Jump to content

СМС Нассау

Нассау , в самом начале карьеры
История
Германия
Имя Нассау
Тезка Герцогство Нассау входит в состав прусской провинции Гессен -Нассау. [ 1 ]
Строитель Императорская верфь , Вильгельмсхафен
Заложен 22 июля 1907 г.
Запущен 7 марта 1908 г.
Введен в эксплуатацию 1 октября 1909 г.
Судьба Передан Японии в качестве военного приза , продан на металлолом в 1920 году.
Общие характеристики
Класс и тип Нассау класса Линкор
Смещение
Длина 146,1 м (479 футов 4 дюйма)
Луч 26,9 м (88 футов 3 дюйма)
Черновик 8,9 м (29 футов 2 дюйма)
Установленная мощность
Движение
Скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час)
Диапазон На скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час): 8300 миль (15400 км; 9600 миль)
Дополнить
  • 40 офицеров
  • 968 мужчин
Вооружение
Броня

СМС Нассау [ а ] был первым дредноутом линкором- , построенным для Императорского флота Германии , в ответ на спуск на воду британского линкора HMS Dreadnought . [ 2 ] «Нассау» был заложен 22 июля 1907 года на верфи Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене и спущен на воду менее чем через год, 7 марта 1908 года, примерно через 25 месяцев после «Дредноута» . Он был головным кораблем своего класса из четырех линкоров, в которые входили Posen , Rheinland и Westfalen .

Нассау служил в Северном море в начале Первой мировой войны , во II дивизии I боевой эскадры немецкого флота открытого моря . В августе 1915 года вошёл в Балтийское море и участвовал в сражении в Рижском заливе , где вступил в бой с русским линкором « Слава» . После возвращения в Северное море «Нассау» и его однотипные корабли приняли участие в Ютландском сражении 31 мая — 1 июня 1916 года. Во время боя «Нассау» столкнулся с британским эсминцем HMS Spitfire . в Нассау Всего в ходе боя было 11 убитых и 16 раненых.

После Первой мировой войны основная часть Флота открытого моря была интернирована в Скапа-Флоу . Поскольку это были старейшие немецкие дредноуты, кораблям класса «Нассау» на время было разрешено оставаться в немецких портах. После того, как немецкий флот был затоплен , Нассау и три ее сестры были сданы победившим союзным державам в качестве замены затонувшим кораблям. Нассау был передан Японии в апреле 1920 года. Поскольку корабль оказался непригодным для использования, Япония продала его британской аварийной фирме, которая затем сдала его на слом в Дордрехте , Нидерланды .

Описание

[ редактировать ]
План и профиль Нассау класса

Проектные работы над классом «Нассау» начались в конце 1903 года в контексте англо-германской гонки военно-морских вооружений ; в то время линкоры иностранных военно-морских сил начали нести все более тяжелые вторичные батареи , в том числе итальянские и американские корабли с орудиями калибра 20,3 см (8 дюймов) и британские корабли с орудиями калибра 23,4 см (9,2 дюйма), превосходя предыдущие немецкие линкоры Deutschland . класс с их вторичными обмотками диаметром 17 см (6,7 дюйма). Немецкие конструкторы первоначально рассматривали корабли, оснащенные вторичными орудиями калибра 21 см (8,3 дюйма), но ошибочные сообщения в начале 1904 года о том, что британские Lord Nelson линкоры класса будут оснащены вторичной батареей из 25,4 см (10 дюймов) орудий, побудили их рассмотреть вариант еще более мощный корабль, вооруженный крупнокалиберным вооружением, состоящим из восьми орудий калибра 28 см (11 дюймов). В течение следующих двух лет проект был усовершенствован до более крупного корабля с двенадцатью орудиями, и к этому времени Британия спустила на воду полностью крупноорудийный линкор HMS Dreadnought . [ 3 ]

Нассау имел длину 146,1 м (479 футов 4 дюйма), ширину 26,9 м (88 футов 3 дюйма) и осадку 8,9 м (29 футов 2 дюйма). Его водоизмещение 18 873 т (18 575 длинных тонн ) с нормальной нагрузкой и 20 535 т (20 211 длинных тонн) с полной загрузкой. Экипаж корабля состоял из 40 офицеров и 968 рядовых. Нассау сохранил трехвальные двигатели тройного расширения с двенадцатью угольными водотрубными котлами вместо более совершенных турбинных двигателей. Ее силовая установка имела мощность 21 699 л.с. (16 181 кВт ) и обеспечивала максимальную скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). Радиус плавания составлял 8300 морских миль (15400 км; 9600 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 4 ] Этот тип техники был выбран по просьбе адмирала Альфреда фон Тирпица и строительного управления ВМФ; последний заявил в 1905 году, что «использование турбин на тяжелых военных кораблях не рекомендуется». [ 5 ] Это решение было основано исключительно на стоимости: в то время Parsons владела монополией на паровые турбины и требовала 1 миллиона золотых марок роялти в размере за каждый изготовленный газотурбинный двигатель. Немецкие фирмы не были готовы начать производство турбин в больших масштабах до 1910 года. [ 6 ]

Нассау нес главного калибра . двенадцать 28-см (11 дюймов) SK L/45 [ б ] пушки необычной шестиугольной конфигурации. Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати 15-см (6 дюймов) орудий SK L/45 и шестнадцати 8,8-см (3 дюйма) орудий SK L/45 , все из которых были установлены в казематах . [ 4 ] Корабль также был вооружен шестью подводными торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) . Одна труба была установлена ​​в носовой части, другая в корме и две на каждом борте , по обоим концам переборки торпеды . [ 8 ] корабля Поясная броня составляла 270 мм (11 дюймов). [ 9 ] Толщина центральной цитадели , а толщина бронепалубы составляла 80 мм (3 дюйма). Башни главного калибра имели борта толщиной 280 мм (11 дюймов), а боевая рубка была защищена броней толщиной 400 мм (16 дюймов). [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Нассау в начале своей карьеры, ок. 1909–1910 гг.

«Нассау» был заказан под временным названием «Эрзац Бавария» в качестве замены старому «Саксония» » класса «Бавария броненосцу . Заложена 22 июля 1907 года на Kaiserliche Werft в Вильгельмсхафене , строительный номер 30. [ 4 ] Строительные работы шли в условиях абсолютной секретности; отрядам солдат была поставлена ​​задача охранять саму верфь, а также подрядчиков, поставлявших стройматериалы, таких как Крупп . [ 10 ] Корабль был спущен на воду 7 марта 1908 года; ее крестила принцесса Хильда Нассау , а на церемонии присутствовали кайзер Вильгельм II и принц Нидерландов Генрих , представляющие Дом его жены Оранж-Нассау . [ 11 ]

Работы по оснащению значительно затянулись, когда рабочий верфи случайно снял заглушку с большой трубы, в результате чего корабль затопило значительное количество воды. На корабле не были установлены водонепроницаемые переборки , поэтому вода распространилась по всему кораблю, заставила его накрениться влево и опуститься на 1,6 м (5 футов 3 дюйма) на дно дока. Корабль пришлось откачать и очистить, что оказалось трудоемкой задачей. [ 1 ] Корабль был построен к концу сентября 1909 года. В состав Флота открытого моря он был принят 1 октября 1909 года. [ 4 ] и судебные разбирательства начались немедленно. [ 1 ] HMS Dreadnought , корабль, который стимулировал Нассау строительство , был спущен на воду за 25 месяцев до Нассау , 2 февраля 1906 года. [ 12 ]

Нассау и остальные члены I боевой эскадрильи в Киле перед войной.

16 октября 1909 года Нассау и ее сестра Вестфалия приняли участие в церемонии открытия нового третьего входа на военно-морскую верфь Вильгельмсхафена. [ 13 ] они приняли участие в ежегодных маневрах Флота открытого моря Еще находясь на испытаниях, в феврале 1910 года. «Нассау» завершил испытания 3 мая и присоединился к недавно созданной I боевой эскадре Флота открытого моря. В течение следующих четырех лет корабль участвовал в очередной серии маневров эскадры и флота и учебных походах. Единственным исключением был летний учебный круиз 1912 года, когда из-за Агадирского кризиса круиз зашел только в Балтийское море. [ 14 ] 14 июля 1914 года начался ежегодный летний круиз в Норвегию. Угроза войны заставила кайзера Вильгельма II отменить круиз через две недели, и к концу июля флот вернулся в порт. [ 15 ] Война между Австро-Венгрией и Сербией разразилась 28 числа, и в течение недели к конфликту присоединились все основные европейские державы. [ 16 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Нассау участвовал в большинстве наступлений флота в Северное море на протяжении всей войны. [ 17 ] Первая операция проводилась преимущественно контр-адмирала Франца фон Хиппера линейными крейсерами ; корабли бомбардировали английские прибрежные города Скарборо, Хартлпул и Уитби . 15–16 декабря 1914 года [ 18 ] Немецкий боевой флот из 12 дредноутов, включая «Нассау» , и восьми предшествующих дредноутов отправился в поддержку линейных крейсеров. Вечером 15 декабря они подошли к изолированной эскадре из шести британских линкоров на расстояние 10 миль (19 км; 12 миль). Стычки в темноте между экранами эсминцев - соперников убедили командующего немецким флотом адмирала Фридриха фон Ингеноля весь Великий флот , что перед ним развернут . По приказу кайзера не рисковать флотом Ингеноль прервал бой и повернул боевой флот обратно в сторону Германии. [ 19 ]

Битва в Рижском заливе

[ редактировать ]
Большой серый линкор медленно движется по спокойному морю.
Нассау в процессе

В августе 1915 года немецкий флот предпринял попытку очистить Рижский залив , чтобы облегчить захват Риги немецкой армией . Для этого немецкие планировщики намеревались отогнать или уничтожить российские военно-морские силы в этом районе, в том числе линкор «Слава» до дредноута , а также ряд канонерских лодок и эсминцев. Немецкие военно-морские силы также заложат ряд минных полей у северного входа в залив, чтобы не допустить проникновения в этот район российских военно-морских подкреплений. В состав флота, который собрался для нападения, входили «Нассау» и три родственных ему корабля, четыре «Гельголанд» линкора типа и линейные крейсеры «Фон дер Танн» , «Мольтке » и «Зейдлиц» . Эти силы будут действовать под командованием нынешнего вице-адмирала Хиппера. Восемь линкоров должны были прикрывать силы, сражающиеся с русской флотилией. Первая попытка 8 августа оказалась неудачной, поскольку на разминирование российских минных полей ушло слишком много времени, чтобы позволить минному заградителю «Дойчланд» установить собственное минное поле. [ 20 ]

16 августа 1915 года была предпринята вторая попытка входа в залив: «Нассау» и «Позен» , четырем легким крейсерам и 31 торпедному катеру удалось прорвать оборону русских. [ 21 ] В первый день штурма был потоплен немецкий тральщик Т 46 , как и эсминец V 99 . На следующий день «Нассау» и «Позен» вступили в артиллерийскую дуэль со «Славой» , в результате которой русский корабль получил три попадания, вынудившие его отступить. К 19 августа русские минные поля были разминированы, и флотилия вошла в залив. Сообщения о подводных лодках союзников в этом районе побудили немцев отменить операцию на следующий день. [ 22 ] Нассау и Позен оставались в Персидском заливе до 21 августа, при этом содействуя уничтожению канонерских лодок «Сивуч» и «Кориц» . [ 14 ] Адмирал Хиппер позже заметил, что:

«Удерживать ценные корабли в течение значительного времени на ограниченном пространстве, где подводные лодки противника действовали все активнее, с соответствующим риском повреждения и потерь, означало пойти на авантюру, несоразмерную выгоде, которую можно было получить от оккупации залива до взятия Риги с суши». [ 23 ]

Ютландская битва

[ редактировать ]
Карты, показывающие маневры британского (синий) и немецкого (красный) флотов 31 мая - 1 июня 1916 г.

Нассау принял участие в безрезультатной Ютландской битве 31 мая – 1 июня 1916 года в составе II дивизии I боевой эскадрильи. Большую часть сражения I боевая эскадрилья формировала центр боевой линии , позади III боевой эскадрильи контр-адмирала Бенке, а за ней следовали старые дредноуты контр-адмирала Мауве из II боевой эскадрильи . «Нассау» был третьим кораблем в группе из четырех кораблей, после «Рейнланда» и впереди «Вестфалии» ; Позен был флагманом эскадры. [ 24 ] Когда немецкий флот реорганизовался в ночной крейсерский строй, порядок кораблей был случайно изменен, и поэтому «Нассау» стал вторым кораблем в линии, за кормой от «Вестфалии» . [ 25 ]

Между 17:48 и 17:52 одиннадцать немецких дредноутов, включая «Нассау» , вступили в бой и открыли огонь по 2-й британской эскадре легких крейсеров; Целью Нассау « был крейсер Саутгемптон» . Нассау Считается, что нанесла один удар по Саутгемптону примерно в 17:50 на расстоянии 20 100 ярдов (18 400 м), вскоре после того, как она начала стрельбу. Снаряд попал в «Саутгемптон» косо по левому борту и не причинил существенных повреждений. [ 26 ] Затем «Нассау» перебросила свои орудия на крейсер «Дублин» ; Стрельба прекратилась к 18:10. [ 27 ] В 19:33 «Нассау» вошел в зону досягаемости британского линкора « Варспайт» ; ее главные орудия ненадолго выстрелили, но после поворота немецкого флота на 180 градусов британский корабль уже был недосягаем. [ 28 ]

Вскоре после 22:00 «Нассау» и остальная часть I эскадрильи снова были атакованы британскими лёгкими силами, в том числе лёгкими крейсерами «Кэролайн» , «Комус» и «Роялист» . Нассау последовал за своей сестрой Вестфалией, повернув на 68 ° на правый борт, чтобы уклониться от любых торпед , которые могли быть выпущены. Два корабля открыли огонь по Кэролайн и Роялисту с расстояния около 8000 ярдов (7300 м). [ 29 ] Британские корабли ненадолго отвернулись, прежде чем развернуться для запуска торпед. [ 30 ] Кэролайн произвела два выстрела по Нассау ; первый прошел недалеко от носа корабля, а второй прошел под кораблем, не взорвавшись. [ 31 ]

Повреждения HMS Spitfire после тарана Нассау

Около полуночи 1 июня немецкий флот пытался пройти позади Великого британского флота, когда столкнулся с линией британских эсминцев. Нассау наткнулся на эсминец «Спитфайр» и в суматохе попытался его протаранить. «Спитфайр» попытался уклониться, но не смог достаточно быстро уйти, и два корабля столкнулись. Нассау обстрелял эсминец из передних 11-дюймовых орудий. Они не могли опуститься настолько низко, чтобы Нассау смог нанести удар; тем не менее, залп орудий разрушил Спитфайра » « мост . В этот момент «Спитфайр» смог отделиться от «Нассау» и забрал с собой 6-метровую (20 футов) часть бортовой обшивки «Нассау » . В результате столкновения выведено из строя одно из (5,9 дюймов) орудий Нассау 15- сантиметровых и образовалась рана высотой 3,5 м (11,5 футов) над ватерлинией; это замедлило корабль до 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час), пока его не удалось отремонтировать. [ 32 ] Во время беспорядочного боя в «Нассау» попали два снаряда диаметром 4 дюйма (10 см) британских эсминцев, которые повредили ее прожекторы и привели к незначительным жертвам. [ 33 ]

Вскоре после 01:00 Нассау и Тюрингия столкнулись с британским броненосным крейсером « Черный принц» . Тюрингия открыла огонь первой и обстреляла «Черного принца» в общей сложности 27 крупнокалиберными снарядами и 24 снарядами из своей вторичной батареи. К ним присоединились Нассау и Остфрисландия , а затем Фридрих дер Гросс . Сильный огонь быстро вывел из строя британский крейсер и поджег его; после мощного взрыва она затонула, унеся с собой всю команду. [ 34 ] Тонущий «Черный принц» находился прямо на пути к Нассау ; Чтобы избежать крушения, кораблю пришлось резко направиться в сторону III боевой эскадры. пришлось «Нассау» переключить двигатели на полную скорость назад, чтобы избежать столкновения с «Кайзерином» . Затем Нассау снова занял позицию между дредноутами Гессеном и Ганновером . [ 34 ] Около 03:00 несколько британских эсминцев предприняли еще одну торпедную атаку по немецкой линии. Примерно в 03:10 в темноте у порта Нассау появились три или четыре эсминца ; на расстоянии от 5 500 ярдов (5 000 м) до 4 400 ярдов (4 000 м) Нассау кратко обстрелял корабли, прежде чем повернуть на 90 °, чтобы избежать торпед. [ 35 ]

После ее возвращения в немецкие воды «Нассау» , ее сестры «Позен» и «Вестфалия» , а также «Гельголанд» линкоры класса «Гельголанд» и «Тюринген » заняли оборону на Нефритовом рейде . на ночь [ 36 ] В ходе боя «Нассау» дважды получил попадание вторичных снарядов, однако существенных повреждений эти попадания не причинили. [ 37 ] Ее потери составили 11 человек убитыми и 16 ранеными. [ 38 ] За время боя она выпустила 106 снарядов главного калибра и 75 выстрелов из вспомогательных орудий. [ 39 ] Ремонт был завершен быстро, и к 10 июля 1916 года Нассау вернулся в состав флота. [ 40 ]

Более поздние операции

[ редактировать ]
Опознавательный рисунок, подготовленный Королевским флотом: . борт главная батарея Нассау повернута на правый

Еще одно наступление флота последовало 18–22 августа, во время которого линейные крейсеры I разведывательной группы должны были бомбардировать прибрежный город Сандерленд, пытаясь выманить и уничтожить линейные крейсеры Битти. Поскольку только два из четырех немецких линейных крейсеров все еще находились в боевом состоянии, в состав разведывательной группы для операции были переданы три дредноута: «Маркграф» , «Гроссер Курфюрст» и недавно вошедший в строй «Бавария» . Флот открытого моря, включая Нассау , [ 14 ] будет следовать за ним и обеспечивать прикрытие. [ 41 ] 19 августа в 06:00 Вестфалия была торпедирована британской подводной лодкой HMS E23 в 55 морских милях (102 км; 63 мили) к северу от Терсхеллинга ; корабль остался на плаву и был отправлен обратно в порт. [ 17 ] Британцы знали о планах Германии и направили Большой флот им навстречу. К 14:35 адмирал Шеер был предупрежден о приближении Великого флота и, не желая вступать в бой со всем Великим флотом всего через 11 недель после близкого столкновения в Ютландии, развернул свои силы и отступил в немецкие порты. [ 42 ]

19–20 октября последовал еще один выход в Северное море. 21 декабря «Нассау» сел на мель в устье Эльбы . Ей удалось освободиться, и ремонт проводился в Гамбурге на верфи Райхерштайг до 1 февраля 1917 года. [ 14 ] Корабль входил в состав сил, направлявшихся в Норвегию для перехвата британского конвоя под сильным эскортом 23–25 апреля, однако операция была отменена, когда линейный крейсер « Мольтке» получил механические повреждения и его пришлось отбуксировать обратно в порт. [ 43 ] Нассау , Остфрисландия и Тюрингия были сформированы в специальное подразделение для операции «Шлюсштайн» — запланированной оккупации Санкт-Петербурга . 8 августа Нассау принял 250 солдат в Вильгельмсхафене, а затем отправился в Прибалтику. Три корабля достигли Балтики 10 августа, но операция была отложена и в конечном итоге отменена. Особое подразделение было расформировано 21 августа, а 23 августа линкоры вернулись в Вильгельмсхафен. [ 44 ]

Нассау и три ее сестры должны были принять участие в последнем сражении флота в конце октября 1918 года, за несколько дней до перемирия вступления в силу . Основная часть Флота открытого моря должна была выйти со своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с Великим британским флотом; Шеер - к тому времени гросс-адмирал ( Großadmiral ) флота - намеревался нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы улучшить позицию Германии на переговорах, несмотря на ожидаемые потери. Многие из уставших от войны моряков считали, что операция нарушит мирный процесс и продлит войну. Утром 29 октября 1918 года был отдан приказ на следующий день отплыть из Вильгельмсхафена. Начиная с ночи 29 октября моряки на Тюрингии , а затем и на нескольких других линкорах подняли мятеж . Беспорядки в конечном итоге вынудили Хиппера и Шира отменить операцию. [ 45 ]

После краха Германии в ноябре 1918 года значительная часть Флота открытого моря была интернирована в Скапа-Флоу . «Нассау» и три ее сестры не вошли в число кораблей, подлежащих интернированию, поэтому они остались в немецких портах. [ 2 ] В этот период, с ноября по декабрь, Германа Бауэра . командиром корабля исполнял обязанности [ 46 ] 21 июня 1919 года контр-адмирал Людвиг фон Ройтер , ошибочно полагая, что перемирие истечет в полдень того же дня, приказал затопить свои корабли, чтобы предотвратить их захват британцами. [ 47 ] В результате четыре корабля класса «Нассау» были переданы различным союзным державам в качестве замены потопленным кораблям. [ 2 ] Нассау был передан Японии 7 апреля 1920 года, хотя японцам этот корабль не был нужен. Поэтому в июне 1920 года они продали его британским судоразделщикам, которые сдали корабль на слом в Дордрехте . [ 4 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
  2. В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) обозначает скорострельное ружье, а «L / 45» обозначает длину ружья относительно диаметра ствола. В данном случае пушка L/45 имеет калибр 45 , а это значит, что длина пушки в 45 раз превышает ее диаметр. [ 7 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Персонал , с. 23.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Это , с. 67.
  3. ^ Додсон , стр. 72–75.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гренер , с. 23.
  5. ^ Хервиг , стр. 59–60.
  6. ^ Персонал , стр. 23, 35.
  7. ^ Грисмер , с. 177.
  8. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 140.
  9. ^ Персонал , с. 22.
  10. ^ Хаф , с. 26.
  11. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 135.
  12. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 21.
  13. ^ Персонал , стр. 23–24.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Персонал , с. 24.
  15. ^ Персонал , с. 11.
  16. ^ Хейман , с. XIX.
  17. ^ Перейти обратно: а б Персонал , с. 26.
  18. ^ Таррант , с. 31.
  19. ^ Таррант , стр. 31–33.
  20. ^ Халперн , стр. 196–197.
  21. ^ Халперн , с. 197.
  22. ^ Халперн , стр. 197–198.
  23. ^ Халперн , с. 198.
  24. ^ Таррант , с. 286.
  25. ^ Таррант , с. 203.
  26. ^ Кэмпбелл , с. 54.
  27. ^ Кэмпбелл , с. 99.
  28. ^ Кэмпбелл , с. 154.
  29. ^ Кэмпбелл , с. 257.
  30. ^ Кэмпбелл , стр. 257–258.
  31. ^ Кэмпбелл , с. 258.
  32. ^ Таррант , с. 220.
  33. ^ Кэмпбелл , с. 287.
  34. ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 225.
  35. ^ Кэмпбелл , с. 300.
  36. ^ Таррант , с. 263.
  37. ^ Таррант , с. 296.
  38. ^ Таррант , с. 298.
  39. ^ Таррант , с. 292.
  40. ^ Кэмпбелл , с. 336.
  41. ^ Мэсси , с. 682.
  42. ^ Мэсси , с. 683.
  43. ^ Мэсси , с. 748.
  44. ^ Персонал , стр. 24, 43–44, 46.
  45. ^ Таррант , стр. 280–282.
  46. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 133.
  47. ^ Хервиг , с. 256.
  • Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-1-55821-759-1 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хейман, Нил М. (1997). Первая мировая война . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN  978-0-313-29880-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0237-4 .
  • Хор, Питер (2006). Линкоры Первой мировой войны . Лондон: Книги Саутуотера. ISBN  978-1-84476-377-1 .
  • Хаф, Ричард (2003). Дредноут: история современного линкора . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN  978-1-904381-11-2 .
  • Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN  978-0-345-40878-5 .
  • Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг . Том. 1: Классы Германии, Нассау и Гельголанда. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN  978-1-84603-467-1 .
  • Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN  978-0-304-35848-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b2b18b18ac35dfe10e612c6d102e7e9__1722770580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/e9/3b2b18b18ac35dfe10e612c6d102e7e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Nassau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)