёнер , с. 53.
- ^ Персонал 2006 , с. 5.
- ^ Сотрудники 2006 , стр. 11–12.
- ^ Додсон , стр. 82–83.
- ^ Сотрудники 2006 , стр. 16–20.
- ^ Персонал 2006 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 55.
- ^ Сотрудники 2006 , стр. 20–21.
- ^ Сотрудники 2006 , стр. 23–24.
- ^ Таррант , стр. 100–101, 113, 118–119, 126, 137, 296, 298.
- ^ Персонал 2006 , с. 33.
- ^ Хервиг , с. 256.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 56.
- ^ Персонал 2006 , с. 21.
- ^ Персонал 2006 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Персонал 2006 , с. 35.
- ^ Это , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 57.
- ^ Стертон , с. 37.
- ^ Хервиг , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 155.
- ^ Вейр , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 58.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , стр. 31.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 238.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл и Сич , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 59.
- ^ Сотрудники 2014 , с. 324.
- ^ Стертон , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 68.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0211-2 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 3-7822-0237-6 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 .
- Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-009-3 .
- Персонал, Гэри (2014). Немецкие линейные крейсеры Первой мировой войны: их конструкция, конструкция и эксплуатация . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-213-4 .
- Стертон, Ян, изд. (1987). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-448-0 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
- Вейр, Гэри (1992). Строительство кайзеровского флота . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-929-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1997). флот и его большие крейсеры ( Императорский на немецком языке). Вёльферсхайм: Podzun-Pallas Verlag. ISBN 3-7909-0603-4 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Боевые крейсеры . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-130-4 .
- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .