СМС Мольтке
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Мольтке |
Тезка | Гельмут фон Мольтке Старший |
Заказал | 17 сентября 1908 г. |
Строитель | Блом и Восс |
Заложен | 7 декабря 1908 г. |
Запущен | 7 апреля 1910 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 августа 1911 г. |
Судьба | Затоплен 21 июня 1919 года в Скапа-Флоу , поднят в 1927 году и сдан на слом в 1927–1929 годах. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Мольтке класса Линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 186,6 м (612 футов 2 дюйма) |
Луч | 29,4 м (96 футов 5 дюймов) |
Черновик | 9,19 м (30 футов 2 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | Расчетная: 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час) |
Диапазон | 4120 миль (7630 км; 4740 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
СМС Мольтке [ а ] был головным кораблем линейных «Мольтке» типа крейсеров Императорского Германии флота XIX века , названных в честь немецкого фельдмаршала Гельмута фон Мольтке . Введенный в строй 30 сентября 1911 года, корабль стал вторым линейным крейсером Императорского флота. «Мольтке » вместе со своим однотипным кораблем «Гебен » представлял собой увеличенную версию предыдущего немецкого линейного крейсера « Фон дер Танн» с усиленной броневой защитой и еще двумя главными орудиями в дополнительной башне . По сравнению со своими британскими конкурентами — Indefatigable классом — Мольтке и ее сестра Гебен были значительно крупнее и лучше бронированы. [ б ]
Корабль участвовал в большинстве крупных флотских действий, проводимых немецким флотом во время Первой мировой войны , включая сражения при Доггер-банке и Ютландском сражении в Северном море в 1915 и 1916 годах соответственно. Она также принимала участие в битве при Рижском заливе в 1915 году и операции «Альбион» в 1917 году на Балтике. Мольтке несколько раз был поврежден во время войны: корабль был поражен крупнокалиберным огнем в Ютландии и дважды торпедирован британскими подводными лодками во время наступления флота.
После окончания войны в 1918 году Мольтке вместе с большей частью флота открытого моря был интернирован в Скапа-Флоу в ожидании решения союзников относительно судьбы флота. Корабль встретил свой конец, когда он был затоплен вместе с остальной частью Флота открытого моря в 1919 году, чтобы не допустить их попадания в руки союзников. Обломки «Мольтке» были подняты в 1927 году и сданы на слом в Росайте с 1927 по 1929 год.
Дизайн
[ редактировать ]Пока немецкая Kaiserliche Marine (Императорский флот) продолжала гонку вооружений с британским Королевским флотом в 1907 году, Reichsmarineamt (Управление Имперского военно-морского флота) рассматривало планы по созданию линейного крейсера, который должен был быть построен в следующем году. Увеличение бюджета подняло возможность увеличения калибра главной батареи с 28-см (11 дюймов) орудий, использовавшихся на предыдущем линейном крейсере SMS Von der Tann , до 30,5 см (12 дюймов), но «Адмирал Альфред фон Тирпиц» , Государственный секретарь ВМФ выступил против увеличения, предпочитая вместо этого добавить пару 28-см орудий. Департамент строительства поддержал это изменение, и в конечном итоге было разрешено строительство двух кораблей 1908 и 1909 годов постройки; Мольтке был первым, за ним следовал Гебен . [ 1 ]
Мольтке составляла 186,6 метра (612 футов 2 дюйма) Общая длина , ширина - 29,4 м (96 футов) и осадка - 9,19 м (30 футов 2 дюйма) при полной загрузке. корабля Водоизмещение 22 979 т (22 616 длинных тонн ) в нормальном режиме и 25 400 т (25 000 длинных тонн) при полной загрузке . Мольтке приводился в движение четырьмя «Парсонс» паровыми турбинами , а пар вырабатывался двадцатью четырьмя угольными водотрубными котлами «Шульц-Торникрофт» . Силовая установка имела мощность 51 289 л.с. (38 246 кВт) и максимальную скорость 25,5 узлов (47,2 км/ч; 29,3 миль в час). При скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) корабль имел дальность плавания 4120 морских миль (7630 км; 4740 миль). Ее экипаж состоял из 43 офицеров и 1010 рядовых. [ 2 ]
Корабль был вооружен главной батареей из десяти 28-см (11 дюймов) орудий SK L/50, установленных в пяти двухорудийных башнях ; из них один размещался в носовой части, два располагались эшелоном на миделе , а два других находились в суперстрелковой паре в кормовой части. Вспомогательное вооружение состояло из двенадцати 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45, размещенных в отдельных казематах в центральной части корабля, и двенадцати 8,8-см (3,5 дюйма) орудий SK L/45 , также в отдельных установках в носовой части корабля. на корме и вокруг носовой боевой рубки . Он также был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 50 см (19,7 дюйма) : один в носовой части, один в корме и по одному на каждом борте . [ 3 ]
Броня корабля состояла из крупповской цементированной стали . Пояс , имел толщину 280 мм (11 дюймов) в цитадели где он закрывал корабельные магазины с боеприпасами и машинные отделения. Ремень сужался до 76 мм (3 дюйма) на обоих концах. Палуба имела толщину от 25 до 76 мм ( от 1 до 3 дюймов) и имела наклон вниз сбоку для соединения с нижним краем ремня. Орудийные башни главного калибра имели грани толщиной 230 мм (9,1 дюйма) и располагались на барбетах такой же толщины. [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Довоенный
[ редактировать ]Контракт на «Крейсер G» был заключен 17 сентября 1908 года, а киля состоялась закладка его 23 января 1909 года. Спуск на воду был назначен на 22 марта 1910 года, но работы несколько затянулись, и церемония состоялась 7 апреля 1910 года. Спустив корабль на воду 7 апреля 1910 года, Гельмут фон Мольтке Младший окрестил его в честь своего дяди, Гельмута фон Мольтке Старшего , начальника штаба прусского, а затем немецкого генерального штаба во время войн за объединение Германии . 11 сентября 1911 года команда, состоящая из рабочих верфи, перевела корабль из Гамбурга в Киль через Скагеррак . 30 сентября корабль был сдан в строй под командованием Kapitän zur See ( KzS — Капитан в море) Эрнста фон Манна . После этого он приступил к ходовым испытаниям , и, хотя официально он еще не вступил в строй, корабль присоединился к I Scouting Group , главной разведывательной группе флота. броненосный крейсер SMS Roon Там он заменил выведенный из эксплуатации 22 сентября . В начале ноября корабли I СГ провели учебный поход в Каттегат ; серьезный шторм вынудил Мольтке укрыться в Уддевалле , Швеция, с 3 по 6 ноября. Следующие несколько месяцев она провела, завершая испытания на « Данцигер Бухт» , и 1 апреля 1912 года корабль был объявлен готовым к эксплуатации. [ 5 ] [ 6 ]
Военно-морской флот планировал, что Мольтке станет флагманом I SG после поступления на действительную службу, но вместо этого он получил приказ на специальный рейс. В середине 1911 года американская эскадра посетила Киль, и немцы хотели в ответ отправить группу немецких судов в США. Они выбрали Мольтке и легкие крейсеры «Штеттин» и «Бремен» . Последний уже находился в водах Южной Америки и должен был встретить Мольтке и Штеттина в пункте назначения в составе временной крейсерской дивизии под командованием контр-адмирала ( КАдм — контр-адмирал) Хуберта фон Ребер-Пашвица . 11 мая два корабля покинули Киль, прошли через Канарские острова и 30 мая прибыли у мыса Генри , штат Вирджиния , где к ним присоединился Бремен . три корабля вошли в Хэмптон-Роудс Затем 3 июня ; Президент США принял Уильям Говард Тафт корабли на борту президентской яхты USS Mayflower . Также присутствовал контингент Атлантического флота . 8–9 июня корабли отправились в Нью-Йорк , где команды были хорошо приняты как местными немецкими клубами, так и высшим классом . Корабли покинули Нью-Йорк 13 июня, Бремен направился в Балтимор, а Мольтке и Штеттин вернулись в Киль. Они прибыли туда 24 июня, а на следующий день эскадра крейсеров была расформирована. [ 7 ] Мольтке был единственным немецким кораблем , когда-либо посещавшим Соединенные Штаты. [ 8 ]

В июле 1912 года Мольтке сопровождал кайзера Вильгельма II яхту «Гогенцоллерн» в Россию для встречи с царем Николаем II . Поездка длилась с 4 по 6 июля. [ 9 ] По возвращении Мольтке командира сменил КзС Магнус фон Левецов , [ 10 ] и корабль начал свое пребывание в качестве флагмана I SG под командованием визеадмирала ( VAdm — вице-адмирал) Густава Бахмана . В состав соединения на тот момент входили «Мольтке» , «Фон дер Танн» , броненосный крейсер «Йорк» , легкие крейсеры «Штеттин» , «Майнц » , «Кольберг» , «Кёльн» , «Дрезден» и «Берлин» , а также Ависо Хела» служивший тогда тендером « . Корабли приняли участие в ежегодных маневрах флота, проводившихся в августе и сентябре, которые завершились -морским смотром кайзера военно Вильгельма II в Немецкой бухте . 19 сентября Мольтке был награжден Kaiser's Schießpreis (Приз за стрельбу) для больших крейсеров. Мольтке посетил Мальмё , Швеция, и позже в том же году принял участие в учениях. В декабре корабль был поставлен в сухой док в Вильгельмсхафене для периодического технического обслуживания, продолжавшегося до февраля 1913 года. [ 11 ]
Пока Мольтке проходил техническое обслуживание, Бахманн перенес свой флаг в Йорк до 19 февраля, когда он вернулся в Мольтке . По возвращении в строй корабль в феврале и марте принял участие в учениях эскадры и флота в Каттегате и Северном море . 14 марта Бахманн временно вернулся в Йорк вернулся в Мольтке , а 1 мая . К тому времени «Гебен» и новый легкий крейсер «Бреслау» были отправлены в Средиземное море в ответ на Первую Балканскую войну , «Фон дер Танн» был выведен из строя на техническое обслуживание, «Йорк» был списан, а новый линейный крейсер «Зейдлиц» еще не вступил в строй. , оставляя I SG в достаточном количестве для маневров флота, запланированных на май. Большой броненосный крейсер «Блюхер» артиллерийской школы , служивший тогда учебным кораблем , был временно приписан к I SG для восполнения дефицита. После маневров с 15 июля по 10 августа отряд совершил круиз вместе с остальной частью Флота открытого моря , включая длительный визит в Норвегию. В этот период Мольтке посетил Лэрдалсойри , Норвегия, с 27 июля по 3 августа. После возвращения отряда домой Зейдлиц 17 августа к нему присоединился . Кадм Франц Хиппер сменил Бахмана на посту командира подразделения 30 сентября, но прибыл на борт корабля только 15 октября, так как в то время находился в отпуске. [ 12 ]
В ноябре Мольтке присутствовал на учениях флота в Балтийском море . Корабли I СГ провели в феврале 1914 г. маневры соединения в Северном и Балтийском морях. В конце марта флот собрался для очередного периода учений, который продлился до начала мая. 23 июня Хиппер передал свой флаг Зейдлицу . [ 12 ] Некоторые рассматривались возможности переброски «Мольтке» на Дальний Восток для замены броненосного крейсера «Шарнхорст» , но от этого плана отказались, когда стало очевидно, что «Гебен» нуждается в капитальном ремонте и его необходимо будет заменить в Средиземноморье. Затем Мольтке планировалось перевести на замену своего однотипного корабля, но этот план был прерван началом Первой мировой войны в июле. [ 8 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Битва при Гельголандской бухте
[ редактировать ]Вскоре после начала Первой мировой войны, 28 августа 1914 года, Мольтке участвовал в битве при Гельголандской бухте. Утром британские крейсеры из состава Harwich Force атаковали немецкие эсминцы, патрулирующие Гельголандскую бухту. Шесть немецких легких крейсеров — «Кёльн », «Страсбург» , «Штеттин» , «Фрауэнлоб» , «Штральзунд» и «Ариадна» — ответили на атаку и нанесли британским рейдерам серьёзный урон. Однако прибытие примерно в 13:37 1-й британской эскадры линейных крейсеров под командованием вице-адмирала Дэвида Битти быстро поставило немецкие корабли в невыгодное положение. [ 13 ]
вместе с остальными линейными крейсерами I разведывательной группы Утром в день боя Мольтке находился на Вильгельмсхафенских дорогах. К 08:50 Хиппер запросил разрешение у адмирала Фридриха фон Ингеноля , командующего Флотом открытого моря, послать Мольтке и Фон дер Танна на помощь осажденным немецким крейсерам. [ 14 ] Мольтке был готов к отплытию к 12:10, но из-за отлива корабли не смогли безопасно пройти через песчаную косу в устье Нефритового устья . В 14:10 Мольтке и Фон дер Танн смогли пересечь Нефритовую перекладину; Хиппер приказал немецким крейсерам отступить к своим кораблям, в то время как сам Хиппер отставал примерно на час на линейном крейсере «Зейдлиц» . В 14:25 оставшиеся легкие крейсера — «Страсбург» , «Штеттин» , «Фрауэнлоб» , «Штральзунд » и «Ариадна» — встретились с линейными крейсерами. [ 15 ] Зейдлиц прибыл на место происшествия к 15:10, а «Ариадна» не выдержала боевых повреждений и затонула. Хиппер осторожно отправился на поиски двух пропавших без вести легких крейсеров, Майнца и Кёльна , которые уже затонули. К 16:00 немецкая флотилия развернулась, чтобы вернуться в Нефритовый лиман, прибыв примерно в 20:23. [ 16 ]
Бомбардировка Ярмута
[ редактировать ]2 ноября 1914 года «Мольтке» , флагман Хиппера «Зейдлиц » , «Фон дер Танн » и «Блюхер» вместе с четырьмя легкими крейсерами покинули Нефритовый устье и направились к английскому побережью. [ 17 ] На рассвете следующего утра флотилия прибыла к Грейт-Ярмуту и обстреляла порт, а легкий крейсер «Штральзунд» установил минное поле. Британская подводная лодка D5 ответила на бомбардировку, но подорвалась на одной из мин, заложенных Штральзундом , и затонула. Вскоре после этого Хиппер приказал своим кораблям вернуться в немецкие воды. Однако, пока корабли Хиппера возвращались в воды Германии, густой туман накрыл Гельголандскую бухту, поэтому кораблям было приказано остановиться до тех пор, пока видимость не улучшится, чтобы они могли безопасно перемещаться по оборонительным минным полям. Йорк покинул «Нефрит» без разрешения и по пути в Вильгельмсхафен допустил навигационную ошибку, в результате которой корабль попал на одно из немецких минных полей. Йорк подорвался на двух минах и быстро затонул; Кораблю береговой обороны «Хаген» удалось спасти 127 человек экипажа. [ 17 ]
Бомбардировка Скарборо, Хартлпула и Уитби
[ редактировать ]Ингенол решил, что следует провести еще один рейд на английское побережье в надежде вовлечь часть Великого флота в бой, где его можно будет уничтожить. [ 17 ] В 03:20 15 декабря «Мольтке » , «Зейдлиц» , «Фон дер Танн» , «Дерффлингер» и «Блюхер» вместе с легкими крейсерами «Кольберг» , «Страсбург» , «Штральзунд » и «Грауденц» , а также двумя эскадрильями торпедных катеров покинули «Нефрит». [ 18 ] Корабли шли на север мимо острова Гельголанд, пока не достигли маяка Хорнс-Риф, после чего корабли повернули на запад в сторону Скарборо. Через двенадцать часов после того, как Хиппер покинул «Нефрит», флот открытого моря, состоящий из 14 дредноутов и 8 преддредноутов , а также прикрытия из 2 броненосных крейсеров, 7 легких крейсеров и 54 торпедных катеров, отправился для обеспечения дальнего прикрытия. [ 18 ]
26 августа 1914 года немецкий лёгкий крейсер «Магдебург» сел на мель в Финском заливе ; затонувший корабль был захвачен российским военно-морским флотом, который обнаружил кодовые книги, используемые немецким флотом, а также навигационные карты Северного моря. Эти документы затем были переданы в Королевский флот. Комната 40 начала расшифровку немецких сигналов и 14 декабря перехватила сообщения, касающиеся плана бомбардировки Скарборо. [ 18 ] Однако точные детали плана были неизвестны, и предполагалось, что Флот открытого моря благополучно останется в порту, как и при предыдущей бомбардировке. Четыре линейных крейсера Битти при поддержке 3-й эскадры крейсеров и 1-й эскадры легких крейсеров , а также шести дредноутов 2-й линейной эскадры должны были устроить засаду на линейные крейсеры Хиппера. [ 19 ]

В ночь на 15 декабря основные силы Флота открытого моря столкнулись с британскими эсминцами. Опасаясь ночной торпедной атаки, Ингеноль приказал кораблям отступить. [ 19 ] Хиппер не знал об отмене Ингеноля и поэтому продолжил бомбардировку. Достигнув британского побережья, линейные крейсеры Хиппера разделились на две группы. Зейдлиц , Мольтке и Блюхер направились на север, чтобы обстрелять Хартлпул, а фон дер Танн и Дерффлингер пошли на юг, чтобы обстрелять Скарборо и Уитби. [ 20 ] Во время бомбардировки Хартлпула Мольтке был поражен снарядом калибра 15,2 см (6 дюймов) береговой батареи. [ 8 ] что привело к незначительным повреждениям между палубами, но без жертв. [ 20 ] Блюхер получил шесть ударов, а Зейдлиц — трижды от береговой батареи. [ 20 ] К 09:45 16 числа две группы снова собрались и начали отступать на восток. [ 21 ]
К этому времени линейные крейсеры Битти были на позиции, чтобы заблокировать выбранный Хиппером путь отхода, в то время как другие силы были в пути, чтобы завершить окружение. В 12:25 легкие крейсеры 2-й разведывательной группы начали проходить через британские войска в поисках Хиппера. [ 22 ] Один из крейсеров 2-й эскадры легких крейсеров заметил Штральзунд и подал сигнал Битти. В 12:30 Битти повернул свои линейные крейсеры в сторону немецких кораблей. Битти предполагал, что немецкие крейсеры были передовым прикрытием для кораблей Хиппера, однако они находились примерно в 50 км (31 миле) впереди. [ 22 ] 2-я эскадра легких крейсеров, которая осуществляла проверку кораблей Битти, отделилась, чтобы преследовать немецкие крейсеры, но неверно истолкованный сигнал британских линейных крейсеров отправил их обратно на позиции проверки. [ с ] Эта путаница позволила немецким легким крейсерам уйти и предупредила Хиппера о местонахождении британских линейных крейсеров. Немецкие линейные крейсеры повернули к северо-востоку от британских войск и сумели уйти. [ 22 ]
И британцы, и немцы были разочарованы тем, что им не удалось эффективно вступить в бой со своими противниками. Репутация Ингеноля сильно пострадала из-за его робости. Капитан Мольтке был в ярости; он заявил, что Ингеноль повернул назад, «потому что боялся одиннадцати британских эсминцев, которые можно было уничтожить… под нынешним руководством мы ничего не добьемся». [ 23 ] Официальная немецкая история критиковала Ингеноля за то, что он не смог использовать свои легкие силы для определения размера британского флота, заявляя: «Он решил принять меру, которая не только поставила под серьезную угрозу его передовые силы у английского побережья, но и лишила немецкий флот возможности сигнал и несомненная победа». [ 23 ]
Битва при Доггер-банке
[ редактировать ]В начале января 1915 года стало известно, что британские корабли ведут разведку в районе Доггер-Бэнка . Ингенол изначально не хотел уничтожать эти силы, потому что I разведывательная группа была временно ослаблена, пока Фон дер Танн находился в сухом доке для периодического обслуживания. Однако кадем-адмирал Ричард Эккерманн , начальник штаба Флота открытого моря, настоял на операции, и поэтому Ингенол уступил и приказал Хипперу направить свои линейные крейсеры на Доггер-банку. [ 24 ]
23 января Хиппер со своим флагом в Зейдлице вышел в море , за ним последовали Мольтке , Дерффлингер и Блюхер , а также легкие крейсеры Грауденц , Росток , Штральзунд и Кольберг , а также 19 торпедных катеров из V флотилии, II и XVIII полуфлотилий. Грауденц и Штральзунд были назначены на носовой экран, а Кольберг и Росток - на правый и левый борт соответственно. К каждому легкому крейсеру прилагалась полуфлотилия миноносцев. [ 24 ]
Опять же, важную роль сыграли перехват и расшифровка немецких беспроводных сигналов. Хотя им не были известны точные планы, криптографы Комнаты 40 смогли сделать вывод, что Хиппер будет проводить операцию в районе Доггер-Бэнка. [ 24 ] Битти Чтобы противостоять этому, 1-я эскадра линейных крейсеров контр-адмирала Арчибальда Мура , 2-я эскадра линейных крейсеров и 2-я эскадра легких крейсеров коммодора Уильяма Гуденафа должны были встретиться с Харвичским отрядом коммодора Реджинальда Тирвитта в 08:00 24 января, примерно в 30 милях (48). км) к северу от Доггер-банки. [ 24 ]
В 08:14 Кольберг заметил легкий крейсер «Аврора» и несколько эсминцев Харвичского отряда. [ 25 ] Аврора бросила вызов Кольбергу прожектором, после чего Кольберг атаковал Аврору и нанес два удара. Аврора нанесла два удара по Кольбергу открыла ответный огонь и в ответ . Хиппер немедленно повернул свои линейные крейсеры в сторону артиллерийского огня, когда почти одновременно Штральзунд заметил большое количество дыма к северо-западу от своей позиции. Это было идентифицировано как несколько крупных британских военных кораблей, направлявшихся к кораблям Хиппера. [ 25 ]
Хиппер повернул на юг, чтобы бежать, но его скорость была ограничена 23 узлами (43 км/ч; 26 миль в час), что было максимальной скоростью более старого броненосного крейсера « Блюхер» . Преследующие британские линейные крейсеры двигались со скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миля в час) и быстро догнали немецкие корабли. В 09:52 «Лайон» открыл огонь по Блюхеру с дистанции примерно 20 000 ярдов (18 300 м); вскоре после этого Принцесса Роял и Тигр тоже начали стрелять. [ 25 ] В 10:09 британские орудия впервые поразили Блюхера . Две минуты спустя немецкие корабли начали ответный огонь, в основном сосредоточившись на Лионе , с дистанции 18 000 ярдов (15 460 м). В 10:28 «Лайон» получил удар по ватерлинии, в результате чего в борту корабля образовалась дыра и затоплен угольный бункер. [ 26 ] В 10:30 «Новая Зеландия» , четвертый корабль в линии Битти, подошел к Блюхеру и открыл огонь. К 10:35 дальность сократилась до 17 500 ярдов (16 000 м), после чего вся немецкая линия оказалась в пределах эффективной дальности действия британских кораблей. Битти приказал своим линейным крейсерам вступить в бой с немецкими коллегами. [ д ] Однако замешательство на борту «Тигра» заставило капитана поверить в то, что он должен был открыть огонь по Зейдлицу , что позволило Мольтке иметь возможность стрелять, не отвлекаясь. [ 26 ]
В 10:40 один из Лайона » 13,5-дюймовых (34-сантиметровых) снарядов « попал в Зейдлиц, причинив почти катастрофические повреждения, в результате которых были выведены из строя обе задние башни и погибло 159 человек. [ 27 ] Катастрофу удалось предотвратить, когда старший офицер приказал затопить оба магазина, чтобы избежать внезапного пожара, который мог бы уничтожить корабль. [ и ] К этому времени немецкие линейные крейсеры нацелились на «Лайон» и начали наносить повторные попадания. В 11:01 снаряд Зейдлица диаметром 11 дюймов (28 см) попал в Лайон и вывел из строя две ее динамо-машины. В 11:18 в «Лайон» попали два 12-дюймовых (30-см) снаряда «Дерффлингера» , один из которых попал в ватерлинию и пробил пояс, позволив морской воде попасть в левый кормовой резервуар. Этот снаряд в конечном итоге нанес вред Лайону , вынудив корабль выключить двигатели из-за загрязнения морской воды. [ 27 ]
К этому времени Блюхер был серьезно поврежден после попадания тяжелых снарядов. Однако погоня закончилась, когда появилось несколько сообщений о подводных лодках впереди британских кораблей; Битти быстро приказал совершить маневр уклонения, что позволило немецким кораблям увеличить дистанцию от преследователей. [ 28 ] В это время Lion вышла из строя последняя работающая динамо- машина , в результате чего ее скорость упала до 15 узлов. Битти на поражённом «Лайоне » приказал оставшимся линейным крейсерам «вступить в бой с тылом врага», но из-за путаницы в сигналах корабли нацелились исключительно на Блюхера , что позволило Мольтке , Зейдлицу и Дерффлингеру уйти. [ 29 ] К тому времени, когда Битти восстановил контроль над своими кораблями после того, как поднялся на абордаж «Принцессы Роял» , немецкие корабли имели слишком большое преимущество, чтобы британцы могли их догнать; в 13:50 он прервал погоню. [ 30 ]
Битва в Рижском заливе
[ редактировать ]3 августа 1915 года Мольтке был переброшен на Балтику вместе с I разведывательной группой (АГ) для участия в набеге в Рижский залив . Намерение состояло в том, чтобы уничтожить российские военно-морские силы в этом районе, включая преддредноут «Славу» , и использовать минный заградитель «Дойчланд», чтобы заблокировать вход в Мун-Саунд с помощью морских мин. Немецкие силы, находящиеся под командованием теперь уже В.Адма Хиппера, включали четыре линкора типа «Нассау» и четыре «Гельголанд» линкора типа , линейные крейсеры «Мольтке» , «Фон дер Танн» и «Зейдлиц» , а также ряд кораблей меньшего размера. [ 31 ]
8 августа была предпринята первая попытка очистить залив; старые линкоры «Брауншвейг» и «Эльзас» сдерживали «Славу» , пока тральщики расчищали путь через внутренний пояс мин. В этот период остальная часть немецкого флота оставалась на Балтике и обеспечивала защиту от других частей российского флота. Однако приближение темноты означало, что Дойчланд не сможет вовремя заминировать вход в Мун-Зунд, и поэтому операция была прервана. [ 32 ]
16 августа была предпринята вторая попытка войти в залив. Дредноуты «Нассау» и «Позен» , четыре легких крейсера и 31 торпедный катер прорвали оборону к заливу. [ 33 ] Нассау и Позен вступили в артиллерийскую дуэль со «Славой» , в результате которой по русскому кораблю было три попадания, что побудило его отступить. Через три дня российские минные поля были разминированы, и 19 августа флотилия вошла в залив, но сообщения о подводных лодках союзников в этом районе побудили немцев уйти из залива на следующий день. [ 34 ]
На протяжении всей операции Мольтке оставался на Балтике и обеспечивал прикрытие десанта в Рижский залив. Утром 19 числа Мольтке был торпедирован британской Е-класса подводной лодкой Е1 . Торпеда была замечена только на расстоянии примерно 200 ярдов (183 м); не успев маневрировать, корабль получил поражение в носовом торпедном отделении. Взрыв повредил несколько торпед на корабле, но сами они не взорвались. Восемь человек погибли, а на корабль попало 435 метрических тонн (428 длинных тонн) воды. Корабль ремонтировался на заводе Blohm & Voss в Гамбурге с 23 августа по 20 сентября. [ 8 ] В январе 1916 года KzS Йоханнес фон Карпф сменил Левецова с поста командира корабля. [ 35 ]
Бомбардировка Ярмута и Лоустофта
[ редактировать ]
Мольтке также принял участие в бомбардировке Ярмута и Лоустофта 24–25 апреля. Хиппер находился в отпуске по болезни, поэтому немецкими кораблями командовал КАдми Фридрих Бедикер . Немецкие линейные крейсеры «Дерффлингер» , «Лютцов» , «Мольтке» , «Зейдлиц» и «Фон дер Танн» покинули Нефритовый устье 24 апреля в 10:55 и были поддержаны прикрытием из шести легких крейсеров и двух флотилий миноносцев. [ 36 ] Тяжелые части Флота открытого моря вышли в путь в 13:40 с целью оказать дальнюю поддержку кораблям Бодикера. Британское Адмиралтейство узнало о немецкой вылазке благодаря перехвату немецких радиосигналов и в 15:50 развернуло Большой флот. [ 36 ]
К 14:00 корабли Бедикера достигли позиции у Нордернея , после чего он повернул свои корабли на север, чтобы избежать встречи с голландскими наблюдателями на острове Терсхеллинг . В 15:38 Зейдлиц подорвался на военно-морской мине , которая пробила 50-футовую (15-метровую) дыру в ее корпусе сразу за правым бортовым торпедным аппаратом, позволив 1400 коротким тоннам (1250 длинным тоннам) воды попасть в корабль. . [ 36 ] Зейдлиц повернул назад под прикрытием легких крейсеров на скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Четыре оставшихся линейных крейсера немедленно повернули на юг, в направлении Нордернея, чтобы избежать дальнейших повреждений на минах. К 16:00 Зейдлиц был вне непосредственной опасности, поэтому корабль остановился, чтобы позволить Бодикеру высадиться. Торпедный катер V28 доставил Бедикера в Лютцов . [ 37 ]
25 апреля в 04:50 немецкие линейные крейсеры приближались к Лоустофту, когда легкие крейсеры «Росток» и «Эльбинг» , прикрывавшие южный фланг, заметили легкие крейсеры и эсминцы Харвичского отряда коммодора Тирвитта. [ 37 ] Бодикер отказался отвлекаться на британские корабли и вместо этого направил орудия своих кораблей на Лоустофт. Немецкие линейные крейсеры уничтожили две береговые батареи диаметром 6 дюймов (15 см) и нанесли городу другой ущерб. При этом одиночный шестизарядный снаряд одной из береговых батарей попал в Мольтке , но существенных повреждений корабль не получил. [ 8 ]
В 05:20 немецкие рейдеры повернули на север, в сторону Ярмута, которого достигли к 05:42. Видимость была настолько плохой, что немецкие корабли дали по одному залпу каждый, за исключением «Дерффлингера» , который выпустил из своей главной батареи четырнадцать снарядов. Немецкие корабли повернули обратно на юг и в 05:47 во второй раз столкнулись с отрядом Харвича, который к тому времени был атакован шестью легкими крейсерами прикрытия. Корабли Бодикера открыли огонь с расстояния 13 000 ярдов (12 000 м). [ 38 ] Тирвитт немедленно развернул свои корабли и бежал на юг, но не раньше, чем крейсер «Конквест» получил серьезные повреждения. Из-за сообщений о британских подводных лодках и торпедных атаках Бодикер прекратил погоню и повернул обратно на восток, в сторону Флота открытого моря. В этот момент Шеер, которого предупредили о вылазке Великого флота из Скапа-Флоу, повернул обратно в сторону Германии. [ 38 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
Мольтке и остальные линейные крейсеры Хиппера из I разведывательной группы стояли на якоре на внешних Нефритовых дорогах в ночь на 30 мая 1916 года . [ ж ] корабли медленно двинулись к Скагерраку со скоростью 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). [ 39 ] Мольтке был четвертым кораблем в линии из пяти, опередив «Фон дер Танн» и идя в тыл «Зейдлица» . [ 39 ] Линейные крейсеры Хиппера сопровождала II разведывательная группа в составе лёгких крейсеров «Франкфурт» , флагманского корабля Бодикера, «Висбаден» , «Пиллау» и «Эльбинг» , а также 30 торпедных катеров 2-й, VI и 9-й флотилий. [ 39 ]
Через полтора часа Флот открытого моря под командованием адмирала Рейнхарда Шеера покинул «Нефрит»; силы состояли из 16 дредноутов. [ г ] Флот открытого моря сопровождала IV разведывательная группа в составе лёгких крейсеров «Штеттин» , «Мюнхен » , «Гамбург» , «Фрауэнлоб» и «Штутгарт» и 31 торпедного катера I, III, V и VII флотилий во главе с лёгким крейсером « Росток ». Шесть дредноутов 2-й боевой эскадрильи отошли от дорог Эльбы в 02:45 и встретились с боевым флотом в 5:00. [ 39 ]
Беги на юг
[ редактировать ]
Незадолго до 16:00 силы Хиппера столкнулись с эскадрой линейных крейсеров Битти. Немецкие корабли первыми открыли огонь на дальности примерно 15 000 ярдов (14 000 м). [ 40 ] Когда британские корабли начали ответный огонь, замешательство среди британских линейных крейсеров привело к тому, что Мольтке вступил в бой как с Новой Зеландией , так и с Тайгером . [ ч ] Британские дальномеры неправильно определили дальность до немецких целей, и поэтому первые залпы британских кораблей упали в миле от немецких линейных крейсеров. В 16:52 Мольтке поразил «Тигра» двумя снарядами главного калибра, но ни одно из этих попаданий не причинило существенного ущерба. Затем Мольтке выпустил еще четыре снаряда, два из которых попали одновременно в мидель корабля и кормовую башню, выведя из строя оба на значительный период боя. [ 41 ]
Примерно через 15 минут британский линейный крейсер « Индефатигебл» был внезапно уничтожен « Фон дер Танном» . Вскоре после этого Мольтке выпустил четыре торпеды по Королеве Марии на расстоянии 11 500–10 400 ярдов (10 500–9 500 м). [ 42 ] Это привело к беспорядку на британской линии, поскольку считалось, что торпеды были выпущены подводными лодками. В этот момент линейные крейсеры Хиппера вошли в зону действия V боевой эскадры, состоящей из новых «Куин Элизабет» линкоров класса , на которых были установлены мощные 15-дюймовые (38-сантиметровые) орудия. В 17:06 Бархам открыл огонь по Фон дер Танну . Через несколько минут к ней присоединились Валиант , Малайя и Варспайт ; корабли сосредоточили свой огонь на Фон дер Танне и Мольтке . [ 43 ] В 17:16 один из 15 снарядов быстроходных линкоров поразил Мольтке , где пробил угольный бункер, ворвался в казематную палубу и воспламенил хранящиеся в ней боеприпасы. В результате взрыва подъемник с боеприпасами сгорел до магазина. [ 44 ]
Фон дер Танн и Мольтке изменили скорость и направление, что сбило цель V боевой эскадры и принесло потрепанным кораблям короткую передышку. [ 44 ] Пока Мольтке и Фон дер Танн вели огонь по линкорам V боевой эскадры, Зейдлиц и Дерффлингер смогли сосредоточить свой огонь на британских линейных крейсерах; между 17:25 и 17:30 по меньшей мере пять снарядов Зейдлица и Дерффлингера попали в «Королеву Марию» , вызвав катастрофический взрыв, уничтоживший корабль. [ 45 ] Мольтке Командир Карпф заметил, что «Залпы противника лежат хорошо и близко; их залпы производятся в быстрой последовательности, огневая дисциплина превосходна!» [ 46 ]
Боевые флоты вступают в бой
[ редактировать ]К 19:30 Флот открытого моря, преследовавший к этому моменту британские линейные крейсеры, еще не столкнулся с Великим флотом. Шеер подумывал о выводе своих войск до того, как темнота подвергнет его корабли атаке торпедных катеров. [ 47 ] Однако он еще не принял решения, когда его ведущие линкоры столкнулись с основными силами Великого Флота. Такое развитие событий сделало невозможным для Шеера отступление, поскольку это привело бы к принесению в жертву более медленных линкоров 2-й боевой эскадры до дредноутов, в то время как использование его дредноутов и линейных крейсеров для прикрытия их отступления подвергло бы его самые сильные корабли подавляющему британскому огню. [ 48 ] Вместо этого Шеер приказал своим кораблям повернуть на 16 румбов вправо, что позволило бы дредноутам оказаться в относительной безопасности на выведенной из боя стороне немецкой боевой линии. [ 49 ]
Мольтке и другие линейные крейсеры [ я ] последовал за ходом, в результате которого они оказались позади Кенига . [ 50 ] Сильно потрепанные корабли Хиппера получили временную передышку, а неуверенность в точном местоположении и курсе кораблей Шира заставила адмирала Джона Джеллико повернуть свои корабли на восток, в сторону того, что, по его мнению, было вероятным путем отступления немцев. [ 51 ] Вместо этого немецкий флот плыл на запад, но Шеер приказал сделать второй поворот на 16 пунктов, который изменил курс и направил его корабли в центр британского флота. [ 52 ] Немецкий флот попал под интенсивный огонь с британской линии, и Шеер на большой скорости послал Мольтке , Фон дер Танна , Зейдлица и Дерффлингера к британскому флоту, пытаясь сорвать их строй и выиграть время для отступления своих главных сил. [ 53 ] К 20:17 немецкие линейные крейсеры приблизились к Колоссу на расстояние 7700 ярдов (7040 м) , после чего Шеер приказал кораблям вступить в бой с головным кораблем британской линии. [ 54 ] Однако через три минуты немецкие линейные крейсеры повернули в сторону, прикрытые атакой миноносцев. [ 55 ]
Снятие
[ редактировать ]
Пауза в бою в сумерках позволила Мольтке и другим немецким линейным крейсерам срезать обломки, мешавшие работе главных орудий, потушить пожары, отремонтировать аппаратуру управления огнем и сигнализацию, подготовить прожекторы к ночным действиям. В этот период немецкий флот реорганизовался в четко организованное соединение в обратном порядке, когда вскоре после 21:00 немецкие легкие силы столкнулись с британским прикрытием. Возобновившаяся стрельба привлекла внимание Битти, и он повернул свои линейные крейсеры на запад. В 21:09 он заметил немецкие линейные крейсеры и подошел на расстояние 8500 ярдов (7800 м), прежде чем открыть огонь в 20:20. [ 56 ] Атака британских линейных крейсеров совершенно удивила Хиппера, который находился в процессе абордажа Мольтке с торпедного катера G39 . Немецкие корабли открыли ответный огонь из всех имеющихся орудий и в 21:32 поразили «Лайон» и «Принцессу Роял» . в темноте [ 57 ] Маневрирование немецких линейных крейсеров заставило передовую 1-ю боевую эскадру повернуть на запад, чтобы избежать столкновения. Это привело к тому, что дредноуты 2-й боевой эскадры оказались прямо позади линейных крейсеров и помешали британским кораблям преследовать немецкие линейные крейсеры, когда они повернули на юг. Британские линейные крейсеры открыли огонь по старым линкорам; Немецкие корабли повернули на юго-запад, чтобы направить все свои орудия против британских кораблей. [ 57 ]
К 22:15 Хиппер наконец смог перебраться в Мольтке , а затем приказал своим кораблям двигаться со скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) к началу немецкой линии. [ 58 ] Однако только Мольтке и Зейдлиц были в состоянии подчиниться; «Дерффлингер» и «Фон дер Танн» могли развивать скорость не более 18 узлов, поэтому эти корабли отставали. Мольтке и Зейдлиц приближались к передней части линии, когда корабли прошли недалеко от Штеттина , что заставило корабль резко замедлиться, чтобы избежать столкновения. Это вынудило Фрауэнлоб , Штутгарт и Мюнхен повернуть влево, что привело их в контакт со 2-й эскадрой легких крейсеров; на дальности 800 ярдов (730 м) крейсеры обеих сторон лупили друг друга. КАДм Людвиг фон Рейтер решил попытаться заманить британские крейсеры в сторону Мольтке и Зейдлица . Однако почти одновременно сильно поврежденные британские крейсеры прервали атаку. [ 59 ] Когда легкие крейсеры выходили из боя, торпеда, выпущенная «Саутгемптоном», попала в «Фрауэнлоб» , и корабль взорвался. [ 60 ] Немецкий строй пришел в замешательство, и в суматохе Зейдлиц потерял из виду Мольтке . Зейдлиц больше не могла идти в ногу с Мольтке 22 узлами (41 км / ч; 25 миль в час) и поэтому отделилась, чтобы самостоятельно проследовать к маяку на рифе Хорнс. [ 60 ]
самостоятельно К 23:30 Мольтке столкнулась с четырьмя британскими дредноутами из тылового дивизиона 2-й боевой эскадрильи. Карпф приказал кораблю отойти, надеясь, что его не заметили. Британские корабли действительно видели Мольтке , но решили не открывать огонь, чтобы не раскрыть свое местонахождение всему немецкому флоту. [ 61 ] В 23:55 и еще раз в 00:20 Карпф пытался найти путь через британский флот, но оба раза не смог этого сделать. Лишь в 01:00, пройдя далеко впереди Великого флота, Мольтке смогла спастись. [ 61 ]

Ближе к концу боя, в 03:55, Хиппер передал Шееру отчет, в котором сообщалось об огромных повреждениях, понесенных его кораблями. К тому времени «Дерффлингер» и «Фон дер Танн» имели в работе всего по два орудия, «Мольтке» было затоплено 1000 тонн воды, а «Зейдлиц» серьезно поврежден. [ 62 ] Хиппер сообщил: «Поэтому I разведывательная группа больше не представляла никакой ценности для серьезного сражения, и, следовательно, главнокомандующий приказал ей вернуться в гавань, а сам он решил вместе с боевым флотом дождаться развития событий у рифа Хорнс». [ 62 ]
В ходе боя Мольтке попала в Тигра 13 раз и получила четыре попадания в себя, все снарядами калибра 15 дюймов (38 см). 15-см орудие правого борта № 5 было поражено одним из 15 снарядов и выведено из строя до конца боя. На корабле погибло 16 и ранено 20 человек, большинство из которых произошло из-за попадания в 15-см орудие. В результате наводнения и борьбы с наводнением на корабль попало 1000 тонн воды. [ 63 ]
Более поздние операции
[ редактировать ]6 июня Хиппер передал свой флаг обратно в Мольтке , который с 7 июня по 30 июля находился на ремонте в Гамбурге. После этого корабль провел учения на Балтике, а 14 августа был принят на действительную службу. Четыре дня спустя он принял участие в наступлении флота 18–19 августа. [ 64 ] В ходе операции I разведывательная группа должна была бомбардировать прибрежный город Сандерленд, пытаясь выманить и уничтожить линейные крейсеры Битти. Поскольку Мольтке был одним из двух оставшихся в группе немецких линейных крейсеров, все еще находящихся в боевом состоянии ( вторым был «Фон дер Танн» ), для операции в группу были выделены три дредноута: «Маркграф» , «Гроссер Курфюрст» и недавно введенный в строй «Бавария» . Шеер и остальная часть Флота открытого моря с 15 собственными дредноутами будут следовать за ним и обеспечивать прикрытие. [ 65 ] Британцы знали о планах Германии и направили Большой флот им навстречу. К 14:35 Шеер был предупрежден о приближении Великого флота и, не желая вступать в бой со всем Великим флотом всего через 11 недель после решительно близкого столкновения в Ютландии, развернул свои силы и отступил в немецкие порты. [ 66 ]
В сентябре 1916 года Карпф покинул Мольтке , и Ханс Гигас принял на себя командование кораблем и оставался его капитаном до конца войны. Мольтке принял участие в другой операции в Северном море 25–26 сентября, все еще с Хиппером на борту. Она и остальная часть I SG служили прикрытием для зачистки II разведывательной группы в направлении Терсхеллинга. 20 октября Хиппер покинул корабль. [ 67 ] В период с сентября по октябрь 1917 года корабль принимал участие в операции «Альбион», поддерживая вторжение Германии на русские острова Эзель , Даго и Мун (на территории современной Эстонии ). После успешной операции на Балтике Мольтке был выделен для поддержки II разведывательной группы (II AG), но не принимал активного участия во Второй битве при Гельголандской бухте . [ 63 ]
В конце 1917 года Флот открытого моря начал проводить рейды против конвоев в Северном море между Великобританией и Норвегией. В октябре и декабре 1917 года два британских конвоя, направлявшиеся в Норвегию, были перехвачены и уничтожены немецкими крейсерами и эсминцами, что побудило Битти, ныне главнокомандующего Великим флотом, выделить несколько линкоров и линейных крейсеров для защиты конвоев. [ 68 ] Это предоставило Шееру возможность, которой он ждал всю войну: шанс изолировать и уничтожить часть Великого флота. [ 69 ]
В 05:00 23 апреля 1918 года Флот открытого моря вышел из гавани с намерением перехватить один из конвоев под сильным сопровождением. Беспроводной радиотрафик был сведен к минимуму, чтобы британцы не узнали об операции. [ 69 ] 24 апреля в 05:10 у Мольтке произошла поломка оборудования: гребной винт правого борта отвалился от вала, и прежде чем турбину удалось остановить, шестерня была разрушена. [ 69 ] Разрушенное колесо отбросило куски стали во вспомогательный конденсатор, который затопил машинное отделение и остановил работу центрального и правого двигателей. В котлы попала соленая вода, снизив скорость корабля всего до четырех узлов; к 08:45 капитан Мольтке сообщил Шееру, что его корабль «вышел из-под контроля», [ 69 ] и что корабль нужно будет отбуксировать. В 09:38 крейсер «Страсбург» попытался взять корабль на буксир, но не смог этого сделать. В 10:13 дредноут «Ольденбург» был отделен от боевого флота, чтобы отбуксировать Мольтке обратно в порт. [ 70 ] В 14:10 конвой еще не был обнаружен, и поэтому Шеер повернул флот открытого моря обратно в сторону немецких вод. К 17:10 Мольтке двигатели были отремонтированы, и корабль смог двигаться со скоростью 17 узлов. [ 70 ] В 19:37 британская подводная лодка Е42 заметила корабль и выпустила торпеду по Мольтке . Корабль набрал 1800 тонн воды, но смог добраться до гавани своим ходом. [ 71 ] Ремонт проводился в Вильгельмсхафене на Императорской верфи с 30 апреля по 9 сентября 1918 года. [ 70 ]
После ремонта Мольтке принял участие в учебных операциях на Балтике с 19 сентября по 3 октября. С 1 ноября корабль стал флагманом I скаутской группы агентства Reuter. [ 70 ] после того, как линейный крейсер «Гинденбург» ушел в сухой док на ремонт. [ 72 ]
Судьба
[ редактировать ]
Мольтке должен был принять участие в «смертельной поездке» Флота открытого моря незадолго до окончания Первой мировой войны. Основная часть Флота открытого моря должна была выйти из своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с Британский Великий флот; Шеер - к тому времени гросс-адмирал (гросс-адмирал) флота - намеревался нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы сохранить лучшую переговорную позицию для Германии, чего бы это ни стоило флоту. [ 73 ] Однако пока флот консолидировался в Вильгельмсхафене, уставшие от войны моряки начали массово дезертировать. Когда Фон дер Танн и Дерффлингер прошли через шлюзы, разделявшие внутреннюю гавань и рейд Вильгельмсхафена, около 300 человек с обоих кораблей перелезли через борт и исчезли на берегу. [ 74 ]
24 октября 1918 г. был отдан приказ отплыть из Вильгельмсхафена. Начиная с ночи 29 октября, моряки нескольких линкоров подняли мятеж ; были совершены диверсии три корабля из III эскадры отказались сняться с якоря, а на борту линкоров «Тюринген» и «Гельголанд» . Приказ отплыть был отменен из-за открытого восстания. В начале ноября 1918 года немецкая революция началась ; это привело к перемирию , положившему конец войне и свергнувшему монархию. [ 75 ]
Мольтке был сдан вместе с остальной частью Флота открытого моря 24 ноября 1918 года и интернирован в Скапа-Флоу под командованием капитан-лейтенанта Волланте. [ 76 ] Полагая, что Версальский договор был подписан и его флот вот-вот будет захвачен британцами, Рейтер приказал затопить Флот открытого моря 21 июня 1919 года, пока Великий британский флот находился на учениях. Корабль затонул через два часа пятнадцать минут. [ 77 ] Мольтке был поднят в 1927 году и отправлен на слом в Росайте в 1929 году. [ 78 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ^ Корабли класса Indefatigable водоизмещением 22 100 тонн при полной загрузке по сравнению с 25 400 тоннами у Moltke . Корабли класса Indefatigable имели броневой пояс толщиной 4–6 дюймов (102–152,4 мм), а Мольтке пояс имел толщину 3–11 дюймов (76,2–280 мм). См.: Campbell & Sieche , стр. 26, 152.
- ↑ Битти намеревался оставить только два последних лёгких крейсера из Гуденаф эскадры ; однако Ноттингема сигнальщик неверно истолковал сигнал, полагая, что он предназначен для всей эскадры, и таким образом передал его Гуденафу, который приказал своим кораблям вернуться на свои позиции перед линейными крейсерами Битти.
- ^ Таким образом, Лев на Зейдлице , Тигр на Мольтке , Королевская принцесса на Дерффлингере и Новая Зеландия на Блюхере .
- ↑ Это должно было иметь далеко идущие последствия, поскольку сразу после сражения немецкое военно-морское командование начало расследование, в результате которого были приняты противовспышечные меры, которые предотвратили впечатляющие взрывы, которые привели к уничтожению Indefatigable и Queen Mary. в Ютландии год спустя. См.: Таррант , с. 40.
- ^ Время, упомянутое в этом разделе, указано по центральноевропейскому времени , что соответствует немецкой перспективе. Это на один час опережает UTC , часовой пояс, обычно используемый в британских работах.
- ^ СМС Кениг Альберт в это время находился на скамье подсудимых.
- ↑ Тигр неверно истолковал сигнал «распределение огня», поднятый флагманским кораблем Битти « Лев » .
- ↑ За исключением Лютцова , который потерял скорость и не смог угнаться за ним.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Персонал , стр. 11–12.
- ^ Грёнер , стр. 54–55.
- ^ Персонал , с. 12.
- ^ Грёнер , с. 54.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 112–113.
- ^ Персонал , стр. 14–15.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Персонал , с. 15.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 113–114.
- ^ Персонал , с. 14.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 114.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 115.
- ^ Таррант , с. 26.
- ^ Мэсси , с. 107.
- ^ Страчан , с. 417.
- ^ Мэсси , с. 114.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 33.
- ^ Шеер , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Таррант , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 40.
- ^ Таррант , стр. 40–41.
- ^ Таррант , с. 41.
- ^ Таррант , с. 42.
- ^ Халперн , с. 196.
- ^ Халперн , стр. 196–197.
- ^ Халперн , с. 197.
- ^ Халперн , стр. 197–198.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д Таррант , с. 62.
- ^ Беннетт , с. 183.
- ^ Таррант , с. 92.
- ^ Таррант , с. 95.
- ^ Таррант , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 97.
- ^ Таррант , стр. 100–101.
- ^ Хокинс , с. 157.
- ^ Таррант , с. 150.
- ^ Таррант , с. 152.
- ^ Таррант , стр. 152–153.
- ^ Таррант , стр. 155–156.
- ^ Таррант , с. 163.
- ^ Таррант , с. 165.
- ^ Таррант , с. 173.
- ^ Таррант , с. 179.
- ^ Таррант , с. 181.
- ^ Таррант , с. 193.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 195.
- ^ Таррант , с. 213.
- ^ Таррант , стр. 213–214.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б Персонал , с. 16.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 116–117.
- ^ Мэсси , с. 682.
- ^ Мэсси , с. 683.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 112, 117.
- ^ Мэсси , с. 747.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мэсси , с. 748.
- ^ Перейти обратно: а б с д Персонал , с. 17.
- ^ Мэсси , с. 749.
- ^ Персонал , с. 42.
- ^ Таррант , стр. 280–281.
- ^ Мэсси , с. 775.
- ^ Таррант , стр. 281–282.
- ^ Рейтер , стр. 154.
- ^ Рейтер , стр. 153.
- ^ Это , с. 72.
Ссылки
[ редактировать ]
- Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN 978-1-84415-300-8 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хокинс, Найджел (2002). Голодная блокада: военно-морские блокады Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85052-908-1 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0237-4 .
- Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN 978-1-84476-377-1 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Британия, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-40878-5 .
- Рейтер, Людвиг фон (1921). Скапа-Флоу: Das Grab Der Deutschen Flotte [ Scape Flow: Могила немецкого флота ] (на немецком языке). Лейпциг: Хазе и Келер.
- Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Лондон: Касселл и компания. OCLC 2765294 .
- Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-009-3 .
- Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1997). флот и его большие крейсеры ( Императорский на немецком языке). Вёльферсхайм: Podzun-Pallas Verlag. ISBN 3-7909-0603-4 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Боевые крейсеры . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-130-4 .
- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .