30,5-см пушка СК L/50
30,5 см СК Л/50 | |
---|---|
![]() крупным планом. SMS Kaiser Кормовые башни | |
Тип | военно-морская пушка Береговая оборонительная пушка |
Место происхождения | Германская империя |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1911–45 |
Используется | Имперский флот Военно-морской |
Войны | Первая мировая война Вторая мировая война |
История производства | |
Разработанный | 1908 |
Производитель | Крупп |
Технические характеристики | |
Масса | 51,85 тонны (51,03 длинных тонны; 57,15 коротких тонн) |
Длина | 15,25 метра (50 футов) |
ствола Длина | 14,481 метра (47 футов 6 дюймов) (50 калибров ) |
Оболочка | 250–415 кг (551–915 фунтов) |
Калибр | 30,5 см (12 дюймов) |
казенная часть | горизонтальный скользящий блок |
Отдача | Гидропневматический |
Высота | от −8° до +13,5° (морские башни) |
Траверс | зависит от крепления |
Скорострельность | 2–3 выстрела в минуту |
Начальная скорость | 855–1120 м/с (2810–3670 футов/с) |
Эффективная дальность стрельбы | 16 200 м (17 700 ярдов) на высоте 13,5° 41300 м (45200 ярдов) на высоте 49,2° |
30,5-см пушка SK L/50. [ А 1 ] — тяжелая немецкая пушка, установленная на 16 из 26 немецких крупных кораблей, построенных незадолго до Первой мировой войны . [ 1 ] [ 2 ] Разработанный в 1908 году, он стрелял снарядом диаметром 30,5 см (12 дюймов) и поступил на вооружение в 1911 году, когда «Гельголанд» класса несущие его четыре линкора были введены в состав Флота открытого моря .
Он также был установлен на последующих пяти линкорах класса «Кайзер» , четырех «Кениг» линкорах класса и трех «Дерффлингер» линейных крейсерах типа . Орудия с большим успехом использовались в Ютландской битве 31 мая – 1 июня 1916 года, когда два корабля класса «Дерффлингер» , «Дерффлингер» и «Лютцов» , использовали их для уничтожения британских линейных крейсеров «Куин Мэри» и «Инвинсибл» . [ 3 ] В конечном итоге на смену орудию в военно-морском флоте Германии пришла гораздо более крупная и мощная 38 cm SK L/45 .
Перед Первой мировой войной 30,5-см орудия SK L/50 были размещены на островах Гельголанд и Вангероге Германии для защиты побережья Северного моря . Одна батарея была размещена во время войны для защиты порта Зебрюгге в оккупированной Фландрии . Орудия на Гельголанде были уничтожены победившими союзниками в конце войны, но батарея в Вангероге уцелела. Три его орудия были переброшены в Гельголанд после ремилитаризации острова в 1935 году. Во время Второй мировой войны остальные три орудия были переброшены во Францию и использовались на позициях береговой обороны вдоль Ла-Манша .
Технические характеристики
[ редактировать ]Морские турели
[ редактировать ]Орудия калибра 30,5 cm SK L/50 устанавливались в двухорудийных башнях . Корабли класса Helgoland использовали шесть установок Drh LC/1908; эти башни имели крышу толщиной 100 мм (3,9 дюйма) и борта толщиной 300 мм (11,8 дюйма). [ 4 ] Более поздние классы кораблей использовали улучшенную конструкцию. Класс «Кайзер» нес пять орудийных домов Drh LC/1909, а следующий класс «Кёниг» нес пять башен типа Drh LC/1911. Основным усовершенствованием башни LC/1909 стало увеличение толщины брони крыши со 100 мм до 300 мм; Бортовая броня осталась прежней. [ 5 ] Крыши башни на установках LC/1911 были уменьшены до 110 мм (4,3 дюйма); опять же борта остались толщиной 300 мм. [ 6 ] Дерффлингер и Лютцов использовали четыре установки Drh LC/1912, а их сводная сестра Гинденбург несла улучшенный тип Drh LC/1913. Крепления LC/1912 имели крышу толщиной 110 мм и борта толщиной 270 мм. У башен нового «Гинденбурга» толщина крыш была увеличена до 150 мм (5,9 дюйма), хотя борта были такими же, как у предыдущего типа LC/1912. [ 7 ] Вес орудийных домиков варьировался от 534–549 тонн (543–558 метрических тонн ); вариации зависели прежде всего от толщины брони. [ 8 ]
На кораблях класса «Кёниг» под каждой орудийной башней располагалась рабочая камера, соединенная с вращающимся подъемником для боеприпасов, ведущим вниз к расположенному внизу магазину. Башни имели электрическое управление, хотя орудия поднимались гидравлически. Чтобы снизить вероятность возгорания, все в башне было изготовлено из стали. [ 9 ] Такая компоновка использовалась и на предыдущих линкорах. [ 10 ] На линейных крейсерах типа «Дерффлингер» две передние и сверхмощная задняя башни использовали эту конфигурацию, хотя в самой задней орудийной башне магазин и боекомплект были перевернуты. [ 8 ]
Все немецкие орудийные башни изначально допускали угол возвышения до 13,5 градусов, хотя после Ютландского сражения они были модифицированы, чтобы обеспечить угол возвышения до 16 градусов. Центральные башни на военных кораблях могли поворачиваться на 150 градусов в любом направлении, хотя крыльевые башни на классах «Гельголанд» и «Кайзер» были ограничены углом поворота 80 градусов в любом направлении. [ 8 ]
Крепления береговой обороны
[ редактировать ]В период с 1909 по 1912 год остров Гельголанд получил четыре спаренные артиллерийские башни, хотя их точный тип неизвестен. [ 11 ] Батарея Кайзера Вильгельма II была построена для защиты порта Зебрюгге в оккупированной Фландрии во время Первой мировой войны. Она состояла из четырех орудий в бетонных барбетах, установленных на Bettungsschiessgerüst (BSG) (огневых платформах). Эти крепления с ручным приводом вращались на шарнире в передней части крепления, а задняя часть поддерживалась роликами, опирающимися на полукруглую направляющую. Они были оснащены орудийным щитом и могли вести круговой огонь. [ 12 ] Их комплектовали матросы 1-го морского артиллерийского полка ( Матросена артиллерийского полка ). [ 13 ]
К концу Первой мировой войны шестью орудиями в установках BSG оснащалась батарея Фридриха Августа на острове Вангероге . Три из них были переведены в Гельголанд после 1935 года, когда Гитлер отказался от Версальского договора , демилитаризовавшего остров. К 1938 году они укомплектовали батарею фон Шрёдера и были укомплектованы войсками Второго морского артиллерийского дивизиона ( II. Marine-Artillerie-Abteilung ), позднее 122-го морского артиллерийского дивизиона ( 122. Marine-Artillerie-Abteilung ). [ 14 ] После поражения французов в 1940 году все три орудия были перевезены в Ле Трезорери, недалеко от Булони-сюр-Мер , Франция, где они получили свое прежнее название — Батарея Фридриха Августа. [ 15 ] Первоначально эти орудия представляли собой открытые барбеты с поворотом на 360°, но позже их переоборудовали в бетонные казематы с верхним прикрытием. [ 16 ] он мог подниматься до 50 градусов и поворачиваться на 220 градусов в любом направлении. [ 8 ]
Боеприпасы
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны эти орудия стреляли снарядами двух типов: бронебойными (AP) L/3,1 и фугасными (HE) типа L/4. Во время Второй мировой войны орудия стреляли более широким спектром снарядов, в том числе бронебойными типа L/3,4 и L/4,9, а также фугасными снарядами L/3,8, L/5 и L/4,8, а также как специально разработанные артиллерийские снаряды береговой обороны. Снаряды AP и HE весили от 405 до 415 кг (915 фунтов), а снаряды береговой артиллерии весили всего 250 кг (551 фунт). [ 8 ]
заряд RP C/12 В снарядах, использовавшихся во время Первой мировой войны, использовался основной метательный весом 91 кг (201 фунт) и меньший передний заряд RP C/12 весом 34,5 кг (76 фунтов); это дало орудию начальную скорость 855 метров в секунду (2805 футов в секунду). Орудия береговой обороны использовали заряды RP C/32 весом 85,4 кг (188,3 фунта) для основного заряда и 41,6 кг (91,7 фунта) для лобового заряда. После 1942 года они были увеличены до 121,5 кг (268 фунтов) RP C/38 для бронебойных снарядов и 143 кг (315 фунтов) RP C/38 для фугасных снарядов. Эти снаряды стреляли с начальной скоростью от 850 до 855 м/с (2789–2805 футов/с), но легкий снаряд береговой обороны имел начальную скорость 1120 м/с (3700 футов/с). [ 8 ]
Тип и обозначение корпуса | Масса | Вес наполнения | Начальная скорость | Диапазон |
---|---|---|---|---|
Первая мировая война | ||||
Бронебойный снаряд ( Pzgr L/3.1) | 405,5 кг (894 фунта) | 13,6 кг (30 фунтов) (HE) | 855 м/с (2810 футов/с) | 20,4 км (22300 ярдов) |
осколочно-фугасный снаряд ( Sprenggranate L/4) | 405,9 кг (895 фунтов) | 26,4 кг | 855 м/с (2810 футов/с) | неизвестный |
Вторая мировая война | ||||
Бронебойный снаряд ( Pzgr L/3.4 ( с капотом )) | 405 кг (893 фунта) | 11,5 кг (25 фунтов) (HE) | 855 м/с (2810 футов/с) | 32 км (35 000 ярдов) |
Бронебойный снаряд с баллистическим капсюлем ( Pzgr L/4.9 ( mit Haube )) | 415 кг (915 фунтов) | неизвестный | 855 м/с (2810 футов/с) | 41,3 км (45 200 ярдов) |
Фугасный снаряд с базовым взрывателем ( Sprenggranate L/3,8 м. Бдз. ) | 415 кг (915 фунтов) | неизвестный | 850 м/с (2800 футов/с) | неизвестный |
Фугасно-фугасный снаряд с базовым взрывателем ( Sprenggranate L/5 m. Bdz. ) | 415 кг (915 фунтов) | неизвестный | 850 м/с (2800 футов/с) | неизвестный |
носовой взрыватель ОФ ( Sprgr L/4,8 м. Кз. ) | 405 кг (893 фунта) | 26,5 кг (58 фунтов) (HE) | 855 м/с (2810 футов/с) | неизвестный |
Фугасный снаряд с донным и носовым взрывателем с баллистическим капсюлем ( Sprgr L/3,6 m. Bdz. u. Kz. ( mit Haube )) | 250 кг (550 фунтов) | 14,5 кг (32 фунта) (HE) | 1120 м/с (3700 футов/с) | 51,4 км (56 200 ярдов) |
Производительность
[ редактировать ]При угле возвышения 13,5 градуса 30,5-см орудие могло поражать цели на расстоянии до 16 200 м (17 717 ярдов) бронебойными снарядами. После того, как башни были усовершенствованы, чтобы обеспечить угол возвышения до 16 градусов, дальность соответственно увеличилась до 20 400 м (22 310 ярдов). Ожидалось, что на дальности 12 800 м (14 000 ярдов) бронебойные снаряды L3, выпущенные из пушки, пробьют 254 мм (10 дюймов) броневой плиты. На высоте 15 000 м (16 000 ярдов) эффективность снаряда снизилась; он смог пробить пластину толщиной 229 мм (9 дюймов). Дальность орудий времен Второй мировой войны была значительно больше, чем у орудий, использовавшихся в Первой мировой войне. При снаряде массой 405 кг под углом 45 градусов максимальная дальность действия орудий составляла 32 000 м (35 000 ярдов). При 415-килограммовом снаряде под углом 49,2 градуса дальность составляла 41 300 м (45 166 ярдов), а при более легком 250-килограммовом снаряде под углом 49,1 градуса максимальная дальность составляла 51 400 м (56 200 ярдов). [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Оружие сопоставимой роли, характеристик и эпохи
[ редактировать ]- 12-дюймовая морская пушка BL Mk XI – XII - современное британское оружие
- Пистолет Обуховского 12 дюймов 52 калибра образца 1907 года - современное российское ружье.
- Пистолет Mark 7 калибра 12 дюймов / 50 - современный пистолет США.
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Грёнер, стр. 23–30.
- ^ Грёнер, стр. 54–9.
- ^ Браун, Дэвид К. (1999). Великий флот: проектирование и развитие военного корабля 1906-1922 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 167. ИСБН 1-55750-315-Х .
- ^ Грёнер, с. 24
- ^ Грёнер, с. 26
- ^ Грёнер, с. 27
- ^ Грёнер, с. 56
- ^ Хервиг с. 70
- ^ Гардинер и Грей, стр. 146–147.
- ^ Рольф (2004), с. 186
- ^ Нортон, Огастес; Армстронг, Дональд (1919). «Береговая оборона, построенная немцами на побережье Бельгии». Журнал артиллерии США . 51 (1–2). футов. Монро, Вирджиния: Издательство Школы береговой артиллерии: 26, 160–5.
- ^ Франсуа, Гай (2006). Айзенбанарбре: История тяжелой артиллерии на немецких железных дорогах от ее зарождения до 1945 года (на французском языке). Париж: Издания История и укрепления. п. 8.
- ^ Рольф (1998), стр. 38, 300.
- ^ Рольф (1998), с. 335
- ^ «Атлантический вал» . Линейный музей Атлантической стены . Проверено 16 августа 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Гандер, Терри; Чемберлен, Питер (1979). Оружие Третьего рейха: Энциклопедический обзор всего стрелкового оружия, артиллерии и специального вооружения Сухопутных войск Германии 1939–1945 гг . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-15090-3 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 . ОСЛК 22101769 .
- Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст, Нью-Йорк : Humanity Books. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хогг, Ян В. (1997). Немецкая артиллерия Второй мировой войны (2-е исправленное изд.). Механиксвилль, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN 1-85367-480-Х .
- Рольф, Руди (1998). Атлантический вал: Строительство немецких береговых укреплений 1940-1945 гг. (на немецком языке). Оснабрюк: Библио. ISBN 3-7648-2469-7 .
- Рольф, Руди (2004). Словарь по современной фортификации: иллюстрированный лексикон по европейской фортификации в период 1800-1945 гг . Миддлбург, Нидерланды: ПРАК.
- Шмаленбах, Пол (1983). «Крупнокалиберные орудия ВМС Германии, действовавшие на берегу во время Первой мировой войны». Военный корабль Интернешнл . XX (2): 123–153. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]